Срок налоговой проверки

Какой срок проведения выездной налоговой проверки?

Когда начинается и когда должна закончиться выездная налоговая проверка

Продление срока выездной проверки

По каким основаниям продлеваются сроки выездной налоговой проверки

Что такое исключительный случай

В каких случаях выездная проверка приостанавливается

Что разрешено делать инспекторам в период приостановления

Итоги

Когда начинается и когда должна закончиться выездная налоговая проверка

Сроки выездной налоговой проверки регулируются п. 6 и абз. 5 п. 7 ст. 89 НК РФ. Согласно нормам Налогового кодекса, содержащимся в этих пунктах, продолжительность выездной проверки не должна превышать 2 месяцев для организации в целом и 1 месяца для отдельной проверки филиала или представительства.

Правда, эти сроки разрешено продлевать до 4 месяцев, а в порядке исключения и до 6. Подробнее об этом говорится в письме Минфина России от 20.11.2009 № 03-02-07/1-516 (п. 2). Иногда случается, что с учетом приостановления общая продолжительность контрольных мероприятий может достичь года, а то и больше.

Временные рамки выездной налоговой проверки таковы:

О причинах продления налоговой проверки можно узнать из материала «Как и когда может быть продлена выездная налоговая проверка».

Продление срока выездной проверки

Для каких выездных налоговых проверок предусмотрены специальные сроки пояснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ и переодите к Готовому решению бесплатно.

Кроме того, Налоговый кодекс не устанавливает ограничений по мероприятиям, проводимым в период, на который проверка продлена. Потому налоговые органы активно пользуются возможностью по приостановке выездных проверок. Именно такой вывод делают авторы письма ИФНС России по г. Москве от 21.02.2008 № 16-27.

Пример

Для проведения выездной налоговой проверки ООО «Омега» вначале предусматривался 2-месячный срок. Однако после начального изучения материалов решением руководства инспекции срок продлен до 4 месяцев. Но далее оказалось, что нужны сведения от контрагентов. Налоговый орган по прошествии 3,5 месяца проверки приостановил ее. С точки зрения законности действия ИФНС сомнений не вызывают.

Вместе с тем налоговые органы не всегда имеют право на продление. Это следующие случаи:

  • Если проводится самостоятельная налоговая проверка филиалов или представительств. Для них установлен срок в 1 один месяц, и исключений п. 7 ст. 89 НК РФ не предусматривает.
  • Если проводится проверка консолидированной группы налогоплательщиков. Для них этот срок, согласно п. 5 ст. 89.1 НК РФ, должен составлять не более 2 месяцев. Увеличиваться он может на столько месяцев, сколько налогоплательщиков входит в группу, не считая ответственного участника. Но в любом случае общий срок не должен быть более 1 года.

ФНС России в письме от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 (п. 4.1) проанализировала данную норму и указала, что срок проверки для КГН установлен изначально и не может быть продлен.

По каким основаниям продлеваются сроки выездной налоговой проверки

Для продления выездной проверки нужны основания, оговоренные в подп. 1–6 п. 2 Оснований и порядка продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки, утвержденных приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ (далее — Основания). Приведем их вкратце:

1. Проверяется деятельность налогоплательщика, входящего в категорию крупнейших.

2. В налоговый орган поступила информация о нарушениях налогового законодательства, которая требует дополнительного исследования.

3. Территория, на которой производится проверка, подверглась стихийным бедствиям, или возникли другие обстоятельства непреодолимой силы.

4. Проверяемый налогоплательщик владеет несколькими обособленными подразделениями.

5. Проверяемый налогоплательщик нарушил срок (установленный п. 3 ст. 93 НК РФ) представления документов, запрошенных инспекцией.

6. Возникли другие обстоятельства, определенные подп. 6 п. 2 Оснований и связанные:

  • с продолжительностью проверяемого периода;
  • объемом документов, которые надо проверить;
  • количеством налогов и сборов, правильность начисления и уплаты которых надо проверить;
  • количеством видов деятельности, которые осуществляет проверяемый налогоплательщик;
  • разветвленностью организационно-хозяйственной структуры проверяемой организации;
  • сложностью технологических процессов;
  • иными обстоятельствами.

О перечне документов, которые налоговики вправе требовать от проверяемой организации, читайте в материале «Какие документы вправе истребовать налоговики при выездной проверке?».

Что такое исключительный случай

Как уже было сказано выше, согласно п. 6 ст. 89 НК РФ, продление срока проверки до 6 месяцев возможно только в исключительных случаях. Подп. 4 п. 2 Оснований конкретно определяет лишь один такой случай — когда у проверяемой компании насчитывается 10 и более обособленных подразделений.

Планируете открыть обособленное подразделение – узнайте полезную информацию из материалов:

  • «Регистрация обособленного подразделения в 2019 — 2020 годах — пошаговая инструкция»;
  • «Открываем обособленное подразделение при УСН».

В других обстоятельствах исключительные случаи зависят от конкретной ситуации. В п. 2 определения Конституционного суда РФ от 09.11.2010 № 1434-О-О говорится, что налоговый орган самостоятельно оценивает целесообразность продления контрольного мероприятия.

Впрочем, иногда налоговики злоупотребляют такой возможностью и в ответ получают судебные процессы. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 01.04.2013 по № А43-17631/2012 показывает, что причины продления, приводимые инспекторами, не всегда убедительны не только для налогоплательщика, но и для арбитров.

В каких случаях выездная проверка приостанавливается

Налоговый орган, в соответствии с нормами п. 9 ст. 89 НК РФ, вправе приостановить выездную проверку. Возникает перерыв, по окончании которого проверка возобновляется.

Пример

Если приостановить на 15 дней выездную проверку, длившуюся до этого момента 1 месяц, то через 15 дней инспекторы возобновят проверку. Причем у них останется еще месяц до окончания контрольного мероприятия.

Налоговый кодекс в абз. 9 п. 9 ст. 89 указывает, что должны сделать инспекторы в случае приостановления проверки:

  • покинуть территорию налогоплательщика;
  • перестать требовать у налогоплательщика документы;
  • вернуть все подлинники, ранее затребованные у налогоплательщика, но документы, изъятые при выемке, при этом не возвращаются.
  • производить выемку документов и предметов;
  • производить осмотр (полагаем, что и инвентаризацию имущества);
  • знакомиться с подлинниками документов на территории налогоплательщика.

Самостоятельная выездная проверка филиала или представительства тоже может приостанавливаться, поскольку п. 9 ст. 89 Налогового кодекса не содержит запрета на это.

О том, какие периоды вправе проверять инспекторы, можно узнать из материала «Повторная выездная проверка может быть «глубже» 3 лет».

Что разрешено делать инспекторам в период приостановления

Налоговый орган в период перерыва в процессе проверки может рассылать запросы третьим лицам для получения информации о налогоплательщике в порядке, определенном ст. 93.1 НК РФ. Такие действия не противоречат Налоговому кодексу, поскольку проводятся вне территории налогоплательщика. Подтверждение данного тезиса можно найти в письме Минфина России от 05.05.2011 № 03-02-07/1-156.

Среди налоговых инспекторов распространено мнение, что допрос свидетелей тоже не возбраняется проводить в этот период. Они вызывают таких лиц в инспекцию, формально не нарушая законодательство. Однако правомерность такого подхода спорна и вызывает неоднократные жалобы налогоплательщиков.

Отдельно стоит отметить, что выездную проверку можно сначала продлить, а потом приостановить. Можно совершить такие действия и в обратном порядке. Нарушений закона при этом не возникает. Подтверждение тому можно отыскать в письме УФНС России по городу Москве от 21.02.2008 № 16-27.

Пример

За неделю до окончания 2-го месяца выездной проверки ООО «Омега» налоговая инспекция приостановила ее на 2 месяца для истребования информации у контрагентов данной компании. После того как срок приостановления истек, приняты следующие решения:

1. Налоговая инспекция решила возобновить выездную налоговую проверку.

2. Областное управление ФНС решило продлить выездную проверку до 3 месяцев.

Решения налоговых инстанций вполне правомерны.

Итоги

Установленный в ст. 89 НК РФ срок выездной проверки (2 месяца) может продлеваться до 4 месяцев: если проверяется крупный налогоплательщик, на территории компании произошло стихийное бедствие, в структуре проверяемого лица несколько обособленных подразделений и в некоторых других случаях.

В исключительных случаях срок выездной проверки допускается продлевать до 6 месяцев: если у проверяемой фирмы 10 и более обособленных подразделений и в иных случаях по усмотрению налоговиков с учетом конкретных обстоятельств.

НК РФ допускает приостановление выездной проверки с последующим ее продолжением. В этот период налоговики обязаны покинуть территорию налогоплательщика, не могут производить выемку документов и предметов, осуществлять ряд иных процедур, право на которые возникает только в период проведения выездной проверки.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Сколько по времени может длиться налоговая проверка?

Налоговая проверка – выездная камеральная, встречная – любая, удовольствия налогоплательщику не доставляет. От чего зависит продолжительность этого мероприятия, можно ли сократить срок принудительного свидания с представителями фискального ведомства? Это зависит от ряда причин.

Проверки могут быть приостановлены или их срок – продлён. Делается это, естественно, по инициативе проверяющей стороны: инспекторы надеются, что увеличение срока их работы может привести к открытию новых обстоятельств, которые могут быть использованы в дальнейшем как дополнительный аргумент против нерадивого налогоплательщика.
Выездная проверка по общему правилу проводится в течение двух месяцев. Однако время её проведения может быть увеличено в два и даже в три раза (см. п. 6 ст. 89 Налогового кодекса РФ). Вот несколько обстоятельств, наличие которых продлевает срок проведения выездной проверки:
– на территории налогоплательщика – наводнение, пожар, прочие форс-мажорные обстоятельства;
– в проверяемой организации создан ряд обособленных подразделений. Если их число – десять и более, то срок проверки продлевается аж до шести месяцев; меньше десяти – до четырёх;
– компания по каким-то причинам не удовлетворила желание проверяющих и не представила требуемые документы.
Отмечу, что список этот носит открытый характер, то есть фискальное ведомство может выдвинуть иные причины, прямо не указанные в законе.
Распространяются ли эти правила на камеральную проверку?

Камеральная – не выездная!

Правила продления и приостановки выездных проверок на проверки камеральные не распространяются. В ст. 88 Налогового кодекса, которая как раз посвящена камеральным проверкам, о таких возможностях налоговиков не говорится ни слова. Судебная практика говорит о том же (постановления ФАС Северо-Западного округа от 04.03.10 № А52-4313/2009 и Уральского округа от 16.02.09 № Ф09-458/09-С2). А вот приостановить уже продлённую выездную проверку фискальному ведомству закон не запрещает (письмо УФНС России по г. Москве от 21.02.08 № 16-27 «О порядке продления срока выездной налоговой проверки»). Тут уже вам никакой суд не поможет.

Опоздал или задержался?

Всё-таки у налоговых инспекторов имеется небольшая вполне законная лазейка для самовольного фактического продления проверки, в том числе и камеральной. Такое продление (но на весьма небольшой срок, всего на пару-тройку дней) можно закамуфлировать как опоздание с вынесением решения по итогам проверки. Это, безусловно, будет расценено как нарушение, но настолько незначительное, что только на этом основании обжаловать результаты проверки не представляется возможным. Суды в подобных случаях становятся на сторону налоговиков (см. постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13.06.07 № А11-6119/2006-К2-24/489).

Несвязанные сроки

Закон не всегда последователен в установлении правил параллельного течения различных сроков. Приостановление одного срока далеко не всегда влечёт приостановление другого, вроде бы связанного с первым.
Например: выездная налоговая проверка приостановлена. А что происходит со сроками представления истребованных проверяющими документов? Оказывается, сроки представления документов, истребованных до вынесения решения о приостановлении проверки, не прерываются. А вот требовать новые документы в то время, когда проверка официально приостановлена, налоговые инспекторы права не имеют (см, например, постановления Западно-Сибирского округа от 20.01.14 № А27-19160/2012 и Волго-Вятского округа от 18.06.13 № А11-2161/2012).
Однако в этой ситуации имеются законные способы отстоять свои права уже налогоплательщику. Ведь приостановление проверки влечёт за собой перерыв в работе контролирующих сотрудников налогового ведомства. То есть, получив точно в срок истребованные документы, они не смогут проверить их содержание. А это может в принципе рассматриваться как нарушение прав проверяемой организации или, если хотите, злоупотребление правом. Об этом свидетельствует и сложившаяся судебная практика Так, постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 11.04.14 № А81-271/2013, которое оставлено в силе определением Верховного суда РФ от 28.08.14 № 304-ЭС14-305, признано незаконным взимание штрафа за непредставление документов, которые были истребованы одновременно с принятием решения о приостановки проверки.
Аналогично решаются и дела, когда речь идёт об истребовании документов в момент возобновления проведения контрольных мероприятий (см. п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ и постановление ФАС Поволжского округа от 24.07.13 № А12-31579/2012, которое оставлено без изменений определением ВАС РФ от 18.11.13 № ВАС-15809/13).

Не время для допроса

Всё сказанное выше относится и к праву налоговых органов, проводящих выездные проверки, допрашивать свидетелей. Собственно говоря, по-иному и быть не может. Ведь данные, полученные при допросе, являются точно таким же доказательством, как и сведения, почерпнутые из документов.
Суды становятся в подобных случаях на сторону налогоплательщика, ссылаясь на п. 9 ст. 89 Налогового кодекса РФ, где установлен запрет на проведение мероприятий контрольного характера в то время, в течение которого проверка приостановлена (см. постановление ФАС Восточно-Сибирского от 24.08.10 № А78-8715/2009 и постановление Поволжского округа от 29.07.10 № А65-23705/2009, которые оставлены без изменения определением ВАС РФ от 14.02.11 № ВАС-15622/10).
Кстати, о допросах. Если компания хочет в дальнейшем придать записи беседы налогового инспектора со своим сотрудником доказательственный характер – необходимо уведомить об этом проверяющих. Если в суде выяснится, что запись была сделана без согласия контролёров – она не будет принята в качестве надлежащего доказательства (см. постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 09.07.14 № А27 14596/2013).
Хотелось бы завершить статью на мажорной ноте, но, к сожалению, противоречивость нашей судебной практики сделать этого не позволяет. Дело в том, что всё вышеизложенное во многом нивелируется мнением тех судов, которые считают: документы истребовать в то время, когда выездная проверка приостановлена, нельзя, а вот поработать со свидетелями – можно. При этом утверждается, что свидетелей в случае необходимости можно вызвать для проведения допроса даже в помещение налоговой инспекции (см. постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 18.06.13 № А70-6132/2012 и постановление Восточно-Сибирского округа от 12.01.10 № А33-16826/2008, а также письма ФНС России от 13.09.12 № АС-4-2/15309@ и Минфина России от 05.05.11 № 03-02-07/1-156).

Источник: Налоговыеновости.рф

Зачастую к нам обращаются клиенты, у которых возникают вопросы следующего характера

  • Выездная проверка началась уже полгода назад, а когда закончится непонятно или Проверку уже приостанавливали несколько раз и сейчас хотят приостановить в очередной раз
  • Проверка идет уже 2 месяца, а инспектор приходил к нам всего лишь 3 раза, это нормально?

Для того, чтобы ответить на эти вопросы, нужно четко понимать возможные сроки проведения и продления выездных проверок.

Вцелом, сроки проведения выездных проверок исчисляются следующим образом:

Выездная налоговая проверка проводится в течение двух месяцев.

Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев. Это установлено в пункте 6 статьи 89 НК РФ.

При этом, основаниями продления срока проведения выездной налоговой проверки до четырех и (или) шести месяцев могут являться несколько причин:

  1. проведение проверок налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших. При этом, под крупнейшим налогоплательщиком понимается то, что суммарный объем начислений федеральных налогов согласно данным налоговой отчетности свыше 1 миллиарда рублей, а для организаций, осуществляющих деятельность в сфере оказания услуг связи, а также по реализации и (или) предоставлению в пользование технических средств, обеспечивающих оказание услуг связи, организаций, осуществляющих деятельность в сфере оказания транспортных услуг, — свыше 300 миллионов рублей; или суммарный объем полученных доходов превышает 20 миллиардов рублей; или активы превышают 20 миллиардов рублей.
  2. получение в ходе проведения выездной налоговой проверки информации о наличии у налогоплательщика нарушений законодательства о налогах и сборах и требующей дополнительной проверки;
  3. наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и т.п.) на территории, где проводится проверка;
  4. проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений
  5. непредставление налогоплательщиком в установленный срок документов, необходимых для проведения выездной налоговой проверки;
  6. иные обстоятельства, среди которых выделяются объемы проверяемых и анализируемых документов, количество осуществляемых проверяемым лицом видов деятельности и т.д.

При этом, в срок проведения проверок не засчитывается время, в течение которого проверка приостановлена, а именно:

  1. Истребование документов (информации) у контрагентов проверяемого лица Такое приостановление допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы.
  2. Получение информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;
  3. проведение экспертиз;
  4. перевод на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Таким образом, мы встречаемся с ситуациями, когда налоговый орган начинает и заканчивает проверку через 10-12 месяцев после ее начала, пользуясь своими правами на ее приостановление или продление.

При этом, случаются ситуации, когда налоговый орган все-таки нарушает сроки проведения проверки.

К сожалению, в таких случаях суд не признает решение налогового органа по результатам проверки незаконным только по этому основанию.

Обычно суды мотивируют это следующим образом (см. Информационное письмо ВАС от 17 марта 2003 г. N 71).

Согласно абзацу второму статьи 88 НК РФ, камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

Применяя указанную норму, следует исходить из того, что установленный ею срок не является пресекательным и его истечение не препятствует выявлению фактов неуплаты налога и принятию мер по его принудительному взысканию.

Вместе с тем, налогоплательщик всегда вправе обратиться в вышестоящий налоговый орган с жалобой на бездействие налогового органа.

Мы знаем, какие именно доводы могут заставить налоговый орган соблюдать сроки проверки, поэтому если у Вас остались какие-то вопросы, свяжитесь с нами. Мы ответим на них.

Другие виды налоговых проверок:

  • Встречная налоговая проверка

    Встречная налоговая проверка (”встречка”) проводится только в рамках выездных или камеральных проверок.

  • Камеральная налоговая проверка

    Это самый частый вид проверки. Чаще всего — это только арифметическая проверка декларации.