Страны с рыночной экономикой

Развитые страны с рыночной экономикой

Страны с развитой экономикой (СРЭ) имеют высокий уровень развития материального и нематериального производства. ВВП на душу населения составляет не менее 12 тыс. долл. по ППС. В отраслевой структуре ВВП этих стран доминирует сфера услуг (более 70%). Это значит, что страны с развитой экономикой находятся на постиндустриальной стадии производства.

Высокого развития достигла инфраструктура (связь, транспорт, финансовые услуги, торговля и обслуживание и т. д.), а также блок социальных услуг (здравоохранение, образование, спорт и т. д.).

Получают развитие высокотехнологичные отрасли (high tech), для которых характерны низкая материало- и трудоемкость и высокая доля затрат на НИОКР, а также soft-отрасли, осуществляющие производство технологичных услуг (программное обеспечение, консалтинг и т. д.). Более того, от производства товаров и услуг массового спроса эти страны переходят к производству и реализации нововведений, что позволяет говорить о создании контуров «новой экономики», основанной на качественном изменении в технологии и управлении производства и потребления.

Основой международной конкурентоспособности страны становятся научные знания и кадры. Инновационное развитие этих стран проявляется в производстве и коммерческом использовании качественно новых благ, применении новых способов производства (технологий), освоению новых рынков сбыта и новых источников сырья. Становление информационной экономики, основанной на знаниях, позволяет этим странам концентрировать в своих руках международную ренту (прибавочную стоимость), что приводит к ситуации, когда богатые страны богатеют, а бедные беднеют.

Страны с развитой рыночной экономикой доминируют в мировой торговле, занимая наиболее прибыльные ниши товаров глубокой переработки, услуг и объектов интеллектуальной собственности (патенты, товарные знаки, лицензии и т. д.).

В развитых странах пересекаются глобальные потоки капиталов, формируя мировые финансовые центры: Лондонский, Нью-Йоркский, Чикагский, Токийский и др. Все МФЦ поражают масштабами проводимых операций, которые в десятки раз превышают объемы платежей по мировой торговле. Участниками таких рынков являются транснациональные корпорации и транснациональные банки, крупные финансово-кредитные институты. Примерно 90% ссудного капитала международных рынков размещается внутри стран Организации экономического сотрудничества и развития.

Эффективная структура производства и обмена позволяет иметь наивысшие показатели по качеству и уровню жизни. Поэтому развитые страны являются центрами притяжения рабочей силы всего мира.

Все международные организации относят к числу стран с развитой рыночной экономикой: США, Канаду, 27 стран ЕС (Австрия, Бельгия, Болгария, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Румыния, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Финляндия, Франция, Швеция, Польша, Чешская Республика, Словакия, Венгрия, Словения, Кипр (греческая часть), Мальта, Латвия, Литва и Эстония); Швейцарию, Норвегию, Исландию, Японию, Австралию, Новую Зеландию.

В некоторых изданиях ООН к ПРС относят Израиль и ЮАР.

С 1997 г. МВФ включил в число СРЭ Южную Корею, Сингапур, Гонконг, Тайвань.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) относит к числу стран с развитой экономикой Турцию и Мексику, которые являются членами этой организации, хотя по многим параметрам являются развивающимися странами. Они вошли в ОЭСР по территориальному признаку. Турция как часть Европы. Мексика как участник НАФТА — Североамериканского соглашения о свободной торговле.

Экономическая политика стран “Большой семерки” (Great -7 или G-7) — США, Канада, Япония, Германия, Франция, Италия, Великобритания — оказывает доминирующее воздействие на мировую экономику. Среди стран с развитой рыночной экономикой идет постоянное изменение в соотношении сил. В настоящее время США вновь пытаются занять лидирующие позиции.


Роль государства в рыночной экономике

Государство в рыночной экономике

Определение 1

Государственное регулирование рыночной экономики представляет собой систему управления, которая строится на необходимости вмешательства регулирования государства в функционирование рыночной экономики.

Государство представляет собой основной управляющий институт всех сфер жизнедеятельности общества. Посредством государственных законов регламентируется деятельность всех действующих систем хозяйствования, при этом государство проявляет свои функции в качестве субъекта осуществления рыночной экономики, так и управляющего института.

Институт государственного управления характеризуется спецификой, которая позволяет ему занять особенное положение в системе субъектов рыночных отношений.

Положение государства в рыночной экономике

Положение государства в рыночном хозяйстве определяется наличием нескольких признаков:

  • Суверенностью, которая проявляется в том, что государственная власть независима в среде международных отношений и никому не подчинена в пределах отдельно взятой страны.
  • Монопольное положение государства в сфере принятия обязательных для всех законов. В рыночной экономике все субъекты должны подчиняться нормам, принятым и утвержденным аппаратом государственного управления.
  • Система налогообложения, включающая в себя законы, регламентирующие круг налогоплательщиков, размеры и сроки выплат соответствующих видов налогов и взносов.
  • Государство — субъект, регулирующий все сферы жизнедеятельности физических и юридических лиц.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Значение государства

Роль государства в рыночной экономике обусловлена тенденциями частого изменения условий рынка. При любых изменениях рыночных условий государство должно оперативно вмешиваться в положение вещей, вводя новые правила, налоги, нормативно-правовые акты.

Данное вмешательство не всегда приветствуется субъектами рыночной экономике, в частности предпринимателями различных масштабов. Чтобы сглаживать это вмешательство, делая его менее болезненным для жизнедеятельности предприятий, осуществляются попытки подбора наиболее приемлемых инструментов вмешательства. Это может осуществляться в форме оптимизации изданных законов (например, в сфере налогообложения), внесения поправок и адаптации действующей законодательной базы под новые условия рынка.

Функции государства в рыночном хозяйстве

В рыночной экономике для государства присущи некоторые функции, которыми определяется его роль в экономической системе и сфера деятельности государственных структур. Можно назвать некоторые функции государства в рыночной экономике:

  • Правовое регулирование, выражающееся в государственном регулировании всех сфер жизнедеятельности субъектов государственных отношений.
  • Защитная функция, которая обеспечивает условия гарантии функционирования коммерческих структур от недобросовестной конкуренции. Эта функция может реализоваться посредством антимонопольного комитета.
  • Поощрение развития технологий и расширения производства.
  • Прогностическая функция, заключающаяся в планировании и прогнозировании проявления определенных тенденций в области коммерческих отношений.
  • Стабилизация, при которой государство способно принимать меры для установления равновесия баланса финансовых потоков, организации новых рабочих мест, надежных условий функционирования организаций и др.
  • Регулирующая функция, проявляется посредством включения соответствующих механизмов и инструментов в сферу общественных отношений.
  • Правовая функция, являющаяся своеобразным правовым институтом, уравновешивающим правовые конфликты субъектов управления.

Производственная функция государства

Отдельно следует выделить производственную функцию государства, наличие которой дает возможность гарантии безопасного функционирования производственного процесса в материально-техническом аспекте.

Данная функция нужна при создании удовлетворительных условий производства для того, чтобы получить в итоге продукцию высокого качества. В структуру обеспечения нормального функционирования жизнедеятельности всех сфер включается поставка сырья для производств, обеспечение предприятий требуемыми ресурсами (сырье, рабочая сила, технологии и др).

Замечание 1

Главная особенность производственной функции заключается в перераспределении ресурсов и доходов, что необходимо для качественного функционирования всей экономической системы государства.

Распределение дохода и ресурсов происходит для того, чтобы исключить распространение монопольных тенденций.

Функция обеспечения конкуренции и стабилизации

Замечание 2

Роль государства в функционировании рыночной экономики также проявляется в том, что оно обеспечивает добросовестную конкуренцию и стабилизацию.

Для обеспечения добросовестной конкуренции государство предпринимает некоторые меры, которые направлены на урегулирование коммерческих запросов субъектов рыночной экономики, создание равноправных условий нормального функционирования каждого из них. Все это может определить атмосферу качественной конкуренции для того, что бы повысить уровень обслуживания и производимой для рынка продукции.

Функция стабилизации заключается в принятии определенных законов, которые способствуют обеспечению равных условий деятельности всех участников рыночных отношений с целью стабилизировать их положение.

Само понятие стабилизации представляет собой создание новых рабочих мест для не трудоустроенных граждан, вследствие чего платежеспособность общества повышается. Этот факт положительным образом может отразиться на условиях функционирования рынка.

Наряду с этим данное направление имеет риск, заключающийся в непредвиденности развития событий. Для расширения масштабов производства необходимо быть готовыми к тому, что в это же время вырастут и сопутствующие расходы, которые впоследствии потянут за собой безработицу и обесценивание денежной массы.

Страны с развитой рыночной экономикой

Все международные организации относят к числу стран с развитой рыночной экономикой: США, Канаду, 27 стран ЕС (Австрия, Бельгия, Болгария, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Румыния, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Финляндия, Франция, Швеция, Польша, Чешская Республика, Словакия, Венгрия, Словения, Кипр (греческая часть), Мальта, Латвия, Литва и Эстония); Швейцарию, Норвегию, Исландию, Японию, Австралию, Новую Зеландию.

В некоторых изданиях ООН к ПРС относят Израиль и ЮАР.

С 1997 г. МВФ включил в число СРЭ Южную Корею, Сингапур, Гонконг, Тайвань.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) относит к числу стран с развитой экономикой Турцию и Мексику, которые являются членами этой организации, хотя по многим параметрам являются развивающимися странами. Они вошли в ОЭСР по территориальному признаку. Турция как часть Европы. Мексика как участник НАФТА — Североамериканского соглашения о свободной торговле.

Экономическая политика стран “Большой семерки” (Great -7 или G-7) — США, Канада, Япония, Германия, Франция, Италия, Великобритания — оказывает доминирующее воздействие на мировую экономику. Среди стран с развитой рыночной экономикой идет постоянное изменение в соотношении сил. В настоящее время США вновь пытаются занять лидирующие позиции.

  1. Особенности социально-экономического развития развивающихся стран

Развивающиеся страны, или страны третьего мира характеризуются низким уровнем социально-экономического развития. Несмостря на их количество, огромную территорию и численность населения (80% населения Земли), на них приходится менее трети Валового мирового продукта.

Основными признаками развивающейся страны являются:

  • Колониальное или полуколониальное прошлое

  • Аграрно-сырьевая направленность экономики

  • Многоукладность экономики: доиндустриальный тип производства соседствует с индустриальным и постиндустриальным

  • Неоднородность социальной структуры общества

  • Низкое качество рабочей силы

  • Социальное напряжение

  • Зависимость от стран с развитой рыночной экономикой, в особенности от иностранных кредитов

Список развивающихся стран

К развивающиемся странам в основном относятся страны Азии, Африки и Латинской Америки.

Наиболее продвинутые в экономической смысле являются новые индустриальные страны (НИС), которые добились высоких темпов роста ВВП (более 7% в год) за счет эффективного использования национальных конкурентных преимуществ (избыток дешевой рабочей силы, географическое расположение) и целенаправленной перестройки экономики в пользу наукоемких технологий и услуг.

Принято выделять новые индустриальные страны:

Нефтедобывающие страны

Нефтедобывающие страны это прежде всего страны — члены организации стран экспортеров нефти (ОПЕК). За счет экспорта нефти они имеют сопоставимый с развитыми странами уровень ВВП на душу населения. Однобокость развития экономики не позволяет отнести их к развитым странам.

Наимение развитые страны

50 стран Африки, Океании, Латинской Америки. Имеют крайне отсталую патриархальную экономику, которая характеризуется низким ВВП на душу населения (менее 350$). Доля обрабатывающей промышленности в ВВПсоставляет менее 10%. Грамотность взрослого населения не превышает 20%.

Главными экономическими стратегиями развивающихся стран являются: национализация захваченных иностранным капиталом ресурсов, индустриализация и отраслевая диверсификация экономики, протекционизм, завышенный валютный курс, импортозамещение и развитие экспортно-ориентированных отраслей. Идея коллективной опоры на собственные силы предполагает региональную интеграцию развивающихся стран.

  1. Особенности социально-экономического развития стран с переходной экономикой

Страны с переходной экономикой (СПЭ) или страны с формирующимися рынками (СФР) — это государства, которые осуществляют переход от административно-командной экономики к рыночной. Страны с переходной экономикой возникли в конце 80-х начале 90-х гг. в результате распада социалистической системы.

К странам с переходной экономикой относятся:

  • Бывшие социалистические страны Центральной и Восточной Европы: Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Чешская Республика, преемники Социалистической Федеративной Республики Югославии — Босния и Герцеговина, Республика Македония, Словения, Хорватия, Сербия и Черногория;

  • Бывшие советские республики — ныне страны СНГ: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина;

  • Бывшие прибалтийские республики: Латвия, Литва, Эстония.

При этом надо учитывать, что часть указанных стран в 2004 г. и 2007 г. вошла в состав ЕС и де-юре эти страны стали относить к развитым странам, хотя де-факто они являются странами с формирующимися рынками.

Особую сложность представляет классификация Китайской Народной Республики, поскольку строительство капитализма, а значит, рыночных отношений, в КНР происходит под руководством Коммунистической партии Китая (КПК). Экономика Китая представляет симбиоз плановой социалистической экономики и свободного предпринимательства. Международный валютный фонд (МВФ) относит Китай, как и Индию, к развивающимся азиатским странам.

Для стран Центральной и Восточной Европы, стран Балтии и некоторых Балканских стран, характерен изначально более высокий уровень социально-экономического развития; радикальное и успешное проведение реформ (“бархатные революции”); выраженное стремление войти в состав ЕС. Аутсайдерами в этой группе являются Албания, Болгария и Румыния. Лидеры — Чехия и Словения.

Бывшие советские республики, за исключением стран Балтии, с 1993 г. объединены в Содружество Независимых Государств (СНГ). Развал СССР привел к разрыву складывающихся десятилетиями хозяйственных связей между предприятиями бывших республик. Единовременная отмена государственного ценообразования (в условиях дефицита товаров и услуг), стихийная приватизация крупнейших экспортно-ориентированных государственных предприятий, введение параллельной валюты (доллара США) и либерализация внешнеторговой деятельности привели к резкому падению производства. ВВП в России снизилось почти в 2 раза. Гиперинфляция достигала 2000% и более в год. Наблюдалось резкое падение курса национальной валюты, дефицит государственного бюджета, резкое расслоение населения при абсолютном обнищании основной его массы. Произошло формирование олигархического варианта капитализма без создания среднего класса. Кредиты МВФ и других международных организаций направлялись на “латание дыр” в государственном бюджете и бесконтрольно разворовывались. Проведение финансовой стабилизации за счет бюджетных ограничений и политики рестрикции или сжатия денежной массы (рост процентных ставок) постепенно снизили инфляцию, но имели серьезные социальные потери (безработицу, рост смертности населения, беспризорные дети и др.). Опыт “шоковой терапии” показал, что само по себе введение частной собственности и рыночных отношений не является гарантом создания эффективной экономики.

  1. Глобальные проблемы в современной мировой экономике.

На современном этапе развития цивилизации как никогда остро встали вопросы, без решения которых невозможно дальнейшее поступательное движение человечества по пути экономического прогресса. Несмотря на то, что экономикаявляется лишь частью общечеловеческой деятельности, от ее развития в XXI в. в большей мере зависят проблемы безопасности и сохранения мира, природная среда и среда обитания человека, а также моральные, религиозные и философские ценности.

Глобальные проблемы — несоответствия между наиболее значимыми планетарными потребностями и возможностью их удовлетворения совместными усилиями человечества в определенный период времени.

Примеры глобальных проблем мира

Глобальные проблемы человечества — это проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всего населения планеты и требуют для своего решения совместных усилий всех государств мира.

В современных условиях к глобальным проблемам относятся:

  • проблема Север-Юг;

  • проблема бедности;

  • продовольственная проблема;

  • энергетическая проблема;

  • проблема экологии и устойчивого развития;

  • демографическая проблема;

  • проблема развития человеческого потенциала;

  • проблема обеспечения человеческой безопасности;

  • проблема освоения Мирового океана.

Нарождаются и другие глобальные проблемы.

Рыночная экономика

Слушать

Экономика любого государства представляет собой систему сложных взаимосвязанных процессов, институтов и управленческих решений, характеризующихся определёнными признаками и особенностями, которые определяют модель экономической системы.

Рыночная экономика – определение термина

Рыночной называют экономическую модель, основанную на свободе предпринимательской деятельности, праве частной собственности, рыночном построении цен путем нахождения пересечения кривых спроса и предложения, то есть целью функционирования субъектов рыночной экономики является получение выгоды, при этом риски деятельности субъект несет и покрывает самостоятельно.

Рынок предлагает множество вариантов продукции, работ и услуг для потребителя, который свободен в своем выборе. Для производителя модель рыночной экономики предлагает условия конкуренции с иными производителями аналогичной продукции. Издержки производства ложатся на самого производителя, но и цену производитель формирует на основании своего суждения. Полученные средства (доход) производитель также распределяет самостоятельно. В рыночной модели экономики роль государства как регулятора очень ограничена.

Так как выбор товаров, работ либо услуг широкий для потребителя, между производителями возникают отношения конкуренции – основополагающие при рыночной модели экономики. Также базой будет являться право собственности, гарантирующее свободу от вмешательства посторонних лиц.

Рыночная экономика – основные черты и признаки

Основополагающими характеристиками модели данного типа экономики являются:

  • Право частной собственности как гарантия невмешательства государства и иных лиц.
  • Право на осуществление предпринимательской деятельности – оно есть у каждого субъекта, и он может самостоятельно выбрать и заниматься каким-либо видом деятельности, при этом его издержки относятся ему на расходы и субъект самостоятельно распределяет полученный доход.
  • Выбор потребителя, его спрос будет являться решающим фактором для производства товара либо оказания услуги.
  • Цена формируется за счет нахождения точек пересечения кривых спроса и предложения на рынке. Регулирование цен на продукцию со стороны государства не предусматривается, при рыночной экономике рынок регулирует себя самостоятельно.
  • При свободном выборе покупателя – что ему приобретать, а также при свободе выбора вида деятельности производителем, возникают отношения конкуренции, являющиеся отличительной чертой рыночной модели экономики.
  • Государство не устанавливает цены на продукцию, услуги, и не является главным регулятором при рыночной экономике.

Рыночная экономика – показатели развития

  1. Рост валового внутреннего продукта в пределах 2-3%.
  2. Низкий уровень инфляции и инфляционных ожиданий.
  3. Дефицит госбюждета в пределах 9%.
  4. Низкий уровень безработицы (до 6%).
  5. Положительное сальдо платежного баланса.

Особенности построения рыночной экономики в России

Экономика России ранее существовала в рамках административной модели, характеризующейся централизацией всех процессов, наличием мощного регулятора в виде государственных органов, установлением цен на определенном уровне регулятором, системой планирования. С момента распада СССР, Россией принят курс на построение экономической модели рыночного типа для вывода экономики из состояния спада.

Кардинальное изменение экономической модели развития не могло не отразиться на таких сферах, как политика, госрегулирование, социальная сфера.

Помимо затяжного спада в экономике, предпосылками перехода к рыночной системе стали:

  • наличие жесткого государственного регулирования экономики привело к образованию большой доли теневого сектора экономики;
  • малая экономическая активность субъектов экономики в связи с тотальным регулированием всех сфер деятельности;
  • формирование неверной структуры отраслей экономики, неориентированных на бытовое обслуживание, а на обслуживание и производство в сфере военной промышленности;
  • отсутствие условий свободной конкуренции, монополистические явления во многих отраслях привели к неконкурентоспособности производимых товаров;
  • совокупность данных факторов привела к кризису экономической системы, который, в свою очередь, затронул политическую, социальную систему.

Мероприятиями по переходу к рыночной экономической модели стали:

  1. Приватизация имущества, ранее монопольно принадлежащего государству.
  2. Возникновение самого стабильного слоя населения – среднего класса.
  3. Формирование связей с внешним миром на уровне политики и экономики.
  4. Создание организаций совместной формы собственности – между государственным и частным сектором, с привлечением внешнеэкономических инвестиций.
  5. Формирование устойчивых международных связей.

Рыночная экономика – способы перехода

Для окончательного формирования рыночной модели, следует определиться со стратегией перехода к ней:

  • Постепенное, последовательное проведение реформ и изменений, при котором происходит замена институтов. Характеризуется постепенным ослаблением регулирования ценообразования, экономики, социальной сферы государством.
  • Шоковая терапия – когда изменения не происходят поэтапно, а экономика отпущена «в свободное плавание», с минимальным госрегулированием. Рынок, как самый экономически эффективный инструмент, сам отрегулируется. Расходы государства резко снижаются, а ценообразование происходит рыночным методом.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Команда Bankiros.ru 30 13 745 просмотров Подпишитесь на Bankiros.ru

Вопрос. Преимущества и недостатки рыночной экономики

Достоинства и недостатки рыночной экономики определяются также основными элементами рынка и многообразием форм собственности (частная, кооперативная, акционерная, государственная и т.д.) для обеспечения его высокой конкурентности.

Основные элементы рыночной инфраструктуры: • рынок финансов; • рынок производственных факторов; • рынок товаров и потребительских услуг.

Все эти элементы взаимосвязаны, и если нормально уравновешены, то и экономика функционирует без сбоев.

Современный рынок — это сложнейшая система взаимоотношений производителей и потребителей, продавцов и покупателей, их хозяйственных связей, включая прямые непосредственные многозвенные контакты с участием посредников.

К его преимуществам относят:

1. экономическую демократию — свободу выбора и действий потребителей и покупателей (они независимы в принятии своих решений, заключении сделок);

2. эффективное распределение ресурсов;

3. гибкость, высокая адаптивность к изменяющимся условиям, способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг, быстрой корректировке неравновесия.

4. возможность удовлетворять разнообразные потребности, улучшать качество товаров и услуг.

5. инициирование внедрения достижений развивающегося научно-технического прогресса.

6. возможность функционирования в некомфортных условиях ограниченной информации.

Несовершенства, или, как их нередко называют, провалы рынка, проявляются в:

1. Рынок не способен противостоять монополистическим тенденциям. В условиях рыночной стихии неизбежно возникают монополистические структуры, ограничивающие свободу конкуренции. При бесконтрольности рыночной среды формируются и укрепляются монополии. Создаются неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка. Чтобы поддержать чрезвычайно высокие цены, монополисты искусственно сокращают производство. Это вызывает необходимость регулирования цен, скажем, на продукцию сырьевых монополий, электроэнергию, транспорт.

2. Рынок не заинтересован и не способен производить общественные блага («общественные товары»). Эти товары либо вообще не производятся рынком, либо поставляются им в недостаточном количестве. Особенность общественных товаров состоит в том, что ими может пользоваться каждый, но не обязан за них платить. К тому же обычно нельзя ограничить их использование.

3. Рыночный механизм не пригоден для устранения внешних (побочных) эффектов, (экстерналий). Экономическая деятельность в условиях рынка затрагивает интересы не только его непосредственных участников, но и других людей. Ее последствия нередко носят негативный характер. По мере роста общественного богатства проблема внешних эффектов становится все более острой. Увеличение количества автомобилей в пользовании сопровождается загрязнением воздуха. Сам рынок не способен устранить или компенсировать ущерб, наносимый внешними эффектами. Соглашение между заинтересованными сторонами без внешнего вмешательства может быть достигнуто шить в редких случаях, когда отрицательный эффект незначителен. На практике при возникновении серьезных проблем необходимо вмешательство государства. Оно вводит жесткие нормативы, ограничения, использует систему штрафов, определяет границы, которые не вправе переступать участники хозяйственной деятельности.

4. Рынок не обладает способностью обеспечивать социальные гарантии, нейтрализовать чрезмерную дифференциацию в распределении доходов. Рынок по своей природе игнорирует социальные и этические критерии, т.е. справедливость при распределении ресурсов и доходов. Он не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения. Каждый должен самостоятельно заботиться о своем месте и обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, усиливает социальную напряженность.

5. Современный рынок таит в себе опасность безработицы. Реальность безработицы в условиях рыночной экономики подтверждается многими историческими фактами. Несомненно, что в массовом виде она возникла именно в странах с развитым товарным производством, прежде всего в Англии. Причем наибольшая величина относительного перенаселения тесно связана с экономическими кризисами.

6. Рыночный механизм порождает неполную и асимметричную информацию. Только в условиях полностью конкурентной экономики все участники рынка обладают достаточно исчерпывающей информацией о ценах и перспективах развития производства. Но сама конкуренция заставляет фирмы скрывать реальные данные о положении дел. Информация стоит денег, и экономические агенты — производители и потребители — обладают ею в различной степени.

7. Функционирование рыночных отношений связано с существенными нравственными издержками. В современной России распространение рыночных отношений сопровождается резким падением нравственности. Бродяжничество, проституция, наркомания, детская беспризорность, заказные убийства стали обычными явлениями. Таким образом, рынок (даже в его развитом, цивилизованном виде) нельзя понимать как нечто однозначно положительное, как некое чудодейственное средство от экономических и социальных бедствий. Напротив, это весьма сложный, противоречивый, можно сказать, обоюдоострый феномен.