Структуру правительства образуют

Образование и состав правительства

Правительство образуется Президентом в порядке, предусмотренном Конституцией. Как отмечалось, Президент сам подбирает кандидатуру в Премьер-Министры и вносит кандидатуру на рассмотрение Парламента для получения согласия.

После получения согласия Парламента Президент утверждает 1) должности Премьер-Министра, его заместителей, руководителей Аппарата Правительства, министров, председателей государственных комитетов. В Конституции говорится о структуре и составе Правительства. В Указе Президента РК, имеющем силу Конституционного закона, «О Правительстве Республики Казахстан» установлено, что структуру Правительства образуют министерства и иные центральные исполнительные органы. В состав же Правительства входят Премьер-Министр, его заместители и иные должностные лица Республики. Предложения о структуре и составе Правительства вносятся Премьер-Министром в десятидневный срок после его назначения. Члены Правительства приносят присягу народу и Президенту Республики. Правительство Республики действует в пределах срока полномочий Президента и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Правительство исполняет свои обязанности до утверждения нового состава Правительства Республики. Президент Республики вправе по собственной инициативе принять решение о прекращении полномочий Правительства и освободить от должности любого его члена. Освобождение от должности Премьер-Министра означает прекращение полномочий всего Правительства. Правительство и его любой член вправе заявить Президенту о своей отставке, если считает невозможным дальнейшее осуществление возложенных на них функций. Закон не предусматривает, в каких случаях Правительство в целом или отдельный его член могут заявить об отставке. Основаниями могут быть различные обстоятельства, не связанные со взаимоотношениями с Парламентом. Причиной могут быть непреодолимые разногласия внутри Правительства и т.д. Причиной заявления члена Правительства об отставке может быть несогласие с Программой Правительства, со стилем руководства Правительством, болезнь и т.д. Правительство заявляет Президенту Республики о своей отставке при выражении Парламентом вотума недоверия Правительству в случаях, предусмотренных Конституцией: 1) если повторно отклоняется Парламентом программа Правительства (подпункт 6) ст. 53); 2) если Парламент отклоняет проект закона, внесенный Правительством (п. 7 ст. 61). Президент Республики в десятидневный срок рассматривает вопрос о принятии или отклонении отставки. Если Президент принимает отставку, то это означает прекращение полномочий Правительства или его члена, заявившего об отставке. Если Премьер-Министр заявляет об отставке, то принятие его отставки означает прекращение полномочий всего Правительства. Премьер-Министр в течение одного месяца после своего назначения решает вопрос о Программе деятельности Правительства. В течение этого времени Премьер-Министр разрабатывает Программу деятельности Правительства и представляет об этом доклад в Парламент. В течение этого же времени новый состав Правительства может заявить Парламенту о поддержке Программы предшествующего состава Правительства и намерении руководствоваться ею в своей деятельности. I Если Парламент отклонит новую Программу Правительства, Премьер-Министр в течение двух месяцев представляет Парламенту повторный доклад о Программе. Повторное отклонение Парламентом Программы Правительства может быть осуществлено большинством в две трети от общего числа депутатов каждой из Палат. Отсутствие такого большинства означает одобрение Программы Правительства. В Конституции предусмотрены ограничения, связанные с нахождением в составе быть депутатами представительного органа; занимать иные оплачиваемые должности, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности; осуществлять предпринимательскую деятельность; входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации.

Во всех случаях принятия Президентом Республики отставки Правительства или Премьер-Министра либо соответствующего члена Правительства, Конституция Республики Казахстана Я имеет в виду состав коллективного органа государства, возглавляющего систему исполнительных органов, а также должностных лиц, которые непосредственно входят в него по назначению Президентом.

Статья 3. Образование, структура и состав Правительства

Республики Казахстан

  • 1. Правительство образуется Президентом Республики в порядке, предусмотренном Конституцией Республики Казахстан.
  • 2. Предложения о структуре и составе Правительства вносятся Президенту Республики Премьер-Министром Республики в десятидневный срок после назначения Премьер-Министра.
  • 3. Структуру Правительства образуют министерства и иные центральные исполнительные органы.
  • 4. В состав Правительства входят члены Правительства — Премьер-Министр Республики, его заместители, министры и иные должностные лица Республики.

Сноска. Статья 3 — в редакции Конституционного закона РК от 6 мая 1999 г. N 379.

Статья 3-1. Присяга члена Правительства Республики Казахстан

1. Член Правительства Республики Казахстан приносит народу и Президенту Казахстана присягу следующего содержания:

«Перед народом и Президентом Республики Казахстан торжественно клянусь посвятить все свои силы и знания делу экономического и духовного развития моей Родины — Республики Казахстан, строго соблюдать Конституцию и законы государства, во всех своих действиях следовать принципам законности и справедливости, гражданского и межнационального согласия, верно служить народу Казахстана, укреплять государственность и авторитет моей страны в мировом сообществе. Клянусь.».

2. Присяга членов Правительства принимается Президентом Республики в порядке, им определяемом.

Сноска. Дополнен статьей 3-1 — Конституционным законом РК от 6 мая 1999 г. N 379.

Статья 4. Срок полномочий Правительства Республики

  • 1. Правительство Республики действует в пределах срока полномочий Президента и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики. Правительство Республики исполняет свои обязанности до утверждения нового состава Правительства Республики.
  • 2. Сложение полномочий перед вновь избранным Президентом Республики осуществляется путем подачи Правительством письменного заявления, адресованного вновь избранному Главе государства и подписанного членами Правительства.

Заявление о сложении полномочий подается после официального вступления в должность вновь избранного Главы государства.

Сложение полномочий Правительства означает прекращение полномочий его членов.

Сноска. В статью 4 внесены изменения — Конституционным законом РК от 6 мая 1999 г. N 379.

Статья 5. Отставка Правительства Республики

  • 1. Правительство и любой его член вправе заявить Президенту Республики о своей отставке, если считают невозможным дальнейшее осуществление возложенных на них функций. В отставку подают также члены Правительства, не согласные с проводимой Правительством политикой или не проводящие ее.
  • 2. Правительство заявляет Президенту Республики о своей отставке при выражении Парламентом вотума недоверия Правительству в случаях, предусмотренных подпунктом 7) статьи 53_ и пунктом 7 статьи 61_ Конституции. Президент Республики в десятидневный срок рассматривает вопрос о принятии или отклонении отставки.
  • 3. Принятие отставки означает прекращение полномочий Правительства либо соответствующего его члена. Принятие отставки Премьер-Министра означает прекращение полномочий всего Правительства.
  • 4. При отклонении отставки Правительства или его члена Президент поручает ему дальнейшее осуществление его обязанностей.

Сноска. В статью 5 внесены изменения — Конституционным законом РК от 6 мая 1999 г. N 379.

Статья 6. Прекращение полномочий Правительства Республики по инициативе Президента Республики

  • 1. Президент Республики вправе по собственной инициативе принять решение о прекращении полномочий Правительства и освободить от должности любого его члена.
  • 2. Освобождение от должности Премьер-Министра означает прекращение полномочий всего Правительства.
  • 2-1. Освобождению от занимаемой должности подлежат члены Правительства, не согласные с проводимой Правительством политикой или не проводящие ее.

Сноска. В статью 6 внесены изменения — Конституционным законом РК от 6 мая 1999 г. N 379.

Порядок формирования Правительства РК, его структура и состав. Место Правительства в системе государственных органов

ВведениеТема 1. Конституционное право РК как отрасль национального права 1.1 Понятие, предмет и методы конституционного права РК1.2 Система конституционного права1.3 Конституционно-правовые отношения1.4 Источники конституционного права РКТема 2. Конституция Республики Казахстан 2.1 Понятие, основные черты, юридические свойства и функции Конституции РК2.2 Предпосылки принятия Конституции РК и ее структура2.3 Порядок принятия и изменения Конституции РК2.4 Объекты конституционного регулированияТема 3. Конституционно-правовой статус личности в Республике Казахстан 3.1 Понятие и структура конституционно-правового статуса личности3.2 Институт гражданства3.3 Система и классификация конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина3.4 Личные (гражданские) права и свободы3.5 Политические права и свободы3.6 Социально-экономические и культурные права и свободы3.7 Принципы правового статуса и гарантии прав и свобод личности3.8 Конституционные обязанности3.9 Правовой статус иностранцев в Республике КазахстанТема 4. Основы конституционного строя Республики Казахстан4.1 Понятие, структура и правовое регулирование основ конституционного строя Республики Казахстан4.2 Экономическая система Республики Казахстан4.3 Социальная система Республики Казахстан4.4 Политическая система Республики Казахстан4.5 Конституционная характеристика государстваТема 5. Правовой статус политических партий, общественныхи религиозных объединений в Республике Казахстан 5.1 Понятие и виды общественных объединений в РК, правовые основы их взаимоотношений с государством5.2 Порядок образования и права и обязанности общественных объединений5.3 Понятие, порядок образования, права и обязанности политических партий в РК5.4 Правовой статус религиозных объединений в РКТема 6. Форма правления и форма государственного устройства Республики Казахстан 6.1 Форма правления РК6.2 Форма государственного устройства РКТема 7. Избирательное право и избирательная система Республики Казахстан 7.1 Понятие и принципы избирательного права7.2 Избирательные цензы в законодательстве РК7.3 Избирательная система РК7.4 Порядок организации и проведения выборов в РКТема 8. Республиканский референдум8.1 Понятие и предмет республиканского референдума8.2 Порядок назначения республиканского референдума8.3 Организация и проведение республиканского референдумаТема 9. Президент Республики Казахстан 9.1 Понятие, социально-политическое назначение и место Президента в системе высших органов государственной власти9.2 Порядок избрания, срок полномочий, условия и гарантии деятельности Президента РК9.3 Компетенция Президента РК9.4 Акты Президента РК9.5 Порядок прекращения полномочий Президента РК9.6 Администрация Президента РК и консультативно-совещательные органы при Президенте РКТема 10. Парламент Республики Казахстан 10.1 Понятие, содержание и субъекты законодательной власти в РК10.2 Порядок формирования, структура и роспуск Парламента РК10.3 Компетенция Парламента РК10.4 Органы Парламента РК10.5 Должностные лица Парламента РК10.6 Формы работы Парламента РК10.7 Статус депутата Парламента РК10.8 Законодательный процессТема 11 Правительство Республики Казахстан 11.1 Понятие и субъекты исполнительной власти11.2 Порядок формирования Правительства РК, его структура и состав. Место Правительства в системе государственных органов11.3 Компетенция Правительства11.4 Отношения Правительства с другими государственными органами и организация его деятельности11.5 Глава и члены Правительства РК11.6 Ответственность и подотчетность Правительства11.7 Министерства, агентства и ведомстваТема 12 Конституционный Совет Республики Казахстан 12.1 Понятие конституционного контроля и этапы его становления в Республике Казахстан12.2 Порядок формирования, срок полномочий, гарантии деятельности и организация работы Конституционного Совета РК12.3 Полномочия Конституционного Совета РК12.4 Конституционное производство12.5 Акты Конституционного Совета РК12.6 Председатель и члены Конституционного Совета РКТема 13. Судебная власть в Республике Казахстан 13.1 Понятие, социально-политическое назначение и правовые основы судебной власти в РК13.2 Принципы судебной власти13.3 Функции судебной власти13.4 Порядок формирования судов13.5 Статус судей13.6 Органы и должностные лица судов13.7 Органы, содействующие судебной властиТема 14. Местное государственное управление и самоуправление в Республике Казахстан14.1 Понятие, субъекты и правовые основы местного государственного управления в РК14.2 Правовой статус и компетенция местных представительных органов14.3 Организационные формы работы и акты маслихата14.4 Правовой статус депутатов и должностных лиц маслихата14.5 Правовой статус и компетенция местных исполнительных органов14.6 Правовой статус акима14.7 Местное самоуправление в РК