Срок годности аккумулятора

Работа всех типов аккумуляторов базируется на окислительно-восстановительных реакциях в результате этого батарею можно неоднократно заряжать и разряжать. Аккумуляторы (АКБ) бывают сухозаряженные и заправленные электролитом. От типа батареи зависит срок хранения аккумулятора до начала эксплуатации и способ хранения. Сухозаряженная батарея продается без электролита, но уже заряженной, а заправленные заливают электролитом и заряжают их сразу на заводе.

Общая техническая информация АБ

На банку и перемычку АБ наносится маркировка, в которой указаны дата изготовления, класс и материал, из которого выполнены элементы АБ и логотип завода-производителя. Тип аккумуляторных элементов идентифицируется:

  • по количеству элементов (3−6);
  • по номинальному напряжению (6−12V);
  • по номинальной ёмкости;
  • по назначению.

Чтобы обозначить тип АБ и сепараторов используют буквы материалов, из которого выполнен корпус элемента и сами сепараторы.

Основная характеристика любой АБ — это её ёмкость. Именно она определяет потенциал аккумуляторного элемента. Ёмкость АБ зависит от материала, из которого выполнены сепараторы и электроды, а также от плотности электролита, температуры и уровня заряда ИБП.

В момент повышения плотности электролита емкость батареи возрастает до определенных границ, но при чрезмерном повышении плотности происходит разрушение электродов и срок годности АКБ уменьшается. Если плотность электролита будет критически низкой, то при минусовых температурах электролит замерзнет, а аккумулятор выйдет из строя.

Использование аккумуляторов в автомобиле

Электрохимические источники питания нашли своё применение в различных видах транспорта и многих других отраслях. В автомобиле аккумулятор необходим для выполнения конкретных целей:

  1. запуск двигателя;
  2. снабжение электричеством функционирующих систем при заглушенном двигателе;
  3. применение в качестве вспомогательного средства для генератора.

Автомобильные аккумуляторные батареи делятся на 4 категории — малосурьмянистые, кальциевые, гелевые и гибридные. При выборе АБ следует учитывать не только цену, но и его функциональные возможности:

  • Малосурьмянистая АБ — представляет собой обычную свинцовую батарею без добавления в состав пластин дополнительных компонентов.
  • Кальциевая —у этой батареи все пластины выполнены из кальция.
  • Гелевая —наполнена гелеобразным содержимым, которое заменяет обычный электролит.
  • Гибридная батарея включает в состав пластины из различных материалов: плюсовая — малосурьмянистая, а минусовая с примесью серебра.

Малосурьмянистые АБ более всего подвергаются выкипанию воды из электролита и они быстрее остальных теряют заряд. Но при этом они легко заряжаются и им не страшна глубокая разрядка. Диаметрально противоположная ситуация складывается с кальциевыми батареями.

Если такую батарею несколько раз подряд глубоко разрядить, восстановить ее будет невозможно. Оптимальным будет выбор гибридного аккумулятора. Гелевые АКБ удобны тем, что внутри находится гель, который не вытекает в перевернутом положении и не может выкипеть.

Способны выдавать максимальный пусковой ток до момента полного разряда, и они имеют свойство восстановления по окончании цикла зарядки. Один существенный минус этого вида АКБ — высокая стоимость.

На новые иномарки с качественным электроосвещением, рекомендуются устанавливать кальциевые аккумуляторы, а для стареньких моделей отечественного автопрома лучшим выбором будет малосурьмянистые аккумуляторные элементы.

Условия хранения

Сухозаряженный аккумуляторный элемент следует хранить в заводской упаковке в помещении с хорошей вентиляцией и температурой не ниже 00 C и не выше 35C. Попадания прямых ультрафиолетовых лучей и влажности также следует избегать. Противопоказано ставить аккумуляторные элементы друг на друга в несколько уровней, чтобы к ним оставался свободный доступ.

Сухозаряженные аккумуляторы нет необходимости заряжать на момент нахождения их в складском помещении. В комплекте батарей есть инструкция, в которой указано, сколько может храниться аккумулятор на складе. Следуя рекомендациям специалистов, этот срок не должен быть более одного года. В действительности же такие АКБ хранят и более длительное время, но цикл зарядки батареи будет значительно дольше.

Срок хранения АКБ с электролитом составляет полтора года при температуре 0C ~ 20C. Если температура превышает 20C, сроки хранения аккумуляторных батарей уменьшаются до 9 месяцев.

При хранении АКБ в домашних условиях следует проводить ее зарядку не реже одного раза в квартал для продления срока службы аккумуляторного элемента. Для мониторинга состояния АКБ следует иметь в гараже нагрузочную вилку для определения заряда батареи и ареометр, чтобы отслеживать плотность электролита.

Хранение аккумуляторных батарей, правила и советы

Приобретя новую аккумуляторную батарею, не торопитесь приводить ее в действие. Ведь как только Вы зальете аккумуляторы электролитом, неумолимо начнется отсчет срока их службы, даже если батарея не будет установлена на транспортное средство. Постарайтесь выжать из старой батареи все, что возможно, особенно, если дело идет к концу сезона.

Если такая возможность у Вас есть, а также, если Вы купили новую аккумуляторную батарею заблаговременно, перед Вами встает вопрос ее хранения.

Основную опасность в этот период представляет попадание в аккумуляторы влаги, обычно в составе влажного воздуха. Попавшая влага вызывает возникновение окислительных процессов, самым неприятным последствием которых является сокращение срока службы батареи. Поэтому основное требование к помещению, в котором она хранится -сухость.

Сама аккумуляторная батарея должна быть плотно закрыта пробками, желательно с резиновыми уплотнителями. Места соединения пробок с горловинами для дополнительной герметизации целесообразно обмазать пластилином, замазкой и т. п. Ни в коем случае не срезайте выступы в верхних частях пробок до заливки аккумуляторов электролитом.

Если приобретя новую батарею Вы обнаружите, что аккумуляторы недостаточно плотно закрыты и было возможно попадание в них влажного воздуха, то перед началом хранения ее можно поставить на некоторое время (до 1 сут.) в приоткрытом виде в сухое и теплое помещение (+35° С до +40° С), а уже потом загерметизировать.

Температура воздуха, при которой хранится сухая аккумуляторная батарея, не оказывает на него существенного влияния, если находится в интервале от +50° С до -35° С. Чрезмерно высокие температуры размягчают мастику и могут привести к ее оплавлению, а при чрезмерно низких температурах мастика может растрескаться. Некоторые авторы считают, что не следует хранить батареи при температуре выше +35° С и с этим можно согласиться.

Периодический уход за аккумуляторной батареей в процессе ее хранения в сухом виде сводится к удалению пыли и грязи с ее поверхности (лучше накрыть батарею какой-нибудь плотной материей), проверке состояния крышек и мастики. В случае обнаружения трещин на мастике их ликвидируют путем местного нагревания.

Оберегайте аккумуляторную батарею от прямых солнечных лучей и воздействия нагревательных приборов и устройств. Исключите любые механические воздействия на батарею или ее части.

Храниться аккумуляторная батарея должна в вертикальном положении, пробками вверх.

Хранение аккумуляторных батарей с электролитом

Практически все проблемы, связанные с хранением залитых (действующих) аккумуляторов, вызваны необходимостью компенсировать потери емкости от саморазряда Основная опасность саморазряда (помимо потери емкости) заключается в том, что без проведения необходимых мероприятий образующийся при этом сульфат свинца может превратиться в крупнокристаллическую структуру, разложение которой в дальнейшем потребует значительных усилий, если это вообще окажется возможным.

Среди причин, вызывающих саморазряд, в первую очередь, необходимо отметить следующие:

  • посторонние примеси (обладающие определенными свойствами) в электролите и активных массах;
  • токопроводящая грязь (токопроводящие вещества) на поверхности аккумуляторной батареи;
  • изменение плотности (расслоение) электролита по высоте аккумуляторов в процессе стоянки бездействующей аккумуляторной батареи.

К факторам, способствующим повышению интенсивности саморазряда, относятся главным образом высокая температура и повышенная плотность электролита.

Посторонние вредные примеси могут попасть при изготовлении аккумуляторов в случае использования исходных материалов, не соответствующих нормативным документам; в процессе заливки новых батарей либо при доливках дистиллированной водой уже действующих (если электролит или вода загрязнены ими); в виде посторонних предметов (веществ) как в процессе сборки, так и в процессе эксплуатации при работе с аккумуляторами при снятых пробках.

Наибольшая интенсивность саморазряда имеет место при загрязнении раствора электролита металлами. При этом, если „посторонний» металл образует с кислотой растворимую соль, то при первом же заряде он откладывается на отрицательной пластинах. В том случае, если „посторонний» металл электроположителен по отношению к свинцу, то оседая на отрицательной активной массе он образует множество короткозамкнутых цепочек типа „металл-электролит-губчатый свинец» по которым и происходит интенсивный разряд отрицательных пластин.

Саморазряд положительных пластин значительно меньше, чем отрицательных и вызывается обычно химическим взаимодействием между активной массой (двуокись свинца) и свинцом токоотводов (решетки, на которых намазана активная масса) при участии серной кислоты электролита. Увеличивают саморазряд положительных пластин и некоторые металлические примеси.

Попавшие в аккумуляторы вещества могут значительно (даже в десятки раз) увеличить саморазряд и вообще привести к отказу батареи. Наиболее распространенными вредными примесями являются сурьма (содержится в металлах, применяется при изготовлении токоотводов) и железо.

Наиболее опасные примеси — марганец, мышьяк, окислы азота, хлор, золото, платина (две последние примеси нашим аккумуляторам вряд ли угрожают). Так, например, аккумулятор, в растворе электролита которого содержится 0,5% железа, полностью саморазряжается в течение 10 суток, а при наличии 0,025% марганца он в течение месяца теряет большую часть своей емкости и не поддается заряду. Особенно сильное отрицательное воздействие на аккумуляторы оказывают комбинации примесей.

Поэтому при эксплуатации и обслуживании аккумуляторной батареи будьте максимально внимательны: от этого зависит срок ее службы. Не допускайте попадания в аккумуляторы посторонних предметов, мусора. Кислоту используйте только аккумуляторную или химически чистую, но не техническую (эти названия обычно указывают на этикетках емкостей с кислотой).

Если возникает сомнение, что у Вас именно серная кислота, а не соляная или азотная, то для проверки к взятой пробе добавьте раствор хлористого бария. Если при этом в пробе образуется белый осадок сульфата бария, то у Вас действительно серная кислота. Особое внимание уделите дистиллированной воде.

Ни в коем случае НЕЛЬЗЯ использовать воду естественного происхождения (грунтовую, речную, колодезную или родниковую), поскольку чаще всего она засорена углекислыми, хлористыми и сернокислыми соединениями натрия, кальция, магния, железа, солями щелочноземельных металлов и другими примесями, которые в отдельный случаях могут присутствовать в больших количествах. Дождевая вода всегда содержит кислород, азот и углекислоту. Кроме того, в ней может быть аммиак, хлор, серный ангидрид в зависимости от того, откуда пришла туча и над какими районами, промышленными центрами пролегал ее путь.

Летом дождевая вода, попадая под действие грозовых разрядов, насыщается азотной кислотой, образующейся из азота воздуха. Стекающая с крыши дождевая вода вдобавок несет с собой пыль, краску, окислы железа. Вода, получаемая из чистого снега, может содержать немного меньше примесей, чем дождевая, но все же и она не годится для применения в аккумуляторах без предварительной очистки.

Токопроводящая грязь возникает при попадании на поверхность аккумуляторной батареи даже очень слабых растворов кислоты, соли и других токопроводящих веществ. Это может произойти при зарядке батареи в результате выделения электролита в виде аэрозоли; при зимней езде там, где для борьбы со льдом на дорогах используют солесодержащие средства и в целом ряде других случаев.

При этом аккумуляторная батарея оказывается замкнутой на некоторое внешнее сопротивление (токопроводящая грязь), в результате чего происходит ее непрерывный разряд, бесполезная потеря емкости с образованием, в конечном итоге, крупнокристаллического сульфата свинца, о трудности обращения которого в исходное активные материалы уже говорилось. Появление токопроводящей грязи легко обнаруживается с помощью вольтметра, как это описано выше.

Расслоение электролита возникает в процессе длительного бездействия спокойно стоящих аккумуляторных батарей. При этом электрический потенциал у нижних частей пластин выше, чем у верхних. Чем больше высота аккумулятора, тем сильнее эффект, в результате которого появляются уравнительные токи и, следовательно, дополнительный саморазряд.

Ликвидация расслоения может быть осуществлена за счет обильного газовыделения, которое имеет место в конце зарядов или подзарядов.

Большое влияние на интенсивность саморазряда оказывают температура и плотность электролита, а также срок службы аккумуляторов. Причем увеличение каждого из трех названных факторов приводит к повышению саморазряда и, соответственно, чем ниже температура и плотность электролита, чем меньше срок службы аккумуляторов, тем менее интенсивен саморазряд.

Отсюда две рекомендации: храните аккумуляторную батарею при низких температурах, не забывая, однако, о возможности замерзания электролита и растрескивания мастики. Учтите, что снижая эксплуатационную плотность электролита Вы добьетесь не только увеличения срока службы аккумуляторной батареи, но и уменьшите ее саморазряд.

Таким образом, здесь рассмотрены причины саморазряда свинцовых аккумуляторов батарей и предложены мероприятия, позволяющие, главным образом, предупредить его ненормальное увеличение. Однако, уже было сказано, саморазряд для аккумулятора совершенно нормальный процесс, если его интенсивность не превышает 1% в сутки или 30% в месяц.

То есть, даже нормальный саморазряд может привести к большой потере емкости и вызовет необратимую сульфатацию, в свою очередь приводящую к сокращению срока службы аккумуляторной батареи. Поэтому в процессе хранения необходимо осуществлять компенсацию потерь емкости от саморазряда или, как чаще говорят, компенсацию саморазряда.

Делается это с помощью периодического или постоянного подзаряда. Выбор режима хранения или режима компенсации определяется главным образом продолжительностью хранения, его условиями, а также некоторыми параметрами аккумуляторной батареи, в частности сроком ее службы.

Инструкцией по эксплуатации свинцовых стартерных аккумуляторных батарей автолюбителями предусмотрено следующее: „Батареи, поставленные на известный срок службы хранения в связи с сезонным бездействием (самоходные комбайны, трактора с электрозапуском, автомобили индивидуальный владельцев и др.),… следует ежемесячно контролировать по плотности электролита, заряжать эти батареи следует после хранения непосредственно перед пуском в эксплуатацию. В период хранения заряд батарей производится только в тех случаях, когда выявлено падение плотности электролита против плотности заряженный до хранения батареи более, чем на 0,050 г/см.

Заметим, что такое снижение плотности электролита соответствует потере аккумуляторной батареей около 30% емкости, т. е. речь идет о длительном хранении частично заряженной, а точнее, значительно разряженной аккумуляторной батареи, с чем никак нельзя согласиться, поскольку такое хранение приведет к возникновению ненормальной сульфатации, которую в дальнейшем вряд ли удастся полностью ликвидировать.

Далее в инструкции по эксплуатации следует пункт, где речь идет об аккумуляторных батареях, снятых с автомобилей после длительной эксплуатации. Согласно инструкции их необходимо зарядить (см. раздел „Послезаливочные мероприятия»), довести плотность электролита до нормы, соответствующей данному климатическому району, и подвергнуть тренировочному разряду током 10-часового режима, чтобы убедиться в удовлетворительности их технического состояния. Если при этом длительность разряда батарей окажется меньше, чем указано ниже, то инструкция не рекомендует ставить эти батареи на длительное хранение.

Данные рекомендации вызывают у автора несколько замечаний:

  1. не понятно, что имеется в виду под „длительной эксплуатацией»? То ли батареи уже очень старые, то ли просто несколько месяцев не снимались с автомобилей;
  2. учитывая изложенный ранее материал нельзя признать рекомендованный инструкцией режим заряда оптимальным;
  3. рекомендация о доведение электролита до нормы за счет его корректировки (особенно неприемлемо увеличение плотности электролита) вызывает просто категорическое возражение;
  4. проведение тренировочного разряда (в данном случае скорее контрольного разряда) позволит только определить состояние батареи на момент ее снятия с автомобиля. Истинное же состояние батареи можно выяснить лишь после проведения специальных лечебных мероприятия (о них будет рассказано в следующей главе) с последующим контрольным разрядом. Кстати, результатом этих лечебных мероприятий будет , по крайней мере, приближения плотности электролита к норме без принудительной корректировки.

Таким образом, методика хранения аккумуляторных батарей, изложенная в инструкции по эксплуатации вызывает достаточно серьезные возражения автора, который берет на себя смелость, полагаясь на свой двадцатилетний опыт работы со свинцовыми аккумуляторами, предложить несколько иную методику подготовки батареи к хранению, видоизменяемую в зависимости от предполагаемого срока хранения.

При сроке хранения аккумуляторной батареи до 1 месяца необходимо выполнить следующие мероприятия:

  1. снять аккумуляторную батарею с транспортного средства (это, как уже говорилось, неплохой способ защиты Вашего автомобиля от определенной категории угонщиков);
  2. очистить поверхность батареи от пыли и грязи;
  3. если Вы знаете, что аккумуляторная батарея частично разряжена, поставьте ее на подзаряд с начальным током, равным 0,05 Сго и проведите его в три ступени (см. „Многоступенчатый заряд при постоянном токе»). После окончания подзаряда обработайте поверхность батареи в соответствии с рекомендациями в подразделе „Послезаливочные мероприятия» и поместить ее на хранение в холодное (прохладное) место.

Если Вы ставите батарею на хранение после длительной поездки, можно обойтись без подзаряда, но не забудьте удалить с ее поверхности токопроводящую грязь;

  1. если в начале хранения в соответствии с рекомендациями, данными в подразделе „Послезаливочные мероприятия», батарея была подзаряжена, то после окончания срока хранения Вы можете сразу установите ее на транспортное средство. Если же аккумуляторная батарея хранилась без предварительного подзаряда, то перед установкой подзарядите ее и обработайте поверхность;
  2. во время хранения следите за чистотой вентиляционных отверстий в пробках.

Для хранения батареи в течение 2-3 месяцев ее также необходимо снять с транспортного средства и очистить ее поверхность. Затем, независимо от состоянии батареи необходимо подзарядить так, какописано для случая хранения сроком до 1 месяца. Внимательно следите за ростом напряжения.

Если батарея заряжена достаточно, напряжение быстро достигнет переходного значения, при котором нужно уменьшать ток. После окончания подзаряда обработайте поверхность батареи, измерьте плотность и температуру электролита во всех аккумуляторах, запишите их значения и поставьте аккумуляторную батарею в холодное (прохладное) место.

В данном случае придется позаботиться о компенсации саморазряда. Делается это путем проведения через некоторые промежутки времени подзарядов, аналогичных описанию выше. Подзаряд помогает решать две важные задачи:

  1. в значительной степени восстанавливает емкость, потерянную в результате саморазряда за период хранения до подзаряда;
  2. ликвидирует расслоение электролита за счет его перемешивания выделяющимися при подзарядах газами и, тем самым, уменьшает последующий саморазряд.

Многочисленные эксперименты показали, что подзаряды при длительном хранении свинцовых аккумуляторов, проводимые через некоторые промежутки времени и оканчивающиеся по постоянств уплотности электролита и напряжения в течение двух часов, не могут полностью компенсировать предшествовавшую потерю емкости от саморазряда, после каждого из них остается небольшой недозаряд.

Постепенно этот недозаряд накапливается и чем длительнее период хранения, тем больше он становится. Недозаряд зависит также от состояния аккумуляторов и частоты подзарядов: чем старее аккумуляторы, выше саморазряд, реже проводятся подзаряды, тем большим сказывается недозаряд в конце хранения.

Ориентировочные сроки проведения подзарядов (в неделях) в зависимости от температуры электролита (при плотности 1,280 г/см3) и срока службы аккумуляторной батареи приведены в табл. 4.

Таблица 4.

Температура электролита Срок службы, годы
0-2 2-3 3-4 больше 4
Выше +10 °С 6 5 4 3
от +10 °С до 0°С 8 7 6 5
от 0°С до -10 °С 10 9 8 7
ниже -10 °С 13 12 11 10

В том случае, если эксплуатационная плотность электролита батареи ниже 1,280 г/см3, подзаряды можно проводить несколько реже. Например, при уменьшении плотности на каждые 0,020 г/см3 к сроку, определенному по табл. 4, можно добавить 1 неделю.

Спланируйте сроки проведения подзарядов так, чтобы последний из них проводился перед установкой аккумуляторной батареи на транспортное средство. Если плотности электролита после этого подзаряда окажется меньше, чем плотность после подзаряда в начале хранения более чем на 0,01 г/см3, необходимо перед использованием батареи провести лечебные мероприятия, различные варианты которых будут описаны в следующем разделе.

В процессе хранения не реже одного раза в месяц проверяйте плотность электролита. Резкое изменение скорости ее уменьшения может говорить о неисправности батареи.

При постановке батареи на хранение сроком более 3-х месяцев необходимо провести лечебные мероприятия в начале хранения и повторить их перед установкой аккумуляторной батареи на транспортное средство. Лечение аккумуляторов в начале хранения позволит ликвидировать ненормальную сульфатацию, образовавшуюся в процессе их эксплуатации на автомобиле и значительно облегчит де-сульфатацию в конце хранения.

Хранение батареи может осуществляться в режиме периодического подзаряда, описанного выше. Однако значительно лучшие результаты с точки зрения полноты компенсации саморазряда и предотвращения ненормальной сульфатации дает использование в процессе хранения режима постоянного подзаряда, который заключается в том, аккумуляторная батарея непрерывно с первого дня хранения подзаряжается малым током при низких напряжениях. В таблице 5 приведены рекомендуемые значения напряжения постоянного подзаряда на один аккумулятор в зависимости от срока службы и плотности электролита.

Таблица 5. Напряжение постоянного подзаряда.

Характерной особенностью режима постоянного подзаряда является то, что батарея при заданном напряжении сама определяет ток заряда в зависимости от температуры, срока службы ит. д. Небольшая корректировка напряжения в соответствии с табл. 5 лишь помогает этому процессу.

Хорошие результаты при проведении периодического и, особенно, постоянного подзаряда дает использование прерывистого или асимметричного переменного тока, которые полнее обращают сульфат в исходные материалы.

Наконец следует отметить, что чем выше температура, при которой хранятся аккумуляторные батареи, тем эффективнее использование режима постоянного подзаряда.

Литература: В. Ю. Грачев — Как продлить срок службы аккумулятора.

Эксплуатация гелевых аккумуляторов

Свинцово-кислотные аккумуляторы изготовлены по технологии с внутренней рекомбинацией воды, поэтому не требуют обслуживания в течение всего срока службы. В качестве электролита используется загущенная серная кислота в виде геля, что обеспечивает устойчивость аккумуляторов к глубоким разрядам и высокую температурную стабильность.

Расчетный срок службы составляет 12 лет.

Гелевые аккумуляторы предназначены для работы, как в буферном, так и в циклическом режимах.

Конструкция:

  • Полностью герметичная конструкция, утечка электролита невозможна.
  • Система внутренней рекомбинации газа, нет необходимости в доливе воды.
  • Моноблоки снабжены регулирующими клапанами для обеспечения выпуска газа, при превышении внутреннего давления выше допустимого уровня.
  • Нет ограничений на перевозку воздушным, железнодорожным или автотранспортом.

Конструкция гелевого аккумулятора

Химическая реакция и механизм рекомбинации:

  • Химическая реакция, протекающая в аккумуляторе при заряде/разряде, описывается формулой:

PbO2 + 2H2SO4 + Pb Разряд/Заряд PbSO4 + 2H2O

  • При заряде кислород, проходя через сепаратор от положительной пластины, вступает в реакцию с активным веществом отрицательной пластины с образованием оксида свинца:

2Pb + O2 —> 2PbO

  • Оксид свинца, в свою очередь, вступает в реакцию с серной кислотой:

2Pb + 2H2SO4 —> 2PbSO4 + 2H2O

  • Сформировавшийся на отрицательной пластине сульфат свинца восстанавливается кислородом до свинца с образованием серной кислоты:

2PbSO4 + 2H2 —> 2Pb + 2H2SO4

  • Если упростить описанные выше уравнения, то получается следующее:

Разрядные характеристики

На рисунке ниже приведены кривые разряда гелевых аккумуляторов постоянным током до определенного конечного напряжения. Разряд до напряжения ниже указанного снижает емкость и срок службы свинцово-кислотных батарей.

Разрядные кривые постоянным током при 25°С

Заряд

Правильный заряд является одним из важнейших условий успешной работы свинцово-кислотных батарей с автоматическим регулированием внутреннего давления. Правильный выбор зарядного устройства влияет самым непосредственным образом на производительность и срок службы батарей.

Заряд постоянным напряжением

Заряд постоянным напряжением – наиболее часто применяемый метод. На рисунке ниже показаны зарядные характеристики гелевого аккумулятора при заряде их постоянным напряжением 2,40 В/ячейку при начальных значениях тока 0,3 СА.

График заряда постоянным напряжением при 25°С

  • Для гелевых аккумуляторов диапазон зарядного напряжения буферного режима установлен в диапазоне 2,23–2,28 В/эл-т (при 25°С).
  • Для циклического режима диапазон зарядного напряжения установлен в диапазоне 2,38–2,42 В/эл-т (при 25°С).
  • Аккумуляторы гелевые не требуют уравнительного заряда. Буферного напряжения достаточно, чтобы поддержи-вать моноблоки в полностью заряженном состоянии.

Гелевые аккумуляторные батареи можно купить в интернет-магазине Реалсолар:

Аккумулятор Delta
GEL 12-100

Гелевая необслуживаемая аккумуляторная батарея,
емкость 100Ач 12В

Аккумулятор Delta
GEL 12-200

Гелевая необслуживаемая аккумуляторная батарея,
емкость 200Ач 12В

Аккумулятор Delta
GX 12-100

Гелевая необслуживаемая аккумуляторная батарея,
емкость 100Ач 12В

Аккумулятор Delta
GX 12-200

Гелевая необслуживаемая аккумуляторная батарея,
емкость 200Ач 12В

Двухстадийный заряд при постоянном напряжении

Этот метод является одним из наиболее эффективных и рекомендуется для быстрого заряда свинцово-кислотных батарей с автоматическим регулированием внутреннего давления и поддержания их в полностью заряженном состоянии (буферный режим). Характеристики зарядного устройства для двухстадийного заряда постоянным напряжением приведены на рисунке ниже:

Зарядные характеристики двухстадийного зарядного устройства

На стадии «А» ток ограничен величиной 0,3 СА, а напряжение на клеммах батареи растет. На стадии «В» зарядный ток начинает падать, а напряжение стабилизируется на уровне 2,40 В/эл-т. На этой стадии уровень заряда аккумулятора достигает 80%. При достижении зарядным током уровня «точки переключения Y» зарядная цепь переключается на стадию «С», где зарядное напряжение падает с 2,40 до 2,25 В/эл-т, а ток плавно снижается практически до нуля. Зарядное устройство переходит в буферный режим.

Напряжение заряда зависит от температуры окружающей среды и должно регулироваться в соответствии с графиком показанном на рисунке ниже:

Зависимость зарядного напряжения от температуры окружающей среды

где t – температура окружающей среды, °С
grad t – температурный градиент аккумуляторного шкафа, °С. При установке на открытые стеллажи grad t = 0.

Хранение и срок службы

Гелевые аккумуляторы могут храниться без подзаряда в течение 1 года в сухом помещении при температуре окружающей среды от –35° до +60°С.

Гелевые аккумуляторы рассчитаны на работу в буферном режиме работы в течение пяти лет (при 25°С). На рисунке ниже показана зависимость доступной емкости гелевого аккумулятора от времени. Газы, генерируемые внутри аккумулятора, непрерывно рекомбинируют и возвращаются в водную составляющую электролита. Потеря емкости и конец службы аккумуляторов наступают в результате постепенной коррозии электродов.

Срок службы в буферном режиме работы

Срок службы аккумуляторов в циклическом режиме работы зависит от целого ряда факторов.

Наиболее существенными из них являются рабочая температура окружающей среды, скорость разряда, глубина разряда и способ заряда. На рисунке ниже показано влияние глубины разряда на количество циклов работы гелевых аккумуляторов при циклическом режиме.

Срок службы в циклическом режиме работы

По мере повышения температуры электрохимическая активность аккумулятора возрастает, а при понижении – падает. Поэтому при увеличении температуры окружающей среды емкость аккумулятора увеличивается, а при понижении температуры – уменьшается. Рисунок ниже демонстрирует влияние температуры на доступную емкость гелевых аккумуляторов.

Зависимость емкости от температуры окружающей среды при различных токах разряда

Температура окружающей среды является важным фактором, влияющим на срок службы аккумуляторов. При повышении температуры увеличивается скорость коррозии пластин, вследствие чего уменьшается срок службы. На рисунке ниже показана зависимость срока службы гелевых аккумуляторов от температуры окружающей среды.

Зависимость срока службы в буферном режиме от температуры окружающей среды

Свинцово-кислотные аккумуляторы обладают саморазрядом, вследствие чего при хранении их доступная емкость со временем уменьшается.

Этот процесс описан графиком на рисунке:

Зависимость емкости от времени хранения

Если аккумуляторы хранились в течение длительного периода времени, необходимо перед пуском в эксплуатацию провести их подзарядку.
При сроке хранения до 6 месяцев подзарядка должна осуществляться в течение 4-6 часов постоянным током 0,1 СА, либо 15-20 часов постоянным напряжением 2,40 В/эл-т.
При сроке хранения свыше 6 месяцев подзарядка должна осуществляться в течение 8-10 часов постоянным током 0,1 СА, либо 20-24 часов постоянным напряжением 2,40 В/эл-т.

Рекомендации по монтажу:

  • Аккумуляторы предназначены для установки на изолированных стеллажах или в специальных батарейных шкафах в вертикальном положении. Допускается установка аккумуляторов в горизонтальном положении при вертикальном расположении пластин. Помещения не требуют принудительной вентиляции.
  • Если отнивелированность элементов не обеспечивается непосредственно самим способом установки, то необходимо с помощью чалика (нивелировочного шнура) отнивелировать элементы. Расстояние между соседними боковыми стенками двух моноблоков (монтажная длина) задается длиной перемычек. При относительно длинных рядах монтируемых моноблоков рекомендуется начинать нивелировку монтажной длины с середины монтируемого ряда моноблоков, для того чтобы можно было в оба конца сглаживать набегающие допуски. Рекомендуемая минимальная величина воздушного зазора между аккумуляторами составляет от 5 до 10 мм.
  • Взаимоподключение единичных аккумуляторов осуществляется с помощью жестких изолированных перемычек, которые привинчиваются к полюсам или гибких кабельных перемычек. Перемычки привинчиваются с помощью динамометрического ключа. Осуществлять следующий крутящий момент 20 Нм ± 1 Нм.
  • Если используются две или более групп батарей, соединенных параллельно, то провода, кабели и шины, посредством которых эти батареи подключаются на нагрузку, должны быть одинаковой длины и обладать одним и тем же сопротивлением.

Последовательность монтажа аккумуляторов в батарею:

  • Соедините положительную клемму первого аккумулятора с отрицательной клеммой второго аккумулятора. Таким образом, соедините все аккумуляторы в группе (под группой понимается набор аккумуляторов на одном ярусе или в одном ряду стеллажа).
  • Соедините аналогично п.1 аккумуляторы в остальных группах (если таковые имеются).
  • Подключите «земляной» вывод зарядного устройства или нагрузки к отрицательной клемме (если «земля» – отрицательная) последнего аккумулятора или последней группы.
  • Если имеются группы, соедините их между собой, начиная с последней (подключенной к «земляному» выводу).
  • В заключение, подключите положительную клемму первого аккумулятора или первой группы к положительному выводу зарядного устройства или нагрузки.
  • После окончания монтажных работ аккумуляторы необходимо пронумеровать, а наружные поверхности клемм, перемычек и узлов соединения смазать тонким слоем технического вазелина или синтетического солидола.

Рекомендации по эксплуатации:

  • Свинцово-кислотные гелевые аккумуляторы предназначены для эксплуатации в закрытых помещениях с естественной вентиляцией, в том числе в помещении с технологическим оборудованием и обслуживающим персоналом, при температуре от -20°С до +60°С. Диапазон температуры хранения аккумуляторов от –35°С до +60°С.

  • Аккумуляторы поставляются предприятием-изготовителем в заряженном состоянии, заполненные электролитом и готовыми к эксплуатации.
  • Не рекомендуется установка аккумуляторов вблизи источников тепла. Поскольку аккумуляторы могут генерировать воспламеняющиеся газы, запрещается их установка вблизи оборудования, которое может давать электрический разряд в виде искр.
  • Запрещается установка и эксплуатация аккумуляторов в атмосфере, содержащей пары органических растворителей или адгезивов или контакт с ними.
  • Чтобы максимально повысить срок службы аккумуляторов, среднее значение тока пульсаций любого происхождения, протекающего через аккумулятор, не должно превышать 0,1 СА, а стабилизация зарядного напряжения должна быть в пределах 1%.
  • Очистку корпуса аккумуляторов всегда рекомендуется производить с помощью кусочка ткани, смоченного водой. Никогда не используйте для этих целей масла, органические растворители, такие как бензин, разбавители для краски и др.
  • Запрещается разбирать аккумулятор. В случае попадания электролита в глаза или на кожу, необходимо сразу промыть пораженный участок сильной струей чистой проточной воды и немедленно обратиться к врачу.
  • Прикосновение к токопроводящим частям аккумулятора может повлечь за собой электрический удар. Работу по проверке или обслуживанию аккумуляторов необходимо проводить в резиновых перчатках.
  • Использование разнородных аккумуляторов (различных емкостей, с различной историей применения, различной давностью изготовления и происходящих от разных изготовителей), может нанести ущерб, как самой батарее, так и связанному с ней оборудованию.

Автомобильная аккумуляторная батарея, которая в народе называется аккумулятором, является одним из важнейших элементов в машине. Завести машину без этого элемента питания невозможно. В зависимости от типа, модели, фирмы-изготовителя и соблюдения правил эксплуатации срок службы аккумулятора автомобиля по ГОСТу может быть разным. Некоторые образцы не требуют замены в течение 10 лет, другие перестают справляться со своими обязанностями уже спустя 2−3 года.

Технические характеристики

Прежде чем говорить о причинах существенного временного разброса в эксплуатации, необходимо разобраться в особенностях технического строения большинства моделей. Со времен появления первых аккумуляторных батарей серьезных изменений в принципе работы не произошло. Внутри герметичного корпуса размещаются свинцовые пластины. Их количество зависит от назначения батареи. Каждый отдел с пластиной запаян, но имеет активную поверхность.

Появление энергии обеспечивается за счет отрицательного и положительного заряда. Пластины из мелкопористого свинца заряжены отрицательно. Свинец погружен в сернокислотный электролит. Именно он и вступает во взаимодействие с активными веществами пластин. Такая химическая реакция обеспечивает выработку электрического тока. Разряжается аккумулятор из-за того, что сульфат свинца выпадет в виде осадка, но во время зарядки весь описанный процесс происходит с точностью наоборот. Это позволяет качественным аккумуляторным батареям служить много лет.

На сегодняшний день ведутся активные разработки новых моделей АКБ. Ученые стараются увеличить энергоемкость, уменьшить габариты, повысить срок использования комплектующих. Определенные успехи уже достигнуты. Для большинства современных автомобилей и для аккумуляторов, расположенных под капотом, сильные морозы не страшны. Хотя еще несколько десятилетий назад низкая температура была злейшим врагом источника энергии.

Инструкция по применению

Длительность службы во многом зависит от соблюдения правил эксплуатации. Можно приобрести батарею высочайшего качества от известного бренда, потратить немалые средства, но столкнуться с необходимостью замены уже через полгода. В ряде случаев виной всему будет выступать брак, но чаще всего причина кроется в грубых нарушениях инструкций по применению. Чтобы срок эксплуатации аккумулятора автомобиля соответствовал гарантийному или превосходил его, стоит запомнить несколько правил:

  • Переворачивать устройство категорически запрещается.
  • Исправно работающая батарея нуждается в периодическом замере уровня заряда. Лучше всего проводить периодический контроль раз в 2−3 месяца. Для получения наиболее информативной картины необходимо измерять напряжение с включенным и выключенным двигателем. Если устройство не выдает заявленные значения, стоит обратиться в сервисный центр для установления причин. Если удается выявить неполадку на раннем сроке, то можно избежать более серьезных последствий.
  • Любая модель аккумулятора теряет воду из электролита. Скорость потери может быть разной. Она зависит от качества материалов, возраста АКБ, условий эксплуатации. Проводить замер уровня воды рекомендуется раз 3−4 месяца. Ресурс аккумулятора автомобиля можно продлить, если своевременно доливать дистиллированную жидкость в нужном количестве. В качестве подсказки на устройствах расположены специальные отметки.
  • Некоторые владельцы практически не пользуются машиной в зимнее время. Если существует необходимость оставить средство передвижения в гараже на длительный срок, то стоит отсоединить клеммы. В противном случае произойдет полная разрядка АКБ, завести автомобиль будет невозможно. Кроме того, ситуация, когда уровень заряда опускается до 0, крайне негативно влияет на состояние устройства.
  • Оценить состояние батареи можно по цвету электролита. В нормальном состоянии жидкость должна быть прозрачной. Присутствие темных оттенков говорит о коротком замыкании в каких-либо банках.

Список требований не так уж и велик. При обычных погодных условиях качественного устройства должно хватать на очень длительный промежуток времени.

Типы автомобильных аккумуляторов

Срок службы во многом зависит и от типа зарядного устройства. На сегодняшний день можно столкнуться с тремя наиболее популярными видами АКБ:

  1. Свинцово-кислотные. Такие модели используются чаще других. Характеризуются высокой надежностью, низкой стоимостью, длительным периодом использования. Простота в производстве и хорошие эксплуатационные качества обеспечивают ведущие позиции свинцово-кислотным зарядным устройствам на полках магазинов.
  2. Аккумуляторы с AGM-технологией. Такая технология появилась относительно недавно. Суть современной разработки заключается в существенном сокращении количества производимого электричества. Эффективность и производительность существенно повышаются. AGM технология не получила широко распространения из-за ограничений по установке. Модели подходят для машин с системой рекуперации энергии.
  3. Гелевые батареи. Главной особенностью моделей является наличие особого геля вместо традиционных электролитов. Это обеспечивает высокую надежность и отличную отдачу тока. После зарядки емкость батареи может восстанавливаться до первоначального значения. Это позволяет выдерживать огромное количество циклов зарядки без существенной потери емкости. По статистике гелевые аккумуляторные батареи способны достигать отметки в 650 зарядок. Современные новые образцы гарантируют повышение показателей до 1000. Поскольку корпус полностью запаян, такие образцы обслуживать невозможно.

Вне зависимости от типа АКБ стоит опасаться подделок. Приобретать батареи стоит в проверенных точках продаж. Во время покупки стоит попросить у продавца все необходимые сертификаты, получить чек для возможности обмена в случае обнаружения брака.

Срок службы батареи

Каждая вещь имеет свой срок службы. Однозначно ответить на вопрос, сколько служит автомобильный аккумулятор, невозможно, т. к. существует множество факторов, которые оказывают непосредственное влияние на срок эксплуатации. Средний период работы обычной АКБ равен 5−10 годам. Стоит понимать, что цифра является очень условной, годность может быть разной. Кроме типа батареи и следования правилам эксплуатации, на длительность службы оказывают влияние и другие показатели:

  1. Известность бренда. Среди автолюбителей бытует мнение, что при покупке оригинальных запчастей от всемирно известных торговых марок высокая цена обуславливается именем производителя, а не высоким качеством. Это заблуждение. В абсолютном большинстве случаев покупка комплектующих у именитых брендов избавляет владельца от головной боли. Переплата за имя существует, но взамен потребитель получает гарантию на аккумуляторные батареи сроком на 4−5 лет. Менее надежные производители указывают гарантируемый срок обслуживания в 1−3 года.
  2. Температурный режим. Экстремально высокие и низкие температуры оказывают отрицательное действие на степень заряда АКБ. Высокая температура за окном в летний период вызывает оседание сульфата свинца. Негативные химические процессы начинают происходить при отметке на термометре в 30 — 40 о C .
  3. Исправность остальных систем в автомобиле. Какой бы бренд ни изготавливал батарею для авто, какие бы материалы ни были использованы, АКБ не может функционировать отдельно от других систем. Наибольшее влияние на состояние аккумулятора оказывает генератор. Неисправная работа этого элемента способна привести к полному разряду в очень короткий промежуток времени. Способствовать утечке тока может и неверное подключение магнитолы.

Несмотря на то, что все перечисленные проблемы характерны для любого типа батареи, срок службы для каждого вида разный. После можно сдать аккумулятор за деньги. Например, кислотные разновидности могут прослужить до 7 лет. Разумеется, речь идет о качественном производителе. Гелевые АКБ отлично заводятся в мороз, не выбрасывают в окружающую среду вредные испарения, а максимальный гарантийный срок службы в большинстве случаев составляет 9−10 лет. Существенными минусом является стоимость, которая в несколько раз выше по сравнению с обычными образцами.

Увеличение срока эксплуатации

Новый качественный элемент питания — недешевое удовольствие. Потраченное время на правильное обслуживание с лихвой окупится длительной эксплуатацией и экономией. Опытные автомобилисты всегда по-разному отвечают на вопрос, сколько служит аккумулятор автомобиля, т. к. отношение к обслуживанию машины разное. Наиболее ответственные автолюбители советуют соблюдать следующие правила:

  1. За уровнем заряда необходимо следить регулярно, особенно это касается машин, которые длительное время находятся в неподвижном состоянии. Заряжать АКБ в таких случаях необходимо хотя бы 1 раз в месяц.
  2. Допускать окисления клемм не стоит. Этот процесс происходит из-за паров электролитов. Зачистить аккумулятор нетрудно, для таких целей отлично подойдет наждачная бумага. Для снижения негативного воздействия можно смазать клеммы маслом.
  3. При попытках завести автомобиль категорически запрещается крутить стартер длительное время.
  4. Важное значение имеет правильная зарядка батареи. Во-первых, категорически запрещается допускать перезаряда. Во-вторых, если подзарядка происходит в зимний период, устройству требуется длительный промежуток времени для выравнивания температуры с комнатной. Опытные мастера рекомендуют выждать не менее 6−7 часов.
  5. Сильный удар по емкости и дальнейшему сроку службы наносит полный разряд батареи. Допускать этого не стоит.
  6. Проверить уровень жидкости самостоятельно в домашних условиях крайне трудно, поэтому специалисты советуют посещать мастерскую хотя бы раз в полгода.

Не стоит забывать и о своевременной замене старого устройства. Если аккумулятор превысил гарантийный срок службы в 2 раза, то стоит задуматься о его замене.

Проверка возраста

Своевременная замена старого аккумулятора возможна только в том случае, если владелец внимательно следит и записывает все даты по замене комплектующих. Удержать в голове всю информацию просто невозможно, особенно если учесть, что качественная батарея может прослужить 5 и более лет. Кроме того, иногда автолюбители покупают подержанные машины. Доверять безоговорочно продавцу не стоит. Срок изготовления батареи можно легко проверить.

Универсальных правил по размещению даты нет. Разные фирмы производители имеют отличные от других способы маркировки. Известные западные бренды (Bosch, Berga, Balckmax, Varta и др.) имеют код длиной в 24 символа. Четвертая позиция слева обозначает год производства, а пятая и шестая указывают на месяц.

У компаний Titan Arctic и Titan позиции, обозначающие месяц и год, поменяны местами. Найти информацию о годе выпуска можно на пятой и шестой цифрах, а месяц выпуска под третьим и четвертым порядковым номером. Особую систему ввели производители аккумуляторов фирмы Bost и Atlas. При поиске года выпуска стоит обращать внимание на первую цифру. За ней можно обнаружить буквы, которые укажут на месяц производства.

Информацию о способах проверки возраста можно получить у продавца или из сети. Инструкции по эксплуатации каждой модели чаще всего находятся в свободном доступе. Обладая такой информацией можно внимательно следить за сроком использования, проводить своевременное обслуживание и замену.

Сколько служит автомобильный аккумулятор и что на это влияет

Одним из ключевых элементов в конструкции любого автомобиля – аккумулятор. На него воздействуют значительные нагрузки из различных систем – так как он отвечает за многие рабочие узлы. Чтобы повысить срок службы аккумулятора автомобиля, нужно понять принцип действия и какие факторы влияют на долговечность.

Длительность службы АКБ зависит от типа исполнения, производителя и внешних факторов, например, качества эксплуатации. О том, как повысить срок работы аккумулятора автомобиля и что на это влияет нужно разобрать подробно.

Плановый и реальный срок службы различных аккумуляторов

Годность этой детали автомобиля зависит как от заложенных производителем характеристик, так и от внешних факторов, основополагающие из которых тип батареи, и кто изготовил аккумулятор. Реальный срок жизни АКБ зависит от следующих аспектов:

  1. Качество – крупнейшие мировые компании с серьезной репутацией не выпускают низкокачественных изделий, поэтому их устройства служат в разы дольше дешевых аналогов.
  2. Температурные условия – в зависимости от того в каком климате эксплуатируется автомобиль, колеблется и срок службы АКБ. В холодном климате аккумуляторная батарея служит меньший срок, из-за падения общей емкости агрегата.
  3. Тип исполнения – считается, что необслуживаемые аккумуляторы служат дольше обслуживаемых, но если вовремя производится замена дистиллята, то жизнь АКБ увеличивается.
  4. Работа системы зарядки – важно чтобы в цепи сохранялось необходимое напряжение, генератор и регулятор напряжения исправно работали, в противном случае АКБ прослужит на несколько лет меньше планового времени.
  5. Крепления – АКБ важно надежно фиксировать, а клеммы стоять надежно, это будет гарантировать, что батарея не повредится во время поездок.

Год выпуска и срок службы аккумулятора можно определить по маркировке

Плановое количество времени, которое прослужит АКБ зависит в первую очередь от разновидности батареи и марки.

Установленный ГОСТом срок годности аккумулятора легкового автомобиля – от 18 до 84 месяцев.

Какая продолжительность работы у различных аккумуляторов разберем более подробно.

Важно: Гарантия распространяется только при условии соблюдения всех норм и требований к использованию изделий производителем. Гарантийный срок службы обычно короче планового, а плановый меньше чем реальный. Всё зависит напрямую от того, как владелец использует агрегат.

Тип исполнения

В автомобилях используются аккумуляторные батареи в различных исполнениях. Самыми распространенными на российском автомобильном рынке свинцово-кислотные, при этом дольше всех работают гелиевые АКБ. В зависимости от типа исполнения аккумуляторы имеют следующий плановый срок годности:

  1. Кальциевый – работает от 4 до 7 лет, но боится глубокой разрядки, необслуживаемый;
  2. Свинцово-кислотный – работает от 1 до 3 лет, не выдерживает глубокой разрядки и повышенного напряжения, дешевле аналогов, возможна модернизация.
  3. Гибридный – работает от 5 до 7 лет, имеют высокую цену, много подделок на рынке.
  4. Гелиевый – работает от 7 до 9 лет при условии, что заряжается согласно техническим требованиям: не переносит неисправные генераторы и ЗУ, не выдерживает мороз.
  5. AGM – от 3 до 6 лет, электролит запечатан в стеклоткань, непереносимость перезаряда и полного разряда.

Влияние на срок эксплуатации аккумуляторов в автомобильных электросетях зависит от того, в каких условиях использовался АКБ, количество пробега и влияния различных факторов. Если правильно проводить техническое обслуживание, бережно относится к агрегату и исключить влияние внешних факторов, которые могут сократить службу – то срок годности автомобильного аккумулятора есть возможность увеличить в 2-3 раза.

Производитель

От того какая торговая марка произвела батарею, также зависит сколько она будет служить владельцу транспортного средства. Лучшими считаются аккумуляторы компании «Bosсh».

Чтобы самостоятельно определить какой срок службы у аккумулятора для автомобиля определенной торговой марки, нужно обратить внимание на гарантию, которую указывает изготовитель. В среднем это 24 месяца, но некоторые АКБ имеют гарантированный срок службы до 48 месяцев.

Перед покупкой рекомендуется узнать у других автолюбителей, сколько служит аккумулятор автомобиля той или иной марки, при помощи сайтов с отзывами.

Среди российских владельцев автомобилей известны следующие производители: Varta, Rocket, Bosch, Аком, Тюмень, Зверь, Титан.

Согласно технической информации, лучшие батареи производят зарубежные производители Bosch и Varta. Устройства этих торговых марок имеют гарантию от 6 до 8 лет – в зависимости от типа исполнения. Единственные конкуренты у АКБ от Bosch и Varta – модели от компании Titan, которые имеют гарантию не менее 5 лет.

Аккумуляторы для автомобилей Bosch и Varta

Фирма Rocket – лидирующий южнокорейский представитель в этой нише на автомобильном рынке. Модели от этой торговой марки работают от 4 до 5 лет.

Популярные и одновременно недорогие аккумуляторы производит фирма «Аком». Под этой торговой маркой выпускаются следующие изделия с различным сроком службы:

  • AKOM – 3 года, на батареи более 110А/ч – 1 год;
  • REACTOR – 3 года;
  • BRAVO и AKOM-Asia – до 2 лет;
  • ULTIMATUM – до 4 лет.

При этом гарантия производителя распространяется на изделия только при условии определенного пробега. Вся информация указывается в гарантийном талоне.

Интересно: Самый популярный АКБ в РФ – «Зверь».

Это необслуживаемое устройство, которое имеет гарантию до 3 лет. По отзывам водителей работает не более 12-24 месяцев.

Аккумулятор «Зверь»

Фирма «Тюмень»» изготавливает аккумуляторы высокого качества, которые имеют гарантию от производителя больше чем у аналогов. Это одна из лучших компаний на российском автомобильном рынке. Длительность эксплуатации зависит от модели и типа исполнения:

  • Тайга – высокая стойкость к коррозии и низким температурам, качественная работа на протяжении 4 лет;
  • Сибирь – возможно эксплуатировать при суровых температурах, гарантия на 5 лет;
  • STANDARD – устойчивость к перепадам напряжения, гарантия до 5 лет;
  • ASIA – изделия для корейских и японских автомобилей, работает в течение 4-7 лет;
  • PREMIUM – минимальный уровень саморазряда, увеличенный срок службы, работает от 5 до 8 лет.

При этом по отзывам автолюбителей, многие из перечисленных автомобильных аккумуляторов работали дольше. При исключении влияния факторов, снижающих срок работы устройств, правильной эксплуатации и постоянном уходе, каждое из этих устройств прослужит долго.

Факторы, сокращающие срок службы АКБ

Для того чтобы аккумулятор смог работать долгое время, важно обнаруживать и предотвращать влияние различных факторов на агрегат.

Важно не только правильно использовать и заряжать батарею, но и регулярно следить за ее состоянием и процессом работы.

Короткие замыкания, коррозия, заряд и разряд аккумулятора – важно устранять все проблемы, тогда агрегат в автомобиле прослужит долго и не нужно будет менять АКБ через пару лет работы.

Короткое замыкание

При возникновении короткого замыкания в аккумуляторе, он становится непригодным для дальнейшего использования. Если проблемная ситуация возникла на новом АКБ, значит это производственный брак и батарея должна быть заменена по гарантийному талону.

Возникновение короткого замыкания на активно используемом аккумуляторе – показатель того, что внутри устройства повреждены пластины.

Чтобы предотвратить это –аккуратно эксплуатируйте изделие в транспортном средстве, не совершайте езду по бездорожью и ямам, не повреждайте конструкцию.

Коррозия

Основной причиной окончания срока годности АКБ – коррозия внутренних элементов, которую невозможно избежать. Некоторые компании пытаются увеличить длительность службы батареи легированием пластин. Начало коррозии показывает себя в виде снижения заряда и длительности работы устройства.

Глубокий разряд АКБ

Влияние на длительность службы аккумулятора оказывает разряженное состояние АКБ. При глубоком разряде, начинает активизироваться процесс, при котором быстро проходит сульфатация пластин.

Если всё же АКБ сильно разрядился, немедленно прекратите использование и установите устройство на зарядку, в противном случае емкость аккумулятора снизится, а впоследствии агрегат перестанет работать.

Менее критичен глубокий разряд для гибридных моделей, но также опасен для конструкции.

Чрезмерный заряд аккумулятора

Показатель выше 14.4 Вольт считается выше допустимого заряда

При завышенном напряжении, подаваемом на выводы аккумуляторы при подзарядке, возникает чрезмерный заряд аккумулятора, который наносит ему ущерб. Возникает подобная ситуация по причине неисправной работы бортовой системы машины, чаще всего генератора.

При этом если напряжение будет выше 14.4 Вольт, то в батарее начнется гидролиз воды. Это впоследствии приведет к потере эффективности АКБ, окислению составляющих, а затем к выходу аккумулятора из строя.

Чтобы избежать возникновения этой ситуации – важно проводить техническое обслуживание автомобиля и регулярно проверять регулятор напряжения, генератор и другие бортовые системы.

Прочее

Качество и длительность работы батареи зависит от: тип дорог, температурный режим, качество езды и другие особенности эксплуатации авто. Например, устройство перестает нормально функционировать при постоянном использовании транспортного средства в условиях экстремально низких температур.

При минусовых значениях температуры, для продления реального срока службы аккумулятора, его лучше извлекать из автомобиля и заряжать в домашних условиях. Существуют и другие способы увеличить средний срок работы АКБ.

Важно: Если появилось окисление клейм, нужно обнаружить в чем причина. Клеммы периодически чистите, обрабатывайте специальными составами. Обновляйте детали и крепления на устройстве.

Как продлить срок службы автомобильного аккумулятора?

Чтобы увеличить срок годности аккумулятора легкового автомобиля необходимо принять во внимание советы профессиональных автолюбителей. Рекомендаций достаточно много и все они показывают свою эффективность – увеличивая продолжительность годности батареи в несколько раз. Известные способы продлять жизнь этого агрегата простые и по силу любому. При возникновении сложности в осуществлении проверок, обращайтесь на станцию технического обслуживания.

Важно регулярно следить за состоянием бортовой системы транспортного средства. Нужно не только посмотреть, работают ли все лампочки, но и периодически замерять напряжение на выводах к агрегату.

Делать это в условиях, когда двигатель функционирует, включены системы обогрева стекол, печка и радио. Нормативный уровень напряжения – от 13.4 до 14.5 В. Проверять нужно также количество тока утечки – необходимое значение от 75 до 200 мА.

Следите за состоянием транспортного средства, качеством работы зажигания и двигателя. Правильно работающий стартер заводит мотор с первой попытки. Следите за его работой, так как именно он сильно сажает батарею, чем сокращает ее жизнь. Контролировать нужно и другие системы автомобиля, с которыми взаимодействует аккумулятор.

Зимнее хранение аккумулятора автомобиля в специальном термокейсе

Если автомобиль стоит без дела, то хранение батареи лучше производить отдельно. В условиях низких температур, отсоединять и хранить устройство рекомендуется исключительно в теплом помещении. При эксплуатации используйте специальный термокейс.

Подзаряжать АКБ во время холодной зимы нужно также используя специальный агрегат для зарядки от домашней электросети. В летнее время подзаряжать от сетевого ЗУ – 1-3 раза в месяц.

Главное, это относится к устройству бережно. Не допускайте падений, надежно крепите агрегат внутри транспортного средства. Нельзя хватать устройство мокрыми руками или обливать жидкостями.

Следите за плотностью и уровнем электролита, регулярно доливая дистиллированную воду. Если самостоятельно провести проверку всех электросистем сложно, то обратитесь в организацию по техническому осмотру машины.

Пренебрегая этими советами, есть вероятность быстро лишиться правильно работающего АКБ. Разобравшись в том, от каких факторов зависит срок службы автомобильного аккумулятора и как его увеличить, сэкономите в будущем. Приобретая устройство, интересуйтесь гарантией и типом исполнения. Покупайте модели от известных торговых марок, даже если они дороже аналогов.