Торговый сбор Санкт-Петербург

Содержание

Торговый сбор в Санкт-Петербурге и Ленинградской области в 2020 (таблица, кто платит)

Торговый сбор (по тексту далее также – ТС) – это местный платеж, который предусмотрен пока только для федеральных городов, как-то: Москвы, Петербурга, а также Севастополя. Его обязаны ежеквартально перечислять лишь те ИП и юрлица, которые занимаются торговлей, используя при этом имеющиеся у них соответствующие объекты имущества (движимого либо недвижимого).

Устанавливается ТС согласно нормам гл. 33 НК РФ, а также принятыми и действующими законами названых субъектов РФ. Это значит, что, для того, чтобы его применяли на территории федерального города (например, Москвы), местные власти должны издать закон о введении ТС на его территории. Этим же правовым актом, как принято, устанавливаются дифференцированные ставки, а также льготы, которые могут применяться на территории именно этого субъекта РФ.

С момента установления сбора, ИП и юрлица, осуществляющие торговлю в пределах города, где уже действует ТС, должны инициативно, собственнолично встать на учет в качестве плательщика этого сбора. Тогда говорят о добровольной постановке. Настоящая процедура производится согласно порядку, установленному ст. 416 НК РФ.

Если потенциальный плательщик ТС проигнорирует данное требование, не сделает это добровольно, то постановка будет осуществляться принудительно. К сведению, такого нарушителя могут оштрафовать по ст. 116 НК РФ как минимум на 40 тыс. руб. Размер штрафной санкции калькулируется как 10% от прибыли, полученной от торговой деятельности.

Вместе с тем, как поясняет ФНС РФ, лица, у которых имеются торговые объекты, не обязаны вставать на учет, если эти объекты ими не используются.

Гос. советник РФ 3 кл. Д. С. Сатин.

(из письма № СД-4-3/19613@ от 0.11.2015).

Важно! Ст. 411 НК РФ освобождены от уплаты ТС плательщики, применяющие ЕСХН, а также ИП на патенте.

Отсюда следует, что лица, применяющие ОСН либо УСН, обязательно должны платить ТС, если на территории, где они работают, он введен местным законом. И так до тех пор, пока местные власти его не отменят, издав соответствующий закон, либо плательщик не прекратит торговлю с использованием облагаемого сбором торгового объекта. При последних обстоятельствах ему надо будет подать в ИФНС уведомление о снятии с учета (№ ТС-2).

Торговый сбор в Петербурге и Ленинградской области

По сути, всю актуальную и исчерпывающую информацию по действующим налогам и сборам можно найти на сайте ФНС РФ (nalog.ru) в разд. «Налогообложение в РФ» либо уточнить непосредственно в ИФНС своего региона. Для жителей Петербурга это информация, опубликованная территориальным органом ФНС РФ (см. ссылку https://www.nalog.ru/rn78/taxation/shopcoll/, «78 Санкт-Петербург»). Аналогичным способом просматривается информация и по области («74 Ленинградская область»).

Между тем, исходя только из перечисленных выше законодательных норм, можно сделать следующие выводы:

  1. В Ленинградской области ТС не применяется, т. к. согласно гл. 33 НК РФ устанавливать его могут только города федерального значения.
  2. Петербургские власти не издавали законов об установлении ТС на своей территории. Следовательно, здесь он пока не применяется.

Обращаясь к публикациям, размещенным на официальном сайте ФНС РФ, также следует отметить, что сейчас опубликованных данных о введении сбора на территории Петербурга, на сайте не имеется.

Как известно, с 2015 г. сбор введен пока только в Москве, что обусловлено принятием Закона № 62 от 17.12.2014 «О торг. сборе». Он же действует и применяется в столице и в 2020 г. Поэтому москвичи, ИП, юрлица, которые занимаются торговлей в столице, связанной с объектами движимого либо недвижимого имущества, должны встать на учет и платить ТС. При этом не важно, где они зарегистрированы, главное, что объект торговли находится на территории Москвы.

Следовательно, если ИП, юрлицо из Петербурга либо Ленинградской области будет заниматься торговой деятельностью в столице, то на них будет распространяться действие Закона № 62. Оплата ТС в этой ситуации будет обязательной.

По отношению к данным «столичным» плательщикам применяются нормы, установленные не только местным Законом № 62, но и гл. 33 НК РФ. В общем случае это круг лиц, применяющих ОСН и УСН. Режим ЕНВД по Москве сейчас не применяется, а в отношении плательщиков на ЕСХН и ИП на патенте, как было сказано выше, установлены и действуют послабления.

Пример 1. Установление ТС в Москве

Законом г. Москвы № 62 от 17.12.2014 на территории столицы с 01.07.2015 установлен ТС, а также дифференцированные ставки, льготы по данному сбору. Также определен полномочный орган, выполняющий функции обрабатывания и последующей передачи ИФНС данных по облагаемым сбором объектам, в том числе по контролю на предмет их достоверности. Таковым является соответствующий орган исполнительной власти столицы, который занимается вопросами разработки и исполнения экономической, налоговой политики.

Последние изменения, которые были внесены в данный закон, датированы 26.12.2020. Следует отметить, что обновленный правовой акт также предусматривает льготы для определенного круга лиц. В частности, отдельные виды деятельности, в рамках которых используются объекты торговли, сбором не облагаются. Например, ярмарочная торговля (выходного дня либо региональная). Помимо этого Законом № 62 высвобождены от уплаты бюджетники, автономные и казенные учреждения. Не платят сбор и организации федеральной почтовой связи.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Краткая памятка плательщикам ТС: что нужно знать

Потенциальные и действительные плательщики ТС должны принять к сведению следующий обязательный минимум информации, касающийся применения сбора.

Сведения о ТС

(применительно к гл. 33 НК РФ)

Описание коротко

Примечание

Сроки постановки на учет

5 раб. дн. после получения уведомления от потенциального плательщика (ИП, юрлица) ИФНС выдает заявителю свидетельство надлежащего образца, которое удостоверяет постановку

(п. 3 ст. 416 НК РФ)

Облагаемые объекты

Движимое и недвижимое имущество

(к примеру, строения, стандартные торговые точки, стационарные либо нестационарные объекты торговли и проч.)

Применительно ко ст. 413 НК РФ

Период обложения Поквартальный По ст. 414 НК РФ

Последние сроки уплаты на текущий год

1 кв.: 25.04.2020;

2 кв.: 25.07.2020;

3 кв.: 25.10.2020;

4 кв.: 27.01.2020

Сумма к уплате определяется плательщиком автономно.

Согласно ст. 417 НК РФ

КБК суммы перечисляемого платежа (недоимки, пересчета, долга)

182 1 05 05010 02 1000 110

Одинаково применяется во всех субъектах РФ, где введен ТС
Бланк уведомления для постановки на учет Форма № ТС-1

(по КНД 1110050)

Требования к заполнению бланка ТС-1

Определены Прил. № 5 к Приказу ФНС РФ № ММВ-7-14/249@ от 22.06.2015

Настоящее уведомление ТС-1 надлежит подавать в ИФНС по месту осуществления торговли либо регистрации
Бланк уведомления о снятии с учета Форма № ТС-2

(по КНД 1110051)

Перечисленные параметры и прочие составляющие ТС применяются по отношению ко всем плательщикам на территориях всех субъектов РФ, где вводится сбор. Соответственно, когда его введут в Петербурге, петербуржцы тоже должны будут руководствоваться действующими нормами, предусмотренными гл. 33 НК РФ. Что касается ставок и льгот, то для петербуржцев они будут определены на местном уровне, законом, который установит ТС на территории именно Санкт-Петербурга.

Пример 2. Размеры ставок ТС по Москве

Калькуляция ТС к уплате осуществляется путем умножения конкретной ставки на соответствующий физический показатель облагаемого объекта. Данная формула расчета предназначена для всех плательщиков сбора, не зависимо от того, где они работают: в столице, городе на Неве либо Севастополе.

Между тем на территории столицы применяются размеры ставок, которые определены Законом № 62. Они систематизированы по видам деятельности и представлены в виде таблицы статьей 2 Закона № 62. Далее в качестве примера представлена выдержка из таблицы (сведения о размере ставки для рознич. торговли).

Вид торг. деятельности Физ. показатель Ставка ТС (руб. за квартал)
Развозная и разносная розничная торговля Объект осуществления торговли

40 500

Аналогичным образом представлены и показатели ставок по иным видам торговой деятельности. Их размер зависит во многом и от района, в котором осуществляется конкретный вид торговой деятельности. В центре столицы они намного выше, чем на окраине. К примеру, величина ставки за объект стационарной торговой сети при наличии торговых залов до 50 кв. м., который находится в пределах Центрального округа, будет значительно больше – 60 000 руб.

Перечень ставок, которые применяются в расчетах по ТС после 01.07.2020, будет следующим.

Распространенные ошибки, связанные с уплатой сбора

Ошибка 1. ИП, юрлица должны платить ТС при наличии даже одного торгового объекта. Причем в ситуации, когда торговля в квартале велась всего один раз, сумма сбора калькулируется и уплачивается в полном размере. Данные нормы обязательны к применению и исключений не имеют.

Ошибка 2. Не относят к торговой деятельности куплю-продажу недвижимости. Посему лица, которые ей занимаются, не относятся к плательщикам ТС.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Вопрос №1: ИП на УСН числится в ИФНС как плательщик ТС. Тем не менее в одном из кварталов торговля им не осуществлялась. Нужно ли ему исчислять, платить ТС?

За квартал, в котором деятельность не велась, оплачивать ТС не требуется.

Торговый сбор: виды деятельности и плательщики

Екатерина Лазукова, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ,
профессиональный бухгалтер

Журнал «Актуальная бухгалтерия»

В статье мы ответим на вопросы, возникающие у компаний на этапе принятия решения платить торговый сбор. Когда возникает необходимость уплаты торгового сбора? Кто может воспользоваться льготами по торговому сбору?

Торговый сбор — это местный налог. На сегодняшний день торговый сбор действует только на территории города Москвы (Закон г. Москвы от 17.12.2014 № 62 (далее — Закон Москвы о торговом сборе)). В столице сбор введен с 1 июля 2015 года, то есть действует уже несколько месяцев. При этом не только предприниматели, но и квалифицированные специалисты в конкретной практической ситуации зачастую не могут достоверно определить, нужно ли уплачивать торговый сбор. Ни для кого не секрет, что закон (Федеральный закон от 29.11.2014 № 382-ФЗ), согласно которому Налоговый кодекс (далее — Кодекс) был дополнен главой 33 «Торговый сбор», принимался в спешке. Видимо, поэтому многие положения указанной главы прописаны нечетко, имеют неточности и неясности. Давайте попробуем разобраться с тем, как оценить необходимость уплаты торгового сбора в той или иной ситуации.

Объект обложения торговым сбором

Возникновение обязанности по уплате налога или сбора законодательство связывает с наличием объекта налогообложения (п. 1 ст. 38 НК РФ). Другими словами, прежде всего нужно понять, что облагается торговым сбором.

Ответ на этот вопрос содержится в статье 412 Кодекса: объектом обложения сбором признается использование объекта торговли для осуществления предпринимательской деятельности, в отношении которой установлен торговый сбор. Таким видом деятельности в данном случае является торговая деятельность (п. 1 ст. 413 НК РФ). Напомним, что в общем случае объектами торговли признаются здания, сооружения, помещения, иные объекты недвижимого имущества, а также стационарные или нестационарные торговые объекты или торговые точки, с использованием которых плательщиком осуществляется торговая деятельность (п. 4 ст. 413 НК РФ).

Обратите внимание, что речь идет именно об использовании объектов торговли, а не об обладании ими. То есть, если компания владеет имуществом, признаваемым объектом торговли, но фактически им не пользуется (например, законсервировала или сдает его в аренду), то обязанности по уплате торгового сбора не возникает. Но если хотя бы раз в течение квартала с помощью указанных объектов была осуществлена торговая деятельность, уплаты торгового сбора не избежать.

Среди хозяйствующих субъектов бытует мнение, что уплачивать торговый сбор должны только торговые сети, состоящие из двух и более предприятий торговли (например, «Дикси», «Магнит», «Ашан»). Возможно, такое заблуждение возникло из-за того, что изначально введение торгового сбора было обусловлено необходимостью увеличения налоговой нагрузки именно на крупных сетевых ретейлеров. Однако в дальнейшем концепция торгового сбора была законодателем пересмотрена. Положения Кодекса в том виде, в котором они действует сегодня, не дают оснований для вывода об отсутствии обязанности уплачивать торговый сбор хозяйствующими субъектами, которые ведут торговую деятельность на отдельных объектах торговли (письма Минфина России от 07.08.2015 № 03-11-06/45833, от 27.07.2015 № 03-11-09/43256 (письмом ФНС России от 05.08.2015 № ГД-4-3/13686@ направлено для использования в работе нижестоящим налоговым органам)).

Федеральный закон о торговле (Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ (далее — Закон о торговле)) определяет торговую деятельность как любую предпринимательскую деятельность, связанную с приобретением и продажей товаров. Однако в главе 33 Кодекса данное понятие используется в более узком смысле. Как показывает анализ статьи 413 Кодекса, в целях уплаты торгового сбора к торговой деятельности относятся:

— торговля через объекты стационарной и нестационарной сети;

— торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада;

— деятельность по организации розничных рынков.

Иные виды предпринимательской деятельности, связанные с куплей-продажей товаров, не влекут возникновения объекта обложения торговым сбором.

Когда необходима уплата торгового сбора

Только ведение трех вышеперечисленных видов деятельности приводит к обязанности уплачивать торговый сбор.

Деятельность по организации розничных рынков.

Данный вид несколько обособлен от остальных видов торговой деятельности. Под деятельностью по организации розничных рынков понимается деятельность управляющих рынком компаний (п. 1 ст. 11 НК РФ; письма Минфина России от 07.08.2015 № 03-11-06/45833, от 27.07.2015 № 03-11-09/43256), определяемая в соответствии с положениями Федерального закона о розничных рынках (Федеральный закон от 30.12.2006 № 271-ФЗ (далее — Закон № 271-ФЗ)).

Объектом торговли для такого вида деятельности является объект недвижимого имущества, с использованием которого указанную деятельность осуществляет управляющая рынком компания (подп. 1 п. 4 ст. 413 НК РФ), она здесь и выступает плательщиком торгового сбора.

Отметим, что розничным рынком следует считать «имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места. Рынки подразделяются на универсальные и специализированные» (подп. 2 ст. 3 Закона № 271-ФЗ). Для того чтобы юридическое лицо, которому принадлежит рынок, было признано управляющей рынком компанией, оно должно состоять на учете в налоговом органе по месту нахождения рынка и иметь разрешение на право организации рынка, полученное в порядке, установленном Правительством РФ (подп. 7 ст. 3 Закона № 271-ФЗ). После получения такого разрешения юридическое лицо признается управляющей рынком компанией (ч. 4 ст. 8 Закона № 271-ФЗ).

Торговля через объекты стационарной и нестационарной сети.

Для того, чтобы понять, какая деятельность сюда относится, необходимо выяснить, что такое «объект стационарной сети» и «объект нестационарной сети».

Сразу скажем, глава 33 Кодекса указанные понятия не расшифровывает. В авторских материалах нередко встречаются рекомендации использовать для толкования рассматриваемых терминов определения, приведенные в главе 26.3 («ЕНВД») или главе 26.5 («ПСН») Кодекса. По мнению автора, такой подход в корне неверен и прямо противоречит закону. Поясним.

Во-первых, в поименованных главах прямо указано, что приведенные в них понятия применяются «для целей настоящей главы», «в целях подпунктов 45-47 пункта 2 настоящей статьи» (абз. первый ст. 346.27, абз. первый п. 3 ст. 346.43 НК РФ), то есть использование этих понятий в иных целях, в том числе при анализе положений главы 33 Кодекса, является прямым нарушением. Исключение составляет наличие конкретной отсылочной нормы на эти определения. Так, например, прямо предусмотрено, что используемое для целей главы 33 Кодекса понятие «площадь торгового зала» определяется в том же значении, в котором оно расшифровано в главе 26.5 этого же документа (п. 5 ст. 415 НК РФ).

Во-вторых, в силу прямого требования Кодекса (п. 1 ст. 11 НК РФ) институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в Кодексе, должны применяться в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства. Исключение — случаи, когда иной порядок определения термина прямо предусмотрен Кодексом. Здесь напомним, что понятия, применяемые для всего Кодекса в целом, содержатся в первой его части (п. 2 ст. 11, ст. 38-41 НК РФ). Поэтому, если налогоплательщик не обнаружил в главе 33 и (или) первой части Кодекса определения того или иного понятия или отсылочной нормы на него, то для трактовки этого понятия следует воспользоваться иными отраслевыми законодательными актами, а не искать аналогии в главах Кодекса, регулирующих порядок уплаты конкретных налогов.

Правительство Москвы разработало постановление (пост. Правительства Москвы от 30.06.2015 № 401-ПП (далее — Порядок № 401-ПП)), которым утвердило порядок сбора и обработки сведений об объектах обложения торговым сбором. В этом документе в том числе содержатся определения интересующих нас терминов. Вместе с тем хотим предупредить, что возможность использования этих терминов в целях применения главы 33 Кодекса не безусловна. Дело в том, что в соответствии с положениями Кодекса Правительство Москвы как представительный (законодательный) орган города федерального значения при установлении сбора на своей территории наделено правом только (пп. 2, 3 ст. 410 НК РФ):

— определять ставку сбора в пределах, установленных главой 33 Кодекса;

— устанавливать льготы, основания и порядок их применения.

Право устанавливать термины, используемые для целей главы 33, Кодекс Правительству Москвы не предоставляет.

Отметим также, что в целях определения понятий «объект стационарной сети» и «объект нестационарной сети» могут быть использованы такие отраслевые нормативно-правовые акты, как:

— Закон о торговле;

Кстати, именно к Закону о торговле предлагает обращаться Минфин России при толковании в целях торгового сбора таких понятий, как «оптовая и розничная торговля», «торговая сеть» и «объекты нестационарной/стационарной торговой сети» (письма Минфина России от 17.07.2015 № 03-11-06/41106, от 15.07.2015 № 03-11-10/40730).

Вместе с тем сравнительный анализ приведенных документов позволяет сделать вывод, что при разработке Порядка № 401-ПП Правительство Москвы, давая расшифровку понятий «объект стационарной сети» и «объект нестационарной сети», руководствовалось именно указанными отраслевыми актами. Поэтому, по сути, мы не видим проблем, связанных с применением определений данных терминов, предложенных в Порядке № 401-ПП.

Так как эти определения достаточно громоздки и трудно воспринимаемы, в данном материале мы охарактеризуем их кратко (выявим основную суть).

Объекты нестационарной торговой сети.

К ним относятся (п. 1.7 Порядка № 401-ПП):

— нестационарные торговые объекты, размещенные в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 03.02.2011 № 26-ПП;

— объекты развозной розничной торговли;

— объекты разносной розничной торговли.

Объекты стационарной торговой сети.

Ключевым моментом отнесения того или иного объекта торговли к объектам стационарной сети является оснащение данного объекта оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов (п. 1.6 Порядка № 401-ПП).

Торговля в виде отпуска товаров со склада.

Данный вид деятельности хотя и признается видом торговой деятельности в целях применения главы 33 Кодекса, но москвичам при его осуществлении платить сбор не нужно. Такую поблажку столичным предпринимателям предоставляет Закон Москвы о торговом сборе, который не устанавливает ставок сбора для рассматриваемого вида деятельности, а раз нет ставок, нет и обязанности платить (письма Департамента финансов города Москвы от 20.04.2015 № 90-01-01-07-53/15, от 17.03.2015 № 90-01-01-07-38/15).

А вот с трактовкой понятия «склад» все обстоит гораздо сложнее. В действующих на сегодняшний день отраслевых актах этот термин не расшифровывается. Порядок № 401-ПП предлагает такое определение для данного термина: склад — здание (строение, сооружение) или его часть, предназначенная для хранения товара, не предусматривающая к ним доступ покупателей и не имеющая оборудования, предназначенного для выкладки и демонстрации товара и проведения денежных расчетов с покупателями (п. 1.9 Порядка № 401-ПП).

Специалисты Минфина России также полагают, что складом следует считать здание (строение, сооружение) или его часть, используемую для хранения товарно-материальных ценностей. Однако, по мнению финансистов, для того чтобы признать склад объектом стационарной торговой сети (торговым объектом), его площадь должна согласно статье 2 Закона о торговле включать в себя помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей.

Какое определение является наиболее верным, покажет время. В настоящий же момент при принятии решения рекомендуем налогоплательщикам учитывать тот факт, что полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения сбором осуществляют именно органы местного самоуправления (ст. 418 НК РФ). При этом специалисты Минфина России советуют: для получения информации по вопросу определения объекта налогообложения торговым сбором следует обращаться в указанный орган исполнительной власти города Москвы (письмо Минфина России от 29.04.2015 № 03-11-06/24876).

Итак, мы более или менее определились с основными понятиями, смысловое значение которых необходимо налогоплательщику при принятии решения о необходимости уплачивать торговый сбор.

Нужна ли уплата торгового сбора в случае…

От теории перейдем к практике и поговорим об обязанности уплачивать сбор в конкретных ситуациях.

…торговли в арендованном помещении.

Наличие или отсутствие у налогоплательщика права собственности на объект, через который осуществляется торговля, роли не играет, так как объектом обложения сбором признается именно использование имущества для осуществления торговли. То есть сбор должен уплачивать тот, кто непосредственно торгует, а не собственник помещения (строения, сооружения и т.д.), в котором ведется торговля. Поэтому плательщиками сбора могут быть в том числе и арендаторы (письмо Департамента экономической политики и развития города Москвы от 26.06.2015 № ДПР-20-2/1-161/15 (далее — письмо Департамента Москвы № ДПР-20-2/1-161/15)).

…торговли товарами собственного производства.

Глава 33 Кодекса торговлей называет вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады (подп. 2 п. 4 ст. 413 НК РФ). Товаром для целей налогового законодательства (в том числе и главы 33 Кодекса) признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации (п. 3 ст. 38 НК РФ).

Понятие «купля-продажа» в Кодексе не раскрывается. В соответствии с нормами гражданского законодательства (п. 1 ст. 454 ГК РФ) по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену). Отметим, что договор поставки, договор розничной купли-продажи являются разновидностями договора купли-продажи, поскольку объединены главой 30 Гражданского кодекса.

Поэтому реализация любого имущества, предназначенного для перепродажи (в том числе продукции собственного производства) любым способом (в том числе, например, дистанционно) как юридическим, так и физическим лицам, признается для главы 33 Кодекса торговой деятельностью. Таким образом, к торговой деятельности, облагаемой торговым сбором, может быть отнесена торговля как продукцией собственного производства, так и товарами, приобретенными у третьих лиц. Однако если торговля товарами собственного производства осуществляется не через объекты стационарной или нестационарной торговой сети, обязанности уплачивать торговый сбор не возникает (письма Минфина России от 27.07.2015 № 03-11-09/43208 (письмом ФНС России от 05.08.2015 № ГД-4-3/13688@ доведено до сведения нижестоящих налоговых органов), от 17.07.2015 № 03-11-06/41106, от 15.07.2015 № 03-11-10/40730).

Пример

На территории хлебозавода расположена торговая палатка, через которую осуществляется продажа свежего хлеба. В этом случае завод признается плательщиком торгового сбора.

Если всю производимую продукцию хлебозавод со склада отгружает оптовым поставщикам, то объекта обложения торговым сбором не возникает.

…торговли из помещения офиса.

Объектом обложения торговым сбором признается в том числе торговая деятельность, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети. Как было сказано выше, отличительной чертой объекта стационарной торговой сети является наличие оборудования, предназначенного для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов.

Таким образом, объектом стационарной торговой сети может быть признана любая торговая точка, расположенная в любом строении (сооружении, здании, доме) или его (их) части, оснащенная оборудованием, предназначенным для:

— выкладки, демонстрации товаров (например, прилавки, предназначенные для выкладки и демонстрации товара, и т.п. оборудование);

— обслуживания покупателей (например, примерочные кабины);

— проведения денежных расчетов (например, ККТ).

Следовательно, если в офисе организации имеется указанное оборудование, то такая организация будет являться плательщиком торгового сбора. В случае, когда никакого специального оборудования, предназначенного для указанных целей, в офисе нет, понятию торгового объекта помещение данного офиса соответствовать не будет, следовательно, и объекта обложения торговым сбором не возникнет (письмо Минфина России от 15.07.2015 № 03-11-10/40730).

Пример

Покупатель заказывает нужный ему товар по телефону, а затем забирает его из офиса. Никакого специального оборудования в офисе нет. В такой ситуации организация-продавец плательщиком торгового сбора не является.

…торговли через интернет.

В такой ситуации все будет зависеть от способа доставки товара покупателю. Так, если товар доставляется клиенту интернет-магазина курьером или по почте, объекта обложения торговым сбором не возникает. В этом случае можно говорить об осуществлении продавцом деятельности по реализации товара со склада (см. вышеприведенное определение понятия «склад)». Деятельность же, связанная с доставкой товара, к торговой деятельности не относится. Такая деятельность в целях налогообложения признается оказанием услуг (п. 5 ст. 38 НК РФ; письмо Департамента Москвы № ДПР-20-2/1-161/15).

Если же покупатель забирает товар самостоятельно, то помещение, в котором осуществляется выдача данного товара, под понятие «склад» не подпадает (покупатель имеет доступ в это помещение). В таком случае ключевую роль будет играть наличие или отсутствие в данном помещении оборудования, предназначенного для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов.

…продажи лотерейных билетов.

Лотерейным билетом признается документ, удостоверяющий право на участие в лотерее и подтверждающий заключение договора между оператором лотереи и ее участником (Федеральный закон от 11.11.2003 № 138-Ф3).

Таким образом, при покупке лотерейного билета покупатель приобретает право на участие в лотерее, а не имущество, предназначенное для перепродажи (не товар) (см. дополнительно п. 2 ст. 38 НК РФ, где дана расшифровка понятия «имущество»). Поэтому при реализации лотерейных билетов торговый сбор уплачивать не нужно.

Аналогичная логика применяется и в отношении деятельности по реализации билетов на различные мероприятия или на проезд в том или ином виде транспорта. В таких ситуациях покупатель фактически приобретает право на проезд (на посещение мероприятия), поэтому объекта обложения торговым сбором не возникает (письма Департамента Москвы № ДПР-20-2/1-161/15, Минфина России от 15.07.2015 № 03-11-10/40730).

…реализации сопутствующих товаров в рамках оказания бытовых услуг.

По мнению специалистов Минфина России (письмо Минфина России от 27.07.2015 № 03-11-09/42966), у организаций и ИП, оказывающих бытовые услуги населению (ритуальные услуги, услуги ателье, парикмахерских, металлоремонта, ремонта обуви и т.п.) и осуществляющих реализацию сопутствующих товаров, отсутствует обязанность по уплате торгового сбора в отношении реализации этих товаров. Такой вывод был сделан на основании положений ГОСТ Р 53108-2008 «Услуги бытовые. Классификация организаций» (утв. приказом Ростехрегулирования от 18.12.2008 № 517-ст), которым реализация сопутствующих товаров в сфере бытовых услуг включена в состав номенклатуры показателей деятельности указанных организаций. Важно, что указанное письмо было направлено ФНС России для использования в работе налоговыми инспекциями (письмо ФНС России от 05.08.2015 № ГД-4-3/13687@).

Между тем приведенная точка зрения, по мнению автора, не бесспорна. Глава 33 Кодекса не ставит возникновение объекта обложения торговым сбором в зависимость от факта признания торговой деятельности налогоплательщика в качестве основного или сопутствующего вида его деятельности. Из определений, рассмотренных нами выше, можно сделать вывод, что в целях главы 33 Кодекса торговой деятельностью признается любая деятельность по купле-продаже имущества, предназначенного для перепродажи.

Кроме того, Закон Москвы о торговом сборе предусматривает при соблюдении определенных условий возможность освобождения от его уплаты. Данная льгота касается организаций, основной вид деятельности которых относится к предоставлению услуг парикмахерских и салонов красоты, стирки, химической чистки и окрашивания текстильных и меховых изделий, а также услуг по ремонту одежды и текстильных изделий бытового назначения, по ремонту обуви и прочих изделий из кожи, по ремонту часов и ювелирных изделий, по изготовлению и ремонту металлической галантереи и ключей (ст. 3 Закона Москвы о торговом сборе). Само наличие такой льготы в Законе Москвы о торговом сборе свидетельствует, что законодатель не выводит из-под объекта обложения сбором торговлю сопутствующими товарами в рамках оказания бытовых услуг.

В то же время следует отметить, что под объект обложения торговым сбором не будет подпадать использование расходных материалов в рамках оказания бытовых услуг (письмо Департамента Москвы № ДПР-20-2/1-161/15).

Пример

Ателье в процессе пошива одежды использует пуговицы, ткань, нитки и т.п. В этом случае речь идет об использовании расходных материалов, объекта обложения торговым сбором, соответственно, не возникает. Если же указанные материалы будут продаваться клиентам (например, в холле ателье установлена витрина с различными образцами пуговиц, которые покупатель может приобрести одновременно с услугой по пошиву одежды, так и без нее), то деятельность по такой продаже облагается торговым сбором. Не уплачивать сбор в этом случае можно только при соблюдении условий, дающих ателье право на льготу.

…продажи покупных товаров в рамках оказания услуг общественного питания.

Контролирующие органы по данному вопросу занимают позицию, аналогичную высказанной ими в отношении продажи сопутствующих товаров при оказании бытовых услуг. По разъяснениям Минфина России (письма Минфина России от 27.07.2015 № 03-11-09/42962 (письмом ФНС России от 05.08.2015 № ГД-4-3/13689@ направлено для использования в работе нижестоящими налоговыми органами), от 15.07.2015 № 03-11-10/40730), услуги общественного питания, в том числе реализация покупной продукции, если такая реализация является составной частью указанных услуг, не признаются торговой деятельностью в целях главы 33 Кодекса.

Отметим следующее. Несмотря на тот факт, что, как и в случае с бытовыми услугами, прямое прочтение норм Кодекса позволяет усомниться в справедливости подобных выводов, по данному вопросу мы солидарны с Минфином России. На взгляд автора, в ситуации, когда предприятие общественного питания в рамках своей деятельности реализует клиентам покупные товары (например, посетители кафе могут приобрести на барной стойке пачку жвачки), речи о торговой деятельности не идет. Здесь реализация покупного товара является составной частью услуг общественного питания. В пользу такой позиции, помимо официальных разъяснений, говорят также определения, приведенные в таких отраслевых актах, как ГОСТ 31985-2013 «Услуги общественного питания. Термины и определения» (п. 41 ГОСТ 31985-2013, утв. приказом Росстандарта от 27.06.2013 № 191-ст) и ГОСТ 319842012 «Услуги общественного питания. Общие требования» (п. 3.1 ГОСТ 31984-2012, утв. приказом Росстандарта от 27.06.2013 № 192-ст), которые к услугам общественного питания относят в том числе деятельность по реализации предприятием общественного питания покупных товаров.

Льготы по торговому сбору. Для кого они предусмотрены?

На федеральном уровне от уплаты сбора освобождаются индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения (ПСН) и налогоплательщики, применяющие ЕСХН (п. 2 ст. 411 НК РФ).

Для москвичей Законом Москвы о торговом сборе предусмотрены местные льготы.

Например, освобождены от уплаты торгового сбора налогоплательщики, если их видом торговой деятельности является:

— розничная торговля, осуществляемая с использованием торговых (вендинговых) автоматов;

— торговля через объекты стационарной и нестационарной торговой сети, расположенные на территории розничных рынков;

— разносная розничная торговля, осуществляемая в зданиях, сооружениях, помещениях, находящихся в оперативном управлении автономных, бюджетных и казенных учреждений;

— торговля в кинотеатрах, театрах, музеях, осуществляемая организациями и индивидуальными предпринимателями, если по итогам периода обложения доля их доходов от продажи билетов на показ фильмов в кинотеатрах, на спектакли и другие представления в театрах, а также от продажи билетов в музеи в общем объеме доходов составила не менее 50 процентов;

— торговля, осуществляемая через объекты нестационарной торговой сети со специализацией «Печать», размещенные в соответствии с порядком, утвержденным Правительством Москвы, и др.

Также освобождаются от уплаты торгового сбора организации федеральной почтовой связи; автономные, бюджетные и казенные учреждения; религиозные организации в отношении торговли, осуществляемой в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним земельных участках.

Помимо этого, как мы уже сказали, не уплачивать торговый сбор могут организации и ИП, занимающиеся оказанием некоторых видов бытовых услуг (услуги парикмахерских, ателье и др.) при соблюдении определенных условий, а именно:

— если торговля ведется ими через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торгового зала, либо объекты нестационарной торговой сети или объекты стационарной торговой сети с залом (залами) площадью менее 100 кв. метров;

— площадь, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки и демонстрации товаров, составляет не более 10 процентов общей площади объекта, через который осуществляется указанная выше деятельность.

Что необходимо знать о торговом сборе

Согласно действующему законодательству РФ, все граждане, занимающиеся экономической деятельностью, должны платить налоги в государственную казну. С 1 июля 2015 года начала действовать статья 33 Налогового кодекса РФ, которая вводит еще один обязательный платеж – торговый сбор.

Как сказано в статье, торговый сбор (ТС) – обязательный вид платежа для всех ИП и компаний, занятых в торговой сфере. Он является местным ежеквартальным налогом и перечисляется в бюджет того региона, руководство которого приняло решение о его необходимости.

Где может быть применен ТС

Согласно закону, сбор устанавливается исключительно в городах, имеющих федеральное значение, таких как Москва, Санкт-Петербург или Севастополь. Для его введения местные власти должны заранее рассмотреть соответствующее решение во время сессии.

Спустя два года только столичные руководители, утвердив Закон «О торговом сборе» №62 от 17 декабря 2014 года, ввели новый сбор в пределах Москвы и области.

Чиновники в регионах пока только присматриваются к новому акту, и не исключено, что применят его при хороших показателях в Москве.

Однако тяжелое экономическое положение в стране не дает никаких предпосылок для введения новой пошлины для бизнесменов.

Кого обязали платить

Отметим, что ТС не применяется к отдельным категориям предпринимателей, и его необходимость обусловлена такими факторами, как система налогообложения и вид деятельности.

Нововведение актуально для пользователей общей и упрощенной систем. Что касается владельцев патентных систем и плательщиков ЕСХН (единый сельскохозяйственный налог) – они от уплаты освобождаются. В регионах, в которых действует единый налог на вмененный доход (ЕНВД), в случае введения сбора бизнесменам придется сменить систему налогообложения.

Закон применяется к компаниям и ИП, ведущим торговлю в розницу или оптом в стационарных и нестационарных объектах. Наличие торгового зала при этом не влияет на применение сбора. Исключение составляют автозаправочные станции. Сбор также распространяется на владельцев складских помещений.

Стоит отметить, что ТС применяется только тогда, когда указанный вид деятельности предусмотрен законом. Например, торговля со склада в столичном регионе не облагается сбором, поскольку данного занятия нет в правовом акте, распространяющемся на Москву и область.

В вопросах розничной торговли, например, рынков и торговых центров, также есть свои нюансы. В этом случае сбор применяется ко всей территории, а не к отдельным точкам.

Таким образом, предпринимателям стоит опасаться повышения арендной стоимости из-за того, что владельцы объектов не захотят платить дополнительный налог, а просто разделят его между всеми арендаторами.

Перечисленные ниже виды деятельности могут избежать уплаты сбора, если местные власти примут в отношении их соответствующие решения.

Виды деятельности следующие:

  • Розничная торговля с помощью вендинговых аппаратов или на ярмарках.
  • Продажи на продовольственных рынках.
  • Бюджетные и религиозные организации.
  • Нестационарные торговые объекты, занимающиеся сбытом печатной продукции.
  • Коммерция в кинотеатрах, театрах и музеях, при условии, что их доход, полученный от реализации входных билетов, составит не менее половины от всей суммы.

В список льготных направлений деятельности входит также бытовое обслуживание (парикмахерские, прачечные, мастерские) при условии, что основным направлением их деятельности является предоставление услуг, а не реализация товаров.

В таком случае общая площадь помещения не должна быть больше, чем 100 квадратных метров, а торговая, со специализированным оборудованием, стеллажами и витринами, занимать более 10%.

Также, по мнению чиновников налоговой службы, от обязательства выплаты сбора освобождаются интернет-магазины, при условии, что их деятельность не подразумевает личных встреч между участниками сделки. Стоит отметить, что онлайн-ритейл с юридической точки зрения рассматривается как торговля со склада, которая дополнительным сбором не облагается.

Однако, во избежание проблем, несмотря на то, что вышеуказанные направления освобождаются от ТС, необходимо обязательно зарегистрироваться в ФНС как плательщик.

За что нужно платить ТС

Основой для подсчета размера сбора принято считать не полученный доход, а непосредственное использование объекта, предназначенного для торговли.

Учитывая это, можно сделать вывод, что нижеперечисленные условия не влияют на платеж:

  • Пользователь. Сбор должны платить собственники объекта, независимо от того, кто его использует.
  • Размеры доходов. На размер пошлины влияет исключительно квадратура объекта, а не оборот денежных средств.
  • Регистрация. Торговый сбор должны платить все лица и организации, ведущие деятельность в пределах муниципалитета, на который распространяется сила закона, независимо от прописки в паспорте.
  • Сезонность. Поскольку ТС платится ежеквартально и сразу в полном объеме, на его размер не влияет количество дней, которые работал предприниматель.

Как стать плательщиком ТС

Как было сказано ранее, независимо от того, распространяются льготные условия на деятельность или нет, бизнесмен должен зарегистрироваться в ФНС в качестве плательщика. Чтобы пройти данную процедуру, необходимо написать соответствующее уведомление, заполненное по форме ТС-1.

Скачать шаблон заявления и ознакомиться с образцом его заполнения можно по ссылке.

Передать бланк можно лично, почтовым отправлением с описью вложения или в режиме онлайн, используя раздел на сайте инспекции. Сама процедура не должна занимать больше пяти рабочих дней. Отсчет ведется с первого дня ведения торговой деятельности.

При этом отделение НФС выбирается исходя из типа торгового объекта. Так, например, владельцы стационарного подают уведомление по месту его нахождения, а собственники нестационарного – по месту прописки. Хозяева сразу нескольких объектов заполняют одно заявление, но указывают в нем все типы собственности.

Важно помнить, что в случае покупки, продажи объекта или изменении площади существующего необходимо поставить в известность об этом налоговую службу.

Если меняется адрес, в таком случае объект необходимо, в первую очередь, снять с учета, после чего составить новое уведомление.

Штрафы и отчеты

За попытку уклониться от уплаты торгового сбора грозит штраф в размере 10 процентов от дохода, полученного за работу в сокрытый период, но не менее 40 тысяч рублей.

Закон устанавливает, что санкции применяются только по результатам выездной проверки, в ходе которой было установлено отсутствие необходимой документации. И поскольку задолго до введения ТС налоговая комиссия уже вела учет объектов, ее сотрудники осведомлены о том, какие из них использовались для торговой деятельности. В связи с этим нет особого смысла пытаться обмануть контролирующие органы.

Кроме того, за работой предпринимателей теперь наблюдают и в Департаменте экономической политики, который уполномочен передавать данные в НФС при обнаружении нарушителей.

Непосредственно сам сбор не требует предоставления каких-либо дополнительных отчетов, кроме как подачи уведомления. Однако снижение ставки основного налога на уплаченный торговый сбор потребует внесения корректив в налоговую декларацию.

За подотчетный период (квартал) можно настаивать на снижении размера налога на прибыль для организаций и доходы физлица, а также единый налог УСН.

Торговый сбор — это обязательный фиксированный платёж предпринимателя, работающего в сфере торговли.

Торговый сбор устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Плательщики сбора: организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования, в отношении которых нормативным правовым актом этого муниципального образования установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории этого муниципального образования.

От уплаты сбора освобождаются индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, и налогоплательщики, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).

Объект обложения: использование объекта, движимого или недвижимого имущества (объект осуществления торговли) для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, хотя бы один раз в течение квартала.

Виды предпринимательской деятельности, в отношении которых устанавливается сбор:

1) торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями);

2) торговля через объекты нестационарной торговой сети;

3) торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;

4) торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада.

Период обложения: квартал.

Ставки сбора: устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований в рублях за квартал в расчете на объект осуществления торговли или на его площадь. Ставка сбора не может превышать расчетную сумму налога, подлежащую уплате в соответствующем муниципальном образовании.

Учет плательщиков сбора: осуществляются на основании соответствующего уведомления плательщика сбора. Плательщик сбора представляет соответствующее уведомление не позднее пяти дней с даты возникновения объекта обложения сбором. Уведомление о постановке на учет в качестве плательщика сбора представляет собой соответствующее письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи.

Порядок исчисления и уплаты сбора: сумма сбора определяется плательщиком самостоятельно.

Уплата сбора: производится не позднее 25-го числа месяца, следующего за периодом обложения.