Трудоустройство и занятость

Работав Академгородке и Бердске

Рассмотрим четыре вида трудоустройства на работу, их преимущества и недостатки.

Первый и наиболее распространенный вид – это работа на постоянной основе. В данном случае вы социально и юридически защищены, так как ваши права и обязанности урегулированы трудовым договором. К тому же во время безработицы или потери работы вы можете рассчитывать на государственное пособие. Не стоит забывать, что из отчислений зарплаты вам впоследствии будет выплачиваться пенсионное пособие, а также предоставлена страховка. При необходимости банки могут выдать вам кредит без особых проблем, так как вы трудоустроены и способны оплатить проценты. И еще одно из преимуществ – это возможность самосовершенствоваться. Известно, что компании и организации заинтересованы в повышении опыта, уровня знаний и навыков своих сотрудников, поэтому есть шанс, что у вас будет бесплатная возможность улучшить свои познания в выбранной области.

Вторым видом трудоустройства является работа по контракту. В данном виде трудовых отношений никаких отчислений из зарплаты не происходит, вся сумма прописана в контракте. Зарплата в данном случае выше, чем у работников с трудовым договором, однако все налоговые отчисления вы должны вносить самостоятельно.

Третий вид – это работа с неполной занятостью. Как правило, она низкооплачиваемая и используется в качестве подработки. Хорошо подходит для студентов и молодых мам.

И последний вид – это волонтерство. Несмотря на то, что за него не платят заработную плату, его преимущество состоит не в деньгах, а в приобретении полезных связей. А также приобретение полезного опыта, который будет также учитываться при приеме на работу. Поэтому волонтерство можно также считать одним из видов трудоустройства.

Есть еще такие виды работы, как работа со свободным графиком, удаленная работа. Если вы выбрали такой вид работ, без сотового телефона и, скорее всего, практически постоянного выхода в Интернет, вам не обойтись. Постоянная связь с заказчиками, менеджерами и коллегами позволит вам работать, находясь даже на другом конце Земли, не теряя эффективности.

Рациональное трудоустройство: принципы, варианты трудоустройства, этапы трудоустройства инвалидов.

Рациональное трудоустройство – это комплекс мероприятий по организации трудоустройства инвалида в доступных ему по состоянию здоровья условиях труда.

Этапы:

На основании ИПР инвалиду подбирают подходящую работу. Однако ИПР, которая в настоящее время является основным медицинским заключением в этом плане, в подавляющем большинстве случаев основывается на узком перечне профессий (обычно – вахтер, уборщица и т. п.) и не отражает потенциальных профессиональных возможностей инвалидов. Трудовые рекомендации в ИПР обычно не имеют единых показателей, что не позволяет подобрать подходящее рабочее место в широком диапазоне доступных инвалиду профессий и видов работ.

В связи с этим городской центр занятости использует систему экспертной оценки потенциальных профессиональных возможностей инвалидов, которая позволяет совместить потенциальные профессиональные возможности инвалида с требованиями различных профессий и условий труда к состоянию его здоровья. Эта система в полной мере отвечает целям профессиональной реабилитации инвалидов с учетом того, что основное внимание в настоящее время переносится на индивидуализацию реабилитационных программ и соответствие их конкретным возможностям каждого инвалида.

При приеме на работу у инвалида должен быть обычный перечень документов, включая трудовую книжку, плюс еще два документа:

Ø Справка об инвалидности из бюро Медико-социальной экспертизы (МСЭ).

Ø Индивидуальная программа реабилитации (ИПР).

Принципы:

Трудоустройство инвалидов обладает рядом существенных особенностей. В частности, работодатель обязан:

ü соблюдать установленные для отдельных категорий работников ограничения на привлечение их к выполнению тяжелых работ, работ с вредными или опасными условиями труда, к выполнению работ в ночное время, а также к сверхурочным работам;

ü осуществлять перевод работников, нуждающихся в этом по состоянию здоровья, на более легкую работу согласно медицинскому заключению, выданному в установленном порядке, с соответствующей оплатой;

ü устанавливать перерывы для отдыха, включаемые в рабочее время;

ü создавать для инвалидов условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, а также проводить другие мероприятия.

ü сокращенную продолжительность рабочего времени;

ü некоторые ограничения по работе за пределами нормальных условий труда;

ü право на удлиненный ежегодный оплачиваемый отпуск и отпуск без сохранения заработной платы;

ü гарантии при расторжении трудового договора (например, согласно ст. 178 ТК РФ в случае сокращения численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе при равной производительности труда и квалификации имеют в т.ч. инвалиды Великой Отечественной войны и

инвалиды боевых действий по защите Отечества, а также работники, получившие в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание).

Статья 92 ТК РФ: инвалиды I и II групп имеют право на сокращенный рабочий день – в неделю не более 35 часов.

Статья 94: продолжительность рабочего дня инвалида дня не должна быть больше той, что указана в его медицинском заключении.

В ночное время, сверхурочно, в выходные и праздничные дни инвалид может работать, только если это не запрещено медицинским заключением, и только со своего письменного согласия. Работодатель обязан ознакомить работника-инвалида с правом на отказ от таких работ. Этому посвящены 96, 99 и 113 статьи ТК РФ.

Кроме Трудового кодекса, есть еще Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181 от 24 ноября 1995 года. В нем также есть статьи, посвященные инвалидам. Например, ежегодный оплачиваемый отпуск инвалида должен быть не менее 30 дней (ст. 23). А Трудовой кодекс добавляет: инвалид имеет право, кроме основного отпуска, получить до 60 календарных дней неоплачиваемого отпуска в году. И заявление на такой отпуск не может быть отклонено (статья 128 ТК).

Варианты:

1) На специализированное предприятие

2) В обычную фирму. Через центр занятости

3) Удаленная работа

Трудоустройство больных и инвалидов в СССР — система государственных и общественных мероприятий, направленных на привлечение к общественно полезному труду лиц с ограниченной трудоспособностью без ущерба для их здоровья.
Рациональное трудоустройство способствует восстановлению трудоспособности больных и инвалидов.
Трудоустройство больных, нуждающихся в облегченных условиях труда или смене профессии, осуществляется в соответствии с заключениями врачебно-консультационных либо врачебно-трудовых экспертных комиссий, решения которых являются обязательными для руководителей предприятий, учреждений, организаций, совхозов и колхозов. Обоснованность, целесообразность и точность определения трудовых рекомендаций являются важным условием успешного решения всей проблемы трудоустройства (см. Экспертиза).
Существуют различные формы трудоустройства инвалидов. При этом учитываются такие факторы инвалидности, как степень утраты (или ограничения) трудоспособности и нарушения функций, а также характер заболевания. Во всех случаях, когда это возможно, необходимо сохранять прежнюю профессию, рабочую обстановку и т. д.
Инвалидам III группы показанная по состоянию здоровья работа в первую очередь предоставляется на тех предприятиях, в учреждениях, где они работали до наступления инвалидности, т. е. в обычных производственных условиях. В этих случаях используются прежний опыт, навыки работы, профессиональные знания. Рациональное трудоустройство при инвалидности III группы заключается в изменении режима труда и отдыха, приспособлении оборудования к функциональным возможностям инвалида, специальной организации рабочего места, снабжении рабочими протезами и приспособлениями.
В отдельных случаях лица, нуждающиеся в особых видах труда, направляются на специализированные предприятия для инвалидов.
Одной из форм трудоустройства инвалидов II группы вследствие туберкулеза, сердечно-сосудистых и нервно-психических заболеваний является создание специальных цехов, организованных на базе специализированных предприятий или предприятий обычного типа. В таких цехах предусмотрено не только создание специфических и наиболее благоприятных для инвалидов условий работы, но и их профессиональное обучение.
Перспективной формой трудоустройства инвалидов II и I групп является организация надомных видов работ. Задачи по организации труда инвалидов в этом случае решают специализированные предприятия, а также предприятия местной промышленности и бытового обслуживания населения.
В РСФСР и других союзных республиках существуют общества слепых и глухих, располагающие сетью учебно-производственных предприятий. Эти предприятия являются основной базой для профессионального обучения (переобучения) и трудоустройства инвалидов II и I групп вследствие заболеваний органов зрения и слуха. Работающим на специализированных предприятиях предоставляются дополнительные льготы (ограниченные нормы выработки, сокращенный рабочий день, дополнительные оплачиваемые отпуска и др.). За работающими установлено постоянное врачебное наблюдение.
В общем плане социально-трудовой реабилитации частные вопросы трудоустройства решаются путем обеспечения инвалидов протезами и ортопедическими изделиями, мото- и велоколясками, автомобилями с ручным управлением и т. д. (см. Реабилитация).

Понятие трудоустройства, его формы и значение

Понятие занятости и формы занятости. Общая характеристика системы органов государственной службы занятости.

Под занятостью в трудовом законодательстве понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. Различные виды такой деятельности рассматриваются как формы занятости.

В соответствии с Законом о занятости занятыми считаются граждане:

· работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ, которые организуются специально для безработных;

· занимающиеся предпринимательской деятельностью;

· занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

· выполняющие работы (оказывающие услуги) по договорам гражданско-правового характера, в том числе по авторским договорам;

· являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);

· избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

· проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

· проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях, в том числе общеобразовательных, учреждениях профессионального образования и других, включая обучение по направлению службы занятости населения;

· временно отсутствующие на рабочем месте по уважительной причине (в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, исполнением других государственных обязанностей и др.);

· являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением организаций, участники которых не имеют прав в отношении их имущества — общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов.

Все остальные граждане считаются незанятыми. Однако следует иметь в виду, что незанятый гражданин и безработный — это, с точки зрения закона, не одно и тоже.

Безработным в соответствии с трудовым законодательством признается гражданин, если он:

· трудоспособен (при этом трудоспособными признаются мужчины от 16 до 60 лет и женщины от 16 до 55 лет, если они не признаны в установленном порядке инвалидами III или II степени ограничения способности к труду);

· не имеет работы и заработка (дохода);

· зарегистрирован в органах службы занятости по месту жительства в целях поиска подходящей работы;

· ищет работу и готов приступить к ней;

· не трудоустроен в течение 10 дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы;

· представил в орган службы занятости все необходимые документы — паспорт, трудовую книжку или документы, их заменяющие, документы, удостоверяющие его профессиональную квалификацию, справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) — паспорт и документ об образовании.

При наличии всех перечисленных условий орган службы занятости не позднее 11 дней со дня представления гражданином необходимых документов принимает решение о его признании безработным. При этом считается, что гражданин является безработным не со дня принятия решения о признании его безработным, а со дня представления им всех необходимых документов.

Занятость и безработица являются важнейшими экономическими характеристиками рынка труда, которые определяют его емкость, т.е. количественные границы.

Наиболее распространенным является представление о занятости как об основанном на общественном разделении труда социально-экономическом процессе приложения труда различных групп населения по сферам общественно-полезной деятельности: в общественном производстве, на учебе, и индивидуальном хозяйстве.

Категорию занятости необходимо рассматривать с двух позиций.

как экономическую категорию

как социально-экономическую категорию.

Характеристика занятости как экономической категории оправдана, если она исследуется непосредственно в процессе реализации ее в труде, где осуществляется соединение активной части населения со средствами производства, и занятость рассматривается в системе производственных отношений. Занятость отражает достигнутый уровень развития, вклад живого труда как реализованного фактора производства.

Вместе с тем занятость есть характеристика общественного производства, под которым понимается совместная деятельность работников, обладающих определенным набором качеств, по преобразованию предметов труда. Таким образом, занятость представляет собой механизм реализации взаимосвязей работников в процессе производства, то есть выступает социально-экономической категорией , и ее можно определить как социально-экономические отношения — соединения трудовых ресурсов со средствами производства.

Практические потребности учета населения вызывают необходимость выделения различных видов занятости. Так, в зависимости от количественных и качественных характеристик, различают занятость продуктивную (эффективную), полную, свободно избранная, неполную, скрытую, сезонную, маятниковую, периодическую и др.

Продуктивная (эффективная) занятость — во-первых, это занятость, приносящая трудящимся доход, обеспечивающий достойные условия жизни. Во-вторых, это теоретическое понятие, подразумевающее использование рабочей силы без потерь, когда достигается наибольший материальный результат. В связи с подобным понятием уместно ставить вопрос о степени эффективности занятости как об отношении фонда рабочего времени занятых за вычетом потерь рабочего времени к фонду рабочего времени занятых.

Полная занятость — это такое состояние общества, когда все желающие иметь оплачиваемую работу ее имеют, отсутствует циклическая безработица, но при этом сохраняется ее естественный уровень, определяемый фрикционной и структурной безработицей.

При социализме под полной занятостью понималось достижение ее высокого уровня в общественном производстве на основе ликвидации безработицы или создание таких материально-технических и социально-экономических условий, в соответствии с которыми каждому трудоспособному члену общества предоставляется возможность участвовать в общественно-полезном труде

Свободно избранная занятость предполагает, что право распоряжаться собственной способностью к труду принадлежит исключительно владельцу рабочей силы, т.е. самому работнику.

Неполная занятость представляет собой ситуацию, при которой общественно полезным трудом занята лишь некоторая часть экономически активного населения.

Скрытая занятость населения характеризуется тем, что определенная часть людей из числа находящихся в длительном отпуске без сохранения содержания, безработных, пенсионеров занимаются торговлей или предоставлением различных услуг населению (ремонт, строительство и т.д.) вне рамок официального их учета в качестве занятых.

Сезонная занятость представляет собой периодическое (в определенные сезоны) вовлечение трудоспособного населения в общественно полезную деятельность с учетом природно-климатических условий.

Маятниковая занятость — это особый вид занятости, который носит постоянный характер и в то же время связан с периодическими возвратными перемещениями во время трудовой деятельности.

Периодическая занятость — это вид занятости, предполагающий чередование периодов трудовой деятельности с равномерными периодами отдыха (работа вахтовым методом).

В пределах этих видов занятости выделяют такие формы как частичная и эпизодическая. К таким гибким (нетипичным) формам занятости относят нестандартные режимы использования полного рабочего времени, нестандартные формы занятости, повышенную гибкость в вопросах приема и увольнения, применение снижающих издержки систем заработной платы.

Понятие трудоустройства — более узкое, чем понятие занятости, а само трудоустройство предшествует занятости и является важнейшей его гарантией.
Трудоустройство — это процесс подыскивания подходящей работы, подготовки к ней и устройства на эту работу.
В широком смысле трудоустройство — это любой процесс устройства на работу, включая и самостоятельное трудоустройство, и с помощью органа занятости, и перевод высвобождаемого работника с его согласия в порядке трудоустройства на другую работу в той же организации.
В узком смысле — это деятельность государственных органов по оказанию помощи гражданам в поиске подходящей работы, включая процесс их профессиональной подготовки, участия в общественных работах и т.д.
Общее руководство трудоустройством в стране, принятие необходимых нормативных актов в данной сфере в настоящее время возложены на Министерство здравоохранения и социального развития РФ, которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы. Оно также возглавляет работу государственной службы занятости населения, основные направления деятельности которой определены в ст. 15 Закона о занятости.
До 2007 г. государственная служба занятости действовала в составе Федеральной службы по труду и занятости. В настоящее время в субъектах РФ создаются свои органы службы занятости, осуществляющие переданные им с федерального уровня полномочия в указанной сфере.

Различают следующие формы трудоустройства граждан:

  1. прямое (самостоятельное) обращение к работодателю по поводу работы (см. раздел 7);
  2. обращение к посреднику, в государственные органы по вопросам занятости — территориальные органы Минтруда России по месту жительства либо в негосударственные организации по содействию занятости населения, имеющие лицензии на соответствующий вид деятельности.Как указывалось ранее, регистрация безработных граждан, их перерегистрация и снятие с регистрационного учета в государственных органах занятости осуществляются в соответствии с Законом РФ от 19 апреля 1991 г. и Порядком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. № 458.

Трудоустройство – комплекс организ. правов. мер, обесп. труд. занятость граждан.Сист. гос. органов по трудоуст. возгл. Мин. труда и соц. развития РФ. В сост. каждого субъекта эти функции выполн. департамент трудоустройства населения, непоср. на местах –органы занятости населения в городах и районах.Орган. по вопр. занятости насел. содейст. гражд. путем поиска подход. работы, услуги по трудоустр. оказывает всем гражд. Предлаг. ОЗН работа должна соответст. квалификац. условиям по посл. месту работы, транспортн. доступности. Оплач. работа вкл. работу временного характ., треб. и не треб. подготовки и не противор. труд. зак-ву считается подходящей для гражд. работой.Подходящей не считается работа если она связана с переменой места жительства, усл. труда не отв. нормам тр. зак-ва, ср. заработок ниже чем на посл. месте работы. В том случ. если ОЗН не может предл. подх. работы работн. предл. пройти переподготовку. Право пройти обуч. имеют: безработн. инвалиды, безработн. гражд. по истеч. 6 мес. срока безраб, жены военносл. или увол. в запас, выпускники общеобраз. учрежд., впервые ищущ. работу и не имеющ. Профессии

Прием на работу

Наиболее распространенной процедурой кадровых служб большинства современных предприятий является прием на работу сотрудников. И это неудивительно, поскольку официальное трудоустройство является важным условием законной и эффективной деятельности как самого работника, так и его работодателя.

Поэтому стоит более подробно рассмотреть сущность и историю возникновения процедуры приема на работу, а также порядок ее проведения и права будущих сотрудников.

Понятие и история трудоустройства

Прием на работу сотрудника представляет собой процедуру, во время которой предприятие официально заключает с ним трудовой договор и подготавливает все необходимые для дальнейшей работы документы.

Проводится эта процедура по взаимному согласию обеих сторон, то есть работодателя и наемного работника.

Исторически использование наемного труда является очень давней процедурой, которая существовала еще во времена рабовладельческого строя. Однако официальные права и юридические гарантии у работников возникли совсем недавно, ближе к концу 19 века.

Что касается именно процедуры приема на работу, то как таковым моментом ее возникновения можно считать год принятия КзОТа советского образца 1918 года. В данном документе право наниматься на работу гражданам не предоставлялось, вместо них это могла делать только биржа труда. Также в нем отмечалась обязанность каждого работника иметь трудовую книжку.

Внесенные в 1922 году поправки и изменения в этот законодательный акт значительно расширили права рабочих, в том числе предоставили им право заключать как индивидуальные трудовые, так и коллективные договоры. При этом обязательной письменной формы этих документов не устанавливается, по желанию сторон они могут быть и устными.

Следующая редакция КзОТа приходится уже на 1971 год. В ней приводится более расширенное понятие трудового договора, а также право работника самому выбирать некоторые условия работы. В 1992 году вводится обязательная письменная форма этого документа.

Современный Трудовой кодекс был принят в 2001 году с учетом всех международных стандартов и правил трудовой деятельности. Именно в этой последней версии документа была наиболее четко регламентирована процедура приема на работу сотрудников и необходимые для ее проведения документы.

Права работников

Одной из юридических гарантий, при помощи которой защищаются интересы наемных работников, является предоставление им на законодательном уровне определенных прав при трудоустройстве.

К примеру, работник имеет право:

  • самостоятельно выбирать будущее место работы;
  • получать от работодателя достоверную и полную информацию обо всех существенных условиях труда;
  • заключать официальный трудовой договор, закрепляющий эти условия, оформленный в письменном виде;
  • требовать от работодателя включения в договор таких условий, которые не противоречат нормам действующего трудового законодательства и не ухудшают его положение;
  • перед подписанием договора ознакомиться с ним, а также получить одну копию документа для личного хранения.

Также стоит учесть, что будущий руководитель не вправе требовать от соискателя предоставления тех документов, которые не обозначены в Трудовом кодексе.

Исключением могут быть только ситуации, при которых для трудоустройства требуется прохождение специальных процедур (например, медицинского осмотра).

Кроме этого, существуют и некоторые другие гарантии:

  1. Ограниченный срок испытания. Он может составлять максимум 3 месяца. Для некоторых категорий работников данное условие в трудовой договор вообще нельзя включать.
  2. Равные права всех граждан при трудоустройстве. Значение имеют лишь его профессиональные качества и навыки. Работодатель не должен обращать внимания на такие детали, как раса, цвет кожи, возраст, половая принадлежность и т. п. Отказывать в заключении трудового договора по этим основаниям он также не имеет права. Исключение составляют лишь некоторые виды работ, выполнять которые могут не все работники.
  3. Право получить обоснование отказа в приеме на работу и обжаловать его в судебном порядке. При наличии нарушений со стороны нанимателя его могут оштрафовать и даже принудить к заключению трудового договора с соискателем.

Кроме этого, некоторыми правами наделяются и отдельные категории граждан. Например, инвалиды могут быть трудоустроены на предприятие при наличии на нем квотируемых рабочих мест. Более подробно подобные льготы регулируются уже некоторыми положениями ТК РФ или отдельными законодательными актами.

Порядок трудоустройства

Порядок приема на работу нового сотрудника регулируется ст. 68 ТК РФ. Кратко данную процедуру можно представить следующим образом:

  1. Обращение работника и предоставление им необходимых документов. Их перечень приведен в ст. 65 ТК РФ.
  2. Получение от работника заявления о приеме на работу. Этот документ не является обязательным, однако на большинстве предприятий все же предусмотрен.
  3. Ознакомление нового сотрудника с локальными актами компании, в том числе и с коллективным договором. Перечень этих документов приведен в законодательстве.
  4. Заключение трудового договора путем подписания его сторонами. При этом один экземпляр документа необходимо отдать подчиненному.
  5. Издание приказа о приеме на работу. Содержимое данного документа должно соответствовать условиям заключенного договора.
  6. Внесение в трудовую книжку соответствующей записи о приеме на работу сотрудника. Запись должна вноситься согласно установленным правилам.
  7. Оформление личной карточки работника и внесение данных о нем в другие документы компании.

После этого процедура трудоустройства считается завершенной, а работник может на законных основаниях приступать к работе.