Содержание
Статья 205 УК РФ. Террористический акт
Новая редакция Ст. 205 УК РФ
1. Совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в целях воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями —
наказываются лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет.
2. Те же деяния:
а) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) повлекшие по неосторожности смерть человека;
в) повлекшие причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий, —
наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они:
а) сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ;
б) повлекли умышленное причинение смерти человеку, —
наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.
Примечание. Лицо, участвовавшее в подготовке террористического акта, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления террористического акта и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления.
Комментарий к Статье 205 УК РФ
1. Террористический акт — многообъектное преступление. Основным объектом терроризма является общественная безопасность. Дополнительным объектом выступают жизнь, здоровье, имущественные или иные интересы физических и юридических лиц.
2. Объективная сторона составов преступления состоит в совершении взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба или иных тяжких последствий либо в угрозе совершения указанных действий.
2.1. Иные (кроме взрыва и поджога) действия могут состоять в устройстве обвалов, камнепадов, потопов, аварий, катастроф и крушений на транспорте, разрушении зданий, культурных и религиозных сооружений, в бактериологическом, радиоактивном, химическом и ином заражении местности, водоемов и т.д., которые создают опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба или иных тяжких последствий.
3. Преступление окончено (составами) при условии, если совершены указанные действия либо возникла угроза их совершения и они создали реальную опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба, наступления иных общественно опасных последствий.
3.1. Реальность опасности наступления указанных последствий оценивается на основе имеющихся материалов о времени, месте, обстановке, способе совершения общеопасных деяний, экспертных оценках и влиянии на механизм преступного посягательства и других, нередко случайных, обстоятельств (скопление людей, транспортных средств, животных и т.п.).
3.2. Опасность гибели людей означает, что она угрожала хотя бы одному человеку.
3.3. Значительность имущественного ущерба определяется на основе стоимости уничтоженного или поврежденного имущества, его количества и значимости для потерпевшего, материального положения последнего. Он не тождествен термину «значительный ущерб», используемому законодателем при формулировании составов имущественных преступлений.
3.4. Иные тяжкие последствия могут выражаться в умышленном причинении гражданам вреда здоровью различной степени тяжести, дестабилизации обстановки в определенном населенном пункте, остановке работы транспорта и т.п.
4.1. Не образует квалифицированного состава террористического акта применение оружия в целях избежания задержания после совершения террористического акта.
5. Особо квалифицированный состав террористического акта (ч. 3) включает в себя следующие отягчающие обстоятельства: а) совершение его организованной группой (см. коммент. к ст. 35); б) наступление по неосторожности смерти человека (см. коммент. к ст. 111); в) наступление иных тяжких последствий; г) сопряженный с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ (см. коммент. к ст. 220 — 221 и 247 — 248).
5.1. Иные тяжкие последствия могут выражаться: в дезорганизации органов государственной власти и местного самоуправления на длительный срок; срыве мероприятий, имеющих важное политическое (выборы в представительные органы власти, референдум) либо социально-культурное (крупные международные спортивные мероприятия) значение; парализации на длительный срок объектов жизнеобеспечения населенных пунктов; наступлении экологической катастрофы; массовом заболевании людей (эпидемия) или животных (эпизоотия); отравлении окружающей среды, требующем аварийно-спасательных и восстановительных работ; причинении крупного или особо крупного материального ущерба потерпевшему; причинении по неосторожности смерти двум и более лицам.
6. Умышленное причинение смерти человеку при террористическом акте не охватывается составом терроризма и влечет квалификацию по совокупности преступлений с соответствующими пунктами (в зависимости от обстоятельств дела) ч. 2 ст. 105.
7. Субъект преступного посягательства — вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста.
8. Субъективная сторона составов преступления характеризуется умыслом. Для преступления, предусмотренного ч. 3, характерны две формы вины: умысел — по отношению к действиям и неосторожность — по отношению к наступлению последствий.
8.1. Обязательным признаком субъективной стороны террористического акта является наличие специальной цели — воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями.
8.3. Под международными организациями подразумеваются межгосударственные и международные общественные учреждения, находящиеся под охраной норм международного права и международного сообщества.
9. Примечание к ст. 205 предусматривает освобождение от УО лица, участвовавшего в подготовке террористического акта, в случае его позитивного послепреступного поведения, если в его действиях не содержится иного состава преступления.
9.1. Предупреждение органов власти следует считать своевременным, если оно сделано до начала совершения взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность наступления последствий, указанных в ч. 1 коммент. статьи, чтобы органы власти имели реальную возможность предотвратить террористический акт.
9.2. Иной способ предотвращения террористического акта может заключаться в самостоятельных действиях лица по предотвращению взрыва, поджога, привлечению других граждан к локализации вредных последствий.
10. Террористический акт — особо тяжкое преступление.
Другой комментарий к Ст. 205 Уголовного кодекса Российской Федерации
1. Объективная сторона террористического акта заключается в совершении одного из следующих действий: 1) совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели человека, причинения значительного материального ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий; 2) угроза совершения указанных действий.
Иные действия — это различные по характеру действия, способные повлечь за собой такие же последствия, какие влекут взрыв или поджог, например массовые отравления, распространение эпидемий и эпизоотий, устройство аварий и катастроф, вывод из строя жизнеобеспечивающих объектов и др.
Угроза совершения указанных в ч. 1 действий представляет собой психическое воздействие на людей в форме высказывания намерения учинить взрыв, поджог или иные подобные действия. Она должна быть реальной.
2. Преступление считается оконченным с момента совершения одного из действий, указанных в ч. 1.
3. Субъективная сторона террористического акта характеризуется прямым умыслом. Обязательным признаком является цель — воздействие на принятие решений органами власти или международными организациями, которое выражается в побуждении соответствующих субъектов к совершению действий, нужных и выгодных для виновного, в создании такой ситуации, когда указанные органы или организация вынуждены принимать незаконные решения ради обеспечения безопасности граждан.
4. К квалифицированным видам террористического акта (ч. 2) относятся: а) совершение деяния группой лиц по предварительному сговору либо организованной группой; б) причинение по неосторожности смерти человеку; в) причинение значительного имущественного ущерба либо иных тяжких последствий. Значительность имущественного ущерба определяется судом в каждом конкретном случае, с учетом всех обстоятельств содеянного. К иным тяжким последствиям можно отнести причинение двум или более лицам тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, длительные остановки транспорта и др.
5. Особо квалифицированный состав (ч. 3) характеризуется: а) сопряженностью с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ; б) умышленным причинением смерти человеку. В последнем случае квалификации по совокупности со ст. 105 УК РФ не требуется.
6. В соответствии с примечанием лицо, участвовавшее в подготовке террористического акта, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным (есть время для предотвращения) предупреждением органов власти (правоохранительные или иные, занимающиеся борьбой с терроризмом либо обязанные сообщать в соответствующие органы) или иным способом способствовало предотвращению акта терроризма (например, обезвредило взрывное устройство) и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления.
1. Совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в целях воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями —
наказываются лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет.
2. Те же деяния:
а) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) повлекшие по неосторожности смерть человека;
в) повлекшие причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий, —
наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они:
а) сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ;
б) повлекли умышленное причинение смерти человеку, —
наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.
Примечание. Лицо, участвовавшее в подготовке террористического акта, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления террористического акта и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления.
Комментарий к Ст. 205 УК РФ
1. Слово «террор» латинского происхождения и определяется как страх, ужас. Терроризм обладает высокой степенью общественной опасности, относится к преступлениям международного характера, приобрел транснациональный характер и угрожает стабильности в мире, в связи с чем от мирового сообщества требуется принятие эффективных мер противодействия. В настоящее время принят и действует ряд международных правовых документов, в частности Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов, от 14 сентября 1963 г. , Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16 декабря 1970 г. , Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, от 23 сентября 1971 г. , Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, от 14 декабря 1973 г. , Конвенция о физической защите ядерного материала от 26 октября 1979 г. , Международная конвенция о борьбе с захватом заложников, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в Нью-Йорке 17 декабря 1979 г. , Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, от 10 марта 1988 г. , Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников от 4 декабря 1989 г. , Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом от 15 декабря 1997 г. , Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 г. , Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г. , Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма (принята Резолюцией N A/Res/59/290 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 апреля 2005 г.) , Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма от 16 мая 2005 г. и др.
———————————
Действующее международное право. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. Т. 3. С. 571 — 576 (извлечение).
Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1974. Вып. XXVII. С. 292 — 296.
Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1975. Вып. XXIX. С. 90 — 95.
Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1979. Вып. XXXIII. С. 90 — 94.
Действующее международное право. М. : Московский независимый институт международного права, 1997. Т. 3. С. 30 — 38.
Сборник международных договоров СССР. М., 1989. Вып. XLIII. С. 99 — 105.
БМД. 2002. N 1. С. 3 — 12.
Действующее международное право. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. Т. 2. С. 812 — 819.
СЗ РФ. 2001. N 35. Ст. 3513.
СЗ РФ. 2003. N 12. Ст. 1059.
СЗ РФ. 2003. N 41. Ст. 3947.
СЗ РФ. 2008. N 33. Ст. 3819.
СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2393.
В Концепции национальной безопасности России терроризм назван среди иных внешних и внутренних угроз национальной безопасности России. Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (в ред. от 08.11.2011) определяет основные понятия терроризма, террористической деятельности, устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил РФ в борьбе с терроризмом.
———————————
СЗ РФ. 2006. N 11. Ст. 1146; N 31 (ч. 1). Ст. 3452; 2008. N 45. Ст. 5149; N 52 (ч. 1). Ст. 6227; 2009. N 1. Ст. 29; 2010. N 31. Ст. 4166; 2011. N 1. Ст. 16; N 19. Ст. 2713; N 46. Ст. 6407.
2. Понятие террористического акта дано в ч. 1 ст. 205 УК. Вопросы судебной практики по ст. 205 УК и других преступлений террористической направленности (ст. ст. 205.1, 205.2, 208 УК) даны в Постановлении Пленума ВС РФ от 09.02.2012 N 1.
Объектом во всех преступлениях террористической направленности выступает общественная безопасность, основные принципы и содержание деятельности по обеспечению которой устанавливает Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ «О безопасности» . Жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относятся: личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
———————————
СЗ РФ. 2011. N 1. Ст. 2.
Дополнительным объектом являются жизнь, здоровье, отношения собственности, нормальное функционирование органов власти государственных, общественных учреждений, иных социальных институтов.
3. Объективная сторона террористического акта состоит в альтернативных действиях: 1) совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий; 2) угроза совершения указанных действий.
Взрыв, поджог и иные действия являются способами совершения преступления. Под иными действиями понимаются общественно опасные действия, которые могут вызвать такие же последствия, как при взрыве или поджоге (например, провоцирование обвала горных пород, затопление объектов жизнеобеспечения путем разрушения ирригационных сооружений, плотин, шлюзов, отравление источников водоснабжения, запасов продовольствия, захват объектов атомной энергетики, школ, больниц, театров, блокирование транспортных коммуникаций, средств связи, распространение радиоактивных, отравляющих веществ, эпидемий, эпизоотий и т.д.).
Значительный имущественный ущерб должен определяться с учетом стоимости и значимости уничтоженного или поврежденного имущества, материальных ценностей. Однако определяющим является то, насколько уничтожение и повреждение либо угроза этого были способны повлиять на устрашение населения или на решения органов власти или международных организаций.
Иные тяжкие последствия должны быть сопоставимы с указанными в законе последствиями, охватывают опасность причинения вреда здоровью людей, возникновения среди населения паники, страха, ухудшения экологической обстановки в регионе, появления большого количества беженцев, дезорганизации нормальной деятельности органов государственной власти и управления, длительного нарушения работы предприятий, средств связи, транспорта и т.д.
Угроза совершения террористического акта влечет ответственность независимо от намерения виновного лица привести ее в исполнение или от возможности реализации, важно, что она должна вызывать у населения и у власти обоснованное опасение ее осуществления. Угроза может быть открытой, анонимной, устной, письменной, по телефону, с помощью иных технических средств связи, средств массовой информации и т.д.
Преступление считается оконченным с момента совершения действий, предусмотренных ч. 1 ст. 205 УК, либо когда возникла угроза их совершения, и они создали реальную опасность гибели хотя бы одного человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий. Устрашающими признаются действия, которые по своему характеру способны вызвать страх у людей за свою жизнь и здоровье, безопасность близких, сохранность имущества и т.п. (п. 2 Постановления Пленума ВС РФ от 09.02.2012 N 1). Фактическое наступление указанных последствий образует квалифицированные виды террористического акта или квалифицируется по совокупности с другими преступлениями.
4. Субъективная сторона террористического акта характеризуется умышленной виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что совершает взрыв, поджог или иные действия, устрашающие население и создающие опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, либо сознает угрозу совершения указанных действий, и желает так действовать.
Обязательным признаком террористического акта является специальная цель — воздействие на принятие решения органами государственной власти, местного самоуправления или международными организациями. Террористы для этого могут требовать, например, выплаты значительных денежных сумм денег, передачи больших партий оружия, прекращения проводимой государством антитеррористической операции на какой-либо территории, вывода участвующих в такой операции войсковых формирований, освобождения задержанных в ходе операции соучастников террористов и т.д. Если же указанные в законе действия (взрывы, поджоги и т.д.) совершены виновными лицами с другой целью, например, ослабления экономической безопасности и обороноспособности страны, то содеянное квалифицируется по ст. 281 УК (диверсия), по другим мотивам, например, уничтожение имущества с целью мести, то содеянное квалифицируется по статье 167 УК РФ и т.д. Террористический акт в отношении конкретного государственного или общественного деятеля влечет ответственность по ст. 277 УК и т.д.
Мотив преступления не является обязательным признаком и на квалификацию содеянного не влияет.
5. Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 14 лет.
6. К квалифицирующим признакам террористического акта (ч. 2 комментируемой статьи) относятся те же деяния: а) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) повлекшие по неосторожности смерть человека; в) повлекшие причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий.
Понятие группы лиц по предварительному сговору определено в ч. 2 ст. 35 УК, группы лиц по предварительному сговору — в ч. 2 ст. 35 УК, организованной группы — в ч. 3 ст. 35 УК (см. коммент. к ним). При квалификации действий членов организованной группы ссылки на ст. 33 УК не требуется.
Причинение смерти по неосторожности предполагает неосторожную форму вины в виде легкомыслия или небрежности (см. коммент. к ст. 109 УК).
Понятия «значительный имущественный ущерб» и «иные тяжкие последствия» см. в коммент. к ч. 1 комментируемой статьи. При причинении значительного материального ущерба дополнительной квалификации по ст. 167 УК не требуется. К иным тяжким последствиям могут относиться причинение тяжкого вреда здоровью хотя бы одному человеку, средней тяжести двум и более лицам и др. (п. п. 6 — 8 Постановления Пленума ВС РФ от 09.02.2012 N 1).
7. К особо квалифицирующим признакам террористического акта в соответствии с ч. 3 комментируемой статьи относятся деяния, предусмотренные ч. ч. 1 и 2, если они: а) сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ; б) повлекли умышленное причинение смерти человеку.
8. Объекты атомной энергетики — это сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и другие летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства; сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами, сооружениями; комплексы, полигоны, установки и устройства с ядерными зарядами для использования в мирных целях; другие содержащие ядерные материалы сооружения, комплексы, установки для производства, использования, переработки, транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов; места нахождения комплексов, установок, аппаратов, оборудования и изделий, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируются ионизирующие излучения; стационарные объекты и сооружения, предназначенные для хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранения или захоронения радиоактивных отходов. Ядерные материалы представляют собой материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющие) ядерные вещества. Радиоактивными веществами, не относящимися к ядерным материалам, являются вещества, испускающие ионизирующие излучения. Источники радиоактивного излучения — это не относящиеся к ядерным установкам комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение.
9. Под ядовитыми понимают вещества, которые при их употреблении оказывают тяжелое отравляющее воздействие на организм человека, способное причинить смерть или тяжкий вред здоровью (например, цианистый калий, зарин, синильная кислота, змеиный яд и др.).
Отравляющие вещества представляют собой химические реагенты и их соединения, которые воздействуют на центральную нервную систему человека или органы дыхания и даже в незначительных количествах вызывают их поражение, но не относятся к химическому оружию (например, аммиак, хлор).
Токсичные вещества выделяются живыми организмами. Они могут быть бактериального, растительного или животного происхождения. Действие токсинов проявляется в угнетении функций живого организма и способно вызвать ботулизм, дифтерию, пищевые токсикоинфекции и т.д.
К опасным химическим или биологическим веществам относятся те, применение которых может причинить вред жизни и здоровью людей или окружающей среде и которые подлежат обязательной государственной регистрации на основании Постановления Правительства РФ от 12.11.1992 N 869 «О государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ» (в ред. от 05.04.1999) . Государственной регистрации подлежат все потенциально опасные химические и биологические вещества природного и искусственного происхождения, производимые на территории РФ и закупаемые за рубежом для использования в народном хозяйстве и быту. Это не распространяется на химические и биологические средства защиты растений, регуляторы роста сельскохозяйственных растений и лесных насаждений, фармацевтические препараты. Государственная регистрация осуществляется Российским регистром потенциально опасных химических и биологических веществ, действующим в соответствии с учредительными документами.
———————————
САПП РФ. 1992. N 20. Ст. 1669; СЗ РФ. 1999. N 15. Ст. 1824.
10. В п. «б» ч. 3 комментируемой статьи фактически объединены в одну норму составы терроризма и убийства. Понятие убийства, т.е. умышленного причинения смерти человеку, определено в ч. 1 ст. 105 УК РФ. Поскольку в санкции комментируемой статьи предусмотрено наказание в виде пожизненного лишения свободы, а наказание в виде смертной казни в настоящее время за убийство не назначается, то умышленное причинение смерти потерпевшему при терроризме не влечет квалификацию по совокупности преступлений, предусмотренных ст. ст. 277, 295, 317 УК. Умышленное причинение смерти двум и более лицам дополнительной квалификации по ст. 105 УК не требует (п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 09.02.2012 N 1).
11. Примечание к комментируемой статье предусматривает обязательные условия освобождения от уголовной ответственности лица, участвовавшего в подготовке акта терроризма, — если оно способствовало предотвращению акта терроризма своевременным предупреждением органов власти или иным способом и если в его действиях не содержится иного состава преступления.
Способствование предотвращению преступления должно выразиться в своевременном предупреждении органов власти (когда они имеют реальную возможность принять меры к предотвращению акта терроризма). Форма, в которой сделано такое предупреждение, может быть любой: письменной, устной, с применением средств связи, лично, через других лиц, открыто, анонимно и т.д.
Способствование предотвращению осуществления акта терроризма иным способом означает активное действие самого лица, выразившееся, например, в обезвреживании соучастников, предотвращении взрыва, поджога или иных действий, предусмотренных комментируемой статьей.
Примечание распространяется как на индивидуально действующее лицо, так и на лицо, действующее в составе группы. Для индивидуально действующего лица освобождение от ответственности наступает при совершении преступления как в случаях пассивной (прекращение подготовки акта терроризма), так и при активной форме отказа (устранение последствий своих действий по подготовке акта). При подготовке акта терроризма в соучастии отказ одного из соучастников (кроме исполнителя) возможен только в активной форме. При неудачной попытке предотвращения акта терроризма, если лицо совершило все необходимые в данной конкретной обстановке действия, но по причинам, от него не зависящим, предотвратить акт терроризма не удалось (например, неправильные действия сапера при разминировании взрывного устройства), на данное лицо должно распространяться действие примеч. к комментируемой статье. Этот вывод вытекает из смысла закона, в котором говорится о способствовании предотвращению, а не о предотвращении акта терроризма.
Данная норма в определенной мере дублирует норму о добровольном отказе от преступления (ст. 31 УК), но в то же время расходится с ней. Если действия лица подпадают под добровольный отказ, то применяется ст. 31 УК как норма Общей части УК, согласно которой лицо не подлежит уголовной ответственности.
Если лицо участвовало в подготовке или совершении нескольких актов терроризма, то оно освобождается от уголовной ответственности только за те акты терроризма, предотвращению которых оно способствовало.
12. Если при терроризме использованы незаконно приобретенные либо хранящиеся ядерные материалы и радиоактивные вещества, а также незаконно приобретенные, хранящиеся либо изготовленные огнестрельное оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и взрывные устройства, то содеянное квалифицируется по совокупности ст. 205 УК и соответственно ст. ст. 220, 222 или 223 УК.
Действия участников НВФ, банды, преступного сообщества (преступной организации) при терроризме квалифицируются по совокупности ст. 205 УК и соответственно ст. ст. 208, 209 или 210 Уголовного кодекса РФ (п. п. 10, 13 Постановления Пленума ВС РФ от 09.02.2012 N 1).
Бесплатная консультация юриста по телефону Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону Москва и МО
+7 499 938 62 89 Санкт-Петербург и ЛО
+7-812-425-13-17
В примечании указывается, что за террористический акт по ст. 205 УК РФ может наступить оправдание, снятие с ответственности уголовного характера. Но это возможно лишь в следующих случаях, когда преступник:
- послушался предупреждений правоохранительных или органов власти и исключил возможность наступления террора;
- предотвратил самостоятельно наступление беды террористического плана.
Самое главное, чтобы во всех действиях, мотивах и намерениях обвиняемого, подозреваемого человека не фигурировал бы какой-то другой состав преступления. Тогда случай просто регистрируют как условный уголовный терроризм, а фигуранта снимают с уголовной ответственности.
Весь понятийный аппарат по терроризму, финансирование терроризма, и прочее дается с пояснениями в законе №35-ФЗ от 06.03.06г. «О противодействии терроризму» (дейст. в последн. ред.). Чтобы легче было понимать по смыслу термины, необходимо рассмотреть определения и пояснения, данные в комментариях:
- «Террор» (лат. – «страх», «ужас») – относится к общественной опасности, классифицируется как преступность международного уровня так как встречается во многих современных государствах.
- Отсюда определение «терроризм» в УК РФ – те действия, которые пугают людей, угрожают их безопасности или доводят их до угрозы здоровью, жизни. Подробно в деталях описывает часть1-я статья 205 – террористический акт.
- Объектом в терроре является национальная, социально-общественная безопасность, интересы населения на жизненном важном уровне. Именно угрозу общественной безопасности квалифицирует статья 205 как террористический акт.
- Объективно оцениваемые деяния делят на непосредственно совершенные преступления и угрозы. При этом угроза террористического акта должна создавать опасность для людей, иначе она в УК РФ не будет квалифицирована по ст.205, а может пройти по ст. 205 пункт-примечание 4 УК РФ, комментарий.
- Субъективно регистрируемые факторы преступления предстают в форме – умыслов, намерений, планирования. Террорист осознанно подходит к деянию, его осуществлению и организации, ставит конкретную цель (требование перевода денежных сумм на банковский счет, получения крупных партий оружия, остановки операций по прекращению террора и прочее).
- Преступник-субъект – осознающее свои поступки лицо, достигшее совершеннолетия (неполного – 14 лет), которому можно назначать ответственность за терроризм по уголовному законодательству России.
- Квалифицирующий состав терроризма – групповые, специально организованные действия, которые имеют страшные последствия (смерть потерпевших, ущербы в больших суммах, иное).
- Особо квалифицируемые – нападения на объекты атомной, ядерной энергетики, хранилищ с ядами, применение опасных химических и биологических, токсичных веществ, прочее, за что грозит уголовная ответственность за участие в террористической деятельности.
Объекты безопасности главные:
- личность;
- права, свободы человека, людей;
- материально-духовные ценные объекты, вещи, идеи, принадлежащие обществу, государству;
- государственный суверенитет, целостность границ территории;
- конституция.
Объекты безопасности второстепенные:
- здоровье людей;
- жизнь человека;
- собственность человека, людей, организаций;
- стабильность работы органов власти (федеральный, региональный уровень, который затрагивает ст. 205 ч.3 УК РФ);
- работа социальных, общественных учреждений.
С каждым годом террор приобретает все больше оттенков транснациональности и межнациональной розни. Изначально такое явление (описываемое в ст.205 УК РФ) имело состав преступления по сугубо личной мотивации. Например, в США часто фиксировались случаи развернутого бандитизма, мафии, где злостные нарушители требовали лично для себя выгод, безопасного бегства и прочее. Современный терроризм в уголовном праве Российской Федерации относится к наиболее серьезным угрозам безопасности как внешней, так и внутренней.
Несколько примеров из судебной практики
Все вопросы, касающиеся судебной практики, идущей по ст. 205 ч.1 УК РФ, можно прочитать в Постановлении Пленума Верховного Суда №1 от 09.02.12г. (с действующими изм. и доп.). Чтобы иметь представление, как данный правовой акт срабатывает в тех или иных случаях, можно рассмотреть несколько примеров. Они покажут степень теракта, какая была определена уголовная ответственность, чтобы в дальнейшем исключить террористическую деятельность со стороны преступника.
Пример 1: Определение №201-АПУ17-41 (апелляция) по делу от 17.10.17г. в г. Москве.
Осужденный гражданин Республики Татарстан, ранее не был судим, получил срок 10 лет исправительного режима в колониальном заведении по ст.205 (ч.2). Ходатайство стороны-защитника указало суду через апелляционное предложение что доводы, на основании которых создавался приговор, не соответствуют действительности по факту, что уголовно-правовая характеристика террористического акта должна быть снижена, облегчена.
Были представлены доказательства в пользу обвиняемого – оказываемое давление со стороны настоящих зачинщиков. Рассмотрев дополнительно также меру уголовной ответственности, какая предусматривала получение 10 лет, изучив дополнительно показания служащего ФСБ, доказывающие непосредственное участие в терроризме, учитывая ходатайство, суд снизил наказание до 9 лет 6 месяцев.
Пример 2: Определение по апелляции №5-АПУ 17-88 от 10.10.2017г. в г. Москве.
Гражданин Республики Беларусь осуждался за кражу, проникновение в жилое помещение, угрозу с национально окрашенными оскорблениями. Обвинение проходило сначала по гражданскому праву, затем по ст.205 (ч.2) уголовной подсудности. Поступки виновного выявлены как опасные для общественности, поэтому принятие такого решения было осуществлено ради обеспечения безопасности граждан. Апелляционная жалоба содержала просьбу, не передавать подсудимого под уголовную ответственность.
Судьи, рассмотрев все детали дела, доказательную базу и дополнительные свидетельства против фигуранта, квалифицировали его действия как уголовный терроризм. Определение от 16.08.2017 о передаче по уголовную ответственность, где ему грозят годы лишения свободы, федеральный закон вместе с судопроизводством – оставили без изменения, а апелляцию не удовлетворили.
В большинстве случае судьи всегда стоят на стороне правовой защиты потерпевших граждан, если замечен терроризм и найдены виновники. В том случае, когда пострадавших людей не было, а теракт нейтрализован полностью самим деятелем, угроза может считаться несуществующей. Но за попытку создать опасность для общественности могут наказать по минимуму. Например, по ст.237 (сокрытие информации о планируемом преступлении), и других статьях Уголовного Кодекса России.
Бесплатная консультация юриста по телефону Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону Москва и МО
+7 499 938 62 89 Санкт-Петербург и ЛО
Комментарии к ст. 205 УК РФ
1. Высокая степень общественной опасности терроризма требует от мирового сообщества принятия эффективных мер противодействия ему.
В настоящее время действует немало международно-правовых документов, относящихся к проблеме борьбы с терроризмом:
- Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (Токио, 14.09.63);
- Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаага, 16.12.70);
- Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреаль, 23.09.71);
- Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (Нью-Йорк, 14.12.73);
- Конвенция о физической защите ядерного материала (Вена, 26.10.79);
- Международная конвенция о борьбе с захватом заложников (17.12.79);
- Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (Рим, 10.03.88);
- Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе (Рим, 10.03.88);
- Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, принятую в Монреале 23.09.71 (Монреаль, 24.02.88);
- Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников (Нью-Йорк, 04.12.89);
- Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (Нью-Йорк, 15.12.97);
- Пакт стабильности для юго-восточной Европы (Кельн, 10.06.99);
- Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (Нью-Йорк, 09.12.99);
- Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Шанхай, 15.06.2001);
- Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма (принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13.04.2005 N A/Res/59/290);
- Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма (заключена в г. Варшаве 16.05.2005);
- Берлинская декларация мэров Берлина, Лондона, Москвы и Парижа (Берлин, 22.02.2006), и др.
Основой борьбы с терроризмом в России является Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму». Уголовно-правовой механизм противодействия терроризму составляют ст. ст. 205, 205.1, 205.2 и 207 УК РФ.
2. Понятие террористического акта определено в ст. 205.
С объективной стороны он совершается в виде действий, выраженных в двух альтернативных формах:
- а) совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий и
- б) угроза совершения указанных действий.
Взрыв — это сопровождающееся сильным звуком воспламенение чего-нибудь вследствие мгновенного химического разложения вещества и образования сильно нагретых газов.
Поджог — намеренное, с преступным умыслом вызывание пожара, т.е. неконтролируемого горения, причиняющего материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
Иные действия — это различные по характеру действия, способные повлечь за собой такие же последствия, как и при взрыве или поджоге: использование ядовитых и сильнодействующих веществ, производство массовых отравлений, устройство аварий и катастроф, нарушение технологических либо производственных процессов и т.п.
Общим свойством всех действий, в которых может выразиться террористический акт, является то, что они устрашают население и создают опасность причинения указанных в законе последствий.
3. Под угрозой совершения указанных в ч. 1 ст. 205 действий следует понимать высказывание намерения совершить взрыв, поджог или иные подобные действия для достижения целей террориста. Именно реальность намерения, проявившаяся в конкретных действиях, отличает угрозу от обнаружения умысла и придает ей уголовно-правовой характер.
4. В качестве возможных последствий ч. 1 ст. 205 указывает на угрозу наступления гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба или иных тяжких последствий.
Опасность гибели человека в соответствии с точным смыслом закона означает наличие опасности причинения смерти как минимум одного человека.
Возможный или причиненный имущественный ущерб признается значительным судебно-следственными органами с учетом конкретных обстоятельств дела.
5. Иные общественно опасные последствия — это сопоставимые с гибелью людей или значительным имущественным ущербом последствия (причинение лицу тяжкого вреда здоровью; серьезное нарушение деятельности транспорта; дезорганизация нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, служб жизнеобеспечения, организаций, предприятий и учреждений; нарушение работы связи; иная дестабилизация обстановки в регионе и т.п.).
6. Реальное причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью, незначительного имущественного ущерба и иных подобных последствий, не охватываемых понятием «иные тяжкие последствия», следует рассматривать как элемент «создания опасности гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий». Согласно закону терроризм считается оконченным преступлением с момента совершения взрыва, поджога или иных подобных действий либо с момента создания угрозы совершения указанных действий. Фактическое причинение перечисленных выше последствий выходит за рамки основного состава и либо образует квалифицированные виды террористического акта, либо квалифицируется по совокупности ст. 205 и соответствующих статей УК, предусматривающих ответственность за эти деяния.
7. Субъективная сторона терроризма характеризуется прямым умыслом и целью воздействия на принятие решения органами государственной власти или органами местного самоуправления либо международными организациями.
Оказание воздействия на принятие решений выражается в побуждении соответствующих субъектов к совершению действий, нужных или выгодных для террористов, в создании такой ситуации, когда органы власти оказываются перед необходимостью вынужденно принимать незаконные или неоправданные решения ради обеспечения безопасности граждан и общества.
Мотивы не являются обязательным признаком террористического акта и на квалификацию содеянного не влияют. По своей мотивации терроризм подразделяется на политический, националистический, религиозный, корыстный и т.п.
8. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 14 лет.
9. Квалифицированными видами террористического акта являются:
- а) его совершение группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
- б) причинение по неосторожности смерти человека;
- в) причинение значительного имущественного ущерба;
- г) наступление иных тяжких последствий.
Соглашение между соучастниками на совершение террористического акта должно состояться до совершения взрыва, поджога и иных действий, а соучастники должны действовать как соисполнители. Если же в группе выделяются организаторы, пособники и подстрекатели, которые не принимают непосредственного участия в совершении актов терроризма, то содеянное ими квалифицируется со ссылкой на ст. 33 УК.
10. Совершение терроризма организованной группой означает, что оно совершается устойчивой группой лиц, предварительно объединившихся для осуществления теракта. Независимо от того, какую роль выполняло то или иное лицо, действия каждого участника организованной группы квалифицируются по ч. 3 ст. 205 УК.
11. Причинение смерти человека при террористическом акте в силу прямого указания в законе может быть только по неосторожности. Умышленное причинение смерти охватывается ч. 3 комментируемой статьи.
12. Понятия «значительный имущественный ущерб» и «иные тяжкие последствия» должно толковаться правоприменителем в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела (причинение лицу тяжкого вреда здоровью, причинение особо крупного материального ущерба, дезорганизацию работы транспорта, предприятий, учреждений и организаций, химическое или радиоактивное заражение окружающей среды, распространение эпидемий, обострение межнациональных отношений и т.п.).
13. Террористический акт, сопряженный с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ представляет особую опасность в силу особых свойств предмета посягательства либо используемых средств совершения преступления.
К объектам атомной энергии относятся: сооружения и комплексы с ядерными реакторами, атомные станции, суда, космические аппараты, сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами и т.д. К ядерным относятся материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества. Радиоактивные вещества — это вещества, испускающие ионизирующее излучение. Под источниками радиоактивного излучения понимаются комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение. О понятии ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ см. коммент. к ст. ст. 234, 247, 248 УК.
14. Примечание к ст. 205 содержит поощрительную норму. Освобождение лица от уголовной ответственности возможно при сочетании двух обязательных условий: а) своевременного предупреждения органов власти или иного способствования предотвращению осуществления террористического акта и б) отсутствия в действиях лица иного состава преступления.
Своевременным является такое предупреждение, которое предоставляет органам власти реальную возможность предотвратить грозящий террористический акт. Органы власти — это органы государственной власти или органы местного самоуправления, имеющие отношение к борьбе с преступностью, обеспечению общественной безопасности и предотвращению чрезвычайных происшествий. Иное способствование может означать совершение виновным любых действий, имеющих целью предотвращение террористического акта (изъятие или разрядка взрывного устройства, эвакуация людей с места возможного преступления, предупреждение их о возможности взрыва, поджога и т.п.).
Если лицо совершило все необходимые в данной конкретной обстановке действия, но по причинам, от него не зависящим (недостаточная квалификация саперов или их отсутствие на момент разминирования, неблагоприятные погодные условия и т.п.), предотвратить теракт не удалось, на это лицо распространяется действие примечания к ст. 205.