Субъекты среднего предпринимательства

Организации и предприниматели, которые относятся к категории субъектов малого и среднего предпринимательства, имеют ряд преимуществ перед более крупными участниками бизнес-сообщества. Так, законом для них предусмотрены меры государственной поддержки и некоторые льготы.

Разберемся, кто считается субъектом малого и среднего предпринимательства и на какие льготы от государства можно в связи с этим рассчитывать.

Кто может быть субъектом малого и среднего предпринимательства

Субъектом малого и среднего предпринимательства может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, отнесенные к микропредприятиям, средним предприятиям и малым предприятиям в соответствии с условиями, предусмотренными законом. Кроме того, обязательным условием отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства является включение организации или ИП в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации») (далее – Закон № 209-ФЗ).

Исходя из норм Закона № 209-ФЗ (ч. 1. ст. 4), к субъектам малого и среднего предпринимательства могут быть отнесены:

  • индивидуальные предприниматели;
  • хозяйственные общества, товарищества, партнерства;
  • производственные и потребительские кооперативы;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • акционерные общества (при соблюдении дополнительных требований к долям участия акционеров в уставном капитале).

Критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства

Основные критерии, соблюдение которых позволяет отнести организацию или предпринимателя к субъектам малого или среднего предпринимательства, закреплены в ст. 4 Закона № 209-ФЗ. В этих целях учитываются:

  • среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год;
  • объем выручки от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год (постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265);
  • структура уставного или складочного капитала (для организаций).

Требования к среднесписочной численности работников и объемам дохода для малых, средних и микропредприятий различны. Требования к структуре их уставного (складочного) капитала едины для всех (обратите внимание на разницу в требованиях для хозяйственных обществ/товариществ/партнерств и для акционерных обществ).

Для отнесения к той или иной категории субъектов малого или среднего предпринимательства предприятие должно соответствовать следующим требованиям:

Среднесписочная численность работников Объем дохода Структура уставного (складочного) капитала
Для хозяйственных обществ, товариществ, партнерств Для акционерных обществ
Микропредприятие не более 15 человек 120 млн рублей Не более 25 % капитала принадлежит:

  • государству;
  • субъектам РФ;
  • муниципальным образованиям;
  • общественным или религиозным организациям (объединениям);
  • благотворительным и иным фондам.

ИЛИ
Не более 49 % капитала принадлежит:

  • иностранным юридическим лицам;
  • юридическим лицам, не относящимся к субъектам малого или среднего предпринимательства.
Не более 25 % голосующих акций принадлежит:

  • государству;
  • субъектам РФ;
  • муниципальным образованиям;
  • общественным или религиозным организациям (объединениям);
  • благотворительным и иным фондам.

ИЛИ
Не более 49 % голосующих акций принадлежит:

  • иностранным юридическим лицам;
  • юридическим лицам, не относящимся к субъектам малого или среднего предпринимательства.

Размер суммарной доли участия иностранных организаций не ограничен, если они не являются офшорными и соответствуют критериям отнесения к субъектам малого или среднего предпринимательства (среднесписочная численность и доходы).

Малое предприятие не более 100 человек 800 млрд рублей
Среднее предприятие не более 250 человек 2 млрд рублей

Ограничения по доле участия в уставном (складочном) капитале не распространяются на:

  • организации, акции которых отнесены к акциям высокотехнологичного или инновационного сектора экономики;
  • организации, внедряющие результаты интеллектуальной деятельности (программы для ЭВМ, базы данных, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау)), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) бюджетных или автономных научных учреждений или образовательных организаций высшего образования, которые являются бюджетными или автономными учреждениями;
  • хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, получившие статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»;
  • хозяйственные общества и партнерства, учредителями (участниками) которых являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством РФ перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»;
  • ООО, участниками которых являются только общероссийские общественные объединения инвалидов и (или) их отделения (территориальные подразделения), кроме того, в таких ООО за предшествующий календарный год среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам составляет не менее 50 %, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда – не менее 25 %.

Какие льготы предусмотрены для малых и средних предприятий

Отнесение к категории субъектов малого и среднего предпринимательства дает возможность воспользоваться рядом льгот и мер государственной поддержки. Рассмотрим, какие преимущества есть у таких предпринимателей.

Упрощенный кадровый документооборот

С 01.01.2017 работодатели-микропредприятия освобождены от обязанности издавать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права. Это означает, что они могут не оформлять правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании, график сменности и т.д. Такое правило закреплено в ст. 309.2 ТК РФ. Все сведения, которые обычно включаются в локальные акты, должны быть прописаны в трудовом договоре с работником. Специально для этого была разработана типовая форма трудового договора, утв. постановлением Правительства РФ от 27.08.2016 № 858. Отказавшийся полностью или частично от использования локальных нормативных актов работодатель должен заключать трудовые договоры на основе этой формы.

Возможность заключать срочные трудовые договоры

Трудовым кодексом (ч. 1 и ч. 2 ст. 59 ТК РФ) предусмотрен ограниченный ряд случаев, когда работодатель может заключить с работником срочный трудовой договор. Например, заключение срочного трудового договора допускается на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, на время выполнения временных работ сроком до 2 месяцев, для выполнения сезонных работ и т.д. Во всех остальных случаях трудовой договор должен быть бессрочным. Эти правила не распространяются на субъектов малого и среднего предпринимательства. Они вправе заключить срочный трудовой договор в любое время даже при отсутствии перечисленных в ст. 59 ТК РФ условий только на основании соглашения с работником. Сделать это вправе те организации и предприниматели, общее количество работников у которых не превышает 35 человек (а в сфере розничной торговли и бытового обслуживания – 20 человек) (абз. 2 ч. 2 ст. 59 ТК РФ).

Мораторий на плановые проверки

До конца 2020 года действует запрет на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства (ст. 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).

Льгота распространяется на все организации и ИП, отнесенные к малым предпринимателям, за исключением:

  • плановых проверок, проводимых в рамках государственного контроля (надзора) с применением риск-ориентированного подхода;
  • плановых проверок организаций и ИП, которые ведут деятельность в сфере здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, социальной сфере и др. (с утвержденным перечнем проверок можно ознакомиться в постановлении Правительства РФ от 23.11.2009 № 944);
  • проверок в отношении организаций и ИП, которые в течение трех предыдущих лет в результате проверки привлекались к административной ответственности за грубые нарушения либо были подвергнуты наказанию в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности, либо в их отношении было принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии;
  • плановых проверок, проводимых в рамках надзора в области обеспечения радиационной безопасности, контроля за обеспечением защиты государственной тайны, внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, в области использования атомной энергии и государственного пробирного надзора.

Смягчение наказания за нарушения

При соблюдении ряда условий, штраф, выявленный в ходе проверки субъекта малого или среднего предпринимательства, должен быть заменен на наказание в виде предупреждения (ст. 4.1.1 КоАП РФ). Это возможно, если (ч. 2 ст. 3.4. КоАП РФ):

  • нарушение было совершено впервые;
  • не причинен вред (либо отсутствовала угроза его причинения) жизни здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, историческим и культурным памятникам, безопасности государства;
  • нарушение не повлекло угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • отсутствует имущественный ущерб.

Замена штрафа на предупреждение может быть осуществлена как в момент его вынесения уполномоченным лицом (рекомендуем напомнить ему о такой возможности), либо в суде при оспаривании вынесенного уполномоченным лицом постановления о привлечении к административной ответственности.

Как попасть в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства

Для включения в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства не нужно предпринимать каких-либо действий. Реестр формируется налоговой инспекцией ежегодно автоматически на основании сведений налоговой отчетности (в том числе по спецрежимам) за предшествующий календарный год. Кроме того, при формировании реестра используются сведений из ЕГРЮИ и ЕГРИП, сведения, поступившие в ФНС от других организаций в порядке информационного взаимодействия.

Таким образом, чтобы попасть в реестр, организации или ИП не нужно представлять в налоговую какие-либо дополнительные документы. При этом если организация или ИП уже включены в реестр, они могут дополнить содержащиеся в нем сведения. В частности, в реестр можно добавить информацию:

  • о производимой продукции с указанием на соответствие такой продукции критериям отнесения к инновационной или высокотехнологичной продукции;
  • о включении организации или ИП в реестры (перечни) участников программ партнерства между лицами, являющимися заказчиками товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ о закупках;
  • о наличии в предшествующем календарном году контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ или договоров, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ о закупках.

Эти сведения направляются в налоговую инспекцию в электронной форме через официальный сайт ФНС России. Документ должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью.

Найти сведения об организации или ИП в реестре можно на официальном сайте реестра. Для поиска понадобится один из следующих реквизитов: ИНН, ОГРН, ОГРНИП, наименование организации, ФИО ИП.

Если организация или ИП отсутствуют в реестре или имеющиеся в нем данные некорректны, можно сообщить об этом через специальную форму на сайте реестра. Для этого понадобится ИНН или ОГРН/ОГРНИП.

Малые и средние предприятия

Малые и средние предприятия — это внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в Единый госреестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие условиям, перечисленным в Федеральном законе от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Определено три критерия для отнесения предприятий к малому или среднему бизнесу: состав учредителей, объем выручки и численный состав сотрудников.

Относительно состава учредителей в законе говорится о том, что доля участия государства, иностранных юридических лиц и иностранных граждан, общественных и религиозных организаций или объединений, благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) юридических лиц не должна превышать 25%. Исключение сделано для активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов.

Кроме того, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать также 25%.

Причем эти ограничения не распространяются на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении и внедрении результатов интеллектуальной деятельности, таких как программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям таких хозяйственных обществ — бюджетным научным учреждениям, созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования, созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования.

По среднесписочной численности сотрудников предприятия делятся на три категории: 101-250 человек – среднее предприятие, 15-100 – малое предприятие, до 15 – микропредприятие.

Третий критерий признания предприятия относящимся к малому и среднему бизнесу – объем выручки или балансовая стоимость активов – в зависимости от того, что больше. Закон предписывает правительству не реже одного раза в пять лет устанавливать предельные значения. На сегодняшний день они таковы:

— средние предприятия – 2 млрд рублей;

— малые предприятия — 800 млн рублей;

— микропредприятия — 120 млн рублей.

Банки, как правило, сегментируют предприятия по размеру годовой выручки и могут устанавливать свои собственные диапазоны границ величины бизнеса клиента.

Отнесение организации к категории малого или среднего предпринимательства позволяет получить ряд льгот, а также дает право на участие в программах поддержки малого бизнеса.

Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства в 2020 году

Малый бизнес в России пользуется особыми, предназначенными только для него, льготами. Государство идёт на то, чтобы уменьшить налоговую и административную нагрузку малого бизнеса, получая взамен рост занятости населения и снижение социальной напряжённости. Что означает определение «субъекты малого предпринимательства» и кто к ним относится в 2020 году?

Субъект малого предпринимательства – это российская коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, которые нацелены на получение прибыли. В эту категорию также попадают:

  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • производственные и сельскохозяйственные кооперативы;
  • хозяйственные партнерства.

Некоммерческая организация, а также унитарное муниципальное или государственное учреждение не является субъектом малого бизнеса.

Кто относится к субъектам МСП

Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства в 2020 году устанавливает государство. Основные требования, при соблюдении которых возможно отнесение бизнесмена к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), касаются численности работников и размера получаемого дохода. Кто является МСП, т.е. относится к субъектам малого предпринимательства, определяет закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ в статье 4. Рассмотрим эти критерии с учётом нововведений.

Благодаря поправкам, внесённым в закон № 209-ФЗ, большее количество предприятий и ИП могут быть причислены к малому бизнесу.

  • Максимально допустимая сумма годовой выручки без НДС за предыдущий год для микропредприятий выросла с 60 до 120 млн рублей, а для малых предприятий — с 400 до 800 млн рублей.
  • Возросла разрешённая доля участия в уставном капитале малого предприятия других коммерческих организаций, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства – с 25% до 49%.

А вот допустимая среднесписочная численность работников не изменилась: не более 15 человек для микропредприятий и не более 100 человек для малого предприятия.

Категория субъекта МСП

Выручка без НДС за год

Среднесписочная численность работников

Микропредприятие

120 млн рублей

не более 15 человек

Малое предприятие

800 млн рублей

не более 100 человек

Среднее предприятие

2 млрд рублей

не более 250 человек

В отношении индивидуальных предпринимателей действуют такие же критерии разделения на категории бизнеса: по годовой выручке и численности работников. Если у ИП нет работников, то его категория МСП определяется только по размеру выручки. А всех предпринимателей, работающих только на патентной системе налогообложения, относят к микропредприятиям.

Продлён период, в течение которого бизнесмен продолжает считаться субъектом МСП, даже если им был превышен допустимый лимит по численности работников или полученной выручке. До 2016 года это было два года, а теперь – три. Например, если лимит был превышен в 2017 году, то организация утратит право считаться малой только в 2020 году.

Как быть в ситуации, если статус малого предприятия утрачен из-за достижения действовавшего ранее лимита в 400 млн рублей, ведь он ниже установленного сейчас? Минэкономразвития считает, что после вступления в силу акта Правительства РФ от 13.07.15 № 702, такое предприятие может вернуть статус малого, если годовая выручка не превышает 800 млн рублей.

Государственный реестр субъектов МСП

С середины 2016 года действует Единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса. На портале Федеральной налоговой службы размещён перечень, в которой включены все субъекты малого и среднего предпринимательства РФ. Сведения о субъектах МСП вносятся в реестр автоматически, на основании данных из ЕГРЮЛ, ЕГРИП и налоговой отчётности.

В открытом доступе находится следующая обязательная информация:

  • наименование юридического лица или полное имя ИП;
  • ИНН налогоплательщика и его место нахождения (жительства);
  • категория, к которой относятся субъекты малого и среднего предпринимательства (микро, малое или среднее предприятие);
  • сведения о кодах деятельности по ОКВЭД;
  • указание на наличие лицензии, если вид деятельности бизнесмена относится к лицензируемым.

Кроме того, по заявлению бизнесмена, относящегося к субъектам малого и среднего предпринимательства, в реестр можно внести дополнительные сведения:

  • о производимой продукции и ее соответствии критериям инновационной или высокотехнологичной;
  • о включении субъекта МСП в программы партнёрства с государственными заказчиками;
  • о наличии контрактов, заключённых в качестве участника госзакупок;
  • полную контактную информацию.

Чтобы передать в Единый реестр эти данные, надо авторизоваться в сервисе передачи информации с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи.

После формирования официального реестра субъекты малого бизнеса больше не обязаны подтверждать документами, что соответствуют этому статусу для участия в программах господдержки. Раньше для этого требовалось предоставлять годовую бухгалтерскую и налоговую отчётность, отчёт о финансовых результатах, сведения о среднесписочной численности работников.

Проверить сведения, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, и их достоверность можно, сделав в Реестре запрос информации по ИНН или наименованию. Если вы обнаружите, что данных о вас нет или они недостоверны, то надо направить оператору Реестра заявку на проверку сведений.

Что даёт статус субъекта малого бизнеса

Как мы уже говорили, государство создаёт для микро- и малого бизнеса особые льготные условия предпринимательской деятельности, преследуя следующие финансовые и социальные цели:

  • обеспечить выход из тени и самозанятость лиц, оказывающих услуги населению, занятых мелким производством, работающим по типу фриланса;
  • создать новые рабочие места и снизить за счет роста благосостояния населения социальную напряжённость в обществе;
  • уменьшить расходы из бюджета на пособия по безработице, медицинскому страхованию и пенсионному обеспечению официально неустроенных лиц;
  • развить новые виды деятельности, особенно в сфере инновационных производств, не требующих значительных затрат.

Проще всего этих целей можно добиться, сделав процедуру госрегистрации простой и быстрой, снизив административное давление на бизнес, уменьшив налоговую нагрузку. Кроме того, на деятельности начинающих предпринимателей хорошо сказывается целевое финансирование в виде безвозвратных субсидий.

Основной перечень преференций для субъектов малого предпринимательства выглядит так:

  1. Налоговые льготы. Специальные режимы налогообложения (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН) позволяют работать на сниженной налоговой ставке. С 2016 года региональные власти вправе дополнительно снижать налоги на ЕНВД (с 15% до 7,5%) и на УСН Доходы (с 6% до 1%). На УСН Доходы минус Расходы возможность снижать ставку с 15% до 5% существует уже не первый год. Кроме того, с 2015 по 2020 годы индивидуальные предприниматели, впервые зарегистрированные после вступления в силу регионального закона о налоговых каникулах, вправе в течение двух лет вообще не платить налог на режимах ПСН и УСН.
  2. Финансовые льготы. Это прямая финансовая господдержка в виде грантов и безвозмездных субсидий, выдаваемых в рамках общероссийской программы, действующей до 2020 года. Финансирование можно получить на возмещение затрат по лизингу; процентов по займам и кредитам; на участие в конгрессно-выставочных мероприятиях; проектов по софинансированию (до 500 тысяч рублей).
  3. Административные льготы. Здесь имеются в виду такие послабления, как упрощённый бухучёт и кассовая дисциплина, надзорные каникулы (ограничение количества и продолжительности проверок), возможность оформлять с работниками срочные трудовые договоры. При участии в госзакупках действует специальная квота для представителей малого бизнеса – не менее 15% совокупного годового объёма закупок государственные и муниципальные учреждения обязаны производить у них. При получении кредитов поручителями малого бизнеса выступают государственные гарантийные организации.

Значение малого и среднего бизнеса в экономике страны

Ключевые слова: малый и средний бизнес; вклад малого бизнеса; уровень развития бизнеса.

Цель: проанализировать значение и вклад малого и среднего бизнеса в экономике страны.

Методы: статистический анализ, абстрактно-логический.

Результаты: на основе проведенного анализ, показан современный вклад российского бизнеса в экономику страны. Выявлены слабые стороны и предложен комплекс решений для устранения проблем в развитии малого и среднего бизнеса в стране.

Научная новизна: на основе проведенного анализа сделан вывод, что вклад малого и среднего бизнеса в России не соответствует масштабам страны. Выявлены факторы сдерживающие развитие малого и среднего бизнеса.

Практическая значимость: предложены комплексные меры для решения проблем, влияющих на уровень развития малого и среднего бизнеса.

Введение

Актуальность исследования обусловлена тем, что во многих странах субъекты малого и среднего предпринимательства (далее — МСП) играют важную экономическую и социальную роль в развитии экономики в целом. От уровня развития малого бизнеса зависят многие показатели, такие как уровень конкуренции, внедрение новых технологий, эффективность производства и т. д.

Цель данной статьи — определить роль малого и среднего бизнеса в экономике страны.

Результаты исследования

В первую очередь, мы хотим обратить внимание на основные критерии и черты предпринимательства.

Малое предпринимательство — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституционирующих сущность этого понятия. Критерии субъектов малого предпринимательства регламентируются Федеральным законом № 209-ФЗ от 24 июля 2007г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Основные критерии субъектов МСП представлены на рисунке 1 .

Рис. 1. Критерии субъектов малого и среднего предпринимательства.

Источник: Составлено автором.

По мнению к. э.н. Лановой О. Г. малый бизнес — это, прежде всего — создание новых рабочих мест, оперативный отклик на рыночные изменения спроса и предложения, пополнение бюджетов. Наконец, развитие малого предпринимательства — это рост числа людей, самостоятельно обеспечивающих достойный уровень жизни для себя и своих семей . На наш взгляд, Лановая О. Г. раскрывает понятие малого бизнеса не только с социальной точки зрения, но и с экономической, позволяя определить значение малого бизнеса для экономики страны в целом.

Характерными чертами малого предпринимательства является взаимосвязь понятий «выживаемости» и «неустойчивости». Малые предприятия мобильны и быстро заполняют ниши в экономике с более высоким уровнем доходности, чем обеспечивают быстрое насыщение платежеспособного спроса, необходимого для сдвигов в экономике страны. В чертах малого и среднего бизнеса прослеживается тот факт, что они проигрывают по своим конкурентным преимуществам более крупному бизнесу. Так, в настоящее время крупные предприятия, которые опережают по показателям субъектов МСП, чувствуют себя комфортнее и увереннее на рынке. Этому есть логическое объяснение.

По мнению Ж. Ж. Ламбена , чье мнение разделяет и профессор С. Г. Демченко, устойчивое конкурентное преимущество получают фирмы, осуществляющие «постоянный и систематический анализ потребностей рынка, выводящий на разработку эффективных товаров, предназначенных для конкретных групп покупателей и обладающих особыми свойствами, отличающими их от товаров-конкурентов» . Соглашаясь с данным выводом, добавим, что на вышеперечисленный сбор и анализ информации, требуется выделение дополнительных денежных средств, которые для субъектов МСП не всегда подъемны, особенно в современных условиях, когда особенно остро стоит вопрос о финансовом состоянии малого предпринимательства. Таким образом, крупные предприятия, обладая большей финансовой устойчивостью, обеспечивают себе сильные конкурентные преимущества.

По экспертным оценкам, вклад малого и среднего предпринимательства в валовой внутренний продукт России находится на уровне 17–20 %, что в три раза ниже аналогичного показателя стран Евросоюза, США и Японии . От уровня развития малого бизнеса зависит степень развития экономики государства. Так, достаточно взглянуть на таблицу 1, где приведены основные показатели МСП.

Таблица 1

Показатели малого и среднего бизнеса*

Показатели

Российская Федерация

Страны — члены ЕС

Вклад малого бизнеса в ВВП страны, %

17–20 %

50–70 %

Численность занятых в малом и среднем бизнесе, от числа всех занятых во всех предприятиях

27 %

67,4 %

Доля малого и среднего бизнеса в общем числе всех предприятий, %

97,2 %

99,8 %

*Источник: составлено с использованием .

Из таблицы видно, что самое высокое значение имеет доля МСП в общем числе всех предприятий. Именно данный показатель характеризует динамику развития МСП, но в тоже время не всегда отражает реальную ситуацию, которая характеризует положение предпринимательской активности, так как фактически большая часть зарегистрированных предприятий не осуществляет реальную деятельность.В этой связи становится понятным, что рост числа зарегистрированных предприятий не связан с развитием сектора МСП. Все это в совокупности находит прямое отражение и на показателях вклада в ВВП страны и численности занятых в малом и среднем бизнесе.

Получается, что основной вклад в экономику страны, по крайней мере, в России, вносит в настоящее время крупный бизнес. Об этом свидетельствуют и данные, которые приводит Президент ассоциации российских банков Г. Тосунян по словам которого, позитивная динамика по корпоративным кредитам его «не успокаивает», поскольку здесь 60 % — это крупный бизнес, а не малый и средний, на котором, как убежден банкир, и должна держаться экономика нашей страны. А МСП при этом «прячется» в потребкредитовании, с помощью которого развивают бизнес немало предпринимателей .

По мнению известного банкира, на рост и развитие сегмента МСП способствует, доля кредитов, направленная в данный сегмент. Однако, это не единственно сдерживающее условие. Согласно материалу Всемирного банка приведенного в докладе об экономике России диверсификация российской экономики не возможна без выживания новых предприятий. Как показывают результаты анализа, одной из причин недостаточного уровня диверсификации российской экономики может быть то, что относительно небольшие сектора в меньшей степени, чем крупные отрасли, способны справляться с периодами спада. Низкий уровень выживания новых компаний может объясняться тем, что новые предприятия сталкиваются с трудными условиями ведения бизнеса и жесткой неконкурентной средой. Эти результаты подчеркивают важность экономической политики, направленной на улучшение перспектив для появления новых предприятий, повышение эффективности распределения производственных факторов и усиление конкуренции на пути к более диверсифицированной экономике.

Следует сделать вывод, что на развитие МСП влияние оказывают множество факторов. Малый и средний бизнес оказывает и должен оказывать все более весомое воздействие на социально-экономическое развитие страны, именно поэтому один из важнейших ориентиров экономической политики российского государства — создание и поддержание максимально благоприятного климата для малого и среднего бизнеса . Развитие малого и среднего бизнеса объявлено в России одним из приоритетных направлений государственной политики. Практически сразу после избрания на пост Президента Российской Федерации Дмитрий Медведев стал уделять этому вопросу пристальное внимание. Уже в мае 2008 года был подписан указ, нацеленный на снятие ограничений для предпринимательской деятельности, а малый бизнес назван «способом возрождения России» .

Субъекты Российской Федерации в настоящее время уделяют особое внимание развитию малого и среднего предпринимательства. Так, в Республике Татарстан традиционно разрабатываются программные действия и новые подходы к развитию малого и среднего бизнеса . Состояние малого и среднего предпринимательства и основные направления его дальнейшего развития обсуждается на уровне руководства Республики и вызывает огромный интерес у общества.

Малый и средний бизнес, являясь очень гибкой формой хозяйствования, быстро реагирующей на происходящие изменения на рынке, способен активно генерировать новые точки финансово-экономического роста, оказывая действенное влияние на диверсификацию и повышение эффективности экономики. Теория точек, введенная в практику французским экономистом Ф.Перру, не утратила своей актуальности и в современных экономических условиях, и применительно к малым формам хозяйствования позволяет их рассматривать в качестве инструментов моделирования экономического роста российской экономики .

По словам В. В. Путина, малое предпринимательство действительно становится стратегическим фактором не столько развития страны, сколько в первую очередь ее сохранения. Такая высокая значимость малого бизнеса для развития экономики Российской Федерации нашла отражение и в Указе Президента РФ от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов российской Федерации» , согласно которому в число показателей эффективности работы региональных властей включены показатели занятости на малых предприятиях и их вклада в валовой региональный продукт .

К сожалению, на современном этапе в Российской Федерации уровень развития малого и среднего бизнеса, который своими налогами приносит в бюджет все больше доходов, не соответствует потребностям экономики страны и не отражает его потенциал в формировании валового внутреннего продукта. Превратить малый и средний бизнес в один из двигателей экономического развития и помочь в формировании среднего класса способно расширение этого сектора экономики. Малый бизнес занимает определенное и достаточно важное место в экономиках стран с рыночной ориентацией, участвуя в решении серьезных экономических, социальных и иных задач.

Выводы

В целом учитывая важность развития малого и среднего бизнеса, в частности, в обеспечении занятости населения, увеличении регионального валового внутреннего продукта и роста налоговой базы, сегодняшнее состояние и необходимость создания более благоприятных условий развития малого и среднего бизнеса требуют комплексного решения и следующих задач:

— усиление роли местных органов власти в координации деятельности всех структур поддержки малого и среднего бизнеса;

— большая активация процессов разработки, принятия и реализации региональных программ поддержки малого и среднего бизнеса;

— обеспечение малого и среднего бизнеса финансовой поддержкой, адекватной его потребностям и по доступности, и по объему, и по срокам;

— активное совершенствование действующего законодательства по регулированию деятельности малого и среднего бизнеса;

— усиление информационно-консультативной поддержки малого и среднего бизнеса на всех уровнях российской власти.

В период высокой турбулентности, нестабильности внешней среды, отразились на объемах и динамике развития предпринимательского сектора в стране. Но все же, в такой тяжелый период, малый бизнес удержал позиции и показал неплохие результаты по сравнению с другими сегментами рынка. Наряду с этим, эксперты отмечают гибкость и быструю адаптацию малого бизнеса, что позволяет ему быстрее остальных восстановиться.

Динамическое развитие предпринимательского сектора для стабилизации экономики страны очень важно. Если субъектам МСП будет уделено должное внимание, если и дальше укреплять взаимоотношения государства с малым бизнесом, то мы сможем не только укрепить нашу экономику, но и выйти на новый уровень развития и построить новую модель экономики, которая позволит быть нашей стране более конкурентоспособной.

Литература:

1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации : Федеральный закон от 24.07.2007 г., № 209-ФЗ (ред. от 18.10.2007) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

2. Лановая О. Г. Направления кредитования малого предпринимательства в РФ / О. Г. Лановая // Банковские услуги. — 2008. — № 1.

3. Ламбен Ж.-Ж., Чумпитас Р., Шулинг И. Менеджмент, ориентированный на рынок. — Спб: Питер, 2011–720 с.

4. Демченко С. Г., Файзханова А. Л. Маркетинговые подходы к оценке конкурентных преимуществ услуг медицинских учреждений //Вестник экономики, права и социологии. — 2013. — № 3.

5. Шестоперов А. Сектор повышенной опасности: малый и средний бизнес ожидает чистилище / А.Шестоперов // Национальный банковский журнал. — 2009. — № 4 (61).

6. Материалы интернет-конференции с читателями БИЗНЕС Online — Г.Тосунян — «Центробанк попытался избавиться от тех, кто уже фактически был «трупом». — 10.02.2014г.

7. Всемирный банк в Россси. — Доклад об экономике России. — Восстановление и перспективы дальнейшего развития экономики. — № 29, весна 2013г.

10. Проект «Дорожная карта развития малого и среднего предпринимательства на период 2014–2016гг»..

12. Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ : Указ Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 825 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

13. Малый и средний бизнес в 2012 году: международный опыт регулирования и финансирования. — Аналитический центр ОАО «МСП Банк». — Апрель 2013г.