Силы и средства ликвидации

Содержание

Силы и средства МЧС России

В современных условиях наше государство располагает профессионально подготовленными силами и средствами для оперативного реагирования и проведения спасательных и других неотложных работ по защите населения и территорий в ЧС природного и техногенного характера — силы и средства МЧС России:

— сводные мобильные отряды соединений и воинских частей Войск гражданской обороны Российской Федерации;

— Центральный аэромобильный спасательный отряд (Центроспас);

— Поисково-спасательная служба МЧС России;

— Центр по проведению спасательных операций особого риска «Лидер»;

— авиация МЧС России.

Войска гражданской обороны – С1991 г. указом Президента РФ Войска ГО были переданы в состав МЧС России, предназначены для защиты террито­рии страны и ее населения при чрезвычайных ситуациях, вы­званных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями, и угрозе их возникновения в мирное и военное время.

Они существенно отличаются от соединений и частей Вооруженных Сил: не участвуют в боевых действиях, не имеют оружия, за исключением небольшого комплекта, предназначенного для собственной охраны,

Решают задачи преимущественно мир­ного времени — участвуют в аварийно-спасательных работах, локализации и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, эвакуируют пострадавшее население, обеспечива­ют людей продовольствием, а также предметами первой необ­ходимости.

Решение задач военного времени — радиационная, химическая и бактериологическая разведка, эвакуационные мероприятия, пиротехнические ра­боты. Структура этих войск включает:

— отдельных спасательных бригад — 8;

— отдельных механизированных полков — 17;

— отдельный автомобильный полк — 1;

— отдельных мобильных и механизированных батальонов — 8;

— отдельных вертолетных отрядов — 4;

— отдельных рот специальной защиты — 4 .

Войска ГО могут привлекаться к обороне с применением средств воору­женной борьбы. Свои задачи они выполняют как само­стоятельно, так и во взаимодействии с войсками МО, МВД, ФСБ РФ и формированиями объектов экономики.

Государственный аэромобиль­ный спасательный отряд (Центроспас)является основным подразделением экстренного реа­гирования на чрезвычайные ситуации крупного масштаба и уникального характера.

Основное предназначение — оперативное выполнение первоочередных поисково-спаса­тельных работ в России, и за рубежом, оказание медицинской помощи, эвакуация из мест ЧС, доставка гуманитарных грузов в зоны чрезвычайных си­туаций.

Отряд располагает специальной техникой и оборудованием: 5 самолетов Ил-76, 6 малогабаритных спасательных вертолетов БО-15, позволяю­щих оперативно добираться в труднодоступные районы и эва­куировать оттуда раненых и больных в места базирования «большой» авиации для дальнейшей их отправки на стацио­нарное лечение.

В составе отряда есть свой госпиталь — аэро­мобильный, оперативно доставляемый в районы ЧС и развер­тываемый там для нуждающихся в немедленной помощи.

Поисково-спасательная служба МЧС Россиисоздана Минис­терством по чрезвычайным ситуациям и объединяет региональные ПСС и поисково-спасатель­ные отряды (ПСО) общей численностью около 2 тыс. чело­век, дислоцированных в 55 субъектах РФ.

Задачи служб и отрядов:

· проведение поисково-спасатель­ных работ в чрезвычайных ситуациях;

· оказание пострадавшим первой медицинской помощи и их эвакуация в лечебные уч­реждения;

· профилактические мероприятия, направленные на снижение или устранение опасности для жизни и здоровья граждан.

Поисково-спасательные службы и отряды оснащены: высокоэффектив­ный гидравлический спасательный инструмент, легко режу­щий стальную арматуру; пневмодомкраты, способные подни­мать железобетонные плиты до 20-50 т; акустические приборы для поиска живых людей в завалах и радиолокационные — для поиска в снежных лавинах.

У них есть телевизионные системы поиска пострадавших. С учетом опыта ликвидации чрезвычайных ситуаций и оснащения аналогичных служб раз­витых зарубежных государств ведется работа по созданию но­вейших, в том числе уникальных, образцов техники для про­ведения спасательных работ. Развивается и кинологическая служба МЧС России.

История создания и развития МЧС России. Силы МЧС России. Войска гражданской обороны. Авиация МЧС России. ГПС и другие

История образования МЧС России

История России всегда была связана с разного рода опасными природными явлениями, стихийными и иными бедствиями, катастрофами, а также опасностями, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Испокон веков люди пытались объединиться, чтобы противостоять этим бедствиям, оказать помощь бедствующим. Стремление к коллективному противостоянию бедствиям различного характера — одна из причин создания государств.

Нередко появление той или иной опасности и угрозы обусловливало появление сил для защиты от них, рождались документы, определяющие вопросы безопасности в данной области.

Так, например, в конце XV века при Иване III возникает пожарная служба, а в 1504 году издаются подробные противопожарные правила, распространяемые на всю Россию. При Петре I создается уже пожарная повинность.

Развитие горного дела, химической промышленности, мореплавания, нефтяной индустрии обусловило создание подразделений горно- и газоспасателей, морских спасателей, отрядов для борьбы с фонтанами нефти, каждое из этих направлений по мере роста опасностей получало свое развитие.

В период революции и гражданской войны профессиональная пожарная охрана в силу своей малочисленности и слабого оснащения была не в состоянии противостоять захлестнувшим страну пожарам. Основная тяжесть легла на плечи добровольных пожарных дружин. В связи с этим 17 апреля 1918 г. Совет Народных Комиссаров СССР принимает декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем», положивший начало созданию новой системы пожарной безопасности в России. В составе НКВД для организации деятельности межведомственного Пожарного совета был создан специальный аппарат.

Понимая серьезность борьбы со стихийными бедствиями в Кодексе законов о труде РСФСР в 1922 г. в разделе III «О порядке привлечения к трудовой повинности граждан РСФСР», записывается, что «в исключительных случаях (борьба со стихийными бедствиями, недостаток в рабочей силе для выполнения важнейших государственных заданий) все граждане РСФСР, за изъятиями, указанными в ст. ст. 12—14, могут привлекаться к труду в порядке трудовой повинности согласно специальным постановлениям Совета Народных Комиссаров СССР или органов, уполномоченных на то Советом Народных Комиссаров.

В этой формулировке впервые в России используется термин «стихийные бедствия».

В эти годы, как подчеркивалось выше, шло постоянное совершенствование пожарной охраны в стране. В 1940 г. были введены «Боевой устав пожарной охраны» и «Устав внутренней службы в пожарной охране».

Накануне Великой Отечественной войны пожарная охрана страны представляла собой уже хорошо организованную силу. Она в централизованном порядке обеспечивалась квалифицированными кадрами, необходимой пожарной техникой, специальными видами снаряжения. Вся боевая и профилактическая работа противопожарной службы строилась по единым уставам и наставлениям. Республиканские, краевые и областные центры, крупные города, большинство районных центров охранялось профессиональными городскими пожарными командами (ГПК), содержащимися за счет местного бюджета.

Военизированная охрана имелась только на объектах оборонного значения.

В годы войны органы управления пожарной охраны, отряды и пожарные команды НКВД стали составной частью общегосударственных мероприятий и вошли в пожарную службу местной противовоздушной обороны (МПВО), но оперативно подчинялись Главному управлению пожарной охраны (ГУПО) страны. Пожарная охрана, взаимодействуя с формированиями МПВО, свела на нет расчеты противника на массовые пожары. Ни в одном городе, ни в одном населенном пункте тыла не было сплошных или массовых пожаров.

Следует отметить, что по мере возникновения и роста тех или иных угроз создавались, как подчеркивалось выше, необходимые силы и организационные структуры, начиная от соответствующих служб обеспечения безопасности на объектах и территориях, вплоть до образования государственных многонациональных систем защиты населения и территорий, разрабатывалась и принималась необходимая законодательная и нормативная правовая база.

Необходимость образования государственных систем защиты населения и территорий, как в России, так и за рубежом была обусловлена, прежде всего, ростом военных угроз, созданием и развитием средств поражения.

В России (СССР) проблемы защиты населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, впервые на государственный уровень были подняты сразу после гражданской войны, что было обусловлено появлением, а затем бурным развитием авиации и ростом ее возможностей по нанесению ударов по тыловым объектам страны. Кстати, впервые правила поведения граждан при налетах самолетов противника были изложены уже 8 марта 1918 г. в воззвании «К населению Петрограда и его окрестностей».

Этой проблеме стало уделяться значительное внимание и в октябре 1932 года решение этих вопросов было возложено на местную систему противовоздушной обороны (МПВО), образованную постановлением ЦК КПСС и Совета Народных Комиссаров СССР, прописавшим основные положения ее функционирования.

Своевременное создание МПВО обеспечило в годы Великой Отечественной войны успешную защиту населения и создание условий для функционирования объектов народного хозяйства. За годы Великой Отечественной войны МПВО превратилось из локальной в общегосударственную систему защиты тыла страны, была важным элементом обороноспособности государства, составной частью Вооруженных Сил страны.

Положениями о МПВО Союза ССР, утвержденными постановлениями Совета Министров СССР 31 октября 1949 г. и 14 апреля 1956 г. были определены на основе опыта Великой Отечественной войны цели, задачи, организационная структура МПВО, основные мероприятия, проводимые на территории страны, роль и место войск МПВО, формирований МПВО и групп самозащиты, порядок подготовки кадров и населения в системе МПВО, обязанности министерств и ведомств.

В положении, утвержденном в 1956 г., впервые подчеркивалось, что МПВО является системой общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых в целях защиты населения от ядерного оружия и других современных средств поражения, создания условий, обеспечивающих надежность работы объектов народного хозяйства в условиях нападения с воздуха, проведения спасательных работ и оказания помощи пострадавшим, а также выполнения неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения. Особое внимание обращалось на то, что МПВО должна была организовываться на всей территории страны.

Появление ядерного оружия, создание ракетных средств его доставки потребовали все же коренных изменений военных доктрин ядерных стран, при этом проблема защиты населения и территорий от оружия массового поражения приобрела еще большую остроту и важность.

В связи с этим в 1961 году было принято решение о преобразовании МПВО в гражданскую оборону.

Отличие МПВО от гражданской обороны состояло в следующем:

  • во-первых, система защитных мер гражданской обороны должна была обеспечить защиту населения и территорий от поражающих факторов качественно нового оружия – оружия массового поражения;
  • во-вторых, значительно расширился круг задач, решаемых гражданской обороной, включая создание условий, необходимых для работы промышленности в военное время и обеспечение всем необходимым граждан, выживших в ядерной войне;
  • в-третьих, в совершенно новом качестве встала задача по ликвидации последствий нападения противника в виде огромных массовых разрушений, предусматривающая при этом оказание помощи одновременно сотням тысяч пострадавших;
  • в-четвертых, мероприятиям гражданской обороны был придан общегосударственный и общенародный характер, они планировались и реализовывались на всей территории страны и касались каждого гражданина и каждого коллектива.

Все это с учетом опыта функционирования системы гражданской обороны за прошедшие годы нашло отражение в Положении о Гражданской обороне СССР, введенном в действие Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 201-78 от 18 марта 1976 г.

Следует подчеркнуть, что попытка разработать и принять в эти годы закон о Гражданской обороне СССР оказались безуспешными.

Необходимо признать, что в 60-70-ые годы было много сделано для обеспечения готовности гражданской обороны на случай возникновения ядерной войны, в том числе по созданию нормативной базы. Так, например, основные принципы защиты населения от оружия массового поражения были определены постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1963 года № 1132-416 «О мероприятиях по защите населения страны от оружия массового поражения». Они легли в основу строительства и ведения гражданской обороны. В печати неоднократно подчеркивалось, что состояние Гражданской обороны СССР в эти годы было одним из сдерживающих факторов развязывания войны со стороны бывших вероятных противников СССР.

Вместе с тем надо признать, что ориентация гражданской обороны в эти годы в основном только на решение задач военного времени объективно способствовала однобокости ее развития. Авария на Чернобыльской АЭС подтвердила это, показав, что гражданская оборона не готова к качественному решению задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В связи с этим постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 июля 1987 г. была продекларирована необходимость развития гражданской обороны в плане непосредственного решения задач по защите и спасению населения в чрезвычайных ситуациях, вызванных стихийными бедствиями, крупными авариями и катастрофами. Но это постановление осталось на бумаге, о чем подтвердило Спитакское землетрясение 1988 г.

Чернобыльская трагедия показала, что вопросы защиты населения и территорий надо решать на государственном уровне, а Спитакская катастрофа ускорила принятие решения по данному вопросу.

В середине 1989 г. Верховным Советом СССР было принято решение о создании в структуре Правительства СССР специального органа – Государственной комиссии Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, а 15 декабря 1990 г. постановлением Совета Министров СССР создается государственная система по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях, которая объединила органы управления, силы и средства, в компетенцию которых входили задачи по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Созданные Комиссия и Система существовала до распада СССР.

Шло развитие системы противостояния чрезвычайным ситуациям и в России. 17 июля 1990 г. Президиумом Верховного Совета РСФСР было принято постановление «Об образовании Российского корпуса спасателей». Реализуя это постановление, Совет Министров РСФСР в целях радикального улучшения работы по защите населения и народнохозяйственных объектов при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, придания этой работе общенациональной значимости, возведения ее на уровень государственной политики постановлением от 27 декабря 1990 г. № 606 образовал Российский корпус спасателей на правах Государственного комитета РСФСР.

Дата принятия этого постановления считается временем основания Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

После утверждения Положения и штатного расписания Корпуса началось его формирование. 17 апреля 1991 года постановлением Совета Министров РСФСР № 207 Председателем Российского корпуса спасателей был назначен Сергей Кожугуетович Шойгу.

Однако уже первые месяцы деятельности Российского корпуса спасателей показали трудности его функционирования как государственно-общественной организации, недостаток полномочий для качественного выполнения возложенных на него задач. В связи с этим постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 июля 1991 г. 1617-1 Российский корпус спасателей был преобразован в Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям (ГКЧС РСФСР).

Указом Президента РСФСР от 19 ноября 1991 г. №221 ГКЧС РСФСР был вновь реорганизован. На базе Госкомитета и Штаба гражданской обороны РСФСР был создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР, который в 1994 году был реорганизован (Указ Президента Российской Федерации от 10 января 1994 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти») в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В настоящее время МЧС России или более официально – Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – основной орган, осуществляющий управление в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности, а также координирующий деятельность федеральных органов исполнительной власти в указанной области.

Сегодня МЧС России – это государственный орган, который, помимо ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф, занимается прогнозированием, предупреждением чрезвычайных ситуаций, разрабатывает специальный спасательный инструмент, новые технологии, имеет в своем распоряжении даже авиацию и т. д.

МЧС России – это структура, которая покрывает своей сетью практически всю страну. Это мощный кулак спасательных сил, способный остановить развитие любой чрезвычайной ситуации. Расскажем вкратце о некоторых его силах постоянной готовности, немедленно реагирующих на крупные, наиболее тяжелые ЧС.

Силы МЧС России. Войска гражданской обороны

Эти войска составляют основу сил МЧС России, привлекаемых для ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Войска ГО прошли долгий и сложный путь своего развития – испытание войной 1941-1945 гг., серьезную проверку боеспособности при ликвидации многих крупных аварий, катастроф и стихийных бедствий. Они существенно отличаются от соединений и частей Вооруженных Сил. Их задача – быстро прийти на выручку населению в чрезвычайных ситуациях, оказать ему помощь, устранить последствия ЧС.

Основная организационная единица войск ГО – спасательный центр. В центр входят различные отдельные отряды: спасательный или экстренного реагирования; радиационной, химической и биологической защиты; жизнеобеспечения; пиротехнических работ; охраны и сопровождения грузов; медицинский спасательный; пожарный; поисково-спасательный, кинологический; автомобильный; экспедиционных сил и др.

Эти войска называют еще «Войска спасения» или «Войска без оружия» (однако в целях самозащиты они имеют некоторое легкое вооружение).

Центроспас

Центроспас – это Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд. Основные его функции – оперативное реагирование на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера федерального и трансграничного масштаба, спасение людей в зонах ЧС, доставка и сопровождение грузов гуманитарной помощи терпящим бедствие и др.

Профессиональный уровень работников отряда довольно высок. Каждый из спасателей имеет 6-15 гражданских специальностей (водитель, связист, медик, газосварщик, инженер, водолаз, альпинист, пожарный, кинолог, спелеолог и т.д.).

Отряд располагает разнообразной специальной техникой и оборудованием. На его оснащении парашютно-десантные системы; спецавтотранспорт для работ в зонах чрезвычайных ситуаций; катера на воздушной подушке; средства поиска и спасения пострадавших, оказания первой помощи; изолирующие скафандры и дыхательные аппараты для работы в газовых средах и под водой; надувные плоты, лодки. Есть также средства жизнеобеспечения, индивидуальной защиты; радиостанции ближней и дальней (в том числе спутниковой) радиосвязи; экспедиционные рационы питания.

Отряд оснащен легкими вертолетами, способными работать в крупных городах. Они используются в перегруженной автотранспортом Москве для перевозки тяжелобольных и пострадавших в ДТП, нуждающихся в экстренной медицинской помощи, когда бригады «скорой», зажатые в толчее машин, не успевают прибыть по вызову.

Отряд отличает круглосуточная готовность спасателей, транспортных средств, техники и снаряжения к быстрым и эффективным действиям, направленным на спасение человеческих жизней и материальных ценностей от ЧС в любой географической точке Земли.

Спецназ «Лидер»

Случаются чрезвычайные ситуации, отличающиеся особой спецификой, требующие, например, навыков в выполнении пиротехнических работ, использовании робототехнических средств и т.п. Нередко к тому же чрезвычайные ситуации происходят в условиях, сопряженных с повышенным риском для жизни спасателей, в том числе исходящим от криминальных элементов, устремляющихся к месту ЧС с целью поживиться. Чтобы защитить спасателей, проводить работы особой сложности, был создан Центр по проведению спасательных операций особого риска «Лидер». Наряду с Центроспасом он стал ядром сил быстрого реагирования МЧС России.

Костяком Центра стали люди, имевшие опыт боевых действий, служившие в подразделениях специального назначения. Многие из них являются спасателями международного класса, мастерами спорта международного класса, инструкторами по альпинизму.

На Центр «Лидер» возложены следующие задачи:

– проведение первоочередных аварийно-спасательных и других неотложных работ особой сложности в труднодоступной местности, с десантированием спасателей и грузов, на воде и под водой с использованием легкого водолазного снаряжения;

– выполнение подрывных и пиротехнических работ;

– осуществление мероприятий по защите людей, материальных и культурных ценностей, – объектов экономики в районах ЧС;

– обеспечение сохранности грузов, перевозимых в качестве гуманитарной помощи, безопасности граждан, материальных и культурных ценностей при их эвакуации из районов ЧС;

– обеспечение безопасности работников МЧС России, других министерств и ведомств, привлекаемых к проведению работ в районах ЧС.

Центр оснащен современной техникой, его сотрудники имеют прекрасную экипировку.

Поисково-спасательная служба

Элитные подразделения Центроспас и «Лидер» привлекаются не на все чрезвычайные ситуации, а лишь на наиболее крупные и сложные. Ликвидацией последствий «рядовых» ЧС обычно занимаются формирования поисково-спасательной службы (ПСС). В их составе около 4 тысяч спасателей, в том числе 170 – международного класса. Кроме того, в субъектах Федерации и муниципальных образованиях имеются свои аварийно-спасательные отряды общей численностью свыше 10 тысяч человек и примерно 7,5 тысяч добровольцев-спасателей в составе студенческих спасотрядов.

Поначалу все они участвовали в ликвидации последствий в основном стихийных бедствий, а теперь действуют и в чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Сегодня им приходится участвовать в ликвидации последствий авиационных, железнодорожных, автотранспортных и даже речных (морских) аварий (катастроф), устранять последствия взрывов, пожаров и обрушений зданий, прорывов нефте- и газопроводов, разливов различных АХОВ.

Увеличилось и число так называемых бытовых чрезвычайных ситуаций. Все чаще работники милиции обращаются в органы управления ГОЧС с просьбами о поиске людей в городской черте, в водоемах, об оказании помощи при угрозе террористических актов, извлечении людей из шахт лифтов, колодцев, вскрытии квартир в высотных домах (с применением альпинистской технологии и аварийно-спасательного инструмента). Все это становится новым направлением деятельности поисково-спасательных формирований.

Авиация МЧС России

Авиация министерства включает целый парк авиасредств. В их числе самолеты Ил-76ТД. Они вмещают по 42 тонны воды или специальной огнегасящей жидкости, являются самыми большими в мире пожарными «бомбардировщиками». Эти самолеты успешно применялись при тушении пожаров на складах боеприпасов под Ереваном (в Армении), Владивостоком, Екатеринбургом. В условиях, когда из-за разрывов снарядов наземным пожарным было невозможно подойти к месту аварии, только с помощью авиации они могли справиться с этой задачей.

С этих самолетов велась борьба и с крупными лесными пожарами. В ней же участвуют многоцелевые самолеты-амфибии Бе-200 ЧС, способные забирать 12 тонн воды в режиме глиссирования, что существенно повышает эффективность пожаротушения, вертолеты Ми-8 и Ми-26, которые могут наносить точечные водяные удары по очагам огненной стихии.

Ил-62М, оборудованный в варианте воздушного командного пункта, позволяет управлять силами и средствами, привлекаемыми для ликвидации чрезвычайных ситуаций, эвакуировать людей из зон чрезвычайных ситуаций, выполнять перевозки оперативных групп МЧС России и т.п.

Многоцелевые задачи выполняют вертолеты Ми-26Т, Ми-8МТ, Ка-32Т, которые не требуют специальных аэродромов, могут обслуживать самые труднодоступные территории.

МЧС России – единственная на сегодняшний день структура в стране, соединившая в единое целое авиацию и спасателей. Многое из того, что делает авиация министерства, в стране не делает никто.

Центр управления в кризисных ситуациях

Когда возникает чрезвычайная ситуация, действовать надо быстро, грамотно и организованно. Тому, кто обязан принимать меры по ее ликвидации, необходимо, прежде всего, получить информацию о случившемся, причем максимально точную, и вероятный прогноз ее развития. Нужны также сведения о силах и средствах, которые можно немедленно использовать для решения внезапно возникающей задачи.

В этих целях был создан Центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС). В числе его задач – отслеживать и докладывать информацию о чрезвычайных ситуациях; готовить предложения руководству для принятия решения; обеспечивать устойчивое, непрерывное и оперативное управление органами управления, силами и средствами РСЧС при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций; вести банк данных об авариях, катастрофах и стихийных бедствиях в стране и за рубежом, о потенциально опасных объектах, возможных вариантах развития событий при возникновении той или иной ЧС, об алгоритмах действий в различных ситуациях и др.

Система кризисного управления постоянно совершенствуется. В целях формирования общего информационного пространства, усиления межведомственной координации и централизации управления при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций начато создание Национального центра управления в кризисных ситуациях. Можно сказать, что тем самым формируется система антикризисного управления всей страной при самых разных чрезвычайных ситуациях всероссийского масштаба – от крупного землетрясения до военных действий. Этот центр будет фактически головным информационным координатором РСЧС. В каждом региональном центре МЧС России намечено сделать его филиалы.

В 2005 году началось развертывание Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН). После ее полного развертывания будет обеспечиваться гарантированное оповещение более 35 млн. человек в различных кризисных ситуациях, сроки доведения необходимой информации до населения в местах массового пребывания сократятся в 12 раз.

Государственная противопожарная служба МЧС России

Огненная стихия стала настоящим бедствием для человечества, Только в России в среднем ежегодно регистрируется более 200 тысяч пожаров. В них погибает около 20 тысяч человек.

Указом Президента России с 1 января 2002 года Государственная противопожарная служба передана в ведение Министерства РФ по чрезвычайным ситуациям. Это сделано в целях совершенствования государственного управления в области пожарной безопасности, объединения; сил и средств при организации и про ведении первоочередных аварийно спасательных работ, связанных с тушением пожаров.

Первичным оперативным подразделением, способным самостоятельно потушить небольшой пожар или спасти людей, которым угрожает опасность, является отделение на пожарном автонасосе или автоцистерне. Такие отделения первым выезжают по вызову и принимают; немедленные меры к ликвидации очага загорания.

Чаще всего тактические задачи пожарным приходится решать силам дежурного караула – основного тактического подразделения. Оно в составе двух и более отделений способно успешно бороться с более сложными пожарами. Караул несет службу в пожарном депо в течение 24 часов, а затем его меняет следующая смена. Караул постоянно готов к выезду на пожар. На сбор по тревоге его личному составу отводится всего 40-50 секунд. За это время пожарные должны надеть боевую одежду, занять места в машинах, получить от диспетчера адрес, где произошло возгорание, и выехать на место происшествия.

Во главе всех подразделений, принимающих участие в тушении пожара, стоит руководитель (РТП). При крупных пожарах для оперативного руководства организуется штаб, который обеспечивает выполнение указаний руководителя.

Для тушения пожара нужны вода или пена, огнетушащие порошок или инертный газ, противодымный противогаз и (или) теплоотражательный костюм, лестница для спасения людей с верхних этажей, приспособление для вскрытия конструкций здания, чтобы проникнуть к очагу горения. Словом, требуются десятки приборов и приспособлений для борьбы с огнем, дымом, испепеляющей жарой.

Важным направлением работы пожарной охраны является противопожарная профилактика. Цель ее – снижение числа пожаров и, как следствие, сокращение материального ущерба от огня, а также уменьшение людских жертв.

В настоящее время в городах России функционируют и доказали свою эффективность единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований, оборудованные единым телефонным номером службы спасения «01». Этот номер становится основой всей системы реагирования на ЧС. Сегодня во многих городах и районах страны дело обстоит таким образом, что каждый гражданин, позвонив по «01», может получить квалифицированную помощь по широкому спектру проблем, связанных с происшествиями.

МЧС России проделало очень важную работу, результаты которой должны повысить уровень реагирования на пожары на всей территории России. В рамках проводимой в стране административной реформы задачи пожаротушения разделены сегодня между противопожарными службами субъектов Российской Федерации и Федеральной противопожарной службой. Последняя отвечает за тушение пожаров не на всей территории страны, а в закрытых административно-территориальных образованиях; на объектах, критически важных для национальной безопасности страны; других особо важных пожароопасных объектах; особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации.

МЧС России вышло с предложением внести в закон поправки, позволяющие ФПС, входящей в министерство, осуществлять защиту от пожаров на территории всей страны и координировать все виды пожаротушения на территории субъектов РФ, т.е. установить единое управление этой деятельностью. Это может стать стратегическим шагом в обеспечении пожарной безопасности.

Сегодня ГПС – это мощная оперативная служба. Ее подразделения ежегодно совершают около двух миллионов выездов, в 2007 году ими было спасено на пожарах от гибели и травм на пожарах 942 человека, в том числе в УР –147 человек.

Государственная инспекция по маломерным судам (ГИМС)

Согласно статистике, в последние 20 лет на водных объектах Российской Федерации по разным причинам ежегодно погибает до 20 тысяч человек. В целях совершенствования деятельности по обеспечению безопасности людей на водных объектах в 1984 году в Российской Федерации была образована Государственная инспекция по маломерным судам (ГИМС). В августе 2003 года в рамках совершенствования РСЧС она была передана в состав МЧС России.

ГИМС осуществляет:

– регистрацию, учет, техническое освидетельствование маломерных судов, баз (сооружений) для их стоянок, пляжей, переправ и наплавных мостов;

– аттестацию судоводителей и выдачу им удостоверений на право управления маломерным судном;

– контроль на водоемах за соблюдением правил пользования маломерными судами, охраны жизни людей на воде, пресечение выявленных нарушений и др.

В настоящее время в рамках проводимой в стране административной реформы функции ГИМС в части осуществления поиска, спасания и охраны жизни людей на водных объектах переданы в ведение органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Основное направлением деятельности ГИМС МЧС России – обеспечение эффективного функционирования подразделений инспекции по решению задач в области государственного и технического надзора на водных объектах Российской Федерации.

Аварийно-спасательная служба ( АСС )

Аварийно-спасательная служба (АСС) – это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения конкретных задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования (АСФ).

Задачи

Основными задачами аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований являются:

  • поддержание органов управления, сил и средств аварийно-спасательных служб (аварийно-спасательных формирований) в постоянной готовности к выдвижению в зоны чрезвычайных ситуаций и проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах или территориях.

Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации на аварийно-спасательные службы (аварийно-спасательные формирования) могут возлагаться следующие задачи:

  • участие в разработке планов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах и территориях, планов взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях;
  • участие в проведении экспертизы предполагаемых для реализации проектов и решений по обслуживаемым объектам и территориям, а также по процессам, которые могут повлиять на обеспечение защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций на указанных объектах;
  • надзор в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;
  • участие в контроле за соблюдением технологических и инженерно-технических требований с целью предупреждения чрезвычайных ситуаций;
  • участие в подготовке решений по созданию, размещению, определению номенклатурного состава и объемов резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • пропаганда знаний в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, участие в подготовке населения и работников организаций к действиям в чрезвычайных ситуациях;
  • участие в разработке нормативных документов по вопросам организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР);
  • выработка предложений органам государственной власти по правовому и техническому обеспечению деятельности аварийно-спасательных служб (аварийно-спасательных формирований), социальной защите спасателей и других работников аварийно-спасательных служб (аварийно-спасательных формирований);
  • участие в разработке и производстве аварийно-спасательных средств, а также др. задачи, не выходящие за рамки гуманитарных задач, возложенных на Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Полный перечень задач, возлагаемых на конкретные аварийно-спасательные службы (аварийно-спасательные формирования), определяется по согласованию с соответствующими органами управления, уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, в соответствии с их полномочиями и закрепляется в положениях об аварийно-спасательных службах (аварийно-спасательных формированиях) или в уставах указанных служб (формирований).

Виды

В соответствии с законодательством Российской Федерации аварийно-спасательные службы (аварийно-спасательные формирования) могут создаваться:

  • на постоянной штатной основе – профессиональные аварийно-спасательные службы (аварийно-спасательные формирования);
  • на нештатной основе – нештатные аварийно-спасательные формирования;
  • на общественных началах – общественные аварийно-спасательные формирования.

Профессиональные аварийно-спасательные службы (аварийно-спасательные формирования создаются: в федеральных органах исполнительной власти – решениями Правительства Российской Федерации по представлениям соответствующих министерств, ведомств и организаций Российской Федерации, согласованным с МЧС России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти; в субъектах Российской Федерации – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации; в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством РФ предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб (аварийно-спасательных формирований), – руководством организаций по согласованию с главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации; в органах местного самоуправления – по решению органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, или по решению администраций организаций в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Общественные аварийно-спасательные формирования создаются общественными объединениями, уставными задачами которых является участие в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Состав и структуру аварийно-спасательных служб (аварийно-спасательных формирований) определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения, исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также требований законодательства Российской Федерации. В состав аварийно-спасательных служб входят органы управления указанных служб, аварийно-спасательные формирования и иные формирования, обеспечивающие решение стоящих перед аварийно-спасательными службами задач. Кроме того, в состав аварийно-спасательных служб могут входить научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения по подготовке спасателей, учреждения по подготовке поисковых собак и организации по производству аварийно-спасательных средств. Основными принципами деятельности аварийно-спасательных служб (аварийно-спасательных формирований) и спасателей являются:

  • принцип гуманизма и милосердия, предусматривающий приоритетность задач спасения жизни и сохранения здоровья людей, защиты природной среды при возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • принцип единоначалия руководства аварийно-спасательными службами (аварийно-спасательными формированиями);
  • принцип оправданного риска и обеспечения безопасности при проведении аварийно-спасательных и неотложных работ;
  • принцип постоянной готовности аварийно-спасательных служб (аварийно-спасательных формирований) к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации.

Об утверждении Положения об аэромобильных группировках МЧС России

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ПРИКАЗ

от 20 октября 2017 года N 448

Об утверждении Положения об аэромобильных группировках МЧС России

В соответствии с Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868, Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794, Положением о федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 г. N 385,

приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение об аэромобильных группировках МЧС России.

2. Признать утратившим силу приказ МЧС России от 18.01.2016 N 9 «Об обеспечении готовности аэромобильных группировок МЧС России к ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожаров».

Министр

В.А.Пучков

Положение об аэромобильных группировках МЧС России

УТВЕРЖДЕНО

приказом МЧС России

от 20 октября 2017 года N 448

I. Общие положения

1. Положение об аэромобильных группировках МЧС России (далее — Положение) разработано в соответствии с Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868, Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794, Положением о федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 г. N 385, и определяет порядок создания, организации деятельности, особенности оснащения и экипировки аэромобильных группировок МЧС России (далее — АМГ) с учетом климатических особенностей, а также особенности привлечения АМГ к действиям по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее — АСДНР) при крупномасштабных пожарах, при ликвидации аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций (далее — ЧС), произошедших на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации.

2. Требованиями настоящего Положения необходимо руководствоваться начальникам главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации (далее — ГУ МЧС России), руководителям и личному составу спасательных воинских формирований МЧС России, аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований МЧС России, подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее — ФПС), образовательных организаций высшего образования МЧС России, научно-исследовательских учреждений МЧС России, привлекаемым для тушения пожаров и проведения АСДНР в составе АМГ (далее — подразделения).

3. АМГ представляет собой нештатные формирования, включающие в себя силы и средства подразделений МЧС России, расположенных на территории субъекта Российской Федерации и входящих в состав территориального пожарно-спасательного гарнизона, которые предназначены для тушения пожаров и проведения АСДНР в зонах крупномасштабных пожаров, аварий, катастроф и иных ЧС, произошедших на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации.

Для организации и контроля проведения АСДНР в состав АМГ включаются должностные лица ГУ МЧС России.

Расчет сил и средств АМГ приведен в приложении N 1 к настоящему Положению.

4. Для каждой АМГ соответствующим руководителем в обязательном порядке разрабатывается План применения сил и средств АМГ, который должен содержать следующие разделы:

состав сил и средств, включаемых в АМГ;

эшелонирование и порядок приведения АМГ в режимы готовности; порядок убытия и доставки сил и средств АМГ в зону ЧС с использованием различных видов транспорта;

задачи АМГ при тушении пожаров и проведения АСДНР при ликвидации ЧС;

порядок организации управления и взаимодействия при тушении пожаров и проведения АСДНР при ликвидации ЧС; иная необходимая информация.

5. АМГ привлекаются в целях:

тушения пожаров, проведения АСДНР при ликвидации ЧС природного и техногенного характера, в том числе с использованием авиации и авиационных технологий;

прикрытия критически важных и потенциально опасных объектов;

проведения первоочередных мероприятий по защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера и обеспечению пожарной безопасности в пределах своей компетенции.

6. Привлечение АМГ для тушения пожаров и проведения АСДНР за пределами Российской Федерации осуществляется в составе российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования, а также по решению Правительства Российской Федерации.

Состав сил и средств российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования определяется Правительством Российской Федерации по представлению Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — Министр).

7. Для обеспечения готовности АМГ к тушению пожаров и проведению АСДНР в каждом из подразделений МЧС России, входящем в состав АМГ, предусматриваются:

транспортные средства для доставки сил и средств АМГ к местам базирования воздушных судов (аэропортам) (автобусы, автомобили пожарные контейнерного типа и т.д.);

резерв горюче-смазочных материалов;

специальная защитная одежда, обувь и экипировка личного состава для тушения пожаров и проведения АСДНР в различных природно-климатических условиях;

аварийно-спасательный инструмент, пожарно-спасательное оборудование и вооружение;

имущество, необходимое для развертывания полевого лагеря в зоне ЧС (полевые кухни, палатки, средства обогрева, спальные мешки и т.д.);

медицинское имущество;

другое имущество и средства жизнеобеспечения личного состава в полевых условиях.

Перечень рекомендуемого оборудования, аварийно-спасательного имущества и снаряжения, включаемого в материальный резерв, приведен в приложении N 2 к настоящему Положению.

8. Оборудование, аварийно-спасательное имущество и снаряжение, включаемое в материальный резерв, распределяется по укладкам, которые размещаются в мобильные контейнерные упаковки различных размеров.

9. Мобильная контейнерная упаковка (далее — МКУ) выполняется из износостойкого материала, на лицевой стороне МКУ размещаются:

а) в центральной части — малая эмблема МЧС России;

б) в правом верхнем углу — табличка синего цвета с указанием наименования подразделения МЧС России;

в) в левом верхнем углу — наклейка размерами 15×15 см с порядковым номером следующих цветов:

желтого — общая укладка для ликвидации ЧС РХБ характера;

оранжевого — укладка для ликвидации ЧС на химически опасных объектах;

черного — укладка для ликвидации ЧС на радиационно опасных объектах;

зеленого — укладка для ликвидации ЧС на биологически опасных объектах;

синего — укладка для ликвидации ЧС, связанной с паводком (наводнением);

красного — укладка для тушения природных пожаров;

коричневого — универсальная укладка для проведения аварийно-спасательных работ в различных ЧС;

белого с красным крестом — медицинская укладка;

голубого — укладка для размещения средств связи;

белого — укладка для размещения имущества полевого лагеря;

фиолетового — укладка для индивидуального оснащения спасателя.

С внутренней стороны крышки МКУ крепится табличка с перечнем размещенного в ней имущества и его весом.

МКУ должна иметь приспособления для транспортировки (ремни, ручки).

10. Продовольственное обеспечение личного состава АМГ в период проведения АСДНР осуществляется по нормам и в порядке, утвержденными приказом МЧС России от 29.04.2013 N 290 «Об утверждении категорий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, федеральных государственных гражданских служащих и работников МЧС России, имеющих право на продовольственное обеспечение в период несения дежурства, участия в полевых учениях, проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, нахождения в служебных командировках на территориях иностранных государств для ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, норм и порядка их продовольственного обеспечения» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 4 мая 2013 г., регистрационный N 28500).

Обеспечение кормами (продуктами), подстилочными материалами штатных животных, входящих в состав АМГ, осуществляется по нормам и в порядке, утвержденными приказу МЧС России от 02.09.2014 N 475 «Об утверждении норм и порядка обеспечения кормами (продуктами) и подстилочными материалами штатных животных спасательных воинских формирований МЧС России и организаций, находящихся в ведении МЧС России, а также норм замены одних кормов (продуктов) другими при обеспечении штатных животных спасательных воинских формирований МЧС России и организаций, находящихся в ведении МЧС России, и внесении изменений в приказ МЧС России от 03.02.2014 N 39» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 20 ноября 2014 г., регистрационный N 34794).

Состав и размеры запасов продовольствия, в том числе индивидуальных пайков и рационов (далее — ИРП), для АМГ устанавливаются руководителем соответствующего подразделения формирующего АМГ, с учетом сроков хранения продуктов (ИРП), условий приготовления пищи и длительности проведения АСДНР, а также возможности по их содержанию и освежению.

11. Пункты питания АМГ укомплектовываются техникой и имуществом продовольственной службы по норме N 7, утвержденной приказом МЧС России от 19.02.2013 N 98 «Об обеспечении техникой, продукцией общехозяйственного назначения и имуществом продовольственной службы системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 6 марта 2013 г., регистрационный N 27517), а военнослужащие, сотрудники и работники МЧС России обеспечиваются отдельными предметами общехозяйственного назначения и имущества продовольственной службы — по норме N 13 указанного приказа.

12. Для обеспечения доставки сил и средств АМГ для тушения пожаров и проведения АСДНР используются воздушные суда (самолеты, вертолеты) МЧС России, а также, по согласованию, воздушные суда транспортной авиации других федеральных органов исполнительной власти и иные виды транспорта.

Порядок выделения воздушных судов транспортной авиации других федеральных органов исполнительной власти и иных видов транспорта предусматривается в рамках соглашений, заключаемых между МЧС России и федеральными органами исполнительной власти (организациями собственниками транспорта).

13. Личный состав подразделений, входящих в состав АМГ, должен:

а) знать:

основы ведения АСДНР в зонах ЧС и правила безопасности при их ведении;

основы тушения природных и крупных техногенных пожаров;

основы радиационной, химической и биологической защиты;

средства и способы связи, а также сигналы при ведении АСДНР в зонах ЧС;

правила оказания первой помощи пострадавшим;

особенности основных климатогеографических зон и ландшафтов, неблагоприятные факторы природной среды, отрицательно воздействующие на человека в условиях выживания, и методы защиты от них;

основные правила выживания в безлюдной местности в различных климатогеографических зонах и ландшафтах;

способы оказания само- и взаимопомощи при травмах и заболеваниях;

б) уметь:

пользоваться аварийно-спасательным имуществом, снаряжением, пожарно-спасательным оборудованием и вооружением, первичными средствами пожаротушения;

работать на специальных агрегатах (мотопомпы, гидравлический инструмент и т.д.);

пользоваться содержимым индивидуальных аптечек, а медицинские работники, входящие в состав АМГ — медицинскими полевыми укладками;

оказывать первую помощь штатными и подручными средствами;

извлекать пострадавших из завалов и эвакуировать с места ЧС наземным, воздушным и водным транспортом;

использовать беспилотные летательные аппараты в зонах ЧС;

работать с топографической информацией (в том числе с топографическими картами) и ориентироваться на местности с помощью технических средств (в том числе систем спутниковой навигации) и без них;

преодолевать стрессовое состояние, вызванное экстремальной ситуацией;

правильно оценивать обстановку и принимать решение на последующие действия;

оказывать первую само- и взаимопомощь штатными и подручными средствами, транспортировать раненых; организовать полевой лагерь;

ориентироваться и определять свое местонахождение;

преодолевать различные виды препятствий (естественные и искусственные) и труднопроходимые участки горной местности;

подбирать и обозначать площадки для посадки вертолетов;

в) иметь подготовку:

по программам подготовки пожарных, спасателей;

в объеме программ подготовки по специальностям (профессиям) необходимым для обеспечения действий в зонах крупномасштабных пожаров, аварий, катастроф и иных ЧС (смежные специальности);

в области основ обезвреживания взрывоопасных предметов (при необходимости);

альпинистскую и авиадесантную подготовку (при необходимости);

к выживанию в условиях природной среды;

по способам развертывания полевого лагеря;

в области эксплуатации и применения беспилотных авиационных систем.

14. Для проведения различных видов АСДНР в составе АМГ формируются комплексные бригады (пиротехники, альпинисты, водолазы и т.д.).

При этом личный состав подразделений, входящих в состав АМГ, помимо общей подготовки, проходит подготовку применительно к задачам, возлагаемым на комплексные бригады.

15. Медицинские работники, входящие в состав АМГ, должны уметь оказывать непосредственно на месте ЧС медицинскую помощь пострадавшим, определять очередность и порядок эвакуации потерпевших бедствие и способ их транспортировки в лечебные учреждения.

16. Время готовности АМГ к передислокации для тушения пожаров и проведения АСДНР на территории Российской Федерации определяется в порядке, установленном МЧС России. При этом готовность дежурных смен подразделений, входящих в состав АМГ — постоянная.

17. Подразделения, входящие в состав АМГ, функционируют в следующих режимах:

режим «Повседневная деятельность»;

режим «Повышенная готовность»;

режим «Чрезвычайная ситуация».

18. В режиме «Повседневная деятельность» техника, имущество и личный состав подразделений, входящих в состав АМГ, находятся по месту постоянной дислокации и выполняют задачи по предназначению.

19. При угрозе возникновения ЧС на территории субъекта Российской Федерации, а также по решению соответствующих руководителей подразделения, входящие в состав АМГ, приводятся в режим «Повышенная готовность» для сил постоянной готовности или полного состава сил.

При введении режима «Повышенная готовность» для сил постоянной готовности проводятся следующие мероприятия:

оповещение руководящего и личного состава подразделений, входящих в состав АМГ;

руководство подразделений, входящих в состав АМГ, прибывает к месту несения службы не позднее одного часа после получения сообщения;

свободный от несения службы личный состав резервных караулов (дежурных смен) подразделений, входящих в состав АМГ, прибывает в подразделения не позднее двух часов после получения сообщения;

личный состав, входящий в состав АМГ, готовит оборудование и имущество, используемое АМГ, проверяет комплектность мобильных контейнерных упаковок, проверяет специальную защитную одежду, обувь и экипировку личного состава для тушения пожаров и проведения АСДНР в различных природно-климатических условиях, а также обеспечивает выполнение иных необходимых мероприятий.

При введении режима «Повышенная готовность» для полного состава сил проводятся следующие мероприятия:

оповещение руководящего и личного состава подразделений, входящих в состав АМГ;

руководство подразделений, входящих в состав АМГ, прибывает к месту несения службы не позднее одного часа после получения сообщения;

свободный от несения службы личный состав подразделений, входящих в состав АМГ, прибывает в подразделения не позднее двух часов после получения сообщения;

личный состав, входящий в состав АМГ, готовит оборудование и имущество, используемое АМГ, проверяет комплектность мобильных контейнерных упаковок, проверяет специальную защитную одежду, обувь и экипировку личного состава для тушения пожаров и проведения АСДНР в различных природно-климатических условиях, а также обеспечивает выполнение иных необходимых мероприятий.

20. При возникновении ЧС на территории субъекта Российской Федерации, а также по решению соответствующего начальника, входящие в состав АМГ подразделения приводятся в режим «Чрезвычайная ситуация».

При введении указанного режима проводятся следующие мероприятия:

оповещение руководящего и личного состава подразделений, входящих в состав АМГ;

руководство подразделений, входящих в состав АМГ, прибывает к месту несения службы не позднее одного часа после получения сообщения;

свободный от несения службы личный состав подразделений, входящих в состав АМГ, прибывает в подразделение не позднее двух часов после получения сообщения;

определяет вид мобильной контейнерной упаковки, в зависимости от вида ЧС, проверяет ее комплектность, готовит форму одежды и экипировку личного состава для тушения пожаров, и проведения АСДНР в зависимости от природно-климатических условий территорий, на которых произошла ЧС, а также обеспечивает выполнение иных необходимых мероприятий;

готовит транспортные средства для доставки сил и средств АМГ к местам базирования воздушных судов (аэропортам) (автобусы, автомобили пожарные контейнерного типа и т.д.).

21. Общее руководство АМГ, приведение подразделений, входящих в состав АМГ, в режимы «Повышенная готовность» и «Чрезвычайная ситуация» осуществляют:

а) на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях, в отношении всех АМГ, при угрозе возникновения и возникновении ЧС федерального, межрегионального и регионального характера:

Министр, первый заместитель Министра, статс-секретарь-заместитель Министра, заместители Министра;

руководитель структурного подразделения центрального аппарата МЧС России, в полномочия которого входят вопросы готовности пожарно-спасательных сил (по согласованию с курирующим заместителем Министра);

руководитель структурного подразделения центрального аппарата МЧС России, в полномочия которого входят вопросы оперативного управления пожарно-спасательными силами (по согласованию с курирующим заместителем Министра);

начальник, старший оперативный дежурный Национального центра управления в кризисных ситуациях МЧС России;

б) на межрегиональном уровне, в отношении АМГ, расположенных на территории соответствующих федеральных округов, при угрозе возникновения и возникновении ЧС межрегионального и регионального характера начальник:

Сибирского регионального центра МЧС России (далее — РЦ) в отношении главных управлений МЧС России расположенных на территории Дальневосточного, Сибирского и Уральского федеральных округах;

Центрального РЦ в отношении главных управлений МЧС России расположенных на территории Центрального и Приволжского федеральных округов;

Южного РЦ в отношении главных управлений МЧС России, расположенных на территории Южного и Северо-Кавказского федеральных округов;

Северо-Западного РЦ в отношении главных управлений МЧС России, расположенных на территории Северо-Западного федерального округа;

в) на региональном уровне, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, при угрозе возникновения и возникновении ЧС регионального характера:

начальник ГУ МЧС России, являющийся начальником территориального пожарно-спасательного гарнизона;

руководитель структурного подразделения ГУ МЧС России, в полномочия которого входят вопросы организации деятельности пожарно-спасательных сил (по согласованию с начальником ГУ МЧС России);

начальник, старший оперативный дежурный центра управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России (по согласованию с начальником ГУ МЧС России).

22. При убытии для выполнения задач по предназначению в составе АМГ личный состав должен иметь при себе:

паспорт гражданина Российской Федерации (военный билет — для военнослужащих);

служебное удостоверение;

удостоверение спасателя (книжку спасателя);

жетон с личным номером (жетон спасателя);

документы на проведение специальных работ (управления маломерным судном и т.д.);

рейдовый рюкзак с имуществом личного оснащения и пользования;

офицерская полевая сумка (для руководителей АМГ, руководителей групп проведения работ).

Приложение N 1. Расчет сил и средств аэромобильных группировок МЧС России

Приложение N 1

к Положению

об аэромобильных группировках

МЧС России

от 20 октября 2017 года N 448

Расчет сил и средств аэромобильных группировок МЧС России

* Подразделения ГИМС привлекаются в состав АМГ на отдельные виды ЧС по решению начальника территориального органа МЧС России;

** Входят в резерв Федерального оперативного штаба для решения задач при проведении контртеррористических операций.

Приложение N 2. Перечень рекомендуемого оборудования, аварийно-спасательного имущества и снаряжения, включаемого в материальный резерв

Приложение N 2

к Положению

об аэромобильных группировках

МЧС России

от 20 октября 2017 года N 448

Перечень рекомендуемого оборудования, аварийно-спасательного имущества и снаряжения, включаемого в материальный резерв

Наименование оборудования, аварийно-спасательного

Ед.

Количество

п/п

имущества и снаряжения

изм.

АМГ* 50 чел.

АМГ** 100 чел.

АМГ*** 200 чел.

* Численность АМГ для погрузки на 1 воздушное судно (ИЛ-76 или аналогичное воздушное судно).

** Численность АМГ субъекта Российской Федерации.

*** Средняя численность АМГ СВФ и РПСО.

1. УКЛАДКИ ПО ВИДАМ ЧС

1.1. УКЛАДКА ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ЧС РХБ ХАРАКТЕРА

1.1.1. ОБЩАЯ УКЛАДКА ДЛЯ ЛИКВИДАЦИИ ЧС РХБ ХАРАКТЕРА

Костюм защитный легкий

шт.

Противогаз фильтрующий

шт.

Респиратор фильтрующий

шт.

Индивидуальный противохимический пакет (ИПП)

шт.

Комплект знаков ограждения

к-т.

Метеокомплект

к-т.

Комплект отбора проб

к-т.

Газоанализатор (для определения АХОВ)

к-т.

Дозиметр-радиометр

к-т.

Комплект специальной обработки

к-т.

Возимый запас дегазаторов (СФ-2У, ДТС-ГК)

к-т.

Мойка высокого давления

шт.

Дозиметр индивидуальный прямопоказывающий

шт.

1.1.2. УКЛАДКА ДЛЯ ЛИКВИДАЦИИ ЧС НА ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫХ ОБЪЕКТАХ

Костюм противохимический изолирующего типа

к-т.

Дыхательный аппарат на сжатом воздухе

шт.

Противогаз изолирующий

шт.

Компрессорная установка

шт.

Газоанализатор автоматический (для определения АХОВ)

шт.

Экспресс лаборатория химического контроля

шт.

1.1.3. УКЛАДКА ДЛЯ ЛИКВИДАЦИИ ЧС НА РАДИАЦИОННО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТАХ

Радиационный защитный костюм

шт.

Сканер спектрометрический

шт.

Радиометр альфа-, бета- и гамма- излучения

шт.

1.1.4. УКЛАДКА ДЛЯ ЛИКВИДАЦИИ ЧС НА БИОЛОГИЧЕСКИ ОПАСНЫХ ОБЪЕКТАХ

Противочумный костюм

к-т.

Респиратор фильтрующий

шт.

Укладки имунно-хромотографическая (для экспресса определения возбудителей ООП)

к-т.

1.2. УКЛАДКА ДЛЯ ЛИКВИДАЦИИ ЧС, СВЯЗАННОЙ С ПАВОДКОМ (НАВОДНЕНИЕМ)

Лодка надувная 8-ми местная с подвесным лодочным мотором

шт.

Лодка надувная 4-х местная с подвесным лодочным мотором

шт.

Спасательный жилет

шт.

Круг спасательный

шт.

Комбинезон-поплавок

шт.

Конец Александрова

шт.

Ледобур

шт.

Ледорез

шт.

Гидрокомбинезон

шт.

1.3. УКЛАДКА ДЛЯ ТУШЕНИЯ ПРИРОДНЫХ ПОЖАРОВ

Огнетушитель ранцевый

шт.

Боевая одежда пожарного (БОП) в комплекте с СИЗ, обувью и поясом пожарного

к-т.

Костюм противоэнцефалитный

к-т.

Респиратор противодымный

шт.

Захлестыватель ручной

шт.

Воздуходувка

шт.

2. УНИВЕРСАЛЬНАЯ УКЛАДКА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ В РАЗЛИЧНЫХ ЧС

Бензогенератор 6-10 кВт

шт.

Световая башня

шт.

Мотопомпа 800/1600 л/м

шт.

Рукав забирающий

шт.

Рукав подающий 25 м

шт.

Резервуар для воды 5000 л/1500 л

шт.

Насос погружной

шт.

Бензорез

шт.

Бензопила

шт.

Запасные диски

шт.

Запасные шины и цепи

шт.

Комплект электроинструмента (УШМ, перфоратор, дрель, электропила)

к-т.

Прибор поиска пострадавших

шт.

Комплект АСИ ручного:

комби-ножницы ручные;

разжим кусачки ручные;

тросорез ручной.

к-т.

Комплект ГАСИ:

гидравлическая силовая станция;

ножницы гидравлические;

ножницы гидравлические комбинированные;

ножницы гидравлические универсальные;

расширитель гидравлический большой;

расширитель гидравлический средний;

расширитель гидравлический малый;

расширитель дверной;

гидроцилиндр двухстороннего действия с односторонним штоком;

гидроцилиндр двухстороннего действия с двухсторонними штоками;

насос ручной двухступенчатый;

катушка-удлинитель;

ударный перфоратор.

к-т.

3. МЕДИЦИНСКАЯ УКЛАДКА

Сумка медицинская (сумка врача)

шт.

Комплект шин транспортных разового пользования

к-т.

Комплект шин пневматических

к-т.

Носилки мягкие

шт.

Мешок патологоанатомический

шт.

Носилки мягкие

шт.

4. УКЛАДКА ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ СРЕДСТВ СВЯЗИ

Радиостанция дальнего действия

шт.

Радиостанция малого действия

шт.

Ноутбук оборудованный Vipnet с 3G модемом

к-т.

Планшеты (навигаторы)

шт.

5. УКЛАДКА ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ИМУЩЕСТВА ПОЛЕВОГО ЛАГЕРЯ

Модуль пневмокаркасный (палатка М-30)

шт.

Модуль пневмокаркасный (палатка (М-10)

шт.

Отопительная установка

шт.

Коврик теплоизоляционный

шт.

Огнетушитель

шт.

Мешок спальный с вкладышем

шт.

Комплект постельного белья (простынь, наволочка, пододеяльник)

к-т.

Комплект складной мебели (стол + 4 стула)

к-т.

Моющее (дезинфицирующее средство)

шт.

Полотенца бумажные

рул.

Бумага туалетная

рул.

Перчатки рабочие летние

шт.

Перчатки рабочие зимние

шт.

Перчатки рабочие прорезиненные

шт.

Термос войсковой носимый

шт.

Раскладной туалет

шт.

Душ полевой

шт.

Умывальник полевой

шт.

Вода бутилированная 5 л

бут.

Канистра для воды питьевой 25 л

шт.

Мини станция комплексной очистки воды

шт.

Стойка напольная с локтевым дозатором для дезинфицирующего средства (под флакон 1 л)

шт.

Средство дезинфицирующее (гель для рук дезинфицирующий), флакон 1 л

шт.

Бензогенератор 2-5 кВт

шт.

Лампа освещения автономная

шт.

Элементы питания к лампам

к-т.

Комплект освещения стационарный (2 плафона с кабельной сетью)

к-т.

Фонарь походный большой мощности

шт.

Осветительный комплекс ОК-1 (световая башня)

шт.

Катушка-удлинитель 25-50 м

шт.

Пила двуручная

шт.

Бензопила

шт.

Лопата штыковая

шт.

Лопата совковая

шт.

Топор

шт.

Кирка

шт.

Кувалда

шт.

Лента оградительная 400 м

рул.

Канистра 20 л

шт.

Канистра 10 л

шт.

Масло 2-тактное 1/4 л

шт.

Масло 4-тактное 1/4 л

шт.

6. УКЛАДКА ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОСНАЩЕНИЯ СПАСАТЕЛЯ (РЮКЗАК РЕЙДОВЫЙ)

Сумка для переноски одежды (рюкзак рейдовый)

шт.

Комбинезон (костюм) летний

шт.

Комбинезон (костюм) зимний

шт.

Белье зимнее

к-т.

Шлем-каска пожарного спасателя

шт.

Головной убор летний

шт.

Шапочка зимняя (полушерстяная)

шт.

Ботинки с высоким берцем (летние) или сапоги резиновые

пар

Ботинки с высоким берцем (зимние) или сапоги резиновые комбинированные (сапоги утепленные)

пар

Сапоги резиновые комбинированные (сапоги утепленные)

пар

Жилет разгрузочный

шт.

Фонарь налобный

шт.

Очки защитные

шт.

Фонарь налобный

шт.

Очки защитные

шт.

Плащ накидка (плащ-палатка)

шт.

Несессер с имуществом личного пользования

Ком. пл.

Аптечка индивидуальная

шт.

Индивидуальные комплекты очистки воды

шт.

Средство дезинфицирующие — гель для рук дезинфицирующий «ИПГС»

шт.

Примечания:

1. При привлечении АМГ к действиям по предназначению совместно с личным составом в зону ЧС направляются следующие виды укладок:

укладка по видам ЧС (в зависимости от вида ЧС);

универсальная укладка для проведения аварийно-спасательных работ в различных ЧС;

медицинская укладка;

укладка для размещения средств связи;

укладка для размещения имущества полевого лагеря;

укладка для индивидуального оснащения спасателя.

2. При реагировании на ЧС, связанные с паводком (наводнением), для подразделений, имеющих в штате спасателей-водолазов, необходимо иметь оборудование, обеспечивающее выполнение водолазных работ:

на глубинах до 12 м — не менее чем для 3 человек;

на глубинах от 12 до 60 м — не менее, чем для 5 человек;

на глубинах свыше 60 м — для личного состава мобильной водолазной группы со специальной подготовкой.

3. Для подразделений, имеющих в штате спасателей-десантников и специалистов, имеющих альпинистскую подготовку, необходимо иметь укладку с соответствующим снаряжением и оборудованием для выполнения работ на высоте.

4. Для подразделений, имеющих на оснащении комплексы с беспилотными летательными аппаратами, при привлечении к ликвидации ЧС в обязательном порядке привлекать указанные комплексы.

Электронный текст документа

подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:

рассылка

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях».

В статье рассмотрен порядок организации службы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (далее — ЧС) в организациях, подведомственных органу управления образованием субъекта РФ и входящих в региональную подсистему единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (далее — служба), силы и средства службы, порядок ее работы в различных режимах функционирования.

Служба в пределах своей компетенции организует проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации аварий, катастроф и стихийных бедствий в образовательных учреждениях, осуществляет организацию и координацию работ по оценке и возмещению ущерба, причиненного объектам образования вследствие ЧС, подготовку предложений о порядке возмещения материального ущерба и восстановления образовательного процесса в системе образования субъекта РФ.

Решение задач по предупреждению и ликвидации последствий ЧС в образовательных учреждениях осуществляется службой в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и настоящим Положением.

Служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами исполнительной государственной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления, организациями субъекта РФ и службами регионального и местного уровней единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Характер, объем и сроки проводимых службой мероприятий определяются руководством субъекта РФ, председателем комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Правительства субъекта РФ, начальником Департамента образования субъекта РФ с учетом обстановки на территории региона и в зависимости от масштаба ЧС природного и техногенного характера. Координацию деятельности службы осуществляет комиссия по ЧС и пожарной безопасности Правительства субъекта РФ (далее — КЧС и ПБ Правительства субъекта РФ).

Состав и организация службы

Служба создается на основании приказа начальника Департамента образования субъекта РФ и состоит из руководства службы и группы управления.

В состав руководства службы входят (по должности):

— руководитель службы — заместитель начальника Департамента образования субъекта РФ;

— заместители руководителя службы — заместитель начальника Департамента образования субъекта РФ и главный специалист Департамента образования субъекта РФ;

— начальники управлений (отделов) образования муниципальных районов.

В группу управления входят:

— главный специалист Департамента образования субъекта РФ, руководители структурных подразделений Департамента образования субъекта РФ;

— руководители государственных учреждений образования субъекта РФ, указанных в приложении к настоящему Положению;

— дежурные по Департаменту образования субъекта РФ.

Руководство службы и группа управления службы комплектуется из должностных лиц, не освобождаемых от обязанностей по их основной работе, персональный состав которых утверждается начальником Департамента образования субъекта РФ.

Руководство службы в повседневной деятельности и в режиме повышенной готовности подчиняется начальнику Департамента образования субъекта РФ, а в режиме ЧС — председателю КЧС и ПБ Правительства субъекта РФ и начальнику Департамента образования субъекта РФ.

Руководитель службы осуществляет руководство службой. В пределах своей компетенции издает приказы, распоряжения и инструкции, обязательные для исполнения всеми входящими в состав службы организациями и подчиненными ему службами муниципальных районов и городских округов субъекте РФ.

Основные задачи службы

Основными задачами службы являются:

1. Реализация государственной политики и требований нормативно-правовых актов в субъекте РФ обеспечения безопасности образовательных учреждений, направленных на защиту здоровья и сохранение жизни обучающихся, воспитанников и работников во время их учебной и трудовой деятельности от пожаров, аварий, опасностей природного и техногенного характера.

2. Планирование, организация, выполнение и обеспечение специальных мероприятий в различных режимах функционирования региональной подсистемы чрезвычайных ситуаций (далее — ОПЧС).

3. Контроль за созданием и подготовкой в организациях, входящих в состав службы нештатных аварийно-спасательных формирований.

4. Обучение личного состава службы в объеме базовой и специальной подготовки.

5. Создание и содержание в целях обеспечения мероприятий резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

6. Организация и координация в пределах компетенции службы работ по оценке и возмещению ущерба, причиненного образовательным учреждениям, учащимся и работникам вследствие ЧС, а также подготовка предложений о порядке восстановления образовательных учреждений в зоне чрезвычайных ситуаций.

7. Обеспечение согласованности действий органов управления образованием муниципальных образований и подведомственных образовательных учреждений при решении вопросов предупреждения, ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности.

8. Осуществление сбора информации в субъекте РФ предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, полученной от органов управления образования муниципальных образований и подведомственных образовательных учреждений, а также осуществление обмена указанной информацией.

9. Информирование работников, учащихся и воспитанников через СМИ и по иным каналам связи о мерах, принимаемых по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

10. Предоставление информации в сроки и по формам, устанавливаемым Главным управлением МЧС по субъекту РФ.

Полномочия службы

Служба для осуществления возложенных на нее задач имеет право:

1. Запрашивать и получать в установленном порядке от структурных подразделений Правительства субъекта РФ, органов исполнительной государственной власти субъекта РФ, органов управления образования муниципальных образований и подведомственных образовательных учреждений документы и информацию, необходимые для решения вопросов, входящих в компетенцию службы.

2. Участвовать в работе и вносить предложения в КЧС и ПБ Правительства субъекта РФ по совершенствованию работы службы.

3. Представлять интересы Департамента образования субъекта РФ в структурных подразделениях Правительства субъекта РФ и органах исполнительной государственной власти субъекта РФ по вопросам, относящимся к компетенции службы.

Состав сил и средств службы

К силам и средствам службы относятся нештатные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и привлекаемые на проведение работ по их ликвидации.

Основу сил и средств службы составляют создаваемые формирования: пожаротушения, оказания первой доврачебной медицинской помощи, по обслуживанию укрытий и убежищ для защиты воспитанников, учащихся и работников образовательных учреждений.

Формирования используют для ликвидации ЧС табельные средства в соответствии с планом действий образовательных учреждений по предупреждению и ликвидации ЧС.

Координацию деятельности формирований на территории ответственности органов управления образованием муниципальных образований осуществляет Департамент образования субъекта РФ в порядке, установленном Правительством субъекта РФ.

Подготовка руководящего состава и формирований службы

Подготовка руководящего состава службы проводится ГОУ «Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъекта РФ» и непосредственно в подразделениях службы.

Подготовка личного состава формирований службы проводится по учебным планам и программам с проведением учений, тренировок и практических занятий, проводимых по планам основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций субъекта РФ, городов, районов и соответствующей службы на текущий год.

Основные мероприятия, проводимые службой в различных режимах функционирования

В режиме повседневной деятельности силы и средства службы действуют в соответствии с текущими планами Департамента образования субъекта РФ и подведомственных ему образовательных учреждений.

В режиме повышенной готовности служба осуществляет:

— введение при необходимости круглосуточного дежурства руководства и должностных лиц группы управления службы в Департаменте образования субъекта РФ;

— сбор и обработку данных о прогнозируемых последствиях чрезвычайных ситуаций, информирование работников, учащихся и воспитанников о приемах и способах защиты;

— принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования образовательных учреждений в чрезвычайных ситуациях;

— уточнение планов действий (взаимодействия) по ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов;

— приведение службы в готовность к реагированию на последствия чрезвычайных ситуаций;

— уточнение наличия финансовых средств, выделяемых на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций в образовательных учреждениях субъекта РФ.

В режиме ЧС служба осуществляет:

— непрерывный контроль за развитием возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий;

— сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне ЧС в части оказания помощи при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

— взаимодействие с органами исполнительной государственной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления, организациями субъекта РФ и службами регионального и местного уровней единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций по вопросам ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

— проведение мероприятий по жизнеобеспечению системы образования субъекта РФ в чрезвычайных ситуациях;

— проведение в случае необходимости эвакуационных мероприятий из зоны ЧС, размещение учащихся, воспитанников в образовательных учреждениях, обеспечение их питанием, имуществом, медицинской и психологической помощью.

Финансирование мероприятий, осуществляемых службой, производится за счет средств регионального бюджета, выделенных на текущий год по отрасли «Образование».

Источник: Постановление Правительства Вологодской области от 07.07.2009 N 1035 (ред. от 12.07.2010) «Об утверждении Положения о службе предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в организациях (учреждениях), находящихся в ведении и входящих в сферу деятельности Департамента образования области, Вологодской областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»