Типы политических систем

Политическая система России

Политическая система России определяется Конституцией России, принятой на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года. В Конституции заложен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Исполнительная власть

Исполнительную власть в Росси осуществляет Правительство Российской Федерации. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.
Президент Российской Федерации формирует кабинет министров и с согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства Российской Федерации. Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия.

Законодательная власть

Федеральное собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом власти.
Федеральное собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается путем открытого голосования на 4 года.
Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.

Судебная власть

Правосудие в России осуществляется судами. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Судебная система России состоит из федеральных судов, конституционных (уставных) судов и мировых судей.
Возглавляют судебную систему:

  • Конституционный Суд Российской Федерации;
  • Верховный Суд Российской Федерации;
  • Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации является судебным органом конституционного контроля. Он призван защищать основы конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечивать верховенство и прямое действие Конституции Российской Федерации на всей территории России.
Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.
Верховный Суд Российской Федерации осуществляет судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды.
Верховный Суд Российской Федерации является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Избирательная система

Избирательная система России гарантирует всем гражданам свободное волеизъявление на выборах и референдуме, а также защиту демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме.
В соответствии с Конституцией в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Исходя из этого конституционного принципа государством гарантируется равенство политических партий перед законом независимо от изложенных в их учредительных и программных документах идеологии, целей и задач.
Государством обеспечивается соблюдение прав и законных интересов политических партий.

При любом использовании материалов сайта АКТИВНАЯ ГИПЕРССЫЛКА ОБЯЗАТЕЛЬНА
Все материалы защищены законом об авторском праве
HTML-код ссылки: <a href=»»>Политическая система России</a>

22. Политическая система современной России

Государственный строй Российской Федерации определен Конституцией, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

Народовластие

Статья 3 Конституции Российской Федерации гласит, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

Федерализм

Однако ни демократия, ни федерализм в таком понимании духа Конституции не присутствуют. Суверенитет, целостность, единая система государственной власти и централизация управления, как известно, характерны для унитарного государства. Федерацию же отличают, как минимум, возможность ее субъектов самостоятельно, без какого-либо вмешательства центральной власти образовывать (формировать) собственные органы государственной власти и наличие взаимного разграничения предметов ведения и полномочий. Все это есть в российской Конституции и даже в аргументации Постановления Конституционного Суда, но ровно никакого влияния не оказывает на его выводы, абсолютно им противоречат. Да и трудно представить, чтобы рассматриваемый механизм назначения губернаторов хоть сколько-нибудь соответствовал принципам федерализма. Если те же самые нормы Конституции, на которые ссылается Конституционный Суд, читать по-другому, то никакой единой, в смысле унитарной, системы государственной власти там не обнаружится. На самом деле речь идет о двух системах государственной власти — системе федеральных органов и системе органов государственной власти субъектов Российской Федерации, каждая из которых имеет собственные полномочия.

Социальное государство

Согласно ст. 7 Конституции Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Светское государство

В ст. 14 Россия обозначена как светское государство, то есть никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Политический плюрализм

Статьёй 13 Конституции установлено, что в России признаются политическое многообразие, многопартийность. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

23. Форма правления современной России

Согласно части первой статьи первой Конституции Российской Федерации 1993 года: Российская Федерация — Россия это демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

По конституции баланс исполнительной и законодательной властей выстроен так, что Россия определяется как cмешанная республика (также такую форму правления можно обозначить как президентско-парламентскую, полупарламентскую или полупрезидентскую республику. По мнению председателя Конституционного суда РФ В. Д. Зорькина Россию более точно называть смешанной президентско-парламентской республикой.

Государственная власть

Статья 10 Конституции устанавливает, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Тем самым конституционно закреплено признание принципа разделения властей.

В статье 11 Конституции России в качестве субъектов осуществления государственной власти указаны: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, Суды Российской Федерации.

Отдельно подчёркивается, что государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Причём разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией России, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Согласно ст. 12 органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Однако они в пределах своих полномочий самостоятельны, а в Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление.

Глава государства

Главой российского государства является Президент Российской Федерации (ст. 80 Конституции).

В 1991-1993 годах существовал пост вице-президента, но указом Президента он был упразднён; в Конституции 1993 года должность вице-президента уже не упоминается.

Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Как глава государства он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Президент избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд.

Изначально (в 1991) Президент России избирался на 5 лет. В Конституции РФ 1993 года срок полномочий Президента был сокращён до 4 лет. Однако согласно п.3 Заключительных и переходных положений Конституции Президент осуществлял полномочия до истечения срока, на который он был избран. На основании поправок к Конституции, вступивших в силу 31 декабря 2008 года, начиная с выборов 2012 года он избирается на шестилетний срок полномочий.

Законодательная власть

Федеральное Собрание

Законодательным и представительным органом государственной власти (парламентом) Российской Федерации является Федеральное Собрание Российской Федерации (ст. 94 Конституции РФ). Оно является постоянно действующим органом (ст. 99 Конституции РФ).

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхняя палата — Совет Федерации (полное именование — Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации) и нижняя палата — Государственная Дума (полное именование — Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации). Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно, но могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

Полномочия палат российского парламента описаны в ст.ст. 94-109 Конституции России 1993 года.

Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами. С момента принятия конституции они неоднократно менялись.

Порядок формирования Совета Федерации

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от исполнительного и законодательного органа власти субъекта. Поскольку состав Российской Федерации из-за объединения субъектов федерации менялся, то соответственно менялось и количество членов Совета Федерации.

В 1994-1995 годы действовал выборный Совет Федерации (согласно переходным положениям Конституции России), в 1996-2002 годах в Совет Федерации входили главы исполнительной власти и парламентов субъектов РФ, а после реформы 2000 года, предложенной президентом, их сменили представители этих органов, делегируемые на постоянной основе. Ротация в основном произведена в 2001-2002 годах. Срок полномочий членов Совета Федерации совпадает со сроком полномочий назначающих (избирающих) их органов.

Порядок избрания Государственной Думы

Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причём, одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной Думы и членом Совета Федерации). Депутатом Государственной Думы первого созыва мог одновременно являться член Правительства Российской Федерации (согласно переходным положениям Конституции России).

С 2007 года депутаты Государственной Думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). Ранее в России была смешанная избирательная система, так как половина общего состава депутатов избиралась также по мажоритарной системе (по одномандатным округам). Срок полномочий Государственной Думы — 5 лет.

Вопросы законодательства

Федеральные законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации и подписываются Президентом. Государственная Дума может преодолеть вето Совета Федерации, повторно приняв закон двумя третями голосов. Вето президента может быть преодолено, только если закон повторно принят и Советом Федерации, и Думой, большинством в 2/3 голосов от общего числа членов обеих палат.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трёх четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

Исполнительная власть

Исполнительную власть осуществляет Правительство Российской Федерации. Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы. В случае трёхкратного отклонения Государственной Думой кандидатуры Председателя Правительства либо в случае вынесения Думой вотума недоверия Правительству Президент вправе распустить Государственную Думу. В состав Правительства входят, помимо Председателя, его заместители («вице-премьеры») и федеральные министры. Правительство возглавляет систему федеральных органов исполнительной власти: министерств, федеральных служб и федеральных агентств.

Судебная власть

Высшими судебными органами в России являются Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд. Судьи этих трех высших судов назначаются Советом Федерации по представлению Президента. Верховный Суд стоит во главе системы судов общей юрисдикции, Высший Арбитражный Суд — во главе системы арбитражных судов. Высшие и подведомственные им суды составляют систему федеральных судов. В субъектах Федерации имеются свои конституционные или уставные суды, не входящие в федеральную систему. Недавно введенные мировые судьи также не считаются федеральными судьями.

В главе Конституции о судебной власти упоминается также Прокуратура Российской Федерации. Однако Прокуратура не входит в судебную систему и является независимой от всех ветвей власти. Систему Прокуратуры возглавляет Генеральная прокуратура Российской Федерации во главе с Генеральным прокурором. Он назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента.

Местное самоуправление

Глава 8 Конституции определяет, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Оно осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (ст. 130).

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Они могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В таком случае, реализация переданных полномочий подконтрольна государству (ст. 132 Конституции России).

Помогите пожалуйста!Нужно сравнить современные политические системы общества.

. Известно, что развитое гражданское общество может существовать при наличии правового государства. К числу отличительных признаков правового государс тва относятся: верховенство закона, реальность прав и свобод индивидов, организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей. А куда относится легитимное применение государством силы на данной территории? Может ли в гражданских правоотношениях учавствовать пятилетний ребёнок Даю 80 баллов( дедлайн горит) Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социальная мобильность в современной России». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете о свещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. Какие рассматривают конституционные суды суды общей юрисдикции арбитражные суды Какие требования предъявляемые к лицу претендующему на должность судьи? Выберите одно из утверждений, поясните его и приведите примеры, подтверждающие или опровергающие авторское мнение. В ответе должно быть: три примера и 2 аргумента «за» или «против». Каждый — кузнец своего счастья, особенно если владеет собственной кузницей. (Лешек Кумор) Система частной собственности — самая надёжная гарантия свободы, причём не только для тех, кто обладает собственностью, но и едва ли в меньшей степени для тех, кто ею не обладает. (Фридрих Хаек) В конечном счёте право собственности и личные права — одно и то же. Частная собственность — просто ещё одно обличье демократии. Она означает, что каждый должен иметь нечто такое, что он мог бы творить по своему образу и подобию. (Гилберт Честертон) Нет собственности без свободы; нет свободы без безопасности. (Дюпон де Немур) Чем больше тебе помогают в твоём саду, тем в меньшей степени это твой сад. (Английская мудрость) Право собственности позволяет прилежному человеку жать там, где он сеял. (Английское изречение) Выберите одно из утверждений, поясните его и приведите примеры, подтверждающие или опровергающие авторское мнение. В ответе должно быть: три примера и 2 аргумента «за» или «против». Каждый — кузнец своего счастья, особенно если владеет собственной кузницей. (Лешек Кумор) Система частной собственности — самая надёжная гарантия свободы, причём не только для тех, кто обладает собственностью, но и едва ли в меньшей степени для тех, кто ею не обладает. (Фридрих Хаек) В конечном счёте право собственности и личные права — одно и то же. Частная собственность — просто ещё одно обличье демократии. Она означает, что каждый должен иметь нечто такое, что он мог бы творить по своему образу и подобию. (Гилберт Честертон) Нет собственности без свободы; нет свободы без безопасности. (Дюпон де Немур) Чем больше тебе помогают в твоём саду, тем в меньшей степени это твой сад. (Английская мудрость) Право собственности позволяет прилежному человеку жать там, где он сеял. (Английское изречение) составьте два предложения: − одно предложение, содержащее информацию о формировании предложения на рынке труда; − одно предложение, раскрывающее любу ю из особенностей спроса на рынке труда. ОТВЕТ НЕ С РЕШУ ЕГЭ, А СВОИМИ СЛОВАМИ. 14 баллов. Международные нормы права определяют правила поведения хозяйственных субъектов. Им должно соответствовать … право.

Типы политических систем

Многообразие политических систем, существующих в совре­менном мире, указывает на то, что на пронесе их формирования и функционирования оказывает влияние множество факторов: исто­рические традиции, культура, экономическое развитие, зрелость гражданского общества, геополитические условия и т.д.

Преоблада­ние тех или иных факторов обусловливает их особенности и непо­вторимость. Однако теоретический и практический интерес пред­ставляет то, что их сближает, позволяет выявить роль универсаль­ных механизмов и закономерностей их функционирования. Прак­тическое значение классификаций политических систем состоит в определении достаточности условий, позволяющих политическим институтам эффективно функционировать и успешно выполнять свои политические роли

Тішолої ня политических систем

Типология политических систем осуществляет­ся на основе учета различных признаков (ос­нований).

1. Одна из первых классификаций (типологий) исходит из ха­рактера их взаимоотношения с внешней средой. По этому критерию политические системы подразделяются на закрытые и открытые. Закрытые политические системы имеют ограниченные связи с внеш­ней средой, невосприимчивы к ценностям иных систем и самодос­таточны, т.е, ресурсы для развития находятся внутри таких систем Открытые системы активно обмениваются ресурсами с висівним миром, успешно усваивают передовые ценности иных систем, под­вижны и динамичны. Примерами закрытых систем могут служить бывшие страны социализма (СССР, Венгрия. Болгария и др.). Раз­витые демократические государства Запада представляют собой пример открытых политических систем.

2. Распространена классификация политических систем по по­литическому режиму, т.е. на основе характера и способов взаимо­действия власти, личности и общества. По этому критерию выде­ляются тоталитарные политические системы, авторитарные и демо­кратические.

Для тоталитарной политической системы характерны полное подчинение личности и общества власти, регламентация и контроль за всеми сферами жизни людей со стороны государства. Автори­тарная политическая система основана на неограниченной власти одного липа или группы лиц при сохранении некоторых экономя-
чсских. гражданских, духовных свобод для граждан. Демократиче­ская политическая система предполагает приоритет прав личности, контроль общества над властью.

3. Современный французский политолог Ж. Блондель различает политические системы по содержанию и формам управления. Он вы­деляет пять их основных разновидностей:

1) либеральные демократии, в которых принятие политических решений ориентировано на ценности индивидуализма, свободы, собственности;

2) коммунистические системы, или авторитарно-радикальные, ори­ентирующиеся на ценности равенства, социальной справедливости:

3) традиционные политические системы, опирающиеся на оли­гархические формы правления и ориентирующиеся на неравномер­ное распределение экономических ресурсов и социальных статусов;

4) популистские политические системы, преобладающие в разви­вающихся странах; они используют авторитарные методы управле­ния и стремятся к большему равенству в распределении благ;

5) авторитарно-консервативные политические системы, преследую­щие цели сохранения социального и экономического неравенства, ограничения политического участия населения.

В основу классификации политических систем может быть положен классовый принцип, т.е. интересы какого класса выражает политическая система. Подобная типология характерна для марк­сизма, который рассматривал политическую систему в качестве инструмента в руках экономически господствующего класса. По этому признаку выделялись рабовладельческая, феодальная, капита­листическая и коммунистическая (социалистическая) политические системы.

Типология политических систем Г. Алмонда

Общепризнанной в западной политической науке является типология политических систем Г. Алмонда, различавшего их по типу полити­ческой культуры и разделению политических ро­лей между участниками политического процесса. Г. Алмонд выде­лил четыре типа политических систем: англо-американская, европейско-континентальная, доиидустриальная и частично инду­стриальная, тоталитарная.

I. Для англо-американской политической системы (США, Вели­кобритания) характерна высокая степень разделения политических ролей и функций между участниками политического процесса: го­сударством, партиями, группами интересов и т.д. Власть и влияние распределены между различными звеньями политической системы. Политическая система функционирует в рамках однородной куль­

туры, ориентированной на защиту общепризнанных в обществе ли­беральных ценностей: свободы, безопасности, собственности и т.д.

2. Европейско-континентальная политическая система (страны За­падной Европы) отличается расколотостью политической культуры, наличием внутри национальных культур противоположных ориента­ций, идеалов, ценностей, присущих какому-то классу, этносу, группе, партии. Поэтому разделение политических ролей и функций проис­ходит не в масштабах общества, а внутри класса, группы, партии и т.д. Однако наличие разнородных субкультур не мешает находить в обществе согласие, поскольку имеется общая культурная основа — либеральные ценности.

3. Доиндустриальные и частично индустриальные политические системы имеют смешанную политическую культуру. Она состоит из местных политических субкультур, в основе которых лежат ценно­сти клана, рода, обшины, племени. Поэтому найти здесь согласие и компромисс, не прибегая к насилию, практически невозможно. Ин­теграция общества с помощью насилия приводит к концентрации власти и влияния у узкого круга лиц.

4. Тоталитарные политические системы функционируют на ос­нове приоритета классовых, национальных или религиозных ценно­стей Власть сконцентрирована в руках монопольно правящей пар­тии или группы лиц. Она контролирует все стороны жизнедеятель­ности общества и индивида.

Существуют и другие классификации (типологии) политических систем, но они менее известны.

Состояние политической системы

Как считают мно­гие современные ученые, нарастание кризисных явлений в экономике в данный период было связано с тем, что пре­образования в социально-экономической сфере не были под­держаны реформированием политической и социальной сфер. Политическое развитие общества характеризовалось все­властием партийно-государственного аппарата. Его роль в координации производства, распределении благ неимоверно выросла, о чем свидетельствует и резкий рост численности аппаратчиков (до 18 млн. человек). Быстрый рост бюрокра­тии обеспечивался многочисленными льготами и привиле­гиями. Вследствие отсутствия механизма обжалования дей­ствий чиновников, растет их безнаказанность, аппарат ча­сто даже не считал нужным руководствоваться Конститу­цией. Более того, руководители центральных и региональ­ных комитетов партии издавали указы, инструкции, прямо противоречащие Конституции. Такое положение вещей благоприятствовало быстрому развитию теневой экономи­ки, расхищению государственной собственности, сращива­нию преступных, уголовных элементов с органами государ­ственной власти.

Основным противоречием в политической системе явля­лось расхождение между демократической формой и бю­рократической сущностью советского строя. В Конститу­ции 1977 года подчеркивался общенародный характер со­ветского государства, равноправие всех граждан. Нормы, прописанные в Конституции, расходились с реальной ситу­ацией. Формально при выборах в Советы избиралось много депутатов, были народные контролеры, дружинники, проф­союзы. Однако фактически вся власть концентрировалась в верхних эшелонах: партия осуществляла контроль за дея­тельностью администрации, на руководящие должности назначались исключительно партийные работники.

Верховный Совет не контролировал правительство, был по существу декоративным органом, призванным лишь одобрять подготовленные аппаратом решения. В местных советах все решал исполнительный комитет, над которым, в свою очередь, стоял секретарь райкома КПСС. Таким образом, реальная власть в стране полностью находилась в руках партийного аппарата.

В условиях коррупции власти, многочисленных фактов попирания закона со стороны аппарата, расхищения госу­дарственной собственности меняется весь жизненный уклад советского общества. Нарастают кризисные явления, выразившиеся в падении трудовой дисциплины, идейной мотивации труда, росте апатии, безразличия, воровства. В духовном развитии общества усиливается критический настрой, появляется диссидентское движение, представи­тели которого выступили с резкой критикой командно-административной системы.

К началу 80-х годов советская тоталитарная система лишается массовой поддержки общества. Кризисные явле­ния, характерные для советской экономики 70-х — нача­ла 80-х годов были хорошо известны руководству, однако длительное время оно не могло решиться на радикальные реформы, тем более, что продажа нефти на Запад позво­ляла отложить этот вопрос. Между тем, кризис в экономике распространялся на социальную систему, затронув и государственные органы власти в виде коррупционных про­цессов. Таким образом, стагнация экономической сферы угрожала в начале 80-х годов уже непосредственно госу­дарственному функционированию в СССР.

15 месяцев Андропова. Приход к власти в 1982 году Ю.В. Андропова обусловил переоценку прежнего подхода к экономическим проблемам. Не ставя под сомнение основы политического устройства СССР, новое руководство взяло курс на борьбу с коррупцией, спекуляцией и другими про­явлениями теневой экономики. Было проведено несколько показательных процессов над руководителями торговли, происходит активная чистка замешанных в коррупции партийных кадров. Устанавливается жесткий контроль за соблюдением рабочего режима, вводятся строгие меры на­казания за пьянство и другие дисциплинарные нарушения на производстве. В целом указанные меры укрепили управ­ляемость экономическими процессами и должны были по­служить основой для более широкомасштабных реформ в ближайшем будущем. В начале 1983 года Андропов пору­чил группе ответственных работников ЦК КПСС (в том числе будущим «архитекторам» перестройки — М.С. Гор­бачеву и Н.И. Рыжкову) подготовку принципиальных пред­ложений по экономической реформе. Речь шла о возмож­ном введении хозрасчета и предоставлении самостоятель­ности предприятиям, создании концессий и кооперативов, совместных предприятий и акционерных обществ. Смерть Андропова и приход к власти консервативного лидера Чер­ненко заморозили имеющиеся планы реформ. Возобновле­ние экономических преобразований в СССР произошло после очередной смены руководства страны. С именем нового гла­вы советского государства М.С. Горбачева связана полити­ка перестройки как попытки обновления социализма.

Литература: 1-я – разделы 13.5 – 13.10;

2-я – раздел 6.2.4

Лекция № 55