Содержание
Прочитайте текст и выполните задания С1— С4
⇐ ПредыдущаяСтр 23 из 36
Используя опыт создания и функционирования социального государства в развитых странах Запада, отечественный опыт, учитывая исторические традиции и менталитет русского и других коренных народов России, а также геополитическое положение и природно-климатические условия нашей страны, принцип социального государства в его российской модели должен рассматриваться как методологический, как главный и определяющий принцип строения и всей системы деятельности государства. По сравнению с западными демократиями термин «социальный» предлагается использовать в данном случае не в узком, а в широком смысле слова. При такой трактовке понятие социального государства будет обозначать не только его обязательства по решению сугубо социальных проблем, но и предопределять социальную направленность, цели и задачи его деятельности во всех других сферах жизни общества, характер его отношений с гражданами. <…>
Государство обязано и за счёт собственных ресурсов и путём создания необходимых условий для частного отечественного и зарубежного капитала обеспечить дальнейшее развитие наукоёмких и высокотехнологических производств, модернизацию промышленного и агропромышленного производства, фактическую замену крайне запущенной технологически и морально устаревшей коммунальной, строительной и дорожно-транспортной инфраструктуры. <…>
Регулирование социально-экономических различий между социальными группам общества не только послужит утверждению социальной и политической стабильности, но и повысит платёжеспособный спрос населения, создаст дополнительные предпосылки для экономического развития. При этом постепенного сближения материального достатка различных социальных групп необходимо добиваться прежде всего посредством борьбы с бедностью, а не с благосостоянием.
Одной из важнейших составляющих социальной сферы должна стать эффективная и гибкая система социального обеспечения граждан. <…>
Конечной целью развития социальной сферы социального государства должно стать утверждение принципа социальной справедливости.
С1. Опираясь на текст, укажите основные источники формирования российской модели социального государства.
С2. Почему автор предлагает использовать термин «социальный» в широком смысле слова? Дайте определение социального государства.
С3. Какая составляющая, по мнению автора, должна стать важнейшей в социальной сфере? Приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера данной составляющей.
С4. Конечной целью развития социальной сферы, как отмечает автор, должно стать утверждение принципа социальной справедливости. Укажите три проявления этого принципа.
Ответы:
С1.В качестве основных источников формирования российской модели социального государства могут быть указаны: опыт создания и функционирования социального государства в развитых странах Запада; исторические традиции России; менталитет русского и других коренных народов нашей страны; геополитическое положение России; природно-климатические условия нашей страны.
С2.Автор предлагает использовать термин «социальный» в широком смысле слова, поскольку при такой трактовке понятие «социальное государство» будет обозначать не только его обязательства по решению сугубо социальных проблем, но и предопределять социальную направленность, цели и задачи его деятельности во всех других сферах жизни общества, характер его отношений с гражданами.Социальное государство – государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности.
С3.Важнейшей составляющей в социальной сфере, по мнению автора, должна стать эффективная и гибкая система социального обеспечения граждан.
В качестве примеров могут быть приведены: социальное страхование и обеспечение граждан и их семей в случаях классических рисков и вынужденных состояний (болезнь, возраст, инвалидность, безработица, несчастный случай и т. п.); оказание помощи малоимущим, многодетным и неполным семьям, жертвам стихийных бедствий и т.д.; поощрительная и вспомогательная система, занимающаяся кредитованием лиц, стремящихся самостоятельно решать свои социальные проблемы в области строительства, приобретения жилья, отдыха, получения дополнительного образования и т. д.
С4. В качестве примеров могут быть указаны: гарантии для каждого человека на труд в соответствии с его способностями и квалификацией, на оплату труда в зависимости от его качества и количества, на возможность самообеспечения и повышения своего благосостояния; создание, в идеале, равных стартовых возможностей всем членам общества через систему образования, воспитания и социальной поддержки; обеспечение силами государственных и общественных институтов приемлемого уровня жизни для слабых слоёв и отдельных граждан, не имеющих возможности трудиться и самостоятельно поддерживать свой жизненный уровень.
С5проверяет умение применять правильно раскрытое в смысловом отношении теоретическое положение в заданном контексте.
СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ
СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ — отношение двух социальных объектов, при котором изменению одного из них сопутствуют изменения другого объекта. В социальных науках под функциями понимаются некоторые устойчивые характеристики объекта, совокупность которых дает общее представление о месте того или иного объекта или процесса в происхождении, существовании, развитии глобального целого, а также о взаимосвязи и зависимости его составляющих.
Понятие «функция» (от лат. functio — исполнение, осуществление, соответствие, отображение) введено в научный оборот Г. Лейбницем. В социологии «функция» выступает как понятие, отражающее зависимость между объектами различного статуса, различных классов, видов и групп, между частью и целым; выполнение тем или иным объектом определенной социальной роли; осуществление определенного назначения, долговременной цели или задачи с достижением определенных результатов, заданной совокупности последствий, которые обеспечивают полезность, необходимость, устойчивость существования объекта. Совокупность наблюдаемых социальных последствий существования того или иного объекта социальной структуры способствует поддержанию упорядоченности внутри этой структуры и баланса между той или иной структурой и внешней средой. Под объектами в данном случае понимаются не только материализованные комплексы, но и те или иные процессы и социальные отношения (например, функции воспитания, дисциплины).
Функции социальных институтов и систем вырабатываются в ходе объективного исторического процесса как социально-необходимый инструмент жизнеподдержания и поступательного развития общества. Нормальное существование социальных систем называют их функционированием. Чем сложнее социальный объект, тем сложнее и богаче система его С.Ф.
Понятие «С.Ф.» имеет несколько значений, используемых в социологии: 1) внешнее проявление свойств какого-либо объекта, процесса в той или иной системе отношений (функция-свойство); 2) роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому (функции-роли); 3) связь частей с целым, их взаимозависимость (напр., функция преемственности в системе воспитания, функция рационализации в системе управления) (функции-связи). Кроме того, функциональное расчленение сложных объектов, связанное с морфологическим и системным подходами к ним, позволяет, с одной стороны, осуществлять дифференцированное их рассмотрение (как и само существование) с ориентацией на углубленную специализацию, с другой — углублять межобъектную интеграцию.
Понятие «С.Ф.» используется в социологии с самого начала существования этой дисциплины. Одним из первых, кто попытался систематически применять его в исследовании общества, был французский социолог Э. Дюркгейм . Социологическое объяснение, по его мнению, покоится на объяснении данного явления в терминах социальных причин и С.Ф., исследуемых отдельно друг от друга. Само понятие «С.Ф.» Дюркгейм трактовал в биологическом смысле.
По Дюркгейму, функция социального института, или социального явления (С.Ф.), состоит в налаживании соответствия между ними и определенной потребностью общества, в рамках которого существует данное явление, институт. Например, «спрашивать, какова функция разделения труда, это значит исследовать, какой потребности оно соответствует» (Дюркгейм Э. О разделении общественного труда). Дюркгейм признавал необходимость тщательного анализа С.Ф., хотя отдавал приоритет причинному подходу. Он не настаивал на том, что все социальные явления имеют функции или что все, принимаемое людьми за функции, объективно таковым является. Понятие «С.Ф.» «работает» у Дюркгейма, если в качестве методологической предпосылки принять утверждение, что существует социальная система, которая должна иметь необходимое условие для своего существования и отвечать тому, что ожидает от этой системы общество.
На основе все более многостороннего вычленения функций и определения их взаимного пересечения, взаимодополняемости, взаимозависимости в социологии сформировался особый методологический принцип системно-функционального анализа, или функционализм. Он основывается на вычленении изучаемого объекта или процесса для рассмотрения его как целого и определения его места и роли в высшем по социальной иерархии целом, разложении его на составляющие (части, элементы, компоненты, постоянные и переменные), установлении характера и специфики связей между ними и целым, определении его социодинамики, т.е. ускорения его развития на базе упрочения и прогрессивного изменения функции целого и его частей, которые могут совпадать и не совпадать, но должны взаимно дополнять одна другую. Точка отсчета в функционализме — определение целого: способ его вычленения обусловливается явными или скрытыми предпосылками теоретического мышления. Ранний функционализм, опиравшийся на три позитивистских постулата — функционального единства общества, универсального функционализма, функциональной необходимости, — был предназначен скорее для описания существующего общества в позитивном ключе, чем для критического его анализа. Как показал наиболее яркий представитель функционализма 20 в. Р. Мертон , в зависимости от исходных предпосылок функциональный подход к анализу может быть и эвристичным. Он способствует раскрытию механизмов и законов воспроизводства социального целого. Кардинальное изменение функции целого или его основных частей приводит к перестройке социальных механизмов — управления, мышления, деятельности и т.п.
В социологических исследованиях изучение функции социальных институтов и систем — одна из основных задач социологии, особенно специальных социологических теорий. Эффективность ее решения зависит от полноты методологического и процедурного подходов в определении и анализе С.Ф. и реализации их в социальной практике. В ходе социологического анализа реализации С.Ф. теми или иными социальными институтами необходимо определять не только ее полноту и эффективность, но и выявлять причины, по которым та или иная функция слабо реализуется или не реализуется вовсе. Так, ослабление функции социального контроля приводит, как правило, к различного рода социальным деформациям, к разладке функционирования элементов целого. В системе образования и воспитания ослабление функции социального наследования негативно сказывается на формировании гражданской морали молодого поколения.
В социологических исследованиях важным моментом является построение системы С.Ф. При этом социологам прежде всего следует определить основную (или основные) С.Ф. всех социальных институтов общества. Они и будут интегрирующими функциями (например, в науке — это познавательно-преобразующая, в политике — мобилизующая, в морали и праве — регулятивная, в образовании — познавательная и т.д.). Это не принижает значения других, вспомогательных функций. Их также необходимо тщательно анализировать (в т.ч. ход их реализации).
Грандиозная попытка соединения теоретического и эмпирического трактования понятия «функция» была осуществлена американским социологом Р. Мертоном в работе «Социальная теория и социальная структура» . Он различает 5 значений этого термина: 1) общественное поручение, возложенное на конкретного исполнителя; 2) специализированный род занятий, составляющий для индивида постоянный источник деятельности (в более узком смысле — конкретная деятельность, связанная с тем или иным социальным статусом и определенными сферами ролевой деятельности); 3) функция в математическом смысле, когда некая переменная величина есть функция другой или нескольких переменных, если ее значение однозначно определено значением другой переменной; 4) функция как системообразующий принцип связи структурных единиц; 5) функция как объективное следствие, благоприятное для приспособления социальной системы и достижения состояния интегрированности. В этом смысле функция противопоставляется субъективным намерениям отдельных лиц, которыми они начинают практическую реализацию своих представлений о функциональности. Мертону принадлежит разделение функций социальной системы на явные и скрытые (латентные). Анализ латентных функций более сложен, но необходим при исследовании социальных объектов. Кроме того, Мертон ввел в научный обиход социологии еще одно важное понятие — «дисфункция» (выполнение теми или иными частями целого разрушающей, тормозящей роли). Теоретическое и эмпирическое изучение социальных дисфункций не менее важно в исследовании, чем изучение С.Ф. объекта.
Л.Г. Титаренко
Понятие социального государства
Определение 1
Социальное государство – это новая стадия в развитии страны или государства. Подобный этап возможен при условии наличия в распоряжении страны достаточного количества ресурсов для обеспечения реальной ответственности за судьбу общества в целом и каждого гражданина в частности.
Социальное государство в качестве понятия представляет собой тип страны, стремящейся к созданию для каждого человека максимально благоприятных условий существования, реализации его личных талантов и способностей, обеспечению высокого уровня экономической и социальной защищенности.
Примеры социальных государств
Конечно, не все мировые страны имеют статус социальных государств. К их числу можно отнести только те, где большая часть населения достигла высокого уровня жизни, где высока и степень душевого потребления продукции и услуг.
Примерами социальных стран могут быть США, Япония, Швеция, Норвегия, Германия, Франция и др.
Основные признаки социального государства
Признаки социального государства могут предполагать некоторые конкретные характеристики, о которых подробней далее.
Достойный жизненный уровень, ответственность государства за предоставление любому человеку прожиточного минимума, который гарантирует достойное существование. Эта функция осуществляется с помощью справедливого перераспределения богатства общества от богатых к бедным. Чаще всего уровень прожиточного минимума определяется по сумме двухсот наименований благ, требуемых для нормальной жизни людей. Это не значит, что здоровый взрослый человек может жить в ожидании социального пособия. Его обязанность заключается в самостоятельном зарабатывании средств для обеспечения своей семьи. Государство способно взять ответственность лишь за того, кто сам не может удовлетворить собственные потребности по (инвалиды, пенсионеры, больные люди).
Замечание 1
К социальным странам принято относить те государства, в которых прожиточный минимум составляет около 7 — 10 тыс. долл. на человека ежегодно.
Социальное равенство, не представляющее собой уравниловку. Оно понимается в качестве равенства возможностей на старте, а не равенство результатов деятельности. Среди проявлений социального неравенства можно выделить образование, район жизни, возраст, пол, специальность и др.
Государство осуществляет попытки смягчения или устранения социального неравенства с помощью активного вмешательства в различные области жизни человека. Так происходит закрепление принципа равного доступа к государственным должностям с ликвидацией правовых предпосылок неучастия в управлении определенных групп общества.
Замечание 2
Помимо этого, государство производит вмешательство и в трудовые отношения путем уравнивания прав мужчин и женщин при найме на работу. Что касается имущественных различий, то их сглаживание происходит посредством налоговой политики через перераспределение собранных средств в пользу малоимущих слоев.
Социальная защита лиц, которые потеряли доход или средства к существованию (болезнь, инвалидность, потеря кормильца, старость, безработица), включая оплату издержек по медицинскому обслуживанию.
Система социального обеспечения формируется в виде социального страхования, проводя границу между самостоятельным заработком и средствами, которые идут по линии социального обеспечения и страхования (различные пособия, пенсия, выплата из бюджета, благотворительного фонда).
Подъем благосостояния для общества в целом, показателем чего считается уровень нищеты. В развитых государствах этот показатель не превышает 10%. а в Швеции он немногим больше, чем 5%. Это дает возможность включать в пользование материальными благами более широкий круг лиц (оплата жилья, стипендия студентам, детские пособия).
Шпаргалка: Социальное государство 5
СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО — характеристика (принцип), относящаяся к конституционно-правовому статусу государства, предполагающая конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства. Означает, что государство служит обществу и стремится исключить или свести к минимуму неоправданные социальные различия. Впервые социальный характер государства был провозглашен в Основном законе ФРГ 1949 г. Конституция РФ (ст. 7) провозглашает: «РФ — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Из этого общего положения вытекают следующие конституционные обязанности российского государства: а) охранять труд и здоровье людей; б) устанавливать минимальный гарантированный размер оплаты труда; в) обеспечивать государственную поддержку семье, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым гражданам; г) развивать систему социальных служб; д) устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Становление социального государства.
К середине XIX в. повышение роли социальных функций государства стало настолько очевидным, что возникла необходимость в фиксации этого нового качества. Понятие «социальное государство», введенное в научный оборот Лоренцом фон Штайном в 1850 г., вместило в себя атрибуты, присущие данному феномену. Появление термина «социальное государство» фактически ознаменовало признание изменившейся природы государственности. Данное понятие отразило свершившийся переход от «полицейского» государства, «государства общественного договора», «государства как высшей формы власти» к государству, осуществляющему социальные функции.
Признаки социального государства.
1. Демократическая организация государственной власти.
2. Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего — должностных лиц государства.
3. Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников.
4. Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства.
5. Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства.
6. Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики.
7. Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации.
8. Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину:
а) достойных условий существования;
б) социальной защищенности;
в) равных стартовых возможностей для самореализации личности.
9. Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).
10. Закрепление формулы «социальное государство» в конституции страны.
Функции социального государства.
Говоря о функциях социального государства, следует иметь в виду следующие обстоятельства:
а) ему присущи все традиционные функции, обусловленные его природой государства как такового;
б) на содержание всех функций социального государства налагает отпечаток его общее социальное назначение, то есть традиционные функции как бы преломляются через призму целей и задач социального государства, и в этом плане можно вести речь о наличии у него общей социальной функции (общем социальном назначении);
в) в рамках общей социальной функции можно выделить специфические направления деятельности социального государства — специфические функции.
К последним, в частности, относятся:
1. поддержка социально незащищенных категорий населения;
2. охрана труда и здоровья людей;
3. поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;
4. сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение, государственный бюджет, специальные социальные программы;
5. поощрение благотворительной деятельности (в частности, путем предоставления налоговых льгот предпринимательским структурам, осуществляющим благотворительную деятельность);
6. финансирование и поддержка фундаментальных научных исследований и культурных программ;
7. борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости населения, выплата пособий по безработице;
8. поиск баланса между свободной рыночной экономикой и мерой воздействия государства на ее развитие с целью обеспечения достойной жизни всех граждан;
9. участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем;
10. забота о сохранении мира в обществе.
Конституция Российской Федерации в ст. 7 закрепляет принцип социальности государства: «1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». Однако пока Россию можно назвать лишь страной, находящейся на переходной стадии к социальному государству, а приведенное выше положение Конституции — расценивать как программную установку.
Проблемы создания социального государства в России.
1. Россия еще не обрела опоры в праве, в правах человека и социальное государство в России не может опереться на фундамент правового государства: создание социального государства у нас не является новым этапом развития правового государства (как это имело место на Западе);
2. в России не создан «средний слой» собственников: подавляющему большинству населения страны ничего не досталось от стихийно приватизированной партийно-государственной собственности;
3. отсутствует мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно свободы и автономии собственников;
4. не ликвидированы монополии в важнейших видах производства и сбыта, что приводит к отсутствию реальной конкуренции;
5. отсутствует развитое, зрелое гражданское общество;
6. снижен уровень нравственности в обществе, практически потеряны привычные духовные ориентиры справедливости и равенства. В общественном сознании утверждается (не без помощи «профессиональных» идеологов и политиков, а также СМИ) пагубное представление о несовместимости, с одной стороны, нравственности, а с другой — политики и экономики («политика — дело грязное»);
7. существующие политические партии России не имеют четких социальных программ и представлений о путях реформирования общества;
8. в обществе отсутствуют четко обозначенные реальные цели, научно выверенные модели жизнеустройства;
9. в процессе освобождения российского общества от тотального вмешательства государства по инерции снижена социальная роль государственности, то есть российское государство впало в другую крайность, оставив гражданина один на один со стихией рынка.
И тем не менее, несмотря на перечисленные трудности, развитие социальной государственности — единственно возможный путь для свободного общества, которым хочет стать Россия.
1.Финансовое планирование — выбор целей по реальности их достижения с имеющимися финансовыми ресурсами в зависимости от внешних условий и согласование будущих финансовых потоков, выражается в составлении и контроле за выполнением планов формирования доходов и расходов, учитывающих текущее финансовое состояние, выраженные в денежном эквиваленте цели и средства их достижения. «Википедия» 2010
2. Финансовое прогнозирование представляет собой исследование конкретных перспектив развития финансов субъектов хозяйствования и субъектов власти в будущем, научно обоснованное предположение об объемах и направлениях использования финансовых ресурсов на перспективу. Журнал «Экономика и Финансы» 2010
3. Финансовое моделирование — возможность эффективного анализа сложных и неопределенных ситуаций, связанных с принятием стратегических решений, инструмент финансистов, который позволяет рассмотреть большое число вариантов в предположении «Что будет, если?» и прожить их без потери вложенных средств.
4. Финансовое планирование, составная часть планирования народного хозяйства при социализме, базируется на показателях народно-хозяйственного плана и в свою очередь оказывает активное воздействие на его формирование, устанавливая оптимальные пропорции распределения финансовых ресурсов, сосредоточивая их на наиболее важных и эффективных направлениях. Основные задачи Ф. п.: определение объёмов и источников формирования фондов денежных средств по финансовому обеспечению затрат на развитие экономики, ускорение научно-технического прогресса и более полное удовлетворение материальных и культурных потребностей населения; выявление резервов дополнительного роста производства и денежных накоплений; соблюдение экономии в использовании материальных, трудовых и денежных ресурсов; достижение единства всей системы финансовых планов; организация выполнения финансовых планов путём контроля рублём за хозяйственно-финансовой деятельностью предприятий и организаций. Ф. п. направлено на повышение эффективности общественного производства, совершенствование его структуры и неразрывно связано с финансовым контролем за деятельностью предприятий (объединений) и организаций. Р. Д. Винокур. «Большая советская энциклопедия».
5. Бюджетное планирование, составление и исполнение государственного бюджета в социалистических странах. Является составной частью народно-хозяйственного планирования. На основе показателей народно-хозяйственного плана (объём и реализация продукции, товарооборот, фонд зарплаты, капитальные вложения и др.) разрабатываются бюджеты, которые служат важным рычагом проверки балансовых связей отдельных элементов плана, выявления и мобилизации внутренних резервов. В. В. Лавров. «Большая советская энциклопедия»
6. Финансовое планирование — это процесс разработки системы мероприятий по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности финансовой деятельности в предстоящем периоде.
Буряковский В. В. «Финансы предприятий»
7. Финансовое планирование — это планирование всех доходов и направлений
расходования денежных средств предприятия для обеспечения его развития.
Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых
планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов
Социальное государство: новая карта мира
Несмотря на истеричные крики либеральных экономистов западного мира о недопустимости вмешательства государства в экономику, нельзя не признать тот простой факт, что именно государство выполняет функцию по гарантированию определенного уровня жизни всем живущим в нем людям. Кроме того, даже в максимально либеральных моделях национальных экономик, таких как США, расходы государства имеют большое значение в структуре инвестиций в основной капитал и косвенно влияют на весь реальный сектор экономики. Не говоря уже о функциях социального перераспределения и искоренения бедности. В процессе распределения ресурсов в обществе ключевую роль играют именно расходы государственного бюджета. Соответственно, чтобы определить возможности того или иного государства в социальной сфере, необходимо вычислить, сколько приходится общих бюджетных средств на каждого жителя страны. Вроде формула предельно проста.
Однако расчеты оказались не такими уж простыми, как может показаться на первый взгляд. Ведь необходимо учитывать все госрасходы, включая региональные, муниципальные и местные, а такой статистики на макроуровне почему-то никто не ведет. По крайней мере, публично. Пришлось исследовать бюджетные системы каждой страны в отдельности и рассчитывать их консолидированные бюджеты, суммируя показатели всех фискальных уровней. Правда, внебюджетные государственные фонды все же пришлось упустить, поскольку на это наверняка пришлось бы убить вагон времени. Поэтому пенсионные сферы благополучия не рассматривались. В поле зрения попали, естественно, не все страны мира, а лишь крупные, из списка G20, – маленькие государства, в том числе нефтяные монархии Персидского залива, по понятным причинам, в расчет не брались.
Расходы бюджета на одного жителя страны в долл. США
В номинальном выражении консолидированного бюджета позиции России выглядят вполне даже впечатляюще – она разместилась на 5-й строчке мирового рейтинга с 778 млрд долларов – после США (4,7 трлн), Китая (1,6 трлн), Японии (1,4 трлн) и Великобритании (1,06 трлн). Бюджет РФ обогнал даже бюджеты Германии (689 млрд) и Франции (559 млрд). Символ социального благополучия – Канада тоже осталась позади, у нее в 2012 году всего 525 млрд долларов консолидированного бюджета. За ней сразу следует Бразилия, в распоряжении которой 490 млрд. В хвосте списка разместились Италия (460 млрд), Испания (353 млрд), Индия (338 млрд) и ЮАР (334 млрд). Однако показатели размеров расходной части бюджета не могут характеризовать социально-ресурсный потенциал государства, поскольку в расчете на каждого гражданина – потенциального получателя социальных благ в каком-либо виде – получается совсем другая картина.
Абсолютным мировым лидером ожидаемо стали Объединенные Арабские Эмираты, в которых на каждого жителя приходится по 29 тыс. долларов (145 млрд на 5 млн населения). Если же не брать в расчет нефтяные монархии, то лидерство достается Швейцарии, которая обладает бюджетными ресурсами в размере 24 тыс. долларов США на душу населения (по среднегодовому курсу 2012 года). Этот факт вполне согласуется с недавним рейтингом журнала Economist, где альпийская республика была признана самым привлекательным местом в мире для рождения ребенка. Очень приличный бюджет Швейцарии в 185 млрд разделяется всего на 7,7 млн жителей. Все эти райские местечки человеческого благополучия в рейтинг мы, конечно, не берем. Они не показательны. А вот среди крупных государств из состава G20 первое место занимает Австралия, в распоряжении ее правительства целых 19 100 долларов на каждого гражданина. В основном благодаря сравнительно низкой численности населения – всего 23 млн. С учетом отсутствия необходимости содержать большую армию (военный бюджет составляет всего 8% госрасходов) и полицейский аппарат (уровень преступности один из самых низких в мире, как и количество полицейских на 1000 человек) это действительно настоящий рай на земле. Когда я проводил мониторинг мер социальной поддержки Австралии, то глаза мои, образно выражаясь, на лоб полезли. Достаточно сказать, что это единственная страна из рассматриваемого списка, в которой любой человек, независимо от своего положения, может бесплатно получить квартиру или дом – не в собственность, но жить можно хоть всю жизнь. Причем площадь будет соответствовать европейским стандартам жилья комфорт-класса. Понятия «бездомный» или «тесная квартирка» там просто не существуют.
На втором месте Великобритания, но уже по другой причине – ее громадный консолидированный бюджет, эквивалентный 1,06 трлн долларов, предназначен для вполне среднеевропейских 63 млн населения. Правда, в отличие от Австралии, госресурсы в этой стране тратятся по другому принципу – приоритет отдается возрождению имперских амбиций, утраченных в XX веке. По всем формальным признакам – это достаточно милитаристское государство. Соответственно, крупнейшим направлением затрат является силовой блок, включающий статьи госбюджета «Национальная оборона» (18%), «Национальная безопасность» (5,6%) и «Правоохранительная деятельность» (6,2%). Однако уровень социальной поддержки населения в Великобритании выше, чем, например, в Германии. Один из самых высоких среди западных стран. Во-первых, государство в значительной степени софинансирует пенсионные накопления граждан, благодаря чему размер средней пенсии по возрасту крупнейший в ЕС (около 2200 фунтов). Во-вторых, в этой стране есть такое странное для Запада понятие, как стипендия для студентов-хорошистов, которая включает в себя оплату обучения и 400 фунтов «на хлебушек». В-третьих, так же как и в Австралии, без крыши над головой в этой стране не останешься, хотя, конечно, не в таких масштабах. К пособию по безработице (250 фунтов) добавляется оплата аренды двухкомнатной квартиры, бесплатный проезд в общественном транспорте и льготы на оплату коммунальных услуг. Но все же в базовых сегментах инвестиций в «человеческий капитал» Англия остается страной с существенными элементами социального неравенства, характерного скорее для конца ХIX века: образование, в том числе дошкольное, – все платное, здравоохранение тоже, мигранты зачастую становятся «бомжами» без элементарных прав, детство и материнство остаются без того уровня поддержки, которое соответствует принципам «социального государства».
Другое дело Канада, занявшая третье место в рейтинге – 15 900 долларов на душу населения при консолидированном бюджете 525 млрд и населением 33 млн. Хотя по степени социальной поддержки своих подданных канадские штаты по праву должны быть на вершине пьедестала. Только вдумайтесь в эту конструкцию: если канадец с ребенком имеет доход меньше 5500 долларов в месяц (170 тыс. рублей на наши деньги), то он имеет право на пособие. Впрочем, если у гражданина Канады есть дети, он вообще не должен работать – обеспечение семьи полностью возьмет на себя государство. Детские сады (day care) платные, но более 70% семей получают субсидии на их оплату, за «свои» кровные отдают детей только самые состоятельные люди. Школы вообще бесплатные. Студенты вузов, если они не двоечники, тоже получают деньги на обучение из бюджета и еще имеют стипендию (около 600 долларов), на которую можно не только обеспечивать себе пропитание, но и в клубах тусить. С мигрантами здесь обращаются так же, как и со «своими» людьми, – пособие по безработице, дающее возможность беззаботной жизни, бесплатное образование, полноценная медстраховка и другие блага канадской цивилизации социальной справедливости. Перечислять можно до бесконечности – программа мер соцподдержки включает 234 пункта! Тут уже не то что о бедности, а в целом о социальном неравенстве речи не идет. Вот где построили настоящий коммунизм.
Четвертое место в списке заняли Соединенные Штаты Америки – обладатели крупнейшего размера государственного бюджета среди всех стран мира. И даже несмотря на высокую плотность и численность населения (313 млн), на каждого гражданина в этой стране приходится по 15 тыс. долларов бюджетных средств (консолидированный бюджет в 2012 финансовом году 4,7 трлн долларов). Однако похвастаться высоким уровнем социальной поддержки американцев Вашингтон не может. В стране один из самых высоких уровней социального расслоения общества среди стран Запада, степень крайней бедности во многих штатах сравнима с южноамериканской, бомжи в мегаполисах – обычное явление, а образование на 94% платное. Поддержка института материнства практически отсутствует, а дети не получают даже учебников за счет государства, как это происходит, например, в соседней Канаде. Такое несоответствие между ресурсными возможностями правительства и реальным положением населения происходит, как и в случае с Великобританией, благодаря имперским приоритетам во внешней политике. Затраты на военные и полицейские нужды, включая проведение «антитеррористических» миссий и поддержку демократии на всей планете, составляют более 38% бюджета.
Япония с 1,4-триллионным бюджетом и 127-миллионным населением имеет на каждого жителя 11 тыс. долларов государственных средств, прочно занимая 5-ю позицию рейтинга. Но, несмотря на большой ресурсный потенциал, японское правительство никак не назовешь щедрым по отношению к своим гражданам. Дошкольное и школьное образование практически полностью платное. Из 1,76 млн почти 1,4 млн малышей ходят в частные детские сады и только 360 тыс. – в муниципальные. Проблема нехватки мест в детских садах и листы ожидания являются одной из норм современной действительности. Здравоохранение тоже только за свои деньги, если нет страховки – подыхай, даже скорая не приедет. Правда, за счет государственного бюджета финансируется в этой стране так называемое общественное вспомоществование. Оно охватывает тех, кто сам не может обеспечить минимальный уровень жизни. Такая помощь предоставляется на основе закона о гарантиях прожиточного минимума и выплачивается по семи номинациям: на повседневные нужды, образование, жилье, медицинское обслуживание, материнство, по безработице, на похороны. Но действие этой программы весьма ограниченное, и получить к ней доступ может далеко не каждый. Основными негативными факторами, влияющими на перераспределение ресурсов в Японии, являются фактор природных катаклизмов, на который тратятся до 9% бюджетных средств, и проблема обслуживания громадного суверенного долга страны, достигшего в этом году рекордных на планете 200% ВВП.
«Большая тройка» континентальной Европы, даже по сравнению с японскими коллегами, не может похвастаться высоким уровнем социальной защиты своего населения. Мигранты – бесправны, образование и медицина платные, пособия по безработице урезаны до минимальных значений прожиточного минимума, бомжи, так же как и в США, – привычная картина на улицах крупнейших городов, а человек, временно оказавшийся в трудной финансовой ситуации, не может рассчитывать на какую-либо помощь со стороны государства (в отличие от той же Японии) – перемещайся на вокзал и воюй с полицейскими за теплое место у какой-нибудь батареи потеплее. В Италии в целях сокращения бюджетных расходов вообще многие льготы за последние два года были урезаны: на 20% сократилась ставка пособия по безработице, на 25% – пособие на детей до 1 года и так с большинством мер социальной поддержки населения. Во Франции практически отменили дотирование музеев и театров, а также льготы малоимущим по оплате обучения в вузах. А в Германии, чтобы найти средства по спасению проблемных стран-партнеров по ЕС, вынуждены были пойти на первое со времен Второй мировой сокращение всех социальных расходов на 17%. Впечатляет статистика немецких мегаполисов: в одном только Берлине, по оценкам Программы борьбы с бедностью ООН, более 350 тыс. «лиц, не имеющих жилья». Но в ФРГ хотя бы действует система бюджетного выравнивания между регионами, наподобие той, что есть в Канаде. Долговая нагрузка тоже значительно ниже по сравнению с соседями по ЕС. Поэтому Франция и особенно Италия вынуждены значительную часть бюджета тратить на обслуживание своих долговых обязательств. При этом возможности европейской «тройки» в целом характеризуются уровнем выше среднего. Франция (6-е место в рейтинге) с бюджетом 559 млрд долларов и населением 65 млн может распоряжаться 8600 долларов на каждого француза, Германия (7-е место), 689 млрд на 81 млн граждан, – 8500 долларов, Италия (8-е место), 460 млрд на 57 млн, – 8000 долларов.
Испания, занявшая 9-е место (бюджет 353 млрд долларов, население 47 млн), может распределять по 7500 долларов на каждого члена общества. Но, опять же, погрязла в долгах и стоит в очереди с протянутой рукой перед общеевропейской кассой, тратит огромные средства на выплаты по долгам и спасение собственной экономики. Эта страна вынуждена была пойти на самые большие сокращения мер соцзащиты среди всех стран ЕС, исключая Грецию. Были отменены стипендии отличникам и сокращены дотации многодетным семьям, а программа по строительству ночлежек для бездомных, утвержденная еще в 2010 году, просто заморожена. Бомжи и нищие на улицах городов – еще более привычное явление в Испании, чем в других странах Западной Европы.
На 10-м месте, олицетворяя парадокс мировой экономики, расположилась Южно-Африканская Республика. Непонятно, как она вообще оказалась в списке самых бюджетообеспеченных стран мира – уровень социального неравенства в ЮАР просто поражает. Около 50% населения (в основном черные) живут в ужасающей нищете, которая вполне может сравниться с положением жителей беднейших стран мира. Далеко не у всех есть электричество и водоснабжение, а плохие санитарные условия во многих поселениях способствуют распространению различных заболеваний. В ЮАР очень высокий уровень преступности. Средняя продолжительность жизни в стране – всего лишь 49 лет. Одна из центральных проблем – массовое распространение ВИЧ-инфекции (в основном среди черного населения), по которому ЮАР, согласно данным ООН, занимает первое место в мире, в то время как по уровню зараженности Южная Африка находится на четвертом месте (после Свазиленда, Ботсваны и Лесото). Всего заражено ВИЧ около 5,7 млн человек, что составляет 18,1% взрослого населения страны. При этом правительство располагает консолидированным государственным бюджетом 334 млрд долларов на всего 50 млн населения. То есть на каждого гражданина приходится 6700 долларов. Причина столь резкого несоответствия кроется в статистике социального расслоения в обществе. В то время как половина населения находится за чертой бедности с доходом менее 150 долларов в месяц, 8% граждан имеют более 10 000 долларов, а 3,5% – миллионеры.
Россия вошла в рейтинг бюджетных возможностей под 11-м номером. Она немного отстала от своих западных партнеров, но с большим отрывом обогнала коллег по БРИК. Консолидированный бюджет РФ в 2012 году составил 778 млрд долларов США при населении 143 млн человек. На каждого россиянина получается по 5400 долларов бюджетных ресурсов. И здесь мы можем наблюдать довольно резкий контраст. Да, с Австралией и Канадой мы не можем сравниться, но по сравнению с США и большими странами ЕС масштабы «социального государства» в России куда выше. Нигде в мире не существует такой поддержки детства и материнства, как в нашей стране. Нет такого понятия, как бесплатные детские сады для всего населения, так же как и бесплатные школы. При этом обеспеченность образовательными учреждениями до сих пор лучшая в мире. 55% мест в государственных вузах, составляющих 76% общего количества мест, также бесплатные. Все дети до 3 лет практически полностью обеспечиваются за счет госбюджета – совокупный размер пособия на первого ребенка (включая материнский капитал) составляет 230 тыс. рублей или около 7400 долларов США в год. На второго – 9100 долларов, а на третьего – 15 600. В разных регионах существуют системы субсидирования жилья для многодетных семей. До сих пор в России действует система льготного санаторно-курортного лечения для семей, дети которых в этом нуждаются. Это уникально для всего мира, такой уровень социальной поддержки детства был лишь в Ливии во времена правления Каддафи.
Здравоохранение, как бы его ни ругали за качество, в России тоже совершенно уникальное – государство гарантирует всем гражданам беспрецедентный объем бесплатной медицинской помощи, не имеющий аналогов в мире. Ведь даже за вызов скорой помощи в большинстве стран Запада надо заплатить – без медицинской страховки могут вообще развернуться и уехать. А среднее двухнедельное лечение в стационаре, например, в США обойдется пациенту в 5-7 тыс. долларов. И если ты не оплатил дорогостоящую страховку – можешь спокойно помирать. У нас медстраховка полагается всем гражданам страны по Конституции, независимо от того, работает он или нет.
Бомжи во многих городах России есть, потому что в 90-х у многих доверчивых людей бандиты отнимали жилье. Но их все меньше видно на улицах, потому что заработала программа «социальных домов», в которых они стали получать кров, еду и даже базовое медицинское обеспечение и образование. Статистика независимых НКО подтверждает: количество бомжей «без крыши над головой» в стране за последние пять лет сократилось на 44%, до 365 тыс. (данные Красного Креста) – это один из самых низких показателей в мире. На пособие по безработице в РФ, конечно, не проживешь (около 145 долларов в месяц), но и самой безработицы, по мировым меркам, как таковой почти нет: в этом году она составила всего 5,2% экономически активного населения. Для сравнения: в Испании – 24%, во Франции – 11%, в США – 8,2%, в Италии – 10,8%.
Перечислять все меры соцподдержки в нашей стране нет возможности – их я насчитал более 420 пунктов. Несмотря на более низкий уровень финансовых ресурсных возможностей государства, в России гораздо более развитая и масштабная система социального обеспечения, и выравнивающая (не допускающая нищеты и обеспечивающая более-менее равный доступ всем гражданам к удовлетворению базовых «жизненных» потребностей) функция среди населения исполняется на гораздо более высоком уровне, чем в большинстве крупных стран хваленого Запада. Другое дело, что эта система в отдельных сегментах зачастую неэффективна и коррумпирована и периодически возникают предложения ее радикально реформировать в «либеральном» ключе, то есть передать существующие социальные гарантии на откуп рынка, «оптимизировать» те или иные сферы (точнее, сбросить с государства ряд «обременений» в области образования, медицины, пенсионного обеспечения). И дискуссия по этим тема далеко не завершена. Но надо признать – это мировой мейнстрим. Демонтаж социального государства, особенно после кризиса 2008 года, стал наиболее характерным ответом на социально-экономические вызовы современности правительств крупнейших стран, независимо от их политического позиционирования. Просто в одних странах (например, в Греции, Испании) эти сценарии реализуются жестче, а в других – мягче. Да и «таргет-группы» могут быть разные – мигранты, бюджетники, пожилые и т.д.
В Бразилии, занявшей 12-е место в рейтинге, почти в два раза меньше бюджетных средств на каждого члена общества, чем в России, – 2600 долларов (бюджет 490 млрд, население 190 млн). За последние 10 лет правительство сделало огромный скачок в повышении уровня жизни. Введено обязательное дошкольное и школьное образование, финансируемое государством, госгарантии по медицинскому обеспечению, открыты «общественные университеты». С февраля 2003 года воплощается в жизнь масштабная программа под названием «Нет – голоду». Еще в начале нынешнего века в Бразилии недоедало около трети населения, а половина сельских жителей имела доход не более 1 доллара в день. Доходы 10% самых обеспеченных в 40 раз превышали доходы 10% самых бедных граждан. Программа включает специальные механизмы, нацеленные непосредственно на поддержку наиболее нуждающихся семей: программу семейных пособий «Семейный бюджет», обеспечение минимальной ренты, бесплатные школьные обеды, организацию «народных столовых», продовольственные программы на местах, организацию альтернативных каналов продажи продуктов малообеспеченным гражданам. В результате доля бедных в процентном отношении уменьшилась почти вдвое.
В Бразилии штаты и муниципалитеты обязаны тратить по меньшей мере 25% своего бюджета на образование. Но у более богатых штатов и городов есть больше денег, чтобы инвестировать в качественное образование, тогда как в более бедных образование очень плохое. Есть также общественное здравоохранение. Но вся эта «общественная система» обучения и медпомощи все еще чрезвычайно недостаточно финансируется. Поэтому доступ к ней имеют всего около 30% населения. Если не считать столицы и пяти крупнейших городов, уровень жизни ужасающе низкий, огромное количество бездомных и нищих, пособий на детей нет, а пособие по безработице предоставляется только 7% безработных.
Китай и Индия, занявшие соответственно 13-е и 14-е места в нашем списке, имеют достаточно разветвленную систему социальной поддержки, но из-за огромной численности населения не имеют возможности распределить достаточное количество средств на каждого гражданина. Экономики этих стран растут самыми большими темпами в мире, но это их не спасает, потому что население растет еще быстрее. КНР с 1,6 трлн долларов бюджета и даже низкими ценами на товары первой необходимости не в состоянии прокормить 1,347 млрд человек. Получается всего 1200 долларов на каждого. Даже учитывая паритет покупательской способности, это просто ничтожная сумма. В Индии ситуация еще хуже – при бюджете 338 млрд и населении 1,21 млрд у правительства лишь 270 долларов на каждого. Поэтому именно Индия лидирует по количеству (и в процентном соотношении тоже) нищих в мире.
Подводя итог, можно сказать, что российское государство вполне может считаться социально ориентированным по отношению к своим гражданам. Значительно отставая в ресурсном потенциале от стран Запада и имея обязательные задачи по росту обороноспособности (для этого просто достаточно помнить как историю страны, так и географические и геополитические реалии), РФ обладает одной из самых разветвленных и больших систем социальной политики в мире. Население находится под «выравнивающей» опекой государства в большей степени, чем во многих крупных странах мира. Основными причинами этого благополучия можно назвать огромный, не имеющий аналогов в мире, инфраструктурный задел, сохраняющиеся реликты социальной солидарности и институциональную инерцию, доставшиеся нам по наследству от Советского Союза, отсутствие необходимости обслуживать громадные долги, как это происходит в странах Запада, и ускоренный докризисный экономический рост, обеспечивший очень приличный бюджет даже в сравнении с передовыми странами. Очевидно, что все эти факторы начинают ослабевать и даже сохранение нынешней ситуации окажется очень непростой задачей в ближайшие годы.