Ст 224 ФЗ 127

1. В случае, если стоимость имущества должника — юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

2. При обнаружении обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.

3. При обнаружении обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, после принятия решения о ликвидации юридического лица и до создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) заявление о признании должника банкротом должно быть подано в арбитражный суд собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителем (участником) должника или руководителем должника.

  • Статья 226 Последствия отказа от ликвидации должника в порядке банкротства 1. Нарушение требований, предусмотренных пунктом 2 статьи 224 настоящего Федерального закона, является основанием для отказа во внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица. Открыть статью

Важные аспекты банкротства ликвидируемого должника

Сегодня в нашей стране ликвидировать субъекты предпринимательской деятельности можно двумя способами — через банкротство и путем самоликвидации. По мнению юристов, за последние годы ИП предпочитают первый вариант ликвидации бизнеса.

Обусловлена эта тенденция тем, что ликвидация через банкротство для должника во всех отношениях выгоднее самоликвидации.

Когда применяют ликвидацию посредством банкротства

Современное законодательство подразумевает под банкротством неплатежеспособность предпринимателя/компании по отношению к своим кредиторам. Чтобы суд возбудил дело о банкротстве должника, требуется наличие у предприятия суммарной задолженности более 10 000руб. для физ лица и 100 000 для юридического (независимо от того, превышает ли она стоимость его имущества).

Для ИП эта процедура может осуществляться в случае наличия задолженности крупных размеров (не ниже 300 минимальных зарплат). В противном случае предпринимателю придется прибегнуть к самоликвидации бизнеса. После успешного завершения процедуры банкротства, должник освобождается от своей задолженности на законных основаниях.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов с долгами, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам +7 (499) 450-27-46 . Это быстро и бесплатно!

Процедура банкротства.

Основные преимущества банкротства

  • создание возможностей для возобновления платежеспособности путем санации предприятия;
  • с момента начала банкротства прекращаются любые начисления штрафные, пени, включая бюджетные;
  • наличие возможности для сохранения личного имущества, даже если оно арестовано или заложено;
  • прекращение налоговых проверок предприятия, в отличии от ликвидации без банкротства, где предусмотрена полномасштабная проверка ГФС деятельности предприятия;
  • полное списание всех долгов (банковских займов, долгов перед налоговой и партнерами по бизнесу, штрафные санкции и т.п.).

При прохождении процедуры для каждого конкретного случая могут возникать проблемные моменты специфического характера, поэтому процедура банкротства ликвидируемых должников нуждается в сопровождении опытного юриста соответствующего профиля.

Особенности банкротства для ликвидации должников

Для осуществления мероприятий по завершению деятельности организации основаниями могут послужить такие причины:

  • деятельность предприятия является убыточной, а ее существование дальнейшем не погасит возникшую задолженность;
  • учредители не заинтересованы в продолжении предпринимательской деятельности;
  • сроки действия разрешительной документации закончился;
  • поставленные цели не достигнуты и в будущем их достижение не планируется;
  • предприятие пытается скрыть ошибки, допущенные в процессе хозяйственной деятельности, денежные недочеты, чтобы избежать нежелательных последствий.

Процедуру банкротства может инициировать любая заинтересованная сторона, требующая выплаты задолженности, и самим предпринимателем/учредителем. Правом обращения в судебные инстанции на законных основаниях наделены:

  • ликвидируемый должник;
  • кредиторы и заемщики, включая несвязанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
  • уполномоченные гос служащие или представители исполнительной местной власти.

Они должны защищать права должника, его кредиторов и государственных органов в время погашения задолженности.

Как начинается банкротство ликвидируемого должника

По отношению к предприятию/предпринимателю процедуру банкротства можно начинать, когда имеет место невыплата за 3 месяца задолженности (независимо от ее характера), а средства, которые могут быть выручены за имущество, не покроют общей суммы долга.

Последнее не распространяется юридических лиц. Началом производства Арбитражным судом дела о признании банкротства ликвидируемого должника считается его заявление в эту инстанцию.

Прежде чем будет признана несостоятельность должника и введено конкурсное производство, происходит рассмотрение обоснованности данного заявления (может затянуться на пару месяцев), затем последует «наблюдение» (до 6 месяцев).

Самым выгодным решением для должников, которые не в состоянии восстановить платежеспособность, в любом случа станет вариант упрощенного банкротства с целью его ликвидировать. Необходимо всего одно условие для ее проведения — пребывание фирмы в состоянии ликвидации.

Отличительные особенности

Банкротство ликвидируемого должника, прекращающего в связи с этим свою деятельность, не предполагает этапы внешнего регулирования и наблюдения. Управляющий конкурсным производством назначается сразу после признания банкротства ЮЛ.

Советы юриста по банкротству, смотрите в этом видео:

В таком случае процедура банкротства должника считается упрощенной: поскольку он уже признан банкротом, нет необходимости применять к нему обычные требования. В итоге правовые особенности, предписанные законом о банкротстве не действуют.

Основная цель такого банкротства – ликвидация должника. С точки зрения закона ликвидационной процедурой банкротства является судебный процесс, цель которого ликвидировать признанную в судебном порядке задолженность банкрота путем реализации его имущественных активов и расчет с кредиторами.

Длится процедура примерно год, но в случае необходимости может продолжаться судом еще на полгода. Ответственность за ее проведения возлагается на ликвидатора. Но существует упрощенная схема ликвидации через банкротство. Отличают данную процедуру традиционной такие моменты:

  1. Инициировать банкротство по упрощенной схеме можно только после начала процедуры ликвидации предприятия (предписано ГК РФ).
  2. Упрощенной формой не предусматривается этап наблюдения, сразу начинается этап конкурсного производства.

Преимущественным аспектом упрощенного банкротства считается сокращение сроков проведения процедуры: от 9 месяцев, а обычная форма — от 12 месяцев. Снизить стоимость удается не всегда.

Обе формы имеют свои преимущества и недостатки. Но в каждом конкретном случае выбор процедуры делается после системного анализа сложившейся ситуации.

Последовательность проведения

Банкротство ликвидируемого предприятия-должника проводится поэтапно. Первый этап – процедура добровольной ликвидации ЮЛ состоит из таких шагов:

  • Создание комиссии, осуществляющей процедуру банкротства ликвидируемого должника. Она назначается после принятия ликвидатором или специальным органом ЮЛ, имеющим на это право, предписанное в учредительных документах, решения о прекращении деятельности юридического лица.
  • Уведомление регистрационного органа о таком решении в трехдневный срок (подаются 2 уведомления: о принятии решения ликвидировать ФЛ (форма Р1 5001) и о назначении ликвидатора (форма Р1 5002 + протокол о принятии решения ликвидировать предприятие и назначении комиссии).
  • О пребывании ЮЛ в процессе ликвидации запись вносится в ЕГРЮЛ. С данного момента запрещается внесение в любой из учредительных документов этого лица каких-либо изменений.
  • Размещение в печатном издании информации о ликвидации должника и требований кредиторов.
  • Направление кредиторами заявления (письменного) о прекращении деятельности их должника.
  • Осуществление комиссией действий для получения средств на погашение задолженности.

Как происходит банкротство граждан по упрощенной схеме, расскажет это видео:

Следующим этапом банкротства ликвидируемого должника является сама процедура банкротства, она состоит из таких операций:

  • Получение должником документов, подтверждающих признаки банкротства (в случае отсутствия у него имущества, стоимость которого может погасить долги перед кредиторами).
  • Подача в Арбитражный суд заявления о банкротстве ликвидируемого ЮЛ.
  • Начало конкурсного производства и назначение управляющего (он наделяется всеми полномочиями руководителя этого лица).
  • Отправление управляющим в единый государственный реестр информации о признании банкротства должника.
  • Предъявление требований кредиторами (в течение 30 дней с момента объявления о банкротстве их должника в прессе).
  • Информирование управляющим ЕГРЮЛ о начале ликвидации через банкротство.
  • Проведение инвентаризации имущества должника и его оценки.
  • Возврат имущества ЮЛ, переданного третьим лицам.
  • Выплата задолженности кредиторам.
  • Направление материалов о завершении процедуры банкротства ликвидируемого должника в суд для утверждения решения об окончании конкурсного производства.
  • Направление судебного решения в регистрирующий орган, который производит запись в ЕГРЮЛ о ликвидации ЮЛ.

После получения судебного решения о ликвидации оно предоставляется конкурсным управляющим в вместе со свидетельством о регистрации (в пятидневный срок) в орган регистрации, где выдается уже свидетельство о ликвидации (выписка из ЕГРЮЛ). После этого ЮЛ прекращает свое существование.

Как погашаются долги

Прежде всего рассчитываются с людьми, перед которыми должник ответственен за нанесение вреда жизни/здоровью, погашение долга производится в виде капитализации повременных выплат, компенсаций нанесенного морального ущерба, их относят к первоочередной категории;

Вторую очередь составляют лица, работающие на данный момент (или до того) по трудовым договорам, и граждане, которым полагается выплата вознаграждений как авторам интеллектуального труда. Остальные кредиторы, включая налоговую, с составе третьей очереди.

Внимание! Обеспеченную залоговым имуществом предприятия задолженность включают в первую и вторую очереди и погашают за счет средств, полученных от его продажи.

Если при банкротстве ЮЛ не были выявлены денежные средства, имущество, и сформировать конкурную массу было не из чего, то после завершения процедуры все кредитные требования считаются удовлетворенными. Такими же признаются и требования, удовлетворить которые не возможно из-за отсутствия денежных средств у должника.

При проведении ликвидации через банкротство важная роль (когда дело без особенностей) отводится слаженной команде, которая состоит из профессиональных юристов, бухгалтера, арбитражного управляющего и ликвидатора.

Срок подачи требований кредиторами.

Последствия

Основные риски при банкротстве ликвидируемого должника через обусловлены недостатками самой процедуры:

  • погасив всю задолженность фирмы и избавившись от претензий, невозможно застраховаться от ответственности за допущенные нарушения и обязательств, возникших в период владения компанией;
  • применение сделки купли-продажи предприятия посредством комплекта имущества предусматривает извещение об этом кредиторов, в противном случае она смет быть оспорена: приходится либо игнорировать законные нормы, либо исправлять ситуацию во время проведения сделки;
  • ликвидация через банкротство осуществляется, как правило, через посредника, высока вероятность риска не соблюдения всех процедур или нарушения положений закона.

Поэтому процедура банкротства ликвидируемого должника применяется сегодня нечасто (в случае отсутствия или небольшого долга). Когда задолженность отсутствует или есть возможность ее погашения в процессе.

Данный способ предпочитают из-за оперативности и результативности по сравнению с официальной процедурой. К последней лучше прибегнуть в случае, если целью является ликвидация, а не продажа предприятия другим лицам.

Для проведения такой процедуры необходимы специальные знания. Поэтому ее проведение лучше поручить опытным юристам, к выбору которых следует подходить с максимальной ответственностью во избежание проблем с законом.

Бесплатная консультация

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть! Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать — напишите вопрос в форме ниже:

Некоторые аспекты банкротства ликвидируемых должников

В условиях финансового кризиса, стагнации и падения экономики, общей сложной экономической ситуации как и ранее актуальными является вопросы защиты законных интересов кредиторов в условиях, когда должник становится неплатежеспособным и наоборот, защиты интересов должника при попытках недружественного поглощения либо захвата имущества.

Известным и широко используемым механизмом, решающим указанные задачи, конечно же является процедура признания его несостоятельным (банкротом). Глава XI Федеральный закон от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве), предусматривающая упрощенные процедуры банкротства, в числе первых предусматривает банкротство ликвидируемого должника. Несмотря на своё долгое существование, существует ряд теоретических и практических проблем, связанных с упрощённым порядком банкротства ликвидируемых должников.

Упрощённая процедура банкротства ликвидируемого лица является особым самостоятельным элементом. Основной особенностью упрощённого порядка банкротства ликвидируемого юридического лица, на наш взгляд, является уникальный статус ликвидируемого должника. Ликвидируемый должник является особым субъектом конкурсных отношений в силу того, что производство по делу о несостоятельности (банкротстве) в упрощённом порядке возбуждается только в том случае, если в процессе ликвидации будет выявлена недостаточность средств должника для удовлетворения всех требований кредиторов. При этом не имеет значения размер этой недостаточности — даже если он составляет несколько рублей, у определенных субъектов возникает обязанность обращаться в арбитражный суд с заявлением о несостоятельности (банкротстве) должника.

Особо отметим, что при решении вопроса о недостаточности имущества для покрытия требований кредиторов, исходя из положений Закона о банкротстве, не имеет значения размер этой недостаточности. Иными словами, §1 главы XI Закона о банкротстве не содержит положений об установлении размера недостаточности требований и не отсылает к первым главам Закона о банкротстве, отмечая лишь, что банкротство в упрощённом порядке осуществляется в случае, если стоимость имущества должника — юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов. Таким образом даже если размер задолженности незначителен и составляет минимальные суммы, у определенных субъектов, например у ликвидационной комиссии, возникает обязанность обращаться в арбитражный суд с заявлением о несостоятельности (банкротстве) должника.

Данный случай является вторым уникальным, наряду с особым статусом должника, на фоне общей процедуры банкротства, а так же отдельных процедур банкротства. Одним из условий принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и возбуждения дела о банкротстве согласно ст. 6 и п. 2 ст. 33 Закона о банкротстве является наличие минимального размера задолженности должника перед кредитором. Соответственно, если задолженность должника меньше минимального размера, установленного Законом о несостоятельности (банкротстве), дело о банкротстве не может быть возбуждено. Требования к должнику — юридическому лицу в совокупности должны составлять не менее трёхсот тысяч рублей, а к должнику-гражданину — не менее десяти тысяч рублей. Из данного правила есть исключения, когда дело о несостоятельности возбуждается независимо от суммы долга, а именно для юридического лица, находящегося в стадии ликвидации, при условии, что стоимость его имущества недостаточна для удовлетворения требований кредиторов. Такое юридическое лицо ликвидируется в порядке банкротства независимо от суммы требования в соответствии со ст. 224 Закона о банкротстве.

Таким образом, мы вплотную подходим к одной из основ конкурсного права в целом, а именно к вопросу о критерии банкротства, а в данном случае о критерии банкротства ликвидируемого должника.

Под критерием несостоятельности (банкротства) обычно понимается принятый законодательством общий подход к неплатежеспособным должникам, под признаками — конкретные параметры, присутствие которых необходимо для принятия заявления о банкротстве, а также для признания должника банкротом. Мировой практике известно только два критерия несостоятельности — неоплатность и неплатежеспособность.

Закон о банкротстве напрямую исходит из критерия неплатежеспособности. Но применительно к ликвидируемым должникам применяется критерий неоплатности, поскольку минимальный размер задолженности не имеет значения. Неоплатность доказана уже на момент инициирования производства по делу о несостоятельности (банкротстве). Можно сказать, что критерий неоплатности применяется в усиленном абсолютном значении.

Абсолютно логично, что поскольку целью всех упрощённых процедур является наиболее быстрое удовлетворение требований кредиторов, если это возможно, и исключение должника из реестра юридических лиц. Некоторые исследователи справедливо считают, что в этом случае упрощение и ускорение вводится в целях более быстрого исключения такого должника из имущественного оборота, поскольку он практически прекратил свою деятельность .

Так же отмечают, что «наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве ликвидируемого должника не применяются, поскольку вопрос о решении ликвидации юридического лица уже был рассмотрен и решен вне рамок дела о банкротстве» . Последнее утверждение на наш взгляд справедливо, поскольку единственным по смыслу п. 1 ст. 224 Закона о банкротстве критерием выделения в упрощённый порядок данных категорий лиц является то, что в отношении данных категорий юридических лиц принято решение о ликвидации и их учредители не желают продолжения их деятельности. При этом совершенно необязательно, чтобы это лицо не имело перспектив финансового благополучия, поскольку в соответствии со ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом .

Хотя не все исследователи полностью согласны с таким положением дел и считают, что необходимо дополнить перечень другими процедурами. Например, М. В. Телюкина считает, что неприменение к ликвидируемому должнику восстановительных процедур не оправдано, ничто не мешает участникам последнего передумать и принять решение о продолжении его деятельности, что невозможно при начале процедуры банкротства в упрощённом порядке. Вполне оправдано по мнению Телюкиной было бы включить в Закон о банкротстве возможность для суда по решению учредителей (участников) юридического лица при доказанности обоснованности использовать восстановительные процедуры, в том числе мировое соглашение, если ликвидация была добровольной .

Есть и другие предложения по расширению перечня процедур банкротства юридических лиц. Например, считают, что необходимо сделать обязательной процедуру наблюдения при банкротстве ликвидируемых должников . Наблюдение, по характеру, не является реабилитационной, а преследует целью совершение подготовительных действий при осуществлении банкротства юридических лиц. В рамках наблюдения реализуются важная для всей процедуры банкротства функция, а именно составление реестра, иными словами определение кредиторов должника и размера их требований, подлежащих удовлетворению. Кроме того, происходит выявление имущества принадлежащего должнику. Несомненно, важно и то, что в рамках наблюдения кредиторы имеют право влиять на кандидатуру арбитражного управляющего, чья роль в процедуре банкротства является исключительно значимой. Все эти возможности, при обычном порядке банкротства, осуществляемые в процедуре наблюдения, являются полномочиями ликвидационной комиссии и осуществляются ещё до подачи заявления о банкротстве, что может ущемлять права кредиторов, например в случае, если их, по различным причинам, не включили в реестр требований к ликвидируемому должнику. Заслуживает особого внимания и то, что небольшой двухмесячный срок для включения в реестр, предусмотренный ст. 142 Закона о банкротстве, является пресекательным, что прямо указано в информационном письме Президиума ВАС РФ от 26 июля 2005 г. «О некоторых вопросах, связанных с исчислением отдельных сроков по делам о банкротстве» . Между тем, при введении наблюдения, кредиторы имеют гораздо больше времени на предъявление требований за счёт длительного срока самого наблюдения.

В связи с большой концентрацией полномочий у ликвидационной комиссии, руководителя должника и учредителей, которые при обычном порядке банкротства были бы у кредиторов в рамках наблюдения, упрощенная процедура банкротства ликвидируемого должника, по мнению некоторых учёных, могла бы представляет собой удобный инструмент для ухода от оплаты долгов при умелом использовании . Принимается решение о ликвидации должника, уведомляется об этом налоговый орган, создаётся ликвидационная комиссия, подаётся заявление о банкротстве в арбитражный суд. При этом, вполне возможно будут указаны аффилированные кредиторы, и выбран аффилированный конкурсный управляющий. Сомнительно, что при небольшом и пресекательном сроке для предъявления требований кредиторами в условиях современного гражданского оборота, все кредиторы успеют предъявить свои требования. Подобная ситуация позволила бы должнику формально абсолютно законно уйти от оплаты долгов. Данные обстоятельства являются весомым аргументом в пользу введения наблюдения в рамках процедуры банкротства.

Однако, на наш взгляд, с мнением по поводу применения восстановительных процедур и процедуры наблюдения нельзя согласится. В этом случае пропадает вся целесообразность проведения банкротства в упрощённом порядке. В случае введения дополнительных процедур теряется основная ценность упрощённого порядка, а именно его скорость. Введение дополнительных процедур увеличивает время проведения банкротства лица, реабилитация которого никому не нужна, а следовательно, увеличивает затраты на проведение процедуры, создаёт дополнительную нагрузку для суда и для арбитражного управляющего.

На наш взгляд было бы разумнее решить вопрос о восстановлении деятельности юридического лица при отказе его учредителей или участников от ликвидации по средством мирового соглашения. Данный вывод имеет ряд преимуществ.

Во-первых, ст. 225 Закона о банкротстве исключает как стадии банкротства ликвидируемого лица наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление. Таким образом мировое соглашение, формально являясь процедурой дела о банкротстве на прямую не исключена для банкротства ликвидируемых должников.

Во-вторых, мировое соглашение заканчивает дело о банкротстве с соблюдением баланса интересов всех сторон. При утверждении мирового соглашения арбитражный суд в определении об утверждении мирового соглашения указывает на прекращение производства по делу о банкротстве, а в случае, если мировое соглашение заключается в ходе конкурсного производства, после признания должника банкротом и открытия конкурсного производства, указывается и, что решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежит исполнению.

Таким образом мировое соглашение позволило бы учредителям или участникам юридического лица в случае, если они хотели бы прекратить ликвидацию и возобновить деятельность осуществить желаемое и при этом окончить производство либо с погашенными перед кредиторами требованиями, либо с реструктурированными, что несомненно, способствовало бы «свежему» и без долга рестарту деятельности юридического лица.

Относительно краткого срока на включение в реестр и смещения «центра тяжести» полномочий в сторону ликвидационной комиссии на стадии до подачи заявления о банкротстве в арбитражный суд, то на наш взгляд более разумно было бы продлить срок для включения требований в реестр, предоставить арбитражному управляющему полномочия для выявления кредиторов в рамках срока на предъявление требований и установить дополнительную административную ответственность для учредителей, руководителя и председателя ликвидационной комиссии с возможностью дисквалификации.

Литература:

  1. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)»//Российская газета, N 209–210, 02.11.2002.
  2. Карелина С. А. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства). М., 2006. С. 227
  3. Пулова Л. В. Банкротство ликвидируемого должника // Вестник Арбитражного суда г. Москвы. 2005. N 1.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации//Российская газета», N 238–239, 08.12.1994
  5. См.: Телюкина М. В. Комментарий к Федеральному закону от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». М., 2004
  6. Костоваров А. Банкротство ликвидируемого должника // «Корпоративный юрист», 2009, N 11. М: WoltersKluwer
  7. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 26 июля 2005 г. «О некоторых вопросах, связанных с исчислением отдельных сроков по делам о банкротстве»// Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 2005 г., N 10