Содержание
Характерные особенности учётной политики предприятия сельского хозяйства
«Подъём» отрасли сельского хозяйства является одним из наиболее перспективных направлений экономического развития Омской области. Это обусловлено рядом факторов, среди которых можно выделить такие как: удобное географическое положение, высокая плодородность почв, благоприятные климатические условия летнего сезона. В данной статье рассматривается один из неотъемлемых компонентов, без которого является невозможным функционирование ни одного предприятия, в том числе и сельскохозяйственного – бухгалтерский учёт, а именно учётная политика. Это обуславливает актуальность темы исследования.
Бухгалтерский учёт представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путём сплошного и непрерывного документального учёта всех хозяйственных операций .
В сельском хозяйстве объектами бухгалтерского учёта выступают :
- собственный капитал;
- имущество предприятия;
- хозяйственные операции, изменяющие состав имущества и обязательств;
- дебиторская и кредиторская задолженности.
Главной целью бухгалтерского учёта на предприятиях сельского хозяйства являются анализ и использование экономической информации для выявления тенденций в результатах деятельности, выбора пути развития и принятия управленческих решений.
Учётная информация применяется на всех уровнях управления.
Бухгалтерский учёт помимо информационной выполняет контрольную функцию, сводящуюся к предотвращению нерационального использования ресурсов и к сохранению ресурсов предприятия.
Бухгалтерский учёт в соответствии с законодательством Российской Федерации позволяет предприятиям отрасли сельского хозяйства решать задачи:
- формировать полную и достоверную информацию о деятельности предприятия и его имущественном положении;
- выявлять и мобилизовать хозяйственные резервы для обеспечения финансовой устойчивости предприятия;
- осуществлять оценку использования выявленных резервов;
- предотвращать негативные побочные результаты в финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
- предоставлять информацию контролирующим органам для соблюдения законодательства Российской Федерации при осуществлении хозяйственных операций, движении имущества и обязательств, использовании ресурсов согласно утвержденным нормам.
На сельскохозяйственных предприятиях бухгалтерский учёт имеет ряд отличительных признаков, характерных для отрасли: производственный процесс непосредственно связан с землёй и живыми организмами; в сельском хозяйстве возможны различные организационно-правовые формы предприятий.
К особенностям бухгалтерского учёта на предприятиях сельского хозяйства относятся следующие проблемы и задачи :
- Специфика бухгалтерского учёта в данной сфере возникает из-за разной природы отраслей сельского хозяйства: растениеводства, животноводства, вспомогательного производства.
- Основным производственным средством в сельском хозяйстве является земля, поэтому существует необходимость бухгалтерского учёта земельных угодий и финансовых вложений в них.
- В сельском хозяйстве применяется разнообразная техника – требуется достоверный учёт всех машин и механизмов.
- Бухгалтерский учёт должен учитывать и отражать сезонность работ, затрат и доходов.
- Получение продукции может занимать более календарного года – по некоторым сельскохозяйственным культурам и животным затраты осуществляются в текущем отчётном году, а продукцию получают только в следующем.
- Часть продукции поступает на внутрихозяйственное потребление: продукция растениеводства – на семена и корм скоту; продукция животноводства – на удобрения в растениеводстве. Поэтому необходимо отражение движения продукции на всех этапах внутрихозяйственного оборота.
- От одной культуры или одного вида скота получают несколько видов продукции, что порождает необходимости разграничения затрат в бухгалтерском учёте.
Таким образом, система бухгалтерского учёта аграрных предприятий зависит от организации производства, организационно-правовой формы и специализации; но при этом ей присущи общие, характерные для любой отрасли народного хозяйства, черты: учёт строится по унифицированному Плану счетов с использованием типовые регистров и форм, а также методов проведения учётных работ.
Основным документом, закрепляющим порядок и способы ведения учёта при отражении хозяйственных операций на предприятии, является учётная политика. Согласно ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации», под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности .
Организация формирует учётную политику, опираясь на свою структуру, отрасль, в которой функционирует, и другие особенности деятельности. При формировании учётной политики предприятие имеет право определить методы оценки незавершённого производства; методы списания материалов, сырья и инвентаря в производство; возможности применения ускоренной амортизации; варианты формирования фондов и так далее.
Задачей учётной политики сельскохозяйственного предприятия является разработка комплексной системы инструкций, положений и методов, позволяющих:
- упорядочить, унифицировать и регламентировать учёт;
- создать схему документооборота и систему оценки активов;
- сформировать отчётность, отражающую имущественное положение хозяйства.
Учётная политика разрабатывается главным бухгалтером организации и утверждается руководителем.
В учётной политике утверждаются :
- формы первичных документов, применяемые для отражения хозяйственной деятельности, по которой не предусмотрены типовые формы первичных документов;
- рабочий план счетов бухгалтерского учёта, включающий в себя синтетические и аналитические счета;
- технологии документооборота и обработки учётной информации;
- правила контроля над хозяйственными операциями;
- порядок и методы проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
- другие решения по организации бухгалтерского учёта.
Методология бухгалтерского учёта предполагает использование Плана счетов – унифицированного информационного списка, отражающего имущественное положение организации и источники его формирования. Для придания учёту в организации большей эффективности составляется рабочий план счетов: в нём указываются необходимые для организации рабочие субсчета и аналитические счета в рамках унифицированных счетов.
Согласно п. 4 ПБУ 1/2008 при формировании учётной политики должен быть утверждён рабочий план счетов . В случае отсутствия в Плане счетов статей, необходимых для деятельности организации, допускается ввод дополнительных синтетических счетов через свободные коды. Введение дополнительных счетов должно быть согласовано с Министерством финансов Российской Федерации.
Все хозяйственные операции оформляются первичной документацией, использование которой позволяет избежать разнобоя и облегчает внедрение компьютерного учёта.
На аграрных предприятиях применяется множество форм первичной документации, что вызвано зависимостью от вида производимой продукции, способов учёта, дифференциации производства. Поэтому раздел формирования перечня первичных документов здесь является очень актуальным. Министерством сельского хозяйства России разработан общий перечень форм первичных документов, утверждённых бывшим Госкомстатом России (нынче Федеральная служба государственной статистики) .
Обращение документов на предприятии происходит в соответствии с утвержденным графиком документооборота – движением документов с момента их составления или получения до сдачи в архив после обработки и систематизации .
В графике документооборота указываются сроки составления и представления, а также порядок обработки первичных документов, регистрации и группировки учётных данных с указанием ответственных лиц. Данный график составляется главным бухгалтером и после утверждения руководителем становится обязательным для исполнения.
В документе должны быть обязательные реквизиты :
- наименование документа;
- наименование организации;
- содержание хозяйственной операции;
- дата составления;
- должности и подписи лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность оформления;
- величина натурального и (или) денежного измерения.
После систематизации и накопления первичных документов осуществляются соответствующие записи в регистры синтетического учёта. Под регистром в бухгалтерском учёте принято понимать различные виды таблиц, содержащих данные первичной документации.
В соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учёте» регистры предназначены для накопления и систематизации данных из принятых к учёту первичных документов, для их отражения на счетах учёта и в бухгалтерской отчётности.
Перечень регистров зависит от формы бухгалтерского учёта в организации. Под формой учёта полагается система учётных регистров с конкретным порядком и способом записи в них. Министерством финансов России рекомендованы к применению следующие формы:
- журнально-ордерная;
- мемориально-ордерная;
- с использованием вычислительной техники;
- другие формы.
В отрасли сельского хозяйства наиболее широкое распространение получила журнально-ордерная форма бухгалтерского учёта: данные первичных документов заносят в журнал-ордер или предварительно группируют в накопительных ведомостях. Журналы-ордера применяют в течение месяца для отражения операций по конкретному синтетическому счёту либо группе связанных счетов, они являются регистрами синтетического и хронологического учёта. Итоги журналов-ордеров переносят в Главную книгу, которая используется для отчётности.
Корректно организованный бухгалтерский учёт позволяет пользователям информации получать данные, объективно отражающие положение сельскохозяйственного предприятия.
Способ ведения бухгалтерского учёта подразумевает в своём составе определение способов амортизации основных средств, нематериальных и прочих активов; методов оценки производственных запасов, незавершённого производства и готовой продукции, признания прибыли и так далее.
Аграрное предприятие имеет право выбрать и закрепить в учётной политике один из способов амортизации нематериальных активов:
- линейный;
- метод уменьшаемого остатка;
- пропорционально объёму продукции (работ, услуг).
Для основных средств учётная политика предусматривает возможность выбора способа учёта в следующих случаях:
- Стоимость основных средств, представленных к учёту, не превышает 40 000 руб.
- Способ начисления амортизации. Сельскохозяйственные предприятия имеют множество фондов, составляющих большую часть активов в балансе и представленных различными группами основных средств, что создаёт сложности при определении способов амортизации отдельно взятой группы. Предприятие может выбрать один из следующих способов начисления амортизации :
- линейный;
- метод уменьшаемого остатка;
- пропорционально объёму продукции (работ, услуг);
- по сумме чисел лет срока полезного использования.
- Переоценка основных средств. Предприятие может раз в год переоценивать группы однородных объектов основных средств по восстановительной стоимости.
Учёт материально-производственных запасов (МПЗ) является одним из важнейших разделов учётной политики, что обусловлено сложностью и различием способов оценки и списания МПЗ, контролем над сохранностью и формированием себестоимости сельскохозяйственной продукции и затрат на производство. Порядок учёта МПЗ регламентируется ПБУ 5/01 .
Оценка МПЗ может осуществляться одним из следующих способов, закреплённых в учётной политике организации:
- по себестоимости каждой единицы;
- по себестоимости первых по времени приобретения МПЗ;
- по средней себестоимости.
В учётной политике обязательно должны быть отражены следующие элементы:
- Состав прямых расходов, включаемых в себестоимость продукции;
- Способ оценки незавершённого производства.
- Перечень резервов предстоящих платежей, нормативы отчислений в резервы.
- Порядок определения предельной величины расходов по долговым обязательствам.
Закреплённые учётной политикой способы и формы ведения учёта дают возможность упорядочить и унифицировать бухгалтерский учёт предприятия.
Раздел, регламентирующий осуществление инвентаризации на предприятиях сельского хозяйства, является одним из важнейших разделов учётной политики. Инвентаризации подлежат:
- Активы: основные средства, нематериальные активы, производственные и прочие запасы, товары и готовая продукция, финансовые вложения, денежные средства и другие финансовые активы.
- Обязательства: кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы.
Инвентаризацию можно классифицировать на обязательную и инициативную.
Проведение инвентаризации обязательно :
- перед годовой бухгалтерской отчётностью;
- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;
- при смене материально ответственных лиц;
- в чрезвычайных ситуациях, вызванных экстремальными условиями;
- при выявлении фактов хищения или порчи имущества;
- при реорганизации или ликвидации предприятия;
- при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
- в других случаях, предусмотренных законодательством.
Сроки и порядок проведения инициативной инвентаризации определяются руководителем организации.
Инвентаризация относится к способам ведения бухгалтерского учёта, поэтому порядок её проведения входит в перечень приложений к учётной политике.
По инициативе руководства в учётную политику могут быть включены различные положения, которые актуальны только для предприятия.
Адекватно, грамотно и объективно сформированная учётная политика является важнейшим аспектом эффективности ведения бухгалтерского учёта.
Учетная политика ЕСХН в 2020 году
Субъекты предпринимательства, которые являются плательщиками ЕСХН, обязаны оформить учетную политику для утверждения выбранного налогового режима и описания правил ведения бухучета. Как ведется учетная политика ЕСХН, каким образом оформить и утвердить документ – ответы на эти и другие вопросы Вы найдете в нашей сегодняшней статье.
Общие положения учетной политики
Учетной политикой (УП) называют документ, оформляемый для утверждения выбранного режима налогообложения. Также в документе описывают порядок ведения бухучета в целях определения налоговой базы: метод начисления амортизации, перечень доходов и расходов, которые фирма вправе признать при расчете налога, способ отражения бухгалтерских операций и т.п. Читайте также статью: → “Особенности налогового и бухгалтерского учета на крупном предприятии».
Наряду с организациями, применяющими ОСНО и УСН, плательщикам ЕСХН также необходимо оформить учетную политику. Ниже мы подробно расскажем о процедуре составления и утверждения УП, а также о положениях, которые следует указать в документе.
|
Учетная политика при ЕСХН
Учетная политика является внутренним нормативным документом, подтверждающий статус фирмы как плательщика ЕСХН. При составлении УП учитывайте необходимость описания правил бухучета в целях налогообложения ЕСХН.
Какие положения необходимо включить в учетную политики
Текст документа следует оформить в виде отдельных разделов, каждый из которых должен раскрывать положения относительно режима налогообложения, расчета налога, учета доходов и расходов и т.д. Ниже в таблице приведена обобщенная информация об основных положениях, которые необходимо включить в документ.
№ п/п | Раздел УП | Описание |
1 | Режим налогообложения | В разделе пропишите режим налогообложения (ЕСХН), действующий на основании документов ФНС. Также укажите объект налогообложения (доходы за минусом расходов). |
2 | Порядок учета операций | Укажите документ, оформляемый для учета операций (Книга доходов и расходов), а также основание для записей (первичные документы). Если для учета операций Вы используете автоматизированные программы, то об этом также следует упомянуть в данном пункте. |
3 | Порядок ведения бухучета | Так базой для налогообложения ЕСХН являются доходы за минусом расходов по данным бухучета, в УП с/х фирмы следует описать организацию учета и систематизацию данных для расчета налога. К примеру, в данном пункте Вы можете предусмотреть следующие условия:
Таким образом, сумму доходов и расходов для целей налогообложения Вам следует определять исходя из показателя, отраженного в оборотно-сальдовой ведомости. |
4 | Перечень доходов и расходов в целях налогообложения | Данные о доходах и расходах, участвующих в расчете налогооблагаемой базы, описывайте исходя из законодательных норм. НК предусмотрено, что плательщики с/х налога вправе учитывать такие основные виды затрат:
Также в составе учитываемых расходов Вы вправе описать затраты, связанные со спецификой с/х деятельности, такие как расходы на:
Если специфика деятельности Вашей с/х фирмы предусматривает прочие расходы в рамках НК, то их также следует описать в данном пункте. |
5 | Механизм расчета налога. График осуществления налоговых платежей | Опишите формулу расчета ЕСХН: разница доходов и расходов, умноженная на действующую налоговую ставку (в 2017 году – 6%).
Укажите порядок расчета годовой суммы налога и авансовых платежей:
В данном пункте Вы также можете утвердить сроки подачи отчетности в органы ФНС (не позже, чем это предусмотрено действующим законодательством). |
В случае, если для ведения с/х деятельности Вы приобретаете земельные участки, то срок признания расходов на их приобретение следует отразить в учетной политике. При этом учтите следующее: законодательство определяет срок признания расходов на землю не менее 7 лет.
Пример №1. ООО «Чистое поле» занимается выращиванием и реализацией пшеницы, является плательщиком ЕСХН. В феврале 2017 «Чистое поле» приобрело у АО «ГлавПром» земельный участок:
- стоимость земли 10.402.300 руб.;
- «Чистое поле» оплатило стоимость земли 04.02.17;
- Акт на получение земли подписан 18.02.17;
- 06.17 «Чистое поле» получило свидетельство права собственности на участок.
Согласно положений учетной политики ООО «Чистое поле», срок признания расходов на покупку земли составляет 8 лет. Таким образом, сумма ежемесячных расходов составит 108.357 руб. (10.402.300 руб. / 8 лет * 12 мес.). Отражать расходы на землю «Чистое поле» вправе с июня 2017 (с момента регистрации права собственности).
Если Вы совмещаете уплату ЕСХН и ЕНВД, то текст учетной политики Вам следует дополнить порядком организации раздельного учета и механизмом расчета налога в рамках каждого из применяемых налоговых режимов.
Как оформить и утвердить документ
Учетная политика плательщика ЕСХН оформляется в соответствии с общими требованиями. Читайте также статью: → “Условия применения ЕСХН + инфографика, плательщики, расчет». При составлении документа действуйте согласно нижеприведенному алгоритму:
- Подготовьте проект документа. Вы можете сделать это самостоятельно или поручить главному бухгалтеру.
- Внесите в проект необходимые корректировки, после чего утвердите документ как руководитель.
- После подписания УП руководителем и заверением печатью организации, зарегистрируйте документ (присвойте ему номер и укажите дату составления).
- Подготовьте приказ, согласно которому УП вступает в силу.
Отметим, что новая учетная политика вступает в силу только с начала отчетного года. Введение нового порядка учета в течение года возможно только в исключительных случаях (изменение законодательства, режима налогообложения, введение новых видов деятельности при совмещении ЕНВД и ЕСХН).
Скачать бесплатную книгу от online-buhuchet.ru “Основы налогообложения на ЕСХН”
1. Ведение учетной политики ЕСХН на предприятии
2. Ведение книги доходов и расходов при ЕСХН для ИП и организации
3. Условия применения ЕСХН + инфографика, расчет
4. Пошаговая инструкция регистрации ЛПХ
5. Налогообложение КФХ: сравнение режимов ОСНО, УСН, ЕСХН
6. Как перейти на ЕСХН с общего режима и УСН? Инфографика
7. Как зарегистрировать КФХ: пошаговая инструкции
8. Применение ЕСХН для КФХ: инфографика, пример расчета, сроки уплаты
|
Образец учетной политике для с/х предприятия
Ниже приведен примерный образец учетной политике для с/х предприятия – плательщика ЕСХН.
Общество с ограниченной ответственностью «Хлебодар»
ПРИКАЗ № 143-18/4
об утверждении учетной политики для целей налогообложения
г. Краснодар | 26.11.2016 |
ПРИКАЗЫВАЮ:
- Утвердить учетную политику для целей налогообложения.
- Контроль за исполнением приказа возложить на главного бухгалтера Хвостова Г.Н.
- Срок вступления в силу учетной политики – 01.01.2017.
Приложение к приказу – учетная политика для целей налогообложения.
С приказом ознакомлен Хвостов Г.Н.
к приказу от 25.11.2016№ 143-18/4
Учетная политика для целей налогообложения
Режим налогообложения
1. Утвердить ООО «Хлебодар» в качестве плательщика единого сельхоз налога (ЕСХН).
Объект налогообложения
2. Для расчета ЕСХН использовать объект налогообложения, определяемый как разницу между полученными доходами и понесенными расходами.
Организация учета
3. Налоговую базу для расчета ЕСХН определять на основании данных Книги учета доходов и расходов, которая ведется автоматизированно с помощью ПО «1С». Данные в Книгу вносить на основании первичных документов отдельно по каждой операции. Читайте также статью: → “Ведение книги доходов и расходов при ЕСХН».
Учет доходов и расходов
4. В целях налогообложения доходы и расходы учитывать кассовым методом (по факту их оплаты). Увеличение налоговой базы для расчета ЕСХН осуществляется за счет реализационных и внереализационных доходов (в том числе авансы). Уменьшение налоговой базы осуществляется за счет:
- расходов на приобретение и обслуживание ОС;
- затрат на покупку сырья, материалов, покупных товаров;
- суммы НДС, уплаченной поставщикам;
- расходов на питание работников, занятых на с/х работах;
- затрат на информационно-консультационные услуги;
- расходов на участие в тендерах и конкурсах с целью реализации продукции;
- таможенных платежей при экспорте с/х продукции;
- затрат на приобретение имущественных прав на земельные участки.
При расчете налога сумму расходов на приобретение земельных участков учитывать равными частями в течение 7 лет.
Расчет и уплата ЕСХН
5. В срок до 15 июля текущего года рассчитать сумму авансового платежа по ЕСХН за отчетный период. Расчет осуществлять по формуле:
А = (Дох – Расх) * 6%,
- где А – сумма аванса к оплате;
- Дох – показатель доходов за 1 полугодие текущего года по данным Книги учета доходов и расходов;
- Расх – показатель расходов за 1 полугодие текущего года по данным Книги учета доходов и расходов.
Рассчитанную сумму аванса перечислить в бюджет до 20 июля текущего года.
6. В срок до 1 марта следующего года рассчитать сумму годового платежа по ЕСХН за предыдущий налоговый период. Расчет осуществлять по формуле:
Н = (ГодДох – ГодРасх) * 6%,
- где Н – сумма годового платежа по ЕСХН;
- ГодДох – годовой показатель доходов по данным Книги учета доходов и расходов;
- ГодРасх – годовой показатель расходов по данным Книги учета доходов и расходов.
Рассчитанную сумму налога отразить в декларации. Срок подачи декларации в ФНС – до 15 марта следующего года.
7. В срок до 20 марта следующего года рассчитать и оплатить окончательную сумму по ЕСХН за предыдущий налоговый период. Сумму к оплате определить по формуле:
П = Н – А,
- где П – окончательный платеж по ЕСХН;
- Н – годовая сумма налога;
- А – сумма аванса, оплаченного за 1 полугодие.
8. Ответственность за выполнение положений учетной политики возложить на главного бухгалтера Хвостова Г.Н.
Рубрика “Вопрос – ответ”
Вопрос №1. ООО «Фермер» – плательщик ЕСХН. В августе 2016 «Фермер» приобрел право собственности на землю, которая засеяна с/х культурами (картофелем и луком). Цена земли – 9.303.800 руб. Может ли «Фермер» учесть данные расходы при расчете налога? Учетной политикой ООО «Фермер» предусмотрено, что расходы на покупку земли признаются равными долями в течение 8,5 лет.
Законодательство не запрещает с/х производителям уменьшать налогооблагаемую базу на сумму расходов, связанных с покупкой засеянной земли. Поэтому, руководствуясь учетной политикой, «Фермер» вправе ежемесячно отражать расходы в сумме 91.213 руб. (9.303.800 руб. / 102 мес.).
Вопрос №2. В декабре 2016 ООО «ГлавХозТрест» утвердит учетную политику на 2017 год. Согласно тексту документа, расходы на покупные товары уменьшают налогооблагаемую базу по факту реализации таких товаров. Правильно ли оформлена учетная политика «ГлавХозТрест»?
Указанные порядок признания расходов противоречит положениям НК, поэтому «ГлавХозТрест» не вправе его применять. В данной ситуации «ГлавХозТрест» необходимо указать в документе следующий текст: «Расходы на покупные товары уменьшают налогооблагаемую базу по факту оплаты таких товаров поставщику». Именно этим положением «ГлавХозТрест» следует руководствоваться при признании расходов.
Вопрос №3. АО «ХозТорг» совмещает ЕНВД и ЕСХН. В учетной политике «ХозТорга» отсутствует информация об организации раздельного учета по каждому из налоговых режимов. Корректно ли оформлена учетная политика «ХозТорга»?
Учетная политика «ХозТорга» составлена неверно: документ должен содержать положения относительно организации раздельного учета и порядка распределения общих расходов, касающихся одновременно обоих налоговых режимов. В противном случае учет доходов и расходов «ХозТорга» ведется некорректно, как следствие – организация неверно рассчитывает сумму налогов к уплате.
Учетная политика для целей налогообложения на ЕСХН
Что такое налоговая учетная политика
Общее определение налоговой учетной политики приведено в статье 11 НК РФ. Учетная политика для целей налогообложения – это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Налоговая учетная политика, как правило, содержит следующие разделы:
1) применяемые способы и методы исчисления налоговой базы (определения объекта налогообложения);
2) налоговый учет;
3) документооборот.
Элементы налогообложения по ЕСХН
Налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) являются организации и индивидуальные предприниматели – сельскохозяйственные товаропроизводители, которые добровольно перешли на уплату ЕСХН (п. 1 ст. 346.2 НК РФ).
К сельскохозяйственным товаропроизводителям относятся:
1) организации и индивидуальные предприниматели при условии, что
— они производят сельскохозяйственную продукцию, осуществляют ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализуют эту продукцию;
— (и) доля продукции, произведенной из собственного сельскохозяйственного сырья, составляет не менее 70% в общем доходе;
2) сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие) при условии, что доля доходов от реализации собственной сельхозпродукции составляет не менее 70%;
3) рыбохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели (при выполнении условий, установленных п.2.1 ст. 346.2)
Объект налогообложения на ЕСХН определяется как «доходы, уменьшенные на величину расходов» (ст. 346.4 НК РФ). Порядок определения и признания доходов и расходов установлен в статье 346.5 Кодекса.
Налоговая база по ЕСХН исчисляется как денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов (ст. 346.6 НК РФ). Доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала года. При этом налоговая база может быть уменьшена на величину убытков, полученных в предыдущие годы.
Налоговый период по ЕСХН – календарный год, отчетный период – полугодие (ст. 346.7 НК РФ).
Налоговая ставка установлена в размере 6% (ст. 346.8 НК РФ).
Налоговый учет организаций – плательщиков ЕСХН
Согласно п. 8 ст. 346.5 НК РФ организации обязаны вести учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы единого сельскохозяйственного налога, на основании данных бухгалтерского учета с учетом положений главы 26.1 НК РФ.
В налоговой учетной политике организация должна привести перечень и образцы (или описание) налоговых регистров, в которых ведется учет доходов и расходов для целей исчисления ЕСХН. Если бухгалтерский и налоговый учет доходов и расходов совпадают, то в налоговой учетной политике следует привести перечень бухгалтерских регистров, на основании которых исчисляется налоговая база по ЕСХН. При этом в налоговой учетной политике следует сделать ссылку на бухгалтерскую учетную политику, в которой организация в соответствии с п. 4 ПБУ 1/2008 обязана утвердить формы бухгалтерских регистров.
Налоговый учет индивидуальных предпринимателей — плательщиков ЕСХН
Налоговый учет индивидуальными предпринимателями ведется в Книге учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных производителей (далее – Книга). Форма Книги и порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина от 11.12.2006 № 169н.
Установлены следующие правила ведения книги:
1. Книга ведется в течение календарного года. На каждый год открывается новая книга.
2. Книга ведется на бумажных носителях или в электронном виде (по выбору индивидуального предпринимателя).
3. Книга, которая ведется в электронном виде, по окончании года должна быть распечатана.
4. Книга на бумаге, а также распечатанная электронная книга должна быть прошита, пронумерована и скреплена подписью и печатью (при наличии) индивидуального предпринимателя. На последнем листе книги указывают количество страниц в ней.
5. Книга должна быть заверена в налоговом органе:
а) на бумажных носителях – до начала ее ведения;
б) распечатанная электронная книга – не позднее 31 марта следующего года.
6. Книга ведется на русском языке.
7. Исправления в Книге допускаются. Рядом с исправленной записью надо поставить подпись индивидуального предпринимателя, печать (при наличии) и дату исправления.
Порядок регистрации хозяйственных операций в Книге:
1. В Книге регистрируют в хронологическом порядке хозяйственные операции, в результате которых:
а) возникают доходы, которые включаются в налоговую базу по ЕСХН, а именно (п.1 ст. 346.5 НК РФ):
— доходы от реализации (ст. 249);
— внереализационные доходы (ст. 250);
б) образуются расходы, перечисленные в п.2 ст. 346.16 НК РФ.
2. Регистрация хозяйственных операций производится только на основании первичных учетных документов.
3. В случаях, когда для признания доходов или расходов должны выполняться дополнительные условия, то записи в книге производятся на основании бухгалтерской справки, справки-расчета и т.п.
4. В разделе II книги производится расчет расходов, связанных с предпринимательской деятельностью на ЕСХН:
а) на приобретение (создание, изготовление сооружение) основных средств;
б) на достройку, дооборудование, техническое перевооружение, модернизацию, реконструкцию основных средств;
в) на приобретение (создание) нематериальных активов.
Указанные расходы отражаются в книге в последнюю дату отчетного (налогового) периода в размере фактически оплаченных сумм по каждому введенному в эксплуатацию объекту основных средств (принятому к учету объекту нематериальных активов) отдельно. В налоговую базу эти расходы включаются до конца налогового периода равными частями. Если права на объект должны быть зарегистрированы, то его стоимость отражается в разделе II книги при условии, что документы поданы на госрегистрацию.
Исходя из вышеизложенного, в налоговой учетной политике индивидуальный предприниматель должен установить:
— порядок ведения Книги – в электронном виде или на бумажных носителях;
— перечень первичных учетных документов, которыми оформляются хозяйственные операции, и на основании которых производятся записи в Книге;
— формы бухгалтерских справок, справок-расчетов и т.п., на основании которых производятся записи в Книге в случаях, когда для отражения доходов или расходов необходимы дополнительные расчеты или выполнение особых условий.
Лимит доли доходов для применения ЕСХН
Одним из условий, дающих право на применение ЕСХН, является соблюдение лимита доли доходов от реализации сельхозпродукции за налоговый период – не менее 70%.
К сельскохозяйственной продукции относится:
— продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства;
— продукция животноводства, в том числе полученная в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов.
Постановлением Правительства РФ от 25.07.2006 № 458 утверждены:
— порядок отнесения продукции к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства;
— перечень видов продукции, относимой к сельскохозяйственной продукции (приложение № 1 к Постановлению);
— перечень продукции, относимой к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства (приложение № 2 к Постановлению).
К сельскохозяйственной продукции также относятся уловы водных биологических ресурсов, рыбная и иная продукция из водных биологических ресурсов, перечень которых приведен в пункте 3 ст. 346.2, пунктах 4 и 5 ст. 333.3 НК РФ.
Алгоритм расчета доли доходов заключается в следующем:
1. Определить сумму дохода от реализации товаров, работ, услуг (Д). Для этого надо взять только доходы от реализации, признаваемые для целей налогообложения согласно статьям 248 и 249 НК РФ (без учета доходов, перечисленных в статьях 250 и 251 НК РФ). Плательщики ЕСХН выручку определяют по правилам, установленным для этого спецрежима. В расчет принимаются доходы от реализации по всем видам деятельности, в том числе и переведенным на ЕНВД;
2. Определить сумму дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства (ДСХ);
3. Определить долю дохода от реализации продукции первичной переработки в общем доходе от реализации продукции, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства (dД). Для этого следует сумму расходов на производство сельхозпродукции (РП) и первичную переработку сельхозпродукции (РПП) разделить на сумму расходов на производство всей продукции из произведенного сельскохозяйственного сырья (Р):
dД = (РПП + РП) : Р;
4. Рассчитать доход от реализации сельхозпродукции первичной переработки (ДСХп) в общем доходе от реализации произведенной сельхозпродукции:
ДСХп = ДСХ х dД;
5. Рассчитать долю реализации сельхозпродукции, включая продукцию первичной переработки (dР), в общей сумме дохода от реализации:
dР = ДСХп : Д;
6. Рассчитанную долю (dР) сравнить с предельным показателем 70%.
В налоговой учетной политике следует установить:
— перечень доходов от реализации сельхозпродукции;
— порядок раздельного учета доходов от реализации сельхозпродукции и иной реализации;
— порядок и периодичность расчета (ежемесячно или ежеквартально нарастающим итогом) доли доходов от реализации сельхозпродукции;
— форму налогового регистра для расчета доли доходов от реализации сельхозпродукции.
Учет расходов
Расходы для целей налогообложения ЕСХН учитываются после их оплаты. Закрытый перечень расходов приведен в статье 346.5 НК РФ. Для признания некоторых видов расходов установлены ограничения, поэтому для включения таких расходов в налоговую базу необходимо произвести предварительный расчет в бухгалтерской справке, справке-расчете или специальном налоговом регистре. Формы этих справок (регистров) утверждают в налоговой учетной политике.
К таким расходам относятся:
1. Проценты по кредитам и займам (пп.9 п. 2, п. 3 ст. 346.5, ст. 269). В налоговой учетной политике следует установить порядок определения предельного размера процентов, включаемых в расходы, в соответствии с п. 1 ст. 269 НК РФ. Предельный размер процентов можно определять:
а) по ставке рефинансирования ЦБ РФ, скорректированной на повышающие коэффициенты, установленные в п.1 и п. 1.1 ст. 269;
б) (или) по среднему уровню процентов по сопоставимым долговым обязательствам. При выборе указанного варианта в учетной политике для целей налогообложения определяют критерии сопоставимости займов и кредитов: объемы, сроки, обеспечения.
2. Расходы на командировки (пп.13 п. 2 , п. 3 ст. 346.5). Перечень указанных расходов, признаваемых для целей налогообложения, приведен в пп.12 п. 1 ст. 264. Если организация возмещает иные расходы на командировки, то для расчета «налоговых» расходов составляют налоговый регистр или бухгалтерскую справку.
3. Плата нотариусу за нотариальное оформление документов признается расходом для целей налогообложения в пределах установленных законодательством о нотариате тарифов (пп.14 п. 2, п. 3 ст. 346.5) и, соответственно, включается в расходы на основании специального расчета.
4. Расходы на рекламу (пп.20 п. 2, п. 3 ст. 346.5). Перечень указанных расходов приведен в п. 4 ст. 264. Из них расходы на рекламу через СМИ и информационно-телекоммуникационные сети, световую и иную наружную рекламу, участие в выставках и ярмарках, изготовление брошюр и каталогов не лимитируются (абз.2-4 п.4 ст. 264). Остальные расходы на рекламу признаются для целей налогообложения в размере не более 1% доходов от реализации. Эти расходы включаются в налоговую базу отчетного (налогового) периода по специальному расчету.
Раздельный учет при совмещении режимов
Налогоплательщики, совмещающие ЕСХН и ЕНВД, включают в налоговую учетную политику положения о раздельном учете.
Согласно п.10 ст. 346.6 НК РФ налогоплательщики, переведенные на уплату ЕНВД по отдельным видам деятельности:
а) ведут раздельный учет доходов и расходов по разным специальным налоговым режимам;
б) распределяют «общие» расходы пропорционально долям доходов в общем объеме доходов, полученных на ЕСХН и ЕНВД.
В налоговой учетной политике необходимо утвердить:
— порядок раздельного учета доходов и расходов: на счетах бухгалтерского учета или в специальных налоговых регистрах;
— перечень «общих» расходов, подлежащих распределению;
— форму регистра (расчета) по распределению «общих» расходов.
Согласно п. 7 ст. 346.26 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению ЕНВД, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения. При этом учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению ЕНВД, осуществляется налогоплательщиками в общеустановленном порядке.
Из вышеприведенной нормы следует, что налогоплательщик, совмещающий ЕСХН и ЕНВД, в налоговой учетной политике должен предусмотреть порядок раздельного учета:
— имущества;
— обязательств;
— хозяйственных операций.