Учет материальных ценностей

Материальные ценности в бухгалтерском учете: что это

Бухгалтерский учет как практическая система, внедренная в организационную работу экономических субъектов и связей между ними и с внешними лицами, как теоретическая дисциплина, имеющая различные предметы изучения, как крупный блок законодательства и объект исполнительной власти — во всех формах имеет одинаковую и четкую строгую структуру. Разделение на отдельные части учета синхронно произведено в правовых основаниях и в непосредственных документах, которыми оперируют бухгалтеры. Одной из таких частей бухгалтерского учета является раздел материальных ценностей.

Законодательная база

Близки основной законодательной базе сферы бухучета налоговое, финансовое право, в части правонарушений и санкций — административное и уголовное право. Основные правовые источники теории и практики бухгалтерского учета, а также учета материальных ценностей:

  • федеральный закон 402-ФЗ о бухгалтерском учете — был принят в конце 2011 года, вступил в действие с 2013 года и заменил прежний закон о бухгалтерии за номером 129;
  • указы Президента России;
  • правительственные постановления;
  • акты Министерства финансов России — один из главных источников, уточняющий и разъясняющий правомерное ведение бухгалтерского учета;
  • разработанные Минфином ПБУ — российские стандарты, которые претерпели уже три обновления с целью приближения к международным бухгалтерским стандартам;
  • иные нормативно-правовые акты.

Материальные ценности в бухгалтерском учете: это

Согласно бухгалтерским стандартам, материальные ценности — это активы, т. е. доходная часть имущества или обязательств субъекта, его «плюс». Это активы, которые находятся в обороте и циклично обновляются. В них входят:

  • активы, предназначенные для продажи;
  • находящиеся на одной из стадий технологического процесса для создания готового продукта, предназначенного для реализации;
  • приобретенные сырье, материалы и запасы, предназначенные для использования в производственных циклах.

На основе такого определения упрощенно бухгалтерский учет ТМЦ на предприятии делится на учет сырья, незавершенного производства и готовых продуктов. Сырьем считается продукция, приобретенная для дальнейшей обработки. Незавершенное производство — это уже отчасти обработанные предметы. Готовые продукты — это прошедшие все стадии выпуска предметы, которые уже можно реализовать, т. е. это товары.

В российской системе произведена градация ТМЦ в бухгалтерском учете, это производится для более легкого восприятия информации. Группы, показываемых в балансе предприятия:

  • сырье и компоненты;
  • запчасти;
  • собственные полуфабрикаты на собственных складах;
  • готовые продукты;
  • стройматериалы;
  • топливные и смазочные активы;
  • полезные остатки и отходы производства;
  • тара;
  • хоз.инвентарь.

Все элементы ТМЦ призваны повышать стоимость продуктов к реализации и характеризуются небольшой ценностью и коротким сроком использования — до 1 года.

Место в учете

Бухгалтерский учет регистрирует и указывает в отчетах все операции, имущество и обязательство. Даже самые незначительные товарно-материальные ценности в бухгалтерском учете отражаются в разделе оборотных активов в виде их остатков на начала и конец года. Динамика по этим ценностям в течение года показывается в регистрах бухгалтерского учета и первичных документах. Обобщенно бухгалтерия строится на двойном отражении прибытия и убытия по различным счетам.

Приход

Прибытие материальных ценностей обозначается следующими операциями:

  • поставка по договору купли-продажи с оплатой приобретаемых активов;
  • заключение договора мены и бартерное получение ценностей;
  • передача на безвозмездной основе от определенных поставщиков — собственных учредителей, руководителей или сторонних организаций и лиц;
  • получение полезных отходов и остатков при ремонте, разборе на части старого оборудования и техники;
  • изготовление на собственном производстве.

Подобные операции требуют реального документального доказательства. В случае покупки ценностей, то это накладные и счета-фактуры от поставщиков и формирование на их основе приходных ордеров в виде бланков 4-М. Такие ордера наполняют общий складской учет в форме карточки М-17.

М-17 Карточка учета материалов

Если поставка активов производится без заполнения счетов-фактур, накладных и ордеров, то по правилам документоведения формируется хотя бы передаточный акт бланка М-7. Такие акты составляются при оприходовании поставки и сверки с документами о поставке. Если в ходе такого контроля будет выявлен избыток товара, его записывают в пассив учета. Нехватка, как правило, оборачивается вопросами об этом к поставщикам.

Распространенной практикой является прием покупки экспедиторами, курьерами и иными подобными лицами, для которых в обязательной порядке составляется и заверяется доверенность на представительство одной из форм — М-2 и М-2А. При прибытии ТМЦ собственного изготовления на склад формируется накладная-требование М-11.

Складской учет

В случае разбора техники и оборудования, в результате которого были получены полезные запчасти, их прибытие документируется актом М-35, в котором помимо сведений о самих ценностях дается информация о разобранном основном средстве.

Как оцениваются ТМЦ при приходе

После прихода предметов поставки и оформления документов указанными способами они передаются в отдел бухгалтерии предприятия, бухгалтеру или главному бухгалтеру. Еще в начале деятельности экономического субъекта в бухгалтерском учете разрабатывается и утверждается положение об учетной политики, содержащее все данные о методах бухгалтерского и налогового учета, принятых способах расчета и оценки. Запасы учитываются либо по реальным, либо по учетным ценам.

  1. Реальные цены уже отражались в документах прежде, это цена покупки, поставки, та сумма, которая перечисляется контрагенту по сделке за вычетом НДС, если партнеры работают по схеме возврата этого налога. Метод удобен для субъектов, работающих с некрупными оборотами.
  2. Метод по учетным ценам подразумевает использование величин при упрощенном учете расходов. Такие цены устанавливаются самими хозяйствующими субъектами. Метод принимается в предприятиях, работающих с широкой номенклатурой товаров, т. е. большим числом наименований товаров.

Примеры оценки

Фирма «Аудит и Консалтинг» заключает договор покупки офисных принадлежностей для сотрудников всех подразделений. Сумма по сделке составляет 25 тысяч рублей. Проводки:

  • оплата поставки безналичным способом — Дт 60 Кт 51;
  • прием товара — Дт 10 Кт 60;
  • НДС — Дт 19 Кт 60 — 3814 рублей;
  • выдача принадлежностей сотрудникам — Дт 26 Кт 10 — 21186 рублей.

В примере в записях использованы фактические цены.

При учетной оценке записи ведутся по счету 15 о приобретении материалов, где в дебет идут фактические суммы расходов, а в кредит — учетные. Разница между ценами списывается на счет 16 — здесь отражаются отклонения по стоимости материалов и запасов. По итогам периода такие разницы складываются и указываются на основных счетах. Если ценности реализуются, то разницы переходят на дебет счета прочих расходов — 91 или 92.

Если та же фирма «Аудит и Консалтинг» работает с методом учетных цен, то списание разницы будет иметь следующую корреспонденцию: Дт 26 Кт 16.

Склад для третьих лиц

После оприходования товары отправляются в кладовые или складские помещение. Там они хранятся до дальнейшей эксплуатации. Иногда субъекты предоставляют собственные помещения для хранения посторонних ТМЦ. Таким образом, под хранение попадают запасы не только в результате собственного приобретения. Разумеется, подобная операция не имеет отношения к производству субъекта, поэтому отражается на забалансовом счете 002, куда записываются запасы на ответхранении.

Убытие

Сущность ТМЦ состоит в том, что они являются оборотными активами, т. е. постоянно двигаются в производственных циклах, прибывая и убывая из различных секторов учета. Варианты выбытия материальных ценностей:

  • отпуск в обработку;
  • передача для собственной эксплуатации;
  • передача для реализации;
  • выбытие с связи с непредвиденной ситуацией.

Как и с приходом в каждом случае расхода оформляются различные документы. Например, отпуск материалов по нормативам требует лимитной карты М-8. Если запасы не лимитированы, то формируется обычная накладная М-11. Если ТМЦ идут на перепродажу, то сопровождаются накладной М-15.

Как оцениваются ТМЦ при уходе

Есть стандартные методы оценки списания запасов:

  • по средней себестоимости;
  • по единичной стоимости;
  • по стоимости первых полученных товаров — международный метод ФИФО.

Метод ЛИФО исключен из перечня способов оценки. При больших объемах, широкой номенклатуре и частых операциях выбытия рационально применять метод средней стоимости — складываются цены всех единиц товара, полученная сумма делится на количество. Метод индивидуальной оценки каждой единицы используют для уникальных, редких, высокоценных товаров, как драгоценные металлы и камни, инновационные технологии, либо при узкой номенклатуре. Метод ФИФО актуален при инфляции и повышении цен.

Корреспонденция

  • выбытие для перепродажи или передачи — Дт 91 Кт 10;
  • выбытие для строительства хозяйственным способом — Дт 08 Кт 10;
  • выбытие в переработку — Дт 20, 23 или 29 Кт 10.

Работники складских помещений в обязательном порядке записывают остатки запасов в складские карты, рассчитывает сальдо на начало и конец каждого месяца. Такие карты передаются в бухгалтерию для сверки с другими документами по этим операциям.

Упрощенный учет

Одной из льгот российского законодательства является возможность ведения бухгалтерского учета по простой схеме субъектами малого предпринимательства. В вопросе ТМЦ такие лица должны ориентироваться на следующие особенности учета:

  • допустима оценка принятых материалов и запасов по ценам поставщиков, а прочие расходы, связанные с приобретением этих активов, записываются по факту начисления в обычные расходы;
  • микропредприятия — с числом сотрудников до 15 человек — вправе учитывать стоимость ТМЦ на обычных счетах расходов в полном размере по фактам поступления;
  • материалы, приобретенные для воплощения управленческих потребностей, также могут учитываться в фактической сумме в основных расодах по мере

Весь порядок ведения простого учета установлен в приказе Министерства финансов России 1998 года за номером 64н, содержащий рекомендуемую организацию упрощенного учета для представителей малого бизнеса, и он, и информация Министерства финансов под номером 3/2015; текст опубликован на сайте Минфина в июне 2015 года.

Инвентаризация

В законодательстве процедура инвентаризации подробно раскрыта в 49-ом приказе Министерства финансов России 1995 года. Основные правила инвентаризации ТМЦ:

  • вся информация вносится в описи;
  • очередность записей соответствует расположению активов в помещении, обычно, на складе;
  • инвентаризационная комиссия сверяет фактическое и документальное состояние материалов и запасов на складах в присутствии работников этих павильонов;
  • если в момент инвентаризации поступили новые запасы и материалы, то их прием и документальное оформление производятся в присутствии участников проверяющей комиссии;
  • также возможно выбытие ценностей в период проверки — но только по разрешению руководства предприятия;
  • если ТМЦ находятся в пути для прихода или в ходе выбытия, то комиссия проверяет лишь соответствие документов бухгалтерским данным.

Инвентаризация товаров на складе

Документ содержит множество пунктов, раскрывающих различные стороны процедуры контроля и сверки за фактическими и документальными данными. В случае нехватки комиссия и работники отдела предприятия должны знать, как отразить недостачу при инвентаризации ТМЦ в бухгалтерском учете предприятия — для этого оценивается объем недостачи. Если она в пределах установленных норм, то списание производится с ответственного лица. При превышении нормативов возбуждается внутреннее расследование для выявления причин нехватки, в ходе которого виновные лица подвергаются установленным законом санкциям.

Таким образом, учет материальных ценностей, как и других разделов деятельности, основывается на принципах точности, достоверности, своевременности и строго контролируется собственными и внешними ревизионными органами, что обеспечивает общую стабильность и организованность хозяйствования.

Бухгалтер – материалист: обязанности

Актуально на: 7 ноября 2019 г.

Бухгалтер – специалист высшего уровня квалификации. Круг его обязанностей определяется тем участком учетной работы, за который бухгалтер назначается ответственным. О должностных обязанностях бухгалтера по материалам расскажем в нашей консультации.

Бухгалтер ТМЦ: обязанности

Должностные обязанности бухгалтера материальной группы включают в себя общие обязанности бухгалтера, предусмотренные в частности Общероссийским классификатором занятий ОК 010-2014, с той особенностью, что касаются преимущественно разделов, связанных с учетом ТМЦ.

Бухгалтер материального стола: обязанности

Также для определения трудовых функций бухгалтера материального стола можно воспользоваться профстандартом «Бухгалтер» (утв. Приказом Минтруда России от 21.02.2019 N 103н).

Так, к примеру, в рамках трудовой функции «Принятие к учету первичных учетных документов о фактах хозяйственной жизни экономического субъекта» можно выделить следующие основные трудовые действия бухгалтера по материалам:

  • составление и прием первичных учетных документов по движению ТМЦ;
  • проверка первичных учетных документов по движению ТМЦ в отношении формы, полноты оформления, реквизитов;
  • выявление случаев нарушения ответственными лицами графика документооборота и порядка представления в бухгалтерскую службу первичных учетных документов по движению ТМЦ и информирование об этом руководителя бухгалтерской службы;
  • систематизация первичных учетных документов по движению ТМЦ текущего отчетного периода в соответствии с учетной политикой;
  • составление на основе первичных учетных документов по движению ТМЦ сводных учетных документов;
  • подготовка первичных учетных документов по движению ТМЦ для передачи в архив;
  • изготовление копий первичных учетных документов по движению ТМЦ, в том числе в случае их изъятия уполномоченными органами в соответствии с законодательством РФ;
  • обеспечение данными для проведения инвентаризации ТМЦ.

Бухгалтер-материалист: должностные обязанности (пример)

Конкретный перечень функциональных обязанностей бухгалтера по ТМЦ можно предусмотреть в трудовом договоре или должностной инструкции.

Пример должностной инструкции бухгалтера по учету материалов.

Учет ТМЦ в бухгалтерии: проводки и документы

Обновление: 5 февраля 2020 г.

Аббревиатура ТМЦ расшифровывается как товарно-материальные ценности. Что же такое ТМЦ и каков их учет?

ТМЦ это …

ТМЦ (материальные ценности) в бухгалтерском учете это (п. 2 ПБУ 5/01):

  • сырье и материалы;
  • товары, приобретенные для перепродажи;
  • готовая продукция.

ТМЦ иначе называют МПЗ – материально-производственные запасы.

На самом деле учет ТМЦ в большой степени зависит от их вида. Проводки по учету операций с материалами сильно отличаются от проводок по операциям с товарами и готовой продукцией. Первичные документы по учету ТМЦ также оформляются в зависимости от того, о каком виде ТМЦ идет речь. Сразу скажем, что организация может разработать формы первичных документов самостоятельно и утвердить их приказом руководителя. А может использовать унифицированные формы, утвержденные Росстатом. Далее мы приведем номера форм таких унифицированных документов.

Учет материалов в бухгалтерском учете: проводки и документы

Сырье и материалы учитываются на счете 10. По дебету отражается поступление материалов, а по кредиту – выбытие по причине списания в производство, продажи и т.д. (разд. 2 Методических указаний по бухучету материально-производственных запасов, утв. Приказом Минфина от 28.12.2001 N 119н). Например, приобретение материалов у поставщика отражается проводкой:

  • дебет счета 10 – кредит счета 60 – на стоимость материалов (без НДС).

При поступлении материалов от поставщика, как правило, оформляется приходный ордер по форме М-4.

Списание ТМЦ со счета 10 обычно оформляют требованием-накладной по форме М-11, лимитно-заборной картой по форме М-8 или актом на списание материалов. Образец акта на списание материалов в производство можно посмотреть .

Акт на списание материалов в иных ситуациях можно найти .

Учет товаров: проводки и документы

Для учета товаров в бухучете используется одноименный счет 41. По дебету счета отражается поступление товаров, по кредиту – списание в связи с продажей или по иным причинам (разд. 5 Методических указаний по бухучету материально-производственных запасов, утв. Приказом Минфина от 28.12.2001 N 119н). При поступлении в организацию товаров, как правило, составляется приходный ордер по форме М-4.

При отгрузке товара покупателю оформляется товарная накладная по форме ТОРГ-12 и делает проводка:

  • дебет счета 90 – кредит счета 41 – на покупную стоимость товаров.

Испорченные товары списываются на основании актов по форме ТОРГ-15 или ТОРГ-16. Проводка будет следующей:

  • дебет счета 94 – кредит счета 41 – на покупную стоимость товаров.

Учет готовой продукции: проводки и документы

Готовая продукция отражается на бухгалтерском счете 43. По дебету счета учитывается выпуск продукции, а по кредиту – ее продажа. Причем остатки готовой продукции на складе могут оцениваться по фактической себестоимости или по плановой (нормативной) себестоимости (разд. 4 Методических указаний по бухучету материально-производственных запасов, утв. Приказом Минфина от 28.12.2001 N 119н). Проводка по выпуску готовой продукции такая:

  • дебет счета 43 – кредит счета 20 – по плановой или фактической себестоимости продукции (правила учета фиксируются в учетной политике).

Первичные документы, оформляемые при оприходовании готовой продукции, зависят от вида выпускаемой продукции и технологии производства.

Продажа готовой продукции отражается так:

  • дебет счета 90 – кредит счета 43 – на фактическую себестоимость продукции.

Продажа готовой продукции также оформляется товарной накладной по форме ТОРГ-12.

Что такое ТМЦ на складе

Специального бухгалтерского счета для учета ТМЦ на складе не предусмотрено. Подразумевается, что как только ТМЦ поступают в организацию (либо как только создана готовая продукция), они передаются на склад. И в этот момент ТМЦ отражаются по дебету счета 10, 41 или 44. А информацию о движении и остатках каждого вида ТМЦ на складе можно узнать из карточки складского учета, оформляемой по форме М-17.

Поврежденные материальные ценности

Смотреть что такое «Поврежденные материальные ценности» в других словарях:

  • SimCity Societies — Разработчик Tilted Mill Entertainment Издатель … Википедия

  • Прямой материальный ущерб от пожара — оцененные в денежном выражении материальные ценности (оборудование, здания, сооружения и т.п.), уничтоженные и (или) поврежденные вследствие непосредственного воздействия опасных факторов пожара, огнетушащих веществ, мер, принятых для спасения… … Официальная терминология

  • Прямой ущерб от пожара — 2.3.1. Прямой ущерб от пожара оцененные в денежном выражении материальные ценности, уничтоженные и (или) поврежденные вследствие непосредственного воздействия опасных факторов пожара, огнетушащих веществ, мер, принятых для спасения людей и… … Официальная терминология

  • Германия — Федеративная Республика Германии (ФРГ), гос во в Центр. Европе. Германия (Germania) как территория, заселенная герм, племенами, впервые упоминается Пифеем из Массалии в IV в. до н. э. Позже название Германия использовалось для обозначения рим.… … Географическая энциклопедия

  • Австрия — Австрийская Республика, гос во в Центр. Европе. В IX в. при адм. устройстве пограничных земель Франк, гос ва Карла Великого в Подунавье была образована Восточная марка франк. Marchia Austriaca (марка граница, пограничная земля ). В конце X в.… … Географическая энциклопедия

О ПОРЯДКЕ КОНСЕРВАЦИИ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ТЕРРИТОРИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

ГУБЕРНАТОР ПРИМОРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 06 ноября 1996 года N 574

О ПОРЯДКЕ КОНСЕРВАЦИИ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ТЕРРИТОРИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

г. Владивосток

{Документ утратил силу постановлением Губернатора Приморского края от 13.06.2001 N 433}

Изменения:

Постановление Губернатора Приморского края от 28.02.1997 N 81

Постановление Губернатора Приморского края от 17.02.1998 N 67

Постановление Губернатора Приморского края от 22.11.2000 N 736

В целях мобилизации организационных, финансовых и материальных ресурсов на территории Приморского края и снижения налогового давления на предприятия, имеющие незагруженные производственные мощности, а также упорядочения выполнения предписаний инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 08.06.95 г. N 33 п. 5 ж «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий» в части освобождения от налогообложения законсервированных материальных ценностей предприятий

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Создать комиссию администрации края по выработке решений о консервации основных средств предприятий краевой, федеральной и негосударственной формах собственности и утвердить ее состав (прилагается).

2. Утвердить:

Положение о комиссии администрации края по выработке решений о консервации основных средств предприятий краевой, федеральной и негосударственной формах собственности (прилагается);

Методические указания о создании и порядке работы комиссий администраций городов и районов края по выработке решений о консервации основных средств предприятий муниципальной формы собственности (прилагается);

Положение о временной консервации, сохранении и расконсервации материальных ценностей предприятий Приморского края, независимо от форм собственности (прилагается).

3. Главам администраций городов и районов края в срок до 15 ноября 1996 года создать комиссии по выработке решений о консервации основных средств предприятий муниципальной формы собственности по месту постановки последних на учет в органах налоговой инспекции.

4. Комитетам, управлениям и департаментам администрации края, администрациям городов и районов края организовать работу по выполнению настоящего постановления.

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на вице — губернатора края Бельчука И. Л.

Губернатор края Е.НАЗДРАТЕНКО

Приложение N 1. ПОЛОЖЕНИЕ О КОМИССИИ АДМИНИСТРАЦИИ КРАЯ ПО ВЫРАБОТКЕ РЕШЕНИЙ О КОНСЕРВАЦИИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ПРЕДПРИЯТИЙ КРАЕВОЙ, ФЕДЕРАЛЬНОЙ И НЕГОСУДАРСТВЕННОЙ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ

Приложение N 1
к постановлению
губернатора края
от 06.11.1996 N 574

(в ред. постановления Губернатора Приморского края от 17.02.1998 N 67)

1. Комиссия администрации края по выработке решений о консервации основных средств предприятий краевой, федеральной и негосударственной формах собственности (далее — комиссия), создается постановлением губернатора Приморского края.

2. Основными задачами комиссии являются: принятие решений о консервации основных средств предприятий краевой, федеральной и негосударственной формах собственности (далее — предприятия), исходя из экономической целесообразности, и организация контроля за выполнением решений.

Комиссия имеет право запрашивать любую информацию, необходимую для реализации ее задач, заслушивать на своих заседаниях руководителей предприятий, представителей исполнительных органов местного самоуправления по вопросам, относящимся к компетенции комиссии, принимать решения в пределах своей компетенции.

Ответственность предприятий за выполнение решений комиссии наступает в соответствии с Законом Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

3. Комиссия принимает к рассмотрению документы по консервации основных средств предприятий лишь при условии письменного согласия главы муниципального образования на консервацию указанного имущества.

4. Комиссия рассматривает заявки на консервацию (продление консервации) основных средств предприятий, поступившие не менее чем за месяц до предполагаемого начала срока консервации.

5. Регламент работы комиссии:

5.1. Комиссия в трехдневный срок рассматривает документы предприятия и назначает состав рабочей группы из представителей структур администрации края и иных учреждений и организаций для выработки заключения по представленным документам.

В случае необходимости комиссия привлекает экспертов по оценке стоимости основных средств, предназначенных для консервации, и проверки экономических расчетов, подготовленных предприятием, за счет средств предприятия. Рабочая группа дает заключение о целесообразности консервации основных средств предприятия в испрашиваемых объемах и по указанной стоимости.

5.2. Срок рассмотрения комиссией документов предприятия и принятия решения не должен превышать одного месяца со дня их представления, при условии соответствия документов установленным требованиям.

5.3. Каждый член комиссии в рабочем порядке в срок до трех дней рассматривает поступившие в комиссию материалы и проект заключения, подготовленный рабочей группой.

Учитывая заключение рабочей группы комиссия принимает окончательное решение о создании запасов законсервированных материальных ценностей предприятия и стоимости законсервированного имущества или дает мотивированный отказ.

5.4. Решение комиссия принимает простым большинством голосов. Голос председателя комиссии, при равенстве голосов, является решающим. На основании протокола председатель комиссии дает соответствующее заключение.

5.5. Заключение комиссии оформляется на бланке администрации края в пяти экземплярах и направляется предприятию, органам местного самоуправления, государственной налоговой инспекции по Приморскому краю, финансовому управлению администрации края. К заключению прилагается копия заявки предприятия. Датой окончания консервации считается первое число месяца, следующего за периодом консервации.

6. Контроль за исполнением решения комиссии, соблюдением режима содержания законсервированных основных фондов предприятий возлагается на глав муниципальных образований края, на территории которых находятся эти предприятия.

Члены комиссии и рабочих групп департаментов, комитетов, управлений и отделов администрации края осуществляют выборочные проверки соблюдения на местах порядка содержания законсервированного имущества и порядка его расконсервации.

Приложение N 2. СОСТАВ КОМИССИИ АДМИНИСТРАЦИИ КРАЯ ПО ВЫРАБОТКЕ РЕШЕНИЙ О КОНСЕРВАЦИИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ПРЕДПРИЯТИЙ КРАЕВОЙ, ФИНАНСОВОЙ И НЕГОСУДАРСТВЕННОЙ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ

Приложение N 2
к постановлению
губернатора края
от 06.11.1996 N 574

(в ред. постановления Губернатора Приморского края от 28.02.1997 N 81)

(в ред. постановления Губернатора Приморского края от 17.02.1998 N 67)

Бельчук — вице-губернатор края, председатель

Игорь Львович комиссии;

Паринова — председатель комитета экономики и

Светлана Тихоновна планирования администрации края,

заместитель председателя комиссии;

Фатьянова — главный специалист комитета экономики

Светлана Ивановна и планирования администрации края,

секретарь комиссии.

Члены комиссии:

Попов — первый заместитель начальника

Николай Георгиевич государственной налоговой инспекции

по Приморскому краю;

Грачева — заместитель председателя комитета по

Елена Алексеевна управлению имуществом Приморского края;

Гусева — председатель Приморского краевого

Евгения Григорьевна комитета государственной статистики;

Куракин — председатель комитета по промышленности

Сергей Александрович администрации края;

Курдюков — председатель комитета по

Борис Алексеевич ценообразования и контролю за ценами

администрации края;

Ничипорчук — председатель комитета по архитектуре и

Михаил Николаевич капитальному строительству

администрации края;

Рыбакова — заместитель начальника финансового

Валентина Анисимовна управления администрации края;

Сидоров — председатель комитета по рыбной

Владимир Николаевич промышленности администрации края;

Таланцев — начальник Приморского территориального

Владимир Иванович управления Государственного комитета РФ

по антимонопольной политике.

Приложение N 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ О СОЗДАНИИ И ПОРЯДКЕ РАБОТЫ КОМИССИЙ АДМИНИСТРАЦИЙ ГОРОДОВ И РАЙОНОВ КРАЯ ПО ВЫРАБОТКЕ РЕШЕНИЙ О КОНСЕРВАЦИИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ПРЕДПРИЯТИЙ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ

Приложение N 3
к постановлению
губернатора края
от 06.11.1996 N 574

1. На территории Приморского края образование запасов законсервированных материальных ценностей предприятий подразумевает консервацию основных средств предприятий, включаемых в региональный страховой запас.

2. Комиссии администраций городов и районов Приморского края по выработке решений о консервации основных средств предприятий муниципальной формы собственности (далее — комиссии) создаются постановлением главы администрации соответствующего муниципального образования в соответствии с утвержденным им же положением о комиссии.

3. Комиссия принимает решение о консервации основных средств предприятий муниципальной формы собственности по месту постановки последних на учет в органах налоговой инспекции для уплаты налога на имущество, полностью зачисляемого в соответствующий бюджет.

4. Решения комиссии имеют силу решений соответствующих органов местного самоуправления.

5. Численный состав комиссии определяется главой администрации самостоятельно, исходя из необходимости включения в нее представителей финансовых и экономических служб администрации, налоговой инспекции и иных заинтересованных ведомств. К участию в рабочих группах комиссии председателем комиссии могут привлекаться специалисты других учреждений по согласованию.

6. Решение комиссии о консервации основных средств предприятий муниципальной собственности действительно в течение одного финансового года. Для продления срока консервации на следующий год предприятие должно заявить об этом в комиссию в сроки, предусмотренные Положением о комиссии.

7. Положение о комиссии должно содержать:

регламент работы комиссии;

перечень документов, представляемых в комиссию предприятиями, образующими запасы законсервированного имущества;

формы заключения комиссии о принятии или непринятии решения об образовании на предприятии запасов законсервированного имущества.

8. Консервация основных средств осуществляется предприятием самостоятельно за счет собственных средств.

9. Ответственность за выполнение решений комиссии и сохранность законсервированного имущества несет руководство предприятия.

10. При вводе в эксплуатацию основных средств, законсервированных по решению комиссии, руководитель предприятия обязан в недельный срок поставить в известность об этом принявшую решение комиссию и налоговый орган по месту постановки предприятия на учет.

Приложение N 4. ПОЛОЖЕНИЕ О ВРЕМЕННОЙ КОНСЕРВАЦИИ, СОХРАНЕНИИ И РАСКОНСЕРВАЦИИ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРИМОРСКОГО КРАЯ НЕЗАВИСИМО ОТ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ

Приложение N 4
к постановлению
губернатора края
от 06.11.1996 N 574

(в ред. постановления Губернатора Приморского края от 22.11.2000 N 736)

1. Общие положения

1.1. В целях мобилизации организационных, финансовых и материальных ресурсов Приморского края создается стратегический резерв из незадействованных основных фондов предприятий, расположенных на его территории.

1.2. Стратегический резерв создается в форме страхового и сезонного запасов основных производственных фондов путем консервации материальных ценностей.

1.3. В состав страхового и сезонного запасов материальных ценностей, подлежащих консервации, включаются следующие виды основных фондов:

технически исправные и установленные машины и оборудование (технологическое оборудование, подъемно — транспортное и другое вспомогательное оборудование) основного производства, технический уровень которого отвечает современным требованиям и которое может быть задействовано без дополнительных капитальных затрат;

здания, сооружения и передаточные устройства основного производства;

транспортные средства (автомобильный, железнодорожный, электрический транспорт и т. п.), задействованные непосредственно в производственном процессе;

технологическое оборудование, здания и сооружения тех вспомогательных цехов, которые непосредственно обеспечивают функционирование основного производства (котельная, компрессорная, электрическая подстанция, распределительное устройство, эстакада, склад, инженерные сети и т. д.);

производственно — бытовые помещения, функционально связанные с основным производством (гардероб, душевая и т. п.);

производственный и хозяйственный инвентарь, приспособления, технологическая оснастка, инструмент и т. п., относящиеся к основным фондам и предназначенные для организации основных производственных процессов.

1.4. Не включаются в состав страхового и сезонного запасов и не подлежат консервации следующие материальные ценности:

запасные части и неустановленное (несмонтированное) оборудование;

административно — бытовые здания;

ограждения территории;

имущество, инвентарь и оргтехника административно — управленческого аппарата;

оборудование, здания и сооружения вспомогательных цехов, используемые для других производственных процессов на данном предприятии;

здания, сооружения, технологическое оборудование, транспортные средства, вспомогательное оборудование, временно переданные в аренду, выставленные на продажу или временно используемые предприятием.

1.5. Консервация материальных ценностей, включаемых в страховой и сезонный запасы (стратегический резерв), осуществляется на срок до шести месяцев в течение календарного года. Продление консервации на период свыше шести месяцев допускается в исключительных случаях при наличии соответствующих экономических обоснований.

1.6. Обязательными условиями консервации материальных ценностей являются:

неиспользование законсервированных материальных ценностей в течение всего установленного срока консервации;

сохранность законсервированных материальных ценностей.

2. Порядок консервации материальных ценностей, включаемых в страховой и сезонный запасы

(стратегический резерв)

2.1. Решение о консервации материальных ценностей принимается руководителем предприятия, на котором имеются незадействованные производственные мощности, на основании постановления общего собрания акционеров или других владельцев собственности.

2.2. Работа по консервации материальных ценностей и оформление необходимых документов осуществляются специально создаваемой комиссией. В состав комиссии, возглавляемой руководителем предприятия, должны входить специалисты производственных, технологических, финансово — экономических и бухгалтерских служб предприятия. В работе комиссии могут принимать участие представители налоговых служб, администрации края, администрации муниципальных образований. Решение об участии в работе комиссии представителей органов местного самоуправления, государственных органов или независимых экспертов согласовывается одновременно с решением руководства предприятия о необходимости консервации.

2.3. Приказом руководителя предприятия: утверждаются график проведения работ по консервации имущества, план мероприятий по обеспечению сохранности законсервированных материальных ценностей, назначаются ответственные за проведение этих работ. Определяются сроки подготовки документации в адрес краевой или муниципальной комиссии и ответственные за их подготовку должностные лица.

2.4. Акт о консервации имущества составляется на основании данных инвентаризации и с учетом переоценки на 1 января текущего года. Материалы по консервации на следующий финансовый год включают информацию о стоимости законсервированного имущества с учетом переоценки на 1 января следующего года (для первого квартала — в двух стоимостных вариантах, в том числе по учетной стоимости текущего года) или, при условии изменения порядка отражения стоимости имущества, в соответствии с действующими нормативными документами.

2.5. В качестве мероприятий по консервации и обеспечению сохранности законсервированных материальных ценностей могут быть рекомендованы следующие:

обесточивание технологических линий с опломбированием распределительных щитов, фидеров;

консервация (чистка, смазка) движущихся частей и рабочих узлов оборудования;

ограждение, укрытие наиболее дорогостоящего оборудования;

обеспечение охраны законсервированных объектов путем навески инвентарных замков, установки охранной сигнализации, организации охраны законсервированных материальных ценностей;

организация и проведение систематических технических осмотров и технического обслуживания согласно установленным регламентам;

организация и обеспечение противопожарных мероприятий;

страхование законсервированных материальных ценностей.

Конкретный перечень и объем работ и мероприятий по консервации и обеспечению сохранности законсервированных материальных ценностей устанавливаются руководством предприятия.

2.6. Работа по консервации материальных ценностей и обеспечению сохранности законсервированных материальных ценностей должна быть выполнена не позднее, чем в 2-месячный срок со дня принятия руководителем предприятия решения о консервации, которая завершается оформлением акта.

2.7. После подготовки документов по консервации имущества руководство предприятия не позднее, чем за месяц до консервации, направляет заявку о консервации имущества и весь пакет документов в адрес председателя соответствующей комиссии (краевой, муниципальной).

Руководители предприятий краевой, федеральной и негосударственной форм собственности обращаются в краевую комиссию, предварительно получив согласие на консервацию администрации муниципального образования, которая в срок не более 10 дней с момента подачи заявления должна принять решение о своем согласии (несогласии) с консервацией данного имущества.

2.8. Пакет документов, представляемый в краевую комиссию для принятия ею решения о консервации имущества предприятия, включает:

письмо о согласии главы муниципального образования на проведение консервации имущества предприятия;

заявку руководителя предприятия на имя председателя краевой комиссии, содержащую обоснование необходимости консервации основных средств (в т. ч. невозможности их реализации, сдачи в аренду), информацию о доле подлежащего консервации имущества в общей остаточной стоимости основных средств, предполагаемых сроках консервации и мероприятиях, способствующих обеспечению сохранности имущества и последующему вводу основных средств в эксплуатацию, а также о стратегии и тактике руководства по выводу предприятия из кризиса;

выписку из протокола собрания акционеров или других владельцев собственности о необходимости консервации имущества (за исключением госпредприятий);

приказ руководителя предприятия о консервации имущества;

акты о временном приостановлении производств (форма 1 прилагается), включающие перечень основных средств, подлежащих консервации, с указанием балансовой стоимости, начисленного износа и остаточной стоимости по состоянию на первое число месяца, с которого предполагается консервация, с приложением ведомостей по видам основных средств;

техническая документация на основные средства, подлежащие консервации;

перечень мероприятий и структура затрат по подготовке к консервации, обеспечению сохранности законсервированного имущества и расконсервации (форма 2 прилагается);

подробные расчеты экономической эффективности от консервации имущества, в том числе расчеты снижения себестоимости продукции и ожидаемой прибыли (снижения убытков);

баланс и отчет о финансовых результатах, справки о кредиторской и дебиторской задолженности на последнюю отчетную дату, в том числе информация о состоянии расчетов по платежам в бюджет;

мероприятия по дальнейшему использованию основных средств по окончании сроков консервации;

мероприятия по выходу предприятия из депрессивного состояния.

В случае последующей консервации основных средств или продления срока консервации к указанному пакету документов дополнительно представляется отчет о мерах, принятых по повышению эффективности работы предприятий.

Все документы заверяются руководителем предприятия.

Перечень документов по оформлению консервации предприятий муниципальной формы собственности определяется комиссией муниципального образования.

3. Порядок расконсервации материальных ценностей, включенных в страховой и сезонный запасы

(стратегический резерв)

3.1. Расконсервация материальных ценностей может осуществляться в следующих случаях:

по истечении срока консервации, установленного решением соответствующей комиссии (в соответствии с формой собственности предприятия);

в случае изменения ситуации на потребительском рынке и появления устойчивого спроса и заказов на продукцию законсервированного производства;

в случае продажи имущества, сдачи его в аренду, либо передачи его иным юридическим лицам в качестве вклада в уставный капитал.

3.2. При расконсервации основных средств, в том числе их продаже, сдаче в аренду либо передаче иным юридическим лицам в качестве вклада в уставный капитал руководство предприятия должно в недельный срок с момента расконсервации известить соответствующую комиссию, принимавшую решение о консервации, а также органы государственной налоговой инспекции (по территориальной принадлежности предприятия).

4. Расходование средств

4.1. Расходование средств на подготовку и проведение консервации, обеспечение сохранности законсервированного имущества и расконсервацию осуществляется на основании и в пределах сводной сметы затрат. Расходы, превышающие сметные, покрываются предприятием за счет результатов производственно — хозяйственной деятельности предприятия.

4.2. Расходование средств на реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение или профилирование законсервированного производства осуществляется в установленном порядке использования средств на капитальное строительство.

5. Контроль за соблюдением порядка консервации, расконсервации и условий содержания законсервированного имущества

5.1. Проверки соблюдения установленного порядка создания страхового и сезонного запасов, сохранности законсервированного имущества проводятся не реже одного раза в месяц исполнительными органами местного самоуправления с обязательным привлечением местной налоговой инспекции. Сведения о нарушениях направляются в краевую комиссию и в государственную налоговую инспекцию по Приморскому краю в недельный срок с момента их обнаружения. Несвоевременность подачи информации влечет персональную административную ответственность главы муниципального образования.

5.2. Предприятие ежеквартально в течение срока консервации и по его окончании представляет в комиссию администрации края по выработке решений о консервации основных средств предприятий краевой, федеральной и негосударственной формах собственности (далее — краевая комиссия) и налоговую инспекцию по месту нахождения предприятия справку (по состоянию на 1 число следующего за кварталом месяца) о принятых руководством предприятия мерах по финансовому оздоровлению предприятия.

6. Ответственность за несоблюдение порядка консервации и условий содержания законсервированных материальных ценностей

Нарушение порядка и условий содержания стратегического резерва производственных мощностей, расконсервация и использование законсервированных производственных мощностей до окончания периода консервации, продажа, сдача в аренду без заблаговременного извещения соответствующей комиссии, утрата законсервированных материальных ценностей в результате хищения или порчи — влечет лишение предприятия права на консервацию имущества на срок до двух лет, начиная с квартала, в течение которого было допущено нарушение, независимо от времени его обнаружения.

Форма 1

к Положению

о временной консервации

________________________ УТВЕРЖДАЮ

Наименование предприятия ________________________

Руководитель предприятия

________________________

(подпись)

«___» _________ 199__ г.

АКТ О ВРЕМЕННОМ

ПРИОСТАНОВЛЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА

______________________________

наименование производства

(период создания страхового запаса с ___ по ___)

Главный инженер

(Заместитель директора по производству) (подпись)

Главный механик (подпись)

Начальник производственно — технического

отдела (подпись)

Главный бухгалтер (подпись)

Начальник планово — экономической службы

(Начальник финансового отдела) (подпись)

Форма 2
к Положению
о временной консервации

________________________ УТВЕРЖДАЮ

Наименование предприятия ________________________

Руководитель предприятия

________________________

(подпись)

«___» _________ 199__ г.

ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ

И СТРУКТУРА ЗАТРАТ

по подготовке к консервации, обеспечению сохранности

законсервированного имущества и расконсервации

(период создания страхового запаса с ___ по ___)

Главный инженер (подпись)