Система органов прокуратуры

Система и структура органов прокуратуры рф

Прокуратура в Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, а также реализующих иные функции, установленные федеральным законодательством в целях обеспечения единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства. Правовой основой организации и деятельности прокуратуры в Российской Федерации являются Конституция, Закон о прокуратуре, другие федеральные законы, приказы и распоряжения Генерального прокурора РФ.

Систему прокуратуры РФ составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

В систему органов прокуратуры РФ входит также Следственный комитет при прокуратуре РФ, который включает в себя следующие структурные подразделения:

– главное следственное управления Следственного комитета при прокуратуре РФ;

– следственные управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по субъектам РФ;

– следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре РФ по районам, городам.

Кроме того, в состав Следственного комитета при прокуратуре РФ входят следственные управления (отделы) при военных и специализированных прокуратурах.

Генеральная прокуратура РФ. Генеральную прокуратуру РФ возглавляет Генеральный прокурор РФ, который назначается и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ.

Генеральный прокурор РФ имеет первого заместителя и заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Генерального прокурора РФ. В Генеральной прокуратуре РФ образуется коллегия в составе Генерального прокурора РФ (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором РФ.

Структуру Генеральной прокуратуры РФ составляют главные управления, управления и отделы на правах управлений: Главная военная прокуратура, Главное следственное управление; управление по надзору за расследованием преступлений органами прокуратуры; за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельности в органах внутренних дел, за расследованием особо важных преступлений; управление криминалистического обеспечения. Существуют также управления по организации работы, статистики и делопроизводства, по обеспечению участия прокурора в гражданском процессе, по обеспечению участия прокурора в арбитражном процессе, по обеспечению участия прокурора в рассмотрении уголовных дел, по делам несовершеннолетних и молодежи; управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний, а также другие управления и отделы.

Начальники главных управлений, управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений – помощниками Генерального прокурора РФ. В главных управлениях, управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, а также старших следователей по особо важным делам и следователей по особо важным делам и их помощников.

Генеральный прокурор РФ имеет советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу начальников управлений; помощников и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений. Первый заместитель и заместители Генерального прокурора РФ имеют помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.

В Генеральной прокуратуре РФ образуется на правах структурного подразделения Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора РФ – Главным военным прокурором.

Генеральный прокурор РФ руководит всей системой органов прокуратуры, издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры и порядок реализации мер материального и социального обеспечения ее работников.

В пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда Генеральный прокурор РФ устанавливает штаты и структуру Генеральной прокуратуры РФ, определяет полномочия структурных подразделений, устанавливает штатную численность и структуру подчиненных органов и учреждений прокуратуры. Он также назначает на должность и освобождает от должности директоров (ректоров) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры РФ и их заместителей.

В Генеральной прокуратуре РФ действует научно-консультативный совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры. Положение о научно-консультативном совете утверждено Приказом Генерального прокурора РФ от 03.01.1996 № 1 «Об образовании при Генеральной прокуратуре Российской Федерации научно-консультативного совета».

В структуре Генеральной прокуратуры РФ на основании приказа Генерального прокурора РФ от 23.10.1998 № 207 «Об образовании информационно-аналитического центра Генеральной прокуратуры Российской Федерации» сформирован информационно-аналитический центр. Информационно-аналитический центр создан на правах управления в целях обеспечения Генерального прокурора РФ необходимой аналитической информацией для принятия оптимальных решений и мер по предупреждению и борьбе с преступностью.

В соответствии с Указом Президента РФ от 13.05.2000 № 849 «О полномочном представителе Президента в Российской Федерации в Федеральном округе» в Российской Федерации были созданы семь федеральных округов. В связи с этими административными преобразованиями в структуре управления государственной властью на основании приказа Генерального прокурора РФ от 05.06.2000 № 98 «Об образовании управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах» в этих федеральных округах были созданы самостоятельные управления Генеральной прокуратуры. На управления Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах возложены следующие полномочия:

1) координация деятельности всех правоохранительных органов, находящихся в пределах федерального округа, по борьбе с преступностью;

2) надзор за исполнением законов федеральными органами, находящимися в пределах федерального округа, органами контроля, их должностными лицами;

3) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами, органами контроля, их должностными лицами;

4) надзор за исполнением законов федеральными органами в округах, осуществляющими предварительное следствие, дознание и оперативно-розыскную деятельность, а также региональными управлениями по борьбе с организованной преступностью, региональными отделами следственного комитета при МВД России;

5) расследование уголовных дел о наиболее опасных и общественно значимых преступлениях.

При выполнении своих функций управления Генеральной прокуратуры РФ не подменяют прокуратуры субъектов РФ, а взаимодействуют с ними и вправе вмешиваться в их деятельность только тогда, когда для устранения нарушений законности полномочий прокурора субъекта РФ недостаточно либо имеются иные причины и обстоятельства.

Территориальные прокуратуры. Прокуратуры субъектов РФ образованы в соответствии с административно-территориальным и национально-государственным устройством Российской Федерации. Существуют прокуратуры республик, входящих в состав РФ, прокуратуры краев, областей, автономных округов и автономной области.

Прокуратуры субъектов РФ возглавляют назначаемые на должность Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами власти субъекта РФ соответствующие прокуроры. Руководители прокуратур субъектов РФ имеют первого заместителя и заместителей, которые также назначаются на должность Генеральным прокурором РФ.

В прокуратурах субъектов РФ образуются коллегии в составе прокурора субъекта РФ (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), а также других прокурорских работников, назначаемых прокурором субъекта РФ. В прокуратурах субъектов РФ сформированы управления и отделы. Начальники управлений и отделов являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений – помощниками прокуроров субъектов РФ.

В указанных прокуратурах устанавливаются должности старших помощников и помощников прокурора, старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, а также следователей по особо важным делам и старших следователей и их помощников. Прокуроры субъектов РФ могут иметь помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.

Прокуроры субъектов РФ руководят деятельностью прокуратур районов и иных административно-территориальных единиц. Они уполномочены издавать приказы, указания, распоряжения, которые обязательны для исполнения всеми нижестоящими прокурорами. Они также могут вносить в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах численности оплаты труда, установленных Генеральным прокурором РФ.

Прокуратуры районов возглавляют соответствующие прокуроры. В указанных прокуратурах устанавливаются должности первого заместителя и заместителей прокуроров, старших помощников и помощников прокуроров, а также старших следователей и следователей и их помощников.

По решению Генерального прокурора РФ в прокуратурах районов и приравненных к ним прокуратурах могут быть образованы отделы. Прокуроры районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ. Они подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ.

Специализированные прокуратуры. Систему органов военной прокуратурысоставляют: Главная военная прокуратура, военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов РФ, военные прокуратуры соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов.

В местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют иные органы прокуратуры РФ, а также за пределами Российской Федерации, где в соответствии с международными договорами находятся войска РФ, осуществление функций прокуратуры может быть возложено Генеральным прокурором РФ на органы военной прокуратуры.

Образование, реорганизация и ликвидация органов военной прокуратуры, определение их статуса, компетенции, структуры и штатов осуществляются Генеральным прокурором РФ, приказы которого по этим вопросам реализуются в соответствии с директивами Генерального штаба Вооруженных Сил РФ.

Органы военной прокуратуры возглавляет заместитель Генерального прокурора РФ – Главный военный прокурор, который руководит деятельностью органов военной прокуратуры, обеспечивает подбор, расстановку и воспитание кадров, проводит аттестацию военных прокуроров и следователей, издает приказы и указания, обязательные для исполнения всеми военными прокуратурами.

Природоохранные прокуратурысозданы в целях усиления прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды.

На правах прокуратуры субъекта РФ действует только одна прокуратура – Волжская межрегиональная природоохранительная прокуратура. Конкретный перечень городов и районов субъектов РФ, на территории которых распространяются полномочия Волжской межрегиональной природоохранительной прокуратуры, определяются Волжским межрегиональным природоохранным прокурором по согласованию с прокурорами субъектов РФ.

На Волжскую межрегиональную природоохранительную прокуратуру возложены следующие полномочия:

– надзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей среды и экологических прав граждан, представительными (законодательными) и исполнительными органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами контроля и их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, которые функционируют или расположены в бассейне реки Волги, а также за соответствием законам издаваемых ими нормативных правовых актов;

– уголовное преследование по делам об экономических преступлениях, совершенных на предприятиях, в учреждениях, организациях и иных субъектах хозяйственной деятельности, расположенных в бассейне реки Волги.

Транспортные прокуратурыдействуют на правах прокуратур районов и осуществляют свои полномочия, касающиеся исполнения законов о безопасности движения на воздушном, речном (морском) и железнодорожном транспорте. Транспортные прокуратуры осуществляют также надзор за исполнением законов и соблюдением прав, свобод и законных интересов граждан предприятиями различных форм собственности, которые так или иначе связаны с предоставлением или обслуживанием транспортных перевозок грузов и пассажиров.

Транспортные прокуратуры расследуют преступления, совершенные на транспортных объектах. Одновременно транспортные прокуратуры осуществляют надзор за законностью административной деятельности органов внутренних дел на транспорте, оперативно-розыскной деятельностью, дознанием и предварительным следствием, которые проводят сотрудники транспортной милиции.

Прокуратуры по надзору за соблюдением законов при исполнении назначенных судом наказания или иных мер принудительного характерадействуют на правах районных прокуратур с подчинением прокурорам соответствующих субъектов РФ.

Прокуратуры закрытых административно-территориальных образований.В настоящее время в соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 09.09.2002 № 59 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур» действуют две специализированные прокуратуры закрытых административно-территориальных образований с непосредственным подчинением Генеральной прокуратуре РФ (г. Межгорье и комплекс «Байконур»).

Другие прокуратуры, осуществляющие надзор за соблюдением и исполнением законов РФ в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо режимных объектах и в специальных воинских формированиях, обслуживающих их режим и непосредственное функционирование, подчиняются территориальным прокуратурам субъектов РФ.

СИСТЕМА ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В результате изучения главы студент должен:

знать

  • • понятие, структуру и принципы построения системы прокуратуры РФ;
  • • систему и структуру территориальных и специализированных прокуратур;
  • • порядок назначения Генерального прокурора РФ и нижестоящих прокуроров на должность и освобождения их от занимаемой должности;
  • • полномочия Генерального прокурора РФ, прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур по организации и управлению системой прокуратуры РФ;

уметь

  • • разграничивать компетенцию территориальных и специализированных прокуратур;
  • • разграничивать компетенцию между звеньями прокуратур;
  • • определять и разграничивать полномочия прокуроров по управлению системой прокуратуры РФ;

владеть

• навыками оперирования основными понятиями, характеризующими систему прокуратуры РФ.

Понятие системы прокуратуры Российской Федерации

Под системой (от греч. systema – целое, составленное из частей, соединение) понимается множество элементов, находящихся в отношениях и связях друге другом, образующих определенную целостность, единство.

Отдельные элементы системы объединяются в единое целое в соответствии с заданными целями, задачами, принципами и связываются между собой определенными отношениями. При этом свойства системы определяются не только свойствами составляющих ее элементов, но и характером взаимодействия между ними.

Утверждение, что прокуратура РФ представляет собой не просто совокупность органов и учреждений, а именно систему, подразумевает наличие единой правовой основы организации и деятельности всех органов и учреждений прокуратуры, общие цели, задачи и принципы ее построения, финансирование из одного источника, подчинение всех элементов прокурорской системы единому центру.

Все вышеперечисленные признаки системы присущи системе прокуратуры РФ в полном объеме. Так, единой правовой основой организации и деятельности всех органов и учреждений прокуратуры РФ служит ст. 129 Конституции РФ и Закон о прокуратуре; общие цели закреплены в п. 2. ст. 1 названного закона (обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защита прав и свобод человека и гражданина, защита охраняемых законом интересов общества и государства). Принципами построения системы прокуратуры РФ являются принципы федерализма, независимости, единства и централизации, единоначалия руководства с элементами коллегиальности. Финансирование всех органов и учреждений прокуратуры РФ производится только за счет средств федерального бюджета; и, наконец, подчинение всех элементов прокурорской системы единому центру – Генеральному прокурору РФ.

В систему прокуратуры РФ входят: Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, а также прокуратуры городов и районов и другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. Кроме того, частью системы прокуратуры РФ являются научные и образовательные организации, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами. Указанный перечень органов, учреждений и юридических лиц, входящих в систему прокуратуры, является закрытым и расширительному толкованию не подлежит. Создание и деятельность на территории России органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускаются.

Здесь следует отметить разницу в понимании терминов «система прокуратуры» и «система органов прокуратуры». Последняя является частью системы прокуратуры, поскольку в нее, как было указано ранее, помимо органов прокуратуры входят и различного рода научные и образовательные учреждения, а также редакции печатных изданий.

Система органов прокуратуры состоит из трех звеньев

Верхнюю ступень занимает Генеральная прокуратура РФ, которая руководит и контролирует работу нижестоящих прокуратур. Вторым звеном системы органов прокуратуры РФ являются прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры. Третьим, нижним, звеном системы органов прокуратуры РФ являются прокуратуры городов и районов и приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры. Это военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов, природоохранные прокуратуры (за исключением Волжской природоохранной прокуратуры), прокуратуры ЗАТО (за исключением прокуратур ЗАТО г. Межгорье и г. Байконур), транспортные прокуратуры (за исключением межрегиональных транспортных прокуратур, приравненных к прокуратурам субъектов РФ), Кемеровская межрайонная прокуратура по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли (с дислокацией в г. Новокузнецке) и прокуратуры по надзору за исполнением законов в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Таким образом, система прокуратуры РФ – это основанная на принципах федерализма, независимости, единоначалия, единства и централизации, возглавляемая Генеральным прокурором РФ и финансируемая из федерального бюджета целостная организационная структура федеральных органов и учреждений, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, и иные функции, предусмотренные Законом о прокуратуре, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

  • Большой энциклопедический словарь. М., 2008. С. 420.

Система органов прокуратуры

Прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, подчиненных Генеральному прокурору РФ, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на ее территории законов, уголовное преследование в «соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством, координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Прокуратура выполняет и иные функции, возложенные на нее федеральными законами.

Систему органов прокуратуры Российской Федерации составляют прокуратура Российской федерации, прокуратуры федеральных округов, субъектов Федераций, районов и городов.

В системе прокуратуры функционируют и специализированные звенья прокурорской системы (органы Главной военной прокуратуры, транспортные прокуратуры, природоохранные прокуратуры и некоторые другие). Эти прокуратуры осуществляют свою деятельность в соответствии с конституционными принципами прокурорского надзора и Законом о прокуратуре, являются составной частью централизованной прокурорской системы и руководствуются приказами и указаниями Генерального прокурора.

Верхнюю ступень в иерархической лестнице системы органов прокуратуры занимает прокуратура Российской Федерации — высшее звено прокурорской системы.

В основе построения системы прокурорских органов лежит федеративное и административно-территориальное устройство, установленное в Федерации и ее субъектах. Система территориальных прокуратур соответствует федеративному устройству. Согласно ст. 5 Конституции Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. В каждом из них есть соответствующая прокуратура. Имеются также прокуратуры федеральных округов. В прокуратурах субъектов Федерации действуют сообразно административно-территориальному делению прокуратуры районов и городов, которые непосредственно подчиняются соответственно прокурорам республик, краев, областей, автономной области, автономных округов.

В ряде случаев наименование прокуратур отличается своеобразием, вытекающим из особенностей территориального деления некоторых субъектов Федерации. Так, в Республике Тыва имеются прокуратуры кожуунов, а не районов. В отдельных городах созданы административные округа. Соответственно с этим образуются прокуратуры административных округов. В большинстве же субъектов Федерации имеются только прокуратуры районов и городов. В ряде республик, краев, областей, автономных округов образованы межрайонные прокуратура, осуществляющие надзор на территории нескольких районов.

Специфику имеет и организация органов прокуратуры в Москве. Здесь в соответствии с Уставом города созданы муниципальные районы и административные округа. С учетом этого в столице действуют межрайонные прокуратуры, обеспечивающие надзор на территории ряда муниципальных районов, и прокуратуры административных округов, осуществляющие руководство межрайонными прокурорами и надзор за исполнением законов на подведомственной территории. Все эти прокуроры подчинены прокурору Москвы.

К специализированным прокуратурам относятся военные, транс- портные, природоохранные прокуратуры, прокуратуры по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний, а также прокуратуры, осуществляющие надзор в закрытых административно- территориальных образованиях и на режимных объектах.

Военные прокуратуры возглавляет Главная военная прокуратура, которая на правах структурного подразделения входит в Генеральную прокуратуру. Главный военный прокурор является заместителем Генерального прокурора РФ. Структуру военной прокуратуры составляют: прокуратуры военных округов, флотов, прокуратура Ракетных войск стратегического назначения, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные по своему статусу к прокуратурам субъектов Федерации. В структуре военной прокуратуры имеются также прокуратуры гарнизонов, объединений и соединений, имеющие статус прокуратур районов и городов.

Систему транспортных Прокуратур возглавляет Управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах прокуратуры РФ. В нее также входят транспортные прокуратуры, имеющие статус районных прокуратур. В основном эта система создавалась применительно к сети железных дорог и других транспортных магистралей. В настоящее время упразднены транспортные прокуратуры на правах прокуратур субъектов Федерации. Сохранившиеся же транспортные прокуратуры на правах районных непосредственно подчинены прокурорам субъектов Федерации.

К числу специализированных прокуратур относятся и прокуратуры войсковых частей, осуществляющие надзор за исполнением законов. закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных объектах и в воинских формированиях ряда министерств и ведомств. Перечень особо режимных объектов определяется Правительством РФ. Они также подчинены прокурорам субъектов Федерации.

В систему этих прокуратур входят Второе управление прокуратуры РФ и прокуратуры войсковых частей, статус каждой из которых определен Генеральным прокурором РФ.

Практически во всех субъектах Федерации образованы межрайонные. Природоохранные прокуратуры со статусом районных и подчиненные прокурорам соответствующих субъектов Федерации. Природоохранные прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей среды, экологических прав граждан, природоохранными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, их должностными лицами, общественными объединениями.

В целях усиления влияния на состояние законности при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы и иных мер принудительного характера, назначаемых судом, функционируют прокуратуры по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний. Они имеют статус районных прокуратур и подчиняются соответствующим прокурорам субъектов Федерации. Прокуроры по надзору за соблюдением законов в ИТУ осуществляют надзор за исполнением законов и соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в исправительных учреждениях.

В систему органов прокуратуры входят также научные и образовательные учреждения, являются юридическими лицами. Образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции возложены на Генерального прокурора. Создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры, не допускаются.

Генеральный прокурор назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента. Если предложенная Президентом кандидатура на должность Генерального прокурора не получит требуемого числа голосов членов Совета Федерации, то Президент представляет этой палате новую кандидатуру. Срок полномочий Генерального прокурора составляет пять лет.

Генеральный прокурор руководит деятельностью органов прокуратуры и осуществляет контроль за их работой. Он издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции.

егулирующие вопросы организации деятельности системы прокураты и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников. В пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда он устанавливает штаты и структуру прокуратуры РФ, а также штаты и структуру подчиненных органов и Учреждений прокуратуры.

Прокуроры всех звеньев системы прокуратуры назначаются Генеральным прокурором. В соответствии со ст. 129 Конституции РФ Назначение прокуроров субъектов Федерации происходит по согласованию с органами государственной власти этих субъектов.

Генеральный прокурор несет ответственность за выполнение задач, законодательно возложенных на органы прокуратуры. Ежегодно он представляет палатам Федерального Собрания и Президенту доклад о состоянии законности и правопорядка в стране и о проделанной работе по их укреплению.

В отсутствие Генерального прокурора или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей их выполнение возлагается на его первого заместителя. Если последний также отсутствует или в силу каких-то обстоятельств (болезни и др.) не может выполнять обязанности Генерального прокурора, то их выполняет один из его заместителей.

Заместители Генерального прокурора по его представлению назначаются и освобождаются от должности Советом Федерации Федерального Собрания. Обязанности между ними распределяются Генеральным прокурором.

Коллегия прокуратуры РФ является совещательным органом. На заседаниях коллегии рассматриваются наиболее важные вопросы работы органов прокуратуры, актуальные проблемы, связанные с организацией надзора и управления, исполнения приказов и указаний Генерального прокурора, На основании ее решений Генеральный прокурор издает приказы, обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры.

Прокуратуры федеральных округов, прокуратуры субъектов Федерации, приравненные к ним военные, иные специализированные прокуратуры, возглавляют соответствующие прокуроры, назначаемые на должность Генеральным прокурором. Прокуроры федеральных округов, прокуроры субъектов Федерации и приравненные к ним иные, прокуроры подотчетны Генеральному прокурору и освобождаются им от должности. Они издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками, могут вносить изменения в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах численности и фонда оплаты труда, установленных Генеральным прокурором.

В названных прокуратурах образуются коллегии, возглавляемые соответствующими прокурорами. Коллегии на своих заседаниях рассматривают наиболее важные вопросы деятельности прокурорских органов, выполнение приказов и указаний Генерального прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов и борьбе с преступностью, заслушивают отчеты начальников управлений и отделов, нижестоящих прокуроров, обсуждают вопросы подбора, расстановки и воспитания кадров, проекты приказов.

Вопрос 10.Система органов прокуратуры в Российской Федерации: общая характеристика.

Систему прокуратуры Российской Федерации составляют:

  • Генеральная прокуратура Российской Федерации

  • Прокуратуры субъектов Российской Федерации

  • Прокуратуры городов и районов (и другие территориальные прокуратуры)

  • Военная прокуратура

  • Специализированные (транспортные, природоохранные и иные) прокуратуры

  • Научные и учебные учреждения прокуратуры

Редакции печатных изданий Образование, реорганизация, ликвидация органов прокуратуры, определение их статуса, компетенции, структуры осуществляются генпрокурором РФ.

Основным научным образовательным учреждением является Академия генпрокуратуры РФ.

Генпрокуратура является соучредителем журнала «Законность»

Коллегиальным органом в управлении генпрокуратуры является коллегия, образованная в составе:

— Генпрокурора

— Первого заместителя

-Других прокурорских работников, назначенных генпрокурором РФ.

Коллегия правомочна принимать решения при наличии не менее половины состава всей коллегии.

В случае возникновения разногласий окончательное решение принимает прокурор.

Решения коллегии обязательны для исполнения всеми прокурорскими работниками.

НКС – это консультирующий орган при генпрокуратуре РФ целью и деятельностью которого является научное содействие органам прокуратуры в выполнении задач возложенных на них. Решения НКС носят рекомендательный характер.

11.Генеральная прокуратура.- высшее звено прокурорской системы.

Структура:

1. Генеральную прокуратуру возглавляет Генеральный прокурор

2. Генеральный прокурор имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Генерального прокурора

3. В Генеральной прокуратуре образуется коллегияв составе Генерального прокурора, его первого заместителя и заместителей , других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором Российской Федерации.

4.Генеральный прокурор Российской Федерации имеет советников,старших помощников и старших помощников по особым поручениям

5.В Генеральной прокуратуре Российской Федерации образуется на правах структурного подразделения Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора Российской Федерации — Главным военным прокурором.

6.В Генеральной прокуратуре Российской Федерации действует научно-консультативный советдля рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры

Генеральный прокурор Российской Федерации — высшее должностное лицо в системе российской Прокуратуры. Назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Срок полномочий — 5 лет.

Генеральный прокурор руководит системой Прокуратуры и непосредственно возглавляет Генеральную прокуратуру Российской Федерации. Он назначает на должность прокуроров субъектов Федерации, прокуроров городов и районов.

Полномочия Генерального прокурораРоссийской Федерации по руководству системой прокуратуры Российской Федерации

1. Генеральный прокурор Российской Федерации руководит системой прокуратуры,издаетобязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратурыприказы,указания,распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников.

2. Генеральный прокурор Российской Федерации в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штатыиструктуру Генеральной прокуратурыРоссийской Федерации, определяет полномочия структурных подразделений, устанавливает штатную численность и структуру подчиненных органов и учреждений прокуратуры.

3. Генеральный прокурор Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности директоров (ректоров) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры Российской Федерации и их заместителей.

4. Генеральный прокурор Российской Федерации несет ответственность за выполнение задач, возложенных на органы прокуратуры настоящим Федеральным законом.

12. Территориальные прокуратуры

Органы П. организуются в соответствии с административно-территориальным устройством РФ. В субъектах действуют прокуратуры соответствующих республик, краев, областей, автономной области, автономных округов и городов федерального значения.

Прокуроры назначаются Генеральным прокурором по согласованию с органами власти субъектов.

Также, к территориальным прокуратурам относятся приравненные к субъектам военные и иные специализированные прокуратуры.

В них устанавливаются должности первого заместителя и заместителей прокуроров, начальников отделов, старших помощников и помощников прокуроров, старших прокуроров-криминалистов, прокуроров-криминалистов, а также старших следователей и следователей и их помощники.

прокуроры субъектов подчинены и подотчетны Генеральному прокурору и освобождаются им от занимаемой должности. Прокуроры городов и районов назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором. Подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору. Прокуроры субъектов руководят деятельностью прокуратур городов и районов, входящих в состав субъекта. Прокуроры субъекта издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками.

на прокуроров субъектов РФ возложены следующие полномочия:

1) надзор за исполнением Конституции и законов, действующих на территории РФ, соблюдение прав и свобод человека и гражданина

2) надзор за исполнением законов должностными лицами территориальных органов и служб

3) надзор за исполнением законов при реализации судебными приставами своих функций, связанных с защитой установленного порядка осуществления государственной власти и управления, а также конституционных прав и законных интересов граждан и организаций;

4) уголовное преследование по уголовным делам в соответствии с полномочиями

Прокуроры субъектов РФ также организуют деятельность подчиненных прокуроров в соответствии с установленной компетенцией по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, а также уголовному преследованию:

– на особо режимных предприятиях и объектах оборонно-промышленного комплекса, в том числе в ЗАТО (за исключением г. Межгорье и комплекса «Байконур»);

– в обособленных военных городках Министерства обороны РФ, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ и Главного управления специальных программ Президента РФ, где проживает или работает гражданское население;

– на транспорте и в органах внутренних дел на транспорте;

– в таможенных органах.

Прокуратуры районов возглавляют соответствующие прокуроры. В указанных прокуратурах устанавливаются должности первого заместителя и заместителей прокуроров, старших помощников и помощников прокуроров, а также старших следователей, следователей и их помощников.

По решению Генерального прокурора РФ в прокуратурах районов и приравненных к ним прокуратурах могут быть образованы отделы. Прокуроры районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ, подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ.

13.Военная прокуратура Российской Федерации— структурное подразделение Генеральной прокуратуры Российской Федерации, возглавляемая заместителем Генерального прокурора Российской Федерации — Главным военным прокурором.Это специализированная структура, осуществляющая от имени РФ надзор за исполнением действующих на ее территории законов и выполняющая иные установленные Федеральными законом функции в Вооруженных Силах РФ

Структуру и штаты органов военной прокуратуры устанавливает Генеральный прокурор РФ. Свои полномочия органы военной прокуратуры осуществляют в Вооруженных Силах РФ

Их компетенция распространяется на органы военного управления, воинские части, учреждения, военные комиссариаты, военно-учебные заведения, предприятия, организации подразделения Министерства обороны, Федеральную службу охраны, Федеральную пограничную службу, службу внешней разведки, Федеральное агентство правительственной связи и информации, Федеральную службу железнодорожных войск, Главное командование внутренних войск МВД РФ, на органы и подразделения Федеральной службы безопасности, а также воинские формирования других министерств и ведомств.

  1. Систему органов военной прокуратуры составляют Главная военная прокуратура, военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Московская городская военная прокуратура. В России действует более 200 гарнизонных военных прокуратур.

Образование, реорганизация и ликвидация органов военной прокуратуры, определение их статуса, компетенции, структуры и штатов осуществляются Генеральным прокурором

Органы военной прокуратуры возглавляет заместитель Генерального прокурора Российской Федерации — Главный военный прокурор, который руководит деятельностью органов военной прокуратуры, обеспечивает подбор, расстановку и воспитание кадров, проводит аттестацию военных прокуроров, издает приказы и указания, обязательные для исполнения всеми военными прокуратурами.

Формирование, реорганизация и ликвидация органов военной прокуратуры, определение их статуса, компетенции, структуры и штатов осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации. Назначение и освобождение от должности Главного военного прокурора осуществляет Совет Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.

Полномочия военных прокуроров

1. Главный военный прокурор и подчиненные ему прокуроры обладают в пределах своей компетенции полномочиями, определенными настоящим Федеральным законом, и осуществляют их независимо от командования и органов военного управления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Военные прокуроры также обладают полномочиями:

  • участвовать в заседаниях коллегий, военных советов, служебных совещаниях органов военного управления;

  • назначать вневедомственные ревизии и проверки, затраты на проведение которых возмещаются по постановлению прокурора органами военного управления, где состоят на довольствии проверяемые воинские части и учреждения;

  • по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения воинских частей, предприятий, учреждений, организаций и штабов независимо от установленного в них режима, иметь доступ к их документам и материалам;

  • проверять законность содержания осужденных, арестованных и задержанных военнослужащих на гауптвахтах, в дисциплинарных частях и других местах их содержания, немедленно освобождать незаконно содержащихся там лиц;

  • Требовать обеспечения охраны, содержания и конвоирования лиц, находящихся на войсковых и гарнизонных гауптвахтах, в иных местах содержания задержанных и заключенных под стражу, соответственно воинскими частями, военными комендантами, органами и учреждениями внутренних дел Российской Федерации.

Система и структура органов прокуратуры

ТЕМА 4. «организация работы и управления в органах прокуратуры»

Новороссийск

СТРУКТУРА

конспекта лекций по дисциплине «Прокурорский надзор».

Лекция №4

ТЕМА: «Организация работы и управления в органах прокуратуры»

Основные вопросы, рассматриваемые на лекции:

1. Структура и система органов прокуратуры;

2. Понятие организации работы и управления в органах прокуратуры;

3. Информационно-аналитическая работа и планирование в органах прокуратуры

4. Взаимодействие прокуроров с органами представительной (законодательной) и исполнительной власти, местного самоуправления и органами контроля.

5. Делопроизводство, учет и отчетность в органах прокуратуры

Система и структура органов прокуратуры

В соответствии сост. 129 Конституции РФ ист. 1 Закона о прокуратуре прокуратура РФ представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ и осуществляющих от. имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на ее территории законов. Прокуратура РФ выполняет и иные функции, возложенные на нее федеральными законами.

Система организации органов прокуратуры построена на принципах централизации, единства прокурорского надзора, единоначалия руководства, общих принципах взаимосвязи и взаимодействия элементов структуры.

В систему прокуратуры РФ входят: Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры, не допускается.

Система территориальных органов прокуратуры состоит из трех звеньев (уровней).

Руководящим верхним звеном является Генеральная прокуратура РФ во главе с Генеральным прокурором РФ, который имеет первого заместителя и заместителей. В Генеральной прокуратуре РФ образуется коллегия в составе Генерального прокурораРФ,его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников. Структуру Генеральной прокуратуры РФ составляют главные управления, управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Начальники главных управлений и отделов (на правах управлений) по функциональным полномочиям одновременно являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов (в составе управлений) – помощники Генерального прокурора РФ. Кроме того, в структуре этого звена у Генерального прокурора РФ имеются советники, старшие помощники и старшие помощники по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений. Первый заместитель и заместители Генерального прокурора РФ имеют помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управления.

В главных управлениях, управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, а также старших следователей по особо важным делам и следователей по особо важным делам и их помощников.

В Генеральной прокуратуре РФ образована также на правах структурного подразделения Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора РФ – Главным военным прокурором.

Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» обусловил создание в рамках Генеральной прокуратуры РФ управлений, возглавляемых заместителями Генерального прокурора РФ и координирующих деятельность органов прокуратуры на территориях, входящих в состав каждого федерального округа.

Второе звено образуют прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним прокуратуры. К их числу относятся прокуратуры республик в составе Российской Федерации, прокуратуры краев, областей, округов, а также специализированные прокуратуры: транспортные, природоохранные, военных округов, флотов, ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы РФ, московская городская военная прокуратура.

В указанных прокуратурах, кроме прокуратур войсковых частей, образуются коллегии, управления и отделы (на правах управления, в составе управлений). Начальники управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений – помощниками прокуроров субъектов Федерации или приравненных к ним прокуроров.

В этих прокуратурах устанавливаются должности старших помощников и помощников прокурора, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, а также следователей по особо важным делам и старших следователей и их помощников. Прокуроры субъектов Федерации и приравненные к ним прокуроры могут иметь помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.

Низовое звено органов прокуратуры составляет прокуратуры городов и районов, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, возглавляемые соответствующими прокурорами. В них устанавливаются должности первого заместителя, заместителей, прокуроров, начальников отделов, старших помощников и помощников прокуроров, старших прокуроров-криминалистов, прокуроров-криминалистов, а также старших следователей и следователей (в прокуратурах городов – следователей по особо важным делам) и их помощников. По решению Генерального прокурора РФ в указанных прокуратурах могут быть образованы отделы.

В некоторых городах – столицах республик, краевых и областных центрах – образованы прокуратуры городов с подчинением им районных прокуратур.

В городах, где отсутствует районное деление, действуют прокуратуры административных округов с приданием им статуса прокуратур районов в городах.

На территориях ряда субъектов Федерации функционируют межрайонные прокуратуры, которые осуществляют надзор на территории нескольких районов.

Исходя из особого положения Москвы, в столице образованы межрайонные прокуратуры и прокуратуры административных округов, имеющие статус прокуратур городов с районным делением.

Прокуратура как федеральный государственный орган осуществляет ряд функций (надзор, уголовное преследование, участие в рассмотрении дел судами, в правотворческой деятельности и другие), важнейшей из которых является надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов.

Подразделения и лица, занимающих должности и осуществляющих функцию надзора, принято объединять в систему органов прокурорского надзора. Соответственно система этих органов является неотъемлемой частью системы органов прокуратуры.

Как и любая система органов, система органов прокуратуры представляет собой совокупность взаимосвязанных между собой органов и составляющих целостное единство. При этом для системы прокуратуры характерны связи между элементами структуры как по вертикали, для внутреннего управления системой по подчиненности, так и по горизонтали, для взаимодействия равнозначных органов и подразделений внутри системы и с другими органами и системами. Вертикальный и горизонтальный тип взаимосвязей определяет линейную и функциональную структуру построения органов прокуратуры РФ.

Сущность линейной структуры заключается в построении аппарата управления, состоящего из взаимоподчиненных органов и подразделений. При этой структуре каждый прокурорский работник непосредственно (линейно) подчинен только одному руководителю и с вышестоящими органами и руководителями связан только через него. В свою очередь такой линейный руководитель (прокурор) несет полную ответственность за деятельность всех подчиненных ему органов и подразделений.

Исходя из принципа централизации прокурорского надзора, то есть подчиненности нижестоящих прокуроров вышестоящим, а всех прокуроров – Генеральному прокурору РФ, структура управления органов прокуратуры (состоящая из прокуратуры городов и районов, прокуратуре субъектов РФ и Генеральной прокуратуры РФ) является в основном трехзвенная. В некоторых специализированных прокуратурах (на правах областных) природоохранных, войсковых частей организационная структура, как правило, двухзвенная.

Функциональная организационная структура в отличие от линейной состоит из органов и подразделений, которые специализируются на определенных видах деятельности, выполняют обособленные функции. К числу таких структур относятся природоохранные и другие прокуратуры, деятельность которых ограничивается специальными объектами или отдельными отраслями прокурорского надзора.

Одним основным видом деятельности объединены и входят в функциональную структуру управления помощники и старшие помощники прокуроров городов и районов, прокуроры и старшие прокуроры отделов и управлений (главных управлений) прокуратуре субъектов РФ, а также Генерального прокурора РФ.

Прокуроры городов, районов, прокуроры субъектов РФ, прокуроры специализированных прокуратур, Генеральный прокурор РФ и их заместители являются линейными руководителями. К функциональным руководителям относятся помощники и старшие помощники прокуроров субъектов РФ, помощники и старшие помощники Генерального прокурора РФ.

Кроме названных руководителей, функции по организации руководства нижестоящих прокуратуре и контроля по конкретной отрасли прокурорского надзора выполняют прокуроры и старшие прокуроры отделов и управлений (главных управлений) прокуратура субъектов РФ и Генеральной прокуратуры РФ. Фактически они также относятся к функциональным руководителям. Деятельность этих должностных лиц строится на основе предметно-зонального принципа организации работы. За прокурорами и старшими прокурорами отделов и управлений закрепляется отрасль законодательства (отрасль прокурорского надзора) или круг наиболее актуальных вопросов правоприменительной деятельности), по которому они изучают прокурорско-следственную практику, законодательство, участвуют в подготовке плановых заданий, проверке и реализации их итогов и взаимодействуют с прокурорами других структурных подразделений, за которыми закреплены те же вопросы. Кроме того, на каждого такого прокурора возлагаются обязанности по контролю за выполнение определенной группой (зоной) нижестоящих прокуратуре по вопросам компетенции управления или отдела ведомственных приказов, анализ и обобщение оперативных и статистических данных, характеризующих работу этих прокуратур, отслеживание состояния их работы, выезды на места для оказания практической помощи и иные обязанности.

Этот принцип организации работы наряду с принципами координации, паритетности, компетенции обеспечивает необходимое взаимодействие всех элементов системы органов прокуратуры по выполнению задач прокурорского надзора.