Сущность налога

Экономическая сущность налога на прибыль. Налогоплательщики. Объект налогообложения.

ТЕМА 2.3. НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ

1. Экономическая сущность налога на прибыль. Налогоплательщики. Объект налогообложения.

2. Классификация доходов и расходов. Методы определения доходов и расходов.

3. Ставки налога. Определение налоговой базы, сроки и порядок уплаты налога.

Экономическая сущность налога на прибыль. Налогоплательщики. Объект налогообложения.

Налог на прибыль является федеральным прямым налогом. Его сумма находится в прямой зависимости от конечного результата организации. Однако доходы от его поступлений распределяются между бюджетами разных уровней. После НДС и акцизов налог на прибыль организаций занимает третье место.

Налог на прибыль организаций установлен главой 25 Налогового кодекса. По налогу на прибыль ведется налоговый учет (регламентируется ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»). Остальные налоги ведутся по данным бухгалтерского учета.

Организация обязана уплачивать налог на прибыль, если она является:

— российской фирмой, но если фирма работает по упрощенной системе или платит ЕНВД, то от налога на прибыль она освобождена;

— иностранной фирмой, которая имеет в России постоянные представительства.

С сумм выплачиваемых дивидендов, а также с доходов иностранных фирм, которые не имеют в России постоянных представительств, налог в бюджет пере- числяют организации, которые выплачивают соответствующие доходы (налого- вые агенты).

Не являются плательщиками налога на прибыль:

— организации, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход;

— организации, применяющие упрощенную систему налогообложения;

— организации, уплачивающие налог на игорный бизнес;

— организации, являющиеся плательщиками единого сельскохозяйственного налога.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Экономическая сущность налога на прибыль

Налогом на прибыль облагаются организации, осуществляющие в России предпринимательскую деятельность и имеющие объект налогообложения — прибыль.

При этом плательщиками налога признаются российские организации, а также иностранные организации, как осуществляющие свою деятельность в нашей стране через постоянные представительства, так и не осуществляющие в России такую деятельность через постоянные представительства, но получающие доходы от источников в Российской Федерации.

К российским организациям относятся организации, в том числе бюджетные, являющиеся по российскому законодательству юридическими лицами, включая созданные на российской территории предприятия с иностранными инвестициями.

Филиалы и другие обособленные подразделения организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный или текущий счет, также уплачивают налог на прибыль.

Плательщиками указанного налога являются также коммерческие банки различных видов, включая банки с участием иностранного капитала, получившие лицензию Банка России, Банка внешней торговли РФ, а также кредитные учреждения, получившие лицензию Банка России на осуществление отдельных банковских операций. При этом Центральный банк РФ и его учреждения признаются плательщиками налога только в части прибыли, полученной от осуществления деятельности, не связанной с выполнением ими функций, предусмотренных Федеральным законом о Банке России.

К числу плательщиков налога на прибыль относятся также филиалы банков и кредитных учреждений, имеющие отдельный баланс и корреспондентский субсчет или расчетный счет, включая филиалы иностранных банков — нерезидентов, получившие лицензию Банка России на проведение на российской территории банковских операций.

Плательщиками налога являются также предприятия, организации и учреждения — юридические лица по законодательству РФ, получившие лицензию на осуществление страховой деятельности, а также их филиалы, имеющие баланс с конечным финансовым результатом деятельности и расчетный или текущий счет.

Не являются плательщиками налога организации, деятельность которых подпадает под специальные режимы налогообложения, в том числе уплачивающие единый сельхозналог, единый налог на вмененный доход, переведение на упрощенную систему налогообложения, а также участвующие в соглашениях о разделе продукции .

Объектом обложения данным налогом является полученная налогоплательщиком прибыль.

Для определения прибыли российских организаций из полученных ими доходов необходимо вычесть расходы, связанные с получением этих доходов. При этом к вычету из доходов принимаются не любые, а только необходимые, обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком в указанных выше целях. При этом под обоснованными затратами в соответствии с российским налоговым законодательством понимается экономически оправданные расходы, оценка которых выражена в денежной форме и которые произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Документальное подтверждение затрат должно быть обеспечено документами, оформленными в соответствии с российским законодательством.

Необходимо также иметь в виду, что указанные затраты могут приниматься к вычету из доходов в тех налоговых или отчетных периодах, в которых они осуществлены налогоплательщиком в соответствии с проводимой им учетной политикой.

Для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в России через постоянные представительства, прибыль определяется как полученный через эти постоянные представительства доход, уменьшенный на величину произведенных ими расходов.

Объектом налогообложения для российских организаций является прибыль, полученная в налоговом периоде от источников как в Российской Федерации, так и за ее пределами, а для иностранных организаций — только от источников в Российской Федерации.

Прибыль представляет собой достаточно сложную структуру, включающую в себя сумму доходов от реализации товаров, работ, услуг или имущественных прав, а также внереализационных доходов, уменьшенных на сумму расходов, связанных с производством и реализацией, и на сумму внереализационных расходов.

К доходам в целях налогообложения относятся доходы от реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав, т.е. доходы от реализации, а также внереализационные доходы.

Доход от реализации для целей налогообложения представляет собой выручку от реализации товаров, работ и услуг как собственного производства, так и ранее приобретенных, а также выручку от реализации имущественных прав.

Выручка от реализации при этом определяется исходя из всех поступлений, выраженных в денежной или натуральной форме, и связанных с расчетами за реализованные товары, работы, услуги имущественных прав.

Все остальные полученные налогоплательщиком доходы, не связанные с поступлением средств от реализации, считаются внереализационными доходами.

Перечень этих доходов достаточно широк и полностью приведен в Налоговом кодексе. К внереализационным доходам налогоплательщика относятся доходы от долевого участия в других организациях, доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда штрафов, пеней или других санкций за нарушение договорных обязательств, а также суммы возмещения убытков или ущерба, доходы от сдачи имущества в аренду или субаренду.

Внереализационным доходом является также доход от продажи или покупки иностранной валюты. Он возникает в тех случаях, когда курс продажи или покупки оказывается выше или ниже официального курса иностранной валюты к рублю, установленного Банком России на дату перехода права собственности на иностранную валюту.

К указанной категории доходов относятся суммы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам.

Доходы в виде безвозмездно полученного имущества, работ, услуг или имущественных прав также относятся к внереализационным доходам.

К внереализационным доходам налоговое законодательство относит также средства, полученные в виде дохода прошлых лет, выявленного в отчетном периоде, а также ряд других доходов налогоплательщика.

Одновременно с этим налоговое законодательство установило достаточно широкий перечень доходов налогоплательщиков, не учитываемых при определении налоговой базы.

К таким доходам относится имущество, имущественные права, работы и услуги, полученные от других лиц в порядке предварительной оплаты товаров, работ и услуг теми налогоплательщиками, которые определяют доходы и расходы по методу начисления.

Не учитывается в составе доходов также имущество или имущественные права, полученные в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств. Кроме того, не учитывается имущество, имущественные или неимущественные права, имеющие денежную оценку, которые получены в виде взносов или вкладов в уставный капитал организации.

Средства и другое имущество, полученные в установленном законодательством порядке в виде безвозмездной помощи, а также имущество, полученное бюджетными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней, также не включаются в налоговую базу налогоплательщика.

Не включаются в состав доходов налогоплательщика средства или другое имущество, полученные по договорам кредита или займа, другие аналогичные средства или другое имущество независимо от формы оформления заимствований, а также суммы или другое имущество, полученные в погашение таких заимствований.

Не признается доходом для целей налогообложения имущество, полученное организациями в рамках целевого финансирования. При этом установлено, что организации, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, полученных или произведенных в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета указанные средства рассматриваются законодательством как подлежащие налогообложению с даты их получения.

К целевому финансированию российское налоговое законодательство относит, в частности, средства бюджетов всех уровней или государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, гранты, инвестиции, полученные при проведении инвестиционных конкурсов, а также полученные от иностранных инвесторов инвестиции на финансирование капитальных вложений производственного назначения при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения и некоторые другие средства .

При определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций или физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.

Наиболее крупными, подлежащими вычету из доходов, являются расходы, связанные с производством и реализацией. Указанные расходы подразделяются на несколько групп.

Первая группа включает материальные и приравненные к ним расходы. Здесь следует выделить прежде всего затраты налогоплательщика на приобретение сырья и материалов, используемых в производстве товаров или являющихся необходимым компонентом при производстве товаров, выполнении работ и оказании услуг, на приобретение топлива, воды и энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку всех видов энергии, расходы на отопление зданий, на приобретение и на выполнение собственными силами работ и услуг производственного характера и ряд других затрат организаций.

Стоимость товарно-материальных ценностей, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения, включая уплаченные комиссионные вознаграждения, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и другие затраты, связанные с приобретением товарно-материальных ценностей. При этом из суммы материальных расходов должна быть вычтена стоимость возвратных отходов.

К материальным расходам приравниваются потери от недостачи или порчи при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей в пределах утвержденных норм естественной убыли, технологические потери при производстве или транспортировке, а также расходы на горноподготовительные работы при добыче полезных ископаемых.

Определяя размер расходов при списании сырья и материалов на производство, организация-налогоплательщик может использовать один из следующих методов оценки сырья и материалов:

по стоимости единицы запасов;

средней себестоимости;

себестоимости первых по времени приобретений (ФИФО);

себестоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).

Применение того или иного способа зависит от принятой организацией учетной политики для целей налогообложения .

Вторую группу расходов на производство и реализацию составляют расходы на оплату труда. В состав указанных расходов включаются любые предусмотренные нормами российского законодательства, трудовыми договорами или коллективными договорами начисления работникам в денежной или натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, а также расходы, связанные с содержанием этих работников.

Третью группу расходов представляют суммы начисленной налогоплательщиком амортизации. При этом налоговое законодательство дает исчерпывающий перечень амортизируемого имущества, которое распределено по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. При этом срок полезного использования устанавливается налогоплательщиком самостоятельно с учетом утверждаемой Правительством Р Ф классификации основных средств.

Расходы по обязательным видам страхования включаются в состав расходов в пределах утвержденных страховых тарифов, а при их отсутствии — в размере фактических затрат. Расходы по указанным видам добровольного страхования включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат.

Последняя, самая многочисленная по перечню группа расходов объединяет все расходы, связанные с производством и реализацией, не вошедшие в другие группы, и поэтому названа прочими расходами. Характеризуя эту группу, следует подчеркнуть, что отдельные виды расходов, хотя они и связаны непосредственно с затратами на производство и реализацию, для целей налогообложения могут быть вычтены из полученных доходов только в пределах утвержденных в установленном порядке лимитов, норм и нормативов, а по некоторым расходам — при соблюдении определенных условий, в пределах норм, утвержденных Правительством РФ.

Особый порядок отнесения на производство и реализацию продукции установлен в отношении представительских затрат, связанных с коммерческой деятельностью организаций, расходов на отдельные виды рекламы, а также затрат на подготовку и переподготовку кадров и некоторых других видов затрат.

К представительским расходам налоговое законодательство относит расходы налогоплательщика на официальный прием или обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления или поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров или другого руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий.

Особую группу расходов составляют обоснованные затраты налогоплательщика, не связанные с производством и реализацией. Они получили название внереализационных расходов.

Такие расходы включают в себя уплату процентов по долговым обязательствам, в том числе проценты, начисленные по ценным бумагам, эмитированным налогоплательщиком, затраты в виде отрицательной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, затраты, связанные с консервацией и расконсервацией и содержанием законсервированных производственных мощностей и объектов, судебные расходы, арбитражные сборы и ряд других затрат налогоплательщика.

Российское налоговое законодательство установило широкий перечень расходов, не учитываемых в целях налогообложения и осуществление которых должно производиться за счет прибыли, остающейся после уплаты налога на прибыль организаций. В частности, при определении налоговой базы не учитываются начисленные налогоплательщиком дивиденды, а также пени, штрафы и другие санкции, перечисленные в бюджет или в государственные внебюджетные фонды, штрафы и другие санкции, взимаемые государственными организациями, которым предоставлено право их наложения.

Налоговая база по налогу на прибыль организаций представляет собой денежное выражение подлежащей налогообложению прибыли, определяемой в виде разницы между доходами и принимаемыми к вычету расходами.

При определении налоговой базы подлежащая налогообложению прибыль определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. Если в налоговом или отчетном периоде налогоплательщиком получен убыток, налоговая база данного налогового или отчетного периода признается равной нулю. Вместе с тем налогоплательщику предоставлено право уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на сумму полученного им в предыдущем (или предыдущих) налоговом периоде убытка.

Формирование налоговой базы организации-налогоплательщика в существенной степени зависит от применяемой им учетной политики.

Налоговое законодательство предусматривает для налогоплательщика возможности использования двух методов учета поступающей выручки и произведенных затрат при исчислении налога на прибыль.

Первый метод — это кассовый метод. Согласно этому методу налогоплательщик учитывает доходы по состоянию на дату поступления средств на счет кредитной организации или в кассу организации, поступления другого имущества или имущественных прав, а расходы — после их фактической оплаты.

Организации имеют право на определение даты получения дохода или осуществления расхода по кассовому методу только в том случае, если в среднем за предыдущие 4 квартала сумма выручки от реализации товаров, работ и услуг этих организаций без учета НДС не превысила 1 млн руб. за каждый квартал. При отсутствии этого условия организации обязаны применять метод начисления. Суть его состоит в том, что доходы и расходы отражаются в том отчетном периоде, в котором они имели место независимо от фактического поступления денежных средств, другого имущества или имущественных прав, а также независимо от времени фактической выплаты денежных средств или другой формы оплаты расходов, а по сделкам, длящимся более одного отчетного или налогового периода, — исходя из принципа равномерного и пропорционального формирования доходов и расходов .

Датой получения дохода для целей налогообложения в этом случае считается дата реализации товаров, работ и услуг, а также имущественных прав. Примерно такой же порядок установлен для определения даты получения дохода для внереализационных доходов. Такой датой может являться дата подписания сторонами акта приема-передачи имущества, приемки сдачи работ, услуг (для доходов в виде безвозмездно полученного имущества, работ и услуг); дата расчетов или предъявления налогоплательщиком документов в соответствии с условиями заключенных договоров (для доходов от сдачи имущества в аренду, в виде лицензионных платежей за пользование объектами интеллектуальной собственности) и т.д.

Амортизация и расходы на оплату труда признаются в качестве расхода ежемесячно исходя из суммы начисленной амортизации и начисленных расходов на оплату труда. Расходы на ремонт основных средств считаются произведенными в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены вне зависимости от их оплаты.

Российским налоговым законодательством установлены определенные особенности формирования доходов и расходов и соответственно налоговой базы по отдельным видам предпринимательской деятельности. Так, например, в доходы банков кроме доходов, предусмотренных для всех налогоплательщиков, дополнительно включаются доходы от банковской деятельности. К этим доходам относятся, например, поступления в виде процентов от размещения денежных средств, предоставления кредитов и займов, а также от инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассового обслуживания клиентов.

В доходы банков включаются также средства в виде платы за открытие и ведение банковских счетов клиентов, осуществление расчетов по их поручению, оформление и обслуживание платежных карт и других специальных средств, предназначенных для совершения банковских операций.

Определение доходов и расходов и соответственно налоговой базы страховых организаций также имеет свои особенности, вызванные спецификой страховой деятельности. Кроме доходов, предусмотренных для всех налогоплательщиков, к доходам этих организаций относится ряд дополнительных доходов от осуществления страховой деятельности.

Негосударственные пенсионные фонды также имеют соответствующие особенности определения доходов и расходов и формирования налоговой базы. Их доходы сверх доходов, обычных для всех российских налогоплательщиков, дополнительно включают доходы, по лученные от размещения пенсионных резервов, и доходы, полученные от уставной деятельности фондов. Указанные специфические для фондов два вида доходов определяются каждый отдельно.

Налоговым периодом по налогу на прибыль является календарный год, а отчетными периодами являются I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года. Все налогоплательщики, за исключением иностранных организаций, не имеющих в России постоянного представительства, рассчитывают сумму налога по итогам налогового периода самостоятельно.

По итогам деятельности за каждый отчетный или налоговый период налогоплательщики обязаны исчислить сумму авансового платежа исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного или налогового периода. Сумма авансовых платежей определяется с учетом ранее начисленных в данном отчетном налоговом периоде сумм авансовых платежей. В течение отчетного периода налогоплательщики уплачивают ежемесячные авансовые платежи равными долями в размере 1/3 подлежащего уплате квартального авансового платежа за квартал, предшествующий кварталу, в котором производится уплата ежемесячных авансовых платежей.

По истечении налогового периода подлежащий уплате налог должен быть уплачен налогоплательщиком не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций, т.е. до 28 марта следующего года. Авансовые платежи по итогам отчетного периода должны быть уплачены налогоплательщиком не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций, т.е.28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Ежемесячные авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком не позднее 28-го числа каждого месяца данного отчетного периода.

Все налогоплательщики вне зависимости от наличия у них обязанности по уплате налога или авансовых платежей по нему обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации.

Сущность и принципы налогообложения. Система налогов

Мощное воздействие на экономическую динамику оказывает расходная часть бюджета, которая в свою очередь зависит от доходных механизмов бюджета. Налоги образуют основную часть доходной части государственного и местных бюджетов. Отсюда следует приоритетное внимание любого государства к формированию налоговой системы и налоговой политики. Величина налоговой ставки и общая масса изымаемых в госбюджет ресурсов оказывает непосредственное влияние на динамику социально–экономического развития общества.

Налог – это принудительно изымаемые государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций. Сборы эти производятся на основе государственного законодательства.

Использование налогов в качестве инструмента централизованного воздействия на экономическое развитие государства имеет длительную историю по мере развития товарно–денежных отношений. Первый денежный поголовный налог на граждан был введен еще в Римской империи во II веке. Развитие обмена и экономической цивилизации сопровождается вытеснением налогами других видов платежей, в том числе натуральных.

В современных условиях налоги выполняют следующие функции:

Ø фискальную – формирование ресурсов государства, территорий (штатов, республик) и местных органов власти для финансирования соответствующих расходов. Данная функция призвана способствовать огосударствлению части национального дохода и созданию материальных основ функционирования государства;

Ø распределительную – перераспределение доходов между государственным и местными бюджетами, распределение налогового бремени между социальными группами;

Ø регулирующую – избирательное изменение налоговых ставок, позволяющее целенаправленно воздействовать на темпы экономического роста, структурную перестройку общественного производства, накопление денежного капитала, инфляцию, движение инвестиций, занятость, формирование совокупного платежеспособного спроса;

Ø контрольно-учетную – учет использования экономических ресурсов, доходов фирм и домохозяйств, объемов производства, направления и размеров движения финансовых потоков;

Ø стимулирующую – снижение налоговых ставок, введение льгот, способствующих созданию предпосылок для повышения деловой активности (увеличение необходимых объемов производства, его обновление, увеличение инвестиций, накоплений, проведение НИОКР), поощрения отдельных видов предпринимательства, привлечения и перемещения иностранных инвестиций;

Ø ограничительную – сдерживание развития или размещения производства некоторых видов продукции, защита определенных отраслей посредством ограничения импорта товаров.

Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения и взимания образует налоговую систему. С изменением форм государственного устройства меняется и налоговая система, которая может быть двух– или трехзвенная. Например, в Германии и США она действует на государственном, региональном и местном уровнях.

Принципы, которым должна отвечать налоговая система по А. Смиту, включают нейтральность, справедливость и простоту расчета. (Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М.: Соцгиз, 1935. Т. 2. С. 341–343). Эти принципы не утратили своей значимости до настоящего времени. Нейтральность налоговой системы заключается в обеспечении равных налоговых стандартов для налоговых плательщиков. К сожалению, в странах с переходной экономикой этой нейтральности практически не существует. Широкая дифференциация налогов, разнообразие льгот отраслям и фирмам дискредитируют общество и подрывают экономическую стабильность.

Принцип справедливости предусматривает возможность равноценного изъятия налоговых средств у различных категорий физических и юридических лиц, не ущемляя интересов каждого плательщика и в то же время обеспечивая достаточными средствами бюджетную систему.

Принцип простоты предполагает построение налоговой системы с использованием набора таких функциональных инструментов определения облагаемого дохода, налоговой ставки и величины налога, которые понятны и налогосборщикам, и налогоплательщикам.

В странах с федеральным устройством при формировании налоговой системы широко используется принцип равномерного распределения налогового бремени по отдельным регионам и субъектам федерации.

Количественно уровень налогового бремени можно представить отношением суммы налогов на душу населения к платежеспособности, или суммы налога, оставшейся после уплаты налога, к платежеспособности.

где – средняя сумма налогов на душу населения;

ДH – доход населения после уплаты налогов;

ПН – платежеспособность населения.

Можно исчислять уровень налогового бремени по доле налогов в валовом внутреннем продукте:

где К» нал.брем. – коэффициент или уровень налогового бремени;

Н – сумма налогов;

ВВП – валовой внутренний продукт.

Последний метод позволяет осуществлять сравнительные сопоставления налоговых нагрузок отдельных стран. А поэтому он рекомендуется международной организацией ЮНЕСКО.

Методы построения и взимания налогов, их элементы определяются соответствующими законодательными актами. Среди элементов налогообложения выделяют:

· субъект налога – это плательщик налога, юридическое или физическое лицо, на которое законодательно возложена обязанность платить налог;

· носитель налога – лицо, фактически уплачивающее налог. Выделение этого элемента объясняется тем, что налоговое бремя иногда фактически перекладывается с субъекта налога на потребителя продукции через механизм цен (при уплате налога на добавленную стоимость, акциза и др.). Часто субъект и носитель налога совпадают;

· объект налога – это доход или имущество, с которого начисляется налог (прибыль и доход; стоимость определенных товаров; добавленная стоимость на продукцию, работы, услуги; имущество юридических и физических лиц; передача имущества (дарение, наследование); операции с ценными бумагами и т.д.);

· источник налога – это доход субъекта, за счет которого уплачивается налог (прибыль, заработная плата, процент, рента);

· единица обложения – единица измерения с объекта налога (рубли, метры, литры и пр.);

· ставка налога – величина налога на единицу обложения объекта или устанавливается в твердом размере (абсолютная сумма на единицу обложения). Различают предельные, средние, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки. Предельная налоговая ставка – это доля дополнительного (облагаемого) или приростного дохода, которую приходится выплачивать в виде налога. Средняя налоговая ставка – общая сумма выплачиваемого налога по отношению к общему размеру облагаемого налогом дохода. Это налоговая ставка на весь облагаемый налогом доход. Налоговая ставка считается прогрессивной, если ее средняя ставка повышается по мере возрастания дохода; регрессивной, если средняя ставка понижается по мере роста дохода; пропорциональной, если средняя ставка остается неизменной независимо от размеров дохода;

· методы взимания налогов – кадастровый (предполагает использование кадастра (реестра), который содержит перечень типичных объектов (земли, домов и т.д.), классифицируемых по внешним признакам и устанавливает среднюю доходность объекта обложения; изъятие налога до получения владельцем дохода (подоходный налог с физических лиц); изъятие налога после получения дохода (налогоплательщик подает в налоговую инспекцию декларацию, т.е. официальное заявление о полученных доходах, а налоговые органы, исходя от величины объекта обложения и действующих ставок, устанавливают размер налога).

Существует несколько классификаций налогов. В зависимости от способа взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги – это платежи, взимаемые непосредственно с лиц и выплачиваемые с их дохода. Источником таких налогов являются прибыль, дивиденды, проценты, наследство и пр. К прямым налогам относятся: подоходный налог с юридических лиц на прибыль корпорации, налог на доход от денежного капитала и на доход от сбережений, налог на капитал и собственность (имущественный, на личное состояние, на наследство и дарение, на прирост капитала), подоходный налог с физических лиц.

Косвенные налоги выплачиваются опосредованно через цены товаров и услуг в момент их приобретения. Они устанавливаются на товары массового потребления, услуги транспорта, сферы обслуживания. Их преимущество состоит в том, что взимаемые суммы берутся в удобное для плательщика время и наиболее удобным способом. Однако косвенные налоги включаются в состав издержек производства и прибавляются к ценам на товары и услуги. В связи с этим повышаются цены и налоги перекладываются в зависимости от степени эластичности спроса и предложения на данный товар, на конечного потребителя. Основные косвенные налоги – это налоги на потребление (НДС, налог с продаж, акцизы), фискальные монопольные налоги и таможенные налоги.

Для того чтобы дать оценку справедливости и равенства взимания налогов с налогоплательщиков, в странах с рыночной экономикой используется понятие прогрессивности налогообложения, т.е. отношения суммы, взимаемой в виде налога с дохода, к величине дохода. В связи с этим в системе налогообложения выделяют: пропорциональный (указывает на то, что абсолютная сумма налога пропорциональна доходу работника), регрессивный (означает рост налога в процентном отношении по мере снижения дохода работника) и прогрессивный (указывает на то, что в процентном отношении налог устанавливается тем выше, чем выше доход) налоги.

По сфере распространения налоги делятся на общегосударственные и местные. К общегосударственным относят налоги, поступающие в государственный бюджет и формирующие его на 85–90% (налоги на экспорт и импорт, таможенные пошлины, большая часть налога на прибыль и доходы). К местным налогам относятся налоги, поступающие в местные бюджеты, формирующие его в среднем на 70 % (земельный налог, налог с владельцев строений, часть налога на добавленную стоимость, на доходы и прибыль).

С точки зрения использования поступивших средств выделяют общие и специфические налоги. Общие налоги не имеют конкретного назначения в плане их использования. Они идут на финансирование капитальных и текущих затрат как государственного, так и местного бюджета. Специфические предназначены для использования их в строго определенных целях (Чрезвычайный налог по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, отчисления в пенсионный фонд и пр.).

Достаточно большую часть взимаемых налоговых сумм дает подоходное налогообложение. Подоходный налог взимается с физических и юридических лиц, является функцией располагаемого дохода и носит прогрессивный характер. Данным видом налога облагается не весь валовой доход плательщика (совокупный доход из различных источников), а только облагаемый доход, полученный после законодательно оговоренных вычетов из него. К вычетам относят производственные, рекламные, командировочные, транспортные и некоторые другие расходы, а также ряд налоговых льгот (необлагаемый минимум, скидка с доходов лиц, имеющих иждивенцев, инвалидов, пособия по социальному страхованию и социальному обеспечению, алименты, пенсии и т.д.).

Подоходный налог с физических лиц относится к прогрессивным налогам: налоговая ставка растет по мере роста дохода. Объектом обложения является личный доход граждан, скорректированный с учетом вычетов. К последним относятся ряд налоговых льгот (пособия по социальному страхованию и социальному обеспечению, пенсии, алименты, льготы, оговоренные в законе) и индексация необлагаемого минимума. В настоящее время происходит переход к прогрессивному налогообложению совокупного дохода граждан на основе всеобщего декларирования доходов.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 20 декабря 1991 г. «О налогах и сборах в бюджет Республики Беларусь» предприятия независимо от форм собственности облагаются следующими видами налогов.

Подоходный налог с юридических лиц (налог на прибыль и доходы). Он носит прогрессивный характер и является прямым налогом. Облагаемый доход формируется после вычета из валового дохода предприятия производственных, транспортных, рекламных, командировочных затрат. Кроме того, к вычетам относят необлагаемый минимум, льготы предприятиям в виде ускоренной амортизации и некоторые другие. Субъектами налога на доходы и прибыль являются все предприятия. Этот налог ориентирует на выполнение стимулирующей функции системы налогообложения.

Налог на добавленную стоимость (НДС) – второй по значимости налог. Он является сравнительно новой формой обложения и влияет на экономическое поведение производителей и потребителей. Добавленная стоимость включает заработную плату, амортизацию, прибыль, процент за кредит, расходы на электроэнергию. НДС – косвенный налог, включаемый в оптовую цену, в результате чего плательщиком его является покупатель. В связи с этим он носит регрессивный характер для конечного потребителя. Ставки НДС колеблются от 10 до 20 %.

Акцизом облагается продукция, имеющая по своей специфике монопольные цены и устойчивый спрос. Это косвенный налог, который включается в цену товара, увеличивая ее. По способу изъятия акцизы делятся на индивидуальные (на табачные, винно–водочные изделия, бензин и пр.) и универсальные (налог с оборота). Объектом обложения является выручка от реализации продукции, носителем акциза –покупатель. Акцизные ставки дифференцируются по видам товаров. Налог на недвижимость относится к прямым налогам и уплачивается за пользование производственными и непроизводственными фондами, объектами нового и незавершенного производства. Бюджетные организации данным видом налога не облагаются.

Экологический налог взимается с предприятий за объем добычи природных ресурсов и выбросы в окружающую среду загрязняющих веществ. Налог дифференцируется в зависимости от размера превышения объемов добычи и выбросов сверх установленных лимитов и может взиматься в трех– или пятикратном размере.

Следует отметить, что налоговые системы развитых стран, построенные с учетом основополагающих принципов, предполагают широкое применение стимулирующих льгот. Важнейшими из них являются инвестиционный налоговый кредит, ускоренная амортизация, скидка на истощение недр при добыче природных ресурсов и ряд других. Инвестиционный кредит по существу представляет косвенное финансирование государством капитальных вложений частного предпринимательства за счет освобождения от уплаты налога на период окупаемости капиталозатрат. В основном он рассчитан на внедрение инновационных технологий, замену устаревшего оборудования, производство конкурентоспособных изделий. Сумма льгот, рассчитанных в процентном отношении к стоимости оборудования, вычитается из суммы налога, а не из облагаемого налогом дохода. Это уменьшает стоимость вновь закупаемого оборудования на величину скидки.

При ускоренной амортизации государство разрешает списывать амортизацию в масштабах, существенно превышающих реальный износ основного капитала. По сути, это не что иное, как налоговая субсидия предпринимателю. Повышение амортизационных отчислений уменьшает сумму прибыли, облагаемой налогом, а это ускоряет оборот основного капитала.

Налоговая система, построенная с учетом налоговых льгот и рациональных налоговых ставок, обеспечивает действие стимулирующей функции развития производства и увеличения налоговой базы. Напротив, неоправданное увеличение ставок создает условия снижения объемов производства и «ухода» от уплаты налогов.

Примером крупномасштабных мероприятий по стимулированию общей экономической конъюнктуры может служить крупное снижение налоговых ставок в начале 80–х годов XX в. в США. Теоретическим обоснованием этой программы стали расчеты американского экономиста А. Лаффера, доказавшего, что снижение налоговых ставок до предельной оптимальной величины способствует подъему производства и росту доходов. Согласно рассуждениям А. Лаффера, чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы корпораций снижает у них стимулы к капиталозатратам, тормозит НТП, замедляет экономический рост. Графическое отображение зависимости между доходами бюджета и динамикой налоговых ставок получило название «Кривой Лаффера» (рис. 5.1).

На рисунке по оси ординат отложены налоговые ставки R, по оси абсцисс – поступления в бюджет V. При увеличении ставки налога R доход государства в результате налогообложения V увеличивается.

Оптимальный размер ставки R1 (оптимальным считается налоговое изъятие 30–40% прибыли, но не более 50%) обеспечивает максимальные поступления в государственный бюджет V1. При дальнейшем повышении налогов стимулы к труду и предпринимательству падают, а при 100 % налогообложении доход государства равен нулю, так как никто не хочет работать, не получая дохода. Следовательно, повышение или понижение налоговых ставок оказывает тормозящее или стимулирующее воздействие на динамику социально–экономического развития общества, что должно учитывать государство в налоговой политике. Налоговая система любого государства по своей сути не статична, а довольно динамична. Она периодически пересматривается и реформируется. Это объясняется тем, что правительства используют налоги как инструмент регулирования и разрабатывают целостный налоговый механизм, воздействующий на процессы формирования, распределения и использования налогов, организацию регулирования экономическими процессами на микро– и макроуровне. С целью реализации налоговой политики правительства выбирают формы налогового воздействия, которые подразделяются на прямые и косвенные, стимулирующие и сдерживающие.

Кроме того, правительства используют широкий арсенал методов налогового регулирования экономики на микро– и макроуровне, среди которых можно выделить методы, связанные:

· с видами, ставками, структурой налогов (введение новых или повышение ставок действующих налогов; манипулирование величиной ставок налогов на определенной территории или в течение определенного периода времени; изменение структуры налогов; использование прогрессивной системы налогообложения; дифференциация ставок налогов по отраслям и видам производств; использование разнообразных систем подоходного обложения корпораций);

· с льготами и скидками, в том числе поощряющими деловую активность, стимулирующими миграцию капитала, развитие экспортного производства, предпринимательства, НИОКР и пр. (льготы и скидки на личные доходы налогоплательщиков; система ускоренной амортизации; инвестиционный налоговый кредит; льготы по отдельным отраслям и компаниям, скидки на прибыль малого бизнеса и убыточных предприятий, вычеты из налоговой базы расходов по НИОКР, льготы при обложении доходов от прироста капитала; льготы, стимулирующие частные инвестиции в акции, льготы предприятиям, создающим рабочие места; льготы иностранным инвесторам в «оффшорных зонах», налоговых гаванях и пр.);

· с гармонизацией и унификацией национальных налоговых систем (унификация ставок по ведущим видам .налогов, структур налогообложения).

Налоговая система Беларуси, соответствующая условиям рыночной экономики, находится в стадии формирования. Это воплощается в подборе ведущих форм и видов налогов, определении ставок, отработке структуры общереспубликанских и местных налогов, определении функциональной направленности налогообложения, апробации различных форм и методов налогового регулирования и пр.

В соответствии с действующим Законом «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» к налогам относятся: НДС, акцизы, налог на прибыль и доходы, платежи за пользование природными ресурсами (экологический налог), налог на недвижимость, таможенные пошлины и сборы, плата за землю, государственная пошлина и сборы, чрезвычайный налог.

Доходы местных бюджетов областей и г. Минска формируются за счет поступлений налога на прибыль предприятий и организаций коммунальной собственности, общественных организаций, потребительской кооперации, колхозов, кооперативов и других хозяйств, налога на недвижимость, уплачиваемый предприятиями коммунальной собственности и юридическими лицами, госпошлин, подоходного налога с граждан, НДС, акцизов, платы за землю, налога за пользование природными ресурсами, лесного дохода.

Налогообложение в нашей стране выполняет главным образом фискальную функцию и направлено на расширение бюджетных поступлений. В связи с этим налоговой системе характерны высокие налоговые ставки и общий уровень налоговых изъятий с производств различных форм хозяйствования и преобладание косвенной формы налогообложения. В 1999 г. налог на прибыль предприятий составлял 25 %, на доходы – от 15% до 60%, подоходный налог с граждан – от 9 % до 30 %, НДС – 20 % и т.д. Фискальную функцию в основном выполняют такие косвенные налоги, как НДС и акцизы (согласно статистическим данным этого же года они составляли в бюджете 44,9 %).

Однако в условиях высокой инфляции эффективность косвенной формы обложения резко снижается. Кроме того, при товарном дефиците преобладание косвенных налогов обусловливает возникновение негативных последствий. Косвенные налоги способствуют повышению цен, усугубляют инфляционные процессы, стимулируют процесс переложения налогов с производителей товаров на конечных потребителей. Такая ситуация предопределяет необходимость реформирования системы налогообложения, приоритетными направлениями которого являются усиление роли подоходного налогообложения, снижение ставок налогов по ведущим видам налогов и прогрессивности налогообложения, льготирование определенных видов деятельности, продукции.

Сущность налога и налоговой системы

Под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.

Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей (далее — налоги), а также форм и методов их построения образует налоговую систему. Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость произведенных товаров и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами. В России основы налоговой системы закреплены в Налоговом кодексе РФ.

Виды и группы налогов

Налоги бывают двух видов. Первый вид — налоги на доходы и имущество: подоходный налог с физических лиц; налог на прибыль предприятий (корпораций, фирм); налог на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налоги на перевод прибыли и капитала за рубеж и др. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.

Второй вид — налога на товары и услуги: налог с продаж, который в большинстве развитых стран в настоящее время заменен налогом на добавленную стоимость (НДС); акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); налог на наследство, на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и др. Эти налоги называют косвенными. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. В России примерно одна половина налоговых сборов приходится на прямые налоги, другая — на косвенные.

Основные налоги

1. Подоходный налог с физических лиц (налог на личные доходы) является вычетом из доходов (обычно годовых) налогоплательщика — физического лица. Платежи осуществляются в течение года, но окончательный расчет производится в конце его. Налоговые системы разных стран, будучи в основном схожими, имеют свои собственные наборы налоговых ставок и изъятий из налогообложения, налоговых кредитов и сроков выплат. Обычно подоходный налог взимается по прогрессивной ставке, повышающейся по мере роста дохода налогоплательщика. Высшие ставки подоходного налога в развитых странах колеблются от 30 до 70%. Самый высокий уровень подоходного налога — в Швеции. В России минимальная ставка этого налога составляет 12%, максимальную предполагается повысить до 45%.

В последние десятилетия заметна тенденция понижения ставок подоходного налога в мире. Тем не менее в развитых странах физические лица расходуют весьма существенную часть своего дохода на выплату этого налога. Подоходный налог с физических лиц в этих странах, в отличие от России, является главной составляющей бюджетных доходов.

2. Налог на прибыль предприятий, организаций (фирм, корпораций) взимается в случае, если они признаются юридическими лицами. Однако для некоторых фирм в мелком бизнесе делается исключение: они признаются юридическими лицами, но налоги платят не они, а их владельцы через индивидуальный подоходный налог.

Налог на прибыль предприятий (корпоративный налог) составляет основную часть их налоговых выплат. Обложению налогом подлежит прибыль, чистый доход (валовая выручка за вычетом всех расходов и убытков). В России ставка этого налога близка к той, что действует в ведущих развитых странах — до 35%.

Налогообложение той части прибыли, которая подлежит распределению между акционерами (пайщиками) в виде дивидендов, в разных странах осуществляется по-разному. Полученные дивиденды подпадают под действие подоходного налога с физических лиц, в результате чего одна и та же сумма может дважды облагаться налогом: вначале корпоративным налогом как часть прибыли, а затем подоходным налогом с физических лиц как распределяемая прибыль, которая превращается с точки зрения налогообложения в доход акционеров. В результате возникает так называемое двойное налогообложение. Оно имеет место и в других случаях.

В зависимости от подхода к двойному налогообложению распределяемой прибыли национальные системы взимания налога на прибыль предприятий можно сгруппировать следующим образом:

• классическая система, при которой распределяемая часть прибыли облагается вначале налогом на прибыль предприятий, а затем личным подоходным налогом (Бельгия, Нидерланды и Люксембург, США, Швеция, Швейцария, а также Россия);

• система снижения налогообложения на уровне компании, при которой распределяемая прибыль либо облагается по более низкой ставке корпоративного налога (Австрия, Германия, Япония), либо частично освобождается от налогообложения (Испания, Финляндия);

• система снижения налогообложения на уровне акционеров, при которой либо акционеры частично освобождаются от уплаты подоходного налога на получаемые ими дивиденды независимо от того, удержан или не удержан корпоративный налог с распределяемой прибыли (Австрия, Дания, Канада, Япония); либо налог, уплаченный компанией с распределяемой прибыли, частично засчитывается при налогообложении акционеров (Великобритания, Ирландия, Франция);

• система полного освобождения распределяемой прибыли от корпоративного налога на уровне фирмы (Греция, Норвегия) или акционеров (Австралия, Италия, Финляндия).

3. Социальные взносы (социальные налоги) охватывают взносы предприятий на социальное обеспечение и налоги на заработную плату и рабочую силу. Они представляют собой выплаты, которые осуществляются частично самими работающими, частично — их работодателями. Они направляются в различные внебюджетные фонды: по безработице, пенсионный и т.д. Государство также принимает участие в финансировании этих фондов. Налоги на фонд заработной платы и рабочую силу выплачиваются только работодателями. В России взносы предприятий в государственные внебюджетные фонды составляют около 39,5% от их затрат на заработную плату.

4. Поимущественные налоги — это налоги на имущество, землю и другую недвижимость, дарения и наследство. Размер этих налогов определяется задачей перераспределения богатства. В некоторых странах такие налоги включаются в акцизные сборы, взимаемые при совершении сделок.

5. Налоги на товары и услуги, прежде всего таможенные пошлины и сборы, акцизы, налог с продаж и налог на добавленную стоимость. Последний схож с налогом с продаж, при котором всю его тяжесть несет конечный потребитель. Налогоплательщики, которые в процессе работы добавляют стоимость к поступившим в их распоряжение предметам труда, облагаются налогом с этой добавленной стоимости. Но каждый налогоплательщик включает эту сумму в цену своего товара, который движется по цепочке вплоть до конечного потребителя. В России используется несколько упрощенная, так называемая косвенная модель исчисления добавленной стоимости, т.е. не прямо с величины добавленной стоимости, рассчитать которую непросто, а исходя из величины реализации произведенной продукции за минусом закупленных сырья, материалов, полуфабрикатов и т.д.

Налог на добавленную стоимость взимается в России (по стандартной ставке 20%) и почти во всех развитых странах по основной (стандартной) ставке, которая колеблется, например, в ЕС, вокруг 15%. Однако по некоторым товарам и услугам НДС не взимается, а по другим взимается по повышенной или пониженной ставке. В большинстве регионов России взимается и налог с продаж (по ставке до 5%) с ряда товаров и услуг. В некоторых регионах России начал действовать единый налог на вмененный доход. Его плательщиком является малый бизнес в сфере услуг. Налог уплачивается раз в квартал в размере 20% от предполагаемого будущего налога.

Экономическая сущность налогов

Понятие и возникновение налогов

Определение 1

Налоги — это обязательные платежи, которые выплачивают налогоплательщики (физические и юридические лица) в пользу государства по установленной законодательством ставке.

Налоги по своей сущности являются необходимым звеном общественных экономических отношений начиная с момента становления государственности. Развитие и преобразование форм государственного строя неизменно сопровождается изменениями в налоговой системе.

На современном этапе развития общества налоги представляют основную форму государственных доходов. Кроме данной исключительно финансовой функции налогов, механизм налогообложения применяется с целью экономического воздействия государственных структур на общественное производство, конкретнее на его структуру, динамику, а также на состояние научно-технического прогресса.

Возникновение налогов связано с появлением товарного производства, а также с классовым разделением общественности.

Сущность налогов и налогообложения с экономической и юридической точек зрения

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Налоги с экономической точки зрения представляют собой инструменты фискальной политики государства и одновременно являются методом косвенного регулирования на макроуровне важных экономических процессов.

Налоговые отношения с точки зрения юридической – это система таких специфических обязательств, которые с одной стороной представлены государством, а с другой стороны субъектами налогообложения, на которых возлагается обязанность осуществлять налоговые платежи в бюджет государства в соответствии с его действующим налоговым законодательством.

Обычно принято выделять два ключевых направления, регулирующих уровень доходности государства по налогообложению:

Первое направление состоит в накоплении налоговых платежей и тем самым формировании части бюджета. Второе направление — стимулирование определенных отраслей экономики и видов экономической деятельности. В этом направлении проявляется регулирующая функция налогов.

Налоговая система Российской Федерации представлена общей совокупностью сборов, налогов, пошлин и прочих обязательный платежей, которые взимаются с налогоплательщиков (физлиц и юрлиц) в установленном законодательством порядке.

Систему сущностных налоговых характеристик представим на рисунке.

Основные функции налогов

  1. Функция фискальная. Данная функция обеспечивает формирование финансов государства нужных для реализации его социальной, бюджетной и прочих программ, а также необходимая для возможности существования институтов государства.
  2. Функция экономическая (социальная). Данная функция предназначается для справедливого социального перераспределения доходов по намеченным социально-экономическим приоритетам и уровню значимости субъектов. Таким образом данная функция отражает инструмент косвенного регулирования экономической системы.
  3. Функция регулирующая. Данная функция раскрывается в том, что налоги представляют собой инструмент влияния на систему воспроизводства (замедляя его темпы или наоборот стимулируя накопление капитала, платежеспособный спрос и т.д.).
  4. Функция контроля. Эта функция заключается в осуществлении контроля государством при помощи налогов доходов и расходов налогоплательщиков.

Для наглядности функции налогов отразим на рисунке.

Принципы российского налогообложения

Всеобщность – налоги охватывают все экономические субъекты, которые получают доходы.

Стабильность — устойчивость во времени налоговых ставок и видов налогов.

Равнонапряженность – обеспечение равного уровня нагрузки субъектов с одинаковыми доходами.

Обязательность — неизбежность выплаты налога в добровольном или принудительном порядке.

Социальная справедливость (горизонтальная и вертикальная) – обеспечение государством установления ставок налогообложения и налоговых льгот так, чтобы они ставили всех налогоплательщиков приблизительно в равные условия.