Ст 203 УК комментарий

1. Совершение частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, действий, выходящих за пределы полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, регламентирующим осуществление частной охранной и детективной деятельности, и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан и (или) организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет.

2. То же деяние, совершенное с применением насилия или с угрозой его применения либо с использованием оружия или специальных средств и повлекшее тяжкие последствия, —

наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к Ст. 203 УК РФ

Статья 1 этого Закона определяет частную детективную и охранную деятельность как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. Законом же четко определены и полномочия частного детектива, частного охранника и служащих частных охранных и детективных служб.

2. Объективную сторону преступления (превышения полномочий) составляют действия частного детектива или работника частной охранной организации, выходящие за пределы установленных Законом полномочий и повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан и (или) организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (о существенном нарушении см. коммент. к ст. 201).

3. Частью 2 комментируемой статьи установлена ответственность за превышение полномочий, совершенное с применением насилия или с угрозой его применения либо с использованием оружия или специальных средств и повлекшее тяжкие последствия.

Насилие включает в себя совершение любых действий, связанных с физическим воздействием на человека: связывание, приковывание наручниками, причинение физической боли, вреда здоровью.

Угрозой применения насилия охватывается только угроза физического воздействия. Угроза иного характера, например уничтожение имущества, шантаж, исключает квалификацию по комментируемой статье.

Использование оружия или специальных средств означает их применение по назначению.

4. Состав рассматриваемого преступления является материальным. Деяние будет окончено с момента наступления общественно опасных последствий. При этом следует иметь в виду, что понятие тяжких последствий является оценочным и подлежит установлению в каждом конкретном случае. В частности, к таковым, например, относятся причинение тяжкого вреда здоровью человека, самоубийство, убийство либо причинение смерти по неосторожности. Во всех подобных случаях требуется дополнительная квалификация по соответствующей статье Особенной части УК.

В тех случаях, когда действия, превышающие полномочия, образуют самостоятельный состав преступления, например, прослушивание телефонных переговоров, незаконное проведение обыска в жилище, перлюстрация писем и т.д., требуется квалификация по совокупности преступлений: по комментируемой статье и статьям, предусматривающим ответственность за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений либо связанных с нарушением гарантий неприкосновенности личности или жилища.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла.

6. Субъект преступления — специальный — частный детектив или работник частной охранной организации, имеющий удостоверение частного охранника.

Другой комментарий к статье 203 Уголовного Кодекса РФ

1. Правовое регулирование частных охранных предприятий осуществляется Законом РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступившими в силу с 29 января 2010 г.) (в ред. от 03.12.2011) (Ведомости РФ. 1992. N 17. Ст. 888), согласно которому частным детективом признается гражданин Российской Федерации, получивший в установленном законом порядке разрешение (лицензию) на выполнение частной сыскной деятельности и выполняющий услуги, указанные в данном Законе. Документом, подтверждающим наличие полномочий, является удостоверение частного детектива или частного охранника. Для данной категории лиц сыскная деятельность должна быть основным видом занятости, совмещение ее с государственной службой либо с выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях не разрешается. В ходе частной сыскной деятельности допускаются устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия), наведение справок, изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев), внешний осмотр строений, помещений и других объектов, наблюдение для получения необходимой информации в целях оказания услуг для юридических и физических лиц. В случае необходимости оказания частными детективами услуг, сопряженных с опасностью для их жизни и здоровья, им разрешается использование специальных средств, виды, порядок приобретения, учета, хранения и ношения которых устанавливаются Правительством РФ.

2. Частная детективная и охранная деятельность представляет собой оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. Законом определены виды охранных и сыскных услуг, правомочия частных охранников и детективов. Особо регламентированы в Законе порядок и условия применения охранниками и детективами огнестрельного оружия и специальных средств.

3. Объективная сторона данного преступления заключается в превышении виновными лицами определенных в лицензии полномочий с применением насилия или с угрозой его применения. Любая деятельность подобного рода противоречит задачам охранных или детективных служб. Повышенная степень общественной опасности подобной деятельности связана с наличием у данных лиц права на применение насилия (оружия, специальных средств) для выполнения задач своей деятельности (охрана собственности, задержание правонарушителя). На все случаи подобного рода распространяют свое действие нормы УК РФ о правилах необходимой обороны (ст. 37), о причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст. 38), и о крайней необходимости (ст. 39).

Деяние должно повлечь существенное нарушение прав и законных интересов, а между ними необходимо установить причинную связь.

4. Квалифицирующими признаками данного преступления являются: применение насилия, угроза его применения, использование оружия или специальных средств, наличие тяжких последствий.

Характер примененного насилия может быть как опасным для жизни или здоровья, так и неопасным. Последнее влечет, как правило, причинение здоровью потерпевшего вреда средней тяжести либо кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности. Признаком угрозы применения насилия является отсутствие указанного вреда. При угрозе важным является характер демонстрируемой виновным угрозы при одновременном наличии реальной опасности наступления вреда для потерпевшего. Сам факт применения насилия достаточен для квалификации совершенного по ч. 2 ст. 203 УК, поскольку носит формальный характер, и деяние окончено с момента совершения насильственных действий.

Применение оружия и специальных средств является способом превышения полномочий и может быть квалифицировано в виде опасного для жизни насилия с применением правил ст. 17 УК по совокупности совершенных преступлений.

Под использованием оружия следует рассматривать отсутствие у виновного законных оснований, необходимых для воздействия на потерпевшего путем использования оружия. При этом оружие может быть как огнестрельным, так и холодным.

Причинение умышленного тяжкого вреда должно быть квалифицировано по правилам совокупности преступлений (ст. 17 УК), где превышение полномочий с использованием насилия служит средством для совершения более тяжкого преступления. Если частные детектив и охранник совершили убийство, причинили тяжкий вред здоровью или средний вред здоровью при отягчающих обстоятельствах, то они несут ответственность на общих основаниях за все совершенные действия по ст. 203 УК и соответственно по ст. ст. 105, 111, ч. 2 ст. 112 УК.

5. Под насилием понимаются ограничение свободы потерпевшего, нанесение ему ударов, побоев (ст. 116 УК), причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью (ч. 1 ст. 112, ст. 115 УК), истязание (ч. 1 ст. 117 УК), а также угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ст. 119 УК). Во всех этих случаях квалификации по совокупности преступлений не требуется.

6. Субъектами данного преступления являются руководители или служащие частной охранной или детективной службы.

7. Преступление характеризуется умышленной формой вины, когда виновный осознает, что своими действиями он выходит за пределы полномочий, определенных в лицензии, его действия противоречат задачам деятельности указанных служб. При этом он предвидит последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов потерпевших и желает наступления таких последствий либо сознательно их допускает или безразлично относится к таковым.

Комментарий к статье 203 Уголовного Кодекса РФ

Основным объектом преступления является нормальная деятельность служб частной охраны и детективных служб.

Дополнительным объектом превышения полномочий служащими частных охранных или детективных служб являются личные права и интересы человека (здоровье, безопасность и неприкосновенность личности).

В качестве охранной или детективной служба может рассматриваться как:

1) частный детектив, имеющий лицензию, который действует как индивидуальный предприниматель;

2) предприятия, имеющие лицензию на охранную или детективную деятельность;

3) объединения частных детективных предприятий, имеющие статус юридических лиц;

4) служба безопасности предприятия при условии наличия у сотрудников лицензии.

Частная охранная и детективная деятельность регулируется Законом РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» <1>.

———————————
<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 17. Ст. 888.

Статья 1 этого Закона определяет частную детективную и охранную деятельность как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. Из этого следует, что общество и государство оказывает доверие охранным и детективным службам, предоставляя им дополнительные специфические права для решения поставленных перед этими службами задач.

Также Закон определяет полномочия служащих частных охранных и детективных служб. К ним относятся следующие:

1) сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса; изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;

2) установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну;

3) выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;

4) поиск без вести пропавших граждан;

5) поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества;

6) сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса с обязательным условием, что в течение суток с момента заключения контракта на сбор таких сведений частный детектив обязан письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание, следователя, прокурора или суд, в чьем производстве находится уголовное дело (ст. 3 Закона).

В функции лиц, занимающихся охранной деятельностью, входят следующие полномочия:

1) защита жизни и здоровья граждан;

2) охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке;

3) проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации;

4) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;

5) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств.

При этом в случае необходимости оказания частными детективами услуг, сопряженных с опасностью для их жизни и здоровья, им разрешается использование специальных средств, виды, порядок приобретения, учета, хранения и ношения которых устанавливаются Правительством РФ.

Условия и порядок применения данных специальных средств регламентируются ст. ст. 16 — 18 Закона: в ходе осуществления частной детективной деятельности разрешается применять специальные средства, а при осуществлении частной охранной деятельности — специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и порядке, предусмотренных Законом.

Охранник при применении специальных средств или огнестрельного оружия либо частный детектив при применении специальных средств обязан предупредить о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность его жизни и здоровью или может повлечь за собой иные тяжкие последствия; стремиться в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц, его совершивших, а также силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой ущерб, причиненный при устранении опасности, был минимальным; обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, доврачебную помощь и уведомить о происшедшем в возможно короткий срок органы здравоохранения и внутренних дел; немедленно уведомить прокурора о всех случаях смерти или причинения телесных повреждений.

Частные детективы и охранники, обладающие лицензией, обязаны проходить периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств и огнестрельного оружия. Такая проверка осуществляется в порядке, определяемом Министерством внутренних дел РФ.

Применение частным детективом или охранником специальных средств или огнестрельного оружия с превышением своих полномочий, нарушением условий правомерности крайней необходимости или необходимой обороны влечет за собой ответственность, установленную законом.

На частную детективную и охранную деятельность распространяются правила применения специальных средств, установленные Правительством РФ для органов внутренних дел Российской Федерации.

Частные детективы и охранники имеют право применять специальные средства в следующих случаях:

1) для отражения нападения, непосредственно угрожающего их жизни и здоровью;

2) для пресечения преступления против охраняемой ими собственности, когда правонарушитель оказывает физическое сопротивление.

Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен частному детективу (охраннику), кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью частного детектива (охранника) или охраняемой собственности.

Охранники имеют право применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

1) для отражения нападения, когда его собственная жизнь подвергается непосредственной опасности;

2) для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемую собственность;

3) для предупреждения (выстрелом в воздух) о намерении применить оружие, а также для подачи сигнала тревоги или вызова помощи.

Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен охраннику, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни охранника или охраняемой собственности, а также при значительном скоплении людей, когда от применения оружия могут пострадать посторонние лица.

О каждом случае применения огнестрельного оружия охранник обязан незамедлительно информировать орган внутренних дел по месту применения оружия.

В случае нарушения правил применения спецсредств и огнестрельного оружия виновный несет уголовную ответственность по ст. 203 УК РФ, а также по соответствующим общим нормам УК РФ в случае наличия в его действиях дополнительного состава преступления. Однако же ответственность по ст. 203 УК РФ наступает согласно диспозиции статьи лишь в случае, когда превышение полномочий сопряжено с применением насилия или с угрозой его применения. Под насилием понимается причинение побоев либо легкого или средней тяжести вреда здоровью человека.

Таким образом, объективную сторону преступления (превышения полномочий) составляют действия руководителя либо сотрудника частной охранной либо детективной службы, выходящие за пределы установленных законом полномочий, сопряженные с применением насилия либо угрозой его применения.

Насилие включает в себя совершение любых действий, связанных с физическим воздействием на человека: связывание, приковывание наручниками, причинение физической боли, вреда здоровью. В последнем случае, если насилие повлекло причинение вреда здоровью, дополнительная квалификация необходима только в случае причинения тяжкого вреда здоровью.

Угрозой применения насилия охватывается только угроза физического воздействия. Угроза иного характера, например уничтожением имущества, шантаж, исключает квалификацию по ст. 203 УК РФ.

Состав рассматриваемого преступления является формальным. Деяние будет окончено с момента применения насилия или угрозы его применения.

В тех случаях, когда действия, превышающие полномочия, образуют самостоятельный состав преступления, например прослушивание телефонных переговоров, незаконное проведение обыска в жилище, перлюстрация писем и т.д., требуется квалификация по совокупности преступлений по ст. 203 УК РФ и статьям, предусматривающим ответственность за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений либо связанных с нарушением гарантий неприкосновенности личности или жилища.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что совершает действия, выходящие за пределы предоставленных законом полномочий, вопреки задачам своей деятельности, осознает, что действие совершается с применением насилия или с угрозой его применения, и желает совершить такое действие.

Субъект преступления специальный — лицо, имеющее лицензию на охранную или детективную деятельность, а также руководитель частной охранной или детективной службы.

Часть 2 рассматриваемой статьи устанавливает ответственность за совершение преступления, повлекшего тяжкие последствия. Понятие тяжких последствий является оценочным и подлежит установлению в каждом конкретном случае. В частности, к таковым, например, относятся причинение тяжкого вреда здоровью человека, самоубийство, убийство либо причинение смерти по неосторожности. Во всех подобных случаях требуется дополнительная квалификация по соответствующей статье Особенной части УК РФ.

Комментарий к Статье 203 УК РФ

2. Сущность частной детективной и охранной деятельности заключается в оказании на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) ОВД, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов (ст. 1 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1).

2.1. Сфера деятельности, компетенция указанных субъектов различны. Так, сыскная работа детективов направлена на сбор определенного рода информации и обеспечение ею клиента в обусловленной форме. В целях сыска разрешается предоставление услуг следующего характера: а) сбор сведений по гражданским и уголовным делам; б) сбор информации в сфере предпринимательской деятельности; в) сбор сведений об отдельных лицах при заключении с ними контрактов; г) поиск без вести пропавших граждан и утраченного имущества.

2.2. Согласно ст. 5 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 в случае необходимости оказания частными детективами услуг, сопряженных с опасностью для их жизни и здоровья, им разрешается использование специальных средств, виды, порядок приобретения, учета, хранения и ношения которых устанавливаются Правительством РФ.

3. Охранная деятельность направлена на охрану личных и имущественных прав. В целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг: а) защита жизни и здоровья граждан; б) охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке; в) проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации; г) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств; д) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.

В соответствии с Законом РФ от 11.03.1992 N 2487-1 при осуществлении своей деятельности частные охранники наделяются правом применения огнестрельного оружия. На вооружении охранных предприятий находятся пистолет ПМ и ружье охотничье гладкоствольное.

4. Законом РФ от 11.03.1992 N 2487-1 последовательно проводится принцип недопустимости смешения детективной и охранной деятельности, в силу которого одно и то же предприятие одновременно заниматься сыскной и охранной деятельностью не может. Исключением из этого правила являются два вида предприятий, в которых допускается осуществление смешанных форм детективной и охранной деятельности, — совместные ассоциации частных детективов и охранников, а также охранно-сыскные подразделения на предприятиях (службы безопасности).

5. Общественная опасность преступного посягательства определяется тем, что, кроме нарушения нормального функционирования службы при осуществлении частной детективной и охранной деятельности, оно связано с применением насилия или угрозой его применения к гражданам, применением в отношении их оружия или специальных средств. Это повышает характер и степень общественной опасности рассматриваемого деяния.

6. Основным объектом превышения полномочий являются отношения, складывающиеся по поводу предоставления частными детективами и охранниками профессиональных услуг третьим лицам. В качестве факультативного объекта могут выступать честь, достоинство, телесная неприкосновенность, жизнь и здоровье граждан.

7. Объективная сторона составов преступления выражается в деянии, состоящем в превышении полномочий, предоставленных лицензией на занятие частной детективной или охранной деятельностью, вопреки задачам этой деятельности, сопряженным с применением насилия или угрозой его применения.

По законодательной конструкции состав преступления (ч. 1) является формальным. Преступление окончено (составом) в момент совершения указанных в статье действий независимо от наступления материальных общественно опасных последствий.

7.1. Превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб может совершаться только путем действий.

7.2. В ходе частной сыскной деятельности в целях защиты прав и законных интересов клиентов допускается проведение устного опроса граждан и должностных лиц (с их согласия), наведение справок, изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев), внешний осмотр строений, помещений и других объектов, наблюдение для получения необходимой информации.

7.4. Охранным предприятиям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества собственников, а также использовать технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средства оперативной радио- и телефонной связи.

8. Действия частного детектива и охранника будут совершены вопреки задачам сыскной и охранной деятельности, если они противоречат законодательным актам, специальным правилам, устанавливающим порядок предоставления охранных и детективных услуг. Иными словами, признак «вопреки задачам своей деятельности» указывает на незаконный, противоправный характер деяния. Вместе с тем он подчеркивает противоправность не любых действий, а лишь действий, связанных с исполнением профессиональных функций.

9. Применение насилия также является одним из обязательных признаков объективной стороны рассматриваемого состава преступления. Под насилием следует понимать противоправное воздействие (психическое или физическое) на человека против его воли.

10. Угроза применения насилия означает высказывание намерения применить насилие к потерпевшему, в том числе выраженное словами, жестами, демонстрацией огнестрельного оружия, специальных средств, которые могли бы быть использованы в порядке реализации высказанного намерения. При этом угроза должна создавать у потерпевшего обоснованное представление об угрожающей ему опасности и реальной возможности немедленно привести ее в исполнение.

10.1. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда также входит в содержание угрозы применения физического насилия и дополнительной квалификации по ст. 119 не требует.

11. Ненасильственные формы превышения полномочий не образуют составов преступления, предусмотренного ст. 203. В случае ненасильственного превышения полномочий действия частного детектива и охранника признаются преступными при том условии, что в них содержится состав иного преступления, например, состав посягательства на конституционные права и свободы человека и гражданина, преступления против общественной безопасности и т.п.

12. Квалифицированный состав преступления (ч. 2) является материальным, поскольку в качестве обязательного признака объективной стороны предусмотрено наступление тяжких последствий.

12.1. Тяжкие последствия могут выражаться в причинении тяжкого вреда здоровью или причинении смерти потерпевшему. При этом неосторожное причинение смерти (ст. 109) или тяжкого вреда здоровью (ст. 118) охватывается ч. 2 коммент. статьи. Убийство (ст. 105) или причинение тяжкого вреда здоровью при квалифицирующих обстоятельствах, указанных в ст. 111, требует квалификации по совокупности ч. 2 ст. 203 и ст. 105 или 111, поскольку это вытекает из правил квалификации идеальной совокупности преступлений.

13. Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла. Руководитель или служащий частной охранной или детективной службы осознает, что он, применяя насилие или угрожая им, превышает полномочия, предоставленные ему в соответствии с лицензией, поступает незаконно вопреки задачам осуществляемой деятельности и желает действовать таким образом.

14. Мотивы и цели не указаны в качестве обязательного признака субъективной стороны составов преступления и могут быть различными, в том числе и связанными с выполнением сыскных или охранных функций.

15. Отношение виновного к последствиям, предусмотренным в ч. 2 коммент. статьи, может быть выражено как в форме умысла, так и неосторожности.

16. Субъектом преступного посягательства являются руководитель или служащий частной охранной или детективной службы.

16.1. Частным детективом признается гражданин РФ, получивший в установленном законом порядке лицензию на частную сыскную деятельность. Сыскная деятельность должна быть основным видом занятости частного детектива, совмещение ее с государственной или муниципальной службой либо с выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях запрещено Законом.

16.2. Под руководителем следует понимать главу охранной или детективной службы, т.е. лицо, осуществляющее руководство частного охранного или детективного предприятия, в том числе выполняющее функции ее единоличного органа (ст. 273 Трудового кодекса). Таким образом, данному субъекту присущи все функции, указанные в п. 1 примеч. к ст. 201, следовательно, возможна УО руководителя по ст. 201 в случае злоупотребления им полномочиями управленческого характера и по ст. 204 — за получение коммерческого подкупа.

17. Превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб по ч. 1 коммент. статьи является преступлением средней тяжести, то же деяние, предусмотренное ч. 2, относится к группе тяжких преступлений.

Другой комментарий к Ст. 203 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Объективная сторона преступления характеризуется совершением частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, действий, выходящих за пределы полномочий, установленных законодательством, регламентирующим осуществление частной охранной и детективной деятельности. Соответствующие полномочия установлены Законом РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

2. Преступление признается оконченным с момента существенного нарушения прав и законных интересов граждан и (или) организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Данное понятие является оценочным.

3. Субъект специальный: частный детектив или работник частной охранной организации, имеющий удостоверение частного охранника. Совершение рассматриваемых действий сотрудниками службы (организации), не имеющей соответствующей лицензии, квалифицируется по иным статьям УК РФ.

4. Квалифицированный состав преступления (ч. 2) предполагает сочетание (что, по-видимому, является законодательной неточностью) двух обязательных признаков: во-первых, применение насилия или угрозу его применения либо использование оружия или специальных средств (ч. 2 охватываются угроза применения насилия любой степени тяжести, а также насилие, заключающееся в побоях, истязании либо повлекшее умышленное причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью) и, во-вторых, обязательное наступление тяжких последствий. Последнее понятие относится к оценочным и предполагает, к примеру, причинение крупного материального ущерба, тяжкого вреда здоровью или смерти.

Статья 151. Подследственность

Определение Конституционного Суда РФ от 25.05.2017 N 972-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Александрова Сергея Александровича на нарушение его конституционных прав статьями 125, 144, 145, 148, 151, 285 и 286 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а также пунктами 3 и 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин С.А. Александров просит признать противоречащими статьям 2, 4 (часть 2), 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1), 21 (часть 1), 34 (часть 1), 46 (части 1 и 2) и 123 Конституции Российской Федерации статьи 125 «Судебный порядок рассмотрения жалоб», 144 «Порядок рассмотрения сообщения о преступлении», 145 «Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении», 148 «Отказ в возбуждении уголовного дела», 151 «Подследственность», 285 «Оглашение протоколов следственных действий и иных документов» и 286 «Приобщение к материалам уголовного дела документов, представленных суду» УПК Российской Федерации, а также пункты 3 и 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 1 «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

Определение Конституционного Суда РФ от 28.03.2017 N 581-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Андронова Максима Сергеевича на нарушение его конституционных прав рядом положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин М.С. Андронов, отбывающий уголовное наказание в виде лишения свободы, просит признать не соответствующими статьям 2, 18, 19 (часть 1), 33, 45, 46 (части 1 и 2), 47 (часть 1), 50 (часть 3) и 52 Конституции Российской Федерации части первую и вторую статьи 21, часть первую статьи 123, часть первую статьи 125, часть первую статьи 144, часть первую статьи 145, часть первую статьи 151, пункт 7 части третьей и часть четвертую статьи 389.28 УПК Российской Федерации.

Определение Конституционного Суда РФ от 28.03.2017 N 518-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Тыщенко Сергея Леонидовича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 1 и пунктом 2 статьи 3 Федерального закона «Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» и о разъяснении норм действующего законодательства»

В жалобе С.Л. Тыщенко также ставит вопрос о проверке конституционности ряда положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: статьи 141, закрепляющей порядок подачи заявления о преступлении; статьи 144, регулирующей порядок рассмотрения органами предварительного расследования сообщений о преступлениях, и статьи 145, определяющей виды решений, принимаемых по результатам рассмотрения таких сообщений; статьи 150, устанавливающей формы предварительного расследования, и статьи 151 «Подследственность».

Определение Конституционного Суда РФ от 28.02.2017 N 342-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Технюка Владислава Васильевича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 123, частью третьей статьи 125, пунктом 2 статьи 401.7, частями первой и второй статьи 401.15 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

Проверяя законность и обоснованность постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, судья обязан выяснить, соблюдены ли нормы, регулирующие порядок рассмотрения сообщения о совершенном или готовящемся преступлении (статьи 20, 144, 145 и 151 УПК Российской Федерации), а также принято ли уполномоченным должностным лицом решение об отказе в возбуждении уголовного дела при наличии к тому законных оснований и соблюдены ли при его вынесении требования статьи 148 УПК Российской Федерации (пункт 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 1 «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»).

Решение Верховного Суда РФ от 26.01.2017 по делу N АКПИ16-1290 Требование: Об отмене решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи в отставке. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку утверждение истца о том, что он не был уведомлен об изготовлении протокола заседания коллегии и ему своевременно не была направлена его копия, опровергается имеющимися в материалах ВККС РФ телеграммой, которой он уведомлялся о подписании протокола заседания коллегии, и сопроводительным письмом о направлении ему копии протокола по его запросу.

Определенная Председателем Следственного комитета Российской Федерации в абзаце четвертом пункта 4.5 Приказа компетенция военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации по рассмотрению сообщений о преступлениях и предварительному расследованию по уголовным делам о преступлениях, совершенных, в частности, судьями военных судов, в том числе не являющимися военнослужащими, не изменяет установленную статьей 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации подследственность подобных дел следователям Следственного комитета Российской Федерации.

По факту разбития стекла в автомобиле, принадлежавшего Д., материалы согласно положениям ст. ст. 150, 151 УПК РФ выделены в отдельное производство и направлены Крымскому межрайонному прокурору.

Поскольку в ходе расследования уголовного дела было установлено, что совершенное Соколовым В.А. покушение на хищение телевизора и ресивера, принадлежавшие Д. связано с противоправными действиями в отношении Г. оснований для вынесения отдельного постановления о возбуждении уголовного дела по данному факту у следственных органов не имелось.

Определение Конституционного Суда РФ от 29.09.2016 N 1766-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Горячева Дмитрия Викторовича на нарушение его конституционных прав статьей 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации, при подготовке к рассмотрению жалобы судья истребует по ходатайству лиц, участвующих в судебном заседании, или по собственной инициативе материалы, послужившие основанием для решения или действия должностного лица, а также иные данные, необходимые для проверки доводов жалобы; проверяя законность и обоснованность постановления об отказе в возбуждении уголовного дела (часть первая статьи 148 УПК Российской Федерации), судья обязан выяснить, соблюдены ли нормы, регулирующие порядок рассмотрения сообщения о совершенном или готовящемся преступлении (статьи 20, 144, 145 и 151 УПК Российской Федерации), а также принято ли уполномоченным должностным лицом решение об отказе в возбуждении уголовного дела при наличии к тому законных оснований и соблюдены ли при его вынесении требования статьи 148 УПК Российской Федерации (пункты 12 и 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 1 «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»).

Определение Конституционного Суда РФ от 19.07.2016 N 1625-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Кудеровой Татьяны Борисовны на нарушение ее конституционных прав подпунктом «б» пункта 1 части второй статьи 151 и пунктом 6 части первой статьи 447 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка Т.Б. Кудерова, осужденная по приговору суда, просит признать не соответствующими статьям 49 (часть 1) и 50 (часть 2) Конституции Российской Федерации подпункт «б» пункта 1 части второй статьи 151 «Подследственность» и пункт 6 части первой статьи 447 «Категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам» УПК Российской Федерации, как позволяющие при проверке сообщения о преступлении, при возбуждении уголовного дела и его предварительном расследовании не применять к лицу, занимавшему на момент совершения преступления должность старшего помощника прокурора района, положения главы 52 УПК Российской Федерации, предусматривающие особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц.

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 12.05.2016 N АПЛ16-133 Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 04.02.2016 N АКПИ15-1427, которым отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим абзаца четвертого пункта 4.5 Приказа Следственного комитета РФ от 15.01.2011 N 4 «Об установлении юрисдикции специализированных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации».

Проанализировав положения подпункта «б» пункта 1 части второй статьи 151 УПК РФ, устанавливающей правила подследственности уголовных дел, а также пункта 2 части первой статьи 447 УПК РФ во взаимосвязи с нормами Федеральных конституционных законов от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» и от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», суд сделал правильный вывод о том, что проведение предварительного следствия по уголовным делам о преступлениях, совершенных судьями военного суда, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам, отнесено к полномочиям следователей СК России.

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 29.03.2016 N 66-АПУ16-3 Приговор: По ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159 УК РФ (в ред. ФЗ от 07.03.2011 г. N 26-ФЗ) за покушение на мошенничество, по п. «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ за убийство, по ч. 3 ст. 159 УК РФ (в ред. ФЗ от 07.03.2011 г. N 26-ФЗ) за мошенничество, по п. «в» ч. 3 ст. 158 УК РФ (в ред. ФЗ от 07.03.2011 г. N 26-ФЗ) за кражу. Определение ВС РФ: Приговор отменен. Дело направлено на новое судебное рассмотрение, так как суд обоснованно исходил из того, что осужденный лишен был возможности пользоваться услугами выбранного им защитника, чем нарушено гарантированное Конституцией РФ и уголовно-процессуальным законом его право на защиту, что повлияло на вынесение законного, обоснованного и справедливого решения по делу.

Нарушены органами предварительного следствия и требования п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК РФ о подследственности дела, которое подлежало расследованию следователями органов внутренних дел РФ.

Полагает, что нарушение порядка возбуждения уголовного дела в соответствии с ч. 2 ст. 50 Конституции РФ влечет признание всех последующих процессуальных действий не имеющими юридической силы.