Сокращение операционных расходов

Во исполнение пункта 5 перечня поручений Президента Российской Федерации от 5 декабря 2014 г. № Пр-2821 по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 г. и в целях повышения эффективности операционной деятельности акционерных обществ, приказываю:

1. Утвердить Методические указания по расчету снижения расходов акционерными обществами, доля государства в уставных капиталах которых составляет более 50 процентов, согласно приложению к настоящему приказу.

2. Управлению информационных технологий обеспечить публикацию Методических указаний по расчету снижения расходов акционерными обществами, доля государства в уставных капиталах которых составляет более 50 процентов, на официальном сайте Росимущества (www.rosim.ru) в течение 10 дней с момента утверждения.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Заместитель Министра экономического
развития Российской Федерации —
руководитель Федерального агентства по
управлению государственным имуществом
O.K. Дергунова

1. Общие положения

1.1 Настоящие Методические указания разработаны во исполнение пункта 5 перечня поручений Президента Российской Федерации от 5 декабря 2014 г. № Пр-2821 по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 г. и направлены на повышение эффективности операционной деятельности компаний.

1.2 Настоящие Методические указания:

1.2.1 необходимо применять в неразрывной связи с Методическими указаниями по применению ключевых показателей эффективности;

1.2.2 устанавливают основные методологические подходы и принципы к определению состава расходов и порядку расчета показателя снижения расходов;

2. Основные термины и определения, используемые в настоящих Методических указаниях

Наименование термина Определение термина
Операционные расходы Расходы организации, связанные с операционной деятельностью, производством и реализацией продукции (услуг) и управлением предприятием
Снижение операционных расходов Ключевой показатель эффективности, используемый для оценки эффективности деятельности руководящего состава организации по снижению Операционных расходов организации

3. Расходы

3.1. Для кредитных организаций

Для кредитных организаций признается целесообразным для целей расчета показателя Снижения операционных расходов применять отношение расходов к доходам (CIR — cost to income) или отношение расходов к объему активов кредитной организации.

Совет директоров (наблюдательный совет) утверждает методику расчета показателя Снижение операционных расходов с учетом данных методических указаний.

При принятии решения по методике расчета данного показателя совет директоров (наблюдательный совет) принимает во внимание, в том числе следующее:

— необходимость расчета показателя на основе данных Консолидированной финансовой отчетности организации, в случае ее наличия;

— объем и состав активов, структуру и динамику доходов кредитной организации;

— перечень и состав расходов, являющихся управляемыми и подконтрольными, включаемых в расчет и подлежащих сравнению с прошлым отчетным периодом.

В качестве базы для определения расходов, подлежащих снижению, рекомендуется совету директоров (наблюдательному совету) использовать статью из консолидированной финансовой отчетности «операционные расходы» и иные статьи, по содержанию относящиеся к расходам, связанным с операционной деятельностью кредитной организации.

Для целей расчета показателя Снижения операционных расходов используются следующие Операционные расходы в обязательном порядке: расходы на содержание персонала, расходы, связанные с ремонтом и содержанием основных средств, административные расходы, расходы по аренде и лизинговые платежи, расходы на рекламу и маркетинг, благотворительность, расходы на почтовые услуги и связь, расходы на охрану, транспортные расходы, расходы на страхование, расходы на консалтинг и аудит, расходы на информационные услуги, а также иные расходы, относимые к управляемым (подконтрольным) решением совета директоров (наблюдательного совета).

3.2. Для прочих организаций

Для всех организаций, за исключением кредитных, совет директоров (наблюдательный совет) также самостоятельно принимает документ о перечне — составе расходов, подлежащих снижению, и формирует перечень Операционных расходов и порядок формирования (определения) каждой из статей Операционных расходов.

В случаях, когда организация в соответствии с законодательством Российской Федерации обязана составлять Консолидированную финансовую отчетность, перечень Операционных расходов формируется на основании указанной отчетности.

В качестве базы для определения расходов, подлежащих снижению, рекомендуется совету директоров (наблюдательному совету) использовать статью из консолидированной финансовой отчетности «операционные расходы» и иные статьи, по смыслу относящиеся к расходам, связанным с операционной деятельностью некредитной организации.

В перечень Операционных расходов включаются в обязательном порядке: заработная плата, материалы, прочие расходы на персонал, коммерческие и маркетинговые расходы, административные и общехозяйственные расходы, услуги связи, оплата юридических услуг и лицензий, коммунальные услуги и содержание зданий, расходы на приобретение сырья, расходы и услуги по ремонту и техническому обслуживанию, аренда, консультационные и аудиторские услуги, командировочные, транспортные и почтовые расходы, расходы на охрану, услуги субподрядчиков, расходы на информационно-вычислительные системы и программное обеспечение, расходы на рекламу, агентские услуги, услуги сторонних организаций, расходы, связанные с управлением, благотворительность, а также иные Операционные расходы, относимые к управляемым (подконтрольным) решением совета директоров (наблюдательного совета).

4. Методика расчета

4.1. Контроль над перечнем, составом и структурой Операционных расходов остается за советом директоров (наблюдательным советом).

Первым годом (база для сравнения и расчета) для определения фактического перечня и величины Операционных расходов является 2014 год. Первая оценка выполнения показателя Снижение операционных расходов утверждается советом директоров (наблюдательным советом) по итогам 2015 года.

В целях обеспечения сопоставимости показателей, изменение перечня (состава) статей Операционных расходов и порядка их определения не допускается, иначе как в связи с приведением учетной политики организации в соответствие с требованиями изменений законодательства, в том числе обязательными к применению изменениями в стандартах Консолидированной финансовой отчетности, о чем в утвержденном перечне Операционных расходов должны быть сделаны подробные пояснения, с указанием существа изменений и периодов, на которые они влияют.

При формировании отчета за отчетный период должен быть произведен подробный расчет указанных отклонений, связанных с вышеуказанными изменениями порядка учета (формирования финансовой отчетности), изменением состава организаций группы в соответствии с Консолидированной финансовой отчетностью и т.д., с пояснениями.

Сальдо указанных отклонений, независимо от его знака, подлежит исключению из общего сальдо величины Операционных расходов в отчетном году. Данный порядок применяется каждый раз в отношении отчетного года к предыдущему.

4.2. Расчет показателя Снижение операционных расходов (за исключением кредитных организаций)

Для расчета показателя необходимо использовать один из ниже приведенных подходов по решению совета директоров (наблюдательного совета) организации.

4.2.1 Расчет относительного показателя

Подход предусматривает применение отношения значения Операционных расходов организации к ее выручке за соответствующий период, это позволит, в том числе учитывать качественное изменение бизнеса организации и сравнение в единых номинальных значениях. Формула расчета показателя:

(1)

где:

— Показатель Снижения операционных расходов;

— размер Операционных расходов отчетного периода;

— выручка организации в соответствующем периоде;

— размер Операционных расходов предыдущего периода;

— выручка организации в предыдущем периоде.

С учетом относительного характера данного показателя принципы нормализации (приведения исходных данных к сопоставимым условиям прошлых периодов) не применяются.

4.2.2 Расчет абсолютного показателя

Подход предусматривает применение расчета абсолютного значения Операционных расходов организации за соответствующий период. Формула расчета показателя:

(2)

где:

— Показатель Снижения операционных расходов;

— размер Операционных расходов отчетного периода;

— размер Операционных расходов предыдущего периода;

— специфический индекс-дефлятор* по основному виду экономической деятельности (если специфический индекс не определен, применяется индекс-дефлятор валового внутреннего продукта в отчетном периоде)**.

При расчете показателя Снижения операционных расходов необходимо использовать фактические исходные данные отчетного периода без исключения отдельных юридических лиц, подразделений или статей, без применения каких-либо коэффициентов, приведения их в сопоставимые условия с иными отчетными периодами и иных видов нормализации, за исключением прямо предусмотренных, настоящей Методикой.

По решению совета директоров (наблюдательного совета) организации в отдельных случаях с учетом специфики вида деятельности организации можно применять обоснованную нормализацию к исходным показателям, подверженным высокому влиянию отдельных факторов, но во всяком случае, не к более чем 3 показателям.

Основные принципы нормализации:

применяется к показателям отчетного периода;

должна основываться на применении объективных факторов/показателей, по которым имеется аудированная бухгалтерская и (или) финансовая отчетность организации либо сведения государственной статистики, применение экспертных оценок значений факторов исключается.

5. Заключительные положения

5.1. Целевые значения

Целевое значение показателя Снижение операционных расходов организации устанавливается советом директоров (наблюдательным советом). Минимальное значение показателя не может быть ниже 2%.

5.2. Аудит

Методика расчета показателя Снижение операционных расходов организации, а также результаты его исполнения подлежат проверке в рамках ежегодного аудита долгосрочной программы развития организации, а также в рамках проведения годовых проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций Ревизионными комиссиями соответствующих организаций.

5.3. Вес показателя

Вес показателя в системе ключевых показателей эффективности для целей премирования менеджмента компании устанавливается советом директоров (наблюдательным советом) организации. Минимальное значение веса в общей системе КПЭ, используемой для целей мотивации, не может быть менее 10%.

5.4. Программа повышения операционной эффективности

Совет директоров (наблюдательный совет) организации должен обеспечить и утвердить Программу повышения операционной эффективности организации, в рамках которой необходимо утвердить долгосрочное целевое значение показателя Снижение операционных расходов с указанием целевого года для достижения такого значения.

Программа должна содержать исчерпывающий комплекс мероприятий по повышению операционной эффективности организации на период от 3 до 5 лет.

Совет директоров (наблюдательный совет) организации должен обеспечить регулярный мониторинг реализации программ повышения операционной эффективности, а показатели операционной эффективности должны быть включены в состав показателей для проведения регулярного бенчмаркинга.

Программа повышения операционной эффективности в случае необходимости подлежит ежегодному направлению в соответствующий отраслевой федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации (далее также «ФОИВ»), в том числе в рамках представления долгосрочной программы развития.

По итогам достижения организацией долгосрочного целевого значения показателя Снижения операционных расходов необходимо согласовать результат данного достижения, а также дальнейшие шаги по повышению/сохранению уровня операционной эффективности организации с соответствующим ФОИВ.

5.5. Раскрытие информации

Совет директоров (наблюдательный совет) организации обязан принять решения, обеспечивающие ежегодное раскрытие Программы повышения операционной эффективности, включая все ключевые мероприятия и показатели результативности, с приложением соответствующей методологии расчета показателя Снижения операционных расходов в годовом отчете организации, в том числе обоснование применения индекса-дефлятора и его значения (в случае применения Советом директоров формулы в соответствии с п. 4.2.2), в рамках представления отчетов об исполнении долгосрочных программ развития и о достижении утвержденных ключевых показателей эффективности в сроки, установленные Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», обязательных для подготовки и проведения годовых общих собраний акционеров.

* В зависимости от особенностей затрат к отдельным статьям компании могут применять различные индивидуальные индексы-дефляторы.

** Источником значения индексов-дефляторов по видам экономической деятельности являются официальные данные Министерства экономического развития Российской Федерации, а индекса-дефлятора ВВП — данные федерального статистического наблюдения, опубликованные в установленном порядке, либо опубликованные прогнозные значения или последние опубликованные значения, актуальные для целей расчета.

Что входит в операционные расходы

Компания несет разные виды расходов, обеспечивая собственное функционирование. Не все они имеют прямую связь с основным видом деятельности. Однако они также нуждаются в учете и признании. Начиная с 2006 года градация расходов упрощена: помимо трат на основные виды деятельности, выделяются прочие расходы. К этой категории относятся и операционные.

Какие издержки можно отнести к этой статье, как правильно рассчитать и учесть операционные расходы, а также оценить успешность управления ими, читайте в этой статье.

Что представляют собой операционные расходы

Все непрямые издержки предприятия относятся к операционным расходам. Ранее существовало разделение затрат на следующие:

  • внереализационные;
  • чрезвычайные;
  • операционные.

Начиная с 2006 года согласно Приказу 116н от 18 сентября это разделение перестало быть обязательным, но для удобства предприятия может продолжать применяться. Теперь принято делить все расходы на две большие группы.

Если представить весь комплекс затрат предприятия, то на одном полюсе будут средства, предназначенные непосредственно на производство продукции, а на другом – прочие расходы, к которым относятся как раз операционные затраты, то есть дополнительные траты на обеспечение капитальных.

НАПРИМЕР. Фирма приобрела аппарат для производства напитков – это капитальная затрата. Операционными, производными от нее, будут средства на закупку чая и кофе для заправки, сахара, стаканчиков, оплаты электроэнергии и обслуживания аппаратуры, а также, если аппарат покупался в кредит, деньги на выплату банковских процентов.

Итак, операционные расходы (в англоязычной литературе «operating expenses», аббревиатура «ОРЕХ») – это затраты на ежедневное поддержание функционирования деятельности предприятия.

Состав операционных расходов

Действующий план бухгалтерского учета 10/99 в п.11 гл.3 приводит полный перечень расходов предприятия, относимых к операционным. К таковым относятся:

  • активы, предоставляемые в аренду или другую форму временного пользования или владения за плату;
  • сдаваемые во временное пользование интеллектуальные права собственности;
  • вклады в уставный капитал других ООО;
  • все формы отчуждения своей собственности, в том числе и продукции (продажа, аренда, списание);
  • создаваемые денежные резервные фонды;
  • комиссии и проценты, уплачиваемые в банковские организации.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Данные расходы будут признаны операционными, только если они не относятся к основной деятельности организации, в этом случае они должны быть сочтены обычными.

Операционные расходы, относимые к прочим

К ним относятся траты, не входящие в предыдущий перечень:

  • выплата штрафов за нарушение условий, прописанных в договоре;
  • компенсация убытков, причиненных по вине фирмы;
  • убытки от финансовых обязательств, которые уже невозможно взыскать;
  • размеры разницы в курсах валют;
  • суммы от списания уцененных активов.

Бухгалтерия в отношении операционных расходов

Операционные затраты, поскольку они относятся к прочим, отражаются на бухгалтерском счете 91 (на дебете). Для учета расходов открывается субсчет первого порядка 91.2.

По этому субсчету бухгалтер ведет учет в течение всего отчетного периода по накопительному принципу. В конце месяца подводится итог: на счет 91.9 выводится разница прочих доходов и затрат.

К СВЕДЕНИЮ! Бухгалтер должен вести учет таким образом, чтобы по каждой финансовой операции можно было отследить конкретный результат.

Бухгалтерские проводки по учету операционных расходов

Рассмотрим проведение операционных расходов на конкретном примере.

ООО «Раффлезия» продала бывший в употреблении 3 года станок (объект основных средств) за 40 000 руб., в том числе НДС– 6 153 рубля. Первоначальная стоимость основного средства составляла 100 000 руб. По документам срок полезной эксплуатации такого станка составляет 6 лет. За три года использования была начислена сумма амортизации 55 000 руб. Станок был доставлен покупателю за счет ООО «Раффлезия», которая наняла для этого транспорт сторонней компании, расходы на это составили 15 000 руб., в том числе НДС 2307 руб.

Рассмотрим отражение этой операции в бухгалтерском учете:

  • дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», кредит 91.1 – 40 000 руб. – отражение задолженности покупателя за проданный станок (объект основных средств);
  • дебет 91.2, кредит 01.1 «Основные средства» – 6 153 руб. – начисление НДС по продаже объекта из основных средств;
  • дебет 01.2 «Выбытие основных средств», кредит 01.1 – 100 000 руб. – отражение выбытия основного средства;
  • дебет 02 «Амортизация основных средств», кредит 01.2 – 55 000 руб. – списание амортизации основного средства;
  • дебет 91.2, кредит 01.2 – 45 000 руб. (100 тыс. – 55 тыс.) – списание остаточной стоимости реализованного объекта основных средств;
  • дебет 91.2, кредит 60 «расчеты с поставщиками и подрядчиками» – 15 000 руб. – списание транспортных расходов на доставку купленного основного средства покупателю;
  • дебет 19 «НДС», кредит 60 – 2307 руб. – отражение НДС для уплаты организации, осуществившей доставку;
  • дебет 51 «Расчетные счета», кредит 76 «Расчеты с различными дебиторами и кредиторами» – 100 000 руб. – погашение задолженности покупателя за приобретенный объект основных средств.

Анализ эффективности операционных расходов

Помимо целей фиксации денежных операций, учет операционных расходов помогает решить дополнительные задачи по повышению эффективности предпринимательской деятельности. Этот вид затрат, наряду с капитальными, составляет значительную часть финансовых издержек любой организации.

Что можно узнать из показателей операционных расходов?

Сравнив данные затраты с выручкой от реализации продукции, можно сделать вывод о том, насколько дорого обходится предприятию деятельность по производству данных видов товара. Это отношение называется коэффициентом операционных расходов.

Он позволяет понять, сколько процентов полученного дохода идет на поддержку текущей деятельности (операций) организации, то есть насколько она эффективна.

Если исследовать этот коэффициент в динамике, можно отследить потенциал по увеличению объема производства и/или продаж без лишних издержек. Снижающийся коэффициент говорит об уменьшении операционных расходов при неизменном или даже возрастающем объеме продаж. Это говорит о росте выручки, а значит, и чистом увеличении прибыли предприятия.

Какие факторы влияют на коэффициент операционных расходов

Причины, оказывающие влияние на рост или снижение операционных затрат, могут быть как внешнего (не зависящего от самой организации), так и внутреннего свойства.

Внешние факторы влияния на операционные затраты:

  • уровень инфляции в государстве: чем интенсивнее инфляционные процессы, тем больше будут операционные расходы, связанные с пересчетом зарплаты, выплатами по кредиту, затратами на услуги подрядчиков и др.;
  • изменение обязательных платежей, а также налоговых ставок – чем больше налоги, тем выше операционные расходы.

Внутренние факторы (те, которые можно изменить усилиями самой компании):

  • объем изготовления продукции и ее реализации – даже если в результате роста объемов операционные расходы вырастут, себестоимость единицы продукции ощутимо снизится, так как операционные расходы в своей постоянной части не изменятся;
  • длительность цикла производства – чем он короче, тем быстрее будут оборачиваться активы, в результате чего операционные расходы снизятся за счет, например, хранения товаров, его естественной убыли, управленческих затрат и др.;
  • производительность труда – чем больше продукции будет производить за единицу времени каждый рабочий, тем меньше будут операционные затраты по расчетам с персоналом;
  • состояние производственных фондов – менее изношенная техника требует меньше средств на обслуживание и ремонт;
  • количество оборотных активов в собственности организации – фирма, владеющая большей собственностью, меньше потратит на аренду, лизинг и подряды, что также снизит операционные затраты.

ИТОГ. Операционные расходы – повседневные траты на поддержание ведения бизнеса, относятся к «прочим расходам». Снижение этих издержек приводит к росту прибыли организации.

Стратегия снижения затрат

Любая производственная компания стремится увеличить прибыль и снизить расходы. Один из самых распространенных и бюджетных способов снижения затрат — экономия ресурсов организации. Рассмотрим, как снизить затраты без особых усилий и капиталовложений, не изменяя основную технологию производственных процессов.

ЗНАЧИМЫЕ И НЕОПРАВДАННЫЕ ЗАТРАТЫ КОМПАНИИ

Перед разработкой стратегии снижения затрат нужно наладить систематический учет расходов на всех участках и в подразделениях компании и выявить неоправданные затраты. Для этого необходимо:

  • четко контролировать использование ресурсов;
  • нормировать расходы;
  • выяснять причины роста сверхнормативных затрат и принимать меры по их ликвидации.

Чтобы улучшить контроль в учете, можно разделить затраты на две группы:

  • прямые — непосредственно зависят от объема выпускаемой продукции, выполненных работ, услуг (материальные затраты, технологические потери, сдельная заработная плата производственных рабочих, подрядные работы на изготовление изделий, выполнение работ);
  • косвенные — от объема производства напрямую не зависят (общепроизводственные и общехозяйственные расходы).

Далее компания должна выбрать затраты, которые больше всего влияют на прибыль, и определить, какие из них могут быть снижены без ущерба для производственной деятельности.

Уровень существенности влияния на прибыль каждая компания определяет индивидуально. Может учитываться удельный вес каждой статьи расходов в доле прибыли или периодичность возникновения расходов, влияние на качество продукции, целесообразность их осуществления.

Значимыми затратами для компании будут:

  • стоимость материалов, используемых в производстве;
  • заработная плата производственного персонала с социальными отчислениями;
  • расходы на брак и внеплановые простои;
  • электроэнергия;
  • коммунальные платежи;
  • вывоз мусора и отходов;
  • услуги связи и др.

Пример классификации расходов по степени значимости и возможности их корректировки представлен в табл. 1.

СТРАТЕГИЯ СНИЖЕНИЯ ЗАТРАТ И ЭКОНОМИИ РЕСУРСОВ

Определив затраты, которые будут скорректированы, вырабатывают стратегию снижения затрат и экономии ресурсов, где указывают затраты, которые необходимо снизить, мероприятия по их сокращению и экономический эффект. Пример такой стратегии приведен в табл. 2.

Рассмотрим, как можно экономить на ресурсах компании.

Экономим на сырье и материалах

Затраты на сырье и материалы можно сократить за счет использования менее дорогостоящих материалов (не в ущерб качеству выпускаемой продукции).

Чтобы получить возможность перейти на менее дорогостоящие материалы (например, отечественные), вносим конструктивные изменения в технологический процесс.

Важная деталь: аналоговые отечественные материалы должны быть качественными и соответствовать техпроцессу.

ПРИМЕР 1

Мебельная фабрика использовала для обивки мебели импортный материал. Из-за инфляции и роста курса евро импортный материал стал для компании слишком дорогим, поэтому было принято решение заменить его на аналоговый отечественный.

Компания нашла российского производителя жаккардовой ткани. Этот обивочный материал соответствовал необходимым характеристикам: качество, прочность, плотность, красивая драпировка, долговечность и износоустойчивость.

Рассчитаем экономический эффект от использования в производстве отечественного материала. Будем исходить из следующих данных:

  • цена импортной ткани — 15 евро/м, отечественной — 9 евро/м (в полтора раза дешевле импортной);
  • на обивку дивана идет 15 м ткани, на кресло — 8 м;
  • фабрика выпустила за квартал 50 диванов и 100 кресел.

Расчет экономического эффекта от использования отечественного материала представлен в табл. 3.

Экономия материальных расходов за квартал от использования в производстве отечественной ткани составила 9300 евро, или 647 280 руб. (по курсу 69,6 руб./евро на дату пересчета).

Материальные расходы можно сократить и за счет скидок от поставщиков, получения более выгодных условий поставок. В данном случае нужно мониторить цены и условия поставки у разных поставщиков. Как правило, дешевле закупать товар у производителей. Условия поставки оговариваются в договоре.

Нужно найти поставщика, который может предоставить скидку или рассрочку платежа при определенных условиях. Например, постоянным клиентам за определенный объем закупок предоставляется рассрочка платежа в течение трех месяцев при условии 30 % оплаты аванса.

Многие компании начисляют постоянным покупателям бонусы, что также снижает цену покупки.

Экономим на выплатах сотрудникам

Нужно осторожно относиться к сокращению расходов на оплату труда, так как по трудовому законодательству зарплата должна не сокращаться, а наоборот, расти в соответствии с уровнем инфляции (индексироваться).

Индексация заработной платы — это повышение зарплаты всех сотрудников организации путем применения к тарифным ставкам (окладам) специальных коэффициентов в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Обязанность по ее проведению лежит на всех работодателях (письмо Роструда от 19.04.2010 № 1073-6-1 «Об индексации заработной платы и возможности установления ненормированного рабочего дня работникам с неполным рабочим временем»; определение Конституционного Суда РФ от 19.11.2015 № 2618-О).

Если заработная плата работника не индексируется, он может подать на работодателя в суд. В исковом заявлении работник вправе прямо ссылаться на инфляцию как на основание проведения индексации заработной платы. Наличие инфляции считается общеизвестным фактом и не требует доказательств в суде. Разъяснение об этом содержится во многих решениях (определения Санкт-Петербургского городского суда от 21.03.2011 № 3866, Московского городского суда от 16.11.2010 по делу № 33-32596 и др.).

Исходя из сказанного выше, рекомендуем сокращать расходы на оплату труда за счет поощрительных выплат. Например, выплату годовой премии можно ограничить не только отсутствием нареканий и дисциплинарных взысканий, но и определенным количеством отработанных дней в году (пусть это будет 200 рабочих дней).

Важный момент: во внутренних нормативных актах можно прописать, что премии выплачиваются, если компания получила прибыль (годовую или квартальную).

Экономим, сокращая транспортные расходы

Рекомендации по сокращению транспортных расходов:

  • определяем, когда выгодно привлекать собственный автотранспорт и наемный. Наемный транспорт целесообразнее использовать при доставке больших объемов грузов, когда своего парка машин не хватает и нужно нанимать перевозчиков. Существуют специализированные интернет-ресурсы, связанные с грузоперевозками, поэтому подходящего перевозчика можно найти без проблем;
  • снижению транспортных затрат способствует оптимальная загрузка транспорта. Автомобиль целесообразно загружать полностью в соответствии с грузоподъемностью. Если грузоподъемность 3 т, то перевозить 500 кг на нем крайне невыгодно. Это увеличит стоимость товаров за счет расходов на перевозку. Транспортный отдел должен согласовывать свою работу с отделами продаж и материально-технического снабжения, чтобы по возможности обеспечить максимальную загрузку транспорта.

Экономим на сокращении бракованных изделий

Производственный брак — это продукция, работы, полуфабрикаты, качество которых не соответствует общепринятым стандартам или техническим условиям. Брак бывает исправимый и неисправимый. Неисправимый брак подлежит утилизации. Изделия с исправимым браком можно использовать по прямому назначению только после устранения неполадок. Чтобы добиться сокращения брака, следует:

1) выявить причину брака. Брак возникает по разным причинам:

  • нарушена производственная технология;
  • применяются материалы низкого качества;
  • возникли сбои в энергоснабжении;
  • недостаточная квалификация работников и др.;

2) выяснить, можно ли исправить брак. От этого зависит величина расходов на исправление или утилизацию брака;

3) установить степень виновности сотрудника. Это нужно, чтобы определить сумму затрат и того, кто будет оплачивать расходы. Если брак произошел из-за сбоя в энергоснабжении, отсутствия материалов для работы, то есть не по вине сотрудника, то работнику зарплата выплачивается в полном размере как за изготовление годных изделий. Если будет выявлено, что брак возник по вине сотрудника, то в соответствии с действующим законодательством работодатель может взыскать с него причиненный ущерб, лишить премиальных выплат;

К СВЕДЕНИЮ

Согласно ст. 156 Трудового кодекса РФ оплачивать частичный брак по вине работника можно по пониженным расценкам в зависимости от степени годности продукции.

4) устранить причины возникновения брака. Это можно сделать за счет:

  • мотивации персонала (выпустил бракованные изделия по своей вине — лишился премии);
  • контроля за качеством сырья и материалов;
  • повышения квалификации рабочего персонала, то есть его обучения, а также аттестации на профпригодность;
  • регулярных осмотров и плановых ремонтов оборудования.

ПРИМЕР 2

В компании, выпускающей запасные части для посудомоечных машин, процент брака был высоким. Например, брак аквастопов для посудомоечных машин доходил до 20 % от их годового выпуска. Так, в прошлом году было выпущено 2000 аквастопов, из них 300 штук весом 120 кг оказались бракованными. Брак неисправимый, подлежит утилизации.

Утилизация бракованных изделий обходится компании в 6000 руб. в год. По договору об утилизации отходов объем вывозимых отходов не должен превышать 150 кг в год. Если превысит 150 кг, цена за вывоз будет увеличена.

Себестоимость одного аквастопа составляет 450 руб., а 300 шт. обошлись компании в 135 000 руб. Итого неоправданных расходов — 141 000 руб. (135 000 руб. + 6000 руб.).

Руководство компании проанализировало ситуацию и приняло необходимые меры по сокращению брака. В данном случае ввели:

  • входной контроль. От каждого работника требуется оценка качества заготовки, поступающей к нему для работы. Если рабочий сразу видит, что из заготовки не удастся сделать годную деталь, он не запускает ее в работу;
  • выходной контроль. Работник должен самостоятельно проверить качество выполненной детали. Выявив брак, он должен сообщить об этом, наказания не будет;
  • наказание не за брак, а за халатность. Если работник предъявил партию как годную, а контролер выявил дефект, то действует наказание не за сам брак, а за отсутствие должного контроля качества продукции, халатное отношение к работе. Такой работник лишается годовой и квартальной выплаты. С изготовителя удерживают стоимость заготовки и затраты на предыдущие этапы обработки.

Благодаря перечисленным мерам брак удалось сократить. Теперь бракуется примерно 24 кг аквастопов в год вместо 120 кг, как было ранее.

Компания нашла организацию, которая покупает смешанные пластмассовые отходы с содержанием инородных примесей, и сама их вывозит. Стоимость таких отходов колеблется от 15 до 34 руб. за кг (зависит от содержания примесей). Теперь бракованные изделия реализуются как вторичное сыре и приносят пусть небольшой, но все-таки доход.

Экономим на отходах

Отходы подразделяют на возвратные и безвозвратные. К безвозвратным отходам относят технологические потери (угары, усушка сырья, улетучивание, испарение в процессе производства). Такие потери связаны с технологическими особенностями производственного цикла, физико-химическими характеристиками применяемого сырья.

Технологические потери нормируются. Нормативы устанавливаются технологическими картами, сметами технологического процесса или иными внутренними документами, разработанными технологами и утвержденными уполномоченными лицами компании.

Компания не должна допускать сверхнормативные технологические потери, которые могут быть вызваны:

  • несоответствием материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий техническим условиям;
  • заменой материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, предусмотренных технологией, другими материалами, полуфабрикатами и комплектующими изделиями;
  • нарушением технологического процесса;
  • сбоями в работе оборудования.

Безвозвратные отходы подлежат утилизации, однако часть отходов можно продать как вторсырье. Индустрия переработки синтетических отходов в наши дни особенно актуальна и востребована в разных сферах промышленности. Получение недорогого и практичного сырья при незначительных затратах — главный мотив, которым руководствуются участники данного рынка.

В любом производстве есть отходы, которые можно продать как вторсырье: бумага, гофрированная упаковка, пластиковые бутылки и т. д. Особенно ценятся отходы деревообрабатывающего комбината — стружка и опилки.

Стружка используется в сельском хозяйстве для подстилки, в мебельной промышленности для изготовления ДСП и как тара и топливо. Из стружки изготавливают акустические и теплоизоляционные цементно-стружечные плиты, представляющие собой легкий бетон (арболит).

Опилки также являются ценным сырьем. Их используют при изготовлении целлюлозы, картона, бумаги и т. д.

Плиты, изготовленные из опилок со стружками, имеют повышенные износостойкость и твердость. Если перед прессованием в опилки добавляют отходы ксилолита, то плиты становятся несгораемыми и морозостойкими.

Экономим, снижая простои оборудования

Простои оборудования снижают эффективность производства. К неоправданным расходам организации в случае простоев оборудования относят:

  • стоимость не изготовленных по плану деталей, изделий, необходимых для продажи или продолжения производственного цикла;
  • заработную плату персоналу, работающему на оборудовании, если простой произошел не по его вине;
  • расходы на электроэнергию и отопление.

Чтобы избавиться от простоев, нужно знать причины их возникновения. Основные причины простоев и способы их устранения приведены в табл. 4.

ПРИМЕР 3

В производственной компании часто случались простои из-за отсутствия в цеху материала и комплектующих. Материал доставлялся в цех не вовремя, с перебоями.

Согласно произведенным расчетам оборудование простаивало от 150 до 192 ч в год. Руководство посчитало расходы, которые несет компания от простоя оборудования.

В расчет неоправданных затрат входят:

  • расходы на заработную плату. На оборудовании работает два человека. Стоимость 1 чел.-ч — 180 руб. За 192 ч простоя это будет 69 120 руб. (180 руб. × 192 ч × 2 чел.) плюс страховые взносы с заработной платы — 17 971 руб.;
  • расходы на электроэнергию. На освещение в течение часа расходуется 2,25 кВт, за 192 ч расход составит 432 кВт (2,25 кВт × 192 ч).

Стоимость 1 кВт — 5,38 руб. Оплата 432 кВт составит 2324,16 руб. (432 кВт × 5,38 руб.).

Итого неоправданных затрат:

69 120 руб. + 17 971 руб. + 2324,16 руб. = 89 415,16 руб.

Осталось посчитать упущенную выгоду.

Упущенную выгоду можно определить как стоимость нереализованных материалов. За 1 час на оборудовании изготавливают 5 изделий продажной стоимостью 1100 руб. За 192 ч простоя упущенная выгода составит:

1100 руб. × 5 шт. × 192 ч = 1056 тыс. руб.

Чтобы сократить простои оборудования, провели следующие мероприятия:

  • разработали и утвердили график доставки материалов в цех на основании плана производства;
  • обязали бригадира контролировать доставку материалов;
  • в случае нарушения доставки, приведшей к простою оборудования, бригадир должен провести производственное расследование и выявить виновное лицо;
  • за несвоевременную доставку материалов виновное лицо лишается премии плюс из его заработной платы вычитается 25 % от суммы потерь.

В компании организовали пункт по ремонту и обслуживанию оборудования. Ежеквартально проводили плановый осмотр оборудования, вовремя выявляли неисправности и производили ремонт. Если станок все-таки ломался, рабочий немедленно обращался к специалистам по ремонту, которые в кратчайшие сроки устраняли неисправность.

Простои оборудования снизились на 70 %, при этом внеплановые расходы сократились с 89 до 26 тыс. руб. в год, упущенная выгода — с 1056 тыс. руб. в год до 316 тыс. руб.

Сокращаем складские расходы

Часто компании хранят на складе больше материальных ценностей и готовых изделий, чем это необходимо, поэтому завышаются складские расходы. Оценка расходов на хранение невостребованных ТМЦ и меры по сокращению расходов приведены в табл. 5.

ПРИМЕР 4

Компания провела в конце года инвентаризацию и выяснила, что на складе хранятся невостребованные товары на сумму 600 000 руб. (цена плановая). Месячная арендная ставка — 250 руб./м2. Невостребованный товар занимает 20 м2 и хранится уже 6 месяцев.

Посчитаем неоправданные расходы:

  • расходы на аренду:

250 руб./м2 × 20 м2 × 6 мес. = 30 000 руб.;

  • материальные расходы. На изготовление невостребованной продукции ушло материальных ценностей на сумму 350 000 руб.;
  • затраты на заработную плату рабочих, занятых изготовлением невостребованной продукции, составили 150 000 руб. (с социальными отчислениями во внебюджетные фонды).

Итого расходов:

30 000 руб. + 350 000 руб. + 150 000 руб. = 530 000 руб.

В компании при планировании выпуска продукции не учитывали спрос, а расчет производили на основании численности и полной загрузки оборудования.

Такой расчет привел к росту объема производства (не учитывая специфику продаж). Менеджеры компании изучили особенности спроса на продукцию, выявили неликвидные товары, приостановили их выпуск и направили свободные ресурсы на изготовление востребованных товаров.

Страховой запас готовой продукции на складе оставили в диапазоне от 200 до 300 тыс. руб.

Такие меры позволили компании сократить складские расходы и увеличить выручку от продаж на 50 %.

Экономим на накладных расходах

1. Услуги связи

Компании, которые не ведут учет междугородних и международных звонков, переплачивают за звонки своих сотрудников, сделанных в личных целях. Когда компания начинает регистрировать исходящие междугородние и международные звонки сотрудников по дате, времени и цели, то видит, что в общем их количестве немало личных звонков.

Чтобы сократить расходы на связь, нужно наладить раздельный учет междугородних и международных звонков в служебных и личных целях, используя их детализацию, и удерживать стоимость личных разговоров с заработной платы сотрудника (возможен вариант, когда сотрудник сам возмещает стоимость переговоров). Не следует забывать, что личные звонки не принимаются в целях налогообложения прибыли.

2. Интернет-контроль

Нередко сотрудники используют Интернет в личных целях, расходуют интернет-трафик в своих интересах. Тем самым они увеличивают затраты компании на пользование Интернетом. Следует установить интернет-контроль в офисе.

Интернет-контроль в офисе — это ограничение доступа к определенным ресурсам, ограничение по времени, подсчет и ограничение трафика для каждого пользователя.

Контроль интернет-трафика в офисе организуют на разных уровнях:

  • специализированная программа на каждом компьютере;
  • роутер/маршрутизатор на границе сети;
  • сетевой шлюз.

Сетевой шлюз — лучший способ контролировать использование Интернета сотрудниками. Главное преимущество — абсолютный контроль трафика. Он весь проходит через шлюз, его легко анализировать, маршрутизировать, считать, запрещать и разрешать. Доступ регулируется оперативно и просто. В зависимости от конкретно выбранной программы или программно-аппаратного комплекса шлюз может решать прочие задачи по организации офисной сети.

Замечания

  1. Звонки сотрудников в личных целях, использование Интернета не для работы не только увеличивают затраты компании, но и приводят к потерям рабочего времени.
  2. По оценкам разных исследовательских организаций, потери рабочего времени на личные дела во время работы составляют 5–15 % рабочего времени.

3. Проверяем эффективность рекламы

Оставляем ту рекламу, которая работает. Для этого действуем таким образом:

  • определяем, приносит ли реклама дополнительный доход, превышающий затраты на нее. Другими словами, собираем данные, подтверждающие, что увеличение затрат на рекламу сочетается с повышением объема продаж;
  • пересматриваем свой рекламный бюджет, оставляем только работающую рекламу (например, ориентируемся на подтвержденные данные, что с помощью рекламы привлечены новые покупатели).

ПРИМЕР 5

Компания потратила за месяц на рекламу своего бренда в Интернете 70 000 руб. Руководство решило убедиться в эффективности этих затрат. Менеджер провел анализ и выяснил, что продажи компании увеличились на 500 000 руб.

Определим рентабельность рекламы. Для этого найдем долю расходов на рекламу (ДРР) в доле доходов, которые она принесла за месяц:

ДРР = 70 000 руб. / 500 000 руб. × 100 % = 14 %.

В данном случае затраты на рекламу оказались эффективными. Их доля в доходах не превышает 14 %.

Когда компания использует несколько каналов привлечения клиентов одновременно (реклама в Интернете, наружная реклама, телевидение), сложно отнести новые продажи или сделки к определенному источнику и определить, какая реклама работает лучше. Для этого можно воспользоваться возможностями динамического коллтрекинга.

К СВЕДЕНИЮ

Коллтрекинг — инструмент, позволяющий отслеживать источники звонков в компанию. Его главная задача — анализ окупаемости рекламных вложений.

Коллтрекинговый сервис нужен, чтобы посчитать звонки с каждого рекламного канала. Человек заходит на сайт с рекламы из конкретного источника и видит присвоенный этому источнику или посетителю номер телефона. После звонка система определяет источник по уникальному телефонному номеру и ставит плюс конкретному каналу — «отсюда пришла заявка».

Коллтрекинг заменил работу менеджеров, которые записывали источники звонка в базу со слов покупателей. Современный динамический коллтрекинг сам запишет каждый звонок, определит источник до ключевого слова, занесет в базу устройство пользователя, операционную систему и другие данные, а также будет точно знать, звонил ли человек раньше.

Экономим на электроэнергии

Чтобы сократить затраты на электроэнергию, нужно снизить количество потребляемой энергии. В целях экономии электроэнергии можно действовать так:

  • помещения, в которых не выполняются работы, освещаем не слишком ярко или снабжаем их датчиками движения. При использовании датчиков движения свет в помещении загорается только тогда, когда в него кто-то входит, и гаснет, когда его покидают.

Чтобы доказать эффективность такого подхода, приведем пример компании, в которой анализировали расход потребляемой электроэнергии. Специалисты сравнили затраты на электроэнергию на разных этажах (на одном были установлены датчики, на другом — нет). Выяснилось, что с помощью этих приборов можно достичь экономии электроэнергии до 40 %;

  • в коридорах, туалетах, подсобных помещениях используем лампы небольшой мощности (из расчета 30 Вт на 1 м2);
  • переходим на светодиодное освещение.

Сравнительные характеристики светодиодных, энергосберегающих ламп и ламп накаливания приведены в табл. 6.

Из данных табл. 6 следует, что светодиодное освещение самое экономное.

Экономим на вывозе мусора

Безотходных производств не бывает. Любая деятельность предполагает образование отходов, которые нужно утилизировать и вывозить. Обычно заключается договор с компанией, которая занимается вывозом мусора. В нем определяют периодичность вывоза, размер контейнера и цену. Стоимость зависит от объема контейнера и вида отхода.

Сократить выплаты за вывоз и утилизацию отходов можно за счет сортировки отходов. Например, вывоз ТБО (твердо-бытовые отходы) стоит дороже, чем вывоз промышленного или строительного мусора.

ПРИМЕР 6

Производственная компания вывозила один раз в неделю 4 контейнера отходов емкостью 8 м3. Все отходы вывозились как ТБО. Цена за вывоз одного контейнера ТБО — 3500 руб.

Компания решила сортировать мусор на бытовой и промышленный, изменила условия договора. Мусор по новому договору вывозился один раз в две недели и складировался в контейнеры емкостью 20 м3. В такой контейнер можно загрузить 10–12 т отходов.

Цены, указанные в договоре за вывоз мусора:

  • вывоз ТБО контейнерами емкостью 20 м3 — 9000 руб.;
  • вывоз промышленных отходов контейнерами емкостью 20 м3 — 8000 руб.

Итого 17 000 руб. за рейс. За год это 408 тыс. руб. Ранее вывоз мусора обходился компании в 672 тыс. руб. за год. Экономия существенная — 264 тыс. руб.

Такие производственные отходы, как обрезки из черных и цветных металлов, можно продавать. Значительный доход может принести продажа стеклотары, бумаги, картона. Сегодня цены на макулатуру варьируют от 4000 до 5500 руб. за тонну. Все зависит от тоннажа.

Ресурсосбережение

Инвестиционный проект «Внедрение ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте»

Целевыми задачами инвестиционного проекта «Внедрение ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте» (далее – Проект) является внедрение на сети железных дорог наукоемких, перспективных энерго- и ресурсосберегающих технических средств и технологий, направленных на повышение технического уровня предприятий железнодорожного транспорта, снижение эксплуатационных затрат ОАО «РЖД».

Проект включает в себя технические средства и технологии, нацеленные на решение следующих задач:

  • снижение удельного расхода топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов;
  • снижение затрат на топливно-энергетические ресурсы в стационарной энергетике;
  • сокращение эксплуатационных расходов за счет рационального использования материальных ресурсов;
  • более эффективное использование трудовых ресурсов в результате применения новых безлюдных и малообслуживаемых технологий, а также современных систем диагностики.

В рамках данного Проекта для решения проблемы снижения удельных расходов энергоресурсов на тягу поездов планируется широкомасштабное внедрение систем автоматизированного ведения поездов, регулирования мощности тягового и вспомогательного оборудования электровозов и тепловозов, систем учета параметров работы электровозов и расхода дизельного топлива тепловозами.

Комплекс мероприятий в стационарной энергетике предусматривает ввод в эксплуатацию систем теплоснабжения объектов железных дорог на ресурсосберегающих технологиях, эффективных систем освещения производственных помещений, платформ, станций, вокзалов, железнодорожных мостов с использованием светодиодной техники.

Повышение производительности труда планируется обеспечить за счет инвестиций, направленных на внедрение необслуживаемых и малолюдных технологий, средств диагностики и мониторинга, которые ускорят переход от системы планово-предупредительных ремонтов подвижного состава на ремонт по его техническому состоянию, увеличив тем самым межремонтные пробеги.

Экономию материальных ресурсов предусматривается обеспечить за счет внедрения стационарных и передвижных путевых рельсосмазывателей, вагонов-рельсосмазывателей и ряд других технологий, способствующих продлению срока службы колес и рельсов».

Основные мероприятия проекта

  • Автомашинист теплотяги с регистратором параметров движения поезда ТЭП70
  • Вагон-рельсосмазыватель конструкции ТВЕМА
  • Автоматизированная система комплексного учета топливно-энергетических ресурсов железной дороги (АСКУ ТЭР ЖД)
  • Автоматизированные центральные тепловые пункты
  • Интеллектуальная система электрообогрева стрелочных переводов с дистанционным управлением и мониторингом INSV Pintch Aben
  • Стационарный путевой рельсосмазыватель с двумя эжекторами (с системой мониторинга нижнего уровня)
  • Система регистрации и анализа параметров работы тепловоза и учета дизельного топлива АСК – ВИС
  • Применение светодиодной техники
  • Комплексная система автоматизации управления компрессорной станцией КСАУКС
  • Высокомеханизированный участок восстановления литых деталей тележек грузовых вагонов

Автомашинист теплотяги с регистратором параметров движения поезда ТЭП70.

Универсальная система автоведения магистральных тепловозов УСАВП-Т предназначена для автоматизированного ведения магистрального тепловоза. Система обеспечивает автоматизированное управление тягой и всеми видами тормозов поезда с целью точного соблюдения времени хода, задаваемого графиком движения, на основе выбора рационального по расходу топлива режима движения.

Эффективность:

  • снижение расхода топлива на 8%, масла на 3%;
  • создание условий для организации эксплуатации локомотива одним машинистом;
  • снижение расходов на техническое обслуживание и ремонт;
  • повышение точности учета и планирования расхода топлива;
  • снижение затрат на обучение молодых машинистов.

Вагон-рельсосмазыватель конструкции ТВЕМА.

Назначение вагона-рельсосмазывателя:

  • лубрикация рельсов в кривых в составе пассажирских и почтово-багажных поездов;
  • сокращение эксплуатационных расходов за счет замены локомотивов-рельсосмазывателей на вагоны-рельсосмазыватели;
  • повышение безопасности движения за счет повышения устойчивости колеса от вкатывания на рельс;
  • повышение срока службы колес и рельсов за счет снижения интенсивности износа;
  • снижение расхода топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов за счет снижения сопротивления движению в кривых;
  • снижение уровня шума в кривых;
  • повышение коэффициента полезного использования смазочного материала;
  • модернизация процесса лубрикации сети железных дорог.

Основные технические характеристики

Тип вагона

пассажирский, модели 61-4179

Ширина колеи

1 520 мм

Рабочая скорость движения

5 — 140 км/ч

Радиус смазывания кривых

200 – 2000 м

Общее количество загружаемой смазки

1200 л

Диаметр сменного сопла форсунки для
нанесения смазочного материала

не более 0,9 мм

Удельное количество смазочного материала
на 1 км смазываемого рельса в кривой
вне зависимости от скорости движения вагона

0,15 — 0,35 л

Оборотное плечо при разовой заправке
смазочным материалом

5000 км

Автоматизированная система комплексного учета топливно-энергетических ресурсов железной дороги (АСКУ ТЭР ЖД)

Основное назначение Системы — обеспечение комплексного учета и формирование базы данных по расходу всех видов ТЭР в филиалах ОАО «РЖД» и структурных подразделениях дороги.

Внедрение системы АСКУ ТЭР позволяет:

  • обеспечить приборный и автоматизированный учет энергоресурсов;
  • интегрировать данные со всех существующих в филиале приборов учета ТЭР в общий информационный поток;
  • автоматизировать предоставление данных для коммерческих расчетов;
  • формировать данные для осуществления планирования потребления ТЭР и определения балансов расхода;
  • предоставлять данные для формирования бюджетов затрат на ТЭР;
  • предупреждать потери ТЭР;
  • эффективно управлять ресурсами;
  • получать косвенную информацию о состоянии оборудования и качества работы персонала по отношению к расходу ТЭР.

Экономический эффект от внедрения системы можно разделить на:

  • прямой эффект – переход от расчетных методов определения объемов потребления ТЭР к расчетам за фактически потребленные объемы по приборному учету;
  • косвенный эффект – возможность планирования потребности ТЭР на основе обоснованных норм расхода, выявления нерациональных потерь при сведении баланса полученных и отпущенных ТЭР и осуществления оперативного управления и контроля потребления ТЭР.

Автоматизированные центральные тепловые пункты

Автоматизированные центральные тепловые пункты (АЦТП) предназначены для рационального и экономичного распределения тепловой энергии в системах отопления и горячего водоснабжения административных, жилых, производственных зданиях и сооружениях, а также для регулирования и учета параметров теплоносителя, поступающего к потребителям АЦТП.

Основные технические характеристики:

  • суммарная тепловая нагрузка – до 5 МВт;
  • вид потребляемой энергии — электрическая энергия на привод насосов и вспомогательного оборудования;
  • требования по монтажной пригодности — поставка в собранном виде либо отдельными модулями;
  • температурный график работы тепловой сети — 95/70 °C;
  • масса — определяется характеристиками выбранного оборудования.

Интеллектуальная система электрообогрева стрелочных переводов с дистанционным управлением и мониторингом INSV Pintch Aben

Система позволяет:

  • в течении дня, недели, месяца следить за потребляемой мощностью системы и ее рабочим состоянием с формированием необходимых отчетов и графиков работы;
  • в случае потери мощности обогрева из-за изменения сопротивления нагревательного элемента и/или кабеля подать соответствующий сигнал оператору и сформировать собственный график техобслуживания;
  • предупредить обледенение, замораживание стрелки в результате внезапного снегопада на территории с низкой температурой окружающей среды за счет более интенсивного обогрева, используя более высокие значения температуры включения и выключения обогрева рельса;
  • значительно снизить затраты электроэнергии за счет автоматического включения и отключения обогрева по фактической погоде.

Система осуществляет:

  • управление включением и отключением электрообогрева стрелочных переводов в автоматическом режиме за счет анализа погодных условий с помощью собственной высокопроизводительной метеостанции и специализированного программного обеспечения PA Line;
  • дистанционное управление системой электрообогрева стрелок и мониторинг ее рабочего состояния на всех станциях, оборудованных этой системой, на неограниченном расстоянии одним квалифицированным оператором;
  • автоматическое освещение оператора о несанкционированном доступе в систему и о нештатной работе оборудования.

Стационарный путевой рельсосмазыватель с двумя эжекторами (с системой мониторинга нижнего уровня)

Система мониторинга КТСМ размещается в шкафу управления рельсосмазывателя. Рельсосмазыватель, оборудованный КТСМ, передает информацию о количестве расходных материалов (давление, напряжение батареи, наличие смазки), о количестве осей, о режимах и установках, номер шкафа и др. Передача информации осуществляется автоматически с задаваемой периодичностью (минимальная периодичность — каждый день, максимальная – каждая неделя). Кроме того, передается информация при снижении количества расходных материалов до минимальных (давление – 10 кгс/см2, смазка 1 л, напряжение 9В) и при полном расходе материалов.

Основные технические характеристики:

Система регистрации и анализа параметров работы тепловоза и учета дизельного топлива АСК – ВИС

Возможности системы:

  • оперативность доставки, обработки и отображения информации; контроль за работой локомотива может осуществляется практически в реальном времени из любой точки земного шара;
  • исключение из процесса передачи, накопления и обработки информации человеческих звеньев, чем обеспечивается ее максимальная сохранность и объективность получаемых результатов;
  • надежности работы системы за счет исключения съемных контактных устройств;
  • отсутствие инфраструктуры, обеспечивающей считывание и обмен сменных носителей;
  • учет дизельного топлива в единицах массы.

Применение светодиодной техники

Приоритетные направления внедрения светодиодной техники:

  • освещение объектов инфраструктуры светодиодными источниками света;
  • малообслуживаемые светосигнальные системы (светофорные головки с модулями светодиодных систем, указатели маршрутные и указатели положения).

Эффектообразующие факторы внедрения светодиодной техники:

  • снижение электропотребления;
  • снижение затрат на обслуживание;
  • отсутствие затрат на специальную утилизацию светотехнических устройств.

В рамках реализации инвестиционного проекта в 2008-2011 гг. «Внедрение ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте» светодиодным освещением оборудовано:

  • 35 576 переездных светофоров;
  • 32 железнодорожные станции (ригельное освещение);
  • 20 локомотивных, моторвагонных и вагоноремонтных депо;
  • 886 мачтовых светофорных головок;
  • 2260 указателей положения на светоизлучающих диодах;
  • 1 563 указателя маршрутных на светоизлучающих диодах;
  • 5 железнодорожных мостов;
  • 1 железнодорожный вокзал;
  • 1 тоннель;
  • 10 пассажирских вагонов;
  • 25 платформ.

Потребление электроэнергии на указанных объектах снижено в среднем на 63%.

Эффективность внедрения светодиодного освещения за 2008-2011 гг.

Экономический эффект от внедрения светодиодной техники составляет 294,2 млн руб., в том числе за счет экономии: электроэнергии в размере 41,9 млн кВт*ч, трудозатрат – 385,3 тыс. чел./час, материальных ресурсов – 133,4 млн руб.

Комплексная система автоматизации управления компрессорной станцией КСАУКС

КСАУКС предназначена для автоматизации управления технологическим процессом производства сжатого воздуха на сортировочных горках различной мощности и степени механизации с целью решения следующих задач:

  • оптимизация процесса производства сжатого воздуха;
  • снижение трудозатрат и сокращение эксплуатационных расходов на обслуживание и ремонт компрессорного хозяйства;
  • автоматизация процесса анализа и разбора оперативной работы на базе протокольной информации;
  • организация регистрации и выдачи предупреждений об предаварийных и аварийных ситуациях на компрессорной установке;
  • сокращение затрат на потребление электроэнергии для производства сжатого воздуха;
  • повышение безопасности работы машиниста компрессорной станции.

Система осуществляет пуск и управление компрессорными установками в автоматическом операционном режиме. При нештатной ситуации предусмотрена остановка и автоматическое переключение работы компрессоров в ручной режим.

КСАУКС состоит из локальных «низовых» систем автоматизации, по одной на каждую компрессорную установку, автоматизированного рабочего места машиниста компрессорной, контроллера сбора информации и управления и сервера базы данных.

В состав систем автоматизации входят щиты контроля и управления, щит силовой аппаратуры, комплект измерительных датчиков и электромагнитных клапанов, соединенных кабелем. Щит контроля и управления выполнен на базе интегрированного контроллера управления. С его помощью автоматически регулируется давление сжатого воздуха в воздушной магистрали. Для плавного пуска главного электродвигателя, снятия ограничений по количеству включений и комплексной защиты от выхода из строя электродвигателя применяется устройство плавного пуска. Контроллер сбора информации и управления осуществляет пуск и остановку компрессоров, протоколирует изменение текущих параметров, контролирует утечку воздуха в пневмосетях. Также он автоматически управляет электродвигателями насосов охлаждающей воды и вытяжной вентиляции, клапанами долива воды, электродвигателями вентиляторов градирни, дренажным насосом. Контролируемые параметры передаются на сервер базы данных и отображаются на мониторе. В сервере базы данных хранится информация о работе устройств компрессорной станции и действиях машиниста.

Основным преимуществом КСАУКС разработки Ростовского филиала ОАО «НИИАС» по сравнению с аналогами является наличие в системе функций контроля параметров и управления работой всех узлов и агрегатов компрессорной станции, основного и вспомогательного оборудования, а также функции автоматического управления процессом производства сжатого воздуха. В системе предусмотрено автоматическое включение и отключение необходимого числа компрессоров и вспомогательного оборудования в зависимости от потребности в сжатом воздухе. За счет избирательности при включении компрессорных установок сокращается общее время работы узлов и агрегатов компрессора. Это снижает расход электроэнергии и, как следствие, себестоимость всего процесса роспуска, а также материальные затраты на ремонт и техническое обслуживание оборудования. На выходных воздуховодах компрессорной станции устанавливаются термоанемометрические расходомеры воздуха. По ним система получает полную информацию о расходе воздуха в пневмосети горки с привязкой к технологическому процессу роспуска составов на сортировочной горке и к системе управления обдувом стрелок. Система автоматически принимает решение об изменении режима работы компрессорных установок и вспомогательного оборудования и обеспечивает устойчивую и бесперебойную работу. При этом эксплуатация компрессорной станции «вхолостую» исключена. Экономия ресурсов от автоматизации технологического процесса производства сжатого воздуха достигается за счет сокращения непроизводительной работы компрессорного оборудования, снижения эксплуатационных расходов на потребление электроэнергии для работы компрессорного оборудования и расходов, связанных с ремонтом и технологического оборудования компрессорной станции.

Основные эффектообразующие факторы:

  • экономия электроэнергии за счет оптимизации загрузки технологического оборудования компрессорной станции;
  • увеличение срока службы и снижение затрат на ремонт и замену компрессорных установок;
  • сокращение объема работ машиниста компрессорной станции с возможным высвобождением круглосуточной смены и передачей задачи контроля работы компрессорной станции дежурным электромеханикам горочного поста;
  • сокращение простоя вагонов с переработкой и брака при переработке за счет повышения ритмичности и безопасности работы сортировочной горки;
  • выявление и устранение утечек сжатого воздуха за счет непрерывного мониторинга показателей давления и расхода.

За 4 года, прошедшие с момента внедрения системы на станции Красноярск-Восточный Красноярской железной дороги, получен экономический эффект более 8 млн рублей. После внедрения системы в декабре 2010 года на станции Бекасово-Сортировочное Московской железной дороги за первый квартал 2011 года получен экономический эффект в размере 400 тыс. рублей, в годовом исчислении экономический эффект составит не менее 1,9 млн рублей.

Высокомеханизированный участок восстановления литых деталей тележек грузовых вагонов

В рамках реализации инвестиционного проекта «Внедрение ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте» в 2008-2010 гг. были реализованы пилотные проекты по созданию высокомеханизированного участка восстановления литых деталей тележек грузовых вагонов в вагонном ремонтном депо Магнитогорск и Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский.

При реализации проектов были учтены передовые разработки в области роботизированной техники, позволяющие создавать участки, работающие практически без участия человека, так называемые «безлюдные технологии».

В составе высокомеханизированной линии были использованы полностью автоматизированные сварочные роботы. Разработана комбинированная установка по плазменной очистке деталей и замеру геометрических параметров с созданием математической модели детали. Механическая обработка проводится на универсальных фрезерных станках, имеющих большую производительность и обеспечивающих высокую точность обработки. Система управления линией отслеживает более 15 технологических процессов ремонта деталей, имеет связь с АСУТП депо и хранит данные о проведенных операциях. При выходе детали из ремонта выдается паспорт установленной формы, позволяющий отследить, когда и кем проводился ремонт.

Основным требованием к системе управления новых участков депо являлось простота в обращении и надежность в эксплуатации. Для поддержания безотказной работы линии применена передовая технология в области контроллерной техники. Новейшая система на базе контроллеров управляет всеми механизмами и всеми процессами на производственной линии, включая фрезерные станки, сварочные роботы, ленточные конвейеры, транспортно-загрузочные устройства и устройства отслеживания компонентов при помощи беспроводных RFID-меток, содержащих все данные для транспортных маршрутов и плановых операций.

В соответствии с требованиями к системе, все операции по обслуживанию и ремонту литых деталей тележек вагонов автоматизированы и эффективно интегрированы в общий процесс ремонта вагонов.

Таким образом, использование новых технологий при ремонте ускоряет планирование, снижает расходы на эксплуатацию, упрощает диагностику неисправностей и техническое обслуживание, а также уменьшает дополнительные затраты на программирование и обучение персонала. Все это повышает общую надежность и эффективность производственных систем благодаря полной вертикальной и горизонтальной интеграции.

Основным результатом внедрения данной технологии явилось восстановление изношенных в процессе эксплуатации литых деталей тележки грузового вагона до чертежных размеров завода-изготовителя, сокращение затрат на ремонт, а также минимизация «человеческого фактора».

Производительность участка составляет 30 надрессорных балок и 60 боковых рам в смену, что позволяет удовлетворить потребность в литых деталях тележек как минимум четырех депо.

Состав и учет эксплуатационных расходов

Деятельность любой организации предполагает расходы. Существуют различные виды трат. Одна из разновидностей – эксплуатационные расходы.

Что собой представляют эксплуатационные расходы

Эксплуатационные расходы (ЭР) – это текущие затраты на обеспечение работоспособности основных средств на протяжении всего срока их эксплуатации. Под текущими тратами понимаются расходы на производство и продажу. Они будут разниться в зависимости от специфики деятельности организации. К примеру, если это железнодорожный субъект, средства тратятся на транспортировку грузов, пассажиров, различного багажа. Различают эксплуатационные расходы на обеспечение пожарной безопасности.

Цель трат – исполнение поставленной цели. К примеру, железнодорожной компании нужно транспортировать груз. Для этого требуется вложить средства в топливо, зарплату, техническое обслуживание, электроэнергию. Размер трат определяется объемом эксплуатируемого оборудования, временем использования, удельными расходами на один час работы.

Состав эксплуатационных расходов

Рассмотрим состав эксплуатационных расходов:

  • Амортизация техники и транспортных средств. Амортизация будет учитываться тогда, когда рассчитывается она линейным способом. В рамках этого метода рассматривается весь период эксплуатации объекта.
  • Обслуживание и ремонт оборудования.
  • Коммунальные услуги. Подразумевается сумма, списываемая с прибыли компании.
  • Обеспечение работы вспомогательного производства, ответственного за обслуживание оборудования.
  • Зарплаты, траты на социальные нужды. Включают в себя заработок всех сотрудников, включая тех, кто работает на неполную ставку.
  • Траты на внутреннюю транспортировку материалов, товаров.
  • Расходы, сопряженные с эксплуатацией оборудования.
  • Налоговые отчисления. Это налог на зарплату или недвижимость, если последняя включена в состав ОС.
  • Материалы. Имеются в виду траты на приобретение, транспортировку. Эти расходы входят в себестоимость продукции.
  • Запчасти. Входят в перечень только в том случае, если они относятся к нуждам основного производства.

Также это могут быть другие траты, зависящие от специфики деятельности предприятия. Конкретный состав определяется руководителем предприятия. Рассмотрим структуру расходов на примере субъектов, занимающихся добычей углеводородного сырья:

  • Зарплата охранникам основных средств.
  • Заработок консультантов.
  • Трата на подготовку отчетов о состоянии средств.
  • Стоимость услуг по оценке влияния добычи природных ресурсов на окружающую среду.
  • Обслуживание техники, установок, различных сооружений.
  • Приобретение лицензий.
  • Услуги по мониторингу основных средств.
  • Осуществление геолого-экологических исследований, картографии.
  • Природоохранные исследования.
  • Рекультивация природных элементов, которые были нарушены.
  • Вывод участка, на который была получена лицензия, из эксплуатации.
  • Хранение, утилизация отходов.

Это основной перечень. В состав могут входить и прочие направления трат.

Классификация

Эксплуатационные расходы подразделяются на эти категории:

  • Основные. Это траты, связанные с основной деятельностью. К примеру, это могут быть деньги, направленные непосредственно на транспортировку грузов. Сюда также относятся траты на ремонтные работы, начисления сотрудникам за неотработанное время, скидка на продукцию, социальные начисления.
  • Общехозяйственные. Это траты на производственное обслуживание, управление хозяйством. К расходам без трат на содержание управленческой структуры относится зарплата сотрудников, обслуживание построек, содержание помещений и инвентаря. Это также амортизация ОС, отчисление в резерв на формирование ремонтного фонда, исполнение исследовательских работ. Траты на обслуживание аппарата управления – это командировочные, зарплаты управленческого состава.
  • Прямые. Это затраты на производство изделий или выполнение какой-либо услуги.
  • Косвенные. Определяются посредством дополнительных расчетов. Распределяются между различными типами продукции.
  • Зависящие от движения. Эти расходы меняются пропорционально масштабу работ.
  • Независящие от масштабов движения. Практически не меняются при изменении объема работ. Это постоянные траты.

Классификация может зависеть от специфики деятельности компании. Рассмотрим группировку расходов по признакам на примере субъекта, который занимается железными дорогами:

  • Перевозки.
  • Поддержание инфраструктуры в нормальном состоянии.
  • Приобретение услуг локомотивной тяги.
  • Пассажирские перевозки.
  • Ремонт подвижных составов.

В приведенном случае группировка выполняется по этим признакам: направления работы, укрупненные формы деятельности, статьи Номенклатуры.

Планирование эксплуатационных расходов

Разработка плана ЭР зависит от типа организации. К примеру, план расходов фирмы ЖД формируется на основании плана перевозок, плана труда и пользования подвижным составом. Цель планирования – обеспечение текущей деятельности нужной суммой денежных средств. Если план будет составлен неправильно, средства могут не вовремя закончиться. Из-за этого деятельность компании будет приостановлена. Фирма потеряет прибыль. Планирование выполняется по статьям затрат. В рамках мероприятия учитываются различные нормативы и лимиты.

Планирование – это составляющая управления ЭР. Однако это не единственный элемент. Управление ЭР также включает в себя анализ трат, контроль над ними, обновление нормативной базы. Порядок планирования подразделяется на ряд этапов.

Расходы на оплату труда

Траты на оплату труда составляют, как правило, большую часть ЭР. Зарплатный фонд формируется исходя из количества сотрудников и средней зарплаты. Количество трудящихся определяется тремя методами:

  • По лимитам выработки, времени.
  • По объему объектов производства и лимитам труда на объект.
  • По количеству хозяйственных единиц, штатному расписанию.

Средняя зарплата сотрудников включает в себя оклад, премии, проценты, доплаты.

Фонд оплаты – это произведение среднемесячных зарплат на количество трудящихся. Необходимо учесть явочное количество работников, а также число сотрудников, которые находятся в отпуске или на больничном.

ВАЖНО! В заработный фонд не будет включена оплата больничного. Связано это с тем, что эти средства выплачивает не работодатель, а фонд медицинского страхования. Учитываться также не будут командировочные, компенсации за неиспользованный отпуск, премии за ноу-хау.

Социальные отчисления

Работодатель обязан направлять средства в различные фонды. Это пенсионные, социальные, медицинские отчисления. Составляют они 34% от общего фонда зарплат. В некоторых случаях это соотношение может меняться.

Расходы на материалы

Траты на материалы планируются в зависимости от деятельности компании. Рассмотрим методы планирования на примере субъекта, специализирующегося на ЖД:

  • По объему работы техники я и нормативам трат на единицу объема работы. К примеру, трата смазочного материала устанавливается на основании совокупного пробега локомотивов на норматив расхода и план работы.
  • По нормам расхода на одно оборудование. К примеру, расход материалов определяется на основании протяженности маршрута, числа стрелочных переводов.
  • Исходя из норм расхода сырья на сотрудника. Этот метод подходит для установления трат на спецодежду, инструменты (к примеру, ручные фонари).
  • По числу производственных подразделений и нормативам трат материала на каждое структурное предприятие.

Как правило, для планирования используется сразу несколько методов. Все зависит от того, что именно нужно рассчитать.

Траты на коммунальные услуги

Основной источник расходов – электроэнергия. Субъекту ЖД нужно учесть также топливо, нужное для транспортировки грузов, расходы на технологические нужды. Траты на топливо определяются на основании числа оборудования, его мощности. В рамках расчетов нужно учитывать следующие аспекты:

  • Особенности использования оборудования.
  • Нормы траты топлива на единицу мощности.
  • Продолжительность работы техники в рассматриваемом периоде.
  • Стоимость энергии на килограмм условного топлива.

Расходование энергии для освещения определяется на основании числа осветительных приборов, их мощности, часов горения, стоимости кВт энергии.

К СВЕДЕНИЮ! Предприниматель может уменьшить расход электроэнергии. Для этого нужно увеличить качество эксплуатации, улучшить технологические процессы и качественные значения пользования.

Амортизационные отчисления

Амортизация – это износ оборудования. Он может быть физическим или моральным. Первый предполагает ухудшение характеристик в процессе длительной эксплуатации. Физический износ определяется исходя из интенсивности использования, качества используемых материалов, качества ремонтных работ и обслуживания. Моральный износ – это утрата актуальности оборудования. Происходит это из-за появления на рынке новой, более совершенной техники. Нормативы износа определяются исходя из конкретного оборудования.

Амортизационные отчисления входят в эксплуатационные расходы. Связано это с тем, что образованный амортизационный фонд направляется на восстановление износившегося оборудования. При расчетах нужно учитывать, что амортизационные отчисления будут равномерными на протяжении всего периода.

К СВЕДЕНИЮ! В расчетах обычно фигурирует не продолжительность эксплуатации, а нормы отчислений.

Учет эксплуатационных расходов

Главная задача учета ЭР – своевременное, полное и объективное фиксирование трат. С помощью бухучета можно контролировать расходы, вводить режим экономии и снижать себестоимость. ЭР определяются в соответствии с заранее составленным планом. Формирование плана предполагает обоснование размера каждого вида траты.

Рассмотрим дополнительные функции бухучета ЭР:

  • Отслеживание выполнения плана.
  • Уменьшение эксплуатационных расходов.
  • Поиск конкретных направлений экономии.
  • Профилактика лишнего расходования средств.
  • Увеличение эффективности работы предприятия.

Бухучет должен вестись так, чтобы из него можно было извлечь полную информацию о расходах.

Классификация и правильное отражение в бухучете

Бухучет организуется на основании правильно разработанной классификации. Она также участвует в планировании расходов, контроле над ними. Рассмотрим основные особенности учета:

  • Издержки по упаковке могут учитываться на отдельном счете №43 только в том случае, если это промышленный субъект, на котором производится продукция. Это внепроизводственные расходы. Если это подсобное предприятие, отдельный счет не используется. Расходы учитываются на счетах 46 «Продажа» или 47. В отчетности рассматриваемые траты также не будут отражаться отдельно.
  • Траты на содержание сотрудников склада товаров учитываются в составе производственных расходов. Сюда также относятся траты на содержание складов изделий и прилагаемых фондов.
  • Для трат на обслуживание и управление нужно завести отдельную смету. Следить за ней должен бухгалтер. В рамках синтетического учета расходы фиксируются или на едином, или на отдельных счетах. Для учета можно использовать счет 11 или 26. После фиксации производится распределение трат по видам продукции.
  • Учет прямых затрат выполняется по направлениям калькуляции.
  • Зарплата сотрудников отражается на счете 70.
  • Под траты на соцстрахование создается отдельная справка. В ней отражаются суммы начислений, определяемые исходя из ведомости, распределения зарплат по синтетическим счетам. Заключительные данные фиксируются в бухсправке. Она предполагает корреспонденцию со счетом 69.

ВАЖНО! Синтетический учет отражает суммарные траты. То есть они не подразделяются по направлениям затрат. Нужен СУ для отражения общей суммы ЭР. Аналитический учет предполагает детализированную фиксацию расходов. Нужен он для контроля над соблюдением плана по отдельным направлениям. Организация этих форм учета определяется в зависимости от метода ведения учета: ручного или с помощью вычислительных аппаратов.

ВНИМАНИЕ! Бухгалтер также должен составить ведомость распределения трат. Формируется она при помощи группировки расходов по синтетическим счетам.

Возмещение эксплуатационных расходов

Возмещение расходов актуально в том случае, если предприниматель снимает помещение. Он обязан компенсировать траты арендодателя на оплату услуг. Траты на возмещение ЭР рекомендуется отражать по статье расходов 244 «Прочие закупки». Для оформления компенсации нужно или включить платежи в сумму аренды, или составить отдельное соглашение на возмещение.