Ткацкий станок

Текстильные фабрики и производители текстильных изделий

Ткацкие фабрики – это предприятия легкой промышленности, осуществляющие производство текстильных тканей — полотен, полученных на ткацком станке путем переплетения основных (продольных) и уточных (поперечных) нитей, перпендикулярных друг другу.

Сырьем для получения продукции в процессе ткачества служат хлопковые, шелковые, льняные, шерстяные, джутовые, пеньковые нити, а также нити, полученные из искусственных и синтетических волокон.

Технология изготовления тканей – это совокупность нескольких процессов, включающих в себя:

1) подготовительные операции:

— подготовку основы (размотку нитей т.е. перемотку их на одну бабину; сновку, т.е. соединение большого числа нитей в одну основу, их параллельное расположение относительно друг друга и одинаковое натяжение на общем сновальном валике; шлихтовку – укрепление нитей путем их пропитки шлихтой (крахмальным клейстером); проборку – продевание нитей в определенные детали ткацкого станка);

— подготовку утка (размотку, т.е. перемотку нитей на шпули);

2) собственно ткачество;

3) заключительные операции (измерение длины конечной продукции; чистку и стрижку тканей, контроль их качества, укладку продукции).

В соответствии с технологическим процессом изготовления тканей в структуре ткацкого производства выделяют:

1) приготовительный цех, оснащенный мотальными, сновальными, шлихтовальными, шпульно-мотальными машинами, проборными станками;

2) ткацкий цех с основными машинами производства – ткацкими станками, которые бывают:

— механическими, полумеханическими, автоматическими;

— по принципу прокладки утка — многочелночными, бесчелночными (пневматическими, гидравлическими, рапирными, пневмо-рапирными, станками с микропрокладчиками);

— по конструкции – плоскими и круглыми;

— узкими и широкими;

— для производства легких, средних, тяжелых тканей;

— эксцентриковыми (для выпуска тканей с простым переплетением); кареточными (для производства тканей с мелким узором); жаккардовыми (для производства тканей со сложным и крупным узором);

3) браковочный отдел, осуществляющий все операции на поточных линиях с помощью мерительных и браковочных машин.

Классификация конечной продукции ткацких фабрик – тканей – весьма разнообразна.

По типу сырья ткани бывают:

  • натуральными (из растительного сырья – хлопковые, льняные, джутовые и др.; из сырья животного происхождения – шерстяные, шелковые);
  • искусственными (вискозные, ацетатные и др.);
  • синтетическими (полиамидные, полиэстеры, полипропиленовые, поливиниловые);

По составу сырья выделяют ткани:

  • однородные (из нитей одного вида или с примесью других нитей, не превышающей 10%);
  • смешанные (из разных видов нитей: например, 70% — шерсть, 30% — синтетическое волокно).

По назначению ткани бывают:

  • бытовыми (одежными – бельевыми, платьевыми, костюмными, платочными и др.; декоративными – мебельными, портьерными и т.д.; влаговпитывающими – полотенечными, салфеточными);
  • техническими.

Процесс ткачества люди начали осваивать еще в эпоху неолита. Изобретение первого ручного ткацкого станка произошло за 5–6 тысячелетий до нашей эры. Попытки механизировать ткацкое производство начали предприниматься в XVI–XVIII веках. Первую машинную ткацкую фабрику в России открыл фабрикант Попов в 1846 г. в городе Шуе. В начале XX века стали появляться первые бесчелночные ткацкие станки, среди которых были и конструкции, предложенные советскими инженерами С. А. Дынником (в 1927 г.), В. Е. Леонтьевым (в 1936 г.), В. А. Прозоровым (в 1949 г.)

Ткацкий станок: в старину и сегодня.

Автор — Рязаночка77. Это цитата этого сообщения

Ткацкий станок: в старину и сегодня.

Ткацкий станок — механизм для вырабатывания из нитей разных текстильных тканей, вспомогательный либо основной инструмент ткача. Существует большущее количество видов и моделей станков: ручные, механические и автоматические, челночные и бесчелночные, многозевные и однозевные, плоские и круглые. Различают ткацкие станки и по видам вырабатываемой ткани — шерстяных и шелковых, хлопчатобумажных, железных, стеклянных и остальных.

Подруга огляделась в нашей московской комнате.
— А где ткацкий станок? Ты мне о нем писала…
— Вот он, — я указала на деревянное сооружение в углу между окном и шкафом.
— Так ты на нем ткала эти половики??

В 60-е годы ХХ века во многих деревнях ткали половики на ткацких станках, кроснах, которые достались от бабушек и прабабушек. У кого-то муж\дядя\дед — мастер на все руки и светлая голова, делал станок. Или заказывали у мастеров. А сами мастера где учились сделать станки для ткачества?

В 1911 году была издана книга «Улучшенный ручной ткацкий станок». Автор И.В.Левинский. А в 1924 году — » Как построить ткацкий станок и ткать простые ткани». Автор — инженер Добровольский В.А.


и страница из нее
Стиль «канцелярский», о котором гневно писал К.Чуковской, зато чертежи и рисунки четкие.
Ткацкий станок ( кросна). 1930 год.

Ткачество — древнее традиционное ремесло жителей деревни Водлы и окружающих ушедших деревень.
Автор — Н. В. Ульянова. Школьный этнографический музей пос. Водла Пудожского р-на Карелии. Из воспоминаний старожилов.

Когдá э´того ткут с нúток клéточками. Крáсили, а крáсили ольхóй с дéрева, дрáли корý, льняны´е нúтки крáсили. Накрáсят э´того, а потóм вот… ой, а потóм как крáску доставáли, вáлики такú бы´ли. И вот вáлики мáзали в крáску и катáли, дéлали вот э´ту, пестря´дельники. Дак такúе ю´бки сдéлают, дак в магазúне такúх не кýпишь. Льняны´е ю´бки, дак на прáздники держáли. Сарафáны, да льняны´е, вот до э´того мéста бы´ли, вот тут бы´ли верёвочки. Шнурóк завя´зывали. Я пóмню э´дак сúний пестридúльник был, в клéтку сдéлан, а у нáших-то не было пестридúльников. У бáбушки да у мáтери бы´ло нáткано, и цыгáны укрáли. А у нас у бáбушки да у мáмы бы´ли полоцéнца, дак такóго сейчáс нéту, ну э´того, нашúты, навышивáны. А материáл такóй всё на рукáх ткáли, реднúцы шúли, на мешкú тóлще дéлали, а при мне во врéмя войны´ ткáли вот э´тыя ю´бки. Шúли и одея´ла, дéлали, насшиваю´т и укýтываюцца э´тыми одея´лами. Ужé на половикú жалéли. Когдá в мóлодосци пошлá рабóтать в 45 годý, дак плáту на головы´ нé было. Какóй-нибýдь ляпáк нá голову накладёшь.
Половичкú дéлали. А там, напримéр, в мóлодосци вы´носицца, дак вы´рваш, да на клубóк смотáш: рубáха рвáна аль вот штаны´ рвáные, дак вы´режут, да вот эта. Тогды´ ведь мáло держáли, мéньше плáтьев, дак вы´ткут дак сошью´т в деревня´х. Кровáци закúдывали вот так, а хто побогáче, дак и на пол кидáли.

Egozinka привела вспоминания своей тети о прабабушке Марии.

«Эти половики ткала моя бабушка Маша для меня (для тети Egozinka) в приданое. Я жила у неё, когда мне было 16-17 лет. И понаблюдав, видимо за тем, что кавалеры уже обивают порог, она принялась за дело. Я помню, как стоял ткацкий станок у окна (бабушка называла КРОСНА), как приятно было прикасаться к его гладко-лощеным деревянным поверхностям. Помнится слово — нитченка. А внизу были педали… Я ткала цевки на какой-то ручной машинке — это красивые палочки с узорами. Бабушка подбирала цвета, называя их фисташковый, лазурь, палевый… Помню тишину в комнате, бабушкино тихое пение. Она ловко кидает челнок и прихлопывает рамкой (БЕРДО). На стене стучат ходики, мурлыкает старенькая кошка Муська…»

nmelnikova :
— У бабушки в Соколовском их было два в хорошем состоянии. Раньше на них полотно льняное ткали и более грубое и довольно тонкое на рубахи, кофты, юбки, полотенца, скатерти. Нам стан собирать семь потов сойдет, полдня будешь возиться. У бабушки станы хранились в амбаре, а ткала она дома, так в собранном виде он большую часть избы занимал.

Vladimir :
— А я вспомнил, как бабка нас заставляла помогать «сновать» — эту когда новину делали — основание для начала ткания половиков. Сновали мы на стене, метров 8, потом снимали это в косу, а затем на вал наматывали. Перед этим продевали (подавали иглой) в ниченки, а уж когда через ниченки все это выровняется и наматывали на вал. Ну потом продевали в бердо и айда ткать. Ткать мне не доверяли а вот сновать и подавать в ниченки и бердо умею, бабка-то уже плохо видела.

Как сновали основные нити, показывает olsha5 , которая занимается ткачеством, ткет полотна с браным узором.

и плетут в косу, чтобы не запуталась

eyange :
— Знаешь, почему ткали эти половики? В те времена полы не намоешься — они ведь были некрашеные. У нас с бабушкой на мытьё полов полдня уходило. Сначала битым кирпичом тёрли, затем несколько раз смывали. Сосновый пол становился белым, будто бы после стружки. Вот и закрывали его половиками, чтобы не запачкался.

makha0na:
— Когда-то давно так и было. Но моя бабушка жила в квартире с крашеным полом. А половики лежали, потому что так положено 🙂 Голый пол не комильфо, типа 🙂

Татьяна Лесная
— Это я снимала в Суздале. Ткачиха рассказывала, что теперь почти никто не умеет заправлять такой станок. Им помогала бабушка 96 лет. Заправляли 2 дня. Сейчас такое только в музеях или по деревням на чердаках или в сараях( Уходящая натура.

Скворцова А.Ф. Половички бабушки Агафьи.
Вспоминаю своё послевоенное детство. Всю осень и часть зимы мать и бабушка пряли лён. Ближе к весне в избе устанавливали ткацкий станок. В свободное от работы в колхозе время мать ткала холсты. Заниматься этим заставляла суровая необходимость. Фабричной мануфактуры не было, да и денег на её приобретение тоже. Полотенца, скатерти, нижнее и постельное бельё шилось из домотканого полотна. А уж качество его зависело от умения крестьянки тонко напрясть да плотно соткать. Весной холсты отбеливали на снежном насте.

Жизнь в деревне постепенно улучшалась, необходимость ткать холсты отпала. А вот половички — яркие, пёстрые, нарядные — требовались по-прежнему. Более того, горожане, пресыщенные коврами да паласами, стали разыскивать старых мастериц и скупать у них половики Да вот беда, всё меньше остается в наших деревнях и провинциальных городках таких мастериц. Дело-то это трудоемкое и хлопотное.

Как основали кросну, показывает dinaza

13 метров основы, то есть основных ниток, белых на фото. Дело нелегкое, занудное, самое нелюбимое, нужен помощник. Весь день, а то и два дня заправили основными нитками станок.


seredina77 ( на первом фото)

— Мы пока этот станок нашли — довольно много деревенек объездили, людей повидали, поговорили с ними, некоторые интересные представления об их жизни, нравах получили…. Ради этого, даже, стоило в путешествие отправляться и станок тащить за 600 верст. Вот и бабулечку 80-ти летнюю Динка нашла — ткачиху. Я сам её работы не видел, но Динка сказывала, что очень интересные и качественные. Бабулька эта ткёт зимой, а на летний период (после Пасхи) станок убирает. Так традиционно было — летом крестьянствовать на земле надо, урожай растить. Динка всё мечтала к этой бабульке зимой приехать, мастерству поучиться. А бабулька-то аж в соседнюю деревню пешком ходила, всё девок там уговаривала у неё учиться, мастерство перенимать. Помирают бабульки, а с ними и ремёсла забываются.

Вольдемар Т. в видео рассказал, как учился половики ткать. Снято в середине 90-годов.



Ткачиха Лидия Николаевна показывает действие ткацкого стана, которому больше ста лет. Музей истории города Мышкин Ярославской области.


М. В. Васильевич — художник. Бердо, которым пробивают уток к полотну для уплотнения.

И. В. Белковский — художник. «Зимнее солнышко» 1994. Круглые коврики связаны крючком. ( Я попробовала стирать связанный крючком коврик в стиральной машине-автомате — хорошо стирается. Прим. Рязаночка77)

Журнал «Вокруг Света». Август 1979. Ткут половики в Паломе.

… А зимой, когда много свободного времени, ткут женщины в Паломе половики. Ткать умеют все, еще девчонками выучились у матерей. Прежде из тонкой льняной пряжи ткали на сарафаны, рубашки, полотенца, скатерти и простыни, рядно для мешков. Ткали и дорожки. «Всю зиму работали, «пластались», — вспоминают женщины. Да и летом много труда отдавали льну, надо было его посеять, вытеребить, вымочить, размять, расчесать и только тогда уже прясть. Все это, конечно, делалось вручную. Сейчас, разумеется, свой лен никто не сеет и полотно больше не ткут; отпала необходимость в этой тяжелой работе, но осталось умение ткать, привычка к этому занятию. Зимние дни без него кажутся пустыми. Вот и ткут половики. Так прежнее ремесло, входившее в женские обязанности, приобрело характер творческого занятия «для души», стало радостью свободного часа.

Ткут уже не из льняной пряжи, а из тряпок, окрашенных в разные цвета, нарезанных на тонкие полосы и скрученных. В качестве основы берут простые катушечные нитки. Изменился не только материал, из которого ткут половики, изменились их размеры и рисунок. Половики теперь ткут широкие, шириной до 80 сантиметров, специально ради этого старые кросна переделывают. Скорей всего так делают потому, что половики перестали быть только дорожками, которыми застилают пол, их назначение стало более разнообразным — ими покрывают диваны, вешают как ковры над кроватями. Но для этого не совсем годится традиционный узор в виде разноцветных поперечных полос. Некоторые мастерицы делают новый рисунок — шашечный, из квадратиков (не без влияния, конечно, фабричных пледов и покрывал).
За день опытная мастерица, работая не отрываясь, может наткать до трех метров.

Журнал «Вокруг Света. Февраль 1989. Белорусская ССР

Рушники, сработанные неглюбскими ткачихами на деревянных кроснах, пошли ходить по белу свету. На каких международных выставках они только не перебывали! В Нью-Йорке и Монреале, в Токио, в Париже и Брюсселе были и отовсюду возвращались с золотыми медалями. Даже американский музей Метрополитен и тот не устоял перед этой красотой: приобрел для своей коллекции несколько неглюбских рушников.

Неглюбка (белор. Неглюбка) — деревня, центр Неглюбского сельсовета Ветковского района Гомельской области Белоруссии.

Книга «Прекрасное — своими руками». Автор-составитель С. Газарян. В книге раздел о самодельном настольном ткацком станке и ткачестве.

Когда я училась в школе, в кабинете по труду для девочек был ткацкий станок, вот такой.

Он был хрупкой, что-то там сломалось, поэтому учительница его показывала на уроках как наглядное пособие. На нем не попробовали ткать.

Был и такой станок из дерева. Вот на нём я и расскажу «устройство» станка.

Ткацкий станок состоит изремизки, челнока и бёдра, навоя и валика. В ткачестве используют два вида нитей — нить-основу и уточную нить. Нить-основа намотана на навой, с которого сматывается в процессе работы, огибая валик, выполняющий направляющую функцию, и проходя через ламели (отверствия) и через глазки галев ремизок, перемещаются вверх для зева. В зев проходит уточная нить. Таким образом на станке появляется ткань. Это принцип деяния ткацкого станка.

Есть ручные, автоматические и механические ткацкие станки. Ручные были изобретены сначала истории, они требовали тяжелого труда ткача. С развитием науки и техники поменялись и ткацкие станки. Сейчас один человек может обслуживать десяток автоматических ткацких станков.

Находчивые рукодельницы ткали так.

На нем едва ли можно ткать половики, Ткали шарфы, сумки.

Были такие станки для ткачества.

На одном форуме посетительница хотела купить старые и «страшные» половики, чем удивила людей добрых.

— Дык я их в межи собралась постелить. У меня грядочки узенькие, а межи широкие, а на них трава-мурава растёт — надоела! Я с ней уже по-всякому борюсь. А под половичками она расти не станет. Ей так не интересно. Т.ч. пусть они хоть какие старенькие будут. Технология «узких гряд» по Митлайдеру.

Теперь производятся разнообразные ткацкие настольные станки и рамки для ткачества, о всех не написать — пост будет длиннее.

Современный ткацкий станок Glimakra Julia ( Джулия). Производство Швеция. В России у некоторых рукодельниц имеется этот станок. Ширина полотна до 68 см. На нем можно ткать половики.


Японский ткацкий станок

Современный настольный станок Emilia ( Эмилия) Производство Швеция. Поставляется в двух вариантах: с заправочной шириной 50 см и с заправочной шириной 35 см. Закрепляется на столе.

Такой станок я купила в московском магазине. Ширина готового полотна до 35 см.

Ткала из полос от старой одежды. Ширина одного полотна от силы 30 см. Полотна я соединяла крючком. Они не очень плотные и не подходят как половики, потому что на этом станке трудно пробивать уток к полотну. Его можно сложить и положить на скамейку как сидушку, а можно расправить на траве, на гамаке. Подарила подруге для ее дачи. ( Ковер алжирский, ручного ткачества, из шерстяных ниток на х\б основе — привезли, когда муж учился в школе, нету сносу ему).

Ткачество половиков не умирает. Это редкое рукоделие, потому что ткацкий станок не так просто приобрести. Занимает много места. Вместо ткачества вяжут толстым крючком коврики из полос от старой одежды. Или плетут косу и сшивают ее в круг.

Ткацкий станок – что это такое, устройство, как работает, история возникновения, описание разных видов

Мы носим одежду, пользуемся другими предметами текстильной промышленности, но порой не задумываемся о процессе их создания. Они выполняются из материалов, для изготовления которых применяется ткацкий станок. Это приспособление используется в течение нескольких тысячелетий, имеет свою историю и особенности.

Что такое ткацкий станок?

Он представляет собой оборудование, необходимое в текстильной промышленности. Ткацкий станок – это устройство, на котором производятся полотна разной фактуры и состава – хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые, льняные и другие ткани. Это могут быть плетеные, гладкие, ворсовые материалы, применяемые для изготовления одежды, бытового текстиля, ковров и прочих изделий. Еще одно название такого приспособления – кросна.

Устройство ткацкого станка

Конструкция обладает рядом особенностей в связи со своим функционалом. Ткацкий стан имеет такую конструкцию:

  1. Основными его частями являются ремизки – рабочая часть в виде движущихся рамок.
  2. Фиксируются эти элементы посредством проволочных шпилек.
  3. Для крепления нитей приспособление оснащено держателем.
  4. За продевание петель устройством отвечает проборный крючок.
  5. С помощью закладных планок сохраняется гладкость и ровность тканых основ.

Как работает ткацкий станок?

Принцип его действия несложен. Используется домашний ткацкий станок или промышленный, алгоритм его работы таков:

  1. В глазки ремизок продеваются нити.
  2. При поднятии первой рамки происходит поднятие четных нитей, а нечетные находятся внизу.
  3. Между их рядами подбрасывается челнок, в котором расположена шпуля с поперечной нитью (утком). Она разматывается, после чего ложится между нитями тканой основы, состоящей из продольных нитей.
  4. После перемещения челнока первая поднявшаяся планка возвращается на место.
  5. Когда поперечная нить вплетена в основу, состоящую из продольных нитей, она плотно фиксируется к последней посредством металлического гребня. Так работает ткацкий станок, оснащенный бердо.
  6. Следующим шагом происходит подъем второй ремизки для перемещения нечетных нитей поверх четных. Поперечные волокна ложатся на продольные посредством пробрасывания челнока в обратную сторону.
  7. Нечетные нити основы прикрываются четными благодаря тому, что ремизка опускается.
  8. Волокно прибивается металлическим гребнем.

Ткацкий станок – история

Люди научились плетению циновок из камыша, ветвей деревьев, после чего освоили аналогичную технику с использованием волокон. Важные моменты в истории развития устройства:

  1. Первый ткацкий станок был вертикальным, а изобрели его в 1550 г. до н. э. Это было примитивное приспособление, на котором по одну сторону свисали продольные, а по другую – поперечные нити. Плетение занимало много времени и сил.
  2. В 1733 году Джоном Кейном – английским суконщиком – был изобретен механический челнок. Им ткацкий станок оснащался для перебрасывания нити. Благодаря этому изобретению сокращались трудовые и временные затраты на изготовление полотен, появилась возможность производить их широкими.
  3. В 1785 году Эдмундом Картрайтом был запатентован механический станок с ножным приводом. Устройство дорабатывалось другими изобретателями и было усовершенствовано к 30-м годам 19 века.
  4. В 1879 году Вернером фон Сименсом было создано электрическое приспособление.
  5. В 1896 году был представлен автоматический ткацкий станок. Современные устройства являются потомками этого приспособления.

Виды ткацких станков

Существует несколько классификаций устройства. В соответствие с принципом работы механизма оно делится на такие разновидности:

  • ручной ткацкий станок;
  • механический;
  • полумеханический;
  • автоматизированный.

В зависимости от метода прокладывания нити приспособление может быть:

  • пневматическим;
  • гидравлическим;
  • рапирным.

Пневматический ткацкий станок

Этот вид приспособления используется для производства материалов из пряжи, химических комплексных волокон. Ткацкий современный пневматический станок имеет такую особенность – поперечная нить протягивается в зев посредством силы давления сжатого воздуха, который подается через трубопроводы от компрессора. Этот вид приспособления применяется для изготовления тканей с простым плетением, имеющих плотность поверхности максимум 200 г/кв.м.

Гидравлический ткацкий станок

Эта разновидность устройства применяется для изготовления синтетических материалов, не смачиваемых водой. Такая ткацкая машина имеет конструкцию, предусматривающую протягивание нити посредством капельной струи воды. Последняя выбрасывается из сопла под воздействием давления. Скорость укладывания поперечной нити на таком устройстве может достигать 35 м/сек.

Рапирный ткацкий станок

Эта разновидность приспособления используется для производства как синтетических, так и натуральных тканей. С его помощью изготавливаются технически фильтрованные и смешанные суровые ткани. Можно использовать рапирный ткацкий станок для половиков и других изделий с грубой фактурой. На этом устройстве поперечная нить в зев протягивается посредством захватов, которые зафиксированы на концах рапир (гибких металлических лент), выполняющих возвратно-поступательные движения.

Как выбрать ткацкий станок?

На какие критерии стоит обратить внимание при покупке:

  1. Настольный ткацкий станок или напольный. Первый вариант имеет меньший вес и размеры по сравнению со вторым. Благодаря своей компактности он занимает меньше места, его удобнее транспортировать. Работать проще с напольным типом устройства. Используя такой станок для ткачества, можно применять разные аксессуары для этого занятия.
  2. Если планируете создавать ковры, гобелены, лучше остановиться на вертикальной модели устройства. Для изготовления обычных материалов подойдет ткацкий горизонтальный станок.
  3. Для удобства работы следует выбирать автоматическое приспособление, потому что в механическом варианте придется вручную периодически заряжать шпульку в челнок.
  4. Плотность берда. Она измеряется количеством нитей на 10 см основы ткани. Чем их больше, тем тоньше волокно можно использовать для ткачества. Например, бердо плотностью 20/10 применяется для обработки толстых шерстяных нитей, а 40/10 – для тонких волокон. Универсальной считается плотность 30/10 – с его использованием можно ткать материалы из нитей средней толщины и толстые нити.
  5. Ширина станка. Она подбирается в зависимости от ширины производимых полотен. Оптимальный показатель – 50-70 см, но если устройство приобретается для ребенка, ему удобнее будет работать с приспособлением шириной 20-40 см.

Ткацкий станок своими руками

Для самостоятельного создания устройства понадобится:

  • шпагат (можно использовать хлопчатобумажную нить);
  • ножницы;
  • деревянную рейку;
  • картинную раму из дерева, ширина которой и будет шириной ткацкого станка.

Как сделать ткацкий станок своими руками?

  1. Двойным узлом зафиксируйте нить или шпагат к нижнему левому углу рамы, после чего нужно провести клубок через нее и перекинуть нить сквозь верхнюю планку. Спустите нить к нижней перекладине. Движения выполняются как «8». Следите, чтобы нить натягивалась равномерно и не провисала.
  2. Используя такой ткацкий домашний станок, ширину изделия вы задаете шириной основы из нитей или шпагата. Закончив натяжку, зафиксируйте второй край двойным узлом.
  3. Разделите нити на 2 части, разместив между ними деревянную рейку в месте, где они перекрещиваются.
  4. Передвиньте планку к верхней части рамы.
  5. Устройство готово, на нем можно работать.

Как пользоваться ткацким станком?

Если подобная деятельность в новинку, учтите такие рекомендации:

  1. Для первых изделий, которые производите, лучше использовать шерстяные нити со средней толщиной или смесовые нити. Они пружинят, имеют оптимальный уровень растяжения, благодаря чему компенсируются недостатки заправки.
  2. Если ранее не использовали ткацкие станки для домашнего рукоделия, не начинайте работу с применения тонких волокон – льна, хлопчатобумажных вариантов, шелка.
  3. Для основы нужно использовать прочное сырье. Если оно пушистое, скользкое, легко рвется, его можно применять только для поперечных рядов.
  4. Наматывая основу на вал, нужно проложить полосы картона с интервалом 3-5 см между рядами нитей для равномерного их распределения.
  5. Когда меняете волокна основы, проверяйте узел связывания на прочность.
  6. Меняя концы поперечных нитей, между собой их не связывайте. Они фиксируются накладыванием друг на друга внахлест (3-4 см).

Заправка ткацкого станка

Под ней понимается наматывание основы на навой. Механический ткацкий станок заправляется так:

  1. Зафиксируйте прочную нить на дальней планке берда. Длина первой должна превышать длину второго на 15 см. Второй ее конец прикрепите к тонкому крючку.
  2. Носик крючка введите в первый зубец берда, который расположен ближе к планке, к которой привязана нить.
  3. Развяжите нити, которые фиксируют зев, проденьте их на средний, указательный и большой палец левой руки.
  4. Правой рукой отделите первую пару нитей от основы, сохранив переплетение крест-накрест. Переложите ее на безымянный палец и мизинец. Подхватите петлю крючком, протяните ее сквозь бердо, перекиньте на нить, которую зафиксировали первой. Продолжайте выполнение этих действий, пока не дойдете до нужной ширины будущего полотна. Протягивайте нити основы в бердо с интервалом через 1 зубец.
  5. Расправьте петли на нитке, приподнимите ее и введите их в палочку, которая должна разместиться параллельно ей.
  6. Развяжите нити, которые фиксируют крест-зев, протяните его через бердо. Получившуюся конструкцию перенесите в ткацкий станок, вложив палку в паз навоя и привязав ее к нему.
  7. Для дальнейших действий понадобится помощь двух людей. Один, встав возле навоя, посредством притужальника наматывает основу, вращая вал. Двое других натягивают, расправляют ее.

12 апреля 1805 года император Наполеон Бонапарт с супругой посетили Лион. Крупнейший в стране центр ткачества в XVI—XVIII веках изрядно пострадал от Революции и пребывал в плачевном состоянии. Большинство мануфактур разорились, производство стояло, а международный рынок все больше заполнял английский текстиль. Желая поддержать лионских мастеров, в 1804 году Наполеон разместил здесь крупный заказ на сукно, а годом позже прибыл в город лично. В ходе визита император посетил мастерскую некоего Жозефа Жаккара, изобретателя, где императору продемонстрировали удивительную машину. Установленная поверх обыкновенного ткацкого станка громада позвякивала длинной лентой из дырчатых жестяных пластин, а из станка тянулось, накручиваясь на вал, шелковое полотно с изысканнейшим узором. При этом никакого мастера не требовалось: машина работала сама по себе, а обслуживать ее, как объяснили императору, вполне мог даже подмастерье.

1728. Станок Фалькона. Жан-Батист Фалькон создал свою машину на основе первого подобного станка конструкции Базиля Бушона. Он первым придумал систему картонных перфокарт, связанных в цепь.

Наполеону машина понравилась. Несколькими днями позже он распорядился передать патент Жаккара на ткацкую машину в общественное пользование, самому же изобретателю положить ежегодную пенсию в 3000 франков и право получать небольшое, в 50 франков, отчисление с каждого станка во Франции, на котором стояла его машина. Впрочем, в итоге это отчисление сложилось в весомую сумму — к 1812 году новым приспособлением было оборудовано 18000 ткацких станков, а в 1825-го — уже 30000.

Изобретатель прожил остаток дней в достатке, умер он в 1834 году, а шесть лет спустя благодарные горожане Лиона поставили Жаккару памятник на том самом месте, где когда-то была его мастерская. Жаккарова (или, в старой транскрипции, «жаккардова») машина была важным кирпичиком в фундаменте промышленной революции, не менее важным, чем железная дорога или паровой котел. Но не все в этой истории просто и безоблачно. Например, «благодарные» лионцы, впоследствии почтившие Жаккара памятником, сломали его первый незаконченный станок и несколько раз покушались на его жизнь. Да и машину, если говорить по правде, изобрел вовсе не он.

1900. Ткацкий цех. Этот снимок сделан более века назад в заводском цеху ткацкой фабрики города Дарвела (Восточный Эйршир, Шотландия). Многие ткацкие цеха выглядят так и по сей день — не потому что хозяева фабрик жалеют средства на модернизацию, а потому что жаккардовы станки тех лет по‑прежнему остаются наиболее универсальными и удобными.

Как работала машина

Для понимания революционной новизны изобретения необходимо в общих чертах представлять принцип работы ткацкого станка. Если рассмотреть ткань, можно увидеть, что она состоит из плотно переплетенных продольных и поперечных нитей. В процессе изготовления продольные нити (основа) протягиваются вдоль станка; половина из них через одну крепятся к рамке-«ремизке», другая половина — к другой такой же рамке. Эти две рамки перемещаются вверх-вниз друг относительно друг друга, разводя нити основы, и в образовавшийся зев туда-сюда снует челнок, тянущий поперечную нить (уток). В результате получается простейшее полотно с нитями, переплетенными через одну. Рамок-ремизок может быть больше двух, и двигаться они могут в сложной последовательности, поднимая или опуская нити группами, отчего на поверхности ткани образуется узор. Но количество рамок все равно невелико, редко когда бывает больше 32, поэтому узор получается простым, регулярно повторяющимся.

Технологии

На жаккардовом станке рамок нет вообще. Каждая нить может перемещаться отдельно от других с помощью цепляющего ее стержня с кольцом. Поэтому на полотне можно выткать узор любой степени сложности, даже картину. Последовательность движения нитей задается с помощью длинной зацикленной ленты перфокарт, каждая карта соответствует одному проходу челнока. Карта прижимается к»считывающим» проволочным щупам, часть из них уходит в отверстия и остается неподвижной, остальные утапливаются картой вниз. Щупы связаны со стержнями, управляющими движением нитей.

Сложноузорчатые холсты умели ткать и до Жаккара, но это было по силам только лучшим мастерам, и работа была адская. Внутрь станка забирался работник-дергальщик и по команде мастера вручную поднимал или опускал отдельные нити основы, количество которых иногда исчислялось сотнями. Процесс был очень медленным, требовал постоянно сосредоточенного внимания, и неизбежно случались ошибки. Кроме того, переоснащение станка с одного сложноузорчатого холста на другую работу растягивалось иногда на многие дни. Станок Жаккара делал работу быстро, без ошибок — и сам. Единственным трудным делом теперь было набивать перфокарты. На производство одного комплекта уходили недели, зато однажды изготовленные карты могли использоваться снова и снова.

Предшественники

Как уже говорилось, «умный станок» придумал не Жаккар — он лишь доработал изобретения своих предшественников. В 1725 году, за четверть века до рождения Жозефа Жаккара, первое подобное устройство создал лионский ткач Базиль Бушон. Станок Бушона управлялся перфорированной бумажной лентой, где каждому проходу челнока соответствовал один ряд отверстий. Однако отверстий было мало, поэтому устройство меняло положение лишь небольшого числа отдельных нитей.

Следующего изобретателя, пытавшегося усовершенствовать ткацкий станок, звали Жан-Батист Фалькон. Он заменил ленту небольшими листами картона, связанными за углы в цепь; на каждом листе отверстия располагались уже в несколько рядов и могли управлять большим числом нитей. Станок Фалькона оказался успешнее предыдущего, и хотя он не получил широкого распространения, в течение жизни мастер успел продать около 40 экземпляров.

Третьим, кто взялся доводить ткацкий станок до ума, был изобретатель Жак де Вокансон, который в 1741 году был назначен инспектором шелкоткацких мануфактур. Вокансон работал над своей машиной много лет, однако его изобретение не имело успеха: слишком сложное и дорогое в изготовлении устройство по‑прежнему могло управлять относительно небольшим числом нитей, и ткань с незамысловатым узором не окупала стоимости оборудования.

1841. Ткацкая мастерская Каркилля. Тканый рисунок (сделан в 1844 году) изображает сцену, произошедшую 24 августа 1841 года. Месье Каркилля, владелец мастерской, дарит герцогу д’Омалю полотно с портретом Жозефа Мари Жаккара, вытканное таким же образом в 1839 году. Тонкость работы невероятна: детали мельче, чем на гравюрах.

Удачи и неудачи Жозефа Жаккара

Жозеф Мари Жаккар родился в 1752 году в предместье Лиона в семье потомственных канутов — ткачей, работавших с шелком. Он был обучен всем премудростям ремесла, помогал отцу в мастерской и после смерти родителя унаследовал дело, однако ткачеством занялся далеко не сразу. Жозеф успел сменить множество профессий, был судим за долги, женился, а после осады Лиона ушел солдатом с революционной армией, взяв с собой шестнадцатилетнего сына. И лишь после того как сын погиб в одном из сражений, Жаккар решил вернуться к фамильному делу.

Он возвратился в Лион и открыл ткацкую мастерскую. Однако бизнес был не слишком успешен, и Жаккар увлекся изобретательством. Он решил сделать машину, которая превзошла бы творения Бушона и Фалькона, была бы достаточно простой и дешевой и при этом могла делать шелковое полотно, не уступающее по качеству сотканному вручную. Поначалу конструкции, выходившие из-под его рук, были не слишком удачными. Первая машина Жаккара, которая заработала как надо, делала не шелк, а… рыбацкие сети. В газете он прочел, что английское Королевское общество поддержки искусств объявило конкурс на изготовление такого приспособления. Награду от британцев он так и не получил, однако его детищем заинтересовались во Франции и даже пригласили на промышленную выставку в Париж. Это была знаковая поездка. Во‑первых, на Жаккара обратили внимание, он обзавелся нужными связями и даже раздобыл денег на дальнейшие изыскания, а во-вторых, он посетил Музей искусств и ремесел, где стоял ткацкий станок Жака де Вокансона. Жаккар увидел его, и недостающие детали встали на свои места в его воображении: он понял, как должна работать его машина.

Своими разработками Жаккар привлек к себе внимание не только парижских академиков. Лионские ткачи быстро смекнули, какую угрозу таит в себе новое изобретение. В Лионе, население которого к началу XIX века едва ли насчитывало 100000, в ткацкой промышленности работало более 30000 человек — то есть каждый третий житель города был если не мастером, то работником или подмастерьем при ткацкой мастерской. Попытка упростить процесс изготовления тканей лишила бы многих работы.

Невероятная точность станка Жаккара

Известная картина «Визит герцога д’Омаля в ткацкую мастерскую господина Каркилля» — вовсе не гравюра, как может показаться, — рисунок полностью выткан на станке, оборудованном жаккардовой машиной. Размер холста — 109 х 87 см, работу выполнил, собственно, мастер Мишель-Мари Каркилля для фирмы «Дидье, Пти и Си». Процесс mis en carte — или программирования изображения на перфокартах — длился много месяцев, причем занимались этим несколько человек, а само изготовление полотна заняло 8 часов. Лента из 24.000 (более 1000 двоичных ячеек на каждой) перфокарт была длиной в милю. Картину воспроизводили только по специальным заказам, известно о нескольких полотнах подобного типа, хранящихся в разных музеях мира. А один вытканный таким образом портрет Жаккара заказал себе декан кафедры математики Кембриджского университета Чарльз Бэббидж. К слову, герцог д’Омаль, изображённый на полотне — не кто иной как младший сын последнего короля Франции Луи-Филиппа I.

В итоге одним прекрасным утром в мастерскую Жаккара пришла толпа и сломала все то, что он строил. Самому изобретателю строго наказали оставить недоброе и заняться ремеслом, по примеру покойного отца. Вопреки увещеваниям братьев по цеху Жаккар не бросил своих изысканий, однако теперь ему приходилось работать скрытно, и следующую машину он закончил только к 1804 году. Жаккар получил патент и даже медаль, однако самостоятельно торговать «умными» станками остерегся и по совету негоцианта Габриэля Детилле нижайше просил императора передать изобретение в общественную собственность города Лиона. Император удовлетворил просьбу, а изобретателя наградил. Окончание истории вам известно.

Эпоха перфокарт

Сам принцип жаккардовой машины — возможность менять последовательность работы станка, загружая в него новые карты — был революционным. Сейчас мы называем это словом «программирование». Очередность действий для жаккардовой машины задавалась двоичной последовательностью: есть отверстие — нет отверстия.

1824. Разностная машина. Бэббиджа Первый опыт постройки Чарльзом Бэббиджем аналитической машины был неудачным. Громоздкое механическое устройство, представляющее собой совокупность валов и шестерней, вычисляло довольно точно, но требовало слишком сложного обслуживания и высокой квалификации оператора.

Вскоре после того как жаккардова машина получила широкое распространение, перфорированные карты (а также перфорированные ленты и диски) стали применять в разнообразных устройствах.

Челночный станок

На начало XIX века основным видом автоматического ткацкого устройства был челночный станок. Устроен он был довольно просто: вертикально натягивались нити основы, а пулеобразный челнок летал между ними туда и обратно, протаскивая через основу поперечную (уточную) нить. Испокон веков челнок протаскивался руками, в XVIII веке этот процесс был автоматизирован; челнок «выстреливался» с одной стороны, принимался другой, разворачивался — и процесс повторялся. Зев (расстояние между нитями основы) для пролета челнока обеспечивался с помощью бердо — ткацкого гребня, который отделял одну часть нитей основы от другой и приподнимал ее.

Но, пожалуй, самое известное из таких изобретений- и самое знаковое на пути от ткацкого станка к компьютеру- это «аналитическая машина» Чарльза Бэббиджа. В 1834 году Бэббидж, математик, вдохновленный опытом Жаккара с перфокартами, начал работу над автоматическим устройством для выполнения широкого спектра математических задач. До этого он имел неудачный опыт постройки «разностной машины», громоздкого 14-тонного чудовища, заполненного шестеренками; принцип обработки цифровых данных с помощью шестеренок использовался со времен Паскаля, и вот теперь на смену им должны были прийти перфокарты.

1890. Табулятор Холлерита. Табулирующая машина Германа Холлерита была построена для обработки результатов всеамериканской переписи населения 1890 года. Но оказалось, что возможности машины выходят далеко за рамки поставленной задачи.

В аналитической машине присутствовало все, что есть в современном компьютере: процессор для выполнения математических операций («мельница»), память («склад»), где хранились значения переменных и промежуточные результаты операций, было центральное управляющее устройство, которое также выполняло функции ввода-вывода. В аналитической машине должны были использоваться перфокарты двух типов: большого формата, для хранения чисел, и поменьше — программные. Бэббидж работал над своим изобретением 17 лет, но так и не смог его закончить — не хватило денег. Действующую модель «аналитической машины» Бэббиджа построили только в 1906 году, поэтому непосредственным предшественником компьютеров стала не она, а устройства, называемые табуляторами.

Табулятор — это машина для обработки больших объемов статистической информации, текстовой и цифровой; информация вводилась в табулятор при помощи огромного количества перфокарт. Первые табуляторы были разработаны и созданы для нужд американского офиса переписи населения, но вскоре их использовали уже для решения самых разных задач. С самого начала одним из лидеров в этой сфере стала компания Германа Холлерита, человека, который изобрел и изготовил в 1890 году первую электронную табулирующую машину. В 1924 году компания Холлерита была переименована в IBM.

Когда на смену табуляторам пришли первые ЭВМ, принцип управления с помощью перфокарт сохранился и здесь. Куда удобнее было загружать в машину данные и программы с помощью карточек, нежели переключая многочисленные тумблеры. Кое-где перфокарты используются и по сей день. Таким образом, почти 200 лет главным языком, на котором человек общался с «умными» машинами, оставался язык перфокарт.

Статья «Ткацкий станок, прадедушка компьютеров» опубликована в журнале «Популярная механика» (№12, Декабрь 2011).