Системы местного самоуправления

В Конституции Российской Федерации существует статья 12, которая определяет местную структуру самоуправления как одну из основ конституционного строя РФ.

Понятие и основы местной структуры самоуправления

В качестве самостоятельного понятия местное самоуправление в Российской Федерации определяется ФЗ № 131 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Определение 1

Местное самоуправление – это конкретная форма исполнения гражданами своей власти, которая, в рамках регламентированных Конституции РФ норм и прочих регулирующих актов, обеспечивает самостоятельное и ответственное разрешение гражданами или структурами локального управления определенных проблем местного значения, учитывая нужды населения, исторические и прочие местные традиции.

Понятие «основы местного самоуправления» в совокупности составляют несколько структурных элементов:

  • Правовые.
  • Территориальные.
  • Экономические.
  • Финансовые.

Правовая основа

Определение 2

Правовые основы – это положения Конституции РФ и нормативные акты разного значения, содержащие нормы права, которые являются регулирующими в отношениях общественного уровня, возникающих при осуществлении местного самоуправления, а также регламентирующие порядок организации и органов местного самоуправления.

Положения ст. 12, 72 и гл. 8 Конституции РФ, в которых закреплены основы местного самоуправления, развиваются в Законе о местном самоуправлении. В нем, в свою очередь, более подробно рассмотрены и закреплены основы местного самоуправления правового, территориального, финансового и экономического характера.

Также Россия выступает участником нескольких международно-правовых договоров, которые направлены на определение основных требований к структурам местного самоуправления. К таким документам можно отнести:

  • Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 г.
  • Декларация о принципах местного самоуправления в государствах – участниках Содружества от 29 октября 1994 г.

Помимо всего прочего, Федеральным законом от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» устанавливаются нормы правовых отношений связанных с принятием в качестве госслужащих граждан РФ, и подданных иностранных государств являющихся участниками международных договоров РФ, которые определяют возможность граждан других государств находиться на службе муниципального значения. Им также осуществляется регулирование прохождения и прекращения муниципальной службы, определения правового статуса муниципальных служащих.

Замечание 1

Нормы права, которые регулирую органы местного самоуправления, содержатся и в нормативных правовых актах субъектов РФ и муниципальных правовых актах.

Более конкретное направление федерального законодательства, учитывая особенности органов местного самоуправления в определенных областях, отражается в конституциях и законах субъектов РФ.

В систему правовых актов муниципального значения входит:

  • Устав муниципального образования, правовые акты, принятые в рамках конкретной местности.
  • Нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.
  • Акты главы муниципального образования, местной администрации, прочих органов и лиц местного самоуправления, которые были предусмотрены уставом муниципального образования.

На уровне структур локального управления, основным регламентирующим актом является устав муниципального образования. Он определяет круг вопросов попадающих под юрисдикцию данного муниципального образования. Кроме того, данные органы определяют территорию муниципального образования, органы местного самоуправления, название, структуру и порядок их формирования. Устав местного значения формируются муниципальным образованием самостоятельно, а после принимается представительным органом местного самоуправления или гражданами непосредственно. Только после прохождения данной процедуры в полной мере акт может быть зарегистрирован на государственном уровне.

Территориальная основа

На территории всей Российской Федерации осуществляется местное самоуправление. Основу территориальной организации локального управления составляет поселенческий принцип, что значит формирование муниципальных образований там, где живут люди и существуют поселения.

Статья 131 Конституции РФ определяет осуществление местного самоуправления в городских, сельских и других поселениях учитывая исторические и прочие местные традиции. Конкретно, закон о местном самоуправлении определяет осуществление самоуправления местного характера во многих поселениях.

Замечание 2

Наделение муниципальных образований определенным статусом поселения какого-либо ранга осуществляется законами субъектов РФ.

Допускается также преобразование территориальных границ, в которых осуществляется муниципальное образование, при условии, что мнения жителей данных территорий будет учитываться. Изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта РФ по инициативе населения, органов местного самоуправления, государственной власти и федеральных органов.

Кроме того, также возможно:

  • Преобразование муниципальных образований. Здесь подразумевается объединение, разделение образований, изменение статуса поселения.
  • Упразднение поселений. Это возможно на территориях с небольшой численностью жителей, а также в труднодоступных местностях, в случае если численность таких поселений не выше 100 человек, а решение об упразднении принимается самими гражданами поселения.
  • Формирование новых поселений на межселенных территориях. Образование возможно по инициативе населения, которая выдвигается на сходе граждан, которые проживают в населенном пункте, находящемся на межселенных территориях, а также по инициативе органов локального регулирования, государственной власти, федеральных органов государственной власти.

К территориям местного самоуправления относятся:

  • Земли жизни населения, а также смежные земли и свободные территории.
  • Земли общего пользования, в которые входят дороги, улицы, площади
  • Рекреационные территории, а именно зоны отдыха, парки, стадионы, санатории, заповедники.
  • Земли для развития поселения.

Без учета количества проживающих невозможно лишить прав население муниципального образования на ведение локального управления. Принципы управления здесь имеют тесную связь с созданием муниципальных образований. В некоторых случаях формируются автократические муниципальные образования или же они становятся частью других. Также особенности регулирования могут быть связаны и с ограничением местного самоуправления.

Замечание 3

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге согласно внутреннему уставу местное самоуправление осуществляется соответствующими органами на внутригородских территориях.

Закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО) можно считать городскими округами. На таких территориях системы самоуправления регламентируются Законом РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании». К закрытым административно-территориальным образованиям также относятся наукограды, где признаки исполнения локального самоуправления устанавливаются Федеральным законом от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации». А на территории инновационного научного центра «Сколково» особенности организации местного самоуправления осуществляются на основании специального законодательного акта 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»».

Экономическая основа

Экономическая основа местного самоуправления состоит из нескольких компонентов:

  • Муниципальная собственность.
  • Местные финансы.
  • Имущество, находящееся в собственности государства, а в последующем было передано органам местного самоуправления.

Финансовая основа

Основа финансового характера состоит из местных финансов, а именно денежных средств которые применяются при решении вопросов местного значения. Местные финансы формируются из средств местного бюджета, государственных и муниципальных бумаг.

Органы местного самоуправления пополняют бюджет на основании местных налогов и сборов. Также в местный бюджет поступают средства из бюджетов федерального значения и бюджетов субъектов РФ в качестве отчислений от федеральных и региональных налогов, субсидий и дотаций.

Система местного самоуправления

Определение 3

Система местного самоуправления – это организация муниципальной власти

В систему местного самоуправления входит:

  • Носители власти, к которым принято относить единицы локальной коллективной самоорганизации.
  • Самостоятельное решение органами местного самоуправления вопросов локального уровня.
  • Структуры организационного характера. К ним относятся структуры, которые выбираются конкретно гражданами населенного пункта: сход граждан, местные референдумы и прочие структуры, имеющие полномочия решать вопросы местного уровня
  • Власть местных структур самоуправления.
  • Способ оформления решений по вопросам местного значения.

В РФ к субъектам муниципальной власти относятся:

  • Поселения сельского и городского уровня.
  • Районы муниципального значения
  • Городские округа.
  • Внутригосударственные и муниципальные образования в городах федерального значения.

Содержание любого муниципального образования определяет наличие коллектива на местном уровне способного решать вопросы общественной жизни.

Определение 4

Субъект муниципальной власти – это сообщество местного значения, которое характеризуется относительной самостоятельностью в силу объективных закономерностей расселения, проживания, хозяйствования и социально-культурной деятельности.

В статье 130 ч.2 Конституции РФ установлена процедура реализации самоуправления гражданами через референдум, выборы при помощи выборных и других органов местного самоуправления. Кроме того, путем проведения местных собраний, референдумов, а также через обращения граждан в органы местного самоуправления может осуществляться прямое волеизъявление граждан.

Система местного самоуправления в Российской Федерации

Система местного самоуправления – это с точки зрения муниципального права совокупность организационных форм, посредством которых осуществляется местное самоуправление, т.е. обеспечивается решение вопросов местного значения на территории муниципального образования. Система местного самоуправления тесно связана с особенностями взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления. При преобладании административной формы отношений система местного самоуправления как таковая отсутствует. Вместо нее действует единая система местных органов государственной власти, статус которых определяется нормативными актами, принимаемыми центральной властью. В этом варианте создается единая, управляемая из центра и жестко ему подчиненная система местных органов управления и наличествует ряд процедур, посредством которых можно обеспечить тот или иной способ учета мнения населения при решении государством каких-либо вопросов па местах.

Децентрализованное местное самоуправление предполагает отсутствие воздействия государства на выбор населением муниципальных образований тех или иных организационных форм, посредством которых осуществляется местное самоуправление. В этом случае нет оснований говорить о том, что в государстве существует единая система местного самоуправления. В каждом муниципальном образовании создается собственная, уникальная совокупность организационных форм для решения вопросов местного значения, и, таким образом, можно говорить о том, что в каждом муниципальном образовании возникает собственная система местного самоуправления.

Наконец, при дуалистическом местном самоуправлении государство законодательно закрепляет основы системы местного самоуправления, например, те или иные основные организационные формы, которые обязательно должны использоваться для решения вопросов местного значения: местный референдум, представительный орган местного самоуправления. С учетом этих основ муниципальные образования самостоятельно формируют свои системы местного самоуправления. В таком случае есть основания утверждать, что в каждом муниципальном образовании – собственная система местного самоуправления, но все они основаны на общих принципах, закрепленных центральной властью.

В Российской Федерации в течение последних лет, в период становления местного самоуправления, как уже указывалось, на практике реализовывалась дуалистическая модель. Государство закрепляло общие принципы местного самоуправления, в том числе определяло и обязательные для муниципальных образований формы осуществления местного самоуправления. Конституция и Федеральный закон № 131-ФЗ относят к ним:

  • 1) формы прямой демократии, которые включают:
    • – местный референдум;
    • – муниципальные выборы;
    • – голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления;
    • – голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;
    • – сход граждан;
    • – правотворческую инициативу граждан;
    • – территориальное общественное самоуправление;
    • – публичные слушания;
    • – собрание граждан;
    • – конференцию граждан (собрание делегатов);
    • – опрос граждан;
    • – обращения граждан в органы местного самоуправления.

Другие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении могут вводиться или не вводиться уставом муниципального образования, т.е. приведенный перечень форм, являющихся элементами системы местного самоуправления, не является исчерпывающим;

  • 2) формы представительной демократии, включающие:
    • – представительный орган муниципального образования;
    • – главу муниципального образования;
    • – местную администрацию;
    • – контрольный орган муниципального образования.

Перечень данных форм также не является исчерпывающим: ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ предусматривает, что структуру органов местного самоуправления составляют, помимо названных в федеральном законе, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Ряд форм представительной демократии является обязательной составной частью системы местного самоуправления. Федеральный закон № 131-ФЗ к ним относит:

  • – представительный орган муниципального образования;
  • – главу муниципального образования:
  • – местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).

Хотя для отдельных форм и из этого перечня существуют исключения. Например, представительный орган не формируется в небольших сельских муниципальных образованиях (в которых число жителей, обладающих активным избирательным правом, нс превышает 100 человек). Полномочия названного органа осуществляет сход граждан.

Таким образом, в федеральном законодательстве закреплены единые для всех муниципальных образований Российской Федерации основы системы местного самоуправления. Поэтому можно говорить о системе местного самоуправления применительно к каждому конкретному муниципальному образованию, посредством которой обеспечивается решение вопросов местного значения, местной жизни.

В связи с этим возникает вопрос, является ли система местного самоуправления единой для всей Российской Федерации. Ученые проводят четкое различие между понятием системы местного самоуправления как принципом, означающим наличие общих основ, условий его осуществления (например, демократический характер осуществления публичной власти, законность и т.д.), и понятием собственно системы местного самоуправления как совокупности тех или иных организационных форм в каждом конкретном муниципальном образовании. Во втором значении, в отличие, например, от системы государственных органов Российской Федерации, местное самоуправление не образует единой системы в рамках государства. Поэтому говорить о том, что система местного самоуправления является единой, можно, лишь рассматривая ее в рамках каждого отдельного муниципального образования. Исходя из этого, вполне справедлив вывод о том, что каждое муниципальное образование формирует свою собственную систему местного самоуправления, основываясь на тех принципах, которые установлены нормами действующего законодательства.

Итак, система местного самоуправления нс является единой на территории Российской Федерации. Конституция устанавливает, что местное самоуправление самостоятельно в пределах своей компетенции, муниципальные образования равны по отношению друг к другу. Каждое муниципальное образование – его население – имеет право самостоятельно определить те формы, с помощью которых будет осуществляться местное самоуправление на соответствующей территории, основываясь на общих принципах, определенных в федеральном законе. Следовательно, в каждом муниципальном образовании существует собственная система местного самоуправления.

Система местного самоуправления в РФ

В систему местного самоуправления входят органы местного самоуправления и их должностные лица, также установленные законом способы осуществления народом прав на местное самоуправление.

Органы местного самоуправления — избираемые непосредственно населением или образуемые представительным органом муниципального образования, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. К ним относятся: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация, контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населением в его осуществлении являются: местный референдум, местные выборы, голосование по отзыву депутатов представительного органа местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, сход граждан и т.д.

Структура и наименование органов местного самоуправления определяется население самостоятельно. Наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным. К полномочиям местного самоуправления относятся: полномочия, указание на которые содержится в федеральном законодательстве и полномочия, делегированные государственными органами органам местного самоуправления.

Представительный орган муниципального образования:

· Представляет интересы населения

· Принимает правовые акты, направленные на регулирование вопросов местного значения

· Обладает правами юридического лица

Этот орган формируется путем проведения муниципальных выборов. К исключительной компетенции представительного органа муниципального образования относятся вопросы: принятия устава муниципального образования и внесения в него изменений и дополнений; утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; установления, изменение и отмена местных налогов и сборов; принятие планов и программ развития муниципального образования и другие.

Основной формой деятельности представительного органа являются заседания. Касаемо полномочий важно отметить, что они могут быть прекращены досрочно в случаях:

· Принятия указанным органом решения о самороспуске

· Вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий.

· Преобразования муниципального образования, а также в случае упразднения муниципального образования

И другие, предусмотренные законом случаи.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Он может выбираться как на муниципальных выборах, так и представительным органом муниципального образования из своего состава. Или представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. В случае избрания на муниципальных выборах он входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя. А в случае избрания представительным органом муниципального образования исполняет полномочия его председателя с правом решающего голоса либо возглавляет местную администрацию. И в случае избрания по результатам конкурса возглавляет местную администрацию. Полномочия главы муниципального образования:

· Представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, гражданами и т.д.

· Действует от имени муниципального образования

· Подписывает и обнародует уставы муниципального образования

· Издает правовые акты в пределах своих полномочий

Создание в структуре органов местного самоуправления местной администрации обязательно. Она осуществляет организационно-управленческие и исполнительно-распорядительные функции, которые направлены на исполнение местных нормативных актов. Местная администрация является юридическим лицом. Ею управляет глава местной администрации на принципах единоначалия.

Глава местной администрации не может заниматься предпринимательской деятельностью, и вообще любой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельностью.

Он осуществляет свои полномочия на основе контракта:

· Орган муниципального образования контролирует его деятельность

· Представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности

· Обеспечивает осуществление полномочий местной администрации по решению вопросов местного значения

Полномочия главы местной администрации прекращаются в случаях, предусмотренных ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

Контрольный орган муниципального образования образуется в целях контроля над деятельностью органов местного самоуправления.

Формами непосредственного осуществления население местного самоуправления являются:

· Местный референдум — это референдум, проводимый в целях решения вопросов местного значения.

· Выборы депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, должностных лиц — это выборы, проводимые в целях избрания перечисленных лиц на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

· Голосование по отзыву депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц — это досрочное лишение мандата такого лица по воле избирателей

· Голосование по вопросам изменение границ муниципального образования считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей муниципального образования.

· Сход граждан

· Территориальное общественное самоуправление- это самоорганизация граждан по месту жительства для самостоятельного осуществления запланированных инициатив по вопросам местного значения.

Таким образом, я рассмотрела систему местного самоуправления, из чего она состоит и какое значение имеет в осуществлении местного самоуправления. Отсюда можно сделать вывод, что ядром местного самоуправления являются не только органы местного самоуправления, но и реализация населением своих полномочий на местное самоуправление. Что подчеркивается ст.3 ч.2, ст.131 ч.1 Конституции РФ, в которых говорится, что граждане РФ осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах.

Виды систем местного самоуправления.

Среди современных систем местного самоуправления выделяются в качестве основных следующие четыре: англосаксонская, романо-германская, иберийская и советская.

Англосаксонская система характеризуется наличием органов местного самоуправления на всех уровнях административно-территориального деления страны. В США, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, Канаде и др. странах, использующих эту систему, население графств, округов, избирают представительные органы в лице советов. Члены советов создают отраслевые комиссии, комитеты по управлению делами подведомственной территории.

Кроме советников население избирает различного рода должностных лиц, (шерифа, казначея, атторнея и др.).

В низовых единицах с небольшим числом жителей (приходы в Великобритании, тауны в США) советы не избираются. Основным органом управления здесь являются собрания жителей.

Городское самоуправление в этой системе представлено советом, избираемым населением, и мэром, избираемым либо населением, либо советом.

В англосаксонской системе, что составляет важную ее особенность, отсутствует институт назначаемых центром на места чиновников для контроля за деятельностью советов.

В отличие от англосаксонской системы, романо-германскую модель характеризует использование как местного самоуправления, так и местного управления. В странах, которым она присуща (Франция, Италия, Болгария, Польша, Турция, Сенегал) и те, и другие органы функционируют в различном сочетании. В одних административно-территориальных единицах используют только органы местного самоуправления, в других только органы местного управления, а в третьих одновременно и те, и другие.

Такое сочетание обусловливается двумя факторами. Во-первых, различением естественных и искусственных административных территорий, т.е. общинного и регионального уровня административно-территориального деления, и, во-вторых, признанием или непризнанием искусственной административно-территориальной единицы территориальным коллективом.

На общинном, т.е. коммунальном уровне (села, города) власть осуществляют органы местного самоуправления в лице избираемого жителями территории совета и мэра, избираемого либо советом, либо жителями.

Что касается регионального уровня (область, район, округ, воеводство и др.), то здесь существует в основном два варианта. Если административно-территориальная единица не признана территориальным коллективом, то в ней властные функции осуществляет назначенный центром чиновник, представляющий орган местного управления (губернатор в Турции, воевода в Польше, управитель в Болгарии, суперпрефект во Франции).

Если административно-территориальная единица признана законом территориальным коллективом, то в ней публичную власть осуществляют как выборный орган местного самоуправления, так и назначаемый из центра чиновник.

Классическим примером реализации романо-германской модели является Франция. Как уже отмечалось в этой стране административно-территориальное деление состоит из четырех звеньев – коммуна, округ, департамент и регион. Три последних являются искусственными, образованиями, из которых в соответствии с законом территориальными коллективами признаны департамент и регион.

В коммунах власть осуществляют органы местного самоуправления в лице советов и мэров.

В округах, которые не имеют статуса территориального коллектива, власть принадлежит органам местного управления в лице назначаемого суперпрефекта.

В департаментах и регионах властные полномочия реализуют как органы местного самоуправления (генеральные и региональные советы), так, и органы местного управления (префекты): префекты по уполномочию центра осуществляют на местах государственную власть и контроль за законностью действий муниципальных органов.

Иберийскаясистема местного самоуправления используется в странах Латинской Америки. Население административных единиц (муниципий) этих стран избирает совет и главное должностное лицо (алькальд, регидор, мэр, префект). Последний является председателем совета, его исполнительным органом и уполномочен центральной властью быть ее представителем в данной муниципии.

Соединения в одном лице главы муниципии полномочий местного самоуправления и местного управления составляет одну из особенностей иберийской системы местного самоуправления.

Советская система использовалась в бывших и используется в нынешних странах социализма (КНР, Вьетнам, Куба). При советской системе избираемые населением советы выступают в качестве полновластных органов государственной власти. Иначе говоря, по способу формирования советы являлись и являются органами местного самоуправления, а по своему правовому статусу органами государственной власти. Для выполнения управленческих функций советы избирают исполнительные комитеты, в качестве органов государственного управления в данной административно-территориальной единице.

По сути, система советов является системой огосударствления местного самоуправления.

Система местного самоуправления в РФ.

Различные элементы местного самоуправления находятся во взаимосвязях друг с другом, образуя систему местного самоуправления в РФ. Термин «система местного самоуправления» не используется ни в Конституции РФ, ни в судебных решениях по проблемам местного самоуправления. Вместе с тем использование данного термина представляется вполне уместным, поскольку понятие «система» подразумевает, что ее элементы структурированы, находятся между собой в определенных упорядоченных связях и образуют в силу этого некоторую целостность.

Система местного самоуправления — это совокупность местных сообществ жителей, муниципальных образований, их внутренних субъектов и институтов, взаимодействующих между собою и с внешней средой в процессе осуществления самоуправленческих функций.

Элементами системы местного самоуправления являются:

1) формы осуществления местного самоуправления непосредственно жителями муниципального образования:

— муниципальные выборы,

— местный референдум,

— отзыв выборных лиц местного самоуправления,

— голосование по выявлению мнения населения о его отношении к изменению границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление,

— сход жителей муниципального образования (в муниципальных образованиях с численностью избирателей, не превышающей 100 человек);

2) деятельность органов местного самоуправления:

— выборных коллегиальных,

— выборных единоличных (выборных должностных лиц местного самоуправления),

— невыборных — сформированных (назначенных) выборными органами или в ином порядке, предусмотренном комментируемым Федеральным законом и уставом муниципального образования;

3) инициативные формы участия жителей в местном самоуправлении (территориальное общественное самоуправления, клубы по интересам, связанным с решением вопросов местного значения, собрания граждан по месту жительства, народная правотворческая инициатива, участие в публичных слушаниях, обращения в органы местного самоуправления, обсуждение проблем, связанных с решением вопросов местного значения, в СМИ и т.п.);

4) деятельность муниципальных служащих.

5)муниципальные предприятия, учреждения, организации, коммерческие негосударственные и немуниципальные объединения.

6)Различные ассоциативные связи в системе местного самоуправления (ассоциации и союзы муниципальных образований). Первыми возникли региональные ассоциации (ассоциация Сибирских, ассоциация Уральских городов). И только потом появился Союз Российских Городов. 28 октября 1998 Указом Президента РФ был создан Конгресс Муниципальных Образований РФ. У всех этих структур одна цель, как можно лучше организоваться, и сохранить институт местного самоуправления для населения.