Статус муниципального служащего

Правовой статус государственных и муниципальных служащих в РФ

Государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

В соответствии со ст. 9 с ФЗ N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ ред. от 05.10.2015 «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

  • 1. Должности гражданской службы подразделяются на категории и группы.
  • 2. Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:
  • 1) руководители — должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также — подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;
  • 2) помощники (советники) — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;
  • 3) специалисты — должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;
  • 4) обеспечивающие специалисты — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.
  • 3. Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:
  • 1) высшие должности гражданской службы;
  • 2) главные должности гражданской службы;
  • 3) ведущие должности гражданской службы;
  • 4) старшие должности гражданской службы;
  • 5) младшие должности гражданской службы.
  • 4. Должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.
  • 5. Должности категории «специалисты» подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы.
  • 6. Должности категории «обеспечивающие специалисты» подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.

Государственный служащий Российской Федерации как субъект административного права обладает, прежде всего, общегражданскими правами и обязанностями, которые установлены Конституцией РФ и иными нормативными актами. В то же время гражданские права и свободы государственных служащих могут быть ограничены законом, и связано это с особенностями правового положения этих субъектов административного права.

Административно-правовой статус государственного служащего представляет собой комплекс прав, обязанностей и ответственности, который приобретает гражданин с момента зачисления его на государственную должность государственной службы.

Служебные права и обязанности государственного служащего можно подразделить на две группы: общие и специальные (должностные).

Общие права и обязанности государственных служащих не зависят от конкретных полномочий по государственной должности.

Государственный служащий имеет право:

  • — на ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой государственной должности государственной службы, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также на организационно-технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей,
  • — на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей,
  • — на посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности,
  • — на принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями,
  • — участвовать по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной государственной должности государственной службы;
  • — на продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации;
  • — знакомиться с материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщать к личному делу свои объяснения,
  • — на переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета,
  • — на пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы,
  • — на проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство,
  • — на объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов,
  • — вносить предложения по совершенствованию государственной службы в любые инстанции.

Каждый служащий, независимо от занимаемой государственной должности, обязан:

  • — обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции РФ, реализацию федеральных законов и законов субъектов РФ, в том числе регулирующих сферу его полномочий,
  • — добросовестно исполнять должностные обязанности;
  • — обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;
  • — исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных;
  • — в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов РФ;
  • — соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией;
  • — поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей;
  • — хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

Специальные права и обязанности государственного служащего определяются спецификой правового положения органа, в котором осуществляется государственно-служебная деятельность. Так, например, служащие налоговых органов наделены правом проведения налоговых проверок хозяйствующих субъектов и обязаны проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах.

Особым статусом обладают служащие военизированных органов. Общими обязанностями служащих военизированных органов выступают защита государственного суверенитета и территориальной целостности РФ, обеспечение безопасности личности, общества и государства. Их должностные и специальные права и обязанности устанавливаются законодательством и дисциплинарными и общевойсковыми уставами. При выполнении специальных обязанностей они могут наделяться правом применения физической силы, специальных средств, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия и т. д.

В целях создания условий для независимости, эффективности профессиональной деятельности государственных служащих и пресечения злоупотреблений Закон устанавливает запреты для государственных служащих в ст.17 ФЗ № 79- ФЗ. Так, государственный служащий не вправе:

  • 1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;
  • 2) быть депутатом законодательного органа РФ, законодательных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления;
  • 3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
  • 4) состоять членом органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено федеральным законом или если в порядке, установленном федеральным законом и законами субъектов РФ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;
  • 5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;
  • 6) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;
  • 7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;
  • 8) получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию;
  • 9) принимать без разрешения Президента РФ награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций;
  • 10) выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами РФ или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями,
  • 11) принимать участие в забастовках,
  • 12) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним. В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.

Согласно ст. 48;49 ФЗ № 79-ФЗ Гражданские служащие проходят аттестацию раз в три года, в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы. От аттестации освобождены гражданские служащие, замещающие должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», с которыми заключен срочный служебный контракт. А при присвоении очередного классного чина гражданский служащий обязан пройти квалификационный экзамен.

Предельный возраст пребывания на гражданской службе — 60 лет. Гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе, срок гражданской службы с его согласия может быть продлен по решению представителя нанимателя, но не свыше чем до достижения им возраста 65 лет, а гражданскому служащему, замещающему должность гражданской службы категории «помощники (советники)», учрежденную для содействия лицу, замещающему государственную должность, — до окончания срока полномочий указанного лица. Федеральному гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе, замещающему должность гражданской службы категории «руководители» высшей группы должностей гражданской службы, срок гражданской службы с его согласия может быть продлен по решению Президента Российской Федерации, но не свыше чем до достижения им возраста 70 лет.

Обязанности муниципального служащего

На основании ст. 12 ФЗ № 25-ФЗ Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ ред. от 05.10.2015 «О муниципальной службе в Российской Федерации» на муниципального служащего возлагаются определенные обязанности:

  • 1) соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение;
  • 2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией;
  • 3) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;
  • 4) соблюдать установленные в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования правила внутреннего трудового распорядка, должностную инструкцию, порядок работы со служебной информацией;
  • 5) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
  • 6) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
  • 7) беречь государственное и муниципальное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;
  • 8) предоставлять в установленном порядке предусмотренные законодательством РФ сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера (далее — сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера);
  • 9) сообщать представителю нанимателя (работодателю) о выходе из гражданства РФ в день выхода из гражданства РФ или о приобретении гражданства иностранного государства в день приобретения гражданства иностранного государства;
  • 10) соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
  • 11) сообщать представителю нанимателя (работодателю) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.

Муниципальная служба — профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

В ст. 15 ФЗ № 25-ФЗ указывается, что гражданин при поступлении на муниципальную службу, а также муниципальный служащий ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, обязан предоставлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Указанные сведения предоставляются в порядке и по форме, которые установлены для предоставления сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера государственных гражданских служащих субъектов РФ.

Сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемые муниципальным служащим в соответствии с настоящей статьей, являются сведениями конфиденциального характера, если федеральными законами они не отнесены к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну.

Не допускается использование сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера муниципального служащего для установления или определения его платежеспособности, для сбора в прямой или косвенной форме пожертвований (взносов) в фонды религиозных или других общественных объединений, иных организаций, а также физических лиц.

В ст. 11 ФЗ № 25-ФЗ предусмотрены Основные права муниципального служащего.

Муниципальный служащий имеет право на:

  • 1) ознакомление с документами, устанавливающими его права и обязанности по замещаемой должности муниципальной службы, критериями оценки качества исполнения должностных обязанностей и условиями продвижения по службе;
  • 2) обеспечение организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
  • 3) оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом);
  • 4) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего (служебного) времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодного оплачиваемого отпуска;
  • 5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования;
  • 6) участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы;
  • 7) получение дополнительного профессионального образования в соответствии с муниципальным правовым актом за счет средств местного бюджета;
  • 8) защиту своих персональных данных;
  • 9) ознакомление со всеми материалами своего личного дела, с отзывами о профессиональной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений;
  • 10) объединение, включая право создавать профессиональные союзы, для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;
  • 11) рассмотрение индивидуальных трудовых споров в соответствии с трудовым законодательством, защиту своих прав и законных интересов на муниципальной службе, включая обжалование в суд их нарушений;
  • 12) пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В ст. 13 ФЗ № 25-ФЗ предусмотрены ограничения, связанные с муниципальной службой. Гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае:

  • 1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
  • 2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу;
  • 3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности муниципальной службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой муниципальным служащим должности муниципальной службы связано с использованием таких сведений;
  • 4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются Правительством РФ;
  • 5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
  • 6) прекращения гражданства РФ, прекращения гражданства иностранного государства — участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора РФ, в соответствии с которым гражданин РФ, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе;
  • 7) наличия гражданства иностранного государства за исключением случаев, когда муниципальный служащий является гражданином иностранного государства — участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе;
  • 8) предоставления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную службу;
  • 9) не предоставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или предоставления заведомо ложных сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.

Гражданин не может быть принят на муниципальную службу после достижения им возраста 65 лет — предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы.

В ст. 14 ФЗ № 25-ФЗ установлены запреты, налагаемые на муниципального служащего. Так, в связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается:

  • 1) состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;
  • 2) замещать должность муниципальной службы в случае:
    • а) избрания или назначения на государственную должность РФ либо на государственную должность субъекта РФ, а также в случае назначения на должность государственной службы;
    • б) избрания или назначения на муниципальную должность;
    • в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования;
  • 3) заниматься предпринимательской деятельностью;
  • 4) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования, в которых он замещает должность муниципальной службы либо которые непосредственно подчинены или подконтрольны ему, если иное не предусмотрено федеральными законами;
  • 5) получать в связи с должностным положением или в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные муниципальным служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются муниципальной собственностью и передаются муниципальным служащим по акту в орган местного самоуправления, избирательную комиссию муниципального образования, в которых он замещает должность муниципальной службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом РФ;
  • 6) выезжать в командировки за счет средств физических и юридических лиц, за исключением командировок, осуществляемых на взаимной основе по договоренности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования с органами местного самоуправления, избирательными комиссиями других муниципальных образований, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления иностранных государств, международными и иностранными некоммерческими организациями;
  • 7) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического, финансового и иного обеспечения, другое муниципальное имущество;
  • 8) разглашать или использовать в целях, не связанных с муниципальной службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральными законами к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;
  • 9) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования и их руководителей, если это не входит в его должностные обязанности;
  • 10) принимать без письменного разрешения главы муниципального образования награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций;
  • 11) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;
  • 12) использовать свое должностное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений, а также публично выражать отношение к указанным объединениям в качестве муниципального служащего;
  • 13) создавать в органах местного самоуправления, иных муниципальных органах структуры политических партий, религиозных и других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, а также ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) или способствовать созданию указанных структур;
  • 14) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования трудового спора;
  • 15) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ;
  • 16) заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя (работодателя) оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.

Кроме того, муниципальный служащий, замещающий должность главы местной администрации по контракту, не вправе заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ. Муниципальный служащий, замещающий должность главы местной администрации по контракту, не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.

В соответствии со ст. 16 ФЗ № 25-ФЗ

На муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом для замещения должностей муниципальной службы, при отсутствии обстоятельств, указанных в статье 13 настоящего Федерального закона в качестве ограничений, связанных с муниципальной службой.

При поступлении на муниципальную службу, а также при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего.

При поступлении на муниципальную службу гражданин представляет:

  • 1) заявление с просьбой о поступлении на муниципальную службу и замещении должности муниципальной службы;
  • 2) собственноручно заполненную и подписанную анкету по форме, установленной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
  • 3) паспорт;
  • 4) трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор (контракт) заключается впервые;
  • 5) документ об образовании;
  • 6) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда трудовой договор (контракт) заключается впервые;
  • 7) свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации;
  • 8) документы воинского учета — для граждан, пребывающих в запасе, и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
  • 9) заключение медицинской организации об отсутствии заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу;
  • 10) сведения о доходах за год, предшествующий году поступления на муниципальную службу, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
  • 11) иные документы, предусмотренные федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Гражданин, поступающий на должность главы местной администрации по результатам конкурса на замещение указанной должности, заключает контракт.

Поступление гражданина на муниципальную службу оформляется актом представителя нанимателя (работодателя) о назначении на должность муниципальной службы.

Сторонами трудового договора при поступлении на муниципальную службу являются представитель нанимателя (работодатель) и муниципальный служащий.

Соотношение правового статуса государственных и муниципальных служащих в Российской Федерации



В данной статье рассматривается вопрос о соотношении правового статуса государственных и муниципальных служащих, общие и особенные характеристики их статуса.

Ключевые слова: правовой статус, государственный служащий, муниципальный служащий

Актуальность вопроса о соотношении правового регулирования деятельности государственных и муниципальных служащих возникла после принятия Конституции Российской Федерации в 1993 году, провозгласившей в статье 12 принцип независимости органов государственной и муниципальной власти.

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти .

Следствием конституционного нововведения стало принятие федеральных законов, регулирующих государственную и муниципальную службу и различных по сфере действия (субъекту регулирования), но сходных по содержанию деятельности регулируемых отношений.

В настоящее время в законодательстве и теории публичной службы используются термины «государственная гражданская служба», «государственный гражданский служащий», «муниципальная служба», «муниципальный служащий». Устанавливаются организационно-правовые формы, в которых осуществляется государственная и муниципальная служба. Для государственной службы такой формой выступает органы государственной власти, а для муниципальной службы — органы муниципальной власти. Таким образом, общим сущностным признаком, объединяющим правовое положение государственных и муниципальных служащих, является форма публичной власти, обеспечивающая единство властных полномочий соответствующих органов публичной власти. При этом, сам термин «публичная служба» в законодательстве не применяется, в научной литературе указанный термин объединяет не только службу в органах государственной и муниципальной власти, но и профессиональную деятельность, например, в публичных юридических лицах.

На законодательном уровне впервые провозглашен принцип взаимосвязи государственной и муниципальной службы. Этот принцип обусловлен единством правовой природы данных видов служебной деятельности, направленных на обеспечение реализации полномочий органов публичной власти. В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с изменениями от 30.12.2015 и статьей 5 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» с изменениями от 15.02.2016 взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы обеспечивается посредством: единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы; единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы; единства требований к подготовке кадров для гражданской службы и муниципальной службы и дополнительному профессиональному образованию гражданских служащих и муниципальных служащих; учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы; соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих; соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца.

Государственная и муниципальная служба, следовательно, и правовой статус государственных и муниципальных служащих, базируются на общих принципах, отраженных в Федеральном Законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и в Федеральном Законе «О муниципальной службе в Российской Федерации». Из единства принципов вытекает сходство элементов правового статуса этих служащих: права, обязанности, ограничения и запреты, ответственность, гарантии. Однородный состав нормативных элементов правового статуса служащих объясняется сущностью возложенных на них функций, которые связаны с осуществлением определенного вида управления: государственного и муниципального. Общность публично-правовой природы проявляется в том, что государственная и муниципальная службы призваны обеспечить функционирование государственного аппарата и аппарата местного самоуправления, а также реализацию юридически властных полномочий должностных лиц .

Отличия же правового статуса государственных и муниципальных служащих исходят не только из территориального масштаба их деятельности, но и из самой сферы властно-управленческой деятельности, особенностей компетенции и полномочий данных органов.

Особенность правового статуса государственных служащих состоит в том, что осуществляемые ими полномочия — федеральные, определены статьями 71, 72 Конституции Российской Федерации . Особенностью правового статуса муниципальных служащих является предметная характеристика осуществляемых ими полномочиями — их задачей является обеспечение решения вопросов местного значения. Дополнительно, в соответствии с частью 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Таким образом, можем сделать ряд выводов, позволяющих характеризовать правовое положение государственных и муниципальных служащих:

‒ единство принципов, определяющих правовое положение государственных и муниципальных служащих;

‒ совпадение по составу и содержанию элементов правового статуса государственных и муниципальных служащих;

‒ близость социально-правовых характеристик государственных и муниципальных служащих, отражающая особенности этих видов служб;

‒ различия в полномочиях и компетенции государственных служащих, выражающие специфику их деятельности и исходящие из конституционного закрепления независимости местного самоуправления.

Литература:

Статья 44. Основы статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы

10. В связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается:

1) состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами Тульской области, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

2) замещать должность муниципальной службы в случае:

а) избрания или назначения на государственную должность Российской Федерации либо на государственную должность Тульской области, а также в случае назначения на должность государственной службы;

б) избрания или назначения на муниципальную должность;

в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования;

3) заниматься предпринимательской деятельностью;

4) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования, в которых он замещает должность муниципальной службы либо которые непосредственно подчинены или подконтрольны ему, если иное не предусмотрено федеральными законами;

5) получать в связи с должностным положением или в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).

Подарки, полученные муниципальным служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются муниципальной собственностью и передаются муниципальным служащим по акту в орган местного самоуправления, избирательную комиссию муниципального образования, в которых он замещает должность муниципальной службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации;

6) выезжать в командировки за счет средств физических и юридических лиц, за исключением командировок, осуществляемых на взаимной основе по договоренности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования с органами местного самоуправления, избирательными комиссиями других муниципальных образований, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления иностранных государств, международными и иностранными некоммерческими организациями;

7) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического, финансового и иного обеспечения, другое муниципальное имущество;

8) разглашать или использовать в целях, не связанных с муниципальной службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральными законами к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

9) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования и их руководителей, если это не входит в его должностные обязанности;

10) принимать без письменного разрешения главы муниципального образования награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций;

11) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;

12) использовать свое должностное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений, а также публично выражать отношение к указанным объединениям в качестве муниципального служащего;

13) создавать в органах местного самоуправления, иных муниципальных органах структуры политических партий, религиозных и других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, а также ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) или способствовать созданию указанных структур;

14) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования трудового спора;

15) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

16) заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя (работодателя) оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Ответы к тесту по муниципальной службе

Вопрос 1. Понятие правового статуса муниципального служащего включает в себя такие элементы, как…

  • Ответ: Основные права и основные обязанности муниципального служащего
  • Ответ: Гарантии, предоставляемые муниципальному служащему

Вопрос 2. Муниципальный служащий получает денежное содержание за счет средств местного бюджета

  • Ответ: Да

Вопрос 3. Главные должности муниципальной службы относятся к … группе должностей муниципальной службы

  • Ответ: второй

Вопрос 4. Представителем нанимателя (работодателем) вправе быть лицо, не являющееся главой муниципального образования, работодателем органа местного самоуправления, председателем избирательной комиссии муниципального образования

  • Ответ: Да

Вопрос 5. Должности, относящиеся к муниципальным должностям:

  • Ответ: Главы муниципального образования
  • Ответ: Председателя представительного органа муниципального образования
  • Ответ: Председателя избирательной комиссии муниципального образования

Вопрос 6. Согласно смыслу статьи 16 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта 2007 года представитель нанимателя обязан объявить приказ (распоряжение) о приеме гражданина на муниципальную службу под расписку в 3-х дневной срок со дня подписания трудового договора

  • Ответ: Да

Вопрос 7. Принцип внепартийности муниципальной службы совместим с членством муниципального служащего в оппозиционной партии

  • Ответ: Да

Вопрос 8. Категории муниципальных служащих, не подлежащие аттестации:

  • Ответ: Достигшие возраста 60 лет
  • Ответ: Находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет

Вопрос 9. Нормативные правовые акты, устанавливающие виды поощрения муниципального служащего:

  • Ответ: муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ

Вопрос 10. В реестре должностей муниципальной службы в субъекте РФ могут быть предусмотрены должности для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность

  • Ответ: Да

Вопрос 11. Федеральный закон о муниципальной службе от 2 марта 2007 года устанавливает особенности регламентации служебного времени муниципальных служащих

  • Ответ: Нет

Вопрос 12. Главой местной администрации может быть …

  • Ответ: Глава муниципального образования (совмещение должностей)
  • Ответ: Лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности
  • Ответ: Председатель представительного органа муниципального образования (совмещение должностей)

Вопрос 13. Дисциплинарные взыскания, применяемые к муниципальному служащему:

  • Ответ: Замечание
  • Ответ: Увольнение с муниципальной службы

Вопрос 14. Должности муниципальной службы учреждаются для …

  • Ответ: обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность
  • Ответ: обеспечения исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования

Вопрос 15. Муниципальный служащий может замещать муниципальную должность

  • Ответ: Нет

Вопрос 16. Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» устанавливает статус …

  • Ответ: всех муниципальных служащих

Вопрос 17. Решения, принятые на сходах граждан, входят в состав …

  • Ответ: правовых основ муниципальной службы в Российской Федерации

Вопрос 18. Муниципальный служащий вправе замещать должность муниципальной службы в случае избрания его на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза

  • Ответ: Нет

Вопрос 19. Сущностные признакам понятия «муниципальный служащий»

  • Ответ: Исполнение обязанностей по должности муниципальной службы
  • Ответ: Возраст 18 лет

Вопрос 20. Юридическое событие, которое является основанием для включения работника в реестр муниципальных служащих

  • Ответ: Назначение на должность муниципальной службы
  • Ответ: Перевод работника на работу в муниципальную организацию

Вопрос 21. Нормальная продолжительность рабочего времени муниципального служащего не может превышать … в неделю

  • Ответ: 40 часов

Вопрос 22. Нормативный правовой акт, в котором указано, что «правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к муниципальным должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований»:

  • Ответ: Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года

Вопрос 23. Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта 2007 года, №25-ФЗ вступил в силу … 2007 года

  • Ответ: 1 июня

Вопрос 24. Гарантии – это средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области… отношений

  • Ответ: социально–трудовых

Вопрос 25. Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха муниципального служащего не менее … часов

  • Ответ: 42

Вопрос 26. Согласно действующему законодательству Российской Федерации обеспечивается взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы, в частности, посредством единства требований к классным чинам муниципальных и гражданских служащих

  • Ответ: Нет

Вопрос 27. Одной из гарантий, предоставляемых муниципальному служащему, являются условия работы, обеспечивающие исполнение им…

  • Ответ: должностных обязанностей в соответствии с должностной инструкцией

Вопрос 28. … основных принципов, перечисленных в статье 4 Федерального закона о муниципальной службе, можно отнести к принципам функционирования муниципальной службы

  • Ответ: Семь

Вопрос 29. Законодательство о муниципальной службы формируется на …

  • Ответ: федеральном и региональном уровнях

Вопрос 30. Документы, представляемые гражданином при поступлении на муниципальную службу:

  • Ответ: свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации
  • Ответ: документ, предусмотренный указом Президента РФ

Вопрос 31. Нормативный правовой акт, в котором впервые было введено понятие «муниципальная служба»

  • Ответ: Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 года

Вопрос 32. Субъекты РФ обязаны устанавливать классные чины муниципальных служащих

  • Ответ: Нет

Вопрос 33. Случаи, в которых допускается увольнение муниципального служащего по инициативе руководителя органа местного самоуправления:

  • Ответ: Достижение муниципальным служащим возраста 65 лет
  • Ответ: Несоблюдение ограничений, связанных с муниципальной службой и установленных Федеральным законом

Вопрос 34. Аттестация муниципального служащего проводится с целью…

  • Ответ: определения его соответствия замещаемой должности муниципальной службы

Вопрос 35. Согласно новому Федеральному закону о муниципальной службе от 2 марта 2007 года допускается использование ежегодного оплачиваемого отпуска муниципального служащего по частям

  • Ответ: Да

Вопрос 36. Должности в реестре должностей муниципальной службы в субъекте РФ классифицируются по …

  • Ответ: избирательным комиссиям муниципальных образований
  • Ответ: функциональным признакам должностей

Вопрос 37. Нормативные правовые акты, предоставляющие муниципальному служащему дополнительные гарантии:

  • Ответ: Законы субъекта РФ
  • Ответ: Устав муниципального образования

Вопрос 38. Вид ущербного исполнения должностных обязанностей, за который муниципальный служащий несет ответственность

  • Ответ: ненадлежащее

Вопрос 39. Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта 2007 года устанавливает классные чины муниципальных служащих

  • Ответ: Нет

Вопрос 40. Основания, по которым равный доступ граждан к муниципальной службе не может быть ограничен

  • Ответ: Происхождение гражданина
  • Ответ: Место жительства гражданина

Вопрос 41. Нормативные правовые акты, устанавливающие должности муниципальной службы:

  • Ответ: Муниципальные правовые акты

Вопрос 42. Принципы, относящиеся к принципам организации муниципальной службы:

  • Ответ: Внепартийность муниципальной службы
  • Ответ: Равный доступ граждан к муниципальной службе

Вопрос 43. Должностной оклад – это фиксированный размер оплаты труда муниципального служащего за исполнение должностных обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета… выплат

  • Ответ: компенсационных, стимулирующих и социальных

Вопрос 44. Ведение личного дела муниципального служащего осуществляется в порядке, установленном…

  • Ответ: для ведения личного дела государственного гражданского служащего

Вопрос 45. Группа работников, имеющая статус муниципального служащего:

  • Ответ: Руководители структурных подразделений местной администрации

Вопрос 46. Муниципальная служба осуществляется на …

  • Ответ: должностях муниципальной службы

Вопрос 47. Муниципальная служба осуществляется …

  • Ответ: в органах местного самоуправления и аппарате избирательных комиссий муниципальных образований

Вопрос 48. Муниципальный служащий не вправе…

  • Ответ: быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ
  • Ответ: прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования трудового спора

Правовое положение муниципального служащего определяется в федеральном законодательстве (Конституция РФ, Законы и др.), в законах и нормативно-правовых актах субъектов Федерации, а также в уставах и иных правовых актах муниципальных образований.

Возможность физического лица вступать в качестве муниципального служащего в административно-правовые отношения, быть носителями конкретных юридических прав и обязанностей по муниципальной службе связана с наличием у него правового качества, которое называется правосубъектность. Правосубъектность муниципального служащего возникает с момента замещения (назначения на должность) им определенной муниципальной должности и составляет основу правового статуса муниципального служащего, который включает в себя три основных элемента: права, обязанности и ответственность и дополнительных — ограничения и гарантии.

Основной правового статуса муниципального служащего являются его права и обязанности. Согласно разграничению полномочий в сфере регулирования муниципальной службы федеральные законы не содержат их конкретного перечня, он устанавливается законодательством субъектов Федерации. При этом надо иметь в виду, что он не является исчерпывающим, а определяет только основные из них. Дополнительно к ним муниципальные образования в своих уставах могут отражать и другие права и обязанности исходя из местных условий и традиций, специфики муниципального образования (экономическое развитие, специализация экономики) и других факторов.

Административно-правовой статус муниципального служащего имеет свои особенности:

  1. права и обязанности муниципального служащего устанавливаются в пределах компетенции органа местного самоуправления;

  2. носит производный характер — деятельность муниципального служащего подчинена осуществлению задач и функций органа местного самоуправления, в котором он проходит службу;

  3. права и обязанности обладают единством – права являются и обязанностью и должны осуществляться в интересах населения муниципального образования и государства;

  4. предписания муниципальных служащих обязательны для исполнения на территории данного муниципального образования всеми физическими и юридическими лицами, независимо от их организационно-правовой формы и их форм собственности;

  5. реализация прав и обязанностей гарантируется государством;

  6. ограничения общегражданских прав и особая дополнительная ответственность направлена на повышение эффективности муниципальной службы.

Содержание правового положения муниципального служащего характеризуется общегражданскими (муниципальные служащие пользуются всеми правами и свободами и несут обязанности наравне со всеми гражданами) и служебными правами и обязанностями.

Должностные обязанности муниципального служащего являются производными от задач, функций и полномочий органа местного самоуправления, обеспечить исполнение которых и должна муниципальная служба.

Служебные права и обязанности подразделяются на:

для всех муниципальных служащих:

— относящиеся к существу служебной деятельности по осуществлению местного самоуправления (обеспечивать соблюдение и защиту Конституции РФ, законом государства, прав и законных интересов граждан на территории данного муниципального образования и др.);

— сопутствующие статусу муниципального служащего (не совершать действий, подрывающих авторитет муниципального служащего, хранить государственную и иную охраняемую законом тайну и др.).

специальные, связанные с конкретными должностями и сферами деятельности органа местного самоуправления.

Среди прав, предоставленных Законом «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» от 08.01.1998 г. и Законом Московской области муниципальному служащему предоставлены следующие права:

— Знакомиться с документами, относящимися к деятельности, и получать информацию и материалы, необходимые для исполнения должностных обязанностей;

— Посещать в установленном порядке предприятия и учреждения независимо от форм собственности для исполнения обязанностей по службе;

— Принимать решения в пределах своей компетенции;

— продвигаться по службе и на повышение денежного содержания с учетом квалификации и профессиональных качеств;

— Повышать квалификацию и проходить переподготовку за счет средств местного бюджета;

— выходить в отставку, получать пенсионное обеспечение и др.

Указанными выше законодательными актами установлены следующие обязанности муниципального служащего:

— Обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции РФ, федеральных законов и субъектов Федерации, нормативно-правовых актов муниципального образования;

— Добросовестно исполнять должностные обязанности и распоряжения вышестоящих руководителей (в пределах их компетенции);

— Обеспечивать, соблюдать и защищать права и законные интересы граждан;

— Соблюдать установленные правила внутреннего трудового распорядка;

— Поддерживать свой уровень квалификации, достаточный для исполнения должностных обязанностей;

— Хранить государственную и иную охраняемую законом тайну и др.

Предоставляя определенные права и возлагая обязанности необходимые для выполнения задач по государственному управлению, ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» от 08.01.1998 (ст.11) устанавливает социально-экономические, политические и моральные ограничения, связанные с муниципальной службой. Для муниципального служащего не допускается:

Занятие другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

Быть депутатом (законодательного) представительного органа, а также членом иных выборных органов местного самоуправления;

Состоять членом органа управления коммерческой организации;

Быть представителем или поверенным по делам третьих лиц в муниципальном органе;

Получать от физических и юридических лиц вознаграждение (подарки, деньги, ссуды, услуги, оплата развлечений, отдыха, транспортных расходов и др.) за исполнение служебных обязанностей в их интересах;

Получать гонорары за публикации и выступления в качестве муниципального служащего;

Принимать участие в забастовках;

Использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения и др. муниципальное имущество и служебную информацию;

Использовать свое положение в интересах политических партий и общественных объединений, в т.ч. религиозных, для пропаганды отношения к ним и с целью образования их структур в органе местного самоуправления и др.

К правовым нормам, закрепляющим правовой статус муниципального служащего, относятся также нормы устанавливающие основания, виды и порядок применения поощрений муниципального служащего.

За неисполнение или не надлежащее исполнение должностных обязанностей муниципальный служащий подлежит ответственности в соответствии с действующим законодательством и уставом муниципального образования. Под ответственностью муниципального служащего понимается обязанность муниципального служащего претерпеть определенные лишения личного, имущественного и организационного характера за совершенное им правонарушение. В отношении муниципальных служащих предусмотрены следующие виды ответственности:

  1. Дисциплинарная – за совершение дисциплинарного проступка (замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение от должности);

  2. Административная – за совершение административных правонарушений;

  3. Уголовная – за совершение уголовно наказуемых деяний;

  4. Материальная – за причинение материального вреда при исполнении служебных обязанностей.