Стюардессы дубайских авиалиний

Зарплата стюардесс: ставка + налет

Начнем с обзора заработков стюардесс в общеми перейдем до более детального рассмотрения зарплат стюардесс в основных целевых авиакомпаниях нашего проекта SkyJob:

  • Emirates Airline (ОАЭ),
  • Etihad Airways (ОАЭ),
  • Qatar Airways (Катар),
  • МАУ (Украина).

Зарплата стюардесс любой авиакомпании – не фиксированная цифра, она варьируется и состоит из двух основных частей: это собственно ставка и так называемый «налет». «Налет» – это количество часов, что проводит стюардесса на борту самолета. Это и есть ее рабочее время, которое начинается, когда она заходит на самолет перед началом рейса до посадки пассажиров, и заканчивается, когда она покидает самолет после всех пассажиров и выполнения рабочих инструкций. Налет может быть разным от месяца к месяцу, а также зависит от сезона летной навигации. Как правило, он является основной частью зарплаты. Есть еще и суточные – командировочные деньги, которые выдаются авиакомпанией дополнительно, если вы остаетесь в какой-либо стране на день или больше в перерыве между рейсами туда и обратно. Суточные закреплены законодательно и отличаются в разных странах и в зависимости от страны пребывания. О них чуть ниже.

В больших всемирно известных авиакомпаниях высокого уровня стюардессы имеют хорошие заработки, особенно относительно реалий в Украине. Заметим, что зарплаты в тройке мировых лидеров – наших целевых авиакомпаниях, на работу в которых мы готовим наших девушек и парней, Emirates Airline, Etihad Airways и Qatar Airways, приблизительно одного уровня, поэтому остановимся более детально на Emirates Airline, что даст понимание о заработках и в двух остальных авиакомпаниях. Для удобства все цифры переведены с валюты ОАЭ «дирхам» и с катарских реалов в доллары.

Сколько зарабатывают сюардессы в Emirates Airline

С 2014 г. Emirates считается «самым ценным авиабрендом» в мире. И, конечно, зарплата стюардесс в этой знаменитой авиакомпании соответствует ее высокому уровню. После успешного собеседования, авиакомпания оформляет кандидату рабочую визу, высылает рабочий контракт, приглашение и билеты в Дубай. Контракт заключается на три года, и потом может продлеваться по согласию. Первые 6 месяцев – испытательный срок.

После прибытия на место будущей работы человеку выделяется жилье (так называемое Accommodation) и начинаются курсы стюардесс от авиакомпании, оплачены ей же. Более детально об этом вы можете узнать в разделах «Почему обучение на стюардессу проходит уже после принятия на работу в авиакомпанию» и «Курсы стюардесс, школы стюардесс — что и как преподают и для чего». Вот вам и ответ на вопрос: «Где учиться на стюардессу?». С началом курсов вам уже начинает начисляться зарплата. За 6 недель курсоввыплачивается 1160 дол. (стандартная месячная ставка). В результате финального теста после курсов и проверки инструктором стюардесса получает право на самостоятельные полеты. Начинается ее карьера в авиакомпании. О том, как она может развиваться читайте в разделе: «Как строиться карьера стюардессы».

Стюардесса начинает летать на начальной ступени — в эконом-классе и получает в месяц 1160 дол. ставки + 15,52 дол за летный час (налет). В больших авиакомпаниях типа Emirates много регулярных рейсов,и налет стюардесс в месяц получается в среднем около 90 часов, иногда чуть меньше, а иногда и больше. За 90 часов налета стюардесса получит 1396,8дол., а суммарно со ставкой зарплата составит 1160+1396,8=2556,8 дол. В экономе она летает около двух лет, иследующий класс-бизнес-классе зарплата стюардессы повышается: до 1187 дол ставка и до 18,24 дол за летный час. Обобщим: 90 часов налета в месяц – это 1187+1641,6=2828,6 дол. Как видим после двух лет работы в такой авиакомпании как Emirates стюардесса зарабатывает около 3000 дол., а по нынешнему курсу доллара к гривне – это около 80 000 грн. в месяц. Такую зарплату может получать парень/девушка без опыта, устроившись на эту работу после окончания вуза, и при этом летая по всему миру. Это и является главной целью нашего тренинга – научить студента или любого другого человека без опыта и отношения к авиации как стать стюардессой в такой авиакомпании. И наши успешные выпускницы, а в недавнем прошлом простые студентки, которые сейчас уже летают в зарубежных авиакомпаниях – доказательство, что все это реально.

В высшем классе работы стюардессы – первом классе — она получает те же 1187 дол. ставки, что и в бизнес-классе, но выше за летный час — 19,74 дол. За месяц при 90 часов налета ее зарплата составит 1187+1776,6=2963,6 дол.

Далее стюардесса может стать старшей в бизнес- или эконом-классе(так называемый SFS – Senior Flight Steward или как их сейчас принято называть: CSV – CabinSupervisor). На этой должности – ставка — 1314 дол., а летный час — 22,87 дол. Суммарная зарплата стюардессы за месяц при 90 часов налета составит 3372,3 дол. И наконец после продолжительного опыта в этой работе и постоянного успешного выполнения своих обязанностейстюардесса может стать старшим бортпроводником –Purser и получать 1502 дол. ставки и 24,51 дол. за летный час. 90 часов налета в месяц+ставка принесут ей зарплату в виде суммы3707,9 дол. А по словам наших знакомых стюардесс Emirates у них бывало получалось более 100 часов налета, то есть Purser получает при этом около 4000 дол. заработной платы.

При этом 41 дол. каждый месяц удерживается из зарплаты стюардессы на медицинскую страховку.

Командировочные

И вот некоторые цифры по командировочным в разных странах. Дополнительно как суточные стюардессы получают 57 фунтов на сутки пребывания в Лондоне, 88 Евро на сутки в Париже, 148 дол. на 30 часов в Нью Йорке и т. п.

Примечательно что 90,95 дол. каждый месяц за три года контракта изымается из зарплаты стюардессы. Эти деньги кладутся на особый счет и накапливаются. Это компенсация затрат авиакомпанииее обучение, это страховка на случай разрыва контракта со стороны стюардессы. Но после того как она отработала контракт и соответственно вложенные в ее обучение средства, эти деньги ей возвращаются. В конце контракта за три года стюардессы получают 12*90,95*3=3274 дол.

Бонусы

Вот некоторые цифры по бонусам к зарплате стюардесс. В конце контракта стюардессы получают бонус 1634 дол. Есть также ежегодные бонусы до зарплаты, учитывая финансовые итоги года. Если авиакомпания зарабатывает много денег, все сотрудники получают в конце года бонус. Но он бывает разный, зависит от того, насколько всё хорошо в авиакомпании. Дополнительные бонусы выплачиваются также потом за выслугу лет.

Сколько зарабатывают сюардессы в Etihad Airways

Приблизительно на этом же уровне зарабатывают стюардессы национальной авиакомпании ОАЭ Etihad Airways, которая является второй по величине в ОАЭ после Emirates Airline и третьей на всем Ближнем Востоке. По словам наших знакомых стюардесс из Etihad, они получают все же немного больше.

В национальной авиакомпании государства Катар Qatar Airways уровень зарплат стюардесс такой же и бонусы насчитываются по похожим принципам. В эконом-классе ставка стюардесс Qatar Airways составляет 989,01 дол. на испыитательном сроке 6 месяцев, летный час оплачиваетсяпо цене 12,36 дол. То есть за 90 часов налета в месяц начинающая стюардесса получает 989+1112,4=2101,05 дол. После полгода работы ставка возрастает до 1098,9дол., суммарно с налетом получается 2211,3 дол. И далее растет при продвижении в классах, подобно Emirates Airline и Etihad Airways.

Kuwait Airways

Kuwait Airways – еще одна авиакомпания с Ближнего Востока, которая стремительно развивается и начала проводить наборы в Украинев с 2016 г. Насчет зарплат стюардесс в этой авиакомпании еще нет очень точных данных. Согласно информации от нашей успешной выпускницы, еще с первой группы, которая стала стюардессой в KuwaitAirways, первые три месяца пока стюардессы еще на испытательном сроке, они зарабатывают в общем около 1900 дол., после этого – около 2500 дол.

«Международные Авиалинии Украины» (МАУ)

Касательно украинской авиакомпании «Международные Авиалинии Украины» (МАУ), то зарплата ее стюардесс является коммерческой тайной, которую представители МАУ не обнародуют. Согласно информации из наших источников, ставка у них минимальная по законодательству –3200 грн.

Летный час простых бортпроводников оплачивается в размере около 2 дол (приблизительно 50 грн), старших бортпроводников – около 2,5 дол. (65 грн). Простой бортпроводник при 90 часах налета получает 3200+4000=7200. Но откуда же берется заявленная авиакомпанией МАУ цифра в 15 000 грн? Ответ – за счет суточных. Во-первых, согласно украинскому законодательству, суточные, то есть командировочные, компания должна выплачивать ее работнику при пересечении им границы Украины в рабочих целях. А для стюардесс рейс туда и обратно в один день со стоянкой в один час в аэропорту другого государства считается командировкой, поскольку формально она пересекла границу Украины, и поэтому ей по закону полагаются суточные. То есть, стюардесса утром вылетает, например, в Германию, вечером возвращается назад в Украину, и кроме начисления денег за несколько часов налета получает 50 дол. суточных (согласно установленных законом норм) за этот рейс.

Во-вторых, поскольку в далеких иностранных городах, где стюардессы пребывают один или несколько дней в ожидании рейса обратно (например, Нью-Йорк, Бангкок и др.), проживание экипажа в гостиницах с включенными завтраками оплачены авиакомпанией, то стюардесса может сэкономить, не потратив все деньги из выделяемых ей суточных, и часть этих денег остается. Суточные – это существенная — большая часть зарплаты стюардесс украинской авиакомпании МАУ. Так и получается итоговая цифра в месяц — от 15 000 до 20 000 грн и больше.

Некоторые успешные выпускницы нашего тренинга, которые еще будучи студентками поинтересовались, как стать стюардессой и в итоге пришли к нам на подготовку, летают сейчас в МАУ, не считая каждый рейс и каждую гривну, а просто довольны итоговой суммой зарплаты и самой работой.

Работа бортпроводником в Emirates

22 марта 2020 года в Москве, 24 марта в Санкт-Петербурге и 27 марта в Казани состоится отбор кандидатов для дальнейшего интервью с представителями авиакомпании Emirates Airline. Проводится набор персонала на должность бортпроводник для работы по контракту на 3 года с постоянным проживанием в Дубае, ОАЭ.

К собеседованию приглашаются только кандидаты, свободно владеющие разговорным и письменным английским языком. Приветствуется, но не является обязательным опыт работы в авиакомпаниях, отелях, сфере туризма или обслуживания клиентов. Количество мест ограничено, поэтому к собеседованию приглашаются только предварительно отобранные по анкетам соискатели.

Для тех, кто уже принимал участие в Emirates Cabin Crew assessment day ранее, согласно правилам авиакомпании, повторное участие возможно только через 6 месяцев после даты последнего посещенного мероприятия.

Этапы оформления на работу бортпроводником в Emirates

Требования к соискателю:

  • Свободное владение устным и письменным английским языком;
  • Возраст от 21 года;
  • Минимальный рост 160 см.;
  • Способность дотянуться до отметки на высоте 212 см. (без обуви);
  • Законченное среднее образование;
  • Коммуникабельность;
  • Приятная внешность, отсутствие татуировок на видимых местах.

Для принятия участия в собеседовании необходимо заполнить анкету и отправить ее по электронной почте вместе с фото 3Х4 и в полный рост на адрес: mail@global-vision.ru. Образцы требуемых фотографий можно загрузить по следующей ссылке: требования к фото на должность бортпроводник. Просим обратить внимание на то, что анкеты без фото к рассмотрению не принимаются. Запись на собеседование проводится по электронной почте mail@global-vision.ru. Дополнительная информация по телефону в Санкт-Петербурге +7 (812) 970-06-25.

В случае успешного прохождения собеседования и медицинской комиссии, авиакомпания Emirates бесплатно оформляет рабочую визу и предоставляет авиабилет в Дубай из города проживания. По прибытию в ОАЭ организуется встреча в аэропорту и трансфер из аэропорта в комплекс для проживания персонала. По прибытию в Дубай проводится курс подготовки к полетам и комплексные тренинги, необходимые для допуска к рейсам. Emirates представляет своим сотрудникам жилье, транспорт, рабочую визу и медицинскую страховку.

Отправляя нам анкету, Вы соглашаетесь с Политикой обработки и принимаете Соглашение об обработке персональных данных.

«Из 100 кандидатов отобрали 12»: стюардесса из Ташкента о работе в Emirates

24.03.2017 9704

— Я родилась и выросла в Ташкенте. Мама работала медсестрой, потом пошла в военнослужащие. Папа был юристом, от него, по всей видимости, мне перешло желание стать юристом: я закончила факультет юриспруденции в Московском педагогическом государственном университете. С детства учу английский, со времён лицея изучаю французский и немецкий, что мне очень помогает в работе. В Emirates на каждый рейс формируется команда, которая говорит как минимум на девяти международных языках.

— Почему Emirates?

— Причина простая — форма, которая славится по всему миру как самая красивая. Вторая причина, что уж тут скрывать, — хорошая зарплата, позволяющая накопить на машину или квартиру в Ташкенте. Третья, и самая главная причина – безопасность. Авиакомпания считается одной из самых безопасных, кроме того, быстро развивается и прогрессирует. В мире нет другой компании, которая может позволить себе приобретать каждую неделю Airbus A380 или Boeing 777, это яркий показатель. Emirates возглавила мировой рейтинг World Airline Awards 2016, составленный на основе исследования британской консалтинговой компании Skytrax.

— Кстати, о форме – не приелась ли она вам за всё это время?

— Форма не надоедает, а больше всего нравится шапка! Шапка – это первое, что меня привлекло еще до сдачи анкеты, ведь это символ авиалиний. Форма стюардесс Emirates немного мешковатая, потому что компания мусульманская, здесь непозволительно носить что-то приталенное или облегающее. Если честно, в ней я чувствую себя порой женщиной преклонных лет, хотя многим фасон нравится.

— Как близкие относятся к вашей работе?

— Подать резюме меня сподвигла мама, когда Emirates объявила о начале отбора в Москве, где я на тот момент проживала. Я отнеслась к этой затее скептически, но мама настояла, и я все-таки успела отправить заявку на конкурс, который к тому времени уже проходил в Санкт-Петербурге. Отправила и забыла, так как на носу была сессия и другие хлопоты, как вдруг пришло приглашение на живое собеседование.

Мама, конечно, беспокоится за меня, несмотря на то, что сама предложила эту работу. Каждый перелёт, каждый рейс переживает очень сильно, не может уснуть. Но близкие видят, что работа мне очень нравится, они счастливы за меня.

— Расскажите подробнее о приёме на работу в компанию?

— Анкета заполняется на английском языке. Нужно указать языки, которыми владеете, навыки и опыт работы, рост и вес, а также приложить фото (портрет и в полный рост) на синем фоне. История про то, как вечером накануне последнего дня срока приема заявок я бегала в поисках быстрого фото, тоже заслуживает внимания. В итоге сфотографировалась у подруги дома на фоне стены. Теперь подруга при любом удобном случае подшучивает надо мной: «Ты должна платить мне за использование стены, она принесла тебе удачу».

Меня пригласили на CV-собеседование в Санкт-Петербург. Из 100 кандидатов, среди которых было всего шесть парней, рекрутер за полтора часа должен был отсеять 50% только на основе резюме. Я увидела остальных кандидаток модельной внешности, засомневалась в себе и уже готова была выслушать отказ и пойти гулять по Питеру. А потом поняла, что рекрутер — тонкий психолог, в процессе общения он обращает внимание на походку, приветствие, выражение лица, самоподачу и общение.

Собеседование мы проходили группами. Проверялись психологические качества, например, как вы умеете выслушивать, сохранять спокойствие. Был тур, когда я и две девушки должны были назвать по три эпитета к какому-либо слову. Я увидела, что мои условные коллеги впали в ступор, и вызвалась ответить за них, показав, что умею проявлять расторопность в проблемных ситуациях. Кастинг длился 12 часов, я думала, что просто упаду где-нибудь и усну.

На последний этап (собеседование на английском) я не успевала из-за защиты диплома. Работодатель пошел мне навстречу и перенес интервью. Результатов я ждала около двух месяцев и очень нервничала, потому что нужно было решать, что делать дальше – поступать в магистратуру или лететь на новую работу. Из 100 человек отобрали 12, включая меня.

— Какие условия предоставляет Emirates при приёме на работу?

— Мне оплатили билет, предоставили квартиру, транспорт (каждые 20 минут от дома отходит автобус до работы). Я не оплачиваю коммунальные услуги, налоги и прочее, то есть зарплату трачу только на себя. При переезде работодатель разрешает провезти 50 кг багажа вместо стандартных 30. Но мне эта льгота не понадобилась, потому что я жила не дома, а в Москве, и так «на чемоданах».

— Что происходит после переезда?

— Начинается знакомство со структурой организации, правилами, историей, геолокациями, филиалами, внутренними распорядками. Первые две недели были очень сложными и насыщенными. Мы проходили жесткую подготовку. Я просыпалась в три утра, через час нас забирал автобус в колледж для стюардесс, где проходило обучение. Мы тушили пожары, проводили эвакуацию, открывали двери, спускались по надувным трапам, в симуляторах проверяли на себе турбулентность. А потом нам выдали внушительную книгу, которую мы должны были выучить от корки до корки. Там был свод правил и обширная информация по устройству самолёта: большое количество терминов, названий оборудования, всё на английском.

По информации, полученной в течение дня, мы сразу же сдавали экзамен: искали «взрывные устройства», успокаивали буйных пассажиров, делали массаж сердца, говорили, какие лекарства можно применять в тех или иных случаях, а какие нельзя. Из-за огромного потока информации и сумасшедшего графика я практически не спала, делала всё на автомате: приходила домой, делала домашние задания, учила, читала, ложилась в восемь вечера, просыпалась в три утра, и всё начиналось сначала. И так три недели! Потом только я поняла, что время колледжа было самым интересным и захватывающим, а книга перестала казаться такой уж большой.

— Как часто вы прилетаете домой в Ташкент? Есть ли определенная система отпусков?

— Мы имеем право на 35 дней отпуска в год, которые можно разбить на части. Минимальный отпуск может составлять пять дней, максимальный – две недели. У нас есть единый сайт, на котором протекает вся наша жизнь – там отображаются рейсы, запланированные отпуска, страховки и многое другое. Взяв отпуск на десять дней, я поняла, что стала забывать свой график, обязанности и просто сходить с ума от непривычно размеренной жизни.

— Что входит в ваши обязанности?

— Пилоты отвечают за безопасность полёта, а мы — за безопасность пассажиров. Несмотря на то, что мы работаем в команде, рассчитывает каждый только на себя, ведь если кому-то из пассажиров станет плохо, мы не можем бежать за помощью, мы должны оказать её сами.

У каждой стюардессы есть так называемая зона ответственности, которую она контролирует во время полёта. Об этой зоне мы должны знать абсолютно всё еще до посадки пассажиров: проверить огнетушители, кислородные баллоны, функционал дверей, каждый ряд, каждое сидение, каждый карман. Многие думают, что работа стюардессы – это раздавать курицу или рыбу, но это далеко не так. Основной упор идёт на проверку безопасности. Под особенно бдительным вниманием должны быть двери. А к сервису и обслуживанию пассажиров, как бы это удивительно ни звучало, стюардессы относятся как к дополнительной опции, хотя со стороны пассажиров всё выглядит наоборот.

— Есть ли карьерная лестница у стюардесс? И на какой ступени находитесь вы?

— Да, конечно. Контракт мы подписываем на три года, но это не значит, что все три года мы будем работать на одной позиции. В данный момент я работаю в эконом-классе. Если мы проявляем к пассажирам personal attachment, что-то вроде индивидуального отношения, чтобы люди понимали, за что заплатили такие деньги за билет – это поощряется руководством. К примеру, ребёнок плачет и никак не может успокоиться, а вы берёте его на руки, играете с ним, фотографируетесь с ним на «полароид» и так далее – и родители проявляют большую лояльность. Всё это учитывается и влияет на дальнейший подъем по карьерной лестнице. После эконом-класса идёт бизнес-класс, после – первый класс, потом можно стать супервайзером, который отвечает за работу команде. После супервайзера — самая главная должность (конечно, кроме капитана) старший бортпроводник, purser. Но до этой должности надо проработать в компании не менее 4—5 лет. Он отвечает за всё, что делает персонал на борту во время полёта.

— Думали ли вы о том, сколько еще времени проработаете на Emirates?

— Мне интересно доработать до стюардессы первого класса. Интересно узнать, как там. Выше я бы не хотела. Чем выше, тем больше ответственности, но не она меня пугает в работе того же менеджера, супервайзера или старшего бортпроводника. Мне неинтересна часть их работы, связанная с бумажной волокитой, с которой они сталкиваются очень часто.

— Жизнь сотрудников Emirates сосредоточена в одном большом здании. Расскажите, как все устроено?

— Здание называется Emirates Group Head Quarters. Мне там очень нравится. Это словно большой муравейник, в котором всегда есть чем заняться. В здание можно попасть, предъявив ID сотрудника. Также можно приводить своих родных, друзей, для встреч с которыми отведены отдельные зоны. Например, всеми излюбленное место, в том числе и моё – это балкон с видом на посадочную полосу. Только представьте: берёте себе чашку кофе, садитесь за столик на балконе и наблюдаете, как садятся и взлетают самолёты. В дни национальных праздников всё украшается флагами, повсюду царит атмосфера веселья. Жизнь здесь кипит 24/7: ночью работают IT-специалисты, менеджеры, телефонисты, диспетчеры, кто-то возвращается с рейса, кто-то улетает.

— Как происходит посадка персонала на рейс?

— Мы не приезжаем в аэропорт как пассажиры. В Head Quarters у нас есть так называемые электронные ворота, напоминающие с виду обычный турникет. В день рейса мы должны быть у этого турникета, чтобы сделать check-in, отсканировать отпечаток пальца, зарегистрироваться на рейс во внутренней системе и получить стикер для багажа. Далее мы направляемся в комнату для брифинга, где происходит инструктаж и знакомство с командой рейса, в том числе с капитаном и пилотами. После переговоров отправляемся в подземный тоннель, по которому ездят автобусы прямиком до самолёта.

— Сколько компаний авиалиний в Дубае? Существует ли конкуренция между ними?

— Самых крупных три – это Emirates, Etihad Airways и Fly Dubai. Конкуренция чувствуется больше на духовном уровне и только внутри каждой компании. Во многом конкурентоспособность зависит и от стюардесс. Ведь, согласитесь, первое, о чем вы задумываетесь при выборе авиалиний – это качество сервиса.

— При таком сумасшедшем графике есть ли определенный распорядок, который помогает вам быть эффективнее?

— Поначалу он отсутствовал, потому что первые полгода – это испытательный срок. Практически каждый день проверки на знания, уроки, экзамены. Сейчас стараюсь заранее планировать каждый свой день. Если я знаю, что у меня выходной через три дня, то сразу же намечаю, чем займусь – пойду в фитнес-зал, на корт (с детства увлекаюсь большим теннисом) или проведу время с друзьями. Но, если честно, в основном я просто сплю и отдыхаю дома. Потому что рейсы у наших стюардесс проходят примерно так: просыпаешься в пять утра, едешь в аэропорт, два часа ждешь рейс, шесть часов летишь, по прилету часик погуляешь, потом обратно или сразу на другой рейс, в итоге просыпаешься и забываешь, где ты сейчас находишься. После 15-часового полета, в период которого постоянно находишься с людьми, хочется только одного – сутки или двое побыть одной, привести мысли в порядок, отдохнуть, чтобы к следующему рейсу снова быть в тонусе.


— Сколько в среднем вы пребываете в другой стране? Куда уже успели слетать?

— По-разному. Есть рейсы с разворотом, когда вылетаем сразу же после разгрузки пассажиров, а иногда через 18 часов, бывает, что остаемся на сутки или трое.

Побывала много где. У меня есть карта, на которой отмечаю страны, которые уже посетила. Не была только в штатах, в Южной Америке, из Европы не была только в Германии. Часто летаем в Англию, побывала в Африке, в Японии (редкий рейс), на Сейшелах, облетала всю Европу, недавно провела выходные на Мальдивах.

Особенно понравились Австралия, Новая Зеландия. Там жизнь протекает совсем иначе, всё зелено вокруг, люди особенное внимание уделяют спорту, активному отдыху. Однажды на прогулке видела, как человек в классическом костюме переобулся в кроссовки и просто побежал дальше!

— Чему вас научила работа в компании?

— В первую очередь – терпению. Бывают такие пассажиры, которые могут так оскорбить или нагрубить, что весь полет думаешь: «Почему так получилось? Что я сделала? Я к нему всей душой, а он…». А сейчас я понимаю, что нельзя всё принимать на свой счет: выслушав недовольство и решив проблему, я сразу же забываю об инциденте.

— На ваш взгляд, есть ли какие-либо строгие или странные правила в Emirates?

— Я не пью алкоголь, но всё же – есть правило не пить за 12 часов до рейса, потому что могут рандомно провести алкогольный тест и если обнаружат, что в крови он есть, ни о каком прощении и речи идти не может. Также строго следят за тем, чтобы разнополые сотрудники не ночевали друг у друга. Нельзя ничего даже случайно брать из салона самолёта, даже такие предметы, как ручка, ложка или зубная щетка. Если вы захватили из дома фирменную ручку с надписью Emirates, а после высадки при проверке у вас её обнаружили, сразу же последует увольнение.


И, наверное, самое строгое правило — это «стерильная политика» во время рейса: ни в коем случае нельзя отвлекать капитана и второго пилота во время взлета и посадки. Это самая важная фаза всего полёта. Время и пунктуальность тоже находятся под бдительным взором. Если мы не успели вовремя к «электронным воротам», которые открыты 20 минут, мы не попадаем на рейс и пропускаем его. За это получаем выговор и предупреждение. Несколько предупреждений также приводят к увольнению.

— Были ли лично у вас какие-то негативные или сложные ситуации?

— У меня был случай, когда в момент раздачи еды пассажир упал в обморок прямо перед тележкой, которую я катила. Я не могла перепрыгнуть через тележку или пройти через ряды, или позвать коллег из другого блока. Поэтому я побежала к интерфону (телефон на борту самолёта) и позвонила на кухню, сообщила о случившемся, тут же прибежали мои коллеги, дали кислородную маску, оказали первую помощь. Не скажу, что эта ситуация выбила меня из колеи, потому что я знала, как поступать в подобных случаях. Но вот у моих коллег, которые работают в компании дольше, были и более тяжелые ситуации, такие как роды на борту и даже смерть пассажира.

— Имея возможность сравнивать и оценивать, что бы вы посоветовали перенять узбекистанским авиалиниям у арабских?

— Хотелось бы, чтобы наши бортпроводники были более улыбчивыми, больше общались с пассажирами и относились к ним с большим вниманием, потому что это играет важную роль в выборе компании. В целом хочу заметить, что в плане безопасности наши авиалинии имеют отличную репутацию.

— Планирует ли Emirates открыть прямые рейсы Дубай — Ташкент?

— Было бы замечательно, я бы чаще бывала дома. Слышала, что, возможно, этот рейс запустит Fly Dubai – дочерняя компания Emirates. Это был бы первый шаг в сторону сотрудничества, после которого, возможно, и другие компании, в том числе и Emirates, задумаются об открытии такого рейса. Тем более что поток пассажиров между Эмиратами и Узбекистаном с каждым годом растёт.

Джахонгир Мадмусаев

Подписывайтесь на Telegram-канал Kommersant.uz и получайте свежие новости и подборки интересных материалов.

Мифы, секреты и раздражающие факторы: украинка о работе стюардессой в ОАЭ

Анна Поверенная живёт в Абу-Даби и уже два года работает стюардессой в авиакомпании Etihad. Мы пообщались, чтобы узнать больше о профессии мечты — тайной или явной — чуть ли не каждой второй девочки, развеять или подтвердить распространенные мифы о стюардессах и понять, как все происходит на практике.

Публикуем рассказ Анны от первого лица.

Как начать работать стюардессой

В 18 лет я училась на втором курсе Кировоградской летной академии и проходила практику в аэропорту Симферополя. Загорелась самолетами, небом, и в том же году устроилась работать на check-in в Аэропорт Борисполь. Для этого перешла на удаленное обучение в университете. Через три года Air Emirates объявили о том, что начинают полеты в Украину, и я устроилась у них работать наземным персоналом. Но через полгода сбили самолет над Донецком: компания сразу прекратила полеты в Украину и через какое-то время весь наш украинский офис уволили.

Тогда был кризис в стране и было понятно, что нужно попробовать найти работу за границей. К тому же в Украине конкурс на место стюардессы просто невероятный. Чтобы попасть на дни отбора Assessment Days, на которых компании набирают себе сотрудников, нужно пройти предварительный конкурс, и только потом тебя могут пригласить на основной отбор. И даже после этого отсева на Assesment Days приходят по 250 — 300 девочек модельной внешности с хорошим знанием английского и огромными амбициями: конкуренция очень высокая. Поэтому я подавалась в компанию Etihad в Амстердаме. Там конкурс был намного меньше.

Сначала я сдала довольно легкий тест на английский. Тех, кто его успешно прошел, разбивали на группы по 7 человек, где участники обсуждали самые разные вопросы. А рекрутеры в это время смотрели на то, кто как себя ведёт — кто не умеет себя сдерживать, кто закрывается в себе, а кто наоборот умеет слушать и спокойно аргументировать свою точку зрения. Потом были личные собеседования, где могли задать совершенно неожиданные вопросы, например, с кем из исторических личностей вы хотели бы поужинать. Отвечать нужно было сразу, и я сказала, что хочу поужинать с первым президентом независимой Украины, всё равно ведь принимали экзамен не украинцы и они даже не знали, о ком я. Ну это и правда было бы интересно.

После этого мне назначили личное собеседование, где уже более предметно обсуждали рабочие и организационные вопросы. Спрашивали, готова ли я к жизни за рубежом, работала ли когда-то в интернациональных компаниях. И только после этого прислали контракт. Два месяца я провела на курсах в ОАЭ: нас учили всему, что должна делать бортпроводница, в том числе и оказывать первую помощь. После этого я сразу начала работать. И да, в стюардессы действительно берут только если вы выше 160 см и ниже 175 см. Нижней планке нужно соответствовать, чтобы доставать до полки с вещами пассажиров.

Как выглядит рабочий день стюардессы

Я надеваю свою форму, наношу косметику, проверяю наличие документов. Приезжаю в аэропорт за полтора часа до вылета. Там у нас всегда проходят обязательные брифинги, посвященные ближайшему рейсу — мы изучаем маршрут, особенности полета, какие-то обновления по безопасности. После подъема на борт я проверяю свою зону самолета, в которой буду работать — исправно ли всё, есть ли в наличии баллоны с кислородом, дефибрилляторы, маски от дыма, ну и смотрю, нет ли чего-то лишнего на борту. Если в мою зону в этом полете входит и кухня, то я проверяю наличие продуктов питания и прочих кухонных вещей.

После этого я помогаю пассажирам найти свои места и после взлета начинаю разогревать продукты, которые к нам попадают замороженными. Некоторые пассажиры думают, что я должна вынести им горячий обед сразу после того, как мы взлетели, но это невозможно.

Почему стюардессы всегда выглядят хорошо? У нас есть целая книжечка с установками по тому, как нам нужно выглядеть — разрешенные оттенки косметики для полетов, как нужно наносить тональный крем, помаду, тушь, рисовать стрелки и так далее. Так что выглядеть хорошо — это часть нашей работы. Но у стюардесс действительно бывают проблемы с суставами из-за работы на ногах и постоянных перепадов давления. Кроме того, в салоне довольно сухой воздух, поэтому каждая стюардесса должна дополнительно следить за состоянием кожи. К тому же, в небе мы подвержены влиянию радиации, особенно когда долго летишь через океан. Если уровень радиации, которую мы получили, превышает допустимую норму, мне меняют график и ставят только непродолжительные перелеты. Есть распространенный миф, что стюардессы хорошо и молодо выглядят из-за особенного воздуха в самолёте. Это чушь. В этом воздухе часто не хватает кислорода и из-за кислородной голодовки клетки организма только быстрее отмирают. Кроме того, постоянные смены часовых поясов приводят к тому, что мы быстрее устаем и иногда не понимаем, который час за окном, что тоже сказывается на здоровье.

Почему мужчин-бортпроводников меньше?

Мне кажется, что это связано со стереотипами о сервисе. Когда представляешь пятизвездочный сервис, то чаще представляешь себе женщину, ведь она хранительница очага и так далее. В рекламе показывают, допустим, стюардессу, которая укрывает ребёнка, уснувшего в самолёте. Это выглядит мило. А если показать стюарда в той же ситуации, то это тоже будет выглядеть мило, но продаст меньше билетов. Хотя у нас в компании есть много мужчин, которые отлично справляются со своей работой. Примерно 15-20% от общего количества бортпроводников.

Привилегии для бортпроводников

У нас есть два типа скидок: 90% и 50% от стоимости билетов без учета налогов и сборов. В первом случае твоё место не подтверждено, и если в самолете не окажется свободного места, то у нас есть выбор — либо лететь на так называемом jump seat, откидном стуле для членов экипажа самолета, на котором больше пяти часов невозможно высидеть, либо ждать следующий самолет. Во втором случае за полцены у стюардесс есть подтвержденное место в салоне, но если вдруг компания-перевозчик продаст максимальное количество билетов, то твой билет тоже могут продать кому-то за полную цену. Так что стопроцентной уверенности в льготных билетах нет никогда.

Если наш рейс больше пяти часов, то компания-перевозчик обязана дать нам суточный отдых в городе, в который мы прилетели, так называемый layover. Для нас это вся Европа кроме Греции, куда из ОАЭ можно долететь быстрее. Нас селят в гостиницу и там мы уже можем сами решать, как провести этот день. Можно целый день проспать, можно прогуляться по городу. Таким образом за два года работы я побывала практически во всех уголках мира. Есть города, где layover’ы больше, чем 24 часа. Например, Торонто. По канадским законам после таких длинных перелетов, как Абу-Даби — Торонто, команде положено отдыхать больше, чем 48 часов.

А отпуск у меня так же, как и у всех — 30 дней. Сказать, когда именно я хочу отпуск, я должна минимум за полгода. Также у меня часто бывает хорошее расписание, иногда я могу по пять дней проводить дома. До и после дальних перелетов, например, в Сидней или Лос-Анджелес, наша компания обязана дать команде по два дня отдыха. Поэтому мой молодой человек не воспринимает мою работу в штыки.

Вещи, которые раздражают в пассажирах

Мне не нравится, когда люди думают, что они цари и короли, и им плевать на окружающих. Когда путешествуешь в таком замкнутом пространстве, нужно думать о людях вокруг и действовать соответственно. Грубо говоря, если ты знаешь, что у тебя проблема с запахом ног — не снимай ты эти ботинки. Пассажиры не всегда отдают себе отчет в том, что самолёт — это не ресторан, а стюардесса — это не официантка. Если я говорю, что в меню есть только курица и свинина, то кроме этого у меня действительно ничего нет, и рыбу я на высоте 4 000 миль нигде не возьму. Раздражает, когда люди постоянно нажимают кнопку вызова стюардессы, которая в принципе задумана для экстренных случаев и просят какую-то мелочь.

Я обожаю летать в Японию, потому что японцы очень вежливые и думают об окружающих. Они пытаются минимизировать любой дискомфорт даже для персонала, который летит с ними.

О чём не могут говорить стюардессы

Мы можем разговаривать с пассажирами, но у нас есть темы-табу. Все мы, конечно, стараемся не говорить о политике, религии, личных вещах, ведь никогда не знаешь, каких убеждений придерживается пассажир. Мы действительно не можем говорить о поломках и неисправностях в самолёте. Если мы видим что-то необычное за бортом или внутри, или же слышим неприятный запах — мы должны сообщить об этом капитану самолёта и он уже примет решение, стоит ли эта информация того, чтобы о ней докладывать пассажирам.

Если мы видим, что пассажир боится летать, то чаще всего мы разговариваем с ними, отвлекаем от переживаний. Спрашиваем, куда и откуда они летят, что-то сами можем рассказать.

О сексе в самолёте

Я никого не ловила, но знаю, что это случается. Чаще всего в туалете самолёта. Но я, мягко говоря, не советую этого делать. Конечно, я сторонник того, что взрослые люди могут делать то, что хотят, если это не нарушает правила, но этого в самолёте делать не стоит.

Туалеты в самолёте всегда чистые, этим занимаются специальные рабочие, пока самолёт стоит в аэропорту. Но иногда у них может быть 30, 45, 60 минут на уборку, так что полной дезинфекции, конечно же, они не смогут сделать.

Страшилки от бортпроводниц

Как и у многих профессий у нас тоже есть свои профессиональные байки и страшилки. Некоторые кажутся правдоподобными, некоторые — просто сказки. Уже и не припомню все, но вот пример такой истории. Она ходит не только в Etihad, но и вообще, наверное, во всех авиакомпаниях. У нас есть специальный отсек в самолёте, похожий на купе в поезде, где мы можем закрыться и поспать. Если рейс больше, чем 10 часов, то мы имеем право на три часа отдыха. И вот однажды в этой комнате стюардессу разбудил один из пассажиров, старик. Он пришел попросить воды. Пассажир не имел права находиться в той части самолета и стюардесса попросила его занять своё место. Когда бортпроводница принесла воду на указанное стариком место в салоне, то увидела там пожилую женщину. Услышав, что её муж попросил принести ей воды, она расплакалась. Оказалось, что он летит этим же самолетом, но в грузовом отсеке, грузом 200.

Есть ещё одна история о стюардессе из Азии, которая покончила с собой в одном из немецких отелей. После этого, как утверждают работники отеля, её дух тревожил и пугал постояльцев. Медиум, которого вызвали, чтобы утихомирить приведение, сказал повесить в каждой комнате отеля по одной картине с девушкой азиатской внешности. Это, как говорят, помогло. Я тоже останавливалась в этой гостинице и мне было довольно не по себе. Но ничего необычного там я не заметила.

Самые красивые униформы стюардесс мира

Культура

Они всегда аккуратны и стильны. Их строгая форма радуют глаз и производит неизгладимое впечатление. Хотя они не принадлежат к шоу или модельному бизнесу, но их очарование может затмить любую знаменитость.

Речь, конечно же, идёт о стюардессах, обаятельных красавицах, в прямом и переносном смысле, всегда находящихся на высоте.

Униформа стюардесс

Неудивительно, что безупречный стиль небесных ласточек является горячей темой обсуждения тех, кому хоть раз довелось побывать в небе. А стюардессы некоторых авиалиний конкурируют между собой за звание самых красивых и стильных.

По форме бортпроводника можно понять, в какой компании он работает. Обязательный дресс-код и идеальный внешний – это основные требованиями, предъявляемые к сотруднику любой авиакомпании. И это понятно, ведь именно бортпроводник является её лицом.

Небесная мода — вопрос, к которому каждая уважающая себя компания подходит серьезно и тщательно. Бортпроводница должна быть не только ухоженной и красивой, она должна должное впечатление о высочайшем качестве сервиса компании, услуги которой она представляет.

1. Qatar Airways

Самыми модными и стильными были признаны стюардессы катарских авиалиний (Qatar Airways). Им по праву принадлежит первое место среди небесных модниц.

Их форма темно-бордового цвета с уклоном в ретро, безусловно, очень красива и элегантна.

Члены экипажа этой арабской авиакомпании всегда подтянуты и выглядят безупречно.

Стюардессы Emirates

2. Emirates Airlines

Строгий костюм бежевого цвета, алая шапочка на голове и платок под ней – это униформа стюардесс одной из самых люксовых авиакомпаний арабского региона.

Сумка и туфли в тон темно бордового цвета – также неотъемлемые атрибуты их внешнего вида, впрочем, как и ярко-красная помада, которая всегда должна быть на губах.

Требования к стюардессам Emirates очень строгие. Например, отсутствие в макияже недостаточно ярких цветов может привести за собой выговор или даже увольнение.

3. Etihad

Роскошь и консерватизм — вот главный девиз практически каждой арабской авиакомпании. Члены экипажа должны выглядеть роскошно и по-восточному сдержанно одновременно. Однако в отличие от стюардесс Emirates у бортпроводниц Etihad аккуратный и очень сдержанный макияж.

Наряд для стюардесс этих авиалиний был разработан итальянским дизайнером Этторе Билотта (Ettore Bilotta). Основной серый цвет костюма разбавлен кипельно белым оттенком платка, прикрепленного к шапочке.

4. Air France

Костюмы стюардесс французских авиалиний Air France представляют собой ансамбль от знаменитого модельера Кристиана Лакруа (Christian Lacroix).

В костюме преобладает классический темно-синий цвет. Обязательные элементы – это белые полоски на обеих манжетах, а также широкий красный пояс, который вносить некую пикантность, так свойственную француженкам.

5 реальных опасностей авиаперелетов

Помимо ремня особый шарм в наряд стюардессы добавляют шёлковые платки, шляпки и перчатки алого цвета. Создаётся впечатление, что бортпроводницы французских авиалиний, это актрисы, сошедшие с экранов телевизоров.

Форма Air France отмечена как одно из самых выдающихся решений дизайнеров в авиационной промышленности.

Форма бортпроводников

5. British Airways

Компания British Airways всегда была фаворитом у дизайнеров. Эти авиалинии известны не только высоким качеством сервиса, но и шикарным обмундированием своих бортпроводников.

С 2004 года компания одевает своих стюардесс в одежду бренда Julien MacDonald. Британская авиакомпания так же, как и французская, выбрала в качестве базового цвета темно-синий оттенок.

6. Iberia Airlines

Форма стюардесс испанской авиакомпании претерпела значительные изменения. Над разработкой наряда небесных ласточек для Iberia Airlines поработал знаменитый Адольфо Домингес (Adolfo Dominguez).

Никогда ещё испанские стюардессы не выглядели столь красивыми и модными, как сейчас. Их униформа с уклоном в роскошное ретро выгодно подчеркивает высокий класс главного авиаперевозчика страны.

7. Alitalia Ailines

Главный цвет этих авиалиний — зеленый. Глубокий изумрудный цвет верха дополняется тёмно-синим оттенком юбок. Стюардессы отлично смотрятся в таком комплекте.

Начиная с 1950 года Alitalia доверяла разработку нарядов для своих бортпроводников самым известным дизайнерам. Над созданием униформы стюардесс трудились такие гранды модной индустрии, как Джоржио Армани (Giorgio Armani) и Альберто Фабиани (Alberto Fabiani).

С 1998 года и по сегодняшний день члены экипажа одеваются у известного дизайнера Мондриана.

8. Singapore Airlines

Стюардессы этих авиалиний облачены в шикарное кимоно, а их лица украшает безупречный макияж.

Демонстрируя миру азиатские ценности и гостеприимство, бортпроводницы этой авиакомпании могут претендовать на высокое место в модной индустрии. Ведь их костюмы представляют собой настоящее произведение искусства.

Неудивительно, что фигура стюардессы Singapur Airlines стала практически культовой. Она увековечена в восковом Музее Мадам Тюссо, как олицетворение “сингапурской девушки”.

9. Delta Airline

Недавно этот американский авиаперевозчик представил новую линию одежды для своих бортпроводников.

Одежда стюардесс Delta Airline яркая, сексуальная и броская. Ярко-красные платья небесных ласточек, вне всяких сомнений, привлекают внимание пассажиров, а мужская половина экипажа, напротив, облачена в сдержанно белые рубашки, черные жилеты и брюки.

Форма стюардесс Аэрофлота

10. Аэрофлот

Когда-то красный цвет был цветом всей нации. Российский перевозчик Аэрофлот решил сохранить эту традицию, и облачил своих бортпроводниц в цвет, который стал национальным. Таким образом, форма отражает эксцентричность русского колорита.

Красная форма, которую мы видим сейчас, была введена в 2010 году. На данный момент существует тёмно-синий вариант для мужской половины экипажа, а также два варианта женской формы: темно-синий для зимнего периода и «мандариново-красный» для лета.

Все аксессуары на одежде строго золотистого цвета. Цена одного такого комплекта, куда входит порядка 20 наименований, примерно 1500 долларов.

11. Jet Airways

Индийский авиаперевозчик одел своих членов экипажа в яркие сочные тона. Неудивительно, что сотрудники этой авиакомпании попали в список самых модных и хорошо одетых в небе.

Вверх одежды представлен в ярко-желтых тонах, символизирующих солнце и тёплое индийское гостеприимство, а тёмно-синий цвет в одежде говорит о доброжелательном подходе бортпроводников.

Одежда стюардессы

12. Lufthansa

Члены экипажа этого немецкого авиаперевозчика отлично смотрятся в синих костюмах. Базовый классический синий очень выигрышно подчеркивают шарфы солнечного оттенка. Комплект отлично дополняют шапочки в тон костюму.