Тактическая подготовка

Основные формы, принципы и методы тактической подготовки.

Занятия по пожарно-тактической подготовке должны проводиться с целью формирования и совершенствования у личного состава подразделений пожарной охраны навыков проведения боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС в составе отделения и караула, а также совершенствования пожарно-тактических знаний и практических навыков начальствующего состава подразделений пожарной охраны по управлению боевыми действиями по тушению пожаров и ликвидации ЧС.

Практические занятия по пожарно-тактической подготовке с выездом на объекты района (подрайона) выезда подразделения пожарной охраны должны проводиться начальником подразделения пожарной охраны или его заместителем, а начальник караула, командир отделения должны выступать в роли руководителя тушения пожара.

Перечень объектов, подлежащих ОТИ, определяют начальник гарнизона и начальник подразделения пожарной охраны, отдавая при этом приоритет пожаровзрывоопасным объектам и объектам с массовым пребыванием людей.

В объектовых подразделениях пожарной охраны тематический план должен предусматривать проведение не менее 80% практических занятий непосредственно на охраняемом объекте, а остальные практические занятия должны проводиться на объектах, расположенных в подрайоне выезда, установленного для такого подразделения.

Практические занятия на местности, учебных полигонах и объектах должны проводиться в условиях, максимально приближенных к реальным, с соблюдением правил по охране труда и обеспечением безопасных условий выполнения упражнений и нормативов по ПСП.

Планирование ПТУ, ПТЗ, ОТИ, занятий (тренировок) с газодымозащитниками осуществляется в рамках мероприятий гарнизона.

ПТУ подразделяются на тренировочные, контрольно-проверочные, показательные, опытные и комплексные.

Тренировочные ПТУ должны проводиться с целью отработки руководящим составом органов управления, подразделений пожарной охраны <1> навыков по руководству проведением боевых действий по тушению пожаров и ликвидацией ЧС, а также отработки слаженных действий личного состава подразделений пожарной охраны при проведении ими боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС.

Все караулы в течение учебного года должны участвовать в тренировочных ПТУ равное количество раз, начальник каждого подразделения пожарной охраны и оперативные дежурные, выполняющие функции по проведению боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС по повышенному рангу (номеру) пожара на штатной основе , должны выступить в роли руководителя тушения пожара и ликвидацией ЧС, а заместители начальников подразделений пожарной охраны — в роли должностных лиц оперативного штаба на пожаре.

Контрольно-проверочные ПТУ должны проводиться с целью определения уровня подготовки начальствующего состава по руководству проведением боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС, а также для определения степени готовности как отдельных подразделений пожарной охраны, так и органов управления в целом к проведению боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС. Контрольно-проверочные ПТУ проводятся при инспектировании деятельности органа управления, подразделения пожарной охраны или при подведении итогов профессиональной подготовки за год.

Показательные ПТУ должны проводиться с целью демонстрации приемов и способов организации работы по управлению подразделениями при проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС, способов и приемов ликвидации горения с привлечением новой техники, огнетушащих веществ. Периодичность и лица, ответственные за проведение показательных ПТУ, определяются начальником органа управления. Показательные ПТУ проводятся не реже одного раза в полугодие (по одному ПТУ в зимний и летний периоды обучения).

Опытные ПТУ являются разновидностью показательных учений, они должны проводиться с целью исследования, испытания (проверки) новых видов пожарной и аварийно-спасательной техники, огнетушащих веществ, приемов и способов проведения боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС. Опытные ПТУ проводятся по мере необходимости на полигоне, на неиспользуемых или списанных с баланса объектах (как правило, выселенных домах или других зданиях, списанных с баланса), на установках (резервуарах). На опытных учениях воссоздается обстановка, максимально приближенная к реальной.

Комплексные ПТУ должны проводиться с целью комплексной оценки уровня противопожарной устойчивости объектов и объединять задачи, решаемые при проведении тренировочных, контрольно-проверочных и показательных учений.

ПТУ с боевым развертыванием сил и средств опорных пунктов тушения пожаров и проведения АСР должны проводиться не реже двух раз в год.

Тренировочные занятия по решению ПТЗ должны проводиться один раз в месяц в дневное время и один раз в квартал в ночное время с каждым караулом подразделения пожарной охраны.

Контрольно-проверочные занятия по решению ПТЗ должны проводиться один раз в квартал с каждым караулом в период контроля (оценки) боевой подготовки личного состава караулов, если караул не привлекался к участию в контрольно-проверочных ПТУ.

В роли руководителей занятий по решению ПТЗ выступают следующие должностные лица, к функциям которых отнесено руководство подразделениями пожарной охраны при проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС:

— начальник отряда ФПС или его заместители, допущенные к руководству тушением пожаров и ликвидацией ЧС, — не менее одного занятия в год в каждом подразделении пожарной охраны ФПС, чередуя и равномерно распределяя подразделения между собой;

— должностные лица органов управлений, подразделений пожарной охраны или их заместители, допущенные к руководству тушением пожаров и ликвидацией ЧС, — не менее одного занятия в год в каждом подчиненном подразделении пожарной охраны, чередуя и равномерно распределяя подразделения между собой;

— оперативные дежурные — не менее одного раза в год в каждом подразделении пожарной охраны гарнизона при проведении проверок с охватом личного состава всех караулов (в режимных объектах, организациях — по согласованию с руководством объектов (организаций);

— начальник подразделения пожарной охраны и его заместители, допущенные к руководству тушением пожаров и ликвидацией ЧС, — во всех случаях при проведении занятий по боевой подготовке личного состава караулов, чередуя и равномерно распределяя караулы подразделения между собой.

При проведении ПТУ и занятий по решению ПТЗ с выездом на объекты начальники подразделений пожарной охраны обязаны обеспечить отработку планов и карточек тушения пожаров, а при необходимости их корректировку.

Формы, методы и средства тактической подготовки

Обучение теории тактики футбола начинается с объяснения основных правил игры, практическое овладение которыми продолжается в ходе выполнения игровых упражнений и во время тренировочных игр.

В дальнейшем необходимо рассказывать занимающимся о распределении обязанностей внутри команды, задачах и функциях игроков и их действиях на том или ином игровом месте.

Следующий этап теоретического обучения — детальный анализ отдельных фаз игры (атаки, обороны, переход от оборонительных действий к наступательным, и наоборот, взаимодействия игроков в разных фазах встречи и т. д.). Удобнее всего такой анализ сопровождать критикой недостатков, допущенных игроками в ранее проведенном матче. После анализа фаз игры можно переходить к изучению теоретического решения тактических задач разной трудности .

Важное место в формировании тактических знаний имеет участие футболистов в разработке тактического плана на игру и разборе игры команды .

В подготовке этого плана должны активно участвовать все игроки. Опыт показывает, если все игроки в ходе подготовки плана еще раз повторят свои задачи, то интерес футболистов к предстоящей игре повышается.

Подготовка к игре начинается с изучения соперника. Знание соперника, особенностей игры отдельных футболистов позволяет тренеру избежать ошибок в определении состава и в составлении тактического плана на игру. Сведения о сопернике получают из разных источников: из отчетов в газетах; из интервью тренеров и футболистов; из рассказов очевидцев; по результатам официальных соревнований и т. п. Один из действенных способов изучения соперника является просмотр отдельных матчей тренером, в ходе которого решается целый ряд задач:

  • · определение степени физической и технической подготовленности игроков и команды в целом;
  • · изучение тактики игры (системы действий, тактических вариантов, планы игры;
  • · изучение способов организации атаки и обороны; изучение и анализ средств, применяемых отдельными игроками при решении тактических задач;
  • · изучение особенностей игры отдельных футболистов и т. д.).

При просмотре матча важно обратить внимание на игровую дисциплину, на степень проявления футболистами морально-волевых качеств, на поведение игроков при успехе или неудаче.

В ходе игры целесообразно делать записи: об игровых и стандартных комбинациях, ударах по воротам и т. д., что позволяет более детально анализировать действия соперника.

В тактическом плане намечается основное направление командной игры (атака, оборона с акцентом на контратаках) и игры единоборствующих пар. В плане организации атаки намечается главное направление атакующих действий (по флангу, по центру), определяются основные атакующие силы, тактические средства (с учетом погоды, состояния поля, а также действий соперника и т. п.). В плане организации обороны определяют методы защитных действий, способы нейтрализации наиболее опасных игроков соперника и основные комбинации (создание искусственного положения «вне игры», усиление страховки) ; намечают зоны плотной «опеки» игроков.

При определении задач отдельным игрокам намечают пути использования сильных сторон, наиболее эффективные средства и способы взаимодействия.

В основе плана предстоящего матча должна быть наигранная схема встречи с учетом особенностей действий соперника, с акцентом на использовании возможностей каждого футболиста.

Тактический план теоретически реализуется на установке команды в ходе которой каждый игрок может высказать свое мнение, внести предложения и поправки. Затем основы плана «проигрывают» на тренировочных занятиях, в двусторонних и товарищеских встречах. Желательно товарищеский матч провести с командой, которая играла бы в стиле предполагаемого соперника.

Установка проводится обычно за 1, 5-2 часа до игры и не должна быть продолжительной (превышать 20-30 мин). В перерыве между таймами тренер может внести в план соответствующие коррективы.

Разбирают прошедшую встречу обычно через день после нее. Тренер анализирует игру всей команды, отдельных звеньев и игроков в плане выполнения установки, отмечает все положительное и отрицательное, выявившееся в ходе игры, выясняет причины успеха или невыполнения задания, оценивает физические и морально-волевые качества, техническое умение игроков.

В развитии тактической грамотности футболистов кроме названных средств и методов важное место отводится изучению элементов тактики и комбинаций. Как бы хорошо не использовались вспомогательные средства повышения тактической зрелости отдельных игроков и команды в целом, практические занятия по тактике остаются основным средством этого раздела подготовки. Именно тактическая подготовленность дает возможность (посредством методически правильно построенных занятий) создать в команде ансамбль исполнителей.

Изучение тактических действий и вариантов должно протекать в двух направлениях:

  • — совершенствование индивидуальной тактической подготовленности;
  • — совершенствование групповой и командной тактической подготовленности .

На основе индивидуальной тактической подготовленности создаются прочные групповые и командные взаимодействия. Из навыков тактической подготовленности отдельных игроков создаются командные (как защитные, так и наступательные) взаимодействия. Иначе говоря, сама по себе тактика означает одновременные взаимодействия нескольких игроков, направленных на успешное решение конкретной игровой задачи.

Когда решается задача индивидуально-тактической подготовленности, речь больше должна идти о тактическом развитии индивидуума, личности (игрока), которая сумеет в нужное время использовать индивидуальные тактические знания и умения в интересах команды и гармонически взаимодействовать с коллективом.

В процессе повышения тактической подготовленности должны совершенствоваться как защитные, так и наступательные варианты. Большое внимание следует уделять воспитанию умения быстро переключаться (от одного движения к другому, от технического приема нападения к техническому приему защиты, от одних тактических действий к другим). Тренер должен обучать игроков тактическим действиям и вариантам по общеизвестным образцам, исходя из возможностей команды. Однако механическое усвоение тактических действий и их вариантов может задержать проявление творческой мысли игроков и команды.

Тактическая подготовка сама по себе творческий процесс. Игрок, имея необходимое тактическое мышление, должен всегда уметь приспособиться к создавшимся условиям, несмотря на то, что противник в течение игры всегда будет стремиться к противодействию.

Как бы успешно ни использовались многочисленные средства для развития тактического мышления и психических качеств, основным средством тактической подготовки остается тренировка групповых и командных взаимодействий. Обучение таким взаимодействиям надо начинать по мере того, как игроки овладеют основными техническими приемами (с расчетом, чтобы по мере углубления в футбол у ребят закреплялись необходимые качества, и чтобы каждый получил возможность в процессе игры сделать свои действия целеустремленными, вытекающими из общих интересов команды).

Если спортсмен не привыкает с раннего возраста к тактическим взаимодействиям с партнерами, не развивает в себе тактическое мышление, то в дальнейшем, даже имея необходимую техническую подготовленность, в насыщенных тактическими взаимодействиями игровых ситуациях будет действовать нерационально.

Изучение групповых и командных взаимодействий важно и в том смысле, что оно способствует правильному восприятию действий противника в процессе игры. Это, в свою очередь, дает возможность в ходе матча перестроить без срывов и особых усилий план ведения игры.

Развитию тактической грамотности способствует и обмен опытом с лучшими командами сверстников на совместных тренировках. Очень полезны для юношеских команд совместные тренировки со взрослыми командами. На таких тренировках юношам получают возможность не только в деле ознакомиться с разными тактическими приемами, но и, копируя действия старших, применять на практике все то, что было «по косточкам» разобрано теоретически.

Не менее важное значение имеют просмотры игры лучших отечественных и зарубежных команд: и как способ усвоения индивидуальных, групповых и командных тактических взаимодействий, и как возможность ознакомления со всеми тактическими вариантами, которые применяются в заранее запланированном виде. Чтобы сделать эти просмотры более целенаправленными, тренерам необходимо зафиксировать в той или иной форме (на специальных картах, видеозаписью и т. п.) всю игру, привлекая учащихся в качестве помощников, а затем на основе фактического материала проанализировать тактический рисунок игры наблюдаемых команд.

Методы в тактической подготовке те же, что и в технической (естественно, с учетом специфики тактики) . Так, при показе используют макеты поля, кинокольцовки, фильмы. В упрощенных условиях сложные тактические действия разучивают по частям, применяя сигналы, ориентиры и т. п. Усложненные условия создают при помощи приборов и специальные устройств (тренажеров и пр.).

Изучать тактические действия целесообразно параллельно с изучением техники игры. Очень важно с первых же занятий воспитывать у футболистов самостоятельность, быстроту ориентировки и творческую активность. Следует подбирать упражнения, при выполнении которых занимающиеся вынуждены осмысливать обстановку, принимать определенные решения, оценивать и обобщать свои действия. При использовании сопряженного метода на первый план выступает тактика, однако условия выполнения и дозировка упражнений способствует совершенствованию техники игры.

Для закрепления изученных тактических действий применяют метод анализа действий (своих и противника) с использованием записи игровых действий, видеомагнитофонной и магнитофонной записей, киносъемки.

Типичен для тактической подготовки метод моделирования действий противника (отдельного игрока или команды в целом).

Особое место занимает метод переключения в тактических действиях — от нападения к защите и от защиты к нападении. Эффект дают многократные переключения в условиях дефицита времени и в ответ на сигнал.

Основные методы обучения тактике и совершенствования в ней:

  • 1. Метод упражнения (многократное повторение разучиваемых и знакомых упражнений). Способствует образованию у занимающихся двигательных динамических стереотипов (что и составляет физиологическую сущность тренировки в тактике).
  • 2. Метод демонстрации и показа.
  • 3. Метод слова.
  • 4. Целостный и расчлененный методы: прежде чем перейти к тактическим действиям в целом, осваивают основные части каждого. К целостному методу прибегают обычно для закрепления и совершенствования тактических действий.
  • 5. Анализ видеоматериалов по тактике неоценим как помощь при оценке игры команды-соперника. Ценность видеосъемки — и в возможности многократного просмотра игры соперника. Кроме того, это один из эффективнейших способов самоанализа тактических действий.
  • 6. Анализ своих действий и действий соперника.

Обычно тренеры предпочитают вести наблюдения самостоятельно, после чего давать игрокам готовые рецепты на возможные варианты действий, что практически лишает футболистов инициативы и самостоятельности, а значит, не способствует развитию их игрового мышления. Важно привлекать к наблюдениям на соревнованиях самих футболистов, учить их не просто смотреть игру, а обращать внимание на применяемые командой (и соперникам) тактические варианты, на способы организации игры в атаке и обороне, на средства, применяемые игроками при решении тактических задач, на технику игры отдельных футболистов и т. д. Чем чаще футболист продумывает и решает тактические задачи и ситуации, чем глубже анализирует свою тактику и личный опыт встреч с разными соперниками в разных условиях, тем лучше подготавливает он себя к пониманию и правильной оценке игровых ситуаций, к самостоятельному творческому решению всевозможных задач, которые может поставить перед ним игра.

Для решения задач тактической подготовки необходимы самые разнообразные средства . Ведущее место в тактической подготовке занимают, естественно упражнения (индивидуальные, групповые и командные) и двусторонние матчи, контрольные и календарные игры, изучение теории и тактики футбола. Кроме того, большое значение имеют специальные упражнения для развития быстроты реакции и ориентировки, упражнения на скорость переключения с одних движений (действий) на другие, подвижные и спортивные игры, специальные эстафеты, упражнения по технике.

В теоретической подготовке много внимания уделяют изучению вопросов тактики, анализу тактических действий своих игроков и команды, игроков и команд противника, ведущих советских и зарубежных команд.

В современном футболе ярко выражены тенденции развития скоростной игры и усложнения тактических комбинаций. Поэтому особенно важно научить игроков оценивать расстановку сил (своих и противника), а также положение мяча в конкретный момент матча и направление полета мяча, предугадывать действия партнеров и разгадывать замыслы противников, быстро анализировать складывающуюся обстановку и, выбрав наиболее целесообразную контрмеру, эффективно выполнять ее.

В процессе обучения двигательным навыкам для воплощения тактических действий занимающихся знакомят с тем, как устранить возможные ошибки и закрепить изученное действие.

На начальном этапе овладения тактикой быстрота сложных реакций, ориентировка и сообразительность развиваются у футболистов преимущественно в процессе физической и технической подготовки. Для этого в упражнения вводят дополнительные условия:

  • — применяют звуковую и зрительную сигнализацию (чтобы игроки могли быстро изменять те или иные действия с мячом и без мяча) ;
  • — увеличивают число мячей, предметных ориентиров и ограничителей;
  • — обучают более сложным перемещения, в которых смену мест занимающихся проводят в зависимости от направления действия партнера;
  • — применяют активное и пассивное сопротивление условного противника.

При этом важно следить за тем, чтобы дополнительные условия и усложнения не сказывались отрицательно на развитии физических качеств или на формировании двигательных навыков, лежащих в основе технических приемов .

Перед тем, как выполнить то или иное упражнение по технике, целесообразно подобрать посильное для занимающихся тактическое задание, которое не затрудняло бы освоение приема, а помогало бы осмыслить его и правильно применять в меняющихся условиях. Так, например, можно выполнять упражнения в таких условиях, когда футболист должен одновременно выбирать момент для начала действий и определять направление удара и вести мяч в зависимости от расположения и перемещения партнера. Затем освоение индивидуальных действий продолжается в упражнениях без соперника, с пассивным противником и, наконец, с активнодействующим соперником в игровых упражнениях.

Важную роль на этом этапе играет соперник, действия которого направляет тренер. Закрепляют изученный навык путем многократного повторения в условиях игры, где футболисту дают определенные задания (например: «закрыть» того или иного соперника; играть в определенной зоне; «открыться» на скорости с применением финтов; отобрать мяч на перехвате, ударить по воротам после обводке и т. д.).

В учебных и товарищеских играх особое внимание следует уделять выбору мест при переходе от защиты к нападению и от нападения к защите, при введении мяча в игру. Нужно добиваться того, чтобы игроки могли отрываться от соперника и выходить на свободное место в момент, когда команда овладела мячом, а также своевременно и правильно «закрывать» игрока соперника сразу после потери мяча.

Основу групповых тактических действий в футболе составляют определенные способы взаимодействия двух, трех и более игроков. Обучение умению взаимодействовать с партнерами проходит в такой последовательности:

  • — взаимодействие двух, трех и более игроков без смены и со сменой мест без соперника;
  • — то же с условным соперником;
  • — то же с соперником, оказывающим сопротивление;
  • — то же с усложненным заданием (ограничением числа касаний мяча и времени владения мячом; уменьшением и увеличением размеров площадки…).

Дальнейшее совершенствование взаимодействий двух, трех и более игроков нужно проводить в игровых упражнениях и в учебных играх. Игровые упражнения вначале выполняют при численном перевесе нападающих (2х1; 3х2; 4х3 и т. д.), а затем — при равенстве нападающих и защитников и, наконец, при численном меньшинстве нападающих. Целесообразно в игровые упражнения и в учебные игры вводить условия, побуждающие футболистов использовать разученные приемы взаимодействия в выгодных ситуациях. При выполнении игровых упражнений и проведении учебных игр тренер должен обращать особое внимание на умение занимающихся выбирать наиболее выгодные варианты продолжения действий, на самостоятельность оценок создавшихся ситуаций, на быстроту ориентирования в конкретной обстановке.

Командные действия изучают после того, как занимающиеся овладевают необходимым минимумом технических приемов, простейшими взаимодействиями между двумя и более игроками и получают соответствующие теоретические знания. Приступая к изучению командных тактических действий, нужно объяснить расстановку игроков и функции каждого из них. На первых учебных играх тренеры не ставят сложных задач. Важно, чтобы занимающиеся играли на своих местах и не увлекались игрой с мячом. Осваивая командную тактику, следует изучать тактику в отдельных звеньях и линиях, разучивать тактику отдельных моментов игры и тактические комбинации.

Большой удельный вес в учебно-тренировочном процессе имеют игровые упражнения, при помощи которых изучают и совершенствуют технические приемы и тактические навыки, вырабатывают взаимосвязь и взаимопонимание между игроками Число участвующих в игровых упражнениях может быть разным. Размеры площадок также разные (зависят от поставленной задачи, от степени подготовленности игроков, от характера упражнений).

Главное средство овладения командными действиями — двусторонняя игра. Именно она развивает правильное тактическое мышление. Но тренер должен руководить игрой, не допускать, чтобы она протекала стихийно. Неорганизованность, стихийность ведут к серьезным ошибкам и к их закреплению. Двусторонней игре должна предшествовать предварительная беседа тренера с игроками, в ходе которой находят применение макет поля, схемы, рисунки и т. п. Игроки, звенья, линии и команда в целом получают конкретные задания. Тренер может сам судить игру, делая футболистам замечания по ходу ее, или предоставить это право помощнику (если имеется возможность), а сам находиться в таком месте, откуда игра хорошо видна, и можно давать указания игрокам.

При проведении двусторонней игры следует избегать частых остановок: инерция движения играющих после свистка обычно не дает возможности точно зафиксировать ситуацию, в которой футболисты сыграли неверно. Объяснения в таких случаях будут малоубедительными. К тому же частые остановки игры снижают ее напряжение, лишают спортивного интереса, делают утомительной и скучной. Останавливать игру необходимо лишь тогда, когда надо сделать общие указания игрокам или повторить комбинацию. Предпочтительно делать замечания, не нарушая течения матча. Тренировать следует не всех игроков сразу, а отдельно — звеньями. Расположившись в районе действия звена, получившего специальное задание, тренер помогает футболистам выполнить его. Позанимавшись 20-30 мин с одним звеном, переходит к другому, причем в первую очередь «избирает» игроков того звена, в котором слабее взаимодействие.

После матча надо разобрать и проанализировать достоинства и недостатки игроков, вовлекая их в активное обсуждение. Дальнейшее закрепление и совершенствование командных действий приходят в товарищеских и календарных играх. Сначала желательно провести две-три игры с соперником менее сильным.

Определение понятия «спортивная тактика». Виды спортивной тактики

Спортивно-тактическая подготовка спортсменов

Лекция № 9

1.Определение понятия «спортивная тактика». Виды спортивной тактики.

2.Средства и методы спортивной тактики.

Спортивно-тактическая подготовка – педагогический процесс, направленный на овладение рациональными формами ведения спортивной борьбы в процессе специфической соревновательной деятельности. Она включает в себя: изучение общих положений тактики избранного вида спорта, приемов судейства и положения о соревнованиях, тактического опыта сильнейших спортсменов; освоение умений строить свою тактику в предстоящих соревнованиях; моделирование необходимых условий в тренировке и контрольных соревнованиях для практического овладения тактическими построениями. Ее результатом является обеспечение определенного уровня тактической подготовленности спортсмена или команды. Тактическая подготовленность тесно связана с использованием разнообразных технических приемов, со способами их выполнения, выбором наступательной, оборонительной, контратакующей тактики и ее формами (индивидуальной, групповой или командной).

Практическая реализация тактической подготовленности предполагает решение следующих задач: создание целостного представления о поединке; формирование индивидуального стиля ведения соревновательной борьбы; решительное и своевременное воплощение принятых решений благодаря рациональным приемам и действиям с учетом особенностей противника, условий внешней среды, судейства, соревновательной ситуации, собственного состояния и др.

Высокое тактическое мастерство спортсмена базируется на хорошем уровне технической, физической, психической сторон подготовленности. Основу спортивно-тактического мастерства составляют тактические знания, умения, навыки и качество тактического мышления.

Под тактическими знаниями спортсмена подразумеваются сведения о принципах и рациональных формах тактики, выработанных в избранном виде спорта. Тактические знания находят практическое применение в виде тактических умений и навыков. В единстве с формированием тактических знаний, умений и навыков развивается тактическое мышление. Оно характеризуется способностью спортсмена быстро воспринимать, оценивать, выделять и перерабатывать информацию, существенную для решения тактических задач в состязании, предвидеть действия соперника и исход соревновательных ситуаций, а главное — кратчайшим путем находить среди нескольких возможных вариантов решений такое, какое с наибольшей вероятностью вело бы к успеху.

Различают два вида тактической подготовки: общую и специальную.

Общая тактическая подготовка направлена на овладение знаниями и тактическими навыками, необходимыми для успеха в спортивных соревнованиях в избранном виде спорта.

Специальная тактическая подготовка – на овладение знаниями и тактическими действиями, необходимыми для успешного выступления в конкретных соревнованиях и против конкретного соперника.

Методы тактической подготовки.

Методы обучения — это способы, при помощи которых обучающий передает новые знания и умение обучаемым. В системе тактической подготовки ими можно считать рассказ, беседу, практический показ с пояснениями, демонстрацию, практическую работу по тушению условного пожара, самостоятельную работу и т. п. На занятиях часто используется сочетание нескольких методов. Например, рассказ с показом, переходящий в беседу; демонстрация нового с практической работой по тушению условного пожара и т. д.

Занятия по пожарно-тактической подготовке, как правило, следует проводить путем решения задач на объектах обслуживаемого района. Пожарно-тактические занятия с караулом обязан проводить начальник части или его заместитель. В роли РТП выступает начальник караула. Допускается проведение некоторых видов занятий — начальниками караулов.

Основы тактической подготовки начальствующего состава закладываются в учебных заведениях пожарной охраны и совершенствуются в процессе практической деятельности, на служебной подготовке, курсах повышения квалификации, учебных сборах и семинарах, в школах оперативного мастерства.

3. Методика подготовки руководителя к занятиям с личным составом пожарной охраны.

Одной из форм пожарно-тактической подготовки являются классно-групповые занятия, проведению которых предшествует тщательная подготовка руководителя.

В нее входит:

1. Ознакомление с темой занятия по расписанию, разрабатываемому в части.

2. Изучение содержания темы по программе подготовки личного состава частей и подразделений пожарной охраны.

3. Определение цели занятия.

4. Подбор и изучение основной литературы (руководящих документов, информационных писем и обзоров, учебников и учебных пособий).

5. Выбор технических средств обучения и подбор наглядных пособий.

6. Определение схемы (плана занятия), т. е. определение метода проведения занятия основных узловых вопросов.

7. Составление плана-конспекта для проведения занятия. Для начинающего преподавателя рекомендуется полное написание конспекта. Опытному руководителю достаточно будет развернутого плана.

Возможная схема занятия с караулом в классе:

— Опрос (беседа с личным составом) по изученному материалу с обязательной оценкой знаний опрошенных и выводом о степени подготовленности по данному материалу.

— Изложение нового материала с использованием наглядных пособий и технических средств обучения (ТСО), с анализом возможных ошибок и последствий, к которым они могут привести, с обобщающими выводами и т. д.

— Закрепление изученного материала с помощью контрольных вопросов, не похожих на сформулированные в плане занятия.

— Ориентация на самостоятельное, более глубокое изучение материала по литературе, имеющейся в пожарной части и доступной для каждого пожарного.

Форма плана-конспекта произвольная. Однако практика показывает, что в нем должны быть отражены следующие положения:

— Контингент учащихся.

— Тема и цель занятия.

— Время занятия (по пожарно-тактической подготовке, как правило, два академических часа) и место его проведения.

— Материально-техническое обеспечение (плакаты, ТСО, натурные образцы и т. п.).

— План занятия (урока) с формулировкой изучаемых вопросов.

— Раскрытие содержания материала.

По ходу изложения материала в плане-конспекте должны быть методические указания (на полях) о том, где, например, показать плакат, привести тот или иной пример, обратить внимание личного состава на соблюдение правил техники безопасности и т. п. План-конспект подписывается руководителем занятия.

Изложение материала должно быть проблемным, с постановкой вопросов для активизации аудитории, общественной жизнью района, города, области и всей страны, с достижениями пожарной охраны, науки, техники и т. д., в соответствии с требованиями руководящих документов МЧС России.

В заключение занятия руководитель должен оставить время для ответа на вопросы.

Подготовка руководителя к практическим занятиям на объекте во многом отличается от подготовки руководителя занятий в классе. Руководителю нужно выбрать характерный объект для полного раскрытия особенностей боевой работы и изучить его в оперативно-тактическом отношении.

Разработать пожарно-тактический замысел для решения пожарно-тактической задачи; составить план-конспект на проведение практического занятия по решению пожарно-тактической задачи (ПТЗ) на объекте.

Перед практическими занятиями можно поставить цель:

— Ознакомить, показать, например, при внедрении в практику пожаротушения новых огнетушащих средств или при проведении занятия на новом объекте и т. п.

— Научить определенным навыкам и умениям.

— Тренировать личный состав для закрепления навыков и умений, полученных на предыдущих занятиях и в процессе боевой работы на реальных пожарах.

— Проверить навыки и слаженность в работе в разнообразной обстанов­ке по тушению пожаров на различных объектах.

Выбор и изучение объектадля решения ПТЗ — очень важный этап в подготовке руководителя к занятиям.

Выбранный объект должен быть таким, чтобы на нем можно было воссоздать особенности условий для боевых действий подразделений, т. е. максимально усложненную обстановку, которая ставила бы обучаемых перед необходимостью постоянного внимания, напряжения, проявления инициативы, творчества и самостоятельности в действиях на протяжении всего времени занятия.

Выбирая объект, руководитель должен учитывать:

— Место возможного возникновения пожара.

— Пути и скорости распространения огня.

— Возможные размеры зоны задымления и необходимость работы личного состава в КИПах.

— Наличие условий для создания опасности людям, товарно-материальным ценностям, угрозы взрыва оборудования или технологических установок, обрушения строительных конструкций, вскипания или выброса жидкостей из резервуаров и т. д.

Все это обеспечивает эффективность обучения личного состава подразделения.

Например, если необходимо отработать действия по тушению пожаров в районах с неудовлетворительным водоснабжением, то и объект занятия нужно выбирать именно в данном районе.

Для обработки наступательных и защитных действий при тушении пожаров в жилых зданиях наиболее выгодным объектом будет многоэтажное здание, причем с перекрытиями и перегородками из трудногорючих материалов. Только на таком объекте можно воссоздать обстановку и отработать все разнообразие эпизодов боевой работы. Действительно, при «пожаре» в любом из этажей (выше первого) для успешной борьбы с ним требуются активные защитные действия в выше- и нижерасположенных этажах, наступательные действия в горящем этаже; возможность скрытого распространения огня; сильное задымление и необходимость борьбы с ним (работа в КИПах); вскрытие и разборка конструкций; спасание людей и т. п. Здесь же достаточно хорошо можно отработать взаимодействие подразделений, управление ими.

После выбора объекта руководитель должен изучить его в оперативно-тактическом отношении. Все это при подготовке к занятиям даст ему возможность определить объем и последовательность отработки учебных вопросов по конкретной теме.

Очень важным этапом в подготовке руководителя занятия является разработка пожарно-тактического замысла, т. е. воссоздание обстановки возможного пожара на данном объекте и определение наиболее целесообразных средств, способов и приемов действий подразделений, которые они будут применять в реальных условиях.

К разработке тактического замысла относится: обоснование исходных данных; определение обстановки для действий обучаемых; расчет сил и средств для тушения условного пожара; определение способов и приемов действий подразделений по тушению пожара и порядка их расстановки.

Тактический замысел должен обеспечить на занятиях создание сложной обстановки, отражать особенности развития пожара на объекте и содержание современного процесса его тушения.

Исходные данные — это возможное место возникновения пожара, характер распространения огня, продолжительность свободного развития пожара, наличие людей (животных) и степень угрозы для их жизни, геометрические параметры (Sп, Sт, Ри Ф); состав и качество привлекаемых на занятия сил и средств и т. д.

Обоснование места возможного пожара осуществляется исходя из двух основных требований: реальной возможности возникновения пожара в данном месте объекта и создания наибольших трудностей для выполнения боевых действий подразделений в максимально сложной обстановке (спасание людей, выпуск дыма, вскрытие конструкций и т. п.).

Обосновывая характер распространения огня, следует учитывать наличие на объекте возможных направлений его распространения. Необходимо помнить, что огонь при пожаре может распространяться не только по горизонтали, но и по вертикали; форма распространения его может быть круговой, прямоугольной и угловой. Характер распространения огня не учитывают, если по условиям занятия к прибытию подразделений огонь должен распространиться по площади на весь объект (например, горение жидкостей в резервуарах и пр.).

Продолжительность свободного развития пожара принимают, исходя из наличия, эффективности и надежности средств связи на объекте, умения пользоваться ими рабочими, служащими, населением; удаленности и скорости следования первого и последующих подразделений к месту вызова; скорости боевого развертывания и пр.

Определение геометрических параметров пожара для расчета сил и средств производится по ранее изученным формулам и методике. Следует лишь напомнить, что если горение происходит на нескольких этажах, то общая площадь тушения, периметр или фронт будут равны сумме этих показателей по всем уровням, и что время роста площади, периметра и фронта будет равно времени до момента локализации пожара.

Обоснование количества привлекаемых сил и средств на занятия сводится к уточнению по оперативным планам пожаротушения, или исходя из наличных сил и средств на объекте и организационных форм обучения.

Как показывает практика проведения занятий на объектах, для решения пожарно-тактической задачи с караулом привлекаются силы и средства только караула, т. е. силы и средства по первому номеру вызова. Для проведения пожарно-тактических учений, как формы практической подготовки подразделений, силы и средства привлекаются по вызовам выше первого, определенные планами тушения пожаров на конкретных объектах, и с обязательным привлечением специальных служб и воинских подразделений (если это предусмотрено для реального тушения пожара).

Таким образом, количество привлекаемых сил и средств на занятия зависит от особенностей объекта, вида подготовки, целей и задач для данной формы обучения подразделения.

После обоснования исходных данных для тактического замысла руководитель занятия определяет обстановку, возможную на объекте. При этом все ее элементы подразделяются на четыре этапа:

1. К моменту прибытия первого подразделения (обстановка по внешним признакам пожара и по результатам разведки внутри здания).

2. К прибытию дополнительно вызванных подразделений (если РТП объявил повышенный номер вызова).

3. На момент локализации пожара.

4. На момент ликвидации пожара.

Обстановку к прибытию первого подразделения задают такой, из оценки которой вытекала бы необходимость выбора способов, приемов и средств тушения, определения количества требуемых сил и средств для ликвидации пожара.

Если тактический замысел предполагает привлечение дополнительных сил и средств для ликвидации пожара, то к моменту их прибытия обстановку усложняют с тем, чтобы РТП организовал работу оперативного штаба пожаротушения (при необходимости), тыла, разбил территорию на боевые участки, придал начальникам БУ необходимые силы и средства, поставил конкретные задачи и т. д.

Обстановка на момент локализации пожара должна вызывать необходимость принятия решения о дальнейшем осмотре места пожара и возможном свертывании сил и средств тушения.

Завершающим этапом разработки пожарно-тактического замысла является определение порядка расстановки сил и средств, привлекаемых на тушение условного пожара, при этом продумывается очередность введения их на тушение.

На основании выше проведенной работы руководителем занятия составляется план-конспект(методическая разработка).

Это рабочий документ, в котором кратко излагается содержание занятия и последовательность отработки учебных вопросов, позволяющий руководителю уверенно вести занятие. Основное требование к нему — краткость, ясность и реальность.

Как правило, в нем указывают наименование темы, учебную цель, время (отведенное на занятие), метод проведения, материальное обеспечение и ход занятия, иллюстрируемый схемой развития условного пожара и расстановки сил и средств для его ликвидации в соответствии с разработанным тактическим замыслом.

Данный документ подписывается руководителем занятия и утверждается старшим начальником.

Кроме руководителя, к занятиям готовится и личный состав. При этом изучаются вопросы теории данного материала, требования уставов и других руководящих документов.

При подготовке к занятиям руководитель должен проследить, чтобы пожарная техника была полностью укомплектована табельным вооружением, продумать вопросы техники безопасности и назначить на каждом участке лиц, ответственных за их выполнение.

Психологическая характеристика тактики в спорте

Тактика — это, совокупность способов применения технических приемов в соответствии с задачами соревнования. Она направлена на целесообразную реализацию сил и возможностей спортсмена (команды) и на максимальное использование недостатков, прома­хов соперника.

В ходе соревновательной борьбы каждый спортсмен имеет свою определенную изменяющуюся линию поведения, цель которой — завуалировать собственные намерения от соперника и одновременно раскрыть его тактические намерения, создать благо­приятные условия для решения конкретных соревновательных задач.

Соревновательная борьба в спорте осуществляется с помощью широкого круга разнообразных тактических действий, которые можно разделить на три классификационные группы: 1) действия по тактическому анализу, прогнозированию и программированию; 2) двигательные действия; 3) действия соревновательного поведения. Все три вида действий выступают в единстве, находятся в тесной взаимосвязи взаимозависимости, и поэтому их раздельное рассмотрение носит во многом условный характер, хотя каждый из видов действий и имеет относительно самостоятельное значение.

Тактическая деятельность — это решение задач, воз­никающих в процессе контрдействия (взаимодействия) с соперни­ком (партнером).

Факторы, влияющие на процесс тактической деятельности и на ее эффективность, можно разделить на объективные и субъективные. Среди объективных факторов — собственно структура тактической деятельности, содержащая наиболее существенные элементы, которые могут быть определенным образом увязаны в систему. Основные элементы этой системы – тактические действия и операции. Субъективные факторы – это те индивидуальные особенности спортсмена, которые непосредственно определяют эффективность тактической деятельности, а также особенности индивидуального стиля соревновательной деятельности, который больше проявляется в ее процессуальных, а не результативных характеристиках.

Тактические задачи, которые возникают в ходе противоборства соперников, соответствует определенным условиям борьбы; сами эти условия, с точки зрения психолога, в отношении тактической деятельности составляют проблемную ситуацию

Необходимо отметить, что понятия «проблемная ситуация» и «задача» в общей психологии и психологии спорта несколько раз­личаются. Это объясняется спецификой спортивной деятельности, для которой трудно найти аналог в других видах деятельности.

Известный советский психолог С.Л.Рубинштейн определял проблемную ситуацию, в которой имеется нечто имплицитно (скры­то) в нее включающееся, предполагаемое, но в ней не определенное, не известное, эксплицитно (явно) не данное, а лишь заданное через; свое отношение к тому, что в ней дано.

Ситуация может рассматриваться как проблемная до тех пор, пока человек не осознает основных ее движущих моментов. Полно­стью осознанная проблемная ситуация выступает уже как задача.

Несколько иначе соотносятся понятия «проблемная ситуация» и «задача» в психологии спорта. В спортивной деятельности чело­век практически не сталкивается с принципиально известными ус­ловиями, которые определяют проблемную ситуацию. Он всегда знает свою цель, знает, какова в общих чертах будет ситуация спортивной борьбы. Неизвестно только, какие конкретно действия, совершенные в противовес конкретным действиям соперников, при­несут победу. Поэтому по отношению к спортивной деятельности проблемной ситуацией целесообразно называть обстановку данного — соревнования, характеризующуюся неизвестностью конкретных пу­тей достижения цели. Фехтовальщик стоит перед проблемной ситу­ацией: обыграть данного соперника. Эта ситуация имеет стадийный характер и видоизменяется хотя бы в силу того, что в фехтовании бой длится чаще всего до пяти уколов. Следовательно, проблемная ситуация при счете 4:0 и 0:0 будет различной. В первом случае скрытым, имплицитным, является способ нанесения лишь одного укола, а во втором — целая система действий, когда, скажем, так­тический прием, позволивший нанести укол, нельзя повторить, по­тому что соперник нашел против него «противоядие».

Частные компоненты проблемной ситуации, когда спортсмен оказывается в определенных условиях взаимодействия с соперником, определяют тактическую задачу. Действуя в проблем­ной ситуации, спортсмен решает ряд частных задач, имеющих конкретную цель, не обязательно конечную. Если продолжить пример из фехтования, то задачей можно назвать ситуацию сложной атаки соперника. Спортсмен должен решить: попытаться ли сразу контр­атаковать с выигрышем темпа или в самом конце атаки взять за­щиту и нанести ответный укол. Больше того, в ответ на сложную атаку спортсмен может просто разорвать дистанцию, тогда реше­ние конкретной задачи не приведет к конечной цели — нанесению укола.

Специфика спортивной деятельности заключается в том, что спортсмен практически постоянно действует в условиях крайне жесткого лимита времени и, как правило, одно действие не приво­дит к окончательному «снятию» конфликтной ситуации, а только меняет ее или вызывает новую ситуацию. По словам Д.А.Ошани­на в спортивном действии анализ текущего состояния (ситуации) и выбор исполнительного акта следуют непосредственно один за другим или даже совмещены во времени (в отличие от трудовых действий, «разнесенных» во времени). Такое сближение моментов возникновения тактической ситуации и выполнения действия при­водит к тому, что в спортивной деятельности, особенно в играх и единоборствах, решающую роль приобретают сенсомоторные реак­ции.

Значительный процент тактических задач требует не только мгновенного, но и шаблонного решения, причем выбор чаще всего ограничивается двумя-тремя альтернативами и во многом основы­вается на неосознаваемых компонентах. В этом случае спортсмен действует, используя механизмы сенсомоторного реагирования и не выполняя практически никаких интеллектуальных операций. Нередко, наблюдая за спортсменами, почти невозможно отдиффе­ренцировать операции как продукт мышления и операции как про­дукт сенсомоторного реагирования. С одной стороны, это определя­ет трудности экспериментального исследования тактического мыш­ления спортсмена, а с другой — показывает роль сенсомоторных способностей в эффективной тактической деятельности.

В тактической деятельности можно выделить скрытый период действия (тактическое мышление) и открытый период действия (осуществление принятого решения).

Под скрытым периодом подразумеваются процессы, происходящие в сознании спортсмена и направленные на реализацию тактического мышления, а именно: наблюдение за возникающей ситуацией, определение тактической задачи и ее решение.

Задачи в спорте решаются на фоне непрерывного изменения ус­ловий борьбы по ходу самого решения, при необходимости его реа­лизации в ограниченное время, при большой плотности моторных действий.

Эффективность решения определяется, следовательно, уровнем психических качеств в сфере перцепции, интеллекта и пси­хомоторики. Перцептивные качества (широта поля зрения, быстро­та восприятия изменения ситуации и т. д.) обеспечивают все опе­рации, связанные с восприятием информации, интеллектуальные (быстрота оперативного мышления, точность оперативной памяти) — с оценкой обстановки и принятием решения, психомоторные (точность сенсомоторной координации, быстрота движений)—с осу­ществлением этого решения, несмотря на противо­борство соперника.

В тактической деятельности особую роль играет прогнози­рование основных вариантов изменения ситуации, а также выбор приемов и. средств ре­шения тактической задачи и их умелое использование при сби­вающем воздействии сильной психической напряженности, физического утомления. Иногда правильное, казалось бы, решение не дает нужного эффекта, если оно принято без учета того, что в данный момент спортсмен, скажем, сильно возбужден и поэтому не может выполнить действие, требующее хладнокровия и ювелирной точности.

Таким образом, тактика в спорте заключается в умелом использовании спортсменом технических приемов на основе знаний о намерениях соперника благодаря правильной оценке ситуации и принятию эффективного тактического решения с учетом собственных физических и психических возможностей. Тактическая деятельность спортсмена представляет собой реализацию специальных двигательных навыков, адекватных конкретной ситуации противоборства, в форме определенных тактических действий и технических навыков.