Стремиться к успеху

02.07.2011Методика проведения собеседования с использованием проективных вопросов

Традиционно логика проведения собеседования с соискателем примерно следующая: знакомство, интервьюирование соискателя, далее презентация компании и ответы на вопросы соискателя, а в заключении — формальные договоренности. Однако реализуется данная логика собеседования весьма по-разному. Здесь-то и появляется «тактика беседы». Под тактикой беседы мы будем понимать определенную модель поведения руководителя, проводящего собеседование.

Собеседование должно быть кратким и предоставлять максимально достоверную информацию. Для этого целесообразно использовать приемы диагностического интервью и ролевые игры.

Диагностическое интервью можно охарактеризовать как систему вопросов, направленных на получение достоверной информации о соискателе. При составлении вопросника для собеседования следует помнить о требованиях, которые предъявляются к соискателю.

Ниже приведена разработанная нами проективная методика, которая может стать основой диагностического интервью с соискателем. Использование данной методики не исключает использования дополнительных, сформулированных руководителем вопросов.

Назначение методики. Предлагаемую проективную методику целесообразно использовать в качестве основы для проведения собеседования. Цель настоящей методики состоит в том, чтобы получить диагностическую информацию о личностных особенностях соискателя и на этой основе провести собеседование с соискателем. В зависимости от требований, предъявляемых к кандидатам, возможно выборочное использование проективных вопросов. Полученную информацию следует расширять и дополнять с помощью постановки детализирующих вопросов во время собеседования. Методику также можно использовать соискателям для подготовки к интервью. Данная методика разрабатывалась первоначально для соискателей на должность продавца.

Анкета для соискателя

Инструкция. Вашему вниманию предлагается ряд неоконченных предложений, которые Вам следует закончить исходя из Ваших настоящих взглядов и позиций, понимания и восприятия. Важно, чтобы Вы не старались «ответить правильно», так как в этой анкете нет правильных ответов. Ее цель заключается в том, чтобы получить первичную информацию о Ваших взглядах и представлениях. Постарайтесь отвечать искренне и, по возможности, развернуто. На всю работу у вас будет порядка 10-15 минут.

Ф.И.О.___________________Дата заполнения ___________

1. Стремиться к успеху — это значит …

2. Утвердиться в жизни — это значит …

3. Профессиональные достижения характеризуются тем, что …

4. Мой интерес к людям заключается в том, что …

5. Я разбираюсь в людях, потому что …

6. Вести беседу — это …

7. Со мной легко работать, потому, что …

8. Знать цели — это значит …

9. Продвигаться к цели — это значит …

10. Планирование — это …

11. План нужен для того, чтобы …

12. Продуктивное общение с человеком — это …

13. Проявить инициативу в работе — это значит …

14. Быть оборотистым и энергичным человеком — это значит …

15. Мое стремление к победе выражается в том, что …

Обработка и анализ результатов проведения методики

Ниже приведены комментарии к каждому проективному вопросу методики, которые позволят вам быстро и качественно освоить настоящую методику. Кроме того, мы предлагаем примерные вопросы, использование которых может быть целесообразным в процессе собеседования.

1. Стремиться к успеху — это значит…Ответ на этот проективный вопрос позволяет сделать предварительные выводы о степени ориентированности испытуемого на успех. Так «ответы-отписки», трудно понимаемые ответы и отсутствие ответа могут свидетельствовать о слабо выраженной ориентации человека на успех. Кроме того, данный вопрос поможет прояснить то, как понимается человеком механизм достижения успеха. Так, если акцент делается на «желании успеха», то, скорее всего, доминирует эмоциональный компонент. В случае если человек описывает какие-либо конкретные действия и шаги, можно сделать вывод о доминировании у него ориентации на действие.

Вопросы для собеседования:

1. Скажите, а как Вы различаете успех в жизни, успех в карьере и успех в профессии?

2. Что в первую очередь Вы планируете делать, чтобы достичь успеха именно в нашей компании?

3. К чему Вы стремитесь сильнее, чем к успеху?

4. Скажите, чего больше в успехе: признания со стороны, или ощущения себя успешным? Почему?

2. Утвердиться в жизни — это значит…Данное предложение провоцирует рассуждения человека о том, как он понимает связь между достижением целей и потребностью в чувстве стабильности. Акцент на обладании («иметь деньги и/или карьеру» и т.п.) свидетельствует о том, что человек не рассматривает свои способности как наиболее твердые гарантии. Акцент на своих возможностях («научиться ставить и достигать цели», «уметь что-либо») показывает, что человек анализирует свои профессиональные стороны, а потребность в чувстве стабильности менее выражена.

Вопросы для собеседования:

1. Почему Вы дали именно этот ответ?

2. Как Вы понимаете стабильность в жизни? Насколько для Вас важно чувство стабильности?

3. Как Ваше утверждение в жизни связано с Вашей работой, профессией?

3. Профессиональные достижения характеризуются тем, что…Ответ на этот проективный вопрос помогает прояснить, каким образом человек понимает сферу профессиональных достижений. Ответы, ориентированные «на результат» отличаются тем, что в них профессиональное достижение понимается как некий итог чего-либо, тогда как ответы, ориентированные «на процесс» рассматривают достижения как промежуточное состояние развития (как профессионального, так и личностного). Также содержательное описание того, что субъективно является достижением, поможет определить приоритеты человека (деньги, статус, возможности, создание чего-либо, результат развития и т.п.).

Вопросы для собеседования:

1. Почему Вы решили, что именно то, что Вы отметили в первую очередь, характеризует Ваши профессиональные достижения?

2. Перечислите 5-10 Ваших наиболее значимых профессиональных достижений. Расскажите о том, что Вы не считаете профессиональным достижением?

3. Какие профессиональные достижения Вы не осуществили на сегодняшний день, хотя вполне могли бы? Почему?

4. Мой интерес к людям заключается в том, что…Данное предложение предполагает, что человек испытывает интерес к другим людям. Рассматривает ли человек других людей как средство достижения собственных целей, либо как источник «новой информации». Здесь важно определить характер «интереса»: коммерческий интерес; интерес с точки зрения получения новых возможностей; интерес с точки зрения разнообразия поведения людей; интерес как возможность обмена чем-либо; интерес с занимательной точки зрения.

Вопросы для собеседования:

1. Как Вы обычно используете возможности других людей?

2. Как Вы думаете, в чем должен состоять интерес продавца по отношению к клиенту (или менеджера по отношению к продавцу)?

5. Я разбираюсь в людях, потому что…Ответ на этот вопрос проясняет мнение человека о собственной способности анализировать поведение других и на этой основе строить эффективное общение с собеседником. Кроме того, становится понятной доминирующая позиция: «я разбираюсь в людях, потому что я такой-то», либо «я разбираюсь в людях, потому что я умею то-то и то-то».

Вопросы для собеседования:

1. Почему Вы решили, что то, о чем Вы говорите, действительно обеспечивает тонкое понимание других людей?

2. Скажите, а какую практическую пользу приносит способность разбираться в людях?

6. Вести беседу — это значит….Данное предложение проясняет, насколько актуальна для соискателя проблема управления общением. Варианты ответов можно разделить на следующие группы: ответы, центрированные на собственных качествах (отмечается необходимость демонстрирования таких моделей поведения, как «быть активным», «быть дружелюбным» и т.п.); ответы, центрированные на своем поведении (отмечается область действий: «делать то-то» или «сказать то-то»); ответы, центрированные на собеседнике (в них отмечаются задачи влияния и воздействия на собеседника; например, «говорить то, что хочет слышать человек» или «понять то, что человек склонен обсуждать» или «провоцировать необходимые высказывания со стороны собеседника»). Также есть группа ответов, в которых соискатели отмечают результативность взаимодействия (например, «четко ограничить тему беседы» или «точно поставить цель беседы»).

Вопросы для собеседования:

1. Скажите, а как сделать так, чтобы человек обсуждал строго определенные темы?

2. Как Вы думаете, с помощью чего возможно управлять вниманием человека?

7. Со мной легко работать потому, что…Здесь можно выделить несколько групп ответов: центрированные на своих личностных качествах («потому что обладаю определенными качествами»); центрированные на ограничениях («стараюсь то-то и то-то не делать»); центрированные на задачах деятельности («стараюсь поступать определенным образом»); центрированные на внешних обстоятельствах («везение» или «попадалось такое окружение»).

Вопросы для собеседования:

1. Скажите, почему Вы решили, что именно из-за этого с Вами легко работать?

2. Скажите, а в каких ситуациях с Вами все-таки трудно работать?

3. Как Вы думаете, насколько целесообразно работать в команде, занимаясь продажами?

8. Знать цели — это значит…В ответах может быть выделен как эмоциональный аспект («понимать, чего хочешь» или «понимать то, в чем сильно нуждаешься»), так и содержательный аспект («знать, куда двигаться» или «знать, что делать сейчас, а что потом»). При ответе на этот вопрос часто встречаются «пустые» окончания предложения (например, «понимать цели» или «понимать, зачем живешь»), что свидетельствует о недостаточности целеполагания у человека в профессиональной области.

Вопросы для собеседования:

1. Скажите, а какими цели бывают?

2. Кроме информации о конечном итоге, что еще предполагает цель?

3. Приведите несколько разнообразных целей, связанных с Вашей профессиональной деятельностью.

9. Продвигаться к цели — это значит…Ответ на это предложение позволяет получить информацию о том, как человек понимает процесс достижения цели. Так, если в ответе кратко описываются определенные конкретные действия (например, «точно сформулировать цель, определиться со способами ее достижения и в процессе реализации учитывать возникающие ограничения»), то можно говорить о том, что человеку свойственна осознанность в достижении цели. В случае, когда особо отмечаются требования к себе (например, «быть готовым к действию» или «проявлять целеустремленность»), можно говорить о том, что человек склонен к связыванию «внешних целей» с целями саморазвития. Кроме того, могут быть даны эмоциональные ответы (например, «сильно хотеть» или «когда есть удача»), которым не стоит отдавать предпочтение, хотя отдельные из них могут свидетельствовать о высокой мотивации.

Вопросы для собеседования:

1. Как Вы думаете, от чего в первую очередь зависит продвижение к цели?

2. Скажите, почему цели иногда являются недостижимыми?

3. Как Вы считаете, без чего невозможно продвижение к цели?

10. Планирование — это…Здесь соискатель выражает свое понимание планирования в профессиональной деятельности. Ответы можно группировать по следующим параметрам: склонность к ситуационному или стратегическому планированию; акцент на планировании действий или на планировании целей; планирование как «работа для себя» или планирование как «работа для других». В отдельных случаях целесообразно использование дополнительных параметров группирования ответов.

Вопросы для собеседования:

  • Почему Вы в своем ответе отметили именно это?
  • Как Вы думаете, насколько Вам помогает такое понимание процесса планирования?
  • В чем это понимание Вас ограничивает?

11. План нужен для того, чтобы…Ответ на это предложение проясняет понимание соискателем целесообразности и необходимости использования планирования в процессе профессиональной деятельности. Здесь можно выделить две группы ответов: ответы, связанные с описанием целесообразности планирования «для себя» (например, «знать, что и в какой момент делать») и ответы, связанные с описанием целесообразности «для кого-то» (например, «тебя смогли контролировать»).

Вопросы для собеседования:

1. Скажите, что в деятельности продавца (руководителя) следует планировать в первую очередь?

2. Как целесообразно использовать планирование в работе с клиентами?

12. Продуктивное общение с человеком — это…Информация по этому вопросу позволяет прояснить, в чем соискатель видит показатели продуктивности общения. Если он отмечает такие показатели продуктивности, как достижение цели, одновременное решение нескольких задач, разрешение возникающих проблем и конфликтных ситуаций с клиентом, преодоление недопонимания между собеседниками, прояснение и преодоление имеющихся и/или возникающих противоречий, то можно сделать вывод о том, что соискатель адекватен в вопросах общения в сфере коммерческих переговоров. Если в ответах отмечаются понятия комфорта (например, «когда нет напряжения» или «общение без манипуляций»), то вероятнее всего соискатель плохо ориентируется в вопросах продуктивности общения и недостаточно их учитывает как в профессиональном, так и личностном аспекте.

Вопросы для собеседования:

1. Какие показатели продуктивности общения в области коммерции Вы можете выделить?

2. Скажите, использование каких приемов может повысить продуктивность общения с клиентом?

3. Скажите, что может снижать продуктивность общения с клиентом?

13. Проявить инициативу в работе — это значит…На данное предложение ответы могут быть самыми разнообразными: от «точно выполнять указания руководства» до «самостоятельно определять проблемы и способы их разрешения». При интерпретации ответов целесообразно определять область инициативы: «область поиска и решения проблем»; «область самостоятельного определения задач»; «область интенсификации действий»; «область предложения чего-либо нового» и возможное другое.

Вопросы для собеседования:

1. Скажите, а в каком случае о продавце можно сказать, что он инициативен?

2. Как Вы думаете, насколько инициатива связана с профессиональными успехами?

3. Скажите, в каких случаях Вы проявляете инициативу, а в каких нет? Почему именно так?

14. Быть оборотистым и энергичным человеком — это значит… Важным здесь представляется определение того, связывает ли соискатель эти качества с профессиональной деятельностью и в чем состоит данная связь. Также можно дополнительно отметить наличие акцента: либо отмечаются связанные личностные характеристики (например, «добиваться того, что ты задумал»), либо приоритетно отмечается модель поведения такого человека («поступать быстро и без особых раздумий»), либо это расценивается как возможность чего-либо (например, «быть быстрее других» или «иметь больше шансов»).

Вопросы для собеседования:

1. Скажите, по Вашему мнению, в чем положительное и отрицательное влияние данных качеств на результативность продаж?

2. Как Вы думаете, может ли энергичность снижать результативность общения с клиентом?

15. Мое стремление к победе выражается в том, что…Здесь может быть оценена не только степень амбициозности соискателя, но и его готовность к определенным «энергозатратам» для достижения побед в продажах. Особо интересными представляются ответы, проясняющие позицию соискателя относительно «источника» таких стремлений: либо это результат собственных умозаключений (например, «я просто готов и чувствую себя уверенно»), или это давление внешних обстоятельств (например, «я вынужден добиваться целей, иначе их добьется кто-то другой»).

Вопросы для собеседования:

1. Скажите, а что для Вас является победой? А победой в профессиональной деятельности?

2. Скажите, а что может снизить Ваше стремление к победе?

***

Прежде, чем приступить к составлению примерного сценария проведения диагностического интервью, стоит определить стратегию собеседования в целом. Предлагаемая нами методика является основой для беседы и именно поэтому вполне целесообразно ее фрагментарное использование.

Многие люди на протяжении многих лет пытаются найти ответ на вопрос: Что такое успех? Одним достаточно просто представить его в своих мыслях, и они понимают, как достичь тех целей, которые приведут к успеху. Но стоит понимать, что залог успеха для каждого человека абсолютно разный.

Как люди добиваются успеха? Этот вопрос не так прост как может показаться. Ведь для того чтобы прийти к успеху, нужно много трудиться и расставить правильные приоритеты. Кроме этого, успешный человек не имеет вредных привычек и много работает над собственным развитием

Для одних людей успех — это роскошная жизнь поход по дорогим ресторанам и подобные дорогостоящие ценности, а для других — ощущение значимости среди своего окружения. Значение этого слова зависит от целей, что поставит себе человек, от его отношения к жизни, а также от личных предпочтений. Однако, есть конкретные составляющие, из которых состоит настоящий успех. Давайте рассмотрим, в чем же все-таки он заключается и из чего состоит.

Что же такое успех — истинное понимание определения

В широком понимании успеха, люди подразумевают знание, которое помогает определить собственные цели, и найти основные способы их достижения. На первый взгляд может показаться, что понятие успеха — это очень простое определение, но на самом деле не все так однозначно как может показаться. Для каждого человека истинная цель может существенно отличаться от стремлений других людей. Мы начинаем подходить к собственному успеху только тогда, когда находим способы достижения своих целей.

Если немного конкретизировать значение успеха, то здесь можно выделить такие составляющие как:

  • Уважение;
  • Известность;
  • Богатство;
  • Любовь близких людей;
  • Значимость в обществе.

Но все же, не для каждого человека эти цели могут быть показателем успеха. Например, для людей, которые хотят открыть собственный бизнес, карьерный рост не будет являться успехом, а наоборот будет отдалять от желаемой цели.

Чем отличаются успешные люди от не успешных

Как правило, все люди, которые достигли в своей жизни успеха, не купались в роскоши, а всего добивались собственными руками и умом, и часто находились на грани бедности. Чтобы добиваться успеха и достигать больших высот, необходимо много и плодотворно трудиться. Нужно приложить немало усилий, чтобы достичь поставленных целей.

Только трудолюбие и вера в то, что ты делаешь, может привести к настоящему успеху. Чтобы достичь вершины успеха, необходимо плодотворно трудиться и ставить четкие цели. Человек, который стремится к успеху, всегда готов бороться до конца, он никогда не сдается и готов жертвовать всем для достижения поставленных целей

Одним из самых главных составляющих успеха, является постоянное саморазвитие. Очень важно ставить перед собой определенные задачи, и работать над собой до тех пор, пока вы не сможете добиться требуемого результата, но как только вы сможете получить то, к чему стремились, нужно ставить новые задачи. Ведь успешные люди никогда не останавливаются на достигнутых результатах.

Как мы уже говорили, многие успешные люди, не росли в зажиточных семьях и едва сводили концы с концами. Такие люди, как никто другой, знают истинное представление об успехе и его достижении. Ведь их путь к успеху заключался в том, чтобы обеспечить свое будущее, эти люди ставили перед собой много целей, и делали все возможное для их достижения. Когда у вас есть «финансовая подушка» или поддержка со стороны, очень сложно преодолеть себя, гораздо проще остановиться на полпути, чтобы не прилагать много, чрезмерных усилий. Именно это и есть отличительной особенностью успешного человека — умение преодолеть свои страхи и действовать на грани возможного. Что же еще является залогом успеха?

Никогда не сдавайтесь, если вы хотите добиться успеха в своих делах. Полное стремление и самоотдача поможет вам стать успешным человеком. Необходимо ставить четкие цели и прилагать максимум усилий для их достижения

В первую очередь, успешный человек это жизнерадостная личность. Такие люди не огорчаются даже тогда, когда их постигает неудача. Читайте больше, о том, что такое удача, и какие талисманы на удачу нужно приобрести.

Другие люди в подобных ситуациях полностью опускают руки, но успешный человек всегда пробует действовать до тех пор, пока не добьется успеха. Ведь они прекрасно понимают, что никто кроме них самих не сделает собственную жизнь, такой, какой они желают её видеть.

Кроме всего этого, все успешные люди расставляют правильные приоритеты и всегда ставят перед собой четкие цели. Они всегда знают, что будут делать завтра, через месяц или год. Чтобы видеть результаты, которых вы добиваетесь, многие успешные люди советуют завести дневник успеха, в котором записаны все цели и их достижение.

Целеустремленность и трудолюбие — это основа для достижения успеха. Только плодотворная работа и саморазвитие смогут приблизить вас к успеху. Без этих задатков, невозможно стать успешным человеком

Успешные люди — это неординарные личности, которые могут, и умеют верить в чудо. Залог успеха заключается не в том, что они верят в то, что дела будут выполняться сами собой, а сама вера в достижение больших результатов. Ведь вера это одна из главных составляющих успешного развития событий. Без веры никто не смог бы сделать важных открытий или изобретений. Хотите узнать больше о том, что такое вера, тогда жмите ЗДЕСЬ.

В чем может проявляться успех

Сегодня так сложилось, что эталоном успешного образа являются красочные образы, которые демонстрируют роскошную и беззаботную жизнь. Для большинства людей, такие персоны являются кумирами и примером для подражания. И это не удивительно, ведь успешные персоны, на которых равняются простые рабочие, это люди которые собственным умом достигли успеха и полной независимости. Они смогли в суровой действительности достичь невероятного успеха, который позволил получать огромные доходы и быть абсолютно независимыми. Конечно же, на таких и нужно равняться. Ведь это настоящий пример для подражания.

Успешный человек всегда готов трудиться и работать над собой и своими ошибками. Такие люди всегда находятся на грани своих возможностей и делают все, чтобы добиться невероятных результатов. Когда другие люди опускают руки, успешный человек продолжает действовать, пока не получит желаемый результат

Но, не смотря на все эти достижения, каждый из этих успешных людей подвержен к эмоциональному кризису. Ведь финансовый успех – это не самое главное в жизни. Есть более значимые вещи, чем большой капитал и возможность ни в чем себе не отказывать. Успех в личной жизни, развитие в своей профессии, а также саморазвитие. Эти компоненты также очень важны, и являются неотъемлемой частью и залогом успеха. Только тогда, когда все эти составляющие будут гармонично сочетаться друг с другом, можно будет сказать, что человек достиг настоящего успеха.

В связи с тем, что каждый человек обладает индивидуальными особенностями, такими как:

  • Эмоциональность;
  • Амбициозность;
  • Темперамент.

За счет этих индивидуальных граней человеческой натуры, для каждого человека слово успех имеет свое, особое значение. Так и достижение целей, которые должны привести к успеху, для каждого будут разными.

Основа для достижения успеха

Только постоянное совершенствование собственной личности, является обязательным компонентом, который приводит каждого человека к успеху. Не зависимо от того, какие цели вы перед собой ставите — постоянная работа над собой должна быть главным приоритетом в жизни каждого здравомыслящего человека, стремящегося к успеху.

Саморазвитие — это самостоятельное и непрерывное изучение и познание новых навыков, работа над собой, которая приводит к достижению новых результатов. Совершенствование собственной личности является залогом успеха. Можно начать с того, чтоб научиться новым умениям. Например, начать изучение иностранных языков, обучаться изобразительному искусству, овладеть новыми компьютерными программами и так далее. Этот список можно продолжать до бесконечности, главное уделять достаточно времени, для достижения поставленных целей.

Для успешного человека нет невыполнимых задач. Такие люди всегда трудятся и делают все возможное, чтобы полностью реализовать себя и добиваются того, что задумали. Каждая минута жизни такого человека проходит в раздумьях и попытках что-то предпринять

В том случае, если вы грамотный и начитанный человек, и вам кажется, что вы все знаете и умеете, это совсем не значит, что нужно останавливаться на достигнутом результате. Всегда можно расти над собой. Чем больше вы будете развиваться, тем больше вероятность, что очень скоро вы достигните больших успехов в своих начинаниях. Можно работать над своим физическим состоянием, улучшать здоровье, читать новые произведения, интересоваться живописью или изучать историю стран и народов. Все это, непременно приведет вас к большому успеху.

Стоит всегда помнить, что залог успеха заключается в постоянной работе над собой и полной самоотдаче к делам. У вас не должно возникать никаких сомнений и опасений, что что-то может, не получится. Только вера в достижение результата приведет вас к нужному успеху. Целеустремленность и настойчивость помогут вам реализовать самые трудные идеи.

10 главных составляющих успеха

Исходя из всей полученной информации, можно выделить 10 основных составляющих, которые помогут достичь успеха:

  • любовь и взаимное уважение родных;
  • умение достойно преодолевать все трудности и неудачи
  • самосовершенствование;
  • постоянная работа над механизмом достижения целей;
  • положительные эмоции;
  • правильное питание и забота о собственном здоровье;
  • способность находить способы достижения целей;
  • полная независимость и материальный достаток;
  • крепкая и счастливая семья;
  • умение четко расставлять приоритеты и четко ставить цели.

Следуя этим простым принципам, каждый человек может добиться успеха в любом деле.

Будьте готовы к трудностям и неудачам. Ведь путь к успеху не так прост как может показаться на первый взгляд. Чтобы получить признание и стать самодостаточным, необходимо сделать много для общества. Успешный человек должен приносить пользу и полностью отдавать себя для достижения поставленных целей

Итоговая информация

Понимая ответственность перед самими собой, а также перед окружающими нас людьми, мы должны четко следовать намеченному плану. Все поставленные цели необходимо выполнить несмотря ни на что. Очень важно окружить себя теми людьми, которые, так же как и вы стремятся достигать вершин. Если вокруг вас будут находиться одни неудачники, тогда вам не удастся добиться того что вы задумали, они всегда будут тянуть вас вниз. Поэтому хорошо подумайте, какие люди смогут помочь вам в достижении успеха, а кто будет способствовать замедлению развития.

Чтобы добиться успеха, вам необходимо быть трудолюбивым и самоотверженным человеком. Всегда помогайте нуждающимся и не бросайте в беде тех, кто находится рядом с вами. Следуя моральным принципам, вы сможете преумножить все свои достижения и прийти к настоящему успеху

Как приходит успех

Нам важно быть успешными в реализации своих жизненных планов, в решении стоящих перед нами задач, в достижении значимых для нас целей. Успех в наше время воспринимается как одна из самых привлекательных сторон жизни. При каких условиях он приходит и что, собственно, означает? Поскольку эта книга посвящена вопросу о том, что значит для человека жить осмысленно, рассмотрим также соотношения между успехом и смыслом. Является ли смысл рецептом успеха? Или, напротив, прожить осмысленную жизнь можно лишь отказавшись от его достижения?

Итак, что означает иметь успех? В каких ситуациях вообще применяется это понятие? Начав размышлять об этом, мы обнаружим, что под этим понятием подразумевают самые разные вещи, иногда совершенно противоположные. Это связано с оценкой целей, достижение которых означает успех. Отметка «удовлетворительно» за контрольную работу для одного школьника может оказаться большим достижением, для другого же она означает неудачу.

Несмотря на то, что люди считают успехом достижение очень разных результатов, есть все же нечто общее, делающее правомерным однозначное употребление этого понятия. Об успехе говорят лишь тогда, когда ему предшествовали целенаправленные действия, которые в значительной мере способствовали достижению цели. Если события привели к цели сами собой – случайно или подчиняясь некой не зависящей от человека закономерности, – то едва ли здесь можно говорить об успехе. Его именно достигают – то есть успех имеет тот, кто вправе считать себя «автором» полученного результата.

Однако пока человек что-то делает, он не может быть полностью уверен в окончательном успехе, всегда остается неопределенность: несмотря на все старания, он все же может потерпеть неудачу. То, что такое может произойти, составляет проблему успеха.

Таким образом, успех относится к области, находящейся между закономерной неизбежностью, с одной стороны, и результатом, полученным чисто случайно, с другой. В эту промежуточную область попадают целенаправленные действия человека в его стремлении достичь определенного результата.

Итак, подчеркнем два момента, важных для понимания успеха:

Человек сам определяет, будет ли какой-либо конкретный результат для него успехом или же неудачей (определение успеха).

К успеху человек может только стремиться: старания сами по себе не всегда приводят к успеху (принцип недостаточности усилий человека для достижения успеха).

Первый пункт – «определение успеха» – относится исключительно к человеку. Второй пункт – «путь к успеху» – наряду с нашими интенсивными и целенаправленными усилиями требует еще и той или иной доли удачи, везения, благосклонности судьбы. Верующий человек, вероятно, сказал бы, что нужно благословение или милость Божья. Таким образом, успех есть производное двух компонентов, совпадение старания и удачи.

Поскольку достижение успеха зависит не только от человека, его нельзя считать целиком личным достижением. Точно так же нельзя с ходу объяснять неудачу своей несостоятельностью (как, например, склонны делать неуверенные в себе или страдающие депрессией люди), И разумеется, нельзя сводить неуспех к чистому «невезению», к чему, в свою очередь, склонны люди самоуверенные, считающие, что если что-то произошло не так, то уж, конечно, не по их вине.

В действительности предпосылкой настоящего успеха являются старания человека, но будет ли он достигнут – зависит еще и от удачи. Своим старанием, заинтересованностью, знаниями, умениями и опытом человек способен повысить шансы на успех и ослабить влияние случая.

Выше уже подчеркивалось, что к успеху можно прийти, только прилагая усилия, ведь если кто-то совершенно неожиданно найдет золотое кольцо, это будет лишь чистой случайностью. Эту разницу пришлось понять одному раввину, который из-за своих неудач оказался в нужде и не знал, как ему прокормить своих пятерых детей. В отчаянии он попросил Бога совершить чудо и помочь ему выиграть в лотерее. По прошествии нескольких недель, не дождавшись чуда, он пришел в храм и стал сетовать: «Господь! Разве я недостаточно просил Тебя помочь мне и моим голодным детям? Сначала Ты посылаешь мне пятерых детей, а потом ничего не делаешь для них. Как же мне в Тебя верить?» Тут раздался властный голос Бога: «Раввин, я вижу твою нужду, но дай мне хоть один шанс – пойди и купи хотя бы один лотерейный билет!»

Скажем еще раз: человек сам определяет, какой результат является для него успехом, он высоко ценит успех и вкладывает свои силы в его достижение. Поскольку столь многое в достижении успеха зависит от самого человека, легко происходит чреватая серьезными последствиями путаница: желаемое выдается за действительное, и люди начинают вести себя так, будто бы успехом можно управлять. Их поведение становится направленным исключительно на достижение успеха. Люди забывают о второй составляющей, которая должна проявиться как бы «сама по себе» и неподвластна воле человека. Каким образом происходит соединение этих двух элементов, остается скрытым от нас. Чем больше мы пробуем «содействовать» этому процессу, вмешиваясь в него, тем сильнее его нарушаем, и тогда достичь успеха становится еще труднее.

Настоящий рецепт успеха состоит в том, чтобы прикладывать усилия и стараться в той мере, в какой это необходимо, не становясь при этом зависимым от успеха.

Франкл (Frankl, 1985, S. 71) приводит рисунок, который графически изображает успех как «побочный эффект» стремления к смыслу.

Стремление достичь успеха напрямую оборачивается погоней за миражом. Условием и предпосылкой для настоящего результата, основанием для успеха является «обходной путь»: взаимодействуя с различными обстоятельствами и ситуациями, человек поступает осмысленно, утверждая свои ценности.

Поясним вышесказанное на небольшом примере: настоящим авторитетом для своих детей родители являются только тогда, когда их влияние основывается на опыте прожитой жизни, приобретенных знаниях и умениях. Обоснованное и аргументированное требование оказывает совершенно иное воздействие на ребенка, нежели простое «веление» вести себя определенным образом. Часто родители, особо не утруждаясь, диктуют свою волю или «покупают» желаемое поведение, действуя по принципу «ты – мне, я – тебе». В таких случаях ребенок не чувствует настоящего авторитета и компетентности, и поэтому воспринимает родителей как авторитарных или видит, что ими можно манипулировать. Он остро ощущает, что средства, которыми пытаются оказать на него воздействие, неправильные, и начинает – справедливо! – защищаться от посягательств на его свободу, протестуя против принуждения, которое кажется ему бессмысленным, или прибегая к шантажу.

Итак, хотя успех в любом деле достигается благодаря личной заинтересованности и значительным усилиям, все эти усилия обеспечивают лишь «техническую сторону вопроса». То же, что находится «по ту сторону» возможностей человека, происходит своим чередом.

Смысл содержится в самоотдаче человека тому, что само по себе представляет ценность, безотносительно к успеху. Таким образом, смысл целиком находится в той области, где человек может действовать: смысл заключается не в том, чтобы иметь успех, а в настоящей увлеченности чем-то ценным (например, работой или любимым человеком).

Успех означает: я хорошо поработал, мне сопутствовала удача – и я достиг желаемой цели.

В свою очередь, жить осмысленно означает следующее: я в своем усердии следовал тому, что имеет для меня ценность, и поэтому моя жизнь остается осмысленной, даже если цель не достигнута или работу не удалось завершить.

То, что художественное произведение, представленное публике впервые, не имеет успеха, не наносит никакого ущерба его красоте, так же как и незаконченное произведение может относиться к самым прекрасным творениям нашей культуры.

Если бы смысл сводился только к успеху, то чем бы тогда поиск смысла отличался от азартной игры?

Теперь давайте рассмотрим, что происходит, когда человек целиком охвачен стремлением к успеху. Такая мотивация имеет изъян в самой своей основе: если человек поглощен желанием достичь успеха, он перестает обращать внимание на те ценности, с которыми сталкивается в повседневной жизни. А попытка «выжать» успех вопреки природе вещей представляет собой запрограммированную «экзистенциальную фрустрацию», имеющую три следствия:

Чувство опустошенности (обычно проявляющееся в виде признаков депрессии).

Внутреннее напряжение (сопровождающееся скованностью мышц).

Неуверенность в себе.

Поясним, почему это происходит. Пункт первый. Концентрируясь исключительно на своем желании добиться успеха, человек все больше теряет надежную почву фактов, служащих основанием для успеха. В этом случае ответ на вопрос «Зачем?» («Зачем что-либо делается?») относится только к успеху, если успех достигнут, то этот вопрос отпадает. Хотя человек и добился исполнения своего желания, но не состоялся как личность. Сосредоточенность на успехе затушевывает истинные причины поступков человека, его истинные цели и ценности. Это рано или поздно приводит к появлению чувства внутренней пустоты в любом случае: и когда успех не приходит (что вполне вероятно), и когда человек все же достигает успеха, но это лишь успех ради успеха, он выхолощен, то есть не наполнен содержанием и потому, по сути, несущественен. Пункт второй. Человек пытается компенсировать возникшую пустоту. То ли потому, что не знает иного пути, то ли потому, что не хочет знать его, он снова и снова пытается добиться удачи в соответствии со своим представлением об успехе. Он чувствует, как тяжело это дается. Чем труднее добиться результата, тем интенсивнее его усилия. Он судорожно цепляется за свою позицию, упорствует в своих попытках, бежит по замкнутому кругу. Напряжение распространяется на тело (появляются спазм плечевых мышц, поверхностное дыхание, повышается кровяное давление). Возникает стресс. Пункт третий. Проявляется глубокая, скрытая в течение долгого времени неуверенность в себе. Она подпитывается двумя переживаниями:

человек чувствует опасность, постоянно сталкиваясь с тем, что его успех зависит также от сил, ему неподвластных. Он ощущает себя беспомощным перед этими силами и ненавидит эту беспомощность;

чувствуя «опустошенность после успеха» либо ощущая все большую безрезультатность своих усилий, несмотря на полную самоотдачу, человек все чаше задается вопросом, стоит ли вообще жить ради успеха. Это может зайти настолько далеко, что начнет рушиться его мировоззрение и все, что он делает, будет казаться ему пустым и бессмысленным.

Навязчивое стремление к успеху может привести к душевным расстройствам: поведению, напоминающему по форме манию, страху неудачи и блокирующему сверхконтролю.

Обратимся сначала к мании успеха. Она очень похожа на страсть, известную под названием «азартная игра» (Ф. М. Достоевский прекрасно описал ее в романе «Игрок»). Как и в азартной игре, речь здесь идет о том, чтобы бросить вызов судьбе, испытать счастье, «схватить удачу за хвост» – ибо всеми фибрами своей души такой человек жаждет выигрыша, стремится к успеху. Он может работать день и ночь, чтобы сделать карьеру. Он меряет свою ценность и ценность своей жизни успехом и тем, что с ним ассоциируется: престижем, известностью, деньгами, властью, роскошью. Ему недалеко и до того, чтобы начать играть «краплеными картами» – манипулируя, добиваться успеха любой ценой, хвастаться достижениями, которых никогда не было, и присваивать себе чужие заслуги. Такой человек живет не ради свершений, а ради получения удовлетворения от успеха – и поэтому все, что им делается на пути к успеху, оставляет его внутренне пустым. Он чувствует это и, чтобы не ощущать экзистенциального вакуума, внутренней пустоты, распаляет себя и одурманивает. Постепенно алкоголь занимает все более значительное место в его жизни.

Человек, одержимый манией успеха, находится в опасности – с чем он, собственно говоря, останется, если его карточный домик обрушится? Разрастающееся чувство пустоты и скуки подталкивает его к осознанию всей бессмысленности такого образа жизни. Ему нужен успех, он определяет себя через успех, но вследствие этого постепенно становится чужим самому себе.

Кроме того, как уже отмечалось, навязчивое стремление к успеху связано со страхами, которые чаше всего переживаются как страх неудачи. Страх неудачи – оборотная сторона мании успеха. Речь идет о боязни пробовать новое, боязни рисковать и испытывать судьбу. Часто бывает так, что страх неудачи возникает после предшествовавших реальных неудач. Человеку действительно не везло, а потому он хочет по возможности уберечься от новых неудач и, подобно ребенку, который обжегся на молоке, теперь «дует на воду». Здесь также имеет место преувеличение значения успеха, который рассматривается как высшая цель жизни.. С точки зрения этих людей нет ничего хуже, чем «возвращаться с охоты без добычи» и не быть всеми восхваляемым победителем. Они не умеют проигрывать. Боясь «остаться с носом», такой человек даже не рискует пригласить понравившуюся даму на танец. Из-за боязни неудачи, ошибки, осечки или невезения такие люди препятствуют развитию своей жизни.

Поэтому третья форма нарушения ведет к блокирующему сверхконтролю. Те процессы, которые по своей природе спонтанны и не требуют контроля, которые, собственно говоря, только тогда и протекают без помех, теперь совершаются принудительно.

Наиболее ярко подобное нарушение проявляется при сексуальных расстройствах, поэтому В. Франкл называл его «сексуально-невротический паттерн поведения». Однако этот же паттерн поведения можно наблюдать не только при сексуальных неврозах – он относится ко всем переживаниям, которые должны возникать спонтанно, сами собой, и которые только в этом случае можно считать настоящими.

Чем больше тот, кто непременно хочет быть веселым, счастливым, кто во что бы то ни стало желает испытать радость именно в данный момент, пытается форсировать события и действовать напрямую, тем более ущербный, вымученный и, главное, пустой результат он получает. Человек блокирует самого себя, «сам стоит у себя на пути» (Frankl, 1985, S. 64-69). В основе сексуально-невротического паттерна лежит троякого рода ошибка:

Преувеличение значения успеха (например, «Я должна достичь оргазма, иначе опозорюсь»).

Чрезмерные размышления о достижении столь желаемой цели (непрекращающиеся раздумья, фантазии, приготовления к половому акту).

Наблюдение за собой во время совершения полового акта вместо отдачи себя партнеру («Насколько близко я уже подошла к оргазму? Будет ли он в этот раз еще прекрасней?»).

В сексуальности подобное поведение рано или поздно выливается в такие нарушения, как импотенция и фригидность. То, что при половом акте (на телесном уровне и в психической сфере благодаря автономной вегетативной нервной системе) обычно происходит естественным образом, спонтанно, само по себе, нарушается из-за внутреннего контроля и манипулирования поведением – и в результате возникает блокада оргазма или эрекции.

Блокирующий сверхконтроль проявляется и тогда, когда человек стремится, чтобы вечеринка, на которую он пригласил гостей, прошла особенно весело, когда он, несмотря ни на что, непременно хочет казаться раскрепощенным и непринужденным или пребывающим в отличном настроении. Однако это нарушение встречается не только в тех случаях, когда речь идет о каких-либо конкретных успехах. В качестве жизненной позиции оно может годами определять все поведение – например, человек пытается быть счастливым и стремится уберечь, сохранить это счастливое существование любым путем, независимо от внешних обстоятельств. «Нельзя получить ордер на счастье», – как-то метко сказала одна пациентка, подводя итог тому, что она вынесла из предшествовавших сеансов терапии. «Принцип успеха» применим также и к счастью: «Человек в действительности хочет не счастья, а лишь причины, чтобы быть счастливым. И как только эта причина возникает, счастье и удовлетворение приходят сами собой» (Frankl, 1985, S. 70).

В работе, из которой приведена эта цитата, Франкл говорит не только о счастье, но и об удовольствии, которое подчиняется тому же самому принципу. Удовольствие нужно заманивать – ничто так не отпугивает его, как шум борьбы. Человек же «в погоне за удовольствием» пытается получить его сразу и напрямик. «Но, к сожалению, чем больше он печется об удовольствии, тем быстрее оно проходит» (там же, S. 52). Почему? Потому что переживание удовольствия есть следствие чего-то другого – того, что должно ему предшествовать. В сущности, переживание удовольствия – это «…побочный результат осуществленного человеком смысла или смысла, внезапно открывшегося ему в бытии» (там же, S. 71). Если же целью стремлений делается переживание наслаждения – то есть само внутреннее эмоциональное состояние, – то тогда оно требует полной концентрации на себе и становится единственным содержанием и предметом внимания. Однако чем больше невротик заботится о получении удовольствия, тем скорее он теряет из виду основание или причину для удовольствия – тогда и следствия, называемого «удовольствием», наступить не может.

Как в общих чертах может выглядеть реальная помощь, способная избавить человека от перечисленных нарушений? Мы говорили, что причина этих расстройств заключается в позиции человека, который хочет добиться желаемых результатов прямым путем, что противоречит природе вещей: возможности человека ограничены и их самих по себе не достаточно для достижения успеха. Тот, кто застревает на подобных проблемах, может повторить слова Олдоса Хаксли: «Каким счастливым мог бы быть человек, если бы он не думал о счастье!» Адекватная терапия переключает внимание поглощенного стремлением к успеху пациента на причины его поступков и на реальные возможности, которыми он располагает. Смысл заключается в том, чтобы делать дело ради самого этого дела, а не ради достижения успеха. Когда об успехе особенно не думаешь, наступает целительное спокойствие, позволяющее избежать ненужного напряжения. А это, в свою очередь, сохраняет больше энергии, которую можно вложить в усилия, ведущие к достижению цели.

Страдающий сексуальным расстройством найдет выход, если будет подходить к партнеру не только как к «источнику удовольствия», но научится воспринимать его как человека, достойного любви. Тогда он сумеет отвлечься от себя (от получаемых им приятных ощущений и сладострастных переживаний) и переключится на партнера, отдаст себя партнеру – сосредоточится на красоте, сексуальности, искренности, сердечности и других прекрасных качествах близкого человека. Он должен наслаждаться ими, а не подстерегать момент наступления оргазма. Оргазм произойдет сам собой, и чем естественнее и непринужденнее он будет протекать, тем полнее и ярче будут переживания.

В этом и состоит основной принцип метода, который Франкл назвал «дерефлексией». Как следует из названия, речь идет о том, чтобы устранить размышления об успехе и переключиться на конкретные задачи, ценности и красоту мира.

Люди часто забывают, что чувства тоже имеют свою причину. Чувства можно рассматривать как «внутреннее эхо», как отражение ситуации (впечатлений от нее, возникающих в связи с ней воспоминаний, мыслей…). Поэтому чувства также относятся к категории феноменов, которые должны возникать сами собой, чтобы быть настоящими (исключение составляют лишь определенные заболевания, например, депрессии, в которых эмоциональные состояния могут возникать фазами и практически беспричинно). Попытки изменить чувства прямым путем (вызвать приятные чувства или устранить неприятные) представляют собой насилие, которое человек совершает над собой, так как при этом игнорируется причина возникновения чувств. Поэтому в психологическом отношении совершенно понятно, что плохое настроение можно преодолеть, если сразу попытаться выяснить его причину или как можно меньше обращать на него внимание, погрузившись в работу или занявшись делами, которые могут увлечь и отвлечь. Кому не доводилось наблюдать, как порой удивительно быстро улетучивается тогда плохое настроение?

Этот же механизм срабатывает при страхах и некоторых формах депрессии; правда, для того чтобы уметь целенаправленно применять его в терапии клинических нарушений, нужны определенные техники и методические знания. Необходимо также иметь в виду, что, хотя принцип дерефлексии во многих формах поведения является ключевым, однако он остается лишь одним из аспектов человеческого поведения и отношения к жизни.

Некоторые люди думают, что с «дерефлексивной позицией» связан отказ, а именно – отказ от счастья, удовольствия, признания, успеха. На самом же деле, как мы видели, происходит обратное. Человек отказывается исключительно от манипулирующего (некоторые сказали бы: нарциссического) самовозвеличивания, от убеждения, что он может полностью распоряжаться всем, в том числе и самой судьбой. Дерефлексивная позиция основывается на фундаментальном реализме, устанавливающем адекватное соотношение между величиной прилагаемых усилий и их эффективностью. Такой реализм окупается в любом случае. Жизнь может стать более четко организованной и благодаря этому гораздо более содержательной. Человек не избавляет себя от работы и от необходимости прикладывать усилия, он избавляет себя от ненужного стресса.

Понимание этого стало для одного врача-пенсионера ключом к улучшению отношений с женой. Страдая от приступов депрессии и страха, он обратился за помощью к психотерапевту. Все началось после выхода на пенсию: его активность и предприимчивость постепенно угасали; его состояние, по его же словам, «просто-напросто не давало ему быть счастливым». Счастье либо есть, либо его нет, считал он, не допуская вероятности того, что счастье должно иметь соответствующую основу, в которую человек по крупицам вкладывает свой труд. В жизни он всегда рассматривал все с точки зрения того, «имеет ли это какую-либо практическую пользу или нет». Особенно тяжким бременем стала для него жена. Теперь, постоянно находясь дома, он с трудом мог выносить ее болезни. Он чувствовал себя ответственным за нее, но не мог ее вылечить, а постороннюю помощь она отвергала. Безрезультатность собственных усилий больно задевала его. Ему становилось все сложнее находиться рядом с женой, и оказание ей даже незначительной помощи превращалось для него в тягость.

Проблема в этом случае состояла в том, что с его точки зрения – точки зрения человека, меряющего все критерием полезности, – помощь имеет ценность только тогда, когда ведет к исцелению. То, что оказание помощи является одновременно выражением заботы, любви или сострадания, из такого способа восприятия совершенно выпадает. Важен только успех. Когда его нет, это означает, что усилия оказались совершенно напрасными. Постоянная неудача в попытках вылечить жену привела к тому, что его чувство самоценности начало разрушаться («Я – неудачник, я все делаю неправильно»). Понятно, почему он начал избегать жену, – ведь она была главным доказательством его несостоятельности как врача. Жена, естественно, реагировала на его отдаление упреками, и обстановка накалялась все больше и больше. Зато депрессия давала ему хоть какую-то защиту от мыслей о разводе, потому что развод порождал новую проблему: он не считал его правильным и справедливым, поскольку был порядочным человеком и, несмотря ни на что, хорошо относился к своей жене.

Понадобилось несколько сеансов, прежде чем он смог прийти к решающему пониманию и сказать: «Я сделал для жены все, что может сделать медицина. Даже врачу-мужу большее не под силу». При этом он сумел сохранить честь врача и супруга, – учитывая его совестливость, в этом не могло быть сомнений. Однако теперь его гордость сопровождалась гораздо более скромной позицией: «Я больше не могу нести ответственность за успех моих усилий. Выздоровление – уже не моя задача. Как говорит старая пословица: «Врач лечит, а исцеляет природа»».

Оборотной стороной этой скромной позиции стала разрядка ситуации: «Итак, большего я делать и не должен». Необходимость добиться успеха в лечении своей единственной пациентки стала для него чрезмерным требованием, подчиняясь которому он забывал о своей реальной ответственности перед женой. Теперь, когда долженствование исчезло и появилась настоящая ответственность, это оказало решающее влияние на формирование у него нового чувства собственной ценности. Исчезло ощущение, что он неудачник. В результате отношения с женой перестали быть напряженными, и они снова могли подолгу общаться друг с другом. Он находил слова, чтобы приободрить жену в переживаемых ею страданиях, потому что теперь у него были силы, чтобы сопереживать ей. Его жизнь обрела смысл. Она стала проходить под девизом: «Я распоряжаюсь своей жизнью, а не она распоряжается мной».