Содержание
Последние новости о перспективах интеграции в евразийское экономическое пространство. Итак, Таджикистан когда вступит в Таможенный союз 2020, что это сулит гражданам этой страны. Экономическое положение Таджикистана продолжает оставаться сложным, несмотря на вступление в ВТО и реформы аграрного сектора, а также строительство новых тоннелей и расширение транспортных узлов. Значительная часть таджикской продукции поставляется на российский рынок, а также около одного миллиона человек мигрантов из Таджикистана работает в России. Вполне очевидно, что многие люди, которых связывает с Россией трудовое и торговое сотрудничество, желали бы присоединения к Таможенному союзу. Данный процесс все время откладывается, причин этому довольно много. Один из самых главных факторов — это отсутствие общей границы с Российской Федерацией. Многие эксперты предполагали, что Таджикистан вступит в Таможенный союз сразу после Киргизии, которая с 2015 года является полноправным членом. Однако, даже среди кандидатов Таджикистана пока нет.
Необходимо отметить, что вступление Таджикистана в Таможенный союз 2020 на данном этапе экономического развития вряд ли может сулить большие выгоды. Во-первых, в рамках союза за таджикскую продукцию будут расплачиваться в рублях, а валюта эта на данный момент крайне невыгодная. Представьте, что зимой предприятие Зафарабадского и Аштского районов заключают с Россией контракты на поставку хлопковой продукции. А осенью, когда российские импортеры будут переводить деньги, стоимость рубля упадет в 3 раза. Соответственно, таджикские предприятия понесут трехкратные убытки.
Второй момент заключается в том, что Таможенный союз не несет мигрантам каких-либо больших льгот. Это по большей части экономическое содружество, Россия совершенно не заинтересована в период сильного кризиса, когда у нее у самой людям работать негде, делать мягче миграционное законодательство.
Так что, рассматривая вопрос, Таджикистан когда вступит в Таможенный союз 2020, нужно подумать, а нужно ли это гражданам этой страны вообще. Возможно, через пару десятилетий ситуация поменяется, и российская экономика действительно будет поглощать таджикскую продукцию, а рынок труда сможет почувствовать необходимость в мигрантах. Но на текущий момент перспективы остаются крайние незаманчивыми.
Теги: Таможенный союз
Новый шаг в отношениях России и Таджикистана к расширению ЕАЭС
Подписанное Россией и Таджикистаном соглашение об упрощенном таможенном коридоре – задел на возможное расширение ЕАЭС. Рассказал эксперт Центра изучения современного Афганистана, специалист по Центральной Азии Дмитрий Верхотуров.
«Таджикистан с обретения независимости стремился к максимальному углублению торговых отношений с Россией и тому целый ряд объективных причин. С первых дней образования Таможенного союза Душанбе не скрывал интереса к этому альянсу и высказывал намерения вступить в него. Впоследствии, когда объединение перешло в Евразийский экономический союз, интереса власти Таджикистана к интеграции не утратили. Душанбе упорно идет по пути разрушения торговых барьеров с РФ.
И Москва готова идти в этом навстречу. Очевидно, что даже имеющийся серьезный рост взаимной торговли стороны считают недостаточным. Созданная сегодня таможенная «упрощенка» показала, что у России и Таджикистана серьезные планы на повышение товарооборота. Эта мера даст определенный эффект – облегчение таможенных процедур подстегнет бизнес, создаст новые логистические цепочки и выльется во взаимовыгодные контракты», — отмечает аналитик.
Президент России Владимир Путин и его таджикский коллега Эмомали Рахмон в рамках официального визита последнего в Москву подписали документ об упрощенном таможенном коридоре для товаров и транспортных средств. Когда именно документ вступит в силу, не сообщается – как правило, подобные соглашения требуют от сторон проведения определенных мероприятий в национальных таможенных службах. Также не разглашается, на какие категории товаров облегченный режим будет распространяться.
«Напрямую увязывать соглашение Душанбе и Москвы об упрощенном таможенном коридоре со стремлением Таджикистана к полноправному членству в ЕАЭС, пока не приходится. Но Душанбе, очевидно, стремится максимально прочувствовать облегчение таможенных процедур, чтобы понять, насколько выгодно членство в экономическом альянсе. Если в определенный момент положительные аргументы перевесят, Таджикистан подаст заявку на полноправное членство.
И хотя центральноазиатская республика не имеет общих границ с Россией, она граничит с Киргизией. То есть прямой доступ к пространству экономического союза у Душанбе есть, и это многое облегчает. Таджикам войти в ЕАЭС и комфортно интегрироваться будет куда проще, нежели той же Армении, которая географически с альянсом не граничит. В Душанбе все это понимают и расставляют приоритеты», — считает эксперт.
Стратегическое партнерство
Накануне визита Рахмона в Москву стало известно: запланированный к подписанию 17 апреля пакет из 15 документов откроет возможности для широкого взаимодействия и наращивания промышленной инфраструктуры бизнеса двух стран. Только в 2019 году планируется дополнительно привлечь в экономику Таджикистана около 3,5 миллиарда рублей в виде прямых российских инвестиций. Официально в РФ работают 480 тысяч таджикских мигрантов. В реальности, по мнению экспертов – в разы больше.
При этом, по официальной статистике, объем торговли РФ и Таджикистана по итогам 2018 года вырос на 9% и превысил миллиард долларов. «Россия продолжает прочно удерживать ведущие позиции среди внешнеэкономических партнеров Таджикистана», — заявил Рахмон. При этом на РФ приходится почти 25% всего внешнеторгового оборота республики, в том числе более 30% поставок по импорту. Душанбе не скрывает: в рамках этой стратегии развития Таджикистана Россия продолжит играть решающую роль.
«Москва стремится к расширению стратегического сотрудничества с Таджикистаном, и причины для этого не только экономические. Значимым фактором стала геополитика – поддержка РТ для России равнозначна защите от угроз со стороны Афганистана. Любая помощь РФ странам Центральной Азии связана именно с тем, что регион – буферная зона, ограждающая РФ от терроризма, радикального исламизма и других вызовов.
Таджикистан же традиционно лоялен к России и не проявляет стремления к многовекторной политике – хотя бы потому, что другие государства не могут предложить ничего даже равнозначного. Соседние страны в Центральной Азии не обладают значительным потенциалом по товарообороту и партнерским проектам, какой есть у РФ. Китая Душанбе побаивается – экспансионная политика КНР в ЦА пугает многих.
Руководство Таджикистана прекрасно знает, что бывает со странами, которые рискуют тесно сближаться с США. А европейцы далеко и им тоже нечего предложить. Потому Душанбе сохраняет российский вектор – слишком много связывает таджиков с РФ – от традиционных еще СССР связей до выгодной торговли и сотен тысяч мигрантов, поддерживающих экономику РТ», — заключает Дмитрий Верхотуров.
Таджикистан всё ещё изучает вопрос вступления в ЕАЭС
Евразийский экономический союз – международная организация, ставящая цель обеспечить свободу движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики государств-членов союза.
Союз был создан на базе Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии и Единого экономического пространства. Договор о создании ЕАЭС был подписан 29 мая 2014 года в столице Казахстана Астане и вступил в силу с 1 января 2015 года.
Высшим органом ЕАЭС является Высший Евразийский экономический совет (ВЕЭС), в состав которого входят главы государств ЕАЭС. Совет собирается не реже, чем раз в год. Не реже двух раз в год собирается Межправительственный совет, в состав которого входят председатели правительств стран-членов. Постоянно действующим органом является Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). Для решения спорных вопросов существует суд Союза.
Председательство в ЕАЭС переходит каждый год к следующей по алфавиту стране. Бюджет ЕАЭС формируется из взносов государств-членов в российских рублях.
В 2015 году в ЕАЭС вступили Армения и Киргизия. Молдавия с 2018 года имеет статус наблюдателя. Китай, Иран, Вьетнам и Куба подписали с ЕАЭС соглашения о Зоне свободной торговли. Всего о своём желании тем или иным образом сотрудничать с ЕАЭС заявили около 50 стран.
В Кремле прошло заседание Межгосударственного Совета стран-членов Таможенного союза и Таджикистана.
Борис Ельцин открывая эту встречу заявил, что результатом сотрудничества стран Таможенного союза стало то, что не смотря на экономические трудности, удалось не допустить резкого сокращения взаимной торговли.
Приветствуя в Кремле президентов Белоруссии, Казахстана, Узбекистана и Киргизии, а также Таджикистана президент РФ заметил, что » стало хорошей традицией начинать заседания Межгосударственного совета со встречи в узком составе».
Борис Ельцин отметил, что «в силу ряда причин» мы не собирались с апреля прошлого года, поэтому тем для обсуждения накопилось немало.
Часом раньше в Кремле прошло заседание глав правительств стран Таможенного союза. Заседание глав правительств открыл российский премьер-министр Евгений Примаков. Сегодня к «четверке» Таможенного союза присоединится Таджикистан, и четверка стран окончательно преобразуется в пятерку.
По словам Евгения Примакова, сначала создание полноценного Таможенного союза было сформулировано как политическая цель, но очень скоро на первый план вышли чисто экономические задачи. В первую очередь их и будет решать пятерка. Российский премьер-министр выразил надежду, что очередное заседание глав правительств СНГ пройдет, как обычно, конструктивно.
Сегодня президентами пяти стран подписан новый договор о едином экономическом пространстве. По словам президента России, все пункты предложенной президентом Казахстана программы «Десять простых шагов навстречу простым людям» уже превращены в межгосударственные договоренности».
Председателем совета Таможенного союза вновь избран Нурсултан Назарбаев. Президент Казахстана сразу же выступил с новой инициативой — создать совместный антикризисный комитет.
Казахстан не возражает против создания в рамках СНГ союза России и Белоруссии. В свою очередь, Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что Союз Белоруссии и России открыт для «всех желающих к присоединению, мы приглашаем их к сотрудничеству».
Повестка дня сегодняшнего заседания Межгосударственного совета была полностью выполнена. Завершена работа по подготовке Договора о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве и создан Совет по пограничным вопросам. Эта структура будет бороться с преступностью и наркобизнесом. Кроме того подписан план действий на текущий год, соглашения о валютно-финансовом взаимодействии и о контроле за ранее принятыми решениями. Следующая встреча глав государств «пятерки» состоится в сентябре в Минске.
Узбекистан хочет интегрироваться с ЕАЭС. Что будет с Таджикистаном?
Узбекистан прорабатывает вопрос о присоединении в ближайшее время к Евразийскому экономическому союзу. Чем может обернуться для Таджикистана возможное вступление соседей в ЕАЭС?
Ташкент и Москва создали рабочую группу по изучению возможных условий и рисков вхождения Узбекистана в Евразийский экономический союз. Об этом сообщила на прошлой неделе спикер Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко после встречи с президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым в Ташкенте.
Она отметила, что создание рабочей группы было оговорено президентами этих стран.
«Президент Узбекистана понимает, что участие в экономических интеграционных объединениях – реалии сегодняшнего дня. Он прав, что перед принятием окончательного решения требуется очень серьезный анализ условий вступления, не нанесет ли это вреда экономике, не скажется ли это на числе рабочих мест и так далее», – подчеркнула Матвиенко.
Она добавила, что результаты аналитической работы группа экспертов, которая уже «работает очень плотно, в хорошем темпе», предоставит до конца текущего года.
«Хотим мы или нет»
До этого сообщалось, что президент Узбекистана Мирзиёев принял решение о вхождении страны в ЕАЭС, и, что процесс согласования данного вопроса не затянется.
15:40 26 июля, 2019
Некоторые российские СМИ допускают возможность того, что вопрос присоединения Узбекистана к Союзу был согласован ещё в октябре прошлого года, когда после переговоров Владимира Путина и Шавката Мирзиёева в Ташкенте президенты двух стран отправились в Казахстан в город Сарыагаш, где провели неформальную встречу с Нурсултаном Назарбаевым.
В июне этого года Мирзиёев, выступая на заседании парламента, заявил: «Хотим мы или нет, но Россия и ЕАЭС — это наши основные партнёры, и 70% нашей торговли связано с ними».
Подняв тему конкурентоспособности узбекских товаров, он отметил, что «…если мы присоединимся к союзу, придётся открыть границы и наши местные производители до тех пор, пока не приспособятся к требованиям ЕАЭС, могут обанкротиться».
Мирзиёев тогда сказал, что «…необходимо всесторонне обдумать последствия и принять решение, которое будет отвечать нашим интересам».
Вице-спикер Совета Федерации по международным делам Фарит Мухаметшин по итогам последней поездки российских сенаторов в Ташкент сообщил узбекским СМИ, что вопрос о возможном получении Узбекистаном статуса наблюдателя в ЕАЭС может разрешиться в следующем году.
«Насколько мы поняли из разговоров, окончательно, видимо, в следующем году может быть решён вопрос о том, что Узбекистан может стать наблюдателем на первом этапе в Евразийском экономическом союзе», — сказал он.
Между тем, узбекская сторона пока воздерживается от каких-либо заявлений по этому поводу.
Что думают узбекистанцы?
Мониторинг узбекских СМИ показывает, что не все граждане Узбекистана с восторгом восприняли информацию о возможном присоединении страны к ЕАЭС.
Некоторые из них советуют руководству республики ускорить процесс вступления в ВТО, вместо того, чтобы отвлекаться на ЕАЭС, который, по их мнению, слишком политизированное объединение.
«Экономическая выгода от ЕАЭС равна нулю, если она не отрицательная. А политическая составляющая этого Союза просто пугает», — пишут граждане Узбекистана.
Другие отмечают, что Россия находится под международными санкциями, которые, скорее всего, будут усиливаться и вступление с ней в долгосрочные экономические обязательства неминуемо приведут Узбекистан к убыткам. Они рекомендуют узбекским властям руководствоваться принципом «открытых дверей», и не связывать себя с объединением, которое управляется одной страной.
17:10 19 июня, 2019
Другие считают необходимым вступить в ЕАЭС как можно скорее, чтобы насытить рынки страны разнообразием товаров по невысоким ценам и улучшить положение узбекских трудовых мигрантов в России. «Для развития экономики нужна конкуренция. Сколько можно ещё изолировать себя?», — аргументируют они и указывают другие явные плюсы: «Границы будут открытые, рынок труда для наших граждан свободным, и никакие патенты на работу не нужны будут».
Вместе с тем многие из поддерживающих, конечно, признают, что узбекские производители пострадают, так как российские и казахские производители ушли далеко вперёд в плане технологий производства и себестоимости продукции.
«Но, подчеркивают они, в любом случае, плюсов намного больше, минусы в основном только для монополистов. Для экономики в целом и народа одни плюсы!».
Что изменится для Таджикистана?
Двусторонние таджикско-узбекские торгово-экономические связи за последние годы после многолетнего застоя динамично развиваются, и любые изменения во внешнеэкономическом курсе одной из этих стран могут повлиять на экономику другой.
Высокопоставленное должностное лицо одного из экономических ведомств Таджикистана на условиях анонимности сказал «АП», что вступление Узбекистана в ЕАЭС имеет положительные стороны для нашей республики, но негативных моментов, по его мнению, будет больше.
Присоединение Узбекистана к ЕАЭС может негативно повлиять на таджикско-узбекский товарооборот, который за последние четыре года вырос почти в 22 раза — с $13 млн. Фото Asia-Plus
К плюсам чиновник относит то, что уменьшатся затраты на железнодорожный транспорт.
— Железнодорожные затраты для наших экспортеров будут меньше, если исходить из того, что тарифы по территории ЕАЭС ниже, чем в Узбекистане, — отметил он.
Кроме того, чиновник подчеркнул, что единая, предсказуемая таможенная политика, единое законодательство по техническому регулированию и единые санитарные, фитосанитарные требования при перемещении грузов на пространстве ЕАЭС дадут нашим экспортёрам возможность ориентироваться на единые требования, что очень удобно.
Минус, по его словам, для Таджикистана в том, что с присоединением Узбекистана к ЕАЭС у соседней республики будет более прогрессивное законодательство в таможенной, санитарной и фитосанитарной сферах, а также по вопросам технического регулирования. Таким образом, Узбекистан станет ещё более привлекательной страной для инвесторов.
— Мы и так отстаём в этом вопросе от соседей, а после их вхождения в ЕАЭС наши шансы на получение иностранных инвестиций уменьшатся ещё больше, — считает он.
Также к минусам чиновник причислил то, что все транспортные коридоры из Азии в Европу будут проходить по территории Узбекистана в обход Таджикистана, так как по территории ЕАЭС транспортировать грузы дешевле и легче.
Более того, отметил он, внешние границы ЕАЭС будут строже охраняться и у нашего приграничного населения будет меньше возможности пересекать границу для ввоза товаров.
— В ЕАЭС более жёсткие требования для беспошлинного вывоза товаров, у нашего населения будет меньше возможностей бесплатно ввозить товары в Таджикистан, — пояснил он.
Экономист Солех Хамидов полагает, что присоединение Узбекистана к ЕАЭС может негативно повлиять на таджикско-узбекский товарооборот, который за последние четыре года вырос почти в 22 раза — с $13 млн. по итогам 2014 года до почти $287 млн., в 2018 году.
— Торговые отношения между Таджикистаном и Узбекистаном сегодня основываются на взаимном предоставлении тарифных льгот. Узбекистан должен будет согласовать свою тарифную политику с зоной ЕАЭС при вступлении в этот Союз. Гармонизация с Узбекистаном для согласования тарифов в соответствии со стандартами ЕАЭС может негативно повлиять на товарооборот с Таджикистаном, — сказал он.
Это в свою очередь, продолжил эксперт, может привести к банкротству многих мелких торговцев, которые занимаются импортом и продажей в Таджикистане узбекской продукции.
Другие эксперты, уверены, что после присоединения Узбекистана к ЕАЭС у таджикских трудовых мигрантов снизятся шансы на получение более-менее достойных рабочих мест на рынках труда России и Казахстана.
— В России работают свыше 2,2 млн. узбекских трудовых мигрантов, находятся они также в большом количестве и в Казахстане. В настоящее время наши мигранты конкурируют с ними на рынках труда на равных условиях. После же присоединения Узбекистана к этому Союзу отношение работодателей к узбекским мигрантам изменится. Наши мигранты им уже будут не конкурентами, и им придется довольствоваться наиболее невостребованными, низкооплачиваемыми рабочими местами. Это приведет к сокращению объема потока денежных переводов, которые составляют около 40% ВВП Таджикистана, а соответственно, к снижению уровня жизни в республике», — сказал «АП» экономист Зафар Носиров.
Затянувшаяся интеграция Таджикистана
Процесс рассмотрения целесообразности вступления Таджикистана в ЕАЭС продолжается уже пятый год. После изучения этого вопроса специальной рабочей группой при Минэкономразвития и торговли республики заключения осенью 2016 года были переданы на рассмотрение в правительство республики.
Причина неспешности Таджикистана объясняется официальными структурами страны желанием оценить практические плюсы и минусы от участия в интеграции на примере недавно присоединившихся двух стран — Армении и особенно Кыргызстана.
13:40 18 апреля, 2019
Страны-члены Союза, по всей видимости, тоже не с особым энтузиазмом ждут Таджикистан.
«Ни со стороны Таджикистана, ни со стороны стран ЕАЭС нет политической задачи вступления ради признания результата присоединения как такового. Опыт мирового интеграционного развития, в частности, в рамках Евросоюза, свидетельствует о том, что процесс искусственного вовлечения стран в интеграционные группировки создаёт лишь дополнительные проблемы и не способствует поступательному движению союзов. Необходимо четко понимать последствия – плюсы и минусы такого решения, а также детали договоренностей по переходному периоду. Необходима системная подготовка всех институтов управления государства к вхождению в то или иное объединение», — говорится в опубликованном в этом году докладе Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития «Потенциальные выгоды и издержки от вступления Таджикистана в ЕАЭС».
Авторы доклада считают главным препятствием для вступления Таджикистана в ЕАЭС неподготовленность правовой базы и серьезные экономические проблемы в стране.
«Сложность заключается в том, что Таджикистан не участвовал в подготовке договорно-правовой базы ЕАЭС, и работу тут придётся проводить «с нуля». Серьёзный внешний долг вместе со слабой налоговой системой, с одной стороны, и полное отсутствие анализа правовой базы ЕАЭС для адаптации собственного законодательства с другой, могут серьезно затормозить вступление Таджикистана в Союз», — отмечают они.
Ещё один минус присоединения Таджикистана, на что акцентируется внимание в докладе Центра интеграционных исследований, связан с «наличием криминальных рисков и требующий привлечения дополнительных ресурсов, через Таджикистан проходит крупный транзит наркотрафика, а объединение упростит ввоз наркотиков на территорию стран – участниц ЕАЭС».
Осенью нас модно читать в Telegram, Facebook, Instagram, Viber, Яндекс.Дзен и OK.