Централизованные и децентрализованные фонды

Централизованные децентрализованные фонды

Централизованные денежные фонды, формируемые на макроуровне, представляют собой совокупность регулируемых законодательством форм аккумулирования, перераспределения и использования денежных средств, основанных на централизованном финансовом планировании, регулировании и контроле, необходимых для обеспечения расширенного общественного воспроизводства, удовлетворения социальных потребностей и выполнения функций государства и местного самоуправления.

К централизованным денежным фондам относятся:

— государственные и муниципальные бюджеты всех уровней бюджетной системы;

— государственные внебюджетные фонды;

— государственные фонды страхования;

— государственный и муниципальный кредит, которые в совокупности представляют собой систему финансовых отношений между государством, муниципалитетом — с одной стороны, и юридическими и физическими лицами — с другой.

Источниками централизованных денежных фондов являются: доходы от государственных и муниципальных предприятий, доходы от приватизации, использования и продажи государственного и муниципального имущества, доходы от внешнеэкономической деятельности, налоговые доходы, государственный и муниципальный кредит, эмиссия денег, доходы от эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг и т.д.

Децентрализованные денежные фонды, формируемые на микроуровне, представляют собой совокупность регулируемых законодательством форм организации и управления денежными средствами субъектов хозяйствования в процессе образования, распределения и использования валового дохода, денежных и материальных накоплений, прибыли.

К ним относятся:

— фонды коммерческих и некоммерческих организаций всех форм собственности, в том числе финансовых посредников;

— фонды государственных и муниципальных унитарных предприятий, организаций и учреждений;

— фонды индивидуальных предпринимателей;

— фонды домохозяйств.

Функции, состав и структура фондов организаций, предпринимателей и домашних хозяйств, методы их формирования и направления использования определяются характером и уровнем развития производственных, социальных, культурных отношений, масштабами и ролью государства в национальной экономике.

На различных стадиях и этапах производства, распределения, обмена и потребления общественного продукта у субъектов экономических отношений аккумулируются различные фонды денежных средств. У предприятий это фонды собственных, заемных и привлеченных средств.

В состав собственныхсредств организаций входят:

— уставный, добавочный и резервный капиталы;

— фонды накопления, потребления и социальной сферы;

— нераспределенная прибыль.

Кзаемным средствам относятся кредиты и займы.

К привлеченным средствам относится кредиторская задолженность.

Источниками децентрализованных финансовых ресурсовпредприятий выступают прибыль, амортизация, продажа ценных бумаг, банковский кредит, проценты, дивиденды по ценным бумагам, выпускаемым другими эмитентами и т.д.

В структуру финансовых ресурсов домашних хозяйств входят:

— денежные средства, предназначенные для текущих расходов;

— денежные средства, предназначенные для капитальных расходов;

— денежные сбережения;

— денежные средства, вложенные в движимое и недвижимое имущество.

Источниками финансовых ресурсов домашних хозяйств являются:

— заработная плата, премии и надбавки к заработной плате;

— выплаты социального характера, осуществляемые работодателем;

— командировочные расходы;

— доходы от предпринимательской деятельности, от участия в прибылях, от операций с личным имуществом, от кредитно-финансовых операций;

— социальные трансферты, в том числе пенсии, пособия, стипендии; потребительский кредит.

Денежные отношения на микро уровне включают в себя отношения между поставщиком и потребителем, между предприятием и его структурными подразделениями, между администрацией предприятия и его работниками, между предприятиями, домохозяйствами и финансово-кредитной системой и т.д.

Таким образом, финансовую систему можно рассматривать как форму организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

Основой финансовой системы являются децентрализованные финансы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. При этом значительная часть указанных средств в дальнейшем направляется на финансирование бюджетных организаций, коммерческих организаций в виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т. п.).

Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества.

1. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА

Составитель: А.Ю.Казанская
Финансы и кредит
Учебно-методическое пособие для самоподготовки к практическим занятиям (в вопросах и ответах).
Таганрог: ЮФУ, 2007

Что такое централизованные и децентрализованные фонды денежных средств?

Централизованные фонды денежных средств создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства. К ним относят:

— государственный бюджет;

— внебюджетные фонды.

Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий и населения. Они являются основой финансовой системы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства,. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствий с нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. При этом значительная часть указанных средств в дальнейшем направляется на финансирование бюджетных организаций; коммерческих организаций виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т. п.).

Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества.

Централизованные и децентрализованные финансы – основа эффективной экономики

Многоуровневая финансовая система государства включает в себя различные формы денежных фондов, ставящих перед собой разнообразные задачи. Кроме того, состояние системы является отражением эффективности работы правительства в социальном, экономическом и политическом направлении. В пределах этой структуры различают несколько категорий финансов: централизованные и децентрализованные, с особенностями создания и распределения которых мы и разберемся в сегодня.

Виды финансов: общие понятия

В процессе своей деятельности государство использует различные виды финансов: наличные и безналичные средства (банкноты, кредиты, банковские счета), ценные бумаги представлены в виде акций государственных компаний и облигации. Деятельность финансовых институтов, доходы и расходы граждан и юрлиц контролируются государством через органы исполнительной и законодательной власти.

Перемещение средств, в том числе из одной категории в другую, создает финансовые потоки, делящиеся на одно-, дву- и многосторонние.

Однако, несмотря на свою структуру, все они требуют четкого контроля и формируют единую систему. Примером двустороннего потока является перечисление средств из бюджета в Пенсионный фонд. В данной ситуации в движении участвуют только две структуры или сектора экономики.

К этой категории относятся и отношения между бизнесом и налоговыми органами. При этом финансы могут двигаться в обоих направлениях: сначала организация перечисляет деньги, выполняя налоговые обязательства, а позже получает часть обратно, но уже в качестве кредитов или субсидий.

В многосторонних потоках участвуют три и более стороны, и средства двигаются во всех сферах.

Например, сотруднику компании выплачивают заработную плату – из бюджета направляются трансфертные платежи, а также происходит и отчисление налогов.

Централизованные и децентрализованные финансы

Распад СССР стал причиной изменений в отечественной денежной системе. До этих исторических событий ее формировали общегосударственные, непроизводственные и производственные потоки. В состав государственного бюджета входили союзная денежная система, республиканские потоки и выплаты от социального страхования.

С 1 января 2000 года на всей территории России вступил в силу Бюджетный кодекс, согласно которому все денежные средства, имеющиеся в распоряжении государства, должны образовать единую систему – централизованные финансы, играющие важную роль в стабильной работе экономики страны.

Однако существует еще одна важнейшая составляющая часть – децентрализованные финансы и собственный капитал предприятий. Вместе они создают базу для денежной системы, в которой производство генерирует основную часть финансовых потоков.

Публичные фонды

На сегодняшний день российский бюджет имеет трехступенчатую форму, в состав которой входят федеральный и муниципальный бюджеты, а также финансы субъектов.

Все они управляются государственными чиновниками и представителями власти на местах, и должны создавать государственную основу.

При этом все уровни абсолютно независимы и расходы каждого из бюджетов не влияют на вышестоящие. Внутри каждого отдельно взятого бюджета могут при необходимости создаваться фонды, специализирующиеся на достижении определенных целей или финансировании приоритетных направлений производства и экономики.

Планирование бюджетных расходов производится путем создания сводного плана, включающего в себя бюджеты всех уровней для данного субъекта или федерации. Последние гарантируют устойчивость экономики и работу приоритетных направлений производства, а также науки и культуры.

Формирование децентрализованных финансов

Данная форма денежных отношений состоит из перемещения финансов некоммерческими учреждениями и компаниями, задействованными в образовании фондов внутри страны. Состояние децентрализованных финансов отражается на платежеспособности государства и проведении социальных и экономических программ.

Ресурсами для их создания является распределение ВВП и иных видов резервов.

Финансовая структура включает:

  • Собственные средства. К данной категории относятся прибыли компаний и другие накопления. К ним также приравнивается минимальный долг перед контрагентом, выполняющим работы согласно договору о сотрудничестве, перед сотрудниками, а также налоговые и прочие обязательные отчисления.
  • Заемные средства. Состоят из бюджетных и банковских ссуд, непогашенных кредитов перед коммерческими финансовыми организациями.
  • Привлеченные средства, к которым относятся инвестиции и взносы.

Кроме того, вышестоящие организации за счет своих отчислений из бюджетов на финансовом рынке и секторе страхования, создают отдельный поток финансирования.

Основы функционирования

В рамках рыночной экономики за основу денежных отношений взяты некоторые базовые положения, соблюдение которых позволяет системе децентрализованных финансов функционировать максимально эффективно. В данной ситуации они в состоянии гарантировать стабильную работу экономики и социального сектора, сделав доход основой развития всей системы.

Важную роль в стабильности работы играет подход к управлению финансами. Выстроенный алгоритм обеспечивает развитие программ и определяет наиболее перспективные направления для финансирования.

В свою очередь ресурсы можно использовать:

  • Для выполнения обязательств перед кредитором и предусмотренных законодательством.
  • Финансирование расходов, связанных с расширением бизнеса, увеличения уставного капитала, модернизацией оборудования и прочие.

Использование финансов

В условиях отечественного рынка отсутствуют акты, запрещающие руководителям предприятий использовать децентрализованные финансы по своему усмотрению.

Благодаря этому бизнес имеет право:

  • на использование прибыли в полном объеме, отталкиваясь на собственные нужны, и руководствуясь рентабельностью инвестиций;
  • создание и управление различными фондами;
  • использование доходов по собственному желанию;
  • привлечение заемных средств и инвестиций, если это необходимо для достижения поставленных целей.

Для компаний данный вид средств является залогом наличия финансирования производства. Первостепенная задача предпринимателя – извлечение прибыли, поскольку она позволяет в установленный срок совершать обязательные платежи и добровольные пожертвования, а также выплачивать заработную плату сотрудникам, что положительно сказывается на общем состоянии экономики.

Некоммерческие организации и средства населения

К первой категории относятся фонды, объединения, союзы и благотворительные учреждения, деятельность которых не подразумевает извлечение прибыли. Их капитал формируется благодаря добровольным пожертвованиям и взносам участников или внешних спонсорских организаций.

Вторая категория формируется благодаря собственным средствам граждан, которые занимают отдельную нишу в децентрализованных финансах.

Они играют важную роль при формировании национального дохода и ВВП.

Кроме того, финансы выполняют важную функцию в регулировании уровня спроса.

Дело в том, что частично ВВП, в виде проданных товаров и оказанных услуг, проходит через бюджеты граждан, соответственно, от уровня доходов населения будет зависеть спрос, что отражается и на денежных потоках производителей.

Централизованные финансы находятся под полным контролем правительства. Именно государство работает над вопросами, связанными с их формированием и распределением. С целью обеспечения стабильной работы института, на законодательном уровне был утвержден список источников и ограничены направления расходов.

Над децентрализованными финансами контроль установлен менее жесткий. Предприятия обладают свободой действий относительно вопросов распределения собственной прибыли. Однако данные решения не должны противоречить нормам, описанным в действующем законодательстве.

2.5 Децентрализованные финансы

Децентрализованные финансы — форма организации денежных отношений, движения фондов денежных средств, формируемых на уровне различных предприятий, организаций, иных субъектов хозяйственной деятельности, домохозяйств и отдельных граждан. К децентрализованным финансам относят фонды денежных средств, которые формируются вне государственных и муниципальных финансов.53

В сферу децентрализованных финансов входят:

— финансы организаций (коммерческих предприятий и организаций, некоммерческих организаций, финансовых организаций);

— финансы домохозяйств.54

Сфера децентрализованных финансов составляет основу системы финансов РФ, в ней формируется преобладающая часть финансовых ресурсов страны.

Ключевое место в сфере децентрализованных финансов принадлежит финансам коммерческих организаций (предприятий), поскольку именно здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги и формируется прибыль, которая является важным источником производственного и социального развития общества.

Финансы предприятия — совокупность экономических отношений, опосредующих формирование, распределение и использование денежных средств предприятия.

Финансы предприятий охватывают широкий круг экономических отношений, связанных, как уже говорилось, с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов. Потенциально финансовые ресурсы предприятий формируются на стадии производства, а реально проявляются на стадии распределения. Тем самым финансы предприятий неправомерно рассматривать вне экономических (производственных) отношений, ибо ни денежные, ни тем более финансовые отношения попросту невозможны вне производства, распределения, обмена и потребления.

К финансам домашних хозяйств относят совокупность денежных отношений по поводу создания и использования фондов денежных средств, в которые вступают домашнее хозяйство и его отдельные участники в процессе своей жизнедеятельности.

Экономическая природа финансов предприятий, их содержание проявляются в выполняемых ими функциях, классификация которых в экономической литературе представлена весьма разнообразно.

Классификация функций финансов предприятия

Охарактеризуем некоторые из этих функций финансов, имеющие особо важное значение для понимания сути финансов.

Распределительная функция финансов предприятий выражается в процессе распределения денежных средств между производством и потреблением. Этот процесс включает получение предприятиями денежной выручки за реализованную продукцию (оказанные услуги) и использование ее на возмещение израсходованных средств производства, образование валового дохода. Финансовые ресурсы предприятия также подлежат распределению в целях выполнения денежных обязательств перед бюджетом, банками, контрагентами. Результатом распределения является формирование и использование целевых фондов денежных средств (фонда возмещения, оплаты труда и др.), поддержание эффективной структуры капитала. Основным объектом реализации распределительной функции выступает прибыль предприятия.

Контрольная функция финансов предприятий опосредует внутреннюю присущую им способность объективно отражать состояние экономики предприятия с помощью таких финансовых категорий, как прибыль, рентабельность, себестоимость, цена, выручка, амортизация, основные и оборотные средства; позволяет менеджменту посредством этого контролировать протекание экономических процессов на предприятии, способствует выбору наиболее рационального режима производства и распределения полученного предприятием дохода.

Контрольная функция финансов предприятий реализуется по следующим основным направлениям:

— контроль за правильностью и своевременностью формирования фондов денежных средств по всем установленным источникам финансирования;

— контроль за соблюдением заданной структуры фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального характера;

— контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.

Воспроизводственная функция обеспечивает постоянный кругооборот средств как на отдельном предприятии, так и в экономике в целом. Посредством выполнения этой функции финансы предприятий влияют на темпы развития экономики страны в целом. Обслуживая общественное производство, в котором создаются материальные и нематериальные блага, а также формируется большая часть финансовых ресурсов страны, финансы предприятий составляют основу финансовой системы государства.

Государственное регулирование финансов предприятий — это воздействие государства на их деятельность и рыночную конъюнктуру в целях обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма. Государственное регулирование финансов предприятий реализуется посредством экономических и административных методов.61

Методы государственного регулирования финансов предприятий

Экономические методы

Административные методы

Регулирование взаимодействия

предприятий и финансового рынка

Определение организационно-правовых форм ведения бизнеса

Определение принципов и режимов

налогообложения предприятий

Определение условий формирования и изменения величины уставного

капитала, резервов предприятий

Денежно-кредитное регулирование

Установление правил ведения

денежного оборота, расчетно-

кассовых, валютных операций

Определение условий предоставления

государственных кредитов, гарантий,

бюджетного финансирования

Определение стандартов финансового учета и отчетности предприятий

Таможенное регулирование

Установление ограничений, запретов, лимитов и квот на экспортно-

импортные операции

Страховое регулирование

Лицензирование отдельных видов

деятельности

Антимонопольное регулирование

Заключение

Подводя итоги изложенному, можно сказать, что финансовая система — это совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. Финансовая система РФ включает в себя:

  1. Государственную бюджетную систему;

  2. Внебюджетные специальные фонды;

  3. Государственный и банковский кредит (все вышеозначенные институты относят к централизованным финансам, которые используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне);

  4. Фонды страхования (имущественного и личного);

  5. Финансы хозяйствующих субъектов и отраслей, относящиеся к децентрализованным финансам, которые используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

Совокупность финансовых институтов, регулирующих создание, перераспределение и использование фондов денежных средств, образует финансовую систему, которая отражает особенности развития государства в условиях перехода к рынку.

Роль финансовой системы сводится к правовому регулированию финансовых отношений, т.е. с помощью финансовой системы можно контролировать эффективность и соответствие правовой формы экономическому содержанию.

Рассматривая компоненты финансовой системы, мы выяснили следующее:

  1. Бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственной власти и местного самоуправления. Совокупность бюджетов образует бюджетную систему. В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации — основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

  2. Государственные внебюджетные фонды – это денежные фонды, с помощью которых государство осуществляет финансовую деятельность, т. е. собирает, распределяет и использует средства для решения государственных задач62. Они представляют собой совокупность денежных средств, находящихся в собственности Российской Федерации либо субъекта Российской Федерации, имеющих целевой характер и собственные источники доходов и управляемых специально созданным государственным учреждением (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования).

  3. Государственный (муниципальный) кредит – это урегулированные правовыми нормами отношения по аккумуляции государством и муниципальными образованиями временно свободных денежных средств юридических и физических лиц и иных субъектов на принципах добровольности, срочности, возмездности и возвратности в целях покрытия бюджетного дефицита, регулирования денежного обращения и удовлетворения иных публичных интересов.

  4. Страховые фонды в современном понимании – часть финансовой системы, опосредующая реализацию функции страхования. В Законе РФ от 27.11.1992г. (в ред. от 08.03.2015г.) №4015-1 «Об организации стразового дела в Российской Федерации» страхование рассматривается как отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.63

  5. Децентрализованные финансы — форма организации денежных отношений, движения фондов денежных средств, формируемых на уровне различных предприятий, организаций, иных субъектов хозяйственной деятельности, домохозяйств и отдельных граждан. К децентрализованным финансам относят фонды денежных средств, которые формируются вне государственных и муниципальных финансов.64

Итак, мы можем сделать вывод: финансовая система играет в жизни общества настолько важную роль, что нарушение ее функционирования может повлечь катастрофические последствия для всей экономики. Поэтому во всех странах она находится под жестким контролем государства. Используя различные методы, государство добивается такого ее состояния, которое соответствует интересам развития всей экономики, эффективному решению постоянно возникающих экономических задач.

6. Определите содержание понятия «централизованные фонды государства».

  • •Федеральное агентство по образованию
  • •Раздел 1. Рабочая учебная программа дисциплины «Финансовое право»
  • •Выписка из Государственного образовательного стандарта
  • •1.2. Цель изучения дисциплины и требования к уровню ее освоения
  • •Раздел 2. Содержание дисциплины «Финансовое право»
  • •2.1. Структура учебной дисциплины
  • •2.2. Тематические планы изучения дисциплины
  • •2.1. Тематический план для студентов очного обучения
  • •2.2. Тематический план для студентов заочного обучения на базе высшего профессионального образования (срок обучения 3,5 года)
  • •2.3. Тематический план для студентов заочного обучения на базе средне-профессионального образования (срок обучения 4 года)
  • •2.4. Тематический план для студентов заочного обучения на базе общего среднего образования (срок обучения 6 лет)
  • •3. Учебная программа дисциплины
  • •Общая часть
  • •Тема 1. Финансовая деятельность государства. Система и правовое положение органов власти, осуществляющих финансовую деятельность в Российской Федерации
  • •Тема 2. Финансовое право Российской Федерации, финансовое законодательство. Финансово-правовые нормы и правоотношения
  • •Тема 3. Правовые основы государственного и муниципального финансового контроля. Система органов государственного финансового контроля в Российской Федерации
  • •Особенная часть
  • •Тема 4. Бюджетное право Российской Федерации и бюджетные правоотношения
  • •Тема 5. Бюджет, бюджетная система и бюджетное устройство. Структура доходов и расходов бюджета, бюджетная классификация
  • •Тема 6. Бюджетные полномочия Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. Правовые основы бюджетного процесса. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства
  • •Тема 7. Правовой режим государственных внебюджетных и целевых бюджетных денежных фондов
  • •Тема 8. Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов
  • •Тема 9. Налоговое право Российской Федерации: общие положения. Ответственность за нарушение налогового законодательства
  • •Тема 10. Федеральные налоги, сборы, пошлины и иные платежи: виды налогов, налогоплательщики, основные элементы налогообложения
  • •Тема 11. Региональные и местные налоги и сборы: виды налогов, налогоплательщики, основные элементы налогообложения. Специальные налоговые режимы
  • •Тема 12. Правовые основы государственного и муниципального кредита (долга) в Российской Федерации
  • •Тема 13. Страховое право Российской Федерации. Правовое регулирование организации страхового дела
  • •Тема 14. Правовое регулирование государственных расходов. Правовой режим сметно-бюджетного финансирования
  • •Тема 15. Финансово-правовое регулирование банковской деятельности. Правовой статус Центрального банка Российской Федерации (Банка России)
  • •Тема 16. Правовые основы денежного обращения и расчетов в Российской Федерации
  • •Тема 17. Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации
  • •Тема 18. Инвестиционное право Российской Федерации. Правовое регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений и иностранных инвестиций
  • •4. Список рекомендуемой литературы
  • •4.1. Нормативные правовые акты к теме 1
  • •К теме 2
  • •К теме 3
  • •К теме 4
  • •К теме 5
  • •К теме 6
  • •К теме 7
  • •К теме 8
  • •К теме 9
  • •К теме 10
  • •К теме 11
  • •К теме 12
  • •К теме 13
  • •К теме 14
  • •К теме 15
  • •К теме 16
  • •К теме 17
  • •К теме 18
  • •4.2. Основная литература ко всем темам курса
  • •4.3. Дополнительная литература ко всем темам курса
  • •5. Планы семинарских и практических занятий
  • •5.1. Планы практических (семинарских) занятий, задания и задачи (практикум) для студентов очной формы обучения
  • •Общая часть
  • •Тема 1. Финансовая деятельность государства. Система и правовое положение органов власти, осуществляющих финансовую деятельность в Российской Федерации
  • •Контрольные вопросы
  • •Задания и задачи
  • •Тема 2. Финансовое право Российской Федерации, финансовое законодательство. Финансово-правовые нормы и правоотношения
  • •Контрольные вопросы
  • •Задания и задачи
  • •Тема 3. Правовые основы государственного и муниципального финансового контроля. Система и правовое положение органов государственного финансового контроля в Российской Федерации
  • •Контрольные вопросы
  • •Задания и задачи
  • •Особенная часть
  • •Тема 4. Бюджетное право Российской Федерации и бюджетные правоотношения
  • •Контрольные вопросы
  • •Задания и задачи
  • •Тема 5. Бюджет, бюджетная система и бюджетное устройство. Структура доходов и расходов бюджета, бюджетная классификация
  • •Контрольные вопросы
  • •Задания и задачи
  • •Тема 6. Бюджетные полномочия Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. Правовые основы бюджетного процесса. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства
  • •Контрольные вопросы
  • •Задания и задачи
  • •Тема 7. Правовой режим государственных внебюджетных и целевых бюджетных денежных фондов
  • •Контрольные вопросы
  • •Задания и задачи
  • •Тема 8. Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов
  • •Контрольные вопросы
  • •Задания и задачи
  • •Тема 9. Налоговое право Российской Федерации: общие положения. Ответственность за нарушение налогового законодательства
  • •Контрольные вопросы
  • •Задания и задачи
  • •Тема 10. Федеральные налоги, сборы, пошлины и иные платежи: виды налогов, налогоплательщики, основные элементы налогообложения
  • •Контрольные вопросы
  • •Задания и задачи
  • •Тема 11. Региональные и местные налоги и сборы: виды налогов, налогоплательщики, основные элементы налогообложения. Специальные налоговые режимы
  • •Контрольные вопросы
  • •Задания и задачи
  • •Тема 12. Правовые основы государственного и муниципального кредита (долга) в Российской Федерации
  • •Контрольные вопросы
  • •Задания и задачи
  • •Тема 13. Страховое право Российской Федерации. Правовое регулирование организации страхового дела
  • •Контрольные вопросы
  • •Задания и задачи
  • •Тема 14. Правовое регулирование государственных расходов. Правовой режим сметно-бюджетного финансирования
  • •Контрольные вопросы
  • •Задания и задачи
  • •Тема 15. Финансово-правовое регулирование банковской деятельности. Правовой статус Центрального банка Российской Федерации (Банка России)
  • •Контрольные вопросы
  • •Задания и задачи
  • •Тема 16. Правовые основы денежного обращения и расчетов в Российской Федерации
  • •Контрольные вопросы
  • •Задания и задачи
  • •Тема 17. Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации
  • •Контрольные вопросы
  • •Задания и задачи
  • •Тема 18. Инвестиционное право Российской Федерации. Правовое регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений и иностранных инвестиций
  • •Контрольные вопросы
  • •5.2. Планы практических (семинарских) занятий для студентов заочной формы обучения на базе высшего и общего среднего образования (2 часа)
  • •Тема 1. Финансовая деятельность государства. Система и правовое положение органов власти, осуществляющих финансовую деятельность в Российской Федерации (2 часа)
  • •Литература для подготовки к практическому (семинарскому) занятию по теме 1
  • •5.3. Планы практических (семинарских) занятий для студентов заочной формы обучения на базе средне-профессионального образования (4 часа)
  • •Тема 1. Финансовая деятельность государства. Система и правовое положение органов власти, осуществляющих финансовую деятельность в Российской Федерации (2 часа)
  • •Литература для подготовки к практическому (семинарскому) занятию по теме 1
  • •Тема 2. Правовые основы государственного и муниципального финансового контроля. Система и правовое положение органов государственного финансового контроля в Российской Федерации (2 часа)
  • •Литература для подготовки к практическому (семинарскому) занятию по теме 2
  • •Дополнительная литература для подготовки к семинарскому занятию
  • •Раздел 3. Задания для самостоятельной работы студентов
  • •3.1. Вопросы для самопроверки к теме 1
  • •К теме 2
  • •К теме 3
  • •К теме 4
  • •К теме 5
  • •К теме 6
  • •К теме 7
  • •К теме 8
  • •К теме 9
  • •К теме 10
  • •К теме 11
  • •К теме 12
  • •К теме 13
  • •К теме 14
  • •К теме 15
  • •К теме 16
  • •К теме 17
  • •К теме 18
  • •3.2. Перечень вопросов для подготовки к экзамену
  • •3.3. Тесты для самопроверки знаний
  • •6. Определите содержание понятия «централизованные фонды государства».
  • •7. Определите содержанке понятия «децентрализованные фонды государства».
  • •8. Определите содержание понятия «финансовая система рф».
  • •9. Определите перечень элементов — финансовых институтов, входящих в состав финансовой системы.
  • •10. Обязан ли индивидуальный предприниматель проводить у себя аудиторскую проверку?
  • •11. Определите статус и задачи Министерства финансов рф.
  • •12. Кому подотчетна Счетная палата рф?
  • •13. Определите статус Федерального казначейства рф.
  • •14. Имеют ли коммерческие банки и страховые организации обязанность проведения ежегодных аудиторских проверок?
  • •15. По каким налогам разрешено предоставлять инвестиционный налоговый кредит?
  • •24. Дайте определение целевого бюджетного фонда.
  • •25. Укажите, что означает функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации.
  • •27. Дайте определение доходов бюджета.
  • •28. Как учитываются доходы целевых бюджетных фондов по отношению к доходам бюджетов?
  • •30. Каков порядок учета средств, получаемых в виде арендной платы за сдачу во временное владение и пользование государственного имущества?
  • •31. Допускается ли изъятие в бюджет прибыли государственных и унитарных предприятий, оставшейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей?
  • •59. Дайте определение понятия «государственный или муниципальный долг».
  • •60. Дайте определение внешнего долга.
  • •68. Какие формы страхования установлены российским законодательством?
  • •69.Какой орган государства наделен правом осуществлять эмиссию наличных денег?
  • •Примерная тематика курсовых и выпускных квалификационных работ
  • •Краткий словарь терминов, используемых в финансово-правовой литературе
  • •Раздел 4. Методические рекомендации для преподавателя дисциплины «Финансовой право» (Целевая установка и организационно-методические указания)
  • •Раздел 5. Методические указания по изучению дисциплины «Финансовое право» для студентов очной и заочной формы обучения
  • •14. Список использованной литературы