Территориальные органы исполнительной власти

Федеральные органы исполнительной власти создают соответствующие органы исполнительной власти на территории одного или нескольких субъектов РФ, которые получили наименование территориальные органы федеральных органов исполнительной власти (или территориальные органы федерального органа, территориальные органы исполнительной власти).

Территориальный орган федерального органа исполнительной власти создается для осуществления правоприменительных функций, функций по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности, а также для реализации отдельных установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ задач и функций соответствующего федерального органа исполнительной власти. Территориальный орган является государственным органом, находящимся в подчинении соответствующего федерального органа исполнительной власти.

Некоторые территориальные органы федеральных органов исполнительной власти могут осуществлять свою деятельность на территории как одного, так и нескольких субъектов РФ. Таким образом, границы территорий, в рамках которых действуют территориальные органы, могут не совпадать с границами субъектов РФ.

Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти входят в единую систему органов исполнительной власти РФ и осуществляют свою деятельность под руководством соответствующих федеральных органов федеральной исполнительной власти. Территориальный орган осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти. При решении совместных задач территориальный орган обеспечивает необходимое взаимодействие с органами исполнительной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Таким образом, территориальные органы федеральной исполнительной власти не входят в систему органов исполнительной власти соответствующих субъектов РФ, так как они являются подразделениями федеральных органов государственной власти и непосредственно подчиняются последним. Территориальные органы исполнительной власти взаимодействуют с администрациями соответствующих субъектов РФ.

Основные задачи и функции территориальных органов определяются исходя из задач и функций соответствующих федеральных органов исполнительной власти с учетом конкретных особенностей регионов, в которых они осуществляют свою деятельность.

Указом Президента РФ от 2 июля 2005 г. № 773 «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» высшее должностное лицо субъекта РФ наделено полномочиями по организации взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и территориальных органов МВД России, МЧС России, Министерства юстиции РФ, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной регистрационной службы, Федеральной службы судебных приставов, федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, руководство которыми осуществляет Правительство РФ, федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этим министерствам.

Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти

Смотреть что такое «Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти» в других словарях:

  • Региональная коллегия федеральных органов исполнительной власти — 1. Региональная коллегия федеральных органов исполнительной власти (далее именуется коллегия) создается в целях координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (далее именуются территориальные органы). 2 … Официальная терминология

  • Виды органов исполнительной власти — Органы исполнительной власти классифицируются по целому ряду оснований. По территории действия различаются: федеральные органы исполнительной власти, которые распространяют свою деятельность на всю территорию Российской Федерации;… … Административное право. Словарь-справочник

  • Система органов исполнительной власти — это принципиальное устройство ее основных организационных частей, перечень типовых и родовых групп органов. В систему органов исполнительной власти РФ включены следующие элементы: высший орган исполнительной власти Правительство РФ; федеральные… … Большой юридический словарь

  • Органы исполнительной власти города Москвы — Дом Правительства Москвы Правительство Москвы (ранее Мэрия) высший орган исполнительной власти в городе Москве, возглавляемый мэром Москвы. Действует на основании Устава города Москвы и Закона г. Москвы от 20 декабря 2006 г. № 65 «О… … Википедия

  • КОМПЕТЕНЦИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РУКОВОДСТВУ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ — предметы ведения и круг конституционных полномочий, определяющих деятельность Правительства по руководству работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролю за их деятельностью. В соответствии с… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

  • Компетенция органов государственной власти и органов местного самоуправления в области жилищных отношений — Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 года N 649 Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти образовано Федеральное агентство по строительству и жилищно коммунальному хозяйству, которое находится в ведении… … Жилищная энциклопедия

  • Список территориальных органов федеральной власти (Екатеринбург) — По указу президента России № 849 от 13 мая 2000 года Екатеринбург наделён статусом центра Уральского федерального округа, здесь располагается аппарат полномочного представителя президента в Уральском Федеральном округе, который является… … Википедия

  • ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССМОТРЕНИЕ ПИСЬМЕННЫХ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН В ОРГАНАХ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ — согласно Типовому регламенту внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 28.06.2005 № 452, – процедура, в соответствии с которой все поступившие в… … Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях

  • ЕДИНСТВО СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — конституционный принцип федеративного устройства, выражающийся в наличии федеральных органов государственной власти, олицетворяющих собой высшую государственную власть и объединяющих всю совокупность органов государственной власти субъектов РФ.… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

  • органы, осуществляющие управление гражданской обороной — органы управления ГО Специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны: федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы; структурные подразделения (работники) федеральных органов исполнительной власти;… … Справочник технического переводчика

Федеральные органы исполнительной власти

Правительство Российской Федерации

Изложенное выше свидетельствует о том, что в настоящее время происходит процесс сближения функций и полномочий главы государства с функциями и полномочиями главы исполнительной власти.

Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской федерации. Оно является высшим исполнительным органом государственной власти РФ, возглавляющим единую систему исполнительной власти.

Правовую основу деятельности Правительства РФ составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы и нормативные указы Президента РФ, а также закон «О Правительстве РФ» от 17 декабря 1997 года с изменениями и дополнениями, внесёнными в этом же году.

Правительство РФ – коллегиальный орган, состоящий из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.

Председатель Правительства РФ назначается и освобождается от должности Президентом РФ. Назначение на должность Председателя Правительства осуществляется с согласия Государственной Думы. Освобождение от должности возможно по заявлению Председателя об отставке, а также в случае невозможности исполнения Председателем Правительства своих полномочий.

Кандидатура Председателя Правительства РФ вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства РФ либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

Государственная Дума рассматривает представленную Президентом РФ кандидатуру Председателя Правительства РФ в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

После трёхкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Государственной Думой Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Председатель Правительства не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти; предлагает Президенту РФ кандидатуры заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров; в соответствии и Конституцией РФ, федеральными законами и указами Президента РФ определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу (ст.112,113 Конституции РФ).

Заместители Председателя Правительства РФ координируют работу федеральных органов исполнительной власти, дают им поручения и контролируют их деятельность; предварительно рассматривают предложения, проекты постановлений и распоряжений, внесённые в Правительство РФ.

Федеральные министры как члены Правительства участвуют в рассмотрении и обсуждении всех вопросов на его заседаниях, обладая при этом правом решающего голоса.

Полномочия Правительства РФ закреплены Конституцией РФ (ст.114), федеральными законами и Указами Президента РФ.

1. Правительство Российской Федерации:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет государственной Думе отчёт об исполнении федерального бюджета;

б) обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

г) осуществляет управление федеральной собственностью;

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ;

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.

Порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральными конституционными законами.

Правительство в своей деятельности руководствуется рядом принципов, к которым в частности относятся:

— верховенство Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов;

— принцип народовластия;

— принцип федерализма;

— принцип разделения властей;

— принцип ответственности;

— принцип гласности;

— принцип обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Правительство РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Случаи и порядок отставки Правительства РФ предусмотрены ст. 117 Конституции РФ и ст. 35 федерального конституционного закона «О Правительстве РФ».

Правительство РФ слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ.

Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ.

Президент РФ может принять решение об отставке Правительства РФ.

Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ. Постановление о недоверии Правительству РФ принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству РФ Президент РФ вправе объявить об отставке Правительства РФ либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трёх месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

Председатель Правительства РФ может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства РФ или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

В случае отставки или сложения полномочий Правительство РФ по поручению Президента РФ продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.

Освобождение от должности Председателя Правительства одновременно влечёт отставку Правительства.

В отношении органов исполнительной власти субъектов РФ Правительство РФ в целях обеспечения сочетания интересов РФ и субъектов РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ координирует и контролирует деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ; вносит предложения Президенту РФ о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина.

Правительство РФ в пределах своих полномочий разрешает споры и устраняет разногласия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Для разрешения споров и устранения разногласий создаются согласительные комиссии из представителей заинтересованных сторон.

Основной организационной формой деятельности Правительства РФ являются его заседания, которые проводятся не реже одного раза в месяц. Заместители Председателя Правительства и федеральные министры участвуют в заседаниях лично. При невозможности личного участия информируется Председатель Правительства.

В заседаниях Правительства вправе участвовать руководители Генеральной прокуратуры, Центрального банка, Президент Академии наук РФ, представители палат Федерального Собрания, Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Счётной палаты и иные лица в соответствии с законодательством либо в порядке, установленном Правительством.

Отдельные вопросы Правительство может рассматривать на своих закрытых заседаниях.

Подготовка и проведение заседаний осуществляется в соответствии с Регламентом Правительства РФ, где рассматриваются с необходимой детализацией вопросы формирования плана заседаний Правительства, порядка внесения документов для их рассмотрения на заседаниях Правительства, порядок оформления принимаемых на заседаниях решений.

Правительство информирует граждан через средства массовой информации о вопросах, рассмотренных на заседаниях, а также о принятых по этим вопросам решениях.

По предложению Председателя Правительства для решения оперативных вопросов образуется Президиум Правительства РФ. Его заседания проводятся по мере необходимости. Решения Президиума принимаются большинством голосов от общего числа его членов и не должны противоречить актам, принятым на заседании Правительства. Правительство вправе отменить любое решение Президиума.

Для обеспечения деятельности Правительства и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти принятых Правительством решений образуется Аппарат Правительства. Его возглавляет Руководитель Аппарата – заместитель Председателя Правительства или федеральный министр.

Аппарат Правительства состоит из ряда структурных подразделений – департаментов (например, экономики, финансов, социального развития, государственной службы и кадров и т.д.), управлений (например, делопроизводства, юридическое, организационного и социального обеспечения, протокола), секретариата Председателя Правительства и секретариатов заместителей Председателя Правительства.

Правительство РФ и законодательный процесс.

Правительство РФ участвует в законодательной деятельности путём внесения законопроектов и поправок к находящимся на рассмотрении в Думе законопроектам.

Помимо законов и поправок к рассматриваемым законопроектам Правительство дает письменные заключения на законопроекты о введении или отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов и т.п.

Заключения, поправки и официальные отзывы подписываются Председателем Правительства или одним из его заместителей.

Для представления в палатах Федерального Собрания внесённого Правительством законопроекта назначается официальный представитель Правительства.

Члены Правительства обязаны по приглашению палат Федерального Собрания присутствовать на заседаниях и отвечать на вопросы членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.

Комитеты и комиссии палат Федерального Собрания вправе направлять письменные обращения по вопросам своего ведения членами Правительства и руководителям федеральных органов исполнительной власти.

Ответы о результатах рассмотрения письменных обращений и о принятых мерах сообщаются в согласованные с комитетами, комиссиями сроки.

В соответствии с Указом Президента РФ от 14 августа 1996 года «О системе федеральных органов исполнительной власти» систему федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации сейчас составляют министерства (федеральные министерства), государственные комитеты, федеральные комиссии, федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры и иные органы.

Далее следует рассмотреть особенности, характеризующие каждый вид названных федеральных органов исполнительной власти РФ.

1. Федеральные министерства (министерства РФ) – являются основным звеном системы федеральных органов исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в установленной сфере деятельности, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Федеральные министерства управляют непосредственно находящимися в их ведении государственными предприятиями и учреждениями.

Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр РФ (федеральный министр). Федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ. Заместители федеральных министров назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ.

2. Государственные комитеты РФ – это федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесённым к их ведению, а также функциональное регулирование в определённой сфере деятельности. Их отличие от федеральных министерств – коллегиальность органов и акцентирование их основного внимания на осуществлении межотраслевой координации. Однако по большому счёту различия между ними не столь существенны. Государственный комитет РФ возглавляет председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности (также как и его заместители) Правительством РФ.

3. Федеральные комиссии России. Это федеральные органы исполнительной власти, которые по своему административно-правовому статусу полностью приравнены к государственным комитетам РФ.

В настоящее время существуют две федеральные комиссии: Федеральная энергетическая комиссия РФ и Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг.

Федеральная энергетическая комиссия, например, призвана регулировать деятельность субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, а также осуществлять государственное регулирование цен и тарифов на электрическую и тепловую энергию и т.п.

Федеральную комиссию России возглавляет председатель федеральной комиссии России.

4. Федеральные службы.

К их числу относятся следующие федеральные службы:

— государственная фельдъегерская;

— внешней разведки;

— архивная;

— геодезии и картографии;

— железнодорожных войск;

— земельного кадастра;

— по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

— безопасности;

— по финансовому оздоровлению и банкротству;

— охраны;

— пограничная;

— специального строительства.

Федеральную службу России возглавляет руководитель (директор) федеральной службы России.

5. Российские агентства. Характеризуются как органы, подобные федеральным службам, т.е. не имеющие необходимой функциональной определённости.

Система российских агентств следующая:

— Российское агентство по патентам и товарным знакам;

— Российское космическое агентство;

— федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации;

— по боеприпасам;

— по патентам и товарным знакам;

— по обычным вооружениям и т.д.

Многие из них фактически действуют как отраслевые министерства, осуществляя управление подведомственными государственными предприятиями.

6. Федеральные надзоры России.

В настоящее время действуют два федеральных исполнительных органа такого вида:

— Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор);

— Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор). Функции и полномочия федеральных надзоров связаны с осуществлением специализированной контрольно-надзорной, т.е. правоохранительной, деятельности.

7. Иные федеральные органы исполнительной власти.

Это:

— Главное управление специальных программ Президента РФ;

— Государственная техническая комиссия при Президенте РФ;

— Управление делами Президента РФ.

Указ устанавливает перечень органов, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ:

1. Министерство внутренних дел РФ;

2. Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

3. Министерство иностранных дел РФ;

4. Министерство обороны РФ;

5. Министерство юстиции РФ;

6. Федеральная служба внешней разведки РФ;

7. Федеральная служба железнодорожных войск РФ;

8. Федеральная служба безопасности РФ;

9. Федеральная служба охраны;

10. Федеральная пограничная служба РФ;

11. Федеральная служба специального строительства РФ;

12. Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ и органы из группы «Иные федеральные органы исполнительной власти».

Президент РФ утверждает по представлению Председателя Правительства РФ положения об этих органах, назначает и освобождает от должности их руководителей.

Два уровня власти: федеральный и региональный.

Разграничения между предметом ведения и полномочий органов федеральной и региональной власти осуществляется Конституцией РФ, Федеративными и иными договорами.

Органы местного самоуправления самостоятельны и не входят в систему органов государственной власти.

Президент РФ является главой государства; он вносит законопроекты в Государственную Думу; подписывает и обнародует федеральные законы. Президент РФ издает указы и распоряжения, они обязательны для исполнения на всей территории России. Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Законодательная власть:

Федеральное Собрание – парламент РФ, оно является представительным и законодательным органом РФ. Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к его ведению.

Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к её ведению.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой, затем в течение 5 дней передаются на рассмотрение Совета Федерации, который его одобряет. После этого, принятые ФЗ в течение 5 дней направляются Президенту РФ для подписания и обнародования. В течение 14 дней Президенту РФ подписывает ФЗ и обнародует его.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ не должны противоречить Конституции РФ. Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ.

Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью её правовой системы. Если международным договором РФ устанавливаются иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы – они имеют прямое действие на территории РФ.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренные Конституцией РФ.

Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

Субъекты РФ принимают региональные законы и иные нормативные правовые акты. Они не могут противоречить федеральным законам.

Исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство РФ, оно состоит из Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров. Правительство РФ издает постановления и распоряжения, и обеспечивает их исполнение. Они обязательны к исполнению в РФ.

Судебная власть в РФ осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства: Конституционный Суд РФ, ФКЗ от 06.02.2014 (поправка к Конституции) о «Верховном Суде Российской Федерации»: объединение Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда в Верховный Суд РФ); Прокуратура РФ, Следственный комитет РФ (СК).

Итак, федеральный уровень: Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации + Государственная Дума), Суды.

Региональный уровень или уровень субъектов Федерации органы власти представлены:

Глава региона – губернатор.

Законодательная власть: Законодательными Собраниями (Думами) (Устав (основной закон), законы, договора, соглашения, постановления, программы социально-экономического развития).

Исполнительная власть: администрации, министерства, департаменты (постановления, решения и т.д.).

Судебная власть: суды, прокуратура, следственный комитет.

Местное самоуправление: аналогичные органы власти и управления: мэр, глава администрации; городская/районная Дума, суд и т.д.

Рис. 2.

Организационная структура департамента финансов Правительства Москвы.

Рис. 3.

Организационная структура департамента здравоохранения Правительства Москвы.

С этой точки зрения деление органов на отраслевые и функциональные позволяет с учетом особенностей объекта управления определить перечень необходимых управленческих функций и соответствующим образом структурировать субъект управления, проще говоря — определить наиболее целесообразную в каждом конкретном случае структуру органов управления городским хозяйством.

Отраслевое управление в Москве относится, прежде всего, к компетенции соответствующих департаментов (комитетов). Для отраслевого управления характерны вертикальные (линейные) правовые отношения, иначе говоря, отношения прямой подчиненности, складывающиеся между органами управления и управляемыми ими объектами.

К объектам отраслевого управления относятся организации, предприятия, структурные подразделения данной отрасли (хозяйственные, культурные, медицинские и т.д.), входящие в соответствующий комплекс городского управления.

Комплекс городского управления — это целостная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих отраслевых и функциональных органов исполнительной власти, реализующих свои исполнительно-распорядительные функции в рамках определенной сферы (отрасли) жизнедеятельности населения мегаполиса (территории) на основе осуществления контроля и координации деятельности органов исполнительной власти, предприятий и организаций.

Например, основными функциями Комплекса городского хозяйства города Москвы являются:

• обеспечение координации деятельности органов исполнительной власти города, организаций в решении задач городского хозяйства;

• организация взаимодействия с правоохранительными органами по усилению общественной безопасности;

• функционирование объектов жизнеобеспечения города в условиях чрезвычайных ситуаций;

• реализация планов укрепления гражданской обороны;

• повышение безопасности дорожного движения, противопожарной безопасности;

• развитие систем контроля и охраны окружающей среды 13.

Реализация указанных функций предполагает создание соответствующих отраслевых и функциональных органов исполнительной власти (рисунок 4).

Формирование комплексов в городе Москве способствует с одной стороны — повышению уровня координации деятельности всех органов исполнительной власти, а с другой — систематизации огромного потока информации об итогах их деятельности и положении дел в конкретных отраслях и сферах жизнедеятельности мегаполиса. И то и другое, разумеется, способствует успешному решению управленческих задач мэром города. Создание городских комплексов во многом определяется рядом факторов, среди которых: численность населения; промышленная, научная и социальная составляющие; роль города в системе мирохозяйственных, национальных, региональных социально-экономических связей.

Рис. 4.

Структура комплекса городского хозяйств.

В настоящее время структура управления городом Москвой включает в себя четыре комплекса, призванных осуществлять свою деятельность по соответствующим направлениям. 1. Комплекс городского хозяйства Москвы: 1.1. Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы. 1.2. Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы. 1.3. Департамент транспорта и связи города Москвы. 1.4. Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты города Москвы. 1.5. Управление по организации обезвреживания и переработки отходов производства и потребления города Москвы. 1.6. Государственная инспекция города Москвы по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (Мосгостехнадзор). 1.7. Государственная жилищная инспекция города Москвы (Мосжилинспекция). 1.8. Объединение административно-технических инспекций города Москвы (ОАТИ). 2. Комплекс архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Москвы: 2.1. Департамент градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы. 2.2. Департамент инвестиционных программ строительства города Москвы. 2.3. Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы (Москомархитектура). 2.4. Комитет по культурному наследию города Москвы (Москомнаследие). 2.5. Главное архивное управление города Москвы (Главархив Москвы). 3. Комплекс экономической политики и развития города Москвы: 3.1. Департамент имущества города Москвы. 3.2. Департамент экономической политики и развития города Москвы. 3.3. Департамент города Москвы по конкурентной политике (Тендерный комитет). 3.4. Региональная энергетическая комиссия города Москвы (РЭК Москвы) (на правах департамента). 3.5. Комитет государственных заимствований города Москвы. 3.6. Комитет города Москвы по делам о несостоятельности (банкротстве). 4. Комплекс социальной сферы города Москвы: 4.1. Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы. 4.2. Департамент здравоохранения города Москвы. 4.3. Департамент образования города Москвы. 4.4. Департамент социальной защиты населения города Москвы. 4.5. Департамент семейной и молодежной политики города Москвы. 4.6. Комитет по культуре города Москвы. 4.7. Комитет общественных связей города Москвы. 4.8. Комитет ветеринарии города Москвы. 4.9. Управление записи актов гражданского состояния города Москвы (Управление ЗАГС Москвы). 4.10. Управление государственной службы занятости населения города Москвы.

Таблица 1.

Основные направления деятельности комплексов городского управления Москвы.

Комплекс

Основные направления деятельности

Комплекс городского хозяйства.

— реализация общегородских проектов, планов и программ в области эффективного функционирования и развития систем жизнеобеспечения города (энергоснабжения, водоснабжения, дорожного хозяйства и т.п.);

— контроль за формированием, размещением и финансированием городского заказа по оказанию услуг в области городского хозяйства;

— инвестиционная политика и финансирование из городских источников деятельности систем жизнеобеспечения города;

— содействие в создании новых образцов приборов, машин и оборудования для использования в городском хозяйстве;

— обеспечение города Москвы нефтепродуктами и развитие услуг для автомобилистов.

Комплекс архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Москвы.

— разработка и осуществление Генерального плана развития города Москвы;

— определение перспектив социально-экономического развития города по вопросам градостроительства, развитие строительного комплекса;

— подготовка долгосрочных инвестиционных прогнозов, технико-экономических обоснований концепции застройки и реконструкции города и отдельных территорий;

— разработка программ и мероприятий, направленных на повышение эффективности использования мощностей предприятий строительной индустрии;

— формирование инвестиционного заказа в сфере капитального строительства;

— контроль и анализ выполнения инвестиционных программ города.

Комплекс экономической политики и развития города Москвы.

— разработка и реализация прогнозов и программ развития экономики города;

— размещение городского заказа, ведение реестра договоров и контрактов;

— разработка и реализация инвестиционной, финансовой, тарифной, ценовой и налоговой политики Правительства Москвы;

— обеспечение учета, регистрации, оценки и использования городского имущества, включая земельные участки и другие объекты недвижимости;

— организация привлечения средств для покрытия дефицита бюджета, формирование программы заимствований и ее реализация;

— организация и проведение конкурсов и аукционов.

Комплекс социальной сферы города Москвы.

— разработка и осуществление политики в социальной сфере;

— организация работы по оказанию населению города Москвы лечебно-профилактической помощи, контроль за реализацией городских программ медицинской помощи;

— организация работы по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения города Москвы;

— реализация государственной семейной и молодежной политики и координация деятельности в этой области других органов исполнительной власти;

— обеспечение эффективного функционирования системы среднего, высшего профессионального и послевузовского образования;

— осуществление политики города Москвы в области культуры;

— создание системы адресной социальной защиты льготным и малоимущим категориям населения.

Также существуют функциональные и отраслевые органы исполнительной власти, не входящие в состав комплексов городского управления : 1. Департамент международных связей города Москвы. 2. Департамент науки и промышленной политики города Москвы. 3. Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы. 4. Департамент продовольственных ресурсов города Москвы. 5. Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. 6. Департамент территориальных органов исполнительной власти города Москвы. 7. Департамент финансов города Москвы. 8. Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы. 9. Департамент земельных ресурсов города Москвы. 10. Комитет по внешнеэкономической деятельности города Москвы. 11. Комитет города Москвы по государственной экспертизе проектов и ценообразования в строительстве. 12. Комитет по туризму города Москвы. 13. Комитет межрегиональных связей и национальной политики города Москвы. 14. Комитет по связям с религиозными организациями города Москвы. 15. Комитет физической культуры и спорта города Москвы. 16. Комитет рекламы, информации и оформления города Москвы. 17. Комитет государственного строительного надзора города Москвы (Мосгосстройнадзор). 18. Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы. 19. Комитет по реформированию городского хозяйства города Москвы. 20. Комитет по контролю и регулированию инвестиционных программ города Москвы (Мосинвестконтроль). 21. Главное управление государственного финансового контроля города Москвы. 22. Управление по обеспечению деятельности мировых судей города Москвы. 23. Управление информатизации города Москвы. 24. Валютно-финансовое управление города Москвы. 25. Государственная инспекция города Москвы по качеству сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (МосГИК). 26. Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (Госинспекция по недвижимости).

Содержание отраслевого управления заключается в организации эффективного функционирования подчиненных систем. Оно охватывает всю совокупность форм деятельности органов исполнительной власти специальной компетенции, их политики, финансирования, научно-технического обеспечения, работы с кадрами, осуществления контроля и учета. Отраслевое управление формируется в соответствии с особенностями конкретных секторов экономики, сфер культурной и административно-политической деятельности мегаполиса. Это положение имеет определенную правовую регламентацию. Оно определяется в соответствующих нормативно-правовых актах, регулирующих отношения отраслевого характера, в положениях о конкретных органах государственного управления.

Так, в социально-культурной сфере и здравоохранении функции государственного управления в городе Москве осуществляют Комитет по культуре и Департамент здравоохранения города Москвы. Эти функции, как правило, осуществляются через соответствующие территориальные управления и отделы.

Границы действия (сфера управления) органов функционального управления могут также быть значительно шире, чем органов отраслевого управления, поскольку их деятельность распространяется на все или несколько отраслей управления. При этом в современных условиях круг вопросов, по которым необходима координация (согласование) деятельности отраслевых органов, постоянно расширяется. Это объясняется, во-первых, тем, что наряду с государственным сектором экономики развивается негосударственный, обусловивший появление большого количества новых объектов управления; во-вторых, тем, что интересы развития рыночных отношений требуют образования структур, уполномоченных осуществлять межрегиональные и международные экономические, политические, культурные связи.

Важным является то, что отраслевое управление тесно связано с межотраслевым и территориальным управлением. Это позволяет сочетать централизованное управление с самостоятельностью и инициативой. Под межотраслевым управлением понимают исполнительно-распорядительную деятельность, осуществляемую органами государственного управления, наделенными межведомственными полномочиями относительно организационно не подчиненных им объектов, во время которой обеспечиваются слаженность и единство действий при решении общегородских и межотраслевых задач. Таким образом, надлежащая концентрация сил в руководстве развитием мегаполиса возможна лишь при применении отраслевого принципа управления.

В отличие от отраслевого (линейного) управления, представляющего собой совокупность вертикальных правоотношений, при межотраслевом управлении имеют место горизонтальные отношения, т.е. отношения субъектов, организационно не подчиненных друг другу. Межотраслевая, исполнительно-распорядительная деятельность возложена в основном на комитеты, управления, инспекции и администрации, в некоторых случаях — на департаменты. Эти органы осуществляют межотраслевую координацию по вопросам, относящимся к их компетенции, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности.

Каждому виду межотраслевого управления присущи свои особенности. Они касаются не только системы органов государственного управления, но и объектов управления, характера прав и обязанностей участников правоотношений, возникающих в процессе межотраслевого управления, а также юридической ответственности.

Анализ системы отраслевых и функциональных органов исполнительной власти города Москвы позволяет сделать некоторые выводы. Отраслевые, функциональные органы исполнительной власти — обобщенный термин, применяемый для обозначения органов исполнительной власти соответственно специальной и общей компетенции. Отраслевые органы исполнительной власти Москвы обладают полномочиями по формированию стратегий и комплексных городских целевых программ, направленных на развитие той или иной отрасли. Функциональные органы исполнительной власти города, как правило, осуществляют управленческую функцию, важную для всего городского хозяйства или отдельного отраслевого комплекса.

Дифференциация органов исполнительной власти Москвы на отраслевые и функциональные имеет важное практическое значение — это предопределяет область их компетенции и характер деятельности, способствует четкому разделению полномочий и решению задач линейного руководства.

Литература.

1. Закон г. Москвы о Правительстве Москвы от 20 декабря 2006г. № 65.

2. Указ Мэра Москвы от 29 декабря 2006г. № 73-УМ «О внесении изменений в Указ Мэра Москвы от 30 декабря 2003г. № 103-УМ».

3. Устав города Москвы (Закон города Москвы от 28 июня 1995г.).

4. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации от 6 октября 1999г. № 184-ФЗ (с изменениями на 29 марта 2008г.).