Учредительные нормы права

Учредительные нормы

Смотреть что такое «Учредительные нормы» в других словарях:

  • УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА — юридические документы,которые наряду с законодательством являются правовой основой деятельности юридических лиц, их участия в гражданском обороте. У.д.ю.л. необходимая предпосылка их возникновения. В качестве У.д.ю.л. могут выступать устав,… … Энциклопедия юриста

  • Глава 9. Нормы права — Глава 9 НОРМЫ ПРАВА Нормы праваСтруктура правовой нормыГипотезаДиспозицияСанкцияВиды норм права … Элементарные начала общей теории права

  • Отправные нормы — исходные нормы, отличающиеся высоким уровнем нормативности, особой структурой (отсутствие санкции, гипотезы), способами выражения и др. В результате развития правовой культуры появилась необходимость и возможность юридического признания… … Элементарные начала общей теории права

  • Виды норм права — группы правовых норм, отличающиеся предметом, методом, способом регулирования, объемом нормативности, структурой, отраслевой принадлежностью, механизмами действия и другими особенностями. Разнообразие поступков и действий людей, выступающих… … Элементарные начала общей теории права

  • Право Европейского союза — Это статья о праве Европейского союза. О Европейском праве в широком смысле см. статью Европейское право. Право Европейского союза (англ. European Union law, фр. Droit de l Union européenne) система правовых норм, регулирующая процесс… … Википедия

  • ОБЩЕСТВО С ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ — в соответствии со ст. 94 ГК обществом с дополнительной ответственностью (далее ОДО) признается учрежденное двумя или более лицами общество, уставный фонд которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники такого … Юридический словарь современного гражданского права

  • Конституция — (Constitution) Конституция это основной закон государства, закрепляющий основы политической, экономической и правовой системы страны История конституции, классификация конституций, структура и содержание конституции, функции конституции,… … Энциклопедия инвестора

  • ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО — сложный правовой феномен, являющийся результатом совместного правотворчества и международного сотрудничества европейских государств; имеет несколько значений. Исторически Е.п. представляет собой общее право континентальной Европы (лат. jus… … Энциклопедия юриста

  • Право международных организаций — отрасль современного международного права, нормы которой определяют статус международных организаций, регулируют вопросы их создания и деятельности. С момента возникновения первых международных организаций стали возникать нормы, которые… … Википедия

  • Прибыль — (Profit) Прибыль это превышение всех доходов фирмы над её затратами Расчет прибыли предприятия с учетом доходов и расходов, формула налогооблагаемой прибыли и распределение чистой прибыли Содержание >>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

Виды правовых норм

Многогранные общественные отношения, разнообразие повторяющихся жизненных ситуаций и способность человека разумно реагировать на происходящее обусловливают тот факт, что правовые нормы достаточно разнообразны.

Чтобы определить общие и отличительные черты данных норм, обозначить место и функциональную роль, необходимо их классифицировать. Основания классификации могут быть самыми различными.

По субъектам правотворчества различают нормы, исходящие от государства и непосредственно от гражданского общества. В первом случае это нормы органов представительной государственной власти, исполнительной государственной власти и судебной государственной власти (в тех странах, где имеет место прецедент). Во втором случае нормы принимаются непосредственно населением конкретного территориального образования (сельский сход и т.д.) или населением всей страны (всенародный референдум). Так, 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция РФ.

Учредительные нормы отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства, закрепляют устои социально-экономического и общественно-политического строя, права, свободы и обязанности граждан, основополагающие идеи и параметры строительства правовой системы общества. Они служат эталонами, позволяющими установить необходимое соответствие целей и средств конкретных правовых предписаний объективным закономерностям общественного развития. Это конституционные нормы и нормы, закрепленные в основах законодательства, кодексах. Например, норма, закрепленная в ст. 2 Конституции РФ, гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

Регулятивные нормы непосредственно направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей. В зависимости от характера субъективных прав и обязанностей различают три основных вида регулятивных норм: управомочивающие (предоставляющие своим адресатам право на совершение положительных действий); обязывающие (содержащие обязанность совершения определенных положительных действий); запрещающие (устанавливающие запрет на совершение действий и поступков, которые определены законом как правонарушения). Особенность регулятивных норм состоит в том, что они носят ярко выраженный предоставительно-обязывающий характер. В частности, нормы ст. 25.6-25.9 КоАП РФ закрепляют детальный перечень прав и обязанностей свидетеля, понятого, специалиста и эксперта.

Охранительные нормы фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 83 УК РФ осужденный подлежит освобождению от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда.

Как регулятивные, так и охранительные нормы направлены на осуществление функций права: регулятивной (статической и динамической) и охранительной. В них находят выражение способы регулирования.

Обеспечительные нормы содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования. Социальная ценность этих норм зависит от того, насколько эффективно они способствуют созданию механизмов и конструкций беспрепятственной реализации права. Так, широкий спектр государственных гарантий благотворительной деятельности содержит ст. 18 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Декларативные нормы обычно включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления. Например, в ч. 2 ст. 1 Конституции РФ говорится: «Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны».

Дефинитивные нормы формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия преступления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и т.н.).

Коллизионные нормы призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями. Так, п. 5 ст. 3 ГК РФ гласит: «В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон».

Оперативные нормы устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т.п.

По предмету правового регулирования различают нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового и иных отраслей права. Отраслевые нормы могут подразделяться на материальные и процессуальные. Первые являются правилами поведения субъектов, вторые содержат предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил.

По форме выражения предписаний можно разграничить нормы управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

По методу правового регулирования выделяются императивные, диспозитивные и рекомендательные нормы.

Императивные нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении. Это, как правило, нормы административного права.

Диспозитивным нормам присущ автономный характер, позволяющий сторонам (участникам) отношений самим договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных случаях резервное правило, если это не предусмотрено в договоре. Они реализуются преимущественно в гражданско-правовых отношениях.

Рекомендательные нормы обычно адресуются негосударственным предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения.

По этому же основанию нормы можно разграничить па позитивные, поощрительные и наказательные.

По сфере действия вычленяются нормы общего действия, нормы ограниченного действия и локальные нормы.

Нормы общего действия распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории государства.

Нормы ограниченного действия имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъектными факторами. Это нормы, издаваемые высшими органами власти республик, входящих в состав Российской Федерации, или нормы, исходящие от представительных или исполнительных органов краев, областей, и др.

Локальные нормативные предписания действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур.

Нормы права классифицируются также по времени (постоянные и временные), по кругу лиц (распространяются или на всех, кто подпадает под их действие, или на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, железнодорожников и т.п.).

Классификация норм права наглядно представлена на рис. 15.

2) По социальному назначению и роли в правовой системе нормы права можно подразделить на:

2.1. УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ (нормы-принципы)

2.2. РЕГУЛЯТИВНЫЕ (нормы-правила поведения)

2.3. ОХРАНИТЕЛЬНЫЕ (нормы–стражи порядка)

2.4. ОБЕСПЕЧИТЕЛЬНЫЕ (нормы-гарантии)

2.5. ДЕЛАРАТИВНЫЕ (нормы-объявления)

2.6. ДЕФИНИТИВНЫЕ (нормы–определения)

2.7. КОЛЛИЗИОННЫЕ (нормы-арбитры)

2.8. ОПЕРАТИВНЫЕ (нормы-инструменты)

2.1. Учредительные (нормы-принципы) нормы-принципы (исходные, отправные)

— ОТРАЖАЮТ исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства,

— ЗАКРЕПЛЯЮТ устои социально-экономического и общественно-политического строя, права, свободы и обязанности граждан, основополагающие идеи и параметры строительства правовой системы общества.

Посредственном названных норм

— определяются цели, задачи, принципы, пределы, направления, методы правового регулирования,

— закрепляются правовые категории и понятия. Это конституционные нормы и нормы, закрепленные в основах законодательства, кодексах.

2.2. Регулятивные (нормы-правила поведения) непосредственно направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей.

В зависимости от характера субъективных прав и обязанностей различают три вида регулятивных норм:

— УПРАВОМОЧИВАЮЩИЕ — предоставляющие своим адреса-там право на совершение положительных действий;

— ОБЯЗЫВАЮЩИЕ — содержащие обязанность совершения определенных положительных действий (их невыполнение влечет наступление юридических последствий);

— ЗАПРЕЩАЮЩИЕ — устанавливающие запрет на совершение дей-ствий и поступков, которые определены законом как правона-рушения. Их особенность состоит в том, что они носят ярко вы-раженный представительно-обязывающий характер.

2.3. Охранительные (нормы-стражи порядка) фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов.

Они определяют также условия и порядок освобождения от уголовной ответственности и наказания. Напр., ст. 75, 76, ч.1 ст. 83 УК РФ

Как регулятивные, так и охранительные нормы направлены на осуществление функций права:

— РЕГУЛЯТИВНОЙ (статической и динамической)

— и ОХРАНИТЕЛЬНОЙ

В них находят выражение способы регулирования. Схематично это можно представить следующим образом.

Функции: охранительная, регулятивная статистическая, регулятивная динамическая

Способы регулирования: запреты, запрет, обязывание, дозволение

Нормы: охранительные, запрещающие, обязывающие, управомочивающие.

2.4. Обеспечительные (нормы-гарантии) содержат предписания, ГАРАНТИРУЮЩИЕ осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования.

Социальная ценность их зависит от того, насколько эффективно они способствуют созданию механизмов беспрепятственной реализации права.

socway

Понятие и виды норм права. Подобрать из нпа примеры квалификации норм права.

Под нормой права понимается общеобязательное формаль-

но– определённое правило поведения, установленное и обес-

печенное обществом и государством, закреплённое и опуб- ликованное в официальных актах, направленное на регули-

рование общественных отношений путём определения прав

и обязанностей их участников.

Правовые нормы достаточно разнообразны. Чтобы опреде-

лить общие и отличительные черты, обозначить место и функциональную роль норм, необходимо их квалифициро- вать. Основания квалификации самые различные.

  1. По субъектам правотворчества различают нормы, исхо-

дящие от государства и непосредственно от гражданского об-

щества. В первом случае это нормы органов представитель-

ной государственной власти, исполнительной и судебной. Во

втором случае нормы принимаются непосредственно населе-

нием конкретного территориального образования или насе-

лением всей страны.

2. По социальному назначению и роли в правовой системе

нормы можно подразделить: на учредительные (нормы-прин-

ципы), регулятивные (нормы-правила поведения), охрани-

тельные (нормы-стражи порядка), обеспечительные (нормы-

гарантии), декларативные (нормы-объявления), дефинитив-

ные (нормы-определения), коллизионные (нормы-арбитры),

оперативные (нормы-инструменты).

Учредительные нормы отражают исходные начала право-

вого регламентирования общественных отношений, право-

вого положения человека, пределов действия государства,

закрепляют устои социально-экономического и обществен-

но-политического строя, права, свободы и обязанности гаж-

дан, основополагающие идеи и параметры строительства правовой системы общества. Они служат эталонами, позво-

ляющими установить необходимое соответствие целей и

средств конкретных правовых предписаний объективным за-

кономерностям общественного развития. Это конституцион-

ные нормы и нормы, закреплённые в основах законодательс-

тва, кодексах. Пример: п.2. ст. 4 Конституции Российской Федерации «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации».

Регулятивные нормы непосредственно направлены на регу-

лирование фактических отношений, возникающих между

различными субъектами, путём предоставления им прав и

возложения на них обязанностей. В зависимости от характера

субъективных прав и обязанностей различают три основных вида регулятивных норм:

управомочивающие (предоставляющие своим адресатам право на совершение положительных действий); ст.94 ГК РФ: «Участник общества с ограниченной ответственностью вправе в любое время выйти из общества независимо от согласия других его участников».

обязывающие (содержащие обязанность совершения определённых положительных действий); ст. 36ГК РФ: » Опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы».

запрещающие (устанавливающие запрет на совершение действий и поступков, которые определены законом как правонарушения); п. 2. ст.64 СК РФ: «Родители не в праве представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия».

Особенность регулятивных норм состоит в том, что они носят ярко выраженный предоставительно-обязывающий характер.

Охранительные нормы фиксируют меры государственного

принуждения, которые применяются за нарушение правовых

запретов. Они определяют также условия и порядок осво- бождения от наказания; ст.117. НК РФ » Введение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учёт в налоговом органе влечёт взыскание штрафа в размере десяти процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее двадцати тысяч рублей».

Обеспечительные нормы содержат предписания, гаранти-

рующие осуществление субъективных прав и обязанностей

в процессе правового регулирования. Социальная ценность

их зависит от того, насколько эффективно они способствуют

созданию механизмов и конструкций беспрепятственной

реализации права. Эти нормы могут располагаться в различ-

ных нормативных актах , связанных между собой.

Декларативные нормы обычно включают в себя положения

программного характера, определяют задачи правового регу-

лирования отдельных видов общественных отношений, со-

держат нормативные объявления; п. 2. ст.1 Конституции РФ «Наименование Российская Федерация и Россия равнозначны».

Дефинитивные нормы формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятие преступления

в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и

т.п.); ст.48 ГК РФ «Юридическим лицом признаётся организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде».

Коллизионные нормы призваны устранять возникающие про-

тиворечия между правовыми предписаниями; п.4.ст.15 Конституции РФ «Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Оперативные нормы устанавливают даты вступления норма-

тивного акта в силу, прекращение его действия и т. п.; ст.1 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса РФ». «Ввести в действие часть Гражданского кодекса РФ с 1 января 1995 года…».

3.По предмету правового регулирования различают нормы

конституционного, гражданского, уголовного, администра-

тивного, трудового и иных отраслей права. Отраслевые нор-

мы могут подразделяться на материальные и процессуальные.

Первые являются правилами поведения субъектов, вторые со-

держат предписания, устанавливающие процедуру примене-

ния этих правил.

4. По методу правового регулирования выделяют импера-

тивные, диспозитивные, рекомендательные нормы.

Императивные нормы имеют сугубо строгий, властно-кате-

горичный характер, не допускающий отклонений в регули-

руемом поведении; п.2. ст.51 ГК РФ. «Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации».

Диспозитивным нормам присущ автономный характер, поз-

воляющий сторонам отношений самим договориться по воп-

росам объёма, процесса реализации субъективных прав и

обязанностей или использовать в определённых случаях ре-

зервное правило; ст.210 ГК РФ «Собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором».

Рекомендательные нормы обычно адресуются негосударствен-

ным предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения; ст.104 ГК РФ «Акционерное общество вправе преобразовываться в общество с ограниченной ответственностью или производственный кооператив».

5. По сфере действия выделяются нормы общего действия,

нормы ограниченного действия и локальные нормы.

Нормы общего действия распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории государства.

Нормы ограниченного действия имеют пределы, обусловлен-

ныетерриториальными, временными, субъектными фактора-

ми.

Локальные нормы действуют в рамках отдельных государст-

венных, общественных, или частных структур.

6. Нормы права классифицируются также по времени (пос-

тоянные и временные), по кругу лиц (распространяются на всех или на чётко обозначенную группу субъектов).

Также существуют поощрительные нормы. ст. 64 УК РФ «При наличии исключительных обстоятельств, связанных с целями и мотивами преступления, ролью виновного, его поведением во время или после совершения преступления, и других обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности преступления, а равно при активном содействии участника преступления раскрытию этого преступления наказание может быть назначено ниже низшего предела…».

_________________________________
SocWayTags: Контрольные работы, Правоведение

Правовые нормы довольно разнообразны ввиду многогранных общественных отношений, изобилия повторяющихся жизненных вопросов и способности человека адекватно реагировать на происходящие ситуации.

Виды юридических норм

С целью определения общих и отличительных черт данных норм, обозначения места и функциональной роли нужна соответствующая классификация. К примеру:

  1. По субъектам правового творчества выделяют нормы, которые исходят от государства и напрямую от гражданского общества. В 1-м случае подразумеваются нормы органов представительной госвласти, исполнительной госвласти и судебной госвласти (в тех государствах, где существует прецедент). Во 2-м случае нормы принимает непосредственно само население конкретного территориального пункта (сельский сход и пр.) либо население всего государства (всенародный референдум). Таким образом, 12.12.1993 г. путем всенародного голосования приняли Конституцию РФ.
  2. В соответствии с социальным назначением и ролью в правовой системе нормы подразделяют на учредительные (так называемые нормы-принципы), регулятивные (так называемые нормы-правила поведения), охранительные (так называемые нормы-стражи порядка), обеспечительные (так называемые нормы-гарантии), декларативные (так называемые нормы-объявления), дефинитивные (так называемые нормы-определения), коллизионные (так называемые нормы-арбитры), оперативные (так называемые нормы-инструменты).

Учредительные, регулятивные и охранительные нормы

Определение 1

В учредительных нормах отражены исходные начала правового регламентирования общественных взаимоотношений, правового положения людей, пределов действия государственной власти, закреплены устои социального, экономического, общественного, политического строя, прав, свобод и обязанностей граждан; основополагающих идей и параметров строительства общественно-правовой системы.

Это своего рода эталоны, устанавливающие необходимое соответствие целей и средств определённых правовых предписаний объективным закономерностям развития общества. Также сюда относятся конституционные нормы и правила, закреплённые в законодательных основах и кодексах.

Пример 1

В соответствии с нормой, закреплённой в статье 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы – это высшая ценность. Признание, соблюдение и защита человеческих прав и свобод является обязанностью государства.

Определение 2

Регулятивные нормы осуществляют непосредственное регулирование фактических отношений, которые возникают между разными субъектами, путём предоставления им определённого права и возложения на них соответствующих обязанностей.

По характеру субъективных прав и обязанностей регулятивные нормы бывают трех основных видов:

  • управомочивающие (предоставляют своим адресатам право совершать положительные действия);
  • обязывающие (подразумевают обязанность выполнения определённых положительных действий);
  • запрещающие (устанавливают запрет на совершение действий и поступков, определённых законодательством в качестве правонарушения).

Регулятивные нормы носят ярко выраженный представительно обязывающий характер.

Пример 2

В нормах статьи 25.6-25.9 КоАП РФ закреплен детальный перечень прав и обязанностей свидетелей, понятых, специалистов и экспертов.

Определение 3

Охранительные нормы фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания.

Пример 3

Согласно статье 83 УК РФ осуждённый подлежит освобождению от отбывания наказания вследствие истечения сроков давности обвинительного судебного приговора.

Регулятивные вместе с охранительными нормами осуществляют правовые функции: регулятивную (статическую и динамическую) и охранительную. В них выражаются способы правового регулирования.

Обеспечительные, декларативные и дефинитивные нормы

Определение 4

В обеспечительных нормах содержатся предписания, которые гарантируют выполнение субъективных прав и обязанностей в ходе правового регулирования.

Социальная ценность этих норм зависит от того, насколько эффективно они способствуют созданию механизмов и конструкций беспрепятственной реализации права.

Пример 5

Множество государственных гарантий благотворительной деятельности содержится в статье 18 Федерального закона от 11.08.1995 г., посвященном благотворительной деятельности и благотворительным организациям.

Определение 6

В декларативных нормах содержатся положения программного характера. В них определены задачи правового регулирования отдельных типов общественных отношений, содержатся нормативные объявления.

Пример 6

В статье 1 Конституции РФ пишется, что наименования Российская Федерация и Россия имеют равное значение.

Определение 7

В дефинитивных нормах сформулированы определения конкретных правовых явлений и категорий (понятие “преступление в уголовном законодательстве”, “сделка в гражданском праве” и т.д.).

Коллизионные, оперативные и другие виды норм

Определение 8

Коллизионные нормы направлены на устранение возникающих противоречий между правовыми предписаниями.

Пример 7

В статье 3 ГК РФ сказано, что при противоречии указа Президента России либо постановлении Правительства России настоящему Кодексу или же другому закону используется настоящий Кодекс либо соответствующий закон».

Определение 9

В соответствии с оперативными нормами определяются даты вступления нормативного акта в действие, прекращения его силы и т.д.

Нормы могут быть конституционными, гражданскими, уголовными, административными, трудовыми и иными по предмету правового регулирования.

Определение 10

Отраслевые нормы бывают материальными и процессуальными. Первые определяют правила поведения субъектов, во вторых содержатся предписания, которые устанавливают процедуру применения данных правил.

В соответствии с формой выражения предписаний нормы могут быть управомочивающими, обязывающими и запрещающими.

Согласно методу правового регулирования юридические нормы бывают императивными, диспозитивными и рекомендательными.

Определение 11

Императивные нормы характеризуются сугубо строгим, властно-категоричным характером, не допускающим отклонений в регулируемом поведении. Чаще всего это нормы административного права.

Определение 12

Диспозитивные нормы обладают автономным характером, который позволяет сторонам (участникам) правоотношений самостоятельно договориться по вопросам объёма, процесса осуществления субъективных прав и обязанностей либо использовать в определённых ситуациях резервное правило (на случай, если это не прописано в договоре). Обычно они регулируют гражданско-правовые взаимоотношения.

Рекомендательные нормы, как правило, касаются негосударственных предприятий, поскольку устанавливают вариации желательного для правительства поведения.

В этой же категории выделяются позитивные, поощрительные и наказательные нормы.

В соответствии со сферой действия разграничивают нормы общего действия, ограниченного действия, а также локальные нормы.

Определение 13

Нормы общего действия распространены абсолютно на все население и функционируют во всем государстве.

Определение 14

Локальные нормы выполняются в пределах конкретных государственных, общественных либо частных структур.

Определение 15

У норм ограниченного действия существуют пределы, которые обуславливаются территориальными, временными, а также субъектными факторами. Это нормы издают высшие органы власти республик, которые входят в состав России. Также нормы ограниченного действия включают предписания представительных или исполнительных органами краёв, областей и т.д.

Кроме того, юридические нормы классифицируются по времени (постоянные, временные), а также по кругу лиц (распространены на всех или на конкретную группу субъектов – военных, железнодорожников и т.д.).

Основные виды правовых норм

В юридической науке в зависимости от отрасли различаются нормы государственного, административного, трудового, колхозного, гражданского, уголовного и других отраслей права.

Особенно важно разграничение правовых норм по их роли в регулировании общественных отношений на регулятивные (правоустановительные), правоохранительные и специализированные.

Регулятивные нормы устанавливают юридические права и обязанности участников общественных отношений. Эти нормы рассчитаны на правомерное поведение людей и составляют большинство норм права (Ст. ст. 17; 29; 31; 33 … КЗоТа РФ).

Например: п.3 ст.261 ГК РФ: «Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц».

Регулятивные нормы, в свою очередь, по характеру правил поведения подразделяются на обязывающие, запрещающие и управомочивающие.

Обязывающие нормы устанавливают обязанность совершать определенные активные действия. К ним можно было отнести ч. 4 ст. 100 КоБС РСФСР, в которой закреплялось, что «согласие родителей на усыновление должно быть выражено в письменной форме».

Например: п.1 ст. 227 ГК РФ: «Нашедший потерянную вещь обязан немедленно уведомить об этом лицо, потерявшее ее, или собственника вещи или кого-либо другого из известных ему лиц, имеющих право получить ее, и возвратить найденную вещь этому лицу». В нормах данного типа достаточно указать только на содержание обязанности.

Запрещающие нормы устанавливают обязанность не совершать запрещенных действий. В отличие от обязывающих они требуют воздерживаться от совершения тех или иных действий. Такая норма содержится, например, в ч. 1 ст. 54 КЗоТ РФ, запрещающей сверхурочные работы. Пункт 3 ст. 302 ГК РФ запрещает «истребовать от добросовестного предъявителя» деньги, а также ценные бумаги ….

Управомочивающие нормы предоставляют участникам общественных отношений права на совершение определенных положительных действий. Такой, например, была норма ч. 5 ст. 100 КоБС РСФСР, устанавливавшая право родителей отозвать данное ими согласие на усыновление, если решение об усыновлении еще не вынесено. Другим примером может быть ст. 301 ГК РФ, в которой говорится, что «собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения».

Регулятивные и правоохранительные нормы служат самостоятельной основой возникновения правоотношений.

А.С. Пиголкин считает неправильным деление норм на обязывающие, запрещающие и управомочивающие. «Учитывая то, что любая норма имеет представительно обязывающий характер, что она касается, по крайней мере, двух субъектов, необходимо сделать вывод, что любая норма права управомочивает одно лицо и обязывает другое регулируемого отношения. Здесь, по сути дела, смешиваются две различные вещи — норма права и ее выражение в статьях, пунктах и параграфах нормативных актов. И под видом классификации норм права дается классификация статей нормативных актов. Это особенно видно на примере, когда одна и та же правовая норма может быть выражена в разных статьях нормативных актов и в форме запрещения, и в форме обязывания». В подтверждение своей позиции автор приводит пример, где одна и та же норма права, обязывающая родителей оказывать помощь детям, выражена в одних нормативных актах в форме предписания, а в других — в форме запрета.

Правоохранительные нормы предусматривают меры государственного принудительного воздействия за совершение правонарушений. Они рассчитаны на неправомерное поведение людей и всегда содержат санкции. Взаимодействие регулятивных и правоохранительных норм заключается в том, что первые регулируют положительные действия людей, а вторые выражают отрицательную реакцию государства на их неправомерное поведение. Они направлены на охрану регулятивных норм и несут в себе государственное принуждение. Правоохранительные нормы направлены на регламентацию мер юридической ответственности, а также специфических государственно принудительных мер защиты субъективных прав.

Например: ст. 306 ГК РФ: «В случае принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности, убытки, причиненные собственнику в результате принятия этого акта, в том числе стоимость имущества, возмещаются государством. Споры о возмещении убытков разрешаются судом».

Специализированные нормы содержат предписания, обеспечивающие понимание и действие как регулятивных, так и правоохранительных норм.

Среди специализированных норм права можно выделить общезакрепительные (конститутивные), дефинитивные, декларативные (целеустановительные), коллизионные и оперативные нормы. Они не могут быть самостоятельной основой для возникновения правоотношений. Поэтому носят дополнительный характер.

Пиголкин А.С. Нормы советского права и их структура. Сборник статей. Вопросы общей теории советского права, 1960 г.

Общезакрепительные нормы закрепляют, фиксируют в обобщенном виде определенные состояния общественных отношений. К ним относятся, например, нормы, закреплявшие принадлежность всей власти в СССР народу (ст. 2 Конституции СССР).

Дефинитивные нормы закрепляют определенные юридические понятия. Примером может служить норма ст. 14 УК РФ, в которой дается определение понятия преступления.

Декларативные (целеустановительные) нормы провозглашают задачи, принципы той или иной правовой деятельности, правовых норм. Таковой является, например, норма ст. 1 ГК РФ, закрепляющая задачи Гражданского кодекса. Пункт 2 статьи 17 Конституции РФ устанавливает, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Коллизионные нормы устанавливают порядок выбора и применения конкретных правовых норм из нескольких. Кроме того, коллизионные нормы призваны решать столкновение норм, разрешение конфликтных и предконфликтных ситуаций.

Например: ч.2 п.2 ст. 7 ГК РФ определяет, что «Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора».

К числу коллизионных можно было отнести и норму ст. 4 Основ уголовного законодательства, устанавливающую, что «все лица, совершившие преступление на территории СССР, подлежат ответственности по уголовным законам, действующим в месте совершения преступления».

Оперативные нормы. С их помощью из действий системы права изымаются устаревшие нормы и вводятся новые.

Например: ст.3 Федерального Закона о введении в действие части первой ГК РФ определила, что «С 1-го января 1995 г. на территории РФ не применяются: раздел 1 «Общие положения», раздел 2 «Право собственности» и т.д.».

По характеру обязательности и степени категоричности нормы права могут быть подразделены на императивные и диспозитивные.

Императивные нормы содержат категорические предписания. Они не могут быть изменены участниками конкретных общественных отношений. К ним относится, например, норма, запрещающая компенсацию сверхурочных работ отгулом (ч. 2 ст. 88 КЗоТ).

Диспозитивные нормы содержат такие правила поведения, которые действуют лишь постольку, поскольку участники общественных отношений не установили для себя в этих отношениях иного правила поведения. Они рассчитаны на отсутствие соглашения между сторонами по определенным вопросам, и их диспозиция формулируется по схеме:

«Должно быть то, если иное не установлено законом или договором». Диспозитивной является, например, норма, устанавливающая обязанность нанимателя производить за свой счет текущий ремонт нанятого имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

По сфере или объему регулирующего действия нормы права подразделяются на общие, специальные и исключительные.

Общие нормы регулируют общественные отношения определенного рода, а специальные— соответствующий вид данных отношений. Иначе говоря, общие регулируют более широкий круг общественных отношений, применяя достаточно высокую меру их обобщения. Специальные нормы содержат более детализированные предписания по сравнению с общими нормами, ибо полнее учитывают особенности общественных отношений.

Так, если норма, требующая для усыновления согласие родителей ребенка, не лишенных родительских прав, является общей, то норма, устанавливающая, что при отсутствии родителей для усыновления детей, находящихся под опекой (попечительством), необходимо согласие на усыновление опекуна (попечителя), выраженное в письменной форме, является по отношению к первой норме специальной. Рассмотрим другой пример. В параграфе главы 30 ГК РФ содержатся общие положения договора поставки.

А нормы 4 параграфа той же главы регламентируют поставку товаров для государственных нужд. Также нормы по объему действия могут быть разграничены по кругу лиц. Здесь тоже существуют общие и специальные нормы. Но их особенности связаны с определенной категорией субъектов. Так, в трудовом праве общие нормы, распространяющиеся на всех работников, сочетаются со специалистами, дифференцированными сначала отдельно в отношении рабочих и служащих, а затем еще и по особым категориям служащих.

Нормы по объему их действия еще могут быть разграничены на общие и местные. Так, общими будут нормы, распространяющиеся на лиц независимо от того, на какой территории лица находятся или в состав какой организации они входят. Например: п.1. ст. 17 Конституции РФ «в РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права…». Местными нормами называются те нормы, которые действуют в отношении лиц только в том случае, если лица находятся на определенной территории. Например: п.1. ст. 98 Конституции РФ определяется, что «Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий…».

Исключительные нормы делают изъятия из общих и специальных норм. В отличие от специальных норм, регулирующих общественные отношения в соответствии с общими нормами, как бы в одном с ними русле и направлении, исключительные нормы предусматривают предписания, противоположные общим и специальным нормам, т.е. представляют собой исключения из правил. Если ч. 1 ст. 54 КЗоТ РФ закрепляет общее правило, не допускающее сверхурочные работы, то исключительной по отношению к ней является норма ст. 55 КЗоТ, допускающая сверхурочные работы «в исключительных случаях». К числу исключительных следует отнести норму, допускающую усыновление в виде исключения без согласия родителей.

Несмотря на относительность, разграничение общих, специальных и исключительных норм имеет не только познавательное, но и непосредственно практическое значение: при разрешении каждого конкретного дела наряду с общими установлениями требуется руководствоваться специальными и исключительными нормами.

По методу правового регулирования нормы права подразделяются на поощрительные и рекомендательные.

Поощрительные нормы — это предписания о предоставлении соответствующими государственными органами определенных видов поощрения за одобряемый государством общественно-полезный труд (нормативные предписания об орденах, премиях, медалях и других видах поощрения).

В юридической литературе принято выделять рекомендательные нормы, под которыми понимаются содержащиеся в государственно-правовых актах рекомендации, наиболее желательного с точки зрения государства урегулирования общественных отношений, обращенные к тем или иным общественным организациям. В качестве примера таких норм можно привести рекомендации колхозам по организации сельскохозяйственного производства и оплате труда колхозникам.

В законодательстве, юридической практике и литературе принято различать нормы материального и процессуального права.

Нормы материального права регулируют содержательную сторону реальных общественных отношений, служат мерой юридических прав и обязанностей их участников.

Нормы процессуального права регулируют процедуру (порядок) деятельности компетентных органов государства по осуществлению и защите норм материального права, прав и законных интересов участников общественных отношений. Так, наряду с известными отраслями материального права существуют гражданское процессуальное право и уголовно-процессуальное право и арбитражно-процессуальное право.

Рассмотренные классификации не исчерпывают всех возможных разграничений правовых норм, которые могут быть подразделены и по другим основаниям. Например, по времени действия они бывают: общие — устанавливаются на неопределенный срок действия; временные — устанавливаются на определенный срок (военное или чрезвычайное положение).