Содержание
- Конституционно-правовые отношения и их субъекты
- Конституционно-правовые отношения
- Структура и особенности конституционно-правовых отношений
- Субъекты конституционно-правовых отношений
- Права и обязанности субъектов конституционно-правовых отношений
- Понятие, источники, субъекты и система конституционного права
- Субъекты конституционного права
- Россия как конституционная федерация
- Государственно-образующие факторы РФ
- Значение Конституции в Российской Федерации
Конституционно-правовые отношения и их субъекты
Конституционно-правовые отношения
Определение 1
Конституционно-правовые отношения – это определенный вид общественных отношений, регулируемых нормами конституционного права, отображающего юридическую взаимосвязь между субъектами в виде взаимных прав и обязанностей, которые предусмотрены правовой нормой.
Для конституционно-правовых отношений свойственны такие объекты, как: жизнь, достоинство и свобода человека, государственная власть, целостность государства, специфические источники (федеративный договор, Конституция, федеральные законы и т.д.).
Разные конституционно-правовые отношения различаются по своему содержанию и составам субъектов. Данные отношения возникают главным образом в процессе реализации государственной власти и обеспечения прав и свобод человека, они могут носить конкретный или общий характер. Нормы-декларации и нормы-принципы порождают правовые отношения общего характера, которые не обозначают субъекты отношений, их права и обязанности. Правовые отношения – это особые индивидуальные связи между разными субъектами конституционного права.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Виды конституционно-правовых отношений:
- конкретные отношения — субъекты четко определены, обозначены их взаимные права и обязанности;
- правовые отношения общего характера — субъекты четко не определены, их конкретные права и обязанности не установлены;
- правовые состояния – четкая определенность субъектов правовых отношений;
- по времени функционирования: постоянные и временные правоотношения, для постоянных правоотношений срок действия не определен, свое существование они могут прекратить в каких-либо конкретных условиях; временные правоотношения возникают в процессе реализации правил поведения – конкретных норм (со временем выполнением оно прекращается);
- по специфике правового регулирования: процессуальные и материальные – в процессуальных правоотношениях проявляются права и обязанности, связанные с правовой охраной предписаний, устанавливающих обязанности субъектов; в материальных правоотношениях отображены права и обязанности, представляющие содержание правоотношения;
- по целевому назначению: правоустановительные (содержат права и обязанности) и правоохранительные (правовая охрана предписаний, содержащихся в конституционно-правовых нормах).
Возникновению и формированию определенного конституционно-правового отношения предшествует какой-либо конкретный юридический факт (действие или событие), влекущее к возникновению, изменению или прекращению правоотношения. Объектом конституционного регулирования выступают общественные отношения, регулируемые Конституцией.
Структура и особенности конституционно-правовых отношений
Структура конституционно-правовых отношений содержит следующие элементы: содержание, объекты и субъекты отношений. Часто реализация какой-либо правовой нормы является основанием для появления нового правоотношения. Реализация какой-либо группы взаимосвязанных правовых норм, составляющих какой-либо правовой институт, представляет систему – ряд юридических фактов и конкретных, порождаемых ими правоотношений.
Характерные черты конституционно-правовых отношений:
- формируются в сфере отношений, представляющих предмет конституционного права, отличаются содержанием;
- отличаются особым субъективным составом (некоторые субъекты государственно-правовых отношений не могут выступать участниками других правоотношений);
- выражают интересы как отдельных социальных групп, так и общества в целом;
- реализуются в составе определенного блока, в составе связи, а не изолированно;
- имеют высокий политический потенциал (представляют квинтэссенцию существующих в обществе политико-правовых отношений).
Субъекты конституционно-правовых отношений
Замечание 1
К субъектам конституционно-правовых отношений относятся участники отношений, которые регламентируются конституционным правом. Участники данных отношений могут выступать носителями юридических прав и обязанностей, обеспеченных нормами конституционного права. Конституционный вид правосубъектности образован способностью выступать субъектом конституционных и правовых отношений.
Субъекты конституционно-правовых отношений составляют специфику отношений и весьма разнообразны. К ним относятся:
- физические лица, включая иностранных граждан или лиц без гражданства;
- отдельные общности людей (население административно-территориальных единиц, народ в целом);
- ассоциации граждан (общественные и политические движения, партии, различные общественные объединения);
- государство и субъекты Федерации;
- органы государственной власти (органы федерального уровня – Правительство, Президент и др.; субъекты РФ; государственные органы управления на местах);
- органы местного управления (собрания депутатов, мер города и др.).
Основным субъектом конституционных правоотношений является гражданин и человек. В конституционно-правовые отношения с государством человек вступает через органы власти и постоянно находится с ними во взаимоотношениях. Человек и гражданин обладает правосубъектностью, то есть имеет право требовать от государства обеспечения своих законных интересов через соответствующие государственные органы. Правосубъектность может носить общий и специальный характер. Народ выступает субъектом конституционно-правовых отношений в ситуациях, когда формулируется источник принятия Конституции или, когда проходит всенародное голосование.
Российская Федерация, входящие в состав РФ республики, края, области, округа и автономные области, города федерального значения являются субъектами конституционного права и правоотношений в целом или через органы государственной власти, депутатов, должностных лиц, парламентские и избирательные комиссии и др.
Субъектами конституционно-правовых отношений выступают глава государства, главы республик, парламента, правительства, их структурные подразделения, органы местного самоуправления, суды всех уровней. В прямые правоотношения с народом государство вступает через избирательное право.
Права и обязанности субъектов конституционно-правовых отношений
Каждый субъект конституционно-правовых отношений имеет определенные обязанности: общие (обязанность к соблюдению Конституции РФ, законодательства страны); личные (например, обязанность общественных объединений публиковать отчеты об использовании имущества); конкретные (например, обязанность подписать или обнародовать принятый федеральный закон и др.).
Субъективные права и обязанности субъектов конституционно-правовых отношений представляют его содержание.
Субъективное право – это мера поведения участника правоотношения, предусмотренная нормой конституционного права. Субъективное право характеризует возможность его использования по усмотрению субъектов конкретного конституционно-правового отношения. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 31) граждане Федерации могут устраивать мирные митинги, демонстрации, собрания, пикетирования и шествия, без оружия. При проведении демонстрации каждый гражданин при желании обладает субъективным правом принять в данной демонстрации участие.
Субъективная обязанность – мера должного поведения участников (субъектов) конституционно-правового отношения, предусмотренная нормами конституционного права. Субъективные обязанности в зависимости от закрепленного в диспозиции правовой нормы характера поведения бывают следующих видов: активными (предусматривают необходимость конкретных действий); пассивными (предписывают воздержание от конкретных действий, которые запрещены нормой права).
Понятие, источники, субъекты и система конституционного права
Общая характеристика Конституции РФ 1993 года.
Понятие, функции, основные черты и юридические свойства конституции.
Конституционное право — это совокупность правовых норм регулирующих функционирование государственной власти и отношения государства и гражданина.
По сравнению с другими отраслями права конституционно-правовые нормы имеют чаще всего одну диспозицию, т.е. правила поведения, а две другие части нормы гипотеза и санкция отсутствуют. Конституционно-правовые нормы часто разделают на четыре группы: I) нормы, закрепляющие основы государственного и общественного строя; 2) нормы, определяющие правовой статус, человека и гражданина; 3) нормы, закрепляющие правовой статус территориальных субъектов государства и регулирующие отношения между центральной и местной властью; 4) нормы, регулирующие организацию и деятельность государственных органов.
Нормы конституционного права содержатся как в официальных документах, так и в правовых актах, принимаемых всем народом на референдумах. Таким образом, предметом конституционного права являются две основные сферы общественных отношений — охрана прав и свобод человека и устройство государственной власти.
Источники конституционного права:
— Конституция РФ;
— федеральные конституционные законы;
— федеральные законы;
— нормативно-правовые акты Президента (указы, распоряжения);
— нормативно-правовые акты Правительства (постановления,
распоряжения);
-нормативно-правовые акты палат Федерального Собрания (постановления, заявления, не относящиеся к законодательным актам);
— нормативно-правовые акты субъектов Федерации (Конституции, уставы,
— законы, указы, распоряжения и т.п.);
— нормативно-правовые акты органов местного самоуправления;
— решения судебных органов власти (Конституционного Суда РФ, а также
— конституционных и уставных судов субъектов Федерации).
К источникам российского конституционного права РФ относятся международные правовые акты (договоры, пакты, конвенции, соглашения), содержащие положения и нормы по правам человека, если они не нашли отражения во внутреннем российском законодательстве.
Субъекты конституционного права — носители конституционных прав и обязанностей. К ним относятся:
1) многонациональный народ РФ;
2) граждане РФ, лица без гражданства, иностранцы;
3) государство;
4) органы и должностные лица государства (Правительство РФ, Президент РФ, Генеральный прокурор РФ и др.);
5) нации, народности, национальные группы;
6) государственные образования в составе РФ (республики);
7) национально-территориальные образования (автономная область, автономные округа);
8) административно-территориальные образования (края, области, города федерального значения, районы);
9) депутаты, члены представительных органов;
10) политические партии, общественные объединения и движения, инициативные группы граждан и т. п.;
11) органы местного самоуправления.
Система конституционного права. Под системой понимается объединение конституционно-правовых норм в зависимости от их содержания и характера регулируемых общественных отношений. Система конституционного права Российской Федерации включает в себя: основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, президентскую власть, законодательную власть, исполнительную власть, судебную власть, местное самоуправление, избирательную систему, правовой статус депутатов.
Место и роль конституционного права в правовой системе.
Конституционное право Российской Федерации является ведущей отраслью всего права. Оно устанавливает основополагающие принципы государства и общества. Для всех отраслей права конституционные нормы являются исходными. Нормы конституционного права устанавливают основы организации деятельности государственных органов, в том числе и судебной власти. Таким образом, устанавливаются основные начала административного, гражданского, уголовного и других отраслей права. Кроме того, конституция как основной источник конституционного права определяет единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, многообразие форм собственности, основы бюджетной, налоговой, финансовой системы и многое другое.
Субъекты конституционного права
Субъект конституционного права – лицо, организация или другое образование, за которыми законом признается способность быть носителями субъективных прав и юридических обязанностей. Следует сделать акцент на том, что только закон может устанавливать и признавать то особое юридическое качество или свойство, которое позволяет лицу или организации стать субъектом правоотношения. Это качество, или свойство, называется правосубъектностью. Для того чтобы лицо имело право быть участником правоотношения, оно обязательно должно владеть кроме правоспособности еще и дееспособностью, т.е. способностью своими действиями приобретать право и создавать для себя юридические обязанности, а также нести ответственность за осуществимые правонарушения (т.е. обладать деликтоспособностью).
Субъекты конституционного права делятся на две группы (схема 1.4):
- а) физические лица;
- б) общественные образования.
К первой группе субъектов относятся граждане, иностранцы, группы граждан, избиратели и депутаты как лица со специальной правоспособностью и их группы (в Италии и Словении, например, группы избирателей являются субъектами права законодательной инициативы). Физические лица различаются по своему статусу. Объем прав, предоставленных национальным конституционным правом, бывает разным и зависит от того, находится данное физическое лицо в гражданстве этого государства или явля-
Схема 1.4. Субъекты конституционного права
ется иностранцем либо лицом без гражданства. Соответственно, национальное конституционное право каждой отдельной страны содержит определенную совокупность правовых норм, которые регулируют порядок приобретения и потери гражданства, его статус, правовой режим иностранцев, правовой статус лиц без гражданства. Данные нормы определяют наиболее общие стороны правосубъектности индивидов, устанавливая их основные права и обязанности. Если политические права, как правило, принадлежат гражданам (хотя и этот постулат конституционного права сегодня подвергается пересмотру в странах Европейского Союза), то личные права и свободы закрепляются за всеми лицами независимо от различий в их правовом статусе.
Кроме этой группы субъектов особый характер имеет конституционная правосубъектность депутатов, прежде всего депутатов парламента. Их правосубъектность, конечно, связана с компетенцией органа народного представительства. Депутаты не являются должностными лицами, они представляют нацию и в качестве ее представителей являются органической частью представительного органа. Отдельные конституции наделяют членов парламента специальной правосубъектностью. Так, согласно ст. 69 Конституции Греции доклады в парламент «подаются через соответствующего депутата или передаются главе государства». Статья 70 Конституции Италии наделяет законодательной инициативой любого члена палаты. Из ч. 1 ст. 77 Конституции Испании вытекает, что петиции от демонстраций граждан принимаются через депутатов.
Ко второй группе субъектов конституционного права относят население государства в целом, органы государства (парламент, глава государства, правительство и др.), иногда их отдельные части (например, палаты, комиссии, партийные группы в парламентах), отдельные социальные сообщества (территориальные коллективы самоуправления и их органы), общественные объединения (профсоюзы, объединения лиц свободных профессий), политические партии, в некоторых государствах – церковь.
Важнейшей специфической особенностью национального конституционного права является то, что носителем прав и обязанностей может выступить население государства в целом, т.е. народ в форме публичной организации в лице государства, а также народ непосредственно как население страны, что решает многие вопросы ее государственно-правового развития. Конституционное право подавляющего большинства государств признает источником власти только народ в целом, при этом конституции нередко подчеркивают, что никакое лицо, никакая часть народа не могут осуществлять государственную власть. Свое полновластие народ реализует с помощью определенных юридических процедур: общего избирательного права, референдума, т.е. народной инициативы, и др. Государство в целом как субъект конституционного права является участником правоотношения, которое непосредственно выражает его суверенитет. Так, государство в целом выступает участником конституционно-правовых отношений в сфере судопроизводства. С этим связаны, в частности, процессуальные гарантии прав и свобод личности, реализация которых обеспечивается авторитетом государства. В таких правоотношениях государственные органы и должностные лица выступают как представители государства в целом. Примером, когда государство является субъектом конституционного права, служат правоотношения, связанные с гражданством (его обретением и прекращением). В данном случае соответствующие государственные органы и должностные лица, осуществляя свои полномочия, выступают не как самостоятельные участники правоотношения, а как представители государства в целом. Государство находится в тех же условиях, которые предусмотрены нормами конституционного права для других участников правоотношения, и тогда, когда идет речь об отношениях федеративного государства с субъектами федерации. Оно действует или через государственные органы, или с помощью референдума.
Субъектами конституционного права являются государственные органы. Как субъекты правоотношения они наделяются определенной компетенцией согласно возложенным на них задачам (издание законов, контроль за деятельностью других органов, исполнение законов и т.п.).
Нередко конституционной правосубъектностью наделяются группы депутатов. Например, ст. 183 Конституции Португалии закрепляет за парламентскими группами права: а) принимать участие в работе комиссий Ассамблеи; б) высказываться при составлении повестки дня и обращаться к пленарному заседанию для просмотра подготовленной повестки дня; в) требовать от Постоянной комиссии содействия в созыве Ассамблеи; г) требовать создания парламентских комиссий; д) осуществлять законодательную инициативу; е) вносить резолюцию об отклонении программы Правительства; ж) вносить резолюцию недоверия Правительству; з) регулярно получать информацию непосредственно от Правительства о прохождении принципиальных вопросов, которые представляют общественный интерес.
В некоторых странах субъектами конституционного права выступают группы избирателей, которые наделены правом народной законодательной инициативы.
В конституционно-правовой сфере действуют субъекты права, которые присущи именно этой области правоотношения. Так, почти во всех современных государствах существуют территориальные самоуправляющиеся коллективы, которые имеют в своем распоряжении собственные выборные представительные органы. Эти территориальные самоуправляющиеся коллективы владеют довольно широким кругом полномочий в сфере ведения преимущественно местных дел. Они реализуют свои права через собственные органы или непосредственно с помощью референдума.
К субъектам конституционного права относят также политические партии, которые играют исключительно важную роль в формировании и практическом функционировании некоторых государств (например, ст. 4 Конституции Франции). В конституциях государств (ст. 39 Конституции Италии, ст. 28 Конституции Японии) определяется правосубъектность профсоюзов. В некоторых государствах субъектом конституционного права является и церковь (Великобритания, Швеция).
Характерной особенностью конкретных конституционноправовых отношений является то, что их субъекты – стороны неравноправные. В этих отношениях действует принцип властвования и подчинения. При этом один и тот же субъект конституционного права в разных отношениях может как иметь власть, так и быть подчиненной стороной. Так, внесение депутатом Бундестага в палату проекта закона влечет возникновение между ними конституционно-правовых отношений, а прибытие избирателя на избирательный участок в день выборов порождает конституционно-правовые отношения между ним и участковой избирательной комиссией.
Конституционно-правовые отношения образуют основу правового регулирования в сфере политико-государственного властвования в обществе.
Выводы
Предмет науки конституционного права зарубежных стран – общие закономерности конституционного развития зарубежных стран и особенности конституционно-правового регулирования наиболее важных общественных отношений в зарубежных странах.
Методы конституционно-правового регулирования: императивный и диспозитивный.
Наука конституционного права зарубежных стран подробно изучает отрасль конституционного права зарубежных стран, анализирует отдельные правовые институты, их взаимосвязи, тенденции, закономерности развития конституционного права, многие иные вопросы конституционного права.
Учебная дисциплина – понятие более узкое, чем наука. Отличие учебной дисциплины «Конституционное право» от одноименной науки в том, что цель учебной дисциплины – доведение до определенного круга (например, студентов) наиболее важных положений науки, т.е. не изучение отрасли, а ознакомление с ней.
Конституционное право зарубежных стран образует определенную систему, состоящую из взаимосвязанных элементов.
Основной элемент системы конституционного права зарубежных стран – правовой институт – группа правовых норм, объединенных общей сферой регулирования.
Основы теории конституционного права зарубежных стран включают в себя следующие основные институты:
- – основные права и свободы человека и гражданина;
- – формы правления;
- – формы государственного устройства;
- – основы избирательного права;
- – институт главы государства;
- – законодательную власть и т.д.
Конституционно-правовое регулирование осуществляется с помощью конституционно-правовых норм – выраженных в конституции, законах, иных источниках общеобязательных правил должного или возможного поведения, защищенных принудительной силой государства.
Существенные отличия конституционно-правовых норм от норм других отраслей права состоят в том, что конституционно- правовые нормы характеризуются: основополагающим, базовым характером, а также повышенной стабильностью.
Субъектами (т.е. участниками) конституционно-правовых отношений являются: человек (гражданин, иностранец, лицо без гражданства); группы людей – партии, общественные организации, собрания избирателей и т.д.; народ в целом; государственные органы; органы местного самоуправления; составные части государства – субъекты федерации, административно-территориальные образования; государство; иные субъекты.
Россия как конституционная федерация
Государственно-образующие факторы РФ
Определение 1
Конституционная федерация – это федерация, которая утверждена путем принятия конституции и поправок к ней и в которой отношения между центральной властью и властями субъектов федерации определяются специальными договорами о разграничении властных полномочий, а также правовыми актами и Конституцией.
Конституция (от лат. сonstitutio) в переводе означает «установление, устройство», является главным основополагающим законом государства. С помощью конституции государство устанавливает политические, экономические и правовые основы устройства общества.
Государственность России определяется как конституционно, так и договорами субъектов федерации.
Конституционная федерация означает, что Конституция РФ обязывает центральную власть признать политическую автономию территории и федеративное устройство. Действующая Конституция России закрепляет конституционную модель федерации. Статус Федерации и ее субъектов, их полномочия и предметы ведения, взаимоотношения, порядок разрешения споров о Конституции определены в Конституции РФ.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Как Федерацию Россию определяет федеративный договор, он является государствообразующим документом. Разрабатывают и подписывают такой документ государства, которые решили создать единое союзное государство. В соответствии с этим договором происходит регулирование отношения с федеративным центром.
Отличия договорной формы федерации от конституционной заключаются в праве каждого из государственных образований, которые вошли в федерацию. Особенность конституционной федерации не предусматривает право выхода субъектов из состава федеративного союза. Российская федерация по своей сути является конституционной федерацией. Распределение абсолютно всех полномочий власти в государстве, как общего, так и некоторых его частей содержит только конституция.
При конституционно-федеративном устройстве государства, единство сочетается с небольшим уровнем самостоятельности каждой административной единицы, будь то автономные края, республики, области, округа, которые наделены строго фиксированным кругом полномочий и преимуществ, самим решать множество государственных вопросов.
Все права субъектов федерации равны между собой, и перед федеральным центром. Принятые законы федерального уровня, одинаково касаются всех субъектов федерации, и в этом случае они носят общий характер. Огромное значение имеет свободное передвижение людей, товаров, информации и т. д. на всей территории страны. Это говорит о существовании единого пространства экономического, таможенного, финансового, также информационного пространства государства.
Федеральная форма управления регулирует взаимоотношения между уровнями власти и различными составляющими. Для эффективного регулирования необходимо наличие двух основных факторов:
- децентрализация власти;
- конкретное долевое разделение (функций, прав, полномочий) между регионом и центром.
Федерация, хоть и является единым и неделимым государством, однако ее существование немыслимо без определенного суверенитета на всей территории. Все объединения, союзы, ассоциации, которые организованы и существуют на территории федерации, независимо от политических целей, которые они преследуют, могут считаться законными лишь в случае признания верховной власти данного государства, в противном случае они считаются незаконными.
Значение Конституции в Российской Федерации
Согласно Конституции Российской Федерации только федеральному центру принадлежит верховная власть, которая определяет и территориально-административную, и политическую конфигурацию государства, и его системные и структурные характеристики. Очень важным фактором является то, что российская федеративная государственность создавалась на основе волеизъявления всего многонационального народа Федерации. Это происходило одновременно с укреплением центральной власти, в обязанности которой входит объединение разновеликих субъектов в единый, неразрывный организм. Выполнение такого условия позволяет Российской Федерации обеспечить национальную безопасность, защитить национальные и государственные интересы, а также сохранить, укрепить территориальную целостность государства.
Положения в Конституции являются основой данных принципов, они подтверждают, что многонациональный народ РФ – это единственный носитель суверенитета и единственный источник власти в Российской Федерации. Жизненная важность такой постановки вопроса становится особенно актуальной, если учитывать, что в отдельных субъектах и, особенно в некоторых национальных республиках, законотворческие собрания принимали постановления и законы, которые не могли совмещаться с принципами федеральной конституции.
В ведении федерального центра находятся ключевые полномочия и функции, такие как:
- взаимоотношения центра федерации его субъектов;
- сохранность суверенитета и территориальной целостности государства;
- защита основ конституционного строя;
- правоохранительная и судебная системы;
- защита национально-государственных интересов;
- защита прав человека и гражданина;
- денежная система и т. д.
Для того, чтобы реализовывать такие цели, в конституции четко установлено, что Правительство Российской Федерации, Федеральное Собрание, президент РФ, суды Российской Федерации являются вершиной властной вертикали, которые включают в себя все структуры — от президента до главы сельского муниципального образования.
Огромное значение в этой структуре имеет то, что исполнительная власть отдельных субъектов федерации и федеральная исполнительная власть формируют единую систему исполнительной власти. Также немаловажное значение имеет то, что нормативная и правовая система Российской Федерации содержит основную часть уставов остальных субъектов федерации, конституции отдельных национальных республик, это обязывает их соответствовать федеральной конституции и федеральным законам.
В Российской Федерации Конституция:
- определяет принцип правления государства,
- служит основанием для:
- системы высших органов государственной власти,
- системы местного самоуправления,
- избирательной системы;
- определяет национальное, государственное и административное устройство;
- содержит в себе основные права и свободы, а также обязанности граждан данного государства;
- определяет государственную символику.
Российское государство – это федерация.
РФ образовано совокупностью относительно самостоятельных территориальных образований, субъектов РФ.
Субъект РФ – ограниченно правоспособное территориальное образование, имеющее некоторые черты государственности, построенное на территориальном или национальном принципе образования.
Ограниченная правоспособность субъектов РФ означает, что они самостоятельны только в пределах своей компетенции.
В РФ действуют следующие принципы образования территории субъектов РФ: 1) территориальный принцип; 2) национальный принцип; 3) национально-территориальный (смешанный) принцип.
Территориальный принцип формирования субъекта РФ означает, что границы такого субъекта определяются исключительно наличием значительной охватываемой территории и большим числом проживающего населения. По этому принципу, как правило, образуются края, области, а также города федерального значения.
Национальный принцип означает, что образование субъекта РФ связано с особенностями национального состава населения. Субъекты РФ, образованные согласно национальному принципу, нередко имеют небольшую территорию, но включают в себя объединения народов России и потому выделены в самостоятельные субъекты РФ.
Смешанный тип формирования субъекта РФ включает в себя черты и национального, и территориального принципа.
Виды субъектов РФ: 1) 21 республика в составе РФ (это самостоятельные субъекты РФ, в которых присутствуют черты государственности, они вправе самостоятельно определять внутреннюю политику субъекта РФ); 2) 6 краев (эти субъекты РФ формируются на основе территориального принципа и отличаются обширной территорией); 3) 49 областей (так же, как и края, построены по территориальному принципу, но обладают сравнительно небольшой площадью территории); 4) 2 города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург(они причислены к субъектам РФ только в силу своей значительной территории и численности населения); 5) Еврейская автономная область (единственный субъект РФ с такой правовой формой); 6) 10 автономных округов (они образуются по национальному принципу и для сохранения исторически сложившихся взаимосвязей внутри округа).
В зависимости от вида субъекта Федерации дифференцируется их правовое положение внутри государства и во взаимоотношениях с другими субъектами рФ.
Наибольшим объемом полномочий обладают республики в составе РФ, а наименьшим – автономные округа и автономная область, так как они входят в состав других субъектов РФ (краев и областей), а значит, частично зависят от решений государственных органов. Края же и области в составе рФ обладают приблизительно равным объемом полномочий.
Особым статусом среди субъектов РФ обладают города федерального значения. Они представляют РФ и являются ее «лицом».
Признаки субъектов РФ: 1) не обладают государственным суверенитетом; 2) не имеют права на самоопределение в силу принципа территориальной целостности РФ; 3) статус граждан РФ одинаков на всей территории РФ независимо от субъектов РФ, в котором проживает гражданин; 4) осуществляют полномочия в соответствии с федеральным законодательством; 5) все субъекты РФ равноправны.