Содержание
Сколько филиалов может иметь одно юридическое лицо
Каждый руководитель какой-либо организации на определенном этапе задумывается о расширении своего бизнеса. Одну из возможностей расширения представляет открытие филиалов. При этом закономерным будет следующий вопрос: сколько филиалов может иметь одно юридическое лицо? В статье постараемся ответить на этот вопрос.
Законодательная база
Основными документами, которыми юридическое лицо должно руководствоваться при создании филиала являются:
- Статья 55 ГК РФ «Представительства и филиалы юридического лица».
- Закон 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Что собой представляет юридическое лицо
Под юридическим лицом понимают организации, предприятия, компании и фирмы, зарегистрированные согласно действующего законодательства, в собственности которых или в оперативном управлении имеется обособленное имущество. Данные организации отвечают своим имуществом по всем обязательствам, а также вправе осуществлять от своего имени покупки, обладать имущественными правами, а также выступать в судебных разбирательствах в качестве ответчика или истца. Каждая организация в РФ должна обладать 4 признаками:
Признаки юридического лица | Подробная информация |
Иметь учредительную документацию | В документах содержится управленческая структура организации, прописаны подразделения компании, их назначение, а также устав компании. Управленческий орган компании может быть коллегиальным (правление, совет директоров), либо единоличным (директор). |
Наличие обособленной собственностью | В организациях присутствуют такие атрибуты, как собственный баланс, уставной капитал и т.д. Кроме того, показателем обособленности также может являться счет в банке. |
Имущественная ответственность | Каждое юридическое лицо должно отвечать за результат своей хозяйственной деятельности. Оно должно отвечать по задолженностям собственным имуществом, но по долгам участников или учредителей компания никаким образом не отвечает. Но в определенных случаях участники или учредители отвечают своими средствами, если такое условие предусмотрено в учредительных документах. |
Возможность принятия участие в гражданских оборотах под своим именем, в суде выступать как ответчик или истец | Юрлица вправе от своего имени заключать различные сделки, приобретать или реализовывать, получать права и обязанности. В судебных разбирательствах организации выступают под свои именем, так как представляют собой юридическую личность. |
|
Филиалы юридического лица
Для того, чтобы юрлицо могло создать свой филиал, выполнить потребуется следующие действия:
- Принять решение о создании филиала.Для принятия решения о создании филиала учредители проводят собрание, результаты которого фиксируются специальным протоколом.
- Внести необходимые поправки в устав организации.
- Издать приказ о создании филиала и разработать положения по филиалу.Приказ составляется в свободной форме, так как специального бланка для него нет. Информацию о руководстве подразделения отдельным документом можно не выделять. Такая информация может содержаться в приказе о создании филиала.
- Обратиться в ФНС в соответствии с местом регистрации для внесения соответствующих поправок в ЕГРЮЛ (при этом потребуется предоставить необходимые документы).
Директор филиала назначается на основании доверенности руководителем (55 ГК РФ).Для создания филиала отдельно оформляется положение о нем. Специальной формы данного положения нет, главное, чтобы в нем присутствовала следующая информация:
- юридический и фактический адреса;
- наименование;
- цели создания;
- права подразделения;
- руководящий состав.
Под филиалом организации понимают отдельное обособленное подразделение. Данное подразделение может осуществлять ту же деятельность, что и основная компания, предоставлять те же товары (услуг), выполнять те же функции, но находится оно при этом в другом месте.
Важно! Филиал не является отдельным юридическим лицом. Он ведет хозяйственную деятельность на основании положений главной организации и имущества, также предоставленного главным офисом.
Руководители филиалов свою деятельность осуществляют на основании доверенности. При этом необходимо, чтобы о них было указано в учредительной документации юрлица. Филиалы некоммерческих компаний, унитарных учреждений и иных фирм могут выполнять только функции, содержащиеся в учредительной документации.
У филиалов коммерческих организации имеется право на осуществление практически любой деятельности, если она не запрещена законодательными нормами и не противоречит учредительным документам юридического лица. Представительства компании могут организовываться и на территории РФ и за пределами РФ. Но за границей филиалы создавать могут только коммерческие компании. Некоммерческие организации открыть филиал вправе только на территории России.
Со стороны налогового законодательства филиалы представляют собой субъекты налогообложения и они обязаны брать на себя обязанность по уплате налогов. При возникновении спорных вопросов с филиалами, все иски направляют по их месту нахождения. При этом сами иски обращены не на филиал, а на основную компанию, так как ответственность за деятельность филиала возлагается на основное юрлицо, создавшее его.
Важно! В настоящее время законодательство не устанавливает каких-либо запретов на то, сколько филиалов может открыть одна организация. Поэтому компании вправе самостоятельно решить какое количество филиалов ей открыть в соответствии с положениями, предусмотренными учредительными документами.
Любая организация может предусмотреть в уставе положение о филиалах и открыть их в любом городе РФ или за пределами РФ. Главным условием при этом будет являться законное оформление всех подразделений и регистрация их по месту расположения. Важно помнить, что об открытии филиала организация обязана сообщить в налоговый орган. Если этого не сделать, юридическое лицо ждет штраф.Сообщить в налоговую следует в срок до 1 месяца с момента создания филиала.
В налоговый орган подать нужно будет следующие документы:
- Сообщение о создании ОП. Заполняется оно по форме, утвержденной приказом ФНС №ММВ-7-6/362;
- Уведомление по выбору налогового органа. Заполняется по форме, утвержденной приказом №ЯК-7-6/488. Направляется оно только теми организациями, которые имеют право выбирать инспекцию для постановки на учет своего подразделения;
- Помимо уведомления и сообщения организация может подать копии документов, которые подтверждают создание обособки. Одним из таких документов является приказ о создании филиала.
После подачи заявления налоговая ставит на учет подразделение в течение 5 рабочих дней с момента обращения. В 5-дневный срок налоговая направляет в адрес организации уведомление о постановке на учет. Если организация направляла запрос на получение уведомления в электронном виде, то налоговая направит его в такой форме.
Важно! После регистрации налоговая присваивает филиалу отдельный КПП. ИНН подразделению не присваивают, он у подразделения будет такой же, что и у головной компании.
Если организация свою деятельность ведет через обособку, а на учет его не поставила, то ей грозит штраф в размере 40 000 рублей (Читайте также статью ⇒ Регистрация филиалов юридических лиц).
Таким образом, как следует из ГК РФ, филиалы представляют собой обособленные подразделения юридического лица. Располагаются они отдельно от места расположения юрлица и представляют интересы компании. Филиалы могут выполнять все функции головной компании, от имени организации вести предпринимательскую деятельность. Если в организации создается филиал, то должно быть соответствующее распоряжение уполномоченного органа. В учредительных документах должны содержаться сведения обо всех подразделениях юрлица. Сведения о создании филиала компания в установленном порядке должна подать в органы государственной регистрации. В противном случае на юридическое лицо будет наложен штраф.
Число филиалов, а также представительств, которые может иметь одно юридическое лицо, законодательством не ограничено. На усмотрение руководства компании, филиалов может быть сколько угодно, как на территории РФ, так и за ее пределами. Главное при этом следить за тем, чтобы процедура открытия филиала проходила по установленному порядку.
Юридическая личность коммерческих организаций
1. Хозяйственные товарищества и общества — коммерческие организации с разделённым на доли (вклады) учредителей (участников) уставным капиталом.
Имущество, созданное за счёт вкладов участников, а также произведённое и приобретённое хозяйственным товариществом или обществом, находится в его собственности (определение закреплено ст. 66 Гражданского Кодекса Российской Федерации).
2. Полное товарищество — вид хозяйственных товариществ, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам не только в размере вкладов в складочный капитал, а всем принадлежащим им имуществом, то есть «полную», неограниченную ответственность. В настоящее время данная организационно-правовая форма практически не используется.
3. Товарищество на вере (коммандитное) — коммерческая организация, основанная на складочном капитале, в которой две категории членов: полные товарищи и вкладчики-коммандисты. Полные товарищи осуществляют предпринимательскую деятельность от имени товарищества и отвечают по обязательствам товарищества всем своим имуществом. Вкладчики-коммандитисты отвечают только своим вкладом. В настоящее время данная организационно-правовая форма практически не используется.
4. Общество с ограниченной ответственностью — учрежденное одним или несколькими юридическими и/или физическими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделён на доли; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале общества.
5. Общество с дополнительной ответственностью — одна из организационно-правовых форм, предусмотренная законодательством Российской Федерации (Гражданский кодекс РФ, ст. 95) для коммерческих организаций. Учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества.
6. Акционерное общество — одна из разновидностей хозяйственных обществ. Акционерным обществом признаётся коммерческая организация, уставный капитал которой разделён на определённое число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. Деятельность акционерного общества в Российской Федерации регулируется Федеральным законом «Об акционерных Обществах».
Участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Выделяются открытые и закрытые акционерные общества
7. Дочерние общества — хозяйственное общество, решения которого определяются (либо могут определяться) иным (основным, материнским) хозяйственным обществом в силу преобладающего участия последнего в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом. Под иным образом следует понимать иные условия, которые приводят к возможности определять решения дочернего общества. Основное общество имеет право давать указания ДО, и основное общество отвечает солидарно с ДО за сделки, которые приняты по такому указанию. В случае банкротства по вине основного общества, основное общество несет субсидиарную ответственность за банкротство ДО. Участники ДО вправе также требовать возмещение убытков от действия основного общества. Общество признается зависимым в случае, если 20 % уставного капитала (или голосующих акций) принадлежит другому обществу.
8. Зависимые общества — хозяйственное общество, более двадцати процентов голосующих акций (для акционерного общества) или двадцати процентов величины уставного капитала (для общества с ограниченной ответственностью) которого принадлежит другому хозяйственному обществу, которое является по отношению к нему контролирующим обществом.
9. Производственный кооператив (артель) — коммерческая организация, созданная путём добровольного объединения граждан на основе членства для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Уставом производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности также и юридических лиц.
10. Унитарное предприятие — особая организационно-правовая форма юридического лица, существующая фактически только в Российской Федерации.
3.7. Особенности проверок филиалов и представительств
В п. 2 ст. 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) закреплено, что решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица, если иное не предусмотрено данным пунктом. Это самое «иное» означает, что в п. 2 ст. 89 НК РФ содержатся специальные правила места вынесения решения о проверке крупнейших налогоплательщиков, а также филиалов и представительств организаций. Подробнее об особенностях проверки данных обособленных подразделений организации читайте в настоящем разделе.
В ст. 11 НК РФ интерпретируется понятие «обособленное подразделение организации».
В соответствии с этой нормой законодательства обособленное подразделение организации — это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Та же ст. 11 НК РФ в п. 1 указывает на приоритет тех понятий и терминов, которые даны в НК РФ. В связи с этим необходимо четко разграничивать требования, предъявляемые к функционированию обособленных подразделений в рамках НК РФ и Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).
ГК РФ же рассматривает две регистрируемые формы функционирования обособленных подразделений: филиал и представительство.
В соответствии с п. 2 ст. 55 ГК РФ филиалом юридического лица является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Согласно п. 3 ст. 55 ГК РФ филиалы не являются юридическими лицами, они наделяются имуществом тем юридическим лицом, которым созданы и действуют на основании утвержденных им положений.
Согласно п. 1 ст. 55 ГК РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.
Таким образом, правовой статус и функционал филиала гораздо шире, чем у представительства. Хотя «представление интересов» подразумевает совершение правовых действий, они носят скорее организационный, административный, вспомогательный характер, а вести деятельность (всю или ее часть), осуществляемую самим юридическим лицом, может только филиал.
В порядке ст. 9 НК РФ участниками налоговых правоотношений являются организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами.
Однако в силу абз. 2 ст. 19 НК РФ филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.
Итак, налогоплательщикам необходимо обратить внимание, что наличие созданного обособленного подразделения обусловливает некоторые особенности налогового контроля.
Статья 89 НК РФ устанавливает основные положения и правила, регламентирующие особенности выездной налоговой проверки.
В п. 2 ст. 89 НК РФ закреплено, что самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения.
В случае же проверки филиалов и представительств налогоплательщика в рамках выездной налоговой проверки самой организации решение о проведении проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации.
В соответствии с п. 2 ст. 89 НК РФ для целей регулирования налоговых правоотношений филиалы и представительства признаются таковыми в соответствии со ст. 55 ГК РФ. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. Обратите внимание, что налоговым органам не предоставлено право проводить самостоятельные выездные налоговые проверки обособленных подразделений организации, которые не являются филиалами или представительствами этой организации (смотрите Письмо Минфина России от 16 ноября 2006 г. N 03-02-07/1-324).
Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:
— полное и сокращенное наименования налогоплательщика;
— предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
— периоды, за которые проводится проверка;
— должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.
Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (смотрите форму данного решения в Приложении N 1 к Приказу ФНС России от 25 декабря 2006 г. N САЭ-3-06/892@ «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и Порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; Порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; Требований к составлению Акта налоговой проверки» (далее — Приказ ФНС России от 25 декабря 2006 г. N САЭ-3-06/892@)).
Пункт 5 ст. 89 НК РФ регламентирует, что налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.
Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.
Обратите внимание, что при определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.
Таким образом, филиалы (представительства) организации могут быть подвергнуты налоговому контролю в двух ситуациях — самостоятельная выездная налоговая проверка независимо от проверки организации, но только по региональным (местным) налогам, либо проверка в рамках выездной налоговой проверки организации.
Согласно п. 7 ст. 89 НК РФ в рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика.
Обратите внимание, что налоговое законодательство, в частности НК РФ, не предусматривает возможность налоговых органов проводить самостоятельную выездную налоговую проверку обособленных подразделений организации, не являющихся филиалами и представительствами (смотрите Письмо Минфина России от 31 июля 2008 г. N 03-02-07/1-327).
Налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов.
Из сформулированного законодателем текста следует, что данная норма предоставляет налоговым органам право проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов.
Однако такое нормативное изложение не позволяет сделать однозначный вывод о невозможности проведения самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты федеральных налогов и сборов.
Поэтому налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика в рамках выездной налоговой проверки только в составе проверки головной организации. Исключение составляет проверка правильности исчисления и уплаты филиалом региональных и/или местных налогов. В этом случае налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиала.
Таким образом, если ранее организация в целом проверялась, налоговые органы вправе назначить самостоятельную выездную налоговую проверку филиала (представительства), но только в отношении региональных (местных) налогов (смотрите Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27 апреля 2009 г. по делу N А56-27517/2008).
Налоговый орган, проводящий самостоятельную выездную проверку филиалов и представительств, не вправе проводить в отношении филиала или представительства две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.
А также налоговый орган не вправе проводить в отношении одного филиала или представительства налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года.
При проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств налогоплательщика срок проверки не может превышать один месяц.
Обратите внимание, что МНС России в своем Письме от 24 февраля 2004 г. N 09-3-02/755 «О постановке на учет организации в налоговом органе по месту нахождения обособленных подразделений» разъяснило, что проведение выездной налоговой проверки структурных подразделений налогоплательщика, не являющихся филиалами и представительствами, независимо от проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика НК РФ не предусмотрено.
Статья 100 НК РФ регламентирует, что по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке (форму справки смотрите в Приложении N 2 к Приказу ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@) уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки (Требования к составлению данного акта смотрите в Приложении N 6 к Приказу ФНС России от 25 декабря 2006 г. N САЭ-3-06/892@).
В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.
В акте налоговой проверки указываются:
— дата акта налоговой проверки. Под указанной датой понимается дата подписания акта лицами, проводившими эту проверку;
— полное и сокращенное наименования организации, а также полное и сокращенное наименования проверяемого обособленного подразделения и место его нахождения;
— фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют;
— дата и номер решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки (для выездной налоговой проверки);
— дата представления в налоговый орган налоговой декларации и иных документов (для камеральной налоговой проверки);
— перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки;
— период, за который проведена проверка;
— наименование налога, в отношении которого проводилась налоговая проверка;
— даты начала и окончания налоговой проверки;
— адрес места нахождения организации или места жительства физического лица;
— сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки;
— документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;
— выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, в случае если предусмотрена ответственность за данные нарушения законодательства о налогах и сборах.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
1. Понятие «организация, не являющаяся юридическим лицом»
По российскому праву в основе определения иностранного юридического лица, как уже отмечалось, лежит критерий места его учреждения (п. 1 ст. 1202 ГК РФ). Согласно этому критерию к иностранным юридическим лицам следует относить компании, учрежденные по закону иностранного государства. Филиалы указанных компаний, которые осуществляют деятельность на территории РФ, являются частью (структурным подразделением) головной организации — иностранного юридического лица.
Помимо филиала как организационной формы, не являющейся юридическим лицом, Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» называет в качестве иностранного инвестора также иностранную организацию, не являющуюся юридическим лицом. Правоспособность такой организации определяется в соответствии с законодательством государства, в котором она учреждена.
Как правило, организация, не являющаяся юридическим лицом, создается на основе гражданско-правового договора, например договора о совместной деятельности. Заключения такого договора достаточно для того, чтобы считать организацию созданной. Действующие на основе договора юридические и физические лица обычно реализуют свою правоспособность самостоятельно в соответствии с условиями и целями, предусмотренными договором. В этом случае иностранным инвестором следует считать иностранное юридическое или физическое лицо, участвующее в договоре.
В соответствии со ст. 1203 ГК РФ определение личного статута такой организации связывается с фактом ее учреждения, который может быть подтвержден соответствующей записью в реестре. В то же время учреждение организации, не являющейся юридическим лицом, может и не быть связано с регистрацией такой организации. В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»*(170) инвесторами являются помимо юридических лиц также «создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц». Указанные объединения юридических лиц не подлежат регистрации.
Если к деятельности такой организации должно быть применено российское право, применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, существа отношения (ч. 2 ст. 1203). Приравнивание организаций, не обладающих статусом юридического лица, к юридическим лицам путем распространения на эти организации действия норм ГК РФ о юридических лицах связано с тем, что для этих неправосубъектных организаций так же, как и для юридических лиц, важным условием деятельности является признание их существования. Именно поэтому «учреждение» такой организации, с которым связан ее личный статут, не следует понимать обязательно как внесение этой организации в тот или иной реестр; важно то, что эта организация является легально созданной в соответствии с законодательством данного государства.
Примером организации, не являющейся юридическим лицом, является паевой инвестиционный фонд, целью которого является создание обособленного имущественного комплекса — фонда, формируемого за счет объединения имущественных взносов учредителей паевого инвестиционного фонда, передаваемых в доверительное управление управляющей компании. Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» специально подчеркивает, что паевой инвестиционный фонд не является юридическим лицом*(171).
Условия признания инвестиционных фондов, созданных в иностранной юрисдикции, и определение применимого к ним права содержатся в Гаагской конвенции о праве, применимом к доверительной собственности и признании организаций, созданных на основе этого института (1985 г.)*(172) (далее — Гаагская конвенция). Согласно Гаагской конвенции под доверительной собственностью (trust) понимается не только институт права справедливости, существующий в английском праве, но и «различные его модификации в праве других государств, относимые к своеобразным правовым институтам»*(173).