Символы Санкт-Петербурга

Официальная символика Петербурга: герб, флаг и гимн

У любого государства есть набор официальных символов: флаг, гимн и герб, которые помогают идентифицировать его от других. Внутри каждой страны также распространена символика, позволяющая не только определить конкретный город, но и прочесть по геральдическим правилам его уникальные особенности.

Геральдика (от латинского «heraldus» глашатай) – система знаков для внешнего отличия отдельных людей или целых групп, в том числе и городов.

Ещё с давних времен флаг и герб стали взаимосвязанными и взаимозаменяемыми символами. Один крепили на древко для всеобщей видимости, другой – использовали на печатях и подобной атрибутике. С веками гербы (от немецкого «erbe» наследство) стали повсеместно внедряться для визуального отличия и обозначения, и сейчас имеются у очень многих групп людей: начиная с родовых знаков, заканчивая городами и целыми странами. Даже идёт дискуссия вокруг флага Земли, но пока окончательно он не принят.

Герб Петербурга

Первым официальным символом, которым обзавёлся молодой город, стал герб, прообраз которого появился на знаменах полков в 1712 году: «золотое пылающее сердце, под золотою же короною и серебряною княжескою мантией и под ними две пальмовые ветви».

Через десять лет, в 1722 году Петр I учредил особую герольдмейстерскую контору, которой было поручено сочинение гербов, в том числе и городских. И в 1724 году герольдмейстер Граф Франциск Санти составил эмблему для знамени Петербургского полка, созданного светлейшим князем Меньшиковым: на красном фоне золотой скипетр, на котором перекрещены серебряные морской и речной якоря.

Новый символ подчеркивал Петербург как морской порт (якоря) и его общегосударственный статус – столица империи (скипетр). Якоря выразили идею Петра I о выходе к морю через речные пути. Красное поле щита же призвано напоминать о кровопролитных боях со шведами во время Северной войны.

В 1729 году граф Христофор Миних при составлении гербовника внёс туда существующий герб с небольшими уточнениями: скипетр был завершен государственным гербом – двуглавым орлом, а над щитом помещена Императорская корона. Именно этот вариант утвердила 14 марта 1730 года Анна Иоанновна и затем 19 марта Правительствующий Сенат. Весной 1780 года императрица Екатерина II закрепила этот герб особым положением.

В 1856 году император Александр II одобрил изменения в символе Петербурга, составленные бароном Борисом Кёне. Новый гербовый щит венчала императорская корона и голубые ленты ордена святого Андрея Первозванного. За ними Кёне изобразил два скрещенных скипетра, которые символизировали равнозначность двух столиц. Ещё через 20 лет был утвержден и герб петербургской губернии с той же символикой, но четырёхлопастной якорь заменили в нём на трёхлопастной. Кроме того, с изображения исчезли скрещенные скипетры, а корону окружили дубовые листья. В таком виде гербы Петербурга и губернии просуществовали до 1917 года.

В советское время гербы и флаги широко не использовали, поэтому иногда символ Ленинграда изображали в виде кораблика со шпиля Адмиралтейства, звезды и скрещенных якорей на красном щите. В 1991 года с возвращением Петербургу исторического названия город обрёл и традиционный герб.

Фото: wikipedia.org

Флаг Петербурга

В современной истории у Петербурга появился и свой флаг. Он известен многим, так как найти его в городе не составит труда. Он обозначает единство жителей, культурное достояние и конституционно-правовой статус территории.

Окончательный вариант флага был принят 8 июня 1992 года. Символ, находящийся в центре флага, взят с герба Петербурга и представляет собой четырёхлапый речной и двулапый морской якоря, перевернутые и перекрещенные. Поверх лежит императорский скипетр, увенчанный двуглавым орлом – символом того, что город длительное время являлся столицей государства. Скипетр на полотнище жёлтого или золотого цвета.

Интересно, что за прототип символики взяли изображение с герба Ватикана. Там перекрещиваются ключи, которые являются символом Папы Римского как преемника святого Петра. Венчает их тиара, олицетворяющая папскую власть. Поэтому на гербе Петербурга якоря можно также трактовать как своеобразные ключи от морского и речного портов. Флаг города находится в Государственном геральдическом регистре РФ под регистрационным номером 49.

В апреле 2001 депутаты Законодательного собрания Петербурга обсуждали возможные изменения рисунка официального флага, а также корректировке его длины и ширины. Предлагался такой вариант: изображение белого косого креста на красном полотнище, у древка – жёлтая пятиконечная звезда, которая символизировала подвиг горожан в годы Великой Отечественной войны. Или более простой вариант: косой белый крест на красном полотнище. Было также предложено изменение соотношения длины и ширины с 1:2 на 2:3 как более распространённый формат флага. В итоге депутаты оставили рисунок без изменений, сменив только формат. Теперь, если регламент требует разместить рядом сразу несколько флагов, он не выделяется из общего числа и не нарушает всю экспозицию.

Фото: gov.spb.ru

Гимн Петербурга

Гимн также является официальным государственным символом города. В советское время, на 250-летие Ленинграда, известный поэт и один из основоположников жанра авторской песни в России Александр Городницкий написал гимн на музыку Рейнгольда Глиэра из балета «Медный всадник». Но на официальном уровне гимн вплоть до 2003 года исполнялся без слов.

В 2002 году Законодательное собрание Петербурга объявило конкурс на новый текст гимна города, в котором победил Олег Чупров, член Союза писателей России, лауреат Всероссийской литературной премии им. Симонова и обладатель «Золотой Пушкинской медали». Конкурсное жюри состояло из почётных граждан Петербурга, таких как Жорес Алферов, Кирилл Лавров, Алиса Фрейндлих, Андрей Петров и других. 17 декабря 2002 года комиссия одобрила окончательный вариант текста и 13 мая 2003 года изменения в законе были подписаны губернатором.

Однако утверждение гимна ознаменовалось скандалом, когда выяснилось, что город формально не имеет права использовать где бы то ни было музыку Глиэра. Хотя в Уставе Петербурга она уже была утверждена в качестве официального символа города. При этом отношения с правообладателями творческого наследия композитора в документе прописаны не были. Проблему гимна поднял Северо-Западный филиал Российского авторского агентства, но спорные вопросы о правах были достаточно быстро урегулированы в пользу города.

Державный град, возвышайся над Невою,
Как дивный храм, ты сердцам открыт!
Сияй в веках красотой живою,
Дыханье твое Медный всадник хранит.

Несокрушим – ты смог в года лихие
Преодолеть все бури и ветра!

С морской душой, бессмертен, как Россия,
Плыви, фрегат, под парусом Петра!

Санкт-Петербург, оставайся вечно молод!
Грядущий день озарен тобой.
Так расцветай, наш прекрасный город!
Высокая честь – жить единой судьбой!

Эталоны всех трёх официальных символов Петербурга хранятся в Государственном музее истории Санкт-Петербурга, где доступны для ознакомления всем желающим. Также их точные копии переданы на хранение в Законодательное собрание, правительство и Уставный суд города.

Любопытно, что у Петербурга в Уставе прописаны не только официальные, но и исторические символы. Так, Северная столица ассоциируется с памятником Императору Петру I – «Медный всадник», ангелом на шпиле Петропавловского собора Петропавловской крепости и корабликом на шпиле Адмиралтейства.

Главные символы Петербурга

22 августа в Петербурге праздновали День государственного флага России. Праздничные события, посвященные главному символы страны, проходили во всех районах города. Петербург также обладает своей индивидуальной символикой, история которой берет свое начала с момента возникновения города. Наряду с такими официальными символами, как герб, флаг и гимн, город знаменит своей неофициальной символикой.

Официальные и неофициальные символы Северной столицы в обзоре Город+.

Источник изображения: vk.com

Официальные символы Петербурга

1. Флаг Санкт-Петербурга

Источник изображения: vk.com

Представляет собой прямоугольное полотнище красного цвета, в центре которого изображены два перевернутых белых якоря — морской и речной, положенных накрест. На них расположен золотой скипетр с двуглавым орлом. Отношение ширины флага к его длине — 2:3. Флаг является одним из главных культурных достояний города. Он был принят 8 июля 1992 года и внесён в Государственный геральдический регистр Российской Федерации с присвоением регистрационного номера 49.

2. Герб Санкт-Петербурга

Источник изображения: yandex.ru

Представляет собой геральдический красный щит с изображением на его поле двух серебряных якорей — морского и речного, положенных накрест, и на них золотой скипетр с двуглавым орлом.

Исторический герб Санкт-Петербурга, утвержденный в 1730 году, подтвержденный в 1780 году, дополненный в 1857 году, никогда не отменявшийся и вновь введённый в употребление в 1991 году, является старейшим и основным официальным символом Санкт-Петербурга. Прообразом послужил герб Ватикана, как города Святого Петра.

3. Гимн Санкт-Петербурга. В исполнении оркестра звучит «Гимн великому городу» из балета Р.М. Глиэра «Медный всадник». Автор слов — поэт и писатель Олег Чупров:

Источник изображения: vk.com

«Державный град, возвышайся над Невою,

Как дивный храм, ты сердцам открыт!

Сияй в веках красотой живою,

Дыханье твое Медный всадник хранит.

Несокрушим — ты смог в года лихие

Преодолеть все бури и ветра!

С морской душой,

Бессмертен, как Россия,

Плыви, фрегат, под парусом Петра!

Санкт-Петербург, оставайся вечно молод!

Грядущий день озарен тобой.

Так расцветай, наш прекрасный город!

Высокая честь — жить единой судьбой!»

Неофициальные символы Петербурга

1. Ростральные колонны (Васильевский остров, Биржевая площадь)

Источник изображения: vk.com

Сооружение колонн было предусмотрено в проекте Биржи, разработанном архитектором Томам де Томоном, и осуществлено в 1810 году. Они должны были служить маяками и подчеркивать значение биржевого здания как центра Петербургского порта. Постаменты колонн сделаны из серого гранита, а сами колонны, сложенные из блоков пудостского камня, украшены металлическими скульптурными изображениями ростр — носовых частей кораблей, отсюда и название — Ростральные колонны. Наверху колонн установлены металлические треножники с чашами-светильниками, к которым подведен газ. В некоторые праздничные дни эти газовые светильники зажигают. Внутри колонн установлены винтовые лестницы. Фигуры из пудостского камня у подножия колонн символизируют великие русские реки — Волгу, Днепр, Неву и Волхов. Автор эскизов этих скульптурных групп не установлен. Их исполнителем был знаменитый мастер-каменотес, вологодский крестьянин Самсон Суханов.

2. Разводные мосты – самый примечательный и яркий символ Петербурга.

Источник изображения: vk.com

Благовещенский мост

Благовещенский мост — первый постоянный мост через Неву. Его еще называют символически «Невской губой», за ним на расстоянии 2-3 километров начинается Финский залив. Создавался мост по проекту инженера путей сообщения С.В.Кербедза с 1843 по 1850 годы. Все металлические конструкции моста изготавливались на отечественных заводах.

Благовещенский мост обладает выразительным архитектурным обликом, на нем были установлены сложные по рисунку перила, которые были спроектированы архитектором А.П.Брюлловым. В каждом звене решетки — символы моря: раковина, трезубец Нептуна и морские коньки. Пышные листья аканта напоминают пенистые гребни волн.

Дворцовый мост

Дворцовый мост соединяет центральную часть Петербурга между Адмиралтейством и Зимним дворцом и стрелку Васильевского острова, где ранее располагалась главная биржа нашей страны. Таким образом, Дворцовый мост без преувеличения можно назвать главным мостом Российской Империи, который в прошлом соединял высшие круги власти и крупных магнатов отечественного бизнеса. Длина моста — 260 метрам, ширина – 27,8 метра.

Построен мост по проекту А.П. Пшеницкого. Строительство Дворцового моста началось в 1912 году. В связи с первой мировой войной новая переправа была открыта лишь в 1916 году. Открытие состоялось, невзирая на то, что художественное оформление – фонари, перила и павильоны управления разводной частью, были не закончены. Своего логического завершения отделка моста дождалась только в наши дни. Разведенный на фоне заката Дворцовый мост давно стал общепризнанным символом города на Неве.

Источник изображения: vk.com

Троицкий мост

Троицкий мост, соединяющий центр Петербурга и Петроградскую сторону, расположен в непосредственной близости от Петропавловской крепости по праву считается одним из самых красивейших мостов города.

Символично, что день рождения моста совпадает с днем рождения Санкт-Петербурга, но с двухсотлетней разницей. Предшественником Троицкого моста был наплавной (плашкоутный) мост, который со временем перестал отвечать всем требованиям современной городской жизни. Необходимость нового надежного моста стала очевидна в середине 19 века, но лишь к концу столетия, в 1890 году, было принято решение о его строительстве.

Торжественное открытие моста произошло 27 мая 1903 года, как раз в дни празднования 200-летия Санкт-Петербурга. Поистине, в день своего рождения, город получил замечательный подарок – новую переправу, названную газетами «парижской или французской красавицей».

Со временем мост пришлось подвергнуть реконструкции, так как увеличившаяся грузоподъемность судов и их размеры, стала мешать их свободному прохождению по Неве. Реконструкция коснулась лишь разводной части моста, тогда как художественное его оформление было сохранено в первоначальном своем виде.

На сегодняшний день, после замены в 1967 году двукрылого разводного пролета на однокрылый, Троицкий мост стал обладать подъемной частью, пролет которой равен приблизительно 100 метрам. Общая длина моста достигает 582 метра, ширина — 24 метра. Он украшен прекрасными фонарями облегченной формы, огражден изящными решетками в стиле модерн и облицован гранитом. Общий силуэт моста отличается правильными пропорциями и архитектурной простотой.

Литейный мост

Литейный мост, являясь одним из главных мостов на Неве, соединяет центральные районы Петербурга с Выборгской стороной, и перекинут через главное русло реки в самой глубокой его части, достигающей практически 24 метра. Длина Литейного моста равна 396 метрам, а ширина — 34 метра.

Строительство моста началось в 1875 году по проекту русского военного инженера А.Е.Струве. Литейный мост стал первым в мире мостом, освещенным электричеством. Случилось это благодаря русскому физику Павлу Яблочкову, который изобрел первую в мире электрическую лампочку.

Перила Литейного моста очень красивы и представляют собой поистине высокохудожественное литье, выполненное по рисункам архитектора К.К. Рахау. В центре их секций изображены очаровательные невские русалки, держащие герб Петербурга — щит с двумя якорями, морским и речным. Хвосты речных чаровниц изящно вплетены в фигурный растительный орнамент, побеги которых искусно завиты в спирали. Просветы между боковыми плоскостями чугунных столбиков заполнены морскими животными фантастического вида, которые стремятся в водную пучину.

30 сентября 1879 года, спустя 4 года с начала работ, мост был торжественно открыт. Приятно, что все участники строительства были удостоены наград, а сам Струве получил чин генерал-майора. Решением городской Думы новому сооружению было присвоено имя императора Александра II, но петербуржцы окрестили его по-своему – Литейный.

Источник изображения: vk.com

Мост Петра Великого

Мост Петра Великого расположен недалеко от Смольного института, между Красногвардейской площадью и Тульской улицей. Длина моста достигает 335 метров, а ширина – 23,5 метра.

В 1908 году началось строительство моста по проекту полковника Г. Г. Кривошеина и военного инженера подполковника В. П. Апышкова. Работы по строительству моста были проведены на редкость быстро и были закончены уже через три года. Построенный в 1911 году мост явился одним из уникальных строений в Европе, ведь длина его неразводных пролетов в 136 метров по представлениям 20 века считалась просто рекордной для подобных городских мостов.

Необычность силуэту моста придают два боковых пролета, украшенные гигантскими сквозными металлическими строениями в виде арок, перекрывающих пролет и образующих своеобразную крышу.

Внешний облик возведенного моста привел в восторг немногих. Создателей сооружения обвиняли в том, что мост кажется весьма громоздким, в то время как его центральная часть выглядит со стороны чересчур тонкой. Однако, менее консервативные петербуржцы сочли новое строение нестандартным, оригинальным и в какой-то степени по-своему красивым.

В наше время, после мастерски выполненной художественной подсветки, для которой на пролетных сооружениях было установлено более 1300 светильников мощностью до 1000 Ватт, мост преобразился и стал выглядеть волшебно, особенно в ночное время суток.

Мост Александра Невского

Мост Александра Невского — самый длинный из разводных мостов в Петербурге. Он является конечной точкой Невского проспекта – главной магистрали города. В окончательном варианте проекта общая ширина моста составила 35 метров, а длина — 905,7 метров (с береговыми пандусами). Длина русловой части 629 метров.

Можно сказать, что старый Петербург заканчивается именно здесь, ведь на другом берегу Невы расположены кварталы эпохи сталинской застройки, а еще дальше начинаются спальные районы города.

Источник изображения: vk.com

Финляндский (железнодорожный) мост

Финляндский железнодорожный мост является важным стратегическим объектом и дублирующим звеном железнодорожной трассы Северо-запада нашей страны. Он связывает собой оба промышленных берега Санкт-Петербурга и располагается на один километр выше по течению от моста Александра Невского. Общая длина моста достигает 1130 метров (с набережными подходами и пристройками). Длина русловой части 514 метров .

Володарский мост

Строительство сооружения происходило в 1932-1936 годах. Мост, как и подобало сооружениям того времени, был выдержан в духе конструктивизма. Проектируемый мост был трехпролетным, железобетонным, с двукрылым разводным пролётом в центре.

На мосту была открыта трамвайная линия, шедшая по всему Правому берегу до самого Охтинского моста. Это открывало возможность жителям города свободно добираться в его центральную часть, ведь на тот момент в том районе еще не было ни метро, ни моста Александра Невского.

В конце 80-х годов мост был в срочном порядке реконструирован, так как за пять с лишним десятилетий эксплуатации, железобетонные конструкции износились, в то время как нагрузка все возрастала, ведь поток транспорта неуклонно увеличивался, а рядом не было больше других мостов.

Прежний облик моста не сохранён. В 1990 году были установлены 800-тонные 125-метровые пролеты на правобережный и левобережный устои, которые затем соединили 57-метровым разводным пролетом. Длина моста без подъездов 332 метра, ширина — 27,4 метра.

Источник изображения: vk.com

Биржевой мост

Биржевой мост был сооружен в 1894 году по проекту инженера Н. М. Мазурова, и в первоначальном своем виде был деревянным, 25 — пролетным, призванный соединять Васильевский остров с Петербургской стороной. Мост постоянно нуждался в ремонте, так как его деревянные части быстро сгнивали.

В таком, довольно плачевном состоянии, мост продолжал служить достаточно длительное время (более 50 лет), пока, наконец, в 1956 году на смену ему не был сооружен новый, стальной, пятипролетный, арочный мост, названный мостом Строителей.

Строительный мост по внешнему своему виду похож на расположенный неподалеку Дворцовый мост. Сходство это было достигнуто намеренно, для того, чтобы стрелка Васильевского острова, от которой отходят эти два моста в разные стороны, могла приобрести явно выраженную ось симметрии, что особенно хорошо заметно, если смотреть на стрелку с дальнего расстояния. Впрочем, схожесть этих двух сооружений, заметна и с близкого расстояния, достаточно сравнить их мелкие детали.

Историческое название «Биржевой» к мосту вернулось в начале «перестроечной» эпохи в 1989 году. Длина его составила 239 метров, а ширина – 27 метров, в том числе ширина проезжей части – 21 метр.

Тучков мост

Тучков мост перекинут через Малую Неву, и соединяет собой Петроградскую сторону с Васильевским островом. Подобное сооружение, построенное в 1758 году, стало первым на этой трассе. Финансировать возведение моста взялись купцы, главным среди которых был владелец склада леса Авраам Тучков.

Не совсем совершенный, деревянный Тучков мост подвергался многократной реконструкции, и к 1960 году имел рекордное количество пролетов – 20. Два из них были судоходными, а один – разводным. На тот момент длина моста достигала 257 метров, ширина – 19 метров.

Тучков мост является одним из наиболее загруженных подобных объектов, соединяющих Васильевский остров с городом. Им пользуются многие предприятия, находящиеся на острове, транспортируя через мост большую часть своей продукции. К тому же трасса моста проходит по пути к островам Елагину, Крестовскому и Каменному, где так любят отдыхать петербуржцы, к пригородам на Карельском перешейке, что тоже в значительной степени увеличивает поток автотранспорта. Поэтому с 1962 по 1965 годы был сооружен новый Тучков мост.

Выстроенный мост, спроектированный архитекторами Л. А. Носковым и П. А. Арешевым, предстал в простых и строгих современных формах трехпролетной железобетонной конструкцией с 50-метровым разводным пролетом посередине реки. Со своей реконструкцией мост приобрел статус самого широкого среди больших мостов Петербурга: ширина его проезжей части составила 28 метров, ширина тротуаров – 4 метра, а ширина между перилами – 36 метров. Длина моста 226,2 метров, ширина — 36 метров.

Решетка ограды моста решена совсем просто, но вместе с тем вполне оригинально. На ней выполнены стержни из полос квадратного сечения, переплетающиеся между собой таким причудливым образом, что создают на всем протяжении моста удивительную объемную картину, не применяемую ранее в практике построения мостовых перил. Из-за такой уникальной ограды создается впечатление, что ограда колышется, когда едешь по этому мосту.

В ноябре 2003 года мост приобрел особую красоту, благодаря искусно выполненной подсветке. Подсветка смонтирована таким образом, что особенно ярко засверкала разводная часть конструкции и при разведении моста, он становится похож на чайку, взлетающую с воды. Такого удивительного эффекта удалось добиться с помощью особых ламп холодного дневного света.

Источник изображения: vk.com

Сампсониевский мост

Сампсониевский мост перекинут через Большую Невку Санкт-Петербурга и соединяет собой улицу Куйбышева на Каменном острове с Финляндским проспектом на Выборгской стороне.

Сначала, в 1784 году, здесь существовал наплавной мост, который именовался Выборгским. В 1847 году на месте старого сооружения возник новый, деревянный 20 — пролетный мост. В 1908 году по проекту профессора Инженерной академии Кривошеина вместо деревянного моста было возведено новое, металлическое сооружение.

В 1918 году, по законам революционного времени, Сампсониевский мост был переименован в мост Свободы. Новая перестройка моста случилась в 1937 году, в ходе которой на нем был установлен новый металлический разводной пролет.

В 1955-1958 годы мост был вновь переделан, после чего он стал пятипролетным, сварным металлическим и заполучил двукрылый разводной пролет. Длина нового моста составила 212 метров, что на 30 метров меньше прежнего, 150 лет назад сооруженного моста. Зато по ширине современный мост заметно расширился и с первоначальных 13 метров «пополнел» в два раза, до 27-ми.

Гренадёрский мост

Гренадерский мост, перекинутый через Большую Невку, соединяет собой улицу Чапаева с Гренадерской улицей. Свое название мост получил в память о казармах лейб-гвардии Гренадерского полка, расположенных в прошлом неподалеку, на левом берегу Большой Невки.

Длина моста 218 метров – здесь свободно поместятся три Боинга-747. Ширина моста 27 метров. Поперек встанут два любых грузовых автопоезда. Это пятая версия сооружения. Три первых конструкции моста были деревянными, две последние – металлическими, но все они могли пропустить суда любой высоты и размеров.

В декабре 2002 года на мосту установили художественную подсветку. Всего на Гренадерском мосту было установлено порядка 170 светильников и прожекторов, свет которых буквально завораживает.

Кантемировский мост

Кантемировский мост по-своему уникален. Ширина движения по 3 полосы в каждую сторону, причем на самом деле там могут легко поместиться и 4 автомобиля. Но Кантемировский мост выходит на проспект Медиков, который упирается в клубок извилистых улиц Петроградской стороны. Поэтому здесь никогда не бывает столь плотного движения, чтобы на мосту образовались пробки.

В 1817-1821 годах на месте расположения нынешнего Кантемировского моста, соединяющего проспект Медиков и Кантемировскую улицу, существовал перевоз. Лишь спустя более 150 лет, в период с 1979 по 1982 годы, здесь был возведен постоянный мост, ставший одним из звеньев Центральной дуговой магистрали Петербурга. Длина моста составила 315,6 метра (с подъездными пандусами — 664 метра), а ширина — 31 метр.

Оградительная решетка повторяет решетку Тучкова моста, она так же состоит из металлических стержней квадратного сечения, которые создают объемную картину, благодаря своему причудливому переплетению.

В 2002 году на мосту осуществили художественную подсветку моста, вдохнув в его жизнь чуточку волшебства. Теперь в ночное время суток Кантемировский мост освещают 360 светильников, расположенных по всему его периметру. Кроме того, и под мостом, и на его опорах установлены мощные прожектора, делающие ночной облик моста неповторимо прекрасным.

Источник изображения: vk.com

Большой Обуховский мост

Недавно в Петербурге был построен большой неразводной мост. Высота моста позволяет проходить под ним любым судам, осуществляющим навигацию по Неве.

Большой Обуховский мост расположен в Невском районе Петербурга и соединяет собой Октябрьскую набережную и проспект Обуховской обороны. Данное сооружение является единственным мостом через Неву, который не разводится. Таким образом, за всю историю города, впервые был спроектирован мост, перекрывающий русло реки всего одним пролетом. Зачастую Большой Обуховский мост называют просто вантовым мостом, так как построен он висячим, и роль основной несущей конструкции выполняют стальные тросы (ванты).

Общая длина мостового перехода равна 2824 метра, в том числе сам мост длиною в 382 метра и съезды с него. Подмостовой габарит, или высота пролетной части над гладью воды, составляет 30 метров.

3. Александрийский столп (Александровская колонна) и Ангел на нем

Источник изображения: vk.com

Триумфальная колонна установлена в исторической части города, на Дворцовой площади. Добраться до площади можно на метро, доехав до станции «Невский проспект» или «Гостинный двор», далее пешком по Невскому проспекту в сторону Невы.

Александрийский Столп (Александровская колонна) возведен 30 августа 1834 года в центре Дворцовой площади в Санкт-Петербурге архитектором Огюстом Ришаром Монфераном по заказу Императора Николая I в память о победе его старшего брата — Императора Александра I над Наполеоном. Колонна должна была соперничать с Вандомской Колонной, установленной в Париже в честь побед Наполеона (снесена в 1871). Первоначальный проект Монферана — гранитный обелиск был отклонен Николаем, и, в результате, Монферан создал монумент, представляющий из себя огромную колонну из розового гранита, стоящую на квадратном пьедестале. Венчает колонну скульптура работы Б.Орловского — позолоченный ангел с чертами лица Императора Александра I. В левой руке ангел держит крест, а правую воздевает к небу.

Высота Столпа вместе со статуей составляет 47.5 метров. Это самая высокая в мире триумфальная колонна среди аналогичных монументов мира — Вандомской колонны в Париже, колонны Траяна в Риме и колонны Помпея в Александрии. Диаметр Столпа 3,66 метров, вес более 600 тонн, высота гранитного монолита 25,58 метров.

Пьедестал колонны с четырех сторон украшен бронзовыми барельефами с орнаментами из воинских доспехов, а также аллегорическими изображениями побед русского оружия. Отдельные барельефы изображают древнерусские кольчуги, шишаки и щиты, хранящиеся в Оружейной палате в Москве, а также шлемы Александра Невского и Ермака.

Гранитный монолит, послуживший основой для создания колонны, был добыт в одном из карьеров около Выборга и первоначально предполагалось использовать его в качестве колонны для Исаакиевского собора, однако получив монолит более длинный чем необходимо, решили использовать его на Дворцовой площади. Монолит был перевезен в 1832 г. на специально сконструированной для этой цели барже в Санкт-Петербург, где подвергся дальнейшей обработке.

Для установки колонны было привлечено 2000 солдат и 400 рабочих. Под цоколь колонны было забито 1250 сосновых свай.

Александрийский Столп является чудом инженерного расчета — уже более 150 лет он стоит ничем не закрепленный, удерживаемый в вертикальном состоянии исключительно тяжестью собственного веса. В первые годы, после его возведения, петербуржцы испытывали некоторые опасения — а вдруг колонна однажды упадет. Что бы разубедить их, Монферан завел себе привычку каждый день начинать с прогулки под колонной, и совершал их почти до самой смерти.

4. Крейсер «Аврора»- символ Великой Октябрьской Социалистической Революции, неотъемлемо связан с городом.

Источник изображения: vk.com

Аврора — крейсер I ранга, разработчиком корабля был К.К. Ратник, управляющий Балтийским заводом. Водоизмещение крейсера 6731,3 тонн, длина 126,8метров, осадка 6,4метров, экипаж рассчитан на 570 человек. Крейсер был способен преодолеть до 4000 миль со скоростью 10 узлов.

Строилась Аврора на верфях Новое-Адмиралтейство, заложен 23 мая (4 июня) 1897 года, спущен на воду 11 (24) мая 1900 года. На Балтийский флот крейсер поступил 16 (29) июля 1903года. Бронированный корабль был снабжен артиллерийским, торпедным, минным и противоминным оружием.

Боевое крещение крейсер Аврора получил в русско-японскую войну в 1904-1905 годах. Под командованием капитана 1 ранга Е.Р. Егорьева участвовал в Цусимском сражении 14-15 (27-28) мая 1905 года, в котором получил повреждения корпуса и надстроек, частично вышли из строя система управления артиллерийским огнём.

После войны крейсер стал учебным кораблем, на котором проходили практику кадеты и гардемарины Морского корпуса. Аврора находилась в плавании на Балтийском и Средиземном морях, в Атлантическом Индийском и Тихом океанах.

С началом первой мировой войны в 1914 году крейсер под командованием капитана 1 ранга Г.И. Бутакова вошел в состав второй бригады крейсеров Балтийского флота. Проводил артиллерийские стрельбы и нёс дозорную службу. В кампанию 1916 года крейсер временно использовался для практики гардемаринов Морского корпуса, а затем участвовал в операциях по обороне Рижского залива. Осенью 1916 года Аврора стала на капитальный ремонт на Франко-Русском заводе в Петрограде. За зиму 1916-1917 годов были капитально отремонтированы паровые машины, установлены новые паровые котлы системы Бельвиля-Долголенко, состав команды был увеличен до 723 человек.

28 ноября (11 декабря) 1917 года Аврора, после ремонта, вернулась в состав во 2-й бригаду крейсеров Балтийского флота, но после декрета о роспуске старого флота и организации нового РККФ, большая часть команды демобилизовалась. На корабле осталось всего 40 человек, необходимых для текущих работ и охраны. Летом 1918 года крейсер, который уже невозможно было поддерживать в состоянии боеготовности, был переведен в Кронштадт и выведен в резерв, как и большинство крупных кораблей флота. В 1922 году корабль был передан Кронштадтскому порту и законсервирован.

Источник изображения: yandex.ru

В 1922 году началось восстановление Морских сил России, было принято решение восстановить Аврору, как учебный корабль. Крейсер Аврора в качестве учебного корабля вошел в состав Морских сил Балтийского моря. В 1924-1930 годах корабль совершил множество учебных плаваний с курсантами высших военно-морских училищ. В 10-летнюю годовщину Революции крейсер был награждён орденом Красного Знамени. В 1933 году крейсер был отправлен на второй капитального ремонт. Работы велись на судостроительном заводе им. А.Марти в Ленинграде, в связи с высокой загруженностью этого завода строительством новых кораблей в 1935 году ремонт был приостановлен и корабль стал служить в качестве несамоходной учебной базы для курсантов первых курсов военно-морских училищ. На зимний период крейсер служил плавучей базой для подводных лодок. Планировалось списание корабля.

В годы второй мировой войны личный состав и орудия Авроры участвовали в обороне Ленинграда. Всю войну крейсер провёл в Ораниенбауме под Ленинградом. Корабль был включен в систему противовоздушной обороны Кронштадта, зимой Аврора продолжала служить плавучей базой соединения подводных лодок. 30 сентября 1941 года крейсер после полученных им повреждений был посажен на грунт в Ораниенбаумской гавани. Оставшиеся орудия сняли.

Музей на корабле начал создаваться с 1950 года силами личного состава, ветеранов-авроровцев, энтузиастов. В 1956 году было принято решение придать корабельному музею статус филиала Центрального военно-морского музея. С 1961 года в связи с постройкой для Нахимовского училища нового жилого корпуса Аврора перестала быть учебной базой, бывшие кубрики воспитанников училища были переданы музею. Часть корабельных помещений открыли для простых посетителей. Одновременно с музеем на судне была оставлена команда из 50 матросов и офицеров для охраны корабля и обслуживания механизмов. В 1968 году крейсер Аврора был награжден орденом Октябрьской Революции.

Источник изображения: vk.com

В 1984-1987 годах на крейсере были произведены ремонтно-восстановительные работы и переоборудование. Работы производились на Ленинградском судостроительном заводе им. А.А. Жданова. После ремонтно-восстановительных работ Аврора, летом 1987 года была возвращена на место своей стоянки. В ходе ремонтно-восстановительных работ 1984-1987 годов силами научных сотрудников филиала и при помощи научных сотрудников Центрального военно- морского музея создавалась новая экспозиция на крейсере Аврора. Теперь для экскурсий открыли боевую рубку и машинно-котельное отделение. По составу экспозиция насчитывает около 1000 различных экспонатов, среди которых 12 картин и 6 акварелей, 10 флагов и знамён корабля. На стендах музея можно увидеть 40 подлинных документов и 46 копий и фотокопий с документов, 114 персональных фотографий моряков-авроровцев, 14 орденов и 24 медали, принадлежавших авроровцам. Представлена коллекция значков с изображением Авроры, их более 100. В залах размещены 8 моделей кораблей Российского ВМФ, здесь же уникальная выставка подарков от правительственных, военных и общественных организаций разных стран.

1 октября 1998 года крейсер-музей Военно-Морского Флота России Аврора удостоен звания Лауреата Золотой книги Санкт-Петербурга.

Государственные символы: герб Санкт-Петербурга

Герб — один из символов опознавательных знаков государств, городов, областей и губерний, фамильных родов, наравне с гимном и флагом. Герб традиционно изображается на многих флагах государств и городов, а также встречается в гербах областей и районов в качестве элемента.

Что такое герб?

Согласно теории геральдики, гербом называется опознавательный знак, характеризующий род, город, область, государство. А в случае фамильных гербов — передается по наследству и характеризует не отдельных представителей рода, а весь род в целом: его историю и признаки.

Герб имеет, согласно законам геральдики, обязательную часть (щит) и необязательные (мантию, изображение на щите, основу под щит, щитодержатели, девизную ленту, корону, шлем, намет, нашлемник). Герб — объемный предмет, как объемно и изображение на нем. Однако существуют и рисованные, вышитые, гравированные, чеканные варианты.

Выделяют несколько видов гербов:

  • государственные;
  • областные (гербы губерний);
  • городские;
  • родовые (дворянские, баронские самобытные и жалованные, графские самобытные и жалованные).

Строение герба

Основой герба города Санкт-Петербурга является щит французской геральдической формы. Он лежит на двух перекрещенных золотых скипетрах. На красном поле щита крест-накрест размещены морской и речной якоря, перевернутые зубцами вверх. Сверху в центре на них наложено изображение скипетра. Якоря выполнены из серебра, скипетр — из золота. Сверху на щите размещена большая императорская корона. А вокруг щита вьется голубая лента ордена Андрея Первозванного.

Символика герба

Согласно требованиям науки геральдики любое изображение и цвет элементов герба несут свое символическое значение.

Элемент/цвет Значение
Якорь морской Санкт-Петербург — морской порт
Якорь речной Санкт-Петербург — речной порт
Скипетр Санкт-Петербург — столичный город
Императорская корона Санкт-Петербург — столица Российской империи
Лента ордена Андрея Первозванного Символ-оберег для Петербурга как колыбели Балтийского флота
Золото солнечный свет; тепло; добро; богатство; слава; власть; красота; обеда; мудрость; опыт
Серебро стремление к свободе; человеческая чистота; материальное благополучие; благородство
Красный цвет

красота, радость, любовь, полнота жизни; кровь, огонь, месть, вражда, война

Голубой цвет чистота, разум, постоянство, нежность, безмятежность. Цвет моря и неба

Красное поле щита можно трактовать как военную славу Санкт-Петербурга прежде всего в войне со Швецией — Северной, самой длинной, которую вела Россия. Эта война длилась 21 год и завершилась подписанием Ништадтского мирного договора.

О более чем двухвековой истории Санкт-Петербурга как столицы Российской империи в гербе нам рассказывают Большая императорская корона и скипетры, увенчанные двуглавыми орлами. А якоря утверждают значение Санкт-Петербурга как морского и речного порта, осуществляющего связь России с Европой, и колыбели Балтийского флота, стоящего на страже города и всего государства на северо-западных рубежах.

Что касается Андреевской ленты, то она напоминает нам о кормилице и поилице Санкт-Петербурга — реке Неве, на берегах которой и возник удивительный город.

Основание герба Санкт-Петербурга

Герб возник в первой четверти 18 века при Петре 1, в то же время, когда в России зародилась наука геральдика. Указ о создании герба Петр I отдал сразу после переезда в Петербург. Прообразом его стали изображения на полковых знаменах, а очень похожий вариант был создан в 1730 году помощником первого герольдмейстера России Степана Андреевича Колычева итальянцем Франциском Санти и утвержден для знамен армий.

В основу герба Санкт-Петербурга лег герб Ватикана, где хранятся мощи святого покровителя города Андрея Первозванного. Именно с эти фактом связано и появление в гербе голубой Андреевской ленты. С 1730 до 1780 года шло создание герба: от утверждения проекта до исполнения и его подтверждение. Но в 1857 году изображение было дополнено, и в таком виде герб Санкт-Петербурга существовал до основания Советского Союза.

История герба

Официально герб города был введен с 30 мая 1780 года, через 2 дня после празднования его 77 годовщины. Тогда же было составлено подробное описание герба Санкт-Петербурга.

В советское время поле щита герба было разделено на две части по горизонтали таким образом, что сверху образовалась широкая полоса золотого цвета, в которой разместили название города — Ленинград, написанное печатными буквами черного цвета. Вместо двуглавого орла на скипетр был помещен кораблик Адмиралтейства. А поверх перекрещенных якорей и скипетра в центре закреплена пятиконечная граненая золотая с белым звезда. Адмиралтейский кораблик был выбран для герба в связи с тем, что был одним из самых узнаваемых неофициальных символов города.

6 сентября 1991 года, в связи с возникшей тенденцией по возвращению старых названий, историческое имя было возвращено и Санкт-Петербургу. А вместе с тем утвержден и новый герб, которым стал герб образца 1780 года.

В начале XXI века стали возникать и гербы районов Санкт-Петербурга. В некоторых из них встречаются элементы, напоминающие о гербе города: французский щит (герб Кировского и Приморского районов и многих муниципальных образований), перекрещенные якоря (герб Кировского района), императорская корона (герб Петроградского района). А на гербе Колпинского района в качестве элемента полностью использован герб Санкт-Петербурга.

Символы Санкт-Петербурга

Герб Санкт-Петербурга

Исторический герб Санкт-Петербурга был утвержден в 1730 году, подтвержден в 1780 году и дополнен в 1857 году. Он был вновь введен в употребление в 1991 году и является старейшим и основным официальным символом Северной столицы. Внешне он представляет собой геральдический красный щит с изображением на его поле двух серебряных якорей – морского с двумя лапами и поперечной деталью на анкерштоке (наискось слева направо, лапами в верхнем левом углу щита) и речного с четырьмя лапами (наискось справа налево от зрителя, лапами в верхнем правом от зрителя углу щита; имеет четыре лапы и лишен поперечной детали на анкерштоке), положенных накрест. Поверх них изображается золотой скипетр с двуглавым орлом. Сам щит увенчан императорской короной, из которой выходят две Андреевские лазоревые ленты. За щитом находятся два золотых, украшенных алмазами и эмалью российских скипетра, расположенных накрест и соединенных лазоревой лентой Святого Андрея Первозванного.

В данном случае скипетр (атрибут власти правителей с античных времен), увенчанный государственным орлом, изначально должен был символизировать монархическую царскую власть, а также то, что Санкт-Петербург – столица Российской империи. Два серебряных якоря, из которых один – двухлопастный, с перекладиной у кольца – морской, другой – четырёхлопастный, с кольцом («речная кошка»), указывали на то, что город является морским и речным портом. Изображения якорей при этом отражали идею Петра I о выходе к морю через речные пути. Красным поле щита было сделано как напоминание о кровопролитных боях со шведами во время Северной войны.

Малый герб Санкт-Петербурга

Согласно действующим правилам, допускается также использовать изображение герба Санкт-Петербурга в сокращённых версиях: без императорской короны над щитом, без лазоревых лент, выходящих из императорской короны, без скипетров, соединённых Андреевской лазоревой лентой, а также в виде золотого скипетра с двуглавым орлом и двух серебряных якорей – морского и речного, положенных накрест, вне поля щита.

Флаг Санкт-Петербурга

Флаг Санкт-Петербурга является официальным символом этого города федерального значения, обозначает его конституционно-правовой статус, а также является символом единства жителей Санкт-Петербурга. Он был принят 8 июня 1992 года и внесён в Государственный геральдический регистр Российской Федерации под номером 49.

Флаг Санкт-Петербурга представляет собой прямоугольное полотнище красного цвета, имеющее соотношение сторон (длина к ширине) 2:3. В центре флага изображены два перевёрнутых белых якоря (морской двухлопастный, с перекладиной у кольца, и речной четырёхлопастный, с кольцом), положенные накрест. Поверх якорей изображен золотой скипетр с двуглавым орлом.

Цветное изображение полотнища передается смесью сурика и киновари (первый преобладает), графическое – вертикальными линиями.

Все детали скипетра изображаются жёлтым цветом, все детали якорей – белым цветом (с употреблением светло-серых теней).

Обратная сторона флага Санкт-Петербурга является зеркальным отображением его лицевой стороны.

Гимн Санкт-Петербурга

Гимном Санкт-Петербурга является оркестровое исполнение «Гимна Великому городу» из балета «Медный всадник».

Текст гимна Санкт-Петербурга

Слова О.А. Чупрова

Музыка Р.М. Глиэра

Державный град, возвышайся над Невою,

Как дивный храм, ты сердцам открыт!

Сияй в веках красотой живою,

Дыханье твое Медный всадник хранит.

Несокрушим – ты смог в года лихие

Преодолеть все бури и ветра!

С морской душой,

Бессмертен, как Россия,

Плыви, фрегат, под парусом Петра!

Санкт-Петербург, оставайся вечно молод!

Грядущий день озарен тобой.

Так расцветай, наш прекрасный город!

Высокая честь — жить единой судьбой!

Исторические символы Санкт-Петербурга

Кроме герба, флага и гимна историческими символами Петербурга традиционно считают:

Кораблик на шпиле Адмиралтейства

Памятник Петру I «Медный всадник» работы Этьена Мориса Фальконе

Ангел на шпиле колокольни Петропавловского собора

Неофициальные символы Санкт-Петербурга

Кроме официально утвержденных, символами Санкт-Петербурга служат:

Тайные символы и знаки Санкт-Петербурга

Символика масонов далеко не единственная в городской архитектуре, к тому же не самая заметная. В декоре Санкт-Петербурга удивительно много языческого – персонажей древних религий, мифических существ и сакральных знаков.

Огромное количество образов античной мифологии, которые тоже несут свою смысловую нагрузку, по крайней мере, можно объяснить европейской модой и особенностями архитектурных стилей. Но наряду с традиционными для культуры Европы XVIII века амурами, психеями и атлантами, в Петербурге немало символов и древнеегипетской мифологии. И причину любви петербуржцев к этой древней цивилизации понять непросто.

Легендарные фиванские сфинксы на Университетской набережной – наиболее древние, но далеко не единственные скульптуры стражей мира мертвых. Два сфинкса расположились на набережной Малой Невки, еще четыре охраняют Египетский мост.

Феномен «египтомании» можно было бы тоже объяснить модой на артефакты из страны пирамид. Это увлечение распространилось в Европе после египетского похода Наполеона. Однако гранитные сфинксы на Полюстровской набережной установлены там в 90-х годах XVIII века, то есть еще до начала похода. А сфинксы во дворе Строгановского дворца еще старше. Чем же так привлекали величественные воплощения древнеегипетских фараонов городские власти и знать?

Кроме сфинксов, до наших дней сохранились также Пирамида и «Египетские ворота» с сакральным изображением солнечного диска и скарабеев в Царском Селе. А недалеко от станции метро «Чернышевская» есть «египетский» дом, парадный вход которого, напоминает ворота храма богини Хатор.

Если обратить внимание на самые популярные в Петербурге египетские символы, то и они, так или иначе, олицетворяют могущество и власть фараона.