Транспортно заготовительные расходы

Если организация занимается торговлей, немалую часть ее затрат составляют транспортные расходы. Порядок их признания в налоговом и бухгалтерском учете может сильно различаться. О том, как учесть эти расходы и из чего они состоят, пойдет речь в статье.

Действующими нормативными документами по бухгалтерскому учету и налогообложению конкретный состав транспортных расходов при осуществлении торговых операций не определен. Приблизительный перечень транспортных расходов предложен Минфином России в Методических указаниях по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (далее — Методические указания). Документ утвержден приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н.

Однако работать с этим перечнем надо осторожно. В первую очередь он предназначен для производственных организаций, закупающих материалы и сырье. К тому же состав транспортных расходов, приведенный в Методических указаниях, описан скупо, а порой вызывает недоумение. Так, к транспортно-заготовительным расходам почему-то отнесены таможенные платежи и недостача и порча при транспортировке в пределах норм естественной убыли.

📌 Реклама Отключить

Многие бухгалтеры торговых организаций в целях бухгалтерского учета применяют ранее действовавшие Методические рекомендации по учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвержденные Роскомторгом по согласованию с Минфином России 20.04.95 № 1-550/32-2 (далее — Методические рекомендации Роскомторга). Они более удобны в практическом применении, чем Методические указания. Тем более что Минфин России разъяснил, что организации, как и ранее, могут руководствоваться подобными отраслевыми инструкциями (указаниями) с учетом требований, принципов и правил признания в бухучете показателей, раскрытия информации в бухгалтерской отчетности в соответствии с принятыми нормативными документами по бухучету. Об этом сказано в письме Минфина России от 29.04.2002 № 16-00-13/03 «О применении нормативных документов, регулирующих вопросы учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг)».

📌 Реклама Отключить

Поскольку Методические рекомендации в настоящее время не являются обязательными к применению, рекомендуем торговым организациям выбранный ими способ бухгалтерского учета транспортных расходов и их состав закрепить в учетной политике.

Состав транспортных расходов

Согласно пункту 2.2 Методических рекомендаций Роскомторга в бухгалтерском учете в состав транспортных расходов включаются следующие виды затрат:

— оплата транспортных услуг сторонних организаций за перевозки товаров и продуктов (плата за перевозки, за подачу вагонов, взвешивание грузов и т. п.);

— оплата услуг организаций по погрузке товаров и продуктов в транспортные средства и выгрузке из них, плата за экспедиционные операции и другие аналогичные услуги;

📌 Реклама Отключить

— плата за временное хранение грузов на станциях, пристанях, в портах, аэропортах в пределах нормативных сроков, установленных для вывоза грузов в соответствии с заключенными договорами;

— плата за обслуживание подъездных путей и складов необщего пользования, включая плату железным дорогам согласно заключенным с ними договорам.

Состав транспортных расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли, налоговым законодательством не установлен. Попробуем определить перечень этих расходов на основании других нормативных актов. Такое право предоставляет пункт 1 статьи 11 НК РФ. В нем сказано, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства России, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства. Разумеется, если иное не предусмотрено Кодексом.

📌 Реклама Отключить

При определении состава транспортных расходов в налоговом учете организации могут применять Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД). Так, согласно ОКВЭД класс 63 «Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность» включает погрузку и разгрузку грузов и багажа (группа 63.11 «Транспортная обработка грузов»), а также хранение и складирование всех видов грузов (группа 63.12 «Хранение и складирование») и другие виды деятельности, связанные с транспортировкой грузов. Получается, что к транспортным расходам относятся и сопутствующие услуги.

Таким образом, в целях налогового учета можно принять такой же состав транспортных расходов, как и в бухучете. Однако перечень этих расходов надо утвердить в учетной политике по налогообложению.

Налоговый учет транспортных расходов

Порядок отражения транспортных расходов в налоговом учете зависит непосредственно от условий договора с поставщиком. Согласно статье 320 НК РФ суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика — покупателя товаров относятся к прямым транспортным расходам в том случае, если эти расходы не включены в цену приобретения товаров. В учете поставщика порядок отражения транспортных расходов зависит от условий заключенного договора (см. табл. 1 на с. 48). 📌 Реклама Отключить

Транспортные расходы, связанные с реализацией товаров, при исчислении налога на прибыль признаются косвенными. Они списываются полностью в том периоде, в котором были реализованы товары (подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ). В декларации по налогу на прибыль такие расходы учитываются по строке 100 как прочие расходы.

Распределение прямых транспортных расходов

Налоговым кодексом предусмотрен единственно возможный порядок списания транспортных расходов в уменьшение прибыли. Независимо от принятого в бухгалтерском учете способа отражения транспортных расходов в целях налогообложения расходы на доставку товаров подлежат распределению на остаток товаров на складе.

Сумма прямых транспортных расходов, относящаяся к остаткам товаров на складе, определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в таком порядке:

📌 Реклама Отключить

1) складываем сумму прямых транспортных расходов, приходящуюся на остаток товаров на складе на начало месяца, и сумму прямых транспортных расходов, осуществленных в текущем месяце;

2) складываем стоимость реализованных товаров в текущем месяце и стоимость остатка товаров на складе на конец месяца;

3) рассчитываем средний процент транспортных расходов как отношение показателя, рассчитанного по пункту 1, к показателю, подсчитанному по пункту 2;

Таблица 1. Налоговый учет транспортных расходов по доставке товаров в зависимости от условий заключенного договора

Условия договора В учете поставщика В учете покупателя
Поставщик обязан доставить товар на склад покупателя.

Транспортные расходы поставщика включены в цену товара.

Обязанность покупателя оплатить транспортные расходы отдельно не оговорена.

Право собственности на товар переходит после его доставки на склад покупателя

Доход от оказания транспортных услуг отдельно не отражается Прямые расходы по доставке товара не формируются, даже если продавец отразил сумму транспортных расходов в первичных документах отдельной строкой
Поставщик обязан доставить товар на склад покупателя, а покупатель — оплатить стоимость товара и доставки (стоимость доставки в договоре не указана).

Переход права собственности на товар происходит в момент его отгрузки со склада поставщика

Отдельно отражается доход от оказания транспортных услуг, так как право собственности на товар перешло к покупателю в момент отгрузки товара со склада поставщика. Продавец обязательно выделяет сумму транспортных расходов в первичных документах отдельной строкой или в отдельном документе Формируются прямые расходы по доставке товара.

Сумма транспортных расходов текущего периода, связанных с приобретением товара, распределяется на остаток товара на складе

По условиям договора поставщик обязуется доставить товар, а покупатель — возместить поставщику фактически транспортные расходы осуществленные сверх цены на товар.

Переход права собственности происходит в момент поступления товаров на склад покупателя

Поставщик в данном случае помимо продажи товара оказывает покупателю услуги по транспортировке. Отдельно отражается доход от оказания транспортных услуг Транспортные расходы по условиям договора оплачиваются сверх цены товара. Соответственно сумма транспортных расходов у покупателя формирует прямые расходы по доставке товара

4) определяем сумму прямых транспортных расходов, относящуюся к остатку товаров на складе. Это произведение среднего процента транспортных расходов и стоимости остатка товаров на складе на конец месяца. 📌 Реклама Отключить

Распределение прямых транспортных расходов на остаток товаров на складе можно представить в виде формулы

Тост = (Тн + То) : (Со + Сост) х !Сост,

где Тост — сумма прямых транспортных расходов, относящаяся к остатку товаров на складе;

Тн — сумма прямых транспортных расходов, приходящаяся на остаток товаров на складе на начало месяца;

То — сумма прямых транспортных расходов, осуществленных в отчетном месяце;

Со — стоимость товаров, реализованных в отчетном месяце;

Сост — стоимость остатка товаров на складе.

Заметим, что согласно статье 320 НК РФ прямые транспортные расходы распределяются на остаток товаров на складе. Как видим, из расчета выпала стоимость отгруженных, но не реализованных товаров. Это противоречит общей норме пункта 2 статьи 318 Кодекса, согласно которой прямые расходы распределяются на остатки незавершенного производства, готовой продукции на складе и отгруженной, но не реализованной в отчетном периоде продукции.

📌 Реклама Отключить

А надо ли распределять транспортные расходы на остаток отгруженных, но не реализованных товаров? По этому вопросу существуют две позиции.

Сторонники одной точки зрения считают, что нормы статьи 320 НК РФ являются специальными. Они предназначены исключительно для организаций, занимающихся торговой деятельностью. То есть организации, занимающиеся торговлей, должны руководствоваться именно этими нормами и не распределять прямые транспортные расходы на стоимость отгруженных, но не реализованных товаров.

Но некоторые специалисты не согласны с такой позицией. По их мнению, фразу «на остаток товаров на складе» надо трактовать шире. А именно: как любой склад, на котором находятся товары налогоплательщика, а не только его собственный. Поэтому распределять транспортные расходы надо на остаток товаров на складе, на реализованные товары, а также те, которые отгружены, но не реализованы. Транспортные расходы, распределенные на стоимость отгруженных, но не реализованных товаров, учитываются не в месяце распределения, а позже, когда товары будут реализованы, то есть произойдет переход права собственности. Правомерность этой позиции подтверждается тем, что именно такие поправки в статью 320 НК РФ сейчас рассматриваются в Госдуме.

📌 Реклама Отключить

ПРИМЕР 1

Организация в июле 2004 года реализовала товары, покупная стоимость которых составляет 2 000 000 руб. На складе осталось товаров на сумму 500 000 руб. Остаток отгруженных, но не реализованных товаров на конец месяца — 200 000 руб.

Сумма прямых транспортных расходов, приходящаяся на остаток товаров на складе на начало июля, — 700 руб. За июль понесено транспортных расходов на сумму 56 000 руб.

При расчете стоимости остатка товаров в нее включаются стоимость остатка товаров на складе и стоимость отгруженных, но не реализованных товаров.

Сумма транспортных расходов, относящаяся к остатку товаров:

(700 руб. + 56 000 руб.) : (2 000 000 руб. + 500 000 руб. + 200 000 руб.) х (500 000 руб. + 200 000 руб.) = 14 700 руб.

Особенности определения прямых расходов

Затраты на доставку товаров учитываются в составе прямых расходов независимо от того, производится она чужим или собственным транспортом. 📌 Реклама Отключить

Если организация занимается только торговлей и использует собственный транспорт лишь для доставки приобретенного товара на собственный склад, порядок учета транспортных расходов прост. В этом случае можно предложить сформировать налоговый регистр прямых расходов транспортного подразделения. К таким расходам относятся затраты на ГСМ, амортизация автомобилей, зарплата водителей и начисленный на нее ЕСН (без учета страховых пенсионных взносов). Все эти расходы полностью относятся к прямым торговым расходам и распределяются на остаток товара на складе согласно порядку, установленному в статье 320 НК РФ.

Сложности с определением прямых расходов возникают, если организация использует свой транспорт помимо доставки товаров на склад также и для других перевозок. Например, для доставки товаров покупателям. В этом случае одна часть транспортных затрат является прямыми расходами, а другая — косвенными. Та часть транспортных затрат, которая относится к косвенным расходам, полностью принимается в уменьшение налогооблагаемой базы на основании подпункта 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Другую часть транспортных затрат, относящуюся к прямым расходам, списать полностью нельзя. Она распределяется на остаток товаров на складе в порядке, предусмотренном статьей 320 НК РФ.

📌 Реклама Отключить

Как в данной ситуации можно выделить прямые транспортные расходы? В налоговом законодательстве не прописано, как распределять транспортные расходы между видами перевозок. В этом случае организация может закрепить в учетной политике для целей налогового учета любой экономически обоснованный способ распределения расходов. Например, транспортные расходы могут распределяться на прямые и косвенные пропорционально расстоянию, пройденному транспортом.

ПРИМЕР 2

Организация занимается торговой деятельностью. На собственном транспорте она осуществляет доставку товаров на склад, а также другие внутренние перевозки. За июль 2004 года общий километраж транспорта организации составил 30 000 км, из них 12 000 км относятся к доставке товаров на склад. Транспортные расходы, понесенные в июле, представлены в налоговом регистре (см. табл. 2).

📌 Реклама Отключить

Таблица 2. Налоговый регистр транспортных расходов

Вид расходов Сумма, руб.
Расходы на ГСМ 350 000
Амортизация автомобилей 15 000
Зарплата водителей 45 000
ЕСН на зарплату водителей 9720

Сначала определим отношение расстояния, пройденного транспортом при доставке приобретенных товаров на склад организации, к общему расстоянию, пройденному транспортом за месяц. Этот удельный коэффициент равен 0,4 (12 000 км : 30 000 км). Сумма прямых транспортных расходов, подлежащих распределению на остаток товаров на складе, рассчитывается как произведение суммы транспортных расходов по организации в целом и удельного коэффициента прямых транспортных расходов: 📌 Реклама Отключить

(350 000 руб. + 15 000 руб. + 45 000 руб. + 9720 руб.) х 0,4 = 167 888 руб.

А если организация ведет несколько видов деятельности? Тогда ей придется определять сумму транспортных расходов, относящуюся к торговле. Она рассчитывается пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика (абз. 4 п. 1 ст. 272 НК РФ).

ПРИМЕР 3

Воспользуемся данными налогового регистра из примера 2. Допустим, организация кроме торговли занимается еще и производством. Выручка от торговой деятельности за июль 2004 года составила 5 000 000 руб., а от производственной — 2 000 000 руб.

В этом случае транспортные расходы надо распределить по видам деятельности.

Сначала рассчитаем, какую долю в общей выручке составляет выручка от торговой деятельности:

5 000 000 руб. : (5 000 000 руб. + 2 000 000 руб.) = 0,714.

Исходя из этой доли, рассчитаем сумму транспортных расходов, относящихся к торговой деятельности:

📌 Реклама Отключить

(350 000 руб. + 15 000 руб. + 45 000 руб. + 9720 руб.) х 0,714 = 299 800 руб.

Теперь можно рассчитать сумму прямых транспортных расходов, подлежащих распределению на остаток товаров на складе, исходя из удельного коэффициента прямых транспортных расходов. Сумма транспортных расходов, распределяемых на остаток товаров на складе, составит:

299 800 руб. х 0,4 = 119 920 руб.

Бухгалтерский учет транспортных расходов

Товары являются частью материально-производственных запасов организации. Порядок отражения транспортных расходов, связанных с приобретением товаров, в бухгалтерском учете определен ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов». Согласно пункту 6 этого документа затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов до места использования могут включаться в их фактическую себестоимость. В бухгалтерском учете себестоимость формируется так: 📌 Реклама Отключить

— фактическую себестоимость товаров в торговых организациях можно накапливать на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». В этом случае при поступлении товаров на склад их накопленная себестоимость списывается на счет 41 «Товары»;

— себестоимость товаров можно сразу формировать на счете 41.

ПРИМЕР 4

ООО «Чародейка» является торговой организацией. В июле 2004 года общество закупило товары на сумму 708 000 руб. (в том числе НДС — 108 000 руб.). Расходы по их доставке до склада составили 23 600 руб. (в том числе НДС — 3600 руб.).

Учетной политикой ООО «Чародейка» предусмотрено, что расходы по доставке товаров включаются в себестоимость товаров, а формирование себестоимости производится с использованием счета 15.

Бухгалтер ООО «Чародейка» сделает следующие проводки:

ДЕБЕТ 15 КРЕДИТ 60

— 600 000 руб. (708 000 руб. – 108 000 руб.) — отражена покупная стоимость товаров;

📌 Реклама Отключить

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

— 108 000 руб. — отражен НДС по приобретенным товарам;

ДЕБЕТ 15 КРЕДИТ 60

— 20 000 руб. (23 600 руб. – 3600 руб.) — отражена стоимость транспортных расходов по доставке товаров;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

— 3600 руб. — отражен НДС по транспортным услугам;

ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 15

— 620 000 руб. (600 000 руб. + 20 000 руб.) — отражена фактическая себестоимость товаров, поступивших на склад.

В бухучете есть еще один способ учета транспортных расходов. Организации торговли могут включать в состав расходов на продажу затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу. Такое право им предоставлено пунктом 13 ПБУ 5/01.

ПРИМЕР 5

Воспользуемся условиями примера 4. Предположим, учетной политикой ООО «Чародейка» предусмотрено включение расходов по доставке товаров в состав расходов на продажу. Формирование фактической себестоимости товаров производится на счете 41.

📌 Реклама Отключить

В этом случае бухгалтер сделает такие записи:

ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 60

— 600 000 руб. (708 000 руб. – 108 000 руб.) — отражена покупная стоимость товаров;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

— 108 000 руб. — отражен НДС по приобретенным товарам;

ДЕБЕТ 44 субсчет «Транспортные расходы» КРЕДИТ 60

— 20 000 руб. (23 600 руб. – 3600 руб.) — отражена стоимость транспортных расходов по доставке товаров;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

— 3600 руб. — отражен НДС по транспортным услугам.

Как видим, организациям торговли дано право самостоятельно определять в учетной политике порядок бухгалтерского учета транспортных расходов по приобретению товаров:

— либо в себестоимости таких товаров;

— либо в составе расходов на продажу.

Организации торговли могут доставлять приобретенные товары собственным транспортом. В этом случае в целях бухгалтерского учета они вправе воспользоваться пунктом 2.2 Методических рекомендаций Роскомторга и учитывать расходы по доставке товаров собственным транспортом по соответствующим статьям издержек обращения (расходы на оплату труда, амортизация основных средств и др.).

📌 Реклама Отключить

Существует еще один вариант учета. Расходы на доставку товаров собственным транспортом можно собирать на отдельном субсчете «Транспортные расходы» к счету 44. В дальнейшем они подлежат списанию в порядке, предусмотренном учетной политикой.

ПРИМЕР 6

Торговая организация доставляет товары от поставщика на свой склад собственным транспортом. В июле 2004 года зарплата водителей составила 150 000 руб., ЕСН и пенсионные взносы, начисленные на нее, — 53 400 руб., амортизация транспортных средств — 5000 руб., расходы на ГСМ — 20 000 руб. (без учета НДС).

Бухгалтер организации сделает следующие проводки:

ДЕБЕТ 44 субсчет «Транспортные расходы» КРЕДИТ 70

— 150 000 руб. — начислена зарплата водителей;

ДЕБЕТ 44 субсчет «Транспортные расходы» КРЕДИТ 69

— 53 400 руб. — начислены ЕСН и пенсионные взносы на зарплату водителей;

ДЕБЕТ 44 субсчет «Транспортные расходы» КРЕДИТ 02

📌 Реклама Отключить

— 5000 руб. — начислена амортизация транспортных средств;

ДЕБЕТ 44 субсчет «Транспортные расходы» КРЕДИТ 60

— 20 000 руб. — отражены расходы на ГСМ.

Иногда организация одним и тем же транспортом привозит товары на свой склад и осуществляет другие перевозки. Например, доставляет товары покупателям. В такой ситуации разделить транспортные расходы по видам перевозок достаточно сложно. Поэтому в учетной политике по бухгалтерскому учету можно прописать, что все транспортные расходы отражаются на счете 44 без их распределения.

Существует и другой вариант учета «общих» транспортных расходов. Организации могут в бухучете распределять транспортные расходы по видам перевозок пропорционально любому экономически обоснованному базису. При этом целесообразно установить такой же способ распределения «общих» транспортных расходов, как и в налоговом учете.

📌 Реклама Отключить

Порядок отражения транспортно-заготовительных расходов при учете товаров в неторговых организациях подробно определен Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. Пунктом 221 этих указаний установлено следующее. Излишние материальные запасы, переданные для продажи подразделению, осуществляющему торговую деятельность, списываются со счетов учета МПЗ на счет 41 «Товары». Они приходуются по фактической себестоимости, в которую включены и транспортные расходы.

Неторговые организации могут приобретать товары для перепродажи непосредственно через подразделения, которые осуществляют торговую деятельность. В этом случае транспортные расходы, связанные с приобретением товаров, учитываются на счете 44 «Расходы на продажу» по дополнительно вводимому субсчету «Коммерческие расходы по товарам» (п. 223 Методических указаний). Иного способа учета транспортных расходов, связанных с приобретением товаров, для неторговых организации в Методических указаниях не предусмотрено.

📌 Реклама Отключить

Многопрофильные организации осуществляют, как правило, несколько видов деятельности и имеют отдельное транспортное подразделение. Расходы такого подразделения отражаются по дебету счета 23 «Вспомогательное производство». Оказанные услуги списываются со счета 23 «Вспомогательные производства» в дебет счетов 20, 29, 44 и 90 по фактической себестоимости. При этом организации могут принять любую экономически обоснованную базу для распределения расходов вспомогательного производства. Например, пропорционально выручке, полученной от разных видов деятельности, или количеству работников в подразделениях и др. Принятый в организации порядок бухгалтерского учета и распределения транспортных расходов закрепляется в учетной политике.

Метод списания транспортных расходов и расчета транспортных расходов, приходящихся на остаток товаров на складе, определяется в учетной политике по бухгалтерскому учету. Многие организации используют прежний порядок, установленный пунктом 2.18 Методических рекомендаций Роскомторга. В конце месяца сумма транспортных расходов, приходящаяся на реализованные за текущий месяц товары, списывается в дебет счета 90 «Прочие доходы и расходы». Остаток по счету 44 равен сумме транспортных расходов, которая приходится на остаток не реализованных на конец отчетного периода товаров.

📌 Реклама Отключить

Сумма транспортных расходов, относящаяся к остатку товаров на конец месяца, исчисляется по среднему проценту транспортных расходов за отчетный месяц (с учетом переходящего остатка на начало месяца) в порядке, аналогичном тому, который установлен для распределения транспортных расходов в налоговом учете (см. формулу на с. 48). Причем в бухучете нет неопределенности в вопросе о том, как распределяются транспортные расходы. Они распределяются не только на остаток товаров на складе, но и на стоимость отгруженных, но не реализованных товаров, которые учтены на счете 45.

ПРИМЕР 7

Воспользуемся условиями примера 1.

Сумма транспортных расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров на конец месяца, в бухучете составит:

(700 руб. + 56 000 руб.) : (2 000 000 руб. + 500 000 руб. + 200 000 руб.) х (500 000 руб. + 200 000 руб.) = 14 700 руб.

31 июля 2004 года бухгалтер сделает проводку:

📌 Реклама Отключить

ДЕБЕТ 90-2 КРЕДИТ 44 субсчет «Транспортные расходы»

— 42 000 руб. (700 руб. + 56 000 руб. – 14 700 руб.) — списаны на себестоимость продаж транспортные расходы, относящиеся к реализованным товарам.

Как заполнить декларацию по налогу на прибыль, см. в статьях: «Заполняем новую декларацию по налогу на прибыль» // РНК, 2004, № 5; «Заполняем декларацию по налогу на прибыль за полугодие 2004 года» // РНК, 2004, № 13-14. — Примеч. ред.

Обратите внимание: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, начисленные на оплату труда водителей, являются косвенными расходами.

Темповая задержка речевого развития речи у детей

Темповая задержка речевого развития (ТЗРР) − явление, требующее комплексной диагностики для постановки диагноза. Многие родители не обращают внимания на лепет ребенка до трех лет. Действительно, все дети разные: одни бессвязно бормочут и долго не выговаривают конкретные звуки, у других речь чистая. Тот факт, что малыш долго молчит, не всегда является патологией, но лучше в этом убедиться, посетив специалиста.

По статистике, отклонение регистрируется у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек. ЗРР, или задержка речевого развития, встречается у 3–10% детей. Нарушение затрагивает все компоненты речи: воспроизведение звуков, словарный запас, грамматику фраз и умение связывать слова. Код по МКБ-10 – F 80.

Проявления болезни

Несмотря на рекомендации педиатров наблюдать за развитием ребенка с рождения, это отклонение обнаруживают чаще всего при оформлении в детский сад в возрасте от трех лет. ЗРР выражается в сниженной активности речи по сравнению с нормой при отсутствии нарушений в связочно-мышечном аппарате. Диагноз устанавливается после заключения врачебной комиссии, состоящей из логопеда, психолога и невролога. Основанием для подозрения считается недостаточный, ниже минимального уровня, словарный запас в возрасте до 3-х лет.

Типы отклонения по типу поражения аппарата:

  • Органическая форма возникает в результате перенесенной инфекции при беременности, как осложнение травм и заболеваний, повлекшее за собой поражение нервной ткани головного мозга.
  • Сенсорная вызвана тугоухостью, ребенок не слышит, не воспроизводит речь.
  • Темповая, или социально-педагогическая, означает, что пациент не испытывает необходимости разговаривать по разным причинам.

Нельзя недооценивать важность ЗРР, в последующем она отражается на формировании личности человека. Кроме того, возможна задержка психоречевого развития.

Почему возникает

Само название социально-педагогическое нарушение объясняет этиологию и указывает на факторы, способствующие возникновению патологии. Причины отставания в развитии речи:

  • игнорирование малыша взрослыми, ребенку не с кем разговаривать;
  • гиперопека, при которой не нужно ничего просить, все и так дадут;
  • нездоровая атмосфера внутри семьи, постоянные конфликты родителей;
  • мама и папа общаются на разных языках.

В семьях, где единственный собеседник малыша – телевизор, словарный запас ограничивается фразами из мультфильмов. Чрезмерное сюсюканье также провоцирует негативную реакцию. Насторожить родителей может использование малышом жестов, мимики для получения необходимой информации. Он привлекает к себе внимание различными звуковыми сигналами, может дергать взрослых за одежду для активизации внимания.

Диагностика и симптомы нарушения

Неразговорчивость может отражать характер ребенка, однако, излишняя пассивность и нежелание участвовать в ролевых играх в возрасте 3-х лет должны послужить поводом для обращения к специалисту. Основные признаки ЗРР – это нежелание ребенка разговаривать при отсутствии патологии со стороны органов и систем, в том числе, при сформированных связках и артикуляционном аппарате.

Важно не путать темповую ЗРР с дизартрией, когда причина патологии в поражении участка головного мозга, отвечающего за формирование речи. Ребенок все понимает, но не может выразить свою мысль.

Методы определения нарушения отличаются в зависимости от возраста:

  • Период до формирования речи (2-8 мес.): обращают внимание на аномалии бормотания, кривляния без звуков, однозвучные возгласы.
  • С 4-х месяцев патологией считается, если ребенок не выражает эмоций на события (во время игры, при уходе мамы).
  • С полугода дети в норме уже различают перемены интонаций, повторяют за взрослыми некоторые слова. При произношении его имени даже шепотом, они реагируют. Могут показать на картинке животное.
  • В 12 месяцев при ЗРР малыш не реагирует на звуки.
  • В 18 месяцев он все еще не справляется с произношением простых слов, но повторяет за другими, при этом темп речи снижен.
  • У 2-х летнего ребенка словарный запас порядка 50-100 фраз. Его речь уже состоит из простых предложений, он понимает, что ему говорят, выполняет просьбы (может принести игрушку, показать картинку).
  • При наличии патологии у трехлетних детей их с трудом понимают даже родные, такова степень нарушений произношения.

Диагноз темповая задержка речи не ставится только на основании этих признаков. Необходимо получить комплексную оценку состояния здоровья ребенка у разных специалистов.

Большое значение в коррекции данного состояния имеет ранняя диагностика. При обращении к врачу после 4-х лет коэффициент успешной терапии составляет лишь 0,5%.

При постановке ЗРР обязательно проводят дифференциальную диагностику с другими патологическими отклонениями речи. Постановка диагноза возможна только после выявления причины и характера нарушений. Среди заболеваний, сопровождающихся задержкой речевого развития, детский аутизм. Первые симптомы возникают в возрасте 2,5-3 лет. Ребенок может повторять фразы, говорить о себе, как о третьем лице. Отмечается также манерность, превышение или снижение порога чувствительности.

Малыш с синдромом Дауна отличается от здоровых детей внешне и имеет врожденные заболевания сердца, в результате умственной отсталости речь формируется медленно. Детский церебральный паралич (ДЦП) также приводит к задержке речевого развития. Чтобы исключить органические заболевания, пациента осматривают узкие специалисты (генетик, сурдолог).

Исправление темповой задержки речи

Терапия отклонения может быть традиционной и альтернативной. Схема лечения включает прием медикаментозных препаратов: витаминов, ноотропов, лекарств для стабилизации процессов нервной системы и нормализации церебрального кровотока. В качестве физиотерапии используют магнито- и электрорефлексотерапию для стимуляции с помощью передачи импульсов участков головного мозга, ответственных за развитие речи. Схема терапии подбирается индивидуально в зависимости от причин, вызвавших отставание от нормы. При социальных причинах стимуляция осуществляется через создание благоприятных для развития условий, подбор материалов для правильной речи и проговаривание всех действий.

Хороших результатов в развитии навыков речи добиваются с помощью рисования, лепки, вышивания. Большую роль в психологической и социальной адаптации играет катание на лошадях, плавание с дельфинами. В зависимости от возраста ребенку подбирают комплекс логопедических занятий для коррекции произношения звуков.

Иногда возможен так называемый «языковой взрыв», когда дети начинают говорить спонтанно и в больших объемах. Отмечается резкое увеличение словарного запаса. Чаще всего это происходит в летнее время года, во время активного роста. Толчком может послужить знакомство со сверстниками, занятия в небольших группах.

Профилактика задержки речи начинается еще в период беременности и заключается в поддержании здоровья будущей мамы и плода, создании оптимальных условий для его развития. В период до 3-х лет необходимо уделять внимание формированию речи ребенка и покупать ему развивающие игрушки, подобранные с учетом возраста. В 2–2,5 года нужно запланировать посещение логопеда.

Успех лечения зависит не только от раннего обращения к специалистам, но и от готовности родителей уделять время ребенку вне лечебного кабинета. Комфортная обстановка в семье является залогом развития здорового психологически и адаптированного к общению в социуме малыша. Чтобы не допустить задержки речи, необходимо больше времени проводить, общаясь с ним и наблюдая за его реакцией.

Транспортно-заготовительные расходы — понятие и состав

Транспортно-заготовительные расходы имеет практически любая фирма, приобретающая товары и материалы, которые формируют материально-производственные запасы. В чем специфика соответствующих расходов и как осуществляется их учет?

Транспортно-заготовительные расходы (или ТЗР) — что это такое?

ТЗР в бухучете

Учет ТЗР на отдельных счетах: нюансы

Налоговый учет ТЗР: нюансы

Итоги

Транспортно-заготовительные расходы (или ТЗР) — что это такое?

Под транспортно-заготовительными принято понимать расходы, связанные с процедурой приобретения фирмой материально-производственных запасов (или МПЗ) и представленные, в частности:

  • оплатой услуг по доставке материалов;
  • затратами на содержание складов, на которых хранятся МПЗ;
  • затратами на хранение МПЗ в сторонних организациях;
  • оплатой услуг по страхованию;
  • уплатой таможенных пошлин;
  • компенсацией услуг посредников;
  • процентами по кредитам на покупку МПЗ;
  • командировочными расходами сотрудников, участвующих в приобретении МПЗ;
  • недостачей, нормативными потерями МПЗ по пути от поставщика.

Данный перечень ТЗР — не исчерпывающий. Транспортно-заготовительные расходы могут быть представлены любыми издержками, что связаны со снабжением фирмы МПЗ.

ТЗР в бухучете

ТЗР в бухгалтерском учете можно учитывать несколькими способами.

1. ТЗР можно прямо включить в стоимость МПЗ. Соответствующие операции в бухучете оформляются проводкой Дт 10 Кт 60. Данный вариант оптимален, если в течение соответствующего периода нет значительных отклонений в величине ТЗР по партиям однотипных запасов.

Отметим, что, если средняя сумма ТЗР в общей стоимости поставок не превышает 10%, то ее можно не учитывать отдельно — включив вместо этого в себестоимость партии МПЗ. В случае если возможно вычисление среднего процента ТЗР, списание соответствующих расходов может также осуществляться посредством увеличения себестоимости оприходованных МПЗ на расчетный процент ТЗР.

2. Возможна фиксация операций с ТЗР на отдельных субсчетах счетов учета МПЗ и списание в расходы пропорционально оборотам использованных (реализованных) МПЗ.

Выбранный вариант учета ТЗР нужно зафиксировать в учетной политике.

Учет ТЗР на отдельных счетах: нюансы

Итак, учет транспортно-заготовительных расходов по второй схеме предполагает:

  • оприходование МПЗ по фактическим затратам;
  • оприходование МПЗ по плановым или учетным затратам.

В первом случае применяется проводка Дт 10 / ТЗР Кт 60, соответствующая стоимости ТЗР по закупке. Во втором — покупка с ТЗР отражается на счете 15, после — списывается на счет 10 по плановой цене в целях дальнейшего списания на счет 20 и расчета плановой себестоимости. В результате на счете 15 можно проследить отклонения показателей фактических затрат от плановых. Их необходимо отнести на счет 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей».

Проводки по рассматриваемой схеме учета ТЗР будут такими:

1. Корреспонденция для оприходования МПЗ по фактическим затратам: Дт 10 Кт 60.

2. Корреспонденции для оприходования МПЗ по плановым или учетным затратам:

  • Дт 10 Кт 15;
  • Дт 16 Кт 15;
  • Дт 20 Кт 16.

Есть еще одна возможная схема учета ТЗР, предполагающая раздельный учет:

  • ТЗР в виде стоимости доставки товаров;
  • прочих ТЗР, имеющих отношение к товарам.

Таким образом, данная схема учета применима только для операции с товарами.

Прочие ТЗР учитываются посредством вариантов 1-й или 2-й схем, рассмотренных нами выше.

Налоговый учет ТЗР: нюансы

Полезно будет рассмотреть некоторые нюансы налогового учета ТЗР. Существуют 2 наиболее распространенные его схемы — учет ТЗР в торговой организации и аналогичная процедура на производственном предприятии.

Одна из ключевых задач бухгалтера фирмы в обоих случаях — исчислить корректную сумму ТЗР в целях списания в расходы в отчетном периоде. Рассмотрим то, каким образом она решается.

Каким образом определить сумму «торговых» ТЗР? В соответствии с положениями ст. 320 НК РФ для этого должна использоваться следующая схема:

1. Вычисляется средний процент (ПРОЦ) ТЗР по формуле:

(ТЗР (НМ) + ТЗР (ТМ)) / (СЕБ (ТМ) + ОСТ (КМ)) × 100%,

где:

ТЗР (НМ) — расходы по остаткам нереализованных товаров по состоянию на начало месяца;

ТЗР (ТМ) — общая сумма расходов в текущем месяце;

СЕБ (ТМ) — себестоимость товаров, проданных в текущем месяце;

ОСТ (КМ) — остаток нереализованных товаров на складе по состоянию на конец месяца.

2. Вычисляется сумма ТЗР по остаткам нереализованных товаров (ТЗР (ОСТ)) по формуле:

ОСТ (КМ) × ПРОЦ.

3. Определяется сумма ТЗР, которые можно списывать в расходы в отчетном периоде по формуле:

ТЗР (НМ) + ТЗР (ТМ) – ТЗР (ОСТ).

Если фирма занимается производством, то для расчета ТЗР по материалам (как основному МПЗ) должна использоваться другая формула (она основана на положениях п. 87 приказа Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н):

(ТЗР (НМ) + ТЗР (ОТЧ)) / (ОСТ (НМ) + СТ (ОТЧ)) × 100% / СТ (РАСХ),

где ТЗР (НМ) — остаток ТЗР по состоянию на начало месяца;

ТЗР (ОТЧ) — сумма ТЗР по материалам, что поступили на фабрику за месяц;

ОСТ (НМ) — стоимость остатков материалов на начало месяца;

СТ (ОТЧ) — стоимость материалов, прибывших на фабрику за месяц;

СТ (РАСХ) — стоимость материалов, что были израсходованы в производстве за месяц.

Отметим, что если ТЗР относятся к материалам, что отпущены в производство, на нужды управления либо иные цели, их списание должно осуществляться ежемесячно (п. 86 приказа № 119н).

Рассмотренные налоговые схемы могут применяться и в бухгалтерском учете, в том числе для минимизации разниц между налоговыми и бухгалтерскими расчетами.

Итоги

Транспортно-заготовительные расходы — издержки, которые в большинстве случаев сопровождают приобретение фирмой различных материалов и товаров, составляющих МПЗ. Учет ТЗР в фирме может быть как бухгалтерским, так и налоговым. Осуществляться он может по разным схемам — в зависимости от специфики конкретных ТЗР, а также особенностей бизнес-модели фирмы — в частности, с точки зрения того, является она преимущественно производственной или торговой организацией.

Узнать больше о специфике учета материально-производственных запасов вы можете в статьях:

  • «Методы оценки материально-производственных запасов»;
  • «Налоговый учет материальных запасов, полученных в результате демонтажа, разборки или ремонта неамортизируемого имущества».

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Отделы материально-технического снабжения должны находить оптимальные решения при выполнении плана снабжения, исходя из наиболее рациональных форм реализации выделенных предприятию фондов. При решении вопроса о выборе форм снабжения (транзитной или складской) следует учитывать не только необходимость создания определенного запаса, но и величину расходов, связанных с получением и транспортировкой грузов, т. е. транспортно-заготовительных расходов. Эти расходы, относимые на стоимость материалов, состоят из затрат по возмещению расходов поставщиков по отправке материалов  

Основу планово-заготовительной цены составляет оптовая цена, которая в зависимости от вида материально-технических ресурсов может устанавливаться как франко-вагон станция назначения (железнодорожный тариф включается в оптовую цену) и как франко-вагон станция отправления (в оптовую цену включаются лишь транспортно-заготовительные расходы предприятия-поставщика).  
В настоящее время на большинство видов материальных ресурсов действуют оптовые цены франко-вагон станция (пристань) отправления. Кроме оптовой цены в планово-заготовительную цену включаются в зависимости от вида франке различные транспортно-заготовительные расходы наценки снабженческих и сбытовых организаций, транспортный тариф, расходы на перевозку грузов по подъездным железнодорожным путям химического  
Для планирования и учета расходования материальных ресурсов в подразделениях применяют планово-расчетные цены. На покупные изделия и полуфабрикаты, а также на отходы они строятся на основе соответствующих оптовых цен с учетом доплат, скидок и транспортно-заготовительных расходов. На продукцию и услуги собственного производства цены определяют на базе плановой или нормативной себестоимости изготовления продукции или услуг. Расходные нормы и нормативы пересматривают ежегодно перед разработкой плановых заданий и доводят до всех подразделений, в том числе до бригад.  
В фактическую себестоимость заготовления и приобретения материалов входят все расходы по заготовке и доставке их на склад предприятия 1) стоимость материалов по оптовым ценам, согласно счетам-фактурам (или счетам — платежным требованиям) поставщиков, 2) транспортно-заготовительные расходы и наценки снабженческих и сбытовых организаций.  
Фактурная стоимость — это сумма платежа эа поступившие материалы, указанная в счете-фактуре поставщика, включающая стоимость материалов по оптовым ценам промышленности и наценки сбытовых и снабженческих организ -ций, а также железнодорожный тариф или водный фрахт и другие транспортно-заготовительные расходы, если они не входят в оптовые цены и оплачены поставщиком, но за счет покупателя.  
Умножив расход материалов по учетным ценам на средник процент отклонения, получим сумму, которую необходимо списать с соответствующего счета материалов на те же счета-потребители, на которые была списана стоимость израсходованных материалов по учетным ценам, причем экономия отражается на указанных бухгалтерских счетах отрицательными (красными) числами, т. е. методом сторно, а перерасход или транспортно-заготовительные расходы — положительными (черными) числами, т. е. обычной записью. Допустим, например, что имеются следующие данные по реагентам  
В этом случае процент транспортно-заготовительных расходов будет равен  
Средний процент отклонения показывает (в относительном выражении) либо экономию или перерасход против плановой себестоимости заготовления, если последняя принята в качестве учетной цены, либо транспортно-заготовительные расходы, если материалы в текущем учете отражаются по оптовым ценам промышленности. Определяется он по тем же видам и группам материалов, по которым ведется учет фактической себестоимости их заготовления.  
В этом случае процент транспортно-заготовительных расходов будет равен (532500—500000)100/500000 = 6,5%, а сумма этих расходов, подлежащая списанию со счета Материалы на счет Основное производство , составит 420000-0,065 = 27300 руб.  
Фактическая себестоимость остатка на начало месяца SH Стоимость поступивших материалов по оптовым ценам Sn Транспортно-заготовительные расходы 5Т  
Величина затрат по приведенным выше калькуляционным статьям расходов находится с учетом транспортно-заготовительных расходов.  
Транспортно-заготовительные расходы по доставке электроизделий потребителям. Они зависят от расстояния, числа постав-  
При расчете коэффициентов к транспортно-заготовительным расходам относятся расходы по доставке материалов и оборудования от поставщиков до складов управлений (трестов) или до прирельсовых складов партий (экспедиций), а также расходы по оплате услуг снабженческо-сбытовых организаций, по упаковке, износу тары, погрузке и разгрузке материалов и оборудования на пути от поставщиков до указанных складов.  
Расходы на топливо для двигателей внутреннего сгорания определяют, исходя из норм расхода горючего, установленных на единицу объема работ или на время (в сутках), действующих оптовых цен промышленности на ГСМ с учетом транспортно-заготовительных расходов и объема или продолжительности работ.  
Транспортно-заготовительные расходы могут быть взяты по заводским нормативам, принятым в плане применительно к запасным частям, приспособлениям и инструменту. Монтажно-наладочные расходы определяют по сметам или укрупненным нормативам в пределах до 0,15 от прейскурантной или договорной цены. Таким же порядком рассчитывают монтажно-наладочные расходы и по оснастке собственного изготовления. При этом за базу принимают рассчитанную оптовую цену предприятия.  
Произведение оптовой цены материала (заготовки) на коэффициент, учитывающий транспортно-заготовительные расходы, составляет его планово-заготовительную цену.  
Затраты на энергию (пар, сжатый воздух, топливо) определяют на основе их часового расхода в соответствующих единицах, количества часов работы средств за год и стоимости единицы расходуемых ресурсов. В необходимых случаях должны также учитывать потерн ресурсов и транспортно-заготовительные расходы, обусловленные их приобретением. Аналогично определяют затраты на масло, воду и другие вспомогательные «материалы.  
Затраты на материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты определяют на основе расчета потреб ности в них по группам и видам, по оптовой цене с учетом транспортно-заготовительных расходов.  
Выбор той или иной формы снабжения определяется экономическими расчетами с учетом объемов потребления, действующих норм поставок, размера транспортно-заготовительных расходов, необходимого размера запаса у потребителя, а также объема капитальных вложений на создание и расширение складского хозяйства.  
Свод затрат, составляемый по принципу шахматного баланса, включает два раздела. В первом разделе по строкам приводятся затраты на производство в планируемом году по статьям расходов. Основа для определения этих показателей — расчеты затрат на сырье и материалы, топливо и энергию, на технологические цели и т. д. Одновременно в составе этих расходов выделяются элементы затрат и суммы затрат вспомогательных производств, которые не распределяются по элементам. Общий итог первого раздела должен быть равен общей сумме затрат на производство в планируемом году. Во втором разделе приводятся данные о затратах вспомогательного производства и транспортно-заготовительных расходах и производится выделение элементов затрат в составе этих расходов.  
Основой для определения этих показателей являются расчеты затрат на сырье и материалы, топливо и энергию на технологические цели и т. д. Одновременно в составе этих расходов выделяются элементы затрат и сумма затрат вспомогательных производств, которые не распределяются по элементам. Общий итог первого раздела должен быть равен общей сумме затрат на производство в планируемом году. Во втором разделе приводятся данные о затратах вспомогательного производства и транспортно-заготовительных расходах и производится выделение элементов затрат в составе этих расходов.  
Отклонения по транспортно-заготовительным расходам.  
Второй метод предполагает установление нормативной цены на уровне закупочной. В этом случае транспортно-заготовительные расходы будут составлять отклонение фактических затрат от норматива. Распределение отклонений и их отнесение на себестоимость продукции производится аналогично первому случаю.  
Отдел снабжения контролирует своевременность и качество материально-технического обеспечения производства, выполнение плана поставок по объему, номенклатуре, срокам, качеству, состояние и сохранность складских запасов, соблюдение норм отпуска материалов, транспортно-заготовительные расходы и др.  
Как показывают данные табл. 13.11, по сырью, основным и вспомогательным материалам, израсходованным на производство новокаина, а также по соответствующей им сумме транспортно-заготовительных расходов была получена экономия. Однако в ходе внутрихозяйственного анализа следует установить, не возникла ли она в результате необоснованного завышения норм расхода и цен на материальные ресурсы, закладываемых в плановые нормативы затрат. Кроме того, произошло снижение фактических затрат на оплату труда производственных рабочих и соответствующей им суммы отчислений на социальные нужды, что обусловлено причинами, рассмотренными выше.  
Итого затрат вспомогательных производств Всего затрат Итого Транспортно-заготовительные расходы Затраты других вспомогатель- ЯОР 43 ISO О p n WM. rMju i 1 I 2o тз ыо-З SS — t ll»li si Is H I I 9 s9SgS Статьи затрат  
При оценке реальности и обоснованности плана материально-технического снабжения химического предприятия необходимо проанализировать достоверность расчетов потребности в каждом виде материально-сырьевых ресурсов, соответствие действующих норм расхода их на единицу вырабатываемой продукции уровню организации производства, тождественность потребности по отдельным ресурсам, объемам и ассортименту планируемой к выпуску продукции. Кроме того, при анализе следует установить, на всю ли потребность в материально-сырьевых ресурсах имеются договора поставок географическое положение предприятий-поставщиков по отношению к анализируемому предприятию, и изменилось ли оно в текущем году по сравнению с прошлым годом. Изучение последнего фактора имеет важное значение для экономики предприятия, поскольку с этим связан уровень транспортно-заготовительных расходов. Необходимо иметь также в виду, что величина транспортно-заготовительных расходов зависит от правильного выбора форм снабжения предприятия транзитом или через склады снабжен-ческо-сбытовых организаций системы Госснаба СССР. Экономическое обоснование рационального способа получения предприятием материальных ресурсов позволяет наиболее эффективно решить проблему своевременности и равномерности их поставок, а также добиться снижения затрат по доставке сырья, материалов, покупных полуфабрикатов, топлива и др. На величину издержек обращении большое влияние оказывает рациональность прикрепления предприятий-потребителей к предприятиям-поставщикам.  
Транспортно-заготовительные расходы включают а) железнодорожный тариф или водный фрахт — провозную плату от станции или пристани (порта) отправления до станции или пристани (порта) назначения (со всеми дополнительными сборами) б) расходы по доставке материалов от станции или пристани назначения на склад предприятия—по погрузке, перевозке, выгрузке, укладке на складе и т. п. в) расходы по содержанию специальных заготовительных контор, складов и агентств, действующих (расположенных) в местах заготовок1 г) расходы на командировки по непосредственному заготовлению материалов д) потери от недостачи материалов в пути в пределах норм естественной убыли.  
Материалы, электроэнергия, сжатый воздух, вода. Затраты на материалы, сжатый воздух и воду определяют исходя из объема работ данного подразделения, технически обоснованных и прогрессивных удельных норм расхода и действующих оптовых цен (с учетом транспортно-заготовительных расходов) или плановой стоимости единицы расхода. Затраты на электроэнергию рассчитывают также исходя из установленных нормативов расхода электроэнергии на единицу работ, объема работ и плановой стоимости 1 кВт-ч электроэнергии. При отсутствии нормативов расход электроэнергии можно рассчитать исходя из мощности электроустановок и времени их работы. Затраты на электроэнергию складываются из основной платы за присоеди—ненную мощность трансформаторов и высоковольтных двигателей и дополнительной платы за каждый киловатт-час потребляемой активной энергии с учетом скидок или надбавок к тарифу за os ст.  
Затраты см охватывают стоимость основнььч материалов, полуфабрикатов собственного изготовления (отливок, поковок и др.), покупных изделий и полуфабрикатов с учетом транспортно-заготовительных расходов за вычетом выручки от реализации отходов материалов. Если структура материалов и полуфабрикатов, потребных для нового оборудования, подобна таковой по аналогичной, освоенной в производстве конструкции, то  
Стоимость топлива цтоа принимают по прейскуранту оптовых цен с учетом транспортно-заготовительных расходов. Однако если в качестве топлива используется газ, вырабатываемый на газогенераторной станции завода, стоимость его определяется на основании заводской калькуляции.  
Во втором разделе Свода затрат на строительст скважин итоговые суммы затрат вспомогательных по, разделений и транспортно-заготовительных расходе распределяются в соответствии с направлениями эта затрат путем отнесения их на основное производство выделением услуг капитальному строительству, каш тальному ремонту и сторонним организациям.  
Затраты механической мастерской распределяютс между вспомогательными подразделениями и услугам на сторону на основании специальных расчетов, ост ванных на фактических данных предшествующего год Транспортно-заготовительные расходы распределяютс между всеми подразделениями основного и вспомогг тельного производства пропорционально затратам н материалы.  
Стоимость сырья и материалов зависит также от их качества, внут-ригрупповой структуры, рынков сырья, роста цен на них в связи с инфляцией, транспортно-заготовительных расходов и др.  
Сделанные по данным табл. 13.9 выводы практически полностью могут быть использованы для оценки изменения производственной себестоимости выпускаемых лейкопластырным цехом готовых лекарственных средств на основании информации табл. 13.10. Исключение составляет увеличение расходов вспомогательных материалов на 752 тыс. руб., что помимо сумм перерасхода по цеховым, общехозяйственным, транспортно-заготовительным расходам,  

Особенности расходов грузоперевозчика

Транспортные расходы в широком смысле могут быть определены как сумма денежных затрат предприятия, связанных с доставкой произведённого или купленного товара контрагенту. Узкое определение транспортных расходов следует понимать, как расходы на содержание транспортных средств. Они являются основной статьёй компании, предоставляющей услуги перевозки грузов.

Критерии расходов транспортного предприятия

Расходы транспортной компании относятся к категории собственных издержек производства и делятся на две группы:

  1. Внутренние затраты — это собственные расходы транспортной компании на приобретение, обслуживание автотранспортных средств и сопутствующей инфраструктуры, включая необходимое оборудование.
  2. Внешние затраты – это расходы, связанные с требованием законодательства, например, платежи в систему «Платон», а также расходы, возникающие вследствие непредвиденных обстоятельств, например, аварии или пробки на дорогах.

Собственные расходы транспортной компании классифицируются по разным критериям. Основные из них являются общими для всех предприятий, вне зависимости от рода оказываемых услуг:

  • амортизация оборудования;
  • затраты на материалы, энергию и другие ресурсы;
  • оплата внешних услуги;
  • заработная плата;
  • расходы на социальное обеспечение;
  • налоги и сборы.

Амортизация приводит к поступательному износу оборудования, и как следствие, постепенному обесценению основных средств. В процессе амортизации затраты на покупку основных средств учитываются в расходах транспортной компании, которая регулярно делает амортизационные отчисления.

Это дает возможность собрать средства для приобретения новых основных средств: — здания, сооружения, машины и оборудование, транспортные средства; производственный и хозяйственный инвентарь и многое другое, — всё то, что относится к производственным материально-техническим ценностям.

Расходы на материалы и энергию включают затраты на топливо, смазочные материалы, масла, упаковку, затраты на электричество, воду, а также на офисные и рекламные материалы.
Нередко транспортная компания несёт дополнительные расходы на оказание внешних услуг:

  • экспедиторские услуги;
  • операции по перегрузке;
  • обновление программного обеспечения;
  • банковские услуги.

На протяжении многих лет эти расходы демонстрируют тенденцию к росту на транспортных предприятиях. Это связано с использованием аутсорсинга, в процессе которого происходит отделение отдельных направлений от базовой деятельности и передача их в эксплуатацию специализированным фирмам. Во многих случаях аутсорсинг приводит к снижению эксплуатационных расходов базового предприятия.

Особенности внутренних расходов транспортного парка

Затраты на вознаграждение включают вознаграждение в денежном и натуральном эквиваленте, которое получают работники вне зависимости от формы занятости. Социальное обеспечение и обязательные взносы, например, пенсионный фонд или фонд обязательного страхования, рассчитываются как процент от оплаты труда сотрудника.

Следующая статья расходов — это налоги и сборы, в которые такие компоненты, как: налог на имущество, налог на транспортные средства, сборы за лицензии.

Прочие расходы относятся к различным статьям, расходы на которые заложены в транспортной компании, такие как: страхование имущества, расходы на проживание, командировки.
С точки зрения финансовых бизнес-операций расходы предприятия делятся на постоянные и переменные.

К постоянным расходам относят амортизации, арендную плату, налог на имущество, заработную плату административного персонала. Их характерной особенностью является снижение удельных постоянных затрат вместе с увеличением объёма оказываемых услуг. Данная группа расходов свойственна для всех компаний вне зависимости от сферы деятельности. Особенностью расходов транспортного предприятия являются следующие переменные затраты:

  • стоимость факторов производства;
  • объём перевозимого груза или количество человек;
  • обеспечение расходов в процессе перевозки грузов или пассажиров;
  • обслуживание автотранспортных средств.

Объём переменных расходов растёт с увеличением количества тонн перевозимого груза и увеличением протяжённости маршрута. Например, увеличение количества пассажиров приводит к повышению затрат на их обработку в терминалах аэропорта. В свою очередь, увеличение скорости транспортировки или увеличение расстояния перевозки грузов становится следствием роста затрат на топливо.

Сумма постоянных и переменных затрат — это общая стоимость транспортной компании. Она рассчитывается по отношению ко всему предприятию или конкретной услуге. Затраты на единицу продукции означают пересчет общих затрат на единицу. Это может быть 1 тонна перевозимого груза, или перевозка одного пассажира, один тонно-километр перевозимого груза или рабочее время подвижного состава.