Тос

Приложение N 3. Устав территориального общественного самоуправления (без образования юридического лица)

ГАРАНТ:

См. данную форму в редакторе MS-Word

Приложение N 3

к решению Совета

городского округа город Агидель

Республики Башкортостан

от 26 сентября 2012 г. N 115

Утвержден

учредительным собранием (конференцией) граждан

Протокол N ___ от «__» ________ 20__ г.

Зарегистрирован

постановлением Администрации

городского округа город Агидель

Республики Башкортостан

от «__» ___________ 20__ г. N ___

Присвоен

номер в Едином реестре уставов

территориальных общественных самоуправлений

от «__» ___________ 20__ г. N ___

Устав территориального общественного самоуправления (без образования юридического лица) 1. Общие положения, территория ТОС 1. Территориальное общественное самоуправление «_____________» (далее — ТОС) учреждается и действует с целью самоорганизации населения городского округа город Агидель Республики Башкортостан по месту жительства для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. 2. Образование ТОС осуществляется в соответствии с действующим законодательством о местном самоуправлении РФ и РБ, Уставом городского округа город Агидель Республики Башкортостан, Положением о территориальном общественном самоуправлении в городском округе город Агидель. 3. Деятельность ТОС распространяется на территорию в границах, установленных Советом городского округа город Агидель Республики Башкортостан (описание территории указывается в приложении). 4. Территориальное общественное самоуправление является учрежденным с момента регистрации Устава ТОС Администрацией городского округа город Агидель Республики Башкортостан, может иметь печать со своим наименованием (для справок). 5. В осуществлении территориального общественного самоуправления могут принимать участие граждане, проживающие на территории, указанной в статье 1 пункт 3, в соответствии с нормами, установленными Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». 2. Цели и задачи, формы и основные направления деятельности ТОС 1. Целью создания ТОС является самоорганизация граждан по месту их жительства на территории, указанной в статье 1 пункт 3 настоящего Устава, для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. 2. Задачами ТОС являются: 1) защита прав и законных интересов жителей соответствующей территории; 2) содействие органам местного самоуправления городского округа город Агидель Республики Башкортостан в решении вопросов местного значения; 3) информирование населения о решениях органов местного самоуправления городского округа город Агидель Республики Башкортостан и органов ТОС; 4) представительство интересов жителей соответствующей территории в органах местного самоуправления городского округа город Агидель Республики Башкортостан. 3. Формами осуществления территориального общественного самоуправления являются: 1) проведение собраний, конференций граждан; 2) создание Совета ТОС. 4. ТОС для реализации своих целей и задач обладает следующими правами: 1) обеспечение исполнений решений, принятых на собраниях и конференциях граждан; 2) внесение в органы местного самоуправления городского округа город Агидель Республики Башкортостан предложений, касающихся работы организаций в сфере жилищно-коммунального хозяйства, торговли, бытового обслуживания населения, работы общественного транспорта, иных вопросов местного значения; 3) общественный контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой и пожарной безопасностью, содержанием жилищного фонда, состоянием благоустройства на соответствующей территории; 4) организация участия населения в работах по обеспечению сохранности жилого фонда, благоустройству, озеленению, иных социально значимых для соответствующей территории работах; 5) осуществление хозяйственной деятельности по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, иной хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории; 6) содействие в установленном порядке правоохранительным органам в поддержании общественного порядка на соответствующей территории; 7) организация работы с детьми, подростками и молодежью по месту жительства дополнительно к формам работы, реализуемой органами местного самоуправления, без вмешательства в деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений; 8) информирование населения о решениях органов местного самоуправления городского округа город Агидель Республики Башкортостан; 9) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета; 10) иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством, Уставом городского округа город Агидель Республики Башкортостан, настоящим Уставом, решениями собраний, конференций граждан. 3. Порядок формирования, прекращения полномочий Совета ТОС 1. Для осуществления основных направлений деятельности, реализации целей и задач ТОС в период между собраниями, конференциями избирается Совет ТОС. Совет является коллегиальным органом. 2. Совет ТОС избирается путем открытого голосования большинством голосов присутствующих на собрании, конференции граждан, проживающих на соответствующей территории. 3. Совет ТОС избирается собранием, конференцией сроком на 2 года в количестве ____ чел. С момента избрания нового состава Совета ТОС полномочия прежнего состава Совета ТОС прекращаются. 4. Полномочия Совета ТОС могут быть прекращены досрочно в случаях: 1) принятия решения Совета ТОС о самороспуске; 2) принятия соответствующего решения собранием, конференцией граждан, в том числе в случае нарушения Советом действующего законодательства, муниципальных правовых актов, договорных обязательств, Устава ТОС. 3.1. Структура органов ТОС 1. Собрание (конференция) граждан — высший орган управления ТОС. 2. Совет ТОС — коллегиальный исполнительный орган, избираемый для осуществления основных направлений деятельности, реализации целей и задач ТОС в период между собраниями (конференциями). 3.2. Права, обязанности и организация работы Совета 1. Совет вправе: 1) представлять интересы населения, проживающего на соответствующей территории, в отношениях с органами местного самоуправления городского округа город Агидель Республики Башкортостан, предприятиями, организациями, учреждениями независимо от форм собственности; 2) осуществлять хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории; 3) вносить в органы местного самоуправления городского округа город Агидель Республики Башкортостан проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов; 4) осуществлять иные полномочия по вопросам ведения ТОС, кроме вопросов, отнесенных к исключительным полномочиям собраний, конференций граждан. 2. Совет обязан: 1) обеспечивать взаимодействие ТОС с органами местного самоуправления городского округа город Агидель Республики Башкортостан; 2) представлять не реже одного раза в год на рассмотрение и утверждение собрания, конференции граждан отчет о своей деятельности. 3. Заседания Совета ТОС созываются председателем по мере необходимости, но не реже одного раза в 3 месяца. Внеочередное заседание Совета ТОС может быть созвано по требованию не менее 1/3 его членов. 4. Заседание Совета ТОС считается правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов Совета ТОС. 5. Решения Совета принимаются путем открытого голосования большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов Совета ТОС. 6. Решения Совета ТОС оформляются протоколами и в течение 10 дней доводятся до сведения Администрации городского округа город Агидель Республики Башкортостан. 3.3. Председатель Совета ТОС 1. Председатель Совета ТОС избирается собранием, конференцией граждан на срок полномочий Совета. 2. Председатель Совета ТОС: 1) представляет без доверенности Совет ТОС в отношениях с населением, органами местного самоуправления и государственной власти, предприятиями, учреждениями, организациями, судами; 2) созывает очередные и внеочередные собрания, конференции граждан, доводит до сведения граждан место и время их проведения, проект повестки дня; 3) осуществляет подготовку заседаний Совета ТОС, проводит заседания Совета ТОС, подписывает решения и протоколы заседаний Совета ТОС; 4) принимает меры по обеспечению гласности и учету общественного мнения в деятельности Совета ТОС, организует прием граждан, обеспечивает рассмотрение их заявлений, жалоб и обращений; 5) представляет на утверждение собрания, конференции граждан годовой отчет; 6) решает иные вопросы по поручению Совета ТОС. 4. Порядок проведения собраний, конференций, их полномочия, порядок принятия решений 1. Собрания и конференции граждан как форма осуществления населением территориального общественного самоуправления может проводиться по инициативе Совета городского округа город Агидель Республики Башкортостан, Совета ТОС или инициативных групп граждан по мере необходимости, но не реже двух раз в год. Численность инициативной группы граждан должна составлять не менее 10 процентов от числа жителей соответствующей территории. 2. В работе собрания, конференции могут принимать участие граждане, проживающие на территории указанной в пункте настоящего Устава, в соответствии с нормами, установленными федеральным законодательством. Граждане Российской Федерации, не проживающие на указанной территории либо имеющие на этой территории недвижимое имущество, принадлежащее им на праве собственности, также могут участвовать в работе собраний (конференций) с правом совещательного голоса. 3. Собрание считается правомочным, если в его работе принимает участие не менее 1\3 жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста, обладающих правом осуществлять территориальное общественное самоуправление. 4. Конференция считается правомочной, если в ее работе принимает участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее 1\3 жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста, обладающих правом осуществлять территориальное общественное самоуправление. 5. При выборах делегатов конференции инициатор (инициативная группа), созывающий конференцию, самостоятельно устанавливает норму представительства. 6. В срок не позднее 10 дней до дня проведения собрания, конференции инициатор (инициативная группа), созывающий собрание, конференцию, должен уведомить жителей соответствующей территории, Администрацию городского округа город Агидель Республики Башкортостан о месте, дате, времени проведения собрания, конференции, предлагаемой повестке дня. 7. Представители Администрации и Совета городского округа город Агидель Республики Башкортостан, депутат Совета городского округа город Агидель Республики Башкортостан, избранный от соответствующего избирательного округа города, вправе присутствовать на собрании, конференции с правом совещательного голоса. 8. К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан относятся: 1) установление структуры органов территориального общественного самоуправления; 2) принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений; 3) избрание органов территориального общественного самоуправления; 4) определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления; 5) утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета об ее исполнении; 6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления. 9. Решения собраний, конференций граждан по вопросам исключительных полномочий принимаются путем открытого голосования большинством в 2/3 голосов присутствующих. Решения собраний, конференций граждан по иным вопросам принимаются путем открытого голосования большинством голосов присутствующих. Все решения оформляются протоколами и в течение 10 дней доводятся до сведения Администрации городского округа город Агидель Республики Башкортостан. 5. Порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления 1. Деятельность ТОС прекращается на основании соответствующего решения собрания, конференции граждан, проживающих на территории, указанной в пункте 4 статьи 1 настоящего Устава, и участвующих в осуществлении местного самоуправления в соответствии с законодательством. 2. Решение собрания, конференции граждан о прекращении деятельности ТОС направляется в Администрацию городского округа город Агидель Республики Башкортостан, Совет городского округа город Агидель Республики Башкортостан в течение трех дней со дня принятия такого решения.

Более 12 лет назад в Российском законодательстве появилось положение предоставляющее гражданам самостоятельно принимать участие в управлении при решении вопросов местного значения. В Воронежской области закон о территориальном самоуправлении был принят ещё в 2000 году. Первая статья закона определяет понятие территориального общественного самоуправления (далее ТОС).

Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон №131-Ф3) предусмотрено, что одной из форм участия населения в осуществлении местного самоуправления является территориальное общественное самоуправление (ТОС).

«Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения» (часть 1 статьи 27).

ТОСы возникают как «снизу», так и «сверху» Предполагается, что ТОСы возникают там и тогда, где и когда люди начинают самостоятельно заботиться о комфорте, чистоте и красоте своего двора, своей улицы или даже своей деревни. Такое тоже бывает, если территории сильно повезет на активного и конструктивного неформального лидера, который вдруг прочитал и понял статью 27 из ФЗ- 131. ТОСы такого типа создаются «снизу», сугубо по инициативе жителей, которым приходится затем уговаривать органы МСУ их зарегистрировать, как и положено по закону, и разрешить взять часть забот по содержанию территории на себя, причем безвозмездно. Тосовский труд на благо местного сообщества, преимущественно, волонтерский, причем свои мероприятия тосовцы организуют и проводят полностью сами, власть может только подсказывать, как сделать правильно, и поддержать инициативу небольшим вложением в виде стройматериалов на благоустройство или ремонт общественно-значимых объектов.

Из определения следует, что ТОС не может охватывать всю территорию муниципального образования, не является органом власти, при этом является частью местного самоуправления как института демократии. Это одна из форм участия населения в местном самоуправлении, а именно к развитию этого участия и призывает, начиная с мая 2014 года, все уровни власти Президент России. В то же время ТОС не является в чистом виде общественной самодеятельностью. ТОС считается официально созданным только после официальной регистрации. ТОСы без юридического лица регистрируют уполномоченные органы МСУ.

ТОСы с юридическим лицом — террорганы Минюста, при этом в составе документов для регистрации должен быть документ от муниципалитета. В этом смысле ТОС — наиболее удобная форма локального волонтерства, деятельность которой в любом случае подконтрольна муниципалитетам и может регулироваться муниципальными НПА. Наиболее впечатляющие результаты представлены в сельской местности, когда люди, поняв, что никто им этого не сделает в обозримом будущем, самостоятельно ремонтируют колодцы и водонапорные башни, дороги, пешеходные мосты и т. д. Власть здесь только помогает советами по соблюдению требований по техбезопасности, техникой и стройматериалами, выделяемыми по программам поддержки гражданских инициатив и т.д. Важно, что, работая инициативно и для себя, тосовцы не обязаны собирать и оформлять пакеты документации о ремонте и строительстве, участвовать в торгах по ФЗ-44. Но при этом власть не может напрямую поручить общественникам отремонтировать, к примеру, участок дороги, иначе это уже будет муниципальным заданием, и ТОС, наравне с прочими участниками рынка, должен будет бороться за него на торгах, а ни один ТОС не располагает таким объемом капитала, чтобы предоставить финансовые гарантии. Значит, власть должна предоставить гражданам полную свободу принятия решения: что для них на данный момент важнее — дорога или клуб. Это решение должно быть оформлено протоколом схода или собрания ТОСа, затем копия протокола должна быть под- шита в дело ТОСа, заведенного в муниципалитете, и на основании этого протокола бюджетная комиссия муниципалитета или представительный орган, или иной уполномоченный орган МСУ принимает решение о софинансировании гражданского проекта. Однако никто не мешает представителям муниципалитетов выступать в качестве приглашенных гостей на тосовских сходах и собраниях.

Для чего нужно общественное самоуправление?

Основной задачей общественного самоуправления является обустройство и благоустройство места проживания, создание инфраструктуры. Для этой цели ТОС вправе создавать объекты коммунально-бытового и социально-культурного назначения. ТОС разрабатывает проекты планов и программы развития соответствующей территории. Законодатель определяет довольно обширный перечень полномочий общественного самоуправления куда входит и контроль за качеством уборки территории, и организация работы по благоустройству и озеленению территории, созданию детских площадок, мест отдыха, физкультурно-оздоровительных комплексов, а так же учреждать коммерческие и некоммерческие организации для осуществления деятельности в интересах жителей территории общественного самоуправления.

Как финансируется территориальное самоуправление?

Вся деятельность ТОС финансируется в основном за счёт личных средств жителей территории, однако законодатель определяет, что территориальное самоуправление может получать и бюджетные средства, а так же определяется довольно широкий спектр возможностей получения грандов и целевого финансирования.

Очевидная польза ТОС

Потенциальный положительный эффект от деятельности ТОС наблюдается как для региональной, так и для муниципальной власти, и, конечно, для населения.

Для субъекта федерации:

  1. Эффективные рычаги управления территориями.
  2. Инструменты выявления, актуализации и мобилизации собственных внутренних резервов территории, ее бизнеса и общественности для решения задач по содержанию и развитию данной территории.
  3. Возможность экономии бюджетных средств по ряду социально-значимых направлений расходов с перспективой увеличения бюджетных инвестиций в развитие реальных секторов экономики.
  4. Механизмы мониторинга и мягкой коррекции общественного мнения, создания позитивного имиджа органов публичной власти и их руководителей.
  5. Гарантия формирования и активизации конструктивно настроенного электората и, в целом, гражданского общества.
  6. Вклад в формирование позитивного имиджа и узнаваемого бренда субъекта Федерации, рост инвестиционной привлекательности территории.

Для муниципального образования:

  1. Социально-экономическое развитие территории муниципалитета становится управляемым и предсказуемым за счет укрепления взаимодействия органов МСУ с населением.
  2. Состояние территории муниципалитета выходит из зависимости от общей финансово-экономической конъюнктуры.
  3. Гарантия участия жителей в решении наиболее острых проблем территории в различных социально-значимых сферах.
  4. Гарантия выявления и вовлечения в управленческий инструментарий скрытых или не актуализированных социально-экономических ресурсов территории, что, в т.ч. повышает инвестиционную привлекательность территории.
  5. Гарантия экономии расходов бюджета по социально-значимым направлениям за счет необязательности для ТОСов выполнять требования ФЗ-44 и иного антимонопольного законодательства.
  6. Возможность полного контроля органа МСУ за эффективностью расходования ТОСами выделяемых бюджетных средств.
  7. Самый быстрый, надежный и комфортный способ реализации норм федерального законодательства об общественном контроле, поддержке социально ориентированных НКО и иных законов, касающихся развития гражданского общества.
  8. Механизм выявления и формирования конструктивного электората, оздоровления социального климата, повышения уровня удовлетворенности граждан условиями жизни в муниципалитете.
  9. Возможность для создания муниципального кадрового резерва, прежде всего, для представительного органа МСУ. 10. Механизм воспитания грамотного, социально ответственного и активно- го собственника и налогоплательщика.

Для населения самоуправляющейся территории:

  1. Каждый житель может заявить о важной для него лично проблеме и принять непосредственное участие в ее решении.
  2. Каждый житель может реализовать свой личный потенциал для улучшения качества жизни на своей территории и заслужить тем самым уважение соседей.
  3. Каждый житель может воспользоваться механизмами ТОСа для создания своего позитивного политического имиджа, для старта в своей политической или управленческой карьере.
  4. Каждый житель может установить надежные рабочие и личные контакты с представителями органов власти, участвовать в формировании наказов для выборных должностных лиц органов власти.
  5. Жители территории получают реальные, определенные и защищенные законодательством возможности непосредственно участвовать в распределении бюджетных средств и контроле за эффективностью бюджетных расходов.

Как создать ТОС?

1. Без создания юридического лица (рекомендуемая управлением региональной политики правительства Воронежской области форма)

2. С созданием юридического лица Регистрируется в органах юстиции как некоммерческая организация в соответствии с законодательством РФ. В данном случае необходимо предусмотреть издержки, связанные с содержанием юридического лица.

Этапы учреждения ТОС

1 этап «Предварительное собрание»

Для начала, Вам необходимо провести предварительное собрание среди жителей той территории, на которой вы хотите учредить ТОС. На предварительном собрании вам необходимо обсудить следующие вопросы:

1.Избрать Председателя и секретаря собрания.

2. Информировать Граждан о требованиях Положения «о территориальном общественном самоуправлении» в вашем муниципальном образовании.

3.Проголосовать за создание ТОС.( Самый важный пункт повестки)

4.Избрание инициативной группы для проведения мероприятий по созданию ТОС

2 Этап » Согласование организационных вопросов с Администрацией города»

Далее инициативной группе необходимо обратиться в Администрацию для согласования границ образуемого ТОСа и предоставлении жителям схемы территории, справки о численности населения, достигшего 16 –ти летнего возраста.( Все эти документы понадобятся для подачи заявления в городскую думу).

3 этап «Подача заявления в городскую думу»

Инициативная группа подает заявление об установлении границ территории деятельности ТОС в городскую думу. Для принятия решения в вашу пользу необходимо соблюсти следующие условия:

  1. Границы территории ТОС не могут выходить за пределы территории муниципального образования.
  2. Территория, на которой осуществляется ТОС, как правило, должна составлять единую территорию.

Заявление об установлении границ территории деятельности ТОС подписывается инициативной группой. Заявление должно содержать следующие сведения:

1. ФИО
2. Адрес места жительства.
3. Паспортные данные подписавшихся.

3. Подписанное инициативной группой жителей заявление, а также согласованный с Администрацией пакет документов по данному вопросу — описание границ территории и схема территории, на которой планируется ТОС; справка о численности населения, проживающего на соответствующей территории и достигшего 16-летнего возраста, — направляются в городскую думу для принятия решения об установлении границ территории ТОС.

Территориальное общественное самоуправление (ТОС)

Территориальное общественное самоуправление (ТОС)

Зачем нужен ТОС?

Что такое ТОС?

Территориальное общественное самоуправление (ТОС) – это форма самоорганизации граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования. К таким территориям относятся: микрорайон, квартал, улица, двор, дом, подъезд.

ТОС является эффективной формой реализации собственных инициатив направленных на улучшение качества жизни людей на своей территории.

Инициативы ТОС:

§ Обустройство и благоустройство места проживания. Создание детских и спортивных площадок, организация мест отдыха, озеленение территории.

§ Создание и содержание инфраструктуры. Ремонт дорог, организация водоснабжения, создание физкультурно-оздоровительных комплексов.

§ Сохранение культурно-исторического наследия своей территории. Создание и реконструкция памятников и мемориальных комплексов, организация и проведение культурных мероприятий, соревнований, организация музейной деятельности.

§ Внесение предложений в развитие своей территории в органах местного самоуправления. Разработка проектов развития территории с последующим их включением в различные программы финансирования.

Формы организации ТОС:

1. ТОС без образования юридического лица:

§ Регистрации подлежит только Устав ТОСа в администрации района, города или сельского поселения.

§ Расчетного счета нет.

§ Могут претендовать только на бюджетные средства в рамках целевых программ муниципального образования.

2. ТОС в качестве юридического лица:

§ Наличие расчетного счета в банке.

§ Возможность осуществления хозяйственной деятельности, самостоятельно распоряжаться финансовыми и материальными ресурсами.

§ Могут претендовать на бюджетные средства в рамках целевых программ муниципального образования.

§ Возможность участия в конкурсах и грантах региональных, российских и международных фондов и грантодателей.

§ Личные средства жителей территории.

§ Частные пожертвования.

§ Целевое финансирование муниципального образования.

§ Осуществление хозяйственной деятельности.

§ Участие в конкурсах и грантах как НКО.

Какие вопросы решает ТОС?

§ Вопросы, которые решают органы ТОС, относятся к «вопросам местного значения».

Источники финансирования деятельности ТОС:

§ Личные средства жителей территории.

§ Частные пожертвования.

§ Целевое финансирование муниципального образования.

§ Осуществление хозяйственной деятельности.

§ Участие в конкурсах и грантах как НКО.

Кто может участвовать в деятельности ТОС?

§ Граждане по месту их жительства на части территории поселения, достигшие 16-летнего возраста, могут принимать участие в организации и осуществлении территориального общественного самоуправления, участвовать в работе собраний и конференций граждан, избирать и быть избранными в органы ТОС.

§ Граждане, не проживающие на территории ТОС, но имеющие на ней на праве собственности недвижимое имущество, уплачивающие налоги, могут принимать участие в работе собрания или конференции с правом совещательного голоса.

Кто принимает решения?

§ Собрание или конференция является высшим органом ТОС

§ Собрание или конференция проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

§ При численности жителей, проживающих на данной территории, достигших 16-летнего возраста, не более 300 человек проводится собрание граждан, при численности свыше 300 человек может проводиться конференция граждан.

§ Внеочередное собрание граждан или конференция проводятся по инициативе органов местного самоуправления, ТОС или группы граждан, проживающих на соответствующей территории. Численность граждан, по инициативе которых проводится внеочередное собрание или конференция, должна составлять не менее 2% от числа жителей, проживающих в границах деятельности ТОС и достигших 16-летнего возраста.

Взаимодействие с властью

§ Органы местного самоуправления поселения оказывают содействие органам ТОС, способствуют выполнению решений собраний и конференций по вопросам, относящимся к реализации полномочий ТОС.

§ Органы местного самоуправления поселения способствуют становлению и развитию ТОС, координируют деятельность их органов, оказывают им организационную и методическую помощь.

§ В соответствии с уставом поселения органы местного самоуправления поселения вправе привлекать органы ТОС к решению вопросов местного значения на основе договоров.

§ Представители органов ТОС вправе участвовать в заседаниях органов местного самоуправления поселения для обсуждения вопросов, затрагивающих интересы соответствующего ТОСа.

§ Представители органов местного самоуправления поселения вправе участвовать в заседаниях органов ТОС.

§ Органы ТОС могут в порядке правотворческой инициативы представлять в органы местного самоуправления поселения проекты муниципальных правовых актов. Эти проекты рассматриваются в установленном советом депутатов поселения порядке.

Может ли ТОС иметь собственность?

§ В собственности ТОС, прошедшего государственную регистрацию в качестве юридического лица, могут находиться кооперированные денежные средства физических и юридических лиц, иные средства, полученные из законных источников, а также построенные на эти средства сооружения – детские дворовые, спортивные площадки, жилые и нежилые помещения, транспорт, оборудование и инвентарь, другое имущество культурно-просветительного и оздоровительного назначения, в том числе переданные органами местного самоуправления поселения на основе правового акта, необходимые для материального обеспечения деятельности ТОС.

§ Порядок владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в собственности ТОС, объем и условия правомочий собственника устанавливаются законодательством Российской Федерации.

И вести предпринимательскую деятельность?

§ ТОС может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, поскольку это служит достижению целей, ради которых он создан.

§ Это право регламентируется ФЗ-№7 «О некоммерческих организациях». Более конкретная информация содержится в главе 4 «Деятельность некоммерческой организации», статье 24 «Виды деятельности НКО».

Кто контролирует деятельность?

§ Контроль за поступлением и расходованием финансовых ресурсов ТОС осуществляет ревизионная комиссия, а также соответствующие органы финансового контроля.

§ Ревизионная комиссия избирается собранием или конференцией.

§ Порядок избрания ревизионной комиссии, права и обязанности ревизионной комиссии определяются уставом ТОС.

§ Ежегодный контроль за использованием финансовых средств осуществляется в форме годового отчета ревизионной комиссии на собрании или конференции ТОС.

Первый съезд территориального общественного самоуправления

Резолюция I-го Съезда ТОС Смоленской области от 10 октября 2017 года

В Смоленской области прошел Второй Съезд территориального общественного самоуправления

ИНФОРМАЦИЯ об органах территориального общественного самоуправления муниципального образования «Велижский район»

Шаг за шагом к большим переменам

Территориальное общественное самоуправление

Территориальное общественное самоуправление (ТОС) в соответствии с ч.1 ст.27 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» — самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Зачем нужен ТОС?

ТОС является эффективным инструментом для улучшения качества жизни людей на территории проживания.

Благодаря деятельности ТОС муниципальные образования получают развитие, укрепляются важнейшие элементы гражданского общества, выявляются и используются внутренние резервы территории, повышается активность населения.

Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан:

  • подъезд многоквартирного жилого дома;

  • многоквартирный жилой дом;

  • группа жилых домов;

  • жилой микрорайон;

  • сельский населенный пункт, не являющийся поселением;

  • иные территории проживания граждан.

ТОС вправе осуществлять следующую деятельность:

  1. организовывать участие населения в работе по обеспечению сохранности жилого фонда, благоустройству и озеленению территории;

  2. совместно с органами государственной власти и органами местного самоуправления осуществлять меры по социальной защите жителей территории;

  3. разрабатывать и принимать программы развития своей территории, вносить в установленном порядке предложения в планы и программы муниципального образования;

  4. принимать участие совместно с уполномоченными на это органами в осуществлении контроля за соблюдением норм и правил по землепользованию, в сфере строительства, торговли, общественного питания, бытового и иного обслуживания населения, иным вопросам, имеющим значение для территории общественного самоуправления;

  5. вносить предложения об улучшении работы общественного пассажирского транспорта;

  6. принимать меры по организации досуга населения, проведению культурно-массовых и спортивных мероприятий по месту жительства, развитию народного творчества;

  7. направлять в органы местного самоуправления обращения по вопросам, затрагивающим интересы жителей территории;

  8. проводить на своей территории исследования общественного мнения по наиболее важным вопросам местного значения, затрагивающим интересы населения территории;

  9. содействовать развитию дошкольного воспитания, внешкольной образовательной деятельности и работе клубов по месту жительства;

  10. выступать с правотворческой инициативой, подлежащей обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления в установленном порядке;

  11. выступать с инициативой о проведении публичных слушаний;

  12. вести в установленном порядке хозяйственную или иную деятельность, направленную на социально-экономическое развитие и бытовое обслуживание населения в соответствии с целями, предусмотренными уставом территориального общественного самоуправления;

  13. привлекать на добровольной основе средства жителей для развития социальной инфраструктуры территории;

  14. осуществлять общественный контроль за качеством уборки территории, вывоза мусора, работой соответствующих служб по эксплуатации домовладения и устранению аварийных ситуаций.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.

Регистрация ТОС в форме некоммерческой организации позволяет принимать участие в различных конкурсах и получать гранты на развитие своей территории, получать государственные субсидии. Кроме того, зарегистрированный ТОС может получать муниципальные заказы на благоустройство, самостоятельно определять исполнителя работ на своей территории. Зарегистрированный ТОС имеет право аккумулировать финансовые средства и направлять их на реализацию своих мероприятий, а также иметь в собственности имущество.

Органы местного самоуправления имеют право передать зарегистрированным органам ТОС для осуществления отдельные муниципальные полномочия.

На территории Ростовской области первые органы территориального общественного самоуправления стали формироваться еще в начале 90-х годов. Так, в городах Ростове-на-Дону, Батайске и Таганроге, Неклиновском и Белокалитвинском районах, начиная с 1991 года, начали формироваться уличные комитеты.