Страхование грузов

Содержание

При грузоперевозке какого-либо товара или вещи трудно избежать случайностей: аварий на дорогах, срыва креплений и прочих досадных происшествий. Конечно же, транспортная компания несёт ответственность за вашу кладь, пока она в пути, но есть множество нюансов. Чтобы не потерпеть убытки, лучше прибегнуть к страхованию грузов. Далее мы расскажем, как это сделать и какие агентства лидируют на рынке подобных услуг.

Когда и зачем необходимо страховать груз.

Кому и зачем нужно страховать груз

Многие заказчики при заключении договора с логистической компанией и оформлении различных бумаг сталкиваются с необходимостью «обязательного страхования». Они отдают нужную сумму и пребывают в абсолютном спокойствии, надеясь, что защитили свое имущество. Однако это не так. Страхование грузов, которого требуют госструктуры для выдачи разрешения на транспортировку, призвано защитить других участников дорожного движения от неприятностей, которые могут возникнуть при перевозке вашей клади автомобильным транспортом. Уплаченные деньги покроют расходы на ремонт шоссе, если грузовик его повредит, на восстановление задетых автомобилем коммуникаций, дорожных знаков и т. п. То есть в этом случае страховка защищает не вас, а других людей.

Перевозчики тоже страхуют себя от разных рисков, поскольку, как уже упоминалось, они отвечают за доверенные им вещи, и будут возмещать вам убытки, если что-то произойдёт по их вине. При приёме заказа на доставку груз немедленно страхуется, но только в тех рамках, какие требуют защиты перевозчика. Чтобы обезопасить свою кладь в полной мере, можно попробовать ещё один вид страхования грузов – на любой непредвиденный случай – это исключительно добровольно, ведь по законодательству, действующему в России, вас не могут заставить заботиться о вашем же имуществе.

Какие грузы можно застраховать

В современных условиях можно оформить страховку на любой вид груза: лес, газ, нефтепродукты, продукты питания, дома, машины, стройматериалы, мебель и другие предметы обстановки. Кроме того, можно защитить не только вещественное имущество, но и:

  • затраты на транспортировку (прохождение таможни, аренда автомобилей и т. п.), если произойдёт что-нибудь из ряда вон выходящее, и ваш груз остановят на границе, например, в случае внезапного объявления эмбарго, обнаружения ошибки в документах и пр.;
  • ожидаемый доход – если из-за какого-то происшествия вы его так и не получили, страховая компания выплатит вам сама (но существует лимит).

Особенности страхования при международных автомобильных перевозках состоят в том, что путь может проходить через несколько государств, и страхователь обязан предупредить вас обо всех существующих там опасностях (высокий показатель преступности, сезонные затопления и т. п.), кроме тех, которые априори известны каждому. Страховка распространяется на всю территорию, по которой проедет машина.

Как застраховать груз при перевозке автомобильным транспортом

Агентство-подрядчика вы можете выбрать сами, либо положиться на опыт юристов, адвокатов или других специалистов в данной области. Транспортная компания или государственные ведомства не имеют права навязывать вам конкретного исполнителя. При встрече вы и страховой агент должны составить договор, куда будет вписан весь спектр рисков, от которых вы хотите защититься. В данный момент это такие категории, как:

  • погодные условия – не чрезвычайные ситуации, которые могут испортить груз или помешать в дороге;
  • чрезвычайные ситуации, связанные с природой, или техногенные – сели, оползни, землетрясения, возгорания, взрывы и т. п.);
  • аварии и другие случаи на дорогах;
  • уголовные преступления (угон автотранспортного средства, ограбление при транспортировке, намеренное уничтожение имущества);
  • внезапный выход автомобиля из строя (о случившемся надо уведомить страхового агента в течение 72 часов, иначе компания не компенсирует вам потери).

В этих крупных категориях отдельно обсуждаются разные вероятности и нюансы, определяется ответственность сторон. Когда заключается соглашение (договор) страхования груза, предназначенного к международной перевозке, предполагается, что автомобиль будет ехать строго в рамках намеченного пути. Ни водитель, ни владелец груза не могут изменить направление спонтанно, без согласования с агентом.

Страхование грузов при местных и международных перевозках может заключаться на любые сроки до года. Если это опасный или негабаритный груз, нужен полис обязательного страхования для получения разрешения на перевозку – в нём вы подтверждаете, что готовы покрыть ущерб в случае повреждения дорог и коммуникаций.

Кто предлагает выгодные тарифы на страхование грузов

Из чего складывается размер выплат? Ваш товар оценивают в какую-то сумму, затем вы выбираете, какой процент от неё вам выплатят в случае убытков. Чем больше ставка – тем больше вам вернут, но тем выше взносы, которые берёт агентство за услугу. Разумеется, если с имуществом ничего не случится, страховая компания просто оставит деньги себе. Вот несколько популярных агентств, предлагающих страхование груза при перевозке автомобильным транспортом по выгодным тарифам:

Ошибки при страховании грузов, которые приводят к отказу в страховом возмещении

Страхование – это, говоря простым языком, нечто вроде пари. Страховая компания делает ставку на то, что с вашим грузом ничего не случится, а вы – наоборот. Разумеется, любое агентство заинтересовано в том, чтобы вписать в договор такие риски, вероятность которых очень низкая, и оставить себе прибыль в виде вашего взноса. Также они не будут возмещать убытки от неприятностей, возникших по вашей вине. Поэтому будьте внимательны при заключении соглашения и постарайтесь не допустить таких ошибок, как:

  1. Неучтённые страховые ситуации – хорошо подумайте, какие случайности наиболее угрожают вашему грузу в пути. При международных перевозках изучите текущее положение дел внутри стран, которые будет пересекать автомобиль, их таможенное законодательство и т. п.
  2. Позднее уведомление о происшествии – в соглашении указывается время, в течение которого вы должны рассказать о случае, описанном в договоре. Если вы этого не сделаете, то вторая сторона будет освобождена от своих обязательств.
  3. Запоздалое оформление страховки – помните, что на сбор всех необходимых бумаг нужно время, иначе вы просто не успеете защитить свой груз до отправки.
  4. Неправильная информация о грузе – нестыковки в массе, названиях, описании и т. п. могут быть причиной непризнания страхового случая.
  5. Отклонение от утвержденного пути – нельзя спонтанно и беспричинно свернуть с намеченной дороги, не предупредив страховую компанию, потому что это аннулирует все договорённости.
  6. Выезд на неисправной технике – если при рассмотрении страхового случая выяснится, что в рейс отправили ненадёжную машину, и это привело к аварии, порче груза и т. п., выплаты не будет.
  7. Неправильная упаковка – перед отправкой проследите за качеством тары: ящиков, контейнеров, паллет, плёнки, а также правильностью укладки. В противном случае страховая компания квалифицирует убытки, как возникшие по вашей неосмотрительности.

Страхование грузов — пошаговая инструкция как застраховать груз при перевозке + обзор ТОП-7 компаний с выгодными условиями страхования

Привет всем, кто посетил наш сайт! На связи Денис Кудерин, эксперт по страхованию.

Сегодня мы рассмотрим, препарируем и детально исследуем новую тему – страхование грузов. Публикация продолжает серию статей о защите имущественных интересов физлиц и юридических субъектов.

Материал будет полезен всем, кто интересуется вопросами эффективной защиты имущества и финансов.

1. Кому и зачем нужно страховать груз?

Каждый день из одной географической точки в другую перемещается тысячи грузов. Перевозки совершаются внутри одного города, между регионами, между разными странами, с одного континента – на другой.

В процессе перемещения из пункта «А» в пункт «Б» груз подвергается огромному количеству рисков. Транспорт – сухопутный, морской, воздушный – может потерпеть крушение, затонуть, попасть в ДТП. Груз может намокнуть, испортиться, его могут похитить, задержать на таможне и конфисковать.

Чтобы получить компенсацию за поврежденное или полностью утраченное имущество, груз нужно предварительно застраховать, обезопасив тем самым от возможных рисков.

Страхование грузов (в международной терминологии такой вид страхования именуется «карго») – разновидность имущественного страхования, способ защиты интересов владельцев грузов на случай ущерба, вызванного различными происшествиями в процессе транспортировки.

Основные цели страхования грузов:

  • обеспечение защиты имущества;
  • защита интересов собственников груза;
  • контроль страховых ситуаций;
  • урегулирование страховых происшествий – возмещение убытков владельцев груза при возникновении страховых ситуаций.

Согласно существующему законодательству, защита грузов в страховых компаниях, не выступает обязательным условием перевозок. Никто не принуждает владельцев страховать свои грузы: процедура оформления полиса – дело сугубо добровольное.

Однако многие транспортные компании просто отказываются заключать договоры на перевозки, если клиент не желает страховать груз.

Позиция перевозчиков вполне объяснима – они не хотят отвечать за неприятности, которые могут случиться с грузом в дороге. А при наличии полиса транспортная компания почти ничем не рискует и заинтересована лишь в соблюдении сроков и условий перевозки.

Более того, транспортные фирмы тесно сотрудничают со страховыми организациями: полис страхования груза можно оформить прямо в офисе или на сайте перевозчика – что называется, не отходя от кассы.

Владельцам грузов страхование имущества тоже выгодно: заплатив за полис, они могут быть относительно спокойны за судьбу своего груза. В случае непредвиденной ситуации страховщик готов оплатить убытки в полном объёме.

Страховая сумма при страховании карго не может превышать реальной стоимости груза. Однако в эту сумму часто входят и расходы на транспортировку, и ожидаемая прибыль от реализации товаров, и таможенные расходы.

В список стандартных рисков при карго-страховании входят:

  • стихийные бедствия (тайфуны, ураганы, землетрясения, удары молнии, наводнения и т.п.);
  • техногенные катастрофы;
  • пожары;
  • аварии;
  • злонамеренные действия третьих лиц (грабёж, похищение, разбой, пиратство, вандализм);
  • риски, связанные с обстоятельствами транспортировки – несоблюдение температурного режима, лом, повреждение, загрязнение);
  • пропажа транспортного средства без вести.

Страхователь имеет право выбрать все риски из предложенного компанией списка или их часть.

Имущественные интересы имеются и у получателя, и у отправителя груза – кто из них возьмёт на себя расходы на приобретение полиса, они решают между собой. Обычно ответственность за страхование ложится на того, кто владеет грузом на текущий момент.

Субъектами страхования карго выступают: страхователь (физлицо или юридический субъект), страховщик, выгодоприобретатель (он же – бенефициар) – лицо, в пользу которого заключен договор страховой защиты.

Для полного понимания механизмов и сущности вопроса рекомендую прочесть статью «Что такое страхование».

2. Какие грузы можно застраховать – обзор ТОП-4 основных видов

Страхованию подлежат практически любые виды грузов и перевозок. Защитить можно всё, начиная от нефтепродуктов и заканчивая изделиями из стекла и хрусталя.

Виды страхования грузов классифицируются также по способу перемещения грузов. Каждый способ имеет свои особенности, которые мы сейчас и рассмотрим.

Вид 1. Страхование авиаперевозок

Воздушные перевозки – самый молодой вид транспортировки и самый перспективный. Главное преимущество этого способа перемещения грузов известно всем – это высокая скорость доставки.

Для крупных объектов или оборудования используются специализированные борта – грузовые самолёты с повышенной вместительностью.

Несмотря на предвзятое отношение некоторых граждан к авиационным перелётам, этот тип транспорта считается у страховщиков наиболее безопасным.

Вероятность порчи либо полной утраты имущества минимальна, а стало быть, страховые риски — низкие. Правда, для некоторых категорий грузов (дорогостоящей оргтехники, электроники) существует риск хищения. Особенно часто грузы воруют в промежуточных пунктах пребывания авиатранспорта по пути к конечной точке.

Вид 2. Страхование морских грузов

История морских перевозок уходит во тьму веков. Именно морские грузы испанцы называли словом «cargo» — отсюда пошло интернациональное обозначение грузового страхования.

Морская транспортировка связана с большим количеством рисков: груз можно повредить при погрузке и разгрузке, а целостность товара и скорость его прибытия сильно зависят от погоды и условий хранения.

Но в некоторых ситуациях перевозка по воде – единственная возможность доставить груз до пункта назначения. В особенной степени это касается внешней торговли между странами. По воде транспортируют зерно, технику, скот и многое другое.

Перевозки по морю-океану страхуются полностью или частично, в зависимости от сложности маршрута, его протяженности и прочих факторов. Здесь в меньшей степени присутствует риск хищения, но зато высока вероятность намокания и порчи груза в результате попадания на борт судна морской воды.

Вид 3. Страхование железнодорожных перевозок

Ежедневно по железной дороге перемещается сотни тонн промышленных и коммерческих грузов. В России этот транспорт особенно популярен ввиду расстояний между регионами и относительной дешевизны.

Риски перевозок по «железке» немногочисленны:

  • повреждение груза в результате схода с рельсов или неудачных маневров;
  • нарушение герметичности упаковки;
  • порча в связи с погодными условиями;
  • хищение.

Страхование железнодорожных грузов – относительно редкий вид страхования, поскольку этим способом часто перемещается то, что в особой защите не нуждается – щебень, руда, уголь, древесина.

Вид 4. Страхование автомобильных грузов

Автоперевозки характеризуются максимально высокими рисками. На дорогах случается большое количество аварий и других ситуаций, связанных с повреждением, порчей и хищением грузов. Велика вероятность мошенничества, подлога, подделки документов и прочих противоправных деяний.

Больше информации – в статье «Страхование имущества».

В таблице наглядно представлены виды перевозок и их особенности:

Виды перевозок Уровень риска Особенности
1 Авиаперевозки Низкий Самый быстрый вид транспорта, но и самый дорогой
2 Морские перевозки Высокий Высока вероятность порчи и повреждения грузов, низкая скорость
3 Железнодорожные перевозки Низкий Высокая надёжность доставки, но низкая скорость
4 Автомобильные перевозки Высокий Высокий риск повреждения товара при ДТП

3. Как застраховать груз при перевозке автомобильным транспортом – 5 простых шагов

Страхование автоперевозок – самый популярный вид имущественной защиты грузов. Только полноценное и грамотное страхование покроет все убытки, если страховая ситуация всё же произойдёт.

Чтобы не волноваться за безопасность груза, его нужно застраховать по всем правилам. О том, как это сделать, я сейчас расскажу.

Шаг 1. Выбираем страховую компанию

В мире и в России сотни компаний, занимающихся страхованием грузов. Выбрать действительно надёжного и платежеспособного страховщика – целая наука.

Эксперты советуют оценивать уровень страховой компании по следующим критериям:

  • наличие опыта;
  • финансовая стабильность (размер уставного капитала, сумма страховых выплат за истекший отчетный период);
  • количество филиалов в разных городах;
  • общее число клиентов компании;
  • наличие удобного и функционального сайта;
  • рейтинг от независимых агентств;
  • информационная открытость.

Добропорядочные и ответственные страховщики дорожат своей репутацией и стараются урегулировать страховые происшествия быстро и в пользу клиента.

Шаг 2. Выбираем тариф страхования

Выбрать и рассчитать тариф вам помогут в офисе компании. Можно сделать это на сайте страховщика, воспользовавшись онлайн-калькулятором.

На стоимость услуг влияют следующие факторы:

  • характер груза и вероятность его повреждения (страховка на хрупкий, ценный или скоропортящийся товар стоит дороже);
  • качество упаковки;
  • вид транспорта;
  • расстояние;
  • состояние пути (территория, через которую везут груз).

Пример

Не все страны считаются благоприятными для перевозок. Некоторые территории входят в «чёрный список» страховщиков. Например, все знают, что у побережья Сомали высока вероятность повстречаться с пиратами 21-века. Естественно, что стоимость страховки при перевозке по такому морскому пути существенно возрастёт.

Кроме того, у каждой компании – свои условия страхования и свои расценки.

Шаг 3. Собираем необходимые документы

Понадобятся документы, удостоверяющие статус (или личность) страхователя, а также бумаги, подтверждающие стоимость груза и право на владение собственностью.

Страховым фирмам нужна максимально полная информация о характере груза:

  • официальное наименование продукта;
  • данные об упаковке, габаритах, весе;
  • количество единиц и партий груза;
  • сведения о наиболее вероятных рисках, связанных с этим видом имущества.

Компания имеет право на осмотр и собственную оценку стоимости груза.

Шаг 4. Изучаем условия договора

Условия договора соответствуют принятым международным или внутренним правилам страхования груза. В документе указаны все разновидности страховых ситуаций и виды нестраховых случаев.

Если страхователя интересует полное покрытие рисков, он выбирает самый дорогой полис, куда входит максимальное количество ситуаций, способных повлиять на сохранность и свойства перевозимого имущества.

Обычно при страховании грузов коммерческими структурами за процедуру отвечают профессиональные юристы, поэтому вероятность подписания «липового» или неправильно составленного договора низкая.

Каждый документ имеет свой срок действия. Если страховая ситуация произошла после окончания этого периода, ни о каком возмещении речи не идёт. Трудности возникают и в том случае, если страхователь при возникновении происшествия обратился в страховую компанию позже предусмотренного договором срока.

Шаг 5. Подписываем бумаги

После оплаты счета страховщик предъявит вам 2 экземпляра договора. Контракт подписывают обе стороны, участвующие в соглашении. Документ скрепляется печатью – один экземпляр забирает страхователь, другой остаётся в конторе.

Особенности страхования груза при международных перевозках

Экономические отношения между государствами предполагают постоянный обмен грузами в ходе торговых операций. Международные перевозки сопряжены с высокими рисками. По пути грузу приходится преодолевать по-крайней мере одну государственную границу.

Имущество может пострадать в результате недопонимания между сторонами, спорами, разбирательствами и задержками. По этой причине международное страхование перевозок пользуется устойчивой популярностью.

Чаще всего при страховании интернациональных грузов используется такая схема: каждая страна обеспечивает юридическую защиту собственности на своей территории. Как только груз пересекает границу, субъект страхования меняется.

4. Кто предлагает выгодные тарифы на страхование грузов – обзор ТОП-7 компаний по предоставлению услуг

Разрешение на страхование грузов выдаётся государством, оно же в известной степени регулирует деятельность компаний. В частности, при нарушении правил и ущемлении интересов страхователя лицензию у страховщика могут запросто отобрать.

Если вы хотите гарантий и действительно заинтересованы в безопасности имущества, сотрудничайте с компаниями из представленной нашим сайтом «большой семёрки» страховщиков.

1) АльфаСтрахование

Крупнейший российский страховщик с длительным опытом работы на внутреннем и международном страховых рынках. Наивысший уровень надежности (А++) по версии агентства «Эксперт». Отличный клиентский сервис, курс на интернет-технологии, круглосуточные консультации пользователей по телефону и онлайн.

Предлагает несколько видов страхования грузов – защита любых грузоперевозок, страхование транспортно-экспедиционной деятельности, страхование ж/д транспорта. Низкие тарифы, высокая скорость урегулирования страховых ситуаций.

2) Пари

Универсальный страховщик, работающий на рынке с 1992 года. Своей миссией фирма считает помощь людям и юридическим лицам в управлении рисками, которые окружают их в повседневной жизни.

В перечне преимуществ страховщика – упор на индивидуальное взаимодействие, быстрое реагирование при страховом происшествии, своевременные выплаты. Защита грузов – приоритетное направление деятельности компании.

3) Спасские ворота

Фирма №1 на рынке страхования грузов. Практикует все виды защиты – страхования авиа- , морских, автомобильных, ж/д и смешанных перевозок. Доступные тарифы, выгодные акции для новичков и лояльных клиентов. Девиз компании: «страхование за 10 минут, компенсация ущерба – за 10 дней».

В разделе «Новости» на интернет-ресурсе регулярно публикуются наиболее крупные за истекший период выплаты клиентам по страховым ситуациям. Согласно статистике, которую ведёт страховщик, каждые 3 минуты где-то отправляется груз, застрахованный в «Спасских воротах».

4) Капитал-Полис

Компания, основанная более 20 лет назад в Петербурге. Один из крупнейших страховщиков северо-западного региона РФ. Обслуживает корпоративную клиентуру и частные лица. Основной принцип – гарантия выполнения взятых на себя обязательств перед клиентами.

Страхует грузы, экспедиторскую деятельность, товары на складе. Пользователи могут приобрести либо разовый полис защиты грузов на отдельный рейс, либо «генеральный полис» для страхования всех перевозок, осуществляемых конкретным страхователем.

5) Ингвар

Защита интересов юрлиц – приоритетная сфера деятельности страховщика. Компания страхует любые виды имущества – оборудование, товар, технику, дороги, нефтепроводы, транспортируемое имущество.

Организация работает с 1993 года. В списке плюсов «Ингвара» — высокий профессионализм, быстрота оформления договора и оперативность при урегулировании страховых ситуаций.

6) AIG

Международная организация с наивысшим рейтингом финансовой устойчивости (А++). Работает на российском рынке более 20 лет. За эти годы количество страховых выплат приблизилось к 5,5 млрд. рублей. Конкурентное преимущество компании – сочетание международных стандартов страхования с глубокими знаниями российских реалий.

Страхует любые грузы и любые типы перевозок, в том числе – между странами. Обширная сеть представительств по всему миру, собственный штат агентов, специализирующихся на перевозках и логистике.

7) Ингосстрах

Страховщик с многолетним опытом деятельности на рынке. Сотрудничает с частными и корпоративными клиентами. В числе достоинств – профессионализм, гарантия своевременных выплат, использование современных цифровых технологий при оформлении полисов.

Защита любых транспортных рисков. Среди клиентов фирмы – РЖД, Московское метро, Совкомфлот, БалтТрансСервис, Сбербанк Лизинг, Волжское пароходство и десятки других известных транспортных компаний.

5. ТОП-4 ошибки при страховании грузов, которые приводят к отказу в страховом возмещении

Поскольку в РФ страхование грузов – практика относительно новая, не все страхователи до конца понимают природу и механизмы защиты рисков. Чтобы обезопасить свои интересы, клиентам следует избегать типичных ошибок транспортного страхования.

Ошибка 1. Невнимательное заполнение заявления

Такая ошибка особенно актуальна для частных лиц, занимающихся грузоперевозками. Если в документе допущена неточность при внесении официальных данных относительно груза или личности страхователя, компания вправе отказать в выплатах по такому договору.

Вывод: заполняя заявление, данные надо проверять и перепроверять по несколько раз. Невнимательность при составлении договора чревата финансовыми потерями.

Ошибка 2. Несвоевременное уведомление страховой компании о наступлении страхового случая

У каждой компании – свой регламент. Согласно договору, страхователю отводится от 24 часов до 5 суток для уведомления представителей фирмы о том, что с грузом произошёл страховой случай. Сообщить о происшествии клиент имеет право по телефону, письмом, через интернет-каналы.

Ошибка 3. Предоставление неполного пакета документов в страховую компанию

Страховая ситуация должна быть зафиксирована по всем правилам. Если страхователь предъявил неполный пакет документов или не предоставил реальных доказательств происшествия, агенты вправе отказать в составлении страхового акта и выплате компенсации.

Ошибка 4. Некорректное указание рисков, которые покрываются договором страхования

В любом документе перечислены риски, которые страхователь соглашается или НЕ соглашается включить в окончательный вариант договора. Если риски указаны некорректно или нужные пункты вовсе отсутствуют, то никакого возмещения вы не получите.

Например, если груз во время морской перевозки пострадал от грызунов, а в договор включены любые другие ситуации, кроме указанной, за ущерб будет отвечать сам страхователь.

Рекомендую к просмотру видеоролик по теме страхования железнодорожных грузов.

6. Заключение

Подведём итоги. Защита транспортных перевозок – тема многогранная и сложная. Если вы хотите обезопасить своё имущество наиболее полноценным образом, правила и условия страховки нужно изучить заранее.

Страхование грузов

Данный вид страхования рассчитан на собственников товаров и грузов, перевозимых различными видами транспорта, и позволяет компенсировать убытки, связанные с повреждением или утратой груза, независимо от наличия или отсутствия вины перевозчика. Условия договоров страхования грузов AO «АльфаСтрахование» отвечают современным требованиям, предъявляемым к страховому покрытию.

«АльфаСтрахование» предлагает вашему вниманию следующие продукты по страхованию грузов.

  • Полис на разовую отправку. Оформляется на основании заявления на страхование. Используется в случаях разовых отправок различных видов грузов.
  • Генеральный полис (договор) по страхованию грузов. Оформляется в случае регулярных перевозок по согласованным маршрутам или при перевозках однородных грузов. Генеральный полис страхования упрощает документооборот по страхованию грузов, а страхование распространяется на все декларируемые отгрузки. По генеральному полису предусмотрены различные варианты оплаты страховой премии.

Что можно застраховать

  • Груз, перевозимый любым видом транспорта из любой точки мира в любую точку мира.
  • Транспортные расходы по доставке груза к месту назначения.
  • Ожидаемую прибыль в размере не более 10% от страховой стоимости груза в соответствии с условиями ИНКОТЕРМС 2010.

Страхование покрывает повреждение или гибель груза, произошедшие в результате случайностей и опасностей перевозки, кражи, разбойного нападения, военных и забастовочных рисков и др., в зависимости от объема страхового покрытия.

Возмещению подлежат убытки, вызванные повреждением или гибелью груза, расходы по спасанию или ремонту поврежденного груза, расходы по экспертизе.

СРЕДНИЕ ТАРИФЫ ПО СТРАХОВАНИЮ ГРУЗОВ

Величина страхового тарифа устанавливается в зависимости от особенностей предстоящей перевозки: условий страхования, вида груза и его упаковки, маршрутов перевозки, наличия перегрузок, стоимости груза, объема перевозок, величины франшизы, наличия охраны и сопровождения грузов и других факторов.

Правила страхования грузов (pdf, 209 КБ)

Получение возмещения по страхованию грузов

  1. Страхование грузов — мифы и реальность
  2. Бурные фантазии
  3. Начнем с конца:
  4. «Сначала информация – потом перевозка»
  5. Шаг 1. Случилось страшное! Или как передавать информацию
  6. Шаг 2. Действия на выгрузке. По горячим следам.
  7. Шаг 3. Водитель не подписывает акт
  8. Шаг 4. Что за фото должны быть сделаны
  9. Шаг 5. Где ставится отметка в транспортном документе
  10. Шаг 6. Как получить объяснительную
  11. Шаг 7. Оценка ущерба
  12. Шаг 8. Независимые эксперты

Страхование грузов — мифы и реальность

Вся прошлая неделя была ознаменована для меня переговорами с одним из наших новых клиентов. Коллеги занимаются импортом дорогой итальянской одежды в РФ. Схема поставки достаточно запутана, потому и вопросов возникало много. Как будет выглядеть претензионный порядок при условиях поставки DAP? Кто несет риски в разные моменты времени? Кто в логистической цепочке за что отвечает? Какие действия нужно будет предпринять, чтобы получить возмещение от страховой компании?

Наши диалоги периодически перемежались живописными примерами из жизни коллег об обнаруженных недостачах, проткнутых вилами коробках, а так же о том, как они получали отказы от страховой компании, потому что в документах не было нужных отметок, да или вообще нужных документов недоставало. Мне такое внимание к вопросу понятно: возмещение убытка со страховой компанией – это как первая любовь – всегда незабываемо. Количество действий, которые нужно предпринять, поражает воображение своим многообразием, а высота стопки документов для передачи в страховую иной раз измеряется в сантиметрах. В этой статье мне бы хотелось пошагово рассмотреть, что же нужно сделать чтобы не лишить себя удовольствия возможности получить возмещение от страховой компании по страхованию грузов.

Бурные фантазии

Представим, что во время заключения договора между экспедитором/перевозчиком и его клиентом случилось радостное событие – грузы решено страховать в независимой страховой компании. При этом страхователем выступает экспедитор.

Забегая вперед, хочется особо отметить почему экспедитор так стремится выступить страхователем. В цепочке «Страховая — Собственник груза — Виновная сторона» ему важно избежать регрессных требований в свою сторону, то есть ситуации когда страховая, выплатив возмещение собственнику груза, обратится за возмещением к экспедитору. На мой взгляд, кроме попытки избежать финансовых потерь, он должен добавить в этот процесс еще щепотку сервиса: сопровождать работу по убытку от самого момента, когда стало известно, что случилась беда, до того момента, пока выплата пострадавшей стороной не будет получена. При этом очень важно, чтобы экспедитор или перевозчик понимали, что нужно сделать, чтобы весь процесс прошел гладко и в нужные сроки.

Мне часто приходится слышать такие слова: «Мы страховали груз, но страховая нам отказала, нас постигло чувство глубокого разочарования, мы больше страховать грузы не будем». Эта позиция имеет место быть, но здесь, как и везде, дьявол кроется в деталях. Страховая компания не ставит целью сразу же отказать в выплате (по крайней мере, у меня до сих пор после стольких возмещенных убытков складывается такое впечатление). Однако наличие внутреннего аудита и всякого рода контролей со стороны надзорных органов свидетельствует о том, что возмещение не производится просто так, по щелчку пальцев, а пакет документов, которые нужно собрать, очень часто приходит на рассмотрение с серьезными недочетами, не позволяющими сделать заключение о том, что случившееся действительно является страховым случаем.

Проблемы могут возникнуть на любом из этапов, самым главным из которых, на мой взгляд, является приемка груза и момент обнаружения повреждений.

То, какие действия будут предприняты участниками в момент, когда об инциденте стало известно, задаст тон всему процессу претензионной работы. И если все сделать правильно, то болезненность процесса можно свести к нулю. Мария Гавичус Риск менеджер

Начнем с конца:

Между пострадавшей стороной и выплатой ущерба всегда стоит некий пакет документов, который, с некоторыми вариациями, включает в себя:

  • акт о повреждениях/коммерческий акт;
  • транспортный документ с отметкой о случившемся;
  • претензию грузополучателя экспедитору/перевозчику со всеми подтверждающими документами;
  • документы, подтверждающие размер ущерба.

Список неполный, однако, здесь самое значимое. Заявки участникам, договоры, экспедиторские расписки, инвойсы и ТТН условно уже существуют на момент наступления страхового события и не должны стать проблемой при сборе пакета документов. Перечисленное же выше является самым важным. Когда кто-то из сотрудников сообщает мне о том, что с каким-то из грузов случилась беда, то одним из первых вопросов станет: «Был ли составлен акт?». По крайней мере, он точно будет следовать за вопросами: «Все ли остались живы?» и «Удалось ли спасти остатки груза?»

«Сначала информация – потом перевозка»

Первой и главной проблемой, которая видится мне, является отсутствие информации о том, что нужно делать, или неправильная ее подача. Далее будет рассмотрен идеальный вариант неидеальной грузоперевозки и то, как это все обычно бывает на практике.

Шаг 1. Случилось страшное! Или как передавать информацию

Пункт о передаче информации идет в списке первым, т.к. при обнаружении любого повреждения или недостачи время играет против пострадавшей стороны. Чем быстрее все заинтересованные участники узнают о том, что с грузом что-то случилось, тем более скоординированные действия они смогут предпринять.

Отдельным пунктом здесь стоит выделить оповещение страховой. В договоре со страховой компанией всегда прописано, каким образом и в какой срок ее необходимо оповестить. Обычно, если груз застрахован через экспедитора или перевозчика, эта обязанность ложится на него. Если же собственник груза сам его застраховал, то информацию о том, как и в какой форме оповещать страховую, нужно обязательно иметь в доступе. Главное помнить, что отсутствие оповещения может стать причиной отказа.

Идеальный вариант:

Грузополучателю доставлен поврежденный груз. Он оповещает экспедитора об инциденте, и менеджер детально инструктирует его о шагах, которые необходимо предпринять, какой пакет документов затем будет необходим для страховой компании или претензионной работы в целом. Детальный инструктаж при этом может заключаться в том, что грузополучателю высылается краткая инструкция, объясняющая, что нужно сделать, которая у него должна быть под рукой как раз для таких случаев.

Как обычно бывает:

Грузополучатель поздно извещает о возникшей проблеме. Поздно – это когда водитель уже уехал со склада без составления каких-либо документов, а склад сообщает об инциденте на следующий день после произошедшего.

Что делать:

Обсуждать ход действий в случае инцидента заранее, еще на этапе согласования договора с перевозчиком/экспедитором, проговаривать его в этом самом договоре или в описаниях операционных процедур и учить сотрудников грузополучателя. Я уделяю огромное внимание обучению и, несмотря на это, не могу дать стопроцентной гарантии, что каждый из менеджеров знает наизусть, что потребуется для страховой. Это неудивительно, потому что, к счастью, каждый из них со страховыми случаями сталкивается редко. При этом я могу гарантировать, что каждый менеджер точно знает, что необходимо что-то предпринять. При этом о том, что конкретно предпринимать, написана специальная инструкция, которую можно нужно быстро и без лишних согласований выслать клиенту. Она-то и спасает в большинстве случаев.

Шаг 2. Действия на выгрузке. По горячим следам.

Идеальный вариант:

На выгрузке грузополучатель в присутствии водителя обнаружил, что короба имеют замятия и надрывы. Составили вместе с водителем акт, сделали фото, сделали отметку в транспортной накладной и еще, на всякий случай, взяли объяснительную от водителя, а поврежденный груз разместили на складе до получения дальнейших указаний.

Как обычно бывает:

Сотрудники склада грузополучателя не всегда бывают проинструктированы о том, что в случае обнаружения повреждений какого-то груза необходимо предпринять какое-то действие, а лучше – целый ряд каких-то действий. Зачастую мы получаем акты о повреждениях, которые подписаны Кладовщиком, Старшим смены и Логистом принимающей стороны. Он красиво составлен, жаль только, что это произошло в момент, когда водитель уже уехал со своим экземпляром транспортной накладной без каких-либо отметок о составлении акта и фактически принятое на склад имущество перестало быть грузом, а акт составлен в одностороннем порядке, что недопустимо. Акт является главным документом, фиксирующим произошедшее событие. Вокруг него будет строиться вся дальнейшая работа по выплате убытка.

Отдельно стоит упомянуть присутствие водителя на складе при выгрузке. Если со стороны грузополучателя принято решение по соображениям безопасности не допускать присутствия водителя на выгрузку, он должен отдавать себе отчет в том, что при составлении акта водитель может сделать оговорку, что на выгрузке он не присутствовал и откуда взялись повреждения — не видел. Этого будет достаточно, чтобы предположить, что повреждение произошло уже после доставки и перевозчик или экспедитор не будут ответственны за ущерб.

Что делать:

В идеале – сотрудники склада должны знать наизусть нехитрую инструкцию о том, что делать, если с грузом случилась беда. Под рукой всегда должна быть упрощенная форма акта с основными положениями: дата, место составления, ФИО и должности участников, краткое описание обстоятельств с указанием реквизитов транспортных документов, описание повреждений и их фактический размер. Формы Торг-2 и Торг-3 количеством непонятных таблиц нередко приводят в недоумение. Акт рекомендуется сделать настолько простым, чтобы отклониться от нужной информации было невозможно. Если инструкцию запомнить сложно, то сотрудники должны точно знать, что им нужно хотя бы связаться с логистом, чтобы тот оповестил руководство перевозчика обязательно до того момента, как водитель покинет место выгрузки. По опыту могу сказать, что обучить людей это делать – задача непростая, но зато полностью окупающая себя в будущем.

Шаг 3. Водитель не подписывает акт

Идеальный вариант

Водитель присутствует при выгрузке. При обнаружении повреждений сотрудниками склада подписывается акт о повреждениях, который дается на ознакомление водителю. Водитель его внимательно изучает, просит внести коррективы, если считает, что формулировки, к примеру, неточны. Когда содержание акта согласовано, водитель подписывает его вместе с уполномоченными сотрудниками склада.

Как обычно бывает

Еще одна оговорка по поводу присутствия водителя на выгрузке. Каким бы профессиональным ни были экспедитор и перевозчик, нужно отдавать себе отчет в том, что водитель больше сосредоточен на задаче довезти груз. Поэтому принято считать, что факт заезда на выгрузку означает, что работа водителя выполнена, а остальное – частности. Вследствие этого часто бывает, что он отсиживается в кабине во время выгрузки. И не потому, что его не допустили на выгрузку, а просто потому, что он не знает о своей обязанности присутствовать при этом. Или потому что думает, что «и так прокатит».

Что делать?

Не стесняйтесь проявить инициативу и пригласить водителя на выгрузку, а еще лучше — не начинайте выгрузку без присутствия водителя на складе. Так будет проще согласовывать составление акта, у водителя будет на одну причину меньше его не подписывать. Если же от подписи он все равно отказывается, то, не прибегая к методам физического воздействия, не отпускайте водителя со склада пока не свяжетесь с его руководством. У водителя скорее всего есть руководитель или логист, указания которых он должен выполнять. Иногда действительно бывает сложно донести, что он должен либо подписать, либо обоснованно объяснить, почему отказывается подписать документ.

Я настоятельно рекомендую не тратить силы на человека, напуганного идей о том, что, поставив свою подпись, он подписывается под серьезным материальным ущербом, а налаживать общение с ним через его руководство. Если уж и руководитель или логист по какой-то причине сообщают, что никто ничего не подпишет и никаких комментариев оставлять не будет, то обязательно сделайте отметку во всех экземплярах транспортного документа о том, что акт составлена для его составления привлеките независимое лицо, в народе называемого понятым. «Независимость» лица при этом определяется тем где независимое лицо работает, т.е. такой человек не должен быть сотрудником компании-грузополучателя. Это не самая простая задача, т.к. на складах с современными системами безопасности, шлагбаумами и прочими сложностями пропускного режима очень сложно найти проходящее мимо независимое лицо с паспортом в руках. Однако, по опыту, это возможно: привлеките сотрудника ЧОП, наемный персонал, именуемый заморским словом «аутстаф», или коллег с соседнего склада. Подготовьте этот многострадальный акт без водителя и направьте экспедитору/перевозчику официальным письмом уведомление о том, что был составлен акт, который водитель подписать отказался. Не забудьте потом поставить вопрос о том, что качество услуг именно этого перевозчика вызывает сомнения, т.к. подпись акта либо обоснованный отказ от подписи – обязанность водителя.

Если уж склад находится в таком месте, где привлечение независимого лица не предвидится в радиусе нескольких километров – составьте акт в одностороннем порядке, с обязательным официальным уведомлением экспедитора или перевозчика. При этом имейте ввиду, что у страховой компании в любом случае появятся вопросы к документу. Однако, если составлению акта в одностороннем порядке была объективная причина, такой акт может быть принят к рассмотрению.

В случае отказа от подписи есть еще одна опция — привлечь независимое лицо для подписания этого документа вместо водителя, в народе называемого понятым. Однако по опыту могу сказать, что на складах с современными системами безопасности, шлагбаумами и прочими сложностями пропускного режима очень сложно найти проходящее мимо независимое лицо с паспортом в руках. Именно поэтому мне видится, что как-то больше обнадеживает вариант с отметкой в транспортном документе, составленным в день выгрузки, актом и уведомлением о составлении.

Шаг 4. Что за фото должны быть сделаны

Идеальный вариант:

Все замеченные повреждения нужно фотографировать, и фото должны быть как со свадьбы лучших друзей – чем больше, тем лучше. Суть: из фото должно быть понятно, что не так с грузом.

Как обычно бывает:

Вспоминается умильный случай, когда из порезанного на ночной стоянке тента была похищена часть груза, водитель доехал до склада получателя, а склад по факту прислал аж 8 фото целой пломбы. Задача фотографировать целую пломбу была? Была. И неважно, что груз пропал через огромную дыру в человеческий рост в тенте.

Что делать:

Фото нужно начинать делать, как только обнаружилось повреждение – и до выгрузки, и сразу после, при хорошем освещении. Если груз приехал намокшим или грязным, то необходимо сфотографировать и кузов изнутри. Эти фото можно приложить к акту или дальнейшей претензии для лучшего понимания того, что случилось.

Шаг 5. Где ставится отметка в транспортном документе

Отсутствие отметки в транспортном документе автоматически означает, что груз был принят в удовлетворительном состоянии и никаких претензий к экспедитору/перевозчику на этот момент у грузополучателя не возникло.

Идеальный вариант:

При обнаружении повреждений во всех экземплярах транспортной накладной или CMR ставится отметка о составлении акта. В ТрН для этого есть графы 7 и 17, в CMR — 24. Пишем там фразу: «Составлен акт, груз принят с недостачей, упаковка повреждена», — или указываем другие обстоятельства, в зависимости от того, что случилось. Главное здесь, чтобы накладную подписал водитель, и отметка была во всех экземплярах транспортного документа, а особенно отчетливо ее должно быть видно в том экземпляре, который остается у перевозчика.

Как обычно бывает:

  • Добрый день. У нас убыток, груз вчера прибыл с серьезными повреждениями.
  • Вы сделали об этом отметку в транспортном документе?
  • Сейчас уточню у склада. *затянувшаяся пауза* Нет, не сделали.

Что делать:

Учить сотрудников фиксировать любое некондиционное состояние отметками в транспортной накладной и актами. Лучше пусть выяснится, что повреждение несущественно и отметка окажется ненужной, чем при серьезном убытке станет ясно, что отметки вовсе нет.

Шаг 6. Как получить объяснительную

Объяснительная водителя – очень важный документ, который может помочь понять, что случилось с грузом по дороге, откуда могла взяться недостача или повреждение. Кроме того, страховые компании нередко запрашивают объяснительную, т.к. зачастую показания водителя – единственный источник информации об инциденте. В ней излагаются обстоятельства того, как произошел инцидент со слов водителя с уточнением точного времени и предпринятых действий. Если водитель не говорит по-русски, то объяснительная составляется на его языке с дальнейшим переводом для страховой компании, и такой перевод обычно не заверяется.

Идеальный вариант

Сотрудник склада дает водителю листок и ручку, просит описать, как, по мнению водителя, с грузом случилась беда, поставить подпись, дату, расшифровку.

Как обычно бывает

В целом так обычно и бывает, главное – грузополучателю проявить инициативу в этом вопросе. Если водитель отказывается писать объяснительную, порядок действий такой же, как и при отказе от подписания акта.

4 действия

– правильный акт, отметка, фото, объяснительная – являются самыми главными при приемке груза с недостачей или повреждениями.

Шаг 7. Оценка ущерба

Условно хороший вариант (назовем его «меньшее зло») – это когда размер ущерба можно установить сразу, при водителе. Но основная часть отказов в возмещении лежит в той плоскости, где размер ущерба даже вместе с водителем установить не удается.

Главная аксиома, которую следует помнить, – оценивать ущерб в одностороннем порядке нельзя. Мария Гавичус Риск менеджер

Поэтому следующий блок действий сразу после документальной фиксации страхового случая связан с оценкой ущерба.

Идеальный вариант

В зависимости от характера груза грузополучатель принимает решение о том, как и когда будет производиться оценка ущерба, и согласовывает это со страховой или экспедитором/перевозчиком. Следующий шаг — все вместе в назначенный день оцениваете ущерб, составляете акт с указанием количества поврежденного или недостающего груза. Под «согласовать с экспедитором/перевозчиком» я имею ввиду направить в адрес контрагента официальное уведомление о том, что в указанный момент времени в указанном месте будет производиться экспертиза или оценка ущерба поврежденного/недостающего груза, прибывшего по транспортным документам номер такой-то по заявке такой-то.

Когда экспедитор сам выступает с инициативой приехать и поприсутствовать при оценке, такое уведомление может и не потребоваться, но в случаях, когда ситуация с самого начала принимает негативные обороты, уведомление об экспертизе с почтовым уведомлением о вручении – вещь необходимая.

Как обычно бывает

Грузополучатель оценивает сумму ущерба самостоятельно, и сумма ущерба может быть признана необоснованной, а размер ущерба — завышенным.

Что делать

В назначенное время собрать комиссию из представителя грузополучателя, экспедитора и страховой компании и вместе оценить причиненный ущерб, закрепив оценку составлением подробного акта с подписью и расшифровкой должностей всех участников комиссии. Количество документов составляется по количеству участников, и каждая сторона уносит свой экземпляр акта с собой. Таким образом, их остается у грузополучателя два: один при выгрузке с водителем, другой – при оценке ущерба с экспедитором и/или представителем страховой компании. Перспектива составления двух актов при этом пугать не должна: в этом деле чем больше разных документов, тем лучше.

Шаг 8. Независимые эксперты

При оценке ущерба часто появляется такое действующее лицо как независимый эксперт. Чаще всего это сюрвейер, которого может привлечь любая сторона: экспедитор, если не имеет возможности отправить своего представителя на оценку, страховая компания, если считает, что это необходимо, или сам грузополучатель по любым необходимым причинам. Обычно его все-таки присылает страховая компания, т.к. выезд эксперта – удовольствие не бесплатное, и все участники пытаются уйти от этого расхода. Важно помнить, что слово «эксперт» здесь не означает, что к Вам приедет специалист мирового уровня в Вашей конкретной номенклатуре груза. Этот человек больше будет фотографировать и уточнять детали, попросит по итогу перевозочные документы, а результатом его работы станет отчет, который принимается к рассмотрению страховой компанией. Интересный лайфхак – при оценке ущерба может присутствовать кто-то один – независимый эксперт или представитель экспедитора. Этого будет достаточно, чтобы оценка ущерба была признана объективной, главное – согласовать такой усеченный состав со страховой компанией.

После того как ущерб будет оценен и воплощен в денежном выражении, наступает период претензионной работы, что само по себе является очень захватывающим и творческим процессом, которому стоит посвятить отдельную статью. Даже если груз застрахован не через экспедитора или перевозчика, избежать выставления претензии виновной стороне не удастся, т.к. этот документ является обязательным для пакета документов по возмещению. Главное, что нужно запомнить, – это сроки. У пострадавшей стороны есть 6 месяцев с момента наступления события на выставление официальной претензии. Да, срок исковой давности – год, но при этом нужно соблюсти претензионный порядок, а он предполагает направление оригинала претензии вместе со всеми подтверждающими документами, заверенными в установленном порядке.

6 месяцев

есть у собственника груза чтобы выставить официальную претензию Перевозчику/Экспедитору. Страховую компанию же нужно оповестить чем раньше тем лучше.

В качестве заключения стоит сказать, что в основе всей этой работы лежит конструктивный диалог между сторонами. Если Вы не уверены в том, что пакет документов для Вас понятен, необходимо проконсультироваться с экспедитором, перевозчиком или страховой компанией по поводу того каким должен быть пакет документов для возмещения. Ориентированные на общение с клиентом партнеры всегда помогут разобраться в сложных вопросах, а возможно, даже подскажут нужное решение. В подтверждение тому прикладываю к этой статье инструкцию, которую отправляют наши сотрудники грузополучателям при обнаружении ущерба.

Всем спасибо и берегите свои грузы и нервы.