Налогообложение малых предприятий в России
Системы налогообложения малых предприятий
Малые предприятия имеют возможность определять систему налогообложения. Так, существует две основных системы: общая система налогообложения и специальные налоговые режимы.
Общая система налогообложения применяется также и предприятиями, не относящимися к малому бизнесу. Общая система налогообложения (общий налоговый режим) является основным режимом налогообложения для организаций и индивидуальных предпринимателей.
Применяя общую систему налогообложения налогоплательщики — организации и ИП — должны в обязательном порядке вести бухгалтерский и налоговый учеты и представлять в налоговый орган по месту нахождения организации бухгалтерскую и налоговую отчетность.
При применении общего режима налогообложения необходимо исчислять и уплачивать основные налоги:
— налог на добавленную стоимость (НДС);
— налог на имущество организаций;
налог на прибыль организаций (кроме индивидуальных предпринимателей);
— налог на доходы физических лиц (НДФЛ).
Полный перечень налогов, плательщиками которых может являться юридическое лицо или предприниматель, установлен статьями 13, 14 и 15 Налогового кодекса РФ.
Согласно этим статьям Налогового кодекса РФ все налоги делятся на федеральные (которые перечисляются в федеральный бюджет), региональные (которые перечисляются в бюджет региона) и местные (которые перечисляются в местный бюджет.
При выборе общей системы налогообложения необходимо уплачивать налоги и взносы во внебюджетные фонды по следующим ставкам:
— НДС — 0% (льготная ставка, которая применяется только в определенных в НК случаях — основном при экспорте товаров),
10% (льготная ставка, которая применяется при реализации особых видов товаров: некоторых медикаментов, детских товаров, продуктов питания, печатных изданий),
18% (основная ставка, которая действует в большинстве случаев);
— налог на прибыль — 20%;
— налог на имущество — 2,2%;
— НДФЛ (в качестве налогового агента — на дивиденды учредителя) — 9%;
— НДФЛ (в качестве налогового агента — с доходов работника) — 13%;
— страховой взнос с фонда оплаты труда в Пенсионный фонд (ПФ) — 22%;
— страховой взнос с фонда оплаты труда в Фонд социального страхования (ФСС) — 2,9%;
— страховой взнос с фонда оплаты труда в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) — 5,1%;
— местные налоги (земельный, транспортный и прочие).
Специальный налоговый режим — это особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замена одним налогом совокупности установленных федеральных, региональных и местных налогов и сборов .
Содержание специальных налоговых режимов составляют денежные отношения, возникающие между государством и определенными группами налогоплательщиков в связи со спецификой их хозяйственной деятельности в процессе отчуждения ими денежных средств в бюджет (внебюджетные фонды) через специальную систему налоговых платежей.
Специальный налоговый режим — это особый механизм налогового регулирования определенных сфер деятельности, а также один из способов достижения более высокого фискального и регулирующего эффекта. В действующей редакции Налогового кодекса РФ специальный налоговый режим определен как особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов .
В настоящее время существующие специальные налоговые режимы регламентируются в соответствии с разделом VIII.1 Налогового кодекса РФ.
Схема применяемых в настоящее время специальных налоговых режимов представлена на рисунке 2.1.
Специальные налоговые режимы предоставляют возможность малым организациям и индивидуальным предпринимателям, не обладающим специальными знаниями в области бухгалтерского учета и налогообложения, применять более простой (упрощенный) по сравнению с общим режимом налогообложения способ ведения налогового учета.
Рис. 2.1 Схема специальных налоговых режимов
Как видно из рисунка 2.1, Налоговый кодекс выделяет четыре специальных налоговых режима. Система налогообложения для сельскохозяйственных производителей, предусматривает уплату единого сельскохозяйственного налога, касается ограниченного круга предпринимателей, занимающихся сельскохозяйственным производством.
Система налогообложения на основе соглашения о разделе продукции также касается ограниченного круга предпринимателей, связанных с добычей полезных ископаемых.
Остальные два вида специальных налоговых режима — наиболее распространены в отечественной практике. Они затрагивают значительную часть малых предприятий и индивидуальных предпринимателей.
Для большинства малых предприятий подходит упрощенная система налогообложения. Цель упрощенной системы налогообложения заключается в уменьшении налогового бремени, упрощении налогового и бухгалтерского учета и отчетности для небольших организаций и ИП, которые признаются налогоплательщиками по упрощенной системе налогообложения. Как видно из рисунка 2.1, упрощенная система налогообложения включает различные режимы, зависящие от выбранной базы налогообложения, а также для определенной части предпринимателей упрощенная система налогообложения может применяться на основе патента.
Система налогообложения в виде уплаты единого налога на вмененный доход изначально задумывалась как льготный режим для малого предпринимательства. Ее применение предполагает замену четырех налогов одним. Вместо налога на прибыль, налога на имущество организаций (НДФЛ и налога на имущество физических лиц — для индивидуальных предпринимателей), НДС — налогоплательщик уплачивает всего один налог, а также в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2011 N 213-ФЗ «О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» малые предприятия и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивают взносы в Пенсионный фонд, фонды обязательного медицинского страхования.
ЕНВД — это режим, при котором налогоплательщику устанавливается фиксированная базовая доходность, а уже исходя из нее рассчитывается вмененный доход и налог на него. Величина вмененного дохода показывает, сколько, по мнению законодателя, предприниматель или фирма могут заработать за месяц. Для каждого вида деятельности суммы предполагаемых доходов различны .
Под обложение единым налогом на вмененный доход предпринимательская деятельность подпадает автоматически, если вид деятельности предусмотрен Налоговым кодексом и введен на территории того субъекта России, где она осуществляется.
ЕНВД — это налог, базой для расчета которого служат не реальные финансовые показатели деятельности компании или предпринимателя, а потенциально возможные или «абстрактные» суммы, рассчитанные по определенной формуле.
При уплате ЕНВД единый налог можно уменьшать на сумму страховых взносов, но не более чем на 50 процентов (п. 2 ст. 346.32 НК РФ).
Таким образом, специальные налоговые режимы, используемые предпринимателями, направлены на облегчение системы учета в малом бизнесе и должны стимулировать развитие наиболее важных и распространенных сфер бизнеса.
Упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно.
Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации .
Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Иные налоги уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности.
Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения.
Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 Налогового Кодекса, не превысили установленный предел.
Предельный размер доходов за девять месяцев предшествующего года, ограничивающий право перехода организаций на УСН в 2010 — 2012 гг., составляет 45 млн. руб. (п. 2.1 ст. 346.12 НК РФ).
Размер потенциально возможного дохода при применении УСН на основе патента не индексируется на коэффициент-дефлятор (п. 7.1 ст. 346.25.1 НК РФ).
Налогоплательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы», вправе учитывать страховые взносы в расходах (пп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). При применении УСН с объектом налогообложения «доходы» на сумму страховых взносов можно уменьшать единый налог (но не более чем на 50 процентов) (пп. 7 п. 2 ст. 346.5, пп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
Существует также ограничение по численности для малых предприятий: численность работающих не должна превышать 100 человек.
Организации и индивидуальные предприниматели, желающие перейти на УСН, должны уведомить об этом налоговый орган по месту своего нахождения или жительства. Согласно новой редакции п. 1 ст. 346.13 НК РФ соответствующее уведомление необходимо представить не позднее 31 декабря года, предшествующего календарному году, с которого планируется применять УСН. Данное правило вступило в силу 1 октября 2012 г. (подп. «а» п. 11 ст. 2, ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 25.06.2012 N 94-ФЗ.
Вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать уведомление о выборе упрощенной системы налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель вправе применять упрощенную систему налогообложения с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения, если сохраняются условия применения упрощенной системы.
Если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, превысили предельный уровень и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено превышение численности работников, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.
Объектом налогообложения признаются:
1) доходы;
2) доходы, уменьшенные на величину расходов.
Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком. Объект налогообложения может изменяться налогоплательщиком ежегодно. Объект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения. В течение налогового периода налогоплательщик не может менять объект налогообложения .
Налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы:
доходы от реализации;
внереализационные доходы.
При определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы, непосредственно связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
Датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).
При применении упрощенной системы налогообложения существуют особенности определения налоговой базы.
В случае если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя.
В случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.
При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода.
В случае неиспользования возможностей перехода на специальные налоговые режимы, предприятие использует общую систему налогообложения, которая не предусматривает льгот по отдельным видам налогов.
Система налогообложения в виде уплаты единого налога на вмененный доход изначально задумывалась как льготный режим для малого предпринимательства. Ее применение предполагает замену четырех налогов одним. Вместо налога на прибыль, налога на имущество организаций (НДФЛ и налога на имущество физических лиц — для индивидуальных предпринимателей), социальных взносов и НДС налогоплательщик уплачивает всего один налог. Нормативная база применения ЕНВД определяется главой 26.3 НК РФ.
ЕНВД — это режим, при котором налогоплательщику устанавливается фиксированная базовая доходность, а уже исходя из нее, рассчитывается вмененный доход и налог на него. Величина вмененного дохода показывает, сколько, по мнению законодателя, предприниматель или фирма могут заработать за месяц. Для каждого вида деятельности суммы предполагаемых доходов различны .
Федеральный закон от 25. 06.2012 № 94-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» вводит добровольный порядок применения ЕНВД. Соответствующие изменения вступят в силу 1 января 2013 г. По общему правилу плательщики ЕНВД, которые планируют с 1 января года перейти на УСН, должны представить в инспекцию заявление о снятии с учета в качестве плательщика ЕНВД в течение пяти рабочих дней со дня перехода на другой спецрежим.
Объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика. Вмененный доход — потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке.
Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
Для исчисления суммы единого налога в зависимости от вида предпринимательской деятельности используются физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и базовая доходность в месяц.
Базовая доходность корректируется (умножается) на коэффициенты К1 и К2.
Ставка единого налога устанавливается в размере 15 процентов величины вмененного дохода.
Главной налоговой инициативой 2012 года в части поддержки малого бизнеса можно считать расширение патентной системы налогообложения. Мнения независимых экспертов сходятся: патентная система является для малого бизнеса самой простой и удобной.
С 1 января 2013 года упрощенная система налогообложения индивидуальных предпринимателей на основе патента выделена в самостоятельный режим налогообложения, порядок применения которого урегулирован положениями новой главы Налогового кодекса Российской Федерации «Патентная система налогообложения». Соответствующие изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации внесены Федеральным законом от 25.06.2012 № 94-ФЗ.
Патентную систему смогут использовать индивидуальные предприниматели, средняя численность наемных работников которых не превысит 15 человек в отношении 47 видов деятельности. Для применения патентной системы с 1 января 2013 года, бизнесменам необходимо подать заявления о получении патента не позднее 20 декабря 2012 года.
Налоговая ставка по патентной системе устанавливается в размере 6 % от годового дохода, а объектом налогообложения является потенциально возможный годовой доход индивидуального предпринимателя, его размер устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
Поскольку ранее выданные патенты действуют только до 31 декабря 2012 года, их стоимость пересчитывается в соответствии с количеством месяцев, в течение которых они действовали. Соответствующие разъяснения даны в письме ФНС России от 31.10.2012 № ЕД-4-3/18419@ «О порядке перерасчета стоимости патента». Стоимость патентов со сроком действия, истекающим после 1 января 2013 года, подлежит пересчету в соответствии с фактической продолжительностью действия патента, зачету (возврату) в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Патентная система налогообложения полностью заменит ЕНВД уже с 2018 года. С 2013 года по 2018 год переход на ЕНВД будет носить уведомительный характер и станет добровольным.
Основные отличия новой системы от ЕНВД. Во-первых, патент в несколько раз дешевле — его годовая стоимость составит в среднем 12-15 тысяч рублей. Во-вторых, патент доброволен, и если его стоимость не устраивает, то можно выбрать другой режим налогообложения. В-третьих, при выборе патента не нужно предоставлять отчетность в налоговый орган.
РЕЖИМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ СУБЪЕКТАМИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Осуществлять предпринимательскую деятельность субъекты малого бизнеса могут, применяя либо общий режим налогообложения, либо специальные налоговые режимы. Следует помнить, что вид деятельности может лишить права выбора системы налогообложения. Выбор субъектом малого предпринимательства того или иного налогового режима влияет не только на порядок расчета с бюджетом по налогам и сборам, но и на организацию бухгалтерского учета.
Под общим режимом налогообложения понимают совокупность налогов и сборов, установленных Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами и подлежащих уплате организациями всех форм собственности и физическими лицами . Этот режим выбирается организациями, планирующими высокий уровень доходности, выставление партнерам счетов-фактур с тем, чтобы они могли принять «входной НДС».
Выбрав этот налоговый режим, при постановке и организации бухгалтерского учета малое предприятие должно выполнить требования Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», всех Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ), вести учет методом двойной записи с применением Плана счетов. Кроме того, малые предприятия обязаны ежеквартально составлять бухгалтерскую отчетность и представлять ее внешним заинтересованным пользователям. Индивидуальный предприниматель оказывается в более выгодных условиях. В части ведения бухгалтерского учета он лишь заполняет Книгу учета доходов и расходов, форма которой утверждена приказом Минфина РФ № 86ни МНС России № БГ-3-04/430 от 13.08.2002.
Наряду с общим режимом налогообложения Налоговый кодекс РФ предусматривает возможность применения особых, отличающихся от общей системы налогообложения налоговых режимов, так называемых специальных режимов налогообложения. Их применение освобождает налогоплательщиков от уплаты ряда федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Статья 18 НК РФ определяет специальный налоговый режим как особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода.
Налоговый кодекс РФ выделяет следующие виды специальных налоговых режимов:
упрощенная система налогообложения;
система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
Наибольшее распространение в практике хозяйствования субъектов малого предпринимательства получили:
- ? общий налоговый режим или общая система налогообложения (ОСН);
- ? упрощенная система налогообложения (УСН);
- ? система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. (ЕНВД).
Применение специальных налоговых режимов призвано поддержать развитие малого предпринимательства в России, упростить их учет (бухгалтерский и налоговый) и снизить налоговое бремя этих хозяйствующих субъектов.
С 1 января 2003 г. введены в действие гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» и 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» Налогового кодекса РФ.
Согласно схеме на рисунке 3 общий режим налогообложения и «упрощенка» являются добровольными. ЕНВД как местный налог является обязательным, если деятельность субъекта малого и среднего бизнеса попадает под действие соответствующего законодательного акта.
Системы налогообложения предусматривают уплату следующих налогов:
ОСН — налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на добавленную стоимость (НДС).
УСН — налог по упрощенной системе налогообложения, рассчитываемый в двух разных вариантах по ставкам 6 % и 15 %. По некоторым видам деятельности можно купить патент.
ЕНВД — единый налог на вмененный доход по определенным видам деятельности. Эта система налогообложения характерна тем, что она не бывает одна, сама по себе. Поскольку применяется только по определенным видам деятельности, причем осуществляемой деятельности, а не просто заявленной в кодах ОКВЭД, как часто пытаются заявить представители налоговых органов.
Рисунок 3. Схема «Основные системы налогообложения малого и среднего бизнеса»
Ряд налогов уплачивается предпринимателями независимо от их системы налогообложения. Так, транспортный налог уплачивается предпринимателями точно так же, как и у других физлиц — его рассчитывают налоговые органы и присылают уведомления. Земельный налог, по землям, используемым в предпринимательской деятельности, предприниматели, независимо от системы налогообложения, должны рассчитывать сами и подавать декларации в сроки, указанные в решениях местных органов власти конкретного муниципального образования.
Налог на имущество физических лиц уплачивается, как и обычными физлицами, только с недвижимости и по уведомлениям, присылаемым из налоговой инспекции. Однако при УСН и ЕНВД можно налог на имущество не платить, если ИП докажет налоговой инспекции, что имущество используется в предпринимательской деятельности
Многие ошибочно считают, что взносы в Пенсионный фонд тоже являются налогами, однако это не так. Страховые взносы в Пенсионный фонд (далее ПФ) и Фонд обязательного медицинского страхования (далее ФОМС) налогами не являются и налоговым законодательством не регулируются. Ставки взносов, уплачиваемых ИП за самих себя, от системы налогообложения не зависят. Взносы рассчитываются исходя из стоимости страхового года. (Приложение 2)
Расчет взносов производится с доходов каждого сотрудника и потом эти рассчитанные взносы суммируются и уплачиваются сразу за всех работников по установленным реквизитам. Расчет в течение года ведется нарастающим итогом. Указанные выше процентные ставки перестают взиматься, когда облагаемый взносами доход сотрудника за год превышает определенный лимит. В 2011 году данный лимит составляет 463 000 рублей. В 2010 году он составлял 415 000 рублей.
Помимо вышеописанных взносов все страхователи уплачивают взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Эти взносы рассчитываются исходя из фонда оплаты труда. Тариф взноса зависит от отрасли экономики, которой соответствует осуществляемый основной вид деятельности организации. Тарифы установлены в пределах от 0,2 % до 8,5 %.
Внесенные Федеральным законом № 348-ФЗ от 08.12.2010 изменения коснулись в основном базы для обложения взносами на страхование от несчастных случаев. В Законе содержится новый Перечень, который приблизил базу для расчета взносов к базе, рассчитанной в соответствии с 212-ФЗ. В частности, с 2011 года подлежит налогообложению компенсация неиспользованного отпуска, авторские выплаты, материальная помощь не облагается в сумме до 4-х тысяч, материальная помощь при рождении ребенка до 50 тысяч. В соответствии с 331-ФЗ от 08.12.2010 сами тарифы взносов на страхование от несчастных случаев не изменятся.
Из необлагаемых доходов по страховым пенсионным взносам с 2010 исключены:
- — компенсация за неиспользуемый отпуск;
- — выплаты в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов.
Помимо этого, важно помнить, что взносами облагаются все выплаты в пользу физических лиц по трудовым или гражданско-правовым договорам (подряда, услуг) вне зависимости от того пойдут ли они на уменьшение налога на прибыль или нет.
Для организаций и предпринимателей, применяющих общую систему налогообложение, упрощенную систему налогообложения и переведенных на уплату единого налога на вмененный доход налоговая нагрузка (сумма всех страховых взносов) составляет 34 %.
Т.е. в случае, если зарплата работника составляет 30 тысяч рублей, организация, либо предприниматель должны заплатить:
- 26100 — Зарплата сотруднику на руки;
- 3900 — Налог на доходы физических лиц;
- 7800 — Пенсионный фонд;
- 930 — ФФОМС;
- 600 — ТФОМС;
- 870 — ФСС.
Итого сумма всех страховых взносов (без учета НДФЛ) составит 10200 рублей.
С 2011 года произошло очень серьезное увеличение налоговой нагрузки на организации и предпринимателей, применяющие УСН и ЕНВД, т.к. в 2010 году эта нагрузка составляла только 14 %.
С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица (по трудовым или гражданско-правовым договорам (подряда, услуг)), превышающих 463 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются. Таким образом, в 2011 году максимальная налоговая нагрузка по каждому сотруднику для обычной организации составит 157 420 рублей (463 000 * 34 %), для организаций, применяющих пониженные тарифы страховых взносов: 26 % — 120380 рублей, 20,2-93526, 14 % — 64820.
Предприниматели и нотариусы уплачивают за себя соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.
Стоимость страхового года определяется как произведение МРОТ, установленного на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, увеличенное в 12 раз.
Если считать исходя из текущего размера МРОТ, то:
Взнос в ПФР 4330*12*26 % = 13509,6.
Взнос в ФФОМС 4330*12*3,1 % = 1610,76.
Взнос в ТФОМС 4330*12*2 % = 1039,20.
Общая налоговая нагрузка составит 16159,56.
Плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, сумму страховых взносов, подлежащую перечислению во внебюджетные фонды, определяют в полных рублях. Сумма страховых взносов менее 50 копеек отбрасывается, а сумма 50 копеек и более округляется до полного рубля. Ежемесячные платежи подлежат уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж
Предприниматели, уплачивающие страховые взносы за себя должны перечислить их не позднее 31 декабря текущего календарного года. На эти взносы необходимость округления сумм, следующих к перечислению не распространяется.