Содержание
- Амортизационная группа автомобиля
- Как определить амортизационную группу автомобиля?
- Амортизационные группы автотранспортных средств
- Долговечность и срок службы автомобиля
- С чем связана и что такое долговечность автомобиля
- Статистика
- Факторы, которые влияют на долговечность и срок службы автомобиля
- Заводской срок службы автомобиля
- Что это означает на деле?
- В каких случаях, в пределах срока службы автомобиля производитель обязан вернуть денежные средства за автомобиль?
- Какое среднее значение срока службы автомобилей, который установлен автопроизводителями?
- Где можно узнать срок службы автомобиля, который установил производитель?
- Итог
- Возможно ли применение амортизационной премии по лизинговому имуществу?
- Какой бухгалтерский и налоговый учета амортизации с применением повышенного коэффициента, если балансодержатель – лизингополучатель?
Амортизационная группа автомобиля
Актуально на: 18 июля 2017 г.
В зависимости от срока полезного использования (СПИ) амортизируемое имущество (основные средства и нематериальные активы) распределяется по амортизационным группам (п. 1 ст. 258 НК РФ). К каким амортизационным группам относятся автотранспортные средства, расскажем в нашей консультации.
Как определить амортизационную группу автомобиля?
Амортизационные группы основных средств, в т.ч. автотранспорта, определяются в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы (Постановление Правительства от 01.01.2002 № 1). В этой Классификации объекты основных средств распределены по амортизационным группам с I по X. В I амортизационную группу попадают основные средства с СПИ свыше 1 года до 2 лет включительно, а в X – основные средства, чей СПИ свыше 30 лет. Подробнее об обновленной Классификации основных средств, которая действует с 01.01.2017, мы рассказывали в нашей консультации.
Амортизационные группы автотранспортных средств
Автотранспортные средства в соответствии с Классификацией основных средств отнесены к III-V амортизационным группам. Напомним, что СПИ для них устанавливается следующий:
- III – свыше 3 до 5 лет включительно;
- IV — свыше 5 до 7 лет включительно;
- V — свыше 7 до 10 лет включительно.
Приведем примеры автотранспортных средств, отнесенных к указанным группам:
Амортизационная группа | Наименование автотранспортного средства |
---|---|
III | Автомобили легковые (с рабочим объемом двигателя не более 3,5л); Автобусы особо малые и малые длиной до 7,5м включительно; Автомобили грузовые с дизельным или бензиновым двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5т |
IV | Автомобили легковые малого класса для инвалидов; Автобусы городские особо большие (автобусные поезда) длиной свыше 16,5 до 24м включительно; Автобусы дальнего следования; Автобусы средние и большие длиной до 12м включительно; Автомобили грузовые, дорожные тягачи для полуприцепов (автомобили общего назначения: бортовые, фургоны, автомобили-тягачи; автомобили-самосвалы); Автокатафалки; Автобетоновозы; Автолесовозы; Средства транспортные для коммунального хозяйства и содержания дорог |
V | Автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5л) и высшего класса; Автобусы прочие особо большие (автобусные поезда) длиной свыше 16,5 до 24м включительно; Автомобили грузовые с дизельным двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5т; Автомобили-тягачи седельные; Автогидроподъемники; Мусоровозы |
Если автотранспортное средство попадает в одну из указанных групп, то организация определяет СПИ в пределах срока, предусмотренного для соответствующей группы. Например, для легкового автомобиля с рабочим объемом двигателя свыше 3,5л СПИ может быть установлен от 85 месяцев до 120 месяцев включительно.
А, к примеру, по крану автомобильному амортизационная группа какая?
В ОКОФ автокран расположен в разделе «Транспортные средства» с кодом 310.29.10.51. По налоговой Классификации средства автотранспортные специального назначения с кодом по ОКОФ 310.29.10.5 отнесены к IV и V амортизационным группам. Поэтому организация может самостоятельно отнести автокран к любой из указанных групп. Обращаем внимание, что кроме автокранов Классификация содержит упоминание и иных кранов, не отнесенных к транспортным средствам. Так, краны грузоподъемные в общем случае отнесены к VII амортизационной группе (СПИ свыше 15 до 20 лет включительно). Также в отдельных группах Классификации можно встретить и иные упоминания кранов. Так, краны грузоподъемные стрелкового типа отнесены в соответствии с Классификацией к II амортизационной группе (СПИ свыше 2 до 3 лет включительно), а деррик-краны, подъемные краны, портальные краны, самоходные или несамоходные машины, оснащенные подъемным краном, — к III амортизационной группе (СПИ свыше 3 до 5 лет включительно). Прочие машины самоходные и тележки, оснащенные подъемным краном, не включенные в другие группировки, относятся к IV амортизационной группе (СПИ свыше 5 до 7 лет включительно). Таким образом, амортизационная группа автокрана в зависимости от его вида может быть установлена из предложенных выше.
Долговечность и срок службы автомобиля
С чем связана и что такое долговечность автомобиля
Большинство автовладельцев частенько интересуются долговечностью того или иного автомобиля, так как, именно это самое понятие и определяет ту надежность, качество и устойчивость к большим пробегам определенных моделей и марок машин. Что же такое на самом деле долговечность той или иной автомашины? Какой ресурс имеют современные автомобили и чем отличается сама гарантия на определенный автомобиль конкретно от его срока службы. Об этом и другом Вы можете узнать сегодня друзья из нашей статьи.
В мировой практики традиционно, чтобы определить насколько тот или иной автомобиль долговечен, у них сравниваются главные показатели, то есть, — пробег автомашин. Безусловно, у каждого автотранспортного средства установлен свой индивидуальный лимит максимального километража, который зависит от стиля вождения, условий эксплуатации, качества технического обслуживания и от многих других индивидуальных причин. Но, тем не менее, каждая автомарка заметно отличается от возможного и заложенного в нее ресурса. Но помимо всего этого существует также и такое понятие, как срок службы автомобиля, что на самом деле (понятие) не одно и тоже, как та самая долговечность, так считают многие из нас. Наше интернет-издание предлагает нашим читателям более подробно узнать для себя об этих самых понятиях.
Обычно сама долговечность машины рассчитывается по километражу, который как-раз и рассчитывается в километрах или в милях в зависимости от системы мер в той стране, где эксплуатируется это автотранспортное средство. Кроме всего, долговечность машины может еще выражаться и во времени (продолжительность использования ТС).
Таким образом существует понятие, чем больше по времени эксплуатируется автомобиль или чем больше он пройдет километров, тем больше долговечность у этой модели. Конечно, существует масса надежных способов чтобы увеличить срок жизни автомобиля, но… Несмотря даже на неоднократную переборку двигателя, коробки передач, ходовой части и других компонентов машины, рано или поздно любой из автомобилей начинает постепенно ржаветь, окисляться и т.д., что предотвратить естественно очень тяжело. Именно тогда и в тот момент фактически и заканчивается срок жизни автомашины.
Статистика
За последние 80 лет средний срок жизни автомобилей кардинально изменился в сторону увеличения. Согласно мировой статистике установлено, в наши дни средний срок службы автомобиля, до того как она попадет на свалку, в глобальном массштабе по миру на сегодня составляет где-то 12 лет, когда как в 60 — 70-х годах, к примеру, этот срок жизни автомашин составлял в среднем всего только 8 лет.
В связи с развитием автопромышленности увеличился естественно не только временной период самой эксплуатации транспортного средства, увеличился также и средний пробег авто, который проезжают автомобили прежде чем оказаться на утилизации или на той же автосвалке. Так, согласно статистике, за последние годы средний пробег автомобилей, что завершают и заканчивают свой срок жизни составляет примерно 320 тыс. км. К примеру, в тех же 60-х годах этот средний пробег машин прежде чем они окажутся на автомобильной свалке, составлял где-то 150 тыс. км. Как видите друзья, за последние полвека ресурс автомобилей вырос практически в два раза.
Правда, здесь хотелось бы отметить следующее, что до начала Второй мировой войны старые классические автотранспортные средства имели несколько больший ресурс пробега, чем автомобили поколения 60-х и 70-х годов. Это было связано в первую очередь с тем, что многие модели машин, выпускавшиеся с 60-х и по начало 70-х годов, требовали для себя регулярного и частого технического обслуживания.
Интересно: Что такое крутящий момент и, что такое лошадиная сила?
Например, в популярном на то время автомобиле марки Volkswagen Beetle масло в двигателе приходилось менять каждые 5.000 тыс. километров. Дело в том, что к 1960-ым годам автомобильные технологии достигли своего определенного развития, что и позволило выпускать автомобили более мощными, чем в тех же 30-х и 40-х годах прошлого века. Но из-за увеличения этой мощности и крутящего момента ресурс этих машин значительно снизился, а само обслуживание машины (этих машин) стало обходиться значительно дороже. Почему же снизилась долговечность автомобилей того времени?
Дело в следующем. Несмотря на развитие в автомобильном мире новых технологий качество используемых материалов во всех компонентах автотранспортных средств в те годы было не таким надежным, как в нашем нынешнем веке. На сегодня автомобильным компаниям доступны такие современные технологии, которые позволяют создавать автозаводам высококачественные автозапчасти, а заодно и расходные части к машинам включая сюда и жидкости, которые естественно и позволили увеличить ресурс долговечности всех современных автомобилей.
В наши дни, помимо увеличения среднего срока службы автомобиля увеличился его и межсервисный интервал обслуживания. Например, если еще каких-то несколько лет назад в любом почти из автомобилей замена масла в двигателе обязательно должна была производиться каждые 8.000 — 10.000 тыс.километров, то в наши с вами дни на мировом рынке появляется все больше новых моделей автомашин у которых межсервисный интервал между ТО теперь составляет 15.000 тыс. километров и даже больше.
Таким образом, получается, что применение высокотехнологичных материалов при производстве современных автомобилей позволяет автопроизводителям существенно увеличивать срок службы своих автотранспортных средств. К примеру, некоторые модели машин уже сейчас имеют у себя потенциал пробега по времени более чем в 15 лет.
Некоторые автопроизводители следят за своими автомобилями и отслеживают у них действительный срок службы, который превысил установленные нормативы по километражу или по времени. Например, такие допустим марки машин, как Вольво и Мерседес, учредили специальные награды для тех автовладельцев, которые проедут на своих машинах этих автокомпаний 250.000 тыс., 500.000 тыс., 750.000 тыс. и 1.000.000 млн. километров. Каждая из отсечек установленного пробега дает возможность владельцу машины получить специальный сертификат и специальный приз.
Также, многие компании очень тщательно отслеживают те (свои) автомобили, которые прошли больше 1 млн. километров. К примеру, до недавнего времени в Греции, по ее дорогам ездил автомобиль марки 1976 Mercedes-Benz 240D, который прошел к тому времени 5.000.000 млн. километров. Компания уговорила владельца машины отдать его в музей «Мерседес», где он и находится по настоящий день. Хозяину машины выплатили солидную денежную премию и подарили совсем новый автомобиль.
Также, недавно было установлено, что владелец автомобиля Volvo P1800 Ирв Гордон проехал на своем авто 4 млн. 828 тыс. 032 километров. Компания «Вольво» также предложила владельцу отдать свою машину в музей в обмен на вознаграждение и новый автомобиль, но гражданин Ирв Гордон отказался. В 2006 году, по сообщению компании «Chrysler», они обнаружили автомобиль внедорожник-пикап 1995 Dodge Ram, который к тому времени проехал 1 млн. 609 тыс. 344 километров.
Факторы, которые влияют на долговечность и срок службы автомобиля
Многие автомобильные компании и вместе с ними различные автоэкперты разработали список конкретных факторов, которые влияют на срок службы автомобиля. Любой владелец автомобиля может для себя изучить разработанные правила (факторы) и далее учитывать их в процессе эксплуатации машины, что поможет существенно увеличить долговечность его транспортного средства.
Вот список тех правил или факторов, которых должен придерживаться каждый из водителей, который хочет добиться максимального срока службы от своего транспортного средства:
1. Регулярная замена масла в двигателе.
2. Постоянный мониторинг всех находящихся жидкостей в машине.
3. Техническое обслуживание коробки передач.
4. Регулярная замена свечей зажигания.
5. Своевременная замена ремня (цепи) ГРМ, как рекомендует сам производитель автомобиля.
6. Регулярная замена воздушного фильтра в соответствии с требованиями автомобильной марки машины.
7. Необходимо подробнейшим образом знать, изучить и использовать руководство по техническому обслуживанию транспортного средства.
8. Регулярная диагностика всех систем машины и выявление всех скрытых неисправностей, а также своевременное устранение выявленных проблем.
Стоит отметить, что каждый компонент автомобиля будь это дешевые детали или более дорогие автозапчасти, такие например, как коробка передач или двигатель, имеют разный срок службы. Поэтому, в любом автомобиле в процессе самой эксплуатации авто ее владелец меняет запчасти в процессе их естественного износа. Помните друзья о том, что все компоненты в автомашине связаны друг с другом, а значит, несвоевременная замена одной детали может привести к более существенной дорогой поломке других авточастей автомобиля. Вовремя меняйте каждую неисправную запчасть в своем автомобиле, чтобы увеличить долговечность автотранспортного средства.
Но кроме долговечности существует также и установленный самим производителем срок службы такого автотранспортного средства, который правда не говорит конкретно том, что данная машина ограничена этим конкретным установленным сроком жизни. Об этом далее ниже.
Заводской срок службы автомобиля
Заводской срок службы автомобиля — это не одно это же, что и заводская гарантия, которая предоставляется на новый автомобиль любым автопроизводителем. Что же это такое «заводской срок службы авто»?
Согласно Российскому законодательству производитель товаров вправе устанавливать сроки службы на товары длительного использования. Это делается конкретно для того, чтобы производитель в период установленного срока службы товара нес юридическую ответственность за качество своей продукции длительного использования.
Статья 5. Закон о защите прав потребителей РФ
1. На товар (работу), предназначенный для длительного использования, изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать срок службы — период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки на основании пункта 6 статьи 19 и пункта 6 статьи 29 настоящего Закона.
2. Изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок службы товара (работы) длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде.
3. Срок службы товара (работы) может исчисляться единицами времени, а также иными единицами измерения (километрами, метрами и прочими единицами измерения исходя из функционального назначения товара (результата работы)).
Что это означает на деле?
То есть, простыми словами это означает, что после окончания гарантии на новый автомобиль (как правило, это 2 — 3 года с момента приобретения нового автомобиля в автосалоне или 100 тыс. км пробега; например, Корейские автомобильные марки предоставляют клиентам гарантию на 5 лет или 150 тыс. км пробега) производитель данной машины по-прежнему несет ответственность за качество транспортного средства.
Но, к нашему сожалению, это не означает на деле то, что владелец автотранспортного средства приедет с поломкой к официальному дилеру после истечения заводской гарантии и в короткий срок совсем бесплатно получит ремонт своего автомобиля. На деле, в отличие от гарантийных обязательств автомобильной марки, та самая ответственность того же производителя за выпуск некачественного автомобиля, что сломался после окончания гарантии, еще нужно будет доказать, что это случилось не по его вине, проведя тем самым независимую экспертизу которая должна устанавить, тот существенный и конкретный недостаток в конструкции самой автомашины в процессе именно ее производства.
Другими словами можно сказать так, вам нужно будет доказать, что поломка автомобиля была связана с существенным заводским браком детали в самой машине. Если это произошло в течение установленного срока службы автомобиля который установил сам автопроизводитель, и, владелец данного автотранспортного средства с помощью экспертизы доказал именно то, что поломка автомобиля произошла по вине изготовителя, то компания должна вас направить в официальный дилерский технический центр для бесплатного ремонта. Но спешим расстроить наших автомобилистов.
Согласно установленной статистки подобных проблем с автомобилями в нашей стране на сегодня очень много. Почти все автомобильные компании в России несмотря даже на результаты независимой экспертизы, что повреждает факт заводского брака в конструкции автомобиля, предпочитают отказывать владельцам авто в бесплатном ремонте и готовы с ними судиться, даже заведомо зная о том, что в будущем они проиграют в суде.
В каких случаях, в пределах срока службы автомобиля производитель обязан вернуть денежные средства за автомобиль?
Если в процессе всего установленного гарантийного срока службы автомобиля выявится поломка, устранение которой будет проходить более 45 дней, то потребитель имеет право вернуть ту денежную сумму, которая была уплачена им за новый автомобиль. На деле это означает следующее. Купив себе допустим новый автомобиль за 600 тыс. рублей и проехав на нем 90 тыс. км за 4 года, потребитель, столкнувшись с поломкой которая не может быть устранена в течении 45 дней, имеет право потребовать с продавца данного автомобиля возврата всех 600 тыс. рублей. Если вы друзья думаете или считаете, что в суде подобные дела малоперспективны, опасаясь что производитель машины имеет большой административный ресурс и штат грамотных юристов, то вы сильно ошибаетесь.
За последние годы процент таких выигрышных дел самими потребителями по подобным спорам составляет уже 92%. Также, в соответствии с законодательством, владелец машины может потребовать возврата уплаченной суммы в том случае, если в результате поломки (заводской брак) стоимость ремонта превышает рыночную стоимость самой машины. Стоит здесь отметить, что при повторной поломке той же бракованной заводской детали бесплатный ремонт машины не должен превышать уже 30 дней. В противном случае вы также можете потребовать возврата денежных сумм с продавца, уплаченных вами за новый автомобиль.
Какое среднее значение срока службы автомобилей, который установлен автопроизводителями?
Как правило, срок службы автомашин в нашей стране установленный многими автомобильными компаниями равен 5 годам (т.е. 5 лет) или 100 тыс. километров пробега. То есть, если ваша машина прошла более 100 тыс. км и ее возраст составляет более 5 лет, то независимо от причины поломки вы не вправе предъявлять данной автомобильной марке (компании) никаких претензий и требований, даже если поломка была связана с существенным конкретным заводским недостатком.
Где можно узнать срок службы автомобиля, который установил производитель?
Как правило, любой автопроизводитель устанавливает на выпускаемую им продукцию срок гарантийной службы, указывая его в технической документации к автомашине, либо оговаривая его в условиях по эксплуатации ТС а также в гарантийных документах, которые выдаются на руки при покупке нового автомобиля.
Итог
Подводя наш итог, мы хотели бы друзья здесь отметить, будьте всегда осторожны приобретая себе подержанный автомобиль на б/у рынке. С учетом среднего срока долговечности автомобилей в наши дни и его срока службы, что устанавливается автопроизводителями, приобретать автотранспортное средство с пробегом в 300 тыс. км не желательно, поскольку в стоимость его обслуживания и ремонта за короткий срок вы можете вложить фактически стоимость почти нового автомобиля, а по факту будете владеть достаточно устаревшим и ненадежным автомобилем. Конечно, если только речь не идет о конкретном коллекционном автомобиле, который вы хотите приобрести себе в качестве вложенных инвестиций. Успехов всем!
Возможно ли применение амортизационной премии по лизинговому имуществу?
В соответствии с п. 9 ст. 258 НК РФ:
«Налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы накапитальные вложения в размере не более 10 процентов (не более 30 процентов – в отношении основных средств, относящихся к третьей – седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно), а также не более 10 процентов (не более 30 процентов – в отношении основных средств, относящихся к третьей – седьмой амортизационным группам) расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств и суммы которых определяются в соответствии со статьей 257 настоящего Кодекса».
📌 Реклама Отключить
Полагаем, что лизинговые платежи не являются капитальными вложениями в основные средства, поскольку на момент ввода объекта в эксплуатацию лизингополучатель не несет расходов на приобретение предмета лизинга, т.к. выкупная стоимость объекта не погашена.
Такой подход подтверждается сложившейся судебной практикой.
В Постановлении АС ЗСО от 03.06.2015 № Ф04-18551/2015 сделан вывод, что:
«для того, чтобы воспользоваться заявленным в учетной политике организации для целей налогообложения правом на применение амортизационной премии, налогоплательщику необходимо произвести затраты на капитальные вложения в объекты основных средств.
При этом следует учитывать, что затратами на капитальное вложение могут быть только затраты на выплату выкупной стоимости объекта основных средств, так как лизинговые платежи являются самостоятельными расходами при уменьшении налоговой базы по налогу на прибыль».
📌 Реклама Отключить
В Письме Минфина РФ от 18.05.2012 № 03-03-06/1/253 изложено:
«Поскольку лизинговые платежи не являются расходами на капитальные вложения, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение и частичную ликвидацию основных средств, то амортизационная премия к таким платежам не применяется».
📌 Реклама Отключить
В этом же письме указано, что:
«амортизационная премия может быть учтена лизингополучателем в отношении выкупной цены предмета лизинга».
Таким образом, по нашему мнению, лизингополучатель, уплачивая лизинговые платежи, не несет расходов на капитальные вложения, следовательно, применение амортизационной премии при использовании предмета лизинга необоснованно.
Какой бухгалтерский и налоговый учета амортизации с применением повышенного коэффициента, если балансодержатель – лизингополучатель?
Например, срок полезного использования приобретаемого оборудования равен 6 годам, т.е. оно относится к четвертой амортизационной группе.
Налоговый учет
Предмет лизинга, учитываемый на балансе лизингополучателя, признается у него амортизируемым имуществом, первоначальная стоимость которого определяется как сумма расходов лизингодателя на приобретение этого предмета лизинга (п. 10 ст. 258, абз. 3 п. 1 ст. 257 НК РФ). Следовательно, лизингополучатель вправе начислять амортизацию по предмету лизинга, который числится у него на балансе (Письмо Минфина РФ от 18.05.2012 № 03-03-06/1/253).
📌 Реклама Отключить
В соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ в случае, если имущество, полученное по договору лизинга, учитывается у лизингополучателя, расходами признаютсялизинговые платежи за вычетом суммы амортизации по этому имуществу.
Применение коэффициента ускоренной амортизации может привести к тому, что сумма амортизации превысит размер лизинговых платежей, начисленных за соответствующий отчетный (налоговый) период.
Таким образом, если использовать право применения повышающего коэффициента к лизинговому оборудованию, то в периодах, когда амортизация превышает лизинговые платежи, в расходы будет включена только амортизация. А после полного списания первоначальной стоимости предмета лизинга будут учитываться только лизинговые платежи в полном размере.
📌 Реклама Отключить
При этом отметим, что расходами признаются лишь реально понесенные затраты, причем повторное их включение в налоговую базу недопустимо (п. п. 1, 5 ст. 252 НК РФ). Соответственно, сумма амортизации по предмету лизинга и учтенных в расходах лизинговых платежей не может превышать общей суммы расходов по договору лизинга. Поэтому после того как общая сумма договора будет отнесена на расходы, ни амортизацию, ни лизинговые платежи лизингополучатель не включает в налоговую базу. Это справедливо и в тех случаях, когда полное списание суммы договора произошло до истечения срока лизинга.
Таким образом, если амортизационные отчисления превышают размер лизинговых платежей, то, по нашему мнению, амортизацию следует полностью учитывать в расходах. Лизинговые платежи включаются в прочие расходы с того момента, когда они не окажутся выше сумм амортизации (в сумме превышения). Также необходимо следить за тем, чтобы совокупный размер учтенных расходов не превысил общей суммы договора.
📌 Реклама Отключить
Бухгалтерский учет
В случае если по условиям договора лизинга предмет лизинга учитывается на балансе лизингополучателя, стоимость полученного в лизинг имущества отражается по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в корреспонденции с кредитом счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет, например, 76-ар «Арендные обязательства». Стоимость лизингового имущества, принятого к учету, списывается со счета 08 в корреспонденции с дебетом счета 01 «Основные средства», субсчет, например, 01-л «Полученное в лизинг имущество» (абз. 2 п. 8 Указаний № 15, Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н).
В соответствии с п. 20 ПБУ 6/01 срок полезного использования для целей бухгалтерского учета определяется исходя из срока договора лизинга. Лизингополучатель ежемесячно начисляет амортизацию по принятому на баланс предмету лизинга (п. 17 ПБУ 6/01, п. 50 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утв. Приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н).
📌 Реклама Отключить
Применение повышающего коэффициента в бухгалтерском учете при начислении амортизации линейным способом не предусмотрено (п. 19 ПБУ 6/01, Письмо Минфина РФ от 22.08.2006 № 07-05-06/220). Использование коэффициента возможно при определении амортизационных отчислений способом уменьшаемого остатка.
На основании изложенного можно сделать вывод о том, что применение повышающего коэффициента начисления амортизации в бухгалтерском учете лизингополучателем неправомерно.
Обращаем внимание, что если организация примет решение о начислении амортизации с повышенным коэффициентом в налоговом учете, то эти суммы неизбежно превысят амортизацию, признаваемую расходом в бухгалтерском учете.
В связи с этим в бухгалтерском учете возникают налогооблагаемые временные разницы (НВР) и соответствующие им отложенные налоговые обязательства (ОНО), которые отражаются по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и кредиту счета 77 «Отложенные налоговые обязательства» (п. п. 12, 15 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утв. Приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н).
📌 Реклама Отключить
Уменьшение (погашение) данных НВР и ОНО имеет место в периодах, когда суммы амортизации лизингового оборудования, признаваемые в бухгалтерском учете, превысят амортизацию в налоговом учете.
Возникновение и уменьшение НВР и ОНО отражается следующими записями в бухгалтерском учете:
Дт 68 Кт 77 – отражено ОНО;
Дт 77 Кт 68 – уменьшено ОНО.