Тарифные методы регулирования

Тарифные методы регулирования торговли

Тарифные методы регулирования международной торговли

Сегодня ни одно государство не может достичь внутреннего экономического равновесия (например, полной занятости или стабильности цен), не используя мер внешнеэкономического, и, в частности, внешнеторгового регулирования.

Инструменты торговой политики, используемые государством для регулирования международной торговли, делятся на:

– тарифные (осно­ванные на использовании таможенного тарифа);

– нетарифные (квоты, лицензии, субсидии, демпинг и т.д.).

Тарифные методы регулирования торговли

Тарифные средства являются старейшим методом экономического регулирования внешней торговли. Преимущественно они направлены на защиту внутреннего рынка (отечественных производителей) от иностранной конкуренции. Их основой являются таможенные пошлины, сведенные в таможенные тарифы.

Таможенная пошлина – особый вид платежа в форме косвенного налога, взимаемого государством при ввозе товаров в страну или вывозе их из страны. Уплата таможенной пошлины является обязательным условием осуществления ввоза или вывоза товаров. Этот налог в конечном итоге оплачивается потребителями товаров, поскольку включается в продажную цену.

Экономическая роль таможенных пошлин состоит в том, что они создают стоимостной барьер, который повышает цену импортного товара и защищает тем самым определенные отрасли экономики от конкуренции иностранных компаний. Если иностранные поставщики не пожелают снизить цены, по которым они ввозят товары ради сохранения своего экспортного рынка, то спрос на импортные товары сократится и уменьшится объем их поставок.

Отечественные производители, выпускающие конкурирующую с импортом продукцию, безусловно, выигрывают от введения таможенной пошлины. Следующее за этим повышение цен на внутреннем рынке стимулирует рост производства отечественных товаров. Следовательно, путем целенаправленного применения пошлин государство стимулирует развитие определенных отраслей экономики.

Между тем от роста цен в проигрыше оказываются потребители, вынужденные сокращать потребление вследствие увеличения расходов на приобретение товаров.

Таможенные пошлины наряду с протекционистской и регулирующей функциями выполняют так же и фискальную функцию. Они являются одним из наиболее естественных средств пополнения государственного бюджета.

Применение таможенных пошлин осуществляется в рамках таможенного тарифа.

Таможенный тариф – это систематизированный по определенному признаку или признакам перечень подлежащих таможенному обложению товаров, против каждого из которых указана одна или несколько ставок таможенных пошлин.

Таким образом, таможенный тариф состоит из двух основных элементов – ставок таможенных пошлин и системы классификации товаров (товарной номенклатуры), которая специально создается для целей регулирования и учета внешнеторговой деятельности.

Ставка таможенной пошлины – это размер, величина таможенной пошлины.

Товарная номенклатура представляет собой классификатор товаров, который применяется для целей государственного регулирования экспорта и импорта и статистического учета внешнеторговых операций.

Различают два типа таможенных тарифов – простой и сложный.

Простой (одноколонный) тариф предусматривает для каждого товара определенной номенклатуры единую ставку таможенной пошлины, которая применяется независимо от страны происхождения товара. Одноколонные тарифы применяются в тех случаях, когда главной целью введения таможенных пошлин является увеличение доходов государственного бюджета, а не осуществление эффективной торговой политики.

Сложный (многоколонный) тариф предусматривает применение различных (двух и более) ставок таможенных пошлин к одному и тому же товару в зависимости от страны его происхождения.

Эффективная тарифная защита достигается благодаря политике применения низких ставок импортных пошлин на импортируемое сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия и высоких ставок импортных пошлин на конечную продукцию. Таким образом, создаются стимулы для ввоза в страну в первую очередь необходимых сырья и материалов. При этом создаются барьеры на пути ввоза готовых изделий и продукции высокой степени обработки, что стимулирует развитие отечественной обрабатывающей промышленности.

Многообразие применяемых таможенных пошлин может быть классифицировано в зависимости от:

– направления движения (перемещения) товара;

– способа (порядка) установления (взимания) пошлин;

– страны происхождения товара;

– характера действия и целей применения пошлин.

В зависимости от направления движения (перемещения) товара различают экспортные, импортные и транзитные таможенные пошлины.

Импортные, или ввозные, пошлины взимаются с товаров, ввозимых в страну.

Это наиболее распространенный вид пошлин, они играют решающую роль в системе тарифного регулирования. В большинстве случаев импортируемые товары имеют отечественные аналоги и составляют конкуренцию последним. Ставки импортных пошлин на такие товары определяются с учетом складывающихся отношений между мировыми и национальными издержками и ценами.

Экспортные, или вывозные, пошлины взимаются с товаров, произведенных на территории страны и вывозимых за ее пределы.

При применении экспортных пошлин в основном преследуют цели ограничения вывоза за пределы страны товаров, необходимых для национальной экономики (для более полного насыщения отечественного рынка, защиты экономической безопасности), сдерживания вывоза сырьевых товаров и продуктов первичной обработки и стимулирования экспорта высокотехнологичных товаров, продуктов высокой степени обработки, пополнения доходной части бюджета страны.

Экспортные пошлины считаются противоречащими природе рыночных отношений, поскольку сдерживают вывоз из страны товаров, пользующихся спросом на мировом рынке. В большинстве стран мира, особенно в экономически развитых странах, экспортные пошлины применяются значительно реже, чем импортные.

Транзитные пошлины взимаются за провоз иностранных товаров по территории данной страны в другие страны (транзитом). Учитывая тот факт, что все государства, как правило, заинтересованы в увеличении транзита грузов через их территорию, т.к. это приносит немалый доход, этот вид пошлин применяется крайне редко и, в основном в фискальных целях. В России они отсутствуют.

По способу (порядку) установления (взимания) таможенные пошлины подразделяются на адвалорные, специфические, смешанные (комбинированные).

Адвалорные пошлины устанавливаются в виде определенного процента от таможенной стоимости товара (например, 20 % от таможенной стоимости товара).

Сильной стороной адвалорных пошлин является то, что они поддерживают одинаковый уровень защиты внутреннего рынка независимо от колебаний цен на товар, изменяются лишь доходы бюджета.

Слабой стороной таких пошлин является необходимость таможенной оценки стоимости товара, которая может колебаться в зависимости от многих факторов, таких, как обменный курс валюты, уровень инфляции, уровень внутреннего налогообложения.

Специфические пошлины устанавливаются в виде конкретной (твердой) денежной суммы за единицу измерения количества товара (веса, объема, штуки и др.) (например, 10 долл. за 1 т.).

Величина специфической пошлины зависит не от стоимости, а от количества ввозимого или вывозимого товара. В российской практике специфические ставки таможенных пошлин устанавливаются в евро.

Смешанные, или комбинированные, пошлины – это пошлины, при установлении размера которых сочетаются оба принципа, применяемых для адвалорной и специфической пошлин. Одновременно взимается пошлина, начисленная в виде процента от таможенной стоимости и с единицы физической меры товара.

В зависимости от страны происхождения товара ставки таможенных пошлин подразделяются на следующие группы: минимальные (базовые, или предельные), максимальные (генеральные, или общие), преференциальные.

Минимальная ставка таможенной пошлины применяется при ввозе товаров, происходящих из стран, которым данная страна в торгово-политическом отношении предоставляет режим наибольшего благоприятствования.

Режим наибольшего благоприятствования – распространение на страну, которой такой режим предоставлен, любых уступок, предоставленных любой третьей стране. Принцип режима наибольшего благоприятствования делает невозможным предоставление одной, отдельно взятой стране (группе стран) более благоприятного торгового режима, чем остальным торговым партнерам. Россия имеет двусторонние соглашения о предоставлении режима наибольшего благоприятствования почти со 130 странами мира.

Максимальная ставка таможенной пошлины применяется при ввозе товаров, происходящих из стран, которым данная страна не предоставила режим наибольшего благоприятствования, либо если страна происхождения товара неизвестна.

Преференциальная ставка таможенной пошлины применяется при ввозе товаров, которые происходят из развивающихся стран. К товарам, имеющим происхождение из наименее развитых стран, применяется нулевая ставка таможенной пошлины.

В зависимости от характера действия и целей применения, помимо пошлин, которые вводятся в рамках таможенного тарифа, выделяют особые виды пошлин: специальные, сезонные, антидемпинговые, компенсационные.

Специальные – пошлины, которые применяются для защиты экономических интересов РФ.

Сезонные – пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего, сельскохозяйственной. Они действуют в определенное время года либо в разное время года имеют разную величину. Их применяют в рамках таможенного тарифа.

Антидемпинговые – пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров.

Антидемпинговая пошлина – временный сбор в размере разницы между ценами продажи товара на внутреннем и внешнем рынках, вводимый импортирующей страной в целях нейтрализации негативных последствий нечестной ценовой конкуренции на основе демпинга.

Ставку антидемпинговой пошлины обычно определяют как разницу в цене, по которой товар реально продается (должен был бы продаваться) на рынке экспортирующей страны, и цены, по которой он реально продается на рынке импортирующей страны. Если товар производится только на экспорт и не продается на рынке страны-экспортера, то цена на него на внутреннем рынке страны-импортера сравнивается с его ценой на внутреннем рынке любой третьей страны.

Компенсационные – пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, наносящие ущерб производителям аналогичной продукции в импортирующей стране.

Перечисленные виды пошлин устанавливаются на определенный срок и применяются к ввозимым на российскую таможенную территорию товарам в целях защиты экономических интересов Российской Федерации. Введение особых видов пошлин не связано с действующим в стране импортным тарифом. Особые виды пошлин являются элементом нетарифных методов регулирования внешней торговли. Они применяются независимо от рассмотренных ранее видов пошлин, т.е. устанавливаются дополнительно, сверх ставок таможенных пошлин, приведенных в таможенных тарифах. Величины вводимых ставок таможенных пошлин сугубо индивидуальны, поскольку зависят главным образом от нанесенного стране-импортеру ущерба. Они могут в несколько раз превышать уровень максимальных ставок.

Тарифные методы регулирования внешней торговли

Под таможенным тарифом понимается:

♦ систематизированный перечень ставок таможенных пошлин;

♦ инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка;

♦ ставка таможенной пошлины, подлежащая уплате при ввозе/вывозе определенного товара на таможенную территорию страны (совпадает с понятием таможенной пошлины).

Таможенная пошлина — налог на импортируемые или экспортируемые товары во время пересечения ими таможенной границы государства. Основные функции таможенных пошлин:

♦ фискальная, относится как к импортным, так и экспортным пошлинам;

♦ защитная, относится к импортным пошлинам, поскольку государство с их помощью ограждает отечественных производителей от иностранных;

♦ балансировочная, относится к экспортным пошлинам, предотвращает нежелательный экспорт.

Все таможенные тарифы могут быть к лассифицированы по пяти группам (см-, рис. 7.2.1).

1. Классификация тарифов по направлению движения товара:

♦ экспортный тариф — пошлина, накладываемая на экспортные товары. Применяется с целью недопущения массового вывоза дефицитного товара за рубеж при большом различии цен на внутреннем и мировом рынках на определенные виды экспортных товаров, а также пополнения бюджета. Применяется редко;

♦ импортный тариф — пошлина, накладываемая на импортные товары. Применяется с целью защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции;

♦ транзитный тариф — пошлина, накладываемая на товар, перевозимый по территории данной страны. Цель этих пошлин —
обеспечить дополнительные поступления в бюджет.

Рис. 7.2.1. Классификация таможенных тарифов

2. Классификация тарифов по способу установления:

♦ адвалорный тариф — пошлина, начисляемая в процентах к таможенной стоимости товара (например, 10% от таможенной стоимости). Применяется в основном для товаров, которые имеют различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы;

♦ специфический тариф — ставка таможенной пошлины, взимаемая с единицы веса, объема, длины и т. д. (например, $20 за 1 т). Применяется в основном для стандартизированных товаров (например, сырье);

♦ комбинированный тариф — одновременно взимаемые адвалорные и специфические ставки (например, 10% от таможенной стоимости, но не более $20 за 1 т);

♦ альтернативный тариф — применяется согласно решению таможенных органов адвалорная или специфическая ставка, обычно выбирается та, которая обеспечивает взимание наибольшей абсолютной суммы для каждого конкретного случая.

3. Классификация тарифов (по величине) в зависимости от страны происхождения товара:

♦ максимальный тариф устанавливается для всех стран на основании государственных законодательных актов, без согласования с другими государствами;

♦ минимальный тариф предоставляется тем странам, которые получают статус наиболее благоприятствуемой нации. Эта ставка устанавливаются в результате взаимных договоренностей. Страна, предоставляющая другой стране статус наиболее благоприятствуемой нации, обязуется не превышать ставки тарифов, которые предусмотрены ею по отношению к другим странам, т. е. страны, договаривающиеся об этом статусе, предоставляют друг другу льготы, которых лишены остальные государства;

♦ преференциальный тариф действует в отношении определенных стран или групп стран. Его величина, как правило, меньше минимального. Существует международное соглашение «Обобщенная система преференций», по которому промышленно развитые страны предоставляют развивающимся льготы. Эти льготы выражаются в более низких таможенных тарифах.

Цель — побудить покупать товары, экспортируемые развивающимися странами, и, с другой стороны, стимулировать в развивающихся странах импорт из более развитых.

4. Классификация тарифов по характеру происхождения:

♦ автономный тариф устанавливается страной независимо от других субъектов мировой торговли;

♦ конвенционный (договорной) тариф устанавливается страной в соответствии с обязательствами, принятыми на себя в рамках международных соглашений.

5. Классификация тарифов по направлению действия:

· преференциальный тариф устанавливается с целью предоставить какой-либо стране или группе стран льготу;

· сезонный тариф устанавливается для регулирования международной торговли продукцией сезонного характера прежде всего сельскохозяйственной;

· дискриминационный тариф устанавливается с целью затруднить и ограничить экспорт или импорт товаров определенной страны.

Дискриминационные тарифы делятся на:

· ответные (на недружественную торговую политику);

· компенсационный используется с целью уравнять цены аналогичных товаров национального производства и импортных, пользующихся субсидиями, за счет включения в цену последних более высокой импортной пошлины;

· антидемпинговый, как ответная мера по защите национального производителя, если установлен факт демпинга со стороны иностранных конкурентов и ввоз товара наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям или препятствует расширению производства подобных товаров на внутреннем рынке.

Демпинг – продажа товаров по необоснованно заниженным ценам. В этой ситуации экспортирующая фирма продает свой товар на каком-либо зарубежном рынке дешевле, чем на другом.

7.5. Нетарифные методы регулирования внешней торговли

Нетарифные меры регулирования внешней торговли имеют более высокую степень воздействия на внешнеэкономическую деятельность, так как установление жесткого контроля над внешней торговлей некоторыми товарами во многих случаях оказывается более эффективным, чем экономические рычаги внешнеторгового регулирования.

Нетарифные методы регулирования имеют ряд преимуществ по сравнению с тарифными методами. Основа преимущества — ограниченная возможность тарифного регулирования, однообразность данной системы. Система же нетарифных барьеров достаточно разветвлена, благодаря чему достигается большая эффективность.

Существует несколько типов нетарифных ограничений:

I. Количественные ограничения импорта и экспорта.

1. Контингентирование (квоты) — регулирование внешнеэкономической деятельности путем ограничения ввоза/вывоза иностранных или отечественных товаров определенным количеством или суммой на установленный период времени.

Эмбарго — полный запрет ввоза иностранных товаров на внутренний рынок. В мировой практике устанавливается запрет на квоты на промышленную продукцию. Разрешаются квоты на сельскохозяйственную продукцию и некоторые другие товары (например, текстиль, иногда готовую продукцию; если неограниченный ввоз иностранных товаров может нанести ущерб национальным отраслям). Квоты делятся на:

♦ глобальные — на определенный период времени устанавливается лимит на количество или стоимость товара, который можно импортировать/экспортировать вне зависимости от страны импортера/экспортера. Используется редко, поскольку существует опасность потерять рынки импортеров;

♦ индивидуальные — устанавливается в рамках глобальной квоты; существует распределение, учитывающее доли импортеров в предыдущем году или обязательство покупать определенное количество товаров (на основе двусторонних соглашений). Чаще всего индивидуальные квоты носят сезонный характер, т. е. вводятся на определенный промежуток времени (например, в осенние периоды, когда реализуется продукция нового урожая). Экономические последствия — ограничение предложения, увеличение роста доходов национального производителя.

Представим следующую ситуацию (рис. 7.5.1). Внутреннее предложение товара на рынке составляет Sd а спрос — Dd, тогда внутреннее производство составит — Q0 Если же предложение такого же товара из-за рубежа неограниченно и составляет Sw (по мировой цене — Pw), то производство товара на внутреннем рынке составит Q1,, потребление — Q2,, импорт товара — Q2Q1 Страна принимает решение ограничить импорт и вводит импортную квоту в размере Q4Q3 В результате этого внутренние цены поднимаются до P1 внутреннее производство увеличивается до Q3, внутренний спрос сократится до Q4.

Рис. 7.5.1. Импортная квота

2. Лицензирование может быть как составной частью квотирования, так и самостоятельным инструментом регулирования. Тогда в первом случае — это всего лишь документ, который подтверждает право ввоза/вывоза товара в пределах получения какой-либо квоты; во втором случае существует определенный ряд форм лицензирования:

♦ индивидуальная лицензия — разовое разрешение на импорт/ экспорт товара. Выдается государственным органом власти импортеру/экспортеру,является именной (указано юридическое лицо);

♦ открытая индивидуальная лицензия — разрешение на импорт/ экспорт товара без ограничения количества;

♦ генеральная лицензия — постоянно действующее разрешение на импорт/экспорт товара без ограничений как по количеству, так и по времени; лицензия является безличной;

♦ автоматическая лицензия — разрешение, выдаваемое немедленно после заявки на импорт/экспорт товара (упрощенная форма получения лицензии).

Квотная рента — специфический доход при введении квоты, проистекающий из искусственного повышения цены. Его получает обладатель права ввоза товара на внутренний рынок (на внешнем рынке товары покупаются по Pw, а продаются на внутреннем по P1,). Ее получателями могут быть различные субъекты в зависимости от порядка предоставления лицензии:

♦ аукцион — продажа лицензий на конкурсной основе (цена, как правило, равна квотной ренте, идет государству);

♦ бесплатная передача — рента идет национальному субъекту — импортеру;

♦ передача лицензии стране-производителю — добровольное количественное ограничение экспорта, принятое в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении льгот.

Сходство в применение квот и тарифов состоит в том, что:

♦ цена на импортные товары возрастает;

♦ доходы национальных производителей возрастают.

Различие — в случае введения тарифа импортер не ограничен количеством ввозимого товара, т. е. мерой для него является экономическая целесообразность ввоза товаров.

II. Государственные субсидии и финансовые льготы.

Субсидии — денежная выплата правительством национальным производителям с целью их поддержки и дискриминации импорта. Субсидии по характеру выплат делятся на:

♦ прямые— непосредственные выплаты экспортеру после совершения им операции в размере разницы издержек и полученного им дохода (дотации производителю при выходе на внешний рынок). Запрещены ВТО, поскольку их применение достаточно очевидно для торговых партнеров и может вызвать ответные меры;

♦ косвенные (скрытые) — предоставление экспортерам льгот по уплате налогов, возврат импортных пошлин, льготные условия страхования, помощь в структурной перестройке и т. д.

Субсидии предоставляются как производителям товаров, конкурирующих с импортом, так и производителям экспортных товаров. Экспортные субсидии — нетарифный метод регулирования, представляющий бюджетные выплаты экспортерам, дающий им возможность продавать товар на иностранном рынке по более низкой цене, чем на внутреннем.

III. Импортный депозит — своеобразный залог в денежной форме, который импортер должен внести в банк перед закупкой партии иностранного товара. Размер этого залога, срок, валюта фиксируются в каждом государстве законодательно. Это своеобразный кредит, который импортер дает государству, но не получает за него проценты; через некоторое время средства возвращаются импортеру, в итоге издержки импортера растут.

IV. Государственная система размещения заказов — покупка государственными предприятиями товаров, произведенных национальными производителями, даже, несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных.

V. Валютное регулирование:

♦ внешние валютные ограничения (например, клиринг — торговля между странами на основе взаимозачетов);

♦ ограничения, связанные с приобретением и продажей валюты;

♦ механизм дифференцирования валютных коэффициентов (установление различного курса для определенных торговых сделок);

♦ девальвация — понижение курса национальной валюты;

♦ ревальвация — повышение курса национальной валюты.

VI. Технические барьеры — ограничения, возникающие в силу того, что национальные технические, административные и другие нормы и правила построены так, чтобы создать барьер на пути иностранного товара (например, стандарты, аттестация, проверка качества товара и т. д.).

Тарифные методы регулирования

Введение

1 Методы государственного регулирования внешней торговли

1.1 Тарифные методы регулирования

1.2 Нетарифные методы регулирования

2 Регулирование внешней торговли в Европейском Союзе

3 Особенности регулирования внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь

Заключение

Список использованных источников

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Регулирование внешнеэкономической деятельности государством принимало различные формы в течение истории; на современном этапе формы и методы воздействия на международную торговлю значительно варьируются исходя из того, какой внешнеторговой политики придерживается страна – либеральной или протекционистской. Степень и инструменты влияния правительства на экономику и, в частности, на внешнеторговую сферу, играют важнейшую роль в позиционировании страны в мировом экономическом сообществе.

Цель данной работы – раскрыть понятие государственного регулирования внешней торговли и установить его роль в современном мире. Задачи – рассмотреть тарифные и нетарифные методы регулирования, особенности государственного вмешательства во внешнюю торговлю в Европейском Союзе и в Республике Беларусь.

Структура данной работы включает три раздела, каждый из которых решает одну из указанных задач.

Объект изучения работы – способы и степень государственного вмешательства во внешнеторговую деятельность. Предметом исследования является теоретическое освещение возможных инструментов регулирования и сравнение существующих подходов к данной проблеме в Европейском Союзе и Республике Беларусь.

В процессе написания первого раздела данной работы были использованы в основном учебные пособия и теоретические статьи. При создании второго и третьего раздела применялись в основном статьи по данной тематике, а также монографии по проблеме государственного регулирования.

МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

Тарифные методы регулирования


C развитием мировой экономики и международных экономических связей развивались и усложнялись инструменты внешнеэкономической политики государств, превратившись к настоящему моменту в комплексную систему механизмов реализации государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

В рамках внешнеторговой политики как составляющей внешнеэкономической политики выделяют две группы инструментов: таможенно-тарифная система и комплекс мер нетарифного регулирования.

Таможенный тариф – это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

Таможенные пошлины представляют собой косвенные налоги, взимаемые государством в протекционистских или фискальных целях с товаров в момент пересечения ими границ. Существует несколько классификаций пошлин. Прежде всего, по объекту обложения выделяют:

импортные – пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции ;

экспортные – налог, взимаемый с экспортных товаров при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Данный вид пошлины вводится чаще всего либо в целях увеличения валового дохода, либо для создания дефицита этого товара на мировых рынках, повышая тем самым мировые цены на данный товар. В развитых странах экспортные пошлины практически не применяются; Конституция США, например, даже запрещает их использование.

транзитные пошлины, которые взимаются с товаров, пересекающих национальную территорию транзитом. Они сдерживают товарные потоки и в большинстве стран мира рассматриваются как крайне нежелательные, нарушающие нормальное функционирование международных связей.

Любой налог на импортируемый или экспортируемый товар может взиматься в одной из следующих форм пошлины:

адвалорная – пошлина, определяемая законом как фиксированный процент от стоимости экспортируемого или импортируемого товара с учетом или без учета транспортных расходов;

специфическая – налог, определяемый как фиксированная сумма денег на каждую единицу товара (единицу измерения);

смешанная пошлина – объединение адвалорного и специфического налогов.

Адвалорная пошлина может быть подсчитана и установлена только после определения таможенной стоимости товара. Расчет же таможенной стоимости товара не всегда объективен, прежде всего, из-за неформализованности этой процедуры. Например, таможенная стоимость товаров, импортируемых в США, исчисляется на базе цены ФОБ (FOB – free on board), включающей кроме цены в стране отправки стоимость доставки товара в порт отправки, а также стоимость погрузки его на судно. Таможенная стоимость товаров в странах Западной Европы – членах Европейского союза определятся на базе цены СИФ (cost, insurance, freight – стоимость, страхование, фрахт), включающей помимо цены самого товара стоимость погрузки на судно, транспортировки из порта назначения, оплату фрахта судна и страховки товара. Такой метод определения таможенной стоимости товаров увеличивает таможенную пошлину на 5-7%. Специальная же пошлина очень проста в применении, однако, уровень защиты национальных производителей с ее помощью снижается в период инфляции и увеличивается в период дефляции, оставаясь постоянным и в том, и в другом случае для адвалорной пошлины.

Существуют также особые пошлины, которые применяются страной либо в одностороннем порядке в защитных целях от недобросовестной конкуренции со стороны торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные действия со стороны других государств. Наиболее распространенными особыми пошлинами являются сезонные (применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера), антидемпинговые и компенсационные (накладываются на импорт тех товаров, при производстве которых использовались субсидии). Введение особой пошлины обычно становится крайним средством, к которому прибегают страны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны.

Таможенный тариф может устанавливаться на основе принципа тарифной автономии или по соглашению. В соответствии с принципом тарифной автономии страна самостоятельно фиксирует тариф и может его изменить по собственной инициативе. Конвенционные же пошлины устанавливаются на базе двустороннего или многостороннего соглашения.

Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками, однако, применяются и переменные – тарифы, ставки которых могут изменяться в установленных правительством случаях. Такие тарифы используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики. Страны могут использовать тарифную квоту – разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой сверхквотной ставке тарифа.

Несомненной тенденцией современной мировой экономики является ее либерализация, выражающаяся, прежде всего, в уменьшении препятствий для свободного перемещения товаров и услуг. Так, с конца 40-х тарифы на ввоз промышленных товаров в развитые страны снизились на 90% — в среднем до 4%. . Нарастают процессы международной интеграции, проявляющейся в создании и укреплении межгосударственных торгово-экономических блоков – ЕС, АСЕАН, НАФТА, МЕРКОСУР, Андской группы. Однако на этом фоне легко заметить и противоположное явление – «двойные стандарты» развитых стран по отношению к развивающимся. Развитые страны, декларируя незыблемость принципов свободы торговли и требуя от других их неукоснительного исполнения, на практике повышают тарифы на импорт тех товаров, в торговле которыми развивающиеся страны могли бы иметь сравнительное преимущество, – продукцией трудоемких отраслей промышленности и сельского хозяйства. По подсчетам, развивающиеся страны ежегодно теряют до 50 млрд. долл. вследствие тарифной политики, проводимой развитыми государствами . Выходя на мировой рынок, первые сталкиваются с тарифами, в четыре раза более высокими, чем платят вторые. Следовательно, снижение уровня таможенных пошлин вовсе не означает ликвидации регулирования.

2. Нетарифные методы регулирования

Степень воздействия государства на внешнюю торговлю в последние годы возросла во многом благодаря нетарифным ограничениям. Эти ограничения из-за своего скрытого характера дают возможность правительствам действовать почти бесконтрольно. Поэтому ВТО выступает против количественных ограничений в торговле и за замену их тарифами.

Нетарифные методы регулирования являются наиболее эффективным элементом осуществления внешнеторговой политики в силу следующих причин:

o во-первых, нетарифные методы регулирования, как правило, не связаны какими-либо международными обязательствами, и, следовательно, объем и методика их применения полностью определяются национальным законодательством страны;

o во-вторых, они позволяют учесть конкретную ситуацию, складывающуюся в мировой экономике и применить адекватные меры защиты национального рынка в рамках определенного срока, что более удобно в достижении искомого результата во внешнеэкономической политике;

o в-третьих, применение нетарифных методов не влечет дополнительного налогового бремени для субъектов ВЭД. Тем не менее, они связаны с иными расходами участников внешней торговли (например, внесение платы за получение лицензии), что, несомненно, отражается на конечной цене товаров, предлагаемых потребителю.

Среди нетарифных методов регулирования торговли выделяют количественные, скрытые и финансовые методы.

Количественные ограничения являются основным нетарифным методом торговой политики и включают квотирование, лицензирование и «добровольное» ограничение экспорта.

Наиболее распространенной формой нетарифных ограничений является квотирование – ограничение количества или стоимости объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из нее (экспортная квота) за определенный период. Государство осуществляет квотирование путем выдачи лицензий на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и в то же время запрещает нелицензированную торговлю.

Лицензирование может быть самостоятельным инструментом государственного регулирования; в этом случае лицензия выдаются в форме разовой, генеральной, глобальной или автоматической. Основными способами распределения импортных лицензий являются аукцион на конкурентной основе и система явных предпочтений. Самым выгодным для страны и самым справедливым способом распределения лицензий является аукцион. В результате открытого аукциона устанавливается такая цена на импортные лицензии, которая приблизительно равняется разнице между ценой импортера и самой высокой внутренней ценой, по которой может быть продан импортный товар. Однако в реальности аукционы редко проводятся открыто и лицензии распределяются на коррупционной основе. В соответствии с системой явных предпочтений правительство закрепляет лицензии за определенными фирмами пропорционально размерам их импорта за предшествующий период или пропорционально размерам структуре спроса со стороны национальных импортеров.

«Добровольное» ограничение экспорта вводится правительством обычно под политическим давлением более крупной импортирующей страны, которая угрожает применением односторонних ограничительных мер на импорт. По сути «добровольные» экспортные ограничения представляют собой ту же квоту, только устанавливаемую не импортером, а экспортером. Зачастую экспортирующие страны находят обходные пути, а именно: переключаются на категории товаров, не подвергающиеся ограничениям; образуют предприятия за границей.

Наряду с количественными методами торговой политики существенную роль в настоящее время играют разнообразные методы скрытого протекционизма. По некоторым оценкам существует несколько сотен скрытых методов, с помощью которых страны могут в одностороннем порядке ограничивать импорт или экспорт. Наиболее распространенные из них:

· технические барьеры – требования о соблюдении национальных стандартов, о получении сертификатов качества импортной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров и многое другое;

· внутренние налоги и сборы – скрытые методы торговой политики, направленные на повышение внутренней цены импортного товара и сокращение тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке;

· политика в рамках государственных закупок – требование от государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм, даже не смотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных;

Другими примерами скрытых методов ограничения торговли могут служить требования о содержании местных компонентов или получение «статуса страны с рыночной экономикой».

К финансовым методам регулирования торговли относятся субсидирование, экспортное кредитование и демпинг. Они направлены на снижение стоимости экспортируемого товара и, следовательно, повышение его конкурентоспособности.

Экспортная субсидия – это льготы и бюджетные выплаты экспортерам для расширения вывоза товаров. Правительство может также субсидировать отрасли, конкурирующие с импортом. Благодаря субсидиям экспортеры могут продавать свою продукцию на внешнем рынке дешевле, чем на внутреннем. Однако, увеличение экспорта сокращает количество товаров на внутреннем рынке и приводит к повышению внутренних цен, а вслед за этим снижается спрос. Кроме того, субсидии увеличивают расходы бюджета; в конечном результате, потери страны превышают прибыли.

Скрытое субсидирование экспортеров выражается через предоставление льгот по уплате налогов, через льготные условия страхования и различные виды экспортного кредитования.

Распространенной формой конкурентной борьбы является демпинг, заключающийся в продвижении товаров на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах, или даже ниже издержек. Демпинг может стать следствием внешнеторговой политики государства, если экспортер получает субсидию.

Как экспортные субсидии, так и демпинг в соответствии с правилами ВТО считаются нечестной конкуренцией и запрещены. Национальные антидемпинговые законодательства многих стран позволяют применять антидемпинговые пошлины в случае обнаружения факта преднамеренного демпинга.

Наиболее жесткой формой ограничения внешней торговли являются экономические санкции. Примером может служить торговое эмбарго, то есть запрещение ввоза в страну или вывоза из нее каких-либо товаров. Эмбарго вводится обычно по политическим мотивам – иногда даже несмотря на то, что это наносит ущерб самой стране-инициатору.

Особым режимом таможенно-тарифного регулирования является Общая система преференций. Суть ее состоит в предоставлении промышленно развитыми странами в одностороннем порядке тарифных льгот при импорте товаров из развивающихся стран. Система призвана способствовать экономическому росту развивающихся стран.

Тарифные и нетарифные методы воздействия государства на внешнюю торговлю широко используются многими странами. Для обоснования этих методов сторонники протекционизма приводят ряд доказательств, многие из которых, однако, могут быть опровергнуты.

Сторонники протекционизма считают, что ограничение импорта необходимо, чтобы поддержать отечественных производителей и сохранить рабочие места, что должно обеспечить социальную стабильность. Но с другой стороны, ограничивая конкуренцию, создаются условия для сохранения неэффективного производства. Обычно говорят, что протекционизм необходим для защиты молодых отраслей промышленности, которым требуется время, чтобы окончательно сформироваться и укрепить свои позиции на рынке. Однако определить действительно перспективные отрасли с точки зрения формирования новых сравнительных преимуществ страны достаточно трудно. Кроме того, протекционизм снижает стимулы к повышению эффективности, и в результате становление отрасли может затянуться.

Протекционистская политика часто проводится для пополнения доходов бюджета; эта практика популярна в странах, где еще не сформировалась эффективная налоговая система. Но поступления в бюджет будут зависеть от эластичности спроса на импорт по цене, и, следовательно, чем эластичнее будет спрос, тем больше возрастут доходы государства при ослаблении защиты.

Другим отрицательным последствием протекционизма является закономерная ситуация, когда такая политика, проводимая одной страной, вызывает ответную реакцию со стороны других, что усиливает конъюнктурные колебания на мировом рынке.

Тарифные меры приводят к увеличению налогового бремени на потребителей, которые из-за тарифов вынуждены покупать как импортные, так и аналогичные местные товары по более высоким ценам. Тем самым часть доходов потребителей перераспределяется в государственную казну и их располагаемый доход снижается.

Страны, сокращая с помощью тарифа импорт и сохраняя занятость в отраслях, конкурирующих с импортом, косвенно сокращают и свой экспорт. Из-за тарифа иностранные партнеры получают за свой экспорт меньшую выручку, которую можно было бы использовать на закупку товаров, экспортируемых данной страной.

Наиболее распространенной формой государственного регулирования внешнеторговой деятельности является тариф, однако, в настоящее время наблюдается усиление значения и появления новых разнообразных форм нетарифного ограничения импорта и стимулирования экспорта. Несмотря на то, что следствием любой таможенной защиты является снижение совокупного благосостояния нации, все страны мира применяют те или иные торговые ограничения. Между тем при некоторых условиях использование тарифа может оказаться более эффективной мерой, чем экономическая пассивность. Важным является нахождение оптимального импортного тарифа для государства, потребителя и производителя.

Тарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности

Инструменты, используемые государством для регулирования международной торговли, можно разделить на тарифные (основанные на использовании таможенного тарифа) и нетарифные (квоты, лицензии, субсидии, демпинг и т.д.)

1. Таможенный тариф на импорт

Наиболее распространенный вид ограничения торговли – таможенная пошлина – государственный денежный сбор с ввозимых товаров, пропускаемых через границу страны под контролем таможенного ведомства. При введении тарифа отечественная цена импортного товара поднимается выше мировой цены.

Существуют два основных вида таможенных пошлин:

1. специфические;

2. адвалорные.

Специфические пошлины определяются в виде фиксированной суммы с единицы измерения (веса, площади, объема и т.д). Внутренняя цена импортного товара (Pd) после обложения специфическим тарифом будет равна:

Pd= Pim +Ts,

где Pim – цена, по которой товар импортируется (таможенная стоимость товара);

Ts – ставка специфического тарифа.

Адвалорная пошлина устанавливается в виде процента от таможенной стоимости товара. При применении адвалорного тарифа внутренняя цена импортного товара составит:

Pd= Pim (1+Tav),

где: Tav – ставка адвалорного тарифа.

Таможенный тариф в узком смысле – перечень товаров, облагаемых таможенными пошлинами, применяемыми данной страной к импортируемым товарам, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Однако в экономической литературе понятие таможенного тарифа часто используется в широком смысле – и как особый инструмент внешнеторговой политики, и как конкретная ставка таможенной пошлины.

2. Экспортный тариф

Таможенный тариф вводится для ограничения импорта с целью защиты отечественных производителей от иностранной конкуренции. Однако иногда государство идет на ограничение экспорта. Введение ограничения на экспорт может быть целесообразно в том случае, когда цена на какой-либо продукт находится под административным контролем государства и удерживается на уровне ниже мирового путем выплаты соответствующих субсидий производителям. В этом случае ограничение экспорта рассматривается государством как необходимая мера для поддержания достаточного предложения на внутреннем рынке и предотвращения избыточного экспорта субсидируемого продукта. Конечно, государство может быть заинтересовано в установлении экспортного тарифа и с точки зрения увеличения доходной части бюджета.

Экспортные тарифы используют в основном развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. Промышленно развитые страны используют их редко, а в США налогообложение экспорта вообще запрещено конституцией.

3. Таможенный союз

Одним из направлений развития тарифных методов регулирования внешней торговли является координация таможенной политики между странами путем создания зон свободной торговли или таможенных союзов. При создании зоны свободной торговли участвующие в ней страны ликвидируют таможенные пошлины в торговле между собой, но сохраняют каждая свой уровень таможенной защиты по отношению к третьим странам. Таможенный союз предполагает не только беспошлинную торговлю между странами-участницами союза, но и установление единого внешнего таможенного тарифа.

3. Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности

1. Количественные ограничения – регламентируют объемы ввозимых в страну и вывозимых за ее пределы товаров.

Количественные ограничения развиваются в двух направлениях: контингентирование (квотирование) и лицензирование.

Контингентирование – ограничение государством ввоза/вывоза товаров в определенном количестве или сумме за установленный период посредством импортных или экспортных квот.

Квоты делятся на двусторонние и общие. Двусторонние устанавливаются при наличии между двумя странами определенной договоренности и распространяются только на конкретную страну.

Общие квоты вводятся безадресно, т.е. ограничивают размер импорта на определенный период для всех стан вместе.

По срокам действия квоты подразделяются на постоянные и сезонные. Постоянные действуют в течение всего периода, на который они будут введены. Сезонные устанавливаются в зависимости от фиксированного времени.

Основная цель импортных квот – защита национальных производителей. Для этой цели импортные квоты более предпочтительны, чем тарифные ограничения. Экспортные квоты устанавливаются, прежде всего, на дефицитные на местном рынке товары.

Лицензирование – выдаваемое государственными органами разрешение на импорт определенного количества товаров в страну (импортная лицензия) или экспорт товаров из страны (экспортная лицензия).

Виды лицензий

1. Индивидуальная – разовое разрешение на импорт/экспорт товаров. Она именная и не может быть передана другим компаниям. Срок ее действия по времени ограничен. Она выдается на конкретный объем товаров по каждой сделке.

2. Генеральная – постоянно действующее разрешение, дающее право конкретной фирме на импорт/экспорт указанных в ней товаров без каких-либо ограничений по стоимости и количеству. По ней разрешается ввозить указанные в ней товары из конкретной страны либо же из всех стран мира. Она не ограничена по стоимости и количеству (за исключением квотируемых товаров).

3. Автоматическая – выдается немедленно после получения от экспортера или импортера заявки, которая не может быть отклонена в случае, если по ней не получен официальный отказ от органов, контролирующих внешнеторговые операции в рамках предварительного контроля.

Особая форма количественного ограничения – добровольные ограничения экспорта. В к. 50-х гг. США начали навязывать азиатским странам соглашения о добровольном ограничении в одностороннем порядке экспорта в США текстиля, а позднее стального проката и ряда других товаров. В январе 1975 г. японское правительство выступило с 5-летней программой «добровольного» ограничения поставок хлопчатобумажных изделий на американский рынок. С 1969 г. система «добровольных» квот начала действовать на мировом рынке черных металлов.

2. Таможенные и административные импортно-экспортные формальности – совокупность мер государственного регулирования, которая включает в себя антидемпинговые пошлины, методы оценки таможенной стоимости товаров, требования о содержании местных компонентов, таможенные и консульские формальности, товаросопроводительные документы и др.

Антидемпинговые пошлины – временный сбор в размере разницы между ценами продажи товара на внутреннем и внешнем рынке, ввозимый импортирующей страной в целях нейтрализации негативных последствий нечестной ценовой конкуренции на основе демпинга.

Виды демпинга

1. Постоянный – связан с проблемой поддержки загрузки производственных мощностей или развития крупносерийного производства без снижения внутренних цен.

2. Эпизодический – осуществляется при необходимости избавиться от случайного избытка продукции.

3. Непреднамеренный – поставщик не обладает достаточной ценовой информацией на рынке экспорта.

При установлении факта демпинга в странах ЕС определяется «нормальная стоимость» товара и анализируются два критерия: ценовой 9или стоимостной) и экономический ущерб.

Ценовой критерий – демпинг может констатироваться в случае, когда экспортная цена товара оказывается ниже его «нормальной стоимости». Сопоставляя экспортную цену и «нормальную стоимость», определяют демпинговую маржу, которая кладется в основу исчисления верхней границы антидемпинговой пошлины.

Экономический ущерб – значительный избыток, который наносится или может быть нанесен импортом демпингового товара производству в стране его ввоза.

Товаросопроводительные документы содержат информацию о стране происхождения товара, а от этого зависит выбор таможенного тарифа.

Вопрос о происхождении товара в разных странах трактуется по- разному. Обычно это страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке.

Технические барьеры – препятствия для импорта иностранных товаров, возникающие в связи с их несоответствием национальным стандартам, системам измерения и инспекции качества, требованиям техники безопасности, санитарно-ветеринарным нормам, правилам упаковки и маркировки и др. требованиям.

Технические стандарты используются при определении диаметра газовых и водопроводных труб, напряжения и частоты электричества в бытовых и промышленных сетях, частот радио и телевидения, размера автомобильных шин.

Инспекция и проверка качества товаров – применяются при поставках средств транспорта, электрооборудования, электрических приборов и оборудования для пищевой промышленности, фармацевтических, химических и других товаров.

Введение санитарно-гигиенических норм и требований здравоохранения становятся на пути импорта пищевых, сельскохозяйственных товаров, парфюмерии и др.

3. Участие государства. Государственное субсидирование делится на прямое и косвенное. Прямое осуществляется в форме выплат компаниям дотаций из бюджета, финансирования научно-исследовательских и конструкторских работ. Косвенное предполагает льготы по кредитам, освобождение предприятий от некоторых налогов.

Экономические санкции – крайняя форма государственного ограничения внешней торговли.

Эмбарго — запрещение государством ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой-либо страны товаров. Страна вводит эмбарго, как правило, по политическим мотивам.

Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности

Нетарифные методы регулирования относятся к мерам прямого воздействия на хозяйственные экономические процессы. Они включают меры, направленные на защиту интересов национальных производителей, охрану жизни и здоровья людей, окружающей среды, моральных и религиозных традиций, национальной безопасности страны. В практике государственного регулирования они получили название нетарифные ограничения.

Нетарифные ограничения – меры запретительного или ограничительного характера, препятствующие проникновению иностранных товаров на внутренние рынки или ограничивающие возможности их использования.

В соответствии с решениями ГАТТ нетарифные ограничения классифицируются по пяти группам:

• первая отражает характер участия государства во внешне — торговых операциях. Это касается субсидирования производства и экспорта товаров, системы государственных закупок, государственной торговли;

• вторая касается административных и таможенных формальностей (антидемпинговые пошлины, методы оценки таможенной стоимости товаров, товарная классификация тарифов, формы товаросопроводительных документов, включая требования к их оформлению, таможенные формальности, определение страны происхождения товаров);

• третья группа представлена ограничениями, связанными с необходимостью соблюдения санитарно-ветеринарных норм, стандартов, требований к упаковке и маркировке товаров;

• четвертая группа — количественные и валютные ограничения импорта и экспорта, включая квотирование и лицензирование;

• пятая группа ограничения, заложенные в механизме платежей: импортные депозиты, изменения учетной ставки, пограничный налоговый режим и скользящие сборы.

Реализация механизмов нетарифных ограничений достигается путем финансового воздействия (1, 2, 5 группы) и через инструменты административного регулирования (3, 4 группы). Среди последних – запреты, квотирование, лицензирование, предписания таможенных органов, технические барьеры, добровольное самоограничение поставок, антидемпинговые меры.

Запреты импорта и экспорта– признанные международной практикой меры нетарифных препятствий. Они выступают в закрытой и завуалированной формах.

Закрытая форма – полное запрещение торговли. Обычно оно основывается на решениях ООН. Завуалированная форма проявляется в ограничениях по заходу иностранных судов во внутренние воды или по продаже отдельных товаров в розничной торговой сети страны. Разновидностью запретов выступают сезонные и временные запрещения на ввоз, частичные запреты (запрет импорта конкретных товаров, способных причинить ущерб различным формам жизнедеятельности государства).

Технические барьеры– препятствия для импорта иностранных товаров, возникающие в связи с несоответствием национальным стандартам, системам измерения и инспекции качества, тре5ованиям техники безопасности, санитарно-ветеринарным нормам, правилам упаковки, маркировки и другим требованиям.

Технические стандарты широко применяются в международной практике при определении напряжения электричества в бытовых и промышленных сетях, частот радио и телевидения, размеров автомобильных шин и для сельхозмашин, диаметра газовых и водопроводных труб. Такого рода ограничения применяются при поставке машин и оборудования, эксплуатация которых может привести к ухудшению экологической ситуации.

Технические барьеры связаны и с нормативами качества (припоставках фармацевтических, химических и ряда других товаров). Следующая группа технических барьеров связана с выполнением санитарно-гигиенических требований. Особенно это касается импорта пищевых товаров, сельхозпродуктов, медикаментов. Сюда же можно отнести и требования к упаковке и маркировке товаров, устанавливаемые национальным законодательством страны импортера. Таким образом устанавливаются вес, размеры и форма упаковки, объем информации, который должен содержаться на маркировке товара, другие особенности товара.

Регистрация контрактовнаиболее валютоемких и конкурентоспособных на мировом рынке товаров, что не влечет за собой каких-либо ограничений. Такая норма применяется исключительно для предотвращения демпинга цен и других нарушений международных норм и правил. В Республике Беларусь в перечень такого рода экспортных товаров включены продукты переработки нефти

Антидемпинговые меры.Согласно определению комиссии ЕС, критериями демпинга являются стоимостной и размер экономического ущерба. По ценовому критерию демпинг констатируется в случаях, если цены ввезенных товаров ниже их «нормальной стоимости». Величина демпинга определяется в виде разницы между экспортной ценой и «нормальной» стоимостью, т.е. ценой, принятой за базу сравнения.

При поставках товаров из стран с рыночной экономикой в качестве нормальной стоимости принимаются внутренние цены на идентичные товары в стране экспортера. При импорте товаров на стран с государственно-регулируемой или переходной экономикой, где велико влияние государства на установление цен, в основу расчета «нормальной» стоимости принимается ценовая информаций стран, не входящих в Европейский Союз, условия производства которых близки к условиям данных стран. Величина демпинга (демпинговая маржа) образует верхнюю границу антидемпинговой пошлины. Ее конкретная ставка устанавливается в каждом случае индивидуально и взимается только после соответствующего расследования. Весьма ответственной является деятельность партнеров по определению размера экономического ущерба (второй критерий демпинга). Под экономическим ущербом понимается убыток, который может быть нанесен импортом демпингового товара производству аналогичного в стране импортера.

Импортный депозит– денежный беспроцентный залог, вносимый импортером в банк перед закупкой товара. Эта мера нетарифных ограничений носит протекционистский характер, так как увеличиваются издержки импортера и повышается цена ввозимого товара.

Государственное субсидирование– мера, позволяющая экспортеру за счет госсубсидии выходить на внешние рынки с товарами, цены на которые более низкие, чем у конкурентов. Субсидирование может быть прямым (из госбюджета) или косвенным налоговые и кредитные льготы). Из всей системы элементов нетарифных ограничений наибольшее распространение получили квотирование и лицензирование.

Квотирование– это стоимостные или количественные ограничения ввоза (вывоза) товаров, устанавливаемые государством на неопределенный срок, по отдельным видам товаров, странам или группам стран путем введения квот (процентной доли). Квотирование экспорта, как правило, вводится в исключительных случаях и прежде всего на дефицитные на местном рынке товары, а также в целях обеспечения национальной безопасности государства.

Квотирование импорта применяется как защитная мера в случаях возникновения угрозы причинения ущерба национальным производителям со стороны конкурентов, а также в качестве ответной меры на дискриминационные акции со стороны зарубежных торговых партнеров. Для достижения этих целей импортные квоты предпочтительнее, чем тарифные ограничения, так как вводятся по решению государственных органов, в то время как повышение ставок пошлин регламентируется международными соглашениями.

Квоты делятся на глобальные (общие), двусторонние, сезонные, тарифные.

Глобальные квоты (на их долю приходится 2/3 всех квот) устанавливают объем импорта на определенный период без распределения по странам, т.е. для всех стран вместе.

Двусторонние квоты предусматривают размер импорта для конкретных стран. Они устанавливаются при наличии между двумя странами договоренности о встречных обязательствах.

Сезонные квоты устанавливают ограничение импорта сельхозтоваров на определенное время года.

Тарифные квоты разрешают ввоз определенного количество товаров по сниженным тарифным пошлинам или беспошлинно. при этом выпадал из понятия мер нетарифного ограничения.

Лицензирование— это разрешение на ввоз (вывоз) определенного количества товаров, выдаваемое уполномоченными государственными органами.

Различаются разовые и генеральные лицензии.

Разовая лицензия разовое разрешение на экспорт (импорт товаров). Такая лицензия является именной, ограничена определенным по сроку временем и дает разрешение на экспорт в одну определенную страну.

Генеральная лицензия — постоянно действующее разрешение, дающее право на экспорт (импорт) указанных в ней товаров без ограничений по стоимости и количеству.

В Республике Беларусь установлен порядок, в соответствии с которым для получения лицензии необходимо представить в Министерство торговли следующие документы:

• четыре заявления — лицензии, заполненные и заверенные в соответствии с инструкциями Министерства торговли и Государственного таможенного комитета;

• оригинал и копию контракта на экспорт (импорт) товаров;

• доверенность уполномоченному лицу на оформление лицензии;

• документ, подтверждающий государственную регистрацию субъекта хозяйствования;

• документальное подтверждение происхождения экспортируемого товара;

• письменное подтверждение о выделении квоты с указанием объемов товаров и страны назначения;

• обоснование цены сделки в виде конкурентного листа цен и обоснование отклонения от мировых цен;

• письменное разрешение уполномоченного органа страны происхождения товара на реэкспорт, если это предусмотрено межправительственными соглашениями Республики Беларусь.

Генеральная лицензия дает разрешение на ввоз (вывоз) товаров из разных стран. Она выдается МИДом по решению Правительства при выполнении межправительственных соглашений. Срок действия и разовой, и генеральной лицензий установлен в пределах текущего календарного года при поставке квотируемых товаров, в остальных случаях — в течение 12 месяцев со дня выдачи лицензии Постановлением Правительства Республики Беларусь от 08.04.2002 г. №440 с последующими дополнениями и изменениями определен порядок лицензирования экспорта и импорта товаров в Республике Беларусь, обязательный для всех субъектов хозяйствования, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь. В соответствии с установленным порядком лицензированию и квотированию подлежит узкий круг товаров.

Постановлением утвержден перечень товаров, экспорт которыхосуществляется по специальным лицензиям образца Европейского союза для торговли текстильными товарами (Ткани, нитки, пряжа, чулочно-носочные изделия, одеяла, пледы, белье постельное и столовое, покрывала, шторы); перечень товаров, экспорт которых осуществляется по лицензиям Минторга Республики Беларусь (вина, спирт, янтарь необработанный, руды, нефть сырая и продукты ее переработки, драгметаллы, лекарственные средства, минеральные удобрения, лесоматериалы, коллекции, антиквариат возрастом более 100 лет), грибы, клюква, зерно; перечень товаров, импорт которых осуществляется по лицензиям Минторга (сахар-сырец, сахар белый, химические средства защиты растений, промышленные отходы, пиво, шины и покрышки, ковры и напольные текстильные покрытия). действующий в Беларуси порядок лицензирования и квотирования не распространяется на предприятия, в уставном фонде которых иностранные инвестиции составляют 30 % и более.

В Республике Беларусь разработана классификация нетарифных мер регулирования внешнеэкономической деятельности для целей таможенного оформления и таможенного контроля (рис. 13.1).

Нетарифные меры регулирования внешнеэкономической деятельности дляцелей таможенного оформления и таможенного контроля классифицируют на три группы:

• нетарифные меры экономического характера (требования валютного регулирования, налоговые нетарифные меры, экономической политики);

• нетарифные меры неэкономического характера (запреты и ограничения на перемещение товаров через таможенную границу, устанавливаемые в целях обеспечения государстве безопасности, защиты жизни и здоровья человека, охраны животного и растительного мира, окружающей среды, художественного, исторического и археологического достояния Республики Беларусь);

• нетарифные меры государственного таможенного регулирования (требования к декларированию, товаросопроводительным, транспортным, таможенным, платежным документам и др.). Применение мер экономической политики связано с таможенными режимами.

Меры нетарифного регулирования экономического характера установлены исходя из необходимости:

• выполнения международных обязательств;

• защиты отечественных производителей;

• предотвращения вывоза остродефицитных сырьевых варов;

• сокращения дефицита платежного баланса;

• обеспечения экологической безопасности.

Применение мер неэкономического характера непосредственно связано с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь.