Транспортные расходы

Как учитываются транспортные расходы в смете (нюансы)?

Транспортные расходы в смете встречаются на практике в основном в документации строительных организаций. При этом отражение транспортных расходов в смете может являться одним из способов их документального обоснования.

Смета как документальное обоснование расходов

Транспортные расходы — что это?

Какие документы необходимы для обоснования транспортных расходов?

В чем особенности отражения транспортных расходов в бухгалтерском учете?

Как учитываются расходы на доставку в целях исчисления налога на прибыль?

Итоги

Смета как документальное обоснование расходов

Смета представляет собой детализацию расходов, которые планируется произвести для осуществления какой-либо процедуры. Например, в бухгалтерской практике смета часто применяется для обоснования представительских расходов, когда планируется провести мероприятия для осуществления переговоров и нужно рассчитать, сколько денег понадобится на аренду зала, доставку приглашенных лиц к месту проведения переговоров, кофе-брейки и прочие сопутствующие расходы.

О порядке документооборота представительских расходов см. в статье «Документальное подтверждение представительских расходов».

Что касается транспортных расходов на материалы в смете, у организаций, не ведущих строительную деятельность, они встречаются очень редко.

Транспортные расходы — что это?

Транспортные расходы — важнейшая статья затрат в учете любой организации, поэтому она требует корректного документального сопровождения. Но учитывая то, что такие расходы аккумулируют в себе все издержки организации, непосредственно связанные с организацией доставки товаров от продавца к покупателю, документы, подтверждающие их, могут быть самыми разнообразными — и по форме, и по особенностям составления и расчетов.

Так, транспортные расходы могут состоять непосредственно только из услуги доставки. Бывает и так, что данный вид расходов состоит из множества составляющих, связанных с выплатой зарплаты водителю, начислением страховых взносов, амортизацией автомобиля, закупкой топлива. Такая ситуация возможна, например, если сотрудник покупателя будет вывозить приобретенный товар собственными силами на личном автомобиле.

Какие документы необходимы для обоснования транспортных расходов?

В зависимости от способа осуществления доставки меняется и документальное обоснование.

В соответствии с п. 6 постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» от 15.04.2011 № 272 (далее — постановление № 272), которое регулирует процесс доставки на автомобиле, основным документом является транспортная накладная (далее — ТН). ТН — это неотъемлемая часть любого договора о перевозке товаров, ее составление осуществляется в трех одинаковых копиях — для каждого участника правоотношений: перевозчика, продавца и покупателя. В ней указываются сведения:

  • о сторонах сделки;
  • товаре;
  • сопроводительных документах (приводится их перечень);
  • автомобиле;
  • месте и дате погрузки/разгрузки товара;
  • сроках доставки;
  • прочая информация, указанная в приложении 4 к постановлению № 272.

Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» от 15.04.2011 № 272, приложение 4 — транспортная накладная.

Отметим, что ранее, чем ТН, была введена товарно-транспортная накладная формы 1-Т (далее — ТТН), утвержденная постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78, которая может применяться и в настоящее время.

Постановление Госкомстата России от 28.11.1997 № 78, форма 1-Т.

При перевозке железнодорожным транспортом таким документом выступает транспортная железнодорожная накладная (ст. 2 закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003 № 18-ФЗ).

При воздушных и речных перевозках также будут действовать свои накладные: авиагрузовая или речная.

Транспортировка же некоторых видов материалов зачастую требует составления сметы, из которой видно, как формируются данные расходы. В частности, использование сметы осуществляется строительно-подрядными организациями для корректного исчисления стоимости доставки с учетом как характеристик поставляемого материала, так и способа ее организации.

В п. 4.59 постановления Госстроя России «Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции» (с приложением МДС 81-35.2004) от 05.03.2004 № 15/1 (далее — МДС 81-35.2004) определены особенности калькуляции транспортных расходов строительных материалов.

Так, в смете осуществляется калькуляция транспортных расходов исходя из:

  • вида транспортного средства;
  • тарифа отправки;
  • пунктов отправления и прибытия;
  • расстояния, которое преодолел транспорт для доставки;
  • прочих условий, влияющих на доставку.

Пример

ООО «Путь» осуществляет перевозку строительных материалов автомобильным транспортом. Класс груза — 1, масса груза — 3 тонны, тариф перевозчика за 1 тонну груза — 10 000 руб. за каждые 50 км. В соответствии со сметой перевозчик осуществил доставку стройматериалов из Балашихи во Владимир, при этом протяженность его маршрута составила 150 км. Кроме того, в смету была включена стоимость погрузки и разгрузки стройматериалов, которая составила 60 000 руб. за 1 тонну.

Исходя из указанных данных стоимость перевозки 1 тонны = 10 000 × 150 / 50 + 60 000 = 90 000 руб.

При этом в п. 4.60 МДС 81-35.2004 предусмотрено, что если калькуляцию произвести нет возможности, то расчет доставки может быть произведен с применением нормативов, установленных для каждого конкретного случая, а в случае их отсутствия — в размере 3–6% от отпускной цены.

В чем особенности отражения транспортных расходов в бухгалтерском учете?

Произведенные транспортные расходы в бухгалтерском учете имеют 2 способа отражения:

  • включаются в фактическую себестоимость товаров (п. 6 ПБУ 5/01);
  • признаются расходами на продажу (п. 13 ПБУ 5/01).

Также отметим, что если доставка осуществляется личным транспортом, то в учете необходимо отнести к транспортным расходам издержки:

  • по заработной плате сотрудника, доставившего товар;
  • взносам во внебюджетные фонды, начисленным с его заработной платы;
  • топливу;
  • амортизационным отчислениям автомобиля;
  • прочим расходам.

В бухгалтерском учете порядок списания транспортных расходов, необходимо закрепить в учетной политике. Непосредственно списание расходов следует производить путем их распределения между:

  • товарами, реализованными в течение месяца,
  • остатком товара на конец месяца.

Как учитываются расходы на доставку в целях исчисления налога на прибыль?

В налоговом учете транспортные расходы учитываются в зависимости от того, кем они произведены: покупателем или продавцом. Если расходы осуществил покупатель, то признаваться в целях исчисления налога на прибыль они будут в соответствии со ст. 320 НК РФ. Кроме того, указанная норма содержит порядок расчета прямых транспортных расходов по нереализованным товарам.

При доставке основных средств и нематериальных активов покупатель включает транспортные расходы в стоимость указанных внеоборотных активов (п.1 ст. 257 НК РФ). Продавец же суммы доставки товара отражает как расходы, связанные с производством и реализацией (подп. 1 п. 1 ст. 253 НК РФ).

При этом в отношении документального сопровождения данных услуг налоговое законодательство содержит следующие требования (письмо Минфина России от 22.12.2011 № 03-03-10/123):

  • при доставке товаров транспортными организациями необходимо наличие ТН или ТТН;
  • при доставке личным транспортом покупателя необходим путевой лист;

О форме путевого листа см. в статье «Путевой лист грузового автомобиля для ООО — образец-2015».

  • при доставке транспортом поставщика — ТН или ТТН.

ВАЖНО! Письмо ФНС России от 21.03.2012 № ЕД-4-3/4681@ подтверждает возможность применения любого из документов (ТН или ТТН) при перевозках.

Итоги

Применение сметы, в которой детализированы транспортные расходы при перевозке материалов, в настоящее время встречается, как правило, только в работе строительных организаций. Основными документами, обосновывающими данные расходы, являются товаросопроводительные документы.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Что такое накладные и транспортные расходы?

В смете, которую мы составляем, указаны Накладные расходы (10% от стоимости работ) и Транспортные расходы (10% от стоимости материалов). По этим позициям часто возникают вопросы, поэтому поясню их целесообразность.

Накладные расходы — это расходы на ведение деятельности, которые не имеют прямого отношения к результату, но без них проведение ремонта невозможно. Туда попадают следующие группы расходов:

  • Амортизация оборудования, закупка расходного инструмента и нового современного оборудования, покупка униформы и спальных принадлежностей для рабочих;
  • Организация строительного городка: перевозка бытовок на участок, подключение к временным сетям (электричество, вода);
  • Премии и доплаты. Все расчёты с рабочими производятся за объёмы, а не за время, поэтому за всё, что выходит за рамки сметы, мы им доплачиваем. В частности, это касается еженедельной уборки на объекте. Кроме этого, мы поощряем лучших мастеров премиями за хорошую работу и инициативность.
  • Расходы на поддержание высокой культуры проведения работ на объекте. На результат ремонта прямо влияет отношение рабочих к этом процессу, поэтому если на объекте этой культуры нет, то и результат будет соответствующий. Мы укрываем парадный вход деревянным настилом, а фасад у входа обтягиваем плёнкой. Паркет можно просто укрыть плёнкой, а можно положить ветошь, а сверху фанерные листы и проклеить их лентой, чтобы предотвратить попадание песка. Окна можно закрыть плёнкой на скотче, а можно сделать временный деревянный каркас и вставить его в проём. Разумеется, всё это предполагает дополнительные траты, но выигрыш получается за счёт того, что рабочие начинают ответственно относиться к своему труду и добиваются максимального качества.
  • Непредвиденные расходы. Иногда случаются ситуации, когда нужно за свой счёт что-то переделать. Если у компании не заложен на это какой-то минимальный запас, то в случае возникновения таких ситуаций она начнёт «съезжать» от ответственности. Мы же изначально настроены решать спорные ситуации в пользу клиента.

Транспортные расходы — это ориентировочные расходы на снабжение объекта материалами. В смете они указаны как 10%, по факту там может быть и меньше. Эти расходы складываются из двух составляющих:

  1. Работа снабженца (5%, которые прописаны в дополнительном соглашении)
  2. Стоимость доставки (отчитываемся по чекам от поставщиков)

Что входит в работу снабженца и почему она столько стоит.

  • Организационная работа. Если доставка делается силами поставщика (как правило это большие закупки), то нужно организовать проезд в посёлок, встретить, проверить что привезли, пересчитать, расплатиться. Если материал оказался бракованный, то нужно отвезти его обратно на склад, оформить все бумаги и заменить товар. А если это, например, насос, который не работает, но выяснилось это на этапе пробного пуска, то нужно его еще демонтировать и потом снова поставить (и оплатить эту работу специалисту, потому что он не виноват в том, что насос был сломан). Кроме этого, снабженец иногда сам едет и покупает материал (например, что-то нужно прямо сегодня).
  • Во-вторых, это большая ответственность: наличные расчеты большими суммами, проверка комплектности и качества материала. В каком-то смысле эти 5% можно рассматривать как премию за риск, наподобие того, что берет себе страховая.

Более подробно процесс закупки материалов описан в дополнительном соглашении.

Мы не занимаемся перепродажей материалов. У нас есть несколько проверенных поставщиков (Юнистрой, Петрович и др.), у которых мы закупаемся большими объёмами на все наши объекты. Они дают нам хорошие цены, а мы регулярно их сравниваем и выбираем где что выгоднее закупить. Именно поэтому мы показываем цены поставщиков как есть, а расходы на снабжение объекта выносим отдельной графой.

здрасти…я конечно дико извиняюсь…я вот что случайно заметил в тех части сборника сметных цен…..
———III. СБОРНИК БАЗОВЫХ И ТЕКУЩИХ СРЕДНИХ СМЕТНЫХ ЦЕН НА МАТЕРИАЛЫ, ИЗДЕЛИЯ И КОНСТРУКЦИИ
Общая часть
—————-
Сметные цены на местные материалы, трубы, лесоматериалы, металлопрокат, плитки керамические рассчитываются по формуле (см. п. 12.)
Транспортная составляющая сметной цены с учетом заготовительно-складских расходов, усреднена и принята для:
кабельно-проводниковой продукции 1,035;
штучной электротехнической продукции 1,09
импортных материалов 1,04;
остальных ресурсов по таблице 3.1 в зависимости от класса груза.
Коэффициенты перехода от оптовых цен на строительные материалы, изделия и конструкции к сметным ценам в зависимости от класса грузов.
Таблица 3.1
Класс груза I II III-IV
Коэффициент перехода 1,075 1,1 1,12
12. Сметные цены на материалы и изделия части IV (за исключение материалов для озеленения) определяются по следующей формуле:
Ц см = ( Ц пост. + З тр + З тар. ) х К зс, где:
Ц см сметная цена материалов франко-приобъектный склад строительной площадки;
Ц пост. отпускная цена поставщика (завода или снабженческо-сбытовой организации) на материалы и изделия с учетом погрузки;
З тар. затраты на тару и реквизит определяются по разделу «Сметные цены на тару, упаковку и реквизит»;
К зс = 1,02 коэффициент, учитывающий заготовительно-складские расходы подрядных строительно-монтажных организаций;
Зтр затраты на транспорт — определяются по средним сметным ценам на перевозку грузов автомобильным транспортом, исходя из класса груза с учетов надбавок за перевозку в специализированном подвижном составе и усредненных расстояний перевозки материалов и изделий приведенных в таб. 3.2. Размер расходов по доставке материалов следует определять с учетом массы брутто (за исключением перевозки кирпича). Переходные коэффициенты от массы нетто к массе брутто принимаются по разделу «Сметные цены на тару, упаковку и реквизит».
При перевозке кирпича в контейнерах, пакетах, поддонах или других приспособлениях плата взимается за фактическую массу груза без учета массы контейнера, поддона и других приспособлений с применением надбавки в размере 15 %.
Таблица 3.2
№ п/п
Наименование груза Среднее расстояние
перевозки автотранспортом, учтенное при разработке средних сметных цен, км.
Тип специализированного подвижного состава
1 Бетоны 21 автобетоносмесители
2 Растворы строительные 21
3 Бетонные, гипсобетонные и шлакобетонные изделия 30
4 Кирпич и камни керамические; См. раздел
5 Известь, вяжущие и гипсовые вяжущие; 30 без тары цементовозы
в таре оборудованные тентами
6 Гравий керамзитовый, песок керамзитовый, гравий шунгизитовый, щебень аглопоритовый; 30
6 Земля, глина, торф, грунт и грунтовые смеси; глина оборудованные тентами
7 Щебень, гравий, песок, камень бутовый; 20
8 Щебень, шлак и смеси из металлургических шлаков; 30
9 Асфальтобетонные смеси 24
10 Плиты облицовочные и архитектурно-строительные изделия из природного камня:
— гранита
— мрамора
— известняка
30
30
121
11 Камни бортовые и стеновые из природного камня; 30
12 Сборные железобетонные изделия и конструкции 30 см. п.6, 11 и 12 таб. 2.5
надеюсь что то добавил)))))

Расчет транспортных расходов на единицу товара

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как правильно рассчитать транспортные затраты на единицу товара. Я считаю так:
Дано: партия товара
А – 4 шт по 1822 руб
Б – 2 шт по 1496 руб
В – 4 шт по 5814 руб
Г – 2 шт по 1176 руб
Д – 3 шт по 1552 руб
Е – 2 шт по 5614 руб
Ж – 9 шт по 331 руб
Общая сумма поставки — 54751,00 руб.
Стоимость доставки – 3845,00 руб
Вывожу коэффициент затрат: 3845,00/54751 = 0,07022703, который применим к любому товару из этой партии.
Допустим, выписан покупателю счет на А-1шт +В-1шт + Г-1шт + Ж-1шт
После оплаты списываю себестоимость товара по счету — (1822+5814+1176+331) = 9143 руб
и транспортные расходы 9143*0,07022703 = 642,09 руб
Т. о. в КУДиР отражается 9143 руб – списание себестоимости товара и 642,09 руб списание транспортных расходов.
Формула расчета транспортных расходов на единицу товара:
Стоимость доставки / себестоимость партии товара * себестоимость единицы товара.
Такой метод расчетов указан здесь Ссылка удалена модератором. Размещать ссылки и гиперссылки на другие СМИ и коммерческие сайты без согласования с администрацией портала запрещено правилами форума
Увидела в сети и другой способ.
Суммируются затраты на оплату партии товара и транспортные расходы
54751 + 3845 = 58596 руб. Эта сумма принимается за 100%.
Далее считается доля транспортных расходов 3845 / 58596 * 100% = 6,56%
Отсюда если продан товар общей себестоимостью 9143 руб, то транспортные расходы составят 9143/100*6,56 = 599,78 руб.
Такой метод указан здесь: Ссылка удалена модератором. Размещать ссылки и гиперссылки на другие СМИ и коммерческие сайты без согласования с администрацией портала запрещено правилами форума
Эти методы дают разные результаты. Какой из них верен, если транспортные расходы включены в стоимость товара?
Спасибо.