Срок временного запрета деятельности

Содержание

КоАП РФ Статья 27.16. Временный запрет деятельности

1. Временный запрет деятельности заключается в кратковременном, установленном на срок до рассмотрения дела судом или должностными лицами, указанными в пунктах 1 и 4 части 2 статьи 23.31 настоящего Кодекса, прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Временный запрет деятельности может применяться, если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности. Временный запрет деятельности может применяться только в исключительных случаях, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды, для устранения допущенных нарушений, выразившихся в незаконном привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в несоблюдении установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, либо в нарушении правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), либо в повторном неприменении в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно.

Вопрос № 2. Временный запрет деятельности. Порядок применения за нарушения требований пожарной безопасности

В случае если при проведении проверки установлено, что деятельность лиц, перечисленных в п.п. 1 п. 59 Административного регламента МЧС России исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности (утв. приказом МЧС России от 28 июня 2012 г. № 375), эксплуатация ими зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, производимые и реализуемые ими товары (выполняемые работы, предоставляемые услуги) представляют непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан или такой вред причинен, орган ГПН обязан незамедлительно принять меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения вплоть до временного запрета деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений данных лиц, эксплуатируемых ими производственных участков, агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Рассматривая положения, закрепленные в КоАП РФ, необходимо отметить, что в результате совершения административного правонарушения лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица или юридическим лицом, может возникнуть ситуация, требующая немедленного приостановления их деятельности, законом предусмотрен временный запрет деятельности, как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Она может быть применена только в случае, если за правонарушение может быть назначено наказание в виде административного приостановления деятельности до рассмотрения дела судом.

Временный запрет деятельности как дополнительная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении введена Федеральным законом Российской Федерации от 9 мая 2005 г. № 45-ФЗ.

Порядок применения временного запрета деятельности определен ст. 27.16, 27.17 КоАП РФ.

Временный запрет деятельности – это дополнительная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, которая заключается в кратковременном, установленном на срок до рассмотрения дела судом, прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Согласно ч. 5 ст. 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено не позднее семи суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

Временный запрет деятельности может применяться, если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности.

Временный запрет деятельности может применяться только в исключительных случаях, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, … и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно.

Временный запрет деятельности осуществляется должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности.

Напомним, что в п. 42 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ указаны должностные лица органов, осуществляющих государственный пожарный надзор.

О временном запрете деятельности составляется протокол, в котором указываются:

основание применения этой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении;

дата и место его составления;

должность, фамилия и инициалы должностного лица, составившего протокол;

сведения о лице, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;

объект деятельности, подвергшийся временному запрету деятельности;

время фактического прекращения деятельности;

объяснения лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законного представителя юридического лица

Протокол о временном запрете деятельности подписывается составившим его должностным лицом, лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законным представителем юридического лица. В случае, если кем-либо из указанных лиц протокол не подписан, должностное лицо делает в нем об этом соответствующую запись.

Копия протокола о временном запрете деятельности вручается под расписку лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законному представителю юридического лица.

Срок временного запрета деятельности исчисляется с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг (ч. 2 ст. 27.17 КоАП РФ).

Отметим, что в случае составления протокола о временном запрете в конце рабочего дня в протоколе будут содержаться дата его составления и время фактического прекращения деятельности лица, привлекаемого к ответственности, которые могут отличаться друг от друга. Таким образом, срок временного запрета деятельности следует исчислять с момента фактического прекращения деятельности, указанного в протоколе(Обзор судебной практики Верховного Суда РФ по гражданским делам за IV квартал 2005 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 1 марта 2006 г. № 32-АД 05-3). Вопрос № 24).

При этом протокол о временном запрете деятельности должен быть направлен в суд в любом случае, когда такое действие имело место.

Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Поэтому, применение данной меры должно производиться с осторожностью, а необходимость ее применения должна быть четко и подробно мотивирована в протоколе о временном запрете деятельности.

Если на момент рассмотрения дела судом в течение того времени, когда деятельность была временно запрещена в силу ст. 27.16, 27.17 КоАП РФ, лицо устранило все нарушения или часть нарушений, то суд в этом случае, при подтверждении документально устранения нарушений, учитывая именно это обстоятельство, вправе применить не исключительную меру наказания, а иное наказание.

Нормативные правовые акты и рекомендуемая литература:

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (введен в действие Федеральным законом Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ).

2. Приказ МЧС России от 28 июня 2012 г. № 375 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности».

3. Приказ МЧС России 27 января 2011 г. № 18 «Об утверждении перечня должностных лиц Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях».

4. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ по гражданским делам за IV квартал 2005 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 1 марта 2006 г. № 32-АД 05-3).

Временный запрет деятельности

В ходе производства по делу об административном правонарушении зачастую применяются меры обеспечения этого самого производства. Применение какой-либо из мер обеспечения имеет перед собой определенные цели. Так, доставление применяется для составления протокола об административном правонарушении, административное задержание — для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении и (или) исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено применение и иных мер обеспечения, среди которых особую значимость для юридических лиц имеет временный запрет деятельности, о котором и пойдет речь в настоящей статье.

Суть временного запрета деятельности

Согласно части 1 статьи 27.16 КоАП РФ временный запрет деятельности заключается в кратковременном, установленном на срок до рассмотрения дела судом прекращении деятельности:

  • Филиалов, представительств,
  • Структурных подразделений юридического лица,
  • Производственных участков,
  • А также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений,
  • Осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Случаи применения временного запрета деятельности

Временный запрет деятельности применяется в том случае, если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности. Т.е. временный запрет деятельности как мера обеспечения привязан к административному приостановлению деятельности как виду наказания и предшествует ему.

Временный запрет деятельности может применяться только в исключительных случаях, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды, для устранения допущенных нарушений, выразившихся в незаконном привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в нарушении правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно.

Правонарушения, за которые возможен временный запрет деятельности

Далее приводится таблица с указанием отдельных статьей КоАП РФ, предусматривающих ответственность за административные правонарушения в сфере здравоохранения, в ходе производства по которым может быть применено административное наказание в виде административного приостановления деятельности (следовательно, и предшествующая ему обеспечительная мера в виде временного запрета деятельности).

Номер статьи КоАП РФ Административное правонарушение
Статья 6.3 Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно- гигиенических и противоэпидемических мероприятий
Статья 6.4: Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта
Статья 8.2: Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами
Часть 4 статьи 14.1: Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)
Часть 3 статьи 14.4.2: (приводится в редакция автора) Продажа недоброкачественных, фальсифицированных, контрафактных лекарственных средств для медицинского применения, повлекшая причинение вреда здоровью граждан либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния
Статья 6.16:Нарушение правил оборота наркотических средств, психотропных веществ (НС и ПВ) и их прекурсоров, либо непредставление в государственный орган предусмотренной законом отчетности о деятельности, связанной с их оборотом, несвоевременное представление такой отчетности или представление такой отчетности в неполном объеме или в искаженном виде
Часть 1 статьи 6.16: НС и ПВ списка I и прекурсоры НС и ПВ таблицы I списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров
Часть 2 статьи 6.16: Прекурсоры НС и ПВ таблицы II списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров

Лица, уполномоченные осуществлять временный запрет деятельности

В соответствии с частью 2 статьи 27.16 КоАП РФ временный запрет деятельности осуществляется должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности.

Подпишитесь на нас Подпишись на рассылку и получай первым самую свежую и актуальную информацию от Факультета Медицинского Права. Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.

Протокол о временном запрете деятельности

О временном запрете деятельности составляется протокол, в котором указываются:

  • Основание применения этой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении,
  • Дата и место его составления,
  • Должность, фамилия и инициалы должностного лица, составившего протокол,
  • Сведения о лице, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении,
  • Объект деятельности, подвергшийся временному запрету деятельности,
  • Время фактического прекращения деятельности,
  • Объяснения лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законного представителя юридического лица.

Протокол о временном запрете деятельности подписывается составившим его должностным лицом, лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законным представителем юридического лица. В случае, если кем-либо из указанных лиц протокол не подписан, должностное лицо делает в нем об этом соответствующую запись.

Копия протокола о временном запрете деятельности вручается под расписку лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законному представителю юридического лица.

Передача «дела» в суд

В случае, если применена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности, протокол об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности, а также протокол о временном запрете деятельности передаются на рассмотрение судье немедленно после их составления.

Судья рассматривает такое дело об административном правонарушении не позднее семи суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

При этом срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

Фактическое выражение временного запрета деятельности

При временном запрете деятельности должностным лицом, составившим протокол о временном запрете деятельности, производится наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс.

Временный запрет деятельности допускает также применение других мер по исполнению мероприятий, указанных в протоколе о временном запрете деятельности, необходимых для временного запрета деятельности.

Срок временного запрета деятельности

До 1 января 2011 года временный запрет деятельности назначался на срок до пяти суток. В настоящее время, как уже было указано выше, временный запрет деятельности назначается на срок до рассмотрения дела судом.

Срок временного запрета деятельности исчисляется с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Также стоит обратить внимание на тот факт, что дела, предусматривающие применение меры обеспечения в виде временного запрета деятельности, суд рассматривает в кратчайшие сроки — 7 дней (ч. 5 ст. 29.6 КоАП РФ), хотя общий (обычный, стандартный) срок рассмотрения дел судом — 2 месяца (ч. 1.1 ст. 29.6 КоАП РФ).

Вместе с тем, обеспечительную меру в виде временного запрета деятельности вряд ли можно назвать распространенной: практика показывает, что по статьям КоАП РФ, предусматривающим административное приостановление деятельности в качестве административного наказания за совершенное правонарушение, должностные лица органов надзора гораздо чаще прибегают к наложению административного штрафа, выступающего в качестве альтернативы.

Кто может приостановить деятельность организации

Как на время «заморозить» компанию: приостановление деятельности ООО

О чем должен знать владелец компании, находящейся на грани закрытия и как спасти свою репутацию и свой семейный бизнес с наименьшими потерями? Как это работает и что нужно сделать для приостановления деятельности ООО? Разберем нюансы добровольного приостановления работы организации.

отказ работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации, с изменением подведомственности (подчиненности) организации либо ее реорганизацией, с изменением типа государственного или муниципального учреждения (статья 75 настоящего Кодекса);

Статья 25

1. Приостанавливать деятельность организаций, в которых выявлены нарушения требований по охране труда, представляющие угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений вправе главный государственный инспектор труда Российской Федерации — заместитель Министра труда и социального развития Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации, и руководители государственных инспекций труда (главные государственные инспектора труда по соответствующей территории) (п. 5 и п. 11 Положения о федеральной инспекции труда, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2000 г.).

2. Приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и эксплуатацию оборудования при выявлении в организации труда нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений вправе государственные инспектора по охране труда (п. 10 Положения о федеральной инспекции труда) и государственные инспектора труда, а также иные должностные лица Государственной инспекции труда: руководитель Государственной инспекции труда, его заместители (по правовым вопросам и по охране труда), начальники отделов и их заместители (по правовым вопросам и по охране труда), главные государственные инспектора и государственные инспектора труда (по правовым вопросам и по охране труда) (п. 6 и п. 10 Положения о федеральной инспекции труда и п. п. 3.1 — 3.3 Положения о государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации).

Что такое административное приостановление деятельности? Кем и на сколько назначается

Этот вид наказания устанавливается, в соответствии с ч. 2 ст. 3.12 КоАП РФ, максимальный срок административного приостановления деятельности составляет 90 суток. АПД следует отличать от временного запрета деятельности, который необходим для обеспечения производства по делу о правонарушении.

Правовое регулирование в области приостановки и запрета деятельности организаций разного уровня и форм организации

Весь процесс приостановки деятельности состоит из ряда последовательных этапов. Лицо, которое выявило проблему, составляет соответствующий протокол об административном нарушении, после чего готовит документы для подачи в судебные органы. К протоколу должны прилагаться документы, подтверждающие факт правонарушения.

Временный запрет может устанавливаться на срок, не превышающий 5 суток, и не может касаться деятельности всей организации в целом. В то же время практика свидетельствует о том, что временный запрет часто влечет за собой приостановление деятельности организации.

Приостановление деятельности организаций или их структурных подразделений

В соответствии со статьей 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг, которое назначается только по постановлению судьи.

Следовательно, отпадает основание для ликвидации организации или прекращения деятельности ее структурного подразделения вследствие нарушения требований охраны труда, хотя подпунктом 6 части 1 статьи 357 ТК РФ предусмотрено в качестве одного из прав государственных инспекторов труда направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений по этому основанию.

Приостановление деятельности компании: анализируем причины

Временный запрет деятельности осуществляется должностным лицом, имеющим на это специальные полномочия в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ. При этом оформляется соответствующий протокол, который направляется в районный суд вместе с протоколом об административном правонарушении. Руководителю предприятия вручается копия протокола, на основании которой им издается соответствующий приказ об остановке деятельности.

Одной из распространенных причин административного приостановления деятельности компании является несоблюдение норм и правил пожарной безопасности (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ). Ведь требование соблюдения указанных норм касается всех компаний и не имеет отраслевой принадлежности. В то время как, например, нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения относится к организациям общественного питания (ст. 6.6 КоАП РФ).

Если компания приостановила деятельность

Перечень выплат, освобождаемых от обложения НДФЛ, приведен в статье 217 НК РФ. Выплаты в размере не менее 2/3 средней заработной платы работника за время простоя по вине работодателя не включены в указанный перечень доходов. Поэтому данные выплаты подлежат обложению НДФЛ. Исчисление, удержание и уплата налога осуществляется организацией-работодателем (налоговым агентом) в порядке, предусмотренном в статье 226 НК РФ.

Очевидно, если деятельность организации приостановлена, то ее затраты в данный момент не направлены на получение дохода. Если после простоя организация планирует возобновить деятельность, то ей необходимо осуществить затраты, связанные с устранением нарушений, которые повлекли приостановку работы (ликвидация последствий аварии, нарушения санитарных правил или пожарной безопасности). Возможно, потребуется закупка оборудования, привлечение подрядных организаций для выполнения работ, оплата консультационных и информационных услуг и тому подобное. В таких случаях подобные затраты признаются экономически обоснованными, так как они произведены для последующего получения дохода.

Административное приостановление деятельности

Эта мера заключается в кратковременном прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг (ч. 1 ст. 27.16 КоАП РФ).

При издании приказа о приостановлении деятельности руководитель компании должен предусмотреть, чтобы все работники, которых касается этот приказ, были с ним ознакомлены. Поэтому в данном документе следует прописать обязанность руководителей подразделений довести информацию, содержащуюся в нем, до подчиненных.

Причины и порядок приостановления деятельности юридического лица

После этого заполняется бланк заявления в налоговую о приостановке представления отчетов в 2 экземплярах, где указывается период (его длительность не должна быть более 5 лет). К составленной заявке прикладывается отчетность по всем разновидностям налогов, другим типам обязательных выплат, социальным отчислениям и пенсионным взносам с начала отчетного периода до времени приостановки работы компании. При этом не имеет значения, что срок сдачи очередных форм не настал.

  • Административная приостановка деятельности компании согласно российским законам используется при выполнении правонарушений административного характера (в кодексе РФ установлен их список). Решение о таком наказании выносится в судебном порядке. В соответствии с ч. 2 ст. 32.12 КоАП России могут выполняться следующие действия: накладываться пломбы, опечатываться объекты и пр. При этом приглашаются понятые и составляется акт.
  • Временный запрет используется до того, как суд принимает решение о приостановке работы. По сравнению с административным нарушением прав, при временном запрете не требуется решение суда. На основании ч. 2 ст. 27.16 КоАП эти действия выполняет должностное уполномоченное лицо, составляя протокол. Длительность запрета не превышает 5 дней (от фактической остановки работы).

Приостановление деятельности организации

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.

Так, организация может осуществлять деятельность, связанную с лицензированием нескольких видов деятельности, на осуществление которых требуется отдельная лицензия. В случае приостановления действия лицензии например, на перевозку воздушным транспортом грузов юридическое лицо может продолжать перевозить воздушным транспортом пассажиров, а морским — пассажиров и груз. В случае же административного приостановления деятельности приостанавливается деятельность всей организации. Приостановление действия лицензии не означает приостановление действий субъекта предпринимательской деятельности, а административное приостановление деятельности влечет за собой автоматическое приостановление действия лицензии.

Деятельность частных предпринимателей, юридических лиц и общественных организаций затрагивает все важнейшие сферы жизнедеятельности и отрасли народного хозяйства. Как свидетельствует практика, функционирование организаций не всегда осуществляется в соответствии с законом.

Довольно часто ими совершаются различные правонарушения. Самые серьезные из них могут приводить к приостановлению или полному запрету ведения дальнейшей деятельности. В законодательстве это называется административным приостановлением деятельности.

К применению административного приостановления деятельности могут привести различные причины: обрушение конструкций в строительной сфере, продажа некачественных препаратов в медицинской сфере, несчастные случаи, связанные с нарушениями условий труда в промышленной сфере и многое другое.

Для выяснения всех причин и обстоятельств нарушений требуется временная приостановка деятельности организаций или ИП.

Одна из целей временной приостановки работы – недопущение повторных нарушений. Ограничительные меры могут применяться по отношению ко всей организации либо к отдельным ее подразделениям и участкам.

Рассматриваемое административное воздействие используется в тех случаях, когда штрафы и предупреждения не способны повлиять на ситуацию и могут привести к ее повторению.

Условия приостановления деятельности

Предпосылками для приостановки деятельности организаций могут быть любые условия, угрожающие жизни и здоровью людей.

Применяется приостановление деятельности в следующих случаях:

  • при возникновении производственных аварий;
  • после образования техногенных катастроф;
  • при загрязнении окружающей среды;
  • при массовом отравлении людей (касается сферы общественного питания);
  • при отравлении людей медицинскими препаратами (касается сферы деятельности фармацевтических компаний);
  • при возникновении пожаров;
  • при происхождении несчастных случаев, эпидемий, травмирования рабочих и т. д.

Если говорить о законодательстве, данного вопроса касаются следующие статьи:

  • статья 5.27 КоАП РФ (предполагает административное приостановление работы юрлиц при нарушении законодательства об охране труда);
  • статья 6.4 КоАП РФ (предполагает «замораживание» работы организаций при нарушении санитарных норм при эксплуатации зданий и сооружений);
  • статья 6.3 КоАП РФ (предполагает применение рассматриваемого наказания при необеспечении должной санитарно-эпидемиологической обстановки).

Деятельность организаций может быть приостановлена и при иных нарушениях законодательства, к примеру, при осуществлении деятельности без лицензий и прочих разрешительных документов (статья 9.9 КоАП РФ). Это же наказание грозит при пропаганде психотропных веществ, наркотиков, оружия, разжигании экстремизма в СМИ.

Порядок действий

Процедура применения наказания в виде административного приостановления деятельности организации может быть начата после обнаружения факта правонарушения, выявленного должностным лицом, осуществляющим проверку объекта. Таким лицом может быть представитель потребнадзора, санстанции, пожарной инспекции или инспекции труда.

Весь процесс приостановки деятельности состоит из ряда последовательных этапов. Лицо, которое выявило проблему, составляет соответствующий протокол об административном нарушении, после чего готовит документы для подачи в судебные органы. К протоколу должны прилагаться документы, подтверждающие факт правонарушения.

Решение о приостановлении работы организаций может приниматься только районным судом при условии, что иные методы воздействия не могут способствовать достижению цели принятых ограничений. Исключение составляют случаи нарушения норм промышленной безопасности, при которых принять решение о приостановке деятельности может должностное лицо.

Суд имеет право не рассматривать материалы дела, если протокол о правонарушении был составлен лицом, не имеющим соответствующих полномочий. Если же в документах приведены неубедительные доказательства нарушения закона, в удовлетворении иска может быть отказано.

Сразу после того, как судья выносит постановление о применении ограничительных мер, оно передается судебным приставам.

Период ограничения деятельности

КоАП РФ устанавливает, что самый длительный период, на который может быть приостановлена деятельность организаций, составляет 90 суток.

При этом не следует путать административное приостановление работы с временным запретом деятельности, который налагается для обеспечения производства по делу о правонарушении.

Временный запрет может устанавливаться на срок, не превышающий 5 суток, и не может касаться деятельности всей организации в целом. В то же время практика свидетельствует о том, что временный запрет часто влечет за собой приостановление деятельности организации.

Юридические лица и организации имеют право обжаловать решения о приостановлении их деятельности. Жалобы могут направляться вышестоящим органам или напрямую судебным инстанциям.

Часто, если нарушения имели серьезные последствия (к примеру, травмирование людей), к приостановке деятельности добавляются иные наказания, уже в рамках ведения уголовного производства.

Знание учредителями организаций своих прав и порядка приостановления работы могут помочь им отстоять собственные интересы и предотвратить вынесение неправомерных решений.

При этом всегда необходимо помнить о соблюдении всех правил и норм, которые обеспечивают безопасные условия работы для сотрудников и для окружающих людей. И если нарушения допущены, не стоит пытаться уйти от ответственности – если Вы не правы, ее не избежать.

Статья 25. Приостановление деятельности организаций или их структурных подразделений вследствие нарушений требований охраны труда

Комментарий к статье 25

1. Приостанавливать деятельность организаций, в которых выявлены нарушения требований по охране труда, представляющие угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений вправе главный государственный инспектор труда Российской Федерации — заместитель Министра труда и социального развития Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации, и руководители государственных инспекций труда (главные государственные инспектора труда по соответствующей территории) (п. 5 и п. 11 Положения о федеральной инспекции труда, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2000 г.).

2. Приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и эксплуатацию оборудования при выявлении в организации труда нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений вправе государственные инспектора по охране труда (п. 10 Положения о федеральной инспекции труда) и государственные инспектора труда, а также иные должностные лица Государственной инспекции труда: руководитель Государственной инспекции труда, его заместители (по правовым вопросам и по охране труда), начальники отделов и их заместители (по правовым вопросам и по охране труда), главные государственные инспектора и государственные инспектора труда (по правовым вопросам и по охране труда) (п. 6 и п. 10 Положения о федеральной инспекции труда и п. п. 3.1 — 3.3 Положения о государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации).

Аналогичными правами наделены также соответствующие должностные лица Госгортехнадзора России, Госатомнадзора России и органов санитарно-эпидемиологической службы, входящей в систему Минздрава России (п. 3 комментария к ст. 20 Закона).

3. Решения о приостановлении деятельности организаций или их структурных подразделений, эксплуатации оборудования, осуществляемых с опасными для жизни и здоровья работников нарушениями требований охраны труда, до устранения указанных нарушений принимаются соответствующими должностными лицами государственной инспекции труда и других органов надзора в форме обязательных предписаний.

Решения должностных лиц могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности и (или) в судебном порядке.

Обжалование не приостанавливает выполнение предписаний до принятия решения в административном или судебном порядке.

4. На время приостановления работ органами надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда вследствие нарушения требований охраны труда не по вине работника за ним сохраняется место работы (должность) и средний заработок (п. 3 ст. 9 Закона). Порядок исчисления среднего заработка установлен ст. 139 ТК РФ.

Комментарий к федеральному закону
«Об основах охраны труда в Российской Федерации»
По состоянию на 1 февраля 2004 года
Н. Н. Шептулина

За какие нарушения могут приостановить деятельность организации на 90 дней и какие организации могут выдать такое предписание?

Вопрос-ответ по теме

Вопрос

За какие нарушения могут приостановить деятельность организации на 90 дней и какие организации могут выдать такое предписание?

Ответ

Согласно ст. 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в области установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), в области порядка управления, в области общественного порядка и общественной безопасности, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в области градостроительной деятельности, в области транспортной безопасности, в области охраны собственности, в области применения контрольно-кассовой техники, а также в случае совершения административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.

Популярные вопросы

Среди основных видов правонарушений, за которые могут приостановить деятельность предприятия общественного питания можно отметить следующие:

— нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации (ст. 5.27.1 КоАП РФ);

— законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий (ст. 6.3 КоАП РФ);

— санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению (ст. 6.6 КоАП РФ);

— при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, когда для осуществления данных видов работ предусмотрено его получение (п. 1 ст. 9.5 КоАП РФ);

— ветеринарно-санитарных правил перевозки или убоя животных либо правил переработки, хранения или реализации продуктов животноводства (ст. 10.8 КоАП РФ);

— продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники (ст. 14.5 КоАП РФ);

— в виде незаконного привлечения к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства (ст. 18.15 КоАП РФ);

— требований пожарной безопасности (ст. 20.4 КоАП РФ).

Подробности в материалах Системы Кадры:

Правовая база: Кодекс РФ об административных правонарушениях

Статья 3.12. Административное приостановление деятельности

1. Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в области установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), в области порядка управления, в области общественного порядка и общественной безопасности, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в области градостроительной деятельности, в области транспортной безопасности, в области охраны собственности, в области применения контрольно-кассовой техники, а также в случае совершения административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.

Административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Административное приостановление деятельности назначается судьей. За административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 9.1 настоящего Кодекса (в части грубого нарушения требований промышленной безопасности), административное приостановление деятельности назначается должностными лицами, указанными в пунктах 1 и 4 части 2 статьи 23.31 настоящего Кодекса.

2. Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток. Срок административного приостановления деятельности исчисляется с момента фактического приостановления деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

3. Судья, орган, должностное лицо, назначившие административное наказание в виде административного приостановления деятельности, на основании ходатайства лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица досрочно прекращают исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, указанные в части 1 настоящей статьи, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.

С уважением и пожеланием комфортной работы, Наталья Никонова,