Содержание
- Цели и задачи специальной оценки условий труда
- СОУТ — это специальная оценка труда
- Что такое СОУТ рабочих мест (расшифровка и правовое регулирование)?
- Чем является специальная оценка условий труда на рабочем месте?
- Какова цель СОУТ в области осуществления мер по охране труда?
- Что включает в себя СОУТ, какие этапы предусматривает, каковы последствия ее проведения?
- СОУТ — изменения в 2017-2018 годах
- Что такое СОУТ? Подготовка и порядок проведения
- Закон о СОУТ
- Закажите СОУТ по цене от 770 р. /рабочее место
- Как проводится идентификация?
- ВАЖНО!
- Почему это важно?
- Внеплановая СОУТ
- СПРАВКА О КОМПАНИИ
Цели и задачи специальной оценки условий труда
Институт специальной оценки условий труда (СОУТ – Спецоценка, – ред.) – один из молодых в стране, заработал с 1 января 2014 года. Порядок разрабатывался в максимально короткие сроки для исполнения Поручения Президента РФ Путина В. В. № Пр-2499 для замещения рабочих мест с вредными и опасными условиями труда (ВОПФ, – ред.) и модернизации прежнего порядка – аттестации рабочих мест. С введением СОУТ был обновлен подход к оценке условий труда и порядок назначения льготных пенсий.
Спецоценка направлена на подтверждение соответствия условий труда на рабочих местах сотрудников нормативам в области охраны труда. Предполагается, что процедура позволит исключить или минимизировать риски и опасности при выполнении должностных обязательств и в дальнейшем повлиять на создание системы управления профессиональными рисками в организации. У спецоценки есть и иные цели. Подробнее о них.
1 цель. Сохранение здоровья работников. Приоритетная цель является основой государственной политики и лежит в основе Закона об охране труда. СОУТ позволяет стимулировать работодателя на обеспечение безопасной трудовой деятельности.
2 цель. Разработка мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников. В случае, если будут выявлены ВОПФ, работодатель обязан в течение срока действия результатов устранить или снизить их влияние и обезопасить сотрудника. Как и какими способами? Это будет указано в рекомендациях, подготовленных по итогам процедуры совместно с экспертами СОУТ и комиссией, участвующей в проведении.
3 цель. Обоснование расходов на мероприятия по модернизации условий труда. Как правило, большинство организаций в годовой бюджет закладывают минимальные средства на охрану труда или вообще не выделяют их. При выявленных нарушениях, необходимо привести производство в соответствие. Часть затрат на мероприятия по улучшению можно возместить посредством ФСС.
4 цель. Расчет скидки (надбавки) к страховому тарифу на обязательное страхование от несчастных случаев и профзаболеваний. За счет ФСС можно компенсировать расходы на спецоценку путем снижения страхового тарифа и предоставления скидки. Для этого необходимо иметь данные результатов исследования, на основе чего ведомство определяет, какая скидка положена работодателю.
5 цель. Установление размера дополнительного тарифа страховых взносов в ПФР. Дополнительные тарифы применяются к рабочим местам, состоящим в Списках №1 и №2 на льготное пенсионное обеспечение. Если работодатель не проводит СОУТ, он обязан уплачивать доптариф страховых взносов, который в 2016 году равен для Списка №1 – 9%, для Списка №2 и «малым спискам» – 6%. При проведении СОУТ, самый максимальный тариф уплачивается только при 4 классе условий труда – 8%, минимальный – для класса 3.1 равен 2%.
6 цель. Организация предварительных и периодических медосмотров. В случае необходимости работникам назначаются медосмотры. В документах СОУТ даются ссылки на Приказ №302н Минздравсоцразвития, где отражается информация о периодичности медосмотров и видах обследования для той или иной профессии.
7 цель. Назначение гарантий и компенсаций работникам. За работу во вредных условиях труда работникам положены компенсации, их виды можно установить после получения результатов СОУТ. В зависимости от класса условий труда, работнику может быть назначен дополнительный отпуск, сокращенная рабочая неделя, надбавка к заработной плате. При классе 3.3 и выше, предоставляются все 3 вида компенсаций.
8 цель. Обеспечение работников СИЗ (Средства индивидуальной защиты, – ред.). При СОУТ оценивается их эффективность. Если никогда не выдавались СИЗ, или их недостаточно, а они положены сотруднику по типовым нормам, эксперт укажет на их неэффективность.
9 цель. Решение трудовых споров. Для решения разногласий между работодателем и работником по вопросу условий труда важно иметь заключение независимой экспертной организации – документы СОУТ. Они являются неким дополнительным соглашением к трудовым отношениям, где работник и работодатель достигают согласия в вопросах охраны труда. Подробнее .
10 цель. Снижение риска возникновения инцидентов и несчастных случаев, профзаболеваний. Во время проведения СОУТ можно оценить первоначальный риск несчастного случая, а также возникновения профзаболевания у сотрудника.
Для достижения данных целей требуется проведение комплексных работ по СОУТ. Собственно, главная задача – провести исследования качественно, чтобы получить реальное представление об условиях труда на рабочих местах. Благодаря этому, каждая из перечисленных целей будет достигнута в короткие сроки.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
СОУТ — это специальная оценка труда
Что такое СОУТ рабочих мест (расшифровка и правовое регулирование)?
Чем является специальная оценка условий труда на рабочем месте?
Какова цель СОУТ в области осуществления мер по охране труда?
Что включает в себя СОУТ, какие этапы предусматривает, каковы последствия ее проведения?
СОУТ — изменения в 2017-2018 годах
Что такое СОУТ рабочих мест (расшифровка и правовое регулирование)?
СОУТ — аббревиатура, с которой должен быть знаком каждый работодатель, имеющий в штате сотрудников. Расшифровывается данное сочетание как «специальная оценка условий труда». С 2014 года СОУТ не только заменила собой АРМ (аттестацию рабочих мест), но и во многом расширила комплекс проводимых мероприятий.
АРМ как обязанность работодателя существовала в ТК РФ до 31.12.2013. Порядок ее проведения был утвержден соответствующим приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 342н. Понятие СОУТ фигурировало в ч. 4 ст. 58.3 закона «О страховых взносах…» от 24.07.2009 № 212-ФЗ», результаты которой при проведении процедуры в порядке, определенном отдельным законом, могли применяться в качестве основания для освобождения организации от обязанности уплаты взносов по страхованию в ПФР по дополнительным ставкам.
28.12.2013 был подписан закон о поправках в отдельные законодательные акты от 28.12.2013 № 421-ФЗ, который упразднил вышеперечисленные нормы и исключил АРМ из ТК РФ. Одновременно с ним увидел свет закон «О СОУТ» от 28.12.2013 № 426-ФЗ (далее — закон № 426), который полностью заменил собой ранее существовавшие положения об АРМ и установил порядок проведения нововведенной процедуры. 01.01.2014 указанные выше акты вступили в законную силу.
Чем является специальная оценка условий труда на рабочем месте?
Специальная оценка рабочих мест по условиям труда является единой совокупностью последовательно реализуемых мероприятий, направленных (ч. 1 ст. 3 закона № 426):
- на идентификацию возникающих в процессе труда негативных факторов, являющихся вредными либо представляющими опасность для здоровья трудящихся;
- оценку степени влияния указанных выше факторов на работника, учитывая отклонение их реальных значений от установленных гигиенических показателей (нормативов) условий труда (далее — УТ) и эффективности использования индивидуальных и коллективных средств защиты трудящихся.
Спецоценка организуется в отношении всех трудящихся, в том числе офисных сотрудников. Исключение составляют (ч. 3 ст. 3 закона № 426):
- надомники (ст. 310 ТК РФ);
- сотрудники, выполняющие работу дистанционным способом (ст. 312.1 ТК РФ);
- лица, поступившие на работу к физическому лицу, не зарегистрированному в качестве ИП.
Итогом проведения СОУТ является определение классов или подклассов УТ на местах, где сотрудниками фактически осуществляется работа (ч. 2 ст. 3 закона № 426).
В зависимости от степени вредности или уровня опасности выделяется 4 категории УТ:
- оптимальные — УТ 1 класса;
- допустимые — УТ 2 класса;
- вредные — УТ 3 класса;
- опасные — УТ 4 класса.
Подробное описание каждой категории приведенной классификации содержится в ст. 14 закона № 426.
Какова цель СОУТ в области осуществления мер по охране труда?
Итоговые результаты спецоценки применяются в следующих целях (ст. 7 закона № 426):
- для организации мероприятий, способствующих улучшению УТ трудящихся;
- информирования сотрудников об УТ, имеющихся рисках негативного влияния на их здоровье, способах защиты, а также полагающихся гарантиях и компенсационных выплатах;
- оснащения персонала средствами индивидуальной, а рабочих мест (далее — РМ) — коллективной защиты;
- контроля за состоянием УТ на РМ;
- организации обязательных медосмотров сотрудников — как предварительных (при устройстве лица в организацию), так и периодических (в процессе осуществления работы);
- подготовки отчетности об УТ в органы статистики;
- проведения оценки степени профессиональных рисков на производстве;
- урегулирования разногласий, возникающих в процессе обеспечения безопасных УТ;
- принятия иных мер, предусмотренных нормативно-правовыми актами РФ.
Что включает в себя СОУТ, какие этапы предусматривает, каковы последствия ее проведения?
Согласно ч. 1, 2 ст. 8 закона № 426, спецоценку организует работодатель за свой счет, привлекая на основании договора организацию, специализирующую в этой области (далее — организация-оценщик). При этом проводить спецоценку правомочны только аттестованные эксперты. Если в штате организации-оценщика менее 5 таких сотрудников, причем хотя бы у одного из них нет высшего образования в области гигиены труда, общей гигиены или лабораторных исследований санитарии и гигиены, она не имеет права оказывать данную услугу.
Проходить СОУТ необходимо как минимум 1 раз в 5 лет (ч. 4 ст. 8 закона № 426). В определенных ст. 17 того же закона случаях (например, при вводе новых РМ), руководитель обязан организовать спецоценку вне установленного плана в сроки, установленные указанной нормой (например, в течение года после ввода новых РМ).
Не знаете свои права? Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ.
Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.
Примечание: в случае прохождения АРМ до начала 2014 года СОУТ может не осуществляться 5 лет, в течение которых результаты аттестации считаются действительными. Исключением является организация внеплановой СОУТ (ч. 4 ст. 27 закона № 426).
СОУТ проходит в несколько этапов.
1. Подготовка
На данной стадии работодатель:
- заключает договор с организацией-оценщиком о ее участии в СОУТ;
- формирует комиссию по СОУТ с нечетным количеством ее участников из числа сотрудников предприятия, утверждает ее состав, а также график прохождения спецоценки путем издания приказа (ч. 1, 2 ст. 9 закона № 426).
До начала осуществления СОУТ комиссия утверждает список РМ (с указанием аналогичных), в отношении которых будет проведено данное мероприятие (ч. 5 ст. 9 закона № 426). Аналогичными признаются РМ с полностью идентичными УТ (ч. 6 ст. 9 закона № 426). СОУТ осуществляется в отношении 20% аналогичных РМ от их общего количества, но не менее 2 (ч. 1 ст. 16 закона № 426).
2. Идентификация
Процедура идентификации осуществляется в соответствии с методикой проведения СОУТ, утв. приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 № 33н (далее — Методика). Важную роль в идентификации играет и классификатор негативных факторов производства (приложение № 2 к приказу № 33н), который содержит перечень отрицательно влияющих на здоровье сотрудника условий (физических, биологических, химических и др.).
Идентификация представляет собой выявление и сопоставление совпадений фактически имеющихся УТ с предположительно вредными (опасными) показателями, содержащимися в классификаторе (ч. 1 ст. 10 закона № 426). Проводит ее исключительно эксперт организации-оценщика, а результаты идентификации утверждаются комиссией (ч. 2 ст. 10 закона № 426).
Указанная процедура не производится в отношении РМ (ч. 6 ст. 10 закона № 426):
- сотрудников, чьи специальности содержатся в списках, на основании которых заблаговременно назначается страховая пенсия по достижении старости;
- работников, которым за УТ при воздействии негативных факторов полагаются гарантии и компенсационные выплаты;
- по результатам ранее организованной аттестации (или СОУТ) которых уже были установлены негативные факторы УТ.
Итогом идентификации является признание допустимости УТ в случае, когда негативные факторы не были обнаружены, либо выявление недопустимых показателей (ч. 5 ст. 10 закона № 426). В последнем случае участники комиссии должны принять совместное решение об испытании данных факторов, которое проводится экспертами лаборатории организации-оценщика (ст. 12 закона № 426).
Если у вас остались нерешенные вопросы, ответы на них вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.
3. Оформление результатов
Работодатель, осуществивший СОУТ — специальную оценку условий труда, должен составить отчет и отразить в нем полученные результаты. Данный документ утверждается председателем комиссии и подписывается всеми ее членами (ч. 1, 2 ст. 15 закона № 426).
Далее работодателю необходимо:
- уведомить о проведенной СОУТ организацию-оценщика путем направления в ее адрес отчета (копии) не позднее 3 дней с момента его оформления и подписания (ч. 5.1 ст. 15 закона № 426);
- ознакомить персонал с итогами спецоценки под подпись, а также разместить информацию о проведенной СОУТ на своем сайте (если он имеется) в течение 30 дней с момента окончательного формирования и принятия отчета (ч. 5, 6 ст. 15 закона № 426).
4. Декларирование факта соответствия УТ нормативам
Это необходимо в том случае, если негативных факторов не было выявлено в ходе СОУТ, либо они были определены в качестве допустимых показателей или признаны оптимальными. Декларация предъявляется в трудовую инспекцию по месту регистрации работодателя (ч. 1 ст. 11 закона № 426) по форме, утв. приказом Минтруда РФ «О форме и порядке подачи декларации…» от 07.02.2014 № 80н. Также сведения о результатах СОУТ работодателю необходимо указывать в итоговой отчетности, направляемой в ФСС РФ (п. 18 ч. 2 ст. 17 закона «Об обязательном…» от 24.07.1998 № 125-ФЗ).
Последствия СОУТ
По факту произведенной СОУТ при выявлении негативных факторов для работников могут быть установлены определенные привилегии, в частности:
- укороченная продолжительность трудовой недели — не превышающая 36 часов (абз. 5 ч. 1 ст. 92 ТК РФ);
- дополнительно предоставляемый отпуск, который должен быть оплачен, — от 7 дней (ч. 2 ст. 117 ТК РФ);
- повышенная сумма оклада — плюс 4% обычной тарифной ставки к уже имеющейся (ч. 2 ст. 147 ТК РФ).
СОУТ — изменения в 2017-2018 годах
В связи с тем, что закон № 426 еще достаточно молод, в ходе его исполнения периодически возникает необходимость редактирования некоторых положений. Так, в 2016 году законом «О внесении изменений…» от 01.05.2016 № 136-ФЗ был внесен ряд нововведений. В частности, стало возможным учитывать мнение работников относительно идентификации негативных факторов и направлять их предложения наряду с иной документаций организации-оценщику перед проведением СОУТ (п. 2 ч. 2 ст. 4 закона № 426). Подавать декларацию разрешили не только при отсутствии негативных факторов, но и при зачете их в качестве допустимых или оптимальных (ч. 1 ст. 11 закона № 426). В феврале 2017 года вступила в действие обновленная редакция методики проведения СОУТ (поправки внесены приказом Минтруда от 14.11.2016 № 642н).
Итак, проведение СОУТ — специальной оценки условий труда — является обязательным для всех без исключения работодателей. Обязательность связана с необходимостью выявления показателей, отрицательно влияющих на здоровье человека, для создания УТ, соответствующих государственным нормативам, и предупреждения развития профзаболеваний.
Что такое СОУТ? Подготовка и порядок проведения
Трудовой кодекс определяет, что именно на работодателе лежит обязанность по обеспечению безопасных условий труда. Невыполнение обязательств по охране труда может повлечь за собой административную ответственность, например, штраф. Именно поэтому следует внимательно относиться ко всем оговоренным в законодательстве процедурам, в частности, к специальной оценке условий труда (далее – СОУТ).
Закон о СОУТ
В декабре 2013 года был принят, а в январе 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ). Он обязывает всех работодателей проводить СОУТ – это одна из главных составляющих системы охраны труда, включающая целый комплекс мероприятий. Эта процедура пришла на смену аттестации рабочих мест, поэтому, отчасти повторяет ее, хотя между процедурами имеется ряд важных различий.
Закон № 426-ФЗ определяет, что спецоценка необходима для всех рабочих мест, кроме надомных работников, фрилансеров, а также в случае, если работодателем является физическое лицо (но не ИП) или религиозная организация (в редакции Закона № 426-ФЗ от 27 декабря 2018 г.).
Открытым все еще остается вопрос о проведении спецоценки на рабочих местах государственных гражданских служащих и муниципальных служащих, работающих не по трудовому договору.
Закажите СОУТ по цене от 770 р. /рабочее место
Что входит в услугу?
- Расчет стоимости с учетом аналогичных мест
- Выезд экспертов на идентификацию и замеры
- Составление отчета
- Подготовка декларации соответствия в ГИТ
Заказать
В первую очередь главой предприятия инициируется создание специальной комиссии по СОУТ, в составе которой обязательно должен быть специалист по охране труда или прошедший обучение по ОТ и технике безопасности сотрудник. Комиссия определяет список рабочих мест, подлежащих проверке, а также график проведения СОУТ. Во главе комиссии стоит или сам работодатель, или его непосредственный представитель.
Затем работодатель выбирает организацию для проведения оценки и заключает с ней договор. Стоит отметить, что к организации, проводящей СОУТ, Законом № 426-ФЗ выдвигаются достаточно жесткие требования.
В уставной документации данной организации должно быть указано, что проведение оценки – основной или один из основных видов ее деятельности. В штате организации должны числиться как минимум 5 экспертов, имеющих сертификат на право проведения СОУТ. При этом хотя бы у одного из них должно быть высшее образование по одной из специальностей: «общая гигиена», «гигиена труда» или «санитарно-гигиенические лабораторные исследования». Также в структуре организации должна быть лаборатория, получившая аккредитацию от Федеральной службы по аккредитации на проведение необходимых при спецоценке измерений.
Организации, соответствующие всем указанным требованиям, включаются Минтрудом России в реестр организаций, проводящих СОУТ. Реестр доступен на сайте министерства.
Наличие у организации уведомления о включении ее в реестр – первое, на что нужно обратить внимание при заключении договора.
После заключения договора работодатель обязан передать организации, которая будет проводить оценку, всю необходимую информацию и документацию. Затем эксперты приступят к идентификации потенциально вредных и/или опасных факторов на производстве. Если такие факторы не обнаруживаются, то эксперт в отчет по СОУТ включает соответствующее заключение о том, что рабочие места подлежат декларированию и вредные факторы не обнаружены. Оно позволяет работодателю – при удовлетворении требований Закона № 426-ФЗ – оформить декларацию о соответствии условий труда нормативным требованиям. Редакция закона 2016 года расширила номенклатуру декларируемых рабочих мест. Декларация подается в территориальный орган Роструда. Она действует в течение пяти лет после утверждения отчета о СОУТ.
Как проводится идентификация?
Существует классификатор опасных либо вредных факторов, утвержденный Минтрудом России. Эксперты сопоставляют данные конкретных рабочих мест с классификатором и таким образом выявляют те рабочие места, которые требуют оценки и измерений.
Работник со своей стороны также имеет право обратиться к работодателю или напрямую к организации, проводящей СОУТ, с предложением провести проверку для выявления потенциально вредных и/или опасных факторов на его рабочем месте.
Оценка и измерения нужны для последующего присвоения рабочим местам класса условий труда. Измерения нужно проводить для всех рабочих мест, на которых были выявлены вредные и/или опасные факторы. Однако, если эти места полностью аналогичны, то можно проводить замеры только для 20% таких рабочих мест (минимум 2 рабочих места), а результаты будут действительны для всей группы. Если же выявлено хоть одно различие, то измерения будут проводиться для каждого рабочего места отдельно.
ВАЖНО!
Если рабочее место было задекларировано, и на нем произойдет несчастный случай или у работника будет диагностировано профессиональное заболевание, или будет зафиксировано нарушение норм охраны труда, действие декларации прекращается. Однако если ничего из вышеперечисленного не произойдет, то действие декларации будет автоматически продлено еще на пять лет.
Почему это важно?
От результатов спецоценки напрямую зависят гарантии и компенсации, которые работодатель обязан предоставить своим сотрудникам. Это могут быть, например, сокращенная рабочая неделя, дополнительный отпуск или денежная компенсация.
Рабочие места, на которых экспертом были установлены оптимальные или же допустимые условия труда, также подлежат декларированию, если на них ранее не был установлен класс вредных условий труда, и они не входят в списки Постановления №10.
После окончания исследований и измерений специализированная организация предоставляет работодателю отчет, в который включаются:
- сведения об организации, проводившей СОУТ, с приложением документов, подтверждающих ее соответствие требованиям Закона № 426-ФЗ;
- перечень рабочих мест, на которых проводилась СОУТ, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;
- карты СОУТ, содержащие сведения об установленном экспертами классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;
- протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов (при наличии);
- сводная ведомость СОУТ;
- перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда для рабочих мест, на которых проводилась СОУТ;
- заключение эксперта (экспертов) организации, проводившей СОУТ
Отчет должен быть утвержден всеми членами созданной работодателем комиссии. Сведения об утверждении отчета работодатель передает в организацию, осуществлявшую СОУТ.
Внеплановая СОУТ
Планово спецоценку следует проводить не реже одного раза в пять лет. Однако Законом № 426-ФЗ предусмотрены случаи, когда нужно провести ее внепланово.
На проведение внеплановой процедуры работодателю может даваться 6 или 12 месяцев.
Если в эксплуатацию были введены вновь организованные рабочие места, или же произошли изменения в технологическом процессе, которые могут оказать влияние на условия труда, то внеплановая СОУТ проводится в течение 12 месяцев.
Если же речь идет о получении предписания от государственного инспектора труда о проведении внеплановой СОУТ, изменении состава использующихся материалов и сырья (если это может повлиять на уровень воздействия вредоносных и/или опасных факторов), изменении применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, а также если был зафиксирован несчастный случай на производстве или было выявлено профессиональное заболевание, то на проведение спецоценки дается 6 месяцев.
СПРАВКА О КОМПАНИИ
EcoStandardgroup – лидер на рынке специальной оценки условий труда и крупнейший поставщик услуг в сфере производственного контроля, разработки документации, аудита, аутсорсинга и профессионального образования в области охраны труда, пожарной, экологической и электробезопасности.
Охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Право человека на безопасный труд закреплено в ст. 37 Конституции РФ. На основе этой статьи в ТК РФ прописано, что работодатель обязан обеспечивать безопасные условия и охрану труда работников. Обеспечивать их он может с помощью правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных и иных мероприятий.
На правах рекламы
Специальная оценка условий труда (СОУТ) в 13 шагов: к проведению готовы!
Екатерина Добрикова, Валерия Зеновина
racorn / .com
С 1 января 2014 года работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»; далее – Закон № 426-ФЗ). Эта процедура введена вместо аттестации рабочих мест и во многом ее повторяет.
31 декабря 2018 года завершился период, когда работодатели могли поэтапно провести спецоценку условий труда в отношении рабочих мест, на которых проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Речь идет о так называемых безопасных, «несписочных» рабочих местах, то есть не указанных в ч. 6 статьи 10 Закона № 426-ФЗ. По сути к этой категории относится большинство рабочих мест. Кроме того, лишь до этой даты могли действовать результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест (письмо Минтруда России от 1 июня 2018 г. № 15-4/10/В-4010 «О специальной оценке условий труда»).
Таким образом, срок, в течение которого нужно было сделать СОУТ, уже истек для работодателей. С 1 января не выполнившие эту обязанность могут быть привлечены к ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП. Отметим при этом, что ответственность по указанной части не находится в зависимости от количества работников, чьи трудовые права были нарушены (письмо Роструда от 28 ноября 2016 г. № ПГ/31983-03-3).
Может ли быть проведена специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте? Узнайте ответ в «Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступ
Тем не менее, во-первых, спецоценку должны как можно скорее осуществить те, кто опоздал – в частности, Минтруд России пообещал реализовать в отношении малого бизнеса и ИП механизм предупреждения нарушений, в рамках которого работодателю сначала направят предостережение о недопустимости нарушения требований охраны труда, и лишь в случае его неисполнения – оштрафуют.
Кроме того, спецоценку могут впервые проводить те, кто только создал новые рабочие места. На это отводится год с момента их образования. То есть, например, если рабочее место создано в декабре 2018 года, то срок завершения СОУТ – декабрь 2019 года.
И тем, и другим категориям работодателей очень пригодится наша инструкция. В ходе проведения спецоценки им необходимо учесть ряд особенностей, чтобы избежать административной ответственности за нарушение установленного порядка проведения спецоценки по той же ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Рассмотрим порядок проведения этой процедуры подробнее.
Шаг 1. Издать приказ об образовании комиссии по проведению специальной оценки условий труда
Приняв решение о проведении специальной оценки условий труда, руководитель организации должен издать соответствующий приказ, определив в нем состав комиссии по проведению такой спецоценки, включая руководителя, а также порядок ее деятельности. При этом число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав обязательно следует включить специалиста по охране труда (ч. 1-2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ). Главой комиссии, как правило, назначается генеральный директор (ч. 4 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).
Шаг 2. Утвердить перечень рабочих мест для проведения специальной оценки
Перечень рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена спецоценка, в том числе и аналогичных, определяется созданной работодателем комиссией (ч. 5 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).
Специальная оценка при наличии аналогичных рабочих мест проводится только в отношении 20% от их общего числа, но в любом случае их должно быть больше двух (ч. 1 ст. 16 Закона № 426-ФЗ). Результаты спецоценки при этом применяются ко всем аналогичным рабочим местам.
НАША СПРАВКА
Аналогичные рабочие места – рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми или однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты (ч. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).
Шаг 3. Издать приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда
Одновременно с определением перечня рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена специальная оценка условий труда, комиссия составляет график проведения спецоценки. Он должен быть утвержден соответствующим приказом руководителя организации.
БЛАНКИ
- Приказ о проведении специальной оценки условий труда и образовании комиссии по ее проведению
- Перечень рабочих мест для проведения специальной оценки условий труда
- Приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда
- Договор на проведение специальной оценки условий труда
- Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
- Дополнительное соглашение к трудовому договору об условиях труда на рабочем месте
Другие бланки
При составлении данного графика следует учесть следующее.
По общему правилу, спецоценка проводится в отношении каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет (ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).
Если ранее специальная оценка условий труда работодателем не проводилась, ее необходимо было провести не позднее 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона 426-ФЗ). При этом закон позволял сделать это поэтапно.
Исключение составляют рабочие места:
- тех сотрудников, чья профессия, должность или специальность дает им право на досрочное назначение страховой пенсии по старости;
- работа на которых дает право на гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
- на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и/или опасные условия труда (ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).
Специальную оценку этих рабочих мест нужно было провести первоочередно, без разделения на этапы (письмо Минтруда России от 8 декабря 2014 г. № 15-1/В-1829). За неисполнение этой обязанности работодателю грозит административная ответственность, в том числе штраф в размере до 10 тыс. руб – для должностных лиц и ИП, до 80 тыс. руб. – для юридических лиц (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).
Если же до 31 декабря 2013 года работодателем была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальную оценку в отношении этих рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения аттестации (ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).
Кроме того, помимо плановой спецоценки рабочих мест работодатель обязан проводить и внеплановую – например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, изменении технологического процесса, получении соответствующего предписания от ГИТ и др. (ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Срок, в течение которого должна быть проведена внеплановая спецоценка условий труда, составляет от 6 до 12 месяцев в зависимости от основания для ее проведения (ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ).
Шаг 4. Заключить со специализированной организацией договор на проведение специальной оценки условий труда
Чтобы провести специальную оценку условий труда, работодатель должен заключить с выбранной специализированной организацией соответствующий договор (ч. 2 ст. 8, ст. 19-21 Закона № 426-ФЗ). С реестром аккредитованных организаций можно ознакомиться на сайте Минтруда России (http://akot.rosmintrud.ru/).
Шаг 5. Передать организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию
Как только договор со специализированной организацией будет заключен, работодатель обязан предоставить ей сведения, документы и информацию, характеризующие условия труда на рабочих местах (например, технологическую документацию, проекты строительства зданий и др.).
Шаг 6. Утвердить результаты идентификации потенциально вредных и/или опасных производственных факторов
При проведении специальной оценки условий труда специализированная организация первым делом осуществляет идентификацию потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Результаты этой идентификации, по ее завершении, утверждаются созданной работодателем комиссией (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).
Затем организация приступает к измерению фактических значений вредных и/или опасных факторов, если таковые были выявлены (ч. 5 ст. 10 Закона № 426-ФЗ). По итогам исследования эксперт специализированной организации классифицирует условия труда на рабочих местах по степени вредности и/или опасности на оптимальные, допустимые, вредные и опасные (ч. 8 ст. 12, ст. 14 Закона № 426-ФЗ).
Шаг 7. Утвердить отчет о проведении специальной оценки условий труда
По итогам проведения спецоценки организация составляет отчет, который должен быть подписан всеми членами созданной работодателем комиссии и утвержден ее председателем (ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Член комиссии, не согласный с результатами специальной оценки условий труда, может изложить свое мотивированное мнение в письменной форме и приложить его к отчету.
Форма отчета и инструкция по ее заполнению утверждены приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.
Шаг 8. Уведомить специализированную организацию об утверждении отчета о проведении специальной оценки условий труда
В течение трех рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодатель обязан уведомить об этом специализированную организацию, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета (ч. 5.1 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Сделать это можно любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтвердить факт такого уведомления.
Шаг 9. Подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
Если наличие вредных и/или опасных производственных факторов по результатам идентификации выявлены не были либо если по результатам измерений условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен уведомить об этом трудовую инспекцию по месту нахождения организации (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Для этого нужно заполнить декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (утв. приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н). Подать эту декларацию работодатель должен в течение 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении спецоценки (п. 5 Порядка подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, утв. Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н).
Следует отметить, что до 1 мая 2016 года работодатель указывал в декларации только сведения об отсутствии вредных и/или опасных производственных факторов. В связи с этим, если по результатам измерений, проведенных до 1 мая 2016 года условия труда в отношении других рабочих мест были признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен подать в трудовую инспекцию уточненную декларацию с включением в нее этих рабочих мест (ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 136-ФЗ).
Шаг 10. Ознакомить работников с отчетом о проведении специальной оценки условий труда
В срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки работодатель должен под роспись ознакомить работников с результатами спецоценки (ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.
Шаг 11. Разместить результаты спецоценки на сайте организации
В течение 30 календарных дней после утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодателю следует разместить сводные данные о результатах спецоценки на своем официальном сайте – при его наличии (ч. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).
Размещаемая на сайте информация должна содержать сведения:
- об установлении классов (подклассов) условий труда на рабочих местах;
- о перечне мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда.
Это, в частности, разделы V и VI отчета о специальной оценке условий труда.
Шаг 12. Уведомить о результатах спецоценки ФСС России
При подаче отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работодатель также должен сообщить ФСС результаты специальной оценки условий труда (подп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).
Для этого нужно отразить соответствующие данные в форме 4-ФСС (утв. приказом ФСС России от от 26 сентября 2016 г. № 381).
Шаг 13. Применить результаты специальной оценки условий труда
Результаты проведенной спецоценки влияют на установление гарантий и компенсаций работникам. Так, сотрудники, условия труда на рабочих местах которых признаны вредными, в зависимости от степени вредности имеют право на сокращенную рабочую неделю не более 36 часов, дополнительный отпуск не менее семи календарных дней и/или компенсацию в размере 4% от оклада (абз. 5 ч. 1 ст. 92, ч. 2 ст. 117, ч. 2 ст. 147 Трудового кодекса).
Кроме того, пункт об условиях труда на соответствующем рабочем месте должен быть включен в трудовой договор с новыми работниками (абз. 9 ч. 2 ст. 57 ТК РФ). А в договоры с уже работающими сотрудниками следует внести изменения, заключив с ними соответствующее дополнительное соглашение (ст. 72 ТК РФ).
Последняя актуализация: 19 февраля 2019 г.
Документы по теме:
- Трудовой кодекс Российской Федерации
- Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»
- Федеральный закон от 1 мая 2016 г. № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и Федеральный закон «О специальной оценке условий труда»
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
- Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
- Приказ Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению»
- Приказ Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда»
- Приказ ФСС России от 26 сентября 2016 г. № 381 «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и Порядка ее заполнения»
- Информация Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 октября 2014 г. «Типовые вопросы и ответы по специальной оценке условий труда»
Цель проведения специальной оценки условий труда
Для грамотного определения наличия неблагоприятных (опасных) факторов и степени их влияния на работников необходимо проводить комплекс оценочных мероприятий. Спецоценка условий труда заключается в определении величины отклонения фактических показателей влияния вредоносных факторов на сотрудников организации от нормативных показателей.
Основная цель специальной оценки условий труда – разработка решений для организации максимально благоприятных и безопасных условий для работы.
Материалы проведенных работ используются в таких основных случаях:
- Для обоснования решений, касающихся дополнительных расходов на приобретение средств защиты, прохождения медицинских осмотров, оборудования рабочих мест и зон отдыха. Дополнительные расходы в этом случае будут компенсироваться из средств фонда социального страхования. Существует перечень основных расходов, которые подлежат возмещению:
• Организация рабочего процесса, направленная на минимизацию степени влияния неблагоприятных факторов на работников.
• Приобретение необходимых средств защиты и обеззараживания для сотрудников предприятия или организации.
• Лечение в санаториях.
• Обеспечение прохождения медицинских обследований.
• Затраты на приобретение аптечек для оказания первой медпомощи. - Расчет тарификации страховых взносов в зависимости от определенного класса условий труда.
- Для оформления обязательного страхования работника от несчастных случаев и расчета дополнительных надбавок. Размеры надбавок могут варьироваться в процентном соотношении в зависимости от установленного страхового тарифа.
- Для расчета допустимой продолжительности времени рабочего дня для сотрудников с неблагоприятными условиями работы, внеочередного отпуска и размеров заработной платы.
- Для решения различного вида споров и разногласий с подчиненными при подозрении на профзаболевания.
- Для составления отчетности статистических данных о состоянии условий труда.
Результаты проведения спецоценки оформляются в виде отчета. Задачей работодателя является ознакомление своих подчиненных с материалами проведения оценочных мероприятий, при необходимости внесение разъяснений. Работники имеют право лично присутствовать при выполнении спеоценки и должны в обязательном порядке ознакомиться с информацией, полученной в ходе ее выполнения. Данный документ должен содержать следующую информацию:
- Данные о предприятии, где выполнялись оценочные мероприятия.
- Данные об организации-оценщике.
- Указание рабочих мест, где выполнялись оценочные мероприятия.
- Классифицированный список условий работы.
- Список рекомендаций для создания благоприятных условий и уменьшения влияния негативных факторов.
Цель проведения специальной оценки условий труда — создание безопасных условий для подчиненных на рабочих местах, что является основной задачей каждого работодателя. По результатам полученных данных спецоценки происходит начисление страховых, пенсионных и других взносов.