Социальные структуры общества

Задания к итоговому уроку по главе «Социальная сфера». —

1. Кратко ответь на вопросы.
1) Какие элементы входят в социальную структуру?
Социальное общество, социальные институты, социальные группы, социальные организации
2) Что отличает страту от других социальных образований?
Страта подразумевает не только общность признаков, но имеет иерархическую структуру.
3) Какие виды социальных групп выделяют учёные?
Большие, средние, малые.
4) Что такое социальное неравенство?
Одни больше других что-либо получают незаконно.
5) Какие направления социальной мобильности существуют?
Вертикальная, горизонтальная
6) Как связаны социальный статус и социальная роль?
Статус- реальное положение в обществе, а социальная роль- ожидаемое.
7) Какие виды социальных статусов существуют?
Предписанный и достигаемый
8) В чём отличие этноса от других социальных общностей?
Этнос, эта группа людей, объединенная общими признаками, объективными либо субъективными.
Социальная общность, эта объединяющее различные совокупности людей, для которых характерны некоторые одинаковые черты жизнедеятельности и сознания.
9) Какое поведение называют отклоняющимся?
Не соответствующее норме.
2. Выполни задания. В каждом задании обведи кружком номер одного правильного ответа.
1) По профессиональному признаку выделяют социальную общность
а) рабочие б) горожане в) врачи г)крестьяне
2) Верны ли следующие суждения о социальной структуре общества?
А. Социальная структура общества — это различные виды социальных общностей и отношения между ними.
Б. Социальная структура отражает социальное неравенство.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
3) Один из признаков этнической группы
а) наличие конституции
б) общность исторического пути
в) единое гражданство
г) общность идеологии
3. В данном ряду примеров все, за исключением одного, относятся к малым группам. Найди и подчеркни пример, выпадающий из этого ряда.
Группа друзей; бригада строителей; семья; пользователи Интернета; класс учащихся школы.
4. В приведённом списке указаны социальные роли. Выбери и запиши в первую колонку таблицы порядковые номера социальных ролей, общих и для подростка, и для взрослого, а во вторую колонку — порядковые номера социальных ролей взрослого.
1) водитель автобуса
2) пользователь Интернета
3) избиратель
4) посетитель дискотеки

5. Установи соответствие между способами поведения в конфликтной ситуации и характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подбери соответствующую позицию из второго столбца.
Способ поведения:
А) приспособление
Б) компромисс
В) сотрудничество
Г) игнорирование
Д) соперничество
Характеристика способа поведения:
1) стороны договариваются о взаимных уступках
2) стороны вместе вырабатывают общее решение, обсуждая каждый шаг
3) одна из сторон может поступиться своими интересами и изменить позицию
4) стороны упорно отстаивают свои позиции, не желая поступаться принципами
5) стороны делают вид, что конфликта не существует
Запиши в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

6. Прочитай текст и выполни задания.
В США пользовалась популярностью теория «плавильной печи». Предполагалось, что в Америке переселенцы со всего мира «переплавятся» в совершенно новую нацию. Действительно, у второго и третьего поколения иммигрантов много сходства, например, английский язык, чувство американского патриотизма. По данным социологов, у общин переселенцев существуют единые закономерности развития. Первое поколение нередко живёт надеждами вернуться на старую родину преуспевшими и богатыми, что почти никогда не удаётся. Второе поколение старается доказать свою «американскость»: покинутым отечеством демонстративно не интересуется и говорит только на английском. Зато представители третьего поколения, которым уже нечего доказывать, для которых английский язык — родной, начинают с любопытством относиться к культуре своих неамериканских предков. Они занимаются в языковых кружках, ездят на экскурсии на свою историческую родину и обычно с облегчением возвращаются в Америку. Однако дома они стараются поддерживать личные и деловые связи с людьми родственного происхождения. Поэтому американское общество разделено на множество этнических групп, хоть и общаются они между собой только на английском.
Желание «переплавить» различные этнические элементы свойственно любому государству. Это касается и стран с первоначально многонациональным населением, и стран, куда прибывает большое количество иммигрантов. С середины XX века в страны Западной Европы хлынул поток переселенцев из бывших азиатских и африканских колоний, а в последних десятилетиях XX века — из стран Восточной Европы. Число иммигрантов растёт лавинообразно. Многие из них не собираются отказываться от привычного образа жизни, родного языка. Зачастую они настроены враждебно к новой стране обитания. Это нередко вызывает конфликты с местным населением.
(По материалам «Энциклопедии для школьников»)
1) В чём, по мысли авторов текста, состоит сущность теории «плавильной печи» (подчеркни соответствующие положения текста)? Предположи, почему она появилась именно в США.
Предполагалось, что в Америке переселенцы со всего мира «переплавятся» в совершенно новую нацию. Потому что именно слияние и объединение людей и народов разных национальностей дало на выходе единую американскую нацию.
2) Какие этапы развития проходят, по мнению авторов, общины переселенцев (подчеркни соответствующие положения текста)?
Предполагалось, что в Америке переселенцы со всего мира «переплавятся» в совершенно новую нацию. Действительно, у второго и третьего поколения иммигрантов много сходства, например, английский язык, чувство американского патриотизма. По данным социологов, у общин переселенцев существуют единые закономерности развития. Первое поколение нередко живёт надеждами вернуться на старую родину преуспевшими и богатыми, что почти никогда не удаётся. Второе поколение старается доказать свою «американскость»: покинутым отечеством демонстративно не интересуется и говорит только на английском.
3) Почему любое государство, по мнению авторов текста, стремится «переплавить» различные этнические элементы (подчеркни соответствующие положения текста)? Возможна ли полная «переплавка»? Свой ответ поясни.
1. при смешении культур легче управлять государством.
2. меньше вероятности что эти элементы запросят автономии.
3. единство всегда мешает воздействию.
2) Какие этапы развития проходят, по мнению авторов, общины переселенцев (подчеркни соответствующие положения текста)?

Структура общества

Социальная структура общества — это множество относительно взаимосвязанных и находящихся в постоянном движении разнообразных элементов: социальных общностей и этнических групп, социальных институтов, социальных статусов и отношений.

Понятие, структура и элементы общества

Ознакомившись с особенностями современных социальных общностей и людей, которые в них участвуют, мы можем подойти к пониманию более крупных структур, а именно — современных обществ. Вместе с тем, мы можем понять также причины сложности и неопределенности многих структур, систем и институтов, которые возникают и действуют в современных обществах.

Социология определяет общество как исторически сложившееся множество отношений, систем и институтов, функционирующее на некоторой территории.

Таким образом, общество состоит:

  • из множества лиц, граждан, объединяемых по месту проживания (города, поселки, деревни), по месту работы (предприятия, государственные учреждения), по месту учебы (школа, институт, университет);
  • множества социальных позиций, или статусов, которые занимают люди, а также социальных функций (граждане, руководители, депутаты разных уровней, деятели политических и общественных организаций);
  • множества разнообразных норм и ценностей, определяющих в той или иной степени особенности и содержание деятельности людей, общественных институтов и систем.

Из приведенного определения видно, что общество имеет очень сложную структуру, причем все ее элементы находятся в состоянии непрерывного и неопределенного движения.

Вместе с тем, общество представляет собой относительно целостный (хотя и не свободный от противоречий) социальный организм. Общество состоит их множества людей, но не является простой суммой людей. Общество — это крупное образование, отличающееся устойчивыми формами взаимодействия и взаимозависимости составных частей — людей, социальных институтов, социальных общностей (групп) и социальных норм. В этом смысле понятие общества может считаться совпадающим с понятием государства.

Социальная структура — это сеть устойчивых и упорядоченных связей между элементами социальной системы, обусловленных отношениями классов и других социальных групп, разделением труда, характером социальных институтов. Различают социальную структуру в целом, охватывающую совокупность всех общественных отношений, и социальную структуру отдельных подсистем и сфер данного государстве! — производства, политики, науки, культуры и т. д.

Основные элементы общества в социологическом понимании этого термина

Иногда, говоря о структуре общества, имеют в виду только одну сторону: либо институты, либо органы власти, либо сообщества и т. п. Такой ограниченный взгляд на общество не дает возможности понять его реальной сложности и прогнозировать его дальнейшее развитие.

Общество характеризуется относительным единством производительных сил и административных структур, а также и экономических, правовых и политических отношений. Между этими элементами, выполняющими некоторые функции, в каждом обществе устанавливаются специфические взаимосвязи и взаимодействия. Эти особенности и определяют специфику современных обществ, даже, можно сказать, уникальность каждого.

Каждый элемент, в свою очередь, также является сложной и динамической системой.

Так, экономика представлена различными отраслями промышленности, сельского хозяйства, добывающей и обрабатывающими отраслями. Действуют и различные виды собственности — индивидуальная, групповая, государственная. Правовая область включает конституционную, гражданскую, уголовную, административную, международную, таможенную отрасли. Политическое пространство включает партии, идеологию, политическое управление, политическую и правовую культуру.

Важно подчеркнуть, что в каждом обществе существуют наиболее значимые процессы и тенденции, которые оказывают то или иное влияние на зависимые процессы. Правда, нередко второстепенные (или считающиеся таковыми) процессы оказываются весьма влиятельными.

Необходимость особенно тщательно учитывать динамику общества и оценивать взаимосвязи между его элементами в наши дни объясняется значительным ускорением всех социальных, экономических, политических и международных процессов. Еще в начале XX века скорость общественных процессов была медленной, и это оставляло много времени для поиска обоснованных оценок и практических решений. В наши дни динамизм общества требует оперативной и относительно безошибочной реакции на происходящее. Это требование относится не только к институтам власти, но и к каждому гражданину.

Структурные элементы общества

Некоторые представления о строении общества

Базисные элементы и процессы общества подобны клеткам и метаболическим процессам живых организмов. Но живой организм состоит из разных органов (сердце, артерии, вены и т. д.) и их систем (кровеносная, пищеварительная, нервная и т. д.). Структурно-функциональная социология пытается обнаружить общественные органы и системы органов, позволяющие рассматривать общество как организм.

Огюст Конт, как мы уже говорили, выделил в общественном организме три основных системы органов (институтов):

  • регулятивную (управление);
  • производственную (сельское хозяйство, ремесло, промышленность);
  • распределительную (дороги, транспорт, торговля и т. п.). Главным институтом-органом общественного организма у него был управленческий (государство, право, церковь).

Для К. Маркса строение общества имело подчиненный характер, было средством выделить его важнейшую структуру — общественно-экономическую формацию, которая поглощает все общество как социальный организм. Маркс выделял в обществе две части (сферы, системы): базисную (экономика), определяющую производство материальных благ, и надстроечную (государство, церковь, право, формы общественного сознания и т. п.). Главной частью общества он считал экономику, что выразил формуле «Базис определяет надстройку».

Марксовое понимание строения общества было развито в советской марксистской социальной философии. Владимир Барулин выделил в обществе четыре основных сферы-органа:

Экономику он считает определяющей все остальные сферы жизни общества.

Современный американский антрополог Джулиан Стюард в своей книге «Теория культурных изменений» отошел от классического социального эволюционизма Спенсера, основанного на дифференциации труда. Каждое общество, по Стюарду, состоит из нескольких культурных полей:

  • технико-экономического;
  • социально-политического;
  • законодательного;
  • художественного и т. д.

Каждое культурное поле имеет свои законы эволюции, а все общество в целом находится в уникальных природных и общественных условиях. В результате развитие каждого общества уникально и не подчиняется никакой экономико-формационной линейности. Но чаще всего ведущей причиной развития локальных обществ является технико-экономическая сфера.

Марш (1967), в частности, указал признаки, при которых социальная общность может считаться обществом:

  • постоянная территория, имеющая государственную границу;
  • пополнение численности сообщества в результате деторождения и иммиграции;
  • развитая культура (понятия опыта, понятия о связи элементов опыта, ценности-верования, нормы поведения отвечающие ценностям и т. д.);
  • политическая (государственная) независимость.

Как можно видеть, экономика среди перечисленных признаков отсутствует.

Строение общества в социологии Парсонса

Самое известное, сложное и используемое в современной социологии — понимание общества, предложенное Т. Парсонсом. Он рассматривает общество как разновидность социальной системы, которая в свою очередь является структурным элементом системы действия. В результате возникает цепочка:

  • система действия;
  • социальная система;
  • общество как форма социальной системы.

Система действия включает в себя следующие структурные подсистемы:

  • социальная подсистема, функцией которой является интеграция людей в социальную связь;
  • культурная подсистема, состоящая в сохранении, воспроизводстве и развитии образца поведения людей;
  • личностная подсистема, заключающаяся в реализации целей и исполнении процесса действия, заложенного в культурной подсистеме;
  • поведенческого организма, функция которого состоит в осуществлении физических (практических) взаимодействий с внешней средой.

Внешней средой системы действия является, с одной стороны, «высшая реальность», проблема смысла жизни и действия, заключенная в культурной подсистеме, а с другой стороны, — физическая среда, природа. Социальные системы — это открытые системы, находящиеся в постоянном обмене с внешней средой, «образуемые состояниями и процессами социального взаимодействия между действующими субъектами «.

Общество — это «тип социальной системы во всей совокупности социальных систем, которая достигла высшей степени самодостаточности в отношении со своим окружением». Оно состоит из четырех подсистем — органов, выполняющих в структуре общества определенные функции:

  • социетальная подсистема — субъект социального действия, она состоит из совокупности норм поведения, служащих интеграции людей и коллективов в общество;
  • культурная подсистема сохранения и воспроизводства образца, состоящая из совокупности ценностей и служащая для воспроизводства людьми образца типичного социального поведения;
  • политическая подсистема, служащая для постановки и достижения целей социетальной подсистемой;
  • экономическая (адаптивная) подсистема, включающая в себя совокупность ролей людей, взаимодействия с материальным миром (табл. 1).

Ядром общества выступает социетальное сообщество — своеобразный народ, а остальные подсистемы выступают инструментами сохранения (стабилизации) этого сообщества. Оно представляет собой сложную сеть взаимопроникающих коллективов(семей, предприятий, церквей, государственных учреждений и т. д.), в рамках которых люди обладают общими ценностями и нормами и распределены между статусам и-ролям и. «Общество, — пишет Парсонс, — есть такой тип социальной системы во всей совокупности социальных систем, которая достигла высшей степени самодостаточности в отношениях со своим окружением». Самодостаточность включает в себя способность общества контролировать как взаимодействие входящих в него подсистем, так и внешние процессы взаимодействия.

Таблица 1. Структура общества по Т. Парсону

Подсистемы

Структурные компоненты

Функция

Сониетальное сообщество

Нормы

Интеграция

Культурная подсистема

Ценности

Воспроизводство обр.

Политическая подсистема

Коллективы

Целедостижение

Экономическая подсистема

Роли

Адаптация

Главная общественная проблема, по мнению Парсонса, — проблема порядка, стабильности и адаптации общества к изменяющимся внутренним и внешним условиям. Он уделяет особое внимание понятию «нормы» как важнейшего элемента социальной связи, института, организации. В реальности ни одна социальная система (и общество в том числе) не находится в состоянии полной интеграции и корреляции с другими системами, потому что постоянно действуют деструктивные факторы, вследствие чего необходим постоянный социальный контроль и другие корректирующие механизмы.

Парсонсовская концепция социального действия, социальной системы, общества была подвергнута критике с разных социологических точек зрения. Во-первых, общество у него оказалось втиснутым между культурной и антропологической (личность и поведенческий организм) подсистемами, при этом культурная подсистема осталась вне общества. Во-вторых, социетальное сообщество не входит в состав политической, экономической, культурной подсистем, поэтому социетальные статусы, ценности, нормы оказываются функционально недифференцированными по отношению к социальным системам. В-третьих, главным элементом общества оказывается социетальное сообщество, которое образовано ценностями и нормами, а не процесс деятельности, ведущий к определенному результату.

На мой взгляд, структуру общества, предлагаемую Парсонсом, можно существенно изменить. Имеет смысл добавить к подсистемам общества демосоциальную, связанную с воспроизводством и социализацией людей. Она не покрывается личностной и поведенческой подсистемами, играя фундаментальную роль в обществе. Нужно разделить культурную подсистему на духовную и психическую, так как их смешение в культурной подсистеме мешает самому Парсонсу при анализе отдельных культурных подсистем — например, церкви и религиозного мировоззрения. Следует включить в состав всех социальных систем общества социетальные части (функциональные социетальные сообщества).

Современные представления о строении общества

С моей точки зрения, общество состоит из следующих основных систем-сфер:

  • географическая (естественная основа существования и предмет производства);
  • демосоциальная (демографическая и социальная) — воспроизводство и социализация людей;
  • экономическая (производство, распределение, обмен, потребление материальных благ);
  • политическая (производство, распределение, обмен, потребление власти-порядка, обеспечение интеграции);
  • духовная (художественная, правовая, образовательная, научная, религиозная и т. п.) — производство, распределение, обмен, потребление духовных ценностей (знаний, художественных образов, моральных норм и т. п.), духовная интеграция;
  • психическая, сознательная, субъективная (совокупность инстинктов, чувств, взглядов, ценностей, норм, убеждений, присущих данному обществу).

Каждая из перечисленных систем включает в себя подсистемы, которые можно рассматривать в качестве относительно самостоятельных частей общества. Данные представления схематически можно показать следующим образом (схема 1).

Схема 1. Основные системы общества

Системы общества, во-первых, расположены такой «лесенкой» прежде всего в зависимости от соотношения в них материального (объективного) и психического (субъективного). Если в географической сфере субъективная составляющая (мировоззрение, ментальность, мотивация) отсутствует, то в сознательной — присутствует в полной мерс. При движении от географической (бессознательной) к психической (сознательной) системе роль конструирующих социум значений, т. е. сознательной составляющей жизнедеятельности людей, возрастает. Одновременно происходит усиление рассогласования обыденных (эмпирических) и научных (теоретических) знаний и убеждений. Во-вторых, демосоциальная, экономическая, политическая, духовная системы ориентированы на удовлетворение функциональных потребностей (демосоциальных, экономических и т. п.). Поэтому понятие социальной связи (социальности) выступает методологической основой анализа этих систем общества. В-третьих, эти системы комплементарны, дополняют одна другую и надстраиваются одна над другой. Между ними возникают разнообразные причинно-следственные, сущностно-явленческие и функционально-структурные связи, так что «конец» одной общественной сферы является одновременно «началом» другой. Они образуют иерархию, где результат функционирования одной системы является началом другой. Например, демосоциальная система является исходной для экономической системы, а последняя — для политической и т. д.

Один и тот же человек выступает субъектом разных общественных систем, а значит — и социетальных сообществ, реализует в них разные мотивационные механизмы (потребности, ценности, нормы, убеждения, опыт, знания), выполняет разные роли (мужа, рабочего, гражданина, верующего и т. п.), образует разные социальные связи, институты, организации. Это, с одной стороны, обогащает статусно-роле вой набор людей, а с другой стороны сохраняет единство общественных систем и обществ. Индивид, его деятельность, мотивация являются в конечном счете одним из основных интеграторов народонаселения в общество-народ. В понимающей социологии, социологии Парсонса и
феноменологической социологии индивидуальное социальное действие выступает главным элементом социального.

Общественное, социальное, социетальное бытие — это совокупность демосоциальной, экономической, политической, духовной систем и связей между ними. Перечисленные термины выражают, в сущности, одно и то же. Системы социальной связи, общественного бытия, социальные системы представляют собой процессы производства, распределения, обмена и потребления каких-то социальных благ (товаров, порядка, истин и т. д.).

Социум — это совокупность общественных систем за исключением географической. В учебниках по социологии, как правило, выделяют раздел культуры общества, под которым в узком смысле слова понимается характерный для данного общества строй ценностей, норм, мыслей, действий. В широком смысле слова социум и культура общества — тождественные понятия, поэтому в настоящем учебном пособии я исключил раздел «культура»: она рассматривается в разных темах вследствие большой расплывчатости самого понятия «культура». Культура человека была рассмотрена раньше.

Общество — это совокупность всех общественных систем и связей между ними, его основные метасистемы — народ, формация и цивилизация. В социальных системах (общественном бытии) можно выделить три основные части, чтобы упростить их понимание и роль в обществе. Во-первых, это исходная, субъектная, социетальная часть социальных систем включает в себя функциональные общности (демосоциальные, экономические и т. п.), обладающие функциональной субъективностью (потребностями, ценности, знаниями), способностями к действиям, а также ролями.

Во-вторых, это базисная, деятельностная часть — процесс производства каких-то общественных благ — представляющая собой согласованные действия индивидов с разными ролями, их взаимное общение, использование предметов и орудий (ситуация деятельности). Примером могут служить менеджеры, инженеры и рабочие вместе со средствами производства в деятельности промышленного предприятия. Эта часть является базисной, потому что от нее зависит данная социальная система.

В-третьих, это результативная, вспомогательная часть, включающая в себя произведенные социальные блага: например, автомобили, их распределение, обмен и потребление (использование) другими социальными системами. К результативной части социальной системы нужно отнести и подкрепление исходных и базисных частей, подтверждение их адекватности своему назначению. Такая, реалистическая, точка зрения смягчает крайности субъективистской, понимающей, позитивистской и марксистской социологии.

В отличие от Парсонса, функциональное социетальное сообщество в такой трактовке является исходным элементом каждой социальной системы, а не выступает в качестве отдельной системы. В него входит также статус но-ролевая структура, характеризующая данную социальную систему. Оно, а не культурная подсистема, выступает конкретной функциональной культурной частью социальной системы.

Далее, не только экономическая и политическая, но также демосоциальная и духовная системы выступают социальными, т. е. обладают своими функциональными социетальными сообществами, со своими потребностями, ментальностью, способностями, а также действиями, нормами, институтами и результатами.

И, наконец, во всех социальных системах культурная, социетальная, личностная, поведенческая подсистемы находятся в единстве, а индивидуальное (элементарное) действие входит в базисную часть каждой социальной системы, включая в себя: а) ситуацию (предметы, орудия, условия); б) ориентации (потребности, цели, нормы); в) операции, результаты, блага.

Таким образом, общество можно определить как природно-социальный организм, состоящий из психической, социальной, географической систем, а также связей и отношений между ними. Общество имеет разные уровни: деревни, города, регионы, страны, системы стран. Человечество включает в себя как развитие отдельных стран, так и медленное становление общечеловеческого суперорганизма.

В настоящем учебном пособии общество изображено в виде иерархической структуры, которая включает в себя: 1) базисные элементы общества; 2) системы (подсистемы), сферы, органы; 3) метасистемы (народы, характеризующие «метаболическую» структуру общества; формации, характеризующие «социальное тело» общества; цивилизации, характеризующие его «душу»).

Сен-Симон, Конт, Гегель и другие полагали, что движущая сила изменений обществ находится в сфере сознания, в тех идеях, методах мышления и проектах, с помощью которых Человек пытается объяснить и предсказать свою практическую деятельность, управлять ей, а через нее и миром. Марксисты видели движущую силу исторических изменений в сфере борьбы бедных и богатых классов, производительных сил и экономических отношений, то есть в экономической системе. На мой взгляд, движущей силой развития обществ являются также противоречия психического, социетального, предметного внутри социальных систем, между общественными системами внутри общества, между разными обществами.


Современное общество состоит из социальных групп, слоёв населения и национальных общностей, которые неизбежно выполняют свои функции и связаны между собой. Они взаимосвязаны между собой экономическими, социальными, политическими и духовными отношениями. Вся эта система взаимоотношений образует в совокупности структуру общества.

Базу для социальной структуры общества составляют общественное разделение труда и отношение собственности на средства производства и его продукты. Основу общественного разделения труда формируют социальные группы: классы, профессиональные группы, группы людей одного населённого пункта, а также одного вида умственного или физического труда. Отношения собственности на основе экономических принципов закрепляют внутреннюю разрозненность общества, которая образуется в социальную структуру внутри самого общества.

Основные элементы социальной структуры общества

Среди основных элементов социальной структуры общества выделяют:

  • Классы.
  • Люди города и деревни.
  • Представители физического и умственного труда.
  • Сословия (имеются в виду социальные группы, чьё место в обществе определено положением в системе социально-экономических отношений, традициями и правовыми актами).
  • Социально-демографические группы (мужчины, женщины, молодёжь и т.п.).
  • Национальные общности – нации, этнические группы.

Социальные группы и национальные общности имеют неоднородный состав. В силу этого внутри определённой социальной группы происходит деление на слои и группы, которые схожи по конкретным характеристикам. Это могут быть политические или социальные интересы. Это факт хорошо изучен западными социологами, которые выдвигают теорию стратификации, которая, по их мнению, делит общество на различные слои («страты»), основываясь на различных факторах, например, уровень дохода или политические воззрения, профессиональная деятельность или духовная принадлежность.

Множество западных социологов работают над вопросом и проблематикой малых социальных групп, которые формируются на основе регулярных и близких контактов между несколькими людьми. Чаще всего такие группы складываются внутри крупных социальных групп и слоёв общества, даже классов, профессиональных и этнических группах. Таким образом, они могут оказывать определённое воздействие на социальную структуру обществ, тем самым давать предпосылки для формирования свойственных мотивов поведения людей, которые относятся к той или иной группе.

Социальные группы и национальные общности находятся в определённой взаимосвязи, эта связь имеет динамический характер. Её вовсе нельзя отнести к статической, потому что это взаимодействие происходит в активном режиме постоянно изменяющихся потребностей потребителя, а также возможности реализации этих потребностей.

Кроме всего прочего группы и общности состоят в постоянных отношениях между собой. Имеются в виду социальные отношения посредством работы общественной структуры. Такие отношения характерны субъектам, которые занимаются удовлетворением своих потребностей, например, нормальных условиях труда, потреблении материальных благ, получении достойного образования, доступе к объектам духовной культуры, а также улучшения качества быта и отдыха. Проще говоря, удовлетворение потребностей, которые имеют отношение к социальной сфере общественной жизни, а также фактах самоутверждения в той или иной социальной группе.

В современном мире вполне логично, что свои потребности стараются реализовать и получить право на их исполнение не только рабочие, крестьяне, предприниматели или интеллигенция, но и такие социальные группы, как молодёжь, люди преклонного возраста, женщины и пр. Кроме того, вместе с тем, как меняется и обновляется мир, многие национальные меньшинства и отдельные этнические группы также стремятся реализовать свои экономические, политические и духовные интересы. Более того, каждая социальная группа старается упрочить своё положение и получить определённые гарантии в этом отношении.

Социальная мобильность

Одним из важных факторов, который влияет на нормальное функционирование социальной структуры, значится социальная мобильность.

Определение

Социальная мобильность – это переход людей из одной социальной группы в другую или перемена слоя общества.

Пример социальной мобильности прост. В случае, когда крестьянин меняет место жительство и род занятий он выполняет акт социальной мобильности. Так, из сельского жителя он превращается в городского, и вместе с тем, из крестьянина превращается в рабочего завода. Еще один пример социальной мобильности выглядит так: ребёнок рабочих может стать интеллигентом, а, скажем, дети крестьян, могут выбрать путь предпринимателей. Этот же процесс происходит, когда, например представитель предпринимательской среды начинает деятельность на политическом поприще.

Процессы социальной мобильности изучаются на государственном уровне, это имеет важное значение для общества. Государство должно представлять процессы, которые происходят в обществе, и знать о социальных перемещениях населения. Кроме того, устанавливать причины, по которым происходят акты социальной мобильности и основные направления. Это помогает регулировать эти процессы и оказывать вспомогательное действие в интересах государственной социальной политики, сохранения равновесия и стабильности.

Гражданское общество непосредственным образом связано с взаимодействием различных социальных групп. Поэтому проблемы функционирования социальной структуры, так или иначе, тоже связаны с проблемами гражданского общества. Впервые об этом заговорил Гегель. ОН выдвинул идею по решению данной проблемы. По его мнению, гражданское общество – это независимая сфера личных потребностей и интересов, которая основана на частной собственности и достаточно формальном равенстве всех людей.

Гражданское общество основывается на праве и частной собственности, таким образом, можно говорить, что это система отношений личностей и сословий.

Пример

Гегель писал: «Собственность и личность обладают в гражданском обществе признанием закона и значимостью. В свою очередь, право выступает в форме закона и должно одновременно обладать значением».

Поясним, идея Гегеля о том, что право обладает общезначимостью, лежит в основе правового гражданского общества. Гегель в своих трудах часто объяснял беспрекословную связь социально-экономической политики и правовой стороны гражданского общества.

О гражданском обществе много рассуждал и к. Маркс. Он выдвигал своё мнение о том, что именно исторический процесс вплотную привязан к действиям в гражданском обществе, что эти два понятия неразрывны между собой. Это видение К. Маркса вполне логично, ведь согласно учению марксизма именно социально-экономическая сфера лежит в основе общественной жизни людей. Помимо всего прочего именно отношения собственности, которые характерны социально-экономической сфере, являются основой развития гражданского общества.

Рассуждая на тему проблем гражданского общества, можно говорить о том, что философы всех времён и народов оставили современникам огромный багаж знаний, но не стоит при этом забывать о том, что реальность нынешнего времени отлична от других и взгляды на проблематику могут значительно меняться. С одной стороны весьма логично рассматривать гражданское общество как единый организм, в котором взаимодействуют большие и малые социальные группы. При этом различные формы собственности, развивающиеся свободно, являются экономической основой такого взаимодействия. В силу этого, стоит предположить, что защита интересов производится посредством правовых органов государства, где всё подчиняется законам.

С другой стороны, реалии таковы, что в истинном гражданском обществе, где права и свободы отдельных граждан являются основой существования, каждый имеет право и возможности проявлять себя в разный ипостасях. При этом он удовлетворяет свои потребности и приносит пользу обществу и людям. Важный момент: ему доступны все блага социальной и правовой защиты.

Социальная структура России

Социальная структура современной России сформировалась под воздействием исторических событий недавних лет. Судить, насколько она полноценна или оптимальна достаточно сложно. Поскольку исторические события тридцатилетней давности показали обществу, насколько несовершенна может быть любая структура. Дело обстоит следующим образом: во времена СССР, когда социальный состав в большинстве своём был представлен рабочим классом, крестьянством и интеллигенцией, не был обеспечен достаточный уровень динамического развития социальной структуры.

То ли дело современное общество, когда различные социальные группы, которым характерно активное участие в общественной жизни добавляют обществу динамизма, но при этом зачастую их интересы не совпадают с интересами других социальных групп и обществ. Отсюда и берёт своё начало проблема формирования гармоничных отношений между различными слоями населения и социальными группами.

Основные тенденции развития социальной структуры

Всего выделяют две тенденции в развитии социальной структуры современного общества:

  • Активная дифференциация общества и формирование новых социальных групп.
  • Развитие социальной структуры общества определяется интеграционными процессами в экономике.

В силу этого, можно говорить о том, что системно пересекаются интересы разных социальных групп и обществ, что приводит к их сближению и пересечению интересов. Таким образом, происходит формирование новых условий жизни, потребностей и интересов.

Любое государство не должно пропустить момент формирования новых социальных групп, и уж тем более учитывать эти тенденции в своей политике. Такая политика должна предполагать регулирование интересов и отношений между всеми социальными группами. Основная задача, которая стоит перед государством – создать необходимые условия для нормальной жизни, при этом повышая их благосостояние, соблюдая принципы социальной справедливости.

Стоит заметить, что решить данные проблемы достаточно непросто. Даже беспрекословно следуя всем правилам и учитывая реальные тенденции развития, наладить порядок и гармонию в социально-экономической сфере нелегко. Российское общество вступило в переходный период своего развития в переломный момент от прежних социально-экономических отношений и становление, без прикрас, достаточно непростое, которое должно функционировать по законам рыночной экономики.

На наглядном примере реальных условий жизни, можно увидеть, насколько серьёзное восстановление требуется после сложившегося ранее положения социальной нестабильности. Здесь стоит отметить тот факт, что во времена распада СССР, общество резко поделилось на бедный и богатых, между которыми была насколько огромная пропасть, что всё это повлекло за собой неустойчивое положение многих социальных групп.

Все эти факты способствуют тому, что общество требует повышения уровня социальной защищенности ввиду того, что возникают острые социальные противоречия между различными социальными группами. Здесь имеется в виду то, что государство должно выстраивать свою социальную политику таким образом, чтобы уязвимые социальные группы и общества имели возможность получения помощи. Это не только финансовая поддержка в определённых условиях, а также помощь в освоении новых профессий, помощь при желании осуществлять ту или иную производственную или предпринимательскую деятельность. Основной критерий для государства – полезность для общества такой деятельности. Такие меры должно принимать государство, которое заботится о стабильность и гармоничном развитии общества.

А1 Для определения социальной структуры общества значимыми признаками являются (-ется)

А1 Для определения социальной структуры общества значимыми признаками являются (-ется):

1) физические данные;

2) особенности темперамента;

3) умственные способности;

4) профессия.

А2 Различные общества образуют социальный (-ую)

1) однородность;

2) структуру;

3) прогресс;

4) «лифт».

A3 Укажите правильное сочетание.

К социальной сфере жизни общества относятся

A. Политические институты.

Б. Технологии разрешения конфликтов.

B. общественные настроения.

Г. Политические партии и движения.

1) АБ;

2) БВ;

3) ВГ;

4) все перечисленное.

А4 Основной характеристикой социальной структуры постиндустриального общества является:

1) образование социальных групп – страт;

2) размывание традиционных классов;

3) расслоение на лидеров и исполнителей;

4) усиление национальной дифференциации.

А5 Основными элементами социальной структуры общества являются (укажите правильное сочетание):

A. Классы.

Б. Страты.

B. Бедные и богатые/

Г. Угнетенные и угнетатели.

1) АБ;

2) АВ;

3) ВГ;

4) все перечисленное.

А6 К социальной сфере можно отнести такие понятия, как (укажите правильное сочетание):

A. Государство.

Б. Нация.

B. Политическая партия.

Г. Страта.

1) АБ;

2) БВ;

3) БГ;

4) все перечисленное.

А7 Молодежь, женщины, пенсионеры- это социальные общности:

1) территориальные;

2) демографические;

3) этнонациональные;

4) профессиональные.

А8 Верны ли следующие суждения?

А. К социальной сфере общественной жизни можно отнести такие понятия как власть, государство.

Б. К социальной сфере общественной жизни можно отнести такие понятия как наука, религия.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А, и Б;

4) оба суждения неверны.

А9 Верны ли следующие суждения?

А. Только социальная структура общества определяет его развитие.

Б. Правовые нормы, существующие в обществе, отражают уровень его социально-политического развития.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А, и Б;

4) оба суждения неверны.

А10 Различные общности образуют социальную…

1) однородность;

2) структуру;

3) закономерность;

4) науку.

А11 Верны ли следующие суждения?

А. К социальной сфере общественной жизни можно отнести понятия «нация», «этнос».

Б. К социальной сфере общественной жизни можно отнести понятия «государство», «партия».

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А, и Б;

4) оба суждения неверны.

А12 Социальная сфера общества определяет отношения между:

1) членами общества и государством;

2) собственниками и государством;

3) различными группами населения;

4) между людьми и природой.

А13 Верны ли следующие суждения?

А. Социальные отношения включают отношения между обществом и природой.

Б. Отношения межличностные, межгрупповые, межнациональные — все это социальные отношения.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А, и Б;

4) оба суждения неверны.

А14 Верны ли следующие суждения?

А. Социальная группа — это любая совокупность людей, непосредственно взаимодействующих друг с другом.

Б. Социальная группа — это группа, положение которой обязательно регламентирует нормативными документами.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А, и Б;

4) оба суждения неверны.

А15 К признакам, которые могут характеризовать социальную группу, относится (-ятся):

1) физические данные;

2) особенности темперамента;

3) умственные способности;

4) профессия.

А16 К социальным группам относятся:

1) классы;

2) партии;

3) общественные движения;

4) производственные объединения.

А17 В перечне социальных групп лишними являются:

1) сословия;

2) касты;

3) партии;

4) классы.

А18 Одной из причин многообразия социальных групп является:

1) различие во взглядах и убеждениях людей;

2) социальная нестабильность общества;

3) общественное разделение труда;

4) защита государством интересов господствующего класса.

А19 Пограничными социальными общностями являются социальные группы:

1) элитные группы;

2) фермеры;

3) маргиналы;

4) индустриальные рабочие.

А20 Временной социальной общностью является:

1) нация;

2) племя;

3) толпа;

4) страта.

А21 Социальные общности — это:

1) отношения между устойчивыми группами;

2) реально существующие совокупности людей, связанные едиными признаками;

3) возрастные отношения между индивидами;

4) профессиональные связи между людьми.

А22 Отношение к собственности, величина дохода, фактор пользования властью, — это признаки социальной общности:

1) демографической;

2) класса;

3) профессиональной;

4) расовой.

А23 В марксистской традиции принято выделять следующие классообразующие признаки (укажите правильное сочетание):

A. Качество полученного образования и уровень квалификации.

Б. Отношение к средствам производства.

B. Роль в общественной организации труда.

Г. Участие в распределении общественного богатства.

1) АБВ;

2) АВГ;

3) БВГ;

4) все перечисленное.

А24 К социальным группам выделяемым по поселенческому признаку, относится

1) народность;

2) нация;

3) горожане;

4) класс.

А25 Принадлежность человека к той или иной социальной группе определяется его:

1) политическими убеждениями;

2) размером получаемого дохода;

3) религиозными взглядами;

4) личным авторитетом.

А26 Главной причиной социального неравенства с марксистской точки зрения является:

1) сохранение частной собственности на средства производства;

2) невозможность для низших классов получить качественное образование;

3) недостаточная помощь бедным слоям общества со стороны государства;

4) коррупция в высших органах государственной власти.

А27 Социальное неравенство проявляется в:

1) различиях между людьми по природным способностям и склонностям;

2) отсутствии разделения труда;

3) принципе разделения материальных благ поровну;

4) наличии привилегий для отдельных групп.

А28 Верны ли следующие суждения?

А. Социальное неравенство присуще только современному обществу.

Б. Социальное неравенство было присуще обществу и на предыдущих этапах развития.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А, и Б;

4) оба суждения неверны.

А29 Верны ли следующие суждения?

А. Численное увеличение средних слоев общества усиливает социальное неравенство.

Б. Рост численности рабочего класса смягчает социальное неравенство.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А, и Б;

4) оба суждения неверны.

А30 Социальное неравенство означает:

1) разделение общества на группы, занимающие разное положение в обществе;

2) усиление социального контроля над различными общественными силами;

3) разделение людей по уровню индивидуальных способностей;

4) главенство одной ветви власти над другими.

А31 Для устранения социального неравенства с точки зрения марксизма необходимо:

1) ввести уравнительно распределение материальных благ;

2) искоренить частную собственность на средства производства;

3) усовершенствовать законы;

4) превратить всех в частных собственников.

А32 Социальное равенство проявляется в:

1) равенстве природных задатков и способностей людей;

2) удовлетворении любых потребностей;

3) распределении материальных благ в равных долях между всеми;

4) отсутствии привилегий для отдельных групп.

А33 Социальная стратификация означает:

1) разделение общества на группы, занимающие разное положение в обществе;

2) рост численности среднего класса;

3) усиление общественного контроля над различными социальными группами;

4) рост возможностей перемещаться из одной группы в другую.

А34 К критериям выделения страт относят:

1) государственную поддержку;

2) характер профессиональной деятельности;

3) эстетические вкусы и привязанности;

4) политические взгляды и пристрастия.

А35 Объективным критерием социальной страты является:

1) уровень духовной культуры;

2) участие в профсоюзе;

3) образ жизни;

4) происхождение.

А36 Социальная стратификация — это:

1) взаимодействие людей в различных группах и групп между собой;

2) совместная деятельность людей в различных группах;

3) специфическая форма объединения и взаимодействия различных групп людей;

4) система признаков социального расслоения, неравенства.

А37 Социальное расслоение свойственно обществу:

1) только средневековому;

2) только индустриальному;

3) только патриархальному;

4) любому.

А38 Социальная дифференциация — это:

А..»Различие» (лат.).

Б. Неравенство между группами.

В. Разное социальное положение групп.

Г. Социальное расслоение.

1) АБ;

2) БВ;

3) АБГ;

4) все перечисленное.

А39 Положение человека в обществе — это;

1) социальный статус;

2) социальная роль;

3) социальная мобильность;

4) социальная адаптация.

А40 Оценка, которую общество дает статусу или должности, — это:

1) авторитет личности;

2) социальный статус;

3) социальный престиж;

4) харизма.

А41 Социальный статус личности – это:

1) имущественное положение человека в обществе;

2) определенные права и обязанности, определяющие положение человека в обществе;

3) значимость конкретного человека для общества, других людей;

4) влияние человека на общественные процессы.

А42 Статус, полученный от рождения, называется:

1) ролевой;

2) достигнутый;

3) социальный;

4) предписанный.

А43 Приобретенным является статус:

1) сын;

2) русский;

3) флегматик;

4) учитель.

А44 Положение личности, занимаемое в обществе в соответствии с возрастом, полом, происхождением, семейным положением, — это:

1) социальная роль;

2) социальный статус;

3) семейное положение;

4) социальная стратификация.

А45 Положение человека в обществе в связи с определенными правами и обязанностями — это:

1) социальный статус;

2) семейное положение;

3) социальные привилегии;

4) проявление уравнительности в обществе.

А46 К среднему классу можно отнести:

1) наемных сельскохозяйственных рабочих;

2) студентов;

3) владельцев банков;

4) менеджеров.

А47 Критерием выделения высшего класса в стабильном и развитом обществе является:

1) наиболее крупные размеры собственности и доходов;

2) больший объем политических прав;

3) религиозная принадлежность;

4) уровень образования.

А48 Оценка, которую общество дает статусу или должности — это:

1) авторитет личности;

2) общественное одобрение;

3) социальный престиж;

4) характеристика.

А49 Социальная роль — это:

1) степень признания достоинств личности;

2) оценка, которую дает общество статусу личности или должности;

3) определенная модель поведения, которая должна отвечать ожиданиям окружающих;

социальное перемещение индивида.

А50 Укажите правильное сочетание.

Социальная роль определяется следующим:

A. Усвоением и выполнением социальных функций.

Б. Поведением, которое ожидается от индивида.

B. Требованием общества к личности.

Г. Талантом и способностями.

1) АБВ;

2) БВГ;

3) АВГ;

4) все перечисленное.

А51 Верны ли следующие суждения?

А. Социальный престиж — это оценка, которую дает общество личности.

Б. Социальный престиж — это степень признания достоинств человека.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А, и Б;

4) оба суждения неверны.

А52 Социальный престиж определяется:

1) обществом;

2) администрацией предприятия;

3) конституцией;

4) нормами права.

А53 Верны ли следующие суждения?

А. Социальная роль — это определенное место, занимаемое личностью в обществе.

Б. Социальная роль — это совокупность действий, которые человек выполняет в соответствии со своим социальным статусом.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А, и Б;

4) оба суждения неверны.

А54 Верны ли следующие суждения ?

А. Социальная дифференциация — это разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение.

Б. Социальная дифференциация — это переход с одной ступени социальной лестницы на другую.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А, и Б;

4) оба суждения неверны.

А55 К восходящей вертикальной мобильности относится:

1) повышение по службе;

2) занятие предпринимательской деятельностью;

3) понижение по службе

4) выход на пенсию.

A56 Горизонтальную социальную мобильность характеризует:

1) повышение по службе;

2) разжалование офицера в солдаты;

3) получение второй рабочей специальности;

4) понижение в должности.

А57 Что из перечисленного ниже характеризует восходящую вертикальную мобильность?

1) назначение ведущего инженера директором фирмы;

2) назначение инженера одной фирмы инженером другой;

3) разжалование офицера в рядовые;

4) переезд из одного поселка городского типа в другой.

А58 Формой вертикальной социальной мобильности является:

1) создание семьи;

2) безупречная производственная деятельность;

3) постоянное проживание в городе;

4) повышение по службе.

А59 Переход людей из одной социальной группы в другую называется;

1) социальным неравенством;

2) социальной мобильностью;

3) социализацией;

4) социальной адаптацией.

А60 К восходящей социальной мобильности относится переход (переезд):

1) с гражданской службы на военную;

2) с рядовой работы на руководящую должность;

3) с государственного предприятия на частное;

4) из сельской местности в город.

А61 Мелкий служащий становится управляющим. Это пример:

1) горизонтальной социальной мобильности;

2) социальной стратификации;

3) социальной адаптации;

4) вертикальной социальной мобильности.

А62 К нисходящей социальной мобильности относится переход (переезд):

1) с военной службы на гражданскую;

2) с руководящей должности на рядовую работу;

3) с государственного предприятия в частное;

4) из города в сельскую местность.

А63 Среди перечисленных наук социальную мобильность в современном обществе изучает:

1) политология;

2) история;

3) правоведение;

4) социология.

А64 Социальная мобильность возрастает в:

1) периоды спокойного эволюционного развития общества;

2) годы правления консервативных партий;

3) эпохи социальных потрясений;

4) условиях социального неравенства.

А65 К социальным нормам относятся:

1) нормы морали;

2) технологические нормы;

3) медицинские нормы;

4) спортивные нормативы.

А66 Верны ли следующие суждения?

А. В социальных нормах люди видят модели, стандарты должного поведения.

Б. Эстетические нормы находят отражение в законах, международных договорах, политических принципах, требованиях морали.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А, и Б;

4) оба суждения неверны.

А67 Формальная определенность является отличительным признаком следующего вида социальных норм:

1) моральных;

2) религиозных;

3) правовых;

4) корпоративных.

А68 Укажите правильное сочетание.

Для всех социальных норм характерны признаки:

A. Регулятор общественных отношений.

Б. Результат сознательно-воле вой деятельности людей.

B. Обеспечивается принудительной силой государства.

Г. Выражается в официальной форме.

1) АБ;

2) БВ;

3) АГ;

4) все перечисленное.

А69 Для всех социальных норм характерен признак:

1) регулятор общественных отношений;

2) обеспечивается принудительной силой государства;

3) обязательное правило поведения;

4) выражение в официальной форме.

А70 Верны ли следующие суждения?

А. Отклоняющимся считается поведение, не согласующееся с нормами.

Б. Отклоняющимся считается поведение, не соответствующее требованиям общества.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А, и Б;

4) оба суждения неверны.

А71 Верны ли следующие высказывания?

А. Такие отклонения от норм, как бюрократизм, волокита, коррупция, проявляются в малых социальных группах.

Б. Такие отклонения от норм, как бюрократизм, волокита, коррупция, проявляются в деятельности государственных и общественных организаций.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А, и Б;

4) оба суждения неверны.

А72 К позитивным проявлениям отклоняющегося поведения относится:

1) чудачество;

2) алкоголизм;

3) религиозный фанатизм;

4) новаторское предложение.

А73 К негативным проявлениям отклоняющегося поведения относится:

1) увлечение рок-музыкой;

2) чудачество;

3) наркомания;

4) следование крайностям моды.

А74 К особо опасным проявлениям отклоняющегося поведения относится:

1) пьянство;

2) преступность;

3) волокита;

4) эксцентричность.

А75 Верны ли следующие высказывания?

А. Отклоняющимся называется поведение, всегда причиняющее вред обществу, другим людям и самой личности, чье поведение отклоняется от нормы.

Б. Отклонения от норм чаще всего имеют негативные последствия, но могут и не приносить никакого вреда и даже носить позитивный характер.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А, и Б;

4) оба суждения неверны.

А76 Верны ли следующие суждения?

А. Отклоняющееся поведение иногда может иметь позитивный характер и приводить к положительным последствиям.

Б, Отклоняющееся поведение в большинстве случаев расценивается как негативное явление, поскольку чаще всего наносит ущерб общественной стабильности и безопасности.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А, и Б;

4) оба суждения неверны.

А77 Примером негативного отклоняющегося поведения является:

1) повышенный интерес к результатам спортивных состязаний;

2) фанатическая преданность творчеству музыкальной группы;

3) применение криминальных методов для решения личных проблем;

4) чрезмерное увлечение гуманитарными предметами.

А78 Отклоняющееся поведение — это:

1) любые изменения в жизни человека;

2) перемещение человека в пределах своей группы;

3) несоблюдение принятых в обществе норм;

4) изменение статуса человека.

А79 Отклоняющееся поведение всегда:

1) наносит ущерб обществу;

2) причиняет вред личности;

3) нарушает нормы права;

4) не соответствует социальным нормам.

А80 Признак нации — это:

1) наличие конституции;

2) общность исторического пути;

3) единое гражданство;

4) общность идеологии.

А81 Историческое разновидности этноса — это:

1) государства;

2) племена;

3) общины;

4) классы.

А82 Признак, присущий понятию «нация», — это:

1) наличие партий;

2) наличие собственной армии;

3) общность территории;

4) разделение властей.

А83 На современном этапе национальных отношений:

1) преобладает тенденция к дифференциации;

2) господствует тенденция к интеграции;

3) доминирует или та, или другая тенденция в зависимости от региона;

4) обе утрачивают значение.

А84 Возникновению нации способствует:

1) определенный уровень образования населения;

2) развитие экономических и культурных связей;

3) формирование сословий;

4) образование правового государства.

А85 Племена и народности — это:

1) этнические общности;

2) исторические типы общества;

3) социальные страты;

4) демографические группы.

А86 Наиболее развитая историко-культурная общность людей — это:

1) род;

2) племя;

3) нация;

4) народность.

А87 Межнациональная интеграция предполагает:

1) развитие национальной самостоятельности;

2) развитие национальной культуры;

3) саморазвитие наций;

4) развитие связей между нациями.

А88 К основным признакам нации относятся:

A. Общность исторического пути.

Б. Язык.

B. Историческая память.

Г. Культура.

1) АБ;

2) БВ;

3) АБГ;

4) все перечисленное.

А89 Геноцид — это:

1) дискриминация отдельных групп населения по половозрастному признаку;

2) лишение людей избирательного права;

3) уничтожение групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам;

4) ограничение в получении образования по национальному признаку.

А90 Этноцентризм — это:

1) постоянное слияние групп меньшинства с доминирующей культурой;

2) положение, при котором расовая группа подвергается дискриминации;

3) оценка других культур сквозь призму собственной;

4) уничтожение существующих этнических групп.

А91 Усиление национальной дифференциации порождает стремление к:

1) расширению межнациональных связей;

2) ломке национальных перегородок;

3) углублению экономических отношений с другими нациями;

4) национальному саморазвитию.

А92 К числу субъектов этнополитических конфликтов относится:

1) классы;

2) партии;

3) малые и большие народности;

4) международные организации.

А93 Понятие «этнос» означает:

1) совокупность людей, обладающих общностью культуры, осознающих эту общность;

2) наиболее развитую историко-культурную общность;

3) совокупность людей, обладающих общностью происхождения, традиций, обычаев;

4) исторически сложившуюся в процессе экономической деятельности общность людей.

А94 Кровнородственные связи являются важнейшим признаком такой этнической общности как;

1) племя;

2) нация;

3) народ;

4) народность.

А95 Первые этнические общности возникли:

1) в условиях первобытного общества;

2) на этапе формирования первых государств;

3) в условиях перехода от первобытности к древним цивилизациям;

4) с появлением социально-классовых различий.

А96 Исторически первой этнической общностью людей была:

1) родоплеменная общность;

2) семья;

3) соседская община;

4) каста.

А97 Нация и отличие от класса:

1) этническая общность;

2) сформировалась на ранних этапах истории человечества;

3) занимает определенное место в системе производства;

4) является большой группой людей,

А98 Возникновению наций способствует:

1) рост уровня образования населения;

2) развитие экономических и культурных связей между близкими народностями;

3) укрепление позиций церкви;

4) образование правового государства.

А99 Цивилизованный подход к решению национальных проблем предусматривает:

1) обеспечение прав личности независимо от ее национальной принадлежности;

2) оказание военной помощи малой нации в ее борьбе за самоопределение;

3) курс на ослабление многонациональных государств как возможных источников национальных конфликтов;

4) превращение унитарных государств в федеративные.

А100 Общность исторического пути, территории, литературного языка, экономических связей и духовной культуры являются важнейшими признаками:

1) племени;

2) нации;

3) народности;

4) любого этноса.

А101 Преодолению национальных противоречий способствует:

1) распад многонациональных государств;

2) ликвидация любой дискриминации по национальному признаку;

3) переход крыночным методам ведения хозяйства;

4) переход от федеративного государства к унитарному.

А102 Нации, народности, племена — это:

1) демографические группы;

2) этнические группы;

3) объединение людей по признаку кровного родства;

4) классовые общности.

А103 Семью как малую группу отличает:

1) профессиональный рост;

2) общность быта;

3) выполнение общественных функций;

4) высокая политическая активность.

А104 Семья — это:

1) элемент производительных сил общества;

2) социальный институт;

3) сфера общественной жизни;

4) этническая общность.

А105 Семье демократического (партнерского) типа присуще:

1) главенствующее положение отца семейства;

2) добровольное распределение обязанностей между членами семьи;

3) беспрекословное подчинение младших старшим;

4) ограничение роли женщины ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей.

А106 Верны ли следующие суждения?

А. Семья — это группа людей, связанных браком и кровным родством.

Б. Семья — это малая группа, где люди ведут общее хозяйство и взрослые несут ответственность за воспитание детей.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А, и Б;

4) оба суждения неверны.

А107 Семью как малую группу отличает от других малых групп:

1) совместное владение средствами производства;

2) общность политических взглядов;

3) совместное домашнее хозяйство;

4) постоянство состава.

А108 Какие отношения членов семьи регулирует семейное право:

1) трудовые;

2) нравственные;

3) административные;

4) личные.

А109 Семья относится к следующему социальному субъекту:

1) этническая общность;

2) социальный лифт;

3) социальный институт;

4) правовая система.

А110 Верны ли следующие суждения?

А. Во всех современных обществах существует институт семьи.

Б. Характер семейных отношений со временем не изменился.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А, и Б;

4) оба суждения неверны.

А111 К числу причин кризиса современной семьи относят:

1) увеличение рождаемости;

2) усиление вмешательства государства в сферу семейных отношений;

3) рост трудовой занятости женщин вне дома;

4) отсутствие законов, регулирующих брачно-семейные отношения.

А112 Семье традиционного (патриархального) типа присуще:

1) активное участие женщин в общественном производстве;

2) равноправное участие супругов в принятии решений по семейным вопросам;

3) добровольное распределение обязанностей между членами семьи;

4) главенствующее положение отца семейства.

А113 Верны ли следующие суждения?

А. Современное западное общество отказалось от семейных ценностей, сделав выбор в пользу личной свободы.

Б. Семья остается одной из высших ценностей западного общества…

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А, и Б;

4) оба суждения неверны.

А114 В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» ребенком признается человек в возрасте:

1) до 12 лет;

2) до 14 лет;

3) до 16 лет;

4) до 18 лет.

А115 Культура социальной группы, которая проявляет себя в особых чертах поведения и сознания людей, называется:

1) обычаем;

2) субкультурой;

3) цивилизацией;

4) традицией.

А116 Понятие, обозначающее особую форму организации молодежи, представляющую автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определенный стиль жизни и мышления ее носителей — это:

1) молодежный инфантилизм;

2) молодежная субкультура;

3) массовая культура;

4) поп-арт.

А117 Принцип, характеризующий терпимость к чужому мнению, — это:

1) компромисс;

2) плюрализм;

3) толерантность;

4) консенсус.

Социальные отношения

А1 – 4

А16 – 1

А31 – 2

А46 – 4

А61 – 4

А76 – 3

А91 – 4

А106 – 3

А2 – 2

А17 – 3

А32 – 4

А47 – 1

А62 – 2

А77 – 3

А92 – 3

А107 – 3

А3 – 2

А18 – 3

А33 – 1

А48 – 3

А63 – 4

А78 – 3

А93 – 1

А108 – 3

А4 – 2

А19 – 3

А34 – 2

А49 – 3

А64 – 3

А79 – 4

А94 – 1

А109 – 3

А5 – 1

А20 – 3

А35 – 4

А50 – 1

А65 – 1

А80 – 2

А95 – 1

А110 – 1

А6 – 3

А21 – 2

А36 – 4

А51 – 1

А66 – 1

А81 – 2

А96 – 1

А111 – 3

А7 – 2

А22 – 2

А37 – 4

А52 – 1

А67 – 3

А82 – 3

А97 – 1

А112 – 4

А8 – 4

А23 – 3

А38 – 4

А53 – 2

А68 – 1

А83 – 3

А98 – 2

А113 – 2

А9 – 2

А24 – 3

А39 – 1

А54 – 1

А69 – 1

А84 – 2

А99 – 1

А114 – 4

А10 – 2

А25 – 2

А40 -3

А55 – 1

А70 – 3

А85 – 1

А100 – 2

А115 – 2

А11 – 1

А26 – 1

А41 – 2

А56 – 3

А71 – 2

А86 – 3

А101 – 2

А116 – 2

А12 – 3

А27 – 4

А42 – 4

А57 – 1

А72 – 4

А87 – 4

А102 – 2

А117 — 3

А13 – 2

А28 – 3

А43 – 4

А58 – 4

А73 – 3

А88 – 4

А103 – 2

А14 – 1

А29 – 4

А44 – 2

А59 – 2

А74 – 2

А89 – 3

А104 – 2

А15 — 4

А30 – 1

А45 – 1

А60 – 2

А75 – 2

А90 — 3

А105 — 2

Социальная структура общества: понятие, элементы и их характеристика

Общество является сложной социальной системой, структурно организованной целостностью, которую образуют разные элементы, компоненты. В свою очередь они также имеют определенный уровень организованности и упорядоченности собственной структуры. Это дает основания утверждать, что социальная структура общества является комплексным, многомерным образованием.

Социальная структура общества является базисной при изучении всех процессов и явлений в общественной жизнедеятельности, так как изменения социальной структуры является основным показателем изменения социальной системы общества.

Понятие «социальная структура» имеет несколько трактовок. Чаще всего этот термин используют для того, чтобы разделить общество на разные социальные группы, системы устойчивых связей между ними, а также, чтобы определить внутреннюю структуру определенных социальных общностей.

Выделяют два основных уровня структурной организации: 1) микроструктуру, 2) макроструктуру. Микроструктура означает устойчивые связи в малых группах (трудовой коллектив, студенческая группа и т.д.). Элементами структурного анализа при этом выступают индивиды, социальные роли, статусы, групповые нормы и ценности. Микроструктура существенно влияет на процессы социальной жизни, такие как социализация, формирование общественной мысли.

Макроструктура – это характерный для данного общества состав классов, слоев, этнических групп и социальных категорий, совокупность устойчивых отношений между ними и особенность их структурной организации. Основными аспектами макроструктуры общества являются социально-классовая, социально-профессиональная, социально-демографическая, социально-территориальная и социально-этническая подструктуры.

Социальная структура – упорядоченная совокупность индивидов, социальных групп, общностей, организаций, институтов, объединеных связями и отношениями, отличающихся между собой положением в экономической, политической, духовной сферах их жизнедеятельности.

Другими словами, это внутреннее устройство общества, которое состоит из упорядоченных элементов, взаимосвязанных между собой: индивидов, социальных групп, социальных слоев, классов, сословий, социальных общностей (социально-этнических, социально-профессиональных, социально-демографических, социально-территориальных).

Человек практически никогда не включается в строение общества непосредственно. Он всегда принадлежит к определенной группе, интересы и нормы поведения которой влияют не него. А уже эти группы образуют общество.

Социальная структура имеет определенные особенности:

1) устойчивость связи между какими-либо элементами общества, т.е. устойчивые взаимозависимости, корреляции;

2) регулярность, стабильность и повторяемость этих взаимодействий;

3) наличие уровней либо «этажей» соответственно значимости элементов, которые входят в структуру;

4) регулирующий, инициированный и динамический контроль над поведением элементов, включающий различные нормы и санкции, принятые в данном обществе.

Социальная структура имеет «горизонтальную проекцию» и «вертикальную проекцию» — иерархичноорганизованная совокупность статусов, групп, классов, прослоек и т.д.

Понятие «социальная структура» охватывает системно-организационный и стратификационный аспекты. Согласно с системно-организационным аспектом главное содержание социальной структуры образуют социальные институты, в первую очередь такие как: экономика, политика (государство), наука, образование, семья, сберегая и поддерживая существующие в обществе отношения и связи. Эти институты нормативно регулируют, контролируют и направляют поведение людей в жизненно важных сферах, а также определяют устойчивые, регулярно воспроизводимые ролевые позиции (статусы) в разных типах социальных организаций.

Социальный статус является первичным элементом социальной структуры общества, который определяет место человека в социальной структуре общества. Он обуславливается профессией, возрастом, образованием материальным положением. Социальные позиции (статусы) и связи между ними определяют характер социальных отношений.

Социальный статус – это социальное положение (позиция) личности в социальной структуре общества, связанная с принадлежностью к какой-либо социальной группе или общности, совокупность ее социальных ролей.

Социальное положение – обобщенная характеристика, охватывающая профессию, экономическое положение, политические возможности и демографические признаки человека. Например, «строитель» — профессия; «наемный рабочий» – экономическая черта; «член партии» — политическая характеристика; «мужчина 30-ти лет» — демографическая особенность. Все эти характеристики описывают социальный статус одного человека, но с разных сторон.

Необходимо различать личностный и социальный виды статуса. Социальный статус имеет два значения – широкое и узкое. Статус в широком смысле – это социальное положение человека в обществе, которое дает ему обобщающую характеристику. В узком значении – это положение человека, которое он автоматически занимает как представитель большой социальной группы (профессиональной, классовой, национальной).

Личностный статус – это положение, которое человек занимает в малой социальной группе (семье, среди знакомых, в коллективе, спортивная команда, студенческая группа и т.д.), в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам. В них каждый может занимать высокий, средний или низкий статус, т.е. быть лидером, независимым или аутсайдером.

Статус может быть предписанный (фамилия, родословная), достигнутый или смешанный.

Предписанный нельзя отождествлять с прирожденным. Прирожденными считаются только три биологически унаследованных статуса: пол, национальность, раса, которые человек наследует независимо от своей воли и сознания.

Достигаемый статус человек получает благодаря собственным усилиям, желанию, свободному выбору. Чем больше в обществе достигаемых статусов, тем оно динамичнее и демократичнее.

Смешанный статус одновременно имеет черты как предписанного, так и достигаемого. Например, звание профессора сначала является статусом, который достигается, но со временем становится предписанным, т.к. является извечным, хотя и не наследуемым.

Социальная роль –типовое поведение человека связанное с его социальным статусом, которое не вызывает негативных реакций у окружающих. Индивид может выполнять несколько социальных ролей. Например: друг, спортсмен, общественный деятель, гражданин, студент. В каждом человеке насчитывается несколько социальных ролей и статусов.

Любое общество можно представить в виде множества статусно-ролевых позиций, причем, чем их больше, тем сложнее общество. Однако статусно-ролевые позиции не являются простым нагромождением, лишенным внутренней гармонии. Они организованы, соединены между собой бесчисленными нитями. Организованность и упорядоченность обеспечиваются благодаря более сложным структурным образованиям – социальным институтам, общностям, организациям, — которые связывают статусно-ролевые позиции между собой, обеспечивают их воспроизводство, создают гарантии их устойчивости.

На основе близких социальных статусов, устанавливающих потенциальную возможность участия индивида в соответствующих видах деятельности, формируются более сложные структурные элементы общества – социальные группы.

Социальная группа – относительно устойчивая, исторически сложившаяся совокупность людей, объединенных на основе общих признаков, интересов, ценностей, групповом сознании.

Понятие «социальная группа» является родовым относительно понятий «класс», «социальный слой», «коллектив», «нация», «общности», так как фиксирует социальные отличия между отдельными совокупностями людей в процессе распределения труда и их результатов. Эти отличия имеют в своей основе отношения к средствам производства, власти, специфики труда, специальности, образования, уровня доходов, пола, возраста, национальной принадлежности, места проживания и т.д.

Класс– любая социальная страта в современном обществе, отличающаяся от других доходом, образованием, престижем, отношением к власти.

Социальный слой – группа индивидов занятая равноценными видами труда и получающая приблизительно равное вознаграждение.

Социальная общность –совокупность людей, объединенная относительно устойчивыми социальными связями, отношениями, имеющая общие признаки, которые придают ей не повторное своеобразие.

В каждом обществе существует определенное количество социальных групп, создание которых обусловлено:

— общей деятельностью (например, профессиональные группы, коллективы);

— общим пространственно-временным существованием (средой, территорией, коммуникацией);

— групповыми установками и ориентациями.

Следует отличать социальные группы от случайных неустойчивых объединений таких как: пассажиров автобуса, читателей в библиотеке, зрителей в кинотеатре.

Социальные группы возникли на базе объективных условий существования, определенного уровня развития общества. Так на заре человечества возникли род и племя. С разделением труда появились профессиональные группы (ремесленники, земледельцы, охотники, собиратели и т.д.). С появлением частной собственности — классы.

Становление социальной группы – это длительный и сложный процесс ее социального созревания, который связан с осознанием своего положения, общности и интересов, ценностей, формированием группового сознания и норм поведения. Социальная группа становится социально зрелой, когда она осознает свои интересы, ценности, формирует нормы, цели и задачи деятельности, которые направлены на сохранение или изменение ее положения в обществе. Р.Дарендорф в связи с этим выделяет скрытые и открытые групповые интересы. Именно осознание интересов превращает группу людей в самостоятельный субъект социального действия.

В социальной структуре взаимодействуют разные по численности социальные группы. Традиционно их делят на малые и большие.

Малая социальная группа – немногочисленная по составу группа людей, участники которой объединены общей деятельностью и вступают в непосредственное общение, что является основой для возникновения эмоциональных отношений и особенных групповых ценностей и норм поведения.

Родовым признаком малой социальной группы является наличие непосредственно длительных личностных контактов (общения, взаимодействие), свойственных например, семье, бригаде рабочих, группе друзей, спортивной команде и т.д.

Большая социальная группа — многочисленная по составу группа людей, объединенных для общей деятельности, но взаимоотношения между ними преимущественно формальные.

К ним можно отнести профессиональные, демографические, национальные общности, социальные классы.

Социальная структура современного украинского общества зависит от направления сущности социальных трансформаций, суть которых – в изменении функциональных связей в обществе. Ее основу составляют:

1. Изменение общественной формы всех основных социальных институтов – экономических, политических, культурных, образовательных; глубокий общественный переворот и реформирование тех социальных регуляторов, которые формируют социальную структуру общества (она стала менее жесткой, более подвижной).

2. Трансформация социальной природы основных компонентов социальной структуры – классов, групп и общностей; возобновление их как субъектов собственности и власти; появление экономических классов, слоев и страт с соответствующей системой социальных конфликтов и противоречий.

3.Ослабление существующих в обществе стратификационных ограничений. Появление новых каналов повышения статусов, усиление горизонтальной и вертикальной мобильности украинцев.

4. Активизация процессов маргинализации.

Маргинализация – (лат. margo – край, граница) – процесс утраты личностью объективной принадлежности к определенной социальной группе, без последующего субъективного вхождения в иную общность, страту.

Это процесс изменения субъектом одного социально-экономического статуса на другой. В украинском обществе на рубеже ХХ-ХХI веков она характеризуется переходом преимущественно в нижние слои населения (феномен «новых бедных», социальные группы военнослужащих, интеллигенции).

5. Изменение сравнительной роли компонентов социального статуса. Если в стратификации советского общества доминировал административно-должностной критерий, связанный с местом в системе власти и управления, то в современном обществе решающим является критерий собственности и доходов. Ранее политический статус определял материальное положение, теперь величина капитала определяет политический вес.

6. Повышение социального престижа образования и квалификации, усиление роли культурного фактора в формировании высокостатусных групп. Обусловлено это формированием рынка труда. Однако это касается специальностей, которые пользуются спросом на рынке, в первую очередь – экономической, юридической и управленческой.

7. Изменение качественных и количественных параметров социальной структуры. Известно, чем прогрессивнее половозрастная структура, тем большими возможностями развития она наделена, тем устойчивее социальный (трудовой, интеллектуальный, культурный) потенциал населения. Вследствие негативных демографических тенденций население Украины каждый год уменьшается на 400 тыс. человек, на фоне общей депопуляции населения (каждая пятая украинская семья не имеет детей) снижается уровень рождаемости, сокращается средняя продолжительность жизни (если в начале 90-х годов ХХ в. по показателям здоровья Украина занимала 40-е место в мире, то через десять лет она переместилась во вторую сотню).

8. Углубление социальной поляризации общества. Имущественный показатель является стержнем трансформаций. Экономический статус и образ жизни элит, высшего слоя резко возросли, а у большинства населения – резко снизились. Расширились границы нищеты и бедности, выделилось социальное «дно» — бездомные, деклассированные элементы.

Структура украинского общества, получившая существенные изменения по сравнению с советским обществом, продолжает сохранять его черты. Для ее существенной трансформации необходимо системное преобразование институтов собственности и власти, что требует продолжительного времени. Стратификация общества и в дальнейшем будет терять стабильность и однозначность. Границы между группами и слоями станут более прозрачными, возникнет множество маргинальных групп с неопределенным или противоречивым статусом.

Социальная структура украинского общества, исходя из социологических исследований Н. Римашевской, в общем виде может быть представлена так.

1.»Общеукраинские элитные группы», которые объединяют в своих руках собственность в размерах, приравненных к крупнейшим западным странам, а также владеют средствами властного влияния на общенациональном уровне.

2. «Региональные и корпоративные элиты», которые владеют значительным по украинским масштабам положением и влиянием на уровне регионов и целых отраслей или секторов экономики.

3. Украинский «верхний средний класс», который владеет собственностью и доходами, обеспечивающие западные стандарты потребления, а также. Представители этого слоя стремятся повысить свой социальный статус, ориентируются на сформированную практику и этические нормы хозяйственных отношений.

4. Украинский «динамичный средний класс», который владеет доходами, обеспечивающими удовлетворение среднеукраинских и более высоких стандартов потребления, а также характеризуется относительно высокой потенциальной адаптивностью, значительными социальными стремлениями и мотивациями и ориентацией на легальные способы ее проявления.

5. «Аутсайдеры», которые характеризуются низкой адаптацией и социальной активностью, невысокими доходами и ориентацией на легальные способы ее получения.

6. «Маргиналы», которые характеризуются низкой адаптацией, а также асоциальными и антисоциальными установками в своей социально-экономической деятельности.

7. «Криминалитет», который характеризуется высокой социальной активностью и адаптивностью, но при этом полностью осознано и рационально противодействует легальным нормам хозяйственной деятельности.