Тендеры

Торги являются одним из способов заключения гражданско-правового договора. Таким договором может быть и договор купли-продажи, и договор поставки, и договор на оказание услуг и другие виды соглашений.

Это интересно. Как произносить слово «договор»: договОр или дОговор, договорА, договорОв, договОры, договОров? Правила русского языка говорят о том, что на официальных деловых встречах следует произносить: договОр, договОры, договОрам. В неофициальной разговорной речи допускается произношение с другим ударением: дОговоры, договорАм, договорА.

Заключение договора на торгах регулируется в первую очередь нормами, установленными в Гражданском кодексе РФ. Основополагающие правила изложены в статьях 447-449 кодекса.

Все остальные правила, установленные с целью регулирования организации различных видов торгов и заключения по результатам их проведения соответствующих договоров, устанавливаются различными нормативно-правовыми актами: законами РФ, постановлениями Правительства РФ, приказами министерств и ведомств и другими документами.

СОВЕТ НЕ В ТЕМУ: Тем, кто профессионально занимается или только планирует участвовать в торгах, настоятельно рекомендую не просто знать, а понимать юридический фундамент торгов. Юридическая матчасть ох как может пригодиться в будущем, хотя на первый взгляд это совсем неочевидно.

Итак, торги. Разделим их на два вида и классифицирующим признаком возьмём потребность заказчика, то есть то, что в итоге он желает получить в результате проведения торгов.

ТОРГИ ЗАКУПКИ

В рамках подобных торгов проводятся закупочные мероприятия, направленные на поиск исполнителя работ или услуг, а также на покупку товаров для удовлетворения нужд заказчика. Торги закупки призваны удовлетворить потребность заказчика – КУПИТЬ.

Почему данные закупки проводятся в виде торгов? Не легче ли напрямую обратиться к поставщику?

Одними из декларируемых законодателем принципов закупок является обеспечение доступности, гласности и прозрачности проведения торгов, предотвращение коррупции и других злоупотреблений. Помимо этого, предполагается, что публичные закупки призваны обеспечить единство экономического пространства, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупках, а также развитие добросовестной конкуренции.

Это всё в теории, а в жизни бывает всё совсем не так. Насколько это соответствует суровой действительности и реализуется ли указанные принципы в современной российской системе тендерных процедур? Ответ на данный вопрос остается неоднозначным.

Тем не менее, мы имеем то, что имеем. Многие виды торгов регулируются действующим законодательством и в обязательном порядке проводятся в форме публичных закупочных процедур. Более того, всё больше частных компаний проводят закупки используя механизмы тендерных процедур, проводя так называемые коммерческие закупки.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ТОРГИ-ЗАКУПКИ

Если целью закупки является удовлетворение государственных и муниципальных нужд, то такая реализация потребностей в обязательном порядке осуществляется посредством проведения торгов. Главным законодательным актом, можно сказать конституцией госзакупок, является Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В рамках госзакупок создан и действует единый интернет портал, который является официальным источником информации о государственных и муниципальных закупках. Данная информация является общедоступной и предоставляется на безвозмездной основе любому желающему.

К другой категории обязательных торгов относятся закупки, осуществляемые государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий и некоторыми другими юридическими лицами. Проведение данных торгов регулируется Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Заключение договоров в обход установленных законом процедур, влечёт за собой различные последствия, начиная от гражданско-правовой ответственности и заканчивая уголовной.

ТОРГИ-ПРОДАЖИ

Такие торги проводятся с целью реализации имущества. Как и в случае с торгами-закупками, проведение некоторых торгов-продаж является обязательной процедурой и также регулируются специальными правовыми нормами.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ТОРГИ-ПРОДАЖИ

  • Торги имуществом банкротов. В рамках правил, установленных Федеральным законом от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», проводятся торги по реализации имущества должников-банкротов: организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц.
  • Торги имуществом должников. Продажа осуществляется и на торгах, проводимых с целью реализации арестованного и конфискованного имущества. Здесь основными источниками норм, регулирующих процесс продажи являются сразу несколько законодательных актов: Федеральный закон от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (глава 9), Федеральный закон от 16.07.1998 года № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и ряд других.
  • Продажа государственного и муниципального имущества проводится также путем проведения публичных торгов, а условия и порядок их проведения устанавливаются в Федеральном законе от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
  • Федеральным законом от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (глава 4) предусмотрено проведение торгов для заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества. Помимо этого, требования, например, части 1 ст. 17 упомянутого в этом абзаце закона, распространяются и на торги-закупки, проводимые в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  • Помимо этого, Федеральным законом от 30.12.1995 года № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» регулируется порядок заключения договоров, посредством проведения тендерных процедур, на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр и на ведение связанных с этим работ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Можно отметить, что механизмы торгов, используемые в вышеперечисленных случаях, в общем одинаковы. Как правило торговые процедуры проводятся в форме конкурсов или аукционов. Основополагающие принципы их проведения одинаковы для любых тендеров.

Однако, у каждой процедуры, будь то продажа арестованного имущества или имущества банкрота, закупка услуг или работ государственным органом власти или субъектом естественных монополий, имеется много различных нюансов, присущих только тому или иному способу, в зависимости от основания проведения торгов.

Само по себе, такое понятие как «тендер»никогда не обозначалось в законодательстве РФ.

Поскольку это слово имеет иностранное происхождение (а переводится оно как «предложение «), есть повод предположить, что сама идея его проведения пришла на территорию России с запада.

На сегодня, тендер – это возможность нескольким предприятиям, побороться за право предоставлять товар, либо же услуги, как частным, так и государственным предприятиям.

Также, в законодательных документах, данный процесс часто обозначается, как торги.

Суть проведения тендера: 3 простых шага

Весь процесс проведения тендера можно свести к 3-м последовательным шагам:

  1. Заказчик (государственное или частное предприятие) проводит конкурс на лучшее предложение (оказание услуг, поставка товара, проведение работ) с заранее поставленными им параметрами и условиями заключения сделки.
  2. От различных компаний поступают заявки, которые после просматриваются, а сами фирмы проверяются на подлинность.
  3. Проанализировав поступившие предложения, заказчик выбирает ту компанию, которая его больше всего заинтересовала своими условиями.

    Он подписывает с ней договор о сотрудничестве.

Какими бывают тендеры: классификация по 3 типам

В основном, тендеры бывают двух типов – это закрытые и открытые.

Также некоторые специалисты выделяют и третий тип – особенные тендеры, участвовать в которых могут только определенные заявки.

Разберем подробнее каждый формат.

1) Тендеры «по приглашению»

Закрытые тендеры состоят только из определенных компаний, которые приглашены организатором данных торгов.

«Пропуск» к участию может зависеть от таких характеристик:

  • статус компании на рынке;
  • имидж, который она создала;
  • другие подобные показательные моменты.

Также особенностью является то, что список участников не разглашается.

Он известен исключительно заказчику (в идеале), чтобы исключить возможность сговора между собой этих компаний.

Обычно в закрытом тендере участвуют от 4 до 6 компаний.

Еще одним плюсом закрытости такого рода мероприятий, является то, что ни одна из конкурирующих фирм не подозревает, какие условия может предложить другая.

Исходя из фактора неизвестности, предприятия порой сами выставляют более выгодные условия, чем те, которые они могли бы предложить, проанализировав конкурентов.

2) Тендеры, в которых может участвовать каждый

Открытые тендеры – это тот случай, когда заказчик объявляет конкурс, и каждый желающий может принять в нем участие.

Уведомление о проведение торгов распространяется через разные источники:

  • газеты,
  • интернет-рассылка,
  • радио и т.д.

Что такое дилинговый центр?

Со всеми требованиями для участия может ознакомиться любой желающий.

Основным достоинством такого формата является то, что участники могут ознакомиться с материалами конкурса и оценить, какие у них шансы на победу.

Для заказчика положительным является то, что он получит большое количество заявок. Это дает возможность выбрать самые выгодные условия среди предложенных.

Важно то, что потенциальный исполнитель заказа обязан дать гарантию, которая будет подтверждена банком.

3) Торги для людей «своего круга»

Специализированные тендеры с ограниченным участием – так официально называют торги, где конкретный список участников не определен, как в закрытых.

Но, в то же время, участвовать в них могут не все компании.

Участие в этих торгах ограничено особыми правилами. Например, допускаются только те участники, которые являются гражданами той страны, где проводиться этот тендер.

В каких сферах проводятся тендеры?

Тендеры проводятся как частными компаниями, так и государственными учреждениями, поэтому спектр сфер настолько огромный, что и не сосчитать.

Можно привести самые распространенные из них, к примеру:

  1. Теплоэнергетика.

    В данной сфере чаще всего возникает необходимость в выборе поставщика материала.

  2. Медицина.

    В этой деятельности есть возможность проводить тендер, как на закупку фармакологии, так и на закупку и обслуживание медицинского оборудования.

  3. Открываем аптечный киоск

  4. Сфера гражданской обороны.

    Нужды в этой отрасли просто не сосчитать, а поскольку она является государственной, все проводится лишь путем полноценной конкуренции отечественных предприятий.

  5. Обслуживание.

    В нем нуждаются все: начиная от выбора клининговой фирмы, заканчивая охранными предприятиями.

  6. Часто проводятся конкурсы на застройку целых жилых массивов.

Как принять участие в тендере?

Каждый участник тендера, обязан заполнить заявку. Она составляется в свободной форме, установленных образцов нет (кроме случаев, когда этого требуют условия конкретного тендера).

Но есть другое важное правило: вся информация должна быть подтверждена необходимыми документами, согласно.

Также в случае с государственными заказами, прилагаются дополнительные требования, которые регламентированы законодательством…

В том случае, если не все требования и условия понятны, любой участник торгов может заполнить запрос в свободной форме, на который ему обязаны дать ответ.

Какие документы требуются от заказчика?

Немалую роль играет тендерная документация – то есть бумаги, которые со своей стороны обязаны предоставить заказчики (вспомните схему тендеров, приведенную выше).

В список тендерной документации входят акты, которые обязательно прикрепляются к приглашению на участие. Без данных документов проведение торгов не будет являться полноценным тендером

Необходимые документы при составлении приглашения на участие в тендерном аукционе:

  • Условия, на которых компания, которая одержит победу в данных торгах, будет предоставлять услугу или товар.
  • Приглашение от заказчика, в котором указаны условия или будут иметься ссылки на них.
  • Подробная инструкция проведения тендера.
  • Гарантия банка, которая нужна только при определенных условиях.

Что предъявляет участник тендера?

Потенциальный исполнитель тоже должен предоставить документацию о предприятии:

  • Уставные документы своего предприятия.
  • Документ, который подтверждает регистрацию фирмы.
  • Данные о счете компании. Нужны потому как те предприятия, что на грани банкротства, не могут быть допущены к участию в тендере.
  • Документы представителя, который презентует интересы компании, принимающей участие в торгах.
  • При необходимости, организация должна принести все лицензии, если их наличие/отсутствие может повлиять на решение заказчика.

Точные требования к приложенной документации выдвигаются в соответствии со сферой и типом услуг/товаров.

Потому список участник должен обязательно уточнить в каждом конкретном случае.

Самый прибыльный бизнес в России

Онлайн-аукционы и их преимущества

Наиболее выгодными и не затратными являются электронные торги.

По сути, система остается та же, но сам процесс переходит в онлайн-пространство.

Такой формат имеет большой плюс для начинающих предпринимателей, так как дает возможность принять участие в аукционе, отыскав его при помощи поисковой системы.

Процентное соотношение поиска исполнителя (поставщика) при помощи электронных аукционов:

5 наиболее известных электронных площадок для проведения торгов:

Механизм проведения тендера с помощью интернета значительно упрощается. Однако это утверждение актуально только для государственных аукционов.

В случае с частными фирмами, того чтобы найти нужные торги, нужно пролистать не один сайт.

К сожалению, не существует специальных сетевых площадок для проведения коммерческих тендеров.

Но найти такой, при желании, не составит большой проблемы. Параметры поиска при этом зависят непосредственно от цели, сферы предоставляемых услуг или товара.

Для примера приводим перечень нескольких коммерческих сервисов онлайн-аукционов. К их числу, в основном, можно отнести закупочные тендеры, такие как:

Есть ли смысл проводить тендер?

Сама идея кажется интересной и прогрессивной. За рубежом об этой практике уже давным-давно всем известно. Большинство предприятий России, как частных, так и государственных, тоже перешли на эту систему.

О преимуществах проведения тендера в общих чертах можно долго рассказывать. Однако есть много нюансов, которые связаны непосредственно с менталитетом России.

Стоит учитывать тот фактор, что большинство таких торгов не получается назвать объективными. Более того, компания, которая в итоге выполнит заказ, при детальном рассмотрении, оказывается далеко не самым выгодным предложением.

Тем не менее, тендер выигрывают они. В случае с проведением государственных аукционов, предпринимателю, чтобы стать победителем в тендере, достаточно просто обозначить выгоду для лиц, ответственных за выбор.

Интересно то, что когда речь заходит о частном предпринимателе, он редко станет выказывать такую же политику. Ведь он является владельцем данной организации, и лично заинтересован в получении качества за умеренную цену.

В отличие от стандартного способа проведения торгов, онлайн-тендер, относится к наиболее прозрачному, ведь основная часть информации о заказе отображается при обычном поиске в интернете.

И только в особых случаях для этого нужен определенный доступ.

Для того, чтобы участвовать в тендере, нужно подать заявку.

Как её правильно подготовить, смотрите в видеоролике:

Вывод о том, что такое тендер?

Естественно, в данном процессе есть много плюсов.

Но все они реальны лишь при условии честного проведения торгов, наличии прозрачных условий, а также желании представителя или управляющего предприятием, выбрать действительно самые выгодные условия.

Что такое тендер, и как извлечь из этого выгоду, каждый понимает по-своему.

Но изначально – это один из самых удобных механизмов предпринимателей для того, чтобы найти друг друга в целях дальнейшего сотрудничества.

Переход подобных процессов в электронную форму упрощает решение многих предпринимательских проблем. Ведь для того, чтобы участвовать в онлайн-тендере, необязательно «крутиться» в определенных кругах.

Достаточно знать парочку сервисов с электронными аукционами, и уметь пользоваться поисковыми системами.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

Как принять участие в тендере: требования к участникам и необходимые документы

Участие в торгах на получение госконтракта — престижное и выгодное мероприятие для любой фирмы. Однако большинство компаний не решаются на этот шаг. Причин много, и самая распространенная среди них — недостаточное понимание процедуры проведения госзакупок. Как же принять участие в тендере и что для этого нужно знать?

Что нужно для участия в тендерах

Вопреки распространенному мнению, не все тендеры являются «заказными», и победить в них могут не только крупные компании: сфера госзакупок строго регулируется законодательством. Выиграть в конкурсе или аукционе без предварительных контактов с заказчиком может любая компания, которая соответствует определенным критериям.

Итак, для того чтобы принять участие в торгах, нужно обратить внимание на следующие моменты:

  • знание законодательства и процессов в сфере закупок;
  • соответствие требованиям к заявителям;
  • соответствие продукта торгов требованиям организатора торгов;
  • наличие всей необходимой документации, оформленной по установленной форме;
  • финансовое обеспечение заявки.

Знание законодательства и процессов в сфере госзакупок. На сегодняшний день государственные тендеры регулируются Федеральными законами:

  • от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ);
  • от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ).

Некоторые моменты применения этих законов закреплены в дополнительных нормативных актах, которыми являются постановления Правительств.

Законодательство регламентирует все этапы проведения тендера:

  • объявление торгов;
  • сроки и процесс подачи заявок;
  • размер обеспечения заявок и контрактов;
  • условия изменения или отзыва заявки на участие;
  • условия предоставления разъяснений заказчиком по конкурсной документации;
  • условия вскрытия конвертов (в случае конкурсов);
  • общие принципы определения победителя;
  • порядок обжалования действий заказчика;
  • порядок заключения контрактов.

Проще говоря, все, что необходимо знать для предварительного знакомства с процедурой организации и проведения госзакупок, можно найти в законах и подзаконных актах.

Соответствие требованиям к заявителям. Требования к участникам установлены в Законах № 44-ФЗ и № 223-ФЗ, а также других нормативных документах, например в постановлении Правительства РФ от 4 февраля 2015 года № 99. Закон также прописывает, какие дополнительные условия может выдвинуть государственный заказчик.

В основном требования имеют общий характер, например, отсутствие задолженности по налогам. К дополнительным требованиям можно отнести определенный опыт работы и т.д. В целом условия зависят от вида тендера. К примеру, принять участие в открытом конкурсе или аукционе может любое юридическое лицо, которое соответствует общим требованиям к участникам и предоставит необходимый пакет документов. В закрытых тендерах круг поставщиков ограничен: как правило, исполнители приглашаются непосредственно заказчиком, так как такие закупки часто связаны с государственной тайной.

Стоит отметить, что заказчики коммерческих тендеров не обязаны строго выполнять условия законодательства в сфере госзакупок. Они имеют право устанавливать собственные требования к участникам.

Соответствие продукта торгов требованиям организатора торгов. Качественные и количественные характеристики закупаемых товаров или услуг, включая страну происхождения, государственный заказчик устанавливает в соответствии с законодательством. Обычно требования к продукту прописаны в конкурсной документации. Если информации недостаточно, то у заказчика можно запросить разъяснения, которые он обязан предоставить.

Исполнителю необходимо внимательно изучить документацию и прописанные в ней условия, в соответствии с требованиями сделать свое предложение исполнения контракта. Несоответствие продукта условиям ведет к отклонению заявки на участие.

Наличие всей необходимой документации, оформленной по установленной форме. Стандартный пакет документов, который требуется для участия в любом государственном тендере, прописан в законодательстве. Однако заказчик может запрашивать дополнительные документы, не нарушая при этом положения закона. В стандартный пакет, как правило, входит заявка, составленная по образцу, предоставленному заказчиком, предложение по исполнению контракта и документы о компании-участнике. Всю документацию важно оформить и предоставить правильно. На небольшие недочеты заказчик, возможно, не обратит внимания, но более серьезные ошибки приведут к отклонению заявки.

Отметим, что организаторы коммерческих тендеров могут запрашивать документы по своему усмотрению.

Финансовое обеспечение заявки или исполнения контракта. Закон устанавливает, что обеспечение заявки может доходить до 5% от стоимости контракта, а размер обеспечения исполнения контракта — до 30%. Выполнить это обязательное условие можно путем внесения залога или предоставления банковской гарантии. Какой вариант наиболее приемлем, решить может только сам участник.

Суммы контрактов часто бывают значительными, а залог предполагает выведение и замораживание средств из оборота на продолжительный период времени. Поэтому банковская гарантия считается обычно более удобным и эффективным инструментом обеспечения заявки.

Какие требования предъявляются к участникам тендеров

Как уже отмечалось ранее, основные требования к участникам тендеров установлены законодательством. К ним относятся:

  • отсутствие у участника задолженности или недоимки по налогам (в случае наличия — веские причины для их обоснования);
  • отсутствие у руководителя и других должностных лиц компании-участника судимости в экономической сфере (исключение — погашенная или снятая судимость);
  • наличие у участника исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (исключение — контракты на создание произведений литературы или искусства, на финансирование проката или показа национального фильма);
  • отсутствие конфликта интересов между заказчиком и участником (то есть первые лица компаний заказчика и исполнителя не могут состоять в родственных связях, так как всем участникам тендера должны быть обеспечены равные условия).

Обязательны к выполнению следующие условия:

  • участник тендера не может быть офшорной компанией;
  • информации об участнике не должно быть в реестре недобросовестных поставщиков;
  • деятельность компании не должна быть приостановлена;
  • компания не должна быть ликвидирована;
  • компания не должна быть банкротом.

Перечисленные требования вполне выполнимы, подтвердить их можно соответствующими документами. К примеру, предоставление копии отчетов по прибылям и убыткам покажет, что компания ведет успешную деятельность.

При некоторых видах тендеров, например, при проведении двухэтапного конкурса, к участникам могут предъявляться дополнительные требования:

  • опыт работы, связанный с предметом госзакупки;
  • положительная деловая репутация участника;
  • финансовые возможности для выполнения условий контракта;
  • необходимое количество профильных сотрудников для исполнения контракта;
  • наличие оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта.

Как уже говорилось ранее, заказчики коммерческих тендеров могут устанавливать свои требования. К ним относится, например, получение аккредитации у компании-организатора торгов.

Какие документы нужны для участия в тендерах

Перед тем, как принять участие в тендере, необходимо собрать пакет документов. Законодательство предусматривает следующий стандартный пакет:

  • заявка на участие, заверенная руководителем;
  • опись прилагаемых к заявке документов;
  • документы о компании (название, адрес, ИНН, свидетельство о государственной регистрации);
  • выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП (или их нотариальные копии);
  • копии учредительных документов;
  • справка об отсутствии налоговой задолженности;
  • документ, подтверждающий полномочия лица, действующего от имени участника конкурса (копия решения о назначении на должность руководителя или доверенность);
  • копия приказа о назначении главного бухгалтера;
  • документы, подтверждающие право на преимущество (например, декларация о принадлежности к субъектам малого предпринимательства);
  • документы, подтверждающие соответствие конкурсанта требованиям к участникам тендеров;
  • документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие (платежное поручение или банковская гарантия);
  • при необходимости: документы, подтверждающие соответствие участника запретам и ограничениям, установленным заказчиком.

Дополнительные документы, которые в рамках законодательства может запрашивать заказчик, предугадать сложно, поскольку этот пакет зависит от типа тендера (строительный, транспортный), а также от тех характеристик, по которым заказчик определяет квалификацию поставщика.

К участникам коммерческих тендеров заказчик предъявляет свои требования. Жесткая регламентация Законами № 44-ФЗ и № 223-ФЗ на них не распространяется. Деятельность таких заказчиков регулируется Гражданским кодексом. Кроме стандартного пакета документов коммерческий заказчик может потребовать аккредитационные документы (их необходимо обновлять хотя бы раз в год) и актуальную электронную цифровую подпись (ЭЦП), так как практически все коммерческие тендеры проходят на электронных торговых площадках.

Обеспечение заявки

Важный момент, на который следует обратить внимание — это обеспечение. Как уже говорилось ранее, размер обеспечения заявки на участие доходит до 5%. При высокой стоимости контракта такая сумма значительна.

Законодательство предусматривает два способа обеспечения заявки: залог и банковская гарантия. Внесение залога выводит из оборота компании значительную сумму на длительное время, поскольку такое обеспечение возвращается компании-участнику только после подведения итогов конкурса, а в случае его победы — после подписания с ним контракта.

Банковская гарантия обеспечит заявку с минимальными затратами. Гарантом исполнения обязательств по подписанию контракта участником является третья сторона, то есть кредитное учреждение, которое входит в специальный реестр и имеет право выдавать банковские гарантии. Конечно, оформление такого документа потребует времени. Нужно правильно выбрать банк, соответствовать требования кредитной организации и собрать необходимый пакет документов. Но на сегодняшний день есть большое количество брокеров, которые возьмут на себя весь процесс оформления гарантии и помогут получить документ в сжатые сроки.

Документы для участия в электронном аукционе

Сегодня все больше тендеров проводится в электронном виде. Госзакупки в такой форме проходят на специальных торговых площадках, на которых поставщик должен получить аккредитацию. Также нужна электронная цифровая подпись. Для участия же в электронных аукционах стандартный список документов выглядит так:

  • Документы о компании (название, адрес, ИНН).
  • Копии документов, подтверждающих соответствие требованиям товара или услуги.
  • Документы, подтверждающие право на преимущество (например, декларация о принадлежности к субъектам малого предпринимательства).
  • При необходимости: документы, подтверждающие соответствие участника запретам и ограничениям, установленным заказчиком.

Стоит отметить, что по Закону № 223-ФЗ перечень документов идентичен.

Как видите, есть множество тонкостей и нюансов, на которые потенциальный участник тендера может не обратить внимания, но для заказчика это окажется важным. Однако, как говорится, глаза боятся — руки делают. Обязательно готовьтесь серьезно, обращайтесь к профессиональной помощи, если необходимо, и тогда успех вам гарантирован!

Как оформить банковскую гарантию для обеспечения тендерной заявки?

С этим вопросом мы обратились к Андрею Тюрину — эксперту крупной консалтинговой компании КСК групп:

«На сегодняшний день при подаче заявки на участие в государственном тендере предоставление обеспечения необходимо законодательно. Довольно часто требуют подтверждения финансовой благонадежности подрядчика и крупные коммерческие заказчики. У участника конкурса есть выбор: он может использовать для этого как денежные средства, внесенные на специальный счет уполномоченного банка, так и банковскую гарантию.

Требованием законодательства в сфере регулировки госзаказа является соблюдение строгих временных рамок, в которые должно быть предоставлено обеспечение. При этом банку для принятия решения о выдаче тендерного кредита или гарантии требуется порой весьма значительное время. Именно поэтому помощь в привлечении финансирования является сегодня одной из самых востребованных услуг, предоставляемых КСК групп.

Обращаясь к нашим услугам, клиенты могут быть уверены, что их проблема будет решена в кратчайшие сроки, и усилия на подготовку тендерной документации не окажутся потрачены впустую. В тех случаях когда сроки особенно «поджимают», мы можем содействовать в получении банковской гарантии всего лишь за сутки.

Подобная оперативность в решении сложных финансовых вопросов является результатом многолетнего опыта и партнерства со значительным количеством стабильно работающих банков. Немаловажное значение имеет и компетентность экспертов КСК групп, в сжатые сроки способных осуществить хозяйственно-финансовый скрининг компании-клиента и подобрать для решения его проблемы банк соответствующего уровня.

При структурировании банковской сделки специалисты КСК групп стараются учесть все нюансы: процентную ставку, размер, сроки, условия возврата основного долга (если речь идет о тендерном кредите) и многое другое.

Мы знаем, что скрупулезно проведенная подготовительная работа — залог одобрения заявки на кредитном комитете, поэтому в большинстве случаев проводим предварительное обсуждение сложных вопросов с руководством банка. В итоге клиент получает финансирование в необходимых временных рамках и на индивидуальных условиях: на удобный срок и под более низкий процент, чем он получил бы при обращении в любой среднестатистический банк.

Стоит упомянуть, что помимо содействия в получении банковской гарантии или тендерного кредита компания КСК групп способна помочь в решении и других задач в области привлечения финансирования: получении факторинга, кредита в банках на официальных лиц, а также в поиске инвесторов».

P. S. Оставить заявку на бесплатную первичную консультацию и получить полную информацию об услугах и кейсах КСК групп можно на сайте компании. Менеджеры компании разъяснят все интересующие моменты и сориентируют по срокам и стоимости услуг.

В действующем российском закупочном законодательстве понятия «тендер» на сегодняшний день нет. Оно является общеупотребительным и происходит от английского «предложение». Однако в силу того, что данное понятие используется очень часто, следует дать его определение на основании сложившейся практики.

Дорогие читатели! Каждый отдельный случай индивидуален, поэтому вы можете уточнить информацию у наших юристов. Звонки на все номера бесплатны.

  • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 – Москва
  • +7 (812) 245-61-57 – Санкт-Петербург

Понятие и виды тендеров

В настоящее время под тендером понимают мероприятие, которое направлено на заключение контракта для получения заказчиком (государственным или коммерческим) того объема работ, услуг или товаров, которые ему необходимы для качественной работы и достижения целей своего функционирования, ради которых такой заказчик был создан. В настоящее время термин «тендер» чаще всего используется в коммерческой практике, в то время как государственные и муниципальные заказчики пользуются понятием «закупки», закрепленным в действующем федеральном законодательстве.

Все проводимые тендеры, как государственные, так и частные, имеют свое разделение по основным видам в зависимости от оснований классификации.

В зависимости от целей проведения все тендеры делятся на мероприятия по продаже и приобретению какого-либо имущества или работ и услуг, которые оказываются в соответствии с имеющимися потребностями у заказчиков по проводимой тендерной процедуре.

Если речь идет о классификации в соответствии с механизмом проводимой тендерной процедуры, то следует выделить:

  • конкурсы – процедуры, в которых чаще всего закупаются технически сложные товары, работы или услуги. При этом главной целью закупки становится не столько снижение стоимости заключения контракта, сколько получение максимальной выгоды, с точки зрения качественных условий, которые будут реализованы при выполнении контракта;
  • аукцион как закупочная или тендерная процедура направлена, в первую очередь, на то, чтобы снизить цену заключаемого контракта. Отклонения по качеству товара в лучшую сторону допустимы, но для этого потребуется заключение дополнительного соглашения;
  • запросы предложений – это своеобразные процедуры, которые в Гражданском кодексе Российской Федерации в настоящее время не регламентированы. Сложившаяся практика правоприменения показывает, что чаще всего запрос предложений используется в тех случаях, когда заказчику необходимо получить информацию о конкурентном состоянии рынка. Проведение запроса предложений может осуществляться (если речь не идет о закупках в рамках Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок» №44-ФЗ) по различным причинам заключения контракта. Заказчик анализирует предоставленные предложения по факту предложенных цен и качественных характеристик, и если ни одно из предоставленных предложений его не устраивает, то объявляет закупку или тендер несостоявшимися и отказывается от заключения контракта;
  • запросы котировок также, как и запрос предложений, не регламентирован действующим гражданским законодательством Российской Федерации. При этом такую закупочную процедуру проводят достаточно часто в силу оперативности проводимой процедуры, а также в силу того, что заказчик проводит проверку предоставленных предложений только по цене. Главной целью такой процедуры является только снижение цены, но в отличие от аукциона сама процедура проводится в сокращенные сроки, что делает ее более выгодной по сравнению с аукционом (чаще всего проводится на малые суммы). Сформированные параметры по качеству и количеству товара не изменяются в случае проведенной процедуры, только если не было заключено специальное дополнительное соглашение;
  • конкурентные переговоры как процедура не предусмотрена ни одним нормативным актом, существующим на территории Российской Федерации и регулирующим проводимые закупочные мероприятия. По своей цели это тендерная процедура, в ходе которых заказчик проводит переговоры с потенциальными исполнителями заключаемых контрактов, в которых выбирает наиболее оптимальные для себя условия и в части цены, и в части качественных характеристик того или иного товара или услуг, а также работ.

Кроме того, выделяют также по возможностям участия широкого круга исполнителей закрытые и открытые закупочные и тендерные процедуры.

Подготовка к проведению тендера со стороны заказчика

Проведение любого закупочного или тендерного мероприятия должно быть оформлено со стороны заказчика путем подготовки специального пакета документов. Так, например, в процессе организации тендера или закупки должны быть подготовлены следующие документы:

  • извещение или иной документ, который будет размещен на доступных всем потенциальным участникам процедуры ресурсе. В этом документе должны находиться сведения о том, когда и где будет проводиться закупочная или тендерная процедура, какой планируется стоимость заключаемого контракта, а также есть ли специально привлекаемые организации для проведения торгов;
  • документация о закупке или тендере. Она также размещается в сети интернет на тех ресурсах, где все потенциальные участники и заинтересованные лица смогут с ней ознакомиться (если только речь не идет о закрытых процедурах). В документации потребуется отразить максимально подробно информацию о проводимой закупочной процедуре, о том объекте закупки, который хотелось бы приобрести, а также прикладывается проект контракта, который в последующем будет заполнен по итогам подведения результатов процедуры. В самой документации, техническом задании к проводимой тендерной процедуре, а также в проекте контракта должны содержаться все подробные характеристики объекта тендера или закупки, а также условия, которые должны быть соблюдены тем исполнителем, который берет на себя обязательства по контракту. Такое дублирование происходит по причине того, что техническое задание и проект контракта являются самостоятельными приложениями к документации.

Подготовка к тендеру со стороны исполнителя

Если речь идет об участнике закупочного мероприятия, то после выбора того тендера или закупки, в которых он планирует участвовать, ему потребуется предоставить пакет документов, подтверждающих его право на участие в таком мероприятии. Такое требование сформулировано в действующем законодательстве и для государственных и муниципальных заказчиков, и для коммерческих организаций, проводящих закупки в соответствии со своими требованиями.

К числу основных документов, которые потребуется приготовить, относятся:

  • уставные документы в виде заверенных копий, которые подтвердят право потенциального исполнителя по контракту участвовать в конкретной процедуре;
  • декларация или иные документы, подтверждающие соответствие потенциального исполнителя требованиям действующего законодательства, а также тем требованиям, которые сформулированы в документации о проводимой закупке;
  • при поставке товара потребуется предоставить документы, подтверждающие прохождение им процедуры сертификации (если такая процедура является обязательной), а также страну происхождения (в случае установления заказчиком требований о конкретной стране происхождения товара);
  • в случае если закупаемые работы или услуги должны быть выполнены квалифицированным персоналом, потенциальный исполнитель должен предоставить документы о квалификации своего персонала, а также при необходимости о наличии лицензий на осуществление каких-либо действий у определенных сотрудников (например, о наличии лицензии охранника у сотрудника, который будет выполнять физическую охрану объекта заказчика);
  • если должны быть выполнены определенные работы, для которых необходимо наличие специального оборудования, то потребуется предоставить документы, подтверждающие наличие такого оборудования в собственности или лизинге у потенциального исполнителя.

Сформированный пакет документов потребуется приложить к заявке на участие в тендере или закупке.

Электронная цифровая подпись и ее роль в участии в тендерном или закупочном мероприятии

Электронная цифровая подпись выступает в качестве удостоверяющего документа при формировании и подписании документов, размещаемых на электронных торговых площадках, а также на различных информационных ресурсах.

В настоящее время выделяют два общих вида электронных цифровых подписей – обычную, которая используется уполномоченными сотрудниками при размещении на информационных и тендерных площадках, и квалифицированную. Такая подпись может быть выдана и уполномоченному сотруднику организации, участвующей в торгах, и руководителю организации (ему выдается в первоочередном порядке, так как с ее помощью подтверждается вся информация о заказчике или участнике тендерной процедуры на всех участвующих в процедурах площадках).

Если сформировать обычную (простую) электронную цифровую подпись можно самостоятельно при наличии специального программного обеспечения, установленного на компьютерах в организации, то для получения квалифицированной подписи придется обращаться в Удостоверяющий центр Федерального Казначейства в рамках имеющегося территориального управления в конкретном регионе.

При обращении за квалифицированной ЭЦП потребуется предоставить заявление на предоставление такого документа, оформленное от имени руководителя организации, а также копию выписки из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Квалифицированная подпись будет изготовлена предельно в течение семи дней с момента обращения, но в случае небольшой загруженности специалистов может быть сформирована и передана заказчику в более короткие сроки.

После того как был получен квалифицированный сертификат ЭЦП, следует внести сведения о нем во все учетные записи на торговых площадках, а в случаях участия юридического лица или индивидуального предпринимателя в торгах для обеспечения нужд государственных и муниципальных заказчиков и приравненных к ним юридических лиц потребуется также внести сведения в ЕИС и пройти процедуру включения в Единый реестр участников закупок.

Аккредитация на площадках

Если говорить о закупках, проводимых в интересах государственных и муниципальных заказчиков, то аккредитация участников таких закупок будет осуществляться автоматически после подтверждения своих учетных записей в Единой информационной системе и Едином реестре участников закупок. Для получения аккредитации на торговых площадках достаточно направить заявку оператору площадки, которая обрабатывается в течение одного дня с момента получения.

Если речь идет об аккредитации потенциального исполнителя по контракту, который заключается с коммерческой организацией, то такому исполнителю потребуется направить заявку оператору площадки с направлением документов, подтверждающих данные о юридическом лице.

В качестве таких документов следует рассматривать копию Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (или из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей), копию уставных документов, а для получения полномочий руководителя организации – копию выписки из приказа о назначении такового, а также направить документы о наличии сертификатов электронных цифровых подписей в простом и квалифицированном виде.

Когда перечисленные документы будут получены оператором электронной торговой площадки в виде электронных документов, в течение одного рабочего дня он проведет аккредитацию участника тендерных и закупочных процедур на площадке.

Процедура аккредитации упрощается, если ранее потенциальный исполнитель по контрактам принимал участие в процедурах, проводимых государственными и муниципальными заказчиками, и включен в ЕРУЗ.

В этом случае выгружать документы не потребуется: будет достаточно только заявления о подтверждении аккредитации, так как все данные будут получены из ЕРУЗ.

Подготовка программного обеспечения

Для того чтобы участие в тендерных и закупочных мероприятиях состоялось, участнику таких мероприятий может потребоваться установить ряд специальных программных продуктов. Одним из таковых является «Крипто Про» (в последних доступных версиях). Данное программное обеспечение используется для полноценного функционирования электронной цифровой подписи на всех электронных площадках, а также в Единой информационной системе.

Некоторые электронные торговые площадки требуют установки специального обеспечения. Наличие такого обеспечения обозначается, как правило, в материалах Руководства пользователя той или иной электронной торговой площадки. По этой причине необходимо сначала ознакомиться с требованиями работы на площадке. Если программное обеспечение требуется, то его необходимо скачать и установить на тот компьютер, с которого будет вестись работа на ЭТП.

В случае установки обеспечения на несколько компьютеров может взиматься плата за активацию дополнительных ресурсов. В этом случае следует также или ознакомиться с Руководством пользователя, или обратиться за консультацией в службу поддержки конкретной электронной торговой площадки.

Участие в торгах

В торгах принимают участие только те юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые получили аккредитацию на ЭТП.

Если речь идет о закупках, проводимых для обеспечения нужд государственных и муниципальных заказчиков, то для них обязательна аккредитация в Единой информационной системе, а с 1 ноября 2019 года потребуется обязательное нахождение в Едином реестре участников закупок.

В документации, размещенной на различных площадках, в том числе в ЕИС, отражается информация, на какой именно площадке будет происходить та или иная закупка, а также какие документы должны быть предъявлены участником торгов.

После того как были выбраны торги, потенциальному участнику потребуется предоставить заявку на участие в них в тех рамках, которые установлены закупочной документацией. В качестве сопровождения заявки потребуется предоставить документы, перечисленные выше.

Если речь идет о коммерческой закупке, то все сведения о ней можно отследить на ЭТП. Для государственных и муниципальных торгов все сведения содержатся и на ЭТП, и в ЕИС.

После объявления победителя по итогам тендерной или закупочной процедуры наступает этап подписания контракта.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

Технология проведения тендера по выбору информационной системы

Экономический кризис — отличное время… для того, чтобы покупать новые информационные системы, внедрять передовые технологии и уходить в отрыв от своих конкурентов. Какие перспективы открывает тендер заказчику системы в условиях мирового финансового кризиса? Стоит ли приглашать консультантов или можно обойтись своими силами? Как правильно провести тендер? Ответы на все эти вопросы вы найдете в статье.

Тендер — это выгодно!

Тендер — это, по сути, форма выбора продукта и/или услуги на конкурсной основе.

Конкурс предполагает наличие конкуренции среди поставщиков аналогичных систем (вендоров) за право поставки своего решения. Это означает, что, во-первых, на рынке существует несколько и более систем со схожими функциональными возможностями и, во-вторых, предложение инициатора тендера является интересным для поставщиков.

Но даже если в настоящий момент невозможно получить несколько реальных альтернативных предложений, ничего не мешает компании, решившей провести тендер, сравнивать стоимость и результаты внутренней разработки системы собственными силами на базе некоторой платформы и покупки готовой системы, уже существующей на рынке.

Если же говорить об интересе поставщиков, то он выражается в значительной совокупной стоимости тендерного лота, которая может увеличиваться за счет:

  • большого количества рабочих мест системы;
  • услуг по внедрению системы;
  • дополнительных услуг по реинжинирингу и обучению.

Естественно, чем выше интерес поставщиков, тем выгоднее их коммерческие предложения, выставляемые на тендерные торги. Стремясь заполучить заказ, поставщики будут готовы на значительные уступки в цене и условиях поставки.

Кроме того, сам факт проведения тендера, как правило, означает, что заказчик серьезно подходит к организации проекта, и, значит, после подписания договора с победителем тендера риск неудачи проекта снижается.

Надо заметить, что в настоящий момент наряду с дорогостоящими проектами интерес для поставщиков представляют и небольшие проекты — из-за высокой конкуренции на рынке информационных систем, спровоцированной мировым экономическим кризисом и сокращением спроса со стороны традиционных заказчиков. Для России это, прежде всего, — государственный, энергетический и финансовый сектора.

Какие еще перспективы открывает тендер заказчику системы сегодня?

Обострившаяся в условиях кризиса конкуренция между поставщиками информационных систем — это предпосылка для возникновения большого числа инновационных ИТ-продуктов. Это новые, актуальные, клиентоориентированные решения, однако вследствие возможного сокращения расходов на R&D они могут быть сырыми.

  • Актуальность. Стремление выгодно отличиться от конкурентов заставляет разработчиков информационных систем выпускать гибкие решения, внедрение которых можно осуществить за минимально короткие сроки.
  • Инновационность. Появляются действительно новые решения, в том числе не имеющие аналогов на рынке ИТ-продуктов. Разработка ни на что не похожих систем, как и раньше, сопряжена с высокими рисками, но теперь «игра стоит свеч», когда на кон поставлена рентабельность предприятия-разработчика. Опыт показывает: выигрывает, как правило, тот, кто имеет одну или несколько — но четко нацеленную команду и продукт, являясь лидером на своем рынке. Компания, пытающаяся диверсифицировать риски за счет «универсальности», теряет свои позиции, если только она не является постоянным и главным поставщиком для нескольких крупных заказчиков. Эти аспекты нужно учитывать при выборе поставщика среди участников тендера.
  • Клиентоориентированность. От предприятий-разработчиков сегодня можно требовать более тщательного анализа потребностей клиентов. Возможно, специфика и ограничения бизнеса вашей компании до сегодняшнего момента не позволяла купить подходящего решения. Как знать, может быть ситуация изменилась и на рынке появилась система или поставщик, который соответствует требованиям компании?

Таким образом, появившиеся на рынке новые системы могут представлять большой интерес для заказчиков. Кроме того, не стоит забывать о том, что не только бизнес диктует требования к информационным системам, но и наличие новых систем может позволить организовать бизнес по-новому, более эффективно.

Тендер как форма выбора информационной системы предполагает проведение тщательного анализа всех возможных систем требуемого класса, представленных на рынке. Он не дает случайно пропустить лучшее, наиболее подходящее решение и позволяет приобрести его на максимально выгодных условиях.

Какие опасности подстерегают предприятие при выборе системы в ходе тендерных торгов? К каким последствиям приводят ошибки, допущенные при проведении тендера? Как не допустить возникновения этих ошибок?

Работа над чужими ошибками позволяет избежать своих

Предупрежден — значит вооружен!

Главный критерий успеха тендера — это достижение его целей. А главной целью тендера является выбор решения, отвечающего текущим потребностям бизнеса компании, а также потребностям бизнеса в обозримой перспективе. Каковы же основные причины выбора «не той» системы? Возможные ответы на этот вопрос перечислены ниже:

  • Не из чего было выбирать. Было получено недостаточно предложений, либо информации в предложении было недостаточно для принятия объективного решения. Если компания отправила потенциальным участникам тендера запросы на предложения, а в ответ получила значительно меньшее число коммерческих предложений, это означает лишь то, что в тендерном задании (запрос на предоставление предложения) был недостаточно учтен интерес поставщиков (прежде всего, финансовый). В то же время, если полученные предложения не содержат необходимой для принятия решения информации, это свидетельствует, скорее всего, о том, что в тендерном задании были указаны размытые, обобщенные требования к вендору и системе.
  • Пока выбирали систему, бизнес изменился. Процедура проведения тендера не была четко регламентирована по срокам, и тендер затянулся на длительное время. Это чревато не столько технологическим отставанием, сколько изменением цены системы из-за нестабильности валют в период кризиса. К моменту заключения договора поставки с вендором, могут возникнуть непреодолимые разногласия и по цене, и по другим условиям поставки, в результате победитель тендера может отказаться от заключения договора, как, собственно, и сам заказчик системы. Такую возможность необходимо заранее предусмотреть. Обычно в этом случае либо выбирается другой победитель (например, набравший наибольшее количество баллов), либо объявляется новый тендер. Кроме того, если при выборе системы не учитывались перспективы развития бизнеса, такой критерий, как гибкость системы, при затягивании сроков проведения тендера выбранная система может оказаться «неподходящей» для изменившегося бизнеса.
  • Поставщику присудили победу за вознаграждение. Личная заинтересованность сотрудников, принимающих решение о выборе победителя тендера, не позволяет провести его объективно. Главный риск при этом — даже не финансовая зависимость сотрудника от участника тендера и выбор более дорогого решения, а возможный выбор неподходящего решения. В этом случае потери будут связаны уже не с перерасходом средств, а с провалом проекта и отставанием от конкурентов.
  • Чтобы исключить возможную договоренность с поставщиком, все важные решения по тендеру должны приниматься коллегиально тендерной комиссией (комитетом), в состав которой входят и представители бизнес-подразделений, и руководители ИТ. Тем не менее, сама по себе коллегиальная форма выбора победителя не является панацеей от коррупции. Чем меньше формализована процедура проведения тендера, чем обобщеннее документируются результаты обследования систем — тем сложнее проверить добросовестность сотрудников, ответственных за выбор поставщика. Но даже при хорошем документировании не стоит забывать о том, что результаты обследования систем и поставщиков могут быть сфальсифицированы. Поэтому при выборе стратегически важных систем, а также дорогостоящих решений уместно пригласить в качестве экспертов внешних независимых ИТ-консультантов.
  • Ошиблись в выборе критериев оценки. Бессистемный подход к определению критериев выбора системы и поставщиков, однобокость анализа предложений поставщиков (например, фокусировка только на характеристиках информационной системы и недостаточное внимание к поставщику) не позволяют сделать правильный выбор победителя тендера. Отсутствие или неправильная расстановка приоритетов при определении критичных критериев, которым в обязательном порядке должна соответствовать система или ее поставщик, приводит к тем же результатам. Проведение анализа рисков, сопряженных с выбором той или иной системы и ее поставщика, значительно повышают устойчивость и надежность решения при подведении итогов тендера.

Таким образом, объективный тендер требует обоснованного, аргументированного решения о выборе системы и ее поставщика.

Процедура проведения тендера и выбора решения должна быть прозрачной для всех сотрудников, принимающих в нем участие, а также для вышестоящего руководства.

Для того чтобы процедура проведения тендера была известна и понятна всем сотрудникам, ее регламентирует. Регламент определяет «правила игры»: права и обязанности участников тендера, помогает учесть различные ситуации, которые могут возникнуть в ходе тендера (например, если не пришло ни одного тендерного предложения, соответствующего условиям тендерного задания, тендер объявляется несостоявшимся), также регламент ограничивает нежелательную свободу действий при проведении тендера (например, чрезмерное упрощение процедуры его проведения). Регламент может быть описан очень детально, а может быть оформлен в форме внутреннего протокола на одну страницу. В любом случае, в нем должны быть отражены все вехи (или ключевые точки) процесса проведения тендера, а также механизм принятия основных решений в ходе его проведения.

Прозрачность выбора системы и поставщика обеспечивается ведением подробной документации, оформляющей важные решения, принимаемые в ходе тендера на всех его этапах.

Пакет тендерной документации может включать в себя следующие документы:

  • Обобщенные бизнес-требования к системе позволяют обосновывать необходимость проведения тендера. Это документ, который инициирует процесс проведения тендера, в нем описываются основные потребности в новой системе. Бизнес-требования к системе могут быть оформлены, например, в виде служебной записки, заключения консультанта или отчета о гэп-анализе. К ним также желательно приложить обобщенный план, в котором были бы определены сроки проведения тендера и собственно внедрения информационной системы (как правило, поэтапного), согласованные с вехами соответствующих бизнес-проектов.
  • Регламент проведения тендера описывает порядок проведения тендера.
  • «Длинный список» решений поставщиков (Long list) позволяет определить основные критерии выбора поставщиков и состав «длинного списка». Это широкий перечень решений, представленных на рынке в настоящий момент.
  • «Короткий список» решений поставщиков (Short list) позволяет определить критерии формирования «короткого списка» и собственно состав «короткого списка», т.е. состав участников, которым рассылается RFP.
  • Запрос на предоставление предложения (Request for Proposal, RFP) описывает информацию, предоставляемую участникам тендера для формирования ими коммерческих предложений: требования к составу предложения в части информации о поставщике, его системе, коммерческих условий сотрудничества.
  • Материалы презентаций и референс-визитов используются для планирования таких мероприятий в ходе тендера (план, сценарий, список тем и вопросов) и эффективного распространения информации среди участников тендерной комиссии.
  • Отчет о результатах тендера обосновывает позицию сотрудников, принимающих решение о выборе победителя тендера. Это результат сравнения предложений поставщиков, презентаций систем и других внутренних рабочих документов. Отчет оформляет итоговое решение о выборе победителя, которое может быть описано в виде протокола тендерной комиссии.

Важно отметить, что тендер — это проект, а значит у него есть свои цели и задачи, вехи, риски и, конечно, план. Только детальный план проекта не дает затянуться тендеру на неопределенный срок и позволяет выбрать решение, отвечающее текущим потребностям бизнеса компании. А быстрое внедрение решения — это необходимое условие его эффективности в условиях финансового кризиса, характеризующегося постоянными, плохо прогнозируемыми изменениями.

Проведение тендера по выбору информационной системы — серьезное мероприятие, требующее значительных усилий и знаний сотрудников компании. «Звать или не звать консультантов?» — вот в чем вопрос.

«За что мы платим консультанту?»

Существует несколько основных причин привлечения консультантов:

  • Организация тендера: в компании отсутствует целостная методология выбора решения, основанная на опыте проведения тендеров по выбору информационных систем, и времени на разработку такой методологии просто нет.
  • Компетенция: в компании практически нет сотрудников, имеющих соответствующую квалификацию и опыт проведения тендеров по выбору информационных систем.
  • Сроки и ресурсы: компетентные сотрудники слишком заняты выполнением своих текущих обязанностей и у них нет возможности уделять достаточного внимания проведению тендера.
  • Объективность и доверие спонсоров: руководство или акционеры не готовы полностью довериться своим сотрудникам в выборе решения, необходим независимый «взгляд со стороны».

Все вышеперечисленные недостатки помогут компенсировать независимые консультанты, причем формы их привлечения могут быть различными:

  • Экспертиза пакета тендерной документации;
  • Консультирование тендерной комиссии и ее членов;
  • Комплексные услуги по проведению тендера.

В любом случае, окончательное решение о выборе победителя тендера должна принимать только тендерная комиссия. Все выводы, сделанные консультантом, носят рекомендательный характер и могут быть пересмотрены. Попытка возложить на консультанта ответственность за дальнейшее внедрение выбранной системы, как правило, приводит к потере объективности при выборе.

Чтобы сторонняя помощь оказалась продуктивной, привлекаемый консультант должен быть профессионалом своего дела, понимающим специфику бизнеса компании-заказчика и специализирующимся на выборе программных систем. Независимость от вендоров позволяет рассчитывать на объективность выбора победителя тендера.

«Не навреди!»

В некоторых случаях внешнее вмешательство консультанта является малоэффективным. Подобными ситуациями могут быть:

  • Сроки. Если тендер необходимо провести в кратчайшие сроки, лучше это сделать своими силами. Для того чтобы правильно оценить ситуацию, консультанты в начале любого консалтингового проекта проводят экспресс-обследование предприятия клиента. Это позволяет им понять специфику бизнеса заказчика, познакомиться со стратегией развития ИТ-инфраструктуры, согласовать цели и задачи проекта и в конечном итоге определить правильный курс работ при проведении тендера.
  • Цена вопроса. Проект по проведению тендера следует возложить на плечи внутреннего персонала при небольших масштабах внедрения и минимальных рисках, сопряженных с выбором того или иного решения. Масштаб внедрения может определяться количеством необходимых пользовательских лицензий, сложностью и стоимостью покупаемой информационной системы. Величина риска характеризуется серьезностью последствий для бизнеса в случае неудачного внедрения. И степень риска, и масштабность проекта можно описать в стоимостном выражении. Оценка возможных потерь определяет целесообразность привлечения консультантов.
  • Закрытость организации. Руководство не готово предоставить консультанту по соображениям информационной безопасности информацию, необходимую для правильного выбора информационной системы. В этом случае консультант не сможет вынести объективного решения, и привлекать его бессмысленно.

Тендер как проект: вести последовательно и завершить в срок

Процесс проведения тендера состоит из нескольких основных этапов:

1. Инициация проекта;

2. Формирование «длинного списка» поставщиков (long list);

3. Формирование «короткого списка» поставщиков (short list);

4. Рассылка и обработка запросов на предоставление предложений(Request for Proposal, RFP);

5. Получение дополнительной информации в ходе презентаций, референс-визитов, консультаций;

6. Оформление результатов;

7. Заключение соглашения с победителем тендера.

Рассмотрим их более подробно.

1. Проект по проведению тендера начинается с определения и обоснования потребностей в новой информационной системе (системах) и определения рамок проекта. На предварительном этапе инициации проекта решаются организационные задачи назначения руководящей тендерной комиссии, участники которого должны будут управлять процессом проведения тендера; происходит мобилизация команды, производящей выбор победителя тендера; подготавливается и утверждается поэтапный план работ по проекту с разбивкой на сроки; готовится регламент проведения тендера.

2. На этапе формирования «длинного списка» поставщиков рассматривается максимально широкий список решений, представленных на рынке. Предварительный отбор систем производится при минимизации затрат на получение дополнительной информации о решении. Т.е. при составлении «длинного списка» используют открытые источники информации, а также личный опыт участников проектной команды и рекомендации коллег, пользующихся доверием. Как правило, это веб-сайты вендоров, содержащие описание основных характеристик систем; обзоры в профессиональной прессе, презентации и демонстрационные ролики, руководства пользователей и т.д. Отбраковка решений из полного списка происходит на основании небольшого числа критичных критериев. Соответствие этим обязательным требованиям является основанием для внесения системы в «длинный список». При оформлении результатов этапа (самого Long List) полезно указывать не только системы, вошедшие в «длинный список», но и все рассматриваемые системы. Например, можно вынести перечень отбракованных решений в отдельный раздел документа. Важно не только перечислить их, но и указать причину исключения системы из рассмотрения — это позволяет вынести обоснованное решение и предупредит возможные вопросы со стороны руководства.

3. Формирование «короткого списка» поставщиков производится из «длинного списка» на основании расширенного состава критериев выбора решения. На данном этапе требования к решению уточняются и систематизируются. Рекомендуется отдельно рассматривать требования к системе, поставщику и проекту.

Требования к системе подразделяют на:

  • Функциональные — перечень функций, которые должна поддерживать система;
  • Нефункциональные — требования к быстродействию, надежности, эксплуатации и обслуживанию системы, к эргономике, защите информации и т.д.;

Требования к поставщику подразделяют на две группы:

  • Общие показатели деятельности — например, требования к численности персонала компании-поставщика решения; время нахождения на рынке, финансовые показатели деятельности компании за отчетный период, отсутствие задолженности перед налоговыми органами;
  • Прочие требования — например, наличие сертифицированных специалистов, заключенные партнерские договора с вендорами, возможность предоставления определенного уровня поддержки, подход к ценообразованию.

Требования к проекту могут быть следующими:

  • Принципы организации проекта и управления проектом;
  • Требования к ресурсам, выделяемым на проект;
  • Сроки начала и завершения отдельных этапов проекта и проекта в целом;
  • Зависимость от критичных для бизнеса дат (дата сдачи отчетности);
  • Зависимость от других проектов;
  • После того, как требования к решению определены, следует разработать методику формирования «короткого списка» из «длинного» и отбраковать системы, не соответствующие требованиям в соответствии с разработанной методикой. В качестве примера возможных методик сравнения можно привести следующие:
    • Попарное сравнение систем;
    • Балльная оценка систем в с учетом веса каждого критерия выбора системы;
    • Приведенная стоимостная оценка решений, включающая финансовую оценку рисков;
    • Качественное сравнение решений на основе анализа реализации ключевых сценариев (key use cases);
    • TCO (Total Cost of Ownership);
  • Решения, не вошедшие в «короткий список», следует так же, как и на предыдущем этапе формирования «длинного списка», вынести в отдельный раздел, указав причину их «отбраковки».

4. После того, как все требования к решению сформулированы и состав «короткого списка» определен, потенциальным участникам тендера (поставщикам, перечисленным в short list), высылается запрос на предоставление предложения (Request for Proposal, RFP). Разрабатывать его обычно начинают в самом начале проекта, а при получении из длинного и короткого списка поставщиков дополнительной информации о решении RFP может быть расширен.

RFP может состоять из следующих основных блоков:

  • Выдержки из Регламента проведения тендера (основные сроки, правила и процедуры, контактные данные заказчика);
  • Требования к информации в предложении могут включать:
    • Правила заполнения предложения, которые указываются для удобства обработке предложений. Ответы потенциальных участников тендера должны описываться в единой форме для того, чтобы при обработки предложений построить единую таблицу сравнения ответов поставщиков;
    • Требования к участнику — требования, которым должен соответствовать поставщик решения, свидетельствующие о его «успешности», надежности, соответствии проекту;
    • Требования к системе — функциональные, нефункциональные требования, требования к информации о сроках, стоимости решения, истории и опыта ее внедрения;
    • Требования к прочим услугам, оказываемым в ходе проекта: требования к составу работ по проекту (внедрение системы, обучение сотрудников работе с системой, сопровождение).

5. В ответ на RFP, поставщики высылают свои предложения, таким образом, становясь участниками тендера, и фактически с этого момента начинается собственно проведение тендера. Присланные предложения тщательно анализируются и после приведения их к единообразной форме сопоставляются, ответы поставщиков уточняются. Иногда после обработки предложений «короткий список» поставщиков удается сократить до 2–3 решений. Для оставшихся решений организуются презентации и тестовые демонстрации на территории поставщика или заказчика.

Целей у демонстраций и референс-визитов несколько:

  • Наглядно подтвердить свойства решений, которые заявлены в тендерных предложениях;
  • Подтвердить опыт конкретных проектов, также указанный в тендерных предложениях;
  • Продемонстрировать свойства решений, которые не могут быть оценены на основе предложений (например, юзабилити);
  • Оценить способность команды участника тендера к взаимодействию с заказчиком;
  • Оценить экспертизу команды участника тендера.

Для эффективного проведения презентаций рекомендуется разработать и предоставить участникам тендера единый план или несколько сценариев. Это позволит, во-первых, заставить их показывать то, что действительно интересно компании (а не только сильные стороны системы и поставщика), и, во-вторых, упростит сравнение результатов презентаций различных участников тендера.

6. После уточнения всех важных свойств решения, проведения сравнительного анализа систем и выбора победителя оформляется отчет о результатах тендера. В отчете могут быть отражены следующие виды анализа систем:

  • Качественная оценка решений предполагает сравнение систем с точки зрения их функциональности. По сути, качественная оценка является отчетом о проведенных демонстрациях систем;
  • Анализ рисков, сопряженных с выбором каждого решения. При оценке рисков должны учитываться вероятность наступления рисковой ситуации и стоимость расходов при наступлении или предупреждении риска;
  • Финансовая оценка всех затрат, связанных с выбором каждого решения. В качестве одного из подходов можно предложить включать в финансовую оценку наряду с TCO оценку рисков, связанных с выбором конкретного решения.

При принятии решения важно соблюсти принцип коллегиальности и участия всех заинтересованных лиц, иначе могут возникнуть как политические, так и организационные препятствия — причем уже при внедрении системы.

Если окончательный выбор сделать не удается, то следует задаться вопросом: «Какая дополнительная информация позволит склонить чашу весов в ту или иную сторону?» После этого участникам направляются дополнительные запросы и проводятся новые встречи.

В отчете о результатах тендера должно даваться краткое заключение по каждой из рассматриваемых систем. Рекомендуется определять не только единоличного победителя тендера, но и второго «финалиста» — на тот случай, если по каким-либо причинам не удастся заключить договор поставки с победителем.

7. После того, как победитель определен, с ним заключат соглашение на поставку информационной системы. Предварительно может быть подписан договор о неразглашении (NDA). После согласования с поставщиком всех условий поставки договор подписывается, что является точкой в процессе проведения тендера и началом проекта внедрения новой системы. Материалы, использованные в процессе проведения тендера, могут стать хорошей основой для написания технического задания на доработку системы.

Вне зависимости от того, будет ли компания обращаться к помощи консультантов или примет решение все работы проводить самостоятельно, принципы проведения тендера едины:

  • Организация тендера как самостоятельного проекта со своими целями, ресурсами, сроками;
  • Выделение ключевых требований бизнеса как критериев для выбора;
  • Поэтапное уточнение критериев — от «длинного списка» до окончательного выбора победителя;
  • Поэтапное сокращение числа и детализация описания сравниваемых решений.

Версия для печати