Сотрудник

Трудовые отношения всегда привлекали к себе повышенное внимание как со стороны учёных, так и со стороны простых людей. Отличия работника от сотрудника, на первый взгляд, носят сугубо технический характер и ни в коей мере не влияют на правовое положение лица. Однако при более внимательном изучении вопроса определённая разница становится заметной.

Кто такие сотрудник и работник

Сотрудник – лицо, осуществляющее должностные обязанности совместно с кем-либо при выполнении поставленных задач. Данный труд может оплачиваться (научный сотрудник) либо быть безвозмездным (в редких случаях). Понятие по большей части является разговорным и в правовых актах не закреплено.

Работник – это субъект трудовых правоотношений, заключивший договор с нанимателем на условиях, определённых законодательством и локальными нормативными актами. Лицо обладает определёнными правами, а также кругом должностных обязанностей, несоблюдение которых влечёт дисциплинарную ответственность.

Разница между сотрудником и работником

В литературе и разговорной речи сотрудником называют далеко не каждом работника. Это в первую очередь относится к служащим государственных учреждений, а также учёным. Работник – это понятие сферы трудового права, обозначающее любое лицо, с которым заключён трудовой договор. Сотрудник – разговорное слово, которым в том числе обозначают тех людей, кто помогает организации на добровольных началах. Работник же всегда получает оплату за свой труд, минимальный размер которой установлен законодательством.

Отличие сотрудника от работника заключается в следующем:

  1. Объём. Понятие «сотрудник» является более широким, и в него входит и категория «работник».
  2. Легальность. Понятие «работник» закреплено в Трудовом кодексе, в то время как понятие «сотрудник» используется только в разговорной речи.
  3. Относительность. Работником называют любое лицо, выполняющее трудовые обязанности, сотрудником – субъекта правоотношений, который относится к определённому субъекту хозяйствования.
  4. Оплата. Работник всегда получает денежные средства за свой труд. Сотрудник может исполнять обязанности на добровольных началах либо за символическую плату.

Штат сотрудников основа успешного бизнеса

Основой работы компании, организации или предприятия является штат сотрудников. Именно от грамотного, обоснованного подбора работников будет зависеть успех или провал бизнес проекта. Кроме того, официальный штат компании определяет ее налоговый статус и основные расходы, связанные работниками и государством. Документальным отражением численности постоянных работников является штатное расписание. Однако этим документом не ограничивается численность возможных сотрудников компании, поскольку в него не входят временные и субподрядные работники.

Штат компании — кто входит в него по закону?

Штатный сотрудник — это работник по бессрочному трудовому договору, должность которого зафиксирована в штатном расписании фирмы. Другими словами штат предприятия состоит из определенного числа сотрудников (вакансий), которые являются постоянными. Работники, принимаемые по срочным договорам, сезонные, временные в штат организации не входят.

Обратите внимание! Варьирование численностью сотрудников, нанимаемых на время, по договорам аутсорсинга, аутстаффинга или лизинга является законным и дает возможность получить максимальную эффективность при минимизации затрат.

Трудовое законодательство обязывает работодателя нести социальные обязательства и риски в отношении постоянного штата работников. Численность коллектива напрямую влияет на вид налогообложения. Эта статья расходов наиболее чувствительна для крупных предприятий, где штат сотрудников линейного звена максимален.

Для прибыльного бизнеса сегодня ключевой задачей является приведение штата фирмы к оптимальной численности. Значимой стороной преобразований в штате компании является лояльность сотрудников к переменам. Противостояние работодателя и штатных сотрудников влечет непродуктивные расходы — компенсационные выплаты, оплату неэффективного труда. Избежать этого позволяет набор работников через кадровую компанию.

Аутсорсинг персонала и штат фирмы

Современные технологии рекрутинга персонала через кадровые компании позволяют привести штат сотрудников к тому идеальному состоянию, когда каждый человеко-час используется максимально эффективно.

Доступны следующие виды договоров:

  • Аутсорсинг персонала — передача деятельности отдельной структуры предприятия в управление аутсорсинговой компании. При таком сотрудничестве вы получаете необходимое количество работников, которые не входят в штат предприятия, но работают на вас.
  • Аутстаффинг — технология договорного сотрудничества, которая позволяет уменьшить штат вашей компании до необходимых пределов. При этом вы не теряете ни одного необходимого работника.
  • Лизинг — договорное сотрудничество на основе «аренды» работников вне штата.

Любая из форм сотрудничества с профессиональным кадровым агентством выгодна для бизнеса, поскольку позволяет удерживать штат компании в необходимых пределах и не испытывать дефицита кадров.

Внештатный сотрудник: оформление и отличие от других

Внештатные сотрудники требуются некоторым компаниям для того, чтобы выполнять некоторые работы, как правило, это задачи, появляющиеся время от времени. Но с такими сотрудниками также заключаются договора. Внештатный сотрудник может работать не в офисе, но обязательно находится на связи.

Какие права и обязанности есть у таких сотрудников?

Необходимо сделать небольшую оговорку, что в трудовом кодексе нет формы найма на работу вне штата. Именно поэтому, если с сотрудником был заключен договор, то у него такие же права и обязанности, как и у сотрудников, работающих в офисе. А вот на практике ситуация совершенно иная. Обычно внештатные сотрудники нужны в том случае, если по инструкции не предусматривается данная должность по штатному расписанию. Но это ни в коем случае с работника не снимает обязанностей, которые на него возложены по договору.

В чем преимущества и отрицательные моменты таких сотрудников

Разберем главные преимущества наличия сотрудников вне штата:

  1. Наличие таких сотрудников позволяет разгрузить бухгалтерию. И это вполне реально, если только компания не прибегает к аутстаффингу или сотрудничеству с индивидуальными предпринимателями.
  2. Возможно также снизить нагрузку на отдел кадров, причем если также не привлекать сотрудников с использованием аутстаффинга.
  3. Также прием таких сотрудников значительно экономит материальные средства. Работу таким сотрудникам оплачивают по факту выполнения.
  4. Можно арендовать гораздо меньше площади для размещения всех сотрудников. Таким работникам не обязательно предоставлять место для работы.
  5. Можно принять на работу несколько таких сотрудников, в их количестве работодателя не стесняют.

Но, как и в любой ситуации, у приема на работу внештатных сотрудников несет в себе и некоторые минусы:

  • Работодатель рискует тем, что работа такими сотрудниками может выполняться не очень качественно. И это связано с тем, что они не находятся постоянно в коллективе и не прикладывают усилий, относятся к работе халатно.
  • У таких сотрудников, как правило, отсутствуют бонусы и доплаты, а это тоже отрицательно сказывается на их мотивации и качество работы снижается.

Принимая таких сотрудников, конечно, можно сэкономить денежные средства, но также нужно понимать, что придется столкнутся с некоторыми трудностями. С такими сотрудниками нужно знать, как работать.

Есть ли перспектива у таких сотрудников?

Многих интересует в каких же областях могут работать внештатные сотрудники. Вообще абсолютно любая компания, независимо от рода деятельности, может принять внештатного сотрудника и даже не одного. Часто набирают внештатных сотрудников набирают компании и организации, которые работают в области маркетинга, IT- технологий, информационные. Онлайн-издания на сегодняшний день активно сотрудничают с внештатными авторами, принимают на работу внештатных маркетологов, промоутуров. Также востребованы внештатные бухгалтера и аудиторы. Но это не говорит о том, что если человек захочет устроится внештатным электриком, то его не примут. Работать таким образом может любой человек с любой специальностью.

Нельзя однозначно сказать насколько перспективно работать сотрудником вне штата. На самом деле все зависит от специальности. Если же человеку принципиально найти удобный график работы, чтобы больше времени уделять воспитанию детей или каким — либо другим важным вещам, то этот вариант является самым оптимальным. Конечно, любой специалист в не штата может стать постоянным сотрудником и осуществлять свою трудовую деятельность уже непосредственно в офисе компании, а может даже получить и любую руководящую должность. Ведь как правило, в любой организации предпочитают принимать на постоянную работу людей, которые проверены временем.

Но бывают и ситуации, когда руководство компании хочет сэкономить на сотрудниках вне штата. Для этого они принимают умных, ответственных специалистов, но без опыта работы и предлагают им заниженную ставку по оплате труда, но обещают, что со временем включат их в штат. И эта ситуации может длится на протяжении нескольких лет.

Поэтому устраиваясь внештатным сотрудником в любую компанию учтите, если сейчас платят небольшую зарплату, то и в дальнейшем могут не поднимать ее и не включить в постоянный штат.

Порядок оформления сотрудников вне штата

Этот вопрос самый сложный и щекотливый. Ведь работодателю не выгодно заключать трудовой договор с таким сотрудником, потому что ему придется платить зарплату, отпуск, больничные, вообще предоставить весь соцпакет. Именно поэтому с таким сотрудником заключают гражданско-правовой документ, в котором один является заказчиком, а другой подрядчиком. Вся особенность такого договора состоит в следующем:

  1. Нет четкой регулярности в оплате труда. Обычно таким сотрудникам оплачивают работу по факту выполнения. Но при этом подрядчик не подчиняется рабочему распорядку компании.
  2. Конечно, у подрядчика нет никаких социальных гарантий, но НДФЛ удерживают. Если человек заболел, то заказчик больничный ему оплачивать не будет, тоже самое с отпуском, ему придется просто идти отдыхать без содержания.
  3. Оплата страховых взносов в ПФР и ФФОМС.
  4. Заказчик является налоговым агентом, поэтому должен в обязательном порядке удерживать НДФЛ со всех без особых исключений. Если только договор был заключен с ИП, то налоги оплачивает ИП.
  5. Подрядчик же в таком договоре должен обратить особое внимание на возмещение ущерба, если работа будет выполнена в неполном объеме или же будет нанесен какой -либо ущерб компании. Этот пункт может повесить слишком много ответственности, что в последствии может обязать выплачивать подрядчика.
  6. Внимательно нужно изучить способы, размеры оплаты, сроки оплаты.
  7. Если работа с вязана с какими-либо рисками для здоровья подрядчика, то ему должны будут выплатить компенсацию на лечение.

В чем отличие сотрудников вне штата от штатных

Во-первых, сотрудники вне штата могут работать в не в офисе, у них может быть совершенно другой график работы, они не подчиняются трудовому регламенту компании.

Во — вторых, при оформлении на работу существует целый ряд юридических тонкостей, которых нет в обычном трудовом договоре.

В-третьих, у сотрудников вне штата не предполагается никаких социальных льгот.

Как принимать на работу таких сотрудников

Чтобы принять на работу таких сотрудников необходимо выполнить следующее:

  • Пригласить гражданина с определенным пакетом документов.
  • Подписать с ним договор.

Для устройства на работу сотруднику вне штата нужно предоставить следующие документы:

  • Паспорт или любой документ, который подтвердит личность гражданина.
  • Также необходимо предоставить документ, который подтверждает регистрацию и прописку на территории государства.

Обычно с внештатными сотрудниками заключают договор гражаднско-правовой. В этом документе имеется подразделение, которое называется соглашение подряда. Согласно ему, сотрудника приглашают для выполнения определенного объема работ. Также может быть договор на оказание услуг, согласно данному документу сотрудник оказывает четко прописанные услуги. В соглашении четко должны быть прописаны следующие пункты:

  1. Какие работы и в каком количестве должны быть выполнены, их особенность или же услуги, которые должны предоставляться.
  2. Обязательно четко прописываются сроки, которые отведены на выполнение работ
  3. Прописываются все обязанности такого сотрудника.
  4. Также должен присутствовать пункт прав и обязанностей обоих сторон.
  5. Прописывают размер оплаты и ее сроки, а также способ оплаты.
  6. Наличие особых условий, которые могут появится в процессе работы.
  7. Полные данные организации и точные сведения сотрудника.

Важно отметить, что данный документ может быть расторгнут заранее, но только если делается это не по причинам, имеющимся в самом документе. В документ могут быть внесены и другие пункты, но только если согласны обе стороны. Сотрудник должен обязательно внимательно изучить документ, ознакомится со всеми нюансами, если есть какие-то неточности и разногласия, то их необходимо решить до подписания документа, потому что потом придется выполнять или отвечать за не выполненную или не завершенную до конца работу согласно документу. Важным моментом в любой работе будь сотрудник внештатный или же работающий на постоянной основе выполнять ее добросовестно и качественно, тогда будет меньше разногласий и конфликтных ситуаций.

Штаты и структура предприятия — 718, 981.  
При планировании численности инженерно-технических работников, служащих и младшего обслуживающего персонала важное значение имеют типовые штаты — это предельно допустимый численный состав работников, установленный для предприятий одного и того же профиля, исходя из наиболее целесообразной организации их работы. В типовых штатах указываются структура предприятия, перечень должностей и численность работников по подразделениям.  

Типовые штаты — это предельно допустимый численный состав работников, установленный для предприятий одного и того же профиля исходя из наиболее целесообразной организации их работы. В типовых штатах указывается структура предприятий, перечень должностей и численность работников по подразделениям.  
Аудиторская служба не должна вмешиваться в оперативную, распорядительную и производственную деятельность должностных лиц предприятия. Штат и структура службы зависят от особенностей производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, объема, сложности и условий выполняемых работ. Руководитель предприятия обязан создать необходимые условия для работы аудиторской службы обеспечить помещение, выделить специалистов, обеспечить транспортом и др.  
В типовых штатах указана структура предприятий, перечень должностей и численность работников в подразделениях.  
Штат и структура службы зависят от особенностей финансово-хозяйственной деятельности предприятия, объема, сложности и условий осуществляемых контрольных процедур. Численность и оплата труда работников могут быть предусмотрены в штатном расписании.  
Аудиторская служба не должна вмешиваться в оперативную, распорядительную и производственную деятельность должностных лиц предприятия. Штат и структура службы зависят от особенностей производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, объема, сложности и условий выполняемых работ.  
В новых условиях планирования и экономического стимулирования предприятиям предоставляются более широкие права использования основных и оборотных фондов. Как уже говорилось, значительно сокращено количество плановых показателей, утверждаемых предприятию в централизованном порядке, в связи с чем резко возросла роль коллектива в разработке планов. Штаты, их структура, формы оплаты труда, показатели и размеры премирования также становятся компетенцией предприятия. Отменяется регистрация в финансовых органах штатов, окладов и смет административно-управленческих расходов. Увеличивается часть амортизационных отчислений, предоставляемая на капитальный ремонт основных фондов и приобретение нового оборудования. Предприятия получили право реализовать избыточное оборудование и другие средства производства.  

Кроме изобретений и технических рационализаторских предложений существуют предложения по улучшению организации хозяйства и управления. К ним относятся, например, предложения по улучшению документации, отчетности, движению производства, а также по упорядочению штатов, структуры предприятия, снабжения, сбыта. Действие основных нормативных правительственных актов в области изобретательства на них не распространяется.  
Предприятие возглавляется директором, организующим работу и несущим полную ответственность за его состояние и деятельность. Директор предприятия назначается и освобождается от должности руководством министерства, действует от имени предприятия, представляет его во всех учреждениях и организациях, распоряжается в соответствии с законом имуществом и средствами предприятия, заключает договоры. Директору предоставлено право утверждать и изменять структуру и штаты цехов и отделов заводоуправления в пределах установленного для предприятия плана по труду, устанавливать и изменять оклады работникам отделов и цехов, в пределах утвержденных должностных окладов и фонда средней заработной платы.  
Машиностроительные заводы относятся к наиболее сложным промышленным предприятиям, они различны по структуре, масштабам и типу производства располагают большим штатом управленческого персонала (что относится в первую очередь к крупным и средним предприятиям). Поэтому анализ данных об использовании этого персонала имеет большое значение.  
Планирование ресурсов, необходимых для реализации целей предприятия, осуществляется путем применения определенных процедур реализации этого процесса для укомплектования утвержденных штатов персонала. Планированию трудовых ресурсов предшествует определение и организационное проектирование конкретного бизнеса, в том числе разработка организационных планов, включая определение общей производственной структуры предприятия, его отделений и других подразделений, а также организационной структуры аппарата управления предприятием. Процесс планирования трудовых ресурсов, в свою очередь, включает три вида работ (технологических процессов) оценку наличных ресурсов, оценку (прогноз) будущих потребностей и разработку программы удовлетворения будущих потребностей.  
Должен знать нормативные и методические материалы по организации труда и управлению производством цели и стратегию предприятия экономику и организацию производства, труда и управления структуру и штаты предприятия порядок разработки программ и планов по совершенствованию организации труда содержание основных направлений организации труда и методы проведения научно исследовательских работ по этим направлениям методы определения экономической эффективности мероприятий по организации труда, оценки уровня организации труда, производства и управления передовой отечественный и зарубежный опыт в области совершенствования организации труда и управления производством организационную технику, средства механизации инженерного и управленческого труда основы технологии производства основы социологии, психологии и физиологии труда стандарты унифицированной системы организационно-распорядительной документации основы трудового законодательства средства вычислительной техники, коммуникаций и связи правила и нормы охраны труда.  
Должен знать законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы по подготовке и повышению квалификации кадров структуру и штаты предприятия, его профиль, специализацию и перспективы его развития кадровую политику и стратегию предприятия порядок составления планов подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, учебных пла-  
Должен знать законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы по вопросам подготовки и повышения квалификации кадров на производстве структуру и штаты предприятия, профиль, специализацию и перспективы его развития кадровую политику и стратегию предприятия основные технологические процессы производства продукции предприятия формы, виды и методы профессионального обучения порядок разработки планов подготовки, переподготовки и повышения-квалификации кадров, учебных планов и программ, другой учебно-методической документации порядок оформления договоров с учебными заведениями порядок составления смет затрат на подготовку и повышение квалификации кадров и оформления трудовых договоров (контрактов) с преподавателями и инструкторами прогрессивные формы, методы и средства обучения порядок финансирования затрат на обучение организацию работы по профориентации и профотбору систему оплаты труда преподавателей и инструкторов порядок ведения учета и составления отчетности по подготовке и повышению квалификации кадров основы педагогики, социологии и психологии основы экономики, организации производства, труда и управления трудовое законодательство правила и нормы охраны труда.  
Управление малыми строительными организациями (предприятиями) осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и самоуправления трудового коллектива. Единоначалие основывается на том, что организацией руководит директор, который назначается его учредителем. С директором заключается контракт, в котором определяются его права, обязанности и ответственность, а также условия материального обеспечения. Директор малой организации утверждает штат и определяет численность работников, устанавливает систему, размеры оплаты труда и другие виды доходов работников. Он самостоятельно решает все вопросы деятельности организации, распоряжается его имуществом и средствами, заключает договора, открывает расчетные счета в банках, принимает меры по материальному снабжению и решению других вопросов для обеспечения деятельности организации. Примерная структура управления малым строительным предприятием (организацией) приведена на рис. 15.2. Органом самоуправления является общее собрание, избирающее правление (совет).  
Требования, предъявляемые к организационной структуре простота формы, небольшой штат управления. Высший уровень организационной структуры управления предприятием должен быть немногочисленным, а сама организационная структура предприятия — простой и гибкой, легко приспосабливающейся к специфике логистической деятельности предприятия свобода и жесткость одновременно. В организационной структуре предприятия сочетаются централизация и децентрализация. Проявляется жесткость в отношении действительно важных дел, и предоставляется свобода в отношении всего остального. Самостоятельность распространяется вплоть до функциональных подразделений. Практикуется эффективное лидерство и делегирование прав и полномочий  

В мелких мастерских весь штат ремонтно-эксплуатационной службы может состоять из одного или двух слесарей-механиков. В крупных компаниях, где основные фонды достигают огромной суммы, обычно в ремонтно-эксплуатационной службе занято большое число рабочих различных Квалификаций и специальностей. Структура ремонтно-эксплуатационного Отдела зависит от вида производства, степени механизации и загрузки предприятия.  
РЕГИСТРАЦИЯ ШТАТОВ И СМЕТ административно-управленческих расходов — осуществляемый финансовыми органами предварительный контроль за соблюдением законодательства о порядке утверждения структуры, штатов и должностных окладов работников адм.-упр. аппарата и правильностью ассигнования средств на его содержание. Ежегодная регистрация штатов обязательна для всех государственных, кооперативных и общественных предприятий, учреждений и организаций. Их руководителям запрещено вводить в действие новые штатные расписания, а также изменения в действующих штатных расписаниях до их регистрации в финансовых органах. Учреждениям, предприятиям и организациям, не зарегистрировавшим в финансовых органах штатов и смет в установленный срок, учреждения банков прекращают выдачу средств на заработную плату. Фонд заработной платы регистрируется в составе сметы адм.-упр. расходов. По учреждениям, организациям и предприятиям, к-рым утверждается одна смета на адм.-упр. и производственные расходы, регистрируется лишь фонд заработной платы адм.-упр. персонала. Он принимается к регистрации в суммах, необходимых для выплаты должностных окладов работникам по штатному расписанию районных коэффициентов, процентных, персональных и др. надбавок к заработной плате заработной платы работникам, оплачиваемым сдельно вознаграждений за работу в нерабочие дни работникам учреждений, предприятий и организаций заработной платы работникам, замещающим уходящих в отпуск заведующих детскими яслями и садами. При регистрации проверяется законность установленных в штатном расписании должностных окладов и надбавок к ним, правильность исчисления фондов заработной платы. Наряду с фондом заработной платы работников штатного состава регистрируется фонд заработной платы работ-  
В новых условиях планирования и экономического стимулирования предприятиям предоставлены широкие права в использовании основных и оборотных фондов, самостоятельного решения многих экономических вопросов. Значительно сокращено число плановых показателей, утверждаемых предприятию в централизованном порядке, в связи с чем резко возросла роль коллектива предприятия в разработке планов. Штаты, их структура, формы оплаты труда, показатели и размеры премирования также стали компетенцией предприятия. Отменена регистрация штатов в финансовых органах, а также смет административно-управленческих расходов. Увеличена часть амортизационных отчислений, оставляемая в распоряжении предприятия. Предприятия получили право реализовывать избыточное оборудование и другие средства производства.  
Штаты ОКСа действующего предприятия утверждаются в порядке, установленном для утверждения структуры и штатов предприятия. Для предприятий, на которые распространяется Положение о социалистическом государственном производственном предприятии , структура и штаты утверждаются в порядке, им установленном. Указанным Положением, утвержденным пост. СМ СССР от 4 скт. 1965 г. № 731 (СП СССР, 1965, № 19—20, ст. 155), предусмотрено, что предприятие разрабатывает структуру и штаты предприятия применительно к типовым структурам и штатам, утвержденным вышестоящим органом в установленном порядке.  
При увольнении по сокращению численности или штата работников необходимо, чтобы такое сокращение было реальным и отвечало интересам производства. Условием увольнения работника должно быть отсутствие преимущественного права оставления на работе и отказ от предлагаемой ему другой работы. Сокращение численности или штата работников должно быть подтверждено новым штатным расписанием, планом по труду, изменением структуры предприятия.  
Штатное расписание — нормативный документ, определяющий для данного объединения, предприятия, организации структуру административно-управленческого аппарата (АУП), штаты и должностные оклады. В Ш. р. включаются должностные наименования, численность персонала и оклады по каждой должности.  
Дальнейшее упрощение структуры управления и сокращение штатов на холодильных предприятиях может быть достигнуто за счет объединения цехов компрессорного и ремонтного искусственного льда и сухого льда мороженого, вафельного и печатного технологического, расфасовки м са и масла и замораживания плодов и ягод. Совмещение должностей товароведа и кладовщика, товароведов по мясу, птице и яйцу.  
Структуру и штаты утверждает директор предприятия в соответствии с типовыми структурами аппарата управления и нормативами численности специалистов и служащих с учетом объемов работы и особенностей производства.  
Первая — стремление жестко регламентировать структуру и штаты предприятий вплоть до состава и численности работников по каждой должности. Вторая — отказаться от регламентации структур и штатов в связи с расширением экономической самостоятельности и прав предприятий, переходом их на новые формы акционирования собственности, повышением их ответственности и заинтересованности в упрощении и сокращении управленческого аппарата.  
Углубление разделения труда в аппарате управления функционального (четкое размежевание функций между подразделениями и отдельными работниками) профессионального (комплектование аппарата управления необходимыми специалистами, в особенности в области организации управления, анализа и проектирования систем управления) квалификационного (закрепление всех операций и процедур управления за работниками соответствующей квалификации недопущение выполнения специалистами технической работы). Обеспечить выполнение этого направления можно путем детальной разработки положений об отделах и службах предприятия, должностных инструкций и других нормативно-регламентирующих организационных документов, упорядочения соотношения руководителей, специалистов, технических работников в структуре штатов аппарата управления.  
Утвержденное Советом Министров СССР в 1965 году Положение о социалистическом государственном производственном предприятии предусматривает значительное расширение прав и хозяйственной самостоятельности предприятий в использовании. оборотных средств, амортизационных отчислений, экономии по фонду заработной платы в течение года, а также средств, вырученных от продажи излишнего оборудования и других материальных ценностей. Предприятие самостоятельно, без регистрации в финансовых органах утверждает структуру и штаты, сметы административно-управленческих расходов, вводит сдельную, повременную или аккордную оплату труда для отдельных групп рабочих. Расширена инициатива и самостоятельность предприятия и в решении ряда других вопросов. Все это, несомненно, способствует укреплению хозяйственного расчета. Предприятие теперь может быстрее внедрять научно-технические достижения, оперативнее увязывать вносимые изменения в производственную деятельность с учетом конкретной обстановки, спроса населения, потребностей народного хозяйства, рационально использовать все ресурсы для снижения себестоимости и улучшения качества изделий, для роста рентабельности.  

Заработная плата — об упорядочении 3. п. в промышленности 709—710 о нормах выработки для определения 3. п. — 710, 713, 1083 о пересмотре норм выработки— 712, 713, 1083 о тарифных ставках при определении 3. п.— 711, 1051, 1083 о сдельно-прогрессивной системе 3. п. — 711, 1083 права министерств, ведомств, советов министров союзных республик и руководителей предприятий в области 3. п. рабочих — 714 аккордная оплата труда — 714 3. п. при многостаночном обслуживании — 715 3. п. при совмещении профессий — 715 оплата труда резервных рабочих—716 оплата труда, бригадиров — 716 Единые условия оплаты труда отдельных категорий рабочих в разных отраслях промышленности — 716 районные коэффициенты к 3. п. — 717 3. п. руководящих, инженерно-технических работников и служащих 718—721 о схемах должностных окладов — 718 719 о структурах и штатах предприятий — 718 надбавки к 3. п. ИТР — 718, 719 о персональных окладах — 719 об оплате труда работников производственных объединений — 720 о вознаграждении по итогам работы за год — 725 1083 об оплате труда несовершеннолетних, учеников и руководителей обучения, школьников и студентов—742—744, 1088—1089 об оплате сверхурочной работы и работы в выходные и праздничные дни — 745, 1083 об оплате временного заместительства — 746—747 об оплате при совместительстве— 747—748 об оплате простоя и брака — 748—750 1084 о вознаграждении за выслугу лет — 751—753 о среднем заработке — 753—755 1052 об оплате за неполный месяц работы — 757 об удержаниях из 3. п. — 757—759, 1051, 1085 о сроках выплаты 3. п. — 759, 1084 об оплате труда в ночное время—1084 о выплате выходного пособия — 760, 1080 о 3. п. работников проектных и изыскательских организаций— 1007 — 1011 о системах 3. п. рабочих, занятых в строительстве—1027—1030 о 3. п. работников научно-исследовательских, про-ектно-конструкторских и технологических организаций — 1045 о нормах выработки для определения 3. п. студентов на строительных работах — 999 сохранение 3. п. при переводе на другую нижеоплачиваемую работу— 1084 о минимальном размере 3. п.— 1051, 1083 о надбавках. к 3. п. работникам Крайнего Севера—1061—1064 порядок установления фондов 3. п. — 761 фонды 3. п. штатного персонала— 761 фонды 3. п. нештатного персонала — 762 запрещение изменений установленных фондов 3. п. — 762 последствия перерасхода фонда 3. п. — 762 763 об учете фондов 3. п. — 764 о контроле Госбанка за расходованием фондов 3. п.—765—767, 1053 о контроле за расходованием фондов 3. п. в строительстве — 768 о премировании — см. Премирование.  
Расчет численности по нормам штатов и нормам обслуживания широко используется и во вспомогательном производстве как буровых, так и нефтедобывающих предприятий. Центральным бюро промышленных нормативов по труду (ЦБПНТ) при Научно-исследовательском институте труда Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы разработаны нормативы численности основных и вспомогательных рабочих для цехов, хозяйств, бригад на определенные измерители объема работ, которые позволяют установить необходимую численность рабочих для заданного объема работ независимо от организационной структуры предприятия.  
Машиностроительные заводы относятся к наиболее сложным промышленным предприятиям, они различны по своей структуре, масштабам и типу производства. Они располагают большим штатом управлен-ческоголерсонала (особенно крупные и средние предприятия), поэтому анализ данных об использовании этого персонала имеет существенное значение. Содержание такого анализа определяется планом научной организации труда данного предприятия (см. гл. III).  
Должен знать законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы по управлению персоналом трудовое законодательство структуру и штаты предприятия, его профиль, специализацию и перспективы развития кадровую политику и стратегию предприятия порядок составления прогнозов, определения перспективной и текущей потребности в кадрах источники обеспечения предприятия кадрами состояние рынка труда системы и методы оценки персонала методы анализа профессионально-квалификационной структуры кадров порядок оформления, ведения и хранения документации, связанной с кадрами и их движением порядок формирования и ведения банка данных о персонале предприятия организацию табельного учета методы учета движения кадров, порядок составления установленной отчетности возможности использования современных информационных технологий в работе кадровых служб передовой отечественный и зарубежный опыт работы с персоналом основы социологии, психологии и организации труда основы профессиографии основы про-фориентационной работы основы экономики, организации производства и управления средства вычислительной техники, коммуникаций и связи правила и нормы охраны труда.  
Быстрый рост народного х-ва, изменение форм управления им и расширение прав союзных республик, улучшение финансового планирования вызвали соответствующие изменения и в функциях и структуре М. ф. СССР. Главное место в деятельности мин-ва все в большей степени стали занимать вопросы, финансового планирования и контроля за хозяйственно-финансовой деятельностью предприятий и организаций. Мин-во изучает и ставит перед пр-вом вопросы, связанные с выявлением внутрихозяйственных резервов, мобилизацией растущих денежных накоплений, обеспечением их правильного и наиболее эффективного использования. Поставленные партией и пр-вом задачи повышения эффективности капитальных вложений и снижения стоимости строительства потребовали усиления финансового контроля за правильным использованием средств, для чего в М. ф. СССР был создан вначале отдел, а затем управление финансирования строительства. Реорганизация управления пром-стью и строительством и создание совнархозов повлекли за собой перестройку финансовых взаимоотношений между бюджетом и народным х-вом, а также между различными звеньями бюджетной системы. В связи с этим ряд отраслевых отделов в составе М. ф. СССР был объединен в 1958 г. в единое управление финансирования пром-сти. Существенные изменения в содержании работы мин-ва произошли также в результате мероприятий по дальнейшему развитию с. х-ва и реорганизации МТС. В послевоенный период мин-во принимает активное участие в разработке вопросов, связанных с ценообразованием, в т. ч. в установлении оптовых цен на средства производства, розничных цен на предметы потребления, заготовительных и закупочных цен на с.-х. продукты. С ликвидацией Государственной штатной комиссии при Совете Министров СССР вся работа по контролю за соблюдением штатов была передана в ведение М. ф. СССР, в составе к-рого в 1953 г. создано Центральное штатное управление. В результате сокращения налоговых платежей и др. сборов с населения вопросы, связанные с мобилизацией средств населения, стали занимать меньшее место в деятельности мин-ва. Это позволило в 1959 г. упразднить управле-  

ТИПОВЫЕ ШТАТЫ утверждаются Советами Министров союзных республик, мин-вами и ведомствами СССР для однородных по характеру деятельности или произ-ва предприятий, учреждений и организаций — школ, больниц, строительных организаций, предприятий автотранспорта, управлений угольных шахт, анергетич. предприятий и т. д. Т. ш. включают перечень должностей, структуру предприятия (учреждения, организации) и показатели, характеризующие объем его работы, в соответствии с к-рым оно относится к той или иной группе или категории по штатам. Для каждой группы устанавливается структура аппарата, число соответствующих должностей. При необходимости определяются и штатные нормативы для персонала, численность к-рого не зависит от показателей деятельности данной организации, предусмотренных Т. ш. (напр., количество должностей уборщиц определяется в зависимости от площади, подлежащей уборке). Штатные расписания устанавливаются в точном соответствии с утвержденными Т. ш. Применение Т. ш. способствует упорядочению структуры аппарата, определению штатов в соответствии с объемом и характером выполняемой работы, унифицированию наименования должностей.  
Структура и штаты подсобного сельского хозяйства утверждаются руководителем предприятия, организации, учреждения на основании типовых штатов и штатных нормативов, установленных для государственных сельскохозяйственных иредприя-  
Вместе с тем при обследовании объекта необходимо выяснить структуру, штаты и фонды заработной платы бухгалтерии предприятия, учетные работы которой подлежат механизации, наличие и степень использования уже имеющихся счетных машин. Без этого нельзя внести изменения в управленческом аппарате для его упрощения, перераспределить функции между исполнителями, определить эяшномическую эффективность ые-ханйзация учета.  
В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР (1956) министры и руководители ведомств СССР, Советы Министров союзных республик и совнархозы устанавливают численность адм.-управленческого персонала для подведомственных органов гос. управления, учреждений культуры, просвещения, здравоохранения и других орг-ций. При этом должны приниматься меры по устранению излишеств в штатах, упрощению структуры, ликвидации ненужных звеньев и параллельно действующих орг-ций. Начиная с 1962 задания по сокращению численности адм.-управленческого и другого непроизводственного аппарата должны учитываться в нар.-хоз. плане и бюджете. Штаты заводоуправлений и цехов предприятий, строит, управлений, территориальных геологич. орг-ций, хозрасчетных н.-и. ин-тов и нек-рых других орг-ций утверждают руководители этих предприятий и орг-ций в пределах численности служащих и инженерно-технич. работников, установленной в плане по труду, руководствуясь типовыми штатами, структурами и схемой должностных окладов, в пределах средней зарплаты по штатному расписанию. Совнархозы утверждают подведомств. предприятиям и орг-циям общую сумму А.-у. р. с выделением фонда зарплаты по каждому предприятию. Директорам предприятий и руководителям строительных орг-ций предоставлено право изменять размеры А.-у. р. до 10% по отдельным статьям (за исключением расходов на зарплату) в пределах утвержденной вышестоящим органом сметы.  

Штатные и внештатные сотрудники

Внештатные сотрудники

В настоящее время в действующем законодательстве нет определения «внештатного работника». На практике можно отнести к «внештатным работникам» — лица, заключившие договор на оказание услуг (выполнение работ) с организацией;

  • Граждане, заключившие договор на оказание услуг (выполнение работ) с организацией

Отношения организации и гражданина регулируются гражданско-правовым договором возмездного оказания услуг, подряда и др. на выполнение определенных видов работ, оказания услуг. В соответствии с условиями гражданско-правового договора организация получает результат от работы (услуги), а гражданин — вознаграждение. Организация обязана удержать из суммы вознаграждения гражданина налог на доходы физических лиц в размере 13% для перечисления в соответствующий бюджет (ст. ст. 224, 226 НК РФ).

Достаточно часто встречается, что при заключении гражданско-правового договора стороны не учитывают такую особенность, как длительность отношений. Бывает, что взаимоотношения по гражданско-правовому договору носят длительный характер и по нему производятся систематические, ежемесячные денежные выплаты. В длительности договора для сторон таится опасность, так как деятельность гражданина, оказывающего услуги по такому договору, может подпадать под определение предпринимательской деятельности. Результатом оказания услуг по гражданско-правовому договору является получение физическим лицом вознаграждения в течение длительного периода, то есть прибыли и, следовательно, он является субъектом предпринимательской деятельности, не зарегистрированном в порядке, установленном законодательством РФ (ч. 3 п. 1 ст. 2, ст. 23 ГК РФ). В результате гражданин может быть привлечен к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации (ст. 14.1 КоАП РФ ), а если будет установлено, что данное лицо систематически осуществляло деятельность, направленную на получение прибыли не менее 2 раз, то к уголовной ответственности за незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ).

При неправильно сформулированном гражданско-правовом договоре неблагоприятные последствия могут возникнуть и у организации.

Налоговые органы при проведении налоговых проверок в организациях пристально изучают договоры, заключаемые с гражданами на оказание услуг, стараясь квалифицировать заключенные договоры как трудовые. Если в гражданско-правовом договоре будут включены условия, регулируемые трудовым законодательством, это будет на руку налоговикам. В случае такой квалификации организации налоговыми органами будет вынесено решение о необоснованном уменьшении налогооблагаемой прибыли, доначисление налогов, начисление штрафных санкций.

В целях признания законным заключения гражданско-правового договора, граждане, заключившие гражданско-правовой договор, не должны подчиняться локальным нормативным актам организации, в том числе и правилам внутреннего трудового распорядка, действующим в организации. Выполняемая работа, оказание услуг не должны совпадать с выполнением аналогичной работы штатного работника организации, вознаграждение должно выплачиваться по окончании выполненных работ, оказания услуг. Иначе такой гражданско-правовой договор может быть признан судом трудовым (Определение Верховного Суда РФ от 21.03.2008 № 25-В07-27).

  • Может ли работодатель заключать гражданско-правовые договоры со штатными сотрудниками?

Действующее законодательство не содержит запрета на заключение гражданско-правовых договоров со штатными сотрудниками организации. Однако необходимо иметь в виду следующее. По гражданско-правовому договору исполняется индивидуально-конкретное задание. Если организация заключила гражданско-правовой договор с работником, состоящим в штате данной организации, то работы по заключенному договору работник обязан выполнять в нерабочее время, в противном случае данная работа считается работой по совместительству. По гражданско-правовым договорам оплачивается конечный результат выполненных работ (оказанных услуг), факт выполнения работ (оказания услуг) подтверждается актом о приемке-сдаче.

Штатные сотрудники

К штатным сотрудникам относятся — лица заключившие с работодателем трудовой договор. Согласно статье 15 Трудового кодекса трудовой договор, есть соглашение между работником и работодателем, по которому работник обязуется выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а работодатель обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон.

В соответствии со статьей 67 Трудового кодекса трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе, работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе.

На всех работников, состоящих в штате организации, распространяются трудовые и социальные гарантии, а также требования по охране труда и технике безопасности, установленные трудовым законодательством Российской Федерации и соответствующими нормативными актами.

Характерным признаком трудового договора служит установление для работающих четких правил внутреннего трудового распорядка и обеспечение работодателем предусмотренных законодательством условий труда.