Стандартизация и сертификация

Международное сотрудничество Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Работы по обеспечению единства измерений в России осуществляются на основе Федеральный закон от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (pdf , 0.01 Мб) (с изменениями и дополнениями от:18 июля, 30 ноября 2011 г., 28 июля 2012 г.).

Нормативная база Государственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ) — комплекс нормативных документов, включающих в себя государственные стандарты и другие нормативные документы, определяющие порядок передачи размера единиц величин на всю территорию России и порядок проведения испытаний, поверки и калибровки средств измерений.

Технической основой ГСИ является Государственные первичные эталоны единиц величин России. В составе эталонной базы России 162 государственных первичных эталона.

В ведении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии находится Государственная метрологическая служба, которая включает Государственные научные метрологические центры и органы Государственной метрологической службы на территориях субъектов Российской Федерации (Центры стандартизации, метрологии и сертификации).

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет руководство:

  • Государственной службой времени и частоты и определения параметров вращения Земли (ГСВЧ);
  • Государственной службой стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов (ГССО);
  • Государственной службой стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов (ГСССД).
  • Межлабораторные сравнительные испытания (МСИ);
  • Координационный совет по прослеживаемости в химии

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет государственный метрологический контроль и надзор.
Государственный метрологический контроль включает:

  • Утверждение типа средств измерений;
  • Проверку средств измерений;
  • Лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений.

Государственный метрологический надзор осуществляется:

  • за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм;
  • за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций;
  • за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже.

В соответствии с приказом Минпромэнерго России № 208 от 30.08.2006 г. утверждено Положение о Совете по законодательной и прикладной метрологии при Министерстве промышленности и энергетики Российской Федерации. (pdf , 0.02 Мб)

2.2 Уровни стандартизации

Стандартизация осуществляется на разных уровнях в зависимости от того, участники какого экономического, политического, географического региона мира разрабатывают и утверждают нормативные документы. Уровни подразделяются на международный, региональный, межгосударственный, национальный и уровень организаций.

В международной стандартизации участвуют органы по стандартизации всех стран.

Она осуществляется, например, в рамках ISO (ИСО) – международной организации по стандартизации, Международной электротехнической комиссии IEC (МЭК), Всемирной организации здравоохранения при ООН (ВОЗ), Продовольственной и сельскохозяйственной Организации Объединённых наций (ФАО), Международной организации гражданской авиации, Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЕ). и др.

ИСО, например, охватывает национальные организации по стандартизации свыше 130 стран мирового сообщества, в ней функционирует свыше 200 технических комитетов. Парк стандартов ИСО составляет 12 тыс. единиц, МЭК – 3 тыс. Стандарты ИСО серии 9000 на системы качества применяются в 160 странах мира. На их соответствие сертифицировано около 500 тыс. систем качества юридических лиц.

Россия – индустриально развитая страна с большими традициями и достижениями в области стандартизации, страна, которая в 1946 г. была одним из учредителей Международной организации по стандартизации (ИСО), с 1913 г. участвует в деятельности другой крупнейшей международной организации по стандартизации – МЭК (Международная электротехническая комиссия).

ISO 9001:2000 Quality management systems. Requirements (Системы менеджмента качества. Требования)

ИСО/МЭК 17025:2005 Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий

В региональной стандартизации участвуют органы по стандартизации только одного географического или экономического региона мира.

Общепризнанная региональная организация по стандартизации — Европейский комитет по стандартизации (СЕН, EN). Арабской организации по стандартизации и метрологии, Панамериканского комитета стандартов, Европейской экономической комиссии.

EN 45014 Общие требования к Декларации поставщика о соответствии

ЕН ИСО 3171 Нефтяные жидкости. Автоматический отбор проб из трубопроводов

Межгосударственная стандартизация – это региональная стандартизация, проводимая на уровне государств – членов Содружества Независимых Государств (СНГ).

Национальная стандартизация – стандартизация, проводимая на уровне одной конкретной страны, например, Российская национальная стандартизация. До 2003 года стандартизация в России проводилась на федеральном уровне в соответствии с законодательством РФ, в рамках Государственной системы стандартизации РФ.

У одних стран мира национальная стандартизация осуществляется государственными органами управления (например, в России, на Украине, в Белоруссии, в Японии, в Китае, в КНДР, в республике Куба), в других — негосударственными организациями ( в Германии, Великобритании, Франции, Финляндии).

Гост р 1.0-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»

ГОСТ Р 1.2-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены

ГОСТ Р 1.4-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения

ГОСТ Р 1.5-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные российской федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения

ГОСТ Р 1.8-2002 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила разработки, применения, обновления и прекращения применения в части работ, осуществляемых в Российской Федерации

ГОСТ Р 1.9-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Знак соответствия национальным стандартам Российской Федерации. Изображение. Порядок применения

ГОСТ Р 1.11-99 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Метрологическая экспертиза проектов государственных стандартов

ГОСТ Р 1.12-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения

ГОСТ Р 1.13-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Уведомления о проектах документов в области стандартизации. Общие требования

ГОСТ Р 1.15-2009 Стандартизация в Российской Федерации. Службы стандартизации в организациях. Правила создания и функционирования.

Российская национальная стандартизация (ГОСТР 1.12-2004):Деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Примечания

1 Главным образом эта деятельность проявляется в процессах разработки, опубликования и применения стандартов.

2 Важнейшими результатами деятельности по стандартизации являются: повышение степени соответствия продукции, процессов и услуг их функциональному назначению; устранение барьеров в торговле; содействие научно-техническому сотрудничеству; обеспечение единства измерений и достижение иных целей стандартизации, в том числе: повышение уровня безопасности; содействие соблюдению требований технических регламентов; обеспечение научно-технического прогресса; повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг; рациональное использование ресурсов; обеспечение технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости, унификации, защиты продукции, сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных; обеспечение взаимопонимания, обороноспособности и мобилизационной готовности.

АСТМ Д 4929-99 Стандартный метод определения органических хлоридов, содержащихся в сырой нефти

Стандартизация на уровне организаций – стандартизация, проводимая в соответствии с законодательством РФ на уровне отрасли или сектора экономики, на уровне коммерческих, общественных, научных, саморегулируемых организаций или объединений юридических лиц.

Под отраслью и сектором экономики понимается совокупность субъектов хозяйствования независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, разрабатывающих и (или) производящих продукцию, обеспечивающих соответствующие процессы и оказывающих услуги определённых видов, которые имеют однородное потребительское или функциональное назначение.

СТО ТПУ 2.3.05-2006 Стандарт организации. Система образовательных стандартов. Занятия лабораторные. Общие требования к организации и проведению

В 2002 г. принят Федеральный закон Российской Федерации «О техническом регулировании» направленный на создание механизма обеспечения защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, обороны и национальной безопасности страны.

С вступлением в силу Федерального закона «О техническом регулировании» реформируется вся национальная система стандартизации. Это продиктовано необходимостью перехода на принципы стандартизации, принятые в международной практике: изменяются цели и задачи стандартизации в целом, статус стандартов, статус технических комитетов по стандартизации, условия финансирования работ по стандартизации.

Еще о стандартизации

Стандартизация — деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.
Работы по стандартизации в России осуществляются на основе принятых Федеральных законов: О техническом регулировании (pdf , 0.10 Мб) от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ и О стандартизации в Российской Федерации (pdf , 0.06 Мб) от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2012 года № 1762-р одобрена Концепция развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года.

Концепция развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года, разработанная национальным органом Российской Федерации по стандартизации — Росстандартом, одобрена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2012 г. № 1762-р.
Разработка указанной Концепции обусловлена необходимостью актуализации предыдущей редакции Концепции национальной системы стандартизации (НСС) Российской Федерации на период до 2010 года.
Актуализация Концепции НСС осуществлялась на основе осмысления и фиксации новых целей и задач, стоящих перед национальной системой стандартизации в контексте необходимости интенсификации экономического развития страны, ее технологической модернизации, улучшения качества жизни населения, охраны окружающей среды, усиления процессов интеграции в рамках СНГ, образования Таможенного союза, расширения внешнеэкономической деятельности и активизации процессов, связанных с вступлением Российской Федерации в ВТО, а также подготовки заключения Соглашения о сотрудничестве между Европейской организацией по стандартизацией (CEN/CENELEC) и Росстандартом.
Сбалансированная система стандартизации, построение которой предусмотрено Концепцией развития НСС до 2020 года, должна содействовать эффективному решению этих сложнейших экономических, социальных, политических и экологических задач.

Целями стандартизации являются:

  • содействие социально-экономическому развитию Российской Федерации;
  • содействие интеграции Российской Федерации в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера;
  • улучшение качества жизни населения страны;
  • обеспечение обороны страны и безопасности государства;
  • техническое перевооружение промышленности;
  • повышение качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и повышение конкурентоспособности продукции российского производства.

Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами:

  • добровольность применения документов по стандартизации;
  • обязательность применения документов по стандартизации в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона;
  • обеспечение комплексности и системности стандартизации, преемственности деятельности в сфере стандартизации;
  • обеспечение соответствия общих характеристик, правил и общих принципов, устанавливаемых в документах национальной системы стандартизации, современному уровню развития науки, техники и технологий, передовому отечественному и зарубежному опыту;
  • открытость разработки документов национальной системы стандартизации, обеспечение участия в разработке таких документов всех заинтересованных лиц, достижение консенсуса при разработке национальных стандартов;
  • установление в документах по стандартизации требований, обеспечивающих возможность контроля за их выполнением;
  • унификация разработки (ведения), утверждения (актуализации), изменения, отмены, опубликования и применения документов по стандартизации;
  • соответствие документов по стандартизации действующим на территории Российской Федерации техническим регламентам;
  • непротиворечивость национальных стандартов друг другу;
  • доступность информации о документах по стандартизации с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа.

К документам по стандартизации в соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ относятся:

  • документы национальной системы стандартизации;
  • общероссийские классификаторы;
  • стандарты организаций, в том числе технические условия;
  • своды правил;
  • документы по стандартизации, которые устанавливают обязательные требования в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона.

на Агентство возложены функции национального органа Российской Федерации по стандартизации.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» Национальный орган Российской Федерации по стандартизации (далее – национальный орган по стандартизации):

  • осуществляет подготовку предложений о формировании государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации и представляет их в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации;
  • реализует государственную политику Российской Федерации в сфере стандартизации;
  • разрабатывает и утверждает программы по стандартизации, а также вносит в них изменения;
  • организует работы по стандартизации в национальной системе стандартизации, международной стандартизации и региональной стандартизации, а также по межгосударственной стандартизации;
  • организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», иных государственных корпораций, технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, совещательных органов по стандартизации в части разработки документов национальной системы стандартизации и осуществляет организационное и методическое руководство в этой сфере;
  • организует проведение научных исследований в области стандартизации с привлечением в установленном порядке научных организаций, в том числе осуществляющих деятельность в сфере стандартизации, технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации;
  • организует формирование, ведение и опубликование перечня национальных стандартов и информационно-технических справочников, ссылки на которые содержатся в нормативных правовых актах;
  • утверждает правила достижения консенсуса при разработке национальных стандартов;
  • устанавливает порядок проведения работ по стандартизации, определяет формы и методы взаимодействия участников работ по стандартизации, включая порядок учета предложений о разработке национальных стандартов, предварительных национальных стандартов;
  • определяет порядок проведения экспертизы проектов документов национальной системы стандартизации;
  • организует разработку документов национальной системы стандартизации;
  • утверждает, изменяет (актуализирует), отменяет документы национальной системы стандартизации, устанавливает дату введения их в действие, а также разрабатывает и регистрирует основополагающие национальные стандарты и правила стандартизации, устанавливает дату введения их в действие;
  • вводит в действие межгосударственные стандарты, отменяет действие межгосударственных стандартов и приостанавливает действие межгосударственных стандартов;
  • регистрирует в Федеральном информационном фонде стандартов документы национальной системы стандартизации, своды правил, международные стандарты, региональные стандарты и региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств;
  • организует официальное опубликование документов национальной системы стандартизации и общероссийских классификаторов;
  • организует издание и распространение документов национальной системы стандартизации, общероссийских классификаторов, международных стандартов и региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, документов международных организаций по стандартизации и региональных организаций по стандартизации, а также организует размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о размере платы за их предоставление и порядка их распространения;
  • организует проведение работ по оценке соответствия документов национальной системы стандартизации современному уровню научно-технического развития, а также по внесению в них изменений (актуализации) или их отмене с учетом результата таких работ;
  • утверждает изображение и описание знака национальной системы стандартизации;
  • организует размещение в свободном доступе на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о продукции с маркировкой знаком национальной системы стандартизации;
  • заключает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации межведомственного характера в установленной сфере деятельности, в том числе по информационному обмену, применению и распространению международных стандартов, региональных стандартов и региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, иных документов по стандартизации иностранных государств на территории Российской Федерации;
  • представляет Российскую Федерацию в международных и региональных организациях по стандартизации;
  • определяет порядок и условия применения международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов, а также стандартов иностранных государств;
  • определяет с учетом потребностей экономики необходимость разработки национальных стандартов на основе международных стандартов, региональных стандартов, стандартов иностранных государств;
  • организует формирование и ведение Федерального информационного фонда стандартов;
  • принимает решения о создании и ликвидации технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, определяет порядок внесения изменений в решение о создании технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, утверждает положения о технических комитетах по стандартизации, о проектных технических комитетах по стандартизации, устанавливает форму заявки на участие в техническом комитете по стандартизации, утверждает форму уведомления о приеме заявок на участие в техническом комитете по стандартизации, формирует составы технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, устанавливает порядок создания, деятельности и ликвидации технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, утверждает типовое положение о техническом комитете по стандартизации;
  • формирует комиссию по апелляциям, утверждает положение о комиссии по апелляциям и ее состав;
  • осуществляет методическое руководство деятельностью технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, координацию их деятельности, контроль за их работой, мониторинг и оценку эффективности деятельности указанных технических комитетов, организует их участие в разработке международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов и других документов по стандартизации;
  • дает официальные разъяснения заинтересованным лицам по применению документов национальной системы стандартизации;
  • организует подготовку кадров и дополнительное профессиональное образование в сфере стандартизации;
  • обеспечивает научную и методическую поддержку проведения работ по стандартизации;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При подаче заявок для формирования программы разработки национальных стандартов технические комитеты по стандартизации руководствуются федеральным законом «О техническом регулировании» (глава 3), Приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники в Российской Феде (pdf , 0.00 Мб) и Перечнем критических технологий Российской Федерации.

Экспертиза проектов общероссийских классификаторов и вносимых в них изменений осуществляется ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» и техническим комитетом по общероссийским классификаторам. Поручения по предоставлению предложений в ПРНС за счет средств разработчика. Руководителям организаций, уже принимающих или планирующих принять участие в Программе разработки национальных стандартов (ПРНС), даны поручения заместителя Руководителя Росстандарта А.В. Зажигалкина, в соответствии с которыми по причине частых случаев срыва сроков исполнения этапов разработки стандартов предлагается направлять свои предложения по разработке стандартов за счет средств разработчика в ПРНС, сопровождая их гарантийным письмом. С поручениями можно ознакомиться (rar , 0.03 Мб). Приказом Росстандарта от 1 ноября 2019 г. № 2612 «Об утверждении Программы национальной стандартизации на 2020 год» (pdf , 0.10 Мб) утверждена Программа национальной стандартизации на 2020 год (7z , 0.67 Мб) Приказом Росстандарта от 5 февраля 2019 г. № 166 (pdf , 0.03 Мб) утверждена Программа национальной стандартизации 2019 (7z , 0.66 Мб) Приказом Росстандарта от 30 июля 2018 г. № 1600 (pdf , 0.00 Мб) утверждена Программа национальной стандартизации 2018 (zip , 0.09 Мб) на 2018 год. В связи с многочисленными обращениями по вопросу применения национальных и межгосударственных стандартов до наступления установленной приказом Росстандарта даты введения (досрочно) Росстандарт сообщает, что Федеральным законом от 24 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» досрочное введение документов по стандартизации не предусмотрено.