Стрелочный перевод 1 22

Из чего состоит стрелочный перевод: устройство и конструкция элементов, описание, неисправности

При проектировании железной дороги необходимо правильно выбрать не только рельсы и шпалы, но и путевые устройства. Поэтому подробно рассмотрим стрелочный перевод: из чего состоит, зачем нужен, какими особенностями обладает, какие неисправности могут возникнуть в процессе эксплуатации – все эти важные моменты мы хотим всесторонне осветить. Постараемся дать вам верное представление и максимум актуальной информации для принятия верных решений в процессе строительства ЖД-линий.

Сразу же отметим, что они являются обязательной частью ВСП (верхнего строения пути) и играют ключевую роль в приеме, отправке, следовании промышленного и пассажирского транспорта через станции, обгонные пункты, разъезды. Они оптимизируют логистику, благодаря им локомотивы, вагонетки, дрезины быстрее преодолевают расстояния.

Для чего предназначены стрелочные переводы

Подобные устройства повсеместно используют для путевых соединений. Предназначены для переведения поездов и другого рельсового транспорта с одной жд ветки на другую.

Это элементы особой длины, уложенные на деревянные или железобетонные шпалы, которые нужны для решения следующих задач:

  • объединение двух или трех колей, идущих рядом;
  • разветвление одной линии на несколько соседних;
  • состыковка параллельно расположенных или пересекающихся путей.

Их практическую роль сложно переоценить, так как они минимизируют затраты на строительство железных дорог, а также сокращают общую их протяженность, плюс, с ними нет необходимости в прокладке окружных маршрутов. Залог максимально быстрого перемещения ЖД-транспорта из точки А в точку Б – вот что собой представляет стрелочный перевод: определение такого рода, возможно, не самое научное, зато очень точно отражает важность данных конструкций.

Классификация, обозначения

Существуют следующие конструкции:

Одиночные – разветвляют 1 колею на 2, могут быть следующих видов:

  • обыкновенные – как минимум один вектор у них отличается полной прямолинейностью;
  • симметричные – оба направления отклоняются в разные стороны с идентичными углами и радиусами, что уменьшает длину рассматриваемого элемента ВСП (при минимальном R кривой);
  • несимметричные – идут в ту же сторону (но под отличными друг от друга углами) или смотрят в разные стороны.

Двойные – 2 их стрелки в непосредственной близости, а путь разветвлен на 3, бывают:

  • симметричные – два вектора расположены также как и в предыдущем случае, а третий прямолинеен; распространенное название – «тройник»;
  • несимметричные – разные по своему направлению и/или отклонениям.

Перекрестные – монтируются в точках пересечения двух колей под определенным углом, могут быть следующих типов:

  • одиночные – с парой комплектов остряков и таким же количеством управляющих механизмов; по каждой из 4 его веток транспорт может проходить прямо, по 2 из 4 – еще и с поворотом;
  • двойные – уже с четырьмя наборами участков, но с двумя устройствами контроля, а также с парами остроугольных и тупых крестовых систем; часто встречающееся сленговое название – «крокодилы» и «американки».

Похожие новости

  • Брус железобетонный для стрелочных переводов (1/9, 1/11, 1/6)
  • Железнодорожные тормозные башмаки: вес, размеры и фото устройства на ЖД
  • Неисправности стрелочных переводов на ЖД путях (ПТЭ): отставание, дефекты и понижение остряка
  • Стрелочные переводы на ЖД путях: что это такое, схема железнодорожной стрелки
  • Стрелочные переводы ж/д пути.

В России и странах бывшего СССР их характеризуют маркой крестовины – натуральной дробью, численно равной тангенсу угла, под которым пересекаются пути. Например: 1/9 или 1/11. Среди обыкновенных наиболее типичны и распространены конструкции с обозначениями 1/11 и 1/9.

К используемым рельсам на линиях добавляются (р65, р50, р24 и т.д). К примеру, общее обозначение бывает таким: стрелочный перевод типа р65 марки 1/9 правый проект 2434.00.000.

Марка определяется классом и, как следствие, скоростным режимом движения на данном участке.

Фото обыкновенный (1/11 правый)

Изображение двойного устройства

Состав и принцип работы

При любой конфигурации в него входят:

  • Сама стрелка – это конструкция из 2 наружных элементов жд проката (неподвижных рамных) и 2 внутренних, скрепленных друг с другом, с остряками, переводным механизмом и тягами, выполняющими функцию соединителей. Отвечает за непосредственный переход транспорта с прямой колеи на ответвление и наоборот.
  • Крестовина – деталь с двумя усовиками, сердечником (треугольным компонентом), или цельнолитая и желобом и, что важно, с контррельсами. Обеспечивает надежный переезд колес локомотивов, дрезин, мотовозов, вагонеток с одной рельсовой нити на другую. Имеет различные марки (1/9, 1/11 и т.д в зависимости от проекта)
  • Система контроля, а также – кривые, крепежные, опорные и упорные.
  • Рельсы (рубки) по типу (р65, р50 и т.д) определенной длины.
  • Изоляция.

Общее расположение элементов и краткое описание некоторых их них показано ниже.

Рамные — те, к которым прижимаются остряки, изменяющие направление движения подвижного состава. Они имеют специальный профиль для плавного перемещения локомотива и вагонов. Соединяют их между собой соединительными тягами, число которых зависит от длины остряковых элементов. Изготавливаются из специального рельсового профиля.

Усовики — используются для верного и безопасного направления колес при проезде «мертвой зоны». Так называют пространство, где сердечник закончился, а соединительный путь ещё не начался. При правильной регулировке деталей колесная поверхность не должна касаться усовиков или контррельсов (которые крепятся с противоположных сторон у внешних рельсов).

Контррельс — направляет гребни в соответствующий желоб, позволяя пройти вредное пространство, т.е. расстояние от горла крестовины до острия сердечника.

Стрелочные брусья — предназначены для соединения металлических частей, обеспечения необходимой жесткости, горизонтальной и вертикальной устойчивости.

При любом строении его установка осуществляется по следующей схеме:

  • Подготавливается балластный слой. На него укладывается крестовинный и закрестовинный брус, на который, в свою очередь, монтируется крестовой элемент.
  • Затем с помощью установки рубок колеи соединяются с рамными направляющими жд металлопроката, рихтуются и, посредством укладки дальнейших брусьев, соединяется с основным путем.
  • Монтируете серьги с изоляцией.
  • Обеспечиваете тяги – переводную, рабочую, контрольную.
  • Загибаете стопорные планки, шплинтуете болты, устанавливаете закрутки и фартук.

Мы рассмотрели, что входит в состав стрелочного перевода, теперь давайте взглянем на особенности его работы. Непосредственное перемещение остряков осуществляется разными способами, в зависимости от типа рассматриваемого элемента ВСП, но всегда по одинаковому принципу. Главное, чтобы первый подвижный участок жд металлопроката с нужной плотностью подводился к рамному, а второй – отходил со строго заданным расстоянием, необходимым для беспроблемного прохода колесных гребней. Запирающая деталь механически проконтролирует качество прилегания и дистанцию, а также зафиксирует конструкцию в неизменном положении (вплоть до следующего срабатывания).

Важную роль играют и тяги, которые по своим функциям могут быть переводными (для изменения) и соединительными (удерживают в заданной позиции). Через две-три переключаются длинные остряковые элементы при пологой конфигурации, через одну – специальные (короткие). У каждого перемещающегося есть тонкий конец – острие – и толстый – корень, крепление последнего и делает возможным все повороты. В процессе изменения колеи с основной на боковую или наоборот действуют комбинированные нагрузки, точка пересечения которых находится на «горле», то есть на стыке граней сердечника. Это необходимо учитывать при проектировании.

Рабочее положение рассматриваемых элементов меняется с помощью механизма. Поэтому его наличие – ключевая особенность устройства централизованных стрелочных переводов, причем как автоматических, так и ручных. В последнем случае он представляет собой рычаг с балансирующим противовесом, то есть максимально простую конструкцию. Достаточно поднять его в верхнюю позицию, и остряки станут посреди пространства рамных рельсов.

Автоматика управления обычно реализована при электрической централизации – за счет использования приводов как врезных, так и нет, обычно моделей серий СП и СПГ. У них нераздельный ход, с парой линеек (перемещаются синхронно переводящим колеса деталям и поэтому контролируют их) и шибером, замыкающим контакты.

Существует некоторая терминология, относящаяся к данной теме, и мы хотим вас с ней ознакомить.

Стрелочная улица

Так называется большое количество переводов на сравнительно небольшом участке главного пути.

Бывают различными, в зависимости от характера расположения по отношению к основной колее. Но в общем случае это совокупность последовательно обустроенных переводов на боковой путь, обладающих единым назначением. Выделяют следующие ее разновидности:

  • Простая – обычно очень протяженная, со значительными расстояниями между осями. В числе преимуществ то, что максимально проста в обслуживании и отлично просматривается. Главный недостаток – габариты: получается длинной и занимает сравнительно много места. Сферы применения – парки отправки и приема.
  • Сокращенная – минимизирует участки перехода, но снижает маневренность. Свою нишу нашла на крупных базах и грузовых дворах, на складах и подобных им площадках.
  • Неконцентрическая веерная – отличается постоянным радиусом укладки всех кривых. Укладывается для увеличения междупутий основного пути (когда это необходимо), но ее монтаж связан с большим объемом земляных работ.
  • Под двойным углом крестовины – минимизирует протяженность зоны, позволяет выполнять различные маневры. Актуальна для сортировочных узлов, горловин парков приема-отправки и других объектов с количеством линий более 5.

Сьезд

Для соединения близколежащих рельсовых путей оборудуют съезд. Этот участок включает в себя два стрелочных перевода и посередине — соединительную линию рельсов (несокращённую или сокращенную). Для перехода поездов, движущихся в разных направлениях, с одного пути на другой укладывают последовательно два съезда, а при определённых условиях — устраивают перекрестный.

Глухое пересечение

Двух пути пересекаются в одной плоскости. В зависимости от угла, под которым происходит скрещивание, их разделяют на прямоугольные и косоугольные.

Песок

Элементы ВСП следует дополнительно защищать от заносов в районах пустынь. Прилегающую к ЖД-полотну почву в таких условиях нужно закрепить – посадить зеленую растительность, покрыть суглинком, битумом полимерной суспензией (или другим подходящим составом), возвести сооружения, предотвращающие оползни.

Лучшим вариантом признан первый – с насаждениями. Деревья (акация, саксаул и так далее), кустарники (гребенщик, селюга, джузгун) и, в меньшей степени, травяные культуры (овес, селин, чагер) не только укрепляют подушку под колеей, но и облагораживают окружение, позитивно влияют на микроклимат.

Возможные неисправности

Если нет гибкого сердечника, со временем могут развиться следующие дефекты:

  • излом усовика стрелочного перевода;
  • разрыв контррельсового болта;
  • износ элементов крестовины, а также рабочих граней рельсов рамного вида и остряковых элементов.

Кроме того, поломки провоцируют расстояния между гранями различных деталей. Также важно не допустить следующих состояний:

  • разъединение остряков с тягами;
  • неплотное прилегание подвижных участков к рамным (с зазором свыше 4 мм) или их понижение на 2 мм и более;
  • выкрашивание, излом, износ какой-либо из вышеупомянутых комплектующих.

При возникновении любой из этих неисправностей запрещается эксплуатация перехода, так как в списке угроз – сход состава, недостаточное удержание частей транспорта, зажатие колес.

Мы рассмотрели разновидности, назначение и устройство ручных и автоматических систем, схему расположения элементов и общие принципы работы. Теперь у вас есть базовое представление о том, что это за часть ВСП, а заказать все необходимое для ее монтажа на своем ЖД-объекте вы можете в компании «ПромПутьСнабжение».

Обыкновенный стрелочный перевод, основные элементы

План

1.Виды стрелочных переводов

2.Обыкновенный стрелочный перевод, основные элементы

3.Конструкция крестовин и контррельсов.

1.Виды стрелочных переводов:

1.Одиночные стрелочные переводы.

· Обыкновенные, у которых основной путь – прямой, а ответвлённый – кривой.

· Разносторонние — симметричные, у которых оба направления – криволинейные.

· Разносторонние не симметричные, разветвляющие один путь под разными углами.

2.Перекрестные стрелочные переводы — представляет собой комбинацию косоугольного глухого пересечения стрелок. Такой перевод допускает движение по 4–м направлениям заменяя 2-а обыкновенных стрелочных перевода.

3.Глухие пересечения:

· Прямоугольные.

· Косоугольные.

Главные элементы одиночного стрелочного перевода: стрелка, крестовина, соединительные пути, переводные брусья.

Стрелка состоит из:

· двух рамных рельсов,

· двух остряков,

· переводного механизма

· соединительных тяг.

Остряки изготавливают из прокатного профиля специального острякового рельса, пониженной по сравнению с рамным рельсом, типов ОР-75,ОР-65, ОР-43.

Рамные рельсы являются продолжением путевых рельсов разветвленного пути и представляют собой или целые рельсы стандартной длины, или короче их.

Соединительные пути состоят из прямых и кривых участков пути. Переводная кривая, соединяющая стрелку с крестовиной, ведущая на боковой путь, начинается на некотором расстоянии от математического центра крестовины.

Крестовина состоит из:

· сердечника,

· 2-х усовиков

· 2-х контррельсов.

Крутизну крестовины стрелочного перевода характеризуют маркой или тангенсом угла α, определяемым как отношение ширины сердечника в хвосте крестовины к её длине. Марка крестовины выражается в виде дроби 1/N=tg α , где N – целое число, показывающее во сколько раз длина сердечника больше его ширины в хвостовой измеренной по перпендикуляру к одной из рабочей грани. Угол α выражается в градусах.

На железных дорогах укладывают стрелочные переводы марок 1/6, 1/9, 1/11, 1/18, 1/22.

Краткие теоретические сведения. 1. Что такое марка крестовины, и как ее можно определить?

Контрольные вопросы:

1. Что такое марка крестовины, и как ее можно определить?

2.Каковы опасные последствия неисправностей, при наличии которых запрещена эксплуатация стрелочных переводов?

4.Назначение отдельных элементов стрелочного перевода?

5.Какие существуют способы перевода стрелки?

6.Какая конфигурация стрелочного перевода в РФ применяется чаще всего и почему?

7.Для какой цели применяются стрелочные переводы с маркой крестовины 1/22?

Теоретические сведения:

Переход подвижного состава с одного пути на другой обеспечивают устройства по соединению и пересечению путей, относящиеся к их верхнему строению. Соединение путей друг с другом осуществляют стрелочными переводами, а пересечение путей – глухими пересечениями. Применяя стрелочные переводы и глухие пересечения, создают соединения путей, называемые стрелочными улицами и съездами.

Стрелочный перевод – это устройство, предназначенное для перевода подвижного состава с одного пути на другой. Другими словами, стрелочный перевод позволяет подвижному составу переходить с главного пути на одну из двух (или более) веток.

Общая схема одиночного стрелочного перевода приведена на рисунке 5.1

Рисунок 5.1 – Одиночный стрелочный перевод

Стрелка состоит из двух рамных рельсов, двух остряков, предназначенных для направления подвижного состава на прямой или боковой путь, и переводного механизма. Остряки соединяются между собой поперечными стрелочными тягами, с помощью которых один из остряков плотно подводится к рамному рельсу, а другой отходит от другого рамыого рельса на величину, необходимую для свободного прохода гребней колес. Величина отхода этого остряка от оси первой тяги называется шагом остряка.

Перевод остряков из одного положения в другое осуществляется специальными стрелочными приводами через одну из тяг; в пологих стрелочных переводах, остряки которых имеют значительную длину, – через две тяги. В приводе имеется устройство, запирающее остряки в том или ином положении и контролирующее их плотное прилегание к рамным рельсам. Тонкая часть остряка называется острием, а другой его конец – корнем. Корневое крепление обеспечивает поворот остряков в горизонтальной плоскости и соединение с примыкающими к ним рельсами.

Крестовины – это элементы пути, предназначенные для пересечения рельсовых нитей под некоторым углом. Различают крестовины без подвижных частей, по которым движение подвижного состава возможно по любой из рельсовых колей в любое время, и крестовины с подвижными элементами, которые должны переводиться одновременно со стрелками, и движение по которым возможно только по той колее, на которую переведена крестовина. Крестовины с подвижными элементами вместе с приводами в целом дороже как в изготовлении, так и в эксплуатации, зато позволяют обходиться без контррельсов и без разрыва рельсовой колеи, которое неизбежно в неподвижных крестовинах в тех местах, где траектория гребня колёс пересекает рельсовую нить другого направления. За счёт этого крестовины с подвижными элементами позволяют достигать гораздо большей плавности прохождения подвижного состава и уменьшать ударные нагрузки.

Все стрелочные переводы в пути железнодорожного типа в России и странах бывшего СССР принято характеризовать маркой крестовины, то есть тангенсом острого угла крестовины. Отношение ширины сердечника крестовины в ее корне К к длине сердечника называется маркой крестовины. Марка крестовины определяется следующим образом:

Рисунок 5.2 – Сердечник крестовины

В других странах практикуется указание самого угла, например, в градусах. Среди обыкновенных прямолинейных стрелочных переводов в странах бывшего СССР наиболее типичны и распространены переводы с маркой крестовины 1/11, допускающие соответственно скорости движения по отклонению до 40 км/ч и 1/9 — 25 км/ч. Отклонение пассажирских поездов по стрелочным переводам с маркой крестовины 1/9 и круче как правило не допускается. Радиусы их переводных кривых довольно близки к значениям 300 и 200 м соответственно. Перекрёстные стрелочные переводы, как правило, выполняются под двойным углом крестовины обыкновенных переводов в горловине станции, например, 2/9 при обыкновенных переводах с крестовинами 1/9. (2/9 здесь означает фактически удвоенный угол с тангенсом 1/9, а не угол с тангенсом 2/9). Для симметричных стрелочных переводов типичны, например, крестовины марки 1/8, 1/6, 1/4,5.

Существуют обыкновенные стрелочные переводы с крестовиной марки 1/18, допускающие движение по отклонению со скоростями 80 км/ч.

Для увеличения скорости движения на боковой путь требуются более пологие стрелки. Самый пологий стрелочный перевод в настоящее время эксплуатируется на высокоскоростной линии Париж – Лион во Франции. Он предназначен для движения на боковой путь со скоростью 220 км/ч и имеет марку крестовины 1/65. С другой стороны, с уменьшением крутизны резко растет длина стрелочного перевода, а значит, растет длина и масса остряков и усложняется их геометрия. Поэтому для перевода таких стрелок применяется связка из нескольких стрелочных электроприводов, работающих параллельно.

Соединительная часть перевода, лежащая между стрелкой и крестовиной, состоит из прямого участка и переводной кривой. Радиус этой кривой зависит от угла крестовины: чем меньше угол, тем больше радиус. Переводы с меньшими углами крестовин допускают большие скорости движения поездов. Стрелочные переводы крепятся с помощью специальных башмаков, подкладок, шурупов и костылей к переводным брусьям или железобетонным плитам, которые укладываются на балластную призму.

Направление движения от остряков к крестовине называется «противошерстным», от крестовины к острякам – «пошерстным». При езде в пошерстном направлении стрелка должна быть переведена в соответствующее положение – иначе поезд взрежет стрелку.

Конфигурации стрелочных переводов:

1) одиночные стрелочные переводы, в которых один путь разделяется на два.

– обыкновенные (прямолинейные) – у которых одно из направлений полностью прямолинейно.

– симметричные – в которых оба направления отклоняются одинаковыми радиусами на одинаковый угол в разные стороны, за счёт чего длина стрелочного перевода минимальна при заданном минимальном радиусе кривой, такие стрелочные переводы часто применяются в стеснённых условиях.

– несимметричные одно- и разносторонние.

2) двойные стрелочные переводы, в которых тесно соседствуют 2 стрелки, и один путь разветвляется на три;

– симметричные, в которых два направления отклоняются одинаковыми радиусами на одинаковый угол в разные стороны, а третье направление прямолинейно. Такие стрелочные переводы, называются тройниками.

– несимметричные одно- и разносторонние.

3) перекрёстные стрелочные переводы – располагаются в месте пересечения под углом двух путей.

– одиночный имеет два комплекта остряков, управляемые двумя механизмами, и позволяет проходить с любого из четырёх веток прямо, и между двумя ветками из этих четырёх — на отклонение.

– двойной – позволяют как проходить по каждому из пересекающихся путей прямо, так и переходить с одного пути на другой. в такой конструкции присутствует четыре комплекта остряков, управляемые двумя механизмами; две тупые и две остроугольные крестовины. Такие стрелочные переводы часто называют «американскими» («американками») или «крокодилами».

4) сбрасывающая стрелка в нормальном положении (то есть по умолчанию) направлена на сброс («в никуда»), чтобы остановить случайно ушедший подвижной состав (вагон, локомотив). Только когда диспетчер готовит маршрут отправления (прибытия) поезда, сбрасывающая стрелка переводится, замыкая путь. Разновидность «сбрасывающей стрелки» — «сбрасывающий остряк» — установленный на пути один остряк.

Наибольшее распространение получили одиночные, обыкновенные стрелочные переводы, в отдельных случаях укладываются перекрестные двойные стрелочные переводы. Все остальные виды особого распространения не получили, ввиду сложности устройства и эксплуатации.

Запрещается эксплуатировать стрелочные переводы и глухие пересечения, у которых допущена хотя бы одна из следующих неисправностей:

– разъединение стрелочных остряков с тягами;

– отставание остряка от рамного рельса на 4 мм и более, измеряемое у остряка против первой тяги, при запертом положении стрелки;

– выкрашивание остряка или подвижного сердечника, при котором создается опасность набегания гребня, и во всех случаях выкрашивание длиной:

На главных путях 200 мм и более
На приемо-отправочных путях 300 мм и более
На прочих станционных путях 400 мм и более

– понижение остряка против рамного рельса на 2 мм и более, измеряемое в сечении, где ширина головки остряка поверху 50 мм и более;

Рисунок 5.3 – Понижение остряка

– расстояние между рабочей гранью сердечника крестовины и рабочей гранью головки контррельса менее 1472 мм;

– расстояние между рабочими гранями головки контррельса и усовика более 1435 мм;

– излом остряка или рамного рельса;

– излом крестовины (сердечника, усовика или контррельса);

– разрыв контррельсового болта в одноболтовом или обоих в двухболтовом вкладыше.

Рисунок 5.4 – Последствия разрыва контррельсового болта

Вертикальный износ рамных рельсов, остряков, усовиков и сердечников крестовин и порядок эксплуатации их при превышении норм износа устанавливаются специальной инструкцией.

На метрополитене применяются стрелочные переводы с крестовинами следующих марок:

– на всех путях кроме парковых и прочих — не круче 1/9;

– на парковых и прочих — не круче 1/5;

– глухие пересечения перекрёстных съездов должны иметь крестовины марки не круче 2/9.

Перевод стрелки из одного положения в другое может осуществляться вручную (стрелочником), или централизованно с поста при помощи электропривода (дежурным).

При установлении низких температур, например, зимой, снег и лед могут стать причиной некорректной работы стрелочного перевода. Для очистки стрелочных переводов выделяются специальные работники, которые производят очистку стрелочных переводов от снега вручную. Однако, всё шире для решения этой проблемы применяется обогрев стрелочных переводов для растапливания снега и льда. С этой целью обычно используют газ или электричество, также для очистки стрелочных переводов применяется пневмообдув — очистка с помощью сжатого воздуха.

Таблица 5.1 – Варианты индивидуальных заданий

Вариант Чертеж стрелочного перевода
Одиночный, симметричный
Двойной, перекрестный
Стрелочный съезд
Перекрестный стрелочный съезд
Глухое пересечение
Перекрестный стрелочный съезд
Двойной, перекрестный
Глухое пересечение
Одиночный, симметричный
Стрелочный съезд

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Рисунок А1 – Одиночный, симметричный перевод

Рисунок А2 – Глухое пересечение

Рисунок А3 – Перекрестный перевод

а – одиночный, б – перекрестный

Рисунок А4 – Стрелочный съезд

Практическое занятие №6

Тема: Изучение видов светофорной железнодорожной сигнализации, вариантов показаний проходных, входных и выходных светофоров.

Цель работы: Научиться определять показания железнодорожной сигнализации, вариантов показаний проходных, входных и выходных светофоров.

Оборудование:Плакаты, инструкционные карты.

Задание:

1)Изучить подразделение видимых сигналов, область их применения.

2)Изучить значение показаний проходных, входных и выходных светофоров.

3)Составить путь следования поезда при различных показаниях входного светофора

4)Составить путь следования поезда при различных показаниях выходного светофора

Стрелочные переводы на ЖД путях: что это такое, схема железнодорожной стрелки

Ключевую роль при эксплуатации транспортной линии играют не только опорные или направляющие, но и переходные узлы. Они заслуживают подробного рассмотрения, поэтому предлагаем взглянуть, что такое стрелочный перевод: сразу скажем, что это конструкция с важным предназначением, так что просто необходимо проанализировать ее особенности, а также проблемы или неисправности, которые могут появляться в течение ее активного использования. Максимум внимания к деталям – для верного выбора в процессе проектирования и правильных решений при строительстве.
Актуальность данного устройства сложно переоценить – для современных ВСП оно обязательно, так как благодаря ему пассажирские и промышленные составы успешно проходят через разъезды и обгонные пункты, принимаются на станциях, отправляются с начальных точек маршрутов. Его наличие – залог оптимизации логистики: благодаря ему серьезные расстояния преодолеваются быстрее и с меньшими рисками возникновения аварийных ситуаций.

  1. Железнодорожный стрелочный перевод: схема, типы, элементы, неисправности
  2. Классификация, подразделения, из чего состоит такая конструкция на ЖД-путях
  3. Основные элементы
  4. Как обустраивают стрелочный перевод
  5. Терминология
  6. Частые из возможных неисправностей

Фото ж/д съезда

Железнодорожный стрелочный перевод: схема, типы, элементы, неисправности

По своей сути, это конструкция, размещаемая на укороченных шпалах, деревянных или ЖБ (кроме размеров, они по следующим своим параметрам идентичны стандартным опорным основаниям). Ее установка и эксплуатация помогает решать ключевые практические задачи:

  • объединять несколько соседних колей;
  • разветвлять общую линию на 2-3 рядом идущих (и отходящих от соседнего все дальше);
  • стыковать пересекающиеся или параллельные полотна.

С помощью этих узлов ВСП сокращают затраты времени и средств при прокладке транспортной сети, делают ненужными окружные маршруты. Благодаря им локомотивы, вагонетки быстрее приезжают из начала в конец.
И еще пара слов о базовых определениях (остальные, более подробно – в разделе «Терминология»). Часто понятия «стрелка» и «стрелочный перевод» используют как слова-синонимы, и это по-своему правильно, если подразумевать конкретно установленную систему. Но если рассматривать вопрос с точки зрения конструкции, то первая является основным функциональным элементом второго и отвечает за непосредственное переключение.

Классификация, подразделения, из чего состоит такая конструкция на ЖД-путях

Сегодня разделение осуществляется по ряду параметров, среди которых:

  • число и характер размещения;
  • вид переходных систем;
  • вариант крепления рамных рельсов;
  • марка крестовины.

Второстепенные нюансы тоже важны: нужно обращать внимание на поперечные связи с остряками, балластный слой, наличие/отсутствие подкладок, колесную пару, нагрузку от проезжающих поездов. Главное – выбрать такое устройство, направляющие металлоконструкций которого будут надежно сцепляться с подвижными частями транспорта, иначе повысится риск сходов и возникновения аварийных ситуаций.

На какие виды подразделяются

Стрелка на железной дороге может быть:
Одиночная – после нее единая колея разветвляется на две, причем какого-то из следующих типов:

  • обычная – с как минимум одним полностью прямолинейным вектором;
  • с отходом обоих направлений под равными радиусами и углами, что минимизирует R кривой и габариты самого переходного механизма;
  • асимметричная – у нее ветки идут в стороны, либо смотрят в одну, но под другим углом.

Двойная – 2 ее линии лежат по соседству, а сам путь после нее разделяется на 3.

  • Виды путевых инструментов
  • Подкрановые пути мостовых кранов: устройство, монтаж, основные элементы, ГОСТ и требования к деталям
  • Неисправности стрелочных переводов на ЖД путях (ПТЭ): отставание, дефекты и понижение остряка
  • Из чего состоит стрелочный перевод: устройство и конструкция элементов, описание, неисправности
  • Стрелочные переводы ж/д пути.

Фото
Она бывает:

  • симметричная – с парой идентичных отрезков и третьим прямым, за счет чего часто так прозван на профессиональном жаргоне – «тройник»;
  • асимметричная – с 3 разными отклонениями и/или векторами.

Перекрестная – устанавливается там, где две колеи пересекаются, бывает следующих типов:

  • одиночная – у нее по два остряка и переводных узла, обеспечивающих 4 полотна, по каждому из которых транспорт едет прямо, а по 2 из них – в том числе и с поворотом;
  • двойная – обладает уже четырьмя комплектами, с 2 контролирующими системами и 4 крестовыми пересечениями (2 тупых и столько же остроугольных); из-за специфической конфигурации прозвана «крокодилом», также иногда называется «американкой».

Основные элементы

Состав

Его конструкция включает в себя:

  • рамные рельсы – двутавровые жд профили, воспринимающие нагрузки от проезжающих поездов;
  • остряки, соединенные тягами – прокатные изделия специального профиля, меняющие вектор движения за счет отклонения;
  • переводной механизм – переключает положение участков, может быть как электрическим, так и механическим;
  • крестовина – металлоконструкция, осуществляющая переезд колес между колейными нитями;
  • контррельсы – направляют гребни в нужные желоба, помогая без проблем пройти опасное место от горла (между гранями усовиков) до сердечника;
  • брусья – требуются для скрепления металлических деталей, обеспечивают достаточную жесткость и устойчивость (и вертикальную, и горизонтальную).

Как обустраивают стрелочный перевод

Делается это следующим образом:

  • прорисовываете разметку – указываете расположение фундаментных угольников и просверливаете отверстия для болтов;
  • осуществляете монтаж изолирующих серег и всех трех тяг;
  • проводите проверку работоспособности (электропривода и подключенных к нему узлов) – путем переключения курбеля;
  • завершаете подготовку к эксплуатации – загибаете стопоры, шплинтуете крепеж, делаете фартук и закрутки;
  • красите двигатель черным, наносите маркировку на его крышку, ставите сбрасыватель на размыкание (по умолчанию).

Чтобы переставить транспорт с основной колеи на запасную или наоборот, нужно перевести железнодорожную стрелку, устройство и фото которой мы рассмотрели в разделе, посвященном ее составляющей. Она может находиться в двух позициях: в одной подвижные участки будут образовывать зазор под колесный гребень справа, в другой – слева. Так выбирается полотно, по какому направится локомотив. Чтобы движение было максимально безопасным, остряки замыкаются специальным механизмом – закладкой.

Функциональные особенности

Ключевую функцию выполняет также управление таким переключателем (от него даже зависит характер проезда). Есть два варианта:

  • автоматический (централизованный) – чтобы изменить положение, дежурный жмет кнопку на пульте;
  • мануальный – перевод ручной стрелки осуществляется работником лично.

Переводные отрезки перемещаются разными способами, но по идентичному принципу. Один плотно прилегает к рамному рельсу, тогда как второй – с определенным зазором от него отходит. Качество контакта и выдерживаемую дистанцию механически контролирует закладка, и она же выполняет роль фиксатора, защиты от случайного срабатывания.
Тяги тоже важны, так как помогают удержать прокатные изделия в заданной позиции и переменить ее тогда, когда это необходимо. Переключаться они могут как через одну – такие называются короткими, специального назначения, – так и через две-три – пологие.
Все подвижные участки с двумя концами: толстым корнем (зафиксирован) и тонким острием (в движении). Но в каком бы положении они ни находились, в процессе перемещения транспорта конструкция испытывает комбинированные нагрузки.

Терминология

Продолжая рассматривать, из чего состоит стрелочный перевод на ЖД-путях, дополнительно уделим время ключевым практическим особенностям его элементов. Также обратим ваше внимание на колёсные пары и другие термины.

Крестовое пересечение рельсовых направляющих

Главное, какая у нее марка: на дорогах СНГ подавляющая доля у 1,11 – усиленной, литой, сравнительно гибкой. Благодаря этому материала сердечник делают перемещающимся, обеспечивая возможность его плотного прилегания к рамным рельсам при воздействии. Данное конструктивное решение позволяет поддерживать высокое качество полотна для движения колес на скоростях до 160 км/ч ( на прямых отрезках линии). Для боковых и ненапряженных колей актуальна 1,18, с которой поезд может ехать 80 км/ч без повышения риска появления аварийной ситуации – если ВСП в отличном состоянии, без повреждений или других неисправностей, сход практически исключен.

Посмотрите, как выглядит крестовина, фото ниже дает наглядное представление.

Переводной механизм

Переключает стрелку из одного рабочего положения в другое автоматически, либо вручную. В первом случае – с помощью электропривода, либо дистанционно, с пульта управления (централизованная система). Двигатель может быть любым, не обязательно врезным, но наиболее популярны серии СПГ и СП, с нераздельным ходом, синхронно перемещающимися линейками, обеспечивающими чуткий контроль, замыкающим шибером. Во втором варианте потребуется затратить физическую силу: кому-то из обслуживающего персонала железной дороги придется вовремя потянуть за рычаг.

Колесная пара

Подвижные части локомотивов и вагонов также важны для обеспечения безопасного переправления, как организация ВСП, поэтому заслуживают внимания. Все колеса обладают гребнем – специальным наростом, обеспечивающим сцепление с полотном дороги. Благодаря ему в нормальных условиях езды нет соскальзывания с колеи в какую-либо сторону (наружу или внутрь) – транспорт надежно удерживается и перемещается в заданном направлении. При повреждениях обода качество контакта ухудшается, что оборачивается повышением риска возникновения аварийной ситуации.

Съезды

Часто используемые соединительные элементы, отличающиеся несколькими вариантами расположения относительно соседнего:

  • обычные – с парой одиночных переходов и путем, лежащим между остряками;
  • перекрестные – двойные, с 4 ветками и 1 тупиком, широко применяются тогда, когда нельзя проложить 2 обыкновенных, к примеру, когда на местности для этого недостаточно ровных участков;
  • сокращенные – подвид предыдущих, но способные переключить направление под острым и даже под прямым углом. В первом случае представляют собой конструкцию из четырех крестовин (2 из них тупые), сделанных из стали 2,9 и 2,11 марок.

Фото обыкновенной развилки
Под данным термином подразумевается совокупность последовательных переходов, служащих одной цели. В ситуации со стрелками РЖД схемы и разновидности таких магистралей (еще одно встречающееся название) следующие:

  • Простые – протяженные, с разнесенными на значительные расстояния осями. Удобны в обслуживании, легко просматриваются даже издалека, но очень длинные, занимают много места, поэтому используются только на крупных разъездах.
  • Неконцентрические (веерные) – все их кривые участки укладываются с одинаковым радиусом. Применяются, чтобы увеличить междупутья главного маршрута, правда, при их монтаже необходимо выполнить значительные земляные работы.
  • Сокращенные – уменьшают количество отрезков, но также снижают маневренность проезжающего транспорта. Поэтому актуальны там, где не так важна скорость, на складах, базах, грузовых площадках.
  • С крестовиной под двойным углом – с ними зона централизованных и ручных стрелок железнодорожных становятся короче (по своей общей длине), качество движения при этом не ухудшается. Нашли свою нишу на объектах с большим количеством колей: это горловины пунктов приема-отправки и сортировочные узлы.

Зима

В холодное время года, в условиях низких температур следует защитить транспортную сеть от влияния осадков. Для этого следует регулярно очищать все участки пути, в том числе и переходные, от снега и оледенения. Также нужно принять все меры по предотвращению заносов – для этого стоит:

  • высадить лесополосу параллельно трудным местам полотна – деревья будут естественной преградой;
  • монтировать в проблемных точках передвижные щиты или поставить ЖБ-заборы.

С уже наметенными сугробами борются при помощи уборочных машин из серии СМ (модели 2М, 4М и 7М) или очистителей СДП-М2. Для защиты стрелки (с подвижным сердечником и со стационарным) устанавливают пневматические обдуватели с дистанционным управлением или, реже, электрические и газовые обогреватели.
Если колея проложена в районе пустыни, ее следует защитить от разрушительного воздействия жары, слабого грунта, пыли, заносов. Балластный слой и элементы ВСП в таких условиях важно правильно закрепить – зелеными насаждениями, покрытием из суглинка (полимерной суспензии, битума или иного подходящего материала) или возведением защитных сооружений.
Проанализировав все варианты, обычно создают лесополосу – деревья, кустарники и даже травы упрочат опорную подушку, окажут самое положительное влияние на микроклимат, внесут эко-нотку в окружение.

Частые из возможных неисправностей

Под действием комплексных нагрузок на практике возникают следующие проблемы:

  • излом усовиков и/или рамных металлоконструкций;
  • разрыв болта контррельсов;
  • отставание остряков на 4 мм и более и/или их понижение хотя бы на 2 мм;
  • выкрашивание подвижных узлов и/или их разъединение с тягами;
  • вертикальный износ любого из названных составляющих.

Как только появляется хотя бы одна из данных поломок, переходной участок следует закрывать вплоть до исправления ситуации, так как дальнейшая эксплуатация небезопасна и грозит зажатием колес транспорта во время движения, сходом составов, а значит и авариями.

Наиболее распространенные неисправности

Надеемся, что теперь, когда вы увидели устройство, схему и даже фото стрелочного перевода, а также близко познакомились с его элементами, принцип его работы стал максимально понятен. Похожий текст об этом виде конструкций. Обо всех неисправностях узнайте из этой статьи.
Также вы можете посмотреть видео.
_______________________
Если у вас остались какие-то вопросы, смело задавайте их специалистам компании «ПромПутьСнабжение» – они и консультацию предоставят, и нужные для ЖД-объекта детали помогут заказать.

Двойные стрелочные переводы

Двойные стрелочные переводы (рис. 1) – это комбинации укладки элементов одиночных стрелочных переводов, к которым иногда прибегают, когда нет возможности уложить один за другим два обыкновенных перевода. Такие переводы разделяют на:

  • разносторонние симметричные;
  • разносторонние несимметричные;
  • односторонние.

Двойной разносторонний симметричный стрелочный перевод (рис. 1, а) состоит из двух рамных рельсов, двух пар остряков (из которых внутренние короче наружных), трех крестовин (из которых две задние имеют одинаковые углы). Недостатки этих переводов – необходимость значительного ослабления остряков по условиям их взаимной пригонки, сложность обработки, конструктивного оформления и содержания. Поэтому такие переводы на магистральных дорогах применяют крайне редко.

Двойной разносторонний несимметричный стрелочный перевод (рис. 1, б) заменяет собой два одиночных – правый и левый, уложенных так, чтобы не было препятствий переводу вторых остряков из одного положения в другое и можно было свободно уложить контррельсы против крестовины. Конструктивно стрелки и крестовины двойного разностороннего несимметричного стрелочного перевода принципиально ничем не отличаются от стрелок и крестовин одиночных обыкновенных переводов. Но они имеют некоторое преимущество перед двойными симметричными – устройство стрелок у них проще. Эти переводы также весьма мало распространены на сети дорог.

Двойной односторонний стрелочный перевод заменяет собой также два одиночных перевода и состоит из двух стрелок, трех крестовин, соединительных путей и переводных брусьев. Бывает два вида таких переводов:

  • в одном от прямого основного пути делается первое ответвление, от которого в свою очередь идет второе ответвление;
  • в другом (рис. 1, в) оба ответвления идут от прямого основного пути.

Этот перевод по сравнению с двойным разносторонним симметричным и несимметричным проще в устройстве и эксплуатации и почти не уступает им по длине. Поэтому при необходимости применения двойных стрелочных переводов целесообразнее укладывать именно двойные односторонние. Эти переводы иногда применяются на стрелочных улицах сортировочных парков.

Рис. 1 – Схемы в рабочих гранях двойных стрелочных переводов: а разносторонний симметричный, б – то же несимметричный, в – односторонний

Перекрестные стрелочные переводы

Перекрестный стрелочный перевод (рис. 2 – двойной) представляет собой комбинации укладки глухого косоугольного пересечения и элементов (стрелок) одиночных стрелочных переводов. Этот перевод позволяет движение поездов по четырем направлениям. Такой перевод заменяет собой систему, состоящую из двух обыкновенных стрелочных переводов. При этом его длина почти в два раза меньше длины, занятой двумя обыкновенными переводами. Поэтому перекрестные переводы выгодно укладывать в стесненных условиях, особенно на тупиковых пассажирских станциях.

Перекрестный стрелочный перевод состоит из:

  • двух острых крестовин;
  • двух тупых крестовин;
  • четырех пар остряков;
  • рельсов между крестовинами, образующих нити прямых и кривых;
  • переводных брусьев.

Размеры ромба перекрестного стрелочного перевода определяются с учетом того, что в нем γ = α.

Рис. 3 – Двойной перекрестный стрелочный перевод: 1 – тупая крестовина; 2 – острая крестовина; 3 – остряки