Ст 144 УПК комментарий

1. Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

1.1. Лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен пунктом 4 статьи 5 настоящего Кодекса, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке, установленном главой 16 настоящего Кодекса. Участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства в порядке, установленном статьей 161 настоящего Кодекса. При необходимости безопасность участника досудебного производства обеспечивается в порядке, установленном частью девятой статьи 166 настоящего Кодекса, в том числе при приеме сообщения о преступлении.

1.2. Полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения положений статей 75 и 89 настоящего Кодекса. Если после возбуждения уголовного дела стороной защиты или потерпевшим будет заявлено ходатайство о производстве дополнительной либо повторной судебной экспертизы, то такое ходатайство подлежит удовлетворению.

2. По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь. Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.

3. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой настоящей статьи. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

4. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.

5. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 настоящего Кодекса.

6. Заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовным делам частного обвинения, поданное в суд, рассматривается судьей в соответствии со статьей 318 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 147 настоящего Кодекса, проверка сообщения о преступлении осуществляется в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

7. При поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, следователь при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела в срок не позднее трех суток с момента поступления такого сообщения направляет в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора, плательщик страховых взносов), либо при поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 199.3 и 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, — в территориальный орган страховщика, в котором состоят на учете страхователь — физическое лицо или страхователь-организация, которые обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд (далее в настоящей статье — страхователь), копию такого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам.

8. По результатам рассмотрения материалов, направленных следователем в порядке, установленном частью седьмой настоящей статьи, налоговый орган или территориальный орган страховщика в срок не позднее 15 суток с момента получения таких материалов:

1) направляет следователю заключение о нарушении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и (или) законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам в случае, если обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, были предметом исследования при проведении ранее назначенной налоговой проверки либо проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по результатам которых вынесено вступившее в силу решение налогового органа или территориального органа страховщика, а также информацию об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения;

2) информирует следователя о том, что в отношении налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора, плательщика страховых взносов) или страхователя проводится налоговая проверка или проверка правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по результатам которых решение еще не принято либо не вступило в законную силу;

3) информирует следователя об отсутствии сведений о нарушении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и (или) законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки либо проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

9. После получения заключения налогового органа или территориального органа страховщика, но не позднее 30 суток с момента поступления сообщения о преступлении по результатам рассмотрения этого заключения следователем должно быть принято процессуальное решение. Уголовное дело о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.1, 199.3, 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа или территориального органа страховщика заключения или информации, предусмотренных частью восьмой настоящей статьи, при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

Комментарий к Ст. 144 УПК РФ

1. Несмотря на то что в комментируемой статье речь идет только о сообщении о готовящемся или совершенном преступлении, ее содержание имеет отношение ко всем поводам к возбуждению уголовного дела, в том числе к заявлению о преступлении и явке с повинной. А основной смысл статьи заключается в установлении сжатых сроков проверки сведений, содержащихся в любом поводе к возбуждению уголовного дела. Установление таких сроков имеет важное практическое значение. От того, насколько оперативно и гибко будет установлено наличие (или отсутствие) оснований для возбуждения уголовного дела, во многом зависит успех будущего расследования — будет ли преступление раскрыто, а виновный привлечен к уголовной ответственности, или же затянувшееся с самого начала производство заведет поиск истины в тупик.

2. Комментируемая статья 144 УПК РФ (часть вторая), отражая важнейшие новые реалии жизни российского общества, в частности стремительный рост значения средств массовой информации в условиях гласности, отводит отдельную объемную норму проверке сообщений о преступлении, распространенных в средствах массовой информации. Такая проверка проводится по поручению прокурора органом дознания или следователем. Руководители органов средств массовой информации обязаны передать по требованию прокурора или органа расследования, осуществляющего проверку, имеющиеся в их распоряжении документы и иные материалы, в частности аудио- и видеозаписи. Закон также обязывает редакцию сообщить данные о лице, предоставившем информацию, которая явилась содержательной основой соответствующей публикации и которая правоохранительными органами расценена как сообщение о преступлении. Исключение составляют случаи, когда такое лицо, предоставляя информацию криминального характера, поставило перед редакцией условие о сохранении в тайне источника информации.

3. При доследственной проверке заявлений и сообщений применение мер уголовно-процессуального принуждения исключено.

4. Решающая роль в установлении оснований для возбуждения уголовного дела принадлежит оперативно-розыскным средствам и методам проверки заявлений и сообщений, которые являются более гибкими по сравнению с процессуальными проверочными действиями. В сложных, запутанных ситуациях, когда ответить на вопрос о событии преступления, не выходя из кабинета следователя, практически невозможно, только сведения, добытые оперативно-розыскным путем — гласным или негласным, способны внести ясность в вопрос, было ли преступление и каков его характер. В подобных ситуациях хорошо организованное, отлаженное и грамотное взаимодействие следователя и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, приобретает значение, определяющее подчас всю дальнейшую судьбу уголовного дела.

5. В отличие от УПК РСФСР 1960 г. (часть вторая статьи 109) действующий УПК не предусматривает получения объяснений в качестве самостоятельного процессуального проверочного действия в стадии возбуждения уголовного дела. Это не означает, что собирание устной информации в этой стадии вообще не допускается. Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» (пункт 1 части первой статьи 6) в качестве оперативно-розыскного мероприятия прямо предусмотрен опрос. Внепроцессуальный разведывательный опрос — гласное, гибкое оперативно-розыскное действие, наилучшим образом приспособленное для собирания устной информации о преступлении и лице, его совершившем, среди неопределенно широкого круга лиц, применяемое в полицейской практике всех стран. Итоги опроса могут быть подведены в рапорте оперативного работника на имя руководителя органа (традиционный для России аналог полицейского отчета). Внедрение такой практики в доследственную проверку вместо поголовных вязких письменных объяснений, дискредитирующих стадию возбуждения уголовного дела, способствовало бы восстановлению ее смысла, определяемого скромной задачей — быстро (оперативно) определить наличие или отсутствие признаков преступления, и только.

6. О юридической сущности упомянутых в части шестой комментируемой статьи уголовных дел частного обвинения см. комментарий к статье 20 УПК РФ (пункты 3 и 4). Из этой сущности вытекают и различия в процедуре проверки заявлений о преступлениях, уголовное преследование за которые осуществляется в частном порядке (см. текст статьи 318 УПК и комментарий к ней). Такая проверка находится в юрисдикции мирового судьи. Если же следователь, дознаватель считают, что автор такого заявления сам не может защищать свои права и законные интересы в силу причин, указанных в части четвертой статьи 20 УПК, оно (заявление) подлежит проверке в обычном порядке, установленном комментируемой статьей.

Статья 144 УПК РФ. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

Комментарий к статье 144 УПК РФ

1. В ч. 1 комментируемой статьи установлена обязанность органов и должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование, принять и проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении. Данная обязанность вытекает из содержания п. 9 ст. 5 УПК РФ, в соответствии с которым досудебное производство считается начавшимся с момента получения этими лицами сообщения, а начало деятельности не связано с формальной регистрацией повода для возбуждения уголовного дела в учетной документации.

2. Тот факт, что в ч. 1 комментируемой статьи установлена обязанность «принять, проверить сообщение», означает, что проверка должна производиться в каждом случае поступления повода для возбуждения уголовного дела. Вместе с тем объем проверки в пределах установленного законом срока орган или должностное лицо вправе определять самостоятельно.

3. По общему правилу решение по поступившему поводу и результатам проверки принимается в срок до 3 суток. Однако при продлении срока проверки в порядке, установленном ч. 3 комментируемой статьи, одновременно отодвигается и срок принятия решения.

4. В ч. 1 комментируемой статьи закреплен ряд проверочных действий, направленных на обнаружение признаков преступления. Такие действия можно подразделить на три группы.

Первая группа – процессуальные действия, которые не являются следственными и которые направлены на обнаружение и фиксацию исходной информации, позволяющей сделать вывод о наличии или отсутствии в деянии признаков преступления. К ним относятся получение объяснений; получение образцов для сравнительного исследования; истребование документов и предметов и последующее их изъятие в порядке, установленном УПК РФ; требование производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов.

Вторую группу образуют следственные действия, которые можно производить на этапе доследственной проверки с целью установления оснований для возбуждения уголовного дела. Такими действиями являются: осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов; освидетельствование; судебная экспертиза.

Третья группа проверочных действий – это оперативно-розыскные мероприятия, проводящиеся органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, на основании письменного поручения следователя, дознавателя, которое было передано на стадии возбуждения уголовного дела.

Если на этапе доследственной проверки проводились оперативно-розыскные мероприятия, то они подлежат рассекречиванию, но не полностью, а в объеме, достаточном для разрешения вопроса о возбуждении уголовного дела.

5. Согласно ч. 1.1 комментируемой статьи лицам, участвующим в производстве процессуальных действий на стадии возбуждения уголовного дела, должны быть разъяснены их права и обязанности, а также обеспечена возможность их реализации. При этом не имеет значения, в каком качестве указанные лица будут выступать в ходе последующего предварительного расследования (в случае, когда уголовное дело будет возбуждено).

Если лицу, написавшему явку с повинной, такие права разъяснены не были либо не были созданы надлежащие условия для их реализации, то данный документ утрачивает доказательственное значение.

6. Часть 1.2 комментируемой статьи содержит важное правило, согласно которому сведения, полученные на стадии возбуждения уголовного дела, в случае их соответствия требованиям закона приобретают статус доказательств и могут быть использованы без каких бы то ни было ограничений в ходе дальнейшего производства по уголовному делу. С другой стороны, это не лишает следователя права проверять доказательства, собранные на стадии возбуждения уголовного дела. В числе прочих в качестве доказательств могут быть использованы результаты оперативно-розыскной деятельности, осуществлявшейся до возбуждения уголовного дела, в тех случаях, когда они отвечают требованиям ст. 89 УПК РФ.

7. В ч. 2 комментируемой статьи установлен порядок проверки сообщений о преступлениях, распространенных в средствах массовой информации (СМИ). При этом необходимо выяснять, действительно ли тот либо иной печатный или вещательный орган относится к категории СМИ. Например, статьи и заметки, опубликованные непериодической печати или изданиях, выпускаемых на предприятиях, к СМИ не причислены.

Если прокурор поручил проверку сведений дознавателю или руководитель следственного органа поручил это следователю, то на главного редактора соответствующего СМИ возлагается обязанность предоставить документы и материалы, которые подтверждают публикацию, в том числе и те материалы, которые не были опубликованы или оглашены.

Исключение составляют случаи, когда лицо, предоставившее соответствующие материалы в СМИ, поставило в качестве условия сохранение в тайне источника информации. Согласно ст. 41 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-I «О средствах массовой информации» редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, предоставленные гражданином с условием сохранения их в тайне. Редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом.

8. Согласно ч. 3 комментируемой статьи в случаях действительной необходимости срок проверки может быть продлен до 10 суток. Для этого требуется, чтобы следователь или дознаватель обратился с письменным ходатайством к соответствующему должностному лицу: следователь – к руководителю следственного органа, дознаватель – к начальнику органа дознания. При необходимости производства ряда проверочных действий, указанных в этой же комментируемой норме, до 30 суток срок проверки следователю продлевает также руководитель следственного органа, а дознавателю – прокурор. В любом случае продление срока должно быть вызвано действительной необходимостью.

9. В ч. 4 комментируемой статьи содержится обязательное требование к органу, принявшему сообщение о преступлении, вручать заявителю письменный документ, который подтверждает факт принятия сообщения о преступлении. При этом недопустимо отказывать в выдаче данного документа по любым мотивам (отсутствие бланков, необходимость тщательного изучения поданного сообщения перед его регистрацией и т.п.).

10. Отказ в приеме сообщения (в том числе и в выдаче документа) может быть обжалован непосредственно в суд (ст. 124, 125 УПК РФ). Это правило несколько расширяет содержание ч. 1 ст. 125 УПК РФ, в которой в числе прочих случаев речь идет о возможности обжалования в суд лишь постановлений об отказах в возбуждении уголовных дел.

11. Если уголовное дело частного обвинения возбуждается следователем или с согласия прокурора дознавателем, этому предшествует проверка, которая проводится в общем порядке.

Консультации юристов по ст. 144 УПК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 144 УПК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.