Сторонами социального партнерства

Согласно ст. 29 ТК РФ, представителями работников в социальном партнерстве являются профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом. Представлять интересы работников в сфере социального партнерства могут любые профессиональные союзы, созданные и зарегистрированные в соответствии с требованиями Федерального закона РФ от 12 января 1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (в ред. от 25 июля 2002 года).

Статья 2 Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях», помимо профсоюзов, в качестве представителей работников предусматривает органы общественной самостоятельности, образованные на общем собрании (конференции) работников.

В соответствии со ст. 29 ТК РФ интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателями представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками. Первичная профсоюзная организация – это добровольное объединение членов профсоюзов, работающих, как правило, в организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профессионального союза.

Интересы работников при проведении коллективных переговоров о заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществления контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.

Согласно ст. 30 ТК РФ, работники, не являющиеся членами профсоюза, имеют право уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем. На основании Федерального закона «О профсоюзах», профсоюзы и их органы вправе представлять и защищать права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство.

Профсоюз – добровольное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Право работников на объединение, включая право на создание профсоюзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов, включено в число основных нрав работников ТК РФ (ст. 21).

Профсоюзы имеют право создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному, учитывающему профессиональную специфику принципу (общероссийские, межрегиональные, территориальные).

Все профсоюзы наделяются равными правами и независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, т.е. им неподотчетны и неподконтрольны.

Права профсоюзов по представительству и защите интересов работников закреплены законом и не зависят от наличия или отсутствия у них прав юридического лица.

В своей деятельности профсоюзы руководствуются законодательством и принятыми ими самими уставами.

В правовую основу деятельности профсоюзов входят Конституция РФ (ст. 13, 19, 30), ТК РФ, другие федеральные законы, законы субъектов РФ, подзаконные акты, в том числе соглашения и коллективные договоры (их нормы о правах профсоюзов).

Среди федеральных законов после Конституции и ТК РФ первостепенное значение в регулировании отношений с участием профсоюзов имеют Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», международные акты. ТК РФ закрепляет за профсоюзами положение и права основного представителя работников и указывает на иных представителей лишь при определенных условиях.

Трудовой кодекс РФ предусматривает возможность существования иных представителей работников в следующих случаях:

1) когда на предприятии отсутствуют профсоюзные органы;

2) когда имеющаяся профсоюзная организация объединяет менее половины работников.

Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» предусматривает, что отношения профсоюзов, первичных профсоюзных организаций и их органов с другими представительными органами работников в организации строятся на основе сотрудничества.

Наличие иных представительных органов работников в организации не может использоваться для воспрепятствования деятельности профсоюзов в соответствии с законом. Участие профсоюзных представителей в работе иных представительных органов работников в организации не лишает их права непосредственно обращаться к работодателям по вопросам, затрагивающим интересы членов профсоюза.

Гарантией, относящейся к деятельности как профсоюзов, так и иных представителей работников, служит обязанность работодателя создавать условия, обеспечивающие эту деятельность в соответствии с ТК РФ, законами, коллективным договором, соглашениями (ст. 32 ТК РФ). Такие обязанности предусматриваются не только ТК РФ, законами, но и могут включаться в коллективные договоры, соглашения.

Понятие системы социального партнерства введено ст. 26 ТК и обозначает уровни взаимодействия социальных партнеров. Система социального партнерства включает следующие уровни:

Федеральный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;

Межрегиональный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах РФ;

Региональный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда на уровне субъекта РФ;

Отраслевой уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

Территориальный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

Локальный уровень, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.

Каждому уровню соответствует установленная законом задача по регулированию трудовых отношений.

Согласно сложившейся традиции уровни выделяются по территориально-отраслевому признаку.

На федеральном уровне могут заключаться: генеральное и отраслевые соглашения. На этом уровне действует РТК, проводятся консультации, переговоры, обсуждения законопроектов и основных направлений социально-экономической политики, стороны социального партнерства участвуют в управлении внебюджетными фондами (см. ст. ст. 27, 35 ТК).

На межрегиональном уровне могут заключаться межрегиональные соглашения.

На региональном уровне (субъект РФ) заключаются региональные и отраслевые соглашения, действуют региональные трехсторонние комиссии, проводятся консультации и переговоры, создаются координационные комитеты содействия занятости населения, стороны социального партнерства участвуют в управлении внебюджетными фондами (см. ст. ст. 26, 35 ТК).

На территориальном уровне (муниципальное образование) заключается территориальное соглашение, действуют координационные комитеты содействия занятости населения, в некоторых регионах создаются трехсторонние постоянно действующие комиссии (см. ст. ст. 26, 35 ТК).

Последний уровень взаимодействия социальных партнеров — сотрудничество в рамках организации. Здесь заключается коллективный договор, предусматривающий взаимные обязательства работников и работодателей, осуществляется участие работников в управлении организацией (ст. ст. 52, 53 ТК), создаются КТС (ст. ст. 27, 384 ТК), комитет (комиссия) по охране труда (ст. ст. 27, 218 ТК).

На всех уровнях социального партнерства возможно участие сторон (в той или иной степени) в разрешении коллективного трудового спора или урегулировании возникших в ходе коллективных переговоров разногласий (ст. ст. 398 — 404 ТК).

Следует отметить, что перечисление названных уровней не означает обязанности сторон взаимодействовать на всех этих уровнях. Они свободны в избрании как форм социального партнерства, так и уровней их осуществления.

Ю. П. Орловский, А. Ф. Нуртдинова, Л. А. Чиканова

Из книги: 500 актуальных вопросов по трудовому кодексу

Источник: СПС Консультант

Кто является сторонами социального партнерства по ТК РФ?

Сторонами социального партнерства являются обычно работники и их работодатель. Однако возможно взаимодействие групп этих лиц и присоединение к ним третьей стороны, в качестве которой выступает государство. Рассмотрим возможные варианты взаимоотношений сторон при социальном партнерстве по ТК РФ.

Трудовое законодательство о социальном партнерстве

Соцпартнерство — это система взаимоотношений между его сторонами

Кто выступает со стороны работников?

Определение представителей работодателя

Роль государства в соцпартнерстве

Колдоговор как пример соцпартнерства в 2015–2016 годах

Итоги

Трудовое законодательство о социальном партнерстве

Социальное партнерство, основные положения которого содержит раздел II ТК РФ, ставит своей целью возможность урегулирования в рабочем порядке вопросов по трудовым взаимоотношениям, возникающих при взаимодействии работников и их работодателей (ст. 23 ТК РФ). Задачи этого процесса направлены не только на согласование действий в рамках трудового законодательства, но и на возможное увеличение эффективности работы организации-работодателя (в т. ч. за счет повышения заинтересованности работников в труде) без ущемления интересов сторон.

Поскольку принятие решений по темам, требующим обсуждения, может не только затрагивать интересы одного трудового коллектива, но и быть значимым для более широкого круга заинтересованных лиц (от их группы до масштабов всего государства), необходимость соцпартнерства может возникать на различных уровнях (ст. 26 ТК РФ):

  • федеральном, значимом для всей страны;
  • региональном или межрегиональном, касающемся одного или нескольких регионов государства;
  • отраслевом или межотраслевом, относящемся к одной или нескольким отраслям экономики;
  • территориальном, связанном с конкретным муниципальным образованием;
  • локальном, определяющем правила взаимодействия у одного работодателя.

К соцпартнерству, осуществляемому на уровне более высоком, чем локальный, по решению основных его участников (ст. 45 ТК РФ) в качестве третьей стороны могут быть привлечены органы государственной власти соответствующего значения (ст. 23 ТК РФ). Обязательным участие государства в этом взаимодействии будет в случаях, когда тема обсуждения:

  • относится к сфере, затрагивающей государственные интересы, и решения по ней могут привести к принятию законодательных решений;
  • затрагивает направления, частично или полностью финансируемые за счет средств соответствующего бюджета;
  • касается интересов государственного органа как работодателя, и в этом случае он может оказаться как второй, так и третьей стороной взаимодействия.

О роли государства в установлении системы оплаты труда в ГУП и МУП читайте в материале «Положение о стимулирующих выплатах с критериями эффективности».

Соцпартнерство — это система взаимоотношений между его сторонами

Итак, сторонами социального партнерства являются:

  • коллектив или коллективы работников;
  • работодатель или группа работодателей;
  • государство (не всегда обязательно).

На чем же базируются отношения при социальном партнерстве по ТК РФ? Принципы их изложены в ст. 24 ТК РФ и определены как наличие у сторон:

  • равных прав;
  • взаимного уважения и заинтересованности;
  • законопослушности;
  • ответственности;
  • свободы обсуждения, выбора решений, принятия обязательств;
  • обязанности принять на себя выполнение принятых решений с ведением необходимого контроля за этим.

Для участия в непосредственной работе органа, обычно создаваемого при соцпартнерстве (комиссии), каждой из сторон необходимо направить туда своих представителей, наделенных необходимыми полномочиями. Эти полномочия могут устанавливаться:

  • законом или другим нормативным документом;
  • учредительными документами;
  • специальным решением коллектива или уполномоченного на такие действия лица (лиц).

Формы, в которых происходит взаимодействие сторон при соцпартнерстве, перечислены в ст. 27 ТК РФ. Они предусматривают возможность:

  • ведения переговоров по разработке и подписанию коллективных документов (договоров или соглашений);
  • проведения консультаций по вопросам, относящимся к трудовому законодательству;
  • привлечения работников к процессу управления организацией;
  • участия в спорах по трудовым вопросам.

Стороны при таких взаимодействиях фактически выполняют такие процедуры:

  • осуществление переговоров, консультаций, обмен информацией;
  • разработка решений и принятие текстов документов по ним;
  • формирование постоянно действующих (как 2-, так и 3-сторонних) рабочих органов (комиссий, комитетов).

При этом законодательство не ограничивает формы возможных действий и не делает их обязательными. То есть стороны вправе самостоятельно выбрать способ наиболее подходящего им взаимодействия.

Кто выступает со стороны работников?

Представителями со стороны работников могут быть органы:

  • профсоюзные, от имени которых обычно действуют их руководители, получающие такое право в соответствии с учредительными документами профсоюза;
  • непрофсоюзные, избираемые на общем собрании членов того коллектива, который они будут представлять.

Чем выше уровень взаимодействия социальных партнеров, тем больше масштаб профсоюзного органа, участвующего в нем. При этом допускается создание объединенных (общероссийских, региональных, отраслевых, межотраслевых) органов. Они формируются за счет включения в них пропорционального количества представителей каждого из профсоюзов-участников или делегирования полномочий самому представительному из них.

В ряде случаев (при ведении коллективных переговоров, споров, при разработке коллективного договора) законодательство обязывает первичный профсоюзный орган быть представителем всего трудового коллектива, даже если не все работники состоят в этом профсоюзе. Это происходит, если (ст. 37 ТК РФ):

  • членами профсоюзной организации является большая часть всех работников;
  • имеется несколько профсоюзов, и они образуют единый орган, уполномоченный представлять в переговорах интересы большинства работников;
  • общим собранием работников профсоюзной организации первичному профсоюзному органу поручено вести переговоры от имени всего трудового коллектива.

Непрофсоюзный выборный орган избирается на общем собрании членов трудового коллектива (коллективов) и создается при:

  • отсутствии соответствующего профсоюзного органа;
  • наличии нескольких профсоюзных органов, членами которых (по отдельности или совместно) является меньше половины работников, если ни один из этих органов не уполномочен представлять интересы всего коллектива.

Когда представители избираются от нескольких коллективов, они до начала переговоров формируют общую позицию по намеченным к рассмотрению вопросам и в процессе обсуждения выступают как единый орган.

Определение представителей работодателя

На локальном уровне (одного трудового коллектива) работодателя обычно представляет:

  • руководитель организации;
  • работодатель-ИП;
  • уполномоченное работодателем лицо, при этом возможен вариант, когда это лицо участвует только в разработке документа, а окончательное решение по нему принимается руководителем работодателя.

Интересы работодателя могут также представлять:

  • члены правления или совета директоров;
  • управляющая организация;
  • внешний или конкурсный управляющий;
  • руководитель обособленного подразделения, которому даны такие полномочия;
  • министерство, когда вопросы затрагивают интересы работодателей, являющихся государственными или муниципальными органами, учреждениями, предприятиями.

При необходимости представления на каком-либо из уровней соцпартнерства интересов нескольких работодателей они объединяются в соответствующую некоммерческую организацию (ст. 4 закона «Об объединениях работодателей» от 27.11.2002 № 156-ФЗ):

  • общероссийскую или общероссийскую отраслевую (межотраслевую);
  • межрегиональную или межрегиональную отраслевую (межотраслевую);
  • региональную и региональную отраслевую (межотраслевую);
  • территориальную и территориальную отраслевую (межотраслевую).

На уровне постоянно действующих 3-сторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, сформированных на федеральном уровне, работодатели могут быть представлены только соответствующим объединением (ст. 35 ТК РФ).

Допускается участие работодателя через делегирование объединению работодателей полномочий на представление его интересов.

Объединения работодателей считаются законодательно независимыми и не подвержены вмешательству в их работу органов государственной власти (ст. 6 закона от 27.11.2002 № 156-ФЗ). Принятые ими решения по вопросам соцпартнерства становятся обязательными для исполнения (ст. 48 ТК РФ):

  • всеми членами этого объединения;
  • работодателями, делегировавшими объединению представление их интересов;
  • работодателями, не участвовавшими в разработке соглашения ни прямо, ни косвенно, но присоединившимися к нему после его подписания.

Роль государства в соцпартнерстве

Государство в соцпартнерстве выполняет 2 роли:

  • содействия в укреплении и развитии этого процесса (ст. 24 ТК РФ), что выражается в законодательном регулировании процедур взаимодействия, установлении гарантий и ответственности для участников переговоров;
  • участия в работе 3-сторонних комиссий, которое является обязательным, если прямо предусмотрено в ТК РФ или других законах соответствующего уровня.

Привлечение государства к процессу соцпартнерства позволяет ему быть в курсе тенденций, возникающих в обществе в части трудовых взаимоотношений, и своевременно принимать управленческие решения в этой области.

Колдоговор как пример соцпартнерства в 2015–2016 годах

Основным и наиболее распространенным документом, формируемым при соцпартнерстве, является коллективный договор (ст. 27 ТК РФ). Он позволяет установить ряд правил взаимодействия между работодателем и работником, дополняющих правила трудового законодательства и направленных на улучшение положения работников (ст. 41 ТК РФ). Колдоговор может создаваться как для конкретного работодателя, так и в целом по отрасли, в которой он работает, или по отдельности для каждого из его обособленных подразделений.

Объем, содержание, форму, состав приложений договора социальные партнеры определяют самостоятельно. Наиболее часто в нем находят отражение (ст. 41 ТК РФ) положения:

  • по применяемой системе оплаты труда и ее параметрам;
  • дополнительно выплачиваемым компенсациям и пособиям;
  • индексации зарплаты в связи с ростом инфляции;
  • правилам премирования;
  • гарантиям, связанным с возможностью повышения квалификации, получения дополнительного образования;
  • режиму труда и отдыха, в т. ч. по установлению дополнительных отпусков и их продолжительности;
  • системе мероприятий, дополнительно улучшающих условия охраны труда;
  • льготам в отношении бесплатно предоставляемых или частично оплачиваемых питания, служебного транспорта, путевок, проезда к месту проведения отпуска;
  • гарантиям, предоставляемым членам семей работников;
  • перечню тех условий, при выполнении которых работники отказываются от организации забастовок;
  • применяемой системе контроля за исполнением колдоговора, устанавливаемой ответственности сторон за неисполнение, условиям работы для представителей работников, порядку внесения изменений в колдоговор и обнародования информации по нему;
  • иным вопросам, определенным сторонами колдоговора.

О том, будет ли необходима замена колдоговора при смене собственника, читайте в статье «Ст. 75 ТК РФ: вопросы и ответы».

Итоги

Сторонами социального партнерства являются 2 обязательных стороны (работники и работодатель) и 3-я сторона (государство), которая участвует в нем либо по приглашению обязательных сторон либо в случаях, определенных законодательно. Стороны равны в своих правах, но различаются в порядке формирования состава представителей, которые от их имени участвуют в работе основного органа соцпартнерства.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.