Сокрытие доходов от налоговой

Уменьшить налоговые платежи стремится любое предприятие. К примеру, широко известны способы оптимизации налога на прибыль. Правда, «легальная оптимизация» имеет свои нюансы, в которых главному бухгалтеру необходимо хорошо разбираться. Найти и обезвредить

И. Угланова, эксперт журнала «Практическая бухгалтерия»

Сегодня налоговые контролеры научены в распознании «методов оптимизации» налога на прибыль. Список этих методов не следует закону, а сущность подобных «уловок» давно всем известна. Одним из примеров может служить заключение фиктивного договора с компанией, на счет которой перечисляются денежные средства. Далее эта сумма за вознаграждение фиктивному партнеру возвращается к хозяину, и все остаются довольными. Но не все так просто. Сразу хотим вас заверить, что подобные операции могут возбудить интерес налоговых контролеров при отсутствии обоснованности сделки.

📌 Реклама Отключить

По закону, для целей налогообложения принимаются расходы, отвечающие требованиям пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса – экономическая оправданность и документальное подтверждение.

Однако никто не хочет платить большие налоги, вот и приходится бухгалтерам фантазировать на тему «легальной оптимизации».

10 заповедей для бухгалтера

Как известно, объектом налогообложения по налогу на прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Для российских организаций ее сумма равна доходам, уменьшенным на величину произведенных расходов (ст. 247 НК). В качестве законного перечня расходов применяется глава 25 Налогового кодекса. Чтобы избежать нежелательных трений с налоговиками, не стоит самовольно расширять этот список. Поэтому рассмотрим 10 законных способов уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

📌 Реклама Отключить

Полезные резервы

Фирма имеет право создавать резервы, предусмотренные главой 25 Налогового кодекса. Например, разрешается осуществлять расходы на формирование резервов по сомнительным долгам (ст. 266 НК), расходы в виде отчислений в резерв на предстоящую оплату отпусков работникам или на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет (подп. 24 ст. 255 НК), расходы под обесценение ценных бумаг (ст. 300 НК). Здесь оптимизация налогового бремени зависит от установленного учетной политикой способа признания доходов и расходов: кассового метода или метода начислений. В качестве основного метода, применяемого налогоплательщиками, главой 25 установлен метод начислений. Кассовый метод могут применять организации с суммами выручки, которая в течение четырех кварталов без учета НДС не превышала одного миллиона рублей за каждый квартал (п. 1 ст. 273 НК).

📌 Реклама Отключить

При использовании метода начислений доходы и расходы для целей налогообложения признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств (п. 1 ст. 271, п. 1 ст. 272 НК). Порядок формирования резервов обуславливает их включение в состав расходов текущего периода. В таком случае, используя метод начислений, фирма имеет возможность равномерно распределять свои затраты в течение налогового периода, что поможет сэкономить на авансовых платежах по налогу на прибыль.

Обратите внимание: такой способ, по сути, представляет возможность отсрочки платежа, а не уклонения от уплаты. Фирма в текущем периоде уменьшает налог на прибыль, а в следующем уплачивает и т. д.

Скидки непростые, а золотые Организация в качестве привлечения интереса к своей продукции или в качестве исполнения трюка «низкие цены» может предоставить покупателю скидку, также фирмы предоставляют скидки или премии как бонус за своевременную оплату товара. Расходы в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, можно принять в состав внереализационных расходов (подп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК).

📌 Реклама Отключить

«Выгодные» убытки

Не каждая организация может обойтись без убытков. Как их списать, куда и как при этом уменьшить налог на прибыль?

Налоговый кодекс дает по этому поводу объяснение в пункте 2 статьи 265. Так, например, к внереализационным расходам приравниваются потери в виде убытков прошлых налоговых периодов, выявленных в отчетном (налоговом) периоде (подп. 1 п. 2 ст. 265 НК).

С 2007 года Законом от 6 июня 2005 г. № 58-ФЗ снято ограничение по размеру суммы полученного в предыдущем налоговом периоде убытка, уменьшающего налоговую базу текущего налогового периода по налогу на прибыль организаций.

Убытки должны погашаться по сроку давности: сначала самые поздние, потом – более ранние. Перенос убытка на будущее возможен в течение десяти лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором он был получен (п. 2 ст. 283 НК).

📌 Реклама Отключить

Подобные «подарки» в новом году обойдутся государству недешево. Так, в заключении на проект Закона «О Федеральном бюджете на 2007 год» в части 8.1.6.4., представленном Счетной палатой Российской Федерации в письме от 8 сентября 2006 г. № 01-1196/15-10 сказано, что это приведет в 2007 году к сокращению доходов консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации на сумму 35,2 млрд. рублей. За всех заплатит государство, как говорится.

«Раздутая» аренда и эксплуатация

Излюбленный метод многих компаний – завышение затрат по аренде помещения, а также затрат, сопровождающих текущую деятельность организации. Цены на аренду офисов и помещений сейчас действительно не маленькие, поэтому и возникает подобная «оптимизация». Завысить можно и расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии. Такие затраты относятся к расходам, связанным с производством и реализацией (ст. 253 НК). Увеличить затраты можно по статье «вывоз мусора» или «уборка производственных помещений».

📌 Реклама Отключить

Приглашаем маркетолога

Если фирма планирует расширить сферу своей деятельности либо провести анализ стабильности своего положения, ей следует изучить ситуацию на рынке, потенциальных конкурентов, возможность возникновения рисков. Для этих целей можно воспользоваться консультационными услугами, а также услугами маркетолога.

Такие услуги принимаются в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, – «расходы на консультационные и иные аналогичные услуги» (подп. 15 п. 1 ст. 264 НК). Что касается маркетинговых исследований, то бухгалтер может списать их на расходы по текущему изучению (исследованию) конъюнктуры рынка, сбору информации. Следует заметить, что последние должны быть непосредственно связанны с производством и реализацией товаров (работ, услуг) (подп. 27 п. 1 ст. 264 НК). Иначе необоснованность занижения базы по налогу на прибыль вызовет подозрения налогового инспектора. При этом нужно доказать не только обоснованность таких затрат, а также их актуальность для фирмы в текущий период.

📌 Реклама Отключить

Есть ли у вас товарный знак?

Многие компании узнают «по лицу» их товарного знака, который является не только специфичным отличием от других фирм, но и «признаком узнаваемости» у покупателей.

Использовать его можно на продукции, визитках сотрудников, в рекламных целях. При этом расходы, связанные с использованием товарного знака, учитывают как периодические (текущие) платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации (подп. 37 п. 1 ст. 264 НК). Под эту статью расходов попадают также платежи за пользование правами, возникающими из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности.

Обратите внимание: фирма может учесть товарный знак как НМА, а после уменьшать налоговую базу на сумму текущих платежей только после регистрации товарного знака в порядке, установленном законодательством (п. 3 ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов»). Такое же требование предъявляет Минфин при учете фирмой расходов по покупке у иностранной компании неисключительных прав на программы для ЭВМ, ноухау и фирменное наименование по лицензионному соглашению (письмо Минфина от 17 ноября 2006 г. № 03-03-04/1/727). Фирма может включить в состав расходов такие затраты, если договор зарегистрирован в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатенте).

📌 Реклама Отключить

Так появляется возможность списания затрат на законных основаниях.

Не просто форма, а экономия

Статус фирмы отражает не только стабильное положение на рынке или конкурентоспособность продукции, но и внешний вид сотрудников. Покупатель более доверительно отнесется к той фирме, которая предложит себя красиво. Об этом стоит позаботиться, а также учесть тот факт, что затраты на форменную одежду принимаются в составе расходов на оплату труда (п. 5 ст. 255 НК).

Внимание: это условие выполняется, если форменная одежда и обмундирование выдаются сотруднику бесплатно или по пониженным ценам с переходом права собственности работнику.

Существуют конкретные условия, изложенные в письме Минфина от 1 ноября 2005 г. № 03-03-04/2/99. Чиновники считают, что реквизиты фирмы (логотип или товарный знак) должны непосредственно наноситься на униформу, а не на галстук или косынку, а также требуют обосновывать экономическую необходимость такой операции.

📌 Реклама Отключить

В трудовых договорах следует предусмотреть обязательное ношение формы и цель такого ношения. Так форменная одежда призвана отражать специфику предприятия и принадлежность сотрудника к конкретной фирме.

Ученье – свет, а не ученье – … налоги

Фирма может списать расходы на подготовку и переподготовку кадров в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией (п. 3 ст. 264 НК). Такое утверждение содержится и в письме Минфина России от 30 ноября 2006 г. № 03-03-04/2/252. Внимание: учесть расходы, связанные с повышением квалификации работников, как расходы на подготовку и переподготовку кадров, можно, если с сотрудниками заключен трудовой договор.

Направлять сотрудников разрешается в российские образовательные учреждения, имеющими соответствующую лицензию, либо в иностранные образовательные учреждения положенного статуса.

📌 Реклама Отключить

Амортизацию – в расходы

Бухгалтер имеет право списать расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, включая суммы недоначисленной амортизации, расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества в составе внереализационных расходов в том отчетном периоде, в котором произошла ликвидация (письмо Минфина от 17 января 2006 г. № 03-03-04/1/27). Стоимость материалов, оставшихся от списания основного средства, также можно включить в налоговые расходы. Их стоимость будет равна сумме налога на прибыль, исчисленного с рыночной цены.

Налоги по плану

Налоговое планирование организации основывается на трех подходах к минимизации налоговых платежей:

  • использование льгот при уплате налогов;
  • разработка грамотной учетной политики;
  • контроль за сроками уплаты налогов (использование налогового календаря).

Однако прежде чем выбрать тот или иной способ учета, организации необходимо обосновать свой выбор с помощью расчетов налогов, величина которых зависит от альтернативного способа учета, и убедиться в правильности сделанного выбора. Это поможет фирме избежать проблем с налоговыми инспекторами.

📌 Реклама Отключить внимание

Как известно, существуют скидки, связанные с пересмотром цены товара, и скидки, не связанные с изменением цены товара (письмо Минфина от 15 сентября 2005 г. № 03-03-04/1/190). Из письма Минфина России от 20 декабря 2006 г. № 03-03-04/1/847 следует, что организация-продавец должна произвести пересмотр суммы задолженности покупателя по договору купли-продажи при предоставлении скидки или премии без изменения цены единицы товара.

Внимание: покупатель в этом случае освобождается от имущественной обязанности оплатить приобретенные ценности в размере установленного в договоре процента от общей суммы проданных ему товаров, то есть полученная скидка или премия рассматривается как безвозмездно полученное имущество (письмо Минфина от 20 декабря 2006 г. № 03-03-04/1/847). На эту сумму фирма-продавец уменьшает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

внимание 📌 Реклама Отключить

«Судьи отметили по поводу обоснованности претензии налоговиков следующее: налоговая выгода правомерна, а декларация и отчетность фирмы – достоверны, пока налоговая не докажет иное, – комментирует Алексей Беклемишев, директор аудиторской фирмы «Финстатус». – При этом под налоговой выгодой понимается использование налоговой льготы, вычета по налогу или иное уменьшение размера налога, а также возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета. Под такое широкое определение налоговой выгоды подпадает и включение затрат в расходы при исчислении налога на прибыль.

Чиновники должны как можно скорее понять, что ссылки на «недобросовестный» термин не примет суд, пока не будет конкретных доказательств. Недостаточно указать на наличие большого числа странных на первый взгляд, бизнес-ходов – необходимо обосновать, что в целом в результате таких ходов государство потеряло часть налогов, а у фирмы возникла налоговая выгода. Таким образом, основное бремя доказывания возлагается на инспектора – он обязан доказать основания для принятия своих решений.

📌 Реклама Отключить

Организация не должна, но вправе представить доказательства своей правоты». (Постановление ВАС от 12 октября 2006г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»).

&nbspНа чем нас могут поймать

Как определяют наши налоги: на глаз, на слух, на стук…

Что нам грозит, если заплатим налоги не полностью или не заплатим вовсе? А если не подадим или опоздаем подать декларацию о доходах? Отслеживается это и ловится ли? Что и откуда могут узнать, наконец, о наших доходах и финансовом положениии? И, главное, чем нам все это грозит? С такими вопросами сталкивается, практически, каждый из нас. Тема, согласитесь очень большая, поэтому в этом номере мы разделили ее на две части: здесь — о том, как обстоят ваши дела в России, а об остальном — в рубрике «В белых штанах».
Декларация о доходах
Прежде, чем говорить о том, что грозит, нужно определить, какие же нарушения нам могут быть приписаны. Чаще других неправильно платят подоходный налог. Не потому, что порядок его уплаты сложнее других, а просто потому что платят его чаще других налогов.
Если необходимо, окончательные расчеты по подоходному налогу проходят после того, как год закончился: для этого в налоговую инспекцию по месту жительства нужно до 1 апреля следующего года подать декларацию о доходах. Но сначала о тех, кому ее подавать не надо.
Кому декларацию подавать не надо
Прежде всего тем, кто получает только такие доходы, которые не облагаются подоходным налогом (см. «Деньги» N 0). Не нужно беспокоиться о ней и в том случае, если вы получаете все ваши доходы по месту своей основной работы. Полученная сумма при этом никакого значения не имеет.
Ситуация несколько осложняется, если в течение года вы получаете доход из разных мест. Тогда придется точно подсчитать, сколько именно денег вы получили за год. Если сумму полученной зарплаты вы забыли, можно обратиться на место подработки — предприятия обязаны выдавать работникам по их просьбе справки о выплаченных суммах. Все прочие доходы надо учитывать самостоятельно — это вы обязаны делать по закону.
Если выяснится, что ваш совокупный доход не превысил предел, облагаемый 12 процентами — минимальной ставкой подоходного налога, декларацию подавать все еще не надо. В нынешнем году этот предел составляет 5 млн рублей. Вообще же конкретный размер этой суммы ежегодно устанавливает парламент.
Кому декларацию подавать надо
Если же ваш доход за год из различных источников превысил 5 млн хотя бы на один рубль, подача декларации уже обязательна. Тут уж будьте внимательны — в расчет берутся не реально получаемые, «чистые» деньги, а суммы начисленные — еще до налогообложения. Правда, суммы выплат в пенсионный фонд (1% от начисленной зарплаты), удерживаемые с вас предприятиями, в пятимиллионный лимит не входят. Понятно, что если вами заинтересовалась налоговая инспекция или полиция рассчитать искомые суммы им не составит труда.

Не учитываются при расчете этого лимита и так называемые «необлагаемые доходы». Например, суммы, полученные от продажи имущества (в пределах 50 среднегодовых размеров месячной оплаты труда — в этом году эта величина составляет 878 тыс. рублей) и особо дорогого имущества (в пределах 500 минимумов — 8 млн 780 тыс. рублей). О том, что относится к особо дорогому имуществу, мы подробно писали в «нулевом» номере журнала.
Однако, как и в любых правилах, при подаче декларации существуют исключения. Независимо от получаемой суммы (даже если это только два рубля) нужно подавать декларацию, если вы: являетесь предпринимателем без образования юридического лица, получаете доходы от физических лиц (которые, естественно, подоходный налог с вас не удерживают) в России или из-за рубежа — независимо от того, как они получены — от граждан или фирм.
Кстати, об исключениях.
Если вы вдруг решили заняться предпринимательской деятельностью или сдать свою квартиру, то через месяц и еще пять дней вы обязаны подать еще одну декларацию, в которой нужно будет указать размер полученного за прошедший месяц и ожидаемого до конца года дохода.
Что вам грозит, если вы не стали подавать декларацию?
Кто и как сможет определить, что вы не заплатили налог? Из различных предприятий в налоговую инспекцию могут поступить сведения о полученных вами доходах. В этом случае инспекция может предложить вам сообщить где и сколько денег вы получили.
Как в этой ситуации поступить? Если выяснится, что вы все-таки должны были подать декларацию, можно тут же ее составить и передать налоговому инспектору.
Поскольку при этом нарушение налогового законодательства уже произошло, придется уплатить штраф за несвоевременное представление документов. Но санкции (10% от недоплаченных сумм) вам грозят только в том случае, если недоплачен сам налог. Его, разумеется, придется тоже уплатить.
Надо учесть, что налоговая инспекция не вправе самостоятельно заставить заплатить вас штраф и налог. Если вы будете сопротивляться, дело перейдет в суд. Но его решение наверняка будет не в вашу пользу.
Помимо финансовой (налоговой) ответственности вы несете еще и административную ответственность (в том числе и за неподачу декларации о предполагаемых доходах).
На первый раз уклонение от подачи декларации (или ее несвоевременную подачу) грозит вам штрафом в размере от двух до пяти минимальных размеров оплаты труда (на сегодня от 41 тыс. до 102 тыс. 500 рублей) плюс налог. Занижение в декларации суммы реально полученного дохода карается таким же штрафом.
Причем этот штраф налоговая инспекция налагает самостоятельно, без обращения в суд. Правда, для подобных санкций установлен весьма короткий срок давности — не более двух месяцев со дня обнаружения инспекцией правонарушения.
Если штраф вам выписан позже этого срока, либо если соответствующее предписание подписано кем-либо кроме начальника налоговой инспекции или его заместителя, штраф можно не платить — и ничего за это не будет.
Уголовная ответственность
Повторение такого же налогового нарушения в течение года после административного взыскания позволяет применить к вам уже уголовную ответственность.
Статья 162-1 Уголовного кодекса Российской Федерации. (Уклонение от подачи декларации о доходах.)
Уклонение от подачи декларации о доходах от занятия кустарно-ремесленным промыслом, другой индивидуальной трудовой деятельностью либо об иных доходах, облагаемых подоходным налогом, и в других случаях, когда подача декларации предусмотрена законодательством, либо несвоевременная подача декларации или включение в нее заведомо искаженных данных, если эти действия совершены после наложения административного взыскания за такие нарушения, — наказывается исправительными работами на срок до двух лет, или штрафом от двух до десяти минимальных месячных размеров оплаты труда.
Два минимума сегодня — это 41 тыс. рублей, а десять — 205 тыс. рублей. Исправительные работы не связаны с лишением свободы и заключаются в принудительном труде либо по месту работы, либо в ином месте (но в пределах местожительства). При этом от 5% до 20% заработка пойдет в доход государства. Лишь при злостном уклонении от исправительных работ неотбытый срок может быть заменен лишением свободы.
Привлечь к уголовной ответственности можно только в том случае, если со дня совершения таких преступлений прошло не более трех лет. Скрываться от следствия при этом бессмысленно — течение срока давности на это время будет приостановлено.
Что касается других налогов (кроме подоходного), то никакой собственной инициативы при их уплате (например, подачи деклараций) вы проявлять не должны. Уплата таких налогов осуществляется исключительно на основании предписаний налоговых органов и ответственность граждане несут только за их неуплату.
Сокрытие дохода
Предположим, что вы подали декларацию, в которой не указали часть своих доходов. Например, сдали квартиру за N-ную сумму, а сказать о ней налоговым органам «забыли».
Если налоговая инспекция (или, что вероятнее, полиция) все-же узнает об этом, санкции будут весьма жесткими.
Во-первых, с вас будет в судебном порядке взыскана вся сумма сокрытого дохода, штраф в том же размере плюс сам налог.
Во-вторых, по этому факту может быть возбуждено уголовное дело. Правда, лишь при сокрытии дохода, сумма налога с которого превысит 50 минимальных зарплат (сейчас 1,025 млн рублей). На сегодня для этого надо сокрыть доходов на сумму не менее 7 млн 125 тыс. рублей.
Статья 162-2 Уголовного кодекса Российской Федерации. Сокрытие доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения
Сокрытие полученных доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения в крупных размерах —
наказывается штрафом в сумме до трехсот пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством.
Сокрытие полученных доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения в особо крупных размерах либо лицом, ранее совершившим преступление, предусмотренное данной статьей, —
наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с конфискацией имущества или без таковой либо штрафом в сумме от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством.
Особо крупными считаются доходы, сумма налога с которых превышает 1000 минимальных зарплат (20,5 млн рублей). На сегодняшний день для того, чтобы «сесть» надо сокрыть как минимум 63 млн рублей (либо уже иметь судимость за сокрытие дохода).

За сокрытие дохода в крупных размерах штраф составляет на сегодня до 7 млн 175 тыс. рублей, а в особо крупных — от 6,15 млн до 10,25 млн рублей.
Если в суде выяснится, что сокрытие дохода произошло умышленно (а не по неосторожности — ведь о доходе можно и просто забыть), то за это вам придется уплатить сумму, в пять раз превышающую сокрытый доход. Если на все эти штрафы денег не хватит, взыскание может быть обращено и на имущество.
Занижение дохода
Может случиться и так, что доход вы не сокрыли целиком, а лишь занизили. Указали в декларации, например, доход от сдачи квартиры в аренду, но несколько меньше реального. В этом случае налог придется доплатить, внести штраф в двухкратном размере суммы занижения.
Уголовной ответственности за занижение дохода не предусмотрено. Однако это не позволит ее полностью избежать. Занижение дохода будет автоматически означать включение в декларацию заведомо ложных данных, что карается штрафом или исправительными работами (при условии, что за год до этого вы получили за такое же нарушение административное взыскание).
В отношении всех иных налогов, взимаемых с граждан (за исключением индивидуальных предпринимателей), никакой ответственности за сокрытие или занижение объекта налогообложения вы не несете.
Неуплата налога и просрочка уплаты
То, что вы добросовестно сообщили налоговым органам о своих доходах, практически освобождает вас от самых серьезных видов ответственности. За неуплату налога (не только подоходного, но и любого другого) может взиматься только пеня.
Как мы уже писали, в большинстве случаев подоходный налог за вас исчислят, удержат и перечислят в бюджет другие — предприятия, учреждения, организации и индивидуальные предприниматели.
Но если выяснится, что по совокупности часть ваших налогов подлежит обложению по более высокой ставке, доплачивать налог вам придется самостоятельно. Это правило не распространяется на тех, кто все свои доходы получает на одном предприятии.
Как рассчитаться с бюджетом
Доплатить налог можно до 15 июля следующего за отчетным года. За каждый день просрочки (включая 15 июля и день уплаты) будет начислена пеня — 0,7% от недоплаченных сумм налога. В будущем размер пени, по имеющимся сведениям, будет пересмотрен в сторону снижения.
Для тех, кто должен обязательно подавать декларацию (напомним, это граждане, получающие доходы от предпринимательской деятельности, от граждан и из-за рубежа), срок внесения налога несколько отличается. Они в течение года платят авансовые взносы в размере трети от предполагаемого дохода трижды — 15 июля, 15 августа и 15 ноября. За неуплату налога в эти сроки также начисляется пеня.
Сроки же окончательного расчета, как и у всех, — до 15 июля следующего года — на основании данных о фактическом доходе за год, указанных в декларации.
Если в течение года выясняется, что сумма дохода будет гораздо меньшей «предполагавшейся», можно пересчитать причитающиеся авансовые платежи. Кстати, в декларации о предполагаемых доходах можно указать и любые, самые незначительные суммы — за занижение предполагаемых доходов штрафов не предусмотрено.
Все остальные налоги, как уже отмечалось, платятся на основании платежных извещений налоговых органов и в указанные в них сроки. Исключение составляет разве что налог с владельцев транспортных средств: его нужно платить в сроки, установленные властями субъектов федерации. В Москве Санкт-Петербурге он должен быть уплачен до 1 августа текущего года без специальных дополнительных напоминаний. Иначе вам будет начислена пеня.
Особым образом платится еще один налог — госпошлина. Ее можно вообще не платить — вы просто не получите того, к чему стремитесь: например, без ее уплаты вам не выдадут загранпаспорт, а суд не примет ваш иск к рассмотрению.
Исключениями могут быть и налоги, вводимые местными органами власти. Пока они могут вводить любые налоги с любыми порядками уплаты, но, вероятно, уже в следующем году их самостоятельность будет значительно ограничена парламентом.
Откуда могут получить информацию о вас
Способов получения информации у налоговых органов множество — от тривиальных и широко известных до специально используемых налоговой полицией (как и любой специальной службой).
Обычно информация о ваших доходах поступает в налоговую инспекцию от предприятий, которые обязаны сообщать обо всех официально выплачиваемых работникам суммах.
Узнать о других доходах налоговые органы могут разными, подчас совершенно неожиданными, способами. Например о том, за сколько вы сдаете свою квартиру, данные могут быть получены как от вашего квартиросъемщика (ему может не понравиться ваша квартира, вы сами или цена, которую вы назначили); от риэлторской фирмы, помощью которой вы воспользовались для сдачи квартиры.
А может быть и так. В Москве налоговая полиция проверяла представительство одной японской фирмы, которая арендовала для офиса большую квартиру. Выяснилось, что японцы списывают на затраты значительные суммы арендной платы. В обоснование этих расходов они предъявили договор с хозяином квартиры. Понятно, что хозяину пришлось иметь большие неприятности, а точнее — доплачивать государству 22 миллиона рублей.
Источником информации для налоговых органов могут стать и ваши «доброжелатели», по тем или иным причинам не питающие к вашим доходам теплых чувств. Тем более, что по закону они могут получить до 10% от полученных с вас сумм налога.
Решение не подписывать никаких документов для того, чтобы не афишировать доходы, не всегда спасает вас от уплаты налогов. На этот случай у полиции существует множество оперативных методов работы. Например, опрос свидетелей, скрытые фото- и видеосъемки или аудиозапись с использованием направленных микрофонов.
При открытии рублевого счета банки не требуют от вкладчика справки из налоговой инспекции. Правда, открыть тайну частного счета банкиры должны по требованию инспекции, подозревающей вкладчика в неуплате налогов. Однако в большинстве случаев инспекция и не догадывается, где вкладчик держит счет — банк не обязан информировать налоговиков о своих рублевых счетах.
Валюту в России спрятать труднее. Для открытия валютного счета требуется разрешение налоговой инспекции (это в соответствии с ее же — инспекции — распоряжением). Многие крупные банки без такого разрешения счет не откроют. Однако банки, в принципе, подчиняются ЦБ, а не инспекции. А ЦБ от них ничего подобного не требует. Поэтому многие банкиры к справке из налоговой инспекции относятся с полным равнодушием. Счет откроют и без нее. Сам банк в налоговую инспекцию «стучать» не имеет права (по закону «О банках…»).

Это, что называется «по правилам». Но в жизни все гораздо сложнее, а точнее проще, если речь идет о том, как «расколоть» ваш счет. Ни для кого не секрет, что банки периодически увольняют своих операционистов именно по причине раскрытия ими тайны вкладов. Такие увольнения обычно не афишируются, а уголовных дел не возбуждают, поскольку сами банки не заинтересованы в подобной «рекламе». Если вспомнить о десятипроцентном вознаграждении «стукачу» от ваших сумм, становится понятным, что его услугами могут воспользоваться не только ваши недоброжелатели, но и налоговая инспекция (причем не только в случаях с банками).

Ответственность за издание правовых актов, признанных судом незаконными

УДК 342.56

Страницы в журнале: 90-95

И.Ю. Синдеева,

кандидат юридических наук, преподаватель кафедры РАНХиГС при Президенте РФ Россия, Москва sindeeva@migsu.ru

И.О. Воробьева,

Председатель Десятого арбитражного апелляционного суда, Россия, Москва 10aas.info@arbitr.ru

Е.В. Черникова,

доктор юридических наук, кандидат экономических наук, зав. кафедрой правового обеспечения экономики и финансов РАНХиГС при Президенте РФ, судья Десятого арбитражного пелляционного суда Россия, Москва ec8064@mail.ru

Обосновывается необходимость усиления ответственности органов исполнительной власти, местного самоуправления, должностных лиц за издание незаконных актов, принятие решений и совершение действий (бездействия). Анализируется судебная практика, предлагаются меры по предотвращению нарушений закона государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами при издании правовых актов, по защите интересов лиц, чьи права нарушены незаконным актом.

Ключевые слова: административное производство, арбитражный суд, должностное лицо, ответственность, подведомственность дел, правовой акт, суд.

В Российской Федерации до сих ïîð отсутствует закон, дающий определение нормативного правового акта и устанавливающий требования к правовому акту, к нормативному правовому акту. В правовой литературе существует множество определений правовой нормы, нормативного правового акта. При этом все авторы обращают внимание на публичный характер нормативного правового акта, принятие его правомочным органом, неоднократное применение, юридические последствия для неопределенного круга лиц.

И.Н. Барциц и С.В. Бошно определяют нормативный правовой акт как письменный документ, принятый управомоченным субъектом права (государственным органом, органом местного самоуправления, институтами прямой демократии), имеющий официальный характер и обязательную силу, выражающий властные веления и направленный на регулирование общественных отношений .

Если нормативные правовые акты содержат нормы права, то индивидуальные правовые акты — не что иное как акты применения правовых норм . Они устанавливают, изменяют права и обязанности конкретных лиц, регулируют конкретные отношения. Из формулировки понятия правового акта следует, что основным требованием к нему является законность. Закону должна соответствовать и процедура его издания, и форма, и содержание. Это требование вытекает даже из его названия — «правовой акт». Понятие «неправовой акт» нелепо. Однако и органы исполнительной власти, и органы местного самоуправления регулярно издают именно неправовые акты.

В 2011 году арбитражные суды рассмотрели 1356 дел об оспаривании нормативных правовых актов, из них удовлетворено 321 заявление, что составляет 23,7 % от количества рассмотренных дел данной категории. В 2012 году арбитражными судами удовлетворено 27,1% таких заявлений, в 2013 году —26,5% заявлений. Следовательно, из года в год более 25% оспариваемых нормативных правовых актов признаются судом недействующими.

В 2011 году арбитражные суды рассмотрели 82 957 дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, из них удовлетворено 39 589 заявлений, т. е. 47,7% от количества рассмотренных дел данной категории. В 2012 году арбитражными судами удовлетворено 52,6% таких заявлений; в 2013 году из 108 987 рассмотренных дел удовлетворено 60 790 заявлений, что составляет 55,8% . Таким образом, более половины из обжалуемых ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления ежегодно признаются арбитражным судом незаконными.

В 2011 году было рассмотрено 45 920 дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, из них удовлетворено 23 959 заявлений (52,2 %), в 2012 году удовлетворено 51,6% таких заявлений; в 2013 году рассмотрено 68 760 дел, из которых удовлетворено 33 462 заявления (48,7%).

При этом очень большое количество незаконных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления не оспаривается по различным причинам, т. е. даже приведенные данные судебной статистики не отражают всей картины бедствия.

При этом статистика нарушения прав граждан при принятии правовых актов, решений, совершении действий (бездействия) государственными органами, органами местного самоуправления менее доступна для широкого круга лиц, хотя суды такой учет ведут и ежедневно признают незаконными действия должностных лиц, бездействие должностных лиц в виде непредставления документов, невыдачи разрешений и пр., признают недействительными и недействующими постановления глав администраций.

Многие юристы имеют богатый опыт в сфере защиты прав граждан, пострадавших в результате принятия неправомерных актов, решений, совершения незаконных действий (бездействия) государственными органами, органами местного самоуправления. При этом граждане, особенно те, кто не имеет возможности пригласить адвоката, оспаривают в суде далеко не все случаи нарушения своих прав. В статьях 249 Гражданского процессуального кодекса РФ и 251 Арбитражного процессуального кодекса РФ указано, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному акту, законности принятия оспариваемого решения возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые акт, решение или совершили действие (бездействие). Однако заявитель обязан указать именно те права и свободы, которые нарушены оспариваемым актом, и обосновать свои требования. При этом даже представитель юридического лица не всегда может исчерпывающе, грамотно и убедительно ответить на вопросы, возникающие в судебном заседании, и отстоять свою позицию. Нередко при оспаривании акта, принятого органом исполнительной власти (Росприроднадзором, Ростехнадзором, Роспотребнадзором и др.), требуются специальные познания, которых заявитель не имеет. В то же время представитель органа исполнительной власти, напротив, обладает такими знаниями в силу своей профессиональной деятельности.

Как известно, безвозмездное участие адвоката в рассмотрении дела по назначению суда предусмотрено ст. 50 ГПК РФ, ст. 15 Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», Федеральным законом от 31.05. 2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Учитывая общественное значение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, полагаем, следует законодательно закрепить право получения гражданами бесплатной юридической помощи при представлении их интересов в суде по таким делам. При реализации этих намерений, вероятно, возникнут проблемы: участниками государственной системы бесплатной юридической помощи являются, в первую очередь, органы государственной власти и подведомственные им учреждения, т. е. те лица, чьи акты и действия (бездействие) будут оспариваться. Граждане могут недоверчиво отнестись к юристам, оказывающим бесплатную юридическую помощь при обжаловании актов государственных органов, органов местного самоуправления, и в случае отказа судом в удовлетворении заявления несправедливо обвинять юристов в некомпетентности, зависимости от органа государственной власти.

Видимо, следует рассмотреть возможность назначения судом адвоката для участия в делах этой категории и по возможности облегчить, упростить процедуру получения им вознаграждения из бюджета за оказанную юридическую помощь. В настоящее время в ряде регионов получение вознаграждения затруднено тем, что адвокат должен представить копии клиентских соглашений, а это может расцениваться как нарушение адвокатской тайны.

До сих пор нет полной ясности в вопросе подведомственности дел об оспаривании правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Даже суды не всегда могут определить, затрагивает ли акт права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности , подлежит ли спор рассмотрению в арбитражном суде.

Заявители — юридические лица или индивидуальные предприниматели нередко оказываются в юридическом тупике: добиваясь рассмотрения дела об оспаривании акта государственного органа в арбитражном суде, они утрачивают возможность рассмотрения дела в суде общей юрисдикции. Особенно часто такая ситуация складывается при оспаривании постановлений государственной инспекции труда. Арбитражные суды прекращают производство по делу, полагая, что заявитель в этом случае привлекается к административной ответственности как работодатель, а не как субъект предпринимательской деятельности. Заявитель тем временем пропускает срок обращения в суд общей юрисдикции и утрачивает саму возможность рассмотрения дела.

Иногда заявитель, получив постановление о прекращении дела, считает, что в суде он ничего не добьется, и не обращается больше никуда. При этом арбитражные суды принимают и рассматривают заявления об оспаривании других решений того же органа — государственной инспекции труда, где заявитель выступает работодателем .

Показателен пример, когда заявитель — юридическое лицо обратился в суд общей юрисдикции с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной инспекции труда в Краснодарском крае о привлечении его к административной ответственности. Производство по делу было прекращено, а заявителю определением суда было разъяснено, что ему «следует обратиться для рассмотрения дела в административном порядке». Видимо, имелся в виду досудебный порядок оспаривания акта. Но закон не запрещает обращаться в суд, не подавая жалобы в вышестоящие административные органы. Тогда заявитель обратился в Арбитражный суд Краснодарского края, который также прекратил производство по делу, полагая, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражных судах . Больше заявитель никуда обращаться не стал.

Таким образом, даже опытные юристы и судьи испытывают затруднения при разрешении вопроса о подведомственности таких дел. Суды в соответствии с АПК РФ, ГПК РФ прекращают производство по делу и не передают материалы дела в компетентный орган по подведомственности, как указано в ст. 29.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Это — еще один довод в пользу необходимости создания административных судов. Полагаем, сейчас выработать единообразную практику определения подведомственности дел должна Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ.

Но после рассмотрения дела судом, признавшим решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления незаконными, понес ли кто-либо ответственность за незаконные действия? Пострадал ли кто-то, кроме заявителя, в этой ситуации? Как решение суда повлияло на административные отношения, участниками которых, в сущности, являемся все мы?

Не умаляя значения решения суда по частноправовому вопросу, заметим, что правосудное решение по делам из публичных отношений влияет на жизнь большого количества людей. Незаконный правовой акт наносит вред не только заявителю. Его признание судом недействующим, недействительным может и должно предотвращать принятие аналогичных незаконных правовых актов, но этого в большинстве случаев не происходит, а решения суда практически никак не отражаются на служебном положении виновных в нарушениях закона должностных лиц.

Ныне недействующие АПК РФ 1992 года и АПК РФ 1995 года предусматривали возможность вынесения судом частного определения в случае выявления при рассмотрении спора нарушения законов и иных нормативных актов в деятельности организации, государственного органа, органа местного самоуправления, должностного лица. Действующий АПК РФ 2002 года вынесения частного определения судом не предусматривает. При этом ст. 226 ГПК РФ предоставляет суду право вынесения такого частного определения.

Следовательно, арбитражный суд, в отличие от суда общей юрисдикции, установив, что оспариваемый акт или порядок его принятия не соответствует закону, частного определения в адрес соответствующих организаций, государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц вынести не может. Поэтому руководитель должностного лица, виновного в принятии незаконного акта, совершении действия (бездействия), и вышестоящий орган так и не узнают о признании арбитражным судом акта недействительным, а если и узнают, то виновный в принятии этого незаконного акта к ответственности привлечен не будет.

Есть государственные органы, должностные лица, систематически принимающие незаконные акты, совершающие незаконные действия, причем в случаях, когда имеется вступившее в законную силу решение суда по аналогичным отношениям. Зачастую издание незаконного акта вызвано отнюдь не сложностью разрешаемой проблемы, правовыми коллизиями или неурегулированнîстью законодательством определенного вида отношений. Причины этого явления могут быть самые разные: от некомпетентности должностных лиц, их ошибок, ложно понимаемых интересов службы до злоупотреблений.

С целью обучения государственных и муниципальных служащих проводятся семинары, организуются всевозможные курсы повышения квалификации. Однако, судя по тому, что арбитражные суды на протяжении ряда лет удовлетворяют более половины заявлений об обжаловании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и около 30% заявлений об оспаривании нормативных правовых актов, принимаемых мер явно недостаточно.

Гражданин, не будучи виновным, соблюдая требования закона, оплачивая налоги, вынужден еще и добиваться отмены очевидно незаконного постановления о назначении ему наказания, для чего требуются специальные познания, обращение к адвокату, ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обжалование, так как такие постановления обычно приходят по почте спустя месяц после их вынесения. Постановления отменяют, но извинений никто не приносит. Создается впечатление, что лица, принимающие такие акты, считают их незначительными записками, направляемыми органом исполнительной власти для развлечения тому, кому они хотят. А пострадавшие граждане безмолвствуют, часто радуясь, что в результате длительных хлопот удается все-таки отменить заведомо незаконное постановление.

Как быть в такой ситуации? Активнее надо применять депремирование виновных должностных лиц. С этой целью в соответствующих положениях о премировании государственных и муниципальных служащих в качестве основания для лишения премии следует предусмотреть подготовку и издание актов, решений и совершение действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, признанных судом незаконными. Необходимо разработать и принять федеральный закон об административном производстве, административной процедуре, регламентирующий эту процедуру, дающий понятие административного акта, определяющий требования к нему.

Но этого недостаточно. Представляется, что граждане и юридические лица не должны оставлять без внимания незаконные акты государственных органов, органов местного самоуправления, от которых они пострадали. Если доводить эти факты до сведения руководства органа, должностного лица, издавшего незаконный акт, принявшего незаконное решение, добиваться извинения и даже реабилитации, не боясь прослыть жалобщиком и скандалистом, незаконных актов и решений станет, полагаем, меньше.

Хочется также напомнить, что при обучении государственному и муниципальному управлению студентам, слушателям преподают специальные дисциплины. Ведь публичное право состоит из писаных и неписаных правил. Например, в параграфе 35 Закона об административном производстве Германии указано, что административный акт — мера, принимаемая административным органом в сфере публичного права для урегулирования единичного случая внешним воздействием . Следовательно, нельзя забывать, что административная деятельность — это услуга, предоставляемая гражданину и уже оплаченная его налогами, поэтому доброжелательность и ответственность при оказании этой услуги — главное требование к государственной и муниципальной администрации.

Список литературы

1. Административно-процессуальное право Германии: Закон об административном производстве; Закон об административно-судебном процессе; Законодательство об исполнении административных решений / пер. с нем. М.: Волтерс-Клувер, 2007.

2. Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России: учеб. М.: Зерцало-М, 2012.

4. Барциц И.Н., Бошно С.В. Источники служебного права: учеб. М.: РАГС, 2007.

5. Гришковец А.А. Дисквалификация государственных гражданских служащих // Административное и муниципальное право. 2013. № 12.

6. Постатейный комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации / под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2013.

7. Николаева Т.А. Рассмотрение арбитражными судами дел об оспаривании нормативных актов // Эффективное государственное и муниципальное управление как фактор социально-экономического развития России: сб. ст. междунар. науч.-практ. конференции МИГСУ РАНХиГС. М.: Проспект, 2014.

8. Определение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.02.2010 по делу № А32-2195/2010-4/87-23аж.

10. Постановление ФАС Московского округа от 17.06.2014 № Ф05-12101/2012 по делу № А41-43621/13; постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.09.2013 по делу № А45-28044/12.

11. Справка о рассмотрении арбитражными судами дел, возникающих из административных и иных публичных отношений. URL: http://www.arbit.ru

12. Черникова Е.В. Проблемы развития административной юстиции и административного производства в современной России // Эффективное государственное и муниципальное управление как фактор социально-экономического развития России: сб. ст. междунар. науч.-практ. конференции МИГСУ РАНХиГС. М.: Проспект, 2014.

13. Энциклопедия государственного управления в России. Т. 4. ч.1 / под ред. В.К. Егорова. М.: РАГС, 2008.

В российском законодательстве существует несколько статей в НК РФ и УК РФ, которые регламентируют правонарушения, подпадающие под определение «сокрытие доходов». Рассмотрим более подробно, какие деяния имеют подобную квалификационную окраску и какие меры ответственности предусмотрены за их совершение.

Основные понятия

В правовой литературе сокрытием доходов от налогообложения считаются следующие факторы:

  • Увеличение объема финансовых средств, которые находятся в распоряжении физических и юридических лиц за счет искажения сведений, подаваемых в виде отчетов о полученных доходах, которые становятся основой для вычета налогов;
  • Предумышленное сокрытие полученных доходов и иных объектов, которые должны облагаться налогами.

Если говорить более конкретно, то под сокрытие доходов подпадают следующие деяния:

  • Осуществление предпринимательской деятельности без получения предварительного разрешения от государства.
  • Непредоставление налоговой декларации в отведенные для этого временные рамки.

Как и любое противоправное деяние, сокрытие налогов повлечет за собой определенную меру наказания для виновного лица. Какая она будет, зависит от множества факторов. Но в первую очередь от размера сокрытой денежной суммы.

Законодательная система за подобные правонарушения предусматривает следующие виды ответственности:

Читайте: Чем опасно незаконное обналичивание денег через ИП или ООО, и каковы последствия такого деяния?

  • Административная;
  • Уголовная.

В качестве субъектов рассматриваемых противоправных действий могут выступать любые лица, которые подвергаются налогообложению. Т.е. это будут организации и физические лица, которых НК РФ признает в качестве налогоплательщиков. При этом необходимо учитывать, что по российским законам к уголовной ответственности привлечь юридическое лицо не получится. Поэтому, если речь идет об организации, а деяние рассматривается в рамках уголовного дела, то обвинение будет предъявлено одному или нескольким ответственным лицам (например, главному бухгалтеру и генеральному директору).

Ответственность за сокрытие доходов

Наиболее распространенным видом сокрытия доходов считается непредоставление налоговой декларации. Если посмотреть ст. 119 НК РФ, то становится понятным, что в этой части законодательство не делает различий между плательщиками. И для физических лиц, и для организаций наказание за непредоставление декларации будет одно – это штраф в размере 5 % от суммы, которая должна быть выплачена данным лицом в качестве налогов. Он взимается за каждый месяц просрочки, и не может составлять менее 1 тыс. руб. Такая штрафная санкция и расценивается в качестве наказания за сокрытие доходов.

Такое деяние как занижение налоговой базы также подпадает под рассматриваемые нарушения. Если в отчетности указаны неверные суммы, то это приведет к выплате штрафа в размере 20 % от невыплаченных налогов (но не меньше, чем 40 тыс. руб.). Если будет установлено, что указанные суммы были занижены не случайно, а преднамеренно, то размер штрафа возрастет до 40 %.

Уголовная ответственность

Читайте: Виды штрафных санкций для ООО

Если сокрытие осуществляется в размерах, определяемых законодательством, как крупные или особо крупные, то мера наказания по ним будет определяться уже с помощью УК РФ. Так, ст. 199.2 устанавливает, что за крупные суммы минимальным наказанием для ответственного лица станет штраф от 200 до 500 тыс. руб., а максимальным – лишение свободы на срок до 3 лет. Кроме того виновный может быть лишен права заниматься определенными видами деятельности также в течение 3 лет.

Если размер дохода определен как особо крупный, то за сокрытие его меры ужесточаются. Так, в качестве штрафа придется заплатить сумму от 500 тыс. до 2 млн. руб., а свободы лишить на срок до 7 лет.

Кроме того УК РФ устанавливает меру ответственности и за уклонение от социальных взносов во внебюджетные фонды, что также можно приравнять к сокрытию доходов. Ст.199.3 устанавливает, что, если такое деяние совершается в крупном размере физическим лицом, то ему придется выложить штраф в размере до 200 тыс. руб., реже в качестве меры наказания устанавливают исправительные работы (до 360 часов). За особо крупный размер сокрытия штраф возрастает до 300 тыс. руб., а в особых случаях гражданина могут лишить свободы на срок до года.

Если от уплаты в крупном размере уклоняется организация, то наказывают ответственное лицо, которому придется выплатить штраф в размере от 100 до 300 тыс. руб. В особых случаях его могут лишить свободы на срок до года. При особо крупном размере сокрытия на ответственное лицо будут наложены штрафные санкции в размере от 300 до 500 тыс. руб., а максимум лицо могут лишить свободы на срок до 4 лет.

Что повлияет

При вынесении решения о назначении наказания за сокрытие доходов учитываются множественные нюансы. Кроме самой схемы и общей суммы на меру ответственности повлияет наличие или отсутствие злого умысла.

Если лицо совершает данное противоправное деяние впервые даже в особо крупных размерах, то оно может не опасаться уголовного преследования, а отделается просто административным штрафом.

Плюс судья обязательно учтет, подвергалось ли виновное лицо угрозам и шантажу с целью совершения правонарушения, а также наличие тяжелых жизненных обстоятельств. В таких случаях, как правило, размер штрафных санкций сокращается вдвое.