Социальные трансферты

Социальные трансферты. Социальная политика государства

Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через государственный бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. В результате реализации государственной политики доходов значительная часть национального дохода перераспределяется посредством социальных трансфертов от высокодоходных слоев населения к низкодоходным.

Социальные трансферты— это система денежных и натуральных выплат населению, не связанных с его участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом периоде. Выплаты населению производятся из государственного или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, а также средств общественных организаций

Социальные трансферты включают:

1) все виды пенсий (по старости, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные);

2) все виды стипендий учащимся высших и средних специальных учебных заведений, профессионально-технических училищ;

3) все виды получаемых населением доходов по социальному страхованию, ежемесячные пособия на детей, пособия по безработице и др.;

4) компенсационные выплаты и льготы, а также денежную благотворительную помощи в форме оплаты стоимости или части стоимости путевок в санатории, дома отдыха;

5) компенсацию затрат на общественный транспорт и др.

Социальные трансферты в натуральной формесостоят из индивидуальных товаров и услуг, предоставляемых населению бесплатно (например, услуги в области образования, культуры, здравоохранения, спорта, социального обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства и др.).

В последние годы в нашей стране стали формироваться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых соглашений, которые называются социальным партнерством.

Социальное партнерство— сотрудничество работников, работодателей и представителей государства для достижения согласованных решений в сфере трудовых отношений; переговорный процесс между профсоюзами и работодателями, результат которого — коллективный подход, затрагивающий вопросы занятости, оплаты и организации труда и некоторые аспекты социального положения работника на предприятии и в обществе.

Государство непосредственно вмешивается в первичное распределение денежных доходов и нередко устанавливает верхний предел увеличения номинальной заработной платы.

Экономическое значение государственного регулирования заработной платы определяется тем, что ее изменение влияет на совокупный спрос и издержки производства.

Наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной платы в странах с рыночной экономикой является определение гарантированного минимума (или ставки). Исходя из минимальных размеров оплаты труда и ведутся переговоры между руководителями компаний и профсоюзами о заключении коллективных договоров на различных уровнях, начиная от предприятий и заканчивая отраслями.

В этих документах оговариваются различные премии и доплаты, дифференциация заработной платы по отраслям в зависимости от уровня квалификации.

В Российской Федерации в целях защиты интересов, прав работающих граждан законодательно установлен минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Федеральный минимальный размер оплаты труда (МРОТ) устанавливается Госдумой и действует по всей стране. А уровень минимальной зарплаты в том или ином субъекте РФ определяют органы субъектов, по согласию с объединениями, защищающими интересы и работников, и работодателей. Закон позволяет субъектам РФ самим определять размер минимальной зарплаты, который может быть применен частными компаниями (ст. 133.1 ТК РФ). При этом важно, чтобы ее размер не был ниже МРОТ, который утвержден на федеральном уровне. Так, минимальная зарплата в Москве с 1 января 2016 г.действует в размере 17 300 рублей. Федеральный минимальный размер оплаты труда (МРОТ)с 1.07.2016 -7 500 руб.

Социальная политика государствасвязана с воздействием на условия жизни населения, его основных слоев, групп, категорий; включает в себя политику регулирования доходов, занятости, социального обеспечения, политику в сферах образования и здравоохранения, жилищную и т.п.

Социальная политика ориентирована на человека, защиту его прав, предусмотренную международным и национальным законодательством. Цель социальной политики — поддержание и развитие человека как высшей ценности любого общества.

Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация,т.е. увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен.

Согласно ст. 134 ТК РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели — в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Законодательством не предусмотрено единого порядка индексации зарплаты. Работодатели, которые не получают бюджетного финансирования, вправе самостоятельно (в том числе с участием представителей работников) устанавливать порядок индексации. Механизм индексации зарплаты определяют при заключении коллективного договора или трудового договора либо в локальном нормативном акте, принятом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Работодатели определяют периодичность индексации зарплаты. При расчете повышающего коэффициента можно опираться на любой показатель, отражающий инфляцию. Например, индекс потребительских цен, уровень инфляции, указанный в местном законе о бюджете, и т.д.Следует придерживаться установленного в организации порядка индексации зарплаты, чтобы не возникало споров с работниками. В настоящее время в Трудовом кодексе (ТК РФ) предлагают прописать обязанность работодателя независимо от формы собственности предприятия проводить минимальную индексацию зарплаты работников по уровню инфляции в соответствующем субъекте РФ.

В России индексация денежных доходов распространяется на заработную плату работников, а также на пенсии, стипендии и пособия и.т.д. . Однако следует отметить, что индексация вышеперечисленных доходов проводится не всегда. Так, индексация стипендий российским студентам в 2016/2017 учебном году не планируется, не будет индексироваться и материнский капитал в 2017 г.

Важным направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка беднейших слоев населения. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитая система денежных и натуральных пособий. Такая система существует во всех странах с рыночной экономикой и служит важным социальным амортизатором, смягчающим многие негативные последствия ее развития.

Сама бедность в социальной практике измеряется с помощью прожиточного минимума в двух видах — социальном и физиологическом минимумах.

Социальный минимум,помимо минимальных норм удовлетворения физических потребностей, включает затраты на минимальные духовные и социальные запросы. Он представляет собой совокупность товаров и услуг, выраженных в стоимостной форме и предназначенных для удовлетворения потребностей, которые общество признает необходимыми для сохранения приемлемого уровня жизни; предполагается, что бедные имеют более или менее нормальные жилищные условия.

Физиологический минимумрассчитан на удовлетворение только главных физических потребностей и оплату основных услуг, причем в течение относительно короткого периода (без приобретения одежды, обуви и других непродовольственных товаров).

Социальная политика государства направлена на решение следующих задач:

1)стабилизацию жизненного уровня населения и недопущение массовой бедности;

2) сдерживание роста безработицы и материальную поддержку безработных;

3) поддержание стабильного уровня реальных доходов населения;

4) развитие отраслей социальной сферы (образования, здравоохранения, жилищного хозяйства, культуры и искусства).

Социальная политика направлена на ослабление дифференциации доходов и имущества, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве. Поэтому, важной задачей социальной политики является адресная (т.е. предназначенная для конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны государства слабозащищенных слоев. Эта задача предполагает поддержание оптимальных соотношений между доходами активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов.

Финансирование социальных трансфертов

Необходимость перераспределения финансовых ресурсов

Формирование единой системы социальных трансфертов на всех уровнях — федеральном, региональном и местном — с четким опре­делением прав и ответственности каждого из этих уровней предпо­лагает и определение источников их ресурсного обеспечения.

Рыночной экономике свойственна тенденция к децентрализован­ному размещению ресурсов общественного сектора, центр тяжести решения многих социальных вопросов переносится в регионы. Поэ­тому уже на первых этапах перехода к рынку бюджетные права тер­риторий расширяются. Прежде всего это касается источников дохо­дов. Вместе с тем развитие самостоятельности регионов на основе углубления бюджетной децентрализации происходит постепенно, по­скольку оно зависит не только от изменений законодательства, но и от социально-экономических факторов.

Специфика экономических, национально-демографических, природно-климатических особенностей России требует формирования це­лостной и гибкой системы социальных трансфертов. Это предполагает активное взаимодействие бюджетов всех уровней, причем федераль­ный бюджет выполняет функции финансового обеспечения общего­сударственных социальных гарантий через субсидии, субвенции, вза­имные расчеты, трансферты и налоговые льготы республикам и ре­гионам.

Участие федеральных органов в формировании ресурсной основы социальных трансфертов обусловлено принципом справедливости, требующим обеспечить всему населению страны некоторый минимум не только денежных доходов, но определенных общественных благ. Единство государства и общества оказалось бы подорванным, если бы, например, переезд из одной части страны в другую приводил к существенным изменениям социальных гарантий, на которые вправе рассчитывать гражданин.

Основные гарантии, а значит, и ключевые параметры системы со­циальных трансфертов определяются централизованно и находят вы­ражение в федеральном законодательстве. Ряд важнейших гарантий, таких, как право на социальное обеспечение, бесплатную медицин­скую помощь и образование, предусмотрен в Конституции РФ.

В то же время ресурсные возможности регионов неодинаковы, что может вызвать чрезмерные различия в доступности этих благ для населения. Поэтому для справедливого распределения благ между по­требителями — индивидами и их группами — необходимо перерас­пределять ресурсы между регионами.

В переходной экономике сказывается неравномерность адаптации территорий к переменам и сложившиеся в прошлом различия в до­ходной базе бюджетов одного уровня. Зачастую они обусловлены не столько дифференциацией экономического поведения жителей реги­онов, сколько макроэкономической политикой прошлых лет, форми­ровавшей территориальные пропорции на основе централизованных решений.

Принцип справедливости требует, чтобы регионы, в которых эта политика привела к отставанию, получали помощь от других регионов и из центра. Поэтому в переходный период особенно велика потреб­ность в бюджетных трансфертах.

Следовательно, в переходной экономике существуют огромные перераспределительные потоки финансовых ресурсов: с одной сто­роны, от центра к регионам идут социальные трансферты, с другой стороны, от регионов к центру — налоги.

Региональные источники ресурсов

Ресурсная база социальных трансфертов на региональном уровне формируется за счет следующих доходов. Во-первых, это налоги, самостоятельно устанавливаемые и собираемые территориальными органами власти. Во-вторых, осуществляются долевые отчис­ления в бюджет территории от налогов, поступающих на более вы­сокий уровень бюджетной системы. Из них существенную роль в фор­мировании бюджетов субъектов Федерации играет налог на добав­ленную стоимость. В-третьих, в нижнее звено бюджетной системы из верхнего обычно поступают различного рода трансферты — субсидии, дотации, субвенции, представляющие собой формы помо­щи в покрытии расходов.

Долевые отчисления предполагают нормативное закрепление за территориальным бюджетом стабильного источника дохода, тогда как трансферты зависят от частных решений органов, распоряжающихся бюджетным источником трансфертов. Зависимость от трансфертов ограничивает самостоятельность территории в разработке и реализа­ции бюджетной политики.

При прочих равных условиях желательно, чтобы доля трансфертов в доходах территориального бюджета была невысокой. Территориаль­ные налоги и долевые отчисления от федеральных налогов имеют свои преимущества. Преобладание собственных налогов в доходной базе территориального бюджета обеспечивает максимальную гибкость и самостоятельность социальной политики региона. Высокой доле от­числений от федеральных налогов в территориальных бюджетах со­ответствует относительно большее единство бюджетной политики в масштабе страны и заинтересованность региональных властей в пол­ном сборе этих налогов.

Трансферты поступают в регионы не всегда своевременно и не в полном объеме. Недостаточное финансирование социальных транс­фертов сопряжено и с «непрозрачностью» схемы движения прямых и обратных денежных потоков на уровне «бюджет региона — бюджет РФ», что приводит к дефициту информации о бюджетных возмож­ностях системы социальной защиты и затрудняет ее планирование и развитие.

Невыполнение государством своих социальных обязательств, иногда просто в силу сложившихся экономических условий, подтал­кивает местных руководителей к поиску мер, способных смягчить социальные последствия перехода к рынку. Например, вводятся раз­ные налоги. Кроме того, трансфертные платежи, производимые фе­деральным центром, зачастую используются бесконтрольно и неэф­фективно.

Увеличивается нагрузка на местные бюджеты. Прямые социаль­ные трансферты финансируются как из федерального бюджета, так и из внебюджетных фондов и местных бюджетов. Например, из средств федерального и местного бюджетов финансируется выплата ежемесячного пособия на ребенка, осуществляются компенсации и выплаты женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, уволен­ным в связи с ликвидацией предприятия, учреждения и организации, выплачиваются пособия женщинам с детьми, проживающим в сель­ской местности, оплачиваются расходы на протезирование и изго­товление ортопедической обуви, предоставляются пособия и соци­альная помощь гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других аварий. Из средств федерального и местного бюджетов также происходит возме­щение ущерба репрессированным гражданам.

Каждая республика в составе РФ, область, край и местные органы власти с учетом своих возможностей и условий могут разрабатывать дополнительные программы помощи малообеспеченным и нетрудо­способным гражданам и использовать разнообразные формы соци­альной поддержки — денежные выплаты, льготные кредиты и нало­гообложение, пособия на приобретение отдельных товаров и услуг, социальные ваучеры и кредитные карточки, купонные книжки, на­туральные выдачи благ.

Важное место в системе финансирования социальных трансфер­тов занимают целевые бюджетные и внебюджетные фонды — Пенси­онный, социального страхования, Государственный фонд занятости и др. Образование таких целевых фондов обеспечивает гарантии со­циальной защиты и поддержки различных групп населения и отраслей социальной сферы (подробно см. гл. 13).

На современном этапе переходного периода происходит расши­рение источников финансирования социальных трансфертов. Часть из них финансируется частными компаниями и пенсионными фон­дами за счет взносов физических и юридических лиц. Это различные формы частного страхования от социальных рисков (разновидность добровольного страхования). Здесь действуют принципы рыночной эквивалентности индивидуальной оценки социального риска, зави­симости размера возмещения от платежеспособности застрахованного лица и др. Добровольное страхование строится на принципах кол­лективной солидарности и взаимопомощи при отсутствии страховой поддержки государства.

Становление системы социального страхования и обеспечения РФ связано с принятием законов «О государственных пенсиях в Рос­сийской Федерации» (1990), «О занятости населения в Российской Федерации» (1991), «О медицинском страховании граждан в Россий­ской Федерации» (1991), а также указов Президента РФ о фонде со­циального страхования в РФ, о негосударственных пенсионных фон­дах, Гражданского кодекса РФ. С переходом к рыночной экономике возрастет роль отдельных граждан как плательщиков страховых взно­сов и расширится круг видов страхования.

Возрастает значение фондов социального развития предприятий, учреждений и организаций, которые в переходный период оказыва­ют определенную социальную поддержку трудовым коллективам и семьям работников. Они могут использоваться для оказания прямой материальной помощи работникам в приобретении жилья, товаров длительного пользования, садово-огородных участков, для финанси­рования объектов социальной инфраструктуры предприятий.

Однако спад производства и убыточность многих предприятий, рост цен на важнейшие средства производства вынуждают админи­страцию и трудовые коллективы предприятий отказываться от содер­жания объектов социальной инфраструктуры, увеличивающих их убытки, стремиться к передаче их на баланс местных органов власти. Между тем отсутствует программа увязки приватизации государст­венных и муниципальных предприятий с передачей их социальной инфраструктуры на содержание местных бюджетов, многие из кото­рых далеко не достаточны для финансирования дополнительных со­циальных объектов.

Система социальных трансфертов в условиях рынка включает де­ятельность многочисленных благотворительных фондов и организа­ций, число которых растет. Наиболее крупными из них являются Фонд мира, Фонд культуры, Фонд милосердия и здоровья, Детский фонд и др. Эти фонды осуществляют свою деятельность на основе собственных уставов и оказывают целевую социальную поддержку различным группам нуждающихся, нетрудоспособных граждан, а также учреждениям социальной сферы, находящимся в бедственном положении (детские дома, музеи, школы-интернаты, дома престаре­лых, больницы и др.).

Вместе с тем необходимы меры, противодействующие коммерци­ализации этих фондов, разработка и реализация политики их госу­дарственного регулирования, налоговых льгот и установление демо­кратического контроля за их деятельностью. Этому способствует при­нятие федеральных законов «О некоммерческих организациях» (1995), «О благотворительной деятельности и благотворительных ор­ганизациях» (1995), «О свободе совести и религиозных объединениях» (1997).

Социальная защита интересов и прав граждан в условиях пере­ходной экономики возложена также на многочисленные ассоциации трудящихся различных профессий (например, ассоциации медицин­ских работников, актерские гильдии), творческие союзы (компози­торов, театральных деятелей, художников, писателей).

Навигация

» Развитие системы социальных трансфертов в переходный периодРеформа системы социальных трансфертов «
Не останавливайтесь, читайте дальше:

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ И ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТ

Виды экономических механизмов, применяемых в социальной сфере

На уровень жизни определенных категорий населения (ветеранов, детей, инвалидов, учащихся и т. д.), отдельных семей и людей влияют как объективные, так и субъективные факторы: региональные, отраслевые, природно-климатические, профессиональные, национально-демографические, семейные, индивидуальные. При этом государство должно обеспечивать удовлетворение основных потребностей человека в любом месте проживания. В целях создания условий для поддержания стандарта уровня жизни применяются и развиваются экономические механизмы, реализуемые в рамках государственной политики, политики государственно-частного партнерства, общественно-гражданской политики. Это предполагает активное взаимодействие бюджетов всех уровней, причем федеральный бюджет выполняет функции финансового обеспечения общегосударственных социальных гарантий через субсидии, субвенции, взаимные расчеты, а трансферты и налоговые льготы используются на уровне республик и регионов для конкретных категорий населения.

Экономические механизмы разрабатываются в научно-исследовательских организациях, проходят экспериментальную апробацию и официально закрепляются в нормативно-законодательных документах.

К основным экономическим механизмам, используемым в настоящее время в социальной сфере, относятся: социальные трансферты, социальное страхование, социальный контракт, социальный ваучер (сертификат), социальная карта, социальный аутсорсинг, корпоративная социальная ответственность.

Социальные трансферты

Социальные трансферты, или трансфертные платежи, представляют собой целенаправленную операцию перераспределительного характера, заключающуюся в передаче ресурсов в денежной и натуральной формах государственными и некоммерческими организациями (профессиональными, религиозными, благотворительными и т. п.) населению, главным образом на безвозмездной основе.

Социальные трансферты — это система мер денежной или натуральной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом; их целью является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.

Задачи, решаемые системой социальных трансфертов, можно разделить на несколько групп:

  • — обеспечение населения социально значимыми услугами;
  • — сокращение разрыва в уровне материального обеспечения работающих и неработающих членов общества, повышение жизненного уровня различных социальных групп населения, не вовлеченного в трудовой процесс;
  • — смягчение негативных внешних эффектов периода приспособления населения к условиям рынка — роста нищеты и

бедности, безработицы и др. Особенно это касается социальных иждивенцев, у которых возможности адаптации к рыночным условиям во многом зависят от величины социальных трансфертов;

— обеспечение необходимого количества и структуры воспроизводства трудовых ресурсов.

Социальные трансферты являются неотъемлемой частью политики государства в социальной сфере. Система социальных трансфертов представляет собой одну из предпосылок обеспечения социальной справедливости в обществе, создания и поддержания политической стабильности.

Социальные трансферты могут осуществляться в форме социальной помощи; путем предоставления совокупности государственных социальных гарантий, включая социальные льготы отдельным категориям населения (категориальные социальные услуги); в рамках социального страхования (добровольно-корпоративного и обязательного, государственного).

Трансферты в форме социальной помощи включают систему социальных благ и услуг, предоставляемых государством социально уязвимым группам населения на основе проверки нуждаемости. В данном случае социальные трансферты получают малообеспеченные слои населения, доходы которых ниже черты бедности, или прожиточного минимума, а также лица, попавшие в трудные жизненные ситуации. Им гарантируется поддержка государства при условии проверки соответствия доходов минимальным жизненным стандартам.

При помощи социальных трансфертов происходит перераспределение налоговых доходов, полученных от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения, тем самым уменьшается неравенство доходов в обществе. Через институт социальных трансфертов в форме социальной помощи реализуется концепция минимального гарантированного дохода.

В широком смысле социальное вспомоществование также выражается в разнообразных формах добровольно-общественной благотворительности в пользу социально незащищенных групп населения. Ее оказывают профессиональные союзы, религиозные и другие общественные организации.

Трансферты в форме социальных гарантий включают систему социально значимых благ и услуг всем гражданам без учета их трудового вклада и проверки нуждаемости. При этом реализуется принцип распределения по потребностям с учетом ресурсных возможностей общества, что определяет меру этих гарантий.

Трансферты в форме социальных льгот представляют собой социальные гарантии отдельным категориям населения и носят универсальный характер.

Трансферты, осуществляемые через систему социального страхования, призваны защитить население от различных социальных рисков, ведущих к потере трудоспособности и дохода, — болезней, производственных травм, профессиональных заболеваний, несчастных случаев, рождения и воспитания детей, безработицы, старости, смерти кормильца. Для этой категории трансфертов в отличие от предыдущих характерно не только перераспределение, но и своеобразное предварительное накопление средств, в том числе иногда и личных, образующих страховые фонды с целью последующей выплаты при наступлении страхового случая. Подробнее социальное страхование будет рассмотрено в параграфе 5.3.

Большую часть социальных трансфертов в Российской Федерации составляют пенсии, пособия, стипендии.

Пенсия — это форма регулярных денежных выплат, предусмотренная законодательством в случае частичной или полной нетрудоспособности, потери кормильца, профессиональных рисков. Пенсионное обеспечение формируется в едином социальном пространстве, включающем единый порядок начисления и пересмотра пенсий, аккумулирование страховых средств и их выплат в едином внебюджетном Пенсионном фонде.

Пенсии назначаются по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, существуют также социальные пенсии.

Пособие — это форма денежных выплат, регулярных или разовых, в предусмотренных законодательством случаях частичной или полной нетрудоспособности, тяжелого материального положения, поддержки семей с детьми, смерти родственников. В российском законодательстве предусмотрены пособия по временной нетрудоспособности, семейные и детские пособия, пособия по безработице, а также на переподготовку и повышение квалификации.

Например, на уровень жизни и формирование доходов семей оказывают позитивное воздействие социальные трансферты, предоставляемые женщинам в связи с рождением и воспитанием детей. Им установлено пособие по беременности и родам в размере среднего заработка по месту работы (законодательно ограничивается максимальная величина такого пособия).

Меры по социальной защите лиц, потерявших работу, призванные обеспечивать минимально необходимые условия к существованию, состоят в выплате пособия по безработице Пособие по безработице — это денежная помощь, которая выдается безработным при наличии стажа, уплате соответствующих взносов, регулярной регистрации на бирже труда в течение определенного срока. В соответствии с российским законодательством в первые три месяца пособие по безработице составляет 75% средней заработной платы на последнем месте работы, в течение следующих четырех месяцев — 60%, а в дальнейшем — 45%. Размеры минимальной и максимальной величин пособия ежегодно устанавливаются Правительством РФ.

Стипендия — это форма регулярных денежных выплат студентам и аспирантам государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования.

В России большая часть населения может претендовать на получение социальных трансфертов. При этом подавляющее число льгот предоставляется по категориальному принципу, т. е. льготы автоматически распространяются на всех подпадающих под данную категорию лиц независимо от материального положения.

Помимо прямых денежных выплат населению к социальным трансфертам можно отнести финансирование текущих затрат в здравоохранении, образовании, культуре и т. п., а также субсидирование предприятий и организаций, оказывающих услуги социально незащищенным слоям населения, например в сфере жилищно-коммунального хозяйства и общественного транспорта.

Все формы социальных трансфертов зачастую взаимозаменяемы или дополняют друг друга. Например, социальные трансферты инвалидам могут состоять из различных по характеру выплат: средств, направляемых на содержание домов инвалидов, имеющих статус государственных учреждений и финансируемых исходя из нормативов затрат либо в порядке возмещения фактических расходов; ассигнований на закупку протезов, медикаментов, транспорта и т. п., организации льгот для поощрения использования труда инвалидов и производства специфических товаров, в которых они нуждаются; средств на выплату пенсий и др.

Формирование единой системы социальных трансфертов на всех уровнях — федеральном, региональном и местном — с четким определением прав и ответственности каждого из этих уровней предполагает и определение источников их ресурсного обеспечения. Участие федеральных органов в формировании ресурсной основы социальных трансфертов обусловлено принципом справедливости, требующим обеспечить всему населению страны некоторый минимум не только денежных доходов, но определенных общественных благ.

С переходом к рыночным отношениям бюджетные права субъектов Федерации существенно расширились, прежде всего это расширение относится к региональным источникам доходов. Вместе с тем увеличение бюджетных возможностей регионов происходит постепенно, поскольку оно зависит от уровня социально-экономического развития всей страны.

Таким образом, существуют постоянные перераспределительные потоки финансовых ресурсов: с одной стороны, от центра к регионам идут дифференцированные социальные трансферты, с другой стороны, от регионов к центру — федеральные налоги.

На современном этапе происходит расширение источников финансирования социальных трансфертов. Часть из них осуществляется частными компаниями и пенсионными фондами за счет взносов физических и юридических лиц. Это различные формы частного страхования от социальных рисков (разновидность добровольного страхования). Здесь действуют принципы рыночной эквивалентности индивидуальной оценки социального риска, зависимости размера возмещения от платежеспособности застрахованного лица и др. Добровольное страхование строится на принципах коллективной солидарности и взаимопомощи при отсутствии страховой поддержки государства.

Возрастает значение фондов социального развития предприятий, учреждений и организаций, которые оказывают определенную социальную поддержку трудовым коллективам и семьям работников. Они могут использоваться для прямой материальной помощи работникам в приобретении жилья, товаров длительного пользования, садово-огородных участков, для финансирования объектов социальной инфраструктуры предприятий.

Система социальных трансфертов в условиях рынка включает деятельность многочисленных благотворительных фондов и организаций, число которых растет. Они осуществляют свою деятельность на основе собственных уставов и оказывают целевую социальную поддержку различным группам нуждающихся, нетрудоспособных граждан, а также учреждениям социальной сферы, находящимся в бедственном положении (детские дома, музеи, школы-интернаты, дома престарелых, больницы и др.).

Социальная защита интересов и прав граждан возложена также на многочисленные ассоциации трудящихся различных профессий (например, ассоциации медицинских работников, актерские гильдии), творческие союзы (композиторов, театральных деятелей, художников, писателей).

Ключевые параметры системы социальных трансфертов определяются централизованно и закрепляются в федеральном законодательстве. Ряд важнейших гарантий, таких как право на социальное обеспечение, бесплатную медицинскую помощь и образование, предусмотрен в Конституции РФ. Функционирование системы социальных трансфертов в РФ обеспечивается, к примеру, Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Законом РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации», Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», Гражданским кодексом РФ.

Организация системы социальных трансфертов в рыночной экономике имеет следующие черты: сочетание государственного регулирования и рыночного саморегулирования; соответствие экономической эффективности и социальной справедливости; социальное взаимодействие государства, работодателей и наемных работников; смешанное финансирование социальных трансфертов, включающее государственные, добровольно-общественные (коллективные) и частные институты, коммерческие и некоммерческие организации, благотворительную деятельность предприятий, организаций и граждан.

СОЦИАЛЬНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ — пенсии, стипендии и др. пособия (выплаты). Их  
В этом контексте для характеристики уровня жизни ныне нельзя использовать средние показатели, они только вводят в заблуждение. Основные факторы поляризации уровня жизни населения — это, во-первых, различия в оплате труда по всем направлениям (между наемным трудом и предпринимательской деятельностью, между регионами, между основной массой работников и руководителями предприятий, между отраслями, на предприятиях разных форм собственности) во-вторых, безработица в явной и скрытой форме в-третьих, множественная занятость в-четвертых, задержки и невыплаты заработков и социальных трансфертов в-пятых, дифференциация размера частной собственности в качестве источника получения доходов в-шестых, теневые доходы и бартерная оплата труда.  

В нашей стране соотношение между этими гремя источниками в последние пятьдесят лет резко менялось. В условиях господства государственной собственности основными доходами домохозяйств были заработная плата и выплаты из бюджета. По мере развития рыночных отношений роль второго источника стала возрастать. Однако и сегодня оплата труда остается главным доходом. Значение отдельного вида источника у конкретной семьи определяется ее социальным составом. Так, имеются домохозяйства, где оплата труда составляет почти 100% денежного дохода, например, работающая супружеская семья без детей. Есть домохозяйства, где денежный доход формируется только за счет государственных социальных трансфертов. Например, супруги-пенсионеры, воспитывающие малолетних внучат. На структуру доходов домохозяйств оказывает влияние место проживания — в городе или на селе (рис. 13.2).  
Государственные социальные трансферты. К денежным доходам домохозяйств относят также государственные социальные трансферты — пенсии, пособия и другие выплаты из средств бюджетов разного уровня и внебюджетных фондов.  
Данные показывают, что натуральное самообеспечение за последние годы возросло, а с учетом государственных социальных трансфертов в натуральной форме занимает почти четвертую часть потребления домашнего хозяйства. Однако денежные расходы играют доминирующую роль в общем объеме конечного потребления.  
Социальные трансферты в натуральной форме (111)  
Механизмами реализации этой функции служат система социальных трансфертов социальные программы развития на федеральном, региональном и местном уровнях система государственного социального страхования система государственных минимальных социальных стандартов и система адресной социальной помощи.  
Скорректированный располагаемый доход — доход, включающий располагаемый доход домашних хозяйств и сумму получаемых социальных трансфертов в натуре, за вычетом суммы передаваемых социальных трансфертов в натуре. Социальные трансферты в натуре состоят из индивидуальных товаров и услуг, предоставляемых в виде трансфертов в натуре индивидуальным домашним хозяйствам из федерального и территориальных бюджетов или от общественных организаций.  
Фактическое конечное потребление домашних хозяйств состоит из потребительских товаров или услуг, приобретаемых индивидуальными домашними хозяйствами за счет производимых ими расходов или через социальные трансферты в натуральной форме.  
К социальным трансфертам, предоставление которых государство обеспечивает гражданам, относятся выплата пособий и социальная помощь пенсии оказание материальной и иной помощи стипендии и др.  
Скорректированный располагаемый доход — доход, включающий располагаемый доход домашних хозяйств и сумму получаемых социальных трансфертов в натуре за вычетом суммы передаваемых социальных трансфертов в натуре.  
Областью возникновения финансов домашнего хозяйства следует считать вторую стадию процесса воспроизводства, на которой происходит распределение стоимости произведенного общественного продукта. Члены домашнего хозяйства являются собственниками рабочей силы —одного из факторов процесса производства, а следовательно, имеют право на получение части стоимости созданного продукта. Отметим, что домашние хозяйства участвуют не только в первичном распределении национального дохода, но и в процессе его вторичного распределения, когда государство через систему прямых налогов, пенсионную систему, систему социальных трансфертов перераспределяет доходы между различными домашними хозяйствами (например, дотация на оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства).  

Денежные доходы населения включают оплату по труду всех категорий населения, премии, постоянные надбавки к зарплате и средства на командировочные расходы, доходы от индивидуальной предпринимательской деятельности, участие в прибылях предприятий и организаций, операции с недвижимостью и кредитно-финансовые операции, пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты.  
Социальные пособия, кроме социальных трансфертов в натуральной форме Другие текущие трансферты  
Социальные пособия, кроме социальных трансфертов в натуральной форме, включают пенсии, пособия по безработице или временной нетрудоспособности, стипендии и другие подобные трансферты в денежной форме. Их получателями являются домашние хозяйства, а плательщиками — другие секторы, в основном государственные учреждения и некоммерческие организации. Социальные трансферты в натуральной форме отражаются на другом счете. К другим текущим трансфертам относятся, например, добровольные взносы и пожертвования, гуманитарная помощь в  
Счет перераспределения социальных трансфертов в натуральной форме как бы дополняет счет вторичного распределения доходов. Он имеет практически ту же схему, только в нем отражаются не социальные трансферты в денежной форме, полученные и переданные, а социальные трансферты в натуральной форме, такие как раздаваемые беженцам и пострадавшим от стихийных бедствий продукты. Однако главное содержание этого показателя помимо раздачи нерыночных товаров составляют нерыночные услуги, прежде всего нерыночные услуги здравоохранения, образования, культуры, социального обеспечения и жилищного хозяйства, финансируемого за счет средств государства и предприятий. Таким образом, через трансферты в натуральной форме, государственный сектор и другие секторы возвращают домашним хозяйствам значительную часть перераспределенных на стадии вторичного распределения доходов. Открывается счет с показателя располагаемого дохода, затем следуют показатели социальных трансфертов полученных и выплаченных соответственно в ресурсной и расходной частях. Балансирующей статьей счета является показатель валового скорректированного располагаемого дохода.  
Счет использования скорректированного располагаемого дохода показывает, каким образом использован скорректированный располагаемый доход, рассчитанный с учетом распределения социальных трансфертов в натуральной форме. Этот счет похож на  
На основании данных двух предыдущих задач построить счета распределения и перераспределения доходов, используя следующие дополнительные данные факторные доходы полученные — 26 факторные доходы уплаченные — 29 прочие текущие трансферты полученные — 62 прочие текущие трансферты уплаченные — 56 натуральные социальные трансферты полученные — 118 натуральные социальные трансферты уплаченные — ПО.  
Социальные трансферты гражданам должны регулироваться по собственным показателям, увязанным с конкретными задачами и регионами. Использование размера минимальной зарплаты как базы для пенсий и социальных выплат вызывает большие вопросы.  

В годы экономических реформ в России удельный вес социальных трансфертов в общей структуре денежных доходов населения несколько повысился (табл. 17.4).  
Скорректированный располагаемый доход домашних хозяйств больше располагаемого дохода на величину социальных трансфертов в натуральной форме. К последним относятся товары и индивидуальные нерыночные услуги, предоставляемые бесплатно или по льготным ценам некоммерческими организациями и государственными учреждениями конкретным домашним хозяйствам. Социальными трансфертами в натуральной форме являются, например, бесплатные или предоставляемые по льготным ценам услуги в области образования, культуры, здравоохранения, спорта, социального обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства, средства передвижения, предоставляемые инвалидам, их ремонт и техобслуживание, приобретение учебников общеобразовательными школами, медикаменты, предоставляемые отдельным группам населения бесплатно или по сниженным ценам.  
Кроме социальных трансфертов в натуральной форме.  
Фактическое конечное потребление домашних хозяйств представляет собой стоимость товаров и услуг, фактически приобретенных домашними хозяйствами-резидентами за счет текущих доходов для индивидуального потребления или полученных ими от государственных учреждений и некоммерческих организаций бесплатно или по льготным ценам в виде социальных трансфертов.  
Потребление населения характеризуется не только макроэкономическими показателями, исчисляемыми в рамках СНС (такими, как расходы на конечное потребление домашних хозяйств, социальные трансферты в натуральной форме, фактическое конечное потребление домашних хозяйств), но и показателями личного потребления по видам товаров и услуг. Статистика изучает потребление населением конкретных видов товаров и услуг в зависимости от уровня доходов, цен, состава и других признаков домашних хозяйств.  
Полученные социальные трансферты в натуральной форме………….. 284 717  
Передача и получение социальных трансфертов в натуральной форме отражаются в счете перераспределения доходов в натуральной форме, а потребление передаваемых товаров и услуг — в счете использования скорректированного располагаемого дохода.  
Пример 25.5. Исходные данные социальные трансферты в натуральной форме составили 183 д.е., в том числе переданные государственными учреждениями 158 и некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства, 25.  
Располагаемый доход домашних хозяйств — доход, полученный домашними хозяйствами от производственной деятельности или собственности, а также в результате перераспределительных операций добавлением полученных субсидий на производство и импорт и текущих трансфертов, кроме социальных трансфертов в натуре, и вычи-  
Развитие прямого прогрессивного подоходного налогообложения позволило, во-первых, переложить основную тяжесть налогов на имущие классы и слои и, во-вторых, использовать, согласно кейнси-анской концепции, финансовую помощь государства для решения социальных вопросов (сокращение безработицы, помощь малообеспеченным через систему социальных трансфертов).  
Любое домашнее хозяйство начинает свою хозяйственную деятельность не на пустом месте, т. е. первоначально обладает некоторым накопленным ранее богатством, которое главным образом переходит к нему по наследству, а иногда в результате дарения. Это богатство может быть представлено в различных формах, прежде всего в форме недвижимости, наличных денег, а также в некоторых случаях—ценных бумаг. Помимо первоначальных ресурсов их источниками являются (а) располагаемый доход домашнего хозяйства (б) потребительский кредит (в) социальные трансферты (г) прочие ресурсы (например, это могут быть выигрыши в лотерею, доходы от персональных займов другим физическим лицам1 и др.).  
Натуральные социальные транферты уплаченные Скорректированный валовой располагаемый национальный доход ПО 1863 Валовой располагаемый национальный доход Натуральные социальные трансферты полученные 1855 118  
Имеются следующие условные данные чистая добавленная стоимость — 1200 доходы, уплаченные за пользование финансовыми активами — 80 доходы в виде ренты, уплаченные за землю и природные ресурсы — 35 текущие трансферты полученные (кроме социальных трансфертов в натуре) — 215 амортизация основного капитала — 165 недоамортизированная стоимость основного капитала — 25 текущие трансферты выплаченные — 145, в том числе социальные трансферты в натуре — 65  
По мнению известного шведского экономиста А.Ослунда (Эксперт — Северо-запад. 2001. № 5. С.25-26.) для России было бы целесообразно полностью отменить (по примеру Эстонии) налог на рекапита-лизируемую прибыль (этот налог составляет 3% ВВП), соответственно сократив социальные трансферты. В Швеции, как и в России, самые бедные (20% населения) получают только 10% этих трансфертов (в странах с более либеральной экономикой — 30-35%). В то же время очень высокие налоги и государственные расходы привели к тому, что в 1970-2000 гг. ВВП в Швеции рос на 1% медленнее, чем в среднем на Западе.  
Как видно из данных таблицы 17.4, при резком увеличении доли доходов от собственности, предпринимательской деятельности социальные трансферты по своему удельному весу в общей сумме денежных доходов увеличились с 14,0 до 16,7% (в абсолЕотном выражении за тот же период с 994 млрд. до 157 373 млрд. руб.).  
Счет перераспределения доходов в натуральной форме. Описание перераспределительных процессов в СНС заканчивается анализом социальных трансфертов в натуральной форме. Эти операции затрагивают три резидентных сектора домашние хозяйства, некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства, и государственные учреждения. Социальные трансферты в натуральной форме приводят к преобразованию валового располагаемого дохода указанных секторов в валовой скорректированный располагаемый доход (ВСРД)  
Социальные трансферты в натуральной форме переданные 4. Валовой национальный скорректированный располагаемый доход (ВНСРД) (4=1+2-3) 1. Валовой национальный располагаемый ДОХОД 2. Социальные трансферты в натуральной форме полученные