Стаж государственной службы

Об исчислении стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на … (с изменениями на 31 декабря 2019 года)

УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Об исчислении стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации

(с изменениями на 31 декабря 2019 года)

В целях обеспечения социальных гарантий государственным гражданским служащим Российской Федерации, в соответствии со статьей 54 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и впредь до принятия соответствующего федерального закона

постановляю:

1. Утвердить прилагаемые:
перечень периодов государственной службы и иных периодов замещения должностей, включаемых (засчитываемых) в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации;
порядок исчисления стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации.

2. Установить, что в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации засчитываются периоды работы (службы), которые до вступления в силу настоящего Указа были в установленном порядке включены (засчитаны) государственным гражданским служащим Российской Федерации в указанный стаж.

3. Правительству Российской Федерации:
определить порядок включения (зачета) в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации отдельных периодов замещения должностей из перечня, названного в абзаце втором пункта 1 настоящего Указа;
определить, в каком порядке будут даваться разъяснения по вопросам применения названных в пункте 1 настоящего Указа перечня и порядка, включая порядок установления соответствия должностей, периоды работы (службы) в которых включаются (засчитываются) в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации в соответствии с настоящим Указом.

4. Финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Указа, осуществлять за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации на содержание соответствующих государственных органов.

5. Признать утратившими силу:
Указ Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 года N 982 «О периодах работы (службы), включаемых в стаж государственной службы федеральных государственных служащих, дающий право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 36, ст.4130);
пункт 12 приложения к Указу Президента Российской Федерации от 17 апреля 2003 года N 444 «О внесении изменений и дополнений в некоторые акты Президента Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 16, ст.1508);
пункт 12 приложения N 1 к Указу Президента Российской Федерации от 25 ноября 2003 года N 1389 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 48, ст.4659);
пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2005 года N 931 «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 32, ст.3275).

6. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
В.Путин

Москва, Кремль
19 ноября 2007 года
N 1532

(с изменениями на 31 декабря 2019 года)

1. Периоды замещения государственных должностей Российской Федерации.

2. Периоды замещения государственных должностей субъектов Российской Федерации.

3. Периоды замещения должностей федеральной государственной гражданской службы, предусмотренных Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы».

4. Периоды замещения должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, предусмотренных реестрами должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, утвержденными законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

5. Периоды замещения государственных должностей федеральных государственных служащих, которые были предусмотрены Реестром государственных должностей федеральных государственных служащих, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 года N 33 «О Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих».

6. Периоды замещения государственных должностей федеральной государственной службы, предусмотренных перечнями государственных должностей федеральной государственной службы, которые считались соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации.

7. Периоды замещения государственных должностей государственной службы субъектов Российской Федерации.

8. Периоды замещения должностей прокурорских работников, определяемых в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

8_1. Периоды замещения должностей сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, определяемых в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» (пункт дополнительно включен с 15 января 2011 года Указом Президента Российской Федерации от 14 января 2011 года N 38).

9. Периоды замещения должностей (воинских должностей), прохождение службы (военной службы) в которых засчитывается в соответствии с законодательством Российской Федерации в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2019 года N 640.

10. Периоды службы в федеральных органах налоговой полиции на должностях сотрудников указанных органов, которые определялись в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

11. Периоды замещения должностей сотрудников таможенных органов Российской Федерации, определяемых в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации».

12. Периоды замещения на постоянной (штатной) основе муниципальных должностей (должностей депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, членов избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса).

13. Периоды замещения должностей муниципальной службы (муниципальных должностей муниципальной службы).

14. Периоды замещения должностей в специальных временных органах, во временных федеральных государственных органах, временных федеральных органах исполнительной власти, образованных для осуществления режима чрезвычайного положения и (или) для координации работ по ликвидации обстоятельств, вызвавших введение в соответствии с законодательством Российской Федерации чрезвычайного положения на соответствующей территории Российской Федерации и особого управления этой территорией, в аппаратах — представительствах полномочных (специальных) представителей Президента Российской Федерации, назначенных для координации деятельности органов государственной власти по проведению восстановительных работ, по урегулированию конфликта на соответствующей территории Российской Федерации, а также во временных специальных органах управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, в федеральных органах управления такой территорией.

15. Периоды замещения должностей руководителей, специалистов и служащих, включая замещение на постоянной основе выборных должностей, с 1 января 1992 года до введения в действие сводного перечня государственных должностей Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 года N 32 «О государственных должностях Российской Федерации», Реестра государственных должностей федеральных государственных служащих, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 года N 33 «О Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих», перечней государственных должностей федеральной государственной службы, которые считались соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации, и реестров (перечней) государственных должностей государственной службы субъектов Российской Федерации:

а) в Администрации Президента Российской Федерации, государственных органах (органах) Президента Российской Федерации, государственных органах (органах) при Президенте Российской Федерации;

б) в Совете Безопасности Российской Федерации и его аппарате;

в) в федеральных органах законодательной (представительной) власти и их аппаратах, Контрольно-бюджетном комитете при Верховном Совете Российской Федерации, Государственном комитете Российской Федерации по статистике и его органах в республиках, краях, областях, автономной области и автономных округах, районах и городах, Контрольно-бюджетном комитете при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;

г) в Правительстве Российской Федерации (Совете Министров — Правительстве Российской Федерации) и его Аппарате, федеральных органах исполнительной власти и их территориальных органах, представительствах Российской Федерации и представительствах федеральных органов исполнительной власти за рубежом, дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, а также в органах государственного управления (органах управления) при Правительстве Российской Федерации (Совете Министров — Правительстве Российской Федерации) и при федеральных органах исполнительной власти;

д) в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации, Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, иных федеральных судах (судах, государственном арбитраже), в их аппаратах, а также в прокуратуре Российской Федерации (органах прокуратуры);

е) в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и ее аппарате;

ж) в Счетной палате Российской Федерации и ее аппарате;

з) в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и иных государственных органах, образованных в соответствии с конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, в высших государственных органах автономных республик, местных государственных органах (краевых, областных Советах народных депутатов, Советах народных депутатов автономной области, автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советах народных депутатов и их исполнительных комитетах);

и) в упраздненных государственных учреждениях, осуществлявших в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельные функции государственного управления, переданные при упразднении этих учреждений федеральным государственным органам, либо в государственных учреждениях, преобразованных в федеральные государственные органы, а также в государственных учреждениях, должности в которых были включены в перечни государственных должностей федеральной государственной службы, которые считались соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации, — в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

к) в органах местного самоуправления;

л) в специальных временных органах, во временных федеральных государственных органах, временных федеральных органах исполнительной власти, образованных для осуществления режима чрезвычайного положения и (или) для координации работ по ликвидации обстоятельств, вызвавших введение в соответствии с законодательством Российской Федерации чрезвычайного положения на соответствующей территории Российской Федерации и особого управления этой территорией, в аппаратах — представительствах полномочных (специальных) представителей Президента Российской Федерации, назначенных для координации деятельности органов государственной власти по проведению восстановительных работ, по урегулированию конфликта на соответствующей территории Российской Федерации, а также во временных специальных органах управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, в федеральных органах управления такой территорией.

15_1. Периоды замещения гражданами Российской Федерации, постоянно проживавшими по состоянию на 18 марта 2014 г. на территории Республики Крым или на территории г.Севастополя, должностей руководителей, специалистов, а также на постоянной (штатной) основе выборных должностей в государственных органах и органах местного самоуправления, образованных в соответствии с Конституцией Украинской ССР и (или) Конституцией Республики Крым, с 1 января 1992 г. по 31 декабря 1993 г.
(Пункт дополнительно включен Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2017 года N 15)

15_2. Периоды замещения гражданами Российской Федерации, указанными в пункте 15_1 настоящего перечня, с 1 января 1994 г. по 17 марта 2014 г. следующих должностей, замещавшихся в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и г.Севастополя до 21 февраля 2014 г.:

а) должностей депутатов, которые замещались на постоянной (штатной) основе;

б) должностей, по которым присваивались ранги государственных служащих;

в) должностей судей;

г) должностей, по которым присваивались дипломатические ранги;

д) должностей, по которым присваивались классные чины работников прокуратуры;

е) должностей, по которым присваивались воинские и специальные звания;

ж) должностей в органах местного самоуправления, по которым присваивались ранги.
(Пункт 15_2 дополнительно включен Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2017 года N 15)

15_3. Периоды замещения гражданами Российской Федерации, указанными в пункте 15_1 настоящего перечня, с 18 марта по 31 декабря 2014 г. должностей, предусмотренных пунктом 15_2 настоящего перечня, в государственных органах и органах местного самоуправления, располагавшихся на территориях Республики Крым и (или) г.Севастополя.
(Пункт дополнительно включен Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2017 года N 15)

16. Периоды замещения гражданами Российской Федерации должностей в межгосударственных (межправительственных) органах, созданных государствами — участниками Содружества Независимых Государств с участием Российской Федерации, в аппарате Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России и в Секретариате Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, должностей, замещаемых на постоянной профессиональной основе в органах Союзного государства и их аппаратах.

16_1. Периоды замещения гражданами Российской Федерации должностей в международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, в которые они были направлены для временной работы в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 205-ФЗ «Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации» (пункт дополнительно включен с 27 января 2011 года Указом Президента Российской Федерации от 19 мая 2011 года N 655).

17. Время работы профсоюзных работников, освобожденных от замещения должностей в государственных органах вследствие избрания (делегирования) в профсоюзные органы, включая время работы освобожденных профсоюзных работников, избранных (делегированных) в орган первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе, в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

18. Периоды замещения должностей, включая замещение на постоянной основе выборных должностей, в органах государственной власти и управления Союза ССР и союзных республик, а также в организациях и учреждениях, осуществлявших в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик отдельные функции государственного управления, по 31 декабря 1991 года, в том числе:

а) в аппаратах Президента СССР и Президента РСФСР, органах государственного управления Президента СССР и Президента РСФСР, органах государственного управления при Президенте СССР и Президенте РСФСР, а также в аппаратах президентов других союзных республик;

б) в Верховном Совете СССР и его Секретариате, Президиуме Верховного Совета СССР, Верховных Советах и президиумах Верховных Советов союзных и автономных республик и их аппаратах, краевых и областных Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся), Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся) автономных областей, автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся) и их исполнительных комитетах;

в) в Совете Министров СССР, Кабинете Министров СССР, Комитете по оперативному управлению народным хозяйством СССР и их аппаратах, Межреспубликанском (Межгосударственном) экономическом комитете, органах государственного управления Совета Министров СССР и органах государственного управления при Совете Министров СССР, органах государственного управления при Кабинете Министров СССР, Советах Министров (правительствах) союзных и автономных республик и их аппаратах, органах государственного управления Советов Министров (правительств) союзных и автономных республик, органах государственного управления при Советах Министров (правительствах) союзных и автономных республик;

г) в министерствах и ведомствах СССР, союзных и автономных республик и их органах управления на территории СССР;

д) в дипломатических представительствах СССР и союзных республик, торговых представительствах и консульских учреждениях СССР, представительствах министерств и ведомств СССР за рубежом;

е) в Комитете конституционного надзора СССР и его Секретариате, Контрольной палате СССР, органах народного контроля, государственном арбитраже, суде и органах прокуратуры СССР;

ж) в советах народного хозяйства всех уровней;

з) в аппаратах управления государственных объединений союзного, союзно-республиканского и республиканского подчинения, государственных концернов, ассоциаций, иных государственных организаций, созданных решениями Совета Министров СССР или Советов Министров (правительств) союзных республик, — в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

и) в международных организациях за рубежом, если перед работой в этих организациях работник работал в органах государственной власти и управления;

к) в Постоянном представительстве СССР в Совете Экономической Взаимопомощи, аппарате Совета Экономической Взаимопомощи и органах Совета Экономической Взаимопомощи;

л) в центральных профсоюзных органах СССР, профсоюзных органах союзных республик, краев, областей, городов, районов, районов в городах и их аппаратах, в профкомах органов государственной власти и управления, не включая время работы в профкомах на предприятиях, в организациях и учреждениях.

19. Периоды замещения должностей в ЦК КПСС, ЦК компартий союзных республик, крайкомах, обкомах, окружкомах, райкомах, горкомах партии и их аппаратах, в парткомах органов государственной власти и управления до 14 марта 1990 года (до введения в действие в новой редакции статьи 6 Конституции (Основного Закона) СССР), не включая периоды работы на должностях в парткомах на предприятиях, в организациях и учреждениях.

20. Периоды замещения должностей в министерствах и ведомствах СССР после 31 декабря 1991 года и до увольнения работника, но не позднее завершения мероприятий, связанных с ликвидацией этих министерств и ведомств.

21. Периоды военной службы, службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, федеральных органах налоговой полиции, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органах Российской Федерации, учитываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации при исчислении стажа государственной службы.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2019 года N 640.

1. Настоящий порядок в соответствии со статьей 54 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» регулирует вопросы, связанные с исчислением стажа (общей продолжительности) государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации (далее — стаж гражданской службы) и зачетом в него иных периодов замещения должностей.

2. В стаж гражданской службы включаются (засчитываются) периоды государственной службы и иные периоды замещения должностей, указанные в перечне периодов государственной службы и иных периодов замещения должностей, включаемых (засчитываемых) в стаж гражданской службы для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации.

3. В стаж гражданской службы государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации могут включаться (засчитываться) помимо периодов государственной службы и иных периодов замещения должностей, указанных в перечне, названном в пункте 2 настоящего порядка, также другие периоды службы (работы), предусмотренные законами субъектов Российской Федерации.

4. В стаж гражданской службы на основании решения руководителя государственного органа, лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, либо представителя указанных руководителя или лица, осуществляющих полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, могут засчитываться периоды замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых необходимы государственным гражданским служащим Российской Федерации для выполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом государственного гражданского служащего Российской Федерации. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет.

5. При исчислении стажа гражданской службы государственного гражданского служащего Российской Федерации суммируются все включаемые (засчитываемые) в него периоды службы (работы).

6. Документами, подтверждающими стаж гражданской службы, являются трудовая книжка, военный билет, справка военного комиссариата и иные документы соответствующих государственных органов, архивных учреждений, установленные законодательством Российской Федерации.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Порядок назначения и выплаты пенсии госслужащим по выслуге лет

Одной из категорий граждан, которые имеют право на получение пенсии за выслугу лет, являются федеральные государственные служащие.

Все граждане, которые относятся к этой категории, могут при наступлении определенных условий обратиться за ее получением. Условия и порядок назначения пенсии госслужащим, а также порядок этой процедуры будут рассмотрены далее.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 (800) 350-31-84 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Требования к претендентам

Пенсия за выслугу лет – это определенные выплаты от государства, которые имеют право получать некоторые категории лиц только при наличии у них законодательно установленного трудового стажа.

При ее назначении не учитывается возраст гражданина, а также его трудоспособность, значение имеет лишь фактический стаж работы в определенной сфере. Выплаты данной пенсии осуществляются из федерального государственного бюджета.

Право на получение выплат по выслуге лет является дополнительной социальной гарантией, которая предоставляется от лица государства федеральным госслужащим. Для ее получения они должны соответствовать множеству критериев, а именно:

      1. Быть уволенными по одному из следующих оснований:
        • сокращение штатов;
        • соглашение сторон;
        • собственное желание;
        • обстоятельства, которые не зависят от воли сторон;
        • изменения условий действующего трудового договора (контракта);
        • достижение максимально возможного возраста;
        • ликвидация государственного органа.
      2. Иметь опыт работы на госслужбе не менее 15 лет. Однако в некоторых случаях законодательство предполагает возможность выхода на пенсию даже при меньшей величине стажа.
      3. Занимать должность госслужащего без перерыва в течение минимум 12 месяцев до увольнения.
      4. Достигнуть максимального срока, в течение которого можно пребывать госслужбе. Его продолжительность составляет 60 лет.

Стоит учесть, что одновременно работать на госслужбе и получать пенсию по выслуге лет гражданин не имеет права. Еще одно требование касается возраста, с которого госслужащий может уйти на выслугу лет. Он устанавливается отдельно для мужчин и женщин и составляет 60 и 55 лет соответственно.

Если стаж составляет 25 лет и сотрудник работал на госслужбе 7 непрерывных лет перед увольнением, то уйти на пенсию по выслуге лет он вправе в любой момент, даже до достижения установленного законодательством возраста.

Порядок расчета

На расчет пенсии для госслужащего влияют несколько факторов, представленных ниже.

Средняя заработная плата за последние 12 месяцев перед выходом на пенсию

При этом в расчет принимаются только те выплаты, что были сделаны гражданину на государственной службе. То есть, если он в этот период работал где-то в другом месте, полученная там заработная плата во внимание приниматься не будет.

Среднемесячный заработок рассчитывается путем сложения всех выплат, полученных работником за год, и делением этой суммы на 12 месяцев. К ним относятся:

  • ежемесячный оклад;
  • ежемесячная надбавка;
  • денежные поощрения;
  • ежемесячные и единоразовые премии и т. п.

При этом в расчетах не учитываются такие периоды:

  • бесплатный отпуск;
  • отпуск по беременности и родам;
  • временная нетрудоспособность;
  • отпуск по уходу за ребенком.

Все насчитанные и выплаченные за эти периоды пособия при расчете среднемесячного заработка не учитываются. Величина полученного в итоге всех расчетов среднемесячного заработка не должна превышать 2,8 оклада, установленного для соответствующей должности госслужащего.

Для удобства подсчетов можете воспользоваться online калькулятором расчета средней заработной платы на нашем сайте.

Величина стажа, который имеет работник на должности госслужащего

В зависимости от этого показателя определяется процент от среднемесячной заработной платы, который будет получать гражданин в виде своей пенсии:

  • величина стажа составляет 15 лет – 45%;
  • стажа более 15 лет – за каждый год служащий может рассчитывать на дополнительную прибавку в размере еще 3%.

Однако законодательством установлена и максимальная величина выплаты – она не может превышать 75% от среднемесячного заработка сотрудника.

Для расчета пенсии величина оклада умножается на соответствующий процент. Итоговая сумма и будет той доплатой, которую сможет получать гражданин.

Расчет по этим правилам стоит рассмотреть на примере.

Гражданин Федоров А. М. оформляет пенсию по выслуге лет с такими условиями:

  1. Среднемесячная заработная плата за 2015 год – 23 тыс. руб.
  2. Стаж работы на государственной службе – 18 лет.

На основании этих данных можно рассчитать размер его пенсии, который составит:

П = 23 000 * 54% = 12 420 руб.

Величина 54% определена как сумма базовой оплаты в 45% и доплаты в размере 3% за каждый дополнительный год (3 + 3 + 3 = 9%). В некоторых случаях итоговая сумма получается меньше, чем страховая пенсия, поэтому оформлять ее не имеет смысла.

Как выплачивается пенсия?

По общим правилам за получением подобных выплат граждане обращаются с соответствующим заявлением в отделение Пенсионного фонда. Однако госслужащие являются исключением из правил – им следует обращаться в соответствующую структуру того органа, в котором они проходили государственную службу.

Чаще всего этой структурой является кадровая служба. Если орган, в котором работал служащий, был ликвидирован, то обращаться можно в ту организацию, которой были переданы его функции и полномочия.

Для обращения необходимо подготовить следующие документы:

  • Заявление о назначении пенсии. Оно составляется на имя председателя территориального ПФР.
  • Паспорт.
  • Другие дополнительные документы. Например, от гражданина могут потребоваться бумаги, подтверждающие его прописку, стаж работы и т.п.

Конкретный перечень необходимых документов нужно уточнять в том органе, в который подается заявление на получение пенсии. Стоит учесть, что некоторые категории госслужащих будут получать выплаты не из Пенсионного фонда РФ, а от той структуры или ведомства, в котором они и проходили службу.

Пенсия за выслугу назначается с 1 числа того месяца, в котором заявитель обратился за ней, но при условии наличия у него на тот момент права на ее получение.

Выплаты производятся ежемесячно, причем пенсионер сам вправе выбрать организацию и способ их получения (почта России, один из банков).

Общая сумма компенсаций при увольнении пенсионерам зависит от того, как именно был уволен работник: по собственному желанию, по сокращению штатов или по инициативе работодателя.

При получении “серой зарплаты” работник лишается всех выплат (больничных, декретных и т. д.), хотя в отдельных случаях такая оплата труда может быть и выше, чем официальная. Как повлиять на работодателя при таком незаконном решении, читайте в этой статье.

Работодатель не в праве нарушать сроки выплаты декретных. Подробнее о правах беременных женщин на получение пособия читайте .

Дополнительные надбавки

Пенсия по выслуге лет назначается дополнительно к страховой и выплачивается вместе с ней. Законодательством установлен минимальный страховой стаж, требуемый для получения последнего вида пенсии. Он ежегодно увеличивается и в 2016 году составляет 7 лет.

Доплата к пенсии госслужащего возможна в том случае, если, кроме этого, он официально работал в других местах и совершал со своей заработной платы страховые взносы. В этом случае величина доплаты определяется от суммы его накопительного капитала и стажа работы, а также установленного коэффициента. Для расчета такой доплаты лучше всего обратиться в отделение ПФР, поскольку только сотрудники фонда смогут точно и правильно рассчитать размер доплаты с учетом всех характеристик пенсионера.

Пенсия за выслугу назначается некоторым категориям работников при условии наличия у них определенного стажа. К одной из таких категорий относятся и госслужащие, которые вправе уйти на эту пенсию при наличии у них минимум 15 лет стажа работы на этой службе. Ее размер определяется от среднемесячного заработка и составляет от 45 до 75% его величины.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-31-84. Это бесплатно.

Вячеслав Садчиков Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

«Кадровая служба и управление персоналом предприятия», 2010, N 7

Расчет стажа госслужащих

От стажа государственной гражданской службы (выслуги) государственного служащего зависит сумма ежемесячной надбавки к его должностному окладу, продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, размер пенсии. В статье автор рассмотрит порядок определения стажа гражданской службы для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет и определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска.

Государственная служба Российской Федерации объединяет 3 вида государственной службы: государственная гражданская служба, военная служба и правоохранительная служба <1>. Государственная гражданская служба, в свою очередь, подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации <2> (см. таблицу 1).

<2> Части 2 и 3 ст. 5 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ.

Таблица 1

Государственная служба Российской Федерации

Государственная гражданская служба

Военная служба

Правоохранительная
служба

Федеральная

Субъекта Российской
Федерации

Для чего нужен стаж?

Стаж государственной гражданской службы необходим:

— для замещения определенных групп должностей гражданской службы;

— для начисления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;

— для предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет;

— для назначения пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим.

Для замещения определенных групп должностей гражданской службы необходимо иметь соответствующий стаж государственной гражданской службы, государственной службы иных видов или стаж работы по специальности. Требования, предъявляемые к стажу, установлены Указом Президента РФ от 27.09.2005 N 1131.

Должности гражданской службы подразделяются на группы: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие. В таблице 2 приведены требования к стажу для каждой группы должностей.

Таблица 2

Требования
к стажу <3>

Группы должностей

Высшие

Главные

Ведущие

Старшие

Младшие

Требования к стажу
государственной
гражданской службы
(государственной
службы иных видов)

Не менее
6 лет

Не менее
4 лет

Не менее
2 лет

Требования
к стажу не
предъявляются

Требования
к стажу не
предъявляются

Требования к стажу
работы по
специальности

Не менее
7 лет

Не менее
5 лет

Не менее
4 лет

Требования
к стажу не
предъявляются

Требования
к стажу не
предъявляются

<3> Пункт 1 Указа Президента РФ от 27.09.2005 N 1131 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих».

Квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы для гражданских служащих субъекта Российской Федерации устанавливаются законом субъекта Российской Федерации <4>.

Ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе.

Государственным гражданским служащим, имеющим определенный стаж гражданской службы, устанавливается ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе <5> от 10 до 30 процентов (см. таблицу 3).

<5> Подпункт 1 п. 5 ст. 50 Закона N 79-ФЗ.

Таблица 3

Стаж гражданской службы, лет

Надбавка к должностному окладу
за выслугу лет, в %

От 1 года до 5 лет

От 5 до 10 лет

От 10 до 15 лет

Свыше 15 лет

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет

Ежегодный оплачиваемый отпуск гражданского служащего состоит из основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Одним из дополнительных отпусков является ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет. Он исчисляется из расчета 1 календарный день за 1 год гражданской службы. Однако общая продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, не может превышать 45 календарных дней, а для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы ведущих, старших и младших групп, — 40 календарных дней (см. таблицу 4).

Таблица 4

Группы должностей

Высшие

Главные

Ведущие

Старшие

Младшие

Ежегодный основной
оплачиваемый
отпуск,
календарных дней
<6>

Общая
продолжительность
ежегодного
основного
оплачиваемого
отпуска и
ежегодного
дополнительного
оплачиваемого
отпуска за выслугу
лет, не более,
календарных дней
<7>

<6> Пункты 3, 4 ст. 46 Закона N 79-ФЗ.

<7> Пункт 6 ст. 46 Закона N 79-ФЗ.

Назначение пенсии за выслугу лет

Пенсия за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим (далее — федеральные государственные служащие) назначается при одновременном наличии трех условий:

1) стаж государственной гражданской службы не менее 15 лет;

2) замещение должности федеральной государственной гражданской службы на дату увольнения не менее 12 полных месяцев. Исключение — увольнение в связи с ликвидацией государственного органа или по сокращению штата;

3) увольнение с федеральной государственной службы по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее — Закон N 166-ФЗ).

Условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов РФ за счет средств бюджетов субъектов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В данной статье рассматривается стаж гражданской службы для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет и определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет.

Что входит в стаж гражданской службы?

В стаж государственной гражданской службы для установления надбавки за выслугу лет и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска входят 2 вида службы.

К первому виду относятся периоды замещения должностей, предусмотренные Перечнем <8>, утвержденным Указом N 1532 (см. таблицу 5 на нашем сайте).

<8> Перечень периодов государственной службы, включаемых в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации (далее — Перечень), утвержденный Указом Президента РФ от 19.11.2007 N 1532 «Об исчислении стажа государственной гражданской службы РФ для установления государственным гражданским служащим РФ ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе РФ, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу РФ» (далее — Указ N 1532).

Ко второму — периоды, не предусмотренные Перечнем, но включаемые в стаж гражданской службы решением руководителя государственного органа. В стаж включаются те периоды работы, когда были приобретены опыт и знания, необходимые государственным гражданским служащим для выполнения их должностных обязанностей в настоящее время.

По Перечню в стаж государственной гражданской службы включаются периоды замещения государственных должностей РФ и субъектов РФ, должностей государственной гражданской службы, прокурорских работников, прохождения военной службы, службы в органах налоговой полиции, таможенных органах и другие.

Кроме того, в Перечень входят годы службы в партаппаратах от ЦК КПСС до райкомов и горкомов на освобожденных выборных должностях в этих учреждениях, периоды замещения должностей в органах государственной власти и управления Союза ССР и союзных республик, а также в организациях и учреждениях, осуществлявших отдельные функции государственного управления. В стаж включаются только периоды, в которые замещались должности, отнесенные законодательством соответствующего времени к категории должностей руководителей, специалистов и служащих.

Документами, подтверждающими стаж государственной гражданской службы, являются трудовая книжка работника и военный билет.

При наличии ошибок в трудовой книжке или отсутствии записи основанием для зачета стажа является архивная справка, подтверждающая периоды государственной службы. К архивной справке должны прилагаться копии документов о назначении на должность и освобождении от должности.

Документами, подтверждающими отнесение занимаемой ранее должности к категории должностей, осуществляющих отдельные функции государственного управления, являются: запись в трудовой книжке, положение о данном государственном органе, должностная инструкция, позволяющая квалифицировать данную должность как государственную.

В стаж государственной гражданской службы не включаются периоды работы:

— на должностях, включенных в штатные расписания в целях технического обеспечения деятельности органов государственной власти, организаций и учреждений;

— в высших партийных и зональных комсомольских школах;

— в штабах студенческих строительных отрядов;

— на должностях в парткомах на предприятиях, в организациях и учреждениях;

— в качестве члена колхоза;

— в кооперативном предприятии;

— время осуществления индивидуальной трудовой деятельности;

— по гражданско-правовым договорам (подряда и другим);

— по найму у отдельных граждан;

— в акционерных обществах открытого и закрытого типа, товариществах, а также периоды творческой деятельности членов творческих союзов и другие, не входящие в Перечень.

Пример 1. С 01.01.1983 по 01.08.1986 в горкоме КПСС г. Энска работали Кузнецов Е. Н., Дробышев Г. Е. и Сидорова М. Э.

Кузнецов Е. Н. работал первым секретарем горкома КПСС,

Дробышев Г. Е. — инструктором промышленно-транспортного отдела,

Сидорова М. Э. — секретарем приемной, о чем свидетельствуют записи в трудовых книжках.

При расчете стажа государственной гражданской службы Кузнецову Е. Н. и Дробышеву Г. Е. зачли период работы в ГК КПСС г. Энска, а Сидоровой М. Э. не зачли, потому что исполнение обязанностей по должности секретаря приемной не связано с функциями государственного управления.

Также не засчитываются в стаж государственной гражданской службы периоды работы в должности машинистки, библиотекаря и другие.

Включение в стаж государственной службы:

1) периодов замещения должностей руководителей, специалистов и служащих, включая замещение на постоянной основе выборных должностей, с 01.01.1992 до введения в действие Сводного перечня государственных должностей РФ <9>, Реестра государственных должностей федеральных государственных служащих <10>, перечней государственных должностей федеральной государственной службы, которые считались соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы РФ, и реестров (перечней) государственных должностей государственной службы субъектов РФ:

— в упраздненных государственных учреждениях, осуществлявших в соответствии с законодательством РФ отдельные функции государственного управления, переданные при упразднении этих учреждений федеральным государственным органам;

— в государственных учреждениях, преобразованных в федеральные государственные органы;

— в государственных учреждениях, должности в которых были включены в перечни государственных должностей федеральной государственной службы, которые считались соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы РФ;

2) периодов замещения должностей, включая замещение на постоянной основе выборных должностей, в органах государственной власти и управления Союза ССР и союзных республик, а также в организациях и учреждениях, осуществлявших в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик отдельные функции государственного управления, по 31.12.1991, в том числе:

— в аппаратах управления государственных объединений союзного, союзно-республиканского и республиканского подчинения;

— в аппаратах государственных концернов, ассоциаций, иных государственных организаций, созданных решениями Совета Министров СССР или Советов Министров (правительств) союзных республик, осуществляется в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ от 26.06.2008 N 472 <11>.

<9> Указ Президента РФ от 11.01.1995 N 32 «О государственных должностях Российской Федерации».

<10> Указ Президента РФ от 11.01.1995 N 33 «О Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих».

<11> Постановление Правительства РФ от 26.06.2008 N 472 «О порядке включения (зачета) в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации отдельных периодов замещения должностей, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 19.11.2007 N 1532».

Включение в стаж государственной службы вышеперечисленных периодов осуществляется руководителем государственного органа (представитель нанимателя).

В случае необходимости следует обратиться в Минздравсоцразвития России, на которое возложена обязанность по разъяснению применения Перечня и Порядка исчисления стажа государственной службы, утвержденных Указом N 1532 <12>.

<12> Пункт 3 Постановления N 472.

Для получения заключения о возможности включения в стаж гражданской службы отдельных периодов необходимо направить в Минздравсоцразвития России соответствующее представление с приложением нормативных правовых актов и положений (уставов), подтверждающих образование, организационно-правовой статус и функции организации.

Минздравсоцразвития России рассматривает внесенное представление и письменно уведомляет представителя нанимателя о принятом решении.

Расчет стажа

При расчете стажа государственной службы периоды службы суммируются.

Стаж государственной службы исчисляется в календарном порядке, то есть из расчета полных месяцев (30 дней) и полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней указанных периодов переводятся в полные месяцы, а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы.

Исключением являются периоды, которые включаются в стаж государственной службы в порядке, установленном Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Военная служба

При расчете стажа государственной гражданской службы часто возникают вопросы о включении периодов военной службы. Разберем эту проблему более подробно.

Независимо от срока увольнения с военной службы и дня приема на государственную службу время военной службы засчитывается в стаж государственной службы государственного служащего <13>.

<13> Часть 9 п. 5 ст. 23 Закона N 76-ФЗ.

С 01.03.1993 по настоящее время военнослужащие проходят военную службу по контракту (в добровольном порядке) и по призыву <14> (см. таблицу 5).

<14> Пункт 2 ст. 2 Закона N 53-ФЗ.

Таблица 5

Военная служба

До 1 марта 1993 г. <16>

С 1 марта 1993 г. <17>

Действительная военная служба <18>

По контракту

По призыву

Действительная
срочная
военная служба

Действительная
сверхсрочная
военная служба

Действительная
военная служба

Солдаты,
матросы,
сержанты,
старшины

Солдаты, матросы, сержанты,
старшины

Офицерский
состав

— курсанты
военных
образовательных
учреждений
профессионального
образования,
— мичманы,
— прапорщики,
— офицеры

— курсанты
военных
образовательных
учреждений
профессионального
образования
до заключения
с ними контракта
о прохождении
военной службы

<16> Статья 5 Закона Союза ССР от 12.10.1967 N 1950-VII «О всеобщей воинской обязанности» (далее — Закон СССР N 1950-VII).

<17> Пункты 1, 2 ст. 19 Закона РФ от 11.02.1993 N 4455-1 «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон N 4455-1).

<18> Статья 8 Закона СССР N 1950-VII.

По контракту проходят военную службу офицеры, прапорщики, мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы.

По призыву проходят военную службу сержанты, старшины, солдаты, матросы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы <15>.

<15> Пункт 1 ст. 2 Закона N 76-ФЗ.

Началом военной службы для граждан, призванных на военную службу, считается день убытия из военного комиссариата к месту прохождения военной службы, а для граждан, поступивших в военные образовательные учреждения профессионального образования, — дата зачисления в указанные образовательные учреждения <19>.

<19> Пункт 10 ст. 38 Закона N 53-ФЗ.

Окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части <20>.

<20> Пункт 11 ст. 38 Закона N 53-ФЗ.

Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (п. 3 ст. 10) устанавливает следующие соотношения между стажем военной службы и государственной гражданской службы.

Если военнослужащий проходил службу по контракту, то время нахождения его на военной службе включается в стаж государственной службы государственного служащего из расчета 1 день военной службы за 1 день работы.

В случае нахождения гражданина на военной службе по призыву 1 день военной службы засчитывается за 2 дня гражданской службы.

Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, 1 день участия в боевых действиях или выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов, а также 1 день нахождения в лечебных учреждениях вследствие ранений, контузий, увечий или заболеваний, полученных во время участия в указанных действиях или конфликтах, засчитывается за 2 дня военной службы по призыву <21>.

<21> Пункт 8 ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы, утв. Указом Президента РФ от 16.09.1999 N 1237 «Вопросы прохождения военной службы».

Пример 2. Добрынин К. Г. с 21.05.1999 по 21.10.1999 проходил действительную военную службу по призыву, а с 22.10.1999 по 25.07.2000 участвовал в боевых действиях на территории Республики Чечня.

Определим стаж государственной гражданской службы Добрынина К. Г.

1. С 21.05.1999 по 21.10.1999 (5 месяцев 1 день) Добрынин К. Г. проходил военную службу по призыву. В соответствии с п. 3 ст. 10 Закона N 76-ФЗ один день военной службы по призыву засчитывается за 2 дня гражданской службы, то есть в стаж гражданской службы будет засчитано 10 месяцев и 2 дня (5 мес. 1 дн. x 2 = 10 мес. 2 дн.).

2. С 22.10.1999 по 25.07.2000 (9 месяцев 4 дня) Добрынин К. Г. участвовал в боевых действиях. Один день участия в боевых действиях засчитывается за 2 дня военной службы по призыву, то есть 9 месяцев и 4 дня участия в боевых действиях засчитываются как 1 год 6 месяцев 8 дней прохождения военной службы по призыву (9 мес. 4 дня x 2 = 18 мес. 8 дн., или 1 год 6 мес. 8 дн.).

Так как 1 день военной службы по призыву засчитывается за 2 дня гражданской службы, стаж государственной службы Добрынина К. Г. за период с 22.10.1999 по 25.07.2000 составит 3 года 16 дней (1 год 6 мес. 8 дн. x 2 = 3 года 16 дн.).

Периоды
военной службы

Прохождение
военной службы

Стаж участия
в боевых
действиях

Стаж военной
службы
по призыву

Стаж
государственной
службы

С 21.05.1999
по 21.10.1999

Прохождение
действительной
военной службы
по призыву

0 лет 5 мес.
1 день

0 лет 5 мес.
1 день x 2 =
0 лет 10 мес.
2 дня

С 22.10.1999
по 25.07.2000

Участие в боевых
действиях
на территории
Республики Чечня

0 лет 9 мес.
4 дня

0 лет 9 мес.
4 дня x 2 =
1 год 6 мес.
8 дней

1 год 6 мес.
8 дней x 2 =
3 года 0 мес.
16 дней

Как учитывать стаж работникам, проходившим военную службу

До 1 марта 1993 года?

Продолжительность действительной военной службы до 01.03.1993 включается в общую продолжительность военной службы <22>.

<22> Статья 61 Закона N 53-ФЗ.

Понятия «военная служба по контракту» и «военная служба по призыву» введены Законом РФ от 11.02.1993 N 4455-1 «О воинской обязанности и военной службе», вступившим в силу с 01.03.1993. Ранее применялись понятия «действительная срочная военная служба» и «действительная сверхсрочная военная служба» в отношении солдат, матросов, сержантов и старшин, а в отношении офицерского состава — «действительная военная служба» <23>. Солдаты, матросы, сержанты и старшины, проходившие действительную военную службу в пределах сроков, установленных Законом СССР от 12.10.1967 «О всеобщей воинской обязанности», считались состоящими на действительной срочной военной службе, а проходившие действительную военную службу сверх установленных Законом сроков — состоящими на действительной сверхсрочной военной службе <24>.

<23> Закон СССР N 1950-VII.

<24> Часть 3 ст. 8 Закона СССР N 1950-VII.

Законом N 76-ФЗ установлены социальные гарантии и компенсации для граждан, уволенных с военной службы:

— в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, Объединенных Вооруженных Силах государств — участников Содружества Независимых Государств, а также

— в Вооруженных Силах Союза ССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах и войсках государственной безопасности, других воинских формированиях Союза ССР <25>.

<25> Пункт 5 ст. 2 Закона N 76-ФЗ.

Кроме того, в соответствии с п. 5 Указания Минсоцзащиты России от 30.03.1995 N 1-4-У <26> военная служба по призыву засчитывается в общий трудовой стаж в двойном размере независимо от времени ее прохождения, в том числе и за период, когда она именовалась действительной срочной военной службой.

<26> Указание Минсоцзащиты России от 30.03.1995 N 1-4-У «О некоторых вопросах, связанных с применением пункта 1 статьи 1 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» (далее — Указание Минсоцзащиты России N 1-4-У).

С учетом положений Закона N 76-ФЗ и Указания Минсоцзащиты России N 1-4-У Министерство труда и социального развития Российской Федерации разъясняет, что действительная срочная военная служба, как и военная служба по призыву, должна включаться в стаж государственной службы в льготном порядке, т. е. из расчета 1 день военной службы за 2 дня работы <27>.

<27> Письмо Министерства труда и социального развития РФ от 23.06.1999 N 4190-ВР.

Прохождение военной службы

Стаж военной
службы

Стаж
государственной
службы

Действительная срочная военная служба

1 день

2 дня

Военная служба по призыву

1 день

2 дня

Действительная сверхсрочная военная
служба

1 день

1 день

Военная служба по контракту

1 день

1 день

Участие в боевых действиях

1 день

2 дня

Пример 3. Иванов П. С. с 04.07.1983 по 31.01.2007 проходил службу в Вооруженных Силах РФ. Этот период составляет 23 года 6 месяцев 28 дней и засчитывается в стаж государственной гражданской службы из расчета 1 день военной службы за 1 день работы в соответствии с п. 9 Перечня и ч. 1 п. 3 ст. 10 Закона N 76-ФЗ.

О зачете периодов обучения в военных

Образовательных учреждениях

Рассмотрим порядок включения периодов военной службы военнослужащих, зачисленных в военные образовательные учреждения до и после 01.03.1993, то есть изменения, произошедшие со вступлением в силу Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

До 01.03.1993 действовал Закон СССР от 12.10.1967 «О всеобщей воинской обязанности», в соответствии с которым граждане, принятые в военно-учебные заведения, состоят на действительной военной службе, именуются курсантами и пользуются правами, льготами и преимуществами, предусмотренными действующим законодательством для военнослужащих срочной службы <28>.

<28> Часть 2 ст. 11 Закона СССР N 1950-VII.

Таким образом, если на учебу в военно-учебное заведение поступали лица из числа гражданской молодежи или военнослужащих срочной военной службы, то время учебы курсантов в военно-учебных заведениях с момента зачисления их в военно-учебные заведения и до присвоения им офицерского звания засчитывается в трудовой стаж в двойном размере.

Если гражданин сначала отслужил срочную военную службу, а затем поступил и окончил военно-учебное заведение, то в трудовой стаж засчитываются в двойном размере период срочной военной службы до поступления в учебное заведение и период обучения в качестве курсанта.

Время учебы курсантов из числа прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы в военно-учебных заведениях зачету в трудовой стаж в льготном порядке не подлежит <29>.

<29> Статья 94 Закона РСФСР от 20.11.1990 (в ред. Закона от 27.01.1995).

Пример 4. Грушников А. Л. проходил службу в Вооруженных Силах СССР с 01.08.1985 по 08.07.1991, в том числе с 01.08.1985 по 01.08.1990 в качестве курсанта военного учебного заведения. 23.06.1990 ему присвоено звание лейтенанта. С 24.06.1990 по 08.07.1991 проходил действительную военную службу.

1. Период с 01.08.1985 до 23.06.1990 составляет 4 года 10 месяцев 23 дня. Так как время учебы курсантов в военно-учебных заведениях с момента зачисления их в военно-учебные заведения и до присвоения им офицерского звания засчитывается в трудовой стаж в двойном размере, следовательно, стаж гражданской службы составит 9 лет 9 месяцев 16 дней (4 года 10 мес. 23 дн. x 2 = 9 лет 9 мес. 16 дн.).

2. Период с 24.06.1990 по 08.07.1991 составляет 1 год 0 месяцев 15 дней и засчитывается в стаж гражданской службы из расчета 1 день военной службы за 1 день работы.

3. Общий стаж гражданской службы составляет 10 лет 10 месяцев 1 день (9 лет 9 мес. 16 дн. + 1 год 0 мес. 15 дн. = 10 лет 10 мес. 1 день).

С 01.03.1993 учеба курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта отнесена к военной службе по призыву <30> и включается в стаж государственной службы государственного служащего из расчета 1 день военной службы за 2 дня работы, а после заключения контракта — из расчета 1 день военной службы за 1 день работы <31>.

<30> Статья 2 Закона N 76-ФЗ.

<31> Письмо Министерства труда и социального развития РФ от 23.06.1999 N 4190-ВР.

Периоды прохождения военной службы (или другой приравненной к ней службе) подтверждаются записями в военном билете, справками военных комиссариатов, воинских подразделений, послужными списками и другими документами соответствующих государственных органов.

Иные периоды

В соответствии с Порядком исчисления стажа гражданской службы <32> в стаж государственной гражданской службы могут быть включены, в порядке исключения, периоды предшествующей работы на должностях руководителей и специалистов предприятий, учреждений и организаций, опыт и знания по которым необходимы для выполнения должностных обязанностей по замещаемой должности. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пяти лет.

<32> Порядок исчисления стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации, утв. Указом N 1532.

Решение о включении в стаж государственной службы иных периодов, дающих право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, принимается руководителем государственного органа (приказ, распоряжение) на основании протокола комиссии государственного органа по установлению стажа государственной службы.

Комиссия рассматривает личное заявление гражданского служащего, представление руководителя гражданского служащего, трудовую книжку и должностной регламент. Решение комиссии излагается в форме протокола.

В. Аминов

Генеральный директор

ООО «АБС-Консалт»

Подписано в печать

Как оформить государственную пенсию за выслугу лет

Для федеральных государственных гражданских служащих:

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 23 мая 2016 г. № 143-ФЗ) федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ, и при замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1 — 3, 7 — 9 части 1 статьи 33, пунктами 1, 8.2 и 8.3 части 1 статьи 37, пунктами 2 — 4 части 1 и пунктами 2 — 4 части 2 статьи 39 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с учетом положений, предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящего пункта).

При этом продолжительность стажа государственной гражданской службы, требуемого для установления пенсии за выслугу лет, с 2017 года увеличивается поэтапно (ежегодно на 6 месяцев) с 15 лет 6 месяцев в 2017 году до 20 лет в 2026 году.

Согласно пункту 1.1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ федеральным государственным гражданским служащим, уволенным до приобретения права на страховую пенсию по старости (инвалидности) по пункту 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, право на пенсию за выслугу лет предоставляется при наличии у них стажа государственной гражданской службы не менее 25 лет и замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 7 лет.
Согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», и выплачивается одновременно с ней. Кроме того, в соответствии со статьей 32 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» пенсия за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих может быть установлена к досрочной пенсии, назначенной по нормам названного Закона.
Следует отметить, что нормы Федерального закона от 23 мая 2016 г. № 143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан», предусматривающие поэтапное увеличение минимальной продолжительности стажа государственной гражданской службы, требуемой для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих и определения размера указанной пенсии, не распространяются на следующих лиц:

  • на федеральных государственных гражданских служащих, приобретших право на пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктами 1 и 1.1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ и уволенных (освобожденных от замещаемой должности) с федеральной государственной гражданской службы до 1 января 2017 года;
  • на лиц, замещавших на 1 января 2017 года должности федеральной государственной гражданской службы и имеющих на этот день стаж федеральной государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет не менее 20 лет;
  • на лиц, замещавших на 1 января 2017 года должности федеральной государственной гражданской службы, имеющих на этот день не менее 15 лет указанного стажа и приобретших до 1 января 2017 года право на страховую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Для военнослужащих:

Пенсия за выслугу лет военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) назначается в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Для космонавтов:

  • наличие выслуги в соответствующих должностях не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин, из которых не менее 10 календарных лет у мужчин и не менее 7,5 лет у женщин приходятся на работу в летно-испытательном подразделении.
  • при оставлении работы по состоянию здоровья (болезни) – наличие выслуги не менее 20 и 15 лет соответственно у мужчин и женщин, из которых не менее 10 календарных лет у мужчин и не менее 7,5 лет у женщин приходятся на работу в летно-испытательном подразделении.
  • оставление работы в должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет: из числа космонавтов-испытателей, космонавтов-исследователей, инструкторов-космонавтов-испытателей, инструкторов-космонавтов-исследователей, в отрядах (группах) космонавтов, являющихся летно-испытательными (летно-исследовательскими) подразделениями научно-испытательных, научно-исследовательских центров и других организаций федеральных органов исполнительной власти и иных организаций.

Для работников летно-испытательного состава:

  • занятость в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники.
  • наличие выслуги не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин, из которых не менее двух третьих указанной выслуги приходится на периоды работы в должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет (без учета периодов военной службы в должностях летного состава и периодов работы в должностях летного состава гражданской авиации).
  • при оставлении работы по состоянию здоровья — наличие выслуги не менее 20 и 15 лет соответственно у мужчин и женщин, из которых не менее двух третьих приходится на периоды работы в должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет (без учета периодов военной службы в должностях летного состава и периодов работы в должностях летного состава гражданской авиации).
  • Установление страховой пенсии по старости (по инвалидности).

Выслуга госслужащего

Для назначения пенсии в 2021 году вам нужна выслуга 17 лет и 6 месяцев. У вас не хватает стажа для получения пенсии по выслуге лет госслужбы

Пенсия за выслугу лет при наличии стажа государственной гражданской службы не менее стажа, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону, в размере 45 процентов среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии

Цитата: Приложение 2

к Федеральному закону

«О государственном пенсионном

обеспечении в Российской Федерации»

Год назначения пенсии за выслугу лет

Стаж для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году

15 лет 6 месяцев

16 лет

16 лет 6 месяцев

17 лет

17 лет 6 месяцев

18 лет

18 лет 6 месяцев

19 лет

19 лет 6 месяцев

2026 и последующие годы

20 лет

Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»

Статья 14. Размеры пенсий федеральных государственных гражданских служащих

(в ред. Федерального закона от 18.07.2009 N 187-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Федеральным государственным гражданским служащим назначается пенсия за выслугу лет при наличии стажа государственной гражданской службы не менее стажа, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону, в размере 45 процентов среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленных в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях». За каждый полный год стажа государственной гражданской службы сверх указанного стажа пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 процента среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии не может превышать 75 процентов среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего, определенного в соответствии со статьей 21 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 23.05.2016 N 143-ФЗ, от 03.10.2018 N 350-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Размеры пенсий, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, определяемых Правительством Российской Федерации, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных граждан в указанных районах (местностях). При выезде граждан из этих районов (местностей) на новое постоянное место жительства размер пенсии определяется без учета районного коэффициента.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. При определении размера пенсии за выслугу лет в порядке, установленном пунктом 1 настоящей статьи, не учитываются суммы повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, приходящиеся на нетрудоспособных членов семьи, в связи с достижением возраста 80 лет или наличием инвалидности I группы, суммы, полагающиеся в связи с валоризацией пенсионных прав в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», размер доли страховой пенсии, установленной и исчисленной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», а также суммы повышений размеров страховой пенсии по старости и фиксированной выплаты при назначении страховой пенсии по старости впервые (в том числе досрочно) позднее возникновения права на нее, восстановлении выплаты указанной пенсии или назначении указанной пенсии вновь после отказа от получения установленной (в том числе досрочно) страховой пенсии по старости.